Коллективная трудовая деятельность дошкольников. Общий, совместный, коллективный труд

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Бурятский Республиканский Педагогический колледж

Кафедра Д.О.

РЕФЕРАТ Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» Выполнил: студентка 21 группы

Туманина М.

Проверил: Нимбуева С. Н.

г. Улан-Удэ

1. Коллективный труд детей. . . . . . 3 стр.

2. Распределение работы. . . . . . . 3 стр.

3. Труд всех детей группы. . . . . . . 6 стр.

4. Методика руководства трудом детей. . . . 6 стр.

5. Выполнение задания. . . . . . 6 стр.

6. Обсуждение результатов трудовой деятельности. . . 7 стр.

7. Литература. . . . . . . . 9 стр.

1. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ДЕТЕЙ

На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опи­раясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновре­менно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «ря­дом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.

Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть особенности форм организации труда с точки зрения объединения детей в труде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средством для этого объединения? Ка­кие задачи наиболее успешно решаются при том или ином объ­единении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрению различных случаев объединения участников в процес­се труда, обратившись к конкретным примерам.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное зада­ние, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре­зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным за­дачам. Важное значение имеет формирование у детей начал кол­лективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п.

Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида кол­лективного труда: труд общий и труд совместный.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ

При организации коллективного труда воспитатель осущест­вляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок рабо­ты, но тогда вся деятельность по распределению, которая по­буждает детей вступать в общение, уступать друг другу, догова­риваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Со­вершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи фор­мирования начал коллективизма, и потому его методы направле­ны на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает не­сколько задач:

учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнял­ся во всех видах труда, выполняемых группой;

продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверен­ный, рядом с неумелым - умелый и т. д.;

учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения ко­торой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это за­дание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.

Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руко­водством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспи­тателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учиты­вающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договарива­ются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое инте­ресное выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.

Распределение труда между членами группы может стать по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно уп­ражняться в поступках, соответствующих положительному отно­шению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, усту­пать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеж­дать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.

Дети могут самостоятельно распределять работу между со­бой внутри своей группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и пре­доставить им возможность осуществить самостоятельно эту дея­тельность.

С какими же трудностями встречаются дети при решении этого вопроса и какие методические приемы следует использо­вать воспитателю, чтобы помочь им справиться с этими труднос­тями?

Покажем на конкретных примерах.

Детям дано задание вымыть растения в уголке природы.

Вася. Я буду обливать цветы из лейки.

Клава. А я буду приносить их и относить обратно.

Мила. Тогда мне остается вытирать подоконники и рамы.

Заметим, что в приведенном примере каждый ребенок выби­рает для себя дело, руководствуясь, с одной стороны, общим объемом входящих в задание операций, а с другой стороны, учи­тывая то, что уже выбрали для себя его товарищи. Тогда не воз­никает никаких недоразумений. Однако не всегда распределение проходит так гладко.

Детям дано задание посеять овес. Они распределяют работу так:

Кира. Я буду насыпать землю в коробочки и просеивать ее.

Леня. И я тоже.

Валя. Я тоже хочу насыпать.

Галя. А кто будет сажать? Ну, ладно, тогда я.

Андрюша. Я буду складывать коробочки в ящик и поливать.

В данном примере дети выбирают для себя дело, руководст­вуясь собственным желанием либо довольствуясь тем, что оста­лось.

Конечно, само задание позволяет сделать такой выбор. Но при подобном распределении неминуемо будут возникать частые остановки в деятельности некоторых детей. Так, если трое будут наполнять коробочки землей, то один ребенок (в приведенном примере - Галя) не сумеет успеть за ними и в работе Андрюши возникнет остановка.

Чтобы не допустить такого положения, педагог обращает внимание детей на неправильность их распределения с точки зрения учета одинакового объема работы для каждого участника. Она разъясняет детям: «Дети, вы втроем захотели насыпать землю в коробочки. А Галя одна будет сажать овес. Разве она успеет за вами? Разве дела у всех поровну? Нет. И товарищи так не поступают. Надо распределять дело так, чтобы у всех его было поровну. Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галей сажать овес».

Воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было поровну, по-товарищески, справедливо. Именно эта сторона его деятельно­сти имеет непосредственное отношение к воспитанию положи­тельных взаимоотношений между детьми.

Следует отметить, что детям, оказывается, очень трудно при распределении учесть именно трудоемкость операций, поэтому воспитатель и сам приводит примеры распределения с учетом этого, и предварительно, до распределения работы беседует с детьми. Так, обращаясь к детям, которым поручено совместно изготовить санки для кукол, он говорит: «Дети, вы научились мастерить санки, умеете выполнять это дело вместе: один рас­пиливает доски, другой зачищает края шкуркой, а третий и чет­вертый прибивают планки. Оказалось, что первый гораздо доль­ше пилит доску, чем второй зачищает края шкуркой, потому что отпилить гораздо труднее. Давайте попробуем так разделить работу, чтобы у каждого дела оказалось поровну, чтобы никто не задерживал друг друга и никто не ждал. Для этого лучше мы поручим двоим распиливать доски». Так воспитатель учит детей учитывать трудоемкость операций.

Умение распределять работу между товарищами по звену формируется у детей неравномерно: одни дети распределяют ра­боту, другие соглашаются или не соглашаются с ними. Нередко инициаторы выбирают для себя наиболее интересные дела. На­пример, Юра, обращаясь к детям, заявляет: «Чур, я буду мыть растения. Никто не занимайте моего места. Вы (Наташе и Ире) принесите горшки с цветами, а ты (Сереже) вытирай пыль».

Дети не спорят с Юрой, соглашаются с его распределением. Однако не всегда это происходит так гладко. Поставим перед собой вопросы: а если кто-либо из детей захочет выполнять де­ло, уже выбранное другим ребенком? А если Юра всегда ока­зывается в роли распределяющего и никогда не уступает товари­щам? Как следует поступать педагогу? Чему надо научить де­тей? Как следует решать, кто должен уступить, а кто занять наиболее интересное место? В таких ситуациях оказывается, что знаний о способах разделения труда на ряд операций у детей еще недостаточно.

Как разрешить возникающий спор между детьми? И вос­питатель убеждает: «Кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Хороший товарищ всегда готов уступить желанию друга. Зато в следующий раз вы должны уступить ему. Тогда и вы поступите по-товарищески. Научитесь уважать друг друга. Надо по очереди выполнять те или иные дела. Тогда каж­дый из вас научится все делать, а всякое дело важное, нужное и по-своему интересное».

Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, согласовывать свои жела­ния с желаниями других детей. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживать свои желания, убеждать товари­щей в своей правоте или своем праве на то или иное дело, ис­пользуют в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.

Постепенно меняется и характер воздействий педагога: от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих ситуаций он переходит к иным приемам руководства: контроли­рует, напоминает, обсуждает с детьми, насколько справедливы они были друг к другу, в процессе распределения, сумели мирно договориться, кто из них был особенно внимателен к просьбам товарищей, учитывал их желания и пр.

Такое подробное изложение всех вопросов распределения работы не говорит о том, что вся эта деятельность занимает зна­чительное время. Ведь воспитатель начинает приучать детей к самостоятельному распределению работы еще тогда, когда он поручает небольшой группе детей относительно несложное общее дело: вымыть растения, протереть стеллаж с игрушками, пропо­лоть грядку с луком и пр. Постепенно, внося нужные правила, педагог может достичь того, что уже в старшей группе у детей можно сформировать первые самые элементарные умения. Тог­да, организуя работу всех детей одновременно, он сможет опи­раться на эти умения и предоставлять детям больше самостоя­тельности.

Детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей. Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов. Основные формы организации детей старших групп на занятиях – фронтальная и подгрупповая. ...

Ежемесячно появляются новые воспитанники, у которых уже трудный жизненный опыт. Временным творческим коллективом из числа специалистов модулей разработана программа адаптации воспитанника к условиям детского сада. Модульная система предусматривает специальные формы обеспечения: регулярное проведение социально-психолого-педагогических консилиумов, работа учебного заведения в инновационном режиме...

Доклад по теме:

" Коллективный труд как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста ".

Воспитатели: Муллаянова А.Р.

г. Нижневартовск

Коллективный труд как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Личность и коллектив.

Детский коллектив – важнейший инструмент воспитания. Крепкий, сплоченный, дружный коллектив позволяет каждому малышу самовыражаться и удовлетворять свою потребность в общении. Жизнь ребенка создает благоприятные условия для формирования духовно-нравственных основ личности маленького гражданина своей Родины. (С-2.)Детский коллектив – явление сложное, динамическое, в нем отражается диалектика всей нашей жизни. Задача воспитателя - найти каждому ребенку в нем свое место, помочь ему полноценно расти и развиваться с другими детьми. Рассматривая коллектив как средство воспитания, мы не имеем права в какой бы то ни было мере ущемлять интересы личности. Ребенок растет, непрерывно изменяется, усложняются его взаимоотношения с окружающим миром. Включая его в коллектив мы удовлетворяем его важнейшую потребность в общении с другими людьми, прежде всего со сверстниками, и создаем необходимые условия для самоутверждения, развития индивидуальности. 1

Формирование коллективных взаимоотношений.

(С-3). Дошкольный возраст- первый этап в формировании у детей чувства коллективизма. Применительно к детям трех – семи лет правильно говорить о воспитании у них коллективных взаимоотношений, характеризующихся ярко выраженным появлением у каждого определенных черт личности .

Особую педагогическую значимость приобретают содержание и формы общения детей. (С-4).

Психологи отмечают две формы общения: материальное (предметное), связанное с совместной практической деятельностью, и духовное – обмен впечатлениями, мыслями, чувствами. Содержание духовного общения дошкольников ситуативно и часто связанно с практической деятельностью. Мимо внимания воспитателя не должно проходить содержание такого общения детей.

(С-5). Трудовая деятельность несет в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельность при целенаправленном руководстве взрослого у детей формируются ответственность, целеустремленность, организованность, чувство коллективизма и многие другие нравственные качества человека.

Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания следует давать детям не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые усилия на общественно полезную работу, в которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей связи со всеми участниками коллективного труда.

Педагог поощряет проявления детьми инициативы, активности, самостоятельности, привлекает внимание всех к достижениям каждого ребенка. Это укрепляет коллективные взаимоотношения детей.

Рассмотрим особенности воспитательной работы по формированию коллективных взаимоотношений в разных возрастных группах.

Младшая группа

В младших группах начинается работа по формированию между детьми дружеских взаимоотношений. Однако совместная деятельность и характерные для неё взаимоотношения появляются не сразу и требуют специального педагогического руководства. (С-6). Процесс формирования трудовых навыков влияет на нравственное развитие детей, на формирование у них коллективных взаимоотношений, если в него будет включен привлекательный для ребенка мотив. Так, организуя в повседневной жизни обучение трудовым навыкам, воспитатель говорит: «Давай, Даша, поучимся аккуратно складывать одежду в шкафчик, ты научишься, а потом научишь Катю». Перспектива – «научится, чтобы потом научить других» - интересна даже детям младшего дошкольного возраста, так как ставит их в позицию старшего. Дети с большим желание обучаются трудовым действиям, если задание дается в форме «помоги мне», а не «сделай это». Подобная форма предложения задания важна, так как постепенно формирует потребность ориентироваться в своей деятельности на других людей (сверстников, взрослых). Воспитатель обращает особое внимание на то, чтобы дети учились «видеть сверстника рядом». Это значит, что они, выполняя трудовое поручение пока еще индивидуально, не совместно с другими детьми, не должны мешать товарищу. Добиваться овладения этим умением необходимо, так как оно является первым этапом в воспитании взаимопомощи, доброжелательности, сочувствия, т.е. всего того, что характеризует положительные взаимоотношения между детьми в совместной трудовой деятельности.

Малыши еще не умеют трудиться вместе. У них не развит интерес к совместной деятельности, они не владеют способами сотрудничества. Этому они учатся в совместной деятельности со взрослым. Взрослый – воспитатель, родители – привлекателен для малышей, они хотят быть похожими на него, подражать ему. Опираясь на эту особенность младших дошкольников, воспитатель организует совместную деятельность взрослых и детей. Вначале это может быть труд взрослого с одним ребенком, затем – с двумя-тремя детьми. При этом педагог учит детей всему тому, что понадобится им в совместной деятельности со сверстниками: уметь уступать, помогать, не мешать и т.д. Для обучения элементарным способам сотрудничества можно предложить ребенку работать рядом со взрослыми (воспитателем, няней, дворником). При этом ребенок не помогает взрослому, а как бы трудится на равных, выполняя свою часть работы (служит для детей примером). В процессе совместной деятельности педагог, предвосхищая возможную ситуацию конфликта, показывает ребенку, как нужно из нее выходить, настраивает его на доброжелательный лад. Постепенно детям предоставляется большая самостоятельность в сотрудничестве. Воспитатель – наблюдает со стороны, помогает советом, предложением, замечанием.

В младшей группе мы еще не можем требовать от ребенка осознанного отношения к вещам как к результату деятельности человека. Но учить бережно обращаться к игрушка, книгам, природе, через обучение трудовым навыкам (ремонт книг и т.п.). Для формирования положительных взаимоотношений важно, чтобы дети бережно относились не только к результату труда взрослых, но и результатам труда сверстников: «Саша, ты уронил игрушку и не положил на место, а Катя только что хорошо и красиво убрала».

Эти формы организации труда создают благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.п.

Их объединяет общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Общий труд – предполагает, что при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. (дети наводят в группе порядок, распределив обязанности).

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других, цель при этом – общая.

Коллективный труд – позволяет детям в большей степени самостоятельность и способствует формированию умения договариваться.

Методы и приемы руководства трудовой деятельностью

Методы и приемы Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Показ и объяснение Имеет большое значение, т.к. дети не имеют знаний, не владеют умениями и навыками. Показ должен быть медленным, многократ-ным, с четким выделением всех моментов. Он может быть индивидуальным или для группы детей. Используется реже, в основном при введении нового трудового действия, нового оборудования, вида труда, новенькому ребенку. Вводится показ детей. Объяснение может быть без прямого показа, в виде инструкции, может быть частичным, поэтапным. Вводятся косвенные напоминания.
Упражнения Это многократно повторяю-щиеся действия, способст-вуют выработке прочного навыка и должны быть систематическими. Через упражнения дети научаются делать что-либо аккуратно, быстрее
Положительный пример Дети порождают воспитателям, родителям, старшим детям. Они для них образец.
Обсуждение про-цесса и результа-та труда Это делает сам воспитатель, вовлекая детей в диалог, через повторение инструкции В конце труда полезно обсудить качество выполненной работы.
Контроль Открытый контроль необхо-дим систематически, особен-но на первых стадиях обу-чения трудовым действиям. Используется как открытый, так и скрытый контроль. Необходимо учить детей самоконтролю.
Оценка Используется положительная оценка в виде одобрения, похвалы, поощрения. Пока-зать, за что хвалим. Реко-мендуется оценка авансом. Используются все виды оценок: положительная, отрицательная, в виде замечания, порицания, осуж-дения. Оценивается качество, лов-кость, быстрота, самостоятельность, проявление творчества. Использует-ся оценка товарищей и самооценка.
Использование иллюстраций, картинок, фото, схем При рассматривании уточняя-ется последовательность действий, оценивается их правильность, Предложить разложить картинки по порядку, находить ошибки в картинках
Игры и игровые приемы Занимают большое место, способствуют получению знаний, закреплению навы-ков.Используются дид. игры, внесение игрушек. Широко используются игровые соревнования, конкурсы.
Использование худ. произведений Потешки, прибаутки, песенки, стихи, сказки, короткие рассказы Пословицы, поговорки, рассказы, сказки, загадки
Опыты Элементарные по показу свойств и качеств материала
Индивидуальный подход К каждому ребенку По мере необходимости, когда требуется помощь в овладении новым орудием труда

Вопросы для анализа трудовой деятельности

  1. Дайте анализ соответствия поставленных воспитателем задач трудовой деятельности требованиям программы, а также содержанию работы и возрасту участников.
  2. Охарактеризуйте участие воспитателя и детей по подготовке оборудования и организации рабочего места для проведения трудового процесса, насколько это соответствует возрастным особенностям участников.
  3. Какова форма организации детей (для коллективной работы форма объединения). Ее целесообразность, соответствие уровню развития трудовой деятельности детей данной группы.
  4. Охарактеризуйте роль воспитателя на 1 этапе организации трудовой деятельности (до начала работы):

а) насколько значима для детей поставленная цель работы, мотивирована ли она? Оказала ли воздействие на чувство детей?

б) характер объяснения воспитателем задания детям, распределение работы между участниками;

в) планирование работы.

П. Охарактеризуйте:

  1. Приемы руководства воспитателем трудовой деятельностью детей (показ с объяснениями, напоминание, контроль, поощрения, вопросы к детям), помощь товарищей. Насколько эффективны эти приемы с точки зрения решения задач, спланированных воспитателем.
  2. Какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников в процессе работы и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним.
  3. Оцените трудовые навыки детей с точки зрения их рациональности, последовательности действий, как педагог совершенствует трудовые навыки?

III. Оценка детской деятельности

а) Соответствует ли результат трудовой деятельности поставленным целям?

б) Насколько самостоятельны дети в оценке работы своих товарищей.

в) К каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог при оценке работ товарищей, какими приемами

г) Побуждает ли педагог находить причины неудач, ошибок.

Производственная практика

1. Текст задания

Планирование трудовых поручений и работы дежурных. Организация трудовых поручений и работы дежурных в первую половину дня.

Поручения можно планировать в любой временной отрезок в течение дня. Они могут быть индивидуальные или подгрупповые для 2-3 детей.

В записи должно указываться: что, с кем, с какой целью .

Например: Поручить Жене, Тане и Сереже навести порядок в игровом уголке. Учить распределять обязанности и укладываться в отведенное время.

или Поручить Саше понаблюдать, как дежурные накрывают на стол и дать оценку их дежурству. Закрепить его знания о сервировке стола.

Дежурства организуются по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы. Запись может выглядеть как у поручения, только начинается со слов: «Организовать работу…»

Например: Организовать работу Жени и Тани по сервировке стола к завтраку. Закрепить их знания о сервировке стола.

Организуйте работу с детьми в виде поручений и дежурств в первую половину дня.

Выполните анализ собственной деятельности.

2. Текст задания

Разработка плана организации коллективного труда с группой детей. Самостоятельное проведение коллективного труда с детьми дошкольного возраста.

Коллективный труд планируется и проводится во вторую половину дня. При планировании трудовой деятельности следует писать следующие задачи:

1. Формирование положительного отношения к труду.

2. Воспитание желания трудиться.

3. Воспитание волевых и личностных качеств (воли, усидчивости, умение доводить дело до конца, взаимовыручка, выдержка, самоконтроль и др.).

4. Формирование трудовых навыков (умение пользоваться орудиями труда).

5. Учить планировать свою трудовую деятельность (последовательность, подбор оборудования, уборка за собой рабочего места и др.).

В плане необходимо указать и прописать следующие компоненты:

Форма организации труда,

Воспитательные и образовательные задачи,

Методические приемы руководства трудом детей,

Анализ и оценка деятельности и ее результатов.

При организации труда дошкольников необходимо:

· Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств личности.

· Формировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым.

· Уделять внимание воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений.

· Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда.

· Приучать экономно расходовать материалы.

· Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность.

· Необходимо знать, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. Постоянная недостаточная нагрузка ведет к приучению ребенка трудиться без напряжения, искажает его представления о труде.

· Надо учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.

· Формировать у детей трудовые умения и навыки.

· Обеспечивать детям четкий и грамотный показ приемов работы.

· Чаще практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и взрослых.

· Особое внимание важно уделять воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.

· Необходимо чаще подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы труда.

· Планируя воспитательную работу, важно знать, что в утренние часы во время приема детей необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение, поэтому это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.

· Важно, чтобы труд детей во второй половине дня был содержательным и включал различные виды ручного труда, хозяйственного и труда в природе, совместного и индивидуального. Это удобное время для работы с родителями.

В младших группах коллективный труд как форма организация детей не используется воспитателями, так как дети еще не имеют прочных трудовых навыков в том или ином виде труда. Кроме того, труд младшего дошкольника по форме объединения похож на «труд рядом». Ребенок охотно принимает задание от взрослого и выполняет под его руководством воспитателя, и пока он осваивает трудовые операции, ему не нужен партнер.

В средней группе по мере совершенствования навыков и умений дети уже способны объединиться в «общий труд» (4-6 человек), где есть общая цель и конкретное задание для каждого члена коллектива и где каждый отвечает за свою работу перед педагогом.

В старшей группе детям предоставляется большая самостоятельность в процессе трудовой деятельности. Дети начинают трудиться коллективно. Например, воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7 и больше). Каждый из детей получает конкретное зада­ние.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился, вместе выполнили общую работу. Это наиболее простое объеди­нение, здесь подводится общий итог трудовой деятельности команды. При этом следует учитывать возможности и уровень навыков каждого ребенка, предусмотреть объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» и «общего труда» к «совместному труду». (Р.С.Буре).

По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми трудовыми навыками, педагог начинает переходить к более сложным за­дачам – формировать у детей навыки сотрудничества, воспитывать умение

трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п.

Эти задачи наиболее успешно решаются в «совместном труде» детей (Р.С.Буре). Совместный труд предполагает взаимодействие детей в цепочке, результат работы зависит от темпа выполнения и качества работы других, при этом цель единая для всех (каждое звено имеет задание, внутри звена у каждого свой объем работы). Качество и скорость работы одного ребенка влияет на показатели работы другого. У детей повышается чувство ответственности за общее дело.

При организации коллективного труда воспитатель осущест­вляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что педагог и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок рабо­ты, но тогда вся деятельность по распределению, которая по­буждает детей вступать в общение, уступать друг другу, догова­риваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата со­вершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Воспитатель в первую очередь заботится о фор­мировании навыков сотрудничества, и потому его методы направле­ны на решение именно воспитательных задач. В процессе распределения труда он решает не­сколько задач:

· учитывает трудоемкость разных работ, с тем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем;

· организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнял­ся во всех видах труда, выполняемых группой;

· продумывает объединение детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверен­ный, рядом с низким уровнем умений – умелый и т.д.;

· учитывает интересы детей и мотивы выбора той или иной работы: есть более и менее интересные дела с точки зрения ребенка. Один предпочитает ту работу, навыками выполнения ко­торой он владеет в большей степени; другого привлекает в труде новизна и он стремится получить это за­дание; третьего пугает сложность какого-либо задания, и он отказываются его выполнять и т. д.

Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта, между ними могут возникать споры и конфликты.

Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И поэтому, распределяя работу, воспитатель объясняет, почему он дает именно такое задание конкретному ребенку. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспи­тателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учиты­вающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договарива­ются, кто какое дело будет выполнять.

Важно научить детей учитывать интересы друг друга, усту­пать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеж­дать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.

Дети могут самостоятельно распределять работу между со­бой внутри своей подгруппы. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и пре­доставить им возможность осуществить самостоятельно эту дея­тельность. Если дети не способны справедливо распределить трудовые обязанности, воспитатель может дать совет или предложить другую форму справедливого распределения – жребий. Детей следует приучать к самостоятельности. Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, почему надо согласовывать свои жела­ния с желаниями других детей, в каких случаях необходимо уступить, сдержать свои желания.

Постепенно меняется и характер воздействий педагога: от непосредственного разрешения возникающих конфликтных ситуаций, он переходит к иным приемам руководства: контроли­рует, напоминает, обсуждает с детьми, насколько справедливы они были друг к другу в процессе распределения трудовых заданий, каким образом они сумели договориться и т.д.

В старшем дошкольном возрасте организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность пред­ставляют такое содержание труда как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно, а воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:

· объединять всех детей можно только после того, как они при­обретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе;

· целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает ку­кольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вска­пывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух-четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет из­вестные трудности.

Можно организовать в группе «мастерскую доб­рых дел», которая будет выполнять разнообразные «заказы», по­ступающие от других групп: ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол. Такая мастерская ра­ботает в часы, предназначенные для коллективной работы.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Бурятский Республиканский Педагогический колледж

Кафедра Д.О.

Тема: «Организация коллективного

труда в детском саду»

Выполнил: студентка 21 группы

Туманина М.

Проверил: Нимбуева С. Н.

г. Улан-Удэ

2002 год

1. Коллективный труд детей. . . . . . 3 стр.

2. Распределение работы. . . . . . . 3 стр.

3. Труд всех детей группы. . . . . . . 6 стр.

4. Методика руководства трудом детей. . . . 6 стр.

5. Выполнение задания. . . . . . 6 стр.

6. Обсуждение результатов трудовой деятельности. . . 7 стр.

7. Литература. . . . . . . . 9 стр.

1. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ДЕТЕЙ

На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опи­раясьна сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновре­менно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «ря­дом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более сложных воспитательных задач.

Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть особенности форм организации труда с точки зрения объединения детей в труде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средством для этого объединения? Ка­кие задачи наиболее успешно решаются при том или ином объ­единении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрению различных случаев объединения участников в процес­се труда, обратившись к конкретным примерам.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное зада­ние, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре­зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения деть­ми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным за­дачам. Важное значение имеет формирование у детей начал кол­лективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обра­щаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, об­щим результатам труда и т. п.

Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном трудедетей. В детском саду чаще используют два вида кол­лективного труда: труд общий и труд совместный.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ

При организации коллективного труда воспитатель осущест­вляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок рабо­ты, но тогда вся деятельность по распределению, которая по­буждает детей вступать в общение, уступать друг другу, догова­риваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Со­вершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи фор­мирования начал коллективизма, и потому его методы направле­ны на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает не­сколько задач:

учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнял­ся во всех видах труда, выполняемых группой;

продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверен­ный, рядом с неумелым - умелый и т. д.;

учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения ко­торой они владеют в большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они стремятся получить это за­дание; третьих пугает сложность каких-либо заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.

Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта этой деятельности под руко­водством педагога, между ними могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспи­тателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учиты­вающего в равной мере интересы всех детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договарива­ются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое инте­ресное выполнять по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему интересно.

Распределение труда между членами группы может стать по мере накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети получают возможность самостоятельно уп­ражняться в поступках, соответствующих положительному отно­шению к товарищам. Воспитательные задачи будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга, усту­патьтоварищам, разрешать возникающие недоразумения, убеж­дать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.

Дети могут самостоятельно распределять работу между со­бой внутри своей группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и пре­доставить им возможность осуществить самостоятельно эту дея­тельность.

С какими же трудностями встречаются дети при решении этого вопроса и какие методические приемы следует использо­вать воспитателю, чтобы помочь им справиться с этими труднос­тями?

Покажем на конкретных примерах.

Детям дано задание вымыть растения в уголке природы.

Вася.Я буду обливать цветы из лейки.

Клава.А я буду приносить их и относить обратно.

Мила.Тогда мне остается вытирать подоконники и рамы.

Заметим, что в приведенном примере каждый ребенок выби­рает для себя дело, руководствуясь, с одной стороны, общим объемом входящих в задание операций, а с другой стороны, учи­тывая то, что уже выбрали для себя его товарищи. Тогда не воз­никает никаких недоразумений. Однако не всегда распределение проходит так гладко.

Детям дано задание посеять овес. Они распределяют работу так:

Кира.Я буду насыпать землю в коробочки и просеивать ее.

Леня.И я тоже.

Валя. Я тоже хочу насыпать.

Галя. А кто будет сажать? Ну, ладно, тогда я.

Андрюша. Я буду складывать коробочки в ящик и поливать.

В данном примере дети выбирают для себя дело, руководст­вуясь собственным желанием либо довольствуясь тем, что оста­лось.

Конечно, само задание позволяет сделать такой выбор. Но приподобном распределении неминуемо будут возникать частые остановки в деятельности некоторых детей. Так, если трое будут наполнять коробочки землей, то один ребенок (в приведенном примере - Галя) не сумеет успеть за нимии в работе Андрюши возникнет остановка.

Чтобы не допустить такого положения, педагог обращает внимание детей на неправильность их распределения с точки зрения учета одинакового объема работы для каждого участника. Она разъясняет детям: «Дети, вы втроем захотели насыпать землю в коробочки. А Галя одна будет сажать овес. Развеона успеет за вами? Разве дела у всех поровну? Нет. И товарищи такне поступают. Надо распределять дело так, чтобы у всех его было поровну. Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галей сажать овес».

Воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: какследует поступить, чтобы было поровну, по-товарищески, справедливо. Именно эта сторона его деятельно­сти имеет непосредственное отношение к воспитанию положи­тельных взаимоотношений между детьми.

Следует отметить, что детям, оказывается, очень трудно при распределении учесть именно трудоемкость операций, поэтому воспитатель и сам приводит примеры распределения с учетом этого, и предварительно, до распределения работы беседует с детьми. Так, обращаясь к детям, которым поручено совместно изготовить санки для кукол, он говорит: «Дети, вы научились мастерить санки, умеете выполнять это дело вместе: один рас­пиливает доски, другой зачищает края шкуркой, а третий и чет­вертый прибивают планки. Оказалось, что первый гораздо доль­ше пилит доску, чем второй зачищает края шкуркой, потому что отпилить гораздо труднее. Давайте попробуем так разделить работу, чтобы у каждого дела оказалось поровну, чтобы никто не задерживал друг друга и никто не ждал. Для этого лучше мы поручим двоим распиливать доски». Так воспитатель учит детей учитывать трудоемкость операций.