Развитие творческой способности через театральную деятельность. Пошаговый процесс изготовления бумажных кукол

Алина Еделькина
Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность

Творчество постоянный спутник детского развития . «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков и другие).

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка , которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности .

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи) . Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить , думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик , который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы : драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь , подразделяется на несколько видов).

В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров , используемых в детском саду : настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Система работы по развитию делится на три этапа :

Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

Освоение специальных умений для становления основных («актер» , «режиссер» ) и дополнительных позиций («сценарист» , «оформитель» , «костюмер» );

Самостоятельная творческая деятельность .

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности , в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.) .

Значит, театрализованная деятельность интегративна , причем активность и творчество проявляются в трех аспектах :

В создании драматического содержания, т. е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;

В исполнении собственного замысла, т. е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности : интонации, мимики, пантомимики, движения, напева;

В оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

В работе с детьми младшего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности , потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т. д. Драматизация – одна из групп театрализованной игры . В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация . Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка , характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим .

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Ещё в своих работах Н. К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать у детей творческое начало .

Игра-драматизация – форма деятельности ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость) . Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. В процессе работы на выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений , чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков.

Следующая ступень в работе – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют.

В средней группе происходит углубление интереса к театрализованным играм . Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре , в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры . В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра : мягкой игрушки, деревянный театр , конусный театр , театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой, театр ложек и пр . Существенно усложняются театрально -игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры : не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене» , отвечать на обращение «артистов» , благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «артистов» ).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист» , главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены , для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой : держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре , имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре , т. е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля» , что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость) . Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно

Способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей .

Двигательная сфера ребёнка среднего дошкольного возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость , координация движений. Восприятие становится более развитым . Совершенствуется ориентация в пространстве. Дети удачно имитируют голоса, действия животных и птиц, принимая активное участие в подвижных играх. («Цапля и лягушки» , «Птички и кошка» , «У медведя во бору» , «Лошадки» , «Зайцы и волк» , «Лиса в курятнике» , «Зайка серый умывается» и другие.)

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливается тем , что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей .

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада : от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности.

В развитии творческих способностей детей помогает театр, театральная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.

Таким образом театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.

В связи с этим цель моей работы: развитие творческих способностей через театральную деятельность стала приоритетной в моей профессиональной деятельности.

Поставленную цель реализую через решение следующих задач:

  1. Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность.
  2. Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности.
  3. Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены).
  4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
  5. Совершенствование познавательных процессов.

Воспитательно-образовательный процесс выстраиваю с учетом рекомендаций исследователей: Махоневой М.Д., Миланович Л.Г., Сорокиной Н.Ф., Чуриловой Э.Г.

Данные задачи решаю в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.

Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевый и дидактических игр.

Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание нетрадиционной предметно-развивающей среды в группе. В связи с этим мною был оформлен уголок «Мир театра», включающий в себя:

  • ТСО (магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель, аудиозаписи классические, детские произведения).
  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
  • Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр).

Рисунок 2.

  • Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).

Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками своей группы, активно использую творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываю индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников), технологию организации игры драматизаций Т. Сорокиной.

Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.

Во время занятий использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятия ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.

Открытое занятие на тему «Путешествие в театр»

Цель: познакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол, вызвать желание управлять куклами.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей возникновения театрального искусства, строением театра, с различными видами театральных кукол (би-ба-бо, марионетки, ростовая).
  2. Развивать познавательный интерес, психические функции (память, внимание) воздействуя на различные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, тактильный).
  3. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.
  4. Формировать коммуникативные навыки общения.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал:

  • телевизор,
  • DVD проигрыватель,
  • куклы:
    би-ба-бо,
    марионетка (клоун),
    ростовая (мышка),
  • декорации,
  • сундучок.

Ход занятия

Дети входят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть. Давайте встанем в круг и познакомимся.

Я, муза, покровительница театра.

А как зовут вас, я сейчас узнаю. Вы будете поочередно подавать левую руку друг другу и называть свое имя ласково.

Ребята, мы назвали себя добрыми ласковыми именами. Давайте пожелаем всем «Доброго дня и веселого настроения!»

Дети, а кто из вас был в кукольном театре? (Ответы детей)

Что вы там делали? (Ответы детей)

А кто вам показывал сказку? (Куклы)

Многие из вас бывали в театре и смотрели интересные спектакли. Но как появляется спектакль, кто помогает ожить куклам? Сегодня мы об этом узнаем.

Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы познакомимся с его историей, узнаем, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас, увидим театральные куклы и научимся ими управлять. Итак, в путь.

Воспитатель: Повернись, повернись и в театре окажись.

Сейчас пройдут на свободные зрительные места те дети, у кого в одежде есть синий цвет (красный, зеленый, желтый).

Воспитатель: Звенит звонок, наша история начинается.

Педагог включает DVD проигрыватель и показывает слайды.

Воспитатель:

Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места.

Покровительствовали театру две музы: веселая и жизнерадостная Талия и грустная, печальная Мельпомена. Талия помогала актерам разыгрывать веселые, смешные пьесы – комедии, а Мельпомена – грустные и печальные – трагедии.

Женщинам участвовать в спектаклях и пьесах не разрешалось. Все женские роли разыгрывали актеры мужчины, переодетые в женские платья.

Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию, они одевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры одевали веселые, улыбающиеся маски.

Со временем театры изменились и на улицах многих городов появились балаганы.

Балаганы – это веселое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях. В этих представлениях участвовали бродячие актеры, жонглеры, акробаты, веселые театральные куклы – Петрушки.

Выступали актеры прямо на улице, и каждый прохожий мог подойти и посмотреть представление.

Прошли годы и в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступали актеры, которые показывали спектакли для зрителей.

В нашем городе Новокузнецке тоже есть театр, да не один.

Драматический театр – в нем разыгрывают спектакли взрослые люди – актеры.

Кукольный театр – в нем актеры разыгрывают спектакли для детей с помощью театральных кукол. Посмотрите, какое это красивое здание. Снаружи оно украшено большими яркими куклами и афишами – красочными плакатами с фотографиями спектаклей.

Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена с занавесом. На сцене актеры разыгрывают спектакли с помощью кукол.

Есть уютные зрительные места.

И конечно много, много разных театральных кукол. А управляют куклами люди, профессия которых называется – кукловод.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что должны уметь кукловоды. Ответы детей.

Правильно, чтобы быть кукловодом нужно уверенно, пластично двигаться по сцене, четко и ясно проговаривать слова, иметь сильные и ловкие руки, чтобы управлять куклами.

Воспитатель: Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорации. Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках. А можно попасть и на сказочную полянку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полянке – волшебный сундучок. Что же там внутри? Давайте посмотрим!

Воспитатель: Да там театральные куклы!

Петрушка: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Вы узнали меня? Кто я?

Дети: Петрушка.

Воспитатель: Ребята, Петрушка пришел к нам из театра кукол би-ба-бо. Одеваются такие куклы на руку, как перчатка.

На указательный палец одевается голова.
На средний и большой – руки или лапы игрушки.
Остальные пальцы кукловоды прижаты к ладони.
А рубашка – это туловище.

Петрушка: Я пришел к вам не один, а вместе со своими друзьями.

Воспитатель вынимает куклы из сундучка.

Воспитатель: Дети, кто хочет попробовать одеть куклу. Педагог приглашает 4 ребенка, помогает одеть кукол на руки.

Воспитатель: Куклы в театре би-ба-бо умеют наклонять головы, хлопать в ладоши, вертеть головой вправо и влево, кланяться (помогает детям выполнить упражнения).

Воспитатель: Ребята, а вы узнали, из каких сказок пришли эти герои? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно эти герои встречаются в разных сказках – теремок, «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка и серый волк». С помощью наших кукол можно разыграть для зрителей спектакли по этим сказкам

Воспитатель: Ой, посмотрите, здесь еще одна кукла – Колобок (вынимает из сундука). А теперь, из какого спектакля пришли все куклы (Из сказки «Колобок»).

Воспитатель: Ребята, а я знаю интересную разминку по сказке «Колобок». Давайте ее проведем. Но чтобы разминка получилась не простая, а театральная, мы будем с вами как настоящие кукловоды правильно выполнять движения, четко и ясно проговаривать слова.

Вставайте в круг, чтобы всем хватило место.

Разминка «Колобок».

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая интересная кукла. Называется она – марионетка. У этой театральной куклы есть нити, которые крепятся к деревянным палочкам – крестовине. Кукловоды с помощью крестовины и нитей приводят в движение марионеток.

Воспитатель: Ребята, кто хочет попробовать управлять марионеткой (приглашает 2 детей по очереди). Тяжело? (Ответы детей).

Конечно, управлять марионеткой не так уж и просто. Чтобы кукла легко двигалась, шевелила руками и ногами, кукловод должен обладать сильными, ловкими, крепкими пальцами. Мы тоже можем потренировать наши пальчики с помощью игры «Замок».

Игра «Замок» (повтор 1-2 раза).

Раздается стук.

Воспитатель: Кто-то еще к нам в гости пришел! (Вносит ростовую куклу).

Да это кукла – мышка. Посмотрите, какая она большая и необычная. У нее есть веревочки, чтобы одевать их на шею, резинки, чтобы одевать их на руки и ноги. Кто хочет померить куклу? (Приглашает одного ребенка, помогает одеть куклу).

Воспитатель: Посмотрите, какая это большая кукла, ростом с Дашу. Такая кукла называется ростовая. Двигается она с помощью движений рук и ног кукловода. Если кукловод протянет руку, кукла тоже протянет руку, если кукловод начнет шагать – кукла станет двигать своими ногами.

Мышка, иди, поздоровайся с ребятами. Протяни свою руку и погладь …

Воспитатель: Сейчас куклам пора возвращаться в свой театр. А наше путешествие подходит к концу. Давайте встанем в круг и, скажем «Повернись, повернись и в саду очутись!»

Воспитатель: Присаживайтесь ребята на ковер. Давайте вспомним, куда мы сегодня путешествовали? (В театр)

  1. А в какой стране появился первый театр (В древней Греции).
  2. Какие спектакли разыгрывали древние греки (трагедии и комедии).
  3. Кто-нибудь помнит, как звали муз – покровительниц театра (Талия – покровительница комедии, Мельпомена – трагедии).
  4. А как называлось веселое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях (Балаган).
  5. Какие театры есть в нашем городе (Драматический, Кукольный).
  6. Что есть внутри кукольного театра (сцена, зрительные места).

театр игра ребенок спектакль

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры - вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка - дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Актуальность темы.

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это -- конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность -- важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Сознавая все это, мы стремились создать в нашем ДОУ «Ручеек» театральную студию. Позже она приобрела свое название « В гостях у сказки». Задачи нашего театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.

Основная задача - показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.

Для реализации этих задач мы используем следующие программы:

  • · « Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокина,
  • · «Росинка» Л.В. Куцакова, С.И.Мерзлякова.
  • · «Арт-фантазия» Э.Г.Чурилова

воспитатели МБДОУ детского сада № 41 комбинированного вида Россия, Нижегородская область, г.о. г Шахунья,

Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

Дошкольный возраст - сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка. Поэтому и развивать их необходимо с самого раннего возраста.

Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности - творческий.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл» , т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры» . Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» .

Театральная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, система-тичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые посто-янно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазии.

Поэтому мы наметили основные направления работы с детьми:

  1. Обучение детей театрализованным играм с целью развития эстетических чувств, игрового поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, способностей творчески относиться к любому делу. Театрализованные игры включают: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
  2. Обучение детей ритмопластике (включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения) .
  3. Развитие речи. Это направление объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, на правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию.
  4. Знакомство детей с основами театральной культуры, овладение профессиональной терминологией театрального искусства
  5. Работа над спектаклем. Включает знакомство с пьесой, сказкой и сам спектакль. Можно выделить пять основных разделов:
  • особенности театрального искусства
  • виды театрального искусства
  • рождение спектакля
  • театр снаружи и изнутри
  • культура поведения в театре.

На первых занятиях мы знакомили детей с театром, с историей его возникновения, устройством театра и театральными профессиями. Большое внимание уделяли культуре и технике речи. Для того, чтобы добиться выразительности речи нужно иметь хорошо развитые губы, поэтому большое внимание уделяли артикуляционной гимнастике. Включали такие упражнения «Жало змеи» (рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперёд, медленно двигается вправо, - влево) , «Конфетка» (губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» - вправо - влево, вверх – вниз, по кругу», «Колокольчик» (рот приоткрыт, губа округлены, язык бьётся о края губ, как язычок звонкого колокольчика) .

Занятия включали в себя как разыгрывание знакомых русских народных сказок «Теремок» , «Рукавичка» , «Заюшкина избушка» и др, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения) . Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал использовался нами при организации театрализованной деятельности.

В работе с детьми использовали диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Из таких стихов мы создавали целый мини - спектакль.

Игры со скороговорками предлагались детям в разных вариантах: «Ручной мяч» , «Фраза по кругу» , «Испорченный телефон» , «Змейка с воротцами» . Разученные диалогические скороговорки использовали в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц. Мы стремилась научить детей четкой, звучной, выразительной и неторопливой речи. Всегда говорили детям, что голос это наш инструмент, мы можем им играть: говорить тише, громче, выделять отдельные слова, шептать и т.д. Предлагали произнести с разной интонацией самые обычные слова: «возьми» , «принеси» , «помоги» , «дай» , «здравствуй» и т.д. (приветливо, небрежно, просящее, требовательно) .

Мы не только знакомили детей с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическими принципами являлись: практическое действие каждого ребёнка, возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, поддержка робкого ребёнка. Старались не допустить у детей страха перед ошибками, чтобы они не боялись выйти на «сцену» .

Для развития пластической выразительности и мимики мы предлагали детям, например, пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору или представить, что они едят лимон, конфету и т.д.

Большое внимание уделяли специальным театральным играм на развитие воображения, фантазии, умение действовать согласованно. Такие как: «Превращение предмета» , «Превращение детей» , «Превращение комнаты»

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, которая требует участие родителей. В родительском уголке и на сайте детского сада мы предложили рекомендации по организации театральной деятельности дома, например, «Как правильно разучивать стихи?» , «Как организовать домашний театр?» и др. Совместно изготавливали атрибуты, различные виды театров. Родители были активными участниками при создании спектаклей, шили костюмы, вместе с нами создавали декорации.

Была организована фото - выставка на тему: «Театр в жизни вашего ребенка» .

Итоговым мероприятием являлся спектакль «Сказание о трёх богатырях» . А так же дети участвовали в районном конкурсе «Маленькие патриоты России» , получив высокую оценку жюри.

Это доказывает, что наш опыт развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность дал положительные результаты. Повысилась социальная активность детей, улучшились память, фантазия, воображение, коммуникабельность и речевые функции. Дети стали более непосредственными, эмоциональными, инициативными в создании оригинальных образов. Все это свидетельствует о проявлении творческих способностей.

Библиографический список.

  1. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте»
  2. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
  3. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
  4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети» . Москва 2002.
  5. И.П. Посашкова «Оганизация творческой деятельности детей 3-7 лет» . Волгоград 2009.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Филиал АО « Национальный центр повышения квалификации
«
Ө рлеу»
«ИПК ПР по СКО»

Проект

«Развитие творческих способностей детей 5-6 лет дошкольников через вовлечение в театральную деятельность»

Проверила: Жунусова А.З

Выполнила:Опря Анастасия Ивановна (Петропавловск)

Петропавловск 2015г.

1.1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме

1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста

2.Экспериментальная работа

2.1 Диагностика уровня творческих способностей

2.3 Результаты работы

Заключение

Приложение 1 Игры с элементами театрализации

Приложение 2 Сказка «Как девочка Маша лето искала»

Литература

Введение

Актуальность

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей нашего столетия, то проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения наверняка займет одно из первых мест. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость-это причина по которым дети испытывают трудности при общении с окружающими. Некоторые психологи, уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Конечно, это несколько преувеличено, но мимика и жесты очень важны для полноценного общения.

Считается, что дети с маловыразительными, неподвижными лицами теряют при общении не менее 10-15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношения окружающих к себе, не могут раскрыться, потому что закомплексованы. Таким детям очень трудно передать свои чувства, эмоции. Поэтому мы считаем очень актуальной тему нашей работы – «Развитие творческих способностей детей 5-6 лет дошкольников через вовлечение в театральную деятельность ». Возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи, а это важнейшее условие своевременного интеллектуального, литературного и художественного развития ребенка.

Театрализованная деятельность-важное средство развитие у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить
себя на его место в различных ситуациях.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М Теплов.

Мы считаем, что в наше время очень важно научить детей сопереживать, сочувствовать другими людям, животным, ведь это одно из качеств полноценной личности, члена нашего общества.

Цель проекта:

заключается в создании условий в развитии творческих способностей детей в театральной деятельности

Задачи проекта:

1.Изучить педагогическую литературу по теме исследования

2. Рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста

3. Определить уровень творческих способностей

4.Создать условия для вовлечения детей дошкольного возраста в театральную деятельность

5. Оценить результаты работы

Гипотеза:

если вовлекать детей в театральную деятельность, то уровень творческих способностей повысится

Объект исследования: процесс вовлечения в театральную деятельность

Предмет исследования: развитие творческих способностей

Новизна: заключается в использовании инновационных технологий ИКТ. Привлечение родителей к совместной деятельности

Практическая значимость:

ГОСО РК 1.001-2009 предусматривает организацию предметно-развивающей среды в соответствии с разработанными характеристиками, предлагаемым содержанием, расписанными особенностями для детей разных возрастных групп. Оформление уголка театра является частью этой среды, способствующее развитие речевой компетентности.

1.Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

1.1. Подбор материала

«Кітап - білім бұлагы»

«Книга – бесконечный источник знаний»

Подбор материала помогает планировать работу.

Новинки методической литературы расширяют кругозор педагога, повышают его компетентность по театрализованной деятельности, позволяют внести в работу инновационные методы и приемы, использовать материал для консультаций и рекомендаций для родителей.

Драматизация произведений предполагает не только теоретическую

подготовку воспитателей, но, прежде всего, знание самого произведения, поэтому подобрали сказки, рассказы, стихотворения, которые будут инсценироваться в ходе реализации проекта. При этом учитывали возраст детей и программные требования.

В наше время нельзя обойтись без аудио и видео материалов, помогающих детям осознаннее воспринимать внешний вид, голос, движения героев.

У каждого ребенка возникает свой образ литературного героя, но иллюстрации художников позволяют расширить кругозор детей, проникнуться духом произведения, увидеть особенности природы, обычаев, быта каждого народа.

Из множества существующих театральных игр и упражнений подобрали на развитие речевых и актерских способностей.

Художественная литература

Произведения для чтения и рассказывания по разделам:

устное народное творчество;

русские народные сказки;

сказки народов мира;

рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ;

стихотворения

Аудио, видео записи

Сказки, рассказы, стихотворения, обучающие уроки.

Иллюстрации, графика, живопись (к художественным произведениям)

Дидактические игры и упражнения

Игры на развитие речи по разделам:

развитие звуковой культуры речи: игра «Измени голос», «Где мы были, мы не скажем», «Смелые мышки»;

формирование грамматического строя речи;

расширение и активизация словарного запаса: « Скажи о друге ласковое слово».

Театральные игры:

специальные театральные игры: «Давайте потанцуем». Цель игры. Развивать внимание детей, учить реагировать на зрительные сигналы.

Предложить детям потанцевать. Девочки танцуют только тогда, когда педагог поднимает цветок, а мальчики-когда поднимает флажок. Мальчики и девочки танцуют вместе, когда педагог одновременно поднимает цветок и флажок. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения;

игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий: Упражнения на развитие памяти. «Кто пришел?». Педагог показывает детям настольный кукольный театр, в котором участвуют четыре или более действующих лиц, появляющихся друг за другом («Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»). После просмотра сказки спросить у детей: «Кто пришел первым? Кто последним? Назовите всех кукол участвующих в спектакле.

«Вспомни свою игрушку». Дети выбирают игрушки, педагог предлагает им потанцевать с ней, затем уложить ее спать. Педагог отвлекает внимание детей от игрушки, проводит подвижную игру или поет песенку с детьми. Затем предлагает каждому ребенку вспомнить, с какой игрушкой он танцевал.

Ритмопластика:

игры на развитие двигательных способностей: «Выбери одежду для куклы». Цель игры. Развивать наблюдательность, умение быстро сосредотачиваться. Показать детям куклу и предложить запомнить, во что она одета. Убрать куклу за ширму и показать детям такую же куклу и несколько комплектов одежды для нее. Дети должны выбрать нужный комплект и одеть вторую куклу в ту же одежду, что и первую;

музыкально – пластические импровизации: музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам»;

жесты как важное средство выразительности: Этюды на выразительность жеста

« Шла лиса». Шла лисица вдоль тропинки и несла грибы в корзинке:

Пять опят и пять лисичек для лисят и для лисичек..Все!

Выразительные движения. Медленная походка. Корпус наклонен вправо в сторону тяжелой корзинки, руки свободно висят вдоль туловища, правая рука сжимает воображаемую корзинку. На последнее слово ставит « корзинку» на пол.

«Комары». Ребенок:

Комары! Комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня!

Педагог: Отвечали комары..

Мы и так к тебе добры, ведь кусаем мы тебя, хоть до крови, но любя!

Выразительные движения. Ребенок отмахивается от комаров. Комары летают вокруг, пытаясь ужалить.

«Зайчик». Ребенок:

Что ты, белый зайчик, тут сидишь? Что скучаешь и грустишь?

К нам скорей скачи малыш!

Зайка: Раз-прыжок! Два-прыжок. Прыг, прыг, скок!

Выразительные движения. Ребенок подходит к зайчику, протягивая в его сторону руки. Присаживается рядом, гладит зайчика, манит его к себе, вытянув руки на встречу зайчику. Зайка приподнимается, скачет на встречу к ребенку.

«Ёжик». Ребенок: Ежик, ежик колкий, дай свои иголки!

Надо бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки драчуну зайчишке.

Ежик, ежик колкий, одолжи иголки.

Ведущая: Фыркнул ежик.

Ежик: Отойдите! И не ждите, не просите! Если дам иголки, съедят меня волки.

Выразительные движения. На первую и вторую строчку ребенок вытягивает руки в сторону ежика. Кисти рук держит горизонтально ладонями вверх. С третей по шестую строчки имитирует «шитье». Седьмая и восьмая повтор первой и второй строчек. Просьба ребенка вызывает у ежика неудовольствие. Он рассержено топает ногой, одновременно резко размахивает рукой. На две последние строчки ежик разводит руки в стороны, покачивая ими.

«Серый зайчик». Ведущая: Серый зайка очень зол.

Заяц: Больно лапку уколол. К яблоньке не подойти-всюду иглы на пути.

Ребенок: Зайчик, зайчик не сердись, ты иголок берегись.

Привязали хвою вниз, чтобы ты кору не грыз.

Выразительные движения. Зайка рассержен. Сердитый взгляд, нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренная нижняя губа. Рукой трет пораненную «лапку». У ребенка, который успокаивает зайчика, мышцы лица, расслаблены, добрый взгляд, ласковая улыбка.

Игры на развитие актерских способностей: Упражнения на развитие воображения

«Предположим, что..». Предложить детям представить, что меховая шапка-пушистый котенок, кожаный ремень – змея, серая рукавичка-мышонок, желтый носок- цыпленок. Дети должны относиться к данному предмету как к живому существу (могут погладить его, прижать к себе, попытаться согреть своим дыханием или с испугом и отвращением оттолкнуть предлагаемый предмет, отбежать в сторону).

«Ковер-самолет». Предложить детям на ковре-самолете перенестись в пустыню. Дети садятся на ковер и закрывают глаза. «Полет» сопровождает тихая музыка в записи. Полет закончен. Дети оказались в пустыне. Палящее солнце, кругом обжигающий песок, очень хочется пить. Дети медленно бредут по сыпучему песку, вытирают пот с лица, обмахиваются рукой, жмурятся от ослепительного солнца. Они устали и хотят вернуться домой. Педагог предлагает снова сесть на ковер-самолет. Дети закрывают глаза и через несколько секунд они вернутся домой.

«Прогулка в лес». Предложить детям отправиться на прогулку в лес. Они представляют себе, что идут по извилистой лесной тропинке, перепрыгивая через лужи. Пересекают вспаханное поле, увязая в мягкой, рыхлой земле. По тоненькой дощечке переходят ручей, по кочкам перебираются через болото. Возвращаются домой той же дорогой.

1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение .

Особенности возраста:

Общение со взрослым ситуативно-личностное;

Проявление произвольности всех психических процессов;

В общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

Проявление творческой активности во всех видах деятельности;

Развитие фантазии;

Половая идентификация.

Предвосхищение результата деятельности;

Активная планирующая функция речи;

Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

2.Экспериментальная работа

2.1 Диагностика уровня творческих способностей детей

Динамика развития детей в старшей группе

за 2015-2016 учебный год.

Образовательная область «Творчество»

Раздел: Музыка

2.2 Условия для вовлечения детей дошкольного возраста в театральную деятельность

Чтобы осуществить вовлечение дошкольника в театрализованную деятельность через использование в дошкольной и школьной практике режиссерски организованной модели учебного занятия, направленной на всестороннее освоение ценностей культуры. Занятие-действо неизменно воплощалось с применением специальных методов, открытых и описанных К.С. Станиславским: «Метода физических действий» и «Метода действенного анализа» .

Следует отметить, что только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии речи и творческого воображения у детей. При этом специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности. Так, на музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.

«Метод физических действий» помогает ребенку-актеру достичь глубокого освоения и подлинного переживания жизни роли. «Легче всего найти или вызвать правду и веру в области тела в самых малых, простых физических задачах и действиях.

«Метод физических действий» доступен и привлекателен для детей, начиная со старшего дошкольного возраста. Он имеет большое значение для развития творческих способностей детей, является основой театральных занятий, самодеятельных и режиссерских сюжетно-ролевых игр.

Действенный анализ. Этот метод способен максимально развить такой новый для детской субкультуры феномен как теоретическое мышление. В результате действенного анализа ребенок получает практический опыт активного «думанья», вооружается жизненным теоретико-практическим опытом, находясь в условиях двойственной (вымышленной и действительной) социокультурной среды, учится гармонизации своего внутреннего мира с внешним.

Оба названных метода применялись нами в общении с детьми при выстраивании процесса театральной со-игры как особой формы культуроосвоения и творческого размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности.

Таким образом, методы «физических действий» и «действенного анализа» в сюжетно-ролевых играх детей-актеров при грамотном участии режиссера-взрослого постепенно подготавливают базу к участию в специфических театральных упражнениях и играх: режиссерских и драматизациях, которые выдвигаются на первый план в стратегии приобщения студийцев к духовно-нравственным основам поведения во внешнем мире. Игры-действа по сказочным фольклорным и литературным сюжетам, традиционно представляющимся нравственными образцами духовной культуры, по опыту способствуют опосредованному постижению детьми культурных ценностей. В них обучающиеся проживают нравственно и эмоционально привлекательные образы персонажей, включая обязательный глубокий действенный анализ их поступков и мотивов, причин и следствий событий, происходящих вокруг героя – действующего лица.

2.3 Результаты работы

Приложение 1

Игры с элементами театрализации.

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

«Едем, едем на тележке»

Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

Ход: «Едем, едем на тележке,

Собирать в лесу орешки,

Скрип, скрип, скрип,

Скрип, скрип, скрип.

Листья шуршат - ш-ш-ш,

Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

Белка на ветке

Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

Долго-долго ехали,

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Вот и пришла весна!»

Этюды на выражение основных эмоций.

«Лисичка подслушивает»

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

«Вкусные конфеты»

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

«Прогулка»

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

«Битва»

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.

Показ сказки «Как девочка Маша лето искала». (Приложение 2 ).

«Как девочка Маша лето искала»

Действующие лица:

Ведущий –(взрослый) или ростовая кукла;

Актёры(дети): Маша, Дед, Баба, Мышка, Зайка, Медведь, Баба Яга.

Атрибуты:домик, корзинка, колокольчик, палочка, клочок шерсти, ширма,декорации,костюмы героев,грим,освещение,музыкальное сопровождение

Ведущий: В одной деревушке жили-были дед да баба. И была у них внученька Маша. Жили - не тужили, щи да кашу варили. Все бы хорошо, да только вот Маше то то не нравится, то это…

Маша : Надоела мне весна, то ветерком подует, то дождиком брызнет, то громом загремит. Хочу в реке купаться, хочу на солнце загорать. Хочу земляники полное лукошко, хочу лето…. (капризничает, плачет)

Дед: Да что ты Маша, белены объелась! Уже совсем скоро лето.

Маша (капризно) : Не хочу ждать, хочу сейчас! Пойду в лес лето искать.

Баба : Что ты, что ты, Машенька, внученька, лето и само придет, подожди только немного. Всему свой черед.

Маша: Не хочу ждать! В лес пойду, сама лето найду.

Дед: Внученька, не ходи. В лесу звери дикие, обидят тебя.

Маша : Никого я не боюсь, на них ногами затопаю, руками захлопаю.

Баба : Ах, Маша, Маша! Хоть узелок с хлебушком возьми, авось пригодится.

Ведущий: И отправилась Машенька в путь дорожку, лето искать…. (звучит музыка, Машенька напевает песенку)

А навстречу ей мышка - норушка. Ребята, слышите, она бежит прямо к нам. А ну-ка, посмотрите направо - налево, нет ли её там? Теперь загляните под стульчики, может, она там притаилась! (на ширме появляется мышка)

Мышь : Пи-пи-пи, Здравствуй, девочка, как тебя зовут?

Маша : Я Маша. А ты кто?

Мышь: А я мышка - норушка. Куда идешь, чего в лесу ищешь?

Маша : Лето хочу. Вот его и ищу.

Мышь : Что ты, Маша. Как солнышко припечет, земляника алеть начнет, лето само и придет. Всему свой черед.

Мышь:

Маша: Хлеба краюшка, да сыра четвертушка, да меда туесок.

Мышь: Угости меня, Маша, сыром. Зерно в поле не созрело, ягода не поспела, брюшко пустое, кушать хочется.

Маша: Ешь на здоровье.

Мышь: Спасибо тебе, Маша. А за доброту твою, вот тебе колокольчик. Если в беду попадешь - звони, и я к тебе на помощь прибегу.

Маша : Спасибо тебе, Мышка - норушка, до свидания!

Ведущий : И отправилась Машенька дальше искать лето…. (звучит музыка, Машенька напевает песенку) А повстречался ей …. Кто бы вы думали! Конечно, это Зайка. Слышите, он сидит на пенечке и барабанит своими лапками! А ну, давайте вместе с Зайкой побарабаним по коленкам. (дети имитируют бой барабанов)

Маша: Ты что шумишь, косой? Напугал меня. Я – Маша, ищу лето.

Заяц. Да на что оно тебе! Как солнышко припечет, земляника алеть начнет, лето само и придет. Всему свой черед.

Заяц: Что ж, иди, твоя воля. А что у тебя в узелке?

Маша: Была сыра четвертушка, да я её мышке-норушке отдала. Осталась хлеба краюшка, да меда туесок.

Заяц: Не угостишь ли ты меня, Маша, хлебушком? Капуста не созрела, ягода не поспела, брюшко пустое, кушать хочется.

Маша : Отчего не угостить! Ешь на здоровье.

Заяц: Спасибо тебе, Маша. Вот тебе палочка-выручалочка. Если в беду попадешь, постучи по дереву и я к тебе на помощь приду.

Маша: Спасибо тебе, Заяц, до свидания!

Ведущий: И отправилась Машенька дальше искать лето…. (звучит музыка, Машенька напевает песенку) Вдалеке увидела медвежью берлогу. Спит в ней Мишка, да лапу сосет. Ребята, а ведь скоро лето, надо разбудить Мишку. Давайте все вместе громко похлопаем в ладоши (хлопают, да громко потопаем ногами (топают)

Медведь. У-У-У! Кто здесь по лесу гуляет, спать в берлоге мне мешает!

Маша.

Медведь . Ха-ха-ха. Всему в природе свой черед, лето раньше не придет. Как солнышко…

Маша. Знаю, знаю! Как солнышко припечет, земляника алеть начнет, лето само и придет. А я сейчас хочу!

Медведь. Эх, Маша, и упряма ты. Всему свой черед.

Маша. А я в лес пойду, и лето найду.

Медведь : Что ж, иди, твоя воля. А что у тебя в узелке?

Маша: Была сыра четвертушка, да я её Мышке-норушке отдала. Была хлеба краюшка, я ею Зайца угостила. Остался только меда туесок.

Медведь. Давно я меда не ел, за зиму похудел. Не угостишь ли ты меня, Маша, медом? Я его очень люблю.

Маша: Отчего не угостить! Ешь на здоровье.

Медведь : Спасибо тебе, Маша. Добрая ты девочка. Вот тебе клок шерсти. Если в беду попадешь, ты его подбрось, и я к тебе на помощь приду.

Маша: Спасибо тебе, Медведь. До свидания!

Песенка «Баба-Яга»

Баба Яга : Эй, девица, куда путь держишь?

Маша. Я, девочка Маша, иду лето искать.

Баба Яга . Ха-ха-ха, хи-хи-хи. А я и есть лето!

Маша. Ты! Да уж больно ты стара. Да и зябко у тебя, сыро.

Баба Яга. А я печку затоплю - сразу жарко станет.

Давно я не ела, есть захотела. Сейчас дров соберу и тебя привяжу. Ох, и жарко тебе будет…

Ведущий : Завела баба Яга Машу в дом, крепко-накрепко привязала, а сама пошла за дровишками. Испугалась Машенька и заплакала.

Маша (плачет) : Это Баба Яга. Она погубит меня. Ой, да у меня же колокольчик есть. Позвоню в него, прибежит Мышка, у неё зубки острые, быстро перегрызет веревку.

Ведущий: Ребята, давайте поможем Маше и скажем все вместе волшебные слова: Раз - два - три, колокольчик мой звени. (повторить 2 раза)

Вот и Мышка прибежала, веревку перегрызла, освободила Машу.

Мышка. Вот Маша, помогла я тебе.

Маша: Спасибо тебе, Мышка - норушка. Но как же мне выйти из домика?

Ах, я вспомнила. Сейчас постучу по дереву палочкой, и Зайка мне поможет выбраться из дома Бабы Яги.

Ведущий: Ребята, а давайте поможем Маше и скажем все вместе волшебные слова: Раз - два - три, палочка стучи (повторить 2 раза)

Прибежал Зайка и начал лапками барабанить по двери, дверь и открылась.

Зайка: Вот Маша, я помог тебе.

Маша: Спасибо тебе, Зайка. Но как же мне добраться до дома! Меня заждались бабушка и дедушка. Ах, у меня же ещё остался клок шерсти, который дал мне Мишка.

Ведущий : Ребята, давайте снова поможем Маше и скажем все вместе волшебные слова: Раз - два - три, шерстка лети (повторить 2 раза)

Вот и Мишка пришел, Машеньку домой повел.

Медведь : Вот Маша, помог я тебе.

Маша: Спасибо тебе, Мишенька.

Ведущий: Огляделась Маша вокруг… солнышко припекает, земляника алеть начинает… и поняла она… это лето! А вот и дом недалеко и родные мои.

Баба: Вот видишь, Машенька, пока ты лето искала, оно само и пришло.

Дед: И солнышко припекает, и земляника алеет. Ведь говорили же, внученька, тебе…

Дед и Баба : Всему свой черед!

Песенка «Про лето»исполняют все герои

Барбарики - какого цвета лето

1.Скажи, скажи художник, какого цвета дождик
И утреннего солнца апельсин
Возьмём из доброй сказки все солнечные краски
И нарисуем тысячи картин.


Нам песенку весёлую споёт

Волшебный мир мелодий оживёт.
ПРИПЕВ:

Голубое небо, алые рассветы,
Жёлтый одуванчик, синяя река
Белые пушинки - облака.

2.Какого цвета лета расскажут нам рассветы
И разные душистые луга
Цветочные поляны и белые туманы
А в синем небе радуга-дуга.
ПРИПЕВ:
Красное, зелёное, оранжевое лето,
Голубое небо, алые рассветы,
Жёлтый одуванчик, синяя река
Белые пушинки - облака.

ПРОИГРЫШ
А лето это праздник, пусть ветерок-проказник
Нам песенку весёлую споёт
И в звонкой птичей трели, как в яркой акварели
Волшебный мир мелодий оживёт.
ПРИПЕВ 2 РАЗА:
Красное, зелёное, оранжевое лето,
Голубое небо, алые рассветы,
Жёлтый одуванчик, синяя река
Белые пушинки - облака.
Красное, зелёное, оранжевое лето,
Голубое небо, алые рассветы,
Жёлтый одуванчик, синяя река
Белые пушинки - облака.

ЛИТЕРАТУРА.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Москва. Просвещение 1991.

Буренина А.И. Программа « Ритмическая мозаика». Санкт-Петербург.1999.

Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Москва.2001.

Макаренко Л. Здравствуй, театр. Дошкольное воспитание.4/1994.

Сорокина Н. Театр – творчество - дети. Дошкольное воспитание. 9/1994.

Доронова Т. Развитие детей от4 до 7 лет в театрализованной деятельности. Ребенок в детском саду. 2-5/2001.

Шишова Т. Застенчивый невидимка. Москва. Изд. дом «Искатель».1997.

ЗарецкаяН.В. Музыкальные сказки. Москва.2003.

Побединская Л.А. Жили-были сказки. Москва. 2001.