Занятие по внеурочной деятельности «Семья и семейные ценности». (1 класс)

Форма мероприятия: семейный клуб.

Цель: определить понятие “семья”, формировать понятие “счастливая семья”.

Задачи:

  • Раскрыть понятия “семья” и “счастливая семья”, выявить ее особенности.
  • Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности в совместной деятельности всех членов семьи.
  • Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Что такое семья?

Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!

Требования, предъявляемые обществом к семье

1. Создание условий для всестороннего развития личности.

2. Эмоциональная поддержка престарелых родителей.

3. Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.

Семья для ребёнка - это место...его рождения и становления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Мы с вами - родители.И в наших силах помочь своему ребенку вырасти добрым, умным, активным, сильным, смелым, ответственным, творческим...

Одним словом ЧЕЛОВЕКОМ.

ПЛАКАТ “СЕМЬЯ” 7Я (ПОСЧИТАЕМ СКОЛЬКО ЧЛЕНОВ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ)

Сколько членов семьи- столько характеров, столько мнений на вопрос воспитания

“Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: “ Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью”. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Как вы думаете, что они написали на своих листочках?

(на листочках члены семей записывают качества, необходимые всем членам семьи)

На доске таблички со словами: (учитель поворачивает, все читают)

Понимание Любовь Уважение Доверие

Доброта Забота Помощь Дружба

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Каждая семья счастлива по-своему. У каждой семьи свои традиции.

  • Семейные династии
  • Семейное творчество
  • Семейные праздники
  • Семейный отдых

Выступления разных семей

Взаимопонимание детей и родителей, единение младшего и старшего поколений, пропаганда здорового образа жизни, воспитание толерантного отношения к окружающим - эти жизненные основы важны для жителей всего мира. И где бы ты ни проживал, где бы ты ни находился, семья- это единственное и самое дорогое, что у тебя есть. В семье никто не может существовать сам по себе, ибо принцип семьи- “один за всех и все за одного”

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ

Чтоб страна была сильна,
Дружной быть семья должна
Мы друг другу помогаем,
Вместе дружно всё решаем

1. “Почти буриме” (по окончаниям стихотв строк вспомните строки и автора стихотв)

Кроет крутя завоет дитя (А.С.Пушкин.Зимний вечер)

Одинокий голубом далёком родном (М.Ю.Лермонтов.Парус)

Пору мороз в гору воз (Н.Некрасов. Мужичок с ноготок)

2. “Ромашка” (родитель-ребёнок)

Мне в тебе нравится...

3. “Фото на память”. (Приготовление пищи, мытьё посуды, стирка, уборка, просмотр ТВ...)

Одна семья показывает, другая смотрит и запоминает. Затем вторая семья воспроизводит снимок и показывает свой. И т.д.

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных

Во-первых , это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.

Второе - дети . Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то

Четвертое - терпение . Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень

Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным

И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

Семейный Хоровод

Только сама семья создает благоприятную среду для истинного счастья человека, независимо от того, что происходит в обществе!

Тема проекта: Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников»

Насколько нравственными, добрыми будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни.

Цель проекта :

Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.

Задачи проекта :

  • Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.
  • Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки

позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.

  • Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.
  • Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Участники проекта:

Родители, педагоги ДОУ, дети, социальные институты

Реализация проекта:

2009 - 2011 год

Особенности проекта

  • доступность материала для детей дошкольного возраста
  • интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

Проблемы, на решение которых направлен проект

  • Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
  • Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
  • Разобщенность между семьей и детским садом.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в

воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Реализация этапов проекта

С младшего возраста ведем работу по составлению семейных фото альбомов. Родители принимают активное участие в их оформлении.

Самая любимая игра среди детей нашей группы- «Семья». В ходе её дети усваивают термины родства, формируются представления о возможностях и взаимопонимании в семье. Играть в нее мы начали с младшего возраста.

Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. Они проводятся с младшего возраста и различны по тематике.

На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.

Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает библиотека, собранная с помощью родителей.

Проводим организованные экскурсии и в городскую детскую библиотеку, где дети участвуют в различных мероприятиях.

Ценны по своему содержанию занятия, беседы из цикла «Моя семья», «Родословная - старинная русская традиция», «Образ моей семьи».

В группе провели ряд занятий по теме «Уроки добра», где разговор шел о моральных и нравственных ценностях, о милосердии и уважении к старшим.

В рамках семейных художественно - творческих проектов были реализованы такие проекты, как « Ты взрослый, я - ребенок», «Птица семейного счастья».

Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.

Для формирования у детей интереса к своей родословной совместно с родителями создали «генеалогическое древо»

Одна из традиций нашего детского сада акция «Посади дерево» , в которой родители принимают активное участие.

Воспитание бережного отношения к природе - важная часть в

нравственном становлении личности ребенка.

Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали сборник пословиц и поговорок о семье, о воспитании нравственных качеств.

Разработаны тематические консультации, памятки, буклеты для родителей.

Любовь к животным - хорошее, жизнелюбивое чувство, основа многих
важнейших нравственных качеств: сострадания, желание проявить заботу,
отношение к слабому. С этой целью провели ряд бесед, занятий, организовывали совместную фотовыставку «Любимое домашнее животное»; провели анкетирование. Большой популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей.

В музеях нашего города дети узнали о том, что такое традиции, обычаи нашего народа, как жили раньше на Руси, чем сильна наша Родина. Поддерживаем связь со школой. Дети посетили там Музей Боевой славы, узнали о героях - земляках Великой Отечественной войны Различные игры, упражнения, задания помогают отследить знания детей по теме «Что такое семья и зачем она нужна».

По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким

Последствия решения проблемы

Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. Восстанавливается преемственность семейных поколений. Дети получат необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.

Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

А главный результат на которым и направлена наша работа, - усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Цель: систематизировать знания детей о семье.

Задачи:

Создавать положительный эмоциональный контакт с детьми, добрую атмосферу на занятии;

Расширить представления о семейных ценностях, учить соотносить внутреннее состояние членов семьи с их поступками;

Развивать умение анализировать, планировать, составлять рассказы по воображению;

Осуществлять диагностический компонент внутрисемейных отношений.

Материал: миниатюрные фигурки (или картинки с изображением членов семьи); камень с указателями; «ковер-самолет»; природные материалы; записи музыкального сопровождения; клей; цветные заготовки для птицы, салфетки по количеству детей.

Ход занятия:

Вводная часть

(Дети сидят на ковре перед педагогом.)

Чтоб сделать волшебным весенний рассвет,

Надо долго, долго идти

И охапку сияющих желтых лучей

Самому на дороге найти.

И добавить к сияющим желтым лучам

Охапку зеленых веток,

Краешек неба, и пенье ручья,

И маленьких птиц всевозможных расцветок.

Все это перемешать

И почти не дышать...

Доброе утро, ребята! Я неспроста начала занятие такими прекрасными строчками, ведь сегодня мы отправляемся в сказку. Подскажите мне, какой сказочный транспорт вы знаете? (Ответы детей.)

Педагог. Я предлагаю полететь на ковре-самолете. (Педагог расстилает ковер.)

Мы летим под небесами,

Над дремучими лесами,

Мы сильные и смелые.

Веселые, умелые.

(Дети «приземляются» на полянку, на поляне лежит камень с указателями: Прямо пойдете - быстро повзрослеете. Налево пойдете - младенцами станете. Направо пойдете - свою мечту найдете.)

Основная часть

Педагог. Ребята, посмотрите, вот камень волшебный, надписи на нем разные. (Вслух читает надписи.) По какой дороге пойдем? Чего вам сейчас больше всего хочется? (Ответы детей, рассуждения.)

Педагог. Для того чтобы определиться с направлением, вспомните, с чего начинается жизнь человека.

Дети. С младенчества.

Педагог. Пойдемте по левой дорожке.

(Подходят к столу, в нём картинки или фигурки «Семья».)

Педагог. У каждого человека есть близкие ему люди.

(Дети рассказывают о своей семье.)

Педагог. Ребята, как вы думаете, что такое семья, кого можно назвать семьей? (Рассуждения детей.) Семья - самое важное слово. Семьи есть разные, маленькие и большие. Я предлагаю вам семью, поселить вместе тех людей, которые являются самыми важными для вас.

Игра «Создай семью» (Игра носит аспект диагностики внутрисемейных отноше­ний. Дети по личному выбору распределяют фигурки (или картинки членов семьи по отношению к себе.)

Педагог. Каждая семья живет в доме. Давайте заглянем в окна и посмотрим, чем же заняты члены семьи? Что делает мама, что делает папа? А кто еще есть в ваших домах?

(Рассказы детей.)

Педагог. Как же много забот у ваших родителей. Когда они только все успевают?.. Я предлагаю разделить мамины и па­пины дела. Мамины дела назовите и положите в волшебную корзинку, а папины дела - в шкатулку.

(Дети вспоминают и называют домашние дела своих роди­телей.)

Педагог. Наступает вечер. Драгоценные часы, минуты, когда вся семья собирается у домашнего очага. Я приглашаю вас пройти к «камину размышлений» и зажечь волшебный огонь.

(Дети и педагог подходят к камину, садятся на диван. Зажигают фонарь.)

Игра «Огонь волшебный...»

Огонь волшебный и могучий,

Развей над нами злые тучи,

Сердца детишек обогрей,

Заворожи нас поскорей.

(Дети вспоминают самые смешные, веселые события, происходившие в их семьях.)

Педагог. У меня в руках мягкий клубочек. Передавая его по кругу, назовите по очереди все ласковые имена, которыми называют вас дома.

(Передавая клубочек, дети называют свои ласковые имена.)

Педагог. Замечательные и такие добрые имена! А как вы называете своих родителей? Есть такая пословица: «Когда семья вместе, так и душа на месте». Как вы ее понимаете? (Ответы и рассуждения детей.)

Педагог. Я предлагаю нам разыграть этюд «Папина командировка». Подумайте, какие чувства возникают? Какое настроение у членов вашей семьи? Что чувствует папа?

Этюд «Папина командировка» (Дети распределяют роли и в соответствии с ситуацией разыгрывают «возвращение папы из поездки».)

Педагог. Вот снова вся семья вместе. Мы прекрасно провели время, вспомнив о семье. Но нас ждет еще много неизвестного. Вперед! Посмотрите, мы опять у камня магического. Пойдем теперь в будущее. Для этого нам нужно перевести часы вперед, А помогут нам в этом песочные часы.

(Педагог достает песочные часы, показывает их детям)

Педагог. Вы теперь стали взрослыми. (Педагог и дети переходят к другому столу.)

Рассказы по воображению «Мое будущее»

Педагог. Здесь лежат волшебные телескопы, в них можно увидеть будущее. Посмотрите в них и расскажите, где вы работаете? Какая у вас семья? (Дети по воображению описывают свое будущее) Замечательно. А теперь нам пора отправляться дальше. Попробуем найти свою мечту. Ребята, что такое мечта? Какого она цвета? О чем вы мечтаете? (Ответы и рассуждения детей.)

Педагог. Ребята, нарисуйте свою мечту и украсьте ее чудесными узорами, диковинными цветами.

Ручной труд «Птица счастья»

Педагог. А воплощением мечты пусть станет «Птица счастья».

(Дети подходят к столам, где лежат заготовки птицы, приклеивают хвост, украшения.)

Заключительная часть

Педагог. Возьмите птиц на ладонь и возвращайтесь на наш ковер-самолет. Мы летим домой.

Мы летим под небесами,

Над дремучими лесами,

Мы сильные и смелые,

Роль семейных традиций в воспитании у детей любви и привязанности к родному дому

Содержание Введение ………………………………………… 3 - 4
Глава 1. Семейные традиции – их понятие и роль в воспитании у детей любви и привязанности к родному дому ……………………………… 5 - 15
1.1. Понятие семейные традиции – их формирование и роль в воспитании у детей любви к родному дому. ………… 5 - 10
1.2. Роль семейного досуга в формировании семейных традиций ………… 11 - 15
Глава 2. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию семейных традиций ……… 16 - 29
2.1. Основные направления работы родителями по формированию и поддержанию семейных традиций ….……………. 16
2. 2. Примерная тематика родительских собраний по пропаганде ведущей роли семейных традиций в воспитании любви к родному дому ……16 - 32
Заключение ……………………………………………………… 33
Литература ………………………………………………… 34

Введение.

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Но что такое любовь к Родине – это чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Это чувство Родины постепенно растет и переходит в любовь к своему городу, к родной природе, к своим землякам, к своей стране и ее народу, поэтому воспитание у детей любви и привязанности к родному дому – это есть фундамент формирования гармоничной личности.
Одним из решающих факторов в осуществлении этой задачи является семья, ибо она «обитель, откуда человек вступает в общественную жизнь».
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляется любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества.
Семья сильна, прежде всего своими традициями, эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. Именно в семье он обучается жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми.
Исходя из выше сказанного совершенно ясно, что задача воспитания любви и привязанности к родному дому очень актуальна в современном обществе и решать эту задачу в первую очередь необходимо в семье через семейные традиции.
Цель работы . Определить роль семейных традиций в воспитании у детей любви и привязанности к родному дому
Задачи:
Определить содержание понятия семейные традиции
Обобщить имеющийся опыт по данной проблеме
Раскрыть содержание, формы и методы работы с родителями, направленные на воспитание у детей любви и привязанности к родному дому через семейные традиции.

Глава 1. Семейные традиции – их понятие и роль в воспитании у детей любви и привязанности к родному дому.
1. 1. Понятие семейные традиции – их формирование и роль в воспитании у детей любви к родному дому.
Очевидно, что прежде чем говорить о роли семейных традиций в воспитании у детей любви и привязанности к родному дому, необходимо определить понятие слова традиция:
ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Исходя из этого следует, что семейные традиции – это передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в семье в течении длительно времени нравственные и культурные ценности.
Семья в ее развернутом значении может выступать частью целого рода, преемственностью связей нескольких поколений, объединенных воспоминаниями о своем праотце. Семейные традиции сохраняются чаще всего в исторически значимых родах, имеющих старинную историю и принадлежащих к высоким слоям общества. Эти традиции отражаются в сохранении старинных вещей, предметов мебели, фотографий, картин и самых разнообразных документов. Семья может хранить свои мифы и передавать их из поколения в поколение. Раньше данная преемственность поколений поддерживалась национальными традициями и уважением к своим предкам. Во время существования СССР ситуация в корне изменилась. Старина активно отвергалась, отвергались семейные связи, особенно если они были опорочены высоким социальным статусом в царской России. Большое количество семей интеллигенции, несущих за собой длинные родословные, покинули Советский Союз, превратившийся в страну рабочих и крестьян. Настоящее время принесло новые социальные изменения. Семейные традиции оказались не в моде. Однако появилась возможность каждому обеспеченному человеку приобрести себе необходимые родовые титулы и звания. Многие смогли воплотить свою потребность в семейных традициях, купив старинные особняки и замки, обеспечив себя необходимыми титулами и знаками, наполнив свои интерьеры антикварной мебель. Но при всем этом сама семейственность потеряла свое прежнее значение. Человек подсознательно хочет вернуться в лоно своей матери, превращая свой дом в некое подобие давно знакомых семейных интерьеров и сохраняя в нем гармонию утраченного детства – поэтому родной дом – это та самая пристань, которая самая надежная и чтобы таковой она стала для ребенка необходимо приложить много усилий в процессе воспитания любви к родному дому, и как уже было сказано необходимо следовать семейным традициям.
Следование семейным традициям может выражаться в жизни нескольких поколений в одной квартире с сохраняющимися интерьерами, в повторении тенденций интерьера родного дома в своей квартире либо в повышенном интересе к родовым семейным вещам. Эти вещи могут символизировать нерушимость семейных устоев, попытки сохранить незыблемость и гармонию своего внутреннего мира, который первоначально был создан для ребенка его родителями, а также стремление к идентификации с отцом-прародителем. « В рамках частного быта подобные предметы образуют сферу особо приватную: человек имеет их, как имеет пред¬ков - не как собственность, а как заступников, - а предки суть наиприватнейшее, что есть в его жизни. Они слу¬жат бегством от повседневности, а самое радикальное и глубокое бегство - это бегство во времени, в свое соб¬ственное детство».
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы.
А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.
Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимает плечами, и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.
Семейные традиции в каждой семье есть, нужно только подумать хорошенько (это может показать анкетирование или же беседа с родителями)
- Например, дети к празднику обязательно открытки сами рисуют.
Из анкеты «Я на Новый год проснулась, а у меня над кроватью открытка со свиньей, а на свинье надпись: «Мама». Потом пригляделась, оказалось: «Маме».
- Есть традиции ежедневные: к примеру, у детей график на мытье посуды или уборку квартиры.
- Есть традиции по временам года. Мы каждую весну участвуем в Дне Земли – убираем в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идем птичек слушать. Осенью кормушки делаем. Зимой в эти кормушки кладем угощение. Перед Новым годом – аж за месяц! – пишется Деду Морозу письмо с просьбами и «предвыборными обещаниями».
- Очень любят дети совместное выпекание пирога. Они наперебой просят «помешать» (имеется в виду тесто).
Новый год – один из самых традиционных праздников. Может, поэтому большинство вспоминали в первую очередь новогодние семейные традиции.
– Я знаю, что в семье моего деда и бабушки было принято каждый день вместе собираться за большим столом – еду «таскать» запрещалось. У моих родителей всей семьей за большим столом собирались уже только по праздникам. А мы и в праздники не всегда «за стол» садимся. Какие же в нашей семье традиции – не знаю даже.
- блины по воскресеньям, на Масленицу и т.д.
– Мы на Новый год всегда наряжаем живую елку –Это задача дочери и мужа. А я с дочерью пеку «рождественское» печенье. Так что наша елка украшена не только игрушками, но и печеньем, и конфетами. Эта традиция пришла к нам из моей семьи. Есть у нас и традиции новые, собственные. Мы, например, редко видимся и собираемся вместе, поэтому я ввела воскресный обед. Собираемся за столом всей семьей, сервируем стол красиво, суп наливаем в супницу и чинно обедаем.
Как оказалось, совместные обеды – это теперь вообще редкость. А ведь это удивительная возможность собрать всю семью вместе. Можно например на любом родительском собрании, даже если он не посвящен теме семейных традиций просто и непринужденно завести с родителями разговор о семейном обеде - Семейный обед - это такой трансформер. У него нет рамок и ограничений. Он имеет свободную форму и неопределенное содержание. Он может быть легким и сытным, четырехчасовым и стремительным, формально-напыщенным и на одноразовых тарелках... Он не терпит только тишины и отчуждения. Чтобы с успехом собирать всех вместе, необходимо приучать семью к этому - и приучаться самим - буквально с самого начала.
Когда ребенку всего год, его хлебом не корми - дай побыть с родителями. Конечно, еда для младенцев готовится исходя из несколько иных принципов, чем еда для взрослых. Но если родители хотя бы раз в неделю сделают над собой усилие и приготовят обед, подходящий и им, и их ребенку, здоровья у всех только прибавится.
Уже двухлетний малыш может полноценно участвовать в обеде, где на первое - тыквенный суп, на второе - запеченная в духовке рыба с овощами, а на третье - фруктовый десерт. Просто постелите салфетки туда, куда будет падать большая часть детской порции, и не нервничайте - манерами чада вы займетесь потом. Дайте ему насладиться осознанием того, что он, как взрослый, ест то же самое, что и папа с мамой.
В пять-шесть лет ребенку интересно есть все - если он готовил это сам. Даже если ребенок, в принципе с прохладцей относится к рыбе, при каждом походе на рынок требует купить форель, или сига, или кефаль, или что угодно, главное - "с внутренностями" и чешуей. Задача заключается в том, чтобы "внутренности" вынуть, найти и продемонстрировать сердце, печень и икру, орудуя при этом огромным ножом. Дети они вообще такие - если им доверять, они и не подумают отрезать себе пальцы или облиться кипятком.
Пытаясь собрать семью за одним столом, главное - найти варианты. Если папа возвращается с работы после девяти, нет смысла дожидаться его с ужином - дети могут съесть маму. А вот придержать десерт - это запросто. Если семья более или менее одновременно уходит по утрам - совместным может быть завтрак. Вы удивитесь, как много могут дать эти несчастные пятнадцать минут в день, даже если вы смотрите друг на друга глазами, в которые впору спички вставлять. Не получается есть вместе каждый день - делайте это хотя бы пару раз в неделю. Да что там: когда у родителей работа плавно перетекает в тусовки, а у детей драмкружок, кружок по фото, конный спорт и горные лыжи, даже один совместный воскресный обед - поздний-поздний, неторопливый - просто счастье. Дело в том, что семейный обед - это не еда. Это способ сказать своим близким: я вас люблю, я хочу проводить с вами время.
Именно эти ценности и должны формировать у ребенка любовь к семье и родному дому. Современные педагоги и психологи утверждают, что даже несколько месяцев «лишения семейной любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребёнка до трёхлетнего возраста непоправимый урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой
величины и сложности. Где же ещё, как не в семье в ее традициях в столь яркой и понятной ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь, сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для другого?! Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.
В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сёстрам, к родному дому.

1. 2. Роль семейного досуга в формировании семейных традиций.

Глава 2. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию семейных традиций

2.1. Основные направления работы родителями по формированию и поддержанию семейных традиций
В работе дошкольного образовательного учреждения с родителями особое внимание надо уделять развитию у родителей умения через семейные традиции воспитывать любовь к родному дому.
Для этого предлагается алгоритм работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию семейных традиций.
Разработка анкеты - опросника для родителей с целью изучения сформированности семейных традиций
Создание на базе дошкольного учреждения условий для повышения ценности семейных традиций.
Разработка комплекса мероприятий по формированию у родителей создания и соблюдения семейных традиций
Организация обмена опытом родителей по формированию и соблюдению семейных традиций.
В работе с родителями по формированию и поддержанию семейных традиций можно выделить несколько направлений деятельность педагога.
Диагностика семьи
Взаимоотношения с родителями воспитанников
Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными)
Регулярное проведение родительских собраний и консультаций
Организация пропаганды ведущей роли семейных традиций в воспитании любви к родному дому
Поощрение родителей, активно принимающих участие в мероприятиях по пропаганде ведущей роли семейных традиций в воспитании любви к родному дому

2. 2. Примерная тематика родительских собраний по пропаганде ведущей роли семейных традиций в воспитании любви к родному дому.

1. «Семейные традиции и их роль в воспитании любви к семье и родному дому»
Форма проведения – встреча за круглым столом
Цель – заинтересовать родителей в формировании и сохранении семейных традиций. Показать их роль в воспитании любви к семье и родному дому»
Подготовка к собранию – выставка рисунков детей «Праздники в моей семье», аудио и видеозаписи бесед с детьми о том, как в семье отмечаются праздники, какое участие принимает сам ребенок в его подготовке, как семья проводит выходные, какое любимое занятие есть у всей семьи и т.п.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (в группах)
Подготовьте рассказ по теме "Что такое хорошая семья?"
БЕСЕДА: "ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ"
1. Что такое традиция? Что такое семейная традиция? Традиция - правило поведения, событие, регулярно повторяющееся.
2. Почему в каждой семье должны быть свои традиции?
3. Какие традиции должны быть в каждой семье (распорядок дня, познавательные, праздничные, оздоровительные, культурные традиции)? Рассказ воспитателя о традициях.
4. Что делать, если в вашей семье нет каких-либо из этих традиций?
5. Какие отрицательные традиции могут быть в семье (отсутствие взаимопомощи, интереса к литературе, искусству, пьянство, неправильное питание, отсутствие праздничных дней, неправильный отдых)?
6. Как защитить себя от отрицательных семейных традиций?
ДИСКУССИЯ: "МОЖЕТ ЛИ РЕБЕНОК ИЗМЕНИТЬ ТРАДИЦИИ СЕМЬИ?"
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Составьте описание интересных дел, которые по вашему мнению должны стать традициями вашей семьи.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Беседы с родителями по коррекции семейных традиций.
2. «Новогодние семейные традиции»
Форма проведения – творческая мастерская
Цель – на примере подготовке празднования Нового года – показать возможности формирования семейных традиций.
Примерный план проведения
Выступление воспитателя.
Новый год - это самый любимый праздник всех народов. Он никого не оставляет равнодушным, заставляет переживать и радоваться. Но это, пожалуй, и самый семейный праздник, со своими обычаями, традициями передающиеся из поколения в поколение. С одной стороны, новогодний праздник связан с понятием "время", с другой с детством, поэтому без следования традициям не обойтись. Ведь семейные обычаи связывают людей с прошлым. Дети, даже совсем маленькие, очень любят соблюдать традиции, даже самые незначительные, даже ритуал укладывания спать или семейную воскресную прогулку в парке.
Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. И празднование Нового года - идеально подходит для этой цели!
Любой взрослый превращается в ребенка в тот момент, когда лезет под елку за своим подарком или наряжается в костюм для домашнего спектакля. А дети (сегодняшние и вернувшиеся в страну детства взрослые) всегда найдут общий язык, поймут друг друга, забудут о взаимных обидах и непонимании.
В семейных традициях встречи Нового года как в зеркале отражаются интересы, взгляды, нравственные устои одного или нескольких поколений. Например, в семье Льва Николаевича Толстого подготовка к празднованию Нового года начиналась задолго до последних чисел декабря. Жена писателя, Софья Андреевна, вместе с детьми мастерила елочные украшения. Причем помимо обычных хлопушек, свечек и гирлянд, на елку развешивались многочисленные нарядно одетые куколки. Тела для этих кукол - "скелетцы" покупали, а потом дети и взрослые, каждый в меру своей фантазии и способностей, украшал куколку: делал ей волосы из пакли, одевал в нарядные платья. Куколки развешивались на елку и предназначались для подарков приглашенным на праздник крестьянским детям. Семейные новогодние традиции Толстых живы и поныне. И в Ясной Поляне, и в московском музее Л.Н. Толстого в конце декабря кипит работа: маленькие ребятишки, посещающие здесь специальные занятия, с удовольствием наряжают современные "скелетцы" (фигурки из плотного картона) и развешивают их на елке.
Не всем удается сохранить домашние традиции, пронести их через время, испытания и невзгоды. Но люди, воспитанные на семейных обычаях, стараются возродить их при любой возможности. Марина Цветаева и ее сестра Анастасия в своих воспоминаниях описывают чудесное детство, которое они провели в большой дружной семье. Дальнейшая жизнь обеих сестер была полна серьезных испытаний, невзгод и лишений. Но через много лет, в сибирской ссылке, постаревшая, почти слепая и практически нищая Анастасия готовилась к встрече Нового года как когда-то в детстве. Задолго до праздника из того немного, что присылали ей друзья и родные, она приберегла самое ценное для подарков маленькой внучке, внуку и невестке. Украсила елку, приготовила традиционную семейную лотерею. Как звонко смеялась маленькая Рита Цветаева, когда подарок, предназначенный маме, попал брату, и как переживала, видя, что желанная игрушка досталась бабушке. Но правилами лотереи допускался взаимный обмен, а значит, кукла или мишка после небольших веселых приключений обязательно попадали к тому, кто их так нетерпеливо ждал.
Конечно, ничто не вечно, даже традиции. Они появляются, живут, иногда умирают, потом возрождаются вновь. В недавно изданном романе Л. Улицкой "Искренне ваш Шурик" в семье главного героя под Новый год ставили рождественский спектакль на французском языке. Роли исполняли маленькие ученики бабушки, и Шурик, конечно, переиграл в нем всех героев, начиная с младенца Христа и заканчивая Иосифом. Потом бабушка умерла, и спектакли прекратились. В новогодние дни и Шурик, и его мама особенно остро чувствовали двойную утрату: любимого человека и семейной традиции. И однажды, под Новый год они поставили новый спектакль для чужой, в общем, то девочки, с куклами вместо актеров. И в дом, пусть ненадолго, вернулось что-то из прошлого, возможно то, что называется душой.
В некоторых современных семьях существует обычай, в новогоднюю ночь, уходя после праздничного ужина спать, оставлять под елкой один тапок, чтобы Дед Мороз положил в него подарок. Причем эта традиция не исчезает даже тогда, когда дети вырастают. Собираясь в родительском доме на празднование Нового года, повзрослевшие дети и их родители все также ставят один тапок под елку.
Выступление родителей – их рассказы о семейных традициях празднования Нового года.
Например, В моей семье тоже есть новогодняя традиция, которая живет и процветает, несмотря на то, что дочке уже десять лет, и она давно не верит в Деда Мороза. А начиналось все так. Восемь лет назад, наряжая с двухлетней дочкой елку, я разбила игрушку. Малышка расстроилась, и ни за что не хотела выбрасывать ущербную фигурку. Тогда я предложила отнести разбитую игрушку и несколько гирлянд в лес, вернее в лесопарк, в котором часто с дочкой гуляем. "Там мы нарядим елочку для лесных зверюшек, повесим кормушку с хлебными крошками и семечками для птиц" -- убеждала я дитя. Сказано -- сделано! Правда, маленькой елочки в парке не нашлось, а высоченные сосны не украсишь, поэтому мы развесили свои украшения на кустах.
Утром 1 января, едва найдя под елкой подарки, дочка решительно заявила, что теперь просто необходимо проверить, что произошло ночью в "Снегуркином доме", который мы накануне украсили в лесу. Пришлось быстро напрягать фантазию и использовать имеющиеся резервы. В результате, по дороге к Снегуркиному дому дочка находила висящие на ветках деревьев конфеты, а в самом "доме" малышку ждал подарок-сюрприз.
Теперь, каждый год мы ходим в лес 31 декабря, чтобы украсить "Снегуркин дом", а 1 января -- для сбора новогоднего урожая конфет и сюрпризов. Последние 3--4 года повзрослевшая дочка подкалывает меня: "Ты, мол, и конфеты, когда я отвернусь, развешиваешь, и подарки подкладываешь". Я не спорю, предлагаю: "Давай, тогда больше в лес не ходить". "Не-е-ет, -- тянет дочка, пойдем…Только все равно это ты делаешь".
Кстати, о лесных "Снегуркиных" подарках. Однажды это был "мальчик-с-пальчик", мы тогда как раз читали эту сказку, и куколка, найденная в снегу, в какой-то норке, запомнилась дочке надолго. Да еще путь к норке как бы указала живая юркая белочка, непредусмотренная мной приятная неожиданность или настоящее волшебство? А в другой раз, когда дочка прочитала книжку о живой самодельной кукле нелепой, рыжей, по имени Сипсик, и мечтала иметь такую же, она нашла ее в Снегуркином доме (спасибо моей подруге, сотворившей из тряпок, ваты, и рыжих ниток-волос это чудо).
После выступления родителей подводится небольшой итог и составляется список примерных традиций
Некоторые мамы стряпают к новогоднему столу специальные блюда, например, выпекают ангелов с золотыми волосами, которых вешают на елку или картофельный пирог с грибами. Причем пирог выпекается в виде того животного, чей год (по восточному календарю) наступает. Картофельный дракон, змея или обезьяна с глазами из маслин торжественно выносятся к столу, освещаемые бенгальскими огнями.
Можно сделать традицией создание красивой новогодней композицией под елкой или на журнальном столике: разложить "сугробы" из ваты, из веточек сделать деревья, расставить маленькие елочки, фигурки Деда Мороза, Снегурочки, лесных зверушек, игрушечные домики.
Традицию "выпускать" новогоднюю семейную газету, в которой рассказывают смешные истории о домочадцах, пишут пожелания родным и гостям, пришедшим на праздник, многие родители принесли из своего детства, когда телевизор был не в каждой семье, но праздник "требовал" шуток, веселья и неожиданных сюрпризов.
Одна мама вместе с дочкой в первый раз сыграли небольшое представление для бабушки и дедушки, когда малышке было два года и четыре месяца. Любимые стихи Маршака мама превратила в маленькие сценки, привлекла в качестве актрисы большую мягкую игрушку. Дочка старательно произносила свои слова, а игрушка отвечала ей маминым голосом. На следующий Новый год уже играли целую пьесу, сочиненную мамой. Увеличилось и количество зрителей: посмотреть спектакль в новогодний вечер пришли дочкины друзья с мамами и папами. С каждым годом спектакли обрастали музыкой, костюмами и новыми актерами-куклами.
В некоторых семьях, утром, после новогодней ночи, дети находят рядом со своей кроватью послания от Деда Мороза с указанием, где он спрятал подарок. Младшим записки читают старшие или родители. Но в предполагаемом месте может оказаться еще одна записка с другим описанием местонахождения подарка. И тут уже родители, которые "общались" с Дедом Морозом, пока дети спали, начинают помогать им советами типа "холодно - горячо", пока все подарки не найдутся.
В семьях, где дети уже подросли и не верят, что к ним приходит Дед Мороз, родители могут написать различные пожелания на небольших бумажках, скатать их в трубочки и положить в корзинку или глубокое блюдо. Под бой курантов каждый член семьи достает себе пожелание на следующий год.
В новогоднюю ночь можно устроить семейные танцы на газетах. Если к вам присоединяться гости, будет еще веселее. Итак, все делятся на пары (если кому-то не хватило партнера, он становится судьей), на полу расстилается газета, включается на две минуты музыка, и пары начинают танцевать. Задача танцоров - не сойти с газеты. Через две минуты газета складывается пополам и включается другая музыка. И так каждый раз меняется музыка и складывается газета. Танцы продолжаются до тех пор, пока не останется одна пара.
В некоторых семьях существует традиция печь новогодние пирожки с сюрпризом - в один кладется монетка, другой печется соленым, а третий сладким. За новогодним столом, под бой курантов надо выбрать себе пирожок, а их на блюде много. Тот, кому достанется "с монеткой", в следующем году разбогатеет, владельца соленого пирожка ждут испытания, а сладкого - веселая, сладкая жизнь.
Среди гостей и хозяев дома можно провести новогоднюю лотерею. Заранее приготовить два комплекта карточек разного цвета. На белых, например, написать вопросы, а на зеленых - шутливые ответы. Положить вопросы в одно блюдо или небольшую корзинку, а ответы в другую. За новогодним столом все выбирают себе вопрос и ответ. Часто получаются совершенно неожиданные комбинации! Эту лотерею особенно любят дети, подрастая, они начинают помогать родителям придумывать вопросы и ответы.
Если вы пригласили к себе на новогодний вечер много гостей, можно приготовить для них смешные подарки - зубные щетки, детские машинки, свечки, ручки, конфетки, - все, что подскажет вам фантазия. При этом к каждому подарку прилагается шутливое пожелание, что с ним можно делать. Подарки кладутся в нумерованные пакеты, а каждый гость выбирает себе карточку с номером. Прежде, чем получить подарок из мешка под елкой, надо сначала поразить других своим "творческим номером". Всем будет весело, а эта беспроигрышная лотерея может стать традицией вашего дома!
Традицией может стать ежегодное новогоднее представление родителей для детей. Пока дети маленькие, взрослые могут инсценировать для них знакомую сказку или мультфильм, не называя ее персонажей по именам. Малыши должны догадаться, что это за сказка. Например, папа может молча изображать сценку, а мама весело комментировать происходящее, опять же не называя персонажей, или взрослые лицедействуют вдвоем. По мере взросления детей, вместо сказок можно показывать отрывки из романов и даже из фильмов.
Существует традиция в новогодний вечер выгонять все плохое, что происходило в семье в течение года. Для этого надо всем домочадцам собраться за столом и вспомнить все нехорошее, что случалось в течение прошедшего года с членами семьи или происходило у вас дома. Затем надо надуть воздушные шарики, по количеству воспоминаний. Беря шарик в руку, все по очереди говорят, что не должно случаться в новом году. Например, "Я не хочу в новом году получать плохие оценки (терять варежки, забывать гулять с собакой, есть много сладкого)!", "Я не хочу в новом году ни с кем ссориться". Затем надо проткнуть шарик и "выпустить" проблему из дома.
В некоторых семьях принято разрисовывать мебель: на стекле или зеркале шкафа изображают гуашью символ наступающего года, Деда Мороза со Снегурочкой и какую-нибудь зимнюю картинку. Картинки животных не смывают в течение целого года -- это оберег, охраняющий семью от напастей.
Есть поверье, что новый год надо встречать в новом белье, тогда болезнь не пристанет. Надо купить всем членам семьи новое белье -- трусики, маечки, носочки, колготки, -- все то, что "ближе к телу". Это хороший повод приобрести что-то особенное, то, что не позволишь себе в другое время.
Работа в творческих группах – составление рассказа Как сделать новый год – семейной традицией.
По итогам собрания всем родителям предложить распечатанную заранее памятку «Время ожидания чудес или Как приготовить праздник своими руками»
Новый год – удивительный праздник, он начинается задолго до того, как стрелки часов совмещаются на 12, и заканчивается никак не раньше середины января. Каждый год уже в начале декабря в душе у нас поселяется смутное, радостное, нежное, щемящее настроение. Предпраздничные хлопоты и неизбежные житейские заботы переплетаются с почти детским ожиданием чуда. Ведь новогоднее чудо – это чудо, в которое мы верим всю свою жизнь, ровно столько, сколько живет в нас наша детская душа. Мы ждем чудес и засыпаем с тайной надеждой, что уж в этом-то году Дед Мороз точно не забудет про каждого из нас. Ведь на подарки судьбы надеются даже те, кто собственными руками раскладывал сюрпризы для своих домашних и прятал их в мешок загримированного Деда Мороза. И сколько бы мы ни иронизировали над предновогодними надеждами и благими пожеланиями, но подходит декабрь и все повторяется снова... Такой уж это удивительный, единственный в своем роде праздник, когда так хочется собраться в кругу семьи и ощутить теплое дыхание родного Дома. Как с удовольствием прожить время ожидания Нового года? На это у нас есть простой ответ: самое главное - надо верить в чудеса, а в остальном вам помогут наши простые советы.
Мама, а Дед Мороз и вправду существует?
Этот вопрос нередко ставит родителей в тупик. До какого возраста ребенку необходимо верить в чудеса? Кто-то стремится как можно раньше рассказать ребенку «взрослую правду» про бороду из ваты и игрушки из соседнего магазина. А кто-то старается как можно дольше играть в сказку. Честно говоря, мне ближе второе. Ведь Дед Мороз – это больше, чем просто сказочный герой. Разрушая сказку о добром Дедушке Морозе, мы рискуем разрушить у ребенка веру в любовь, в заботу, в свою уникальность, и в то, что на свете есть кто-то, кто помнит о тебе…Что остается в жизни потом, когда уходит детская вера, вера в то, что и я и мама с папой будем жить вечно, что все будут любить и беречь друг друга, что в жизни все еще будет…А без веры в чудеса душа быстро черствеет. Пусть время утраты иллюзий наступит попозже, к сожалению, жизнь расставит на свои места очень многое.
И поэтому самый главный подарок, который я могу сделать своим детям - ощущение чуда, которое рядом, стоит только протянуть руку...
Подарки с индивидуальным подходом
Чего ждут дети от Деда Мороза? Ну конечно же подарков. И миллионы мам во всем мире ежегодно ломают головы – чем порадовать детей? Игрушки, сладости могут быть и из соседнего магазина, но должен быть и какой-то волшебный подарок, такой, о котором и через годы будешь вспоминать: «А вот это мне принес Дед Мороз…». Пусть в рюкзачке у подаренного зайца окажется что-то очень простое, но неожиданное: фигурный шоколад, «золотой» фломастер или, может быть, письмо от Деда Мороза.
Ну а если ваш Дед Мороз затрудняется в выборе подарка для ребенка, он может воспользоваться некоторыми нашими подсказками.
Малышам от рождения до 3 лет
Дед Мороз может подарить развивающие игрушки, с которыми можно что-то делать - коробки, коврики, которые и шуршат, и звенят, и отстегиваются, и закрываются, а на боках у них можно снимать и одевать разные формочки. Малышам понравится разбирать и собирать матрешки и пирамидки, складывать кубики, рамочки с вкладышами разной формы.
Малышам от 3 до 5 лет
станет лучшим подарком все, что связано с ролевой игрой. Под елкой найдется место для кукол, плюшевых мишек и зайчиков, а также подходящих им по размеру кроваток, колясок, домиков, пластмассовой посуды. Обрадует малыша и приложенная к подарку маска, колпачок гнома, или корона, совсем как у Снегурочки.
Детям от 5 до 7 лет
Дед Мороз оставит книжки с яркими картинками и головоломками, «Азбуку», настольные игры, мозаики-пазлы и конструкторы, помогающие развить воображение и способность к комбинированию. Обрадуют ребят аудиокассеты с записями любимых сказок и песенок, а также альбомы для рисования и наборы фломастеров, карандашей, красок.
Детям от 7 лет
возможно, хорошим подарком станет книга, особенно если это сказочная повесть с путешествиями и приключениями или богато иллюстрированная энциклопедия. Подвижный ребенок, несомненно, обрадуется новым конькам или санкам. А еще дети в этом возрасте с удовольствием учатся разным рукоделиям и мастерят разные поделки, поэтому разнообразные наборы для детского творчества, книги с чертежами и описаниями поделок, оригами, вышивок, украшений из ниток, бисера, бусин придутся им по вкусу.
Однако, бывает и так, что несмотря на все старания, в самый торжественный момент у ребенка наворачиваются на глаза слезы: «не ту» куклу ждала девчушка, а конструктор оказался слишком простым и неинтересным. Внимательные родители стараются заранее разузнать, о чем мечтает ребенок, чтобы не попасть впросак. Но есть и еще один хороший вариант – сделать выбор подарка частью вашей семейной сказки. В один из декабрьских вечеров все домашние могут написать или нарисовать свое послание Деду Морозу с просьбой о том или ином подарке, а потом положить эту почту в определенное место, например в птичью кормушку на окне или на балкон. Скорее всего, не только дети с радостью примут участие в этой игре, но и мама с папой с удовольствием напишут свои пожелания.
Готовим праздник вместе
Томительное ожидание предстоящего праздника можно скрасить, начав готовиться к нему всей семьей. Для этого нужно заранее продумать, кого приглашать, чем угощать, как развлекать. Но кроме этого важно позаботиться об уборке квартиры, сюрпризах для гостей и хлопотах на кухне. Для того, чтобы вся семья, и даже самые младшие ее члены с удовольствием включились в предпраздничные заботы, можно заранее составить «карту новогодних дел», которая превратит скучные обязанности в игру, научит ваших детей планировать дела, а за одно превратит дни ожидания праздника в особую семейную традицию. Все вместе продумайте, что предстоит сделать для подготовки к празднику и что из этого ребенок может сделать самостоятельно. Окиньте взором квартиру - как вы собираетесь украсить ее, какие гирлянды, венки и другие украшения вам понадобятся. Проговорите меню, составьте примерный список продуктов, которые нужно купить, и предложите всем членам семьи, включая ребенка, принять участие в приготовлении угощений. Конечно, малышу достанутся дела, которые ему будут по силам – нарисовать веселые открытки-поздравления, проверить по списку, все ли куплены продукты, украсить бутерброды, выучить новое стихотворение и т.д.
Когда круг предстоящих дел ясен, можно начинать составлять карту дел на несколько предпраздничных дней. Для этого на листочках из цветной бумаги нужно написать, нарисовать, как-то обозначить каждое из дел и на листе ватмана можно начинать прокладывать маршрут. Вместе с ребенком продумайте последовательность выполнения дел, что можно сделать за неделю, а что только в последний день. Теперь прикрепите карту на видное место и действуйте. Даже самая простая карта дел избавит вас от предпраздничной суеты и поможет научить ребенка оказывать посильную помощь в семейных делах. Тогда, став взрослым, он не будет метаться по квартире, хватаясь то за одно, то за другое, когда гости уже стоят на пороге.

Поиграем?

Итак, за целой вереницей приятных хлопот мы и не заметили, как наступил долгожданный день. Все готово к празднику – ваш дом, и вы сами принарядились, стол накрыт, подарки ждут-не дождутся, когда же их наконец развернут. Время праздника хочется провести как можно веселее. Конечно, можно целый вечер рассказывать анекдоты или всем вместе посмотреть веселую комедию. Но мы, уважая традиции, предлагаем вам забавные игры для всей семьи – ведь что может быть увлекательнее?
«Передай апельсин»
В этой веселой игре участники передают по цепочке апельсин вокруг стола или выстроившись в шеренгу. Соль игры состоит в том, что руками при этом пользоваться нельзя. Если апельсин падает на пол, все начинается сначала.
«Морозные узоры»
Каждый игрок получает лист бумаги, разделенный на несколько квадратов. В каждом квадрате нужно изобразить несколько беспорядочных линий, закорючек или загогулин. Затем играющие обмениваются листами по кругу. Теперь каждому из них на листе. Который ему достался, нужно дорисовать рисунки до единой картины, увидев в закорючках что-то осмысленное.
«Я – Дед Мороз»
Это просто идеальная игра для новогоднего вечера. Каждый из играющих придумывает, какой бы подарок он сделал своему «соседу». А затем по очереди начинают показывать свой подарок с помощью мимики и жестов. Как только сосед угадал, он может загадывать свой подарок следующему игроку.
«Оркестр»
Попробуйте всей компанией исполнить какую-нибудь новогоднюю песенку (например, «В лесу родилась елочка») не совсем обычным способом. Пусть каждый оркестрант выбирает инструмент, игру на котором он может изобразить. А теперь по взмаху дирижерской палочки каждый начинает издавать звуки выбранного им инструмента.
«Волшебное меню»
Вот игра на воображение, которая заставит мысли роиться, пока в кухне готовится еда. Представьте себе, что ест Дед мороз на обед? Возможно, это будут только холодные блюда: холодец, окрошка, мороженое и клюквенный сок. А может, это будут блюда только белого как снег цвета? А какой диеты могла бы придерживаться Снегурочка? Попробуйте подобрать самое сбалансированное и наоборот самое смешное меню.
«Мade своими hands»
В праздничные дни не только многочисленные деликатесы и яркое убранство стола должны быть на высоте. Дайте шанс каждому члену семьи или гостю проявить себя и свои способности.
«Мастерская Деда Мороза»
Хотите украсить свой дом и елку оригинально? Приглашая друзей на вечеринку, объявите конкурс на лучшую елочную игрушку, гирлянду или новогоднюю композицию в стиле «made своими hands». Приготовьте все необходимое: картон, бумагу, цветную мишуру, фольгу, ленточки, шишки, орешки клей и т.д. и предоставьте гостям возможность творить. Тогда вам останется только поместить на елку гирлянду из лампочек, а гости развесят свои украшения.
«Снежные картинки»
Детям можно предложить конкурс на самую оригинальную поздравительную открытку. Для этого совершенно не обязательно обладать выдающимися художественными способностями. Можно просто экспериментировать с разными материалами, вырезками из старых журналов. Пробовали ли вы, например, когда-нибудь «рисовать »картинки с помощью... ваты? Для этого на листе цветного картона или цветной бумаги нарисуем контур, например, снеговика, намажем его клеем и приложим к нему кусочки ваты. А что вы еще сможете придумать?
Вот и наступил долгожданный момент. Вместе с детьми позвоните бабушкам и дедушкам, тем друзьям и близким, с которыми вы сегодня не встретитесь за новогодним столом. Скажите друг другу самые приятные пожелания и загадайте все самые заветные желания – пусть они исполнятся в наступающем году.
Пришла пора зажечь свечи и немножко посидеть в тишине. Может быть,кому-нибудь посчастливится услышать звон колокольчиков, предвещающих рождение нового чуда?

Заключение.

Л. Никитина (мать известной многодетной семьи) в своей книге «Отчий дом» пишет, что дети редко запоминают праздничный стол и даже подарки. Зато они хорошо помнят, как всей семьей мыли посуду («она так по-праздничному блестела»), всей семьей собирались готовить и садились за стол. А что будут вспоминать наши дети и даже то, какие семейные традиции будут у них, – зависит от нас.
Семейных традиций множество – нужно просто на жизнь семьи внимательней взглянуть и привычные дела назвать громкими словами.
Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания
Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет ваш, уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год или первый липкий снег и Снеговика и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома – а это и есть любовь к родному дому и семейные традиции в воспитании этой самой любви играют главную роль. Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста

Программное содержание:

  1. Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
  2. Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
  3. Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
  4. Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
  5. Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.

Материалы и оборудование: эмблемы с фотографиями членов семьи; большое сердце с кармашком (в кармашке – маленькие сердечки) ; ладошки, сделанные руками родителей; чемоданчик пожеланий; звоночек

Предварительная работа:

Рассматривание с детьми семейных фотографий, составление семейных альбомов.

Беседы «Золотая мама» , «Любимый отдых членов семьи» , «Как я помогаю дома» , «Домашний адрес, квартира, моя комната» .

Чтение художественной литературы: «Моя бабушка» С. Капутикян,

«Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Мама» Ю. Яковлев, «Прививка» А. Барто,

«О мальчиках и девочках» С. Маршак, «Мойдодыр» , «Айболит»

К. Чуковский, «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский. Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки»

Л. Квитко, «Не мешайте мне трудиться» , «Вот так мама» Е. Благинина.

Загадки на темы: «Семья» , «Родной дом» , «Детский сад» .

Рисование: «Портрет мамы» .

Оформление выставки: «Мама и дитя»

Ход ООД:


И ребята вокруг собираются.
Мой звоночек звенит и звенит,
Всем ребятам собраться велит.

Мой звоночек звенит, заливается,
И звоночек его всем нам нравится.

Дети посмотрите в окошко. Скажите, какое сегодня утро (ответы детей)

Действительно, утро ласковое, доброе, ясное. Солнышко улыбается нам, шлет свои лучи, приветствует всех нас. Протяните солнышку руки, улыбнитесь ему, а теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь, поприветствуйте друг друга и обнимитесь. Ребята я тоже вас всех приветствую, посылаю всем вам свою улыбку.

Жил – был малыш, были у него мама и папа,

ещё у малыша были старший брат и

младшая сестра. Так же у него были

бабушка и дедушка – мамины родители,

и бабушка с дедушкой – папины родители.

И жили они все вместе.

Теперь посмотрите, что же у нас получилось. А получилась у нас схема. Как можно назвать это, одним словом?

Дети: семья.

Воспитатель: Правильно, это схема семьи.

У вас на столах есть эмблемы, внимательно рассмотрите их и составьте схему своей семьи.

(Дети на столах выкладывают схемы) .

Воспитатель: Хорошо, все справились. Расскажите про свою схему семьи.

(2-3 ребенка рассказывают) .

Воспитатель: Вот какие схемы у нас получились. Семьи бывают разные: большие и маленькие. Каждый человек с рождения имеет семью. Скажите, что же такое семья?

Дети: Это родственники, которые живут вместе.

Игра «Назови ласково каждого члена семьи» .

Сын – сынок – сыночек;

Дочь – дочка – доченька;

Брат – братик;

Сестра – сестричка – сестренка;

Мама – мамочка – мамуля;

Папа – папочка – папуля;

Бабушка – бабуля – бабулечка;

Дедушка – дедуля – дедулечка.

Воспитатель: Ребята, я вижу, что все вы очень любите свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья. А если в семье все заботятся друг о друге, любят и гордятся друг другом, то в такой семье будет что? Как вы думаете?

Дети: Будет мир, дружба и любовь.

Физкультминутка «Моя семья» (с ладошками)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья!

Воспитатель: О чем мы говорили, когда играли? (о семье)

А у вас есть семья? (рассказы детей о семье)

Воспитатель: И мы с вами тоже большая дружная семья, посмотрите какое у меня большое сердце и оно всех вас очень любит. Сейчас я хочу подарить вам частичку своего сердца, но это еще не все. Посмотрите, что еще у меня есть (показываю чемоданчик)

Игра «Чемоданчик пожеланий» (дети подходят к чемоданчику и высказывают пожелания своей семье)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Солнышко»

Конспект ООД в старшей группе

«Семья и семейные ценности»

Подготовила: