Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи "Человек. Части тела"

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №8 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №7»

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе

по развитию речи на тему:

«Части тела человека».

Воспитатель СП ГБОУСОШ №8 им. С.П. Алексеева детский сад№7

г.о. Отрадный, 2016

Тема: «Части тела человека»

Цель: закрепить знания детей о строении тела человека.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи по направлениям развития:

Задачи «Речевого развития»

Образовательные:

    Обогащать словарь детей;

    Совершенствовать грамматический словарь.

    Закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

    Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

    Упражнять детей в согласовании существительных с числительными;

    Обратить внимание детей на многозначность слов

    Учить составлять рассказ о себе, опираясь на схему

Воспитательные:

    воспитывать привычку говорить грамматически правильно.

Развивающие:

    развить навыки речевого общения;

    развить связную речь;

    развить речевое творчество;

    развить зрительное внимание и мышление.

Задачи «Физического развития»:

Образовательные:

Развивающие:

    Развивать осознанное отношение к выполнению движений в соответствии с текстом

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Задачи «Социально-коммуникативного развития»:

Образовательные:

Развивающие:

    Развивать коммуникативные и речевые навыки.

    Развивать у детей внимание и интерес, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

    Воспитывать желание общаться в коллективе сверстников и с педагогом.

Задачи «Познавательного развития»:

Образовательные:

Развивающие:

    Упражнять в умении правильно называть части тела.

Воспитательные:

    Воспитывать желание общаться в коллективе сверстников.

Методические приемы:

    Наглядные: ( показ, демонстрация );

    Словесные: ( художественное слово, беседа, вопрос-ответ );

    Игровые: ( появление сказочного персонажа, сюрпризный момент );

    Педагогические технологии: ( личностно-ориентированные, игровые );

    Здоровьезберегающие технологии: ( смена видов деятельности, дыхательная гимнастика, релаксация «Воздушный шар» ).

    Предварительная работа: просмотр энциклопедии: «Что я знаю о себе?», беседы о строении тела, моделирование строение человека из геометрических фигур, выкладывание человека из палочек, чтение рассказа А. Фройденбегр «Великан и мышь», Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

Оборудование: проектор, экран для проектора

Использование подвижных игр во время непосредственно образовательной деятельности. Развивать осознанное отношение к выполнению движений в соответствии с текстом

Развивать координацию движений.

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним.

Игровая

Игры с правилами дидактические: «Доскажи словечко», «Назови ласково», "Сосчитай"

Познавательно - исследовательская

Развитие познавательной активности детей. Развитие начал логического мышления, абстрактивного воображения, образной памяти и ассоциативного мышления.

Коммуникативная

Совершенствование речи как средства общения, учить, более точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения, излагать свои мысли понятно для окружающих, развивать у детей чувство сопереживания, желание оказывать помощь друг другу. Способствовать обогащению опыта детей через развитие игровой деятельности

Восприятие художественной литературы

Формирование логического мышления и навыков восприятия при разгадывании загадок. Упражнять в рассуждении, в умении доказывать.

Труд

Уметь действовать в парах при решении определенных задач

Здоровье

Закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, утомления, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.

Ход занятия

1. Организационный мом

Воспитатель : Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б ни встретил

Это знают дети.

Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки! (кукуют: ку-ку)

Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)

И малышка светлячок! (на выдохе произносят: с-с-с)

Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)

Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)

Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)

Дети становятся в круг с воспитателем .

( дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

(топают: топ-топ)

(квакают ква-ква)

(кукуют: ку-ку)

(цокают языком: цок – цок)

(на выдохе произносят: с-с-с)

(дуют)

(болтают язычком: бл - бл)

(тянут: тууу)

(тикают: тик-так)

Мотивационный этап .

Слайд 2. Педагог: Ребята послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

Как вы думаете, кто это?

Вы догадались, о ком мы будем сегодня с вами говорить? (о человеке)

Э то человек.

Мы будем говорить о человеке.

Практический этап

Воспитатель: Интересно, а кто это к нам пришёл?

Кощей . Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я нечего вам не покажу.

Загадки.

1. Два соседа – непоседы.

День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).

2. Между двух светил я в середине один. (Нос)

3. Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги) .

4. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).

5. У двух матерей по пять сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы, руки).

6. Всё, что мы положим в рот, Попадет к нам в … (живот)

7. Горшочек умён семь дырочек в нём. (Голова).

Кощей: - Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей. Смотрите свои картинки.

Слайд 3. Упражнение «Вспомни».

Воспитатель : Вспомните, о чём были загадки Кощея. (Глаза, нос, ноги, язык, пальцы, руки, живот )

Слайд 4. Следующая игра «Доскажи словечко»

Воспитатель : - Я начинаю предложение, вы заканчиваете.

Головой мы что делаем? (думаем).

Ушами что делаем? (слушаем).

Глазами? (смотрим).

Носом? (дышим, нюхаем).

Ртом? (едим, пьем, говорим).

Руками? (берем, держим).

Пальцами? (трогаем, гладим, рисуем).

Ногами? (ходим, бегаем, прыгаем).

Воспитатель : Молодцы! Верно!

Слайд 5.

Воспитатель: Посмотрите, дети, персонажи какой сказки к нам пришли? Бабушка очень сильно любила свою внучку и называла её ласково – внученька. Давайте представим, как бабушка рассказывает нам про свою внученьку.

Игра «Назови ласково».

Воспитатель: - У моей внучки не рука, а ручка и т. д.

А сейчас, попробуйте вы рассказать о внучке, используя слова: нога, плечо, палец, нос, волос, голова, щека, ухо, живот, глаз.

Молодцы, все справились с заданием!

Слайд 6.

Воспитатель: Посмотрите, прикатился к нам румяный колобок. Ребята, а чем он так напуган! Кто же его так напугал? А давайте представим, что он в лесу встретил великана и рассказывает нам о нём.

Игра «Расскажи про великана»

Не руки, а. ручищи; не глаза, а глазища; не губы, а. губищи; не кулаки, а кулачищи; не локти, а локтищи; не ноги, а ножищи; не ногти, а ногтищи; не зубы, а зубищи; не волосы, а волосищи; не брови, а. бровищи; не живот, а. животище.

Слайд 7.

Воспитатель: К нам прибежал мальчик в сапогах-скороходах и предлагает немножко поразмяться.

Физкультминутка.

Озорные ножки ходят по дорожке

Шея крутит головою вправо, влево оборотик.

Покажи мне, где животик?

Наше тело подтянулось, как березонька стройна

Стала ровною спина

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись

Слайд 8.

Воспитатель: Ребята, к нам пришёл следующий гость, Незнайка. Он вас просит рассказать и показать какие части тела есть у него. Покажем? Повторяйте слова стихотворения и показывайте на себе части тела

Есть на пальцах наших ногти. Есть у нас на голове

На руках – запястья, локти Уха два и мочки две

Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски

Бедра, пятки, две стопы. И, глаза, что так близки

Есть колени и спина Щёки, нос и две ноздри

Но она всего одна Губы, зубы – посмотри

Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.

Слайд 9.

Игра с мячом: «Подумай и ответь»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и скажите, из какой сказки наши следующие гости Буратино и Мальвина?

Верно!

Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.

Воспитатель : Я буду бросать каждому из вас мячик, задавая вопрос Мальвины, а вы будете обратно бросать мяч мне, отвечая на вопрос.

Сколько глаз у двух детей? (у двух детей четыре глаза).

Сколько ушей у трех мальчиков? (у трех мальчиков шесть ушей).

Сколько пальцев на левой руке? (на левой руке пять пальцев).

Сколько носов у трех девочек? (у трех девочек три носа).

Спасибо ребята.

Слайд 10.

Воспитатель: Посмотрите, к нам пришёл козлёнок. Он очень любит всё считать. Ему скучно одному, и он хочет чтобы мы с ним посчитали.

Игра "Сосчитай"

Один глаз, два глаза, три глаза, четыре глаза, пять глаз. (Аналогично со словами нос, ухо)

Воспитатель: Как весело стало козленку с вами вместе считать!

Слайд 11.

Многозначность слов.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости зашёл Знайка, вы знаете из какой он сказки? Он хочет вас познакомить со словами, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Например, слово нос имеет разное значение:

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Назовите разное значение слов: ручка, глазок, горлышко, спинка, ножки.

Молодцы! Вы справились с моим заданием.

Гимнастика для глаз.

«Любопытная варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево, Смотрит вправо,

Смотрит вверх, Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз, ( посмотреть на кончик носа)

А с него свалилась вниз, (посмотреть на пол).

Слайд 12. Составление рассказа о себе по схеме.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями наших героев. А теперь я вам предлагаю попробовать рассказать о себе, опираясь на схему, которая на экране.

Сначала я расскажу о себе, а вы внимательно послушайте мой рассказ.

Воспитатель рассказывает о себе, используя схему. А теперь, кто хочет рассказать о себе?

Слайд 13.

Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получились очень хорошие рассказы!

Кощей бессмертный .

Дети разгадывают загадки

Ответы детей:

Загадки Кощея были о глазах, носе, ногах, языке. А так же о пальцах, руках, животе.

Ответы детей:

Головой мы думаем.

- Ушами мы слушаем.

- Глазами мы смотрим.

Носом мы дышим.

Ртом мы едим, пьем, говорим.

Руками мы берем, держим.

Пальцами мы трогаем, гладим, рисуем.

Ногами мы ходим, бегаем, прыгаем.

К нам пришла Красная шапочка.

Дети рассказывают о внучке.

У моей внучки не нога, а ножка, не плечо, а плечико, не нос, а носик.

У моей внучки не волос, а волосик, не палец, а пальчик, не голова, а головка.

У моей внучки не щека, а щечки, не ухо, а ушко, не живот, а животик, не глаз, а глазик.

Дети рассказывают:

У великана не руки, а ручищи, не глаза, а глазища, не локти, а локтищи.

У великана не губы, а губищи, не кулаки, а кулачищи, не ноги, а ножищи, не ногти, а ногтищи, не зубы, а зубищи, не живот, а животище.

Дети выполняют физминутку.

Ответы детей:

Да, покажем Незнайке части его тела.

Дети показывают на себе части тела, повторяя слова за воспитателем.

Наши герои из сказки: «Приключения Буратино».

Ответы детей:

У двух детей четыре глаза.

У трех мальчиков шесть ушей.

На левой руке пять пальцев.

У трех девочек три носа.

Дети считают вместе с козленком:

Один нос, два носа, три носа, четыре носа, пять носов.

Одно ухо, два уха, три уха, четыре уха, пять ушей.

Ответы детей:

Знайка к нам пришел из сказки: «Приключения Незнайки».

Дети называют разные значения слов:

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула, у ребенка.

Ножки – у стула, у гриба, у ребенка.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Дети по желанию рассказывают о себе по схеме

Релаксация:

Упражнение «Воздушный шар».

Воспитатель: В положении стоя закройте глаза, руки поднимите вверх, глубоко вдохните и наберите в себя воздух. Представьте, что вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение 1-2 минуты. А теперь представьте, что в шаре появилось небольшое отверстие. Следует медленно выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.

Итог: Все вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями! В чем вы затруднялись? Что вам понравилось больше всего? Всем спасибо за внимание!

Дети с воспитателем выполняют упражнение «Воздушный шар»

Ответы детей .

Приложение:


Учитель-логопед
Наталья Анатольевна Зорина
г.Челябинск

Коррекционно-образовательные цели:
. Закрепление в речи существительных с обобщающим значением части тела и лица.
. Уточнение и расширение словаря по теме:

Существительные: шея, нога, рука, кисть, лицо, рот, нос, брови, язык, косточки,
градусник, лекарства, доктор, зарядка.
Глаголы: дышать, смотреть, ходить, слышать, бегать, прыгать, хмурить, болеть, лечить,
видеть.
Прилагательные: коричневый, розовый, голубой, левый, правый, здоровый, сильный,
кареглазый, зеленоглазый, большеротый..
Многозначность: ножка, нос, кисть, косточка.
Синонимы: доктор, врач.
. Продолжать учить понимать значение поговорок.
. Отработать пройденные ранее грамматические категории (образование существительных множественного числа; подбор местоимения мой-мои к существительному; образование уменьшительно-ласкательной формы слов: лобик, носик, ротик, бородка, щёчки.
. Формировать практические навыки словообразования.
. Закрепить навыки произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры.
. Овладение навыками составления сложноподчинённых предложений по вопросам, с опорой на сюжетные картинки.
. Формировать умения и навыки связной речи.
. Закрепить знания о частях тела и лица.

Коррекционно-развивающие цели:
. Развивать и активизировать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память.
. Развивать артикуляционную моторику.
. Развивать мелкую моторику рук дошкольников.
. Закреплять сенсорные навыки.
. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.
. Включать задания с опорой на несколько анализаторов.
. Уделять внимание мотивации обучения.

Коррекционно-воспитательные цели:
. Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности.
. Формировать навыки сотрудничества.
. Формировать навыки контроля и самоконтроля.

Предварительная работа.
1. Целевая прогулка: в кабинет к медицинской сестре.
2. Сюжетно-ролевая игра “Больница”.
3. Выработка подъёма языка вверх.
4. Классификация частей тела и лица.
5. Дидактическая игра “Один – много”.
6. Рекомендации родителям по закреплению словаря по теме.

Оборудование.
1. Игрушка Доктора Градусника.
2. Индивидуальные зеркала.
3. Витаминки голубого, розового, коричневого цвета.
4. Предметные и сюжетные картинки.
5. Доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. (Формирование умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности. Продолжать учить понимать значение поговорок.)
– Здравствуйте, ребята! Сегодня пойдёт со мной играть только тот, кто правильно ответит на мои вопросы. Посмотрите на картинки и скажите, что общего у человека и: у стола, двери, винограда, корабля. (Ножки, ручка, косточки, нос).
– Молодцы. Ребята, как много у нас гостей, подойдем, поздороваемся. (Дети здороваются). А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Недаром русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”.

2. Развитие мелкой моторики.
– Сегодня к нам пришёл уже знакомый вам Доктор Градусник. Он нечаянно рассыпал витаминки. Давайте поможем ему собрать витаминки. Саша будет собирать витаминки розового цвета в розовые ячейки, Дима соберёт витаминки голубого цвета в ячейки голубого цвета, Андрей будет собирать коричневые витаминки в ячейки коричневого цвета. (Дети выполняют задание.)
Индивидуальный подход: детям с хорошо развитой моторикой предлагаются ячейки более мелкие. Каждому ребёнку раздаётся тот цвет “витаминок”, который он путает или не знает. Логопед по ходу выполнения задания спрашивает детей:
– Для чего нужны витаминки?
– Ребята, для чего нужен градусник?

3. Артикуляционная гимнастика. (2-3 мин.) (Соблюдение правильной рабочей позы. Выработка подъёма языка вверх, развитие умения делать кончик языка напряжённым.)

– Состояние здоровья можно узнать не только по температуре тела, но и по вашему языку.
Садитесь за свои рабочие места. Проверьте свою осанку: спинки – картинки, ножки – дорожки. Возьмите зеркала и покажите свои язычки “Лопаточкой” .
– Ваши язычки розовые, здоровые, а значит они сильные. Давайте покажем Доктору, какие сильные у вас язычки. Вспоминаем упражнение “Барабанщики” . Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук “д”. Сначала звук произносится медленно, затем ускоренно.

4. Упражнение “Отгадай, что под шторкой” . (Выработка правильного речевого выдоха. Закрепление названий цветов: розового, голубого, коричневого.)
– Отодвиньте зеркала. Посмотрите, что принёс вам Доктор Градусник.
Логопед раздаёт детям карточки с наклеенными изображениями частей лица, размещёнными под “шторкой”.
– Ребята, давайте подуем и посмотрим, какие картинки спрятал Доктор Градусник под “шторками”. Назовите свои картинки. (Дети называют: “У меня под розовой шторкой рот, нос, брови). Логопед называет своё изображение, добавляя слово “моя щека”. Саша, чей у тебя нос?” Дети отвечают на вопрос логопеда “чей”, добавляя слова “мой- мои”. (Мой нос, мой рот, мои брови).

5. Игра “Что чем делаем?” (Отработка глагольного словаря по теме. Закрепление обобщающего слова “части лица”.)
– Скажите, пожалуйста, что мы можем делать носом? (Носом мы дышим). (Слышим ушами, видим глазами, едим ртом, хмуримся бровями, улыбаемся губами)
– Как можно назвать одним словом: нос, подбородок, губы, глаза...? (Части лица).

6. Массаж лица.
– Давайте вспомним стихотворение о нашем лице:
(Дети выполняют постукивающие движения по называемым частям лица.)
Лицо – это домик.
Крыша – наш лобик.
Окошки – глаза.
Щёчка – стена.
Бородка – наш пол,
А ротик – наш стол.
(Дети выполняют поглаживающие движения по называемым частям лица.)
Мы вымоем крышу.
Окошки протрём,
И стены покрасим,
И пол подметём.
А столик протрём.
Красивый наш дом!

6. Игра с мячом “Один – много”. (Образование множественного числа существительных в родительном падеже.)
Логопед предлагает поиграть с мячом.
– Ребята, у меня один нос. А как сказать одним словом, если их много? У нас много чего? (Много носов). А теперь поиграем с мячом.
Логопед называет часть лица и бросает мяч, а дети множественную часть и бросают мяч обратно логопеду. (Ухо – ушей, подбородок – подбородков, лицо – лиц, рот – ртов)

7. Игра “Сундучок изумления”. (Образование сложных слов. Пополнение словаря словом кареглазый.)
Логопед подводит детей к “сундучку изумления”.
– Кто самый внимательный, тот ответит на вопрос, как мы называем человека с большим ртом? (Большеротый). ... с зелёными глазами? (Зеленоглазый).
– Слово трудное. Давайте, повторим его ещё раз. А помогут нам в этом наши ладошки. (Дети произносят слово, отхлопывая его.)
Образование сложного слова: кареглазый. Логопед объясняет, что человека с коричневым цветом глаз называют кареглазым.

7. Собирание разрезной картинки человечка Неболейкина. (Упражнение на развитие зрительного гнозиса с элементами контроля за своими действиями и действиями товарищей. Развитие мелкой моторики.)
– Мы совсем забыли про Доктора Градусника, а ведь он хотел познакомить вас со своим другом Неболейкиным. Неболейкин любит заниматься физкультурой и спортом. Это значит, что тот, кто быстро и правильно соберёт фотографию Неболейкина пойдёт делать зарядку.
Пока дети собирают картинку, логопед спрашивает для чего нужно делать зарядку. (Чтобы быть здоровым и сильным.)
– А где находится наша сила? (В мышцах.) (Дети собирают разрезную картинку, а затем выходят на ковёр для спортивных упражнений.)

8. Физминутка. (Предупреждение утомления и переутомления.)
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку!
Руки в стороны, согнули.
Вверх подняли, помахали.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Дружно присели,
Пяточки задели...
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.

– Молодцы! Похвалите себя: обнимите себя правой рукой за левое плечо, а левой рукой погладьте по голове.

9. Дидактическая игра “4 – й лишний”. (Развитие умения классифицировать предметы. Закрепление обобщающих понятий “части тела” и “части лица”.)
Логопед предлагает посмотреть на картинки и догадаться, что тут лишнее и почему? На доске развешаны картинки: рот, нос, рука, лоб.). Лишняя картинка – рука. Рука – это часть тела, а остальные картинки – части лица.
– Какие ещё части тела вы знаете? (Ответы детей.)

10. Дидактическая игра “Для чего нужны человеку части тела?” (Составление сложноподчинённых предложений с опорой на сюжетные картинки.)
Затем логопед показывает детям сюжетные картинки, и просит составить предложение. Например: Ноги нужны человеку для того, чтобы ходить по улице. (Руки нужны человеку для того, чтобы мыть посуду, гладить кошку, играть на рояле...)

11. Рассказ с элементами размышления “Ева-доктор”.
– Сегодня мы всё занятие говорим о частях тела человека. А к кому же мы можем обратиться за помощью, если у нас что-нибудь заболит? (К врачу.)
– Каким ещё словом можно назвать врача? (Доктор.)
– Какое главное дело врача? (Главное дело врача – вылечить больного.)
– Помните, ребята, как вы играли в группе в “больницу”? (Да.) В тот же день, нашей Еве дома подарили игру “Айболит”.
Логопед, прикрепляя к доске картинки сверху вниз одну под другой, продолжает рассказывать текст:
Еве подарили игру “Айболит”. Там были бинты, вата, градусник, шприцы для уколов. И теперь Ева каждый день играет в больницу. В этой больнице – она доктор, а её игрушки – больные. Ева кладёт их на диван и ставит им градусник, даёт лекарство. Хотела Ева также полечить своего дедушку. Но он почему-то пошёл к настоящему доктору. Как вы думаете, почему?
Поочерёдно показывая на каждую картинку, логопед просит припомнить, о чём говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа логопед переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

12. Рефлексия.
– Что больше всего вам понравилось делать?
– Зачем мы это делали?
– Вам было трудно?
(Логопед даёт оценку работе детей.)
– Я и Доктор Градусник желаем вам здоровья. Эти витамины здоровья помогут вам никогда не болеть. (Логопед раздаёт детям “витамины здоровья” от Доктора Градусника.)

Алина Жирнова
Конспект занятия по развитию речи «Части тела»

Конспект занятия по развитию речи

Подготовила : Жирнова А. Л. ,

«Части тела »

Цели :

Познакомить детей с частями тела человека ;

Научить образовывать существительные множественного числа;

Учить составлять предложения на наглядном материале;

Учить различать правую и левую руку, ногу и т. д. ;

Закрепить словарь по данной теме;

-развивать внимание .

Оборудование : демонстрационный материал - картинки с изображением людей, раздаточный материал - конверты для каждого ребенка с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель выставляет ряд картинок : девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последовательность и проговаривают (последовательность картинок меняется несколько раз) .

Как называется то, что нарисовано на этих картинках одним словом? (Люди, человек.)

Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о себе.)

Воспитатель показывает рисунок человека.

Как называется самая большая часть тела человека ? (Туловище.) Воспитатель показывает, где находятся грудь, живот, спина, затем загадывает загадки :

1. У зверюшки - на макушке, А у нас - ниже глаз. (Уши)

Для чего нужны уши?

2. Два Егорки живут возле горки, Живут дружно,

А друг на друга не глядят. (Глаза.)

Для чего нужны глаза?

3. Он бывает самым разным : Добрым, вредным, Гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

Для чего нужен нос?

А еще у человека есть лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, губы, подбородок.

(Дети на себе показывают названные части лица .)

2. Дидактическая игра «Один - много»

Ухо - уши, шея -. , глаз -. , волос -. , голова -. , ноздря -. , подбородок -. , бровь -. , лицо -. , нос -. , рот-. , локоть -. .

3. Физкультминутка

Девочки и мальчики

Дети прыгают на месте,

Прыгают, как мячики.

Ножками топают - топают,

Ручками хлопают - хлопают,

Головками кивают - кивают,

И тихо приседают - медленно приседают.

Ребята, чем вы сейчас хлопали? (Руками.)

Покажите правую руку, левую.

Воспитатель называет части руки , а дети показывают на себе (пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо) .

Чем вы топали? (Ногами.) Проводится аналогичная работа.

4. Дидактическая игра «Подбери слова»

Воспитатель поочередно задает детям вопросы :

Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие и т. д.) .

Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блестящие и т. д.)

Какие у тебя нос, рот, уши? (Проводится аналогичная работа.)

5. Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? (О неряхе, грязнуле.)

Что надо делать, чтобы быть чистым? (Умываться, мыть руки, тело и т. д.)

Покажите, как это надо делать.

Дети встают друг за другом и имитируют движения, показывая, как они умываются, моют руки, ноги и другие части тела .

Человек должен быть опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Для этого надо ежедневно мыть руки, причесываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь.

6. Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

На столе разложены различные предметы : зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т. д.

Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.

Например : Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы, и т. д.

7. Учебное задание - составь фигуру человека

8. Итог занятия

Дети по «цепочке» называют основные части тела человека .

Материал для закрепления

I. Повторить названия частей тела и уметь называть и показывать их на себе, на кукле, на другом человеке. Знать, что глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т. д.

Грамматический строй речи и словообразование .

1. Составление предложений по данной теме с предлогами : на, в, за, между, около, перед.

2. Образование существительных множественного числа. Например : ухо - уши, шея - шеи и т. д.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например : нос - носик, рот - ротик и т. д.

4. Подбор слов-антонимов.

Например : большой - маленький, высокий - низкий, тонкий - толстый, длинный - короткий.

5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай» .

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей средней группы «Изучаем части тела» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Сосна» Конспект НОД для детей средней группе.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему "Человек. Части тела" в подготовительной группе (логопедическая) Цель:.

Конспект НОД в разновозрастной группе по познавательному развитию (ФЭМП) «Деление на части целого» Конспект НОД в разновозрастной группе по познавательному развитию (ФЭМП). Разработала: воспитатель, Бушуева Екатерина Евгеньевна «Деление.

Конспект по познавательному развитию «Человек. Части тела». (старшая группа) Интеграция образовательных областей: социально-коммутикативное, познавательно-исследовательское, речевая. Задачи: 1. Развивать познавательный.

Конспект занятия по математическому развитию во 2 младшей группе. «Части суток» «Части суток» Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путём комбинирования цвета и формы; учить различать.

Подольская Е.А
Учитель- логопед, МБДОУ Детский сад

Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи. Старшая группа с ОНР.

Тема: Человек. Части тела (1 занятие)

Цели: Уточнить и расширить словарь существительных по теме, подбирать глаголы, прилагательные. Образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Развивать мышление через отгадывание загадок. Составлять предложения с заданным словом. Составлять описательные рассказы с помощью схемы- модуля..

Оборудование: Картинки: мальчик, девочка, зеркала, гномик.

1. Оргмомент: «Выполни движение»: подними руку, топни правой ногой, топни левой ногой, хлопни в ладоши, закрой глаза, открой глаза, сядь. (каждому ребенку своё задание).

2. Дыхательное упражнение «Рот- нос». Чем вдыхали, чем выдыхали? Какие части тела есть на лице? На туловище? Зачем нужны руки? Ноги, пальцы? Уши? Глаза?

3. Отгадывание загадок:

У двух матерей по 5 сыновей.

Всегда во рту, а не проглотишь?

– Ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут?

Живет мой братец за горой, никак не встретится со мной.

4. Угадай, о чем говорю?

Ходят, бегают, топают?

Берут, кладут, несут?

Сжимаются, разжимаются, растопыриваются?

Закрываются, подмигивают, жмурятся?

5. Назови и покажи, что можно делать: руками, ногами, глазами, носом.

6. Назови, какие бывают: уши, руки, глаза, ресницы.

7. Назови части тела гномика. (Употребление существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами).

Мы играем на гармошке, громко хлопаем в ладошки.

8. Составление предложений со словами: Волосы, глаза, уши.

9. Составление описательного рассказа каждого ребенка о себе. По схеме- модулю: Цвет, длина волос, цвет, форма глаз, форма ушей, рост, телосложение.

Конспект

фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи. Старшая группа с ОНР.

Тема: Человек. Части тела. (2 занятие)

Цели: Активизировать словарь прилагательных, глаголов и существительных по теме. Развивать мышление через исключение четвертого лишнего. Согласовывать окончание существительных с числительными. Составлять короткую описательную загадку о своем друге с помощью схемы.

Оборудование: Схема- модуль.

1. Оргмомент: сядет тот, у кого длинные, короткие волосы.

2. Чтение стихотворения:

Одна дана нам голова, и глаза два, И уха два.

Зато один и нос и рот. А будь у нас наоборот:

Одна нога, одна рука, зато два рта и языка.

Мы только бы и знали, что ели и болтали.

3. Чего у человека по2? 1? 5? 10?

4. О каких частях тела на ноге человека мы можем сказать: Моя, мои, мой, мой? На руке?

5. Игра «3 слова» - подбор прилагательных. Ноги- (какие?)…, уши- .., зубы-…, руки- .., глаза-…

6. Подбор действий (слова из п.)

Физпауза: «Мы играем на гармошке»

Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем, руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, поп. Наши ручки: хлоп, хлоп.

Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.

7. Назови лишнее, объясни свой выбор.

Нога, колено, тапки, пятки.

Рука, человек, голова, грудь.

Хлеб, язык, зубы, губы.

Живот, спина, копыта, плечи.

Глаза, нос, колени, рот.

8. Счет от 1 до 10: глаз, бровь, ухо.

9. Составление описательных загадок о своем друге, по схеме- модулю: Цвет, длина волос, цвет, форма глаз, уши, рост.