Специализированная логопедическая коррекционная группа для детей с онр в детском саду. Группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Организация работы воспитателя в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой патологии речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики (Р.Е. Левина). Обучение детей с общим недоразвитием речи по коррекционной программе в условиях специализированной группы для детей с общим недоразвитием речи позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к обучению в школе (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста - М.,2004).

Развитием речи детей в группах для детей с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель. Как и в массовом детском саду, воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний, развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приемам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи.

В Типовой программе воспитания и обучения в детском саду (ред. Р.А. Курбатовой – М., 1984)предусмотрено обучение речи на занятиях. В младшей, средней и старшей группах предполагается проведение занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи, а в подготовительной к школе группе дополнительные занятия по подготовке детей к обучению грамоте. Занятия дают воспитателю возможность видеть достижения и недочеты в усвоении умений каждым ребенком, наблюдать каждого ребенка. Занятие строится на определенном программном материале так, чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.

В группах для детей с нарушениями речи вводятся специальные логопедические занятия дополнительно к предусмотренным Программой. Для примера приводим примерное распределение количества занятий в средней и старшей группах для детей с ОНР (таб.1). Воспитатели, работающие в таких группах, обязаны реализовывать программу массового детского сада. Однако сочетание всех требуемых по программе занятий с логопедическими привело бы к превышению допустимой учебной нагрузки. Таким образом, некоторые занятия воспитателя переносятся на вторую половину дня (см. таб. 2,3,4,5). Несмотря на несомненную пользу от проводимой работы, нельзя не отметить и отрицательные стороны фронтальных занятий с дошкольниками (работают только активные дети, используется школьная форма организации, удельный вес собственной речи ребенка на занятиях не велик, большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и других детей). Следовательно, необходимо всячески способствовать тому, чтобы дети имели возможность развивать речь вне занятий и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя для этого в течение дня развивающую речевую среду. Воспитатель, используя каждый режимный момент, процесс одевания, умывания и т.д., должен стремиться разумно развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки в речи детей (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слово в тех случаях, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребенка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Воспитатель должен помнить, что корректная, уважающая личность ребенка форма предъявления ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияют на развитие речи ребенка.

Воспитатель, заметив ошибку в речи ребенка, прежде чем исправлять ее, должен подумать, сможет ли ребенок в данный момент отвлечься от содержания речи и обратить внимание на форму слова. На занятиях это происходит успешнее всего; вне занятий не всегда обстановка благоприятна для исправления ошибки. Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, например в игре, исправлять ошибки бесполезно.

При исправлении ошибки не следует повторять ее, а нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребенок повторит за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение дает возможность воспитателю обогащать словарь ребенка, например, во время ежедневного одевания и раздевания детей ставится цель закрепить в их памяти точные названия предметов одежды, их качеств (цвет, материал, качества, узнаваемые на ощупь). Так, во время умывания воспитатель пользуется названиями действий, предметов туалета и домашнего обихода и т.д.

Чем меньше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словом свои действия. Однако, обращенная к ребенку речь взрослого, которая изобилует сложными, непонятными для ребенка словами, отсутствующими в его лексиконе, а также длинными, пространными объяснениями, может отрицательно сказаться на речевом развитии ребенка.

Воспитатель должен не только сам называть предметы, но и задавать детям вопросы: что ты делаешь? Во что вы играете? Что ты строишь? Что ты надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем ты вытираешь руки? и т. д.

Очень полезен прием поручений: воспитатель поручает кому-либо из группы объяснить другому ребенку, где в игровой комнате можно достать игрушки, карандаши, книги, настольные игры и рассказать о правилах использования этих предметов.

Разнообразные игры способствуют развитию речи детей. Сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Первоначально игровая деятельность детей с общим недоразвитием речи носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих, и не все дети охотно участвуют в играх, речевая активность у одних детей больше, у других - меньше. Чтобы повысить удельный вес собственной речи (речевой практики) каждого ребенка, воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражанием.

В процессе игры воспитатель закрепляет полученные на логопедических занятиях навыки. Так, на занятиях по формированию связной речи мы использовали различные графические схемы при составлении фразы. Такого рода линейная «запись» высказывания помогала детям. В начале логопед составляет схему высказывания, затем дети сами начинают из предложенных графических символов строить самостоятельные высказывания. Затем, используя графические символы можно выстроить короткие рассказы.

Подобный игровой прием можно использовать в дидактических играх. Например, игра «Магазин». Цель игры: закрепление в лексиконе детей названий одежды. Учить детей использованию в речи простого распространенного предложения с прямым дополнением. Описание игры: Воспитатель выполняет роль продавца. Дети – покупатели. Во время проведения игры используются карточки с изображением предметов одежды и символами:

или

Дети выбирают покупку, подходят к воспитателю и при помощи символов составляют фразу:

«Я покупаю рубашку»

«Я покупаю юбку»

В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть покупки каждого, выкладывая на фланелеграфе «записи» детей.

Игра «Кукла заболела». Цель: Учить детей составлять простые предложения. Описание игры. Воспитатель сообщает детям, что игрушки заболели. Дети выбирают карточки с изображением игрушки, которую они будут лечить и составляют с опорой на символы фразу:

Я лечу мишку.

Я лечу зайку.

Я лечу куклу.

Игра «Ателье» Цель: активизация словаря по теме «Одежда», учить детей правильно употреблять существительное в винительном падеже. Описание игры. Воспитатель рассказывает детям о том, что открывается ателье и можно сшить любую одежду. Дети выбирают картинки с изображением предметов одежды и при помощи символов составляют фразы:

Я сошью платье.

Я сошью брюки и т.д.

В книжном уголке мы раскладывали карточки с изображением символов, и дети с удовольствием самостоятельно «записывали» предложения.

При помощи схем составляются высказывания:

Мальчик стоит.

Девочка сидит.

Бабушка идет.

Маша ест яблоко.

Дедушка читает книгу.

Петя слушает радио.

Таким образом, рациональное использование всех моментов повседневной жизни ребенка помогает воспитателю реализовывать задачи развития речи, поставленные в Программе воспитания и обучения в детском саду не увеличивая при этом учебную нагрузку.

В качестве иллюстрации приводим примерный режим дня средней группы в сочетании с задачами по развитию речи.

Режимный процесс

Задачи воспитателя

Прием детей

Воспитатель встречает детей, беседует с родителями (в зависимости от погодных условий прием детей в группы может проходить на улице). Вводит детей в помещение и организует раздевание, проводит утреннюю гимнастику, организует умывание, следит за работой дежурных по столовой.

В течение дня дети снимают и надевают верхнюю одежду не менее пяти раз. Особенно много времени на это уходит зимой. В помещении дети переодеваются на музыкальные и физкультурные занятия, а также готовясь ко сну. Значительную часть этого времени можно посвятить уточнению и расширению словарного запаса по лексической теме «Одежда»: воспитатель привлекает внимание детей к названиям предметов одежды, рассматривает ее, обогащая словарь детей прилагательными и глаголами. Проведение игрового упражнения «Что наденет Миша, Что наденет Маша?» учит детей сравнивать предметы одежды и классифицировать их по признаку «мужская - женская». Игра «Что наденем летом? Что наденем зимой?». Цель игры: упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку «зимняя – осенняя; летняя - весенняя». Побуждая детей комментировать свои действия, воспитатель создает условия для формирования навыков составления 2-, 3-словных предложений по вопросам: «Кто? Что делает? Что?».

Предметный словарь: куртка, пальто, платье, брюки, свитер, майка, трусы, колготы, носки, рейтузы, фартук, юбка, блузка, рубашка, шорты, шуба, шарф, варежки, шапка, перчатки.

Глагольный словарь: надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить, стирать, гладить, полоскать, сушить, убирать, вязать, пришивать.

Словарь признаков: красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая.

Детали одежды: рукава, пояс, пуговицы, воротник, карманы.

Подготовка к завтраку, завтрак

Приглашает детей к столу. Учит их правильно сидеть за столом, есть аккуратно, пользоваться приборами. Совершенствует у детей навыки самообслуживания.

Во время еды воспитатель уточняет названия блюд, обращает внимание детей на аромат и вкус еды. Можно привлечь внимание детей к способам приготовления еды. Таким образом, обогащая словарь детей:

Предметным словарем: суп, щи, борщ, салат, омлет, компот, кисель, пюре, каша, солянка, чай, кофе, молоко, сок, масло, колбаса, яйцо и т.д.

Словарем признаков: аппетитный, ароматный, вкусный, горячий, теплый, соленый, сладкий, душистый, сочный, овощной, молочная, рисовая, гречневая.

Глагольным словарем: варить, жарить, чистить, резать, наливать, намазать, кипятить.

Игры, подготовка к занятиям

Следит за тем, чтобы дети, вышедшие из-за стола, были заняты играми и пособиями, которые не требуют длительного времени для завершения. Готовится к занятиям, привлекая к этому детей.

Проводятся по подгруппам, чередуясь с занятиями логопеда.

Подготовка к прогулке

Отбирает с детьми игрушки для прогулки. Организуя одевание, продолжает формировать у детей соответствующие навыки.

Собираясь на прогулку, воспитатель проводит с детьми игру «Мой - моя»

Цель: учить детей различать род притяжательных местоимений.

Воспитатель выбирает двух помощников. Дети выбирают игрушки для прогулки. Вещи, про которые можно сказать «мой» дети отдают одному ведущему, а про которые нужно сказать «моя» - другому.

Прогулка

Проводит прогулку.

В связи с увеличением учебной нагрузки в специальных группах для детей с нарушениями речи занятия по ознакомлению с художественной литературой в теплое время года, когда количество логопедических занятий увеличивается до пяти, рекомендуется проводить на прогулке.

Целесообразно использовать время прогулки для проведения различных экскурсий во время изучения лексических тем «Осень», «Растения», «Насекомые», «Транспорт» и т.д.

Готовясь к прогулке, воспитатель подбирает, прежде всего, игры с речевым сопровождением. В ситуации игры дети быстро заучивают короткие стихи, охотно проговаривают их хором. При выборе подвижной игры необходимо учитывать лексическую тему, изучаемую в этот период, например, при изучении темы «Домашние животные» проводится игра «Лохматый пес», «Кот и мыши»; при изучении темы «Дикие животные» можно провести игру «Зайка», «Лиса и гуси», «У медведя во бору», .

В играх с мячами, обручами, скакалками дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко и т.д.

Возвращение с прогулки

Организует раздевание, следить за тем, как дети раскладывают одежду в сушильные шкафы. Организует умывание.

Момент раскладывания мокрой одежды в сушильные шкафы дает возможность воспитателю провести игровое упражнение «Мой - моя». Цель формировать навыки практического употребления в речи притяжательных местоимений «мой, моя». Воспитатель спрашивает детей «Чья шапка мокрая?» и каждый у кого мокрая шапка отвечает «Моя шапка».

Во время мытья рук перед едой или полоскания рта после еды воспитатель обогащает словарь детей:

Существительными: туловище, голова, руки, ноги, пальцы, подбородок, лоб, затылок, веки, виски, локти, колени, пятки, ступня, кисти, мочки, небо, ресницы.

Глаголами: мыть, вытирать, чистить зубы, полоскать рот, умываться, намыливать, смывать, причесываться, заплетать, завязывать.

Названиями умывальных принадлежностей: зубная щетка, стаканчик, мыло, мыльница, расческа, полочка, полотенце.

Учить пользоваться словами - антонимами: грязный - чистый; сухой - мокрый; большой - маленький; высокий - низкий; толстый - тонкий и т.д.

Уточняет правильное использование в речи суффиксов с уменьшительно - ласкательным значением:

рука - ручка

нога - ножка и т.д.

Уточняет правильное использование в речи детей существительных в единственном и множественном числе:

рука - руки

палец - пальцы и т.д.

Учит детей образовывать глаголы прошедшего времени мужского и женского рода:

Маша вымыл а руки.

Коля вымы л руки.

Подготовка к обеду, обед

Организует помощь детей в сервировке стола к обеду. Приглашает детей к столу. Учит их правильно сидеть за столом, есть аккуратно, пользоваться приборами. Совершенствует у детей навыки самообслуживания.

В средней группе впервые вводится дежурство. И на начальном этапе обучения воспитателю приходится использовать обучающие приемы, целью которых является уточнение знаний ребенка о предметах посуды, ее качествах. Воспитатель уточняет знание детей о местах хранения ложек, вилок, чашек и т.д., а также правилах обращения с ними. Перед обедом появляется время для проведения с детьми, не участвующими в дежурстве игровых упражнений типа:

«Один - одна» Цель упражнения учить согласовывать детей числительное «один» в мужском и женском роде. Воспитатель уточняет у детей: «Сколько у тебя тарелок, ложек, вилок?», побуждая детей к ответу: «Одна», «Сколько ножей, стаканов, чайников?» - «Один».

«Один - много». Цель упражнять детей в практическом употреблении существительных множественного и единственного числа.

У Пети ложка, а на столе лежат …..ложки.

У Васи чашка, а на столе стоят …чашки и т.д.

Предметный словарь: глубокая тарелка, ложка, вилка, нож, мелкая тарелка, чайная ложка, чашка, блюдце, стакан, кастрюля, сковорода, миска, половник.

Глагольный словарь: мыть, ставить, резать, разбить, подать, принести, поставить, держать, беречь, уронить, сушить, вытирать.

Словарь признаков: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хрупкая, мелкая, глубокая, красивая, расписная, прозрачная.

Подготовка ко сну, сон

Организует раздевание и укладывание детей спать.

Перед сном воспитатель может предложить детям прослушать сказку или рассказ. Содержание прочитанного должно соответствовать изучаемой лексической теме.

Постепенный подъем, игры

Организует одевание детей и привлекает детей к уборке постелей.

Уточнение названия постельных принадлежностей и действий с ними:

Предметный словарь: подушка, матрац, одеяло, простынь, наволочка, пододеяльник, кровать, постель, покрывало.

Словарь признаков: грязный, чистый, отглаженный, ровный, ситцевый, шерстяной, цветной, белый, теплый, мягкий, аккуратный, пушистый, сухой, мокрый, влажный.

Глагольный словарь: застелить, расстелить, встряхнуть, разгладить, расправить, заправить, укрыть, накрыть, подложить, развесить, просушить, постирать.

Заучивание коротких стихов и загадок:

Кто умеет

Я умею на кроватке

Простыню расправить гладко,

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки.

А. Кузнецова

Набита пухом,

Лежит под ухом

(подушка)

-Вот тебе под спинку мягкую перинку.

Сверху на перинку,

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки.

Одеяльце на пуху

И платочек на верху.

С. Маршак

Игра «Спал – спала»

Цель: учить детей спрягать глаголы прошедшего времени единственного числа

Воспитатель обсуждает кто из детей как спал. При этом называет глаголы, не договаривая их окончания, побуждая детей договаривать слово. «Катя хорошо спа (ла), Петя сладко спа (л). Оля быстро засыпа (ла). Коля быстро засну (л)»

Подготовка к полднику, полдник, подготовка к занятиям

Организует дежурство, следит за тем, как дежурные раскладывают вилки, ложки, ножи, хлебницы, салфетки и убирают их после полдника. Привлечение детей к подготовке оборудования для занятия (расставить баночки для воды, раздать краски, кисточки, бумагу и т.д.)

Проводит воспитатель.

Самостоятельная игровая деятельность

Организует игры детей (строительные, ролевые, сюжетные); организует индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми по заданию логопеда, создает ситуации стимулирующие развитие самостоятельной речевой деятельности у детей.

Прогулка

Проводит прогулку, наблюдает за играми детей.

Уход домой

Беседует с родителями. Раздает родителям тетради с заданиями логопеда. Объясняет родителям задания логопеда, при необходимости привлекая детей: просит ребенка выполнить то или другое упражнение.

В беседах с родителями воспитатель дает родителями советы в организации речевого общения с ребенком и разъясняет требования, предъявляемые к речи ребенка.

Отрицательно может сказаться на речевом развитии ребенка:

    речевое общение взрослого, оторванное от реальной жизни ребенка, от его деятельности;

    побуждение ребенка к заучиванию длинных, сложных стихотворений;

    обучение, которое основывается на словах, а не на практике.

    Обращенная к ребенку речь взрослого, которая изобилует сложными, непонятными для ребенка словами, отсутствующими в его лексиконе, а также длинными, пространными объяснениями.

Положительно влияет на развитие речи ребенка:

    правильная, хорошо интонированная речь взрослого, привязанная к определенной ситуации общения и предметно-практической деятельности, доступной ребенку.

    Специально организованная взрослым диалогическая последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребенку содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме.

    Корректная, уважающая личность ребенка форма предъявления ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок.

    Речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время основных режимных моментов, прогулок, игр.

Таблица1. Количество занятий в группах для детей с ОНР

Виды занятий

Кол-во занятий в неделю

Средняя группа

Старшая группа

Логопедические занятия

Развитие речи

Ознакомление с окружающим

Художественная литература / лепка (в средней группе)

Художественная литература / ознакомление с природой (в старшей группе)

Русский язык

Лепка со старшей группы – отдельное занятие

Математика

Рисование

Конструирование \ аппликация

Физкультура

Табл. 2 Сетка занятий в средней группе на I период обучения.

Дни недели

Понеде-льник

1. Физкультурное занятие

2. Развитие речи

3. Музыкальное занятие

1. Логопедическое занятие (1 подгруппа)

Рисование (2 подгруппа)

2. Логопедическое занятие (2 подгруппа)

Рисование (1 подгруппа)

Индивидуальные занятия с логопедом

Вечер: индивидуальные занятия логопеда и воспитателя (по заданию логопеда)

1. Физкультурное занятие

1.Математика

2. Музыкальное занятие

Индивидуальные занятия с логопедом

Вечер: индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда

Табл. 3 Сетка занятий в средней группе. II период обучения.

Дни недели

Занятия

Понеде-льник

1. Физкультурное занятие

2. Развитие речи

Вечер: индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда

1. Логопедическое занятие (1 подгруппа)

Лепка / художественная литература(2 подгруппа)

2. Логопедическое занятие (2 подгруппа)

Лепка/ художественная литература(2 подгруппа) (1 подгруппа)

Индивидуальные занятия с логопедом

3. Музыкальное занятие

Вечер: индивидуальные занятия логопеда и воспитателя (по заданию логопеда)

1. Логопедическое занятие (1 подгруппа)

Рисование (2 подгруппа)

2. Логопедическое занятие (2 подгруппа)

Рисование (1 подгруппа)

Индивидуальные занятия с логопедом

Вечер: индивидуальные занятия логопеда и воспитателя (по заданию логопеда)

1. Физкультурное занятие

2. Аппликация / Конструирование

Вечер: Ознакомление с окружающим.

Индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда

1. Логопедическое занятие (1 подгруппа)

Математика (2 подгруппа)

2. Логопедическое занятие (2 подгруппа)

Математика (1 подгруппа)

3. Музыкальное занятие

Индивидуальные занятия с логопедом

Вечер: индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда

Табл. 4 Сетка занятий в старшей группе 1 период обучения

Дни недели

Понедельник

    Ознакомление с окружающим

    Рисование

Вечер

    Аппликация \ конструирование

Вечер

1. русский язык

    Рисование

    Русский язык

    Индивидуальные занятия с логопедом

Вечер

1. грамота

Работа воспитателя по заданию логопеда

    Математика

    Музыкальное занятие

Вечер

  1. Развитие речи

Работа воспитателя по заданию логопеда

Работа воспитателя по заданию логопеда

Табл. 5 Сетка занятий в старшей группе 2 период обучения

Дни недели

Понедельник

    Логопедическое занятие (1 подгруппа) \ Ознакомление с окружающим (2 подгруппа)

    Логопедическое занятие (2 подгруппа) \ Ознакомление с окружающим (1 подгруппа)

    Рисование

Индивидуальные занятия с логопедом

Вечер

    Аппликация \ конструирование

Работа воспитателя по заданию логопеда

    Логопедическое занятие (1 подгруппа) \ Лепка (2 подгруппа)

    Логопедическое занятие (2 подгруппа) \ Лепка (1 подгруппа)

Вечер

1. русский язык

    Рисование

    Русский язык

Вечер

1. грамота

Работа воспитателя по заданию логопеда

    Математика

    Музыкальное занятие

Индивидуальная работа с логопедом

Вечер

  1. Развитие речи

Работа воспитателя по заданию логопеда

    Логопедическое занятие (1 подгруппа) \ Художественная литература / ознакомление с природой (2 подгруппа)

    Логопедическое занятие (2 подгруппа) \ Художественная литература / ознакомление с природой (1 подгруппа)

Передовой педагогический опыт в детском саду

Психологическая помощь детям
с общим недоразвитием речи (ОНР) и их родителям

Кухтина Н.В., педагог-психолог
МАДОУ №357 г. Казани

Первый свой опыт общения с близкими людьми ребенок получает в семье. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда и его контакты со старшими резко обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими дети быстро осваивают речевой опыт старших, что способствует формированию личности в целом, развитию основных психических процессов.

Родители должны внимательно относиться к общению с ребенком, уже в доречевой период. Хорошо, если ребенок узнает близких по голосу, поворачивает голову на зов, следит за губами говорящего, пытается подражать ему - все это способствует его речевому развитию, воспитанию слухового восприятия, становлению и развитию фонематического слуха (умение различать речевые звуки) . Особенно большое внимание в первый год жизнинужно уделять развитию мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба) , находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым как бы готовим почву для артикуляторных движений. Помимо игр, развивающих ручной праксис («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке» и т. д.) , хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну сторону, то в другую сторону (до десяти раз) .

Если же сензитивный период упущен, то возможны проблемы не только с устной речью, но и с письменной. И насколько родитель готов к осознанию и принятию дефекта своего ребенка, будет зависеть психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития.

Следует отметить, что, в целом, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается высокий уровень тревожности (тест Амена) и низкие показатели в детском тесте Кеттелла по факторам А (общительность-замкнутость) и Н (социальная робость-смелость) . У родителей же таких детей выявлен высокий уровень родительских притязаний на развитие ребенка, что дополнительно обостряет внутриличностные проблемы ребенка. Это связано с незнанием особенностей развития личности, так и нежеланием принять своего ребенка таким, как он есть. Поэтому работа должна вестись одновременно и с детьми и с их родителями.

  1. повышение самооценки ребенка;
  2. обучение его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  3. развитие техники вербальной и невербальной коммуникации;
  4. выработка навыков владения собой, путем проигрывания различных ролей и ситуаций («искусство быть собой», «искусство быть другим») ;
  5. организация общения в условиях групп кооперации;

Для снятия мышечного напряжения детям рекомендуются такие упражнения, как:

  1. «Драка»: направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук, обучение навыку произвольного снятия чувства тревоги, страха.
  2. «Котенок»: снятие эмоционального и мышечного напряжения, установление эмоционально положительного настроя в группе.
  3. «Покатай куклу»: повышение уверенности в себе.
  4. «Это я, узнай меня!»: развитие эмпатии.
  5. «Доверяющее падение»: снятие мышечных зажимов и т. д.

Для снятия психоэмоционального напряжения хорошо подходят занятия с применением элементов музыкотерапии. Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установлению контакта с людьми (музыка Баха, Моцарта, Бетховена) Музыка Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему. Так же ее уравновешиванию способствует фонограмм леса, пение птиц (пьесы из цикла «Времена года» Чайковского) . Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона (снятие тревожности) , стимуляция двигательных функций, развитие сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений, растормаживание речевой функции.

Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми-логопатами, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

Приобрести уверенность в себе, повысить свою самооценку, отработать навыки поведения в той или иной ситуации хорошо помогают следующие упражнения:

  1. «Мимические упражнения».

Мимика говорит без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Основные эмоции, которые можно выразить при помощи мимики: интерес, радость, удивление, печаль, страдание, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, вина. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет и психопрофилактический характер:

  • благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций,
  • активные мимические и пантомимические проявления чувств могут предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию,
  • могут быть найдены первопричины нервного напряжения у детей.
  1. «В лесу родилась елочка»

Упражнение направлено на развитие просодической речи (тембр, выразительность интонации) и обучение ребенка передавать то или иное эмоциональное состояние при помощи речи. Кроме того, данное упражнение дает ему возможность побыть в другом образе.

Следующие упражнения помогают развитию речи ребенка.

1) «Составь загадку».

Упражнение направлено на обогащение словарного запаса ребенка, развитие логического мышления. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в них должны быть представлены все части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова. Загадки с детьми составляются разными способами – это и подбор признаков к определенному предмету, подбор возможных действий к предмету, подбор предметов к заданному действию, нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

2) «Да и нет не говорите, черное с белым не берите»

3) «Чистоговорки»;

4) «Придумай стихотворение» и т. д.

В работе с родителями основное внимание уделяется как раскрытию особенностей развития личности ребенка, так и обучению родителей различным техникам, применяя которые ежедневно, они могут в домашних условиях помочь детям регулировать свое психоэмоциональное состояние и совершенствовать речь. В этом отношении очень хорошо зарекомендовала себя дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Было отмечено, что работа по данной методике улучшает у дошкольников психические функции памяти, внимания, речи, мыслительных процессов, благотворно влияет на эмоциональное состояние, а также повышает усидчивость на занятиях, корректирует поведение детей, способствует тренировке легких при пневмонии, помогает людям, страдающим астмой, снижает артериальное давление, способствует восстановлению функций голосовых связок, благотворно влияет на функциональное состояние нервной системы, на тонус коры головного мозга, на общее эмоциональное состояние человека. Еще одна методика, на которую следует обратить внимание родителей – это методика нетрадиционных способов оздоровления детей Т. В. Нестерюк. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без, принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста детей, настроения на данный момент от их состояния здоровья.

Основными целями проведения этих игровых упражнений являются

Профилактика простудных заболеваний, закаливание детей;

Развитие у детей умения быть здоровыми, внимательными, чуткими;

Обучение освобождаться от стрессов, перенапряжения;

В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свой эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети успокаиваются, становятся добрее, мягче.

Предлагаем вашему вниманию элементы вышеуказанных техник и методик. Они достаточно просты в применении и родители легко могут научиться проводить данные упражнения с детьми ежедневно в домашних условиях.

Психогимнастика

  1. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
  2. «Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание - вдох без выдоха (3-5 минут) . Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
  3. «Холодно - жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза) . Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

Дыхательная гимнастика

Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика забо­леваний верхних дыхательных путей.

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая) . На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
  2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очере­ди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м - м - м -м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
  4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г - м - м - м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
  5. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

«Полет самолета»

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в за­данном темпе по представлению.

Мимические упражнения.

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться) , расслабить его. Совсем
    расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в
    течение одной минуты.
  2. Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.
  3. Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать) .
  4. Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) - расслабление.
  5. Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога) .
  6. Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.
  7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться
  8. Оскалить зубы - расслабить щеки и рот.
  9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.

Цель этих упражнений - усилить мышечное чувство лица.

В процессе занятий родители могут видоизменять те или иные упражнения, добавлять свои собственные, вносить элементы игры. С этой целью, в качестве примера, можно воспользоваться и ролевой гимнастики В. Леви, например:

Посидеть как: пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, наездник на лошади, преступник на скамье подсудимых и т. д.

Походить как: младенец, глубокий старик, лев, пьяный, горилла, артист на сцене и т. д.

Улыбнуться как: кот на солнышке, собака своему хозяину, само солнышко и т. д.

Попрыгать как: кузнечик, козел, кенгуру и т. д.

И дальше в том же духе! Побольше фантазии и игры! Ведь именно в этом случае родители хоть на короткое время «возвращаются» в детство, а значит, они способны лучше понять, почувствовать своего ребенка и помочь ему. Ведь главная задача воспитания - создать вокруг ребенка такую среду, чтобы он мог развиваться сам, активно строя свою неповторимую личность. И только в таком совместном творчестве рождается гармоничная, конкурентоспособная, а, главное, счастливая личность!

Литература:

  1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Ред. Л. М. Шипицыной //СПб. ,1998
  2. Леви В. Л. Искусство быть собой // М. : Знание, 1990.
  3. Леви В. Л. Искусство быть другим // М. : Знание, 1980.
  4. Лютова Е. К. , Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. // СПб. : Речь, 2003.
  5. Нестерюк Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика// М. : - Издательство "Книголюб", 2007.(Педагогика оздоровления) .
  6. Щетинин М. Н Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой // М. :- Издательство АСС-центр, 2009.

Елена Барахтина
Общая характеристика детей с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интел-лектуальной , сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности : от пол-ного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р. Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.

У детей , находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители упот-ребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются пара-лингвистическими средствами общения - жестами, мимикой. В речи отсутствует морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.

Описывая второй уровень речевого развития, Р. Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей . У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом от-ношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов : существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детенышей , части тела, одежду, мебель, профессии и т. д.

Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и т. д.,

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме : они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отноше-ния.

Нарушение связной речи - один из симптомов общего недоразвития речи. При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» дейст-вующих лиц.

Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или час-тей объекта, при этом нарушают всякую связность : не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание детей с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изло-жении последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается по-мощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

В редких случаях дети бывают инициатором общения, они не обращают-ся с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Четвертый уровень речевого развития, представлен в работах Т. Б. Филичевой, характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

Понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе адекватных коррекционных мероприятий, предупреждении нарушений чтения и письма в начальной школе.

Кознова Ольга Семёновна
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 121 комбинированного вида" г. Саранск
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-01-24 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР Кознова Ольга Семёновна В статье даётся психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи.

Просмотреть свитедельство о публикации

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Современный ребенок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет 4000 – 5000 слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Общим недоразвитием речи принято считать та­кую форму речевых аномалий, при которой у ре­бенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства.

Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей – 1-й. Самый высокий – 3-й. Охарактеризуем речь детей с 3-м уровнем речевого развития, который имеют большинство детей, поступивших в логопедическую группу. У них в 5-летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2500 – 3000 слов. В нем отсутствуют или же имеются в наличии в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

— частей предметов и объектов (кабина, ствол, фундамент, подъезд, затылок, грива и т.п.);

— глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает – все выражается словом «ест»);

— приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.п.);

— антонимов (гладкий – шершавый, глубокий – мелкий, густой – жидкий и т.п.);

— относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый и т.п.).

В грамматическом строе распространены ошибки:

— в употреблении предлогов («Платок лежит кармане», «Кошка вылезла под кровати» и т.п.);

— согласовании различных частей речи («Подошел к два коня», «заботился о ёжика»);

— построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать»).

В фонетическом плане дети:

— неверно произносят 10 – 20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые, звонкие – глухие, а также звуки С-Ш, З-Ж, Ч-ТЬ, Щ-СЬ, Л-Р и т.п.;

— искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов 9фотография – атагафия, магнитофон – матафон, сковорода – скоодова);

— не могут воспроизвести ряд слогов, слов, близких по звучанию (па-ба-па, та-тя, кот-кит-ток).

В связной речи отражаются перечисленные особенности. Также развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Предлагаем пример рассказа по картине 5-летнего ребенка с ОНР (3-й уровень речевого развития):

«Дети фипили (слепили) фнигика (снеговика). Дети катавифа (катались) на фанки (на санках). Дети катавифа ив гойки (с горки). Питатинифа (воспитательница) повала (позвала) детёф (детей) дефкий фат (в детский сад).

Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

— нарушены внимание и память;

— нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

— недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в тех случаях, когда предложено показать на листке только круги (овалы и т.п.); хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (овощи, фрукты и т.п.

Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия 6-8 подарков на день рождения, чем 4-5 спрятанных на занятии игрушек.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти. Это приводит к дефектному произношению звуков, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена учеными. Они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают трудности при классификации предметов, обобщении явлении и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Зимой дома тепло, тому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».

Дети с указанными нарушениями могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; некоторые с трудом решают математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.

Характерологические (личностные) особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, двигательную расторможенность (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книг воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению выраженного негативизма (желанию делать все наоборот), конфликтности, драчливости, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. У некоторых детей наблюдается чувство угнетенности, состояние дискомфорта, склонность к болезненному фантазированию. Педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание. Только совместная работа родителей, воспитателей, логопеда и других специалистов поможет скорректировать общее недоразвитие речи у детей и предотвратить возможные отклонения в психическом развитии.

Литература

1.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.

2.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.