Ребенку 6 месяцев развитие и питание уход. На искусственном вскармливании

К полугоду ребенок уже многое умеет и понимает, он сильно вырос и окреп, в этом месяце ему пора вводить прикормы, постепенно знакомить с новым питанием. Этот возраст является одним из ключевых этапов развития, и важно, знать, чему вы должны научиться за полгода жизни, а что еще предстоит.

Родители уже могут гордиться многочисленными умениями ребенка в 6 месяцев. Мало того, что кроха подрос более чем на 10-13 см, и удвоил свой вес, из беспомощного младенца он превратился в активного карапуза. Итак, посмотрим, что умеет среднестатистический ребенок в 6 месяцев? Прежде всего, малыш хорошо и уверенно держит голову, поднимаясь на руках, когда он лежит на животе. При этом он активно манипулирует руками. Он делает «гребные» движения ножками, прогибая спинку и тренируя мышцы. Кроме этого, кроха может активно переворачиваться со спины на животик и обратно. Следите за тем, чтобы он дела это одинаково в обе стороны. Стоит подчеркнуть, список того, что должна уметь девочка или мальчик в 6 месяцев, существенно не отличается. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что девочки обычно в физическом плане могут немого отставать, зато в эмоциональном - они несколько опережают мальчишек.
Также, в навыки ребенка в 6 месяцев могут входить первые попытки ползания, отталкиваясь от поверхности вперед или назад, особенно если в поле зрения появился интересующий малыша предмет. Некоторые из детей делают попытки ставать на четвереньки, раскачиваясь взад-вперед. И конечно, ключевым навыком полугода станут первые попытки самостоятельного сидения. Чаще всего дети сидят с опорой на ручки или предметы. Но по мере укрепления мышечного корсета, они смогут сидеть самостоятельно, манипулируя ручками.

Чтобы стимулировать развитие все новых и новых навыков, с малышом нужно активно заниматься, проводить сеансы массажа и гимнастики, водные процедуры (плавание в ванне). Полезны будут также игры с активными движениями.

Ребенок встает в 6 месяцев

В редких случаях худощавые и подвижные малыши могут опережать многих своих сверстников, и родители рассказывают о том, что ребенок в 6 месяцев встает на ножки в кроватке. Хотя по нормам данный навык возникает чуть позже, но если кроха выполняет его самостоятельно, без вашей помощи, не стоит его удерживать. Его мышцы в таком случае готовы к подобным нагрузкам. Чаще всего ребенок в 6 месяцев стоит на носочках, особенно при плавании в ванне, и это не патология. Таким образом, он понимает, как правильно удерживать баланс тела и тренирует координацию. При стоянии на полную стопу тело ребенка может отклоняться назад, и так труднее удержать равновесие. Поэтому, ребенок в 6 месяцев встает на цыпочки, перенося вес тела вперед, на опору, за которую он будет крепко держаться. Переживать по поводу стояния на носочках не стоит, сейчас это не имеет ключевого значения, и не является отклонением от нормы, проявлением тонуса мышц и тд.
Но, стазу стоит сказать, что не нужно самим ставить малыша в полгода на ножки, пытаясь водить его или просто удерживать. Если кроха не готов к подобному навыку, стояние будет для его скелета слишком большой нагрузкой, поэтому, не форсируйте события - темпы развития детей индивидуальны, у вас еще есть несколько месяцев в запасе, и малыш сам научится вставать у опоры. Изначально нужно научиться ползать и сидеть, и потом уже вставать, поэтому, обратите внимание на отработку именно данных навыков.

Что понимает ребенок в 6 месяцев

В этом возрасте кроха уже достаточно смышленый, он отлично знает своих родных и близких, отличая их от всех остальных. На чужих людей кроха может реагировать негативно, пугаться их и плакать, проситься на руки к родным, но по мере того, как освоится, может пойти на контакт. Ребенок активно реагирует на эмоции окружающих, копирует их. Если мама расстроена, малыш может быть капризным, плаксивым. Он уже отлично знает свое имя и имена окружающих, ищет их взглядом по просьбе. Ребенок уже знает, как при помощи поведения, плача и эмоций добиться от родителей желаемого - он может кричать и протестовать против помещения в кроватку, спускания с рук, отбирания игрушек.

Речь ребенка в 6 месяцев

Хотя пока полноценной речи у малыша нет, но он вполне хорошо общается при помощи звуков. Кроме гласных звуков в лепете появляются и согласные, из которых складываются первые слоги «да», «ма», «ба», «па». Из них кроха может складывать первые неосознанные «слова», которые очень радуют родителей. Видя их оживление, кроха продолжает лепетать с еще большим воодушевлением. Если они вышли из комнаты, малыш может звуками позвать родителей.
В этом возрасте лепет ребенка имеет четкую эмоциональную окраску - звуки могут быть как радостными, так и недовольными, гневными. Малыш меняет интонации и громкость, таким образом общаясь с остальными. Если ребенок видит реакции на звуки, это помогает ему закрепить первые речевые навыки, он понимает, что при помощи звуков он может общаться с взрослыми.

Полгода – это первый серьезный рубеж, первый «юбилей» в жизни ребенка, ведь во втором полугодии беспомощный малыш превращается в маленький вихрь, который начинает активно изучать окружающий мир, сначала на четвереньках, а затем и на двух ногах. В 6 месяцев малыш впервые самостоятельно садится, начинает есть «взрослую» пищу и учиться манипулировать двумя руками. В этом возрасте уже можно начинать развивающие занятия с ребенком, но для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев и на какие стороны его развития стоит обратить внимание.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

На шестом месяце жизни ребенок прибавляет в весе примерно 500-600 грамм, его рост увеличивается на 1,5 – 2 см, в среднем дети в этом возрасте весят от 7 до 9 кг , а их рост составляет 65-70 см.

На шестом месяце жизни ребенок уже умеет уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно и постоянно совершенствует свои умения, умудряясь перекатываться с места на место и даже падать с кровати или дивана, теперь малыша можно оставлять одного только в его кроватке или манеже.

Многие дети к концу шестого месяца уже умеют садиться самостоятельно , а те, кто еще не могут сделать этого, садятся, держась и подтягиваясь за что-то руками. Но в этом возрасте позвоночник ребенка еще не может долго выдерживать вес его тела, поэтому нельзя сажать ребенка больше чем на 15-20 минут за 1 раз, а также пользоваться ходунками, сидячими качелями или вертикальным «кенгуру».

В 6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться двумя руками, теперь он может держать, крутить и вертеть игрушки не одной рукой, а двумя, а также перекладывать их из руки в руку.

В этом же возрасте дети, лежа на животе, приподнимают верхнюю часть туловища, опираясь на одну руку, а второй пытаются что-то достать или схватить. К концу 6-го месяца некоторые дети могут стоять, держась за опору, или начинают ползать. Те дети, которые пока ползать не в состоянии, начинают осваивать другие способы перемещения в пространстве – переворачиваются в боку на бок, отталкиваются от вертикальных поверхностей ножками, подтягиваются ручками или кружатся вокруг своей оси. Очень важно давать ребенку достаточно свободы для такой двигательной активности – это поможет укрепить мышцы спины, рук и ног и ребенок раньше начнет ползать и ходить. Для этого нужно ежедневно, несколько раз в день, выкладывать малыша на одеяло на полу или на кровати, раздевать его и давать возможность подвигаться в свое удовольствие.

К полугоду у большинства детей начинают прорезаться первые зубки , в этот период ребенок может стать капризным, вялым, отказываться от еды и игрушек. Заметить рост зубов достаточно просто – десны ребенка краснеют, опухают, он тянет в рот любые предметы, держит во рту пальчик или грызет соску, а также у него текут слюни.

Нервно-психическое развитие

В возрасте 6 месяцев уже можно начинать занятия по раннему развитию ребенка. Малыш уже умеет фокусировать свой взгляд на мелких предметах, например, на картинках в книгах, хорошо различает эмоции окружающих и радостно копирует звуки и движения взрослых. В этом возрасте он начинает идентифицировать себя – поворачивает голову, если слышит свое имя, радуется, когда его хвалят или начинает плакать, если слышит сердитый голос.

В 6 месяцев малыш уже узнает свои игрушки, любит играть в «ку-ку» и слушать разные потешки, сопровождающиеся простыми движениями, в этом возрасте у ребенка активно развивается речь – он произносит различные слоги, гласные, поет и «разговаривает» даже когда остается один.

Так что полгода – отличное время для первых развивающих занятий, теперь, когда ребенок сел, у него освобождаются руки и очень полезными в этот период окажутся различные игрушки для развития мелкой моторики рук. Главное, не давать ему мелкие предметы или игрушки, которые легко можно сломать, так как дети продолжают изучать мир «на вкус» и обязательно попробуют погрызть новую игрушку. Больше всего детям в таком возрасте нравятся игрушки, состоящие из крупных деталей, на веревочке или резинке, которые можно передвигать и тянуть, а также разнообразные пирамидки, пасочки и другие игрушки, которые вкладываются одна в другую или нанизываются на стержень. Не менее полезно для развития ребенка давать ему как можно больше разных по текстуре материалов на ощупь, это могут быть специальные мягкие игрушки, сшитые из разных тканей и набитые разными наполнителями или самодельные мячики, полосочки и другие игрушки с песком, рисом, горохом, фасолью и так далее.

К 6 месяцам становится заметна разница в характере и темпах развития ребенка, спокойные дети в этом возрасте больше заняты освоением своих рук, маленькие «энерджайзеры» предпочитаются двигательную активность и могут распевать целыми днями. Начиная с 6 месяцев, оценивать развитие ребенка становится сложнее, так как навыки приобретаются им постепенно и зависят только от темпов индивидуального развития. Например, ползать дети начинают с 6-7 месяцев и до года, а кто-то вообще не ползает, а сразу ходит и все это – вариант нормы. Поэтому родителям не стоит огорчаться, если их малыш не делает того, что уже умеют его ровесники, главное, чтобы его развитие соответствовало стандартным нормам. Так в 6 месяцев ребенок должен уметь.

Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша. Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться. Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.

Физиологическое развитие малыша на 6 месяце

Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.

  • Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
  • В ножках и ручках пропадает гипертонус.
  • Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
  • Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
  • Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
  • Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
  • Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
  • Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
  • Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
  • Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
  • Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
  • Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.

Психическое и эмоциональное развитие

  • Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
  • Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
  • Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
  • Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
  • Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
  • Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.

  • Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
  • Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
  • Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
  • Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
  • Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
  • Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.

Что должно насторожить

  • У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
  • Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
  • Не может переложить предмет из одной руки в другую.
  • Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
  • Не просит взять его на ручки.
  • Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.

Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.

Начало прикорма

Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.

Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.

Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии. Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма. Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.

Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.

Приготовление овощного пюре

  • Обдать овощи кипятком.
  • Сварить (в воде или на пару).
  • Взбить при помощи блендера или протереть через сито.

При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.

Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).

Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление. Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему. Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.

Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.

Отучаем от соски

Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки. В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки. Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.

Режим сна малыша в 6 месяцев

Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.

Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:

  • После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
  • Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
  • На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.

В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками. Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых. Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.

Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:

  • В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
  • Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
  • Катание теннисного шарика ладошками.
  • Массаж пальчиков.
  • Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
  • Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».

Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.

В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.

Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.

Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.

Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев (видео)

За шестой месяц ребенок набирает в среднем 650 грамм веса и вырастает на 2 см. Таким образом, вес шестимесячного ребенка около 7100 - 7400 г, а рост - 66-70 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес (до полугода прибавка в весе может составлять до 2 кг в месяц), но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 6 месяцев

  • Подолгу занимается игрушками, любит стучать ими, размахивать, бросать;
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;
  • перекладывает предметы из одной емкости в другую;
  • лепечет и имитирует слышимые звуки;
  • внимательно вслушивается в речь;
  • находит взглядом предметы, о которых вы говорите;
  • соблюдает определенную дистанцию с посторонними;
  • начинает ползать,
  • подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
  • учится вставать, держась за опору.

Тест развития ребенка в 6 месяцев

1. Ребенок выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда. Держите погремушку на расстоянии 25 см от ребенка. Он смотрит на погремушку, потом на окружающее, ясно выделяя взглядом погремушку.

2. Если предложить ребенку рожок и куклу, то реакции его будут различны: на рожок ребенок открывает рот, совершает сосательные движения, а на куклу отвечает радостными реакциями оживления.

3. Ребенок находится в положении лежа на спине. Вы приближаете к нему звенящий колокольчик, а затем отодвигаете его. Ребенок будет подниматься и при помощи взрослого, который который удерживает его за пальцы, сможет сесть.

4. Попробуйте, разговаривая с ребенком, изменять выражение лица - от ласкового до сердитого. Ребенок реагирует на эти изменения по-разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т.д.

5. Ребенок будет оказывать сопротивление, если взрослый пытается отобрать у него игрушку из рук, которую он удерживает несколько минут. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия.

6. Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом “оживления”.

7. Ребенок может слегка подползти и захватить руками игрушку, может переворачиваться с живота на спину.

8. Появляются первые признаки лепетной речи - малыш даже может произносить отдельные слоги.

9. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает пить из чашки.

10. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.

Сколько спит ребенок в 6 месяцев

Детям от 6 до 9 месяцев необходимо около 14-15 часов сна в сутки, причем они могут спать около 7 часов подряд. Если ваш ребенок спит дольше семи часов, он, вероятно, ненадолго просыпается, но умеет самостоятельно снова заснуть - прекрасный признак. Это значит, что у вас растет отличный соня.

Сколько ест ребенок в 6 месяцев

5 кормлений через 4 часа. Можно начать постепенно вводить прикорм, если вы не сделали это раньше. По рекомендациям ВОЗ прикорм желательно вводить не позднее 6 месяцев, поскольку в ином случае могут возникнуть как проблемы с жеванием, так и с обеспечением организма малыша витаминами и микроэлементами в необходимых количествах.

Режим и распорядок дня ребенка в 6 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 6 месяцев

В 6 месяцев начинают прорезваться первые зубки, вы можете заметить их при кормлении ложкой - ложка будет позвякивать о десны. Десны набухают и чешутся, что доставляет ребенку дискомфорт.

Развивающие занятия и игры для 6-месячного ребенка

В 6 месяцев малыш уже сидит и его руки свободны для того, чтобы оперировать с самыми разными предметами. Поможем ему развивать мелкую моторику рук, это очень важно для последующего развития речи. Кроме музыкальных игрушек в этом возрасте малыш очень любит играть предметами, складывающимися друг в друга - формочки разной величины, матрешки, пирамидки. Начинаем играть в Ладушки. Сначала берите ручки малыша в свои и хлопайте, приговаривая: ладушки, ладушки, где были - у бабушки, что ели - кашку, что пили - бражку (молоко), попили-поели - кыш полетели, на головку сели (ручки на голову).

Подойдут малышу и музыкальные игры, имитирующие голоса животных при нажатии на кнопку.

Эта статья поможет родителям реально оценить развитие ребенка в 6 месяцев, чтобы отсеить все их страхи и сомнения.

Родители, у которых есть полугодовалые детки, начинают беспокоиться, если им кажется, что они в чем-то отстают от сверстников или не умеют делать то, что, по мнению самих родителей, ребенок уже обязан уметь.

Иногда эти страхи абсолютно беспочвенны, но иногда действительно нужно реально оценить развитие ребенка в 6 месяцев , чтобы понимать, чем ему можно помочь.

Я надеюсь, что в этой статье родители смогут найти нужную им информацию.

Физическое развитие ребенка 6 месяцев

Шестимесячный младенец окреп, набрал вес, вырос в длину.

Его физические параметры изменились, в чем можно убедиться, изучив эту таблицу:

Психологическое развитие ребенка в 6 месяцев


Даже по сравнению с пятью месяцами шестимесячные малыши совершают большой рывок в психологическом развитии.

  • Откликаются на свое имя, реагируя на зов близкого человека.
  • Превосходно различают своих и чужих.

    Если раньше ребенок спокойно относился к тому, что малознакомый человек вызывался поносить его на руках, то теперь он выражает свое несогласие, предпочитая находиться на руках у мамы, папы или того, кого он часто видит.

    Активно выражают свои эмоции: радость, восторг, гнев, раздражение и т.д.

    А еще он очень тонко чувствует ваше настроение, поэтому ваш строгий тон, громкие крики или нахмуренное выражение лица его могут испугать.

    Младенец постоянно требует внимания, стараясь не отпускать маму ни на шаг от себя.

    Этот период достаточно утомителен для родителей, но старайтесь уделять ребенку как можно больше внимания, так вы закладываете фундамент для его нормального психологического развития.

Умения шестимесячного ребенка, которые свидетельствуют о его нормальном развитии

В 6 месяцев ребенок должен обладать определенными умениями:

    Он уже умеет ползать.

    Некоторые дети пока двигаются неуверенно, другие же ползают весьма активно, но, если к этому времени ваш малыш даже не пытался делать ползущих движений, то следует посоветоваться по этому поводу с педиатром.

  • Он хватает интересные ему предметы и игрушки уже двумя руками, бросает их на пол и снова поднимает, перекладывает с одной руки в другую.
  • У него есть любимые игрушки, с которыми он готов играть, не скучая, некоторое время.

    Помните о том, что у шестимесячного ребенка режутся зубки, а значит – он все будет тянуть в рот.

    Спрячьте плюшевые игрушки или те, от которых ребенок может отгрызть мелкие детали.

    Сейчас лучше отдать предпочтение резиновым игрушкам.

  • Садиться с помощью мамы или папы, некоторые дети уже способны сесть самостоятельно.
  • Легко переворачивается со спины на живот, на бочок, держит голову в любой позе, в общем – достаточно хорошо контролирует свое тело.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев


Шестимесячный ребенок вовсю лепечет и делает это с превеликим удовольствием. Лепет является подготовкой к произнесению настоящих слов.

Уже сейчас вы можете определить в лепете ребенка фонемы родного языка, того, на котором разговаривают в вашей семье.

Малыш прислушивается к тому, что вы говорите, и старается подражать вашей интонации, повторять за вами слова, которые не слишком сложны для него, иногда он чихает, покашливает или начинает заливисто хохотать.

Именно в этот период активно происходит начальный этап речевого развития ребенка, 6 месяцев которому уже исполнилось.

Вы должны постоянно общаться с малышом, повторять звуки и короткие слова, которые он произносит, учить его новым односложным фонемам и т.д.

Уход за ребенком в 6 месяцев


Шестимесячный малыш еще полностью зависим от материнской заботы и требует повышенно внимания со стороны обоих родителей.

Если вы хотите, чтобы ребенок ни в чем не нуждался, то должны знать о том, как его правильно кормить, купать, как с ним играть и гулять на улице, сколько времени он должен проводить во сне.


Именно в 6 месяцев большинство младенцев начинают знакомиться с новой для себя пищей.

Конечно, материнское молоко продолжает быть для него основным источником питания (если он – не на искусственном вскармливании), но все педиатры единодушны во мнении: в 6 месяцев можно вводить в питание малыша прикорм в виде фруктовых и овощных пюре, различных каш.

Откажитесь от идеи давать ребенку:

  • пищу со своего стола, особенно – жирные, жаренные, острые блюда;
  • торты, конфеты и другие продукты с большим содержанием сахара;
  • цитрусовые;
  • экзотические фрукты;
  • свежие ягоды, особенно – клубнику.

Суточный сон шестимесячного ребенка составляет 12–14 часов, из которых 2 часа припадает на дневной сон, остальное – на ночное время.

В 5–6 месяцев у большинства младенцев начинают появляться зубики, что повлияет на качество сна: малыш будет спать неспокойно, капризничать, часто просыпаться, захлебываться плачем.

Это изнуряет и самого ребенка, и родителей, но вы не сможете ничего с этим поделать, нужно просто перетерпеть сложный период.

Если проблемы со здоровьем его не беспокоят, то ребенок способен проспать всю ночь напролет, не просыпаясь для приема пищи.

Нужно так же, как и раньше, каждый вечер купать младенца, температура воды не должна превышать 35–37 градусов по Цельсию.

Утром малыша купать не нужно, его достаточно просто умыть.

Следите за чистотой и сухостью его ягодичек, вовремя меняйте подгузник, избегайте появления в этой зоне воспалительных процессов.

Прогулки.

На свежем воздухе нужно гулять с ребенком ежедневно.

Характер таких прогулок существенно изменяется. Малышу больше не интересно мирно лежать в коляске или спать все время.

Он начинает интересоваться окружающим миром, обращать внимание на то, что его окружает.

Мама и папа должны поощрять такой интерес младенца, постоянно разговаривать с ним, называть предметы, здания, растения, людей, которые попадаются на вашем пути во время прогулки и т.д.

о физическом развитии шестимесячного малыша:

Организация досуга для развития ребенка в 6 месяцев

Для лучшего развития младенца ему следует покупать специальные игрушки:

  • резиновое колечко-охладитель, которое помогает снять дискомфортные ощущения в деснах;
  • большой мягкий мячик;
  • различные погремушки и тарахтелки;
  • игрушки с зеркальными поверхностями;
  • игрушки с прозрачными стенками, которые позволяют ребенку следить за пересыпанием мелких предметов внутри и т.д.

Играть малыш предпочитает не самостоятельно, а вместе с родителями.

В этом возрасте детки уже с удовольствием слушают стишки или потешки, но выбирайте короткие произведения с четким ритмом.

Вот так вот происходит развитие ребенка в 6 месяцев .

Помимо ухода за его телом не забывайте заботиться об эмоциональном развитии малыша, дарить ему любовь, внимание и ласку.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту