Курсовая работа: Опытно-экспериментальная работа по формированию этикетных представлений у младших дошкольников. Воспитание у детей дошкольного возраста культуры общения в процессе обучения правилам этикета

Наталья Татарских
Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации

Семинар – практикум в МАДОУ № 92 города Ижевска.

«Формирование правил поведения (этикета ) у детей дошкольного возраста как способ социализации »

Цель : Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах формирования правильного поведения у детей . Систематизировать методы и приемы формирования правил поведения у дошкольников с опорой на возрастные особенности в свете ФГОС ДО.

Домашнее задание для воспитателей :

Что такое этикет ?

В рамках каких традиций программы Радуга можно формировать правила поведения дошкольника ?

Подборка материала. Игры, беседы, развлечения, стихи, загадки.

Работа с родителями. Буклеты, стенды.

План семинара.

1. Вступительное слово.

Когда на лице твоем холод и скука.

Когда ты живешь в раздраженье и споре,

Ты даже не знаешь, какая ты мука,

И даже не знаешь, какое ты горе.

Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье,

А в сердце и свет, и любовь, и участье,

Ты даже не знаешь, какая ты песня,

И даже не знаешь, какое ты счастье!

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

2. Как вы считаете, является ли вопрос формирования этикета актуальным в наше современное время новых компьютерных технологий?

Ответы воспитателей. Слайд № 2 презентации актуальность.

3. Выступление воспитателей по вопросу «Что такое этикет ? Этикет как условие успешности дошкольника ». (слайд № 3, 4,5,6.)

4. Работа с документами. ФГОС ДО. Какие целевые ориентиры вы бы перечислили относящиеся к теме? (пункт 4.) после ответа слайд № 7.

5. Групповое задание определить этапы .

Воспитателям предлагается сложить в правильном порядке этапы .

Этапы формирования правил поведения .

Формирование умений заданным образцом и речевым указанием взрослого. Установление отношений ребенка со взрослым, где взрослый является носителем нормативов поведения , деятельности и образцом для подражания. (до средней группы)

Применение умений. Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности. (средняя группа и старше)

Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условия и ситуации) . На этом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. (старший дошкольный возраст )

Дискуссия

В какой возрастной группе формируются этапы с учетом возрастных особенностей и накопленного опыта. (Правило научи , а только потом спроси)

Портрет воспитателя как норма поведения для детей и родителей .

6. Традиции программы Радуга как одно из средств формирование правил поведения .

Выступления воспитателей. Шитова С. О. представила свой сценарий традиции «Гости группы» Фея вежливых слов. Где представила занимательный материал по работе с детьми.

Также были представлены картотеки игр по правилам поведения , стихи, загадки.

Сантьяго А. Л. представила на обсуждение презентацию по правилам поведения , для занятий. Слайд № 9.

7 .Детский фольклор и его значение в детском коллективе.

Что это такое? Детские дразнилки и обзывалки – феномен детского фольклора, обязательная часть детской субкультуры, в них естественным образом отражены все человеческие недостатки. Этот жанр отражает и детский быт, и отношение детей к окружающему миру , и взаимоотношения между ними, и детскую психологию.

Детские дразнилки и обзывалки направлены на выявление какого-то признака, который не нравится человеку - очки, цвет волос, полнота, худоба, рост, имя, которое рифмуется с чем-нибудь. Либо просмеивается поведение , выходящее за рамки, принятой в обществе морали : ябедничество, жадность, плаксивость.

Зачем они нужны? Всем взрослым хорошо известно, что такое дразнилки. Каждый из нас при желании может вспомнить смешные и веселые, но порой обидные стишки, фразы и словосочетания, родом из детства. И, если задуматься, нам покажется странным то, что в использовании дразнилок была некая необходимость. В самом деле, для чего они нужны? Ведь это бывает так обидно и неприятно, услышать в свой адрес придуманное прозвище или какую-то шутку. Дразнилки, безусловно, проявление агрессии. Спровоцировать их использование может внешность, имя, фамилия, черты характера или поведение человека . Однако исследователи считают дразнилки инструментом становления детского общества, способом воздействия на человека с целью коррекции его поведения , плохих манер, дурных привычек и т. д. Вместе с этим дети учатся адекватно реагировать на обидные слова, решать споры, достойно выходить из неприятных ситуаций. Детские дразнилки можно назвать своеобразной начальной школой жизненной морали. Ребенок, оказавшийся в коллективе себе подобных, понимает, что здесь не дом, где есть только ласковые родители, здесь – жизнь, со всеми ее трудностями и даже горестями. И к этому, увы, тоже нужно привыкать. И учиться отбиваться! Обычно обидчик пробует обзываемого на «слабо» , очерчивая себе, таким образом, психологические границы дозволенного, а другого провоцируя на защиту, возведение и оборону своих границ. Происходит взаимное воспитание, тренировка, закалка. Так дразнилки и обзывалки выполняют воспитательную функцию, помогая ребёнку, которого обижают, отстоять себя в форме словесной защиты , тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание. Важно и то, что дразнилки вербально снимают детскую агрессию – выговорились и разошлись. Детские дразнилки и обзывалки – способ утвердить нормы поведения в детском сообществе.

8. Мотивы, используемые в формировании правил поведения . Обсуждение. Слайд 10, 11

9. Работа с родителями. Нельзя построить работу по формированию правил и норм поведения исключив работу с родителями. Хочется сказать, что в первую очередь авторитетом для подражания конечно же является семья, но современные родители порою сами не имеют знаний по данной теме. И цель детского сада построить работу по повышению культуры самих родителей, подчеркнуть важность и заинтересовать самих взрослых, через разнообразные формы работы . На обсуждение воспитателям были предложены буклеты, наглядная агитация, сценарии совместных мероприятий.

10. Практическое задание. Единство требований воспитателей на группе. Составление правил поведения в группе для взрослых и детей .

11. Итоги семинара. Слайд № 12, Подчеркнуть важность работы. И важное значение личности взрослого в воспитании нравственности.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города За безопасность необходимо платить, а за её отсутствие расплачиваться. Уинстон Черчилль Современный мир таит в себе большое количество разных.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Актуальность проекта Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на проезжей.

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста в рамках ФГОС происходит через образовательную область «Социально-коммуникативное.

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Формирование основ безопасного поведения у детей.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту» Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту. Человеческая жизнь сложна.

Мария Талыбова

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета , и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста . В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства , формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей .

Поведенческая культура включает в себя ряд представляющих : обычаи традиции, привычки, этические поведенческие позиции, этикет . Этикет – это часть поведенческой культуры, общепринятый порядок поведения. Задачи взрослых людей, занимающихся его воспитанием,- расширить и скорректировать детское знание о поведении, привести это знание в систему, выработанную обществом. Культура поведения помогает общение ребенка с окружающими, приносит ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие, создает условие для успешной деятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, малыш получает в семье и детском саду. Для педагогов, занимающихся обучением детей правилам поведения , хорошо понятно воспитательная роль этикета . Мы воспитываем человека, формируя у него понимание необходимости соблюдения этикетных правил как для самого воспитанника, так и для тех, кто его окружает.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст , когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета , стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности .

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога высокого уровня профессионализма и огромных душевных сил.

Знания этикета поможет дошкольнику пройти социализацию в начальное школе, безболезненно войти в совершенно новый, незнакомый ему коллектив и найти свое место среди школьников. Адаптационный период будет безболезненным, он будет уверен в себе, не будет испытывать трудность в общении со сверстниками. Будет активен в жизни класса, активен в учебе и общественно-полезном труде. Обучение дошкольников правилам современного этикета помогает процессу социализации, т. е. адаптации детей к окружающему миру .

Начинать обучение правилам этикета необходимо в дошкольном возрасте , когда у ребенка формируется опыт социального поведения.

Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

А. С. Макаренко был убежден, что воспитывать правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать… Это дело принятое, радостное, счастливое, совсем другое перевоспитание. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения.

Благодаря созданию эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, мною разработанному методическому пособию НОД по этикету и взаимодействию родителей и педагогов моя гипотеза подтвердилась, что развитие этикета у детей старшего дошкольного возраста может быть успешным .


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования этикетных представлений у младших дошкольников 6

1.1. Роль и место этикета в развитии современного общества 6

1.2. Методика обучения младших дошкольников этикетным представлениям 11

1.3. Игра как средство формирования у детей третьего года жизни этикетных представлений 15

1.4. Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании этикетного поведения у младших дошкольников 26

Вывод по 1 главе 31

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этикетных представлений у младших дошкольников 32

2.1. Изучение уровня этикетных представлений и умений у младших дошкольников 32

2.2. Реализация педагогических условий формирования этикетных представлений у младших дошкольников 35

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42

Приложение 47

Введение

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь частью общечеловеческой, отражает состояние общественного развития и вместе с тем она оказывает на него серьезное влияние. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но, увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок умеет общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих. И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.


Работа опубликована