«Правда, что феминистки ненавидят мужчин?» Отвечаем на сложные вопросы о феминизме. Почему феминистки ошибаются, а мужчин надо любить, жалеть и оберегать

Текст: Елена Низеенко

В 2016 году в обществе всё ещё нет однозначного отношения к феминизму и ясного понимания его целей и методов. Даже люди, в целом поддерживающие права женщин, часто считают, что феминизм уже ни к чему, а все мы живём в мире победившего равноправия. Но на самом деле целая обойма до сих пор актуальных глобальных проблем связана с гендерным неравенством. Во многих странах от пола по-прежнему зависит качество жизни: и то, насколько вы можете самостоятельно выбрать жизненный путь, и то, какие дальнейшие возможности предоставляют общество и государство. Разбираемся, какие основные проблемы существуют у женщин в России и других странах.

Насильственные обычаи

Женщины из разных уголков планеты и сегодня подвергаются унизительным и смертельно опасным процедурам. Калечащие операции на женских половых органах кажутся далёкой полумифической традицией, но их осуществляют прямо на территории России в наши дни. Женщин часто калечат ещё в детстве: без медицинских показаний частично или полностью удаляют внешнюю часть гениталий. В том числе в антисанитарных условиях, с тяжелейшими последствиями для здоровья и с целью ограничить сексуальность. С этими практиками пытаются бороться: например, в России в этом году начались , в других странах, как в Гамбии, процедуру законодательно.

Девушек выдают замуж, не спросив согласия, в том числе в подростковом возрасте; из семьи; используют их для так называемого временного брака . Женщин убивают их родственники, называя это «убийствами чести ». Иногда порядки определённой местности противоречат закону - увы, это тот самый случай, когда позиция «у нас так заведено» становится как будто законной. Эти практики обычно считают религиозными, хотя они не всегда заложены в религии.

Современный феминизм борется в том числе и за то, чтобы женщины могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью и своим телом, и борьба с насильственными обычаями - одна из его важных задач.

Гендерный разрыв в работе

Во многих странах формально распространены идеи карьерного равноправия: каждый человек волен сам решать, как он хочет работать и нужно ли ему это вообще. Но на практике пол по-прежнему ощутимо влияет на карьерные возможности. Киты, на которых стоит гендерное неравенство: разрыв в оплате труда мужчин и женщин (его индекс на сегодняшний день по-прежнему ненулевой во всех странах); «стеклянный потолок », а также то, что женщинам и мужчинам нужно прикладывать неравные усилия для одной и той же должности.

Российское законодательство запрещает указывать желаемый пол кандидата в вакансиях, но некоторые работодатели всё равно рассматривать на должность в первую очередь мужчин. А тексты вакансий для девушек могут подробностями, не имеющими отношения к профессиональным качествам. В некоторых странах до сих пор существуют списки запрещённых для женщин профессий; при этом, по оценке Всемирного банка, в России женщины сталкиваются с наибольшим количеством карьерных ограничений в мире - для них запрещены 456 видов работы. Запрет большего числа из них для российских женщин исключительно с предполагаемым вредом для репродуктивного здоровья - во многом это результат политики, ставящей женщине в приоритет рождение ребёнка. Во время собеседования и в процессе работы женщины нередко испытывают и другие трудности - сталкиваются с харассментом, предвзятым отношением, дискриминацией. Кроме того, женщинам часто приходится работу с заботой о детях. Рабочие пространства зачастую совершенно не приспособлены для матерей.

Установка «мужчины от природы амбициознее, способнее и должны зарабатывать больше женщин» мешает принять здравую мысль: разделение на «мужское» и «женское» в карьере притянуто за уши и лишь закрепляет неравное распределение власти в обществе. Феминизм обращает внимание на то, по каким системным законам работает это неравенство, как оно мешает работе в тех или иных сферах, на перекос позиций, при котором у мужчин по умолчанию на старте больше очков.

Репродуктивное насилие

Решение рожать или нет должно принадлежать самой женщине, но сторонники отказываются давать им такую возможность. Противники абортов считают, что у прерывания беременности не может быть оправдания, и стремятся защитить в первую очередь будущего ребёнка, а не права, жизнь и здоровье самой женщины. Но сторонники пролайферской точки зрения и государственные представители антиабортной политики часто упускают из виду то, как отличается официальная риторика государства от реальной ситуации с поддержкой материнства. Простая мысль о том, что между желанной беременностью и беременностью от изнасилования лежит пропасть, также нередко пролайферами.

Исторический опыт запрета абортов , что в этом случае их число не сокращается, зато они проводятся нелегально и зачастую с трагическими последствиями. А вот от сексуального просвещения и доступной контрацепции - да. В попытках лишить женщин права на аборт и обязать их принудительно рожать детей теряется мысль о том, что стремление оставить женщин без права выбора - это насилие над ними.


Изнасилования

В нашем обществе много насилия, и важно находить в себе силы о нём. Это страшная и повседневная проблема, но, хотя она не нова, язык для её обсуждения возникает только сейчас. Женщин с детства учат мерам, которые якобы должны помочь защититься от насилия: рассказывают, как опасно заговаривать с незнакомцами, ездить автостопом, выходить гулять поздним вечером, путешествовать в одиночестве, идти в неблагополучные районы без сопровождения, пить алкоголь. Это сложнейший квест по избежанию изнасилования, который невозможно пройти до конца, так как в нём упущено главное: контроль над ситуацией всегда на стороне насильника, и даже при соблюдении всех условий безопасности риски быть изнасилованной одинаково высоки вне зависимости от длины юбки и времени суток.

По изнасилованиям до сих пор нет точной статистики (жертвы часто боятся говорить о пережитом), а сама эта тема окружена разномастными мифами: от существования какой-то «правильной», «безопасной» одежды, до идеи о том, что насильником может быть только незнакомец, - хотя очень часто жертвы сталкиваются с насилием со стороны знакомых и даже близких людей. Ещё одна огромная проблема культуры насилия - перекладывание вины и чувства стыда на жертву («сама виновата»).

Феминизм выводит проблему сексуального насилия из тени, призывает обсуждать и решать её. Браться за это совсем нелегко, но важно начать - создавать сети поддержки для женщин, безопасные пространства, где можно выговориться и получить реальную помощь. Главное, к чему нам нужно прийти, - к безусловному осуждению насилия и пониманию, что проблема остро стоит не только в нестабильных, немирных и бедных регионах, но и во всём мире.

Сексуальная эксплуатация

Торговля женщинами и детьми занимает основной объём многомиллионной ежегодной торговли людьми. Как отмечает международная коалиция по борьбе с торговлей женщинами, 87 % пострадавших - жертвы сексуальной эксплуатации. Для решения проблемы предлагаются меры, в разной степени оправдавшие или дискредитировавшие себя - от криминализации клиентов до легитимизации проституции, - но факт остаётся фактом: торговля женщинами повсеместна, хотя зачастую невидима обществом, и недопустима. Текущая ситуация угрожает не только свободе женщин, но и их физическому и психологическому здоровью - по сути, она функционирует по тем же законам, что и рабочее рабство .

Феминизм исследует и то, как сложившаяся модель общества формирует запрос на секс-услуги: в частности, почему клиенты - в большинстве своём мужчины, как на спрос влияет культура насилия и как секс-торговля встроена во властную иерархию полов. Ясно одно: право женщин самостоятельно распоряжаться собственным телом должно быть обеспечено законодательно и экономически, а равноправия невозможно достичь, пока женщина может быть товаром.

Дискриминация меньшинств

Мир пронизывают разные виды неравенства - столкнуться с ним может каждый. Вопросами пересечения разных систем угнетения занимается интерсекциональный феминизм - по сути, такой подход подчёркивает, что важны права всех людей, вне зависимости от их пола, сексуальной ориентации, физического или психического состояния. Приёмы угнетения стандартны и однообразны: человека относят к определённой категории, а затем эту категорию наделяют меньшими, чем «общечеловеческие», правами. Интерсекциональность исследует то, как разные факторы - такие как цвет кожи, сексуальная ориентация, трансгендерность, инвалидность - могут формировать систему угнетения конкретного человека.

Проблема дискриминации в мире стоит всё так же остро: она может проявляться как в прямом насилии и представителей меньшинств, так и в . В двадцать первом веке люди по-прежнему не равны в правах - поэтому важно осознавать и адекватно оценивать свои привилегии, а также понимать, что каждый из нас может принадлежать к какому-либо меньшинству и стать жертвой дискриминации. И даже если это никогда не касалось кого-либо лично, это не значит, что проблемы не существует, - зачастую она ближе, чем многие догадываются.


Ограниченный доступ к образованию

Гендерное неравенство объясняется целым рядом причин, и ограниченный доступ к образованию - одна из них. Женщины две трети от общего количества неграмотных людей в мире. По данным ООН, часто девочкам не удаётся получить образование из-за того, что родители считают, что им выгоднее вложить средства в образование мальчиков; девочкам же положено больше заниматься делами по дому, и они чаще вынуждены бросать учёбу, чтобы посвятить себя семье. Отсутствие образования, в свою очередь, не позволяет женщинам выйти за пределы довольно ограниченного круга действий: их задачей становится вести дом, готовиться к браку, рожать детей. По сути, так ставится под сомнение то, что женщины могут исполнять и другие роли, кроме роли матери и жены, достигнуть чего-либо в публичном пространстве. И даже если в стране право на образование по умолчанию доступно всем, девочкам могут мешать негласные гендерные барьеры и недружелюбность «мужской» профессиональной среды.

Женщины часто становятся жертвами насилия, угнетения, странных сексистских стереотипов, поэтому возникает ощущение, что их не воспринимают как равных мужчинам членов общества.

«Все женщины и мужчины были созданы равными» — именно под таким лозунгом открылся первый в мире съезд по защите прав женщин в 1848 г. в городке Сенека Фоллз, на востоке США. С тех пор прошло почти 170 лет, общество изменилось, но проблемы прав женщин все еще актуальны.

Феминистское движение, которое получило толчок к развитию во время войны за независимость США (1775-1783), претерпевало серьезные изменения на протяжении всей истории. Но что в XVIII веке, что сейчас перед ним стоит одна важная цель – добиться равноправия. Впервые женщины выступили против сексизма, когда первая американская феминистка Абигейл Смит Адамс заявила: “Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов”. В конце XVIII века движение обретает своих сторонников и в Европе. Во Франции начинают впервые издаваться женские журналы, посвященные борьбе за равенство, во время Великой французской революции создавались женские клубы, члены которых активно участвовали в борьбе за равенство. Однако позже их деятельность была призвана незаконной и в соответствии с указом Наполеона I (1804 г.) женщинам было запрещено появляться в общественных местах и на собраниях, они лишались всех гражданских прав и помещались под опеку мужа. В Англии борьбу за права женщин возглавила Мэри Уолстонкрафт, которая в своей книге «Защита прав женщин» излагала основные постулаты феминистской теории.

В новой и новейшей истории феминизм принято подразделять на «три волны» :

Первая волна , начавшаяся в XIX – начале XX века, относилась к суфражистскому движению, когда женщины в первую очередь боролись за предоставление избирательных прав;

Вторая волна , которая берет начало в 1960-х годах охарактеризовалась выступлениями за полное социальное и юридическое равенство мужчин и женщин. Феминистки призывали женщин осознать, что многие аспекты их личной жизни были порождены сексисткими порядками в государстве и ограничивали их возможности. В этот период был издан трактат Симоны де Бовуар «Второй пол», который лег в основу всех последующих феминистских движений. Автор детально анализирует природу угнетения женщин и патриархальные порядки, которые, по ее мнению, должны уйти в прошлое ради будущего развития общества;

Третья волна началась с подъема феминистских движений в 1990-е гг. в США. Отличие третьей волны от предыдущих заключается в том, что женщины отказались от понимания гетеросексуальности как нормы и расширили термин сексуальности, который стал атрибутом раскрепощения женщин. Феминизм третьей волны включает в себя многие политические тезисы, сформулированные предшественницами первой и второй волны.

Феминизм сыграл большую роль в истории международного сообщества и продолжает быть важным сегментом в глобальной системе до сих пор. Благодаря развитию феминистской теории, в обществе произошли коренные изменения, касающиеся всех сфер жизни. В XX веке во многих странах женщины начали получать избирательные права. Первой страной, где женщины получили право голосовать стала Новая Зеландия (1893), затем Австралия (1902), Финляндия (1906), Норвегия (1913), в России электоральное право было даровано в 1917 г. а в США только в 1920 г. Первое международное соглашение провозгласившее равенство мужчин и женщин, стал Устав ООН (1945), а в 1979 была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин. В XX веке активизировались выступления женщин не только за право избирать, но и быть избранными. До настоящего момента главами государств и правительств являются женщины в 15 странах мира. Первой женщиной, возглавившей правительство стала Сиримаво Бандаранаике (1960, Шри-Ланка), первой женщиной-президентом - Изабель Перон (1974, Аргентина) .

Феминизм повлек за собой множество перемен обществе. Перед женщинами открылся широкий спектр профессий с заработной платой, сравнимой с заработной платой мужчин, было предоставлено право подавать на развод, право иметь контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство допустимо. Многие сторонники феминистской теории полагают, что дискриминация по половому признаку все еще существует не только в восточных странах, но и в государствах западного мира. Некоторые думают, что мир был бы лучше, если бы в нем было меньше мужчин (радикальный феминизм), другие убеждены, что решение проблем кроется за более углубленным изучением и искоренением проблем в сфере свободы личности.

Идеи феминизма начали зарождаться очень давно, когда женщины, рожденные в патриархальном обществе, фактически не имели никаких прав. Тогда началась длительная борьба за признание. Феминистская теория претерпела ряд изменений на протяжении всей истории человечества, но в ее основе всегда лежала идея равенства всех людей, в независимости от их гендера, сексуальных предпочтений, расы. Со временем борьба за права принесла свои плоды: во многих западных государствах женщины получили избирательные права, стали активно участвовать в политической жизни общества. Позже были предоставлены права, расширившие возможности женщин в социальной и эконмических областях. Феминизм имеет большое количество течений, в рамках которых по-разному определяются насущные проблемы и ищутся пути их решения. Важно помнить, что феминизм говорит не о ненависти к мужчинам, а о равноправии абсолютно всех членов общества. «Феминизм – это радикальное мнение, что женщина – человек» (Мэри Шир).

Ты, как мужчина, не любишь про это думать и говорить. Ты привык, что девочкам нужно уступать, даже если девочка приделывает тебе рога, хвост и копыта, объявляя тебя источником любого зла на этой планете. («Зло, так зло, дорогая. Что злу купить тебе на Восьмое марта?»)

Но есть на свете граждане, которые в поисках истины настаивают на фактах. Они утверждают, что мужчин никак нельзя назвать господствующим полом, что мужчина давно и надежно поражен в правах. В мире, прежде всего в странах «золотого миллиарда», все в общем и целом делается так, чтобы было удобно и комфортно прежде всего женщинам. И мужчины создали движение, называемое MRM - The Men"s Rights Movement (Движение за права мужчин).

Не то чтобы журнал MAXIM так уж яростно разделял эти смелые взгляды, но, возможно, какое-то зерно истины в них есть, как ты считаешь?

Библии и манифесты

Одной из самых первых и самых значимых заявок MRM стала книга Уоррена Фаррелла «Миф мужской власти: почему мужчины - расходный материал» (The Myth of Male Power: Why Men are the Disposable Sex). Изданная в 1993 году и переизданная 21 раз, эта работа стала манифестом зарождающейся борьбы мужчин за свои права: тысячи раз ее рецензировали, на нее ссылались, о ней спорили.

Вторая важная веха - книга 2012 года «Второй сексизм: дискриминация мужчин и мальчиков» (The Second Sexism: Discrimination Against Men and Boys) Дэвида Бенатара. Автор - ученый, который продолжительное время был участником феминистических групп, впечатлился их терминологией и мотивами, а потом прозрел и перешел на темную сторону.

Сейчас MRM - это довольно мощное течение, пока ярче всего проявляющее себя в США. Его сторонники хоть и носят клеймо «мужских шовинистов», но вовсе не рвутся отнимать права у женщин. Чего они хотят, так это хотя бы робкого выравнивания ситуации в сторону прав мужчин. Поскольку, с точки зрения MRM, в наше время мужчина - существо максимально бесправное, уязвимое и незащищенное.

И тезисы движения при всей своей неожиданности иногда выглядят довольно здраво.

Мужчины - расходный материал


В среднем 93% жертв любых вооруженных конфликтов - мужчины, 97% из них - военные. При этом военная обязанность для женщин - редчайшая вещь на планете.

Помимо статистики существует еще и социальная сторона «расходности». В новостях из горячих точек можно увидеть заголовки вроде «Исламское государство (запрещено на территории РФ) казнило 1362 мирных жителей, включая 9 детей и 19 женщин». Активисты MRM настаивают, что основной, но при этом скрытый посыл такой новости - «99% погибших - мужчины, но их можно не считать».

Даже в игровых и вымышленных мирах мужчины являются наиболее популярным «мясом». Активисты MRM провели исследование шести сезонов «Игры престолов» на тему секса и насилия. Открыто демонстрируются 733 мужские смерти и 344 - подразумеваются, в то время как гибнут на экране 28 женщин и условно - 18. Также показаны 72 боя между мужчиной и женщиной, в 55 боях побеждает женщина, в 17 - мужчина. Открытое насилие в отношении мужчин демонстрируется 2476 раз, в отношении женщин - 260 раз.

MRM хоть и не требует что-то разительно поменять в этой ситуации, но указывает на то, что в обществе чувства вины перед мужчиной могло бы быть и побольше. А расхожие фразы типа «В любой войне прежде всего страдают женщины и дети» должны быть отправлены на помойку как полное вранье.

Презумпция виновности


В сознании современного общества мужчины по определению плохие. Они совершают больше преступлений, достойны на 165% чаще, чем женщины, получать реальные тюремные сроки вместо условных. А по одной и той же статье мужчина в среднем получит срок на 65% больше, чем женщина. Кроме того, смертная казнь и применение оружия в некоторых штатах США разрешены только в отношении мужчин. А в России женщин нельзя приговорить к пожизненному заключению - высшей мере наказания.

Считается, что такие правила (более легкие наказания за аналогичные преступления) - просто снисходительность к женщинам. Но точно так же это можно назвать и жесто­костью по отношению к мужчинам.

Иногда презумпция виновности мужчины доходит до абсурда. На рейсах British Airways, Qantas, Air New Zealand и Virgin Australia до 2010 года существовала директива, согласно которой, если на рейсе присутствует ребенок до 15 лет без сопровождающего, его запрещено сажать рядом с мужчиной. Так как мужчина может оказаться педофилом, рассуждали составители директивы. После громкого скандала и суда правило отменили.

Ложные обвинения

Трое из «Грувлендской четверки», обвиненные в изнасиловании со слов потерпевшей в 1949 году и реабилитированные в 2017-м

Активисты MRM уверены, что законодательство во многих странах предполагает презумпцию виновности для мужчины в делах об изнасилованиях. В США существует общественная организация COTWA (The Community of the Wrongly Accused - Сообщество ложно обвиненных), документирующая доказанные случаи ложных обвинений. По ее данным, все чаще жертвами таковых становятся мужчины, которых обвиняли в слишком активном ухаживании за партнершей, при том что никакого реального насилия или словесных угроз они не использовали, а «жертвы» были совершеннолетними и находились в здравом уме и трезвом состоянии. Вот весьма популярное обвинение в данном случае: «Во время секса я сказала «нет», а он не прервал половой акт». Активисты MRM проводят целый кампании, доказывая, что согласие на секс является предметом добровольного договора, условия которого невозможно изменить, когда секс уже состоялся.

Ложные обвинения в изнасиловании стали популярными со времен американской расовой сегрегации. 18 апреля 2017 года завершилась история о реабилитации четырех чернокожих граждан штата Флорида по делу «Грувлендской четверки», обвиненных в изнасиловании в 1949 году. Один из них подвергся пыткам, двое других были приговорены к смертной казни (в 1951-м приговор заменили на пожизненное заключение), а четвертого, попытавшегося сбежать, расстрелял поисковый отряд. И расстрелял старательно: в его теле потом насчитали четыре сотни дырок. Обвинение строилось на устных показаниях предполагаемой жертвы, последующий медицинский осмотр доказал, что у нее не было признаков полового акта. Тем не менее заключение врача, осмотревшего девушку, суд не принял во внимание. Шестьдесят восемь лет спустя представитель штата публично реабилитировал четверых осужденных и принес извинения их семьям.

При этом в большинстве стран мира женщины не могут быть обвинены в изнасиловании, даже если они воспользовались спавшим или находившимся в состоянии опьянения мужчиной. Эрекция, хоть это и чисто физиологическая реакция, законодателями автоматически приравнивается к выражению согласия на секс. Активисты MRM не хуже профессиональных феминисток периодически пытаются публиковать кошмарные истории о юношах, которых зверски отымели несколько больших злых женщин, после чего юноши впадали в депрессию и начинали размышлять о суициде. Но у публики эти рассказы вызывают исключительно смех. «Разве это честно?» - спрашивают активисты. Наверное, нечестно, да. Но что поделаешь, вот такая свинья наша эрекция.

Домашнее насилие

Активисты MRM против женских пощечин

Если бы борьба с домашним насилием велась честно, говорят активисты MRM, то сидели бы по данной статьей женщины куда чаще, чем мужчины.

Исследование, опубликованное в American Journal of Public Health, утверждает, что в жизни 24% изученных пар были случаи насилия и в половине из них оно оказывалось взаимным (один ударил, второй ответил). Число агрессоров, ударивших первыми, по половой принадлежности делится примерно пополам. То есть мужчины и женщины затевают драки с одинаковой частотой. Во взаимном насилии мужчины чаще наносят увечья, это да. Потому что они физически сильнее.

Но если рассматривать половину невзаимных конфликтов (один ударил, второй сдержался), то более чем в 70% случаев агрессором выступала женщина!

У этой статистики культурные корни. Каждый мальчик еще с детского сада или со школы знает, что девочек бить плохо. Вопрос «почему?» имеет непременным ответом убедительное: «Потому что она девочка!» При этом оскорбление и избиение мужчины в культуре, искусстве и социуме - общественно одобряемое дело. Каждая девочка с детства регулярно видит в фильмах и сериалах, как раздосадованная героиня влепляет негодяю пощечину, лупит его скалкой, бьет коленом в пах и расцарапывает мерзавцу физиономию. Удар в ответ на оскорбление (игнорирование, обман и прочее) - поощряемая обществом женская реакция. Молодец, побила урода!

При этом мужчине, которого дома бьют, деваться, по большому счету, вообще некуда. В большинстве городов просто нет приютов для мужчин.

А если взять Лондон, где в таких приютах все-таки существует квота для мужчин, то там мужскому полу отведено четыре места из двухсот. Такое соотношение объясняется количеством гей-браков в Великобритании и тем, что в таком браке мужчина может стать жертвой насилия. То, что гетеросексуальный мужчина может стать жертвой со стороны женщины, даже не подразумевается.

Если мужчина не может уйти от конфликта, то логично обратиться в полицию. Но есть цифры, полученные от полиции США в результате национального опроса о насилии в семьях:

Мужчина сообщает в полицию, женщина немедленно арестована - 0%
Женщина сообщает в полицию, мужчина немедленно арестован - 28,2%
Мужчина сообщает в полицию, женщина под угрозой дальнейшего ареста - 0%
Женщина сообщает в полицию, мужчина под угрозой дальнейшего ареста - 10,2%
Мужчина сообщает в полицию, женщина в итоге арестована - 0%
Женщина сообщает в полицию, мужчина в итоге арестован - 12,1%
И как изюминка на торте:
Мужчина сообщает в полицию о насилии в его отношении, мужчина арестован - 12,1%

Активисты MRM не готовы, как другие мужчины, делать вид, что все эти пинки, зуботычины и оплеухи - пустяки, дело житейское. Ну или даже готовы, но пусть общество хотя бы прекратит врать о том, что домашнее насилие - исключительно дело наших волосатых рук.

Финансовая объективация

Феминистки жалуются, что мужчины больше зарабатывают. MRM считает, что это проблема в основном мужчин. Даже в западном обществе критически мало браков, в которых женщина зарабатывает больше мужчины. Для женщины простительны меньшая зарплата и даже полное иждивение, но не наоборот. Случаи, когда мужчины не работают, существуя на зарплату жены, можно счесть уникальными.

MRM связывают с этим то, что 4 из 5 суицидов на рабочих местах совершают мужчины, 4 из 5 несчастных случаев на производстве происходят с мужчинами, 4 из 5 бездом­ных - мужчины. Мужчина вынужден идти на неинтересную, нелюбимую или опасную работу, обремененный стереотипом кормильца. Пока Мардж Симпсон печет пирожки, рисует картины, общается с детьми и кормит колибри, Гомер Симпсон ежедневно тащится на свою атомную станцию.

При этом большинство денег в мире тратят женщины (феминистки очень не любят упоминать этот факт). Да, конечно, женщины больше совершают хозяйственных покупок, они приобретают детские вещи, еду и одежду для всей семьи и т.д., ведут домашний бюджет и отвечают за расходы, но все-таки деньгами в конечном счете распоряжаются именно они. А если сравнить расходы на женщин (подарки, рестораны, поездки и прочее) холостого мужчины и аналогичные расходы незамужней женщины на мужчин, то остается только зарыдать от жалости к нам - обобранным и эксплуатируемым. Ну, с точки зрения активистов MRM, конечно.

Гегемонная маскулинность

MRM также любит напомнить, что практически во всех обществах на планете существует очень жесткий кодекс мужского поведения, поступков, внешнего вида, речи и т.д. Правила разнятся в зависимости от социальной группы, но чаще всего «настоящий мужик не может»: носить длинные волосы, одежду в цветочек, плакать, надевать розовое, заниматься йогой, не любить спорт... Сильнее всего гегемонная маскулинность бьет по школьникам и студентам, экспериментирующим с образами и поведением: они становятся объектами травли со стороны не слишком либеральных одноклассников. Женщины могут пользоваться мужскими товарами, носить мужскую одежду, выбирать себе любой стиль поведения и практически любую профессию. Мужчина обычно такого выбора лишен: в магазинах до половины полок для него закрыты, а постоянные мужские рефлексии на тему «По-пацански ли пить коктейли с зонтиками, слушать Гвен Стефани или чесать кадык мизинцем» являются любимым местом всех ситкомов.

И ладно бы мы сами придумывали эти правила и тряслись над ними. Так женщины еще похлеще друзей-подонков высмеивают нас за эти клятые зонтики! Правильно, MRM. Даешь розовые сарафаны каждому нормальному мужику! Или мы все-таки горячимся?

Разница в отношении к демонстрируемой сексуальности

Двадцатый век - одна большая сексуальная революция, практически полностью раздевшая девушек и никак не отразившаяся на мужчинах, утверждают активисты MRM. На обложке мужского журнала - девушка, на обложке женского - тоже девушка. Если мужчина читает журнал, например, о фитнесе с мужчиной на обложке, то его немедленно приписывают к гомосексуалам. В очень многих странах общество считает мужское тело некрасивым, а демонстрацию мужской сексуальности - недопустимой.

Ладно, что мужчине менее рекомендовано показывать себя, так ему еще предписывается отворачиваться при виде того, как демонстрирует себя женщина. Взгляд, даже машинальный, на обтянутые скинни-джинсами ягодицы или прозрачную мини-юбку - это «изнасилование глазами» (вполне популярный, между прочим, термин у феминисток).

Мужчины, которые открыто используют товары с эротическими образами женщин, часто становятся жертвами насмешки, а иногда и агрессии. Нам в редакцию, например, ежемесячно приходят письма в таком стиле: «Обожаю ваш журнал, отличные обложки. А нельзя его продавать с непрозрачным чехлом, чтобы можно было в метро читать без яростных взглядов женщин на тебя?»

В ноябре 2014 года астрофизик Мэтт Тейлор посадил на комету Чурюмова - Герасименко аппарат «Филя». Миссия длилась больше десяти лет, и сложно переоценить ее значение для науки. Но после первой пресс-конференции обсуждали не уникальные снимки или пробы минералов, а гавайскую рубашку Тейлора. На ней были нарисованы «женщины в неглиже и сексуально привлекательных позах». Тейлор немедленно был линчеван в СМИ. И на следующей пресс-конференции ученый, пришедший уже в одноцветном балахоне, заявил: «Я совершил огромную ошибку, я обидел многих людей и сожалею об этом» - и расплакался. Абсурд дошел до такого накала, что за ученого вступился даже Борис Джонсон (на тот момент – мэр Лондона, сейчас – министр иностранных дел Великобритании) и отправил критиков обсуждать сексуальную объективацию в картинах Рубенса. При этом к художнице, создавшей данный предмет туалета, никаких претензий у общества, разумеется, не было.

Так что MRM-щики активно борются за равномерное представление обоих полов в рекламных и информационных изображениях. Если рекламируемое мороженое в одном ролике лижет девушка в бикини, то должен быть парный ролик, в котором это мороженое размазывает по своей безупречной груди атлет в узких плавках.

Стоит ли говорить, что этот пункт их программы особенно не находит понимания в нашей редакции?

Отцовство

Активисты MRM считают, что современное отцовство обустроено крайне несправедливо, так как у мужчины отсутствует право и/или возможность контролировать свою репродуктивность. Женщина может делать выбор на любой стадии: контрацептивы, аборт и даже отказ от ребенка с передачей его на усыновление. Мужчине остаются на выбор три опции: «не спи с ней», «прими любое ее решение», «надевай по три презерватива, а потом прячь их от нее».

Поэтому в MRM настоятельно требуют - и это важный пункт их программы - наделить мужчину юридическим правом отказаться от ребенка. То есть она сообщает, что беременна, а ты сразу бежишь к нотариусу и отсылаешь ей акт отказа от возможного отцовства.

Впервые о «бумажном аборте» заговорили шведские политики. Единственным условием для мужчины предлагалось сделать ограничение срока принятия решения. Оно должно быть принято не позже, чем женщина сможет сделать аборт настоящий. Само собой, «бумажный аборт» исключал такое понятие, как алименты.

Номер, конечно, не прошел. Не мужское это дело - решать, когда отцом становиться.

MRM, женщины и феминизм

Вообще-то активисты MRM - это не пещерные патриархальные самцы, а самые что ни на есть рафинированные хипстеры эпохи политкорректности. Они вовсе не требуют разрешить им бить жен, насиловать девушек и сжигать ведьм на площадях. Наоборот, они максимально чутки, эмоциональны и, на наш взгляд, нередко трусоваты и инфантильны. Они просто не хотят быть рыцарями, ковбоями и пиратами, получать по морде, гнить в тюрьмах, умирать в окопах и вообще вести героическую жизнь настоящего мужика.

Но позиция «мы такие же нежные и ранимые, как девочки, только с пенисом» все-таки пока не привлекает большинство мужчин, и до максимального своего расцвета MRM еще расти и расти. Зато феминистки в массе своей горячо ненавидят MRM уже сейчас. За то, что эти плохие дядьки посягнули на святое право каждой женщины - быть жертвой.

За и против

Быть мужчиной хорошо

У тебя больше шансов занять руководящую должность.
+ У тебя почти нет шанса быть изнасилованным на улице.
+ Ты будешь зарабатывать больше (от 6% до 20%).
+ Тебе не надо рожать.
+ Тебе необязательно быть красивым.
+ Тебе не надо носить головной убор в церкви.
+ Тебя не попытаются продать за стадо верблюдов в арабских странах.
+ Тебя никто не посылает на кухню, а если умеешь готовить, то ты молодец.

Быть мужчиной плохо

− Ты умрешь на 5 лет раньше.
− Ты выйдешь на пенсию на 5 лет позже.
− В пять раз выше вероятность, что тебя убьют или ограбят на улице.
− В пять раз выше вероятность, что ты останешься бездомным.
− В пять раз выше вероятность, что ты покончишь с собой.
− У тебя вполовину больше шансов лишиться опеки над собственными детьми (при этом будешь платить алименты).
− Ты должен хорошо зарабатывать, забыв о том, чем хочешь заниматься.
− На исследования и лечение видов рака, характерных для женщин (матка, молочные железы), выделяется в 15 раз больше средств, чем на характерные для мужчин (тестикулы, простата).
− Ты должен быть сильным, потому что рояль на восьмой этаж сам себя не поднимет.
− Есть такая профессия - бесплатно и подневольно родину защищать, даже когда никто не нападает. И в большинстве стран она только для мужчин.

Материал подготовлен в партнерстве с «Коалицией за Равенство», которая борется с дискриминацией и продвигает соблюдение прав человека.

Феминизм - что это?

Во многом феминизм воспринимается как борьба за права женщин. Однако это определение не совсем точное. Феминизм - это борьба за равенство и равноправие между мужчинами и женщинами . То есть, это справедливое требование женщинами таких же прав и отношения со стороны общества, какими обладают мужчины.

Разве женщин в Кыргызстане притесняют - они же равны с мужчинами?

В Кыргызстане складывается ошибочное представление, что это равенство и так есть - женщины могут выбирать те же самые профессии, что и мужчины, получать образование и одеваться так, как они хотят. В стране даже существует закон о государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин .

Но, к сожалению, этого недостаточно.

Мужчины по-прежнему доминируют над женщинами во всех сферах жизни в Кыргызстане: политической, социальной и экономической. Например, нынешний созыв парламента на 85% состоит из мужчин - иными словами, интересы женщин в парламенте представляют всего 18 депутаток.

Женщин в Кыргызстане часто похищают для принудительного вступления в брак, оправдывая это обычаями и традициями (ала качуу). На пострадавшую часто давят свои же родственники, которые уговаривают девушек остаться в семье похитителя и не жаловаться в милицию. Да, похищение карается законом (от 5 до 7 лет лишения свободы), но милиция редко проявляет интерес в расследовании таких случаев.

Если говорить о женщинах как о лидерках, то история Кыргызстана действительно помнит женщин, которые в сложные для страны годы брали на себя ответственность за судьбу страны. Но процесс принятия решений в Кыргызстане все еще во многом остается за мужчинами. Один из недавних примеров - заявление влиятельного топ-менеджера и мецената Бабура Тольбаева, который назвал женское лидерство «хренью» и сравнил феминизм с терроризмом. Из уст Тольбаева - который может быть для кого-то примером успешного человека - эти слова звучат как минимум безответственно.

Трафаретный рисунок: Бишкекская феминистская инициатива (БФИ)

Окей, так что нужно феминисткам?

Еще раз - равных прав и отношения со стороны общества. Например, в Кыргызстане (и не только) девочек воспитывают покладистыми и скромными, а мальчиков наставляют на достижение целей и лидерство, хотя такой подход к воспитанию с самого детства закладывает несправедливость и неравенство. Как следствие, общество больше одобряет женщин, показавших себя в качестве хороших матерей и жён, чем тех, кто поставил в приоритет построение карьеры или творчество.

Феминизм поднимает важные вопросы представленности женщин в обществе . Попытайтесь вспомнить, сколько женщин в политике и духовенстве вы знаете? А сколько женщин-писательниц, художниц и ученых по сравнению с количеством мужчин в этих сферах? Согласитесь, что их гораздо меньше, чем мужчин.

Феминизм анализирует и критикует сложившиеся убеждения о женщинах, давая им больше пространства, чтобы начать говорить, действовать и принимать решения за себя и в своих интересах. А это очень важно.

Трафаретный рисунок: БФИ

Если так хочется равных прав, пусть идут в армию и работают в шахтах. Равенство же!

Классический аргумент. С одной стороны, с ним не поспоришь - если феминистки борются за равенство, то они должны служить в армии или выполнять тяжелый «мужской» труд. Но давайте разберемся в ситуации чуть глубже.

Феминистки считают, что армии и военных структур не должно быть вовсе. По их мнению, армия - это сугубо патриархальная структура и институт насилия, который колонизирует, угнетает и выстраивает отношения с четкой иерархией, где одна группа людей должна подчиняться другой.

Но если все же изучить опыт службы женщин в армии, то получится плачевная ситуация - женщин редко повышают в званиях, они редко добиваются высоких чинов, а в закрытых условиях армейского быта до них домогаются собственные сослуживцы-мужчины.

А что с шахтами? Дело в том, что среди женщин есть много желающих по разным причинам пойти в ту профессию, которая считается сугубо «мужской». Но во многих странах, в том числе и в Кыргызстане, есть список запрещенных для женщин профессий .

В Кыргызстане это достаточно обширный перечень профессий, на которых женщинам в связи «с вредными и (или) опасными условиями труда» запрещено работать. В докладе Всемирного банка «Женщины, бизнес и право» было сказано, что женщинам в Кыргызстане запрещено работать монтажницами, горнорабочими, асфальтобетонщицами и машинистками.

Так как же быть, когда с обеих сторон на женщин идет давление?

С одной стороны твердят идти работать на шахту, если требуешь равенства, а с другой - запрещают работать на шахте, потому что организм слабее и не выдержит нагрузок, и женщина может подорвать своё здоровье, а значит не сможет родить. Предположим даже то, что женщина смогла устроиться на «мужскую» работу - её там, как и в армии, ждут домогательства, угрозы изнасилования и неприятные комментарии и шутки со стороны мужчин.

Ситуация почти безвыходная.

Правда, что все феминистки агрессивные и ненавидят мужчин?

Нет, сам вопрос поставлен неправильно.

Во-первых, давайте определимся с тем, что внутри самих феминисток есть несколько движений, и стричь всех под одну гребенку - неправильно.

Во-вторых, ненависть и агрессия может и есть, но они направлены не против мужчин, а против патриархата и мизогинии - защитниками мужского доминирования в обществе и сторонниками притеснения женщин могут быть не только мужчины, но и сами женщины.

В феминизме есть несколько направлений, которые касаются отношения к внешнему виду его сторонниц. Если коротко, то все не так однозначно - у разных феминисток свои предпочтения.

Например, существуют такие направления как поп-феминизм и lipstick-феминизм, среди которых есть звезды мировой величины, такие как Бейонсе. Они утверждают, что, пользуясь косметикой, надевая каблуки и украшая себя, женщины делают это для себя, а не для мужчин . Сторонницы такого подхода считают, что «выглядеть хорошо» - это их «свободный выбор» вне рамок патриархальных установок, и что они обретают силу и политическую власть, когда пользуются косметикой и всячески украшают себя.

Идеи поп-феминизма и lipstick-феминизма встречают сопротивление со стороны радикальных феминисток, которые видят в косметике, удалении волос с тела, каблуках или определенной одежде давление со стороны патриархальной культуры.

Они считают, что женщины стараются выглядеть так, чтобы соответствовать мужским представлениям о красоте, а не так, как сами того хотят. Идея радикального феминизма в отношении внешнего вида заключается в том, чтобы отказаться от любых путей выглядеть красиво в мужском понимании этого слова. Таким образом феминистки хотят избавиться от восприятия женщины как объекта для услаждения мужского взора.

Что за движения внутри феминисток?

Движений на самом деле много, так как феминизм - это не одна единая идеология.

Например, существуют исламский феминизм, интерсекциональный феминизм, постколониальный феминизм, либеральный феминизм, анархо-феминизм, радикальный феминизм и лесбосепаратизм.

У каждого движения своя история и причины возникновения, но так или иначе, они связаны с волнами феминизма - первой, второй и третьей - которые охватывали мир в разное время.

Первая волна зародилась в конце XIX - начале XX века с движением суфражисток. В те времена на повестке стоял вопрос предоставления женщинам права голоса и обеспечения достойных условий труда.

Вторая волна началась в конце 1960-х годов и продолжалась вплоть до конца 80-х. Она вылилась из первой волны - феминистки стали осознавать, что между культурным, политическим и социальным насилием есть взаимосвязь. С этой же волной пришло понимание, что насилие есть абсолютно во всех сферах жизни.

В то же время был придуман слоган «Личное - это политическое», который означал, что все женские практики - от бритья подмышек до вопросов сексуальной жизни - имеют глубокий корень в патриархальной культуре. В связи с этим феминистки начали критиковать порнографию и гетеронормативность и подняли на обсуждение темы абортов, гомосексуальности, психологического насилия и восприятия собственного тела.

Третья волна вышла из движения афроамериканцев за свои права в США в начале 90-х годов. Под критику попали привилегированные белые западные феминистки - за то, что не включали в обсуждение проблемы цветных женщин, когда изучали и анализировали опыт женского угнетения, а исходили из собственного опыта.

Афроамериканские феминистки считали важным учитывать в борьбе за равенство аспекты расы, происхождения и культурных особенностей. Третья волна принесла еще больше течений, например, таких, как квир- и трансфеминизм, которые пытаются уйти от привычного бинарного деления людей на мужской и женский пол и гендер и защищают права трансгендеров.

Фото: Даниль Усманов для сайт

Насколько феминизм и религия совместимы?

Разные направления феминизма по-своему смотрят на этот вопрос.

Например, сторонницы радикального феминизма считают, что религия и феминизм несовместимы. Они утверждают, что большинство существующих религий поддерживают принижение женщин по отношению к мужчине, а женщину считает «грязным» и «дьявольским» созданием.

Но есть такое направление, как, например, исламский феминизм. Его приверженки считают, что Коран говорит об изначальном равенстве мужчины и женщины, а большинство течений ислама интерпретируют его в пользу мужского доминирования.

Зачем мужчинам поддерживать феминизм?

Мужчины - как часть патриархальной системы - стали заложниками стереотипов, с которыми их воспитывают с детства. Они же от этих стереотипов страдают, когда не могут им соответствовать. Общество ограничивает мужчин в свободе выбора, подталкивая заниматься «мужскими» делами или увлечениями, или навязывает какие-то обязательства только потому, что «ты же мужик», или «чё как не пацан?»

Феминизм в основном борется с такими стереотипами в отношении женщин («ты же девочка»), но во многом и критикует такое же отношение к мужчинам.

Конечно, мужчинам может нравиться поддерживать существующее положение вещей, потому что они сохраняют власть, а это выгодно для них. Но надо понимать, что патриархат поощряет насилие в обществе, и как минимум несправедлив в отношении женщин. Феминизм же - это не борьба против мужчин, а борьба за равноправие и одинаковое отношение и восприятие со стороны общества, от чего выигрывают и женщины, и мужчины.

Фото: Даниль Усманов для сайт

Может ли мужчина быть феминистом?

Здесь тоже все зависит от течений феминизма.

Существует, например, либеральный феминизм, который подразумевает, что мужчины наравне с женщинами должны участвовать в борьбе за права женщин, и что мужчин так же можно называть феминистами.

Радикальные феминистки утверждают, что мужчины не могут быть феминистами, потому что они не представляют собой угнетенный класс женщин (в радикальном феминизме борьба между мужчинами и женщинами рассматривается с точки зрения классовой борьбы - это отсылка к Марксу и его понятию борьбы классов). По их мнению, возглавлять борьбу за права женщин должна только сама женщина.

Моя девушка - феминистка. Как не ляпнуть глупостей и не выглядеть дураком?

В первую очередь надо проявить тактичность. Не следует задавать вопросы на травмирующие темы (насилие, домогательства, внешность), а также настойчиво требовать от девушки ответить, почему она поддерживает феминизм. Феминисток утомляют заведомо издевательские вопросы о феминизме, когда собеседник требует на них серьезно ответить.

Для феминисток (да и для девушек в целом) неприемлемы шутки про изнасилования и домогательства - многие переживали подобный опыт, и такие вопросы могут вызвать неприятные воспоминания.

Судить остальных, исходя из своего опыта, тоже не стоит. У каждой женщины свой пережитый опыт, все переживают и реагируют тоже по-разному. Не надо обобщать и говорить, что «я смог, значит и ты сможешь» - это выставит вас не в лучшем свете, потому что обесценит опыт другого человека.

На самом деле, так стоит обращаться не только с феминистками, но и со всеми женщинами в целом.

Фото: Даниль Усманов для сайт

Что могут сделать мужчины, которые хотят помочь феминисткам?

Во-первых, стоит задуматься над собой и своим положением в обществе - осознать все те привилегии, которые дает патриархальное общество, и перестать ими злоупотреблять во всех отношениях.

Во-вторых, можно устраивать собственные программы для мужчин по борьбе с насилием и всячески объяснять всем, что такое гендерное насилие.

В-третьих, не указывать, что и как делать феминисткам, потому что мужчина не переживал тот печальный опыт, с которым сталкиваются женщины - насилие, домогательства, дискриминацию. А это значит, что он не может говорить от лица феминисток, но может, конечно же, помогать и поддерживать их.

И напоследок - вы очень поможете, если поделитесь этим текстом со своими друзьями.


Давно уже ушли в прошлое те времена, когда феминизм добивался для женщин равных с мужчинами прав. Действительно, в основных законах всех развитых стран закреплено РАВНОПРАВИЕ мужчин и женщин.

Чего же еще могут хотеть современные феминистки, чего они добиваются? Ведь изначально поставленные задачи феминизм выполнил: законодательное равенство прав мужчин и женщин достигнуто. Мало того, женщины уже имеют БОЛЬШЕ прав, чем мужчины. Логично было бы предположить самороспуск феминистических организаций по всему Миру (за исключение, разве что, наиболее радикальных, таких как Общество по Полному Уничтожению Мужчин (ОПУМ)), но его не произошло.

Что же они еще могут хотеть? В чем же тут дело?

Во-первых, с обретением женщинами всех гражданских прав, увы, не настал тот век женского доминирования и женских рекордов в общественном производстве, науке, искусстве, политической жизни. «Обгоним и перегоним», о котором кричали феминистки, не произошло. Феминизм сел в лужу.
Нужны ОПРАВДАНИЯ несбывшихся чаяний. Объяснения, почему же не осуществились предсказания феминисток старой формации, женский «золотой век» так и не настал.

Во-вторых, «борьба за права женщин» так ласкает слух женского электората, а его в нашей стране около 53%. Не даром большинство политических партий обзавелись женскими (гендерными) секциями и популистскими лозунгами о поддержке «роста роли женщин в общественно-политической жизни».

В-третьих, а куда девать столько воинственных теток, которые никак не состоялись как матери и женщины?
И последняя, не менее важная причина: западный феминизм давно стал супербизнесом. Феминизм западных стран можно сравнить с движущимся на полном ходу тяжеловесным поездом. Феминизм - давно не только идеология. Феминизм давно сросся с властью, государственной системой и в очень значительной степени определяет политику стран, зараженных им.
(В России пока не все так мрачно. Но обратите внимание на огромное количество женских организаций, форумов, комитетов, партийных гендерных фракций и проч., так обильно снабжаемых деньгами Запада. Это- мировая ЭКСПАНСИЯ феминизма)
Феминизму нужны были новые цели, новая идеология и лозунги. И спасительная палочка-выручалочка была найдена.

Термин «гендер» стал общеупотребимым с легкой руки сексолога Джона Мани, который использовал его для определения сложных психо-сексуальных расстройств.
Новое слово очень понравилось феминисткам. И вот почему. С введением «социального пола» появилась возможность отодвинуть назад биологические различия полов, а рассматривать мужчину и женщину в аспекте пола социального, объяснить их различия лишь ВОЗДЕЙСТВИЕМ общества.
Иными словами, в соответствии с концепцией гендера, отрицаются естественные, биологические различия между мужчиной и женщиной, разница заключается лишь в навязанном конкретной условно бесполой личности социальной половой роли, т.е. «гендере».
Приведу определение понятия «гендер» с одного из феминистских сайтов:
«Что такое «гендер»?
Это культурно и социально обусловленный комплекс характеристик и форм поведения, приписываемых женщинам и мужчинам. Феминистская теория использует понятие «гендер», чтобы отделить биологический пол (sex), от того, что формируется обществом, воспитанием, образованием, культурой и фиксируется условно как пол. Гендер, в отличие от пола, изменяем в зависимости от общества, эпохи, культуры. Пол (биологический атрибут) изменяем только хирургическим путем.»

Что дала эта концепция феминизму? А вот что.

Отныне вопрос равенства мужчины и женщины может подниматься лишь в одном аспекте - социальном. Мальчики (девочки) вырастают в мужчин (в женщин) лишь в следствии навязываемой им социумом гендерной модели поведения. Если нет биологических половых различий (или эти различия признаются несущественными), то для полного равенства осталось искоренить неравенство гендерное, как социально-половое различие. При этом критерием «правильной» гендерной политики стало достижение одинаковых показателей мужчин и женщин во всех сферах общественной, политической и экономической жизни.
Иными словами, если мужчины в какой-либо сфере опережают женщин, то можно и нужно кричать о ДИСКРИМИНАЦИИ женщин.
Так и была произведена феминистками беспрецедентная, абсолютно жульническая, чудовищная по своей сути, подмена принципа равенства ПРАВ принципом равенства РЕЗУЛЬТАТА в качестве одной из главных общественых целей. Принцип по своей сути противоречащий здравому смыслу и элементарному понятию справедливости.
Действительно: разве можно усматривать дискриминацию в том, что один человек талантливей другого или, скажем, показывает лучшие результаты в прыжках в высоту. Является ли дискриминацией отстающих учеников в классе разное с отличниками количество «пятерок» в дневнике? Ответ очевиден. Но не для феминисток. С потрясающим упорством, остервенением и истерикой они требуют от общества равных с мужчинами РЕЗУЛЬТАТОВ.

Таким образом, изменилась сама парадигма феминизма.
Отсутствие равенства РЕЗУЛЬТАТА объявлено признаком, якобы, имеющей место дискриминации. Этого требовала, по логике феминисток, концепция гендера. Так началась эпоха НЕОФЕМИНИЗМА (феминацизма). Отныне феминизм стал бороться не ЗА ПРАВА, ведь они у женщин давно есть, феминистки объявили необходимым и равенство РЕЗУЛЬТАТА.
Поясню на наглядном примере: раньше женщина не могла быть членом парламента по закону, феминистки добивались ПРАВА женщины быть избранной, дискриминацией считалось отсутствие ПРАВА, то теперь права есть, но феминисткам все неймется: их не устраивает доля женщин в органах власти. Заметим себе, при РАВНЫХ с мужчинами правах, при равенстве возможностей и при одинаковых стартовых условиях. При этом голословно утверждается, что «по разным оценкам» доля женщин в органах власти должна быть не менее, скажем, 40%.
Так родилось требование «аффирмации» – т.е. гарантированной положительной квоты: «женщин не менее …%»
Согласно рекомендациям Комиссии ООН по улучшению положения женщин (1990 г.), критический 30%-ный порог должен рассматриваться как минимальная доля должностей директивного характера, занимаемых женщинами на национальном уровне.
В чем же действительная, подлинная цель неофеминизма?
«Гендерное неравенство – это явление социальное и оно обусловлено, прежде всего, тем, что экономические, политические и социальные ресурсы распределяются неравномерно. Причиной этого является гендерная дискриминация, то есть «действия, закрывающие членам группы (женщинам) доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных», то есть мужчин.»
(ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ, Р.Г. Вагизов)

Вот она истинная цель! Доступ к власти, ресурсам и источникам дохода. Вот как описывает цели современного феминизма Олег Новоселов в своей книге «Женщина. Учебник для мужчин»:
«Целью любой борьбы являются ресурсы конкурента или жертвы. Точно также целью женщин неудачниц являются банальные деньги. То есть цель их борьбы – перераспределение финансовых потоков в обществе таким образом, чтобы большая часть добытых мужчинами ресурсов досталась женщинам-неудачницам, живущим без мужчин. А добывают ресурсы именно мужчины. Это они составляют подавляющее большинство рабочих, инженеров, пилотов, шахтеров, водителей, нефтяников, ученых, программистов, и фермеров. Женщины биологически менее приспособлены к взаимодействию с окружающей средой, поэтому занимаются распределением уже добытых ресурсов. В лучшем случае – обслуживанием процесса добычи и переработкой. Поэтому женщины неудачницы не стремятся добывать ресурсы наравне с мужчинами. Они не пытаются стать шахтерами, морскими пехотинцами или матросами рыболовецкого судна. Единичные исключения рассматривать не будем. Не имея желания и возможности добывать ресурсы самостоятельно, они пытаются отобрать эти ресурсы у других членов социума. Цель женщин неудачниц в том, чтобы добытые мужчинами ресурсы достались именно им. Разумеется, увеличение их доли при распределении ресурсов может происходить только за счет уменьшения доли мужчин, нормальных женщин и детей.»

Современные феминистки часто кричат о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин. Но простите, вы, женщины, хотели равенства прав и свободного доступа к образованию и рынку труда? Вы их получили. Но рынок труда имеет естественные, конкурентные механизмы саморегуляции. Работодатель имеет право ВЫБИРАТЬ нужного ему работника и предлагать ему определенную зарплату, но и вы, женщины, как и мужчины, имеете все возможности выбирать работодателя, соглашаться или не соглашаться на предложенную плату. Все справедливо.

Вы хотели быть равным с мужчиной участником рынка труда? У вас есть ВСЕ возможности для этого. Только вот создавать вам особые условия, смягчать требования конкурентоспособности никто не обязан.

Примечателен тот факт, что требования аффирмации звучат только в отношении выгодных для феминисток вопросов: «женщин мало в Думе, дайте нам ГАРАНТИРОВАННЫЕ места». Никто из них почему-то не требует соответствующих правам обязанностей, никого из них не интересуют «диспропорции» применительно к другим категориям граждан: только ЖЕНЩИНЫ и только в контексте ПОЛУЧЕНИЯ прав, льгот, средств, специальных благоприятных условий и т.д.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы феминистки требовали равного участия женщин на вредных производствах или тяжелых работах? Скажем, уравнять количество шахтеров-мужчин и шахтеров-женщин - нет, не слышали?
НИ ОДНУ феминистку не заботит факт «неравенства представительства» мужчин и женщин в числе пенсионеров. Ведь при средней продолжительности жизни мужчин, а она ниже средней продолжительности женщин на 14 лет, и пенсионном возрасте на 5 лет большем, чем у женщин, мужчины проводят на пенсии МИНУС 1 год. Никому и в голову не придет предложить мужчинам выходить на пенсию на 15 лет раньше женщин, хотя принцип равенства РЕЗУЛЬТАТА, внедренный феминистками, логично предполагал бы именно такую меру.

НИ ОДНУ феминистку не интересует ЗАКОНОДАТЕЛЬНО узаконенное неравенство полов при обязательном призыве в армию: женщины вообще не подлежат призыву, молодым людям за уклонение грозит уголовное наказание. Заметьте: при формальном, закрепленном в Конституции, РАВЕНСТВЕ гражданских прав и обязанностей мужчин и женщин.

НИ ОДНУ феминистку не интересует тот факт, что 98% детей при разводе автоматически остается с матерями.
Мало того, современные феминистки имеют наглость объявить дискриминацию мужчин…не дискриминацией:
«Не являются дискриминацией по мотивам пола:

призыв на военную службу исключительно мужчин в случаях, установленных федеральным законом;
принятие на основе закона временных специальных мер, направленных на достижение фактического равноправия между лицами обоего пола.»
(из законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации», предложенного известной феминисткой Лаховой)
В идеологической основе процитированного законопроекта лежит все тот же лжепринцип «гендерного равенства».
Я даже не хочу в рамках этой статьи останавливаться на многочисленных послаблениях и поблажках для женщин, существующих в Уголовном кодексе.
Я не буду говорить о бесправии отцов и о доминирующей роли феминизма в окончательном распаде института семьи.
Вопиющая дискриминация мужчин – тема отдельного большого разговора.

Хочу подвести итог. Современный феминизм базируется на ложной подаче принципа справедливости, на деле полагая справедливым лишь то, что выгодно женщинам. Неофеминизм все чаще и агрессивней посягает на права мужчин, фактически являя собой мужененавистическую идеологию, подрывающую основы традиционной семьи и здорового общества.
Мы можем с уверенностью утверждать, что действительная цель современного феминизма заключается в лозунге «Права, материальные блага и льготы - женщинам, обязанности - мужчинам»