Задания окружающему миру 6 7 лет.

людмила мальцева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6–7 лет «Волшебница вода»

Тема : Волшебница вода .

Цель занятия : познакомить детей с основными свойствами воды.

Задачи :

Образовательные :

познакомить детей со свойствами воды : отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость , безвкусная, не имеет запаха.

Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие :

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Закреплять умение работать с прозрачной посудой : стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами.

Развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать;

Активизировать и обогащать словарь детей существительными , прилагательными и глаголами по теме занятия , развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к воде.

Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Ход занятия.

Педагог : Здравствуйте, ребята. Посмотрите, я принесла сегодня на занятия волшебный сундучок . Хотите посмотреть, что внутри? (да) . Открываем сундучок.

Дети по очереди достают капельки с загадками и угадывают их.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Течёт, течёт– не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-жить нельзя нам без … (воды) .

В море я всегда солена, а в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной мне совсем не место. (Вода )

Мы журчим в апреле звонко, ведь сугробы быстро тают,

А мальчишки и девчонки в нас кораблики пускают. (Ручьи)

Педагог : Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети. О воде!

Педагог : – Правильно!

Мы поговорим о том какая она, волшебница- вода , что она умеет делать и почему мы ее назвали волшебницей .

Сегодня наш класс превратился в настоящую лабораторию. Что такое лаборатория? (ответы детей ) . А мы с вами станем настоящими испытателями и будем проводить эксперименты.

Педагог : Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории :

1. Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

2. Внимательно следить за результатом опыта.

3. Закончив наблюдение, сделать вывод.

И так запомнили правила? Давайте повторим их еще раз. Молодцы. Ну, что приступим

Начинаем наш первый эксперимент. Нам нужно выяснить какого цвета вода .

Перед вами лежат цветные полоски. Попробуйте подобрать нужный цвет к стаканчику с водой. (Дети подбирают цвета. Ни один не подходит)

Какой мы сделаем вывод?

Дети : Вода не имеет цвета .

Педагог : Правильно. А сейчас мы с вами сотворим волшебство . Ведь наша лаборатория чуть-чуть волшебная . Возьмите бутылочки и сильно потрясите их. Посмотрите что произошло. Теперь ваша вода имеет цвет ? А это вода чистая (ответы детей ) Теперь налейте аккуратно воду в стакан. Скажите, а почему вода льется ? (потому что вода жидкая , вода – это жидкость- ответы детей ).

Мы приступаем к следующему опыту. Положите ложку в стакан с чистой водой. Можем ли мы ее видеть? А теперь в стакан с окрашенной водой. Видно ли нам ложку? Какой мы можем сделать вывод? (чистая вода -прозрачная )

Теперь мы должны выяснить, какой запах у воды? Как нам это сделать?

Дети : понюхать воду.

Педагог : Правильно. Берем в руки стаканчики с чистой водой. Итак, какой запах у воды?

Дети : У воды нет запаха.

С помощью следующего эксперимента мы выясним, какой формы вода . Как мы можем это сделать? (ответы детей )

Педагог : Посмотрите, сейчас вода налита в стаканчик и приняла форму стаканчика. Давайте попробуем перелить ее в формочку.

Педагог : Какую теперь форму приняла вода ? (Ответы детей ) . Какой мы можем сделать вывод?

Дети : у воды нет формы.

Мы с вами выяснили, что у воды нет запаха, нет цвета, нет формы.

А теперь я приглашаю вас прогуляться к речке.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руки)

Делать так руками нужно :

Вместе - раз, это брасс (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль (круги руками поочередно вперед)

Все как один, плаваем как дельфин (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

А теперь мы с вами посмотрим, что же умеет делать вода и почему ее называют волшебницей .

Итак, у вас на столе лежит сахар, давайте насыплем его в воду и помешаем ложечкой. Что произошло? (ответы детей-сахар растворился ) . Значит, вода – это растворитель ?

А все ли можно растворить в воде?

Давайте насыплем в воду песок и помешаем ложкой. Что произошло? (ответы детей ) .

Какой мы сделаем вывод из этого эксперимента? (сахар растворяются в воде, а песок нет)

А еще вода умеет превращаться .

Возьмите в руки кусочек льда. Подержите его на ладони. Что получилось? (ладошка мокрая) .

Значит, лед это тоже вода . А когда вода может превратиться в лед? (зимой, когда холодно) .

Правильно.

А теперь давайте посмотрим на еще одно превращение воды.

Педагог в стакан наливает горячей воды.

Посмотрите, от воды идет пар. Сейчас мы немного подержим зеркало над паром и посмотрим, что произойдет.

На зеркале образуются капельки воды.

Значит пар – это тоже вода . А когда вода превращается в пар ? (когда вода нагревается ) .

Педагог : а теперь я хочу проверить, что вы знаете о воде. У вас на столе лежат сигнальные карточки. Если то, что я скажу правильно, то вы поднимаете зеленую карточку, а если нет, то красную.

-Вода зеленого цвета

-Вода не имеет цвета

-Вода имеет форму треугольника

-Вода не имеет формы

-Вода имеет сладкий запах

-Вода не имеет запаха

Лед - это замерзшая вода

- Вода твердая

-Вода – это жидкость .

Вода очень нужна и важна . А зачем нам нужна вода , мы узнаем на следующем уроке. Наша лаборатория заканчивает свою работу. Я хочу подарить вам подарки. Внутри горшочка спит семечко, и разбудить его может только вода . Не забывайте поливать его, и вы увидите еще одно чудо, которое может сотворить волшебница вода .

Публикации по теме:

Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наша помощница-вода» Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "наша помощница-вода". Зеликова Валентина.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста «Осенние листочки» Цели: продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать.

«Вода - растворитель». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования (средняя группа) Вода – растворитель. Цель: - расширять и углублять представления детей об окружающем мире; - создавать условия для экспериментальной деятельности.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект занятия по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром «Осень в золотой косынке» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 28 г. СОЧИ Непосредственно образовательная.

Рита Михальченкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет «Моя страна. Мой город»

Цели и задачи : воспитывать в детях патриотические чувства, любовь к Родине, родному краю;

Расширять кругозор детей сведениями о родном городе Рудне ;

Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живём в России;

Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну ;

Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми;

Материал к занятию : карта России, иллюстрации с изображением достопримечательностей города Рудни , глобус, мячик, кубики для игры «Строители» .

Ход занятия

Вход в зал под музыку.

I.Организационный момент.

Педагог : Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному.

Дети : Привет!

Педагог : Небу ясному.

Дети : Привет!

Педагог : Люди взрослые и малыши.

Дети : Вам привет от всей души!

II.Основная часть.

Педагог : Я сейчас прочитаю вам замечательное стихотворение послушайте его внимательно :

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира :

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый , родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком,

И на щечке родинка –

Это тоже Родина!

Педагог : Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей )

А вы услышали в этом стихотворении одно необычное слово? Да, это слово Родина.

А как вы думаете, что такое Родина?

Дети : Родная земля, дом, цветы, мама, друзья.

Педагог : Совершенно верно. Вы хорошо и правильно сказали, что Родина – это место, где мы с вами родились, живём. Когда подрастёте, то понятие о Родине для вас будет значительно шире. Как называется наша Родина?

Дети : Россия.

Педагог : Да, ребята, наша страна Россия . И мы с вами живём в стране , у которой красивое имя. Россия – единственная, необыкновенная страна , потому что она наша Родина. Родину не выбирают, она даётся человеку от рождения. Наша страна самая большая .

Давайте все вместе подойдем к карте России. Страна наша очень большая , а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) .

Педагог : А скажите-ка, ребята, как называется город , в котором мы живём?

Дети : Рудня.

Педагог : Правильно. Мы живём в городе Рудня . Наш город Рудня - это часть большой Родины -России.

Педагог : Как называются жители нашего города ?

Дети : Рудняне.

Педагог : Дети, в нашем городе очень много улиц , давайте вспомним их название. Это улицы. (Киреева, Гагарина, Егорова и т . д.) (Дети по очереди передают друг другу мячик и называют улицы. Воспитатель уточняет на какой улице живёт каждый из детей )

Педагог : Очень любим мы с вами наш город , и я предлагаю совершить «экскурсию» по городу . Я буду вашим экскурсоводом, покажу вам разные здания и памятники нашего города .

Дети произносят слова, двигаясь по группе, и одновременно показывают движения.

На экскурсию мы едем, город свой узнать хотим .

Вдоль по улицам проедем и в окошко поглядим. (3-4 раза)

Стоп. Смотрите прямо, что же это перед нами?

Педагог показывает фотографии достопримечательностей города .

Педагог : Сколько достопримечательностей в нашем городе ! А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы знаете свой город .

Загадочная викторина.

Отгадайте-ка, ребятки,

Вы о городе загадки .

Вам придётся продолжать.

1. Шумят повсюду поезда,

И люди едут кто куда.

Со всех сторон, со всех концов,

Кто ждёт прибытий поездов.

Того мы приглашаем в зал,

Что называется… (вокзал)

2. В нём есть картины удивительные,

Картины редкие и восхитительные,

Но покупать их не позволят.

Не потому что много стоят,

Ведь это клад страны моей ,

Не магазин здесь, а… (музей)

3. Здесь можно опустить письмо,

Отправить телеграмму.

По телефону позвонить в командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет

Ведь это здание-… (почта)

4. Люди в белом не скучают,

Не сидят без дела,

Курс леченья назначают

Эти люди в белом.

Если кто- то заболел

Все идут лечиться

В городскую , областную,

Детскую (больницу)

5. Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад,

Что же это?. (детский сад)

6. Если холодильник пуст,

Кушать если нечего.

Нет ни хлеба, ни капусты,

Масла нет и гречки.

Ты сюда входи скорей

И бери корзинку,

Покупай,что повкуснее в нашем (магазине)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Педагог : А сейчас пришла пора поиграть скорей. Сейчас мы с вами поработаем строителями. (Дети строят город из кубиков )

Педагог : Наше занятие подошло к концу . Какой хороший город вы построили .

Давайте же, ребята,

Любить свой город !

Ценить, беречь его и украшать,

Писать стихи о нём

И песни сочинять,

Растить деревья и цветы сажать!

Организация: МБОУ дополнительного образования «Исток»

Населенный пункт: г. Уфа

Возраст детей: 5-6 лет

Тип занятия: вводное занятие

Форма обучения: коллективная

Цель : дать возможность каждому ребёнку ощутить себя путешественником по прекрасным местам окружающего мира, членом дружного коллектива, пробудить интерес к предмету «Окружающий мир».

Задачи:

Образовательные:

  • дать элементарное понятие, что такое «окружающий мир»;
  • расширить представления детей о видах транспорта,
  • развивать умение детей распознавать по звуку вид транспорта;
  • обобщить знания детей о растительном и животном мире леса, подводного мира, Северного полюса, Африки;
  • закрепить знания детей о стране, в которой они живут, о столицах нашей большой и малой Родины.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческого восприятия и воображения;
  • активизировать память, творческое мышление, фантазию, речь;
  • сопоставлять образ с движением.

Воспитательные:

  • формировать навыки работы в коллективе, культуры общения, умения слышать и слушать друг друга;
  • пробудить интерес к предлагаемому для ознакомления предмету.

Оборудование:

Ноутбук, звуковые колонки, мультимедийная установка, указка, карта путешествия

Раздаточный материал : - бейджики, картинки, клей.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этап - 5 мин.

2. Обобщение имеющихся у детей знаний – 5 мин.

3. Расширение знаний и представлений –20 мин.

4. Подведение итогов занятия –5 мин.

Организационный этап

Педагог:

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Ангелина Аликовна, я работаю в ЦДТ с такими же детьми, как и вы. Сегодня на нашем занятии мы узнаем много интересного и познавательного, совершим увлекательное путешествие. Вы любите путешествовать?..

Дети:

Ответы детей

Педагог:

Я надеюсь, что вам это понравится, тем более что с нами вместе будет очень веселый гость. Давайте посмотрим на экран и узнаем кто же это?

Педагог:

Ребята, вы узнали кто это?

Дети:

Это клоун

Педагог:

Молодцы! А что клоун принес с собой? (шарики)

Ребята мне кажется, что это непростые шарики в них, что - то спрятано. А узнать это мы сможем, если отгадаем загадки. Слушайте внимательно.

Один костер весь мир согревает. (Солнце)

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают

Пчёлок мёдом угощают. (Цветы)

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела. (Птица)

В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над …(Морем)

Дети:

Дети отгадывают загадки

Педагог:

Солнце, цветы, птица, море и еще многое другое, всё, что вокруг нас называется окружающий мир.

Так называется и предмет, который я преподаю своим деткам в ЦДТ, и так будет называться тема нашего сегодняшнего занятия. Давайте прочитаем вместе.

Дети:

Дети читают название темы на экране.

Педагог:

Ой, ребята, посмотрите, что-то еще появилось на экране. Я думаю, что это уже приглашение отправиться в путешествие.

Но путешествие это дело непростое, нам предстоит преодолеть леса, поля море и даже горы.

Вы готовы?

Дети:

Ответы детей

Обобщение имеющихся знаний

Педагог:

Тогда, в путь. Но как же мы будем передвигаться? Что нам нужно для этого?

Дети:

Мы поедем на транспорте

Педагог:

Правильно, молодцы! А на каком транспорте мы сможем начать наше путешествие?

Дети:

Автобус, поезд, машина, такси, вертолет, корабль, катер, теплоход, лодка, самолет и др.

Педагог:

Хорошо что вы знаете так много видов транспорта. Давайте выберем, на каком именно мы начнем путешествие и поедем по дороге через леса и поля. Внимательно слушайте и попробуйте угадать транспорт по звуку.

Дети:

Дети угадывают транспорт по звуку

(теплоход)

Расширение знаний и представлений

Педагог:

Ребята, мы сможем проехать по дороге на теплоходе?

А почему?

Дети:

Потому что он плавает по воде.

Педагог:

А как называется транспорт, который передвигается по воде?

Дети:

Это водный транспорт

Педагог:

Дети:

Дети угадывают по звуку самолёт

Педагог:

Как называется транспорт, который передвигается по воздуху?

Дети:

Воздушный.

Педагог:

Продолжаем слушать

Дети:

Дети угадывают по звуку машину

Педагог:

Мы можем по дороге проехать на машине? А на чём ещё? Послушаем дальше?

Дети:

Дети угадывают по звуку (велосипед, мотоцикл, поезд)

Педагог:

Как можно одним словом назвать весь этот транспорт? и почему?

Дети:

Наземный. Потому, что он ездит по земле

Педагог:

Ребята! Но ведь мы все не сможем поехать на велосипеде, мотоцикле или даже на машине. Какой же транспорт нам нужен, что бы все поместились? Послушаем.

Дети:

Автобус

Педагог:

Правильно, посмотрите, наш клоун уже поехал. Пора и нам отправляться в путь.

А чтобы нам было веселее, будем петь, и повторять движения по музыку.

Дети:

Дети сидя выполняют движения, которые видят в видеоролике и повторяют звуки, слушая музыку.

Педагог:

Молодцы ребята! Всё вы сделали правильно.

А вот и первая наша остановка - это лес . Ой, что-то не так, в этом лесу чего-то не хватает. Чего не хватает, ребятки?

Дети:

Деревьев, грибов, ягод, цветов, птиц, животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка).

Педагог:

Молодцы, правильно. Теперь наш лес выглядит красиво и даже слышны его звуки. Лес – это не только бесценная красота, но и дом для множества животных, птиц, растений, насекомых. И все это надо беречь! А что может случиться, если мы не будем этого делать?

Дети:

Ответы детей

Педагог:

Лес вырубается, загрязняется, часто гибнет от пожаров. Если так будет продолжаться, то многие леса исчезнут, а с ними животные, птицы и растения. Наша с вами задача не допустить этого и сохранить это богатство!

Педагог:

Дети:

(на лодке, корабле, теплоходе, пароходе)

Педагог:

Правильно.

Посмотрите, клоун уже поплыл на лодке. Давайте его догоним на большом корабле. Встаём в круг и повторяем за мной

Педагог:

Молодцы! Вы отлично справились! Теперь мы можем немного отдохнуть и совершить путешествие в подводный мир.

Педагог:

В глубинах морей и океанов, существует свой подводный мир несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами на земле. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность. Его краски, диковинные кораллы и водоросли, разнообразные обитатели просто поражают. Здесь нам встретились и необычные рыбы-крылатки, рыбы-бабочки, забавные рыбки-клоуны, опасные акулы, изящные медузы, рак с большими клешнями, милая черепашка, морская звезда и многое другое. Вот он какой, подводный мир – красочный, подвижный и полный сюрпризов.

(на экране видеоролик о подводном мире)

Педагог:

Ну что ж, мы даже и не заметили, как приплыли к берегу, а перед нами высокие горы. Посмотрите, наш друг уже полетел на воздушном шаре, а на чём же мы полетим?

Дети:

На самолёте

Педагог:

Итак, мы взлетаем !

Дети встают в круг и повторяют движения самолета под музыку.

Педагог:

Вот молодцы! Наш самолет летит, теперь мы можем сесть на свои места и посмотреть в иллюминаторы. Что же мы увидим, пролетая над землей? (слышен звук вьюги, на экране появляется изображение снегопада ).

Ой, ребята, что –то холодно стало. Интересно, почему так резко похолодало?

Дети:

Мы летим над Северным полюсом

Педагог:

Правильно ребята. Северный полюс – одно из самых необычных мест на нашей планете и неудивительно, что его называют таинственным и загадочным, потому что этот край таит в себе немало чудес. Гигантские просторы льда и снега, огромные айсберги самых невероятных, причудливых форм, редкие животные и птицы. Несмотря на холод, снег и лед природа Северного полюса невероятно красива.

Скажите, какой здесь климат?

(на экране видеоролик о Северном полюсе)

Дети:

Холодный, зима.

Педагог:

Правильно. Здесь круглый год зима.

Мы продолжаем наш полёт…

(на экране появляется солнце и звучит африканская музыка)

Ребята, вы чувствуете, стало совсем жарко! Что случилось? Давайте посмотрим в иллюминаторы. Что мы видим?

Дети:

Мы летим над Африкой

Педагог:

Правильно, а как вы узнали, что это Африка.

Дети:

Ответы детей

Педагог:

Природа Африки очень разнообразна. Лето здесь длинное, жаркое и засушливое. Здесь растут различные растения и попадаются островки деревьев. На просторах Африки обитают разные животные. Все они приспособились к здешнему климату и могут преодолевать большие расстояния в поисках водопоя. Африка - это царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.

(на экране видеоролик об Африке)

Педагог:

Ребята нам пора возвращаться в родные края. А как называется наша Родина? А кто назовет её главный город?

Посмотрите вот она - наша Москва! Что мы видим с вами?

(короткий видеоролик)

Дети:

Ответы детей

Педагог:

Московский кремль и Кремлёвские куранты - главные часы нашей страны, Собор Василия Блаженного, исторический музей, памятники великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину и знаменитому полководцу Жукову.

Педагог:

Наш самолет пошёл на снижение, пристегните ремни. Мы пролетаем над городом, в котором мы живем. Вы все конечно знаете, как он называется?

Дети:

г.Уфа

Педагог:

Наш самолет приземлился в аэропорту города Уфы, столицы республики Башкортостан. Вы видите на экране здание Городского совета, памятник Салавату Юлаеву, Монумент Дружбы, мечеть, здание театра.

Подведение итогов занятия

Педагог:

Ребята! Какое длительное путешествие мы совершили, много узнали и увидели, но всё это только частичка окружающего нас мира .

Наше занятие подошло к концу.

Скажите, что вам больше всего понравилось? Почему? Что нового вы узнали? Что вы чувствовали, когда летели на самолёте или опускались на дно морское?

Педагог:

Скажите, вы хотите ещё больше узнать об окружающем мире? Приходите к нам в Центр, и мы будем совершать с вами много интересных путешествий.

А в заключении мы с вами сделаем карту нашего путешествия в подарок для клоуна.

Дети изготавливают своими руками одну большую карту своего путешествия.

Молодцы! Эта карта поможет другим ребятам совершить подобное увлекательное путешествие.

Наше занятие завершилось. Спасибо вам за активное участие До свиданье!

Список используемой литературы:

  1. «Изучаю мир вокруг», Егупова В. А. // ООО «Издательство «Эксмо», 2014
  2. «Окружающий мир для дошкольников», Ханина О. Г. // Издательство Феникс-Премьер, 2012 г.
  3. «Загадки. Самая большая книга» // Издательство «АСТ-Пресс», 2009 г.
  4. «Здравствуй, мир!» Вахрушев А. А., Акимова Ю. А., Кочемасова Е. Е., Белова И. К. // Издательство «Баласс», 2016 г.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) происходит качественное и функциональное совершенствование всех систем человеческого организма. По уровню своего развития к концу этого периода дошкольник должен быть готов к поступлению в школу. От этого будет зависеть успех его обучения в общеобразовательном учреждении. Ребёнку, поступающему в первый класс необходим известный запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о моральных нормах поведения человека в обществе. К 6 – 7 годам дошкольник уже имеет определённый багаж знаний. В основном это представления и первоначальные понятия о предметах и явлениях окружающей жизни. Но важен не столько объём знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщённости сложившихся в дошкольном возрасте представлений. А также уровень развития познавательных интересов и деятельности ребёнка, его речи. Поэтому ознакомление детей с общественными явлениями должно занимать в работе воспитателя почти такое же место, как ознакомление с природой.
Следует помнить о знаниях, полученных дошкольниками по данной теме в других группах, стараться обогащать и закреплять представления детей; при прохождении каждой темы основное внимание необходимо уделять центральным, стержневым вопросам. При сообщении новых знаний важно правильно организовать работу, учитывая опыт и впечатления ребят, их желания, уровень развития речи. Поэтому программа рассчитана на формирование у дошколят представлений об общественных явлениях и природе, в ней много внимания уделяется активизации детского словаря, речи, развитию у детей тех или иных нравственных качеств, необходимых им для успешного обучения в школе.

Основные разделы и темы программы, время их изучения в течение года.

Социальная действительность.

Сентябрь
День знаний. Школа.
Школьные принадлежности.

Москва – столица России.
Санкт – Петербург.

Октябрь
Русское народно -
Прикладное искусство.

Дом. Здания.
Строительство зданий.

Ноябрь
Техника быта.

Посуда.
День Матери.

Декабрь

Семья.
Одежда.
Обувь.
К нам пришёл Новый год.

Январь

Рождество.
Детский сад.
Профессии. Труд взрослых.
Орудия труда. Инструменты.

Февраль

Космос. Планеты. Звёзды.
Транспорт.
Наша армия.
Масленица.

Март

Продукты.
Культура общения
с окружающими людьми.

Апрель

Человек в космосе.
Основы безопасности
на дороге.
Пасха.
Промышленность города.

Май

День Победы.
Игрушки.

Связь в городе.
Основы безопасности в доме.

Сентябрь

Грибы и ягоды нашего леса.
Овощи. Огород.
Фрукты. Сад.
Ранняя осень.

Экология

Октябрь

Насекомые.
Комнатные растения.
Золотая осень.
Дикие животные
наших лесов и их детёныши

Ноябрь

Перелётные птицы.
Деревья. Лес. Кустарники.
Поздняя осень.
Вода. Водоёмы.

Декабрь

Обитатели водоёмов.
Север.
Обитатели уголка,
природы.
Аквариумные рыбы.

(Подготовка животных к зиме).

Январь

Русская зима.
Зимние забавы.
Зимующие птицы.

Дикие животные зимой.

Февраль

Наша планета.
Домашние животные.
Домашние птицы.

Животные жарких стран

Март

Ранняя весна.
Перелётные птицы весной.
Хлеб – богатство России.
Явления природы.

Апрель

Человек. Тело человека.
День здоровья.
Природные материалы.
Садовые ягоды.

Май

Весенние цветы.
Поздняя весна.
Растения луга, поля.
Здравствуй, лето красное!

Сентябрь

Грибы и ягоды нашего леса. (Экология)
Содержание темы
Грибы – простые, зависимые от других растения, у которых нет корней, стебля и листьев. Мы собираем плодовое тело гриба – его часть, поднятую над поверхностью земли. Оно состоит из ножки и шляпки (огромного количества бесцветных волокон – грибницы). Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Собирать нужно только те грибы, которые хорошо известны. Для каждого гриба в лесу – своё время и место. Ягоды – небольшие плоды некоторых растений. Зрелая (спелая) ягода мясистая и сочная, разная по своему вкусу. Ягоды, произрастающие в лесу, бывают несъедобными (вороний глаз, волчье лыко, ландыш). Чтобы не отравиться, нужно собирать только известные. Грибы и ягоды люди заготавливают впрок. Эти растения будоражат наше воображение своей красотой. С ними нужно обращаться бережно. Собирать дары леса нужно осторожно (не вытаптывать ягодники и грибницы) и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу. Обобщающие понятия: «лес», «грибы», «ягоды», «съедобный», «несъедобный», «ядовитый».

Цели и задачи
Закрепить представления детей о грибах и ягодах наших лесов. Учить классифицировать их на съедобные и несъедобные (ядовитые). Ввести в активный словарь дошкольников существительные: корзинка (лукошко), гриб, грибница, грибник, белый (боровик), подосиновик, подберёзовик, сыроежка, опёнок, рыжик, лисичка, сморчок, мухомор, сатанинский гриб, бледная поганка; ягода, земляника, черника, голубика, костяника, малина, ежевика, клюква, брусника, варенье, сок; глаголы: искать, собирать, солить, сушить, замораживать, мариновать, заготавливать, варить; прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сочный, вкусный, красивый, сладкий, кислый, грибной. Учить видеть красоту в природе, воспитывать бережное отношение к ней.

Народные приметы
Урожай сморчков – к урожаю проса и гречи. Появились опёнки – лето кончилось. Коли грибовно, так и хлебовно. Обилие грибов – к дождливой погоде. Если по грибы пойдёте босиком, - найдёте только старые грибы. Если после того, как снег растаял, на этом месте появилась плесень, - это к грибам. Малина рано плодоносит – к тёплому лету. Большой урожай ягод летом – предвещает холодную зиму.

Художественная литература
Алексеева Е. «Мухомор»; Благинина Е. «Белые грибы», «По малину»; Высотская О. «Грибок»; Демьянов И. «Под горою вырос гриб»; Кубилинскас К. «Красная шапочка»; Мусатов В. «Рыжик», «Сыроежки»; Павлова Н. «Опёнки»; Пикулева Н. «Опята»; Романовский С. Т. «Лукошко»; Русская детская песенка «Я по лесу по зелёному бреду…»; Рубцов Н. «У сгнившей лесной избушки...»; Суслов В. «Корзина малины»; Телегина В. «Мухомор», «Боровичок», «Опята».

Пословицы и поговорки
Весна – красна цветами, лето – солнцем и грибами. Со счастьем хорошо и по грибы ходить. Всякий гриб берут, да не всякий в кузов (лукошко) кладут. Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок. Грибов ищут – по лесу рыщут. Не поклоняясь грибу до земли, не поднять его в кузов. Бояться волков – быть без грибков. Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт; а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Наш обед с дымком да с сухим грибком. Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьёт. На окошке грибы не растут. Назвался груздем – полезай в кузов. Молоды опёнки, да черви в них. Сморщился, как гриб, - сморчок сморчком. Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Всякую ягодку в руки берут, да не всякую в кузов кладут. Гриб не хлеб, ягода – трава. Это ещё цветочки, а ягодки впереди. Это с нашего поля (бора) ягода. Не нашего поля (бора) ягода. С хорошего кусточка хорошая и ягодка. Куст тот, да не та ягода. Не малина – не опадёт. Пропустя лето – да в лес по малину. Собрался по малину, когда снегу навалило. Жаль Акулину, да посылать по малину. Рыба в реке – а ягода – в траве.

Скороговорки и чистоговорки
Белый гриб боровичок от Бори спрятал свой бочок. И – молчок! У опушки две старушки брали грузди и волнушки. Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок. На горе дубы, под горой грибы. Бы – бы – бы – в лесу растут грибы. Гриша шёл, шёл, шёл белый гриб нашёл. Ра – ра – ра – в лес идти пора. В лес пошли Кирилл, Иринка, а у них в руках корзинка. У пеньков опять пять опят. Опять пять ребят нашли пять опят. Пять утят, пять опят. У Вити утята, у Пети опята. Мила, Марк, Марина рвут в лесу малину. Малина манила Марину и Милу. Все Марины и Ирины обожают есть малину. Да жалко: в корзинке полполполовинки последней малинки. Вы малину мыли ли? – Мыли, да не мылили.

Дидактические игры
«Подскажи словечко», «Отгадай загадку» («Угадай»), «Опиши мы отгадаем» («Загадалки», « Что это?»), «Посчитай», «Четвёртый лишний» («Что лишнее?»), «Найди и назови», «Съедобный – несъедобный», «Чего не стало?» («Что появилось»), «Собери грибы в кузовок», «Что растёт в лесу», «Как называется?» («Какой сок из малины?»), «Какого вкуса (цвета) эти ягоды?», «Да – нет».

Пальчиковая гимнастика
«По грибы», «Земляника», «Где обедал пальчик», «Корзинка», «С веток ягоды снимаю», «Ягодки».

День знаний. Школа. Школьные принадлежности.
Социальная действительность
Содержание темы
Ежегодно первого сентября все дети школьного возраста начинают свою учёбу в школе. Вся наша страна отмечает этот день, как День знаний. Сначала ребята становятся первоклассниками. В первом классе они учатся писать, читать и считать. Учиться в школе надо несколько лет. Школа даёт знания об окружающей жизни, учит жить и трудиться. Учиться в ней трудно, но и в то же время интересно. Чтобы в будущем стать тем, кем захочешь, настоящим мастером своего дела, надо много знать и уметь, многому учиться. Учат и воспитывают детей в школе учителя (педагоги). Школа – учебное заведение, в котором учатся дети. Учащихся школы называют школьниками или учениками. Промежуток времени, в течение которого ученики занимаются с учителем в классе, называется уроком. Для занятий в школе детям нужны специальные принадлежности. После окончания школы можно учиться дальше, а можно идти работать. Обобщающие понятия: «школа», учёба», «школьник», «школьные принадлежности», «учитель».

Цели и задачи.
Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях. Ввести в активный словарь существительные: школа, школьник, класс, одноклассник, первоклассник, урок, звонок, учитель (педагог), учёба, ученик, знания, перемена, ранец (портфель), пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, ластик (стёрка), линейка, краски, кисточка; глаголы: учиться, читать, писать, считать, узнавать, знакомиться, трудиться; прилагательные: интересный, увлекательный, первый, умный, новый, школьный. Развивать у детей интерес к школе, желание как можно больше узнать о школьной жизни, учиться в ней.

Художественная литература
Александрова З. «В школу»; Алексин А. Г. «Первый день»; Берестов В. «Читалочка»; Благинина Е. «Класс», «Букварик»; Блок А. «Учитель»; Голявкин В. В. «Как я боялся»; Дьяконов Л. «Первоклассникам»; Коваль Ю. И. «Чистый дор» - отрывок «Нюрка»; Маршак С. Я. «Семь ночей и дней в неделе...», «Читалочка»; Михалков С. «Как бы жили мы без книг», «Школьнику на память», Найденова Н. «Я спрятала кукол...»; Нигмати Р. «Счастливого пути»; Орлов В. «Что написано в тетрадке?»; Суслов В. «Весёлый звонок»; Токмакова И. «Скоро в школу»; Толстой Л. Н. «Филиппок»; Флорентьева Е. «Если кто – то свой учебник...»

Пословицы и поговорки
Перо пишет, а ум водит. Азбука – к мудрости ступенька. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял. Без муки нет науки. Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Ученье – свет, а неученье тьма. Ученье лучше богатства. Наука – не мука. Наш главный труд – ученье. Красна птица перьем, а человек ученьем. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. Был в той школе - уж не обманешь. По ученику и об учителе судят.

Занятия по предмету «Окружающий мир» для детей-дошкольников 5 лет включают множество различных тем. Из всего многообразия наши специалисты выбрали временные представления. С чем это связано? Во-первых, временные представления необходимо формировать в дошкольном возрасте - для детей 5-6 лет это важный аспект познания окружающего мира. Во-вторых, ни одно собеседование при приеме в школу не обходится без вопросов по данной теме. Кроме того, остальная информация по ознакомлению ребенка 5-6 лет с окружающим миром достаточно подробно представлена в блоках «Развитие» и «Науки». Выполняя задания, дошколята еще раз повторяют времена года и их последовательность, знакомятся с днями недели, частями суток и часами.

Большинство упражнений-тестов в разделе «Окружающий мир для детей 5-6 лет» имеют подробное объяснение. Оно содержится в обучающем видео перед заданиями, а также приводится в том случае, если малыш дал неправильный или недостаточно полный ответ.

Какова форма подачи материала?

Чтобы помочь дошкольникам в усвоении информации в процессе занятий, для всех упражнений в разделе «Окружающий мир для детей 6 лет» мы предусмотрели специальные тематические картинки и озвученный текст. Некоторые задания задействуют также двигательную сферу. Все упражнения в разделе «Окружающий мир для детей 5-6 лет» можно выполнить в режиме онлайн.

Как происходит оценка результатов?

За выполнение заданий в блоке «Окружающий мир для детей 5 лет» предусмотрена награда. Малыши получают виртуальные кубки, медали и т. д. Они становятся своего рода стимулом для ребенка и позволяют повысить его интерес к подобным занятиям. Практически все задания в разделе «Окружающий мир для детей 6 лет» оцениваются в зависимости от того, с какой попытки ребенок дал правильный ответ. При этом в случае необходимости малыш сможет вернуться к сделанному ранее упражнению, чтобы улучшить прежний результат и получить более высокую награду.

Перед тем как приступить к выполнению заданий в разделе «Окружающий мир для дошкольников 5-6 лет», мы рекомендуем пройти тестирование. Полученные результаты помогут понять, на каких темах потребуется остановиться более подробно. Кроме того, родителям будет легче определить, с каких именно заданий в разделе «Окружающий мир для дошкольников 5 лет» стоит начать обучение.