Задержка речевого развития с 4 лет. Задержка речевого развития. Нормы развития детской речи.

Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы у детей в возрасте до 4 лет. Дети с этим диагнозом овладевают разговорными навыками также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу отставания ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Например, одна исследовательская группа обнаружила, что у одного из их 25 - или 26-месячных детей с наихудшим восприимчивым языком был лучший выразительный языковой результат спустя 10 месяцев. С другой стороны, дети с положительной стороны этих факторов могут оказаться меньше прогресса, чем прогнозировалось. Исследовательская группа обнаружила, что у ребенка с самым бедным результатом был лучший восприимчивый язык и самый большой словарный запас в начале исследования.

Отдельные дети не могут вести себя как дети в группе. Групповые данные могут использоваться только для прогнозирования того, что может сделать большинство детей, которые очень похожи на детей в исследовании. Предсказания по самой своей природе не всегда правильны.

Причины патологии:

  1. Невостребованность. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  2. Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  3. Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
  4. Нарушения слуха. Она формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов.

Нормы в возрасте до 3-х лет

Родители не должны полагаться на предсказания других или полагать, что их ребенок будет просто как друг и в конечном итоге догонит развитие языка. Если родители обеспокоены речью и развитием языка своих детей, они должны увидеть патологоанатома речевого языка, сертифицированного Американской ассоциацией речевого языка, для профессиональной оценки. Патолог-речевой язык может проводить тесты на восприимчивом и выразительном языке, анализировать высказывания ребенка в различных ситуациях, определять факторы, которые могут замедлять развитие языка, и советовать родителям о следующих шагах.

Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно. Первый год по месяцам:

Патолог-речевой язык может дать предложения по стимулированию развития языка и попросить родителя и ребенка вернуться, если родительский интерес продолжается. Или патологоанатом речевого языка может захотеть запланировать переоценку. В более тяжелых случаях патологоанатом на языке речи может потребоваться, чтобы родители и дети участвовали в программе раннего вмешательства. Эти программы обычно состоят из демонстрации методов стимуляции языка для домашнего использования и более частых наблюдений за прогрессом ребенка.

В наиболее тяжелых случаях может быть рекомендована более формальная программа лечения. Ждать, чтобы узнать, сможет ли ваш ребенок догнать, все равно будет трудно, но вы не почувствуете себя виноватым, что не сделали все, что могли. Используйте, чтобы найти патолога-речевого языка рядом с вами.

2 - ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).

3 - появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».

4 - гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».

5 - мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.

Проводились интенсивные исследования по развитию языка у детей, особенно в последние 25 лет. Достижения в распознавании расстройства речи ребенка используются педиатрами, а также логопедами для ранней диагностики и начала соответствующей терапии. Известно, что раннее выявление и терапия могут быть использованы для предотвращения поздних осложнений, таких как дислексия и нарушения зрения.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Речевое обучение начинается в матке: новорожденные уже могут различать родной язык и иностранный язык. Одна исследовательская группа играла как 40 американских, так и шведских детей в возрасте от 7 до 75 часов на обоих языках. У них была специальная соска во рту, в которой записаны движения всасывания. Сосание означает любопытство, и это был иностранный язык. Вывод состоит в том, что у детей уже есть опыт работы на собственном языке.

6 - совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к интонации.

7 - лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

8 - лепет, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).

Лисинг, заикание, избирательный мутизм - все больше и больше детей имеют нарушения речи и получают речевую терапию. По словам Арнольда, согласно медицинскому осмотру, у каждого третьего дошкольника в Германии есть расстройство речи. Эта цифра составляет около восьми процентов. Однако в городских районах, таких как Мюнхен, эта доля часто выше. Причина в том, что есть много многоязычных детей, которые не всегда оптимально дома.

За последние несколько лет были нарушены речевые нарушения?

Однако, несомненно, многие дети с нарушениями мягкой речи, которые ранее не приходили на лечение, теперь признаны и лечатся. Одной из причин этого является то, что входные критерии очень строгие с точки зрения языка для зачисления. Но и педиатры более жесткие. Кроме того, сегодняшние преподаватели более пристально смотрят на язык. Они чаще узнают об аномалиях. Поэтому чувствительность к речевым нарушениям в этом повышается.

9 - вуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»).

Лепет более сложный.

10 - вслушивается в разговоры взрослых, понимает все больше слов, подражает их ритму, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).

11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).

То есть, не всегда больше детей имеют нарушения речи. Только восприятие изменилось

Существует несколько факторов, которые способствуют существованию большего числа детей с нарушениями речи. Это, например, улучшенные возможности выживания за последние 20 лет. У многих из этих детей есть нарушения в развитии, включая нарушения речи. Другим аспектом является увеличение миграции в Германию за последние 20 лет. У нас много детей с неевропейским происхождением, которым приходится привыкать к новому языку. В противном случае количество людей с нарушениями речи увеличилось незначительно, если вообще.

12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

Нормы на второго году жизни

Стадия активной речи – автономная. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».

У родителей хорошее понимание развития языка их потомков?

Именно здесь внимание родителей сосредоточено на первом. Большинство родителей очень хорошо понимают, развивается ли их лингвистически нормальный или нет. Это делается по сравнению с детьми того же возраста в ползающих группах или на детской площадке. Поскольку родители видят относительно быстро, говорит ли их собственный ребенок лингвистически. Независимо от того, задерживается ли языковое развитие потомства или на самом деле развивается речевое расстройство, могут различать только эксперты.

Начало и окончание периода автономности связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).

Что должны позволить родителям слушать?

Важным критерием является раннее понимание языка. Например, у лингвистически нарушенного ребенка часто возникает проблема понимания и не отвечает на вызов. Здесь, конечно, также следует исключить, что ребенок плохо слышит.

Какие еще признаки указывают на то, что ребенок-расстройство языка развивается

Даже с тремя месяцами маленькие обычно смотрят на людей, фиксируют их и улыбаются. Однако некоторые дети не обращаются к другим людям, отворачиваются и не коммуникабельны. Некоторые из них впоследствии развивают лингвистические аномалии, другие - это, но этого нельзя установить так рано.

Автономность сменяет подвид - «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.

Могу ли я, как мать, полагаться на то, что у педиатра есть хороший взгляд на лингвистическое развитие потомства. Педиатры, а также педиатры и акустика имеют стандартизированные языковые тесты по возрасту, которые используются для проверки языковых навыков ребенка во время скрининга. Одним из примеров является активная лексика для трех-пятилетних детей. Здесь врач показывает фотографии, и ребенок говорит, как он выглядит. Он начинается с простых объектов, таких как звезды и часы, или таких видов деятельности, как велоспорт или расчесывание, а также сложные слова, такие как вертолеты.

Нормы развития на третьем году жизни

Задержка после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на разговорные способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет отставание развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.

Логопеды обвиняют детей в медицине, они слишком часто будут ждать слишком долго

Параллельно с лексикой также можно наблюдать артикуляцию, то есть произношение звуков. Если педиатр или врач-диагност диагностирует расстройство речи, он предписывает логопедию. Есть, конечно, педиатры, которым это правда. В контексте, однако, следует также видеть, что педиатцы в значительной степени финансируются с точки зрения регулирования логопедов. То есть, они могут назначать определенное количество логопедических методов лечения в квартал, иначе они будут завербованы и должны будут заплатить за лечение.

Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В рассказе еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила разговора, слова («мухолет»).

Что вы посоветуете родителям, которые волнуются и не будут ждать, чтобы ждать?

Тенденция ждать скорее времени, поэтому в конечном итоге должна страховых компаний. Для второго мнения обратитесь к офтальмологу, педиатру, педиатру или логопеду.

Полезно ли при лечении расстройства речи как можно раньше

Тем не менее, только дети от трех лет подходят для работы непосредственно с логопедом. Для детей младшего возраста есть две меры, которые должны предпринять родители речевых детей. С одной стороны, рекомендуется участие в обучении родителей в Гейдельберге. Здесь родители получают стимулы о том, как лингвистически продвигать своих малышей в повседневной жизни.

На что необходимо обращать пристальное внимание?

Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.

Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения внимания к себе использует плач.

Нарушения речи и особенности

Также важно проверить слух на ранней стадии. И дети учатся говорить лучше, когда они хорошо слышат. Он теряет контроль над разговором на мгновение, хотя он точно знает, что он хочет сказать. В зависимости от ситуации или человека, с которым ребенок говорит, заикание по-разному произносится. Эксперты рекомендуют использовать речевую терапию как можно скорее, чтобы пострадавший ребенок не произносил речь. Для позора, гнев, беспомощность или отсутствие самосознания могут быть результатом. Однако не всегда возможно полностью удалить заикание.

Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18меясцев дети различают на слух предметы и могут показать на картинке предметы («Где мишка?», «Где ушки?», «Где кукла?»)

Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).

Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).

Задержка психоречевого развития

Для маленьких это обычно не проблема, это даже положительно влияет на их умственное развитие. Каждый родитель должен говорить со своим ребенком последовательно на том языке, который он лучше всего должен командовать. Кроме того, новое поколение развивает так называемый двойной семитизм - он не может хорошо говорить на языках.

Как помочь врачам?

Эрготерапия и психотерапия, языковая подготовка и физиотерапия - нашим мальчикам и девочкам все чаще назначают терапию. Когда дети действительно нуждаются в них? Пятилетняя девочка была чем-то вроде гигиениста до четырех недель назад. Первые признаки вынужденной одержимости? Трехлетняя Лина из той же группы детей во Франкфурте. И Макс покидает дом в течение нескольких дней только с костюмом Бэтмена. Когда холодно, черная мантия свисает над пуховой курткой. Каким-то образом, как и не совсем нормально, находит свою мать.

Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.

Диагностика и лечение

Сегодня родители более неопределенные, чем раньше

Гребень между смешным и ярким кажется узким. Некоторые из привычек маленьких заставляют родителей нервничать. Что, если странности влияют на детей? Как долго родители могут ждать до того, как они начнут действовать? «Сегодня матери и отцы определенно более небезопасны, чем раньше», - говорит профессор Харальд Боде, руководитель социального педиатрического центра университетской больницы Ульм.

Результат: все больше и больше терапий

Результат: у некоторых детей есть первые логопеды, физиотерапевты, психологи или эрготерапевты перед первым колесом. Если ребенок не ползет вовремя, это касается физиотерапии. Поскольку трехлетний ребенок недостаточно красив, эрготерапевт должен помочь. Оценка данных медицинского страхования показывает, что врачи уже много лет выписывают терапию детям.

Диагностика происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три - четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению языка надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).

Диагноз задержка речевого развития у малыша ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла эта болезнь.

Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.

Если проблема неврологического характера, в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.

Также заболевание неврологического характера лечится методом транскраниальной микрополяризации. Участки головного мозга, отвечающие за развитие мышления, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).

Если у ребенка есть это заболевание вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский сад.

На сегодняшний день коньки - это и танцы на льду, и фигурное катание, и игры, например салки с шайбой и хоккей. Чтобы научить ребенка кататься на коньках и превратить его в маленькую «звездочку» на льду. Самый первый этап в этом процессе - это изучение и усвоение простого катания, то есть малыш должен передвигаться на коньках маленькими шажочками и с небольшой скоростью. Какая же цель таковых упражнений? В первую очередь, это всеобщее укрепление состояния организма, а в частности мышц и, конечно же, оживленный отдых на свежем воздухе. Когда ребенок овладеет коньками, спокойно можно отпускать ребенка с одним, двумя, тремя людьми или даже группами, а пока что требуется тщательный присмотр. Можно разрешить поиграть в «паровозика» или какие-нибудь другие игры на льду. Сейчас это ни для кого не будет удивлением и довольно-таки часто можно увидеть, как крохе одевают коньки, как только он встает на ноги. Ведь в возрасте восьми - десяти лет двери многих спортивных школ перед ребенком закрываются. Но, мне кажется, что и в этом вопросе можно обойтись без фанатизма. Выбрать, как говорится, «золотую» середину, чтобы это было не сверх сил ребенка, но и не совсем легко.

Как научить ребенка кататься на коньках - один вопрос, ведь основное, это не опоздать. Так как средним возрастом для начала обучения катания считается четыре-пять лет, когда ребенок уже свободно может стоять на своих ногах и с легкостью усвоит новый вид спорта. Более того, у каждого ребенка разное физическое развитие, у некоторых еще могут быть слабенькие мышцы спины, ног и брюшного пресса, которые непосредственно участвуют при катании на льду, что даже просто выстоять на коньках они не в состоянии. Опираясь на такие особенности детского организма, лучше будет повременить и укрепить все мышцы. Для этого подойдут такие физические упражнения, как выпады (вперед и назад), «гусиный шаг», подскоки, приседания и другие общеразвивающие упражнения.

Перед тем, как научить ребенка ездить по льду вы должны преодолеть с ним страх и неуверенность. В этом вам помогут специальные тренировочные упражнения во дворе на утоптанном замерзшем снегу. Для этого необходимо обуть свои коньки, немного пройтись в них и совершитьразличные приседания и наклоны, и даже попрыгать, пока ребенок не почувствует в себе полную уверенность.Без травм и ссадин обучить не получалось ни у кого, поэтому самым важным моментов в подготовке к катанию является обучение падениям. Нужно выработать в ребенке этот навык и довести его до автоматизма, в противном случае у него возникает много шансов получения травм опасных для здоровья и жизни. Безопаснее всего падать на бок. Но, ни в коем случае не назад, так как можно получить перелом позвоночника или хуже того - сильный удар головы. Хотелось бы обратить ваше внимание, что падения в основном происходят не во время скольжения, а во время остановки, когда выпрямляетесь во весь рост. Учитывая такие сведения, приучите ребенка всегда стоять на полусогнутых ногах, при этом чуть наклонившись вперед, ставя коньки не прямо, а под углом - это придаст большего равновесия и ноги не разъедутся в разные стороны.

В наше время, достаточно актуальным является вопрос, связанный с увольнением женщин, которые имеют детей в возрасте от трех до четырнадцати лет, а также и инвалидов. И если с отпуском все прозрачно и понятно, то по увольнению возникают некоторые вопросы. Увольнение сотрудника может быть произведено при наличии заявления от сотрудника, в котором он указывает точную дату увольнения.

Необходимо учесть, что работодатель предупреждается сотрудником об увольнении заблаговременно. В законодательстве существуют установленные сроки, то есть не менее четырнадцати дней со дня, который следует для подачи заявления. Это необходимо для того, чтобы работодатель произвел полный расчет и нашел на освобождающуюся вакансию нового сотрудника.

Существуют другие альтернативы данному сроку. Он может быть сокращен по соглашению работодателя и сотрудника, а также по желанию сотрудника, который увольняется, если существуют нарушения работодателем Трудового Кодекса или невозможности продолжать работу. В этом случае в заявлении сотрудник обязан указать уважительную для расторжения трудовых отношений причину. То есть увольнение по уходу за малышом может случиться только при наличии таковых причин. К таким причинам относится: переезд жить на какое-либо новое место, уход за ребенком до 14 лет, повторная беременность, уход за болеющим родственником или инвалидом первой группы, по причине поступления в какое-либо учебное заведение, принятие на работу по конкурсу, выход на пенсию и другие причины.

Увольнение по уходу за ребенком до 3 и/или 14 лет

Чаще всего, кто-либо из родителей находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Если же Вы хотите уволиться, то необходимо написать правильно заявление о просьбе предоставить Вам отпуск по уходу за ребенком с последующим увольнением. Работодатель не вправе отказать женщине в данном отпуске по уходу за ребенком, сроки о предупреждении соблюдены, значит, в увольнении тоже не имеют права отказать. Пишите заявление, регистрируете у работодателя расчет и трудовую книжку Вам обязаны выдать в последний день перед отпуском.

Если Вы собираетесь уволиться с работы и у есть ребенок до 14 лет, то в качестве причины увольнения вы можете использовать увольнение по уходу за ребенком до 14 лет. В заявлении на увольнение необходимо указать, что Вы увольняетесь по собственному желанию "в связи с необходимостью осуществления ухода за дитем в возрасте до четырнадцати лет". Такая формулировка, дает возможность при необходимости обращения в центр занятости влиять на длительность выплаты и размер пособия по безработице. Работодателя необходимо предупредить об увольнении согласно срокам, оговоренным в существующем ТК. Если Вы не предупредили работодателя о предстоящем увольнении, то по существующему ТК работодатель вправе назначить Вам срок отработки в течение 14 дней перед увольнением. По обоюдному соглашению этот срок может быть уменьшен.

Увольнение по уходу за ребенком инвалидом

Иногда заявление на увольнение пишется по причине наличия ребенка инвалида. В данном случае, необходимо в формулировке заявления на увольнение указать, что Вы увольняетесь по собственному желанию "в связи с необходимостью осуществления ухода". В заявлении можно не указывать, до какого возраста Вы будете осуществлять уход за ребенком, или указать до достижения ребенком 18 лет. Лучше конечно предоставить медицинскую справку, заверенную по всем правилам. Но для увольнения по данной причине, достаточно наличия у работника такого ребенка, а данные о детях должны находиться в кадровой службе.

Все эти причины увольнения свидетельствуют о невозможности продолжать сотрудником работу. После подачи заявления сотрудником, работодатель обязан осуществить увольнение по уходу за малышом по собственному желанию женщины, в любой срок в пределах двух последующих недель. Многих матерей беспокоит, прерывается ли стаж в данном случае. Для женщин, которые имеют детей возрастом до 14 лет, сохраняется непрерывность стажа. Это утверждено в п.5 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по всеобщему государственному социальному страхованию, утверждено Советом министров СССР от 13 апреля 1973 г. №252 с изменениями вплоть до 1 июля 1991г.

Обязательно убедитесь, что Ваша трудовая книжка заполнена по Инструкции. То есть не просто уволена по собственному желанию, а уволена по собственному желанию «в связи с необходимостью осуществления ухода за сыном/дочерью в возрасте до четырнадцати лет, п. 3 ст. 77 ТК РФ». Если Вам отказывают в увольнении по данной причине или заполняют Вашу трудовую книжку не по причине, указанной в Вашем заявлении, требуйте письменный отказ от работодателя и смело ступайте в суд.

22 05.2016

Здравствуйте, уважаемые взрослые! Наша сегодняшняя встреча посвящена 3летним детям. Как они говорят? Что они говорят? Почему некоторые в этом возрасте еще не говорят? Как нам помочь им говорить правильно? Мы с вами поговорим о том, почему задержка речи у ребенка 3 лет должна вызвать у вас тревогу и как вести себя родителям в этом случае.

N. B. Помните героиню Ирины Муравьевой в фильме «Карнавал»? Как она вырабатывала дикцию. Это весьма полезные упражнения – набрать в рот орехов и читать скороговорки. Попробуйте предложить подобную игру вашему карапузу, и вы увидите, как ему будет интересно. Вместо грецких орехов можно взять что-нибудь помельче, например, фундук или арахис.

Давайте обратим внимание на то, как говорят наши дети. Существуют некоторые нормативные границы, на которые мы, взрослые, может ориентироваться при оценке уровня развития той или иной сферы психики малыша. Рассмотрим основные.

Прежде всего, речь трехлетнего ребенка должны понимать окружающие, которые не общаются с вами каждый день, т.е. речь должна быть достаточно разборчивой для всех. Во-вторых, ваш малыш должен хорошо понимать, что вы хотите от него, посредством речевых сообщений. Его словарный запас должен быть равен приблизительно 1000 слов.

Хорошо, если ребенок знает все предметы окружающей обстановки в доме, имена всех членов семьи и свой домашний адрес. Кроме этого, ребенок должен понимать вопросы, предполагающие расширенное содержание ответа, типа «Почему?» и «Для чего?».

В 3-4 года малыш говорит достаточно свободно на разные темы. Не долгое повествование, конечно, но вполне связная речь из коротких предложений. Построить короткую фразу из нескольких слов не должно вызывать трудностей.


Но если трудности все-таки возникают, как вести себя? Куда обращаться? Родителей всегда интересует вопрос, что делать и как избежать подобной ситуации.

Важно обратить внимание на нее вовремя, чтобы к периоду школьного обучения ваше чадо не отличалось от своих одноклассников. Чтобы помочь вам разобраться, давайте выясним причины возникновения такого неприятного явления как задержка речи.

Причины задержки развития речи у детей

Специалисты отмечают 2 типа причин задержки речи у детей:

  1. Социальные
  2. Физиологические

Из названий понятно, что социальные причины обусловлены средой воспитания и развития ребенка, а физиологические вытекают из вопросов к здоровью ребенка. Какие из них более весомые, сказать сложно. В совокупности каждая из причин и все вместе они оказывают влияние на уровень сформированности (несформированности) речевых навыков, и, как следствие, могут вызвать

Социальные причины включают в себя ряд внешних факторов, на которые мы с вами повлиять можем и должны:

  1. Родители в этой семье не следят за чистотой собственной речи, говорят быстро и неразборчиво, не обращая внимания на то, что в семье подрастает малыш и подобно губке, впитывает такую же речь.
  2. Взрослые слишком обеспокоены судьбой малыша, и предугадывают каждое его желание. Зачем в таком случае ребенку учиться говорить, если его понимают и без слов?
  3. Противоположная ситуация, когда малыш почти не получает внимания со стороны взрослых. Он не знает, что люди общаются с помощью речи, никто не дает ему такую информацию.
  4. Ребенок не говорит или говорит плохо и мало в семье, где межличностные отношения регулярно выясняются с помощью скандалов и криков. Психика малыша подвергается стрессу, и молчание выступает как протест или защитная реакция. В такой ситуации недалеко и до полной немоты.
  5. Положительный, но очень сложный момент, когда в семье родители владеют несколькими языками. Они говорят с ребенком понемногу на каждом из них, переполнение информацией с одной стороны, и недостаток полноты языковых конструкций – с другой.
  6. Часто в комнате, где находится ребенок, создается звуковой фон в виде радио или телевизора, он мешает малышу получать полноценную чистую речевую информацию.

N.B. Согласитесь, в наших силах избежать появления и укоренения каждой из этих причин. Было бы желание. Проанализируйте ситуацию в вашей семье. Находите ли вы, что проблемы в речи вашего малыша обусловлены именно социальными причинами? Как вы будете действовать?

Физиология – совсем другое дело. Здесь мы с вами напрямую не можем повлиять на процесс, но, уделяя малышу должное внимание, поддерживая его попытки, мы вскоре сможем отметить положительную динамику. Давайте раскроем, какие физиологические проблемы могут стать причиной задержки речи у малыша.

  1. Внутриутробное инфицирование или заболевание матери в период беременности, которое повлияло на формирование речевых центров плода.
  2. Преждевременные роды или сложное их течение, сопровождающееся родовыми травмами или нехваткой кислорода.
  3. Травмы головного мозга, связанные с физическим воздействием или поражение центральной нервной системы вследствие недоношенности, маленького веса при рождении или инфекции во время родов.
  4. У малыша могут быть нарушены зрение или слух, тогда восприятие чужой речи значительно затрудняется. Ребенку очень важно видеть, как рождаются звуки, а слуховой восприятие должно помогать этому.
  5. Наследственные причины.
  6. Врожденные пороки развития также являются причиной отсутствия или нарушения речи. К ним могут относиться синдром Дауна или аутизм, ДЦП и другие заболевания.
  7. Недоразвитие артикуляционного аппарата, к которому относятся губы, язык, небо.

Необходимость врачебного вмешательства и назначение лечения обусловлены важными предпосылками развития расстройств психического состояния ребенка и общее недомогание. Лечение рекомендуется провести до достижения малышом 7 летнего возраста.

Боремся с речевыми проблемами

Дети 3-4 лет хорошо поддаются влиянию узких специалистов, пока у них не наступило полное формирование органов артикуляции. Родителям важно вовремя заподозрить у своего чада задержку речи, чтобы помочь ребенку быстрее справиться с недугом.

В 3 года с ребенком предстоит работать неврологу, психологу, дефектологу. Логопеду пока нет необходимости вмешиваться в процесс, ведь в его сферу деятельности входит постановка правильного звукопроизношения. К этому специалисту при необходимости можно будет обратиться после 4-5 лет.


N.B. В помощь родителям в дошкольных учреждениях и поликлиниках работают специальные кабинеты, где в любой момент можно получить консультацию по вопросу обращения. И не беда, если вам кажется, что вы пришли не по профилю. Вас обязательно направят и подскажут, к чьей специализации можно отнести ваш вопрос. Не бойтесь обращаться за помощью, когда речь идет о вашем ребенке!

Если упустить время и посетить специализированный кабинет после 7 лет, вероятность того, что ваш карапуз не сможет полноценно общаться со сверстниками, достаточно велика.

Такому ребенку будут противопоказаны чрезмерные нагрузки, это может спровоцировать нервные вспышки, агрессию или истерику.

И тогда малыш сможет посещать только специализированное учебное заведение, рассчитанное на необходимость рационально и осторожно распределять нагрузку. Учебный процесс будет включать упражнения по коррекции речи и домашние задания, проведение которых ляжет на плечи родителей.

Чтобы коррекция речевых мероприятий дала результат, родителям следует внимательно присматриваться и прислушиваться к своему ребенку. Заметить отклонения можно уже в раннем возрасте. Если родителям кажется, что они видят проблему, всегда можно обратиться к специалисту, чтобы развеять свои подозрения.

Если же проблема подтвердится, вы сможете незамедлительно приступить к лечению, и время не будет упущено, и результат появится раньше. Дефектологом или неврологом выясняется причина нарушения и родители получают ответ на вопрос Что делать?

Методы лечения для каждого конкретного случая подбираются индивидуально. В разных случаях специалист может назначить медикаментозное лечение препаратами, которые будут улучшать кровообращение в сосудах головного мозга и стимулировать речевые центры.

В другом случае лечение препаратами может усиливаться применением магнитотерапии или процедур рефлексотерапии. Специализированный массаж – отличное дополнение к лечению, но может применяться и как первоначальный метод коррекции.

Чтобы знать, что лечение проводится правильно, родителям предлагается план занятий, разработанный корректором. Педагогическое сопровождение во всех случаях коррекции является таким же необходимым, как прием препаратов по назначению врача.


Только действуя как слаженный механизм, взрослые могут помочь ребенку преодолеть рубежи беспомощности и влиться в коллектив сверстников полноценным звеном. Теперь мы можем сделать краткий вывод и классифицировать методы, применяемые в борьбе за чистоту детской речи:

  1. Медикаментозный метод
  2. Рефлексо и магнитотерапия
  3. Занятия с педагогом-корректором

Все эти методы призваны в помощь родителям. Кроме шагов, применяемых из области медицины и педагогики, родители могут также в домашних условиях применить знания и опыт разработок специально созданных для исправления недостатков речи и развития навыка как такового.

Семейный клуб

Семья всегда волнуется, когда ребенку делают назначения врачи. Но роль родителей в том и заключается, чтобы помочь своему малышу лучше врачей. Кто же сможет с такой заботой и радостью покривляться вместе с ним перед зеркалом или уговорить выпить горькое лекарство, кроме мамы? Вот и попробуем разобраться, как мы можем помочь малышу справиться с проблемой развития речи.

N.B. Если честно, я предпочитаю не употреблять слово «проблема» вообще, в любом контексте. Я предлагаю вместо этого говорить «вопрос», «неувязка», «нюанс». Согласитесь, «проблема» звучит как приговор и что-то неразрешимое и глобальное. А назовите это нюансом, и справиться будет легче, ведь нюанс – это такое маленькое, незначительное нечто, с которым разговор короткий.

Упражнения на устранение недостатков речи и на ее развитие очень просты и доступны каждой маме. Даже не зная об этом, вы можете сами проводить такие занятия. Вы ведь играете с малышом каждый день? А игра развивает детей как нельзя лучше. Просто в игры нужно будет включить некоторые специальные моменты тренировки, и малыш не заметит, что он обучается и развивается.

Пальчиковый театр. Незаменимая методика для развития любого ребенка. Вы можете устраивать представления, а можете просто потирать пальчики друг о друга или массировать подушечками каждую фалангу. Для поддержания интереса добавьте какие-нибудь стихи или поговорки.

Развивая мелкую моторику, мы стимулируем интеллект и речь, не забывайте! А потому запасайтесь пазлами, мозаиками, пластилином и глиной, придумывайте игры с конструктором, кубиками или бумагой (оригами).


Игры на свежем воздухе. Чувство свободы и полета благотворно влияет, в общем, на состояние душевное и физическое. Если дома покричать громко не всегда уместно (беспокойство семьи, соседи), то на улице можно выплеснуть всю негативную энергию, а заодно и потренировать связки и артикуляционный аппарат.

Полезны игры с мячом, его хаотичные передвижения развивают ориентацию в пространстве, внимание, а бег и прыжки насыщают клетки организма кислородом. Приобщайте малыша к подвижным играм с использованием повторяющихся слогов или звуков. Используйте «Гуси-лебеди», «Шел король по лесу», «Светофор».

Массаж. Назначение профессионального массажа оправдано в случае нарушений психомоторного развития малыша, его должен делать специально обученный человек, детский массажист. Общеукрепляющая гимнастика и простые поглаживания может делать кто-то из родителей.
Обычно массаж у специалиста назначается курсом, как правило, это 10 дней.

За это время организм ребенка настолько привыкает к приятным процедурам, что положительная динамика проявляется после нескольких сеансов. Потом родителям важно поддерживать это бодрое состояние, которое помогает воспрянуть всем клеткам в каждом органе.

Развитие познавательной сферы. Мы с вами дома можем развивать память и внимание своего ребенка на каждом шагу. Ведь пространство вокруг нас просто напичкано всевозможными заданиями на логику и внимательность.

В любом из помещений вашего дома или квартиры есть прямоугольные окна, столы или шкафы, круглые тарелки, торшеры или картины. Ищите в предметах окружения игры и упражнения на сравнение предметов по цвету, величине, исключайте лишние по любому принципу.

Игры с музыкальными инструментами. Ничто не сможет заменить звучание музыки для всестороннего развития личности, особенно это важно в детском возрасте.

Необыкновенное преимущество музыкальных упражнений в том, что трудные для произношения звуки малыш может петь, это значительно облегчает поставленную задачу. А для детей, страдающих заиканием, в музыке спасение! Произнося слова нараспев, речевой аппарат учится концентрации на фоне расслабления, и речь со временем выравнивается.

Каждый из разделов, направленных на развитие речи и устранение задержки, несет свой вклад в общую тему нашего сегодняшнего разговора. Но прошу вас помнить, что в каждом вопросе важна «золотая середина», найдя которую вы без сомнения справитесь с любыми неурядицами.

Действуйте без фанатизма, чрезмерное увлечение всевозможными методиками может негативно отразиться на формировании личности вашего чада, с утра до ночи вынужденно изучающего иностранные языки и репетируя бесконечные гаммы.

Ребенок в 3 года, у которого к этому времени сформировалось маленькое внутреннее «я», который переживает кризис 3 лет, способен на многие действия, иногда вопреки нашим ожиданиям. Давайте поможем нашему любимому крохе преодолеть этот барьер в виде задержки речевого развития и выйти на новый возрастной этап с полной уверенностью в своей неповторимости и безусловной любви родителей.

Поддержка в любой жизненной ситуации – важный воспитательный и развивающий трамплин для укрепления собственного я и осознания своей значимости, прежде всего для семьи. Мы можем это обеспечить собственным детям, а значит, мы должны это сделать.

Хочется надеяться, что наши малыши будут расти счастливыми и любимыми. Желаю всем избежать нюансов в развитии, а кто столкнулся с ними – скорейшего разрешения ситуации положительным образом.

Не забывайте следить за новинками на блоге, не пропускайте интересные статьи, из которых вы, возможно, сможете почерпнуть что-нибудь новое и полезное. Социальные сети тоже к вашим услугам, подписывайтесь на наши обновления.

Надеюсь, что наша следующая встреча принесет нам с вами новые обсуждения, и мы сможем найти каждый для себя необходимую информацию. Всего вам доброго!