Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами. Что делать, если ребенок боится других детей

Дапоксетин воздействует на кору головного мозга, что способствует естественному половому возбуждению и замедлению сексуальной разрядки. Согласно клиническим исследованиям, у всех совершеннолетних пациентов препарат предотвращает преждевременное семяизвержение. Именно поэтому в эффективности дженерика вы можете не сомневаться! Активное вещество начинает действовать через полчаса после приема и сохраняет свою эффективность на протяжении 2 часов.

Одну таблетку допустимо принимать раз в сутки. Запивать препарат рекомендуется простой водой, не следует сочетать Дапоксетин с алкогольными напитками. Не следует употреблять во время приема Дапоксетина большое количество напитков с кофеином, это приводит к учащению сердцебиения и повышению артериального давления.

Проведенные испытания не выявили серьезных побочных явлений при приеме медикамента, поэтому вы смело можете покупать дапоксетин в нашей аптеке и наслаждаться насыщенной сексуальной жизнью. Однако при превышении дозировки возможно возникновение головных болей, тошноты, переходящей в рвоту, болезненных ощущений в брюшной полости и учащенного сердцебиения. В этом случае необходимо обратиться к лечащему специалисту.

Ниже приведены основные противопоказания, при которых от применения Дапоксетина следует воздержаться: 1. Индивидуальная непереносимость лактозы или других составляющих медикамента. 2. Тяжелые патологии печени (цирроз). 3. Нарушения сердечного ритма, сердечная недостаточность.

Не следует сочетать стимулятор со следующими средствами: 1. Антидепрессанты. 2. Психостимуляторы, предназначенные для лечения шизофрении и других психических расстройств. 3. Средства, предназначенные для лечения мигрени. 4. Препараты, в состав которых входит литий. 5. Препараты на основе зверобоя. 6. Сильнодействующие обезболивающие медикаменты (Трамадол). Если врач назначил вам один из вышеперечисленных медикаментов, необходимо закончить курс лечения, и только через две недели вы сможете принимать Дапоксетин без опасения за свое здоровье. После того, как вы закончили прием этого стимулятора, на протяжении одной недели следует воздержаться от приема следующих препаратов: 1. Средства для лечения грибковых патологий. 2. Средства, предназначенные для терапии ВИЧ-инфекции (ритонавир). 3. Антдепрессанты. Если вы одновременно принимаете какие-либо сильнодействующие препараты, обязательно проконсультируйтесь с врачом перед покупкой Дапоксетина. Еще одна полезная рекомендация: перед тем, как выпить таблетку, измерьте артериальное давление и убедитесь, что оно в норме. Существует ли отличие дженерика дапоксетина от оригинального препарата? Некоторые люди до сих пор уверены, что дженерик – это подделка, которая не заслуживает внимания. Однако это не так. Производители разрабатывают дженерик дапоксетина на основе состава оригинального препарата, отличаться может лишь цвет таблеток и дизайн упаковки. Именно поэтому эффективность дженерика ничуть не хуже эффективности оригинального Дапоксетина, а его стоимость значительно ниже.

Срок хранения стимулятора составляет три года, при этом хранить его рекомендуется в прохладном и темном месте, не доступном для детей. Не используйте препарат по истечении этого срока, в противном случае его эффективность будет под вопросом. Таким образом, дженерик Дапоксетина подарит вам яркую сексуальную жизнь и длительный половой акт, способный полностью удовлетворить вашу партнершу! Приобрести такой препарат вы можете в нашей аптеке по приемлемой стоимости, для заказа позвоните нам по телефону и укажите, какое именно количество таблеток вы хотели бы купить. У нас предусмотрена оперативная доставка курьером или по почте, сроки зависят от вашего населенного пункта.

Существует один очень интересный эксперимент Харлоу. Детенышей обезьяны сразу после появления на свет отделяли от матерей и в течение некоторого времени воспитывали в полной изоляции от других живых существ. Первая группа животных выдерживалась в таких условиях в течение первых трех месяцев жизни, вторая группа - в течение первых шести, а третья - первых десяти месяцев. В это время животным были обеспечены совершенно безопасные, комфортные условия, а пищу они получали через специальные кормушки. Затем этих обезьян поместили в среду здоровых, выросших в группе собратьев обезьян и наблюдали за поведением подопытных животных. Обезьяны, жившие в изоляции 3 месяца, очень быстро приспособились к нормальным условиям и вскоре ничем не отличались от других животных. Обезьяны, попавшие в естественные условия после 6-месячной изоляции, никогда так и не смогли вести нормальный образ жизни. Попав в группу здоровых обезьян, они испытывали чувство страха, забивались в угол, принимали оборонительные позы, закрывали головы руками и не соглашались участвовать ни в каких общих акциях группы. Хотя они и не погибали, но тем не менее оставались одинокими и не могли вести свойственный другим обезьянам образ жизни. В поведении подопытных обезьян, проживших в изоляции 10 месяцев, проявлялась необузданная, неукротимая агрессивность, совершенно невыносимая для группы здоровых обезьян. Несовместимость достигала такой степени, что сообщество здоровых обезьян погубило подопытных животных, иначе они сами стали бы жертвами агрессивности последних. Из этих наблюдений Харлоу делает два вывода. Во-первых, в процессе онтогенеза различные чувства появляются не одновременно, в частности у обезьян примерно в возрасте 6 месяцев появляется реакция страха, а на 9-10-м месяце - агрессивность. Почему же, если обезьяна вырастает в стаде, страх и агрессивность не проявляются в ее поведении в степени, исключающей для животного возможность жить нормальной жизнью? Согласно Харлоу, потому что первое чувство, которое проявляется в жизни живого существа, - это чувство любви к матери, и оно может нормально развиваться только в контакте с матерью. Эта любовь тормозит появляющиеся позднее страх и агрессию, как бы регулирует их с тем, чтобы страх и агрессивная реакция проявлялись в невыносимой для отдельных членов группы или всего сообщества степени и форме не во всех ситуациях, а лишь тогда, когда животное в самом деле должно испытывать страх или если возникает действительная необходимость в проявлении агрессивности.

Само собой разумеется, что из результатов наблюдений над животными, подтверждающими наследственный характер чувства страха, нельзя делать вывод, что точно так же обстоит дело и в отношении человека. Тем не менее нельзя отрицать, что способность чувствовать страх, как чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации, характерна и для человека, поскольку это свойство имеет чрезвычайно большое значение для сохранения вида и отдельного организма. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, а человек, которому страх неведом, по сути дела, больной, и, соответственно, полное отсутствие страха один из симптомов, относящихся к сфере психопатологии. Не следует, однако, забывать, что храбрость не равнозначна отсутствию чувства страха, она скорее представляет собой своего рода интеллектуальную оценку, сознательный контроль. Человек обладает характерной способностью не бросаться в бегство, когда ему страшно, и эта черта свидетельствует не об отсутствии страха, а об умении побеждать это чувство.

Как же развивается способность чувствовать страх в процессе взросления человека? С первыми проявлениями реакции страха у младенцев мы сталкиваемся, когда им уже исполнилось несколько месяцев. Хотя известно, что уже через несколько суток или недель после рождения младенец вздрагивает от громкого резкого звука или вспышки света, такую реакцию нельзя рассматривать как проявление чувства страха в чистом виде. Выраженная реакция страха в виде боязни неизвестного впервые проявляется примерно в 6 месяцев, когда ребенок может испугаться, увидев незнакомое лицо. Несколько позднее появляется переживаемый в отсутствие родителей «сепа- рационный» страх, и в течение двух последующих лет репертуар детских страхов становится все богаче. В этот период мы говорим о «конкретных» страхах, т. е. до достижения ребенком 2-3 лет страх у детей вызывают те конкретные предметы, существа или ситуации, которые они и в самом деле считают опасными. В этом возрасте нет никаких проявлений абстрактного страха.

На стадии конкретных страхов у детей обнаруживается существование строгой зависимости между интеллектуальным уровнем и страхом. Чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает. Хотя это и может показаться странным, тем не менее такая связь вполне логична, ведь сможет человек распознать возможную опасность, происходящую от конкретного предмета или ситуации, или же нет - это зависит от его интеллектуального развития. Чем выше интеллект ребенка, тем шире круг ситуаций, в которых он может усмотреть какую-либо опасность. В процессе обучения диапазон конкретных страхов очень быстро расширяется; так, в результате ассоциации с белым халатом врача ребенок начинает пугаться парикмахера, если ребенок не очень любит умываться, он может бояться воды вообще, в особенности если родители из соображений безопасности ограничивают контакты ребенка с водной средой.

Начиная с 3 лет конкретных страхов становится все меньше, поскольку степень умственного развития ребенка уже позволяет ему распознавать и те нюансы, которые делают безопасной ситуацию, которой он раньше боялся. (Следовательно, 3-летний ребенок уже не испугается льва, которого увидит на иллюстрации к сказке.)

Одновременно с появлением у ребенка способности к образному мышлению, примерно в возрасте 2-3 лет, он начинает испытывать кроме конкретных и так называемые символические страхи. С этого времени различные символы приобретают все больший вес не только в детских играх (это период символических игр), но и в страхах, испытываемых детьми. Среди символических страхов наиболее часто встречается боязнь темноты. Хотя в ней присутствует и некоторый элемент конкретности, связанный с тем, что в темноте ребенок ничего не видит и в любой момент может на что-нибудь натолкнуться, тем не менее роль этого фактора здесь совершенно незначительна. Достаточно вспомнить, что до 1,5-2 лет дети совершенно не боятся темноты, и эта боязнь, в той или иной степени свойственная каждому ребенку, появляется примерно в 2 года. Необходимо подчеркнуть, что боязнь темноты не обязательно следствие какой-то ошибки воспитания, но все же, если ребенок испытывает внутренние или открытые конфликты с окружением, символические страхи многократно усиливаются. Чего дети боятся в темноте? Очевидно, того же, что они переживают, оставаясь в квартире в одиночестве. Темнота создает для ребенка ситуацию, аналогичную одиночеству, причем на его впечатления накладывает отпечаток и специфическая детская логика: чего я не вижу, то не существует. При этом ребенку кажется, что он остался один, что его все покинули, и эти впечатления сопровождаются чувством неуверенности и страха. Здесь ребенок имеет дело с двумя символами. Один из них - «я остался один» - связан с боязнью потерять мать, к которой ребенок очень привязан. Следовательно, в основе этих ощущений лежит связь между матерью и ребенком. К этому символу добавляется еще один: в воображении ребенка, умеющего образно мыслить, в темных углах комнаты рисуются различные сказочные герои, платок вдруг предстает перед ним в виде змеи и т. п.

Что же делать родителям, если они заметят, что их ребенок боится темноты? Можно оставлять открытой дверь комнаты, в которой ребенок спит, но лучше всего установить в этой комнате маленькую, не слишком яркую лампу, до выключателя которой ребенок мог бы без труда дотянуться. Это необходимо для того, чтобы он чувствовал такую же уверенность, как и при игре в жмурки: когда ему захочется, он может «включить» свет. Ни в коем случае нельзя наказывать «за трусость» ребенка, боящегося темноты, не следует и стыдить его за это («Такой большой мальчик, а боится темноты!» - часто говорят родители). От этого страх ребенка не пройдет, он будет пытаться утаить его от родителей. Именно поэтому детям, оставшимся в темной комнате, вдруг неожиданно «хочется» поесть или попить, они просто не отваживаются признаться (нередко даже себе) в том, что им хочется побыть с родителями, потому что боятся оставаться в одиночестве.

Говоря об отношении родителей к детским страхам, можно сказать, что практически во всех случаях они должны вести себя примерно так, как в рассмотренном случае с боязнью темноты. Но при этом не следует забывать, что эти советы относятся собственно к моменту проявления страха! Родители должны, особенно если чувство страха у ребенка усиливается, стремиться к тому, чтобы устранить конкретные причины, стоящие за символическими детскими страхами. Для этого может оказаться полезной и консультация специалиста-психолога.

Но что же такое страх? Страх можно определить как эмоциональное состояние, которое появляется перед определенным событием и как бы предвещает наступающее фиаско. Следовательно, человек ощущает страх не просто в опасной ситуации, а тогда, когда он не верит в успех своей попытки избежать опасности, например спастись бегством, иными словами, когда человек исходит из того, что беда, от которой он бежит, его все-таки настигает.

Положительный или отрицательный характер эмоций зависит от того, в какой мере достигнет цели тот или иной поведенческий акт, связанный с данным чувством. Как мы отмечали выше, ощущение страха не всегда появляется даже в минуту опасности. Это зависит от того, насколько успешными представляются нам собственные попытки избежать опасности. Точно так же и гнев может быть положительным эмоциональным ощущением в том случае, если человек имеет возможность в полной мере реализовать те формы поведения, к которым побуждает его чувство гнева. О любви принято говорить, что это положительные эмоции. Тем не менее, пожалуй, в душе каждый согласится с тем, что с этим чувством может быть связано мучительно отрицательное эмоциональное состояние, если нельзя воплотить форму поведения, к которой побуждает любовь, иными словами, если нет взаимной любви. Точно так же обстоит дело и в отношении родственных чувств. Любовь к родственнику, которая не может быть реализована, - это траур. Тяжелое отрицательное эмоциональное впечатление траура связано с сознанием того, что уже никогда не будет возможности воплотить те формы поведения по отношению к данному человеку, к которым побуждает чувство любви к нему.

Со страхом самым непосредственным образом связано еще одно чувство, называемое тревогой. По сути дела, тревога - это явление, родственное символическому страху. Мы знаем, что тревога - это эмоциональное впечатление, похожее на страх, но тем не менее это не страх и определить его очень трудно. Наиболее часто встречается, определение, подчеркивающее временной аспект этого явления: тревога - это чувство страха, связанное с отдаленной во времени опасностью. Например, если, сидя в кресле перед стоматологом, мы испытываем конкретный страх, то в том случае, когда нам известно, что на следующей неделе мы должны посетить зубного врача, в течение всей недели мы будем испытывать тревогу. Многие считают, что тревога - это страх перед каким- то неопределенным объектом и его характерной чертой является то обстоятельство, что данному человеку причина страха неизвестна. Возможно, это и так, но, с другой стороны, очень часто люди точно знают, из-за чего они приходят в состояние тревоги. Не боятся, а именно тревожатся. Различие между этими ощущениями следует искать где-то в сфере, соответствующей чувствам. Страх появляется в тех случаях, когда поведение определено однозначно, например: реакция на появление угрожающего объекта - бегство. В тот момент, когда в поведении, вызванном конкретной ситуацией, появляется какой-либо фактор неопределенности, вместо страха рождается тревога. Эта ситуация хорошо может быть прослежена на примере школьного отличника. В тот момент, когда учитель просматривает классный журнал, раздумывая, кого бы вызвать к доске, весь класс охвачен тревогой, и только для отличника это момент переживания положительных эмоций. Рассмотрим другой пример. Если человек спасается бегством от преследующего его льва, весь бег человека олицетворяет собой страх в чистом виде. Если же человек видит, что лев собирается напасть и у него есть два возможных пути к спасению: влезть на дерево или прыгнуть в реку, но человек никак не может решить, какой путь избрать, он в этот момент будет испытывать тревогу.

Этот момент заслуживает пристального внимания потому, что, как можно видеть, тревога имеет прямое отношение к неспособности человека принимать решения. Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что тревожность свойственна людям, неспособным самостоятельно принимать решения. Интеллектуальная неспособность принимать решения и тревога, можно сказать, сопутствуют друг другу и, вероятно, очень тесно связаны между собой. Тревожный человек воспринимает как угрозу и такие ситуации, которые для иного человека выглядят не столь опасными. И как следствие, полная потеря таким человеком способности к действию, поскольку в сложной ситуации он не может принять какое-либо решение.

Интересно рассмотреть и связь между тревогой и результативностью действия человека. Для достижения высоких результатов необходим определенный, средний уровень тревожности. Отсюда можно заключить, что она в определенных пределах может играть роль своего рода стимулятора, помогать человеку в определенных ситуациях достигнуть максимально возможного результата. В настоящее время принято говорить о так называемой мобилизующей и расслабляющей тревожности. Расслабляющая тревога парализует личность в ответственные моменты, а мобилизующая как бы дает действиям человека дополнительный импульс. В последнем случае человек может сделать даже то, что, казалось бы, ему совершить не под силу. В основе этого явления лежат психологические аспекты воспитания, среди которых особое место занимают отношения между родителями и ребенком. Если в детстве человек постоянно убеждался в собственной беспомощности, неспособности решать те или иные задачи, впоследствии в ответственные моменты он всегда будет испытывать расслабляющую тревогу. И естественно, человек, для которого необходимость действовать связана с чувством успеха, переживает эту ситуацию как мобилизующую тревогу.

Все это очень просто и никак не связано с уровнем интеллектуального развития личности, хотя на первый взгляд может показаться, что такая связь должна существовать. Если бы это было именно так, то тех детей, которым в детстве все удавалось, следовало бы считать очень умными, неудачников - глупыми и, таким образом, нам оставалось бы заключить, что умным детям свойственна мобилизующая тревога, а глупым - расслабляющая. Но в действительности все обстоит иначе. Эта зависимость очень тесно связана с уровнем требований, предъявляемых к ребенку со стороны родителей. Если этот уровень превышает способности ребенка, он постоянно будет замечать, что не может соответствовать этим требованиям. Такой ребенок в течение всей жизни будет теряться при необходимости действовать, поскольку чувство постоянной неудовлетворенности родителей закрепляет в нем ощущение неудач. При первой же возможности он пытается уклониться от выполнения стоящей перед ним задачи, поскольку боится потерпеть неудачу, и тем самым поведение этого человека приобретает характерные черты тревожности личности. В психологии принято различать по этому признаку два типа личности: человек, ориентированный на избежание неудачи, и человек, ориентированный на достижение успеха. Нетрудно увидеть, что существует глубокое различие между этими двумя позициями: в одном случае человек приступает к решению задачи с мыслью о том, «как бы не потерпеть неудачу», а во втором - «я хочу успешно справиться с заданием». Таким образом, человека первого типа собственно успех не интересует, но независимо от этого он может быть очень способным. Справедливо и обратное: ориентация на успех может быть свойственна и людям не очень высокого интеллектуального уровня, которые всегда приступают к решению задач в надежде на конечный успех, и это как бы придает им дополнительные силы.

Каким вырастет ребенок, ориентированным на избежание неудачи или же ему будет свойственна ориентация на успех, это в решающей степени определяется в детские годы. Родители, считающие своих детей гениальными, склонны предъявлять к ним завышенные требования. Нередко в них отражается и неудовлетворенность родителей собственными успехами. В большинстве случаев, к сожалению, родители тревожных детей и сами относятся к подобному типу. Вследствие неудовлетворенности самим собой кто-то из таких родителей старается «затолкать» в своего ребенка все то, что ему самому не удалось, или они думают, что не получилось или не сложилось. В результате иной ребенок может быть подготовлен к тому, что в школе его ждет головокружительная карьера. Но вот переступает ребенок порог школы, и вдруг и ему самому, и его родителям приходится убеждаться в том, что он хотя и не глупее других, но вместе с тем ни в чем их не превосходит. В конечном счете средние успехи воспринимаются и ребенком, и родителями как полное фиаско. Ребенок оказывается неспособным соответствовать требованиям родителей.

Следует подчеркнуть, что родители должны побуждать ребенка постоянно тянуться вверх, но вместе с тем нельзя предъявлять ему требования, выходящие за пределы его возможностей, потому что в этом случае в ребенке вырабатывается тяжелая, отрицательная черта, влияющая на всю его дальнейшую жизнь, проявляющаяся прежде всего в стремлении уклониться от необходимости решать собственные задачи. Таким образом, формируется тип человека, который, заблаговременно комбинируя, старается направить свою жизнь так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с теми или иными проблемами, поскольку в его сознании понятия «задача» и «неудача» становятся почти неразделимыми.

К тревоге и страху имеет непосредственное отношение еще одно явление-стресс. В минуты опасности в человеческом организме протекают бурные изменения гормональной деятельности. Если человек попадает в опасную ситуацию, его организм экстренно реагирует на нее, и такое состояние принято называть стрессовой реакцией. Описанная выше тревожная реакция - это не стрессовое состояние. Между этими состояниями существенное различие на гормональном уровне. Стрессовая реакция всегда связана с какой-либо конкретной опасностью, вызывается очень сильным внутренним нервным потрясением, и за ней стоят глубокие биологические процессы. Это своеобразный механизм концентрации энергии, который генетически призван помогать человеку избежать опасности. В отличие от этого тревожное состояние не связано с конкретной ситуацией, с какой-либо определенной угрозой. Проявляется это состояние обычно в тех случаях, когда опасность существует длительное время, чем определяется различие между страхом и испугом.

Человек, продолжительное время живущий в напряжении, вызванном ожиданием какой-либо опасности, постоянно находится в тревожном состоянии. В тот момент, когда эта опасность появляется, наступает стрессовая реакция. Таким образом, тревога - это всегда явление длительное, а стрессовая реакция - кратковременное. Длительное стрессовое состояние наносит человеческому организму большой вред и во всех случаях, почти без исключений, приводит к возникновению определенных болезней. Это так называемая стрессовая гипотеза болезней.

Возраст от года до трех лет характеризуется повышением самосознания, отделением своего Я от других, начинает формироваться понимание различий между мальчиками и девочками, взрослыми и детьми. Ближе к двум годам у малышей просыпается ощущение «моё. В этом возрасте дети ещё не нуждаются в большом количестве людей вокруг, в том числе сверстников, но в отличие от первых месяцев жизни, когда младенцу необходима была в первую очередь мама, значительную роль в развитии начинает играть вся семья в целом. Этот проживаемый опыт способствует выстраиванию системы иерархии в отношениях с близкими, усваиваются способы взаимодействия и общения. Соответственно, если ситуация в семье нестабильная и эмоционально напряженная, это способствует повышенной тревожности, что выражается в общем состоянии малыша. Это период страхов связанных с переживанием одиночества, незащищённости. Ближе к трём годам появляется боязнь засыпать.

Второй важный фактор в период от года до трёх лет – это активно развивающиеся навыки владения своим телом: умение ходить, говорить, использовать предметы, контроль над физиологическими функциями. Около трёх лет, когда навыки взаимодействия с внешним миром становятся более отработанными, появляется знакомое всем «я сам». Ещё раньше дети начинают осознавать такие ощущения как «холодно», «острый», «больно». Посещение поликлиники, где пришлось пережить болезненную процедуру, может закрепить самый актуальный для этого возраста страх людей в белых халатах и уколов. Сюда же можно отнести страхи насекомых, падений, огня и любой ситуации, которая потенциально может вызвать болезненные или неприятные ощущения в теле.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:

1. Очень значимой в этом возрасте становится атмосфера в доме. В бесконфликтной и жизнерадостной семье малыш чувствует себя комфортно, он способен активно развиваться и спокойно проживать какие-то травмирующие ситуации. Семья в таком случае становиться гарантом устойчивости и безопасности окружающего мира.

2. Малыши от года до трех лет продолжают быть эмоционально привязанными и зависимыми от мамы и других близких членов семьи – для них это жизненно необходимая потребность, поскольку выстраивание отношений с остальным миром ещё не сформировалось. Поэтому любая ситуация, нарушающая стабильность, будет воспринята болезненно. Из самых стрессогенных здесь можно выделить рождение следующего ребенка в семье, начало посещения детского сада и помещение в стационар (особенно без мамы) – если этого невозможно избежать, необходимо с искренним пониманием отнестись к переживаниям малыша и предпринять все возможные меры, чтобы больше быть с ним, проявлять свою любовь, заботу и защиту. Чаще играйте с ним, разговаривайте, обнимайтесь, веселитесь, старайтесь порадовать – тогда любые страхи улетучиваются быстро.

3. Наберитесь терпения, если кроха не дает вам даже выйти из комнаты. Чтобы отпустить вас, ему нужно сначала дорасти до полного понимания, что мир безопасен, а вы никуда не исчезните. И они дорастают, уверяю вас – всему своё время.

4. Страх уколов и врачей является отображением естественной человеческой потребности избегать боли. Впервые обозначив эти ощущения ближе к году, человек всегда будет относиться к ним как к опасности. И это нормально! Здесь важно не избавить своих детей от этого страха полностью, а помочь им с наименьшим стрессом прожить этот опыт. Для этого никогда и никого не пугайте докторами, а пытайтесь создать положительный и добрый образ человека в белом халате. Играйте в «больничку», вместе «лечите» зайчиков и мишек, расскажите об этой профессии и какие-то истории из жизни докторов. Объясняйте для чего выполняется та или иная процедура, как долго она будет длиться – даже если ребенок ещё не способен всё понять, сама ваша уверенность и тембр голоса поможет ему успокоиться и настроиться. И никогда не оставляйте в этом возрасте своего кроху одного наедине с врачами, берите его на руки, поглаживайте, разговаривайте.

5. Отдельным пунктом хотелось бы выделить фактор, который может повлиять на общее тревожное и неудовлетворенное состояние ребенка. Как уже говорилось ранее, от года до трех лет наши дети активно осваивают пространство и возможности своего тела. Если в этот период родители многое запрещают, не позволяют реализовать свои желания, пробовать что-то новое, предпочитают сделать все за ребенка, они мешают удовлетворению значимой потребности возраста – познавать мир и себя через «делание», взаимодействие с предметами. Неудовлетворенная потребность всегда приводит к повышению общего уровня тревожности. Поэтому самым разумным здесь будут запреты только в исключительных случаях, когда некая деятельность принесёт вред малышу или, например, когда мама действительно опаздывает. В остальных случаях мойте полы вместе, дайте застегнуть эту неподдающуюся пуговицу, налить молоко в кружку и даже порезать ножом хлеб. Всё под присмотром, всё вместе, но не вместо ребенка.

– специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями . Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза , невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые . Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство , навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам , психотерапевтам , психиатрам . Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы , позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование . Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего "я", понимание различий между девочками и мальчиками, отношений "взрослый - ребенок - родитель".

В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии - следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.

Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз,
когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.

Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи,
беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками.

При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его "я". В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования "я" и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.

Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, "прилипают" к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность - желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.
Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого индикатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества. Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса.

Осознавая свое "я", отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.

Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже "неопасных опасностей", рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, "забит" дома и агрессивен со сверстниками; или дома "тиран", а вне дома пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, "нет" произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно. И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все "пробовать на язык" естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

В 2-3 года у детей, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.

Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе "плохих" детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров.

Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.

Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем - голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.

Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями . В таком случае и сон будет легкий, светлый.

Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.

Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей от 1 до 2 лет является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники). К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей до 4 лет к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.

Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их "я".

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут "войну" с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся "я" ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.