Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста. Игра с цветными шариками

Консультация для родителей

Мелкая моторика 1 младшая группа

Насонова Марина Валерьевна, воспитатель МБДОУ ДС № 32 “Дружные ребята” г.Старый Оскол, Белгородская обл .

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
  • Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
  • Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
  • Показать отдельно только один палец – большой.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Махать в воздухе только пальцами.
  • Кистями рук делать «фонарики».
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
  • Закручивать шурупы, гайки.

Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?

​Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. Д.
В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Помните, что малышам от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Рекомендации для родителей.
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Подарок для мамы – красивый браслет»

Цель: развитие мелкой моторики; повторение и закрепление ранее пройденного материала о различных цветах; приобщение к эстетической красоте простых предметов; создание подарка своими руками для мам.
Материалы: разноцветные макароны, шнурочки.

Ход занятия:

Ребята, приближается женский праздник - Восьмое марта, Международный женский день, в этот день поздравляют мам, бабушек, сестер, девочек - всех женщин. Мама- это самое доброе и самое теплое, нежное создание для ребенка. Вы уже слышали много песен и стихов про маму, сегодня мы послушаем ещё одно стихотворение про самого любимого человека - маму.

Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
(Л. Давыдова)

Физкультминутка
Пусть стоят на месте ножки.
Да-да-да, да-да-да! Выполняются приседания, руки на поясе.
Только хлопают ладошки.
Да-да-да, да-да-да! Дети стучат по коленочкам.
А сейчас мы будем хлопать-
Хлоп-хлоп-хлоп- перед собой. Хлопки перед собой.
А теперь скорей похлопай,
Да погромче, за спиной. Хлопки за спиной.
Выше, выше будем хлопать,
Выше руки поднимай! Дети постепенно, хлопая в ладоши, поднимают руки.
Ниже, ниже будем хлопать,
Руки ниже опускай. Дети, хлопая, опускают руки.
А теперь качать руками
Можно целых пять минут. Покачивают руками вперед-назад.
Отдыхайте, дети, с нами,
Ручки тоже отдохнут. Приседают на корточки.

Мы с вами немного отдохнули, и теперь давайте сделаем подарки для любимых мам – красивый браслет.
Поставить перед детьми коробку с разноцветными макаронами и показать, как нужно нанизывать макаронинки на шнурок. Помочь малышам, у которых затруднения. Поддержать их в желании всё делать самостоятельно и самим выбирать цвета. Помочь завязать узелки.
«Подарки готовы. Какие замечательные красивые браслеты у вас получились! Они очень понравятся вашим мамочкам!»
-О ком мы читали стих? (о маме)
-В какую игру мы играли? (Хлопай)
-Какие подарки мы сделали для мам? (красивые браслетики)
Кто хочет сделать такие же для бабушек, сестренок?

Давайте положим браслеты к вам в шкафчик, чтобы не забыть вечером подарить их мамочке и бабушке.


Автор проекта: Орлова Ирина Николаевна – воспитатель младшей группы. Продолжительность проекта: Долгосрочный -1 год. Участники проекта: дети, воспитатели, родители Возраст детей: года.




ВСЁ О ПРОЕКТЕ: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… » В. А. Сухомлинский


Актуальность проблемы: Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.




Задачи проекта: совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики; развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов; развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием; развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки.


Этапы проектной деятельности: Подготовительный этап Выбор темы, постановка целей и задач; Знакомство сотрудников с содержанием проекта; Сбор литературного материала по созданию картотеки пальчиковых игр со словами; Подбор материала для игр. Основной этап Массаж рук с помощью подручных предметов; Упражнения пальчиковой гимнастики; Художественное творчество; Проведение д/игр и п/игр; Консультации для родителей. Заключительный этап Презентация опыта для сотрудников детского сада; Оформление проектной деятельности; Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики «Мякиш».


Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Формирование речевых навыков у детей младшего возраста. Интеллектуальное развитие детей. Пополнение предметно-развивающей среды; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.


Мелкую моторику рук развивают: Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Игры с песком и водой; Пальчиковый театр; Дидактические игры; Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).


Пальчиковые игры со словами Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- мама, Этот пальчик- папа, Этот пальчик- Я! Вот и вся моя СЕМЬЯ! Сорока – белобока Кашу варила Деток кормила, Этому дала, А этому не дала: - Ты воду не носил, Дров не рубил, Кашу не варил, Тебе нет ничего!





















Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики «Мякиш». Пособие служит для массажа или самомассажа ладони ребенка. Для изготовления данного пособия нам понадобится: воздушные шары, мука, разноцветные нитки мулине, карандаш, ножницы, воронка, чайная ложка, цветные маркеры. Изготавливать это пособие мы будем таким образом: Берём воздушный шарик. Помещаем в него воронку. Насыпаем чайной ложкой муку. Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком. Все атрибуты, необходимые для данной работы лежат у вас на столе. Можно приступать к работе….



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО Дрофа, Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: Астрель, Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: Вентана-Граф, с. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, с. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия Холдинг, Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: Астрель, Кольцова М.М «Развитие моторики» Елена Данилова «Пальчиковые игры» Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» Янушко Е. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона- Век, Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.



Цель:

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.

Задачи:

  1. Обогатить опыт родителей по теме собрания;
  2. Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;
  3. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии "Расскажи стихи руками";
  4. Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации;
  5. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.

Участники: родители, дети и воспитатели группы.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основная часть:
  • Знакомство родителей с развитием мелкой моторики у малышей.
  • Применение нестандартного оборудования для игр в группе для развития мелкой моторики.
  • Просмотр фотопрезентации игровой деятельности детей по развитию мелкой моторики.
  • Обратная связь с родителями;
  • Знакомство родителей с пальчиковыми играми из серии "Расскажи стихи руками".
  • Вручение памяток по темам родительского собрания"Картотека пальчиковых игр".

Ход мероприятия:

1. Подготовительный этап:

  • Анкетирование родителей по теме: "Что такое мелкая моторика? Как её развивать?" (Приложение.)
  • Оформление памяток для родителей.
  • Оформление фотопрезентации по теме: "Использование нестандартного оборудования для занятий с детьми в группе по развитию мелкой моторики".

2. Основная часть:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание.

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика» . Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» , т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.

И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.

Но сегодня нам бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику?

Ответы родителей.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности
  • Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых)
  • Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т.д.
  • Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.; - Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.
  • Одевание и раздевание игрушек
  • Лепка из пластилина и теста.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.

Но сегодня нам бы хотелось поговорить о пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

- Давайте познакомимся, чем же в своей деятельности занимаемся с малышами мы (просмотр фотопрезентации) :

  • Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
  • Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка) . Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
  • "Прищепки" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета
  • "Сенсорная клавиатура" - развиваем моторику рук, речь, учим цвета, формы
  • "Кто в яичке спрятался?" - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности
  • "Веселые мячики" - массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук
  • "Пересыпаем зерно" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер
  • "Рисование на манке" - развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность

Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов - рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, трех и шестигранными, а также толстыми и тонкими карандашами, используем специальные досочки для рисования и печатанья. Хороши в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки - это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.

Детишки любят работать с различными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук.

3. Подведение итогов собрания.

  • Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
  • Принятие решения собрания.
  • Вручение памяток "Картотека пальчиковых игр".

Консультация для родителей

Мелкая моторика 1 младшая группа

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?

    Запускать пальцами мелкие волчки.

    Разминать пальцами пластилин, глину.

    Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

    Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).

    Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

    Двумя пальцами руки (указательным и сред ним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

    Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

    Показать отдельно только один палец - большой.

    Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

    Махать в воздухе только пальцами.

    Кистями рук делать «фонарики».

    Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

    Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).

    Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

    Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

    Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

    Застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

    Закручивать шурупы, гайки.

Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?


Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. Д.
В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Помните, что малышам от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.