Что значит быть богатым? Что такое богатство.

БОГАТСТВО
(богачество), обилие имущества, животов, денег (В. Даль). В России сложилось иное, чем на Западе, отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода олицетворяется в деньгах (в частности, известный афоризм Б. Франклина), для русского свобода - это независимость от денег. Западный мир чаще всего сводит понятие свободы к степени возможности покупать, стяжать все новые и новые товары и услуги, русский видит в этой «свободе» форму кабалы, опутывающей его душу и обедняющей жизнь.
«Беда деньгу родит», - настойчиво повторяет трудовой русский человек. «Деньги что каменья - тяжело на душу ложатся», «Деньги прах», «Деньгами души не выкупишь» или еще вариант этой пословицы - «Деньги - прах, ну их в тартарарах». Отсюда понятно, что дало право Ф.М. Достоевскому писать, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка.
Деньги для трудового человека не являются фетишем. «Лучше дать, нежели взять», «Дай Бог подать, не дай Бог просить».
К богатству и богачам, к накопительству русский человек относился недоброжелательно и с большим подозрением. Как трудовой человек он понимал, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь». Хотя было бы неправильным считать, что им руководило чувство зависти. Нет. Просто стяжание богатства выше своей потребности, накопительство всяких благ выше меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей. «Не хвались серебром, хвались добром».
Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом (и, конечно, не без основания). «Богатство перед Богом - большой грех». «Богатому черти деньги куют». «Не отвернешь головы клячом (т. е. не ограбишь ближнего), не будешь богачом». «Пусти душу в ад - будешь богат». «Грехов много, да и денег вволю». «В аду не быть - богатства не нажить». «Деньги копил, да нелегкого купил». «Копил, копил, да черта купил!»
Отсюда выводы: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом», «Неправедная корысть впрок нейдет», «Неправедная нажива - огонь», «Неправедно нажитое боком выпрет, неправедное стяжание - прах», «Не от скудости скупость вышла, от богатства».
К богачам трудовой человек относится с большим недоверием. «Богатство спеси сродни», - говорит он. «Богатый никого не помнит, только себя помнит». «Мужик богатый гребет деньги лопатой». «У него денег - куры не клюют». «Рак клешнею, а богатый мошною». «Мужик богатый, что бык рогатый». «Богатый совести не купит, а свою погубляет».
Вместе с тем крестьяне даже чем-то сочувствуют богатому, видя в его положении нравственное неудобство и даже ущербность. «Богатый и не тужит, да скучает». «Богатому не спится, богатый вора боится». А уж для нравственного воспитания ребенка богатство в народном сознании приносит прямой вред. «Богатство родителей - порча детям». «Отец богатый, да сын неудатый».
Порой неприязнь к богачам доходит и до проклятий: «Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем!» - гласит одна из народных пословиц.
О. Платонов

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "БОГАТСТВО" в других словарях:

    Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

    Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

    См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

    богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

    - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

    Богатство - – все, что имеет рыночную оценку и может быть продано за деньги или обменено на иные блага. (Это, разумеется, далеко не единственное определение столь общего понятия, но принятое довольно широко в экономической литературе). Б. может… … Экономико-математический словарь

    БОГАТСТВО, богатства, ср. 1. Большое имущество, преим. денежное. || преим. мн. Совокупность материальных ценностей. Естественные богатства СССР неисчислимы. 2. перен. Множество, обилие. Язык Шекспира отличается богатством слов. 3. Великолепие,… … Толковый словарь Ушакова

    - (wealth) Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство народов) и того, как оно меняется в течение данного периода. Кейнсианская теория… … Финансовый словарь

    БОГАТСТВО, а, ср. 1. см. богатый. 2. Обилие материальных ценностей, денег. Народные богатства. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    богатство - пышное (Баранцевич); убогое (Бальмонт) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

Что такое богатство, как вы считаете? Какой смысл несёт в себе данное слово? Для некоторых людей это слово связано с наличием денежного и материального достатка. Для другой категории людей богатство связано с духовным развитием. Не секрет, что часто человек может быть состоятелен в материальном плане, но находиться на низком уровне духовного развития. Такого вряд ли можно назвать богатым. Так же я встречала в своей жизни духовных людей, которые в материальном плане были не совсем обеспечены. На мой взгляд, стать по-настоящему богатым, значит стать самодостаточным как в духовной, так и в материальной сфере.

Если рассматривать этимологическую картину происхождения слова Богатство, то видим, что в основе лежит слово Бог, а так как человек создан по образу и подобию Бога, отсюда вытекает следствие, что человек просто обязан быть богатым, здоровыми счастливым, самореализованным и самодостаточным. Данные состояния являются естественными состояниями Человека. Человек должен быть подобным Богу, стать Богом. Реализовать в себе все Божественные способности. Не только в сфере материальной (я имею в виду наличие достаточного количества денег), но и в других жизненно важных сферах. Быть здоровым – это тоже богатство. Иметь гармоничные взаимоотношения, как с собой, так и с окружающими людьми. Иметь благополучную семью. Своё собственное благоприятное пространство, свой дом. Наличие любимого дела, которое приносит материальный доход и наслаждение. Понятно, что, только достигнув гармонии во всех данных сферах жизни, человек может стать Богом, а значит, и богатым. Нельзя развиваться только духовно или стремиться только к материальным благам. Необходима золотая середина: найти реализацию самого себя как в духовном, так и в материальном плане. И это является основой счастливой, полноценной жизни. Материальное и духовное – это две части одного целого. Одно обязательно связано с другим. И наша задача – реализовать все формы богатства, как материальное, так и духовное. Мы сможем это сделать, если обратимся к нашей внутренней и Божественной сути. Ведь дело не в наличии богатства или в его отсутствии, а в самом человеке.

В подтверждение этих слов хочу привести одну притчу:

Как-то один из знатных людей обратился к мудрецу с вопросом:

- Скажи, уважаемый, раз ты такой умный, почему же ты не богатый?

На что мудрец, обратившись к его расшитому золотом дорогому кафтану, ответил:

Видишь ли, уважаемый кафтан, богатство мое внутри, а не снаружи. Ведь когда твой хозяин засыпает, он не берет с собой ни тебя, ни своих слуг, ни золото, ни чего-либо другого. И если ему приснится тигр, бегущий за ним, то ему придется в страхе убегать от тигра, а не звать на помощь слуг. Спасет его во сне от тигра лишь умение быстро бегать. Если же ему приснится, что он замерзает в лютый мороз, он будет трястись от холода и не сможет взять и укрыться тобою – теплым кафтаном. Его спасет от холода лишь умение разжигать огонь. ИСТИННОЕ БОГАТСТВО – ЭТО НАШИ СПОСОБНОСТИ! ОНИ ВНУТРИ, А СНАРУЖИ ЛИШЬ ТОЛЬКО ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ.

Богач, изумленный тем, что мудрец говорит с его кафтаном, а не с ним, воскликнул:

- Да ты безумен! Как можно говорить с моим кафтаном и не видеть меня – его хозяина!

На что мудрец, улыбнувшись, сказал:

-Вот так и большинство людей. Они говорят с телами и не видят тех, кто является их хозяевами.

Богатство – это неотъемлемая часть человека, это его суть. Можно ли допустить, что Бог беден и несчастен? Нет. А все мы БОГИ по своей сути. Вопрос только в том, что мешает нам проявить себя Богом, раскрыть свое богатство в жизни. Поэтому истинно богатый – это человек, раскрывший в себе Бога! И чтобы богатство реализовалось в полной мере, важно, чтобы ваши личные желания совпадали со стремлениями души. Тогда вы становитесь творцом, волшебником.

Каждый человек – Бог. Бог своего мира, который он сотворил. Богатство – это проявление гармонии в жизни.

Первый шаг на пути к БОГатству – это осознание, что вы уже БОГаты, здесь и сейчас. Я от всей души желаю вам осознать данный факт и принять его. Сделайте свой выбор. Для начала примите с благодарностью нынешний уровень благосостояния и осознайте свое божественное происхождение. И двигайтесь дальше. А в помощь вам я предлагаю замечательную медитацию Брайана де Флорес «Активация денежного древа жизни» в переводе Алёны Старовойтовой. Будьте богатыми и счастливыми!

Богатство

означает совокупность предметов, служащих к удовлетворению человеческих потребностей и находящихся в обладании отдельного лица, группы лиц или целого народа. Это определение, данное лучшими представителями английской классической школы, Адамом Смитом и Рикардо, отождествляет понятие богатства с понятием имущества вообще, как бы ни было велико или мало последнее. Но русскому языку, равно как и некоторым из других европейских языков, напр. немецкому, свойственно употребление слова "богатство" в смысле значительного имущества - значительного как по сравнению с суммой потребностей обладателя, так и по сравнению с имуществом других лиц. Мы называем богатым человека, который может хорошо питаться, одеваться и помещаться, может удовлетворять всем требованиям комфорта и роскоши, не уменьшая своего состояния и притом без значительного труда с своей стороны. Так как образ жизни и потребности людей изменчивы, то лицо, которое слывет за богача в провинциальном городе, может в столице считаться лишь человеком среднего достатка. - Необходимо иметь в виду, что в состав богатства входят не все предметы, доставляющие пользу или удовольствие, а лишь такие из числа их, для получения которых человек должен затратить какое-либо усилие и за которые по этой причине можно при современном меновом хозяйстве получить в обмен какие-либо иные вещи или услуги. Так, например, воздух составляет для человека предмет первой необходимости, но он не может быть причислен к богатству ни отдельного лица, ни целой страны, потому что получается даром, без всяких усилий или пожертвований со стороны человека. В каком бы смысле ни понималось слово "богатство" - в смысле ли имущества вообще или же в смысле значительного имущества, во всяком случае при определении его следует различать точку зрения отдельного человека и целого народа. Для целой нации богатством являются лишь такие предметы, которые сами по себе служат для какой-либо пользы или удовольствия; у отдельного же человека богатство могут составлять, кроме того, и те требования, какие он имеет по отношению к другим лицам, напр. долговые обязательства других лиц, акции, указывающие на участие в каком-нибудь предприятии, государственные фонды и другие процентные бумаги. Когда мы желаем вычислить богатство отдельного лица, например, при определении наследства, то включаем и все подобные требования; между тем, с точки зрения общенародной, они не составляют и не могут составлять богатства: увеличивая имущество одного человека, эти требования уменьшают достояние другого и, следовательно, не производят никакой перемены в сумме всего народного богатства. Если бы государство нашло возможным уничтожить эти взаимные обязательства или отсрочить их на известное время, то имущество отдельного человека могло бы потерпеть от того ущерб, но сумма богатства целого народа не испытала бы никакого изменения. Другое отличие между богатством отдельного лица и целого народа состоит в том, что первое может изменяться вследствие поднятия меновой ценности входящих в него предметов, тогда как на последнее эти перемены не оказывают действия. Вследствие неурожая меновая ценность жатвы может подняться вдвое выше, чем в урожайный год, и это повлечет за собою увеличение богатства отдельных лиц, имеющих запасы хлеба; но было бы странно говорить, что при меньшем урожае целый народ бывает богаче, нежели при большем. Поэтому если желательно произвести точную оценку народного богатства, то нельзя достигнуть этой цели через простое сложение частных богатств, измеренных по меновой их ценности. Сравнивать народное имущество в различные эпохи и в разных странах возможно не иначе, как путем тщательного перечисления полезных предметов, находившихся или находящихся в обладании народа. Мы можем говорить о приросте народного богатства лишь в том случае, если в стране увеличились сумма или качество полезных предметов, создаваемых человеческими усилиями, зданий, кораблей, домашней утвари, земледельческих, мануфактурных произведений и проч., одно же приращение меновой ценности предметов, входящих в состав народного имущества, не дает еще права заключать об увеличении богатства страны. Такое приращение могло произойти, например, от поднятия стоимости земли, вызванного прибавкою народонаселения, или от возвышения ценности домов по причине прилива жителей к известной части страны; а эти перемены, заставляя население платить дороже за те же самые земли и дома, никак не могут быть названы благоприятными для народного богатства.

Из вышеизложенного видно, что для составления правильного понятия о народном богатстве надлежало бы произвести подробную перепись всех предметов, входящих в состав единичных хозяйств с означением качеств каждого из этих предметов. Но так как подобная задача недостижима при современном состоянии статистики, то ввиду практических надобностей и теоретического интереса нередко предпринимаются приблизительные оценки, которые стремятся достигнуть цели, перечисляя лишь главные категории предметов, входящих в состав народного имущества и давая им на основании различных методов известную предположительную расценку. Статистическая литература представляет много примеров таких вычислений. Не претендуя на полную точность, они дают, однако, некоторые точки опоры для суждения об относительной экономической силе наций и в особенности о тех переменах, которые происходят в отдельных странах с течением времени. Приведем некоторые из более известных исчислений этого рода.

Относительно Великобритании имеется целый ряд вычислений, произведенных за разные периоды времени известным статистиком Джиффеном. Джиффен принимает за основание при своих расчетах данные о поступлении подоходного налога, которые он капитализирует для получения ценности имущества из различных процентов, смотря по роду имущества: так напр., чтобы вычислить капитальную стоимость домов в стране, он помножает на 15 сумму их дохода, показанную в налоговых списках, размер капитала фермеров определяется через помножение их ежегодного дохода на 8 и т. д. Конечно, сведения, получаемые таким путем, не могут претендовать на точность, но они достаточны для суждения о переменах, происходящих в богатстве страны, тем более что они в главных чертах совпадают с результатами других более точных исчислений, которые были произведены относительно некоторых отраслей имуществ и доходов. По расчетам Джиффена, богатство Великобритании за 1885 год может быть оценено в 10037 миллионов фунтов стерлингов, или в 63167 миллионов руб. металлических, тогда как при подобной же оценке за 1875 г. получилось 8548 млн. фун. ст., а за 1865 год - 6113 млн. ф. ст. Сумма богатства, вычисленная для 1885 г., дает на каждого человека среднюю цифру в 270 ф. ст., или в 1703 р. мет., а на каждую семью, принимая ее, согласно английским данным, в пять человек - около 1350 ф. ст., т. е. около 8514 р. мет. Главные статьи, из которых слагается приведенная выше цифра народного богатства за 1885 г., следующие: земли - 1691 млн. фун. ст.; дома - 1927 млн. ф. ст.; капитал фермеров - 522 млн. фунт. ст.; капитал в процентных бумагах, за исключением английского государственного долга, - 527 млн. фунт. стерл.; железные дор. - 1008 млн. фунт. ст.; капитал акционерных компаний - 1025 млн. фунт. ст.; капитал разного рода промышленных и торговых предприятий - 541 млн. ф. ст.; движимое имущество, не обложенное подоходным налогом, именно домашняя обстановка, предметы искусства и пр. - 960 млн. ф. стерлингов; государственное и общественное имущество - 500 м. ф. ст. В приведенном перечислении обращает на себя внимание высокая ценность домов и домашней обстановки, значительно превышающая стоимость земли. Для Франции существует несколько вычислений, из которых новейшие принадлежат Вашеру , Амелину , Мони и де Фовилю. По этим вычислениям имущество Франции оценивается от 200000 до 250000 млн. фр., или 50000 до 62500 млн. руб. мет., что дает на каждого человека в среднем выводе от 1375 р. до 1680 руб. мет. В основание расчета де Фовиля положены сведения о сумме имуществ, переходящих путем наследства и дарения, которые с 1826 года обложены во Франции особым налогом и потому тщательно региструются. Де Фовиль, принимая среднюю продолжительность поколения в 36 лет, считает ценность ежегодно переходящих имуществ за 1/36 всего народного имущества. Так как, однако, приведенный прием заключает в себе очевидные неточности, то автор прибегает к различным поправкам на основании других источников. Из общей цифры в 200000 млн. фр., получаемой по оценке де Фовиля, 80000 млн. фр. приходится на недвижимую собственность, кроме домов; 40000 млн. фр. - на дома; 30000 млн. фр. - на процентные бумаги, французские и заграничные; 50000 млн. фр. - на прочее движимое имущество. Из других европейских стран вычисление, подобное вышеприведенным, имеется для Италии. Оно выполнено Панталеоне по методу де Фовиля на основании данных о переходе имуществ по наследству и дарению. По расчету Панталеоне , приблизительная стоимость имущества частных лиц в Италии равняется 48000 млн. лир, или 1660 лирам на человека, что составляет около 415 руб. мет. Из приведенной суммы 29000 млн. лир составляют стоимость земли, 9000 млн. лир - ценность строений, а остальное приходится на промышленное и разное иное движимое имущество. В Бельгии Массальский в конце 70-х годов исчислял ценность народного имущества в 29500 млн. фр. В Дании Фальбе Гансен в начале 80-х годов оценивал богатство страны в 6500 млн. крон (2251 млн. руб. мет.), из числа которых 4680 млн. крон приходится на недвижимую, а 2081 млн. крон на движимую собственность. Особенно интересными представляются сведения относительно Северо-Американских Соединенных Штатов, где при каждом цензе, производимом, как известно, через 10 лет, собираются правительством обстоятельные данные о разных видах народного имущества. Десятый ценз 1880 года дал общую сумму народного богатства в 43642 млн. долларов, или в 56560 млн. р. мет., которая слагается из следующих главных статей: фермы - 10197 млн. дол.; жилые здания и промышленное недвижимое имущество - 9881 млн. дол.; железные дороги с обзаведением - 5536 млн. дол.; движимое имущество жилых домов, как то: картины, книги, домашние запасы, топливо и пр. - 5000 млн. дол.; скот, земледельческие орудия и машины - 2406 млн. дол.; запасы земледельческих и мануфактурных продуктов (три четверти ежегодного производства и заграничного ввоза) 6160 млн. дол.; телеграфы, суда и каналы - 419 млн. дол.; недвижимые имущества, изъятые от обложения (церкви, школы, общественные здания и пр.) - 2000 млн. дол.; наличные деньги - 612 млн. дол.; разное - 619 млн. дол. Интересно проследить, насколько быстро возрастало богатство в Соединенных Штатах в течение последних десятилетий. В 1850 г., при населении в 23,3 млн. чел., ценность имущества страны по официальному исчислению простиралась до 7136 млн. дол.; в 1860 г. при 31,5 млн. чел. - до 16159 млн. дол.; в 1870 году при 38,5 млн. чел. - до 30069 млн. дол.; в 1880 при 50,1 млн. чел. населения - до 43642 мил. дол. Таким образом, население за 30 лет возросло на 115 %, а богатство - на 512 %. Средняя сумма богатства, приходящаяся на одного человека, равнялась: в 1850 г. - 308 дол., в 1860 году - 510 дол., в 1870 году - 777 дол., в 1880 г. - 870 дол., или 1153 руб. мет.

Литература. А. Смит, "The Wealth of Nations", Д. Рикардо, "Principles of political economy"; Д. С. Милль, "Principles of political economy"; В. Рошер, "Grundlagen der Nationalökonomie"; И. И. Нейман, "Grundlagen der Volkswirthschaftslehre" (Тюбинген, 1889); Нейман-Спалларт, "Uebersichten der Weltwirthschaft" 1883-84 гг. (Штутгарт, 1887); Джиффен, "The Growth of Capital" (Лондон, 1889).

А. Чупров.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Богатство" в других словарях:

    Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

    Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

    См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

    богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

    - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

Богатство – совокупность предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей и находящихся в обладании лица, группы или народа; в частности, имущество значительное по сравнению с потребностями индивида (, …).

Богатство – запасы денег или чистые накопления или запасы реальных или финансовых активов, имеющихся к данному моменту времени. Богатство может быть представлено банковскими счетами, акциями, имуществом, бизнесом и всем тем, что приносит его владельцу доход или может быть продано (Глоссарий.ру: словари по общественным наукам ).

Если спросить человека, как он понимает слово «богатство», то выяснится, что для абсолютного большинства значение этого слова совпадет с определением, данным в толковом словаре «Webster»: богатый – человек, в изобилии владеющий материальными благами. (Стэнли, Т. Дж., Данко, У.Д., 2005)

Итак, богатство понимается и как крупные запасы финансовых средств, и как значительное превышение возможностей над потребностями, и как изобилие материальных благ.

Однако, большинство людей, ведущих образ жизни с высоким уровнем потребления, на самом деле почти не владеют большими материальными средствами. Они не имеют отношения к частному бизнесу, нефтяным или газовым концессиям. И наоборот, те, кого мы определяем как состоятельных людей, предпочитают обладать приносящим доход имуществом и ценными бумами, а не демонстрировать шикарный образ жизни и высокий уровень потребления. (Стэнли Т., 2005)

Весьма проблематично определить четкую границу, после которой можно считать человека богатым, так как в определении богатства большую роль играют субъективные представления о богатстве человеком.

Одним из способов, который помогает нам определить, можно ли считать человека богатым, основывается на анализе величины финансового состояния – «не следует судить по одежде, необходимо смотреть вглубь».

В данной работе я использую способ определения богатства как Т. Стэнли и У. Данко, а именно, начиная с состояния в один миллион долларов и выше. Потому что такой капитал можно приобрести самостоятельно, без наследства. Достижение подобной цели вполне возможно для многих. (Стэнли Т., 2005).

Итак, под бедностью чаще всего понимают низкий уровень доходов и расходов, как отсутствие необходимых ресурсов, как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов. Под богатством же понимают наличие крупных запасов финансовых средств, значительное превышение возможностей над потребностями и изобилие материальных благ.

3. Деньги как символ богатства и бедности

Не всегда деньги являлись символом богатства/бедности. Часто богатство символизировалось, к примеру, с властью. Это можно увидеть при рассмотрении истории восточных стран, СССР, где именно власть является главным символом богатства. Однако, на сегодняшний день именно деньги являются одним из главных символов богатства/бедности. Деньги не мера, не показатель, а именно символ богатства или бедности, потому что нет численных определений богатства или бедности.

Кроме того, деньги обладают и другой символической нагрузкой: воплощают в себе любовь, безопасность, власть.

Символ - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.)

Символ ,греч . 1) у древних греков первоначально под словом С. разумелся всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для определенной группы лиц, например, для поклонников Кибелы, Митры. С. назыв. знаки отличия корпораций государственных, общественных или религиозных. В первые века христианства, в эпоху возникновения многих ересей, тайных религиозных сообществ, С. назыв. знаки, по которым единомышленники узнавали друг друга (знак рыбы у первых христианских общин), а позже краткое изложение основ тайного учения.

2) Вещественный знак, предмет, словесный или пластический образ, заменяющий общее понятие: лев - С. силы, лисица - С. хитрости, роза - С. любви, фиалка - С. невинности, река - С. времени, движения, орел - С. государства, меч - С. военной власти, снег - С. чистоты, белый цвет - С. радости, черный - С. печали, зеленый - С. надежды, голубой - С. любви, красный - С. свободы и пр. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона )

Следовательно, деньги как символ богатства/бедности являются предметом символом или образом, заменяющий общее понятие «богатства/бедности».

Следовательно, богатство/бедность продуцируют сильные эмоции, а, с другой стороны, эти понятия имеют яркую эмоциональную окраску и соответствующее эмоционально насыщенное поведение.

Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 - о . Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст - вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.

Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете

Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω - см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22) . Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова . Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.

Источник богатств - Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня - земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).

По отношению к людям слово « » нередко стоит в одном ряду со «славой» , «обилием» , «мудростью» , «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», - сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).

Земное богатство - это изобилие денег, славы, детей или друзей. может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8-10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11-18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук - разорение, а от прилежных - богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий » (Еккл. 5: 19).

Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, - в доме его будет обилие и богатство», - пишет Давид (Пс. 112: 1-3). Но пьяница - не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство - падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое , а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).

Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но - доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” - и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7-9).

На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих - была для иудеев далека.

«Горе богатым» в Новом Завете

В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).

Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога - богатство «благодати» (χάριτος - см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος - см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης - см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).

Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).

Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.

Итак, надо всё продать и стать нищим?

Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.

В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10-12).

В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1-3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10-13; 2 Пар. 1: 11-12).

Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1-38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, - хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).

И в Новом Завете безумными являются , построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16-21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19-31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1-6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).

Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1-3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14-30; Лк. 19: 11-26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45-47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1-4).

Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.

Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому , пьянице , ведущему распутный образ жизни , злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).

Итак, корень всех зол - не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку (см.: Кол. 3: 5).

Может ли богатство быть добродетелью?

Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».

Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.

То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2-7).

В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», - писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7-14), - постоянно говорил Христос.

Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.

Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).

Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней - без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, - писал апостол, - кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6-7).

Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых - сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).

Щедрость для богатых и бедных - особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых - Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8-11). « бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.

По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая - давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник - см.: Мф. 18: 10; 10: 41-42); вторая - давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» - Лк. 6: 30); третья - самому выискивать нуждающихся и организовывать дела («приобретайте себе друзей богатством неправедным» - Лк. 16: 9).

«Посему, кто владеет собственностью, - замечает Климент Александрийский, - и золотом, и серебром, и домами, - как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».

Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. - это не норма дохода на душу населения, а - превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком - получит награду, а нерадивый - потеряет и то, что думает иметь.