Воспитание добрых чувств. Воспитание доброты

Встреча с родителями «Воспитание добрых чувств»

Цель: создание предпосылок для формирования у присутствующих отношение к воспитанию нравственных качеств у детей, как одной из главных жизненных целей.

Задачи:

  1. Обратить внимание родителей на самоценность и важность дошкольного периода.
  2. Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на воспитание доброты.
  3. формировать опыт воспитания у детей добрых чувств, посредствам игр, в результате разбора «жизненных ситуаций».

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень приятно, что вы откликнулись на наше приглашение. И сейчас в тесном кругу, за чаем мы и хотели бы с вами поговорить на тему: «Воспитание добрых чувств».

Эту проблему на одной нашей встрече не решить. Но задуматься над этим вопросом стоит. Ведь мы вместе воспитываем наших детей, и какими они станут, зависит от нас с вами.

Каким вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? – на этот вопрос многие родители отвечают: «Хотим, чтобы получил образование». И лишь совсем небольшая часть ответила: «Хотим, чтобы у нас вырос добрый, внимательный, порядочный человек».

А в вашем понимании добрый человек, - это какой человек?

Вот у нас есть «Сердечко» давайте его наделим качествами доброго человека.

«Добрый человек – это тот, который…» (родители наделяют сердечко качествами доброго человека).

Теперь это сердечко – будет сердцем нашей группы, и будет жить у нас и в нас. И ребята будут заряжаться добротой от этого сердечка.

Конечно, недобрые взрослые не смогут посеять в ребенке зерна доброты. Ежедневно ребенок видит и постигает азбуку доброты в семье:

  • во взаимоотношениях родителей;
  • в том, как вы относитесь к своим детям;
  • в отношении к бабушкам, к дедушкам и просто к соседям.

Поговорка: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Ребенок впитывает в себя все это как губка. И уже в общении со сверстниками и окружающими людьми, строит свои отношения по примеру родителей.

Научить детей добро – это, значит, научить их сострадать, переживать, сопереживать, и в первую очередь по отношению к близким ему людям. Уважаемые родители, обратите внимание на эту таблицу. На ней определены сенситивные периоды развития определенных чувств. Но это не значит, что упущено время, просто развитие тех или иных чувств займет более длительный период времени.

А теперь давайте задумаемся, как наши дети относятся к нам? (Анализ игры «Три желания»,в этой игре дети загадывают три желания, затем анализируется, какие и для кого эти желания).

Приходят дети. Рассаживаются поближе к своим мамам, папам и пьют чай.

Игра «Хорошо -плохо»

Ход: Если дети согласны с высказыванием, то они хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.

Уважаемые мамы, папы!

На столах лежат листочки, на которых написано начало пословицы. Нужно досказать пословицу. Родители выполняют задание.

  1. Добро помни, а зло забывай.
  2. добро того учит, кто слушает.
  3. Добро творить – себя веселить.
  4. Доброе братство лучше богатства.
  5. Доброму везде добро.
  6. Доброму слову – добрый ответ.
  7. Добрый конец – всему делу венец.
  8. Добро делать спеши.
  9. Добро не горит, не тонет.
  10. Сделав добро, не кайся.

Игра на эмоциональную активность

Ход: Детям предлагается изобразить «ЗЛЮКУ», «РЕВУШКУ» и т.д. Затем воспитатель уточняет у детей, кто им больше понравился и как успокоить «РЕВУШКУ», что нужно сделать, чтобы подобреть.

Ситуация 1.

Ребята, помогите Вове разобраться, за что он был наказан (выходит мальчик и читает стихотворение)

Доброта

Вчера решил я добрым быть,

Всех уважать и всех любить

Подарил я Свете мячик,

Подарил я Пете мячик,

Коле отдал обезьянку,

Мишку, зайца и собачек.

Шапку, варежки и шарф

Подарил я Гале…

И вот за доброту мою

Меня же наказали!

Р. Сеф

За что был наказан Вова? Правильно, ли поступили взрослые? Что, значит, быть добрым? Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

Ситуация 2.

Что сделать, если мама с работы пришла грустная? (обыгрывается ситуация с детьми)

Дорогие мамы, папы! Еще раз хочу обратить внимание на листочки, которые лежат на столах. Прочтите их, и скажите, согласны вы с этим высказыванием или нет? Почему?

Ребенок учится жить у жизни, если:

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенок растет в безопасности, он учится верить людям;
  • ребенка поддерживают, он учится любить себя;
  • ребенок растет в честности, он умеет быть справедливым;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

(родители зачитывают высказывание и говорят свое мнение)

Из Франции к нам пришел такой добрый замечательный праздник: «День Святого Валентина». День любви друг к другу, взаимопонимания, добра. В этот день люди дарят друг другу Валентинки, тем самым, выражая свои чувства.

Давайте же и мы с вами сделаем Валентинки и подарим тем, кого в этот вечер (сейчас) нет рядом – дедушке, бабушке и др. (родители вместе с детьми изготавливают Валентинки из приготовленного материала).

Вот на этой доброй ноте хотелось бы закончить нашу встречу. Спасибо, Вам огромное за то, что пришли, несмотря на свою занятость. И на память о сегодняшней встрече примите – памятки (в форме сердечка)

До свидания!

Сочувствие – 2-3 года

Вина – 2,5 – 3 года

Радость – до 2 лет

Удивление – до 2 лет

Страх – до 2 лет

Отвращение – до 2 лет

Горе – 5-6 лет

Стыд – 5 лет

Ответственность – с 6 лет

Гнев - 3-4 лет

Интерес – с 1,5 лет

Забота – с 4-5 лет

Скромность – с 3 лет

Зависть – с 5 лет

Воля – с 6-7 лет

Настойчивость – с 6-7 лет

Упрямство – с 2-3 лет

Произвольность поведения – с 6 лет.


Людмила Рассказова
Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольников»

Консультация на тему : Воспитание добрых чувств

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве , их никогда не воспитаешь ». В. А. Сухомлинский

Своевременное воспитание добрых чувств по отношению к младшим предотвращает появление у детей эгоистических чувств : превосходства, несправедливости. У детей пропадает желание использовать в своих интересах младших братьев и сестер, отнимать у них все лучшее, обижать их. Зато желание помогать малышам, общаться с ними становится постепенно внутренней потребностью, привычкой старших дошкольников .

Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить свою доброту , отзывчивость, чуткость по отношению к малышу. Но если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые - воспитатель или родители , пробуждающиеся чувства эти быстро угасают и он остается равнодушным к тому, что происходит вокруг. Например, у кого-то из малышей беда. Старший, вместо того чтобы помочь, или молча наблюдает за происходящим, или бежит сообщить о случившемся взрослому. Как же должен поступить воспитатель , заметив случай несправедливого или просто равнодушного отношения старших к маленьким? Приведем такой пример.

Участки для младших и старших детей расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним, но вдруг кто-то из старших как вихрь налетает на малыша, хватает мяч и убегает. Малыш плачет, старшие дети смеются.

Бывает, что в подобной ситуации воспитатель говорит обидчику : «Сейчас же отдай малышу мяч» ; ребенок выполняет требование, и на этом кончается воспитание сочувствия . Но хороший педагог должен непременно вернуться к этому случаю спустя некоторое время, напомнить о нем всем детям : «Сегодня у нас произошел очень скверный, просто безобразный случай. Кто же в этом виноват?» Дети кричат : «Миша, он отнял мяч!» «Только ли Миша?» - удивляется воспитатель . Дети смущенно опускают глаза.

Так педагог заставляет ребят испытать чувство стыда , угрызения совести, сожаление по поводу случившегося. Это тоже одно из условий воспитания сочувствия .

Чтобы настроить детей определенным образом, вызвать у них определенную реакцию, взрослые должны сами эмоционально реагировать, показывать свое отношение к происходящему. И дети «заражаются» эмоциями окружающих их людей.

Чувство доброты , любовь, которую сначала дети проявляют только к своим близким, постепенно распространяется и на других людей. Чтобы так было, воспитатель должен учить дошкольников заботиться не только о родителях, младших братьях и сестрах, но и об окружающих их «чужих» людях - о заболевшей соседке, о своих сверстниках. Он может предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы доставить больному радость, как помочь тем, кто попал в беду.

Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать , сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам : дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

В сказке, в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств . В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что : - учит детей сравнивать, сопоставлять;

Формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

Ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

Упражняет детей в синхронном выражении чувств , обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Например : «Докажи, что Аленушка лучше всех» ;

«Кого тебе жалко в этой сказке» ;

«Как бы ты поступил на месте…» ;

Можно использовать тризовскую игру «Хорошо - плохо» . Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты , пусть пока на уровне представлений.

Периодически нужно показывать ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу : «Мне не очень нравится этот герой. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать свои пути воспитания добрых чувств .

Воспитанию в детях доброты нужно уделить большое внимание. Доброта – это не только чувство , способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта – это ещё и осознанное отношение к жизни и всему окружающему. Учить детей поступать правильно - это значит формировать у них готовность к активному, осознанному послушанию. Воспитатель направляет внимание детей на то, чтобы они усвоили основные правила, нравственные понятия, на основе которых ребенок постепенно научится оценивать свои поступки.

Публикации по теме:

Моя малая Родина – городок, вокруг поля, пустынные улицы, пыль дорог, тополя… Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим.

Азбука добрых чувств Тема: “ Азбука добрых чувств ” Скворцова С. И., воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавир Гуманные основы общества обязывают нас помнить о формировании.

Беседа «Воспитание добрых чувств» (старшая группа) Воспитание добрых чувств (социально – личностное развитие старшая группа) Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном качестве.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Подготовила: воспитатель МБДОУ № 15 " Аленка.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,.

Консультация для воспитателей «Воспитание чувств» Сейчас много рассуждаем о воспитании чувств у детей. Но как осуществить такое воспитание? Что конкретно следует для этого предпринимать?.

Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Первомайский» Омского муниципального района.

Нет необходимости убеждать вас в важности поставленной проблемы: всем понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Доброта составляет основу нравственной целостности личности, и понятие это достаточно емкое. Каким представляют себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать, который всегда поделится последним кусочком хлеба и т. д. Добрый человек любит весь мир вокруг себя .

В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки, и по многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на преданность, или на сопереживание. В связи с этим и следует обратить внимание малыша на значимые в нравственном плане моменты.

Для этого вам необходимо:

✓ учить детей сравнивать, сопоставлять;

✓ формировать привычку доказывать, что это так или иначе;

✓ ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

✓ упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. Например:

▪ «Докажи, что Аленка лучше всех».

▪ «Кого тебе жалко в этой сказке».

▪ «Как бы ты поступил на месте...»

▪ «Как движениями похвалить петушка».

Вы можете использовать тризовскую игру «Хорошо — плохо», суть которой в том, чтобы развести с ребенком в стороны хорошие и плохие поступки, явления. А значит, сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Периодически вам, родителям, можно показывать ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик-Телесик. Угадай почему?» То есть конкретное удержание каждой сказки может подсказать вам и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

Воспитание у детей чувства доброты и милосердия.

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни.

В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, а «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя - иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Мы, педагоги, должны уметь воспитать у детей эту готовность, а также желание заботиться о других. В беседах с детьми побольше уделять внимания и делать акцент на развитии добрых поступков. Заучивать стихи на темы доброты и заботы о ближних. Обогащать словарный запас детей такими словами, как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» и т.д. Учить детей уметь постигать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках. Пословицы и поговорки это наша «золотая» кладезь мудрости, изложенная в цитатах.

Вот например:

  1. «Даешь другому - приобретаешь себе».
  2. «Верная указка - не кулак, а ласка».
  3. «Добрые слова, лучше мягкости пирога».
  4. «Доброе братство - лучше богатства».
  5. «Доброе слово доходит до сердца».
  6. «Доброе дело питает и душу, и тело».
  7. «Не суди по силе рук, а суди по силе сердца».
  8. «Жизнь дана на добрые дела».

Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головки, что смеяться над чужой бедой некрасиво.

Вт пример из моей практики. Однажды, во время обеда, Дима случайно задел чашку с компотом и залил весь стол, чашка упала на пол и разбилась. Дима заплакал. Никто из детей не помог расстроенному мальчику, никто не успокоил, хотя все дети знают, что наказание всегда плохо, горько и неприятно.

Я объяснила детям, что Дима сделал это нечаянно. Ему и так стыдно и что злорадствовать это плохо, а лучше надо помочь товарищу, ведь такое может случиться с каждым человеком. Еще я пояснила, что смеяться над чужим проступком это глупо и жестоко.

Теперь если кто-то из детей смеется над чужой бедой, дети в моей группе всегда реагируют правильно. Они говорят: «Смеются над чужими проступками только глупые дети».

В воспитании милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину. Очень поучительны рассказы Н.Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы». Рассказы В.Осеевой - писательницы, которая воспитывала их нравственность своими произведениями: «Просто старушка», «Отомстила», а что стоит рассказ «Волшебное слово» про мальчика, который был грубый, невежливый и неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному «волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушки не нашел.

Стихи Е.Благининой «Посидим в тишине», «Трудный вечер» Н.Артюховой, «Вовка - добрая душа» А.Барто, В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Рассказ Э.Цюрупы «Олешек», в котором говорится, как летчик с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы неизвестный друг, если попадет в буран, смог укрыться от непогоды. Чтобы подчеркнуть, как мальчик был счастлив, делая доброе дело, я два раза прочитала слова: «Утром, сияя от счастья с разгоревшимися щеками, Олешек мчался по знакомой тропинке к снежному замку, а в сердце его пели птицы». На вопрос: «Почему в сердце мальчика пели птицы?» все дети ответили правильно: «Потому что он сделал доброе дело и был рад».

Очень помогают тематически подобранные картинки на тему доброты. Каждую ситуацию мы всей группой детей обсуждаем. Я задаю детям вопросы, как бы они поступили в данной ситуации. Ответы детей бывают разные, а цель моих бесед одна - показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.

Помогла мне в работе и сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». Она учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает, что сделав доброе дело, становится сама счастливее.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

План беседы

  1. Воспитание доброты — это предупреждение эгоизма и черствости у детей.
  2. Воспитывать действенную доброту.

Ребенок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих.

В семье ребенок приобретает первый опыт нравственных отношений, именно здесь закладываются основы доброты, внимательности, чуткости, заботливости по отношению к людям, умение делить с другими счастье и горе.

Маленькие дети в семье, естественно, пользуются большой любовью, о них заботятся, все лучшее отдается им. Но если ребенка одновременно не учат заботиться о других, он постепенно становится эгоистом, начинает требовать все лучшее для себя. Бездушие становится чертой его характера. Воспитывает деятельность, а не назидание, поэтому родители должны поручать детям заботиться о других поиграть с младшим братом или сестрой, выполнить просьбу старших, даже, если надо оторваться от своих дел. Если в семье есть животное (кошка, собака, черепаха, аквариум с рыбками), часть заботы о них надо возложить на 6-летнего ребенка. Если дома имеются комнатные цветы, важно, чтобы ребята сами ухаживали за ниш. Забота о живых бессловесных веществах будет способствовать воспитанию ответственности за чужую жизнь.

Если все заботы, радости, тревоги родителей «вращаются» только вокруг детских интересов, потребностей, переходящих нередко в капризы, то у ребят постепенно формируется представление о себе, как о центре всей жизни взрослых, и со временем будет развиваться требовательность к родителям, развиваться черствость души. Ребенку надо разрешить быть добрым, щедрым — делиться с товарищами игрушками, книжками, сладостями. В его жизни должны быть ситуации, когда он может проявить способность пожертвовать чем-то для другого, для родителей или других членов семьи. Важно побуждать детей к совершению добрых поступков. Доброта должна быть действенной, и с этой целью ребенка следует включать в домашний и общественно полезный труд в школе, по месту жительства.

Воспитание у детей бережливости

План беседы

  1. Воспитание бережного отношения к личным вещам, школьным принадлежностям, к пище.
  2. Бережное отношение к времени.
  3. Ребенок — друг и защитник природы.

Рост благосостояния народа, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости в семье. К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что бережливость - это проявление жадности, скупости и вырабатывается она от материального недостатка, от бедности. В свое время М.И.Калинин говорил, что бережливость — это коммунистическая черта.

Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Конечно, дети должны иметь хорошую одежду, хорошее питание, игрушки, учебные принадлежности, книги. Но при этом всегда надо помнить о мере. Если у ребенка не только необходимая и удобная одежда, но еще и много лишней, которая, в основном, тешит тщеславие его родителей, то, как правило, ребенок не будет ее беречь, а главное — ему всегда будет хотеться чего-то нового, необычного. Наблюдения показывают, что, отдыхая летом на даче с детским садом, в лагере, многие дети не берегут свои вещи, теряют их и этим не огорчаются, часто просто не зная своих вещей. И когда мать спрашивает у сына или дочери: «А где твоя куртка?», «Где новые сандалии?», «Где свитер?», ребенок равнодушно говорит:»Почем я знаю где … Не знаю».

И этот же ребенок, увидев что-то понравившееся ему в магазине, тут же будет требовать от родителей этой вещи, капризничать,обижаться, если его даже неразумное желание не будет сразу же не удовлетворено. Часто родители «сдаются» и покупают новое, дорогое. Мотив один — лишь бы ребенок был не хуже других. Так постепенно воспитывается расточительство… А человек, если он не научился беречь вещи в детстве, став взрослым, не будет с уважением относиться и к общественным ценностям.

Необходимо воспитывать бережное отношение к школьным вещам: к бумаге, тетрадям, карандашам, краскам, кисточкам. Все это доступно и стоит дешево, поэтому дети часто не ценят учебные принадлежности, бросают недописанные тетради, карандаши, теряют пеналы, линейки… И в семье, и в детском коллективе следует осуждать такое отношение к школьным вещам. В беседах с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей.

Важно научить детей бережно относиться к продуктам питания, прежде всего к хлебу.

Физиологи и детские врачи считают, что многих современных детей перекармливают, они получают излишнее количество калорий, отчего некоторые из них с раннего детства страдают ожирением.

В семье важно воспитывать культуру потребления пищи: не привередничать в еде, не переедать, уметь красиво пользоваться столовыми приборами. Отношение самих родителей к пище — пример для детей.

Бережливость распространяется и на отношение ко времени. С ранних лет в детях необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребенок должен знать свой режим дня: время утреннего подъема, занятий в школе, прогулок, развлечений, игр … Конечно, шестилетнему ребенку трудно самостоятельно контролировать расход времени, но родители обязаны постепенно приучать его к этому. Организуя деятельность детей — игры, прогулки, просмотр телепередач, рассматривание и чтение книг и детских журналов -необходимо разъяснять, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам. Безответственное отношение ко времени воспитывает разгильдяйство и недисциплинированность.

С раннего возраста ребенок привыкает любоваться природой, уже малыщу родители показывают цветы, деревья, птиц, бабочек и говорят, что это красиво. Подрастая, ребенок должен стать защитником и другом природы. Такой ребенок не ломает зеленые насаждения, не разрушает птичьих гнезд, не рвет бездумно лесные и полевые цветы, не уничтожает муравьев, бабочек, стрекоз и других полезных насекомых.

Значит, первое, чему надо научить ребенка — не разрушать природу. Второе — научить быть ее защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, за растениями в ближайшем окружении.

Воспитание бережливости — длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детское «хочу» с родительским «нельзя», и родители должны проявлять твердость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.

Красота человеческого общения как основа эстетического воспитания детей

План беседы

  1. Формы семейного общения и их значение для эстетического развития школьников.
  2. Разделять интересы в устремлении детей …
  3. Организация содержательного досуга в выходные и праздничные дни.

Что такое эстетически воспитанный человек? Это человек, который умеет находить, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающей природе, в искусстве, давать оценку фактам и явлениям окружающего мира по законам гармонии и красоты. Эстетическая неразвитость ведет к эмоциональной глухоте, к эгоизму, равнодушию и, в конечном итоге, пагубно скажется на отношении ребенка к жизни, к людям.

Учитель в беседе с родителями на конкретных примерах может показать, что ребенок, не обладающий развитым чувством красоты, не увидит коренного различия между поступками человека, разрушающего красоту,и деятельностью человека, ее создающего. Поэтому ребенок может равнодушно пройти мимо дурного поступка, его не взволнуют боль и страдания другого человека, он не оценит по достоинству прекрасные душевные порывы товарища, не сможем сопереживать добрым поступкам. Потому-то в эстетическом воспитании первостепенное значение приобретает воспитание чувств, эмоциональной сферы ребенка.

Эстетическое воспитание в семье (как и любое другое) начинается с главного, едва ли не все определяющего фактора — с человеческого общения. «Разнообразное и многостороннее общение обогащает и формирует духовный мир ребенка, приносит ему моральное удовлетворение, доставляет глубокое эстетическое наслаждений». Родителям целесообразно прочитать эту книгу.

Красота, эстетическая наполненность общения родителей между собой, их общения с детьми становится содержательной основой эстетического воспитания, определяет его эффективность. Если в общении членов семьи господствует нравственность эстетическая атмосфера, тогда ребенок будет привыкать относиться ко всему окружающему с позиций добра и красоты, отвергать безобразное в нем.

Сущность такой атмосферы в семье заключается в том, что в отношений между ее членами отсутствует крикливость, раздражительность, нервозность, вульгарность, обман и т.д.

Наоборот: в общении господствуют предупредительность, вежливость, внимательность, участие, сопереживание, щутка, т.е„ интеллигентность, воспитанность в высоком понимании этих слов. Могут возразить, что многое здесь относится больше к культуре поведения, к этикету, а не к эстетическому воспитанию. Безусловно. Но эстетически воспитанный человек будет вежлив в обращении, будет избегать крикливости в речи, будет участлив и предупредителен только потому, что успешно изучил правила поведения, а еще и потому, что он чувствует красоту подобного поведения.

Глубинная сущность общения заключается в его содержательной стороне — в духовности. Форш семейного общения многообразны: совместное чтение книг, посещение театров и концертных залов, совместное коллекционирование, увлечение играми, спортом, семейные концерты, различные сложившиеся в семье традиции и многое другое. Однако общение в семье протекает, к сожалению, по-разному. Бывает так: родители заняты своими делами, ребенок предоставлен сам себе, а на свое законное ребячье требование поиграть с ним, погулять он слышит ответ: «Поиграй сам, займись чем-нибудь».

Существует принципиальное различие между понятиями «прожить день рядом с ребенком» и «прожить день вместе с ним». Можно гулять с ребенком, смотреть телепередачи,смотреть музыку, читать книгу и, тем не менее, находиться лишь «рядом с ним». Вместе с ребенком — это, прежде всего, вместе переживать один и те же чувства: вместе волноваться, огорчаться, желать, находить, создавать красоту, радоваться… Необходимо, чтобы родители разделяли интересы и устремления своих детей, старались бы проникнуть в мир детских чувств и мыслей. Часто приходится наблюдать, как ребенок гуляет по парку сам по себе, а родители на прогулке заняты своими делами: мать вяжет или читает, отец беседует с кем-нибудь. Формально родители рядом с ребенком, но он переживает и радуется один, а родители далеки от него; они не замирают от страха, взлетая с ним на качелях, не смеются вместе с ним, не переживают его неудач — а ведь это так нужно и детям и родителям. Не в этом ли истоки отчуждения детей, которое так нередко проявляется в старшем школьном возрасте?…

В жизни семьи видное место занимают выходные и праздничные дни. В некоторых семьях праздник часто сводится, в основном, к застолью. А ведь праздник — это, прежде всего отдых, отдых активный, интересный, эстетически наполненный, и праздничный стол, хоть и необходимая, но не главная его часть. Дети с волнением ждут праздников, и это ожидание следует использовать для решения целого комплекса воспитательных задач. Ребенок может принять активное участие в разработке программы праздника, в оформлении комнаты, в придумывании игр, аттракционов, сюрпризов, в концертной программе. Согласно старинным народным традициям праздник не может проходить без соревнования на лучшего танцора, певца, рассказчика, и, конечно, без коллективного, пения.

Все ли родители понимают воспитательную роль подарков? Для взрослых подарок является актом внимания, уважения, но часто он преследует и чисто утилитарную цель: подарить необходимое, нужное (часто ценное). Шестилетний ребенок не думает о полезности подарка, для него подарок — возможность

выразить свои саше лучше чувства. Потому-то ребенок с любовью мастерит поделки, создает рисунки в подарок своим близким, выпивает платочки, выучивает стихи и песни … Родителям необходимо помочь в выборе подарка, в его изготовлении, дать совет, как сделать подарок красивее. Конечно, для взрослых проще пойти в магазин и купить игрушку, которую ребенок отнесет в подарок товарищу, но нужно ли отнимать у него радость от сознания, что он САМ своими руками сделал доброе дело? …

В конце беседы с родителями следует еще раз подчеркнуть: эстетическое воспитание в семье должно начинаться с красоты и духовной направленности самого внутрисемейного общения, так как оно — источник первого эстетического и эмоционального опыта детей, который теснейшим образом связан с опытом нравственным.

Итак, содружество учителя, воспитателя и родителей -одни из важнейших условий правильной постановки учебно-воспитательного процесса. А для шестилетних детей, впервые вступающих в школьную жизнь — залог их успешного нравственного развития. Необходимо помнить, что личность ребенка формируется не только в школе, но и в семье, а у семьи и школы общие цели и единые задачи.

И еще один важный момент следует подчеркнуть. Осуществляя процесс воспитания, важно постоянно следить за нравственным развитием детей, фиксировать и учитывать те изменения, которые происходят в каждом ребенке, отмечать, как под влиянием обучения и воспитания меняются его поведение, отношения со сверстниками, как развивается самостоятельность, знания о нормах нравственности. Каждый урок и внеурочное занятие следует оценивать с точки зрения того, как они обогатили духовный, нравственный мир ребенка.