Как понять, почему ребенок плачет? Почему это происходит? Почему ребенок плачет: «У меня болит животик!».

Если ребенок 9 месяцев плохо спит ночью, то совсем не до сна будет и его маме. Что делать в подобной ситуации? Прежде всего, необходимо выяснить, почему малыш не может нормально заснуть. Возможных причин довольно много, они могут быть связаны как с состоянием ребенка, так и с воздействием внешних факторов. Несмотря на наличие многих потенциальных этиологических факторов, выявить тот самый триггер, вызвавший нарушение сна, обычно не так уж и сложно. Когда причина проблем со сном становится известной, остается только ее устранить.

Здоровый малыш, которому исполнилось 9 месяцев, обычно слишком любознателен. В этом возрасте дети уже активно ползают, с удовольствием познавая окружающий мир. Некоторые из них могут даже делать свои первые шаги. У детишек в это время начинает формироваться темперамент, в связи с этим происходящее вокруг может вызывать очень яркие эмоции.

Чем старше грудной ребенок, тем меньше времени ему требуется, чтобы выспаться, тем больше времени уходит на изучение окружающей обстановки. В 9 месяцев такому малышу, в среднем, нужно, чтобы полноценно отдохнуть, поспать от 13 до 16 часов за одни сутки. Причем только 2-4 часа из них в норме составляет дневной сон.

Однако все же организм каждого ребенка уникален. Так что оптимальное время для конкретного малыша может колебаться в довольно широких пределах. Нельзя забывать и о том, что у каждого, пусть и маленького, человека есть свои биоритмы. Этим можно объяснить и несколько отличающиеся у разных детей соотношения дневного и ночного сна.

Сон малыша может сопровождаться следующими симптомами:

  • всхлипываниями;
  • подергиванием ножек и ручек;
  • стонами.

Родителям в этом случае не стоит бить тревогу: для малышей этого возраста такие признаки не являются отклонением от нормы.

Комаровский - известный педиатр и телеведущий освещал проблему нарушения сна у младенцев. Он выделил ведущие причины бессонницы малышей, о которых пойдет речь далее.

Родители, когда ребенок 9 месяцев плохо спит (особенно если это продолжается в течение длительного времени), нередко, сильно испугавшись, сразу же решают, что малыш болен.

Однако заболевание - далеко не самая частая причина бессонницы в таком возрасте. Стоит вспомнить нас, взрослых: как «хорошо» спим при сильном стрессе.

Здоровые дети порой тоже спят плохо, причем это возможно из-за множества причин:

Здесь перечислены не все причины. Речь идет только о наиболее часто встречающихся. Комаровский придает особое значение первым двум из них.

Этиологические факторы, наличие которых приводит к нарушениям сна у здорового девятимесячного младенца, разнообразны. Так что, если у малыша плохой сон, не стоит сразу же думать о болезни.

В первую очередь, необходимо выяснить, почему ребенок перестал нормально спать. Следует отметить, что причины, по которым малыш плохо спит днем, несколько отличаются от тех, что приводят к бессоннице ночью.

Комаровский считает, что важно обратить внимание на то, в какое время ребенка укладывают спать, на то, как быстро он засыпает.

Чтобы ребенок хорошо спал, нужно применить один (или несколько, в зависимости от этиологии бессонницы) из следующих советов:

Тактика поведения родителей младенца при нарушении его сна напрямую связана с вызвавшей это нарушение причиной. Нужно свести к минимуму воздействие факторов, усиливающих возбуждение работающей в усиленном режиме нервной системы.

Нарушение сна, при отсутствии каких-либо других симптомов, не должно быть поводом немедленного обращения к врачу. Родители должны тщательно проанализировать поведение своего малыша и сделать выводы. Это позволит им понять, почему их ребенок 9 месяцев плохо спит ночью.

Малоежка или капризный? Боится или просто не любит? Протестует или никогда не был голодным? Разбираемся с психологом, почему у детей может не быть аппетита

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Изменить размер текста: A A

«Ложечку за маму, ложечку за папу… Скушай кашку, а то не вырастешь… Если не поешь, мультик смотреть не разрешим…» Уговорами, угрозами, хитростями, с песнями и плясками родители стараются накормить своих малоежек. По данным исследований от 20 до 60 процентов детей дошкольного и школьного возраста имеют проблемы с питанием. Более половины 4-5 летних малышей считаются малоежками, а среди девятилеток 48 процентов детей плохо едят.

Проблемы с питанием в детстве могут в будущем привести к нарушению роста, к пищевым расстройствам, да и сложностей с обучением не избежать. Почему они не едят? Кому-то много не надо, кому-то скучно или тревожно за столом, кто-то так играет на нервах у мамы, а кому-то без помощи невролога не обойтись. Вместе с психологом Натальей Петровной ГРИШАЕВОЙ попробуем разобраться, какие проблемы могут лишить ребенка аппетита?

ПРИЧИНА 1 Классический малоежка. Он худенький, весь в родителей. И много еды ему просто не требуется. ЧТО ДЕЛАТЬ: Следить за весом, посоветоваться с педиатром и стараться в то небольшое количество еды «вкладывать» все необходимые витамины.

ПРИЧИНА 2 Протест. Самая распространенная причина. Даже взрослые люди выражают свой протест голодовкой. Подтекст простой – я умру, если вы не сделаете то, что я хочу. У детей шантаж похожий – обратите на меня внимание! Но вот причины для протеста уже могут быть разные: - Ребенок привлекает внимание. Возможно, в семье непростая обстановка – мама с папой ругаются, или развод, или родители всегда на работе и слишком мало времени посвящают ребенку. «Я перестану есть, и они меня заметят». - Ребенка в семье обожают и балуют. Он капризный, эгоистичный и привык, что может вести себя как угодно плохо, все равно его простят. Но у детей есть такое чувство, как внутренняя справедливость. И в душе чаду хочется, чтобы на его проказы обратили внимание, чтобы все было «как у людей» - провинился - наказан. Он знает, что такое непослушание, как отказ от еды, родители простить не смогут. - В семье с наследником обращаются слишком строго или даже жестоко. Ему все запрещают, за все ругают. Как ребенок может наказать родителей? Своими способами – не спать, «ходить» в штаны или не есть.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Не пугаться, не умолять, не выполнять все, что просит, не угрожать, а разбираться, почему ребенок протестует? Что не так?

ПРИЧИНА 3 Ребенку не комфортно за столом Может быть, его заставляют есть ножом и вилкой или все время ругают за то, что некрасиво или неаккуратно ест. Может быть, кто-то за столом чавкает, и малышу просто неприятно смотреть – аппетит пропадает. Может быть, за столом мама с папой обычно начинают выяснять отношения.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Следить за собой и отложить все ссоры, не ругать малыша, когда хлюпает, а хвалить, когда красиво держит вилку. Если ребенку некомфортно есть с кем-то хлюпающим, кормите его отдельно, ничего страшного. И не ругайте маленького, если обольется или испачкается – лучше заранее наденьте на едока фартук, прикройте колени салфеткой – пусть наслаждается вкусом еды, не беспокоясь пока о правилах этикета.

ПРИЧИНА 4 Привык есть с развлекалочками Пока чадо ковыряет макароны в тарелке, за столом разыгрываются драмы и комедии в исполнении мамы-папы, бабушки и дедушки. Песни, пляски, кукольный театр, на доске рисуют котлеты и зачеркивают с каждым откусанным кусочком. Ребенок привыкает, что его развлекают, и просто есть ему уже неинтересно. То же с мультиками. Родителям, конечно, проще, когда ребенок, засмотревшись в телевизор, уминает все, не глядя. Детям процесс еды может казаться скучным – надо сидеть, надо стараться орудовать ложками и вилками, им кажется, что они просто тратят время, и гораздо веселее «тратить» его под мультики.

ЧТО ДЕЛАТЬ: Не отвлекать от еды и самим не есть у телевизора. Лучше за время обеда или ужина пообщайтесь, придумайте ритуал, например, вы рассказываете друг другу о своих лучших моментах за день именно за столом, или даете друг другу советы. Врачи уверены, что важно не отвлекаться от еды, чтобы она правильно переваривалась, а вы получили всю необходимую энергию.

ПРИЧИНА 5 Страх Как правило, это невротические реакции, вызванные какими-то событиями, испугавшими ребенка во время еды. Например, рыбья косточка застряла в горле или малыша стошнило, когда он что-то ел, и т.п. Ребенок может не помнить, что именно его напугало, но «осадок» остался. ЧТО ДЕЛАТЬ: Не заставлять, не позорить, не ругать. Разбираться, искать причину. А потом, желательно вместе с психоневрологом избавляться от страха.

ПРИЧИНА 6 Не вкусно Таких детей называют капризными, но, возможно, они едят только привычную пищу – макароны и сосиски или картошку и курицу... Приезжая в отель или в гости к кому-то, малыш не находит своей еды и может отказываться от любой другой. ЧТО ДЕЛАТЬ: Постарайтесь с самого детства регулярно знакомить малыша с новыми продуктами. Не возите с собой в гости сосиски, ищите компромисс. Терпеливо и играючи. Предложите ребенку заглянуть в холодильник и выбрать себе еду. Не любит овощи – сделайте суп-пюре, попробуйте вырезать фигурки из огурцов и морковки, фрукты можно превратить в коктейли, всему придумать смешные названия, привлечь к приготовлению пищи и самого маленького гурмана. Очень часто дети соглашаются попробовать новое незнакомое блюдо в гостях, когда все остальные с аппетитом это едят.

ПРИЧИНА 7 Не ест, чтобы угодить маме Бывает и такое. Например, маме пора выходить на работу, но ей не хочется, и она говорит так: «Я не могу отдать Петю в детский сад, он же НИЧЕГО НЕ ЕСТ, придется с ним дома сидеть». И Петя мотает на ус и не ест, как мама «запрограммировала». Или другой вариант – мама хочет всем показать, что ее ребенок особенный. ЧТО ДЕЛАТЬ: Родителям разбираться со своими собственными страхами и комплексами.

ПРИЧИНА 8 В семье культ еды Приемам пищи у вас в доме придают слишком большое значение. Мама готовит ужин, и это событие. Ребенок не поел? Катастрофа! Поел? Счастье! Малыш быстро понимает, что, раз еда – это так важно, он может управлять родителями с помощью поел-не поел. ЧТО ДЕЛАТЬ: Не обращать так много внимания на то, сыт ребенок или нет, не превращать обеды-ужины в события. Перекусывать в дороге, иногда пропускать приемы пищи, как все нормальные люди.

ПРИЧИНА 9 Никогда не был голодным Ребенок не понимает, что пища может приносить радость, он никогда не был голодным, не ждал обеда, не мечтал о супчике, потому что родители постоянно впихивают в него еду, не успеет он проголодаться. ЧТО ДЕЛАТЬ : Попробуйте не кормить ребенка. Принимайте его отказы от еды. Дождитесь, когда он сам попросит есть. Или создайте неожиданную ситуацию – пустой холодильник, на ужин приготовить нечего. Есть только, например, картошка. Ребенок захочет есть и научится ценить самые простые блюда.

Что происходит?

Начнем с того, что переходный возраст включает в себя как психологию (изменение поведения, пересмотр жизненных ориентиров и авторитетов, смена ведущей деятельности), так и физиологию (начало полового созревания, появление вторичных половых признаков, тело приобретает взрослые черты и формы).

В 9 лет про половое созревание речь пока не идет (кроме единичных случаев-исключений, которые, как говорится, только подтверждают правило). Поэтому, когда говорят про переходный период в этом возрасте, то имеют в виду, скорее всего, именно потерю связи с ребенком на психологическом уровне. Исходя из этого, можно назвать этот период скорее подготовкой к переходному возрасту. Психика ребенка готовится к очень важному этапу – одному из самых драматичных в жизни человека.

Ведущей деятельностью для младшего школьного возраста является учебная (познавательная) деятельность, для подросткового возраста – общение, интимно-личностные отношения. Вполне возможно, что многие современные факторы: огромный доступный детям поток информации, преобладание индивидуальных (часто компьютерных) игр над совместными, увлечение родителей методиками раннего развития, приводят к тому, что в начальных классах школы у детей снижается мотивация к учебе. Сейчас дети часто приходят в 1 класс, уже бегло читая и считая в уме в пределах сотни, а их сажают за парту и предлагают складывать 2 и 2, рисовать палочки и читать по слогам «Ма-ма мы-ла ра-му». Это приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе. Как следствие, к 9 годам роль познавательной деятельности в жизни ребенка значительно снижается и на первый план выходит общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового периода.

Что с этим делать?

Во-первых, как ни странно, радоваться! Ребенок растет и развивается, и если где-то в чем-то он забегает вперед – это лучше, чем, если бы он отставал в развитии.

Во-вторых, если говорить о мотивации к учебе, можно своими силами разнообразить не слишком веселые школьные будни. Например, предложить своему ребенку вместе сделать некий проект для школы в той области, которая ему интересна. Он увлекается иностранными языками и с детства смотрит мультфильмы на английском языке? – Сделайте с ним английскую стенгазету для класса. Ваш сын – шахматный гений? – Придумывайте вместе с ним математические задачи на шахматную тематику, соответствующие его классу, похвастайтесь ими учительнице. Ваша дочь отлично рисует, занимается в художественной студии? – Предложите учителю свои услуги по оформлению, например, учебных плакатов. Словом, найдите то, что позволит вашему ребенку бежать в школу с интересом, а не брести понуро, как на каторгу.

А я хочу быть дворником!

Часто родители пытаются воззвать к чувству ответственности школьника, мотивируя необходимость учиться тем, что в будущем ему это пригодится. И не понимают, что в 9 лет ребенок еще даже физиологически не готов задумываться о столь далеком будущем – психологи считают, что формирование отдела мозга, отвечающего за то, чтобы перестать жить моментом и начать жить будущим, заканчивается к 18-20 годам. Поэтому родителям 9-летнего ребенка придется искать другие слова.

Стандартные «пугалки» вроде «будешь так учиться – станешь дворником» не работают и в старшем возрасте, когда подросток уже хоть немного понимает, что такое «работать», и осознает, что таки этим придется заниматься. А в возрасте 9 лет фразы про будущую работу вообще не имеют веса, потому как до этого еще целая вечность. Да и потом – так ли это плохо, работать дворником? Романтика, свежий воздух, метлой машешь, снег кидаешь … Бесплатный фитнес, да и только! И прямые объяснения, что работа дворника – это тяжелый, физически выматывающий, абсолютно непрестижный, многими презираемый труд, результата не дадут. Просто не будут поняты адресатом.

Если вы хотите в возрасте 9 лет донести до ребенка некую мысль, то придется действовать через язык образов и картинок, понятных именно ему. Например, ребенок играет в компьютерные игры? Если он делает это в компании друзей, понаблюдайте за ними. Наверняка рано или поздно произойдет ситуация, когда ваш ребенок будет в сердцах кричать: «Петя/Вася/Маша, куда же ты лезешь! Тебя же там убьют, как ты не понимаешь! Я в этом подземелье уже был, ничего стоящего там нет, так чего же ты нарываешься на неприятности!»

Поймайте момент! Сразу после игры, как только ребенок освободится и будет готов пообщаться с вами, проявите интерес – напомните ему про этот игровой эпизод, спросите, как он себя в этот момент чувствовал, хотелось ли ему помочь человеку, который заведомо делал нечто неправильное. Главное – чтобы ваш интерес был искренним! Постарайтесь действительно узнать, какие чувства испытывал ваш ребенок – наверняка в этой ситуации он поделится своими переживаниями, потому как момент недавний и струны в душе задевший. Найдите в себе то, что откликается на эти чувства ребенка – моменты, когда вы испытываете нечто подобное. И поделитесь этим с сыном/дочерью.

«Я действительно понимаю, что ты чувствовал. Так обидно, когда ты хочешь помочь хорошему человеку, а он к тебе не прислушивается. Ощущаешь себя беспомощным и даже злишься, когда знаешь, что вот такие действия другого человека не приведут ни к чему хорошему, говоришь ему об этом – а он продолжает гнуть свою линию. Это просто раздражает, правда? Я это очень хорошо понимаю, потому что у меня так же бывает. Вот когда я говорю тебе о том, что интерес к учебе/занятия спортом/своевременное выполнение домашних заданий/ (нужное подчеркнуть) помогут тебе в дальнейшей жизни, мне тоже бывает обидно, что мои слова пролетают мимо тебя. Просто «я-то уже в этом подземелье бывала», а тебе еще только предстоит побывать. Так что, когда ты не реагируешь на мои слова, я чувствую себя такой же беспомощной, как ты, когда Петя/Вася/Маша не реагируют на твои».

Как достучаться?

Не нужно делать выводов, что ребенок тут же проникнется, осознает, поймет и будет-таки хорошо учиться/заниматься спортом/вовремя и не из-под палки выполнять домашние задания. Но слова, пример которых мы привели выше, скорее дойдут до его сознания, чем про дворника. И если постоянно ловить такие моменты и объяснять важные жизненные позиции ребенку через ассоциации с понятными ему ситуациями – то результат может быть достигнут.

В завершение хочу пожелать всем родителям, которых волнуют поднятые в данной статье вопросы, громадного терпения, безграничной и безусловной любви к своим детям.

Валентина Николаевна Волкова, воспитатель группы «Мишки-Малышки», Центр развития и образования «Элитора»

Доброго времени суток вам мои читательницы и самые заботливые мамы!

Я рада вновь приветствовать вас на страничках своего блога. И сегодня предлагаю вам узнать все о развитии девятимесячного малыша. Мы с вами прекрасно понимаем, что ребенок 9 месяцев от роду совершенно не похож на малыша в 8 месяцев. Он многому научился, многое постиг и значительно продвинулся в своем развитии. Интересно, какие «высоты» может покорить ваш карапуз? Готова приоткрыть вам тайны. Читайте и не говорите, что не знаете.

Сколько весит грудной малыш в 9 месяцев? Если говорить о возрастной норме, то вес должен быть в пределах 8-9,5 кг, а рост от 67 до 75 см. Впрочем, говорить о нормальном весе и росте не совсем корректно. Одни крохи растут очень быстро и вес набирают достаточно уверенно, другие чуть медленнее. Но это совсем не значит, что имеются отклонения в развитии. Норма это всего лишь усреднённый показатель и не более того. Главный ориентир для мамы хорошее, бодрое настроение, норма в психическом развитии и хороший аппетит. Остальное приложится.

Девятимесячный «Энерджайзер»

С вашего позволения именно так можно назвать малыша в этот период. Энергии ему не занимать. Он может бесконечно долго двигаться и заставлять маму бегать за ним. Ползает, садится, встает и ходит у опоры, около нее же бесконечно подпрыгивает и присаживается, если поднять за руки готов носится по квартире со скоростью бегущей кошки. Нелегкое испытание для родителей – поверьте мне, нелегкое, но очень приятное. Малыш начинает ходить и готов удивлять вас своей расторопностью. Пусть пока он ходит только с вашей помощью, но первые шаги уже сделаны! Правда некоторые малыши готовы самостоятельно делать несколько шагов, но отважится оставить опору и пойти самостоятельно очень непросто. Наблюдая за малышом, вы можете заметить, как он приподнялся и увлеченно рассматривает игрушку уверенно стоя на ногах. Но стоит только ему ощутить свое вертикальное положение, как уверенность моментально растворяется и малыш начинает «оседать» в страхе что упадет.

Как потопаешь, так и полопаешь

Чем кормить кроху, чтобы энергии хватало надолго, топает то малыш достаточно? Понятно, что вскармливание грудным молоком уже не столь актуально, но ночные прикладывания вполне допустимы. Главное полноценное питание богатое белками. Меню малыша должно включать в себя все основные продукты взрослого рациона с той лишь разницей, что упор делаем на пищу белковую – организм малыша растет и значит, нужен «строительный материал» — белки. Впрочем, все основные продукты мы ввели на восьмом месяце, теперь только расширяем и даем крохе попробовать те же продукты, но приготовленные с добавлением специй.

А вот ответить на вопрос «Сколько ест неугомонный карапуз в девять месяцев?» однозначно не получится. Все очень индивидуально. Есть, конечно, норма, но одним малышам ее достаточно, другим многовато, а третьим катастрофически не хватает. Но мама всегда знает, сыт ли ее малыш и потому причин для беспокойства не должно быть. Разве что только стоит помнить, если малыш тянет все что нашел на полу в рот, это совсем не признак того, что он хочет есть. Таким незамысловатым образом кроха изучает мир, все пробует на зуб так сказать.

Зуб за зубом

Проговорив о стремлении ребенка все попробовать на зуб, странно было бы не рассказать о том в какие сроки эти самые зубки прорезываются. И тут вновь пойдет речь о некой норме. Отклонения от нее часто воспринимаются как симптомы рахита или недостаточного питания, хотя я бы так категорично не стала говорить. Еще раз скажу: развитие – дело строго индивидуальное, и только значительные отклонения от нормы должны вызывать тревогу, но никак не незначительные задержки.

Так вот, что касается прорезывания зубов, первые нижние резцы, впрочем, как и первые верхние резцы к девяти месяцам уже должны прорезаться. Боковые верхние и нижние прорезываются между 9 и 12 месяцем жизни малыша.

Услышать первое клацанье зубика о чашку или кружку всегда приятно, но сам процесс прорезывания доставляет массу хлопот родителям и неприятностей ребенку.

Начнем с того, что зубу необходимо преодолеть трудный путь: костная ткань, десна, слизистая. Тяжко зубику – тяжко ребенку. Смена настроения, плачь, температура, расстройство стула, стремление почесать десну и боль от этого – приятного мало! Но все компенсируется когда зубик появился – ребенок успокоится а переживания родителей сменятся радостью.

Именно так готов воскликнуть кроха посмотрев на себя в зеркале. Если раньше он мог ошибочно думать, что в зеркале прячется какой-то другой кроха, то теперь он осознает, что это он сам. Спросите малыша «Где ты?» и поднесите к зеркалу, скорее всего, он покажет правильно!

Точка, точка, запятая…

Если вы занимаетесь с карапузом, то в 9 месяцев он покажет вам, где у него ушки, глазки, носик, ротик и другие части тела. Более того, он покажет их и у вас!

Пантомима: я так тоже умею!

Малыш уже может запомнить предназначение многих предметов и повторить за вами действия. Умилительно смотреть, как купаясь, он повторяет движения мамы – моет ручками личико или пытается расчесать свои волосики. Дайте ему ложку – он не станет ею играть, он знает, что ложку нужна, чтобы есть! И так во всем – малыш подражает окружающим и стремится все сделать как они.

Язык мой – друг мой

Кроха вовсю использует эмоции и мимику, чтобы показать чего хочет и что ему неприятно. Он может даже громко и выразительно кричать, если что-то не нравится. Так он требует и призывает на помощь. Его лепет – это вполне осмысленное произношение отдельных звуков. Даже когда он просыпается ночью, вы уже можете услышать не плачь, а призывающий разговор. Конечно, он еще не говорит, он лепечет и делает это практически постоянно – не лепечет разве что только когда спит и сосет грудь. И в этом есть смысл; ребенок готовится к речи, готовится возвестить миру, что он личность с которой нужно считаться! Так пусть раздаются в вашем доме серенады лепета, а не плача!

Ладушки, ладушки, где были?

Нормальное развитие невозможно без игр. Игры – нормальное состояние для ребенка. В игре он учится взаимодействовать с окружающем миром на понятном и приятном для него языке – языке игры. Так мамы, которые увлеченно играют со своим малышом, весь режим дня подчиняют игре. Вернее выстраивают с помощью игры.

Просыпается ли малыш утром, засыпает ли вечером – это прекрасная возможность поиграть в развивающие игры. «Доброе утро, носик! Спите глазки! — и вот уже обязанности и необходимость наряжены в игровые действия такие понятные малышу! Даже гимнастика и массаж могут быть превращены в увлекательную игру с шутками и прибаутками. Развитие крохи от этого станет только быстрее.

Игры крохи все более осмысленные. Он не просто переставляет игрушки с места на место, он познает форму и размер, ощущает их поверхности и понимает, что игрушка не пропала, если ее чем-нибудь прикрыть.

Не мешайте — я читаю!

Конечно, это громко сказано. Но в этом возрасте малыш с увлечением листает картонные страницы книжки, рассматривает картинки, а тонкую бумагу рвет и сминает. Причем это занятие доставляет немало удовольствия. Дайте малышу глину или пластилин и он будет занят надолго. Тут главное следить, чтобы не наелся.

Ну вот пожалуй и все что умеет малыш в 9 месяцев. Достаточно, чтобы приносить радость родителям каждый день, но слишком мало по сравнению с ребенком в 10 месяцев. Однако, не все так просто. Некоторые малыши развиваются немного быстрее другие медленнее. И когда первые уже говорят «Мама» и «Папа», вторые только начинают лепетать. Кто-то уже пошел ножками, а кому-то встать самостоятельно никак не удается. Но что все без исключения приносят немало радостных минут своим родителям – это точно!

В этой статье:

Физическое развитие ребенка в 9 лет, будь то мальчик или девочка, позволяет говорить о том, что визуально это уже почти подросток, причем достаточно ловкий, быстрый, сильный и выносливый. С ребенком в этом возрасте уже можно общаться почти как со взрослым. Он способен поддержать беседу, аргументируя сказанное, отлично усваивает новую и непростую для него информацию.

Несмотря на это, психика ученика младших классов еще не до конца сформирована. Он по-прежнему нуждается в неусыпном контроле (лучше, чтобы он был не слишком навязчивым), внимании и заботе. В 9 лет дети активно растут, становятся выше и крепче, взрослеют ментально.

В этом возрасте для них огромное значение имеет школа, одноклассники, контакт с преподавателями. Девочка при этом больше всего на свете хочет быть отличницей, имеющей высокий авторитет как среди учителей, так и среди одноклассников, а вот мальчик акцентирует внимание только на авторитете среди одноклассников.

На 10 году жизни у детей наступает новый период, когда многие привычные им вещи и условия меняются. Основную часть времени они по-прежнему проводят в школе, по выходным и вечерам гуляют на улице с друзьями. Но это не значит, что у ребенка все идеально и безоблачно. В 9 лет у него есть свои проблемы, он радуется и грустит, а главное - ищет поддержки родителей.

Очень важно,
чтобы ребенок находил поддержку дома в любом случае, что бы он ни натворил. При этом нужно понимать, что с младшим школьником нужно вести беседы, позволяющие ему научиться думать, анализировать, оценивать свое поведение и предугадывать последствия. Проступки и достижения - все это должно обсуждаться дома в комфортной обстановке с дружественным участием родителей и четким высказыванием их позиции по отношению к случившемуся.

Основные навыки девятилетних детей

Развитие детей в 9 лет позволяет им уметь многое из того, что было недоступно еще год назад. Именно в этот период у ребенка может появиться возможность заявить о себе как о лидере, к мнению которому прислушиваются и которого уважают. Также именно в это время дети могут почувствовать себя аутсайдерами. Родителям в этом случае необходимо будет помочь им найти выход из положения и научить коммуникативным навыкам.

Главное
достижение в этом возрасте - это именно умение налаживать новые контакты и грамотно высказываться. Большинство детей на 10 году жизни стараются делать все максимально быстро, не проявляя терпения. Они быстры во всех областях:

  • в еде;
  • в учебе;
  • в движении.

Девятилетки любят быть в центре внимания, обожают проводить время с друзьями, обсуждая такие важные темы, как верность, предательство или сочувствие.

В 9 лет здоровый ребенок, развитие которого происходит нормально, умеет:


Дети в этом возрасте проявляют любопытство касательно всего, что встречается им на пути. Мальчик с большим интересом выясняет, как работает компьютер, девочка в 9 лет уже может интересоваться модой, косметикой. Школьники задают множество вопросов старшим, а если не получают исчерпывающих ответов, ищут их в книгах и в Интернете.

Что касается дружбы, то в этом возрасте все просто. Друзей девятилетний ребенок выбирает себе своего пола и возраста. На протяжении всего года отношения с родителями ровные и дружественные, и лишь ближе к 10 годам могут начинать проявляться резкие смены настроения с несвойственной ранее ребенку апатичностью. Причина - в первых проявлениях переходного возраста.

Как правильно питаться девятилеткам?

Здоровый ребенок, развитие которого протекает без сбоев, в 9 лет имеет просто «зверский» аппетит. Это
связано с огромным количеством энергии, необходимой школьникам для роста и полноценного развития. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок насыщался не фастфудом и полуфабрикатами, а полноценной едой, обеспечивающей его детский организм необходимыми витаминами и микроэлементами.

Несколько раз в день школьник младших классов должен получать полноценную горячую пищу, желательно на завтрак - молочную кашу, на обед – суп и второе с мясной или рыбной основой, на ужин - творожную запеканку, сырники или любое другое блюдо, богатое белками.

В рационе ребенка в избытке должны быть фрукты и свежие овощи, а время от времени можно позволять ему побаловать себя сладостями. Перекусы лучше организовать из фруктов и молочных продуктов, например йогурта, сырков, брынзы.

Отличный аппетит с потреблением большого количества продуктов
подразумевают собой достаточную для этого возраста физическую нагрузку. Очень важно, чтобы привычка ребенка много и сытно есть не стала причиной отложения в таком раннем возрасте лишних килограммов и, как следствие, появления комплексов в будущем. Необходимо, чтобы в семье присутствовала некая культура питания, а также практиковался столовый этикет, который ребенок будет впитывать с детства.

Родители должны провести беседу с ребенком касательно последствий частого употребления вредной пищи: газированных напитков, чипсов и сухариков. Школьник должен сознательно делать выбор в пользу здоровой еды, не пытаясь тайком от взрослых полакомиться запрещенными продуктами.

Каким должен быть режим дня девятилетки?

Развитие ребенка в возрасте 9 лет протекает интенсивно, он испытывает немалые нагрузки. Чтобы сократить силу их воздействия на школьника, родители должны позаботиться о режиме дня для него. Ребенку, который соблюдает режим, будет проще распределить время, необходимое для учебы, для занятий в спортивной секции и отдыха. Он сможет высыпаться, не будет иметь проблем с аппетитом из-за повышенной усталости и обязательно найдет время для личных нужд.

Нормальный режим для ребенка этого возраста:


В 9 лет ребенок обязательно должен самостоятельно чистить зубы утром и вечером, поэтому родителям нужно это взять на контроль, предварительно проведя беседу о том, какие последствия может вызвать игнорирование этого правила. И, конечно же, родители должны показывать чаду положительный пример, соблюдая режим и правила гигиены.

Перед сном младшему школьнику нежелательно
позволять играть в компьютерные игры или смотреть телевизор (в это время ничего детского он там все равно не найдет). Правильнее будет приучить его к чтению книг или к настольным играм.

Что касается уроков, то как мальчик, так и девочка могут постараться убедить родителей, что им необходимо их делать возле компьютера (якобы с целью поиска информации) или с музыкой. Родители должны настоять на том, что все развлечения будут доступны только после выполнения заданий в спокойной обстановке за столом с настольной лампой.

Как развивается психика детей в 9 лет?

В 9 лет психическое развитие ребенка переходит на новый уровень. Мальчик это или девочка, не важно – главное, что они становятся эмоционально заметно более зрелыми, умеют чувствовать ситуацию, приходить на помощь.

Одно из основных качеств, формируемых в этом возрасте - независимость. В 9 лет ребенок уже совершенно сознательно сокращает степень зависимости от семьи, стараясь проявлять больше самостоятельности. Лучшее удовольствие в этом возрасте -
остаться ночевать у друга или отправиться на пикник с одноклассниками. Не исключено, что в этом возрасте дети будут проявлять эмоциональную привязанность к посторонним людям даже больше, чем к родственникам.

Еще одна характеристки психического развития школьника в 9 лет - это самоуверенность или же, наоборот, неуверенность в себе. Ребенок либо слишком высокого о себе мнения, перестает считаться со взрослыми, либо слишком низкого из-за испытываемого натиска со стороны одногодок. Чтобы школьник лучше справился в новыми для него испытаниями, родители с детства должны воспитывать в нем чувство здоровой уверенности в себе.

В заключение отметим, что дети в 9 лет принадлежат к группе риска в отношении попадания в неприятные и опасные ситуации. Именно в этом возрасте чаще всего их похищают, сбивают машины, обворовывают. Поэтому родители (особенно если в семье мальчик) должны знать, с кем общается ребенок, постоянно вести с ним разъяснительную работу, обсуждая риски и поведение.