Эмансипация женщин в россии, до и после революции.

Международный женский день - праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ряде стран как «женский день».
Ежегодно отмечается ООН как Международный день борьбы за права женщин и международный мир. Исторически праздник появился как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию, однако в настоящий момент вкладываемый в него смысл может существенно варьироваться, вплоть до почитания патриархального образа женщины.

Забастовка текстильщиц

Широкое распространение получила версия, согласно которой традиция отмечать Международный женский день 8 марта была положена «маршем пустых кастрюль», который провели в этот день 1857 г. работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке в знак протеста против неприемлемых условий труда и низкой заработной платы. Они требовали сокращения рабочего дня, улучшения условий работы, равную с мужчинами заработную плату. Женщины в то время работали до 16 часов в сутки, а труд их был очень низкооплачиваемым. Лилиана Канделл и Франсуаза Пик в своей статье показали, что данный факт не находит подтверждения, а легенда, вероятно, была придумана в 1955 г., чтобы отделить традицию праздника от коммунистической идеологии, что было важно для борцов за права женщин в Западной Европе и США в годы холодной войны.

Начало XX века

8 марта 1908 г. по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более 15000 женщин прошлись маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами. Кроме того, выдвигалось требование предоставления женщинам избирательного права.
В 1909 г. Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1909 г. это было 28 февраля. Позднее, в 1910 г., делегатки из США прибыли в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где встретились с Кларой Цеткин.
Клара Цеткин в 1910 г., на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день. Имелось в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.


Клара Цеткин и Роза Люксембург, 1910 год

В 1911 г. первый Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта, по предложению члена Центрального комитета Социал-демократической партии Германии Елены Гринберг, в ознаменование Мартовской революции 1848 г. в Пруссии. В 1912 г. этот день отмечался в тех же странах уже 12 мая. В 1913 г. женщины митинговали во Франции и России - 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, в Германии - 12 марта. В 1914 г. единственный раз женский день отмечался 8 марта одновременно в шести странах: Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. В тот год число 8 марта выпало на воскресенье.
До 1917 г. полное или частичное право голоса получили женщины Австралии, Финляндии, Норвегии, Дании, Исландии.

Февраль 1917

23 февраля (8 марта) 1917 года во время начала беспорядков, переросших впоследствии в Февральскую революцию, работницы-текстильщицы Выборгского района Петрограда одними из первых объявили забастовку. Также по Невскому проспекту к Городской думе прошла организованная социалистами процессия с требованиями женского равноправия и хлеба.
23 февраля (8 марта) 1917 г. является датой начала февральской революции, в результате которой в России была свергнута монархия и установилось двоевластие Временного правительства и Петросовета.
8 марта 1917 г. исполком Петросовета постановил арестовать царя и его семью, конфисковать имущество и лишить гражданских прав. В Царское Село прибывает новый командующий Петроградским округом генерал Корнилов Л. Г.,объявивший императрице постановление Совета министров об аресте царской семьи, и расставивший караулы, в том числе для защиты царя от взбунтовавшегося царскосельского гарнизона. 8 марта царь в Могилёве прощался с армией, и издал прощальный приказ войскам, в котором завещал «сражаться до победы» и «повиноваться Временному правительству».

СССР

Международный Женский День был популярен в мире в 1910-е и 1920-е гг., но потом его популярность сошла на нет. Впервые «день 8 марта» в России праздновался в 1913 г. в Санкт-Петербурге, как популярное мероприятие западного общества.
В 1921 г. по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 8 марта (23 февраля по старому стилю) 1917 г., как одному из событий, предшествовавших Февральской революции, в результате которой была свергнута монархия.
С 1966 г., в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г., Международный женский день стал праздником и нерабочим днем. Постепенно в СССР праздник полностью потерял политическую окраску и привязку к борьбе женщин против дискриминации (согласно некоторым точкам зрения, кардинальное изменение смысла праздника в общественном сознании могло быть в большей или меньшей степени результатом преднамеренной деятельности политического руководства страны), став «днём всех женщин» и приобрёл современные черты.

В современном мире

Этот день объявлен национальным выходным в некоторых бывших республиках СССР, а также в Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (как «праздник конголезских женщин»), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. В Армении 7 апреля отмечают День материнства и красоты.

Международный женский день и ООН

С 1975 г. ООН, в связи с Международным годом женщин, начала 8 марта проводить Международный женский день. В 1977 г. Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/32/142) предложила государствам объявить, в соответствии с их традициями и обычаями, любой день этого года Днём борьбы за права женщин и международный мир Организации Объединённых Наций. Это решение было принято в связи как с Международным годом женщин, так и Международным десятилетием женщин (1976-1985 гг.).
Посвященные Дню борьбы за права женщин и международный мир Организации Объединённых Наций мероприятия приурочиваются ООН к 8 марта.
Страны, в которых официально отмечается праздник 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально обыкновенный для всех рабочий день), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея, Латвия.

В современной России

Празднование 8 марта в России включает устоявшийся «ритуал» дарения женщинам цветов и подарков.
По данным ВЦИОМ, для большинства россиян (независимо от пола, возраста и рода занятий) 8 Марта, прежде всего, женский праздник. Так обозначили этот день 66 % опрошенных. По мнению 18 %, 8 Марта - праздник начала весны, 9 % респондентов расценивают его как международный день солидарности трудящихся женщин, 8 % - как дополнительный выходной день, а 4 % вовсе не считают 8 марта праздником.
Ряд российских авторов и организаций (в частности, журналист Наталья Радулова) критикуют сложившиеся на территории бывшего СССР восприятие Международного женского дня и характер его празднования. По их мнению, праздник, вопреки своему первоначальному смыслу, пропагандирует сексистские стереотипы.
Некоторые современные историки, проанализировав публикации Советского периода на тему Международного женского дня, говорят о том, праздник был посвящен в основном «мужественным» женщинам, достигшим успехов в «мужских» профессиях.
В Русской Православной Церкви считают празднование Международного женского дня 8 марта, обычно совпадающего с днями Великого поста, «неуместным». По православной традиции женщин принято поздравлять в Неделю жен-мироносиц. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Традиция празднования 8 Марта вошла в наш быт, но православные люди не забывают и не забудут о том, что она связана с революционными движениями, которые принесли много страданий людям».

Накануне женского праздника 8 Марта социологи выяснили, какие подарки категорически противопоказано дарить любимым женщинам. Выяснилось, что больше всего прекрасная половина человечества не любит, когда в этот день им преподносят дешевые украшения, продукцию из интим-магазинов и сувениры.
Согласно рейтингу, составленному Исследовательским центром портала Superjob.ru по заказу журнала Men"s Health, на первое место среди самых неудачных подарков россиянки поставили дешевую бижутерию. Больше половины опрошенных (58%) заявили, что ни за что не хотели бы получить такой подарок. «Я очень люблю украшения, в том числе качественную бижутерию. Если мне и дарили украшения, то они мне нравились, потому что дарили их близкие люди, которые знают мой вкус», - так звучит самое распространенное объяснение участниц опроса.

На второе место антирейтинга респондентки поместили товары из интим-магазинов. Более 40% женщин уверены, что это пошло. Примерно такое же количество женщин не готовы принять в качестве подарка на 8 Марта приключения типа прыжка с парашютом. Благодаря опросу выяснилось, что большинство давших отрицательный ответ панически боятся высоты. Что примечательно, против экстремальных развлечений выступили, в основном, зрелые женщины (старше 45 лет). Не желая получать в подарок «дешевые глупости», они рассчитывают получить от любимых мужчин «более изящные и нужные» презенты.

На следующей строчке списка неумелых подарков расположились дешевые сувениры. По мнению 38% женщин, принявших участие в опросе, всевозможные брелоки и статуэтки только «раздражают и засоряют пространство».

Вполне ожидаемо что, многие дамы наотрез отказываются получать в качестве подарков предметы кухонной утвари и всякую бытовую технику. Вспоминать таким образом о работе по хозяйству в праздничный день не готова каждая пятая россиянка (18% опрошенных). Отметим, что самое сильное отторжение кастрюли и сувениры вызывают у молодых россиянок в возрасте от 25 до 34 лет.

Мужчине, желающему порадовать любимую женщину кружевным бельем, не стоит лишний раз обольщаться. Не исключено, что его вторая половина входит как раз в те 13% респонденток, которые не считают ажурные трусики удачным подарком на Международный женский день. Не стоит делать любимой и двусмысленные намеки, одаривая ее абонементом в фитнес-клуб или сертификатом на SPA-процедуры. Каждая десятая женщина (12% и 11% соответственно) может заподозрить, что вы разочаровались ее внешностью или недовольны фигурой.

Для тех, кто спешит отделаться от забот, вручив своим женщинам сертификат на подарки в магазин, дадим совет: выберите подарок сами . По результатам опроса, проведенного среди 1600 представительниц прекрасного пола из всех регионов России, 11% женщин могут подумать, что вы недостаточно внимательны либо напрочь лишены фантазии. Впрочем, 5% женщин и вовсе не смогли назвать подарок, который бы им не понравился. «Любое внимание приятно», - ответила каждая двадцатая из опрошенных.

Напомним, что в предыдущие годы в лидеры антирейтинга среди подарков на 8 Марта выбивались домашние животные, спортинвентарь и даже мягкие игрушки. Наличные деньги в качестве подарка женщины жаловали не больше, чем подарочные сертификаты. Зато практически никто из участниц опросов не отказывался получить в подарок цветы, духи и качественные украшения. Немало россиянок ждут в подарок новый мобильник или интересную книгу. А некоторые представительницы прекрасного пола ждут от своих благоверных предложение провести романтический вечер с походом в театр или дорогой ресторан. Подарок на 8 марта должен быть индивидуальным и соответствовать желаниям и ожиданиям женщины. Как же угодить любимой? Вам нужно только прислушаться к ней - вполне возможно, что она давно уже намекает вам на то, какой подарок хотела бы получить.

Ювелирное украшение в качестве подарка, без сомнения, приведёт в полный восторг любую женщину! Можно проявить фантазию и подобрать украшение с драгоценным камнем, соответствующим её знаку зодиака или даже имени, что принесёт дополнительную удачу и гармонию в её жизнь.

Прекрасным подарком будет изящная шкатулка из качественного материала, с зеркальцем внутри и многочисленными отделениями. В такой шкатулке можно хранить маленькие секреты, которые, как все знают, есть у каждой женщины, ну, а лучше всего украшения. Альтернативой шкатулке может стать элегантный косметический органайзер престижной марки, который к тому же неплохо было бы заполнить дорогой косметикой.

И, конечно же, не забывайте про цветы. Выбирайте небольшие изящные букетики в нежных тонах, напоминающих о весне. Но можно нарушить традицию и вместо обычного букета преподнести сладкий букет! Букет из конфет - оригинальный и эксклюзивный подарок, так как композиции из конфет и цветов могут быть похожи, но одинаковыми не бывают никогда. Многообразие сладких букетов позволит выбрать наиболее подходящий вашей любимой вариант: для бизнес-леди - роскошный, для юной девушки - кокетливый или романтичный.

Но всё же самым лучшим, самым дорогим подарком на 8 марта всегда будет тот, в который вложена частица вашей души. Такая вещь будет служить вашей любимой верой и правдой, приносить ей удачу и дарить прекрасное настроение!



Любимая, ты в этом мире - чудо!
Букет-загадка неземных красот!
Всю жизнь я Богу благодарен буду:
Ты - лучшая из всех Его работ!

С тобой встречать закаты и восходы,
Пройти пути дано судьбой вдвоём…
И пусть летят, как птицы, наши годы,
С тобою вместе в вечность мы уйдём.

Ты - ангел мой, и Лиры вдохновенье
Дарует мне нектар волшебных строк,
Чтоб я украсить каждое мгновенье
Твоей души в стихах нетленных смог.

Стихи сплетаю в чувства-кружева,
Но пред твоим сияньем блекнут все слова…



Сударыням
Поздравить вас сегодня рад -
Весна щедра на благодати!
Сердца откройте для наград
И нет сомненья, отдавать ли!

А нет сомненья, принимать ли
Даренья свет под кружевами?
Сумеете в объятья взять ли -
Любовь хранится меж словами...

Любовь хранится в блеске глаз -
Ловите образ, сберегайте.
Берите благо про запас
И всех заблудших согревайте!
7.03.12.


Поздравление
Мы поздравляем женщин наших
С Международным женским днём!
Весь мир наш женщиной украшен,
Что наполняет нас огнём.

Огнём Любви, огнём желаний,
Огнём творить и создавать,
Огнём несбыточных мечтаний
Того, что им смогли бы дать.

Весна приходит с ними в сердце
И остаётся в нём навек,
Приотворяет в счастье дверцу -
И счастлив каждый человек!

Вас - жёны, матери, подруги
Благодарим сейчас и здесь
За ваши ласковые руки,
Что с вами смысл в жизни есть!

За вашу красоту и нежность,
Что украшает этот мир,
И за терпения безбрежность.
И пусть сегодня будет пир!

И пусть шампанское рекою
Сегодня льётся в вашу честь!
Мы прославляем Дочь Господню
За всё, что в нашей жизни есть!



1.
Есть много праздников в стране,
Но женский день отдан Весне,
Ведь только женщинам подвластно
Создать весенний праздник - лаской.
Так будьте добрыми, простыми,
Всегда с улыбкой на лице!
Ну словом, будьте Вы такими,
Как подобает быть Весне!

2
Свет-женщина, невеста и жена,
На ней добра и вечности печать,
Она любить умеет и прощать,
И потому хранит природа в ней
Как тайну тайн, извечной жизни завязь.
И сам ты вдруг становишься светлей
Ее земных волшебных рук касаясь.

3
В этот день, весной согретый
Все цветы, улыбки Вам!
Чтоб печали Вы не знали,
Даже легкой грусти тень,
Чтоб всегда глаза сияли,
И не только в этот день!

4
С первой капелью,
С последней метелью,
С праздником юной Весны!
Вас поздравляем
Сердечно желаем:
Счастья, здоровья,
Удач, красоты!

5
С днём 8 Марта!
С праздником весенним!
Льётся пусть повсюду
Звонкое веселье!
Пусть сияет солнце!
Пусть уйдут морозы!
Пусть прогонит зиму
Веточка мимозы! Международный женский день отличается от других праздников, прежде всего, обилием цветов - их дарят прекрасному полу коллеги, друзья и родные. И как бывает жаль, когда букет начинает увядать, с каждым днем теряя свою красоту.

Между тем, красивые цветы - совсем как настоящие, хрупкие, но вечно живые, можно сделать своими руками из полимерной глины. Ухаживать за таким букетом несложно - необходимо лишь протирать от пыли влажной тряпочкой или просушить феном, если на изделие попала вода.

Полимерная глина, или холодный фарфор - податливый материал, позволяющий создавать тончайшие и миниатюрные элементы. С ним работать так же просто, как с глиной или соленым тестом. Отличие состоит лишь в том, что полимерные изделия не нужно запекать.

Из холодного фарфора делают не только цветы. Этот материал часто используют, чтобы создать фигурки животных, птиц, целые композиции и даже украшения. Но лучше всего из холодного фарфора получаются именно цветы.



. Стихотворение для малышей о том, что подарить мамам на 8 марта.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Считается, что во время революции 1917 года русские женщины стояли в стороне. В это время в России не было явного феминистского движения, да и на передовой машины перемен они не стояли. Действительно, женщины не зажгли искру Октябрьской Революции, но были ее движущей силой. Материал о вкладе русских женщин в революцию появился на американской портале Jacobin, который, как указано в описании, является "ведущим голосом американских левых":

В 1917 году, в Международный Женский День работницы текстильной промышленности вышли на забастовку в Выборгском районе Петрограда. Оставив станки, сотни женщин пошли от фабрики к фабрике, призывая других присоединиться к ним, а также вступая в столкновения с полицией и солдатами.

Женщины, не получавшие нужной квалификации, работавшие по 12-14 часов в антисанитарных условиях за маленькую зарплату, требовали солидарности. Прежде всего, действий со стороны рабочих мужчин, которые были заняты на хорошо оборудованных фабриках и считались наиболее сознательной и ответственной частью населения, обладавшей большим влиянием в обществе. Женщина бросали палки, камни и снежки в окна фабрик, силой пробивались на их территорию и требовали прекратить войну и вернуть их мужей домой с фронта.

Согласно многим современникам и историкам, прежде, чем на сцену вышли многочисленные батальоны рабочих мужчин, и во главе с управляемыми мужчинами же политическими партиями заслонили собой женщин в той борьбе, именно этот женский бунт за кусок хлеба непреднамеренно начал бурю, уничтожившую царизм. Бунт без какой-либо теоретической подготовки, которым руководило чувство, в котором исключительно экономические требования достигались «примитивными», но проверенными временем методами протеста.

С самого начала февральских забастовок лозунги, направленные против войны, были прочно вшиты в ткань протестных движений. Отвага женщин, их непреклонность и методы борьбы, которые они избирали, говорили о том, что они ясно видели, в чем состоял корень их проблем. Они понимали необходимость единения рабочего класса и важность привлечения и присоединения солдат, защищающих царистское государство, к бунту.

Позже Троцкий писал: Женщины сыграли огромную роль в налаживании отношений между рабочими и солдатами. Они с большим безрассудством, чем мужчины, взбирались на кордоны, хватались за винтовки, взывали, практически отдавали команду солдатам: «Опустите штыки - присоединяйтесь к нам!» Солдаты взбудоражены, им стыдно, они обмениваются тревожными взглядами, начинают колебаться. Кто-то решается первым, и штыки с виноватым видом поднимают над головами приближающейся толпы.


К концу 23 февраля, женщины смогли убедить солдат, охранявших трамвайные парки, и перевернутые вагоны превратились в баррикады. Причиной того, что солдаты поддержали женщин, был не нависший груз войны над армией, и даже не «заразительная» спонтанность протестов. Мужчины в бараках и женщины с фабрик, приехавшие в город из одних районов вели беседы и формировали отношения, стирая границы между рабочими и солдатами, что и позволило женщинам получить вооруженную поддержку.
Рабочие женщины твердо занимали свою позицию на передовой Февральской революции, которая закончилась уничтожением царизма. Они не только зажгли первую искру, но стали ее движущей силой, которая повела ее вперед, вопреки изначальным опасениям рабочих мужчин и многих революционеров.

Февральскую революцию называют спонтанной и в каком-то смысле это так: она не была спланирована и совершена революционерами. Однако, спонтанность это не то же самое, что отсутствие политической сознательности. Протесты рабочих женщин, штурмовавших фабрики Петрограда в то время, как и работники, и домохозяева были вынуждены стоять в очередях, чтобы прокормить родных, помогли избавиться от разделения между «экономически обусловленной» проблемой отсутствия хлеба и политически обусловленной проблеме завершения войны. Тяжелое материальное положение в итоге помогло направить недовольство голодом и бедностью в правильное русло. Причиной всего этого была война и политики, которые ее вели. Такие требования нельзя было удовлетворить без масштабных политических изменений в стране.

После февраля в течение 1917 года женщины во многих отношениях перестали принимать участие в развитии революционного движения. Исключением являются несколько выдающихся революционерок, такие как Александра Коллонтай, Надежда Крупская и Инесса Арманд, чья личная жизнь в качестве жен и любовниц обсуждается намного чаще, чем их вклад в теоретизацию революции и революционную деятельность.


Россия до 1917 года представляла собой преимущественно агрикультурное общество. Абсолютная власть царя поддерживалась и укреплялась церковью, что отражалось институте семьи. Религия главенствовала в вопросах свадьбы и развода, женщины на законном основании ставились в подчинение, считались собственностью, а не людьми. В известных русских пословицах встречалось такое отношение к женщинам: «Мне показалось, увидел двух человек, а это всего лишь мужчина со своей женой».

В 1896 году работницы текстильных фабрик приняли участие в забастовках и протестах против воинской обязанности перед Русско-Японской войной. А в революции 1905 года женщины сыграли значительную роль, когда работницы текстильных, табачных и кондитерских фабрик вместе с домработницами и прачками предприняли попытку образовать собственный союз в рамках общего бунта.

Последствия начавшейся Первой Мировой Войны сыграли ключевую роль в увеличении значимости женщин в политической и экономической жизни. Война разрушала семьи, что подводило конец жизням многих женщин. Миллионы мужчин были призваны на фронт, убиты или ранены, это вынуждало женщин самих обрабатывать земли, вести хозяйство и становиться частью городской рабочей силы. В 1914 году женщины составляли 26,6% рабочей силы, но уже к 1917 году это число достигло почти половины (43,3%). Даже в сферах, требовавших квалификации, количество женщин увеличилось. В 1914 году в металлургической промышленности женщины составляли лишь 3% рабочих, в 1917 - 18%.


При двоевластии, сложившемся в результате Февральской революции, протесты рабочих женщин не исчезли, но стали использоваться как часть процесса, в результате которого рабочий класс перешел на сторону Советов, а внутри социалистического движения к сентябрю оказал поддержку большевикам вместо умеренных социалистов - меньшевиков и эсеров.

Ожидания рабочих женщин и мужчин, надеявшихся на улучшение условий жизни после падения царизма, не оправдались, так как и правительство и Советское руководство не желали прекращать войну. К маю антивоенные митинги привели к распаду первого Временного Правительства и меньшевики совместно с эсерами создали политическую коалицию с либералами, которая по-прежнему выступала за участие в войне. Разочарование рабочих стало причиной продолжившихся забастовок, вновь возглавляемых женщинами.

Историки Джейн МакДермид и Анна Хиллиер описывали это так: С поддержкой других активисток из профсоюза, Гончарская заходила в одну за другой прачечные и убеждала работниц присоединиться к забастовке. Они заливали печи холодной водой. В одной из прачечных владелец напал на Гончарскую с гвоздодером, но ее спасли другие работницы, схватив его сзади.

После Февральской революции феминистки вновь начали выступать за всеобщее право голоса, и когда в июле они его добились, это стало значительным шагом вперед. Однако для большинства женщин право голоса мало что меняло в их жизнях. Нищета, долгие рабочие дни и борьба за сохранение целостности семьи никуда не пропали.

В 1908 Коллонтай писала: Какими бы радикальными ни были требования феминисток, нельзя забывать о том, что, исходя из их классовой принадлежности, они не могут бороться за то фундаментальное изменение в современной экономической и социальной структуре общества, без которого освобождение женщин невозможно достичь.

Для большинства крестьянок и женщин из рабочего класса вопрос угнетения и достижения равенства был далеко не абстрактным, а напрямую возникал из процесса борьбы за улучшение условий своих жизней и жизней своих мужей и детей, в которой они участвовали. Те из них, кто принял непосредственное участие в политике и стали более уверенными, зачастую вступив в партию большевиков, достигли этого в результате собственных коллективных усилий, направленных против войны и политиков. Усилий, которые фокусировались на неприятие голода, продолжения войны и борьбы за право владения землей.


Роберт Сёрвис утверждает: Программа Большевиков оказалась наиболее близкой к крестьянским и рабочим массам, а также к солдатам, когда во второй половине октября социальная напряженность и экономический упадок достигли пика. Но этого могло оказаться и недостаточно для Октябрьской революции.
Все это женам рабочих, крестьян и солдат приходилось переживать наравне с ними. Без поддержки неквалифицированного рабочего народа Петрограда, большинством из которого являлись женщины, Октябрьский переворот не преуспел бы.

Революция 1917 года была начата женщинами, они оказали огромное влияние на ее ход и в течение года устаревшие понятия о женщинах, как о существах низшего порядка, были вытеснены из общественного сознания.

Но Октябрьская революция, все же, не освободила женщин. Катастрофические лишения гражданской войны и искажения, которым подверглось Советское правительство, сделали это невозможным. Женщины практически не обладали позициями во власти, их редко избирали в государственные учреждения, а сексистские стереотипы не могли просто исчезнуть в бедственных условиях, последовавших за октябрем.
Во время революции, женщины не смогли в равной степени с мужчинами принять участие и сделать свой вклад в ход политического процесса на высочайших уровнях, но, будучи угнетенными, им удалось вопреки всем ожиданиям задать курс революционного движения.


Как писали МакДермид и Хиллиер: Действительно, разделение труда между мужчинами и женщинами осталось прежним, но, вместо того, чтобы утверждать, что женщинам не удалось бросить вызов доминированию мужчин, мы можем оценить искусность их маневра в отведенной им традиционной сфере, и какое значение он имел для революции.

Женщины были непосредственными участниками революции 1917 года, вместе с мужчинами творя историю. Они не были пассивными наблюдателями или аполитичными пустышками, и их участие сыграло важнейшую роль в борьбе с угнетением. Взгляд на революцию глазами женщины дает нам более глубокое понимание того, что остается наиболее переломным и важным историческим моментом для женщин.

    Международный женский день - (или Международный день борьбы за права женщин и международный мир ООН) отмечается 8 марта. Своими корнями праздник уходит в многовековую борьбу женщин за участие в жизни общества наравне с мужчинами. В Древней Греции Лисистрата ради прекращения… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Международный женский день - Концепция празднования Международного женского дня непосредственно связана с изменением государственной политики в отношении женщин. Праздник 8 Марта возник благодаря женскому движению и первоначально представлял собой политическую акцию.… … Термины гендерных исследований

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ - Государственный праздник, отмечается 8 марта. В разговорной речи праздник называют Восьмое марта. В России первый раз 8 Марта отмечалось в 1913 г. в Петербурге*, через несколько лет после решения II Международной конференции социалисток (1910 г.) … Лингвострановедческий словарь

    Международный женский день - Междунар одный ж енский д ень … Русский орфографический словарь

    Международный женский день - (8 Марта) … Орфографический словарь русского языка

    Международный женский день - история и традиции праздника - Международный женский день (или Международный день борьбы за права женщин и международный мир ООН) отмечается 8 марта. Своими корнями праздник уходит в многовековую борьбу женщин за участие в жизни общества наравне с мужчинами. В Древней Греции… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Международный женский день: история праздника - Своими корнями праздник уходит в многовековую борьбу женщин за участие в жизни общества наравне с мужчинами. В Древней Греции Лисистрата ради прекращения войны организовала сексуальную забастовку против мужчин; во время Французской Революции… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ день 8 МАРТА день международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Решение о ежегодном праздновании Международного женского дня принято в 1910 на 2 й Международной… … Большой Энциклопедический словарь

    День международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Решение о ежегодном праздновании Международного женского дня принято в 1910 на 2 й Международной конференции социалисток в Копенгагене по… … Энциклопедический словарь

    День международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Решение о ежегодном праздновании М. ж. д. было принято на 2 й Международной конференции социалисток в Копенгагене в 1910 по… … Большая советская энциклопедия

Международный женский день - праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ряде стран как «женский день».

Международный женский день ежегодно отмечается ООН. Исторически появился как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию.

История

Начало XX века

8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более 15 000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда. Кроме того, было выдвинуто требование предоставления женщинам избирательного права.

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1909 году это было 28 февраля. Позднее, в 1910 году, делегатки из США прибыли в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где встретились с коммунисткой Кларой Цеткин.

Клара Цеткин в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день. Имелось в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.

В 1911 году первый Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта , по предложению члена Центрального комитета Социал-демократической партии Германии Елены Гринберг, в ознаменование Мартовской революции 1848 года в Пруссии. В 1912 году этот день отмечался в тех же странах уже 12 мая . В 1913 году женщины митинговали во Франции и России - 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, в Германии - 12 марта. В 1914 году единственный раз женский день отмечался 8 марта одновременно в шести странах: Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. В тот год число 8 марта выпало на воскресенье.

Красный - Официальный праздник

Оранжевый - Праздник для женщин

Желтый - Неофициальный праздник

Празднование в России и СССР

«В рамках движения за мир … российские женщины отметили свой первый Международный женский день в первое воскресенье февраля 1913 года».

Февраль 1917 года стал важной вехой в истории праздника, поскольку 23 февраля (8 марта) 1917 года было ознаменовано революционным взрывом, положившим начало Февральской революции. Петроградские большевики воспользовались празднованием Международного женского дня для организации митингов и собраний против войны, дороговизны и тяжёлого положения работниц, которые особенно бурно происходили на Выборгской стороне, стихийно переходя в забастовки и революционные демонстрации. В этот день бастовало более 128 тыс. рабочих, а колонны демонстрантов с рабочих окраин направились к центру города и прорвались на Невский проспект, по которому к Городской думе прошла процессия с требованиями женского равноправия и хлеба.

В 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 23 февраля (8 марта) 1917 года, как одному из событий, предшествовавших Февральской революции, в результате которой была свергнута монархия.

Некоторые современные историки, проанализировав публикации советского периода на тему Международного женского дня, говорят о том, что праздник был посвящён в основном «мужественным» женщинам, достигшим успехов в «мужских» профессиях.

С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, Международный женский день стал не только праздником, но и нерабочим днём. Постепенно праздник потерял свою феминистскую окраску.

Празднование в других странах

С момента своего официального признания в России после Октябрьской революции 1917 года этот праздник отмечался, главным образом, в социалистических странах. Китайские коммунисты праздновали его с 1922 года, а испанские коммунисты - с 1936 года. После основания Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года день 8 марта был официально провозглашен женским праздником, в который китайские женщины работают неполный день.

С 1975 года ООН, в связи с Международным годом женщин, начала 8 марта проводить Международный женский день. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/32/142) предложила государствам объявить, в соответствии с их традициями и обычаями, любой день этого года Днём борьбы за права женщин и международный мир Организации Объединённых Наций. Это решение было принято в связи как с Международным годом женщин, так и Международным десятилетием женщин (1976-1985 годы).

Посвящённые Дню борьбы за права женщин и международный мир, Организации Объединённых Наций мероприятия приурочиваются ООН к 8 марта.

В современном мире

Дальнее зарубежье

Международный женский день - национальный праздник и выходной в Анголе, Гвинее-Бисау, Замбии, Камбодже, Кении, КНДР, Мадагаскаре, Монголии, Уганде и Эритрее. В Лаосе - выходной день только для женщин. В Китае предусмотрен укороченный рабочий день только для женщин.

Бывший СССР

Этот праздник отмечают в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Узбекистане,Таджикистане, Украине, а также в частично признанных Абхазии и Южной Осетии.

При этом в Таджикистане (по инициативе президента страны) с 2009 года праздник сменил название и теперь именуется Днём матери.

Россия

После распада Советского Союза день 8 марта остался государственным праздником Российской Федерации. Празднование 8 марта в России включает устоявшуюся традицию дарения женщинам цветов и прочих подарков. «Цветы остаются самым желанным подарком к 8 марта: каждый второй мужчина хотел бы их подарить своей любимой, а каждая вторая россиянка хотела бы получить их в качестве подарка». При этом «первоначальный смысл этого дня - борьба против дискриминации одного пола - давным-давно забыт», и в результате этот день отмечают «просто как праздник женщин».

Некоторые авторы и организации критикуют сложившиеся на территории бывшего СССР восприятие Международного женского дня и характер его празднования, по их мнению, праздник, вопреки своему первоначальному смыслу, пропагандирует сексистские стереотипы.

Современные феминистки регулярно проводят в этот день мероприятия, посвящённые гендерному равноправию, подчеркивая необходимость борьбы с такими фактами, как домашнее насилие в отношении женщин, занижение заработной платы, изнасилования, навязывание традиционных ценностей. В 2014 году феминистки провели акции в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и ряде других российских городов.

Протоиерей Всеволод Чаплин:

Начало XX века

Празднование в России и СССР

Празднование в других странах

Международный женский день и ООН

Дальнее зарубежье

Бывший СССР

Мероприятия, проводимые российскими феминистками

Отношение Русской православной церкви

Протодиакон Андрей Кураев:

Одновременно в Русской православной церкви постсоветского периода получило распространение мнение, что в православном церковном календаре имеется аналог Международного женского дня, «когда в православной традиции принято чествовать женщин», - Неделя святых жён-мироносиц, переходящий праздник, отмечаемый в третью Неделю по Пасхе .

Впрочем, единства мнений по этому нет. К примеру, Анна Данилова, главный редактор портала Православие и мир, отметила наличие

И высказала суждение, согласно которому в некоторых случаях «сила протеста перекрывает все возможное добро праздника гражданского». По её мнению, нечто подобное происходит в случае 8 марта. Она же отмечает, что Неделя святых Жен-Мироносиц, часто упоминаемая в качестве «православного аналога» женского дня, ещё не освоена в этом качестве: «не перенесли мы пока в этот день ту заботу и внимание, которое так хорошо прижилось именно в 8 марта».

Однако эта дискуссия в среде православных, скорее всего, уже потеряла свою актуальность, поскольку в число святых, память которых Церковь отмечает 23 февраля (8 марта), к настоящему времени вошла и чрезвычайно почитаемая Матрона Московская, обретение мощей которой состоялось 8 марта 1998 года. Решение установить ещё один день памяти блаженной Матроны было принято Священным синодом Русской православной церкви в 2013 году.

Темы Международного женского дня

Предложенная ООН тема 8 марта 2016 года - «Планета 50-50 к 2030 году: Мы выступаем за гендерное равенство».

Темы предыдущих лет:

  • 2015: «Расширение возможностей женщин - расширение возможностей человечества. Помните об этом!»;
  • 2014: «Равенство в интересах женщин - это прогресс в интересах всех!»;
  • 2013: «Обещание есть обещание - время для действий по искоренению насилия в отношении женщин»;
  • 2012: «Расширение прав и возможностей сельских женщин - нет голоду и нищете»;
  • 2011: «Равный доступ к образованию, профессиональной подготовке, достижениям науки и техники - путь к достойной работе для женщин»;
  • 2010: «Равные права, равные возможности: прогресс для всех»;
  • 2009: «Женщины и мужчины, сообща покончим с насилием в отношении женщин и девочек»;
  • 2008: «Инвестирование в интересах женщин и девочек»;
  • 2007: «Прекращение безнаказанности в случаях насилия в отношении женщин и девочек»;
  • 2006: «Женщины в процессе принятия решений: ответы на вызовы и осуществление перемен»;
  • 2005: «Равноправие женщин после 2005 года: за гарантированное будущее»;
  • 2004: «Женщины и ВИЧ/СПИД»;
  • 2003: «Гендерное равенство и ЦРТ»;
  • 2002: «Афганские женщины сегодня: возможности и реалии»;
  • 2001: «Права женщин и международный мир»;
  • 2000: «Единство женщин в борьбе за мир».

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне от революции", - считает профессор Сара Бэдкок

Одним из основных событий 1917 года, приведшим к Великой октябрьской социалистической революции, стала демонстрация петроградских работниц.

23 февраля (8 марта) женщины выступили против голода, войны и царского режима. 100 лет спустя западные историки считают роль женщин в революции недооцененной.

О роли женщин в революции, особенностях русского феминизма и почему важно отмечать Международный женский день в интервью Би-би-си рассказали доцент истории Ноттингемского университета Сара Бэдкок и преподаватель Университета Квинс в Белфасте Кэти Тертон.

Существует мнение, что женщинам в Русской революции 1917 года уделяется недостаточно внимания. Так ли это? Как проявили cебя женщины в революционном процессе?

"В некоторых регионах женщины были более политически активны, чем мужчины"

Сара Бэдкок: В классическом понимании Русской революции центральное место в ней занимают мужчины - Ленин, Керенский, Николай II. Политика, революция и война считались мужским занятием.

Однако это не означает, что женщины не участвовали в революционном движении. Достаточно обратить внимание на избирательное право, которого русские женщины смогли добиться одними из первых в мире.

Следует отметить вклад русских феминисток в революционное движение. В России феминизм приобрел направление "марксистского феминизма", который рассматривал женское неравенство в контексте частной собственности.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, к участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами большевики

Участницы социалистического движения XIX - начала XX веков видели достижение свободы для женщин через пролетарскую революцию. Несмотря на ультрасоциалистические взгляды, женское движение в России послужило примером для феминисток в Европе и Великобритании.

В некоторых регионах революционной России женщины были более политически активны, чем мужчины.

Примером политической и общественной активности женщин служат жены военных или солдатки, которые остались без поддержки из-за массовой мобилизации во время войны.

Солдатки формировали региональные организации, обращались с петициями в органы местного самоуправления и к временному правительству, принимали участие в маршах, направляли запросы по увеличению денежного пособия (пособие выплачивалось женам и матерям солдат), требовали возвратить военнопленных для помощи в деревнях. Это способствовало установлению диалога между правительством и женщинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали. Кэти Тертон, научный сотрудник, писатель

Кэти Т е ртон: Проблема изложения революции 1917 года заключается в том, что участие женщин в ключевых событиях революции едва затрагивается.

Недооцененным остается тот факт, что женщины быстро политизировались и принимали активное участие в объединениях разного политического толка. Например, женщины-либералки, борющиеся за равные избирательные права, или большевички, работающие над проведением октябрьской революции вместе с мужчинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали.

Что можно сказать о роли в революции Надежды Крупской?

"В западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина"

С.Б.: Надежда Крупская была важным государственным и общественным деятелем. Она принимала активное участие в разработке политического курса большевиков, выступала на митингах и собраниях.

Для Надежды было особенно важно живое общение с женщинами. Я видела некоторые из писем Крупской, где она жаловалась на недостаток живых выступлений и общения с народом.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, в западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина

К.Т.: В западной истории Надежда Крупская прежде всего жена Ленина. Это не совсем справедливо. Крупская начала революционную деятельность задолго до того, как познакомилась с вождем революции.

Она занимала пост секретаря РСДРП в 1905 году, что указывает на независимую политическую карьеру.

Надежда Крупская находилась в центре революции: она занималась просветительской деятельностью, поддерживала сообщение между революционерами.

Крупская была членом редакции журнала "Работница", где она старалась переключить внимание женщин с либерально-феминистических взглядов на социалистическое движение.

При новом социальном устое главным делом Крупской стала образовательно-просветительская деятельность, которой она посвятила себя после революции.

Каких еще женщин, оказавших влияние на ход революции, стоит выделить?

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы"

С.Б.: Мария Бочкарева - ярый борец за преобразования и женщина, изменившая представление о том, на что способны женщины. Она воевала в рядах армии (куда была принята с разрешения Николая II). Внешне и по манере поведения она скорее походила на мужчину.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Женский батальон смерти во время защиты Зимнего дворца в Петрограде 1917 года

Бочкарева была инициатором создания первого в истории русской армии женского батальона смерти с целью пристыдить мужчин, отказывающихся воевать.

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы!" - таким лозунгом можно выразить позицию Бочкаревой. Тысячи женщин-добровольцев вступили в ряды батальона.

При всех своих заслугах Мария Бочкарева была необразованной крестьянкой. Именно поэтому о ней мало что известно. Простолюдины не пишут биографии, отдавая эту привилегию политическим элитам.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники

Мария Спиридонова - еще один пример яркой участницы революционного движения с активной политический позицией. Она заняла ведущее место в партии эсеров после февральской революции.

Спиридонова была сильным оратором. Она выступала среди крестьян, рабочих и cолдат и пользовалась большим авторитетом.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом. Сара Бэдкок, доцент исотории

Екатерина Брешковская, или, как ее называют "бабушка революции", была одним из лидеров партии эсеров, активно поддерживала Керенского. Брешковская посвятила себя революции, она провела большую часть жизни в ссылке. "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом.

К.Т.: Александра Коллонтай - центральная фигура революции. Невозможно обозначить границы ее деятельности.

С ее личностью связаны стереотипы. Надежде Крупской отведена роль жены Ленина, Александру Коллонтай считают женщиной, вдохновлявшейся романтическими приключениями (современники упоминают о ее многочисленных романах).

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Русская революционерка Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром

Революционерка боролась против угнетения женщин патриархальным укладом и капиталистической системой. Коллонтай привлекала женщин в политику через свою деятельность в журнале "Работница". После революции она работала в различных женотделах и, по сути, возглавила борьбу за права женщин.

При этом она занималась решением и масштабных политических вопросов. Коллонтай была членом Центрального комитета партии большевиков, одна из немногих поддержала позицию Ленина, изложенную в "апрельских тезисах", участвовала в обсуждении будущего страны после революции и положения рабочих в новом государстве.

Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром.

"Женщин объединяет не половая принадлежность, а стремление к выживанию"

С.Б.: Женщин во всем мире объединяет не половая пренадлежность, а стремление к выживанию.

Это очевидно в революционной России, где трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне. В такую пору тезис "Революция - мужское дело" становится неактуальным.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Вслед за СССР 8 марта начали отмечать феминистки по всему миру. На фотографии: марш за равноправие женщин в Лондоне в 1971 году

К.Т.: Революция - это наиболее подходящий момент для женщин заявить о себе и принять участие в политике наравне с мужчинами.

К участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами сами большевики. Они считали, что социалистическое движение - самый верный путь к достижению равноправия.

" Праздник 8 марта необходим "

Существует мнение, что празднование Международного женского дня 8-го марта дискредитирует женщин, о правах и желаниях которых вспоминают только раз в году. Что вы думаете об этом празднике?

С.Б.: Историю женщин начали писать с 60-х годов ХХ века. Это не значит, что до этого у женщин не было голоса - просто его игнорировали.

Поэтому праздник Международного женского дня должен существовать, чтобы подчеркивать силу и значимость женщин в мировом сообществе. К сожалению, в Британии этого не достаточно.

Точкой отсчета Международного женского дня принято считать выступление Клары Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в 1910 году, в ход которого активистка предложила учредить женский день. В СССР 8 марта праздновали в память о выступлениях работниц 23 февраля (8 марта) 1917 года. С 1975 года праздник отмечается ООН в рамках поддержки гендерного равенства и расширения прав женщин по всему миру. Каждый год приурочен актуальной женской проблематике. "Женщины и перемены на рынке труда" - тема 2017 года.

К.Т.: Для многих проблема с празднованием 8 марта заключается в том, что о правах и равенстве женщин якобы вспоминают один день в году.

На мой взгляд, наличие дня, пускай и одного, когда у женщин появляется возможность собраться вместе, вдохновить друг друга и обратить на себя внимание, как это произошло в 1917 году, - очень важно.

Сара Бэдкок - доцент, специалист по истории позднего имперского и революционного периодов России Ноттингемского университета, автор книги "Политика и л юди р еволюционной России". Сара уделяет особое внимание изучению роли обычных людей и локальных движений в Русской революции.

Кэти Т е ртон - преподаватель Университета Квинс в Белфасте, автор публикаций об истории Русской революции и женском движении. В книге "Забытые женщины" Кэти исследует роль сестер Ленина во время и после Революции.