Что делать, если ребенка напугал мультфильм . Отвлекаетесь таким образом от рутины? Что вы можете сделать как родитель в качестве психологической поддержки

Матери часто переживают о том, что они неидеальные. Иногда в разговоре нет-нет, да промелькнет фраза: «я всё делаю не так». Да что там, я плохая мама! А почему? Причин для переживаний бывает довольно много. Но основных – восемь.

Причина 1. Я разрешаю ребенку смотреть много мультиков. И телефон. Господи, и телевизор тоже!

Говорят, что норма в день – это два часа. В это время входит просмотр интернета и ТВ и игры на телефоне. Казалось бы, 120 минут – это немного для ребенка, и переживать тут не о чем. После сада у него всего-то три часа до сна, из них поесть, помыться, поиграть, сказку почитать. То есть в теории правильной мамой быть вообще несложно. Но отчего-то все идет совсем не так, как хочется. Ребенок не моется, не читает и не играет, пока он не посмотрит свой лимит мультфильмов и не проиграет в свои интернет-игрушки. Ты смотришь в его прекрасные, полные мольбы глаза и вспоминаешь, что сама в детстве любила играть в приставку. Просто приставка появилась у тебя лет в десять – именно тогда прогресс потихоньку добрался до твоей страны. И это было прекрасное время. Один раз ты играла в Марио четыре часа подряд! Сейчас тебе 35 лет, и зрение до сих пор «единица». За плечами красный диплом, то есть вроде к 20 годам не отупела. Так, оправдывая собственную слабость, включаешь ребенку мультфильмы и спокойно идешь готовить ужин. Только пока готовишь, уже мучаешься угрызениями совести, что ты такая слабовольная мать. Все вокруг кричат о вреде гаджетов и интернета, о деградации молодого поколения, которое не способно больше ни на что, кроме как зависать в Youtube. А кто виноват? Конечно, родители, которые вместо того, чтобы вручить ребенку бумажную книгу, дают мобильный и сваливают по своим делам. И пока готовишь ужин, мучаешься чувством вины. А о том, что потом будет и сказка, и читать твой ребенок уже умеет, а алфавит знает с двух лет, ты забываешь. Потому что у тебя не получается противостоять цифровым искушениям.

На эту тему: «Я тупая. Родители говорят, это сложно для меня». Кем будут наши дети, если их воспитаем мы

Причина 2. Я слишком много работаю

Если ты не домохозяйка, переживаешь, что работаешь и не уделяешь должного внимания ребенку. Что еще хуже, ты работу любишь и хочешь посвящать ей гораздо больше времени. Чтобы реализоваться. Чтобы заработать денег. Ведь на работе ты чувствуешь себя полноценным человеком. Представить себя сидящей дома с дитем, которому ты отдаешь всю себя, невозможно.

«Прости, солнышко, маме надо работать», – говоришь ребенку, и угрызения совести точат твою душу. «Ты же мама!» – кричат они.
На эту тему: Хорошая няня видеокамер не боится, но и полы мыть не будет. Как отличить профессионала от лодыря

«Какая работа, когда у тебя есть ребенок?!» – слышишь ты голоса этих демонов и тут же оправдываешься. Ведь ребенка надо чем-то кормить, во что-то одевать... Деньги на карт-счет сами по себе не начисляются. Ну и потом, ребенок вырастет (а это случится довольно скоро) и ему будет гораздо интереснее с друзьями на улице, чем дома с мамой. Куда себя тогда денет та мама, которая потеряла стаж, интерес и навыки? Оправдания звучат убедительно, и счастливая ты садишься за ноутбук (за швейную машинку/ за графический планшет/ за руль автомобиля и etc) и работаешь. Но внутри колючим ежом сидит мысль, что ты плохая мама, раз выбираешь работу, а не ребенка.

Причина 3. Я иногда срываюсь

Детей без истерик не существует. Однажды твой ангел таки закатит скандал с мощным криком, способным разрушить, кажется, даже Китайскую стену. Но ты умница, прочла кучу психологических книг, советов и форумов, как успокоить его. Ты знаешь, что крики не помогут, телесные наказания – категорическое «нет», и остается только внятный спокойный разговор. Или побег. Или конфета. Побег, увы, не срабатывает, особенно в людных местах. Конфеты в больших количествах вредны – и ты выбираешь разговор. «Я буду хорошей мамой», – говоришь ты себе и начинаешь вести беседу. К сожалению, вывести четкий алгоритм разговора получается не сразу. Или не всегда. Или ты сама не в духе, потому что день выдался паршивый. И этот рев, и топанье ногами срабатывают, как кнопка вызова лифта на девятый этаж. Вжух – и ты вдруг срываешься и кричишь. Что-то вроде «а ну-ка замолчи, достал уже своими истериками, я больше так не могу».

Это срабатывает – и вот грустный ребенок снова превратился в ангела, который мило играет с кубиками. А ты проклинаешь себя за срыв и начинаешь переживать, что навсегда нанесла ребенку непоправимую психологическую травму. И он будет помнить тебе это всю свою жизнь. Будет помнить именно этот срыв, а не то, как ты качала его на ручках ночами и целовала пяточки. Знакомая психолог успокаивает, говоря, что мама тоже человек и может сорваться. Что дети не так злопамятны, и что все будет хорошо. Это просто повод вырабатывать терпение. Ты успокаиваешься, но ненадолго. Очень хочется всегда быть хорошей, но не получается.

Причина 4. Я не родила второго ребенка

Если ты мама одного ребенка, однажды тебя обязательно спросят: «А почему ты не родила второго»? И одна из причин рожать второго: чтобы ребенку было не скучно и всегда было, с кем поиграть. А когда он вырастет, у него будет семья, поддержка. А так – один…

На эту тему: «Самая комфортная дистанция с ребенком – не менее полутора метров». Чайлдфри как феномен

Кое-как объяснишь, почему не рожаешь еще, посмеешься человеческой любознательности, но придет то время, когда ты взглянешь на чадо, играющее в машинки, и осознаешь: да, был бы еще один, ему было бы веселее. В этот момент ты постигнешь весь личный эгоизм. Прокрутишь вперед в будущее и увидишь, что у него не будет поддержки в виде брата или сестры, к которому можно обратиться, чтобы одолжить денег или позвать на день рождения. А мама, понимаешь ли, не захотела рожать еще одного. Ну как так? Почувствуешь себя плохо, раз предпочла личное спокойствие вместо радости и счастья братской любви. Когда они уже с детства могли бы драться за игрушки и учиться не быть эгоистами. И сколько ни убеждай, что все это глупости и это не всегда срабатывает, помучиться этим вопросом иногда приходится. Вот и истязаешь себя убежденностью, что ты опять сделала все не так, как надо.

Причина 5. Я мало играю с ребенком

Перед тобой всегда будет пример Матери Само Совершенство, которая постоянно играет со своим ребенком. И в прятки они играют, и в пиратов. И рисуют они, и спектакли ставят, и танцуют, и поют, и снова рисуют. Твой максимум – нарисовать колобок и спрятаться в шкафу. Нет, конечно, ты играешь с малышом, но не так много и долго, как «надо бы». Если признаться, ты понимаешь, что все-таки выросла. И тебе сейчас хочется полежать в ванной, почитать книгу или сделать уборку в шкафу, а то там пыльно оказалось. Неинтересно уже играть в кукол по пять часов или гонять мяч до заката. Тебе хочется уже играть в свои взрослые игры или – страшно сказать – работать. Или провести время с подругой, а чадо оправить к бабушке. Прочитав в интернете заметку о том, что мама не обязана разбавлять досуг ребенка постоянно, успокаиваешься. Но примеры идеальных матерей не дают жить спокойно. Чувство вины, что «не доиграла», вечно преследует. Ты обещаешь себе исправиться, но все равно в какой-то момент выбираешь дописать диссертацию вместо того, чтобы поиграть на барабанах. Этот круг замыкается ощущением, что опять ты провалила экзамен на хорошую маму.

Причина 6. Я не могу купить ему все, что хочется

Еще один пункт печали – когда не обладаешь определенными денежными ресурсами. Или когда ты мать-одиночка. В общем, у каждого своя ситуация, но факт – ты не можешь купить все, что хочется. Обидно, что когда-то давно ты обещала: твой ребенок не будет ни в чем нуждаться. Фрукты горой. И игрушки. Да аттракционы и игровые комнаты. Диснейленд и выполненная просьба Дедушки Мороза. Занятия английским, музыкой и фехтованием. А не получается. Выбор может зависнуть между покупкой одежды или крутой игрушки. Между книгой или машинкой. Этот выбор преследует тебя постоянно, особенно, когда малыш просит: «Мам, купи мне это» – и это камнем падает на сердце. Ты вынуждена тихо шептать на ему ухо «в другой раз». Или объяснять причину. Это просто жизнь, и так бывает. Но это не избавляет от чувства вины. Ведь ты мечтала быть безупречной мамой.

Причина 7. Я не уследила за ребенком. Или, что еще хуже, потеряла его

На эту тему: «В «Галерее» тусуются отстойники». Подростки с улицы – о том, куда модно ходить, как правильно одеваться и каких блогеров смотреть

Одна приятельница рассказывала, как пошла со всей семьей в супермаркет. В коляске двухмесячный сын. Они с мужем сначала искали чай, потом перешли в другой отдел и стали искать печенье к чаю. Выбирая между крекерами и овсяным печеньем, вдруг почувствовали что чего-то, а точнее кого-то, не хватает. Оказалось, коляску с малышом забыли в отделе чая. Наверное, хоть раз в жизни у матери происходит кошмар, когда она или потеряла, или не уследила за ребенком.

Хоть раз в жизни думала «боже, я ужасная мать», обрабатывая раны на теле малыша, упавшего с двухметровой горки или со шкафа, на который он взобрался со скоростью обезьянки.

Казалось бы, все случается, и это нормально – невозможно все время быть начеку и подстраховывать ребенка. Но этого очень хочется. А в детской травматологии на тебя подозрительно смотрит медперсонал – ты тут уже второй раз за месяц. В итоге ты плачешь, что оказалась такой безалаберной матерью. Обещаешь, что этого никогда больше не повторится, и ты научишься развивать навыки совы и быстроту паука. Факт, что ты человек, не успокаивает. И в копилку несовершенства падает еще одна монета.

Причина 8. Ребенок мной манипулирует, и я не всегда могу противостоять

Простите мне бородатое выражение, что ребенок будет вертеть тобой, как Путин – Думой. Но это правда. Сколько сражений ты проиграешь из-за взгляда, один в один как у котика из мультфильма «Шрек». Или из-за слёз, которые бегут по этим славным щечкам. Для всех других людей это просто обыкновенные манипуляции, избалованность, а для тебя – край. Ты умная мать, знаешь, что, поддаваясь, теряешь авторитет и что баловство позволительно только бабушке. Да и советчиков вокруг всегда много: они ведь точно знают, как в строгости вырастить идеального ребенка, который потом тебе обязательно скажет «спасибо». Ты признаешь – они правы. Дисциплина – это же путь в светлое и обеспеченное будущее – минимум, как у Цукерберга. Но ты мама, слабая женщина, которая не может отказать «любимому ангелочку». И вот вы третий час катаетесь на горке или едите десятую конфету, или забили на уроки и смотрите опять те самые мультфильмы. Только потом ночами ты коришь себя за слабохарактерность и обещаешь, что завтра ты станешь хорошей матерью. И будешь делать все, как надо.

Но несмотря на эти косяки, которые порой случаются с тобой хотя бы однажды, ты действительно любишь своего ребенка. Ты никогда не жалела о его рождении и с первого теста на беременность ждала его. Просто ты думала, что будешь идеальной, самой-самой, а это не всегда удается. Остается только каждый вечер говорить ему: «Ты же знаешь, что я тебя люблю? И слышать в ответ: «Знаю, мам. И я тебя тоже люблю». И успокаиваться – до следующего косяка.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Включаете ребенку мультфильм, чтобы наконец отдохнуть, а он прибегает через 5 минут весь заплаканный. И не потому что в мультике было что-то грустное и вызывающее слезы, а потому что он испугался. И теперь он не хочет смотреть этот мультик, спать по ночам и еще выбросьте все игрушки в виде мышей, пожалуйста.

Наверное, у каждого есть такая фобия из детства. Кто-то боялся «Ежика в тумане», кто-то до сих пор с мурашками вспоминает Бармалея, а кто-то не пересматривает «Буратино» из-за Карабаса-Барабаса. Как сделать так, чтобы у наших детей не осталось таких пугающих ассоциаций?

Редакция Tlum.Ru разбирается, что делать, если ребенок сильно испугался чего-то в мультфильме, и приводит примеры подобных историй с форумов и соцсетей.

Если дело в сюжете

Для начала надо разобраться, чего именно испугался малыш. Если вы не были рядом, пока он смотрел мультфильм, предложите посмотреть его вместе еще раз или просто спросите, что именно напугало ребенка. Это может быть какая-то неприятная ситуация (темный пугающий лес или момент, мучительный для героя), пугающий персонаж, возможно дело в стиле анимации или в звуковом сопровождении. Вариантов может быть очень много.

Если ребенка испугала страшная ситуация, которая потом в мультике разрешится хорошо, лучше всего попробовать перемотать пугающий момент и показать, что будет дальше. Например, лучшие друзья ссорятся, и малыш от этого начинает плакать. Остановите кадр и объясните, что ссоры иногда случаются, куда же без них, но, если друзья настоящие - обязательно помирятся. И перемотайте на тот момент, где ситуация благополучно разрешается.

Эту сцену можно включить в игру, обыграв ее по-своему. Например, та же ссора - попробуйте показать на примере игрушек или какой-то сказки, как протекает ссора. Вот конфликт - и вот его разрешение. Играйте в эту ситуацию столько, сколько нужно, чтобы убедиться, что у ребенка нет отрицательной реакции на такие действия.

В следующий раз, если ребенок захочет пересмотреть мультфильм, попробуйте не перематывать страшную сцену. Но если малыша все равно расстраивает этот момент, лучше не показывайте ребенку или его, или весь мультфильм (серию).

Если дело в герое

Если дело в плохом персонаже, который делает пакости, пугая этим малыша, то тут очень помогает додумывание. Сядьте с ребенком и подумайте, а почему этот медведь так плохо себя ведет? Если в мультике нет подсказок, то придумайте сами: например, его кто-то обидел, поэтому он злится и хулиганит, а после мультика он исправится и станет дружить с героями.

Игра, как и в случае с ситуацией, тоже вам поможет. Возьмите на себя роль «злодея» и покажите его со смешной стороны, добавьте ему самому страхов и недостатков, чтобы малыш понял - бояться совершенно нечего.

Если ребенку не нравится герой, но не за его характер, а за то, как он выглядит, то тут особо ничего не исправить. Если дети решили, что Чебурашка уродливый и страшный, то вряд ли на них подействует довод: «Ну он же хороший!». Просто откажитесь от того, что не нравится вашему малышу. Пусть смотрит то, что визуально его привлекает.

Не решаем за детей

В любом случае очень важно докопаться до истины и выяснить причину. Иногда результаты могут быть весьма неожиданными. Если ребенок плачет на моменте, когда Волка из «Ну, погоди!» начинает преследовать лев, который был в маске зайчика, это вовсе не значит, что ребенок боится львов. Может быть он боится, что под одним лицом окажется другое. И ваша антильвиная терапия ему никак не поможет.

Родители очень часто решают, что знают причину слез, и начинают внушать ее ребенку. Например, малыш заплакал на моменте, когда герои оказались в темном лесу, где воют волки. Мама знает, говорить детям, что ночью в лесу не опасно - неправильно, поэтому убеждает малыша, что хоть герои и зря пошли одни ночью в страшный, темный лес, с ними все будет хорошо.

На ребенка воздействует фраза «страшный, темный лес», и за грибами он больше с вами не пойдет. Хотя, если бы мама спросила, что его напугало, он бы сказал «я не понял, что это за звук» или «мне показалось, что там была тень», или даже «не хочу останавливаться, но хочу в туалет». В общем, что-то другое, совсем не то, от чего малыша начали «спасать». По итогу он будет бояться и того, и другого. Так что, когда малыш испуган, первым делом спрашивайте его: «Что тебя напугало?».

Истории родителей

«Мой ребенок испугался Няни из Смешариков. Той самой, которая всех занянчит. А белконоидов из Черепашек не боится. Так что не угадаешь».

«Помню в одной передаче рассказывали про такие страхи: нужно перетянуть врага на свою сторону! придумайте легенду про этого монстрика (ну, что он там во рту у человека что-то полезное делал, зубки лечил или от боролся с вирусами изнутри). Можно купить игрушку или просто нарисовать его. Как он находит себе семью белок, и они его принимают как своего родного (как в маме для мамонтенка). А можно придумать историю, как он перевоспитался и присоединился к черепашкам-ниндзя) Короче, что он хороший, просто стесняется своего облика и пытается хулиганить, но вы его пригрели, и он перешел на сторону добра)))».

«Просто не показывайте больше этот мультик и все! У каждого ребенка свой мультик-„ужастик“, мой даже в Лунтике находит страшные серии и не смотрит их!».

«Для моего сына нет ничего страшнее Чебурашки. Со временем поняла, что его не ушастый мутант пугает, а куклы в мультиках, потому что на 38 попугаев в итоге тоже реакция плохая. Он боялся, что игрушки по ночам оживают. Просто перестали такие мульты смотреть и со временем прошло».

«Моя дочка в мультике «Ну, погоди» (на пароходе) увидела, что выключается свет, что заяц пугает волка тенью от своих рук и очень сильно этого испугалась. Стала любых теней бояться. Мы вышли из положения таким образом: устроили сами дома театр теней и малыш показывал папе «спектакль», который записывала на камеру, затем показали малышу что получилось. Дочка поняла, что сама делала тени и успокоилась».

«Ребенок может бояться предстоящих неприятностей по сюжету. Вы не пробовали быстренько промотать мультик, пересказывая его своими словами, порадоваться, как все здорово закончится, а потом уже показать полную версию?».

«У меня дочь в вашем возрасте испугалась обезьяну из Истории игрушек-которая била в тарелки… плакала ночью, боялась вставать и ходить в темноте… продолжалось пока я ее в хорошее настроение и днем уговорила посмотреть этот отрывок вместе и разобраться. все прошло …».

Хороших и нестрашных вам мультфильмов!

Проблемы в школе: над ребенком издеваются одноклассники

Ни один ребенок не заслуживает того, чтобы его отвергали. Тем не менее, практически в каждом классе есть тот, кого заставляют вытирать доску и дежурить вне очереди, кому достаются все насмешки, издевки и пятерня из мела на спине в рамках “хорошего тона” в кругу одноклассников.

Вам не хочется, чтобы ваш ребенок стал изгоем, но вы не можете защитить его вне дома — и не застрахованы от того, что однажды он может стать объектом школьной травли.

Почему ребенок становится изгоем?

Стив Джобс, Дж. К. Роулинг, Трейси Эмин, Джули Уолтерс и многие другие известные люди признались, что в школе чувствовали себя аутсайдерами: они подвергались насмешкам и не принадлежали ни к какой конкретной социальной группе.

На самом деле, огромное количество людей прошли через это, но лишь единицы сумели использовать свою уникальность.

Впрочем, когда ваш ребенок приходит домой в слезах, вопрос потенциала отходит на второй план.

Что делать, если над ребенком издеваются одноклассники?

Прежде всего, спокойно выслушайте ребенка, пускай он почувствует вашу любовь (часто изгоями становятся дети, которые чувствуют себя отвергнутыми в семье). Затем понаблюдайте за ним в обществе: вполне возможно, он отталкивает друзей ошибками в социальном поведении, которые свойственны детям старше шести лет.

Примеры самых распространенных из них вы найдете ниже.

Безуспешные попытки быть смешным

Люди с хорошим чувством юмора пользуются успехом в любом коллективе, и дети схватывают это очень быстро. Но юмор требует тонкого ощущения ожиданий окружающих и понимания того, как эти ожидания нарушать, не заходя слишком далеко и никого не обижая.

Когда попытки съюморить угловаты и неловки, они не смешные; они раздражают и “выбрасывают” ребенка из коллектива, делают из него агрессора или шута.

Что делать, если ребенок пытается рассмешить агрессоров?

Не все наделены естественным талантом ощущать тонкости юмора, но всем детям проще смешить, а не нравиться, тогда как последнее для социализации гораздо важнее. Вы можете провести с ребенком мозговой штурм возможных доброжелательных поступков по отношению к одноклассникам.

При необходимости предупредите своего ребенка о том, что отдавать другим детям свои деньги и вещи в качестве хорошего поступка нельзя — истинных друзей не купить.

Слепая зона эмпатии

Все совершают ошибки в обществе. Обычно это не имеет большого значения, пока мы видим социальные подсказки и чувствуем, когда нужно остановиться.

Дети, которые не привыкли обращать внимание на реакцию других, продолжают рассказывать историю после того, как слушатели потеряли интерес, или пинают стул одноклассника, хотя его попросили остановиться.

Разумеется, у сверстников это вызывает неприязнь и даже агрессию.

Научите ребенка понимать, когда «хватит»

Помогите ребенку распознавать сигналы «хватит» — вербальные и невербальные. Это можно сделать с психологом или самостоятельно. Всячески тренируйте и поощряйте умение ребенка различать настроение окружающих и их мотивы.

Во время просмотра мультфильма разбирайте простые этические ситуации, которые происходят между героями: “Почему Дюймовочка ушла?”, “Как думаешь, что сейчас чувствует Жук?”


Хвастовство детей как причина школьной травли

Нередко ребенок, чувствующий себя неуверенно, вырабатывает привычку хвастать, чтобы произвести впечатление на одноклассников. К сожалению, это не привлекает друзей, а отталкивает их, потому что любое хвастовство громко заявляет “я лучше вас!”.

Что делать, если изгоя травят за хвастовство?

Вместо того, чтобы демонстрировать свое превосходство, гораздо эффективнее попытаться найти с одноклассниками общий язык. Дети начинают дружить, когда делают что-то вместе.

Помогите ребенку организовать вечеринку: пускай он пригласит своих друзей и одноклассников, помогите ему в в организации.

Детей также «сближают» развлечения вне дома, на нейтральной территории, дети могут пойти на роллердром, картинг или в квест-комнату, главное — побольше активности и через какое-то время ваш ребенок будет чувствовать себя принятым.

Ребенок не умеет постоять за себя

Если ребенок чем-то отличается от остальных — внешне, повадками, интересами, принадлежностью к социальному кругу или манере одеваться, это не значит, что он станет изгоем. Но если при этом он неуверенный и зажатый, не умеет за себя постоять, то шансы стать объектом травли велики.

Что делать, если ребенок не может себя защитить?

Разумеется, ребенок должен чувствовать, что он любим и вы поддержите его в любой ситуации — тем не менее, на этом этапе нужно научить ребенка защищать себя.

Хорошей идеей будет записать его на активный вид спорта или боевые искусства. В психологическом плане хорошо помогает “сказкотерапия” — вместе сочините историю о том, как слабый и обиженный персонаж придумал способ, как постоять за себя (совет персонажу должен дать ребенок, вы можете подвести его к ответу).

В целом нужен комплексный подход, включающий в себя поднятие самооценки и развитие внутренней уверенности. Родителям тоже нужно развиваться, узнавать новые подходы и методы воспитания детей. Цель — соединить ценности, полученные вами в детстве, с теми, которые нужны ребенку в современном мире.

Что вы можете сделать как родитель в качестве психологической поддержки?

Дайте ребенку понять, что отличаться — нормально. И даже хорошо!

Его сложности в общении происходят не от того, что он не такой, как все, а потому что он пока не полностью овладел наукой общения — а это можно выучить точно так же, как химию или английский язык.

Поддержите увлечения ребенка, даже если они кажутся вам странными

Не подталкивайте ребенка любой ценой вливаться в коллектив. Возможно, из-за этого ему придется пожертвовать любовью к любимому занятию (например, к книгам, если ребенка дразнят “ботаником”). Будучи уверенным и доброжелательным, ваш ребенок займет свое уютное место в коллективе вне зависимости от своих особенностей.

Если ребенок достаточно взрослый, научите его базовым приемам психологической защиты от нападений.

Прежде всего, он должен дать понять обидчикам, что его мало задевают их слова и его счастье не зависит от того, что они о нем думают — чем меньше реакции покажет ребенок, тем скучнее будет на него нападать. Во многих случаях необходим разбор ситуации и применение конкретных техник.

Чего нельзя делать, если ваш ребенок подвергается травле:

    Публично отчитывать обидчиков. В таком случае вашего ребенка будут считать ябедой, что осложнит ситуацию еще больше.

    Воспитывать силу характера отчуждением : ребенок, который чувствует себя одиноким, имеет гораздо больше шансов стать изгоем, чем лидером.

    Обвинять. Даже если вы обнаружили, что проблемы связаны с поведением вашего ребенка — непониманием неписаных правил, эмоциональной незрелостью, несоблюдением норм — фраза “ты сам виноват” будет неуместной . В этой ситуации стоит утешить ребенка и помочь ему научиться ладить с окружающими.

    Учить ребенка решать проблемы кулаками. “А ты ему сдачи дай!” — простая, прямолинейная и часто провальная стратегия, которая едва ли поможет ребенку завести друзей, но создаст ему не лучшую репутацию в школе. Старайтесь учить ребенка быть гибким — в зависимости от ситуации выбирать вариант поведения: отшучиваться, предупреждать, угрожать, удерживать агрессора, уходить и так далее.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом классе?

Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении “чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка.

Ребенку требуется в среднем два месяца, чтобы адаптироваться к новому окружению и занять свое место в социуме. Если вы хотите помочь ребенку сделать этот процесс менее болезненным, или ваш ребенок уже подвергался травле в предыдущем коллективе, попробуйте сделать следующее:

  • Желательно менять школу в начале учебного года , когда процесс адаптации в той или иной степени проходят все учащиеся. Так ребенок быстрее вольется в коллектив, не разрывая его устоявшийся ритм.
  • Стремясь завоевать расположение окружающих, дети иногда проявляют себя слишком активно в новом окружении . Это не всегда работает, потому что лидеры не стремятся делить свое первенство и могут сделать потенциального конкурента изгоем.
  • Посоветуйте ребенку выбрать тактику “подводной лодки” — быть дружелюбным и спокойным на первых порах, наблюдая за происходящим. Со временем найдется возможность проявить себя.
  • Не нагнетайте напряжение. Если вы сами спокойно относитесь к переходу ребенка в новую школу и воспринимаете это событие весело и с предвкушением , у вашего ребенка не будет лишних поводов беспокоиться.
  • В старших классах одноклассники “меряются” техникой. Скорее всего, ваш ребенок захочет новый телефон или планшет. Все зависит от правил семьи, но подростку необходимы “понты” для самопринятия и идентификации себя в коллективе как своего — это особенность возраста.

Ребенку нужно чувствовать себя в стае, самосознание детей происходит через противопоставление себя другим. Только яркие индивидуалисты не нуждаются в групповой сплоченности, но даже они всегда рады найти единомышленников.

Это чувство усиливается, когда появляется возможность сплотиться против кого-то — участников травли буквально охватывает эйфория от осознания себя частью “крутой” команды , которая заодно и может всё.

Научите ребенка защищать не только себя!

Согласно исследованиям, в 85% случаев травли окружающие (как дети, так и взрослые) остаются безучастны, хотя для прекращения происходящего достаточно остановить обидчика.

Поэтому детей следует учить не только защите себя, но и других — ведь изгоем может стать каждый, кто вытянет короткую спичку социальной фортуны.

Роман, детский психолог,
эксперт курса

Появление долгожданного ребенка - большое счастье для семьи. Сначала родители настолько поглощены заботой о карапузе, что готовы день и ночь носить его на руках, лишь бы тот был доволен и не плакал. Да и сами они испытывают при этом радость. Но время идет, и в один прекрасный день обнаруживается, что малыш совсем не желает играть один. Более того, он хочет быть именно на руках у мамы или папы и никаких компромиссов не признает. Тогда назревает вопрос о необходимости отучения от рук.

Почему для мамы это стало так важно

Причины может быть много, самые частые:

  • Усталость . Когда кроха не слезает с рук, это очень выматывает. И морально, и физически.
  • Некогда делать дела . Не у всех есть родственники, которые могут «перехватить» карапуза и посидеть с ним, пока мать делает работу по дому или приводит себя в порядок.
  • Скорый выход на работу . И мама хочет постепенно приучать к тому, что ее подолгу не будет рядом.
  • Боязнь, что ребенок вырастет чересчур зависимым от родителей, избалованным и не будет уметь занимать себя сам, так как попросту не будет знать, что делать одному.

Любая из этих причин заслуживает внимания и является сигналом о том, что пора менять ситуацию.

Почему плачет младенец

Вот кроха снова заплакал. Так он дает понять, что испытывает дискомфорт. И происходит это по вполне конкретной причине. Сначала нужно проверить, удовлетворены ли базовые потребности:

  • хочет ли малыш есть или пить;
  • не пора ли менять подгузник;
  • комфортный ли температурный режим в помещении.

Если с этим все в порядке, причиной может быть:

  • Переутомление или переизбыток эмоций (даже если они положительные). В таких случаях часто говорят, что ребенок «перегулял». Он сильно устал, а его нервная система пока не окрепла, чтобы справляться с этим без труда. Поэтому он ищет утешения на руках у самых близких.
  • Кишечные колики из-за повышенного газообразования. Так пищеварительная система адаптируется к новым условиям. Особенно актуальна проблема в первые месяцы жизни, но иногда колики длятся и дольше. Малыш стремится на руки, потому что тепло материнского тела (особенно если прижаться животиком) облегчает его состояние.
  • Плохое самочувствие из-за болезни . Высокая температура, боль в горле, насморк - все это изматывает и не прибавляет хорошего настроения. Когда крохе нездоровится, ему также нужен тесный контакт с родителями.
  • Страх . Ребенок может испугаться резких звуков или незнакомых людей. Тогда плач - естественная реакция, на руках у мамы он ищет защиты.
  • Падение или ушиб . Ударился ребенок или просто испугался - все равно он будет искать утешения и проситься на руки.
  • Режутся зубы . Испытывая болезненные ощущения и мучительный зуд, сложно оставаться спокойным, особенно маленькому ребенку.

В подобных случаях с помощью плача малыш зовет родителей, потому что нуждается в помощи, а не пытается ими манипулировать. Следует по возможности устранить дискомфорт ребенка или максимально его уменьшить. В том числе, взяв на руки и успокоив. Главное - уметь различать, когда дитя действительно нуждается в маминых руках, а когда капризничает. Это умение приходит с опытом.

Подходящий возраст и способы отучения ребенка от рук

Во многом успех зависит от возраста. Стоит отметить, что дети до года не умеют лукавить. Понимание того, что взрослыми можно манипулировать, приходит позже, когда нервная система достигает определенного уровня развития. Поэтому если младенец плачет и просится на руки, у него есть проблема, которую взрослому нужно решить.

Вывод: рано для отучения может быть, а вот поздно - нет. Крайне важно выбрать правильный момент. Сказанное отнюдь не означает, что отучать не нужно вообще. Однако всегда следует учитывать возраст и индивидуальные особенности.

Главные условия успеха - постепенность и настойчивость . Если перестать носить на руках резко, это может травмировать психику ребенка и будет воспринято как несправедливое наказание. Есть более щадящие методы отучения.

Дети до года

По мнению специалистов, самое подходящее время, чтобы начать - 6–8 месяцев. До этого возраста частый тактильный контакт с матерью совершенно естественен и необходим для гармоничного развития малыша.

Стоит попробовать следующие способы:

  • Кормить в положении лежа, чтобы кроха располагался не на руках, а рядом.
  • Когда малышу скучно, можно с ним поговорить ласковым приветливым тоном, а также развлечь с помощью потешек, музыки, погремушек или мобиля.
  • Каждый день гулять. Если ребенок плохо спит в кроватке днем и в итоге это время проводит у мамы на руках, можно выходить на улицу, когда он хочет спать (1-2 раза в день). Сон на свежем воздухе полезен, да и руки у мамы будут свободны.
  • Если в кроватке спит хорошо, стоит, наоборот, сделать так, чтобы карапуз на улице бодрствовал. Разговаривать с ним, открывать обзор из коляски по возможности. Тогда малыш будет получать впечатления, ему некогда будет скучать. А после прогулки он уснет быстрее, и мама сможет заняться делами или немного отдохнуть.
  • Планомерно заменять время нахождения на руках пребыванием рядом, сохраняя при этом тактильный контакт. Например, положить малыша на кровать, сделать легкий массаж или просто ласково погладить его.
  • Если ребенок проснулся и заплакал, можно попробовать с ним поиграть: закрыть лицо руками, а потом открыть и с улыбкой сказать: «Ку-ку!» Вскоре младенец успокаивается и начинает улыбаться в ответ.
  • Вместо ношения на руках хорошо играть в парные игры. Например, катать друг другу машинки или мяч.
  • Носить кроху в слинге на кольцах. Так он будет получать необходимое тепло, а у мамы будут свободны руки.

Годовалые дети

Ребята постарше умеют сидеть, ползать, а некоторые уже ходят. Они с удовольствием исследуют окружающий мир и какое-то время могут занимать себя самостоятельно. Чтобы снизить количество времени, проведенного на руках, следует придерживаться определенной тактики:

  • Брать на руки, в большинстве случаев, спокойного малыша. В этом возрасте он уже многое понимает. Если заметит, что его берут, только когда он падает или еще как-то себя травмирует и громко плачет, такие ситуации будут повторяться все чаще.
  • Пробовать отвлекать чем-то интересным каждый раз, когда малютка просится на руки.
  • Увидев, что малыш протягивает руки, не обязательно тут же его поднимать. Лучше присесть рядом с ним и уделить внимание по-другому: почитать вслух, поиграть вместе, поговорить или просто посидеть рядом. Сейчас так много интересных вещей продают для детей: яркие погремушки, мячи, развивающие коврики, музыкальные игрушки.
  • Пусть остальные члены семьи станут союзниками в воспитании самостоятельности и придерживаются той же тактики.
  • Если ребенок испытывает сильную привязанность не столько к рукам, сколько к матери, есть смысл попробовать переключить его на кого-то другого (на папу, бабушку или старшего ребенка).
  • Экстренный вариант - включить мультики по возрасту. С большинством детей работает безотказно. Но не стоит обращаться к этому способу слишком часто: привыкание к телевизору, планшету и другой электронике происходит молниеносно, а преодолеть его еще сложнее, чем зависимость от рук.

Внедрять использование указанных приемов необходимо плавно и не торопясь. Для начала хватит всего пары минут самостоятельной игры на полу, на диване или в кроватке под присмотром взрослого. Потом это время следует увеличивать примерно на 2 минуты ежедневно. Постепенно кроха привыкнет и перестанет требовать постоянного нахождения на руках. Он поймет, что родители и так поблизости. Они отзываются и в любой момент приходят на помощь. И с ними вполне комфортно просто находиться рядом и играть.

Что делать, если ребенок не засыпает без рук

Нередки ситуации, когда кроха довольно долго обходится без рук, когда бодрствует, но засыпать в кроватке категорически отказывается. Вот что можно предпринять:

  • Создать ежедневный ритуал отхода ко сну. Ребенок привыкнет, что после определенных событий или действий его укладывают спать. Массаж, купание, сказка на ночь, темнота и тишина в комнате помогут карапузу должным образом настроиться.
  • Перед сном покормить ребенка грудью (при необходимости), положить в кроватку, поцеловать и выйти из комнаты. Даже когда малыш протестует, выдержать паузу и не заходить несколько минут. Если он не перестанет плакать сам, следует вернуться, но попытаться успокоить, не беря на руки (погладить, ласково поговорить). То, что мама пришла на зов, даст младенцу понять, что его не бросают и не игнорируют. Когда он утешится, мама снова уходит на 4–5 минут, и так до тех пор, пока карапуз не уснет. Интервал между возвращениями увеличивать, прибавляя 2–5 минут каждый день.

Эта методика требует терпения, ведь поначалу укладывание будет долгим. Зато со временем ребенок привыкнет засыпать самостоятельно, без укачивания и долгих колыбельных на ночь.

Главный совет : подумать, так ли необходимо отучать от рук именно сейчас? Ведь, по сути, все способы сводятся к двум сценариям: либо внимание ребенка переключают на что-то другое, либо его просьбы игнорируют.

Первый вариант с одним ребенком работает, с другим - нет. Второй со временем дает результат, но в большинстве случаев оставляет ребенку душевную травму на всю жизнь. Если сейчас малыш смирился, что плачем ничего не добьется и сидит спокойно играет, в более взрослом возрасте это может выйти боком и доставить куда больше проблем. У крохи может сформироваться низкая самооценка, может появиться закомплексованность и нервозность. Поэтому полностью растворяться в малыше не нужно, но и отучать от рук следует с умом.

Ребенок вырастет быстро и вскоре перестанет проситься на руки. Девочки еще могут оставаться ласковыми. А вот сыновья, повзрослев, начинают вырываться из объятий со словами: «Мам, хватит, ну что я - маленький, что ли?» Это время не за горами. Останется только вспоминать с нежностью и легкой грустью моменты, когда он просился на руки и тосковал всякий раз, когда мама выходила из комнаты.

Сегодня делюсь ответом на вопрос мамы Наталии про мультики. Подозреваю, что он не дает покоя многим родителям

Добрый день!
Меня зовут Наталия. у меня есть дочка Аня ей 2 года и 3 месяца.
Вопрос такой. Ребенок «подсел» на мультфильм «Маша и медведь», начал копировать безобразное поведение. Я приняла решение мультфильм отменить. Как объяснить ребенку, что её любимый мультик больше смотреть нельзя?

Наталия, здравствуйте.

Хороший вопрос у вас

Как объяснить — все зависит от того, на каком уровне построено ваше общение с дочкой и как вы решаете подобные проблемы, связанные с каким-то ограничением или исключением из практики какого-либо события в ее жизни.

Любое ограничение должно быть обоснованным. Оно не вводится только потому, что «надо срочно что-то делать», «мама в плохом настроении», или «вожжа попала под хвост» папе.

Его нужно продумать и учесть внутрисемейные отношения. Включая и папу, и др. родственников, проживающих рядом (если есть).
Почему?

Просто потому, что они могут повлиять на ваши принятые решения относительно дочки, т.е. помешать вам нечаянно или нарочно опровергнуть (например, вы запретили, папа разрешил), да еще и в присутствии ребенка. После этого авторитет ваш, сами понимаете, вряд ли укрепится.

Если отношения у вас с дочкой достаточно теплые, вы с ней хорошо проводите время вдвоем и умеете организовывать ее жизнь так, чтобы не оставалось места скуке и ничегонеделанью — вы легко найдете, что ей сказать или предложить взамен. Например, в этом случае можно просто сказать: «У нас мультик закончился, пошли с тобой поиграем в...!» И ребенок, увлеченный новым, да еще и вместе с мамой, справится со своим желанием «посмотреть еще разок» достаточно быстро.

Для дальнейшей стратегии, чтобы остаться последовательной, вам нужно определиться, на какой срок хотите исключить и не томить ребенка напрасными ожиданиями или же не провоцировать ее на соблазны и лишние капризы. Например такие варианты:

  • Если решили совсем исключить: «Дочка, этот мультик больше у нас не показывается» (убираем доступ).
  • Если хотите на время исключить, пока не подрастет, можно сказать, что «мультик пошел к старшим деткам. Когда ты подрастешь, он и к тебе придет» (убираем доступ до определенного возраста).
  • Если хотите ограничить на несколько дней — вводите правило, например: «Мультик к нам будет приходить по субботам, с 11 до 12 часов».

И после этого остаетесь последовательными. Первое время могут быть капризы («психологическая ломка»), но при вашей твердости выбранной позиции и мудрой организации ее дня, все наладится.

Другой случай, когда нет контакта с ребенком — здесь что бы вы не вводили, какие-то правила и ограничения — они не принесут успеха, если нет доверия родителю. Поэтому проанализируйте этот момент и начните менять свой стиль общения с дочкой, если обнаружились в этом проблемы.