Компенсация за детский сад после 1.5 лет. Размеры выплат определяются локальными актами

Как только ребенку исполняется 1,5 года и заканчивается выплата соответствующего пособия, у многих мам появляется необходимость выйти на работу. Но отдать ребенка в детский сад бывает очень проблематично: во многих регионах нашей страны по-прежнему катастрофически не хватает мест.

Вопрос настолько остро стоит, что буквально пару дней назад одна чья-то цитата через лайки всполошила весь контакт.

А вы знаете, что право ребенка на дошкольное образование прописано в Конституции Российской Федерации? Это значит, что государство обязано предоставить нашим деткам садик к возрасту 1,5 года, если мы этого потребуем! А что мы видим на деле? В садик очереди, и еще недавно, очередь продвигалась так медленно, что детям уже в школу идти пора, а тут очередь в садик подошла. На сегодняшний день эта ситуация немного выправилась. Но по-прежнему государство не состоянии полностью обеспечить всех местами в дошкольных учреждениях. Многие вынуждены нанимать няню, или отдавать ребенка в частный садик за немалые деньги. Большинство за неимением нужной суммы денег вынуждены сидеть с ребенком дальше в отпуске и не выходить на работу, а следовательно и не получать зарплату. Эти затраты обязано компенсировать государство, ведь оно нам гарантировано Конституцией. Что же нового появилось по этому вопросу у наших законодателей?

Для того, чтобы помочь родителям, оказавшимся в подобной ситуации, в июне 2012 года Госдумой был рассмотрен проект поправок «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Планировалось принять поправку о денежной компенсации за детский сад тем родителям, которые не смогли устроить туда своих детей по причине длинной очереди. Однако данная поправка так и не была принята . 29 декабря 2012 года был принят закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в который не вошла поправка о денежной компенсации за непредоставление места в детском саду.

Вот официальная буква закона:

Проект федерального закона N 556611-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» Статья 1 Внести в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-I
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150;
2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1 (ч.1), ст.
21; N 17, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1,
ст. 51) изменение, дополнив его статьей 52.3 следующего содержания:
«Статья 52.3. Компенсация за непредоставление ребенку места в
государственных, муниципальных образовательных учреждениях,
реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного
образования

1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения
детей, которым не предоставлено место в государственных,
муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям
(законным представителям) выплачивается компенсация на одного
ребенка в размере 5 тысяч рублей.

2. Предоставление компенсации родителю (законному представителю) не является основанием для
снятия ребенка с учета (очереди) по устройству в государственное,
муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.

3. Право на получение компенсации утрачивается при определении ребенка в
государственное, муниципальное образовательное учреждение,
реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного или
начального общего образования.

4. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации,
является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.»
Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января
2012 года. Президент Российской Федерации

Законопроект №556611-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», который бы гарантировал родителям компенсацию за отсутствие места в детском саду, перенесен в архив. Его отклонили 05.09.2011 с формулировкой «вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной думы».

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» организация общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления. Решение о выплате компенсации из-за отсутствия мест в детском саду сейчас принимается на региональном уровне. В каждом регионе свои правила и выплаты. Решение об участии в пилотном проекте и выплате компенсации за непредоставление детского сада приняли в некоторых регионах — в Перми и в некоторых муниципальных образованиях Пермского края, а также в Кирове, Красноярске и Красноярском крае, Томске, Архангельске, Ярославле, Сургуте, Смоленске, в Карелии, в Башкирии и Самаре.

Чтобы узнать, как получить эту компенсацию, необходимо навестить местные органы социальной защиты (РУСЗН) населения.

Необходимы следующие документы на получение компенсации:

  • Заявление,
  • паспорт заявителя,
  • свидетельство о рождении детей,
  • приказ с места работы мамы, что она сидит в декретном отпуске,
  • справка о составе семьи с места жительства,
  • справка из ДУ, где ребенок стоит в очереди с указанием того, что ребенок не посещает детсад по причине отсутствия мест.

Пособие должно составлять примерно 5 тыс. руб ежемесячно и выплачиваться до момента, когда появится место в детсаде. На него имеют право и работающие женщины и неработающие, а также студенты.

На форумах в различных областях РФ обсуждалась такая проблема: зачастую в органах РУСЗН ничего не знают о программе выдачи такой компенсации. В таких случаях родителям рекомендуется обращаться в Департамент образования, где должны знать о решении местных властей по этому поводу.

Единственная денежная выплата, перешедшая из прежнего Закона — это компенсация в виде материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольное учебное заведение. Распределение размера компенсации передано на усмотрение администрации субъектов федераций. Законодательно был определен минимум такой поддержки:

Не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка;
. не менее 50% за второго ребенка;
. не менее 70% за третьего ребенка.

Таким образом, с 1 января 2013 года родители получат минимальную поддержку в сумме 20% от стоимости затрат на содержание в дошкольном учреждении первого ребенка в семье, 50% — на второго и 70% — на третьего.

Пример. Если плата за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении составляет 5000 рублей в месяц, то семья, в которой воспитывается трое детей, получит компенсацию на первого ребенка в размере 1000 рублей в месяц, на второго - 2500 рублей в месяц и на третьего - 3500 рублей в месяц. Итого сумма компенсации на трех детей составит 7000 рублей в месяц.


Как только ребенок достигает полуторагодичного возраста, помощь по уходу за малышом прекращается, поэтому многие мамы выходят на работу. Для этого им нужно отдать малыша в сад для дошкольников.
Это не так уж просто, ведь мест хватает не всем. Чтобы туда попасть, необходимо дождаться своей очереди, что не всегда быстро. В связи с этим правительство попыталось убрать проблему, приняв решение выплачивать семьям возмещение за нехватку места в дошкольном заведении.
Далее будут рассмотрены основные вопросы, связанные с таким понятием, как «материальное возмещение за нехватку места в саду для детей», его оформлением и размером.

Предназначение выплаты

Материальный ущерб за не нехватку места в учреждении для дошкольников – обязательная финансовая выплата, которая предоставляется государством и выплачивается каждый месяц. Этот ущерб положен всем семьям, независимо от статуса. Размер выплаты зависит от города, в котором проживает семейство, возраста малыша.

В среднем она составляет 5000 рублей.

Но если бюджет района ограничен, то компенсация может не превышать 1 тысячу рублей .

Выплата будет производиться до того момента, пока ребенка не устроят в садик.

Закон

Ребенок имеет право ходить в учреждение для дошкольников. Это правило установлено в Конституции Российской Федерации. По достижении им полуторагодичного возраста государство обязано предъявить место в детском садике. На данный момент это является проблемой, мест на всех не хватает. Правительство решило принять закон, предусматривающий получение родителями материальной помощи за нехватку места в дошкольном заведении. Деньги на это выделяются из бюджета региона страны.

Пояснительная записка данного законопроекта гласит, что гарантируется полная общая доступность, бесплатность на посещение государственных и муниципальных дошкольных учреждений. Авторы закона считают, что решение о выплате компенсаций из-за нехватки мест является обоснованным и правильным.

Из-за того, что государство не может обеспечить каждого малыша местом в заведении для дошкольников, оно обязано компенсировать затраты родителей, хотя бы не в полном объеме.

Семьи, которые претендуют отдать ребенка в дошкольное учреждение, но им в этом отказано, имеют полное право на этот финансовый ущерб.

Статья 52.3 общегосударственного закона Российского государства «Об образовании» гласит:

  • с целью материальной поддержки в воспитании и образовании дошкольников, которым не предоставили места в садике, родителям (или законным опекунам) положено материальное возмещение на ребенка. Колеблется ущерб в пределах 5 тысяч рублей. Если детей несколько, то выплачивается возмещение на каждого;
  • получение ее не является основанием для того, чтобы снимать ребенка с очереди в дошкольное заведение;
  • после устройства малыша в детский сад право на эту компенсацию утрачивается;
  • время обращения за ущербом, а также ее размер и порядок выплаты устанавливается органами власти государства.

Закон вступил в силу в январе 2012 года. Чтобы получить данную компенсацию, необходимо обратиться в местное управление социальной поддержки людей.

Если в собесе отказываются принимать документы и назначать выплату, необходимо обращаться в Департамент Образования Российской Федерации.

Особенности компенсации за не предоставление места в детском саду

Начиная с достижения ребенком полутора лет, родителям положена денежная компенсация (при отсутствии места в дошкольном заведении). Назначаться она будет каждый месяц до того времени, пока ребенка не устроят в детский садик. Когда малыш достигает трехлетнего возраста, денежная компенсация прекращается (даже если в сад он не ходит). Особенностью ущерба является то, что положена она как работающим, так и неработающим матерям, одиночкам, студенткам.

Компенсация эта является нецелесообразной, поэтому выплачивают ее не везде, только в крупных городах Российской Федерации.

Размер пособия зависит от возраста ребенка, дохода родителей и количества малышей в семье. 5000 положено на каждого ребенка, не посещающего дошкольное заведение. Назначается она только при отсутствии места для малыша в дошкольном государственном учреждении. Частных садов эта компенсация не затрагивает, и право на ее получение отсутствует.

Регионы и суммы

Как уже упоминалось выше, размер ущерба зависит от региона проживания. Данную компенсацию выплачивают не везде.

Основные регионы, предоставляющие материальный ущерб за нехватку места в заведении для дошкольников, представлены в таблице.

Город Размер компенсации для малыша полутора лет Размер компенсации для ребенка 3 – 6 лет
Архангельск 2000 рублей 5000 рублей
Томск 4000 рублей 4000 рублей (до 5,5 лет)
Березники (край Перми) 4640 рублей 4640 рублей (до 5 летнего возраста)
Киров 2500 рублей отсутствует
Красноярск 3709 рублей отсутствует
Самара на первого малыша – 1 тысяча рублей, на второго – 1500, на третьего – 2 тысячи рублей отсутствует
Липецк отсутствует 5 тысяч рублей
Пермь 5295 рублей 4490 рублей
Смоленск и область 4000 рублей 5000 рублей
Ярославль 5910 рублей 5 тысяч рублей
Ханты–Мансийск и округ 6286 рублей 3000 рублей (до 4 лет)
Ямало-Ненецк 3210 рублей 4210 рублей (до 5 летнего возраста)

Чтобы узнать, положена ли компенсация в районе проживания семьи, нужно обратиться в собес. Если места в дошкольном учреждении не хватило одному ребенку, то ущерб минимальный, если двоим детям – сумма увеличивается в 2 раза, если троим – утраивается и прибавляется к предыдущей сумме. Сумма материального возмещения в регионах разная, а правила оформления и получения – одинаковые.

В Москве подобный ущерб за нехватку места в дошкольном заведении не выплачивается, вопрос до конца не решен. Практически во всех детских садах группы уплотнились или открылись дополнительные (с кратковременным пребыванием детей). Вследствие этого очереди на посещение садика отсутствуют, поэтому нет необходимости выплачивать материальный ущерб семьям.

В Санкт-Петербурге также компенсации нет. Законопроект о выплате финансового ущерба предусматривался, но так и не был принят.

В Нижегородской области единственным городом, в котором присутствует выплата возмещения за отсутствие места в заведении для дошкольников, является Арзамас. Семьям, имеющим детей возрастом от 1 года до 5 лет (не хватившим места в детском саду) из сметы города выделяется компенсация за услуги няни. Составляет она 4600 рублей на каждого малыша.

Как получить

Сумма ущерба в каждом регионе своя, но правила получения для всех одинаковы. Чтобы оформить денежную компенсацию, родителям необходимо предоставить пакет следующих документов:

  1. Письменное заявление.
  2. Ксерокопии паспорта обоих родителей.
  3. Копию свидетельства о рождении малыша (или нескольких детей).
  4. Ксерокопию банковского счета (куда будут начисляться деньги).
  5. Из ЖЕКа справку о составе семьи.
  6. Если мама не работает и находится в декретном отпуске, то необходим приказ с места ее работы.

Также нужно предоставить оригиналы всех документов, чтобы заверить предоставленные ксерокопии.

В заявлении (заполняется родителями) необходимо указать паспортные данные отца и матери ребенка, сведения о самом малыше и причину назначения денежной компенсации.

Чтобы оформить пособие, необходимо обратиться в отделение социальной поддержки населения (Совбез) со всеми документами. Кроме этого нужно предоставить сотрудникам службы справку о том, что ребенок стоит на очереди в дошкольное учреждение, но не ходит в него. После предоставления сотрудникам социальной поддержки людей пакета всех необходимых документов можно рассчитывать на получение компенсации.

Ограничения

Возмещение за отсутствие места в детском садике касается не всех районов Российской Федерации. Оформить финансовую помощь может не каждая семья.

При выплате материального ущерба имеются следующие ограничения:

  • выплаты продолжаются до того времени, пока чадо не обеспечат местом в дошкольном учреждении. Как только ребенку исполняется три года, расчет выплат закрывается (даже если малыш не ходит в детский сад);
  • обязательна прописка в том регионе, в котором осуществляется возмещение за нехватку места в дошкольном учреждении;
  • после зачисления малыша в детский садик об этом необходимо сообщить в управление поддержки населения не позднее, чем по истечении 10 суток. Своевременное предупреждение сотрудников Совбеза поможет избежать проблем с последующим разбирательством в суде;
  • если прописка и место проживания разные, то в выплате компенсации могут отказать.

Возраст ребенка

Финансовое возмещение из-за нехватки места в детском садике выплачивается на ребенка, достигшего 1,5 года. В Кемеровской области возраст малыша не должен превышать трехлетнего возраста, в Смоленской области возраст увеличен до 7 лет. Все зависит от региона, информацию необходимо узнавать у сотрудников органов защиты населения.

Имеет ли значение, если мама работает?

Государственные, частные и гарнизонные ДОУ

Если родители претендуют на место для ребенка в государственном дошкольном учреждении, то они вправе претендовать на оформление компенсации за нехватку места. Материальный ущерб смогут получить семьи, имеющие детей от полутора лет. После 3 лет такое право утрачивается. Если в детском саду находится место для малыша, но родители от него отказываются (по своим причинам), то они вправе и дальше получать компенсацию.

На частные дошкольные образовательные учреждения право на возмещение материального ущерба не распространяется. Это касается и гарнизонных детских садов.

Таким образом, денежная компенсация за нехватку места в дошкольном учреждении – ежемесячное пособие, выплачиваемое родителям до тех пор, пока ребенка не определят в детский сад. Размер пособия зависит от района проживания семьи. Чтобы узнать всю информацию, родителям малыша необходимо посетить органы социальной защиты и поддержки населения (Совбез) или в отделение Департамента образования. Предоставив все указанные документы, можно ожидать выплат.

Право на данную компенсацию имеет семья, имеющая ребенка от 1,5 года до 3 – лет, которому отказали предоставить место в дошкольном учреждении. Как только малыш начинает ходить в детский садик, компенсация приостанавливается. Стоит отметить, что данная проблема решается, и планируется открыть дополнительные места в заведениях для дошкольников.

Находится со своим ребенком в первые годы жизни, следить за его здоровьем и развитием, а также присутствовать при первых шагах очень важно, однако далеко не всегда есть возможность у женщины быть домохозяйкой. Нужны деньги, чтобы обеспечить семью, а декретный отпуск выдается лишь на ограниченное количество времени. В таких случаях возникает острая необходимость направить чадо в детский садик, но мест на всех не хватает. Это вызывает массу неудобств и довольно затратное. Именно по такой причине практикуется компенсация за садик после 1.5, благодаря чему можно хоть как-то справиться с сложившейся ситуацией.

Что такое компенсация за садик?

При достижении ребенком возраста в полтора года возникает переломный момент: пособие по уходу не выплачивается, а мать просто вынуждена искать работу, чтобы обеспечить семью. Ребенка в таком случае необходимо куда-то определить. Конечно, хорошо, если можно оставлять на бабушек и дедушек, но реальность зачастую совсем иная. Выходом становится дошкольное учреждение.


Тут стоит учитывать и то, что по указу номер 599 в приоритете именно дети от 3 лет. Основные средства направлены именно на реализацию права на обучение с этого момента. Подобное отношение вызывает массу проблем для устройства детей более младшего возраста. Однако, этот же указ не устраняет полностью и проблему детей от 3 лет, из-за чего компенсация за садик после 1.5 лет предусмотрена вплоть до 6 лет.

На самом деле, хоть выплаты и практикуются, но соответствующий закон принят так и не был. Конечно, его выдвигали несколько раз, а именно в 1992 и даже совсем недавно в 2012 году. Но поддержки он не получил.

По этой причине полностью весь процесс ложится на плечи местных муниципалитетов. Каждый регион самостоятельно определяет, какого размера будет компенсация за детский садик после 1,5 лет, какова будет сумма выплаты, а также до какого возраста они будут производиться.

Размер компенсации

Как уже писалось выше, данная инициатива не контролируется законодательно, из-за чего условия могут существенно меняться:

  • Если следить за практикой выплаты компенсаций, можно проследить, что наиболее привычном возрастным периодом является возраст от 1,5 до 6 лет. Однако, бывают и исключения в сторону уменьшения максимального или увеличения минимального возраста. Например, в Самаре выплачивают только до 3 лет, а вот в Липецке совсем иная ситуация: выплаты начинаются только с 3 лет.
  • По размеру выплаты в разные годы ситуация возникла не однородная. Конечно, можно встретить и такое, что выплата всегда будет одинаковой, однако чаще всего это не так. Местами больше всего платят компенсацию до 3 лет, а после сумма незначительно уменьшается, а есть и совершенно иная ситуация, когда именно после 3 лет компенсация увеличивается.
  • Компенсация за детский садик после 1.5 может также меняться и в зависимости от количества детей. Например, в Самаре каждый за каждого последующего отпрыска будут платить больше.

Также стоит отметить, что заранее тяжело понять, какого размера компенсация будет предоставлена. Она может колебаться, в зависимости от различных причин, например, увеличение из-за количества детей указано выше. Также не стоит забывать и о финансовой ситуации в самом регионе.

Немаловажным является и доход семейства, так как главная цель программы помочь именно малоимущим, а не тем, кто и без всякой помощи может запросто оставаться в декретном отпуске.

Компенсация за детский садик после 1.5 лет будет получена при обращении в орган соцобеспечения, однако потребуется предоставить определенные документы:

  • Уже никого не удивишь, что для получения чего-либо предоставляется паспорт . В данном случае документы должны предоставить оба родителя, включая свидетельство о браке. Для неполных семей обязательным является свидетельство о разводе.
  • Естественно требуется предоставить и документ ребенка, а именно свидетельство о рождении.
  • Компенсация за непредоставление садика после 1.5 лет полагается в том случае, когда ребенку просто не нашлось места. Это факт необходимо подтвердить и доказать, что вы стоите в очереди, а в дошкольном учреждении отказали.
  • Справка о составе семьи также будет обязательной в данном случае. Не лишним будет предоставить и приказ о декретном отпуске.
  • Последний шаг направлен скорее для вашего удобства, так как в заявлении следует указать банковские реквизиты для получения выплат.

Выводы

Сама по себе компенсация хоть и будет довольно ощутимой и весомой, но не сможет полностью покрыть убытки из-за непредоставления мест в детском садике. Однако такой вид помощи будет вовсе не лишним и поможет справиться со сложным периодом. Стоит отметить, что дополнительно помогут и другие льготы, например, молочная кухня, благодаря чему воспитать ребенка будет проще даже без детского садика.

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена , а проблема остается катастрофически актуальной - прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья , которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение .

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области - 40%.

В связи с этим 11 февраля 2015 года в Госдуму даже был внесен законопроект № 719641-6 , предлагающий ограничить размер ежегодного повышения родительской платы за посещение детьми ДОУ до уровня текущей инфляции в соответствии с официальными данными Росстата.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации ».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты - на первого ребенка в семье;
  • 50% - на второго;
  • 70% - на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется , . А в компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере - 30%, на второго и последующих - 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Компенсации перечисляются на банковский счет (сберкнижку или карту) родителя , который внес оплату за детский сад, ежемесячно до определенной даты, установленной региональным законом. Невозможно внесение оплаты за детсад родителями с одновременным вычетом компенсации, то есть сначала надо заплатить (причем вовремя) полную сумму, а потом получить положенное возмещение.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее - при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявление подается в образовательную организацию, в которую был принят ребенок, на имя его руководителя. После приема оно регистрируется в журнале лиц, обратившихся за компенсацией оплаты.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Выплаты компенсации за детский сад производятся исходя из средств, предусмотренных для этих целей региональными и местными бюджетами .

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) - на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) - на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб. , что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников , проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед . Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с , имеют такую возможность.

Вопрос о том, что делать с ребенком, если его не с кем оставлять дома, а места в детском саду нет и матери необходимо выходить на работу, на федеральном законодательном уровне до сих пор в должной мере не урегулирован и является очень болезненным для родителей.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5 , который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5 , который предусматривал изменения в закон «Об образовании» , действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 .

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной - в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

Социально полезный проект закона был отклонен по причине имеющихся в регионах огромных очередей в детские сады и потенциальной невозможности федерального бюджета справиться с возможным наплывом желающих на получение компенсации.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания . Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания» , где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована , устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности - возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре - от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет - 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго - 1500 руб., третьего - 2000 руб.

С разными вариациями аналогичные пособия и компенсация устанавливаются также в Липецке, Ярославле, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Смоленской области и других регионах.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует . Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе - никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

По отзывам родителей, подобного рода компенсации и пособия очень значимы для семей с детьми. Отсутствие федерального закона-регулятора, который сделал бы подобные выплаты обязательными для любого субъекта РФ, ставит родителей из разных регионов в очень неравное положение.

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств .