Развитие музыкальных способностей детей. Музыкальное развитие крохи: что нам поможет

Когда нужно начинать заниматься музыкальным развитием своего ребенка? Многие мамы задаются этим вопросом. Ведь сегодня довольно часто в разных кругах ведутся споры о методиках раннего развития и об их влиянии на формирование личности. Что касается того, нужна ли грудничку математика или знание всех букв русского алфавита, то здесь, конечно, противоположных мнений найдется масса. Чего нельзя сказать о раннем музыкальном развитии ребенка, о формировании его музыкального и эстетического вкуса.

Музыка для грудничков: первые уроки музыки

Лучше всего начать приобщать своего малыша к прекрасному с самого его рождения. Музыка, пение, танцы – это ведь сплошные , из которых и состоит внутреннее благополучие человека. Гармоничное всестороннее развитие – вот фундамент душевного и физического здоровья ребенка, закладывать который нужно с момента его появления на свет. И вам совершенно не обязательно быть виртуозом в оркестре или солистом филармонии, чтобы помочь крохе получить свои первые познания в музыке, открыть для себя такой разнообразный и бесконечно прекрасный мир гармонии звуков.

Все мы в той или иной степени музыкальны. И даже если у вас нет выдающихся способностей, это ведь не значит, что вы не можете наслаждаться музыкой так же, как и одаренные абсолютным музыкальным слухом или вокальными данными люди.

Так помогите же вашему малышу взять как можно больше от музыки. Тем более что на начальном этапе музыкального образования ребенка от вас не требуется даже знания нотной грамоты.

Музыкальное развитие детей раннего возраста

Музыка для грудничков: поем ребенку потешки и колыбельные

Психологи по перинатальному (т.е. дородовому) воспитанию утверждают, что ребенок слышит голоса родителей и музыку, еще находясь в утробе матери. А после рождения малыш способен различать высокие и громкие звуки. Кроха реагирует на мамин голос и успокаивается от его звучания. И вы смело можете начинать музыкальное образование своего чада прямо в роддоме. Когда его переодеваете или , пойте малышу песенки-попевки любого содержания. Например, такие.

Чук, чук, чу-учки,
На горе – стру-учки,
Под горой – лопа-атки,
Бегают ребя-атки.

Ты мне ру-учки подай,
Да с крова-ати вставай,
Умыва-аться пойдем,
Где води-ичка найдем!

Потягушки-потягу-ушечки,
От носочков до маку-ушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не оста-анемся.

Застегнем застёжки-застежки
На твоей одёжке-одежке:
Пуговки и кно-почки-кнопочки,
Разные заклё-по-чки.

Тушки-туту-ушки,
Где твои у-ушки?
Ушки в ша-апке,
Троньте ла-апки.

Это – ло-ожка, Это – ча-ашка.
В чашке – гречневая, в чашке – ка-ашка.
Ложка в ча-ашке побыва-ала -
Кашки гречне-евой не-е ста-ало!

Ротик мой умеет куша-ать,
Нос дышать, а ушки слуша-ать,
Глазоньки моргать-моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

Не помешает вам также выучить несколько колыбельных песенок. В этом как нельзя лучше поможет видеоролик, представленный ниже.

Колыбельные песни для самых маленьких – видео

Даже если вы не успели запастись такими коротенькими потешками или колыбельными заранее, не беда. Вспомните хотя бы «Ложкой снег мешая…» из мультфильма про Умку или «Спят усталые игрушки…» из «Спокойной ночи малыши». А если хорошенько поскрести в закромах собственной памяти, там можно много чего ценного почерпнуть. Ведь все мы когда-то были детьми.

И еще. Попробуйте сочинять попевки-пестушки сами, прямо на ходу. Рифмуйте простые фразы, а можно даже и без рифмы. Пойте обо всем, что делаете, обо всем, что видите вокруг. Это и есть первые шаги к налаживанию контакта со своим новорожденным крохой, а еще - это его первые уроки музыки. Вот такие нехитрые, но очень важные на данном этапе .

Музыка для грудничков: слушаем музыку

Какую музыку лучше слушать маленьким детям? Все те же психологи не устают говорить о чрезвычайной пользе классики для формирования музыкального вкуса у малышей. Традиционно «детские» композиторы – Моцарт, Вивальди, Чайковский. Но здесь нужно сделать акцент на один момент. Все детки разные. У всех разный характер и темперамент. Некоторые крохи расстраиваются и даже начинают плакать при прослушивании грустных мелодий, а кто-то слишком возбуждается от звучания веселых и динамичных (это проявление так называемой музыкальной отзывчивости).

Поэтому родителям следует внимательно наблюдать за ребенком во время прослушивания ним тех или иных композиций, чтобы корректировать репертуар в соответствии с предпочтениями маленького меломана. Ну, и конечно, не стоит забывать о детских песенках из . Им, как говорится, все возрасты покорны. И малыши намного активнее реагируют на песни со словами, чем на мелодии без голосового сопровождения.

В продаже можно увидеть диски с классической музыкой, которые адаптированы специально для прослушивания грудничками. На них преимущественно звучат скрипка и флейта, различные свистульки и колокольчики. А когда малышам исполняется 2 месяца , в список их предпочтений добавляются фортепиано и гитара, ксилофон и металлофон. Кстати, при мама может взять своего одно-, двух-, трехмесячного кроху на руки и хлопать его ладошками в такт музыке. Такое упражнение помогает развить в ребенке чувство ритма.

Что касается времени прослушивания, то малыши до года могут непрерывно слушать музыку не более чем 20-30 секунд . Затем желательно сделать перерыв 1-3 секунды . И после паузы можно продолжить прослушивание еще на 20-30 секунд . Далее любое музыкальное произведение будет звучать лишь в фоновом режиме, не поглощая полностью внимание ребенка. Но и этого, на ваш взгляд, короткого промежутка времени вполне достаточно для музыкального развития на самом начальном его этапе.


Музыкальные инструменты для детей до 1 года

В 3-4 месяца уже смело можно приобщать малыша к игре на музыкальных инструментах. Конечно, это не будет целенаправленное обучение, а, скорее, знакомство с разными инструментами и со звуками, которые каждый из них может воспроизводить. Обязательно приобретите некоторые из них. Для деток в возрасте до 1 года подойдут:

  • маракасы;
  • барабан;
  • колокольчик;
  • ксилофон;
  • металлофоном;
  • гитара;
  • детское фортепиано;
  • синтезатор.

В этом возрасте ваш кроха с легкостью позволит вам помогать ему стучать палочками по барабану, или звенеть в колокольчик. Этим вы положите начало формированию у ребенка музыкального вкуса. Ваша цель – показать малышу, насколько разнообразными могут быть звуки.

И здесь вам очень помогут нехитрые погремушки, которые довольно легко можно смастерить своими руками. Из всяких коробочек и баночек, которых на кухне у любой хозяйки целое множество. Их наполняют разными крупами, можно шариками, болтиками и всем, что найдется под рукой, и красочно оформляют. В связи с тем, что в каждой баночке - разный наполнитель, и звучать они, соответственно, будут по-разному, при смене «инструмента» с новой силой привлекая внимание малыша.

В 5-6 месяцев ребенок уже вполне может взять инициативу в игре на музыкальных инструментах в свои руки. При этом он захочет использовать все, что под руку подвернется. Будет стучать, хлопать, тереть, бросать, гладить, издавая такие звуки, о существовании которых вы, в своей скучной взрослой повседневности, вряд ли даже подозревали.

Также полугодовалого карапуза уже можно начинать знакомить с историей искусств. Нет-нет. Это не опечатка. В возрасте от шести месяцев и до двух лет дети очень хорошо запоминают лица. И эту особенность их развития можно успешно использовать для их музыкального образования. При прослушивании разных произведений показывайте своему крохе портреты композиторов, их написавших. Впоследствии ему не составит труда ассоциировать музыку с образом ее автора.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу рассказать вам о том, как можно развить музыкальные способности у ребенка с рождения до одного года, так как музыкальное развитие очень поможет достичь успехов и в других сферах жизни.

Одним из самых главных периодов в развитии ребенка является возраст от рождения до года. В это время малыш учится координировать движения, произносит первые звуки, учится логически мыслить и выражать свои эмоции, а также потребности. Кроме того, кроха делает первые шаги, а еще это время самое благоприятное для развития органов слуха и музыкальных способностей.

В это время следует продолжать пение мелодий и песенок, которые мама пела до появления малыша. Постепенно можно включать в репертуар и новые песенки, причем, мелодию как таковую, малыш возможно и не будет воспринимать, но эмоции, идущие от характера и ритма напева, он уже в состоянии уловить.

Ребенок, которому часто напевают, различает колыбельную, плясовую и маршеобразную мелодию. Очень хорошо, если различные манипуляции с ребенком, будь то , переодевание или пеленание, будут сопровождаться пением. Исполняемые мелодии должны быть простыми, и на начальном этапе основываться на одном или двух звуках, и быть контрастными по характеру.

Кроме мелодий, напеваемых взрослыми, у малыша должны быть и другие музыкальные впечатления, например от игры со звучащими погремушками. С 1,5 — 2-х месяцев ребенок реагирует не только на цвет и форму погремушки, но и на разное звучание: громкое или тихое, резкое или приглушенное. Первое время с погремушкой играет только взрослый, а малыш наблюдает. Движения рук взрослого должны быть свободными и ритмичными.

Интересной может быть игра на двух погремушках двумя руками, причем лучше, если не только цвет погремушки, но и тембр, и высота будут разными. В этом случае одна погремушка воспроизводит короткие звуки, другая — долгие, или вся ритмическая фигура повторяется каждой погремушкой; можно чередовать их отдельное и совместное звучание.

Как только ребенок научится брать и держать погремушки, можно взять его за руки и воспроизводить отдельные ровные удары вместе с ним, вначале — не более двух-трех. При этом лучше держать малыша в полусидячем положении спиной к себе, на коленях, тогда движения погремушкой «от себя» будут естественными для малыша.

Те же движения можно производить одной рукой ребенка по его коленке или по ладони взрослого, а потом по ладони другой руки малыша, с тем, чтобы этот ритм он почувствовал в разных проявлениях и привык к нему.

По мере роста ребенка эти ритмические упражнения хорошо сопровождать произнесением слов нараспев даже на одном звуке. Это может быть пропевание любых слогов: ма-ма-ма, ля-ля-ля, та-та-та и др. Игра на погремушках возможна также в чередовании с пением или речитативом.

В этих упражнениях у ребенка происходит активное формирование и развитие не только чувства ритма, но и тембрового слуха и координационных навыков. Развивающее действие оказывает на малыша и пропевание мелодии с одновременным выделением сильных и слабых долей погремушкой или бубном.

Положительный эффект также может дать прохлопывание ритма разучиваемой песенки ладошками малыша, взяв его за руки. Если руки ребенка не слушаются, и он не успевает прохлопать мелкие длительности, достаточно удовольствоваться прохлопыванием долгих длительностей или сильных долей, не требуя от малыша невозможного.

И, конечно же, занимаясь с ребенком, необходимо всегда помнить, что между ощущением ритмической пульсации, передачей ее в движении образуется двухсторонняя и более сложная система связей, которая требует длительных проб и тренировок.

В этот же период, по мере развития координации движения малыша, эти же упражнения можно простукивать палочкой по подвешенному колокольчику. Со звучанием колокольчика и погремушек следует познакомиться одновременно и обратить внимание на красивый тембр, спеть песенку: «Дин-дин-дин, дин-дин-дин, в колокольчик звоним».

Музыкальное развитие крохи: что нам поможет

Красивым тембром обладают куклы-неваляшки. Звучание их напоминает нежный звук, одни «поют» продолжительно, другие — коротко. Главное — привлечь внимание малыша к красивому тембру, вызвать у него, хотя бы на короткое время пристальное вслушивание в звуки качающейся куклы до тех пор, пока они не замолкнут.

Если малыш захочет слушать еще — очень хорошо, но если он начнет бросать куклу лишь для того, чтобы она снова встала, необходимо его остановить и объяснить, что кукла может заболеть и потерять красивый голос.

Малыши с восторгом воспринимают и слушают звучание бубна и треугольника, особенно если это еще сопровождается веселым пением мамы или папы. Однако следует учитывать, что громкое звучание быстро утомляет, мешает правильной, естественной работе слуха. Занимаясь с ребенком, надо следить за его вниманием, активностью и приводить занятия в часы длительного бодрствования, но не перед сном.

Все перечисленные инструменты относятся к числу ударных, но они не менее важны в развитии музыкальных способностей ребенка, чем обладающие высотой звука, так как в первую очередь способствуют развитию чувства ритма, памяти, тембрового слуха.

Помимо этого необходимо продолжать слушать (как и в пренатальный период) классическую музыку, которая дополнительно обогащает и развивает слуховые представления. На начальном этапе это может быть ряд миниатюрных пьес, например Менуэты В.А.Моцарта из ранних опусов, которые малыш способен воспринимать целиком и заинтересованно.

Также хороши пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. В текстах таких песен о кошке, медведе, собачке и т. д. содержатся слова, которые воспроизводят звуки животных: «ав», «мяу» и т. д. Песни с такой тематикой малыши очень любят, и вместе со взрослыми могут «помяукать» или «поавкать» в нужном месте текста.

Разучивая новые песенки, следует помнить, что ребенок усваивает мелодию в течении нескольких дней или месяцев. Торопить и сожалеть о том, что он медленно запоминает мелодию, нельзя, так как музыкальное развитие у каждого ребенка идет по-разному. В этом процессе большую роль играют здоровье, общее развитие и воспитание.

Помимо этого, огромное воздействие на развитие музыкальных способностей оказывают всевозможные игры и движения под музыку. Пока ребенок мал, его можно взять на руки и вместе с ним идти по комнатам, весело притопывая, совершая небольшие повороты вправо и влево, кружась и отступая назад. Естественно, что это действие должно происходить под музыку. Движения необходимо выполнять ритмично и, по возможности, менять при смене характера музыки.

Итак, сегодня я рассказала вам об очень простых и эффективных способах развития музыкальных способностей у ребенка. Если вы будете следовать этим советам и рекомендациям, то, при условии регулярных занятий, музыкальные способности вашего ребенка будут развиваться стремительными темпами, и ваш ребенок с каждым днем будет становиться все умнее и умнее!

Заходите к нам как можно чаще и вы узнаете еще много интересных способов развития своих деток. Обязательно и делитесь статьями в социальных сетях.


Многих родителей не удовлетворяет, если мы так неопределённо, словами, вынесенными в заголовок, отвечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?». И тогда мы приводим афористично-ёмкий ответ на тот же вопрос известного венгерского педагога и композитора Залтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше — за девять месяцев до рождения его матери»

Чем раньше, тем лучше

Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Просим извинить, если подобным ответом несколько нарушили ваше душевное спокойствие. Ведь многие привыкли считать, что воспитание ребёнка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трёх-четырёх растёт здоровеньким, и слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет. От момента рождения до 4-х.

Известный сторонник раннего активного развития детей Масаре Ибука (Япония), отстаивающий именно такую точку зрения, в своей книге «После трёх уже поздно» в качестве доказательства приводит примеры детей (только в Индии известно несколько подобных случаев), которые были в младенческом возрасте похищены волками, а в три-четыре года найдены и возвращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки учёных (история Тарзана — прекрасная сказка), эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Они не смогли научиться не только читать или считать, но даже членораздельно говорить...

Это, впрочем, не означает, что мы полностью согласны с максимализмом Масаре Ибука или его современного российского последователя Павла Тюленева, тоже утверждающего, что «после трёх поздно». Думаем, что всё обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами. В том числе музыкантами высокого уровня. Кстати, вопрос о соотношении генетической предрасположенности и окружающей среды трактуется по-разному и до сих пор остаётся открытым.

И всё-таки многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычайно важен, что у детей до трёх-четырёх лет огромный жизненный потенциал. Их сознание — чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает всё новое. Познаёт окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются. Дети до 4-х лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учёбы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

Масаре Ибука рассказывает об эксперименте, проведённом в Японии в центре раннего развития , который он возглавлял. Одной группе детей в возрасте 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.

Что получается? То, чему дети постарше, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи. Яркий пример — изучение иностранных языков. В семидесятые годы у авторов в Москве был знакомый афроамериканец. Его пятилетняя дочка свободно говорила на четырёх языках — русском, английском, французском и испанском, хотя ни одному из языков специально не училась. Просто папа говорил с ней по-английски, мама — по-русски, жившая с ними бабушка — по-французски, и, что особенно удивительно, другая бабушка на испанском. Удивительно потому, что эта испаноговорящая бабушка приходила к внучке только два раза в неделю на несколько часов. Сказанное выше в полной мере относится и к музыкальному воспитанию.

Первый год. Звуковое окружение

Итак, у вас в семье большая радость — родился ребёнок. Сынок или дочка. Как правильно создать музыкальную среду его обитания? Как развить в этом возрасте музыкальные способности? Как пройти между Сциллой насильственного навязывания своих представлений и Харибдой полного невмешательства?

С самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков — сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами источник звука, а с 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит — гулит, произносит отдельные звуки, иногда даже напевает. Ребёнок начинает понимать, что и звуки, которые издаёт он сам, вызывают реакцию окружающих.

К этому времени малыш, не улавливая ещё смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон — улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито — пугается, плачет. Постарайтесь по возможности огородить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Услышав громкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что ещё хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребёнок становится нервным, возбудимым, плохо кушает и спит. Мелодичные, тихие и нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг малыша звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Уместны колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки. В том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери.

Пусть мама (да и папа тоже) поет малышу.

С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери или няни (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин об Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.

Сегодня песня, в том числе у колыбели, уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники и что петь малышу несовременно. У многих в нашей суматошной жизни голова забита другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей — самый лучший добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.

Знаем семью, в которой родители, заметив, что 11-месячный ребёнок пытается имитировать интонации их голоса и пения, стали разыгрывать дома целые оперные сцены, обращаясь к карапузу с импровизированными напевными речитативами.

— Вставай, маленький, любимый Сашенька, — напевали они утром на разные мотивы.- Как тебе спалось, сыночек? Давай будем одеваться. А где же наша рубашечка? И т.д. и т.п.

Результаты оказались поразительными. К двум годам Саша очень любил петь, а к трём распевал многие детские песенки: «Ёлочку», «Крокодил Гена», «Мы едем, едем, едем...» и др. Добавим, что примеров, когда певческий контакт родителей и детей помогал музыкальному развитию ребёнка, в нашей практике довольно много.

Иногда папа или мама спрашивают: «А как быть, если у меня нет слуха, и я пою фальшиво?» У педагогов на этот счёт нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен , например, считает, что в этом случае петь ребёнку нежелательно, так как музыкальный слух ребёнка может испортиться. На наш взгляд, главное в пении родителей — не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению. А также, повторимся ещё раз, личный пример. Остаётся добавить: представление, что если у родителей нет слуха, то и у ребёнка не будет, не имеет под собой достаточных оснований.

Когда музыка звучит с первых дней

Из огромного мира звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать слушать музыку с первых дней жизни. Но как определить подходит ли данная музыка вашему ребёнку? Бехтерев предложил способ простой и надёжный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие — радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».

Однако опыт семей, которые мы наблюдали, показал, что рекомендация Бехтерева срабатывает не всегда. Встречаются малыши, которые на музыку мало реагируют или реагируют достаточно неопределённо, чтобы сделать какой-то однозначный вывод. В этих случаях советуем придерживаться критериев, может быть, несколько более расплывчатых, чем предлагает В. М. Бехтерев, но приемлемых для всех детей. Музыка, которую вы даёте слушать самому юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит искусственно ограждать маленьких слушателей от Баха, Чайковского, Бетховена и включать для них только музыку простую, элементарную, написанную специально для детей. Но есть и некоторые ограничения. Музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, чёткую форму. Как в литературе. Сначала сказки Пушкина, и только значительно позже — «Преступление и наказание» Достоевского.

Музыка и движение

Музыка и эмоции тесно связаны. Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает её эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, весёлую музыку улыбается, радуется. Весёлая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности: возгласы, подпевание, движения плясового характера. Такую активность надо всячески поддерживать. Вы доставите большое удовольствие крошечному, ещё не умеющему сидеть ребёнку, если возьмёте его за кисти рук и под весёлую музыку будете совершать разнообразные движения. Всё это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательную активность, но и создаёт важную эмоциональную связь: музыка — это радость и удовольствие.

С большим интересом ребёнок до года слушает музыку, под которую ритмично движутся взрослые с флажком или бубном. Взрослого с успехом может заменить кукла. Под марш кукла марширует, под вальс делает танцевальные движения. Под песню игрушечная птичка «поёт». И «улетает», как только музыка замолкает.

Так музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Он уже затихает и внимательно смотрит на источник звука, который собираются включить родители. Он ждет музыку.

Опыт семьи Алферовых

Интересный пример раннего слушания музыки, описанный в педагогической литературе, опыт семьи Алферовых. И папа, и мама любили музыку, но не имели музыкального образования. Грише давали слушать музыку Баха (выбор композитора был случайным) начиная с одного месяца. Мальчику нравилось слушать: он поворачивал головку на звук музыки, улыбался. Уже с четырёх месяцев проявилась избирательная способность малыша. У него появились свои любимые произведения — скрипичные концерты Баха и Вивальди. Любопытно, что Грише нравились не все концерты Вивальди, а только некоторые. Родители уходили в другую комнату, занимались своими делами и узнавали об окончании звучания музыки по плачу младенца.

Опыт семьи Алферовых исключительно успешен. В девять месяцев Гриша с удовольствием слушал песни, пытался напевать. В год он уже чисто пел несколько простых детских песенок. К четырём годам песенный репертуар Гриши значителен. В нём как детские, так и взрослые песни. Он любит слушать и классическую музыку. Среди его любимых композиторов — Бах, Вивальди, Мусоргский, Гайдн. Мы не считаем Гришу вундеркиндом. Потому что знаем немало примеров, когда правильно организованное раннее слушание музыки, подкреплённое заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной восприимчивости.

Итак, мы определились, какую музыку давать слушать малышу и всё ближе подбираемся к следующему вопросу.

Как слушание музыки организовать?

Без ответа на него все предыдущие рассуждения теряют смысл. Вот несколько основных правил.

— Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.

— Музыка не должна звучать слишком громко.

— Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а, иногда и раньше ребёнок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту его реакция на музыку (нравится/не нравится) станет более определённой.

И здесь нам поможет игра.

Игра первая. Малышу уже два-три месяца. В это время малыш начинает улавливать связь между звуком и его источником. Вы звоните в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребёнка. Потом отводите источник звука в сторону, чтобы малыш его видел. Он тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы снова.

Игра вторая. В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звоните. Малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться всё дальше и дальше.

Игра третья. В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете секунд 20-30. Потом накрываете его легкой тканью и говорите маленькому слушателю: «Где музыка? Нет музыки?» Ребёнок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползёт к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается обратно и ждёт, пока вы снова включите музыку. После такого «подвижного момента» малыш слушает музыку с новым интересом.

От 1 до 4. Музыкальные игрушки.

Мы согласны с Никитиными, что «один год — стартовая площадка для запуска всех возможностей ребёнка». Это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Почему? Во-первых, с этого возраста он начинает не ползать, а ходить. И поэтому видит окружающий мир значительно лучше и полнее. Во-вторых, кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими даёт значительный толчок его развитию. И, наконец, в-третьих, после года малыш может брать в руки предметы и изучать их. Важную роль в этом возрасте приобретают музыкальные игрушки.

Таких игрушек (поющие куклы, детские компьютеры, машинки, проигрывающие мелодии и др.) сейчас выпускается огромное количество. И о них не надо забывать, когда вы создаёте для ребёнка, по выражению Марии , «культурное пространство». Какими правилами необходимо руководствоваться, обеспечивая малыша звучащими игрушками?

  1. Музыкальные игрушки не надо прятать в шкафу. Пусть игрушки лежат так, чтобы малыш без вашей помощи смог ими воспользоваться. Это даёт возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент его интересует. Именно этот феномен свободного выбора используют в Израиле при кормлении детей с восьми-девяти месяцев и до двух лет. Перед ребёнком кладут на тарелочках четыре-пять различных блюд, и он сам выбирает, какое ему больше сегодня по душе.
  2. Избегайте игрушек, издающих резкие и громкие звуки.
  3. Музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. Если всё вокруг ребёнка звучит и поёт — это явный перебор. Наступает звуковое пресыщение, и музыка уже воспринимается не как радость и удовольствие, а как некий звуковой фон.

Лев Мадорский,
преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог

Анатолий Зак детский психолог
Лев Мадорский преподаватель музыкальной школы

Комментировать статью "Начинайте с колыбели. Часть I"

Вопрос про секции, когда и как ваши дети начали чем-то заниматься? Например, ей говорят "спой ЛЯЯЯ", а она как будто не слышит и начинает бегать по залу. Потом, когда начинает петь другой ребенок, Симона подбегает, перебивает и вместо неё поёт ЛЯЯ.

Обсуждение

Моя в 3 пошла на одно занятие начала баловаться и мешать всем(она очень активная) я ее сняла с танцев, в 4 пошла, тоже по началу было тяжело и в углу стояла и за дверь выставляли пару раз, но пришла в норму поняла в 4 года, что надо заниматься. Я это скинула на то что мы в сад не ходим и она дорвалась до общения.
К слову в том году моей было уже около 6, на наших танцах был набор малявок 3 летних и как то раз им занятия объединили. Моя жутко жаловалась, что они мешают, ходят не слушают, к ней пристают трогают балуются и мешают заниматься. Так что скорее всего ваша просто недозрела.

И сейчас то рано еще, а вы уже в прошлом году куда-то пихали ребенка?! Нравится - ходите в "игровую", где можно бегать/прыгать/дурачиться и делать что захочется.
Мы вот только подыскиваем занятия:) Марфе почти 5 лет. До этого полу индивидуальные занятия в бассейне - у каждого ребенка свой темп, тренер подбирает каждый раз по-разному упражнения и т.п. В итоге, кто-то поплыл спустя месяц, а кто-то и спустя год не плавает (наша) - зато удовольствие получает, тренера и воды не боится, ну и польза для здоровья какая-то есть:)

Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (ребенок стесняется петь но могут выгнать с хора). А нас из школьного хора выгнали. Не то, чтобы прямо выгнали, а сказали, что ходить дочери не надо. Все равно она тихо поет и голос так себе.

Обсуждение

Моему в детсаду сказали: Кирилл, ты так тихо поешь. Петь надо громче". Деть мой от удивления вытаращил глаза на музработника и выдал: "Петь надо мелодично, внимательно слушать музыку и нотки. Нужно чтобы твой голос звучал в одной тональности с нотками. Ну а для того, чтобы было громко, вообще-то микрофон существует". Произнеся все это, дитя гордо покинул музыкальный зал детсада и ушел в группу. Вечером мне все это рассказывали воспитатели и сильно так возмущались поведением сына. А я тоже стояла и думала: "А как поступить в данной ситуации?". Детка мой уже четвертый год посещает эстрадную студию, без которой просто не представляет своей жизни. На последнем празднике играл главную роль в мюзикле "Маша и Витя против диких гитар", а на детсадовском новогоднем утреннике в соревнованиях "Перекричи соседа справа в песнопении" не участвовал. "Ну и как тут петь, когда они кричат, и музыку совсем не слушают".

У моего 1 юношеский по лыжным гонкам, по физ-ре первый год 5, до этого 4 было.

мой ребенок совершенно не умеет петь:) в ноты не попадает, хотя очень старается. На музыке в школе петь стесняется, хотя сегодня даже 5 С таким не встречалась:) У меня у кого-то слух лучше, у кого-то совсем нет, но когда начинаем петь одну нотку (вот просто ДО первой октавы...

Обсуждение

Можно. Петь по нотам. С учителем или мамой. На пианино или синтезаторе.

Не умеет петь и нет слуха - это суть разные вещи. Мой сын совершенно не умеет петь и не хочет этому учиться, но он учится в МШ третий год (гитара) и очень неплохо (я бы даже сказала выше среднего среди своих). На сольфеджио тоже проблем нет,хотя там по-моему требования минимальны. Но - номера по нотам петь может. А на хор не ходит, потому что ненавидит это дело (яподозреваю, что преподаватель фиговая, во всяком случае моему точно не подходит такое обучение).
Я елси я чего не путаю, научитсья можно и тому и другом: и слух развить, и петь научитсья, был бы учитель хороший. ну абсолютного слуха не будет и певцом не станет, елси голоса нет, а на бытовом уровне - чтоб в кассу попадать - вполне.

Когда дети созревают для того, чтобы слушать сказки и стихи? Когда можно начинать читать их на ночь и не только? Вот у меня нервов не хватает. читаю,сочиняю сама, пою песенки с рождения.месяцев с 11 сам выбирал,что будем читать.Сейчас сынуле 2года и стал с...

Обсуждение

А у нас было так. Читать Леше я начала примерно в год. Перед дневным и вечерним сном мы ложились рядом на кровать, и я читала ему. Сперва были короткие стихи, простые сказки (Курочка Ряба, Колобок и т.д.). Через пару месяцев он уже сам требовал читать ему книги. Перед сном тогда (да и сейчас тоже) он мог час-два слушать мое чтение, особенно стихи. И без этого не засыпал. В полтора года он уже пытался рассказывать Курочку Рябу сам и заканчивал строки стихотворений. В год и 10 месяцев число стихотворений, которые он знал на память (заканчивая строки и даже полностью) выросло до 50 - и это на двух языках, а теперь я уже и не считаю. В последнее время он полюбил длинные стихотворения, а вот прозу слушает не очень. Любимое занятие - находить в книгах знакомые буквы. Пока знает не много букв, но его это интересует.
Кстати, думаю, что из-за любви к чтению Леша начал рано говорить, а сейчас говорит на уровне среднестатистического 4-летки, правильно выговаривая все буквы. Но я никогда его не заставляла слушать мое чтение, скорее это он меня заставлял. :-))) Он у нас вне конкуренции, правда летом она живет на даче, а там бабушки смотрят сериалы. Вот теперь у нее пристрастия к музыке из каких-то мыльных опер. :)


Музыка - не только вид искусства, но и отличный способ развивать ребенка. Гармония нот повышает трудоспособность, успокаивает и нормализует сон. В период от рождения (включая внутриутробное развитие) до 4 лет малыш учится не только слышать, но и слушать музыкальные произведения, а в 5 - 6 лет возникает потребность воспроизводить. Возможно, новые Моцарты появятся не скоро, но гармоничные и целостные личности - запросто!

Музыка (размеренная, ритмичная, акапельные песни по типу колыбельных) на малышей влияет наилучшим образом:

  • Развивается нервная система.
  • Быстрее происходит адаптация к обществу.
  • Развивается эстетический вкус, мышление.

Музыка воспитывает, помогает социализации, лечит.

Музыкальное воспитание дошкольников

Малыши начинают воспринимать живую речь, музыкальные ритмы, еще находясь во внутриутробном состоянии. После появления на свет, дети знакомятся с мамиными колыбельными, удивляются ритмичным, разным по диапазону и длине звука погремушкам. Более взрослые малыши осваивают элементарные инструменты и начинают слушать музыкальные произведения, испытывая определенные чувства.

  • От 0 до 2 лет - этап «Здравствуй, звук!». Крохам интересно заниматься звуконаследованием. Повторение треска или шума погремушки, издаваемых домашними животными звуков становится их любимым занятием. Предлагая различную «базу», родители помогают ребенку развивать слух и логику. Нажимая пальчиком на клавишу или кнопку, дети слышат различные звуки.

Важно, что в этом возрасте на малышей уже влияет классика и мягкие джазовые композиции, мелодии в исполнении инструментальных ансамблей. «Лунная соната» Бетховена, «Элегия» Массне, «Пер Гюнт» Грига не только повысят интеллектуальный уровень взрослых, но и смогут стать музыкальным «началом начал» у будущих личностей.

  • 2 - 3 года - этап «Играй, гармонь!». Самые простые предметы могут сыграть роль элементарных инструментов. Здесь дети осваивают несложную технику, включаются в процесс воспроизведения.

Интересно, что в этом возрасте мальчикам и девочкам более по душе быстрые мелодии, они не просто поддерживают хорошее настроение, способствуют активности, но и влияют на развитие мышечной системы детей. Двигаясь в такт веселым детским песенкам («Антошка», из м/ф «Пластилиновая ворона» и др.), малыши развиваются физически, усваивают понятие ритма, которое им пригодится в школьные годы.

  • В 4 года дошкольники при помощи знакомства с новыми инструментами и дальнейшего изучения мира музыкальных стилей учатся проводить несложный анализ. Многие начинают различать «веселые» и «грустные» композиции. Понятия «минор» и «мажор» только появляются на слуху, но позволяют в будущем ассоциировать настроения мелодий и человека в данную минуту.

Полезным способом снимать перевозбуждение и успокаивать остается медитация под спокойную, умиротворяющую музыку. “Вечерняя серенада” Шуберта, “Спектральная сюита” Стива Халперна, прослушанные в комнате с приглушенным светом и рядом с родителями, способны развить в ребенке чувство самоидентификации. В период проигрывания мама может рассказать сказку о двух вымышленных персонажах, где один отделился от другого и пошел искать счастье. Пусть сын или дочь нарисуют это самое счастье или просто расскажут о нем. Так еще маленький человек научится формулировать мысли и озвучивать чувства. Не стоит кривить душой, родителей эта совместная процедура также научит освобождать свои мысли и быть ближе к ребенку.

3 1

Полезный досуг: все и немного больше о поделках с детьми Развитие творческой стороны личности помогает ребенку реализовывать свой потенциал, трениров...

  • 5 - 6 лет , этап «Музыка для всех!». Родителям и воспитателям придется обзавестись терпением, однако результаты порадуют каждого. Необходимо предложить дошкольникам самостоятельно «сыграть» произведение. Участие старшего наставника с внесением собственных музыкальных корректив приветствуется!

Настоящим помощником воспитателю станет «Утро» Грига при полной усталости ребенка. Поднять дух сможет «К радости» Бетховена. Снять гнев маленького человека под силу «Сентиментальному вальсу» Чайковского, а «Лунный свет» Дебюсси позволит сосредоточить внимание.

Главное, что музыкальное воспитание детей положительно сказывается и на взрослых.

Музыкальные игры для дошкольников

Погружаясь в мир звуков, ребенок учится в них разбираться, переживать новые эмоции, развивается его мозговая деятельность. Музыкальные игры, придуманные для дошкольников, можно распределить по категориям:

  • Для запоминания. Среди всего арсенала предлагаемых ребенку занятий наиболее простым и доступным можно назвать «Аплодисменты». Присаживаясь в круг, воспитатель прохлопывает несложный ритм, сопровождая его какой-нибудь спортивной «кричалкой» или небольшим стихотворением, пословицей. Каждый малыш повторяет по кругу. Если не выходит, взрослый предлагает из нескольких ритмичных прохлопываний узнать правильное. Важно, что такие игры способствуют не только запоминанию, но и развитию чувства ритма и внимания.
  • Для развития мыслительной функции, для улучшения голосовых данных. Нельзя поправлять и «обрывать» песню малыша, даже если не все ноты взяты идеально. Такое вмешательство может запросто отбить охоту к пению. Через такое проявление детского творчества ребенок учится проявлять эмоции. Отрывистые и ритмичные мелодии даже поднимают настроение, а лирические и протяжные способны передать грусть и задумчивость. Часто используют распевки. Они улучшают качество исполнения и развивают голосовые данные.

Как вариант, используют музыкальную игру «Восьмерка», когда на выдох дети считают до восьми. Можно сочетать это упражнение с поднятием ноги или рук. Это позволяет развивать диафрагму, брать дыхание, контролировать положение тела. А в игре «Зов», во время которой ребята и девочки становятся в круг, спиной к центру, начинают кричать какое-то слово. Можно чье-то имя. Когда воспитатель понимает, что громче дети уже не сделают звук, занятие прекращается. Это не только тренировка силовых характеристик звука, но и действенный способ «сбросить» негативные эмоции.

  • Для памяти. Во время игрового момента дошкольникам проще усвоить даже более сложные задания. Игра «Ритмический рисунок» проводится так: воспитатель (или родители) могут нарисовать на карточках различные музыкальные рисунки. Можно условно обозначить длинные звуки в виде палочек или черточек, короткие - кружочками или точками. Размер одну четвертую можно изобразить в виде цифры или разной длины черточки. Это легче, чем нотный стан даже для 5 - 6-летнего дошкольника. Похлопать ладошами, простучать карандашом или на каждый звук придумать взмах, кивок или движение ногой - выбор зависит от музыкального уровня подготовки дошкольника и мастерства воспитателя.
  • Для творчества. А кто сказал, что для музыкального воспитания и развития необходимо исключительно петь или «отбивать» ритмический рисунок? А как же танец? Ребятам и девочкам понравится музыкальная задача «Танцевальная угадайка».

Понадобятся 2 команды с активными капитанами и музыкальные нарезки (можно просто вовремя выключать магнитофон). Капитан под музыку придумывает мини-танец, а «противники» пытаются его повторить. Веселой забавой, развивающей слух, станет игра «В своей тарелке». В тарелочки взрослый выкладывает предметы, издающие интересные звуки. Пусть это буду деревянные и/или обычные ложки из нержавейки, губная гармошка, погремушка. Задача дошкольника с завязанными глазами прослушать звуки, потом повязка снимается, а ребенок на вид пытается угадать, из какой посуды были изданы «мелодии».

16 11

Зачем ребенку рисование и почему важно сосредоточиться на этом увлечении? Наверняка многие родители задаются этими вопросами. Мы постараемся дать отве...

Такие музыкальные забавы не только развивают память, но и являются отличным времяпрепровождением дошкольников. Эти задания помогут с интересом заниматься в помещении при дождливой погоде.

Музыкальные материалы для развития ребенка

С музыкой дети сталкиваются часто, начиная от колыбельных песен матери перед сном, прибаутками «Ладушки», песенным сопровождением хороводов «Каравай» и музыкальными заставками к любимым мультфильмам. Но в дошкольном возрасте возможность музыкально развивать и воспитывать сына или дочь имеют уже воспитатели детского сада. Здесь выбор «инструментария» не намного, но отличается. Многое зависит оттого, сколько лет воспитанникам.

Как правило, еще в более раннем возрасте дети знакомятся с музыкальными инструментами.

  1. В 2 - 3 года малыши впервые понимают, что такое барабан. Родители или старшие наставники демонстрируют спектр различных звуков, издаваемых этим инструментом. Стучать можно руками или палочками (при условии отсутствия травматизма, а также карапузов не стоит наедине оставлять с палочками). Бубенцы станут еще интереснее, поскольку их звучание отличается большей музыкальностью. С их помощью возможно отображать в детской песенке сильную долю и слабую. Ложки окажутся пригодными для отображения ритма любой песенки. Трещотка также завладеет вниманием. Почему бы не «сыграть» частушки? Металлофон, музыкальные детские пианино или труба, играющие после нажатия на клавишу или кнопку определенный звук (не мелодию!), привьют маленькому музыканту любовь к этому виду искусства.
  2. В 4 года более углубленно (и осознанно) дети подходят к изучению духовых и клавишных инструментов. Это уже не просто любознательность и восхищение от случайно издаваемых звуков. Можно демонстрировать не только флейту или габон, иногда достаточно показать изображение инструмента и подобрать музыку с его звучанием.
  3. 5 - 6 лет - время шумовых оркестров! Горох, гречка, вода в бутылках, металлофоны и детские инструменты, наконец, становятся доступными для воспроизведения звука. Пусть играет фантазия, воспитатель поможет.

Если у дошкольника проявляются возможности, стоит задуматься над посещением музыкальной школы. Если нет - не беда, музыкальное воспитание и развитие в любом случае благотворно влияют на становление будущей личности!

2 0

Начиная с 16 недели внутриутробного развития, ребенок слышит звуки. Звуки внешнего мира в этот период он слышит очень приглушённо, зато мамин голос, биение сердца, шум кровотока сопровождают его постоянно. Эти звуки сплетаются для малыша в настоящую мелодию, которая дарит ему успокоение и чувство безопасности. Именно с этого момента звуки начинают играть большую роль в жизни ребёнка, и это влияние не отступает до конца жизни. Особенно важны для психического и даже физического развития звуки музыки.

Музыка для малыша в животе

Специалисты по пренатальному развитию единодушно считают, что знакомить ребёнка с музыкой нужно ещё до рождения. Воспринимать мелодию малыши начинают на сроке беременности около 16 недель (см по теме: ) . Лучше всего знакомить кроху с классическими музыкальными произведениями: они проверены временем и заведомо имеют положительное влияние. Включая музыку, все мамы замечают, что активность малыша меняется: под одни мелодии он затихает, под другие наоборот начинает активно шевелиться. Дело в том, что музыка очень влияет на эмоциональное состояние: одни мелодии успокаивают, расслабляют, другие бодрят, вызывают прилив активности.

Для развития ребёнка полезна и спокойная, и энергичная музыка: через нее он расширяет диапазон переживаемых эмоций. С помощью исследований психологами было доказано, что дети, слушавшие классическую музыку ещё до рождения, лучше развиваются физически и психически, раньше осваивают разные навыки и лучше говорят.

По большому счёту, будущим мамам можно не ограничиваться только классической музыкой и слушать всё, что приятно им самим, но некоторые направления музыки лучше ограничивать. Например, считается, что рок-музыка приводит к повышенному эмоциональному возбуждению и провоцирует агрессию. Детки, «выросшие» на такой музыке отличаются беспокойным поведением и возбудимостью.

Музыка с рождения

После рождения музыка начинает играть ещё более важную роль в жизни ребёнка. На новорождённого малыша музыка действует примерно так же, как действовала до рождения: задаёт его эмоциональный фон. Во время активного бодрствования можно включать весёлые динамичные песенки, перед сном или во время криков и капризов – тихие спокойные мелодии. Правда, если говорить о колыбельных песнях, однозначно намного лучше, если мама поёт ее сама. Кое-кто из мам очень низко оценивают свои вокальные данные и предпочитают включать уже готовые записи, чтобы не сформировать дурной музыкальный слух у ребёнка. Эти опасения напрасны, потому что малыши – самые благодарные слушатели, и голос любимой мамы для них – самая желанная мелодия. Если петь действительно не очень получается, можно просто говорить нараспев – это уже лучше, чем чужой голос из динамика.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Чем старше становится ребенок, тем более глубокое и всестороннее влияние оказывает на него музыка. Помимо развития эмоциональной сферы, музыка способствует развитию двигательных навыков. Даже если не обучать ребёнка танцевальным движениям, когда он научится стоять на своих двоих – его ножки идут в пляс, как только он слышит любимую песенку. Причём ребёнок очень хорошо чувствует ритм и двигается в соответствии со звуком.

  • Очень хорошо музыка влияет на развитие фантазии и воображения. Музыка не только вызывает определённые эмоции, — вслед за ними почти всегда возникают зрительные образы. Ребёнок представляет героев музыкального произведения, в его воображении встают картинки, ассоциирующиеся с мелодией. Чем старше ребенок, тем ярче возникающие образы. Для детей старше 5-6 лет «музыкальные фантазии» настолько характерны, что они способны выразить их художественно – нарисовать рисунок по любимой песенке.
  • Очень важным аспектом влияния музыки на развитие ребёнка является формирование эстетического вкуса. Как мы уже говорили, слушать вместе с ребёнком можно абсолютно любую музыку, но классические музыкальные произведения обязательно должны быть включены в программу. Они являются своего рода эталоном звука и музыкального вкуса, универсальны для людей любого возраста, пола и социального статуса. В этом плане родителям можно не беспокоиться о том, что классическая музыка слишком сложна для ребёнка: на то она и «классическая», чтобы быть по душе любому слушателю.
  • Кроме классической музыки, ребёнка необходимо знакомить с народной музыкой. Через неё он приобщается к культуре своего народа, а народные песни – это вообще кладезь мудрости и знаний об устройстве мира. Народную музыку можно не только слушать, но и играть. Если говорить о русских народных инструментах, то многие и них вполне доступны малыша: дудки, ложки, трещотки.

Даже если родители не являются поклонниками народной музыки и не тяготеют к народным музыкальным инструментам, детские музыкальные инструменты и игрушки обязательно должны быть в доме. Это может быть бубен, металлофон, детский синтезатор или любой другой инструмент. Главный критерий – хорошее звучание и доступность для ребёнка. Для малышей хороши музыкальные игрушки, издающие разные звуки и проигрывающие мелодии. Для таких игрушек тоже главный критерий – качество звучания. Такие игрушки помогают развивать навыки слухового сосредоточения.

Детки старше двух лет уже способны запоминать тексты песенок. Можно даже не заучивать их специально: слушая и пытаясь подпевать, ребёнок запоминает слова и потом радует родителей первыми попытками сольного пения. Таким образом, музыка влияет ещё и на развитие памяти и речи.

Для людей, живущих в мире звуков, музыка – это средство отдыха, восстановления сил, повышения работоспособности, преодоления стресса. Приобщая ребёнка к музыке, мы не стремимся вырастить из него музыканта (хотя какая-то часть детей действительно с детства демонстрирует хорошие музыкальные способности, которые необходимо развивать), мы лишь способствуем его всестороннему развитию. От знакомства малыша с музыкой не стоит ждать каких-то конкретных положительных результатов, пусть это будет процесс ради процесса. Человеческая психика устроена настолько сложно, что никогда нельзя заранее предугадать, когда и в какой ситуации проявится эффект от услышанных ранее произведений Моцарта или маминых колыбельных.