Ленивые подростки. Детская лень: причины и методы борьбы

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу» , – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и .

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым ;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Здравствуйте, Виктория. У нас проблемы с ответственностью у девочки, ей 13 лет. Ходит в школу, 8 класс. По сей день идет спор, нужно заполнять дневник или нет. А если дневник не заполнен, значит не можем проконтролировать, все ли уроки сделаны или нет. Каждое утро мы можем вспомнить о чем-нибудь (и то по нашему настоянию). А если не сделала урок, то может, естественно, его пропустить. Лень на первом месте. Хотя с детства мы старались вместе складывать игрушки, мыть руки и т.д. Но сейчас, заходя, с порога начинает раскидывать туфли в одну сторону, куртка в другую, портфель в третью и т.д. Если и начинаю говорить, то делает вид, что она не слышит. С третьего раза удивленно, "ну мам", возглас. Естественно, рассказывали, объясняли, зачем учиться хорошо, вести себя прилично, застилать постель, раскладывать вещи. Можно простить десять раз и ждать, когда ребенок поймет. Но это уже эгоистическое отношение к окружающим. В школе учителя жалуются об безответственном отношении ко всему. Но если кто на нее скажет что-то плохо, она может дать отпор по полной программе. Подскажите, пожалуйста, какими словами можно достучаться до нее. Ведь ей скоро выходить в жизнь.

Татьяна, г.Павловск, Россия, 49 лет

Ответ психолога:

Здравствуйте, Татьяна.

Это вопрос очень часто беспокоит родителей. Как побороть лень? Но прежде чем с чем-то бороться, необходимо понять причинно-следственные связи появления того или иного явления. Начнем с того, что лень – это качество, подаренное нам природой, заложенное в человеке на генетическом уровне и «упакованное» в бессознательных механизмах человеческой психики. И именно поэтому бороться с ней бессмысленно. Лень - это один из тех механизмов, которые помогают нам накопить ресурс для последующих «свершений». В особенности это относится к подросткам. Если у человека есть хорошо мотивированная и простроенная деятельность, то лень исчезает сама собой. Чаще всего лень догоняет нас именно тогда, когда нет достаточного количества и качества мотивов, необходимых для деятельности. Так что же делать? Как «договориться» с ленью? Для этого надо понимать потребности и прислушиваться к ним. Надо постараться найти именно ту мотивацию, которая сможет стимулировать ребенка «на подвиги». Надо проанализировать, почему не хватает мотивации для осуществления задуманного. Вариантов несколько. Первое - это может быть «присвоенная» мотивация, т.е. Вы должны сделать некое действие, но это надо не Вам. Второе – Вы считаете свою мотивацию формальной или ненужной. Третье – Вы выполняете работу с отсроченным результатом, или с результатом, который не принесет удовольствия. Если Вы сможете понять причину, то сделаете уже половину дела. Значит, зовите на помощь «промежуточный интерес», сопутствующее удовольствие, положительное подкрепление, возможные побочные результаты и бонусы. Еще родители должны знать, что у подростков есть возрастная физиологическая особенность – у них процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения (приблизительно до 20 лет). Они не могут сосредоточиться на одной деятельности, как бы «разбрасываясь на многое». Это происходит из-за недостаточной зрелости лобных структур головного мозга. Поэтому рекомендую еще Вам для регуляции этих процессов курс детского препарата Тенотен. Он стабилизирует эмоциональный фон, улучшит внимание, уберет повышенную отвлекаемость. При этом препарат не вызывает сонливости, привыкания, и безопасен даже при передозировке.

С уважением, Виктория Фадеева.

Постоянно сталкиваюсь с тем, что родители обвиняют подростков в лени: "Он такой ленивый. Ему ничего не надо, сделайте что-нибудь". То есть, расписываются в собственном бессилии и пытаются найти ответственного. Под ленью обычно подразумеваются две вещи: не хочет учиться и ничего не делает по дому; чаще первое все-таки. То есть, чадо совсем не заинтересовано в школьных предметах, кое-как выполняет домашние задания, прогуливает школу. Дома тоже ничего не делает: посуду не моет, собаку не выгуливает, в комнате - бардак. Нужно много раз напоминать сварить картошку - все равно забудет.

Про школу ответ простой. Ему неинтересно. И, в отличие от взрослого человека, делать что-либо из чувства долга подросток, скорее всего, не будет. Да и гиблый это путь - долг должен быть уравновешен с удовольствиями, а это удел сбалансированных взрослых людей.

К учебе нужен интерес, удовлетворение которого дает мгновенное вознаграждение, то есть положительные эмоции. Или же побуждением к учебе может быть отложенный результат и отложенные эмоции. Сейчас школе сложно конкурировать с интернетом и компьютерными играми. Интерес и мотивация должны быть колоссальными. Но чем труднее задача, тем больше пользы нам приносят попытки её решения.

Для того, чтобы подросток получал удовольствие от умственной деятельности для начала можно попробовать сконцентрироваться на нескольких предметах, к которым есть хотя бы минимальный интерес, попробовать показать любопытные моменты этого предмета (гравитацию в физике, например), своими словами объяснить исторические процессы. Можно попробовать заинтересовать чем-то помимо школьной программы - существуют прекрасные документальные фильмы BBC о животных, космосе, истории; на каналах National Geographic и Discovery тоже транслируются познавательные фильмы. Самое главное - разбудить любопытство, которое захочется удовлетворить.

Если говорить об "отложенных коврижках", то встает вопрос, как донести до подростка, что ему надо поступать в ВУЗ, что работники умственного труда зарабатывают больше работников физического труда, а в ВУЗ можно попасть только по результатам экзаменов? И если угрозы "дворником будешь", "в продавщицы пойдешь" не работают? Сказать пару раз об этом можно (только спокойно), привести примеры из своей жизни или жизни знакомых тоже полезно. Никакого эффекта? Ну так предложите подростку пойти поработать в каникулы или даже после школы. По закону это можно сделать с четырнадцати лет. Пусть попробует, рисков здесь никаких нет. Не хочет сдавать ЕГЭ - пусть идет в колледж; в 16-17 лет почти все процессы обратимы - захочет учиться дальше, вернется в школу, можно пойти в экстернат. Вне школы подготовится к ЕГЭ нет никаких проблем - курсы, преподаватели.

Что касается работы по дому, то вполне приемлемо разрешить не убирать в своей комнате, если она отдельная, и если это не приводит к эпидемиям. Это личное пространство, достойное невмешательства! А вот требовать порядка в общественных местах необходимо - не нотациями и криком, а твердо огласить что надо сделать. Далеко не факт, что подросток сразу бросится совершать подвиги во имя уборки кухонного пространства. Однако терпение, юмор, и процесс, возможно, сдвинется. Маловероятно, что ребенок будет все делать идеально - не все люди перфекционисты домашнего хозяйства, да оно и не представляет для подростков большой ценности. Но нет никакого смысла ссориться и обвинять ребенка в паре оставленных крошек. Лучше в отношениях (и чище на кухне) точно не станет.

Возраст 12-14 лет в племенах и древних религиях - это возраст инициации, то есть, перехода из детства во взрослую жизнь. С этого момента родители в не несли ответственности за детей! И именно в этом возрасте начинает работать интеллектуальное мышление - формирование логических связей, выявление общего от частного и наоборот.

Чтобы проснулась потребность достигать цели - цель, прежде всего, должна быть собственная, а не родительская. Лучшее, что можно сделать, чтобы подросток начал ставить свои собственные цели (а цели происходят от желаний, хотя и не только) - это отойти, не душить его собой, дать ему пространство. Это не подвиг или жертва, а проявление уважения к его личным, уже взрослым границам.

"А ему ничего не надо", - слышу я от родителей. Потому что то, что ему когда-то надо было в более раннем возрасте, родители обесценили и\или заменили это тем, что нужно им самим. Если прислушаться и присмотреться, то часто оказывается, что все таки подростку что-то надо: научиться рисовать, играть на гитаре, говорить на не очень популярном языке, программировать. Просто им надо то, что родители считают блажью и бесполезным занятием. Но это же его желания и цели, и если их поощрить или хотя бы не мешать, появится опыт в удовлетворении желаний и достижении целей. Хочет учиться петь - пусть поет, в шахматы играть - пусть играет. Подобные интересы не в меньшей степени, чем школьные предметы, приносят пользу в интеллектуальном развитии, да и их роль в эмоциональном развитии неоценима. И дело здесь может быть не в разряде по шахматам, а в процессе.

Родителей особенно раздражает многочасовое лежание подростков на диване. Это нам, в нашей суматошной жизни, полной беготни, временами бессмысленной и неэффективной, подобное бездействие кажется преступлением. В подростковом возрасте эта, так называемая лень, часто является переходным "вакуумным" периодом между выходом из семейной истории, родовых клише и взрослой жизнью, СВОЕЙ взрослой жизнью.

Без определенного, дозированного воздействия на подростков трудно обойтись, но действовать нужно не угрозами, а конкретными мерами - предложить подростку работать (ничего страшного с чадом не случится), отключить интернет, если требования не выполняются, закрыть ноутбук на ключ (в крайних случаях). Последовательность родителей, искренний интерес, уважение личного пространства и собственных целей подростка, право на самостоятельность, иногда в жестких условиях, - вот ингредиенты, с помощью которых подросток сможет стать самостоятельным взрослым.

Подростковая лень

Очень часто родители жалуются, что их ребенок ленивый, ни чего не хочет. Так что же стоит за так называемой «ленью»?

Причин может быть много:

    проявление депрессии;

    отсутствие мотивации что-либо делать;

    проявление страха или беспомощности;

    форма протеста или провокации;

    отсутствие видения жизненной перспективы;

    признак хронических перегрузок;

    способ обратить на себя внимание;

    проявление резкой гормональной перестройки.

Причиной подростковой «лени» в учебе, могут быть страхи перед неудачами и неуверенность в себе. Так же подросток попросту может не знать, как что-то сделать, а спросить, как нужно, он боится.

Как правило, родители следят за самочувствием своего ребенка, но иногда подростка, у которого недомогание из-за вялотекущей, начинающейся болезни обвиняют в лени.

Гормональные изменения, бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения в подростковом возрасте - всё это отражается на функциональных состояниях подростка, и могут сопровождаться ощущением усталости.

Возможно «безделье» подростка связанно с тем, что он не знает, чем себя занять. Детские игры его уже не интересуют, а новых увлечений он еще не нашел. Занятия родителей (работа, хозяйство, развлечения) кажутся ему не нужными и неважными. Подросток не хочет ни походить на родителей, ни быть послушной марионеткой: «Делай уроки», «Убери комнату», «Выброси мусор»… всё это вызывает протест.

Дух противоречия для подростков так же естественен, как для любого человека, переживающего возрастной кризис. Чем сильнее действие, тем мощнее противодействие. Ведь не любую нашу просьбу ребенок встречает в штыки, а скорее ту, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти.

Бывает, что мы сами накручиваем себя, подсознательно сравнивая нашу загруженную делами жизнь и подростковую практически «беззаботную жизнь»; и тогда мы срываемся, пытаясь непременно найти дело ребенку, чтобы «польза» была и от него.

Очень часто родители часто сами провоцируют лень у подростков:

    оберегают детей до определенного возраста от любых дел;

    выражают пренебрежение к каким-то видам работ, профессиям, людям этой профессии;

    демонстрируют собственный пример всепоглощающей лени или наоборот безрадостного труда, без малейшего удовольствия, постоянно ругают свою работу и обязанности;

    не дают правильной, привлекающей внимание цели для ребенка, не создают правильной установки;

    встречается некорректное поведение учителей, родителей, не умеющих терпеливо объяснить, направить, но постоянно обвиняющих ребенка в лени и бездарности;

    Не уделяется должного внимания воспитанию волевых качеств ребенка.

Как же бороться с ленью?

Конечно «болезнь легче предупредить, чем лечить». Хорошо если родители с детства определили обязанности ребенка, а с возрастом расширяли – по мере роста его возможностей.

Но если лень уже пустила корни, не стоит пытаться за один день избавится от этой привычки. Придется делать все то, что надо было делать в детстве: определять обязанности, постепенно расширяя их круг.

Поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить, подчеркивая, что комната очень чисто убрана, посуда хорошо помыта, а в магазин он сходил очень быстро. Хвалить нужно искренне, преувеличенное расхваливание раздражает сильнее, чем игнорирование его заслуг.

Если педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать, возможно, из-за плохо усвоенного материала, подросток боится сделать ошибку и предпочитает быть «лентяем», вдруг все отстанут и не заметят, что он чего-то не знает.

Не стоит отбивать подростку желание трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьешься» - работа не должна представляться подростку только тяжкой обязанностью, без какого-либо удовольствия.

Хорошо, если на примере родителей подросток видит, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса.

Если подросток сделал что-то не так, не допускайте жесткой критики по результатам любой работы; не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было не совсем верно.

Если подросток ничем не интересуется, возможно, проблема в семье. Возможно, родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, никуда не ходят... И у подростка появляется естественная мысль «Зачем мне напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?!».

Если родители хотят, что бы ребенок интересовался чем-то кроме компьютера, в семье должна культивироваться ценность знаний. Ходите вместе в музеи, путешествуйте, общайтесь. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.

Даже если подросток хронически болен, есть то, что остается для него посильным трудом, кроме самых редких случаев, по предписанию врача. Подростку важно знать, что он нужен и от него что-то зависит.

Задумаемся на минуту: а почему нас так расстраивает, а порой и просто выводит из состояния душевного равновесия то, что ребенок, как нам кажется, лентяй и ничего не хочет делать? Если бы все наши желания в отношении ребенка сбывались, то каким бы он стал? Послушным маленьким роботом, который безропотно выполняет любую работу по дому, без напоминаний делает уроки да еще в завершении дня и о нас, уставших, заботится, — чай приносит, телевизор смотреть не мешает...

Вся загвоздка в том, что если ребенок просто хорошо вышколен и делает что-то только потому, что гак сказали мама и папа, го от такого трудолюбия не будет никакого проку. В конце концов ребенок вырастет и поймет, что его работа не приносит ему никакого удовлетворения, делать что-то «для себя» совсем не хочется, да и вообще не ясно, к чему лежит душа и в чем твое призвание.

К сожалению, очень часто такие дети ищут успокоения во всевозможных уходах от действительности: в компьютерных играх, игровых автоматах, никотиновых и алкогольных зависимостях и даже в наркомании. И получается, что, как мы ни хо-тели вырастить трудолюбивого, успешного, гармоничного, высоконравственного и интеллектуального человека, у нас ничего не получилось.

Что же могут сделать родители, которые не желают видеть в ребенке ничем не интересующегося бездельника, но в то же время не хотят заниматься «дрессировкой» и приучением к труду силовыми методами?

Все дело в мотивации

Борьба с детской ленью может походить на борьбу с ветряными мельницами, если мы не будем учитывать один очень важный момент: чтобы что-то делать, делать это хорошо да еще и по-лучать от процесса удовольствие, человеку просто необходимо четко понимать ответ на вопрос: «Ради чего?». Зная, зачем нужно приложить усилия и потратить свое время, человек любого возраста сможет не только преодолеть свою лень и тягу к пустому времяпрепровождению, но и справиться со многими объективными трудностями, которые встанут на пути.

Мотивация деятельности — вопрос сложный. Написано мно-го серьезных работ, создано немало классификаций потребностей и мотивов, существуют порой очень разные точки зрения в вопросах целеполагания и мотивации. Нас в данной области знаний будет интересовать только то, что так или иначе имеет практическое применение в решении проблемы приучения ребенка к труду, к учебной и любой другой полезной деятельности.

Многие дети готовы горы свернуть, чтобы почувствовать, что родители ими гордятся и уважают их достижения. Для большинства детей принятие и внимание со стороны значимых взрос-лых обладают колоссальным мотивационным потенциалом, и мы можем это использовать, пытаясь преломить нежелание ребенка прилагать свои усилия и что-то делать. В то же время будет совсем неправильно демонстрировать ребенку свою любовь и одаривать вниманием только тогда, когда он чего-то добился или справился с трудной работой. Ребенок должен ощущать, что любят его именно таким, какой он есть. Но при этом глаза заботливых мамы и папы могут светиться немного ярче, когда он, ребенок, радует всех своими успехами и отсутствием лени.

Очень важно для детей, особенно для подростков, то, как относятся к ним сверстники. У них очень сильна потребность ощущать принадлежность к «своей» группе, будь то одноклассники, товарищи по спортивной секции или друзья по дворовой компании. В таких группах царят свои правила и принципы, и вполне может быть, что трудолюбие там не в цене, а, наоборот, считается чем-то негативным, «постыдным». Естественно, в таком случае ребенок будет всеми силами скрывать свои трудовые заслуги или, что еще хуже, попытается и внутренне соответствовать стандартам значимой группы.

✏ Первое, что могут сделать родители в этом случае, — научить ребенка отстаивать свое мнение, противостоять ближайшему окружению, не быть таким, как все. В крайних случаях родителям придется решать, что они могут сделать, чтобы оградить ребенка от негативного влияния его компании. С другой стороны, мы можем попытаться «пристроить» ребенка в тот коллектив, который подходит нам по своим ценностям и приоритетам. Конечно, нужно не просто записать ребенка в шахматную секцию и ждать, что он будет часами просиживать за решением сложных партий. Необходимо приложить все усилия, чтобы и люди, и само дело, и общение приносили ребенку радость, чтобы он действительно хотел соответствовать высоким принципам этой группы.

Потребность в принятии со стороны родителей и со стороны сверстников непосредственно связана с потребностью ребенка в самоуважении и самопринятии. Причиной кропотливого труда вполне может быть стремление ребенка почувствовать себя «хорошим», даже вне связи с оценками родителей и друзей. Нам всем важно ощущать себя не самым последним человеком, и ради этого мы готовы тратить свои силы и время.

Найдите ребенку любимое дело

Наверное, самое главное, что мы можем сделать для ребенка, — это помочь ему найти себя, свое дело, показать то удовольствие, которое испытываешь, когда ты занимаешься тем, что интересно, и ты полностью поглощен самим процессом, а не думаешь, что вот еще немного потерплю, напрягусь — и уже тогда... Хотя осознание того, что тяжелая работа позади и можно насладиться плодами своего труда, тоже приносит немало радости.

Здесь очень наглядным будет пример с альпинистами и другими горными покорителями. Со стороны кажется непонятным, зачем люди раз за разом тратят море сил и энергии, чтобы оказаться там, куда легко можно добраться на горном подъемнике или вертолете. Но если вы бывали в горах, то прекрасно знаете,

что, пока ты сам не поднимешься на высокую гору и не испытаешь кайфа преодоления себя, ты не почувствуешь всей красоты горного пейзажа.

Привить ребенку любовь к таким «восхождениям» могут именно родители. Именно мы можем научить в очередной раз побеждать свою усталость, слабость и желание забраться под теплое одеяло, научить быть выше собственной лени, чтобы совершить маленький подвиг, пусть и всего лишь на кухне или за учебниками, но ради стоящей цели.

Как же можно все это сделать на практике? Вариантов очень много. Но никто, кроме вас самих и вашего ребенка, не сможет найти ту единственную дорогу, по которой будет идти в радость, несмотря на все крутые подъемы и спуски, неожиданные препятствия и другие трудности.

Остановимся на конкретных действиях, которые могут предпринять родители, задавшись целью помочь ребенку найти любимое дело.

✏ Во-первых, родители должны очень внимательно следить за интересами ребенка. И не важно, что в вашей семье все из поколения в поколение были музыкантами. Если ваш малыш больше любит гонять мяч во дворе, а от вида черно-белых клавиш у него рябит в глазах и появляется ничем не преодолимая сонливость, то намного лучше будет отдать ребенка в спортивную секцию, чем день изо дня портить жизнь и себе, и «будущему великому пианисту».

✏ Во-вторых, очень хорошо, если хотя бы на первых порах вы тоже вместе с ребенком будете заниматься интересным ему делом. Дети, особенно маленькие, стремятся подражать родителям и по-лучать их одобрение, к тому же им, как воздух, необходимо наше внимание и общение. Поэтому если мама вместе с дочкой займется бисероплетением, а папа лишний раз сходит на площадку с юным футболистом, то результат в любом случае будет положительным. Конечно, вам не нужно осваивать все тонкости нового увлечения ребенка, для этого есть профессиональные педагоги, которых про-сто нужно найти. Но увлечься процессом ребенку может помочь именно родительское участие и одобрение.

✏ В-третьих, у ребенка должен быть выбор. Сейчас каких только нет кружков, секций и клубов по интересам! Хочешь — занимайся верховой ездой, хочешь — учи китайский, хочешь — прыгай с парашютом, хочешь — учись печь ватрушки с творогом. При желании можно обучаться чему угодно: древним восточным единоборствам, каллиграфии, шахматам, росписи по дереву и гончарному ремеслу. Ну и конечно, школ, серьезно готовящих будущих музыкантов, художников, поэтов, открывается все больше и больше.

Остается сделать выбор. Не страшно даже, если он не будет правильным, и через некоторое время ребенок поймет, что художественная гимнастика — это не его. Время и силы, потраченные на занятие, которое нравится, не исчезнут бесследно. Кроме приобретенных умений и навыков, у ребенка еще останется ощущение радости от любимого дела. А это как наркотик — его хочется получать и дальше и к тому же все больше и больше.

Единственное, с чем нужно быть аккуратным, так это с переутомлением ребенка. При больших открывшихся возможностях родители порой стремятся записать ребенка и в первую, и во вторую, и в третью секцию. И ребенку может быть везде интересно. Но если вы стали замечать, что у него появляется необоснованная раздражительность, сонливость и вообще он ведет себя не совсем так, как до начала посещения всех секций, стоит остановиться и отказаться от чего-либо. Даже положительных эмоций может быть слишком много. Нервная система ребенка, возможно, еще не готова переваривать столько новых впечатлений и информации.

❧ Нельзя забывать, что любому человеку, и особенно маленькому, просто необходимо свободное время, когда можно ничего не делать и ни о чем специально не думать, когда можно созерцать, уйти в мир собственных размышлений и впечатлений.

Помощники в борьбе с ленью

Остановимся на маленьких хитростях, которые помогут нам не ломать копия о непроницаемую стену детской лени и дадут возможность сдвинуть с мертвой точки решение вечного вопроса, о том, что, когда и кому делать.

Хитрость первая. Для большинства людей положительную роль в выполнении нежеланной работы может оказать музыка. Помните: «Песня нам строить и жить помогает»? Так и подростки включают свою очень громкую и порой не очень мелодичную музыку именно потому, что под нее заниматься домашней уборкой гораздо легче. Психологи утверждают, что, занимаясь умственным трудом, очень полезно слушать классическую музыку, это хорошо сказывается на эффективности деятельности.

Хитрость вторая . Практически в любое дело можно доба-вить элементы игры. Конечно, это больше подходит для маленьких детей, которые живут игрой, но и более старшим станет гораздо приятнее заниматься скучным делом, если оно будет обыграно в интересной для ребенка манере. В каком объеме, как и какие игровые моменты могут использоваться? Все зависит от фантазии родителей и ребенка, от их умения не только заниматься серьезным делом, но и дурачиться, видеть даже в трудной задаче возможности для игры.

Хитрость третья . Хорошую помощь в обучении ребенка ставить цели, а затем достигать их может оказать правильно используемая общечеловеческая склонность к соперничеству. Здесь сразу вспоминается рассказ Николая Носова «Огородни-ки». Чего только не сделаешь, чтобы заветное красное знамя оказалось на твоем участке! И действительно, дух соревнования может творить чудеса не только на спортивной площадке, но и в повседневной жизни. Мы готовы трудиться и еще раз трудиться, чтобы оказаться впереди всех, ну или хотя бы опередить тех, кого просто необходимо опередить.

Хитрость четвертая. Помочь скоротать время за скучным делом может, прежде всего, осознание того, зачем это дело вы-полняется. Если же работа достаточно однообразная, то хорошим подспорьем будут различные медитативно - ритмичные техники. Помните, как в сказке «Дудочка и кувшинчик» папа учил Женю собирать землянику? «Одну ягодку беру, на другую смотрю, тре-тью замечаю, а четвертая мерещится». Задавая определенный ритм и не особо включая сознание в процесс деятельности (если это, конечно, не требуется), мы можем при низких энергозатратах достичь более быстрых результатов, нежели будем тратить свои внутренние силы на переживания, что нам опять приходит-ся заниматься неприятным делом.

Хитрость пятая . На моей практике хороший результат имело ведение так называемого Дневника полезных дел. В этот Дневник можно записывать самые разные вещи, но прежде всего все то, что связано с собственными «трудовыми» планами или «трудовыми» победами.

Дневник. Конечно, каждое задание можно просто выполнить на отдельном листе, но гораздо эффективнее, если все задания будут собраны в одном месте и ребенок сможет к ним возвращаться. К тому же вы можете придумать что-то свое для записи в Дневнике. И вообще, работа с Дневником может быть своеобразным ритуалом, который позволит ребенку отслеживать свои достижения и промахи на нелегком пути обучения трудолюбию.

Ольга Юрченко, детский психолог