Цветотерапия. Проект «Мир в цвете» - восстановление ребенка посредством цветотерапии, (старший дошкольный возраст)

Материал подготовила Тихоновская И.Н., воспитатель–методист высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №1 г. Феодосии».

Цветотерапия (хромотерапия)- это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Каким же образом цвет (свет) воздействует на организм человека? В основе хромотерапии лежат два механизма воздействия цветовой гаммы на человека: через глаза и через кожу.

Воздействие цвета через глаза

Это основной вид воздействия на организм. Цвет воспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, которая в свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нашу нервную систему; нервное стимулирование достигает мозга, который освобождает благотворные для организма гормоны.

Воздействие цвета через кожу

Это воздействие основано на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несет органам необходимую энергию, восстанавливая определённый биоэнергетический уровень и активизируя внутренние процессы организма.

В результате активного использования хромотерапии стимулируется эндокринная система человека, которая стимулирует наши жизненные процессы.

Рассмотрим влияние различных цветов на организм человека.

Красный

Это цвет силы и физической активности. Он традиционно считается цветом лидера, вожака стаи. Однако стоит помнить о том, что красный цвет сильно возбуждает нервную систему, что при чрезмерном его количестве в интерьере возможны вспышки агрессии. У некоторых людей переизбыток красного может вызвать гипертонический криз. Красный цвет разумно использовать на кухне и в столовой, он повышает аппетит.

Оранжевый

Цвет оптимизма и радости, цвет солнца и тепла. Лучшее лекарство против депрессий и нервных срывов, пессимизма, некоторых страхов и неврозов. Этот цвет положительно влияет на систему кровообращения, мышечную систему, повышает аппетит. Он помогает восстановительным процессам в организме человека. Оранжевый цвет любят и взрослые и дети, всем нам с детства знакома песенка:

Я окрашу целый свет,
В самый свой любимый цвет:
Оранжевое море,
Оранжевое небо,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.

Желтый

Этот цвет помогает нам концентрироваться. Желтый цвет очень эффективен против угрюмости, пессимизма и различных депрессий. Он помогает создать хорошее настроение, придает большую ясность мыслям. Желтый благоприятно действует на пищеварение и нервную систему, помогает работе памяти.
Если в жизни ребенка начинается новый этап, (поступление в детский сад или первый класс, окружите его желтыми предметами, это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Дети чаще всего тянутся к желтому цвету, он радует их в одежде, игрушках, предметах интерьера.

Зеленый

Это цвет покоя, цвет внутренней гармонии. Зелёный успокаивает и благоприятно влияет на сон, контролирует состояние раздражительности при нервных расстройствах. Он довольно эффективен в борьбе с головными болями и невралгией, нормализует кровяное и глазное давление и, по исследованиям офтальмологов, несколько повышает остроту зрения.

Голубой и синий

Это цвета уверенности и спокойствия, они положительно влияют на отношения в семье или коллективе. Однако, синий цвет противопоказан людям с низким давлением, что следует учитывать на практике применения этого цвета в хромотерапии.

Фиолетовый

Этот цвет обладает способностью частично снимать психофизические стрессы у человека. Он стабилизирует психику, балансирует душевное равновесие. У людей искусства фиолетовый цвет служит сильным стимулятором творческого мышления.

Белый и чёрный цвет

Они, в строгом смысле, цветами не являются. Это так называемые ахроматические цвета, то есть цвета, лишённые цветового тона. Белый и чёрный (особенно) почти не используются в цветотерапии.

Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний. Благотворно влияет на душевное состояние, которое, в конечном итоге, и определяет здоровье и благополучие человека.

Мы живем в многонациональном Крыму, поэтому не можем не учитывать, что в каждой культуре-свои цветовые ассоциации, которые иногда фиксируются в переносных значениях слов, красочных сравнениях, пословицах, поговорках. (Красна девица, как ясное солнышко, почернеть от горя, побелеть от страха, розовые очки). У разных народов отношение к цвету проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных обрядах. Эта определенная символика красок, дошла и до наших дней. Также каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать.

Практика применения принципов цветотерапии в ДОУ

Организуя работу с дошкольниками по цветотерапии, мы учитываем, что цвет является важнейшим элементом любого интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребенка обстановке лежит в основе его комфортного существования. Ещё Бехтерев писал, что «умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Цвет воздействует на эмоциональный настрой ребенка независимо от того, ощущает ли он это сам.

Помня о лечебном воздействие цвета и света на наших дошкольников, мы постарались правильно организовать в первую очередь световой климат в нашем ДОУ, который оказывает положительное воздействие на детей и сохраняет зрение. При этом мы учитывали, что правильное освещение должно быть соответствующей эффективности. Окна должны пропускать как можно больше солнечного света, поэтому плотные шторы в нашем дошкольном заведении висят только в спальных комнатах, а в остальных помещениях окна декорированы легкими прозрачными тканями.

Цветовая окраска стен и мебели зависит от естественной и искусственной освещенности помещения, группы в нашем ДОУ расположены окнами на южную и восточную сторону, стены окрашены в желтые и салатовые тона, спальные помещения в бледно-розовые и голубые тона. По исследованиям психологов дети любят яркие цвета: красный, оранжевый, желтый и комфортнее чувствуют себя при теплых тонах окраски, стены и панели в групповых помещениях мы окрасили в разные, но не контрастные, а близкие по цвету тона.

В интерьере групповых помещений нашего ДОУ присутствуют яркие световые пятна, которые радуют детей. При подборе мебели, мы учли то, что в группах нежелательна однотонная яркая красная или синяя мебель. Чтобы цвет в что-то значил для ребенка, радовал его или огорчал, помогал выразить настроение, передать эмоции необходимо дать первоначальные знания о цвете.

Мы начинаем знакомить малышей с цветом в 1-ой и 2-ой младшей группах на специально организованных занятиях, учим узнавать, называть, выделять цвет в окружающей ребенка обстановке, учим брать краски у природы.

Дети своей по природе более восприимчивы к многоцветию нашего мира. Поэтому цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических случаях. Плачущий ребенок успокаивается при виде яркой, красочной игрушки/ Дети радуются яркой, нарядной красивой одежде. Для создания хорошего настроения нашим малышам, мы используем «цветные физкультминутки». Перед началом разноцветных физкультминуток мы даем детям возможность рассмотреть цвет, насладиться им, для этого эффективно используем сюрпризный момент - появление «гостя», т.е. куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета, а затем уже предлагаем детям упражнения. Если хотите увидеть потрясающее умение ребенка радоваться жизни, окружите его яркими красками. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.

Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к цвету, пребывающие в хорошем расположении духа,они отдают предпочтение ярким насыщенным тонам«активной стороне» цветового круга, темные, мрачные холодные тона наоборот, ассоциируются у них с неприятными ощущениями, с чем-то плохим и неприятным. Так постепенно формируется связь между словом, образом эмоции и цветообозначением. Учитывая это, в нашем ДОУ детей окружают яркие радостные краски.

Положительное воздействие цвета воспитатели учитывают при оформлении интерьера группы и выбора цвета стен с спальных комнатах, при подборе игрушек и игрового оборудования.
Яркая черепаха привлекла внимание детей, они упражняются в шнуровке и застегивании пуговиц и молний.
В хмурый осенний день ребенок улыбнется при виде ярких красок.

В первой младшей группе дети начали знакомиться с цветом. Они научились различать цвета: желтый, красный, зеленый, синий, усвоили белый и черный цвета. Дети умеют выбирать из нескольких предложенных цветов нужный. Например, рисуют солнышко желтой краской, а травку – зеленой. С помощью упражнений «Подбери к блюдцу чашку», «Спрячь зайчат от волка», «Прокати мяч в ворота» они закрепляют знания о цвете.

Использовать в работе с дошкольниками цветотерапию педагоги продолжают во второй младшей группе, чтобы в будущем цвет что-то значил для ребенка, радовал его или огорчал, помогал выразить настроение, передать эмоции, первоначально мы закрепляем цвет на специально организованных занятиях, учим выделять цвет в окружающей ребенка обстановке, учим брать краски у природы.

Мы откроем вам секрет,
Как раскрасить белый свет
Желтыми, зелеными, красными
Красками прекрасными.

Пусть сияет все вокруг -
Речка, поле, лес и луг
Желтыми, зелеными, красными
Красками прекрасными!

Магия цвета - Хромотерапия

Цвет влияет на наши мысли, поведение в обществе, здоровье и взаимоотношение с людьми.

Цветотерапия, или хромотерапия - это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов. По мнению специалистов, механизм многих болезней обусловлен нарушением баланса в организме, в том числе, и цветовой гармонии, смешением цветов, дефицитом определенного цвета, необходимого для жизнедеятельности органов и психической гармонии. Если возвратить недостающий цвет либо очистить его от посторонних примесей, можно восстановить равновесие в организме. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Гениальный медик древности Авиценна прописывал своим пациентам воздействие определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния пациента. Применялись ванны с окрашенной водой, окна занавешивали цветными шторами, считалось также эффективным ношение одежды определенного цвета.
В Древней Индии лечение цветом практиковалось с незапамятных времен. Использование солнечных лучей и цветных стекол или крашенных в разные цвета тканей.

В Европе научное исследование лечебного эффекта цветового воздействия началось в середине XIX века. В начале XX века многие русские и немецкие терапевты стали активно практиковать лечение цветом от различных заболеваний. Так было возрождено древнейшее средство из лечебных приемов целителей Востока.

Показания для цветотерапии:

При стрессах, неврозах - для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств;

При психоэмоциональных нарушениях: снижение работоспособности и настроения, нарушение сна, раздражительность, плаксивость;

При бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях, обусловленных им, в т.ч. психосоматических расстройствах;

Для коррекции психоэмоционального состояния женщин с климактерическим синдромом (рекомендуются профилактические и лечебные курсы женщинам старше 40 лет);

Головные боли, повышенное и пониженное артериальное давление (вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь), повышенная метеочувствительность;

Утомление;

Для профилактики негативных последствий длительной работы с экранами мониторов.

Действие цвета

Цветотерапия базируется на индивидуальных свойствах каждого цвета.
Красный цвет наиболее активно влияет на человека, пробуждает его физическую силу, энергию, жизнелюбие. Это цвет страсти и воли. Красный цвет используется для кратковременной активизации деятельности. Длительное воздействие, наоборот, приводит к утомлению и снижению работоспособности. Все оттенки ярко-красного рекомендуются при менструальных болях, пониженном кровяном давлении, болях в суставах, простудах, сексуальных расстройствах.
Розовый цвет символизирует безусловную и безграничную любовь. Он имеет все положительные свойства красного, но с ослабленными недостатками. Способствует возникновению чувства привязанности, усиливает чувственность.

Оранжевый цвет - цвет здоровья. Стимулирует общительность и добродушие, создает бодрое, веселое настроение, дарит радость восприятия жизни. Этот цвет увеличивает работоспособность меньше, чем красный, но на более длительный срок. Наступающее затем утомление меньше, чем после красного. Цвет используется, когда за небольшой срок надо выполнить большой объем трудной работы и в моменты значительных эмоциональных и интеллектуальных нагрузок. Способствует усвоению и запоминанию материала, творческой работе с материалом. Вся оранжевая гамма - отличное лекарство против депрессии.

Желтый цвет - по действию сходен с оранжевым, укрепляющий, тонизирующий, оживляющий, открывающий человека для внешних позитивных воздействий, помогающий продлить хорошее настроение. Это цвет надежды и оптимизма. Подобно красному и оранжевому, увеличивает работоспособность, хотя и в меньшей степени, но на еще большее время. Благотворно влияет на творческую деятельность. Особенно отмечается его лечебное воздействие на органы пищеварения и печень. Желтый цвет усиливает аппетит.

Зеленый цвет - нейтральный, мягкий, успокаивающий. Недаром человек расслабляется в лесу, среди зелени деревьев, гуляя по ковру шелковистой травы. В цветолечении зеленый цвет благотворно влияет на зрение, снимает умственное и физическое перенапряжение, стабилизирует давление, исцеляет головную боль и мигрени, регенерирует клетки, помогает при сердечно-сосудистых недомоганиях, дает ощущение покоя и умиротворения, способствует перевариванию пищи. Этот цвет предпочитают те, кто находится в поисках своего «я» или ищет новое направление.

Голубой цвет - пассивный цвет. Цвет небесной сферы - способствует ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению работоспособности и эмоционального напряжения, возникновению спокойствия, помогает познать самого себя и почувствовать себя комфортно в одиночестве, способствует вдохновению. Успокаивает нервную систему, благотворно влияет при усталости и бессоннице, заболеваниях горла и дыхательной системы.

Синий цвет - пассивный, холодный и спокойный. Под влиянием синего цвета активность жизненных процессов и работоспособность снижаются, успокаиваются эмоции, возникает склонность к созерцанию и размышлению, вплоть до печали. Создает благоприятную обстановку для спокойной, но не интенсивной умственной работы и снижает ощущение утомления от нее. Оказывает положительное воздействие на органы дыхания, глаза, уши, носоглотку, регулирует деятельность щитовидной железы, быстрому заживлению ран и ослаблению болей. Снижает аппетит.

Фиолетовый цвет - наиболее пассивный. Ослабляет жизненные процессы, снижает работоспособность, успокаивает, его чрезмерное воздействие приводит к излишней сонливости и ощущению усталости. Приостанавливает рост опухолей, облегчает боли при артритах, вызывает приятные сновидения. Символизирует значительные изменения и необходимость уединиться.

Белый цвет - символизирует чистоту намерений, совершенство, непорочность, очищение и силу. Укрепляет и очищает весь организм.

Черный цвет - успокаивает эмоционально взвинченных людей, "гасит" конфликты. Его избыток, однако, способен вызвать депрессию. Его часто носят для того, чтобы подавить или защитить эмоции. Наиболее благоприятен черный цвет в сочетании с белым. Эта гамма исключительно уравновешивает человека, помогает ему постоянно держать контроль над своим поведением, правильно оценивать сложившуюся ситуацию.

Коричневый цвет - считается цветом здравого смысла. Спокойный, сдержанный цвет. Вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного, мягкого настроения, жизненной устойчивости.

Интересно! Цветотерапия также используется и в косметологии. Цвет оказывает благоприятное воздействие на состояние и внешний вид кожи, обладает прекрасными очистительными и иммуностимулирующими свойствами, тем самым, улучшая общее состояние человека и его внешний вид.

Медитация при помощи цвета

Наденьте свободную одежду. Постарайтесь, чтобы вас не беспокоили. Сядьте или лягте, как вам удобно. Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, как вокруг вас кружится много цветных шаров. Представьте себе, как в вас входит мерцающее сияние разноцветных лучей. Можете выбрать цвет, в зависимости от вашего состояния. Если вы не лечите что-то конкретное, то представляйте белый цвет.

Коснувшись головы, выбранный вами цвет превратится в цветной дождь. Этот цвет будет растекаться по позвоночнику до ступней ног. Каждая клетка тела получит энергетическую подпитку.

Выходя из медитативного состояния, регулируйте поток вливающейся в вас энергии. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и, наконец, вдохните на счет 4, задержите дыхание на счет 16, затем расслабьтесь и выдохните на счет 8. Повторите это упражнение еще раз. Два последних вдоха обеспечат поступление в мозг кислорода. Затем потрите ладони одна о другую, пока не почувствуете покалывание.

По возможности старайтесь заниматься медитациями каждый день.

Цветовой душ

Смастерите или купите лампу с цветными фильтрами (тонкой пластиковой пленкой, используемой для театрального освещения и имеющейся в продаже в художественных салонах) либо кусочками цветного витражного стекла. Через них вы сможете пропускать лучи от лампы направленного света для обработки определенным цветом отдельных частей тела. Этот метод называется цветовым душем. Однако применять его следует с осторожностью, учитывая возможные негативные влияния каждого из цветов.

Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. С момента рождения малыш окунается в пучину идущей непрерывным потоком информации. Уже в дошкольном возрасте получаемый объем часто приводит к усталости, снижению интереса к учебе, переутомлению малыша. Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую оздоровительную технологию как цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний. Сегодня это слово часто используют в контексте профилактики, предупреждения возникновения различных болезней. Многочисленное использование отдельных элементов цветотерапии на практике наглядно показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического здоровья, но и физического аспекта развития детей дошкольного возраста.

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

Известно два вида воздействия цвета:

  • Через органы зрения — воспринимается глазами, провоцирует активность химической цепной реакции, которая в конечном итоге приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  • Через кожу человека. Свет — электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма.

Мир Земли — это разноцветный мир, который с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье, его настроение. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста.

С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас.

Цвет, его влияние на организм

Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:


Применение в интерьере

Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. Рассмотрим как используется цветотерапия в ДОУ.

Солнечный свет оказывает позитивное воздействие на дошколят, помогает сохранить зрение. Рекомендуется плотные шторы использовать в спальных помещениях. В комнатах, где дети занимаются, играют, активно проводят время, для декорирования окон лучше всего использовать прозрачные воздушные ткани, пропускающие свет.

Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки.

Детям нравятся теплые тона красок: оранжевые, желтые. Можно окрасить панели в пастельные гармонирующие оттенки. Не стоит использовать мебель одного цвета, особенно красную. В интерьере следует использовать достаточно яркие привлекающие взгляд световые пятна.

Дошкольники очень восприимчивы к цветовой гамме. Темные, тусклые, холодные тона — для малыша это какая-то неприятная плохая вещь. Малыш может расплакаться, если ему принесут в подарок грязно-серую игрушку. Предложите детям нарисовать картинку на тему природы. Малыш никогда не выберет черный или коричневый карандаш даже, чтобы нарисовать землю. Это будет зеленая травка или яркие цветы.

Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт. Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу. Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.

Упражнения при цветотерапии

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 годика уже отличает красный и зеленые тона. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

«Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка.

«Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника.

«Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.

«Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.

Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы.

Методы

Цветотерапия в детском саду укрепляет психофизическое здоровье малышей. Её методы можно рекомендовать для применения дома.

«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками.

«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветок — аленький цветочек или цветик-семицветик. Можно нарисовать цветок, в котором жила Дюймовочка. Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал.

Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала.

Организация: МБДОУ «Детский сад №1 «Светлячок»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Менделеевск

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации деятельности с дошкольниками с применением элементов арт-терапии.

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Формировать адекватную самооценку.

План работы.

1.Актуальность проблемы.

2.Виды арт-терапии для дошкольников.

3. Краткая характеристика элементов арт-терапии. (Сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, терапия водой, музыкотерапия, игротерапия.)

4.Практическая часть: мастер - класс по использованию элементов арт-терапии в работе с дошкольниками.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе происходит пересмотр содержания дошкольного образовании

Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Ознакомившись с методической литературой, материалами Интернета по этой теме я часто использую элементы разновидностей арт-терапии в работе с дошкольниками.

Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:

  • Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
  • Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
  • В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;

Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Основными задачами в работе с детьми, являются:

  • Развитие познавательно-речевой активности, через использование средств арт-терапии.
  • Использование ресурсов сказкотерапии для развития, для решения целого ряда задач: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения.
  • Расширения кругозора детей, привития любови к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
  • Стимулирование креативности, оригинальности мышления.
  • Развития уверенность в себе.
  • Гармонизирование эмоционального состояние.
  • Способствование развития детского коллектива.

2.Виды арт-терапии для дошкольников:

  • Изотерапия
  • Цветотерапия
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Игротерапия
  • Музыкотерапия
  • Вокалотерапия
  • Сказкотерапия
  • Танцевально-двигательная терапия

Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. НОД строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности я стремлюсь, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.

В своей работе можно использовать следующие элементы арт-терапии:

Сказкотерапия . Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Песочная терапия. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «Юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.

Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

Терапия водой . Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Практическая часть:

Воспитатель: Сегодня я хочу представить вашему вниманию несколько игр, которые помогут Вам не только почувствовать себя ребенком, но научиться быть самим собой, понимать чувства других и использовать эмоции в качестве средства общения.

Итак, представьте себе, что вы дети – дошкольники…

  1. Упражнение «Здороваемся ладошками».

Воспитатель: Я предлагаю Вам поздороваться необычным способом- ладошкой (воспитатели встают в круг и прикасаются ладошками друг к другу). Соединим свои ладошки с ладошками соседа и ласково скажем: «Здравствуйте!» (также можно здороваться мизинчиками).

222222.Упражнение. 2. Упражнение «Олени».

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, в два круга – внутренний и внешний, встаньте лицом друг к другу. Правым ухом потритесь о правое ухо партнёра, затем левым о левое, потопайте ногами. После этого внешний круг должен сместиться на одного человека. И так пока все не поприветствуют друг друга.

3. Упражнение «Свеча».

Воспитатель: Сейчас вам нужно встать в один круг и представить, что у меня в руках свеча. Посмотрите, как колышется ее пламя, какое оно красивое. Сейчас мы будем передавать свечу друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу справа от вас и, глядя на него, улыбнитесь скажите: « Я тебя рад видеть»

4. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Воспитатель: Хочу предложить вашему вниманию следующее упражнение. Перед вами волшебный сундучок, в нём сюрприз. Каждый участник по очереди достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет его.

  • отгадать загадку, (не лает, не кусает, а в дом не пускает)
  • рассказать стишок,
  • сказать комплимент соседу справа,
  • произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,
  • спеть куплет из любой песни,
  • пройти по залу, как модель.

5.Упражнение «Доброе животное»

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо, а теперь послушаем как бьется его сердце. Тук – сделаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук- шаг вперед, тук – шаг назад. Зверь дышит очень ровно, спокойно. Мы с вами должны сделать глубокий вдох, а затем на выдохе громко и энергично произнести звуки:

"А" - воздействует благотворно на весь организм.

"Е" - воздействует на щитовидную железу.

"И" - воздействует на мозг, глаза, нос и уши.

"О" - воздействует на сердце и лёгкие.

"У" - воздействует на органы, расположенные в области живота.

"Я", "М" - воздействует на работу всего организма.

"Х" - помогает очищению организма.

"ХА" - помогает повысить настроение.

6.Упражнение «Сказка по кругу»

Воспитатель: Нам с вами предстоит выполнить очень интересное упражнение. Называется оно «Сказка по кругу». Я начну сказку, затем ее продолжит мой сосед справа и будет сочинять до тех пор пока я не скажу: «Дальше». Затем следующий игрок продолжит сказку.

7.Упражнение «Аплодисменты друг другу»

Воспитатель: Мы сегодня с вами плодотворно поработали, теперь я хочу снять у вас напряжение и усталость, поблагодарить вас за вашу работу. Давайте присядем с вами прямо на пол и будем аплодировать в ладоши. Но не просто аплодировать, а приглашать взглядом к началу аплодисментов. На кого я посмотрю, тот и начинает хлопать в ладоши, затем он в свою очередь приглашает к аплодисментам следующего участника и так далее.

В конце упражнения должны хлопать все участники нашего семинара.

8.Упражнение «Ритуал прощания»

Воспитатель: А попрощаться с участниками семинара я предлагаю следующим образом. Я протягиваю вперед свою правую ладонь, и каждый участник должен протянуть по очереди свою ладонь и положить ее сверху ладоней друзей. Когда будет положена последняя ладонь, мы все вместе с вами скажем дружно: «До свидания!»

Список используемой литературы:

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми СПБ. Речь.2006г
  2. Копытин А.И., Корт Б.В., Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М.»Психотерапия».2011г.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярславль. Академия развития.1996г.
  4. Материалы интернет-ресурсов.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинки к своему Я. М.Генезис.2004г.

Ц В Е Т О Т Е Р А П И Я


  • История цветотерапии
  • Язык цвета
  • О цветотерапии
  • Применение цветотерапии:
  • Диагностика нарушений;
  • Коррекция нарушений;
  • Профилактика нарушений.

5. Заключение


Цвет сам по себе что-то выражает - от этого нельзя отказываться… …Это надо использовать .

Винсент

Ван Гог


Наука о целительстве цветом называется Ц В Е Т О Т Е Р А П И Е Й .


- оптимальная адаптация внутренней и внешней среды человека друг к другу; развитие воли или внимания; памяти или воображения; ритма жизни или выносливости...

В общем, того, к чему стремится интеллект человека.


Символика цвета имеет давнюю историю.

Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок»,

что нашло отражение в древних мифах,

народных преданиях, сказках,

различных религиозных и мистических учениях.


О ткрытие английскими учеными Дауном и Блунтом лечебных свойств ультрафиолетовых лучей (1877) ;

Открытие лечебного воздействия каждого цвета спектра американскими учеными Эдвином Баббитом и Плизантоном (1878) .


Ц В Е Т - это свет, без которого немыслимо наше существование.

Цвет, проникая в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа порождает гормоны, управляющие функциями организма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости.




Красный цвет - то цвет кровавый,

Эпизод он битвы правой.

Сделанная вмиг работа,

Солнца пламенный закат,

-И забьется сердце жарче,

И запомнится все ярче.

Красный - время для полета,

Огненный его наряд.


Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны - вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями. Красное обозначает также власть, величие. Красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками.


Возбуждает и раздражает, стимулирует головной мозг, увеличивает аппетит. Связан с кровью. Способствует росту количества эритроцитов и гемоглобина в крови, стимулирует образование других клеток крови.

Создает ощущение телесного тепла

и реально увеличивает общее количество "внутренней теплоты". Помогает поддерживать здоровый цвет кожи, дает энергию нервной ткани и красному костному мозгу - органу кроветворения.

Переизбыток красного цвета может вызвать конъюнктивит.


Желтый - это цвет ментальный,

Осени листок прощальный.

Это мысли цвет и грусти - Беспредельность с ним твори.

А в ненастье желтый лучик,

Тот, что выйдет из-за тучи,

Невесомые опустит Нити счастья и любви.


Желтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. Желтый - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей.


Стимулирует нервные процессы, питает головной мозг, усиливает работу ума.

Эффективен как восстанавливающее средство

при умственном утомлении. Ликвидирует апатию и тревогу. Увеличивает силу понимания.

Возвышает ум и утончает восприятия.

Чрезмерное употребление этого цвета может вызывать избыточное накопление желчи в тонком кишечнике.


Цвет зеленый - возрожденье,

Равновесье, обновленье. Это юность и мечтанья, Лист, раскрывшийся весной.

Это луг, залитый светом

Ярким днем веселым летом,

Это выход из отчаянья

И лесной глуши покой.


Зеленый - цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой - и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще.


Уравновешивает, успокаивает, вселяет мужество, дисциплинирует ум и тело, помогает контролировать свои поступки. Дарует ощущение психической свежести и облегчает состояние при мучительных состояниях переживания чувства вины и тревоги. Смягчает эмоции, гармонизирует работу сердца. Чрезмерное использование этого цвета стимулирует концентрацию желчи и может явиться причиной возникновения камней в желчевыводящих путях.


Синий-синий купол звездный

Зачарует в день морозный,

На его печальном фоне

Звезд виднее чистота.

Синий милость и пощаду

Принесет глубоким взглядом,

В синем цвете даль утонет,

В синем - мудрость божества.


Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство. Синий - традиционный цвет истины и покоя в восточной философии. Синий - цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии.


Оказывает болеутоляющее действие. Эффективен при бессоннице,

рассеивает навязчивые мысли.

Это - цвет Чистого Сознания,

духовной бодрости и умственной трезвости. Охлаждает и тело, и ум.

Помогает исправлять болезни печени. Эффективен при снятии психоэмоционального возбуждения, смягчает агрессию, ликвидирует состояния страха и тревоги.


Цвет оранжевый огнем

Возвестит о дне своем.

Роскошь солнца, пламя свеч

Он напомнит среди стужи

Апельсина теплым цветом

И настурции букетом.

Его греющая речь

Мысли, творчеству послужит.


Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Оранжевый – это цвет освобождающий, раскрепощающий, способствующий терпимому и доверительному отношению людей друг к другу.

Оранжевый цвет говорит о стремлении человека к самораскрытию и установлению контактов с окружающими.


Стимулирует чувства, создает ощущение веселья и благополучия, способствует лечению анемии.

Согревает и несет положительную целебную энергию. Придает энергию и силу гениталиям. Поддерживает здоровое состояние кожных покровов и слизистых оболочек.


Фиолетовый цвет тайны

Любим с детства не случайно,

Магдалину христиане

Нарядили в этот цвет.

В фиолетовых одеждах

Можем мы внушить надежду;

Им Нептун светиться станет

Среди близких нам планет.


Фиолетовый цвет

символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

Фиолетовый – помогает познать мировые законы, получить озарение свыше. Считается вдохновляющим духовным цветом. Люди, предпочитающие фиолетовый цвет, тянутся ко всему таинственному, пытались найти разгадку необъяснимым явлениям.


Повышает функциональную устойчивость сердца, легких и кровеносных сосудов.

Увеличивает выносливость тканей и органов, помогает при невралгиях.

Создает легкость в теле и открывает двери к тонкому восприятию людей и предметов, а также способствует доступу целительных сил окружения в организм.


Разбеленный черный, затемненный белый -

Вот таким нежданно к нам приходит серый.

Серый- это мера, что несет отраду,

Сдержанная мудрость- и душа ей рада.

Утихает красный, отступает синий

И виток чугунный украшает иней.

Издали нам кажется, что сера ограда,

И прекрасней нету обрамленья сада.


Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. Белый - синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель.

Черный - цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя


  • Это увлекательно, интересно, ресурсно и экологично.
  • Работа с цветом ускоряет прогресс в терапии.
  • Бессознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем при рассказе о самих переживаниях.

Использование колористических упражнений служит средством для:

  • развития внимания к чувствам;
  • усиления ощущения собственной ценности;
  • повышения спонтанности и креативности.

  • непосредственно после приема пищи;
  • при алкогольном опьянении;
  • при приеме лекарственных препаратов.

Беременным и женщинам накануне (или во время) менструации следует проводить контрольное тестирование для цветовой коррекции каждого последующего сеанса.

Реально же ограничения цветотерапии определяют прежде всего цвета бессознания. Перед применением цветотерапии, необходимо проконсультироваться со специалистами!!!


Цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме. Например, нельзя применять:

красный цвет при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении и угревой сыпи; голубой - при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении индиго , так как он воздействует на эндокринную систему. Опасно также подвергать себя воздействию какого-либо цвета слишком долго, особенно красного конца спектра. Желтый и оранжевый цвета нельзя использовать при психическом возбуждении (частый исход - головокружение).


Применение

цветотерапии

Диагностика

нарушений

в развитии

Коррекция

нарушений

Профилактика

заболеваний


Цветовой

тест

М. Люшера

Тест цветных

пирамид

Цветовой тест

Отношений

(ЦТО)

Методика

цветовых

порогов


Существует два варианта теста: краткий и полный. Краткий вариант ЦТЛ представляет из себя набор 8-ми цветов: - серого, темно-синего, сине-зеленого, красно-желтого, желто-красного, красно-синего или фиолетового, коричневого и черного. Полный вариант ЦТЛ - «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовых таблиц. Тест представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.


Создан в 1952 году Р. Хейсом и Г. Хилтманом. Сущность - констатирование связи между субъективным предпочтением цвета и личностными особенностями человека, в том числе и интеллекта. Процедура теста заключается в оклеивании цветными квадратиками 3-х или большего числа схем-протоколов пирамид, содержащих 15 пустых квадратов. Оценка результатов включает подсчет частоты выборов основных тонов, без учета оттенков. По количеству использованных и не задействованных цветов в пирамидах определяется широта сферы эмоционального реагирования испытуемого. По форме пирамиды (характеру оклеивания ее цветами) выносится суждение об интеллектуальных особенностях личности.


Составители: Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд.

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним.

Оборудование: 8-ми цветовая таблица Цветового теста Люшера. Стандартная процедура проведения ЦТО состоит из нескольких этапов:

1.Определение лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение

2.Этап тестирования.

3. Этап интерпретации результатов.



ЦВЕТНАЯ

ВОДА

ЗВУКОТЕРАПИЯ

ЛИТОТЕРАПИЯ

ОЧКИ С ЦВЕТНЫМИ

СТЕКЛАМИ

ЦВЕТНЫЕ ВАННЫ

ЦВЕТОПУНКТУРА

ХРОМОТЕРАПИЯ


Это терапия с использованием цветного освещения.

Лечение разноцветным освещением обычно проводится двумя способами:

1. Хромотерапия всего тела (особенно спины), в том случае, когда требуется возродить организм.

2. Хромотерапия какой-либо части тела или органа, который нуждается в лечении.

Для сеанса - лучше быть одетым в светлую одежду, тогда вы лучше впитаете в себя цвет.


это метод воздействия света на человеческий организм с помощью окрашенных лучей на меридианы человеческого тела.

Точки акупунктуры подвергаются воздействию не иголок, а цветных лучей. Продолжительность воздействия цветных лучей, расстояние между источником света и меридианной (с точностью до сантиметра) устанавливается индивидуально цветотерапевтом.


Для создания цветной ванны подойдет цветная соль для ванн или пищевой краситель. Ванны теплого спектра желательно принимать в первой половине дня, а холодных тонов как расслабляющие - в конце дня .

Синяя - отрешиться от повседневности и способствовать медитации.

Фиолетовая - вдохновит на достижение идеалов в жизни и работе.

Розовая ванна подарит уверенность в собственных силах. Голубая ванна поможет прийти в себя после трудового дня.




Зеленые камни,

несущие покой

(изумруд,

малахит,

нефрит)

Живая энергия

черных камней

(гагат, обсидиан,

акабар)

Красные камни

жизненной силы

(рубин, гранат,

ПАЛИТРА

ЦЕЛЕБНЫХ

КАМНЕЙ

Желтые камни

интеллектуалов

(цитрин, топаз,

янтарь)

Синие камни

мудрости (сапфир,

аквамарин, азурит)

Тайны белых

камней

(алмаз, жемчуг,

перламутр)


В емкость из цветного стекла наливают жидкость. Далее выставляют сосуд на солнечный свет. Получается двойной эффект от потребления соляризированной жидкости.

Красная вода - дает заряд энергии и согревает;

Зеленая - гармонизирует и стабилизирует;

Оранжевая - освежает;

Желтая - стимулирует;

Жидкости, заряженные голубым , синим или фиолетовыми лучами, успокаивают.



«Дома и стены помогают!»

Русская народная пословица

Правильное использование цвета в своем доме может значительно усилить помощь родных стен.


Физиология цвета: Хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.

Профилактика заболеваний: диабет, кожные заболевания, истощение нервной системы.


Физиология цвета:

Лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Является анестетиком.

Профилактика заболеваний: ангина, ревматизм, тревожность и др.


Физиология цвета: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови, увеличивает сексуальность и сексуальное влечение.

Профилактика заболеваний: пониженное артериальное давление, анемия, плохое кровообращение, простуда, насморк. Лучше применять красный цвет в сочетании с зеленым или голубым цветами.


Физиология цвета: чаще всего сердечные приступы возникают из-за скопившихся эмоциональных проблем. Причиной большинства сердечных заболеваний у мужчин среднего возраста является невозможность изменить что-либо в своей жизни, из-за недовольства своей профессией.

Профилактика заболеваний: болезни сердца, бронхит и болезни легких, грипп, клаустрофобия.



Тейя Крашек, Клиффорд Пиковер.

Гармонизирует все энергетические процессы,

наполняет жизненной энергией, защищает от электромагнитного излучения

и любых негативных энергий.

Можно размещать над экраном телевизора,

у монитора компьютера

Биогенезис


Маргарита Шевченко. Целебный рисунок

Обеспечивает эмоциональное равновесие,

улучшает обменные процессы в организме, способствует похудению. Можно размещать на кухне, над обеденным столом


Маргарита Шевченко.

Подключает ко всеобщему информационному полю. Способствует разрешению сложных проблем, раскрытию творческого потенциала,

развитию парапсихологических способностей. Можно размещать на рабочем столе, использовать для медитации.

Медитативный рисунок.


Маргарита Шевченко.

Очищает от негативных мыслей и эмоций, рассеивает страхи, укрепляет

энергетику. Защищает от внешних негативных энергий и влияний.

Можно размещать в прихожей, особенно эффективно прикреплять к входной двери

Ангел со звездами



  • Агостон А. Теория цвета и ее применение... М., 1982
  • Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985
  • Гоникман Э.И. Ваш талисман (о целебных свойствах драгоценных камней) М., 2002
  • Егорова Е. Процветание по М. Люшеру: энергия цвета для здоровья и успеха. СПб,: Питер, 2007
  • Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984
  • Серов Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб: 1993
  • Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. - СПб, 1997
  • Шереметева Г.Б. семь цветов здоровья. Лечение цветом. М., 2001
  • http://www.colorzone.ru/
  • Boliachkam.Net
  • www.nutrition.ru/works/pages/natmed/colortherapy.htm