Функции и роль отца в семье. Роль отца в развитии мальчика или зачем нужен папа

С рождения и как минимум до 3 лет в жизни ребенка мама, безусловно, главная героиня. Даже самый лучший и заботливый отец выступает ее „ассистентом". Конечно, важно, что он помогает ухаживать за малышом, дает жене положительные эмоции, возможность отдохнуть и прийти в себя. Но это имеет значение скорее для женщины.

Ребенок же сконцентрирован только на ней, своей любимой мамуле. Все его развитие и общение с окружающим миром идут сейчас через нее.

Интерес в наследство

Ученые установили, что даже интеллект на генетическом уровне передает ребенку именно мама. Зато от папы ему достаются склонности и интересы. Чем старше становится малыш, тем важнее ему общение с отцом. Начиная с 6 лет его роль для ребенка постепенно выходит на первый план.

У мамы и папы в семье есть свои определенные „амплуа". Подрастающий малыш уже четко осознает: компетенция мамы - это одеть, накормить, обеспечить ему комфортное существование. А вот совершать „значимые" дела и вести интеллектуальные беседы - прерогатива мужчин. Конечно, в современном мире родители могут поменяться ролями, но традиции очень живучи.

Отец играет огромную роль в половой идентификации ребенка. Формирование мужских и женских черточек характера происходит до 6 лет. Это очень тонкий процесс, и именно папа играет в нем ключевую роль. Причем как для мальчиков, так и для девочек. Папа не берет с собой дочку, скажем, ремонтировать автомобиль. И этим он закладывает в ней стереотип женского поведения: „Ты помогай маме, а я займусь мужскими делами". Дочке разрешается поплакать, и папа будет ее жалеть, а вот сына тут же пристыдит.

Необыкновенно важно, чтобы отец восхищался дочерью, говорил ей, какая она красивая. Тогда она вырастет без комплексов по поводу своей внешности, и отношения с мужчинами у нее будут складываться без напряжения.

Папина копия

Роль отца в жизни ребенка с годами будет усиливаться. Взрослея, ребенок воспринимает маму как „подушку", в которую можно выплакаться. Она все поймет и пожалеет. Отец же воспринимается изначально иначе.

Чем старше становится ребенок, тем больше он начинает прислушиваться и приглядываться к отцу. Папа любит лежать на диване и смотреть футбол? Ребенок сядет рядом и тоже будет наблюдать за интересным матчем. Если отец мастерски выпиливает ножиком, то, скорее всего, это увлечение переймет и сынишка. Страсть к автомобилям тоже передается от отца к сыну. Будет ли в дальнейшем сын похож на своего отца, зависит от того, насколько между ними сложились отношения. Он или полностью повторит его в склонностях, привычках, манерах поведения, или, наоборот, вырастет полной папиной противоположностью. Но для этого ребенок должен считать стиль поведения отца для себя неприемлемым. Среднего, как говорится, не дано. Малыш взвешивает то количество положительных и отрицательных эмоций, которые он получает от отца, и отдает ему ровно столько же - не больше и не меньше.

Если ребенок не любит отца, значит, в поведении мужчины сквозит неприятие ребенка. Даже если он говорит правильные слова, его все равно выдадут тон, жесты, отношение к ситуации. Бывает, что на любое „Пап, пойдем!" кроха слышит. „Давай в другой раз". Ну как тут не затаить обиду? А что же дочка? Насколько способен повлиять, например, образ отца на типаж молодого человека, которого девушка выбирает себе в спутники жизни?

Сравнивать своего избранника с отцом девушка станет обязательно, особенно если она росла в счастливой семье. Как правило, дочь выбирает молодого человека либо очень похожего на ее отца (даже внешне), либо - его полную противоположность. Если в семье было принято, что мужчина зарабатывает деньги, то девочка, скорее всего, станет подыскивать мужа, который тоже будет содержать семью, потому что у нее уже заложен определенный стереотип мужского поведения. Со временем все может поменяться, но так бывает не всегда.

Влияние строгого отца больше сказывается на мальчике, чем на девочке. Строгий отец особых страданий дочерям не приносит, потому что мать выступает неким посредником, буфером, который корректирует их отношения. На дочь скорее оказывает влияние строгая мать: девочки тяжело переживают, когда с мамой нет контакта. Строгие матери, как правило, пытаются регламентировать жизнь дочерей „от" и „до", не сохраняя зазора для их самостоятельного развития. Мягкая же мама, напротив, оставляет за ребенком право выбора.

Именно строгость матери провоцирует ребенка на уход из дома или способствует ситуации, когда ребенок хоть и живет номинально в семье, но все его интересы сосредоточены за ее пределами. А вот если мама пытается вмешиваться в отношения „строгий отец - сын", то будет только хуже. Такие ситуации должен „разруливать" психолог: в слишком сложный узелок могут завязаться семейные проблемы в этом случае.

Очень тревожна и попытка создать коалицию между матерью и ребенком или отцом и ребенком против другого родителя. Скажем, когда сын шепчет маме на ушко: „Давай мы папе не скажем" - это первый шаг к коалиции против отца. Необходимо уговорить ребенка, чтобы он сам рассказал папе то, что хотел от него скрыть. При категорическом отказе нужно поставить ребенка перед выбором: отец все равно узнает, но лучше, чтобы все ему рассказал ты, а не я. Или просто сказать, что в нашей семье так поступать не принято.

Этот аргумент действует безоговорочно - ведь ребенок хочет принадлежать своей семье, быть частью маленького блока. „Суровость" отца часто заключается лишь в том, что он не разрешает, к примеру, покупать ребенку лишние игрушки, одежду, обосновывая это тем, что их и так много. Или требует от малыша играть только в детской комнате. Но это как раз то разумное начало, которое мужчина вносит в семейные отношения. Ведь большинство женщин, дай им волю, ни в чем не будут отказывать любимому чаду.

Но у ребенка должны быть ограничения, чтобы у него не выработалось потребительского отношения к жизни. Именно мужчина ставит этому регламентирующий барьер. Бывает и наоборот, что папа скупает все игрушки подряд. Если игрушки он покупает себе - это недоигранное детство. Но если хочет привлечь к совместной игре ребенка, то лучшего и пожелать нельзя!

Мужчина - отличный учитель: он покажет малышу, как правильно собрать конструктор, склеить какую-то модель самолета. В игре он придумает такие повороты, которые крохе самому не придут в голову. Мать по своему менталитету скорее склонна купить ребенку игрушку, дать ее ему и забыть - у нее и так много дел по дому. Отцы более дотошны: они все покажут и расскажут.

Сколько достаточно?

Часто встречаются ситуации, когда отцу не хочется или некогда заниматься с ребенком. Можно ли высчитать, сколько времени, скажем, в неделю отец должен посвятить ребенку, чтобы тот не ощущал себя брошенным и ненужным? Тут многое зависит от окружающих: если они нормально воспринимают, допустим, поздние приходы отца с работы или его рыбалку по выходным и длительные командировки, то для ребенка его отсутствие не будет трагедией.

Несколькими часами общения с ребенком в неделю отец вполне может восполнить свое неучастие в жизни малыша. Но это должно быть именно полноценное общение, а не просто сидение рядом с газетой в руках. Если вечно занятой папа хотя бы полвыходного проведет с ребенком, то нехватка отца компенсируется.

Малышу важно знать, что для общения с отцом у него есть свое время и никакая рыбалка, никакой телефонный звонок не смогут его отнять.

Довольно распространена ситуация, когда отец, который не занимается воспитанием ребенка, становится очень дорогим человеком. Обычно так бывает в семьях, где нет отца. Тогда придуманные папы становятся кумирами. Но вместе с тем из безразличного папы, который живет вместе с ним, ребенок кумира не делает. Только вначале он по крупицам готов коллекционировать внимание отца, считая за счастье и минутный разговор.

Подростковый возраст все расставит по своим местам. Как только ребенок осознает, что отец не тот человек, которого он себе придумал, место в рамочке может занять кто угодно: тренер, сосед или даже секта...

Поменялись ролями

Бывает, что папа выполняет функцию мамы, и наоборот. Появилось даже такое понятие - „мапулечка". Это отец, который, заменив ребенку мать, воспитывает его с рождения. Справедливо ли утверждать, что в данном случае роль отца как-то трансформируется? Нет, это не так. Девочка, подрастая, очень рано возьмет на себя функцию „матери" по отношению к своей семье, вместо того чтобы оставаться ребенком, трепетным и беззащитным.

То же самое происходит в семьях, где после смерти отца сын остается единственным мужчиной. В таких ситуациях даже маленький мальчик пытается взять на себя роль отца. Это очень плохо. К 14 годам ребенок станет неуправляемым: он уже все знает в этой жизни, второй родитель для него не авторитет. Научить сына давать сдачи, постоять за себя всегда была задача мужчины. А если складывается так, что именно мама в семье занимает активную позицию: таскает сына в поход, учит скалолазанию, единоборствам, преодолевать трудности? А отец не принимает участия в воспитании ребенка...

Учить драться, защищаться мама вряд ли должна, лучше отвести ребенка в секцию. Скорее всего, сын постарается потом возложить функцию „отца семейства", опоры для матери на себя. А в дальнейшем либо полностью отстранится от воспитания своего ребенка, либо, наоборот, будет самозабвенно его любить и с ним нянчиться. Но здесь есть еще и другой риск. У мальчика может выработаться потребительская позиция по отношению к женщинам.

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность – быть отцом, опорой в семье. Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина – жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.
Однако, все равно отец – это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.
Отцовство – также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок – большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но не являясь при этом чем-то патологичным.
Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственичества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.
В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.
Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д. – вот первостепенная задача отца.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.
Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям в о всех его делах, должен быть другом своему ребенку.
В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.
Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям – увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.
Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.
Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. – это прежде всего обязанность отца.
Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.

В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей». Для того чтобы понять особенности нынешних отцов, попробуем рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.

Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, за мужчиной – хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец.

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства, в той или иной форме, встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов прошлого столетия, когда резко возросла профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь часто ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины. При этом они все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в первые годы жизни ребенка рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они чаще склонны возлагать на жен.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием?

С точки зрения Э.Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А.Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Как отмечает А.Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

Отцы и дети: с чего начинается понимание
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – он лег на диван и сказал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ругают маму», «наказывают».

И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», – часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей «культуры отцовства».

Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: «Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним? В какие игры?» Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить, а пока пусть мама с бабушкой нянчат».

Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала в раннем детстве первые контакты с малышом. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.

Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Так же, как и для матерей, ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы проявляли большее понимание потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также привязанность мужа к жене, чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

Однако психологи отметили также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках.

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.

Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании, в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.

Готовность к отцовству


Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов, что, впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания. У таких отцов развита эмпатия (способность к сопереживанию – прим. ред .), им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.

Что происходит, когда отцовские чувства или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка?

Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации (т.е. ситуации «лишения отца» – ред .), где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей – строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я».

Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

Известный отечественный психолог А.И. Захаров отцов, чьи дети болеют неврозами, характеризует как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.

Влияние отца на психическое развитие ребенка


Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери – отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство.

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей – ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а, в конечном счете, приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа «Я».

1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.

Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.

5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

С рождения и как минимум до 3 лет в жизни ребенка мама, безусловно, главная героиня. Даже самый лучший и заботливый отец выступает ее „ассистентом". Конечно, важно, что он помогает ухаживать за малышом, дает жене положительные эмоции, возможность отдохнуть и прийти в себя. Но это имеет значение скорее для женщины.

Ребенок же сконцентрирован только на ней, своей любимой мамуле. Все его развитие и общение с окружающим миром идут сейчас через нее.

Интерес в наследство

Ученые установили, что даже интеллект на генетическом уровне передает ребенку именно мама. Зато от папы ему достаются склонности и интересы. Чем старше становится малыш, тем важнее ему общение с отцом. Начиная с 6 лет его роль для ребенка постепенно выходит на первый план.

У мамы и папы в семье есть свои определенные „амплуа". Подрастающий малыш уже четко осознает: компетенция мамы — это одеть, накормить, обеспечить ему комфортное существование. А вот совершать „значимые" дела и вести интеллектуальные беседы — прерогатива мужчин. Конечно, в современном мире родители могут поменяться ролями, но традиции очень живучи.

Отец играет огромную роль в половой идентификации ребенка. Формирование мужских и женских черточек характера происходит до 6 лет. Это очень тонкий процесс, и именно папа играет в нем ключевую роль. Причем как для мальчиков, так и для девочек. Папа не берет с собой дочку, скажем, ремонтировать автомобиль. И этим он закладывает в ней стереотип женского поведения: „Ты помогай маме, а я займусь мужскими делами". Дочке разрешается поплакать, и папа будет ее жалеть, а вот сына тут же пристыдит. Необыкновенно важно, чтобы отец восхищался дочерью, говорил ей, какая она красивая. Тогда она вырастет без комплексов по поводу своей внешности, и отношения с мужчинами у нее будут складываться без напряжения.

Папина копия

Роль отца в жизни ребенка с годами будет усиливаться. Взрослея, ребенок воспринимает маму как „подушку", в которую можно выплакаться. Она все поймет и пожалеет. Отец же воспринимается изначально иначе.

Чем старше становится ребенок, тем больше он начинает прислушиваться и приглядываться к отцу. Папа любит лежать на диване и смотреть футбол? Ребенок сядет рядом и тоже будет наблюдать за интересным матчем. Если отец мастерски выпиливает ножиком, то, скорее всего, это увлечение переймет и сынишка. Страсть к автомобилям тоже передается от отца к сыну. Будет ли в дальнейшем сын похож на своего отца, зависит от того, насколько между ними сложились отношения. Он или полностью повторит его в склонностях, привычках, манерах поведения, или, наоборот, вырастет полной папиной противоположностью. Но для этого ребенок должен считать стиль поведения отца для себя неприемлемым. Среднего, как говорится, не дано. Малыш взвешивает то количество положительных и отрицательных эмоций, которые он получает от отца, и отдает ему ровно столько же — не больше и не меньше.

Если ребенок не любит отца, значит, в поведении мужчины сквозит неприятие ребенка. Даже если он говорит правильные слова, его все равно выдадут тон, жесты, отношение к ситуации. Бывает, что на любое „Пап, пойдем!" кроха слышит. „Давай в другой раз". Ну как тут не затаить обиду? А что же дочка? Насколько способен повлиять, например, образ отца на типаж молодого человека, которого девушка выбирает себе в спутники жизни? Сравнивать своего избранника с отцом девушка станет обязательно, особенно если она росла в счастливой семье. Как правило, дочь выбирает молодого человека либо очень похожего на ее отца (даже внешне), либо — его полную противоположность. Если в семье было принято, что мужчина зарабатывает деньги, то девочка, скорее всего, станет подыскивать мужа, который тоже будет содержать семью, потому что у нее уже заложен определенный стереотип мужского поведения. Со временем все может поменяться, но так бывает не всегда.

Влияние строгого отца больше сказывается на мальчике, чем на девочке. Строгий отец особых страданий дочерям не приносит, потому что мать выступает неким посредником, буфером, который корректирует их отношения. На дочь скорее оказывает влияние строгая мать: девочки тяжело переживают, когда с мамой нет контакта. Строгие матери, как правило, пытаются регламентировать жизнь дочерей „от" и „до", не сохраняя зазора для их самостоятельного развития. Мягкая же мама, напротив, оставляет за ребенком право выбора.

Именно строгость матери провоцирует ребенка на уход из дома или способствует ситуации, когда ребенок хоть и живет номинально в семье, но все его интересы сосредоточены за ее пределами. А вот если мама пытается вмешиваться в отношения „строгий отец — сын", то будет только хуже. Такие ситуации должен „разруливать" психолог: в слишком сложный узелок могут завязаться семейные проблемы в этом случае.

Очень тревожна и попытка создать коалицию между матерью и ребенком или отцом и ребенком против другого родителя. Скажем, когда сын шепчет маме на ушко: „Давай мы папе не скажем" — это первый шаг к коалиции против отца. Необходимо уговорить ребенка, чтобы он сам рассказал папе то, что хотел от него скрыть. При категорическом отказе нужно поставить ребенка перед выбором: отец все равно узнает, но лучше, чтобы все ему рассказал ты, а не я. Или просто сказать, что в нашей семье так поступать не принято. Этот аргумент действует безоговорочно — ведь ребенок хочет принадлежать своей семье, быть частью маленького блока. „Суровость" отца часто заключается лишь в том, что он не разрешает, к примеру, покупать ребенку лишние игрушки, одежду, обосновывая это тем, что их и так много. Или требует от малыша играть только в детской комнате. Но это как раз то разумное начало, которое мужчина вносит в семейные отношения. Ведь большинство женщин, дай им волю, ни в чем не будут отказывать любимому чаду.

Но у ребенка должны быть ограничения, чтобы у него не выработалось потребительского отношения к жизни. Именно мужчина ставит этому регламентирующий барьер. Бывает и наоборот, что папа скупает все игрушки подряд. Если игрушки он покупает себе — это недоигранное детство. Но если хочет привлечь к совместной игре ребенка, то лучшего и пожелать нельзя!

Мужчина — отличный учитель: он покажет малышу, как правильно собрать конструктор, склеить какую-то модель самолета. В игре он придумает такие повороты, которые крохе самому не придут в голову. Мать по своему менталитету скорее склонна купить ребенку игрушку, дать ее ему и забыть — у нее и так много дел по дому. Отцы более дотошны: они все покажут и расскажут.

Сколько достаточно?

Часто встречаются ситуации, когда отцу не хочется или некогда заниматься с ребенком. Можно ли высчитать, сколько времени, скажем, в неделю отец должен посвятить ребенку, чтобы тот не ощущал себя брошенным и ненужным? Тут многое зависит от окружающих: если они нормально воспринимают, допустим, поздние приходы отца с работы или его рыбалку по выходным и длительные командировки, то для ребенка его отсутствие не будет трагедией. Несколькими часами общения с ребенком в неделю отец вполне может восполнить свое неучастие в жизни малыша. Но это должно быть именно полноценное общение, а не просто сидение рядом с газетой в руках. Если вечно занятой папа хотя бы полвыходного проведет с ребенком, то нехватка отца компенсируется.

Малышу важно знать, что для общения с отцом у него есть свое время и никакая рыбалка, никакой телефонный звонок не смогут его отнять.

Довольно распространена ситуация, когда отец, который не занимается воспитанием ребенка, становится очень дорогим человеком. Обычно так бывает в семьях, где нет отца. Тогда придуманные папы становятся кумирами. Но вместе с тем из безразличного папы, который живет вместе с ним, ребенок кумира не делает. Только вначале он по крупицам готов коллекционировать внимание отца, считая за счастье и минутный разговор. Подростковый возраст все расставит по своим местам. Как только ребенок осознает, что отец не тот человек, которого он себе придумал, место в рамочке может занять кто угодно: тренер, сосед или даже секта...

Поменялись ролями

Бывает, что папа выполняет функцию мамы, и наоборот. Появилось даже такое понятие — „мапулечка". Это отец, который, заменив ребенку мать, воспитывает его с рождения. Справедливо ли утверждать, что в данном случае роль отца как-то трансформируется? Нет, это не так. Девочка, подрастая, очень рано возьмет на себя функцию „матери" по отношению к своей семье, вместо того чтобы оставаться ребенком, трепетным и беззащитным.

То же самое происходит в семьях, где после смерти отца сын остается единственным мужчиной. В таких ситуациях даже маленький мальчик пытается взять на себя роль отца. Это очень плохо. К 14 годам ребенок станет неуправляемым: он уже все знает в этой жизни, второй родитель для него не авторитет. Научить сына давать сдачи, постоять за себя всегда была задача мужчины. А если складывается так, что именно мама в семье занимает активную позицию: таскает сына в поход, учит скалолазанию, единоборствам, преодолевать трудности? А отец не принимает участия в воспитании ребенка...

Отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова. И если нет отца, но есть рядом мужчина, который его заменяет, ребенок не обездолен.

Старший мужчина для ребенка, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен для формирования нормального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу: от темноты, злой собаки, «космических гангстеров», «чужих»… Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите». С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности.

Отчим или приемный отец может прекрасно справляться с отцовскими функциями, он способен целиком посвятить себя родительской заботе о ребенке и полюбить его, как своего собственного, стать больше наставником, нежели отцом в истинном смысле слова, скорее помощником, источником, в котором дети будут черпать силы, когда подрастут и достигнут зрелости. Это возможно, потому что связь ребенка с отцом скорее психологическая, чем физическая.

У многих детей из тех, у кого не было близкого старшего мужчины, в подростковый период проявляется преувеличенная склонность к самозащите без необходимости в ней. Обнаруживается болезненная значимость защиты у всех, кто не получил ее в должной степени в раннем возрасте. Дети - маленькие и большие - ждут отца, даже не отдавая себе отчета. Ждут и те, кто своего отца никогда не знал, и ждут даже те дети, которые прошли через отвращение, презрение и ненависть к родному отцу.

И подростку отец тоже нужен как старший друг, как источник самоуважения. Уважение - необходимое условие положительного влияния старшего на подростка, проводник его силы. И это уважение можно вызвать, заслужить, но невозможно выпросить, бесполезно требовать, вменять в обязанность. Заставить уважать силой тоже нельзя. Насилием уважение уничтожается.

Ребенку нужен отец, исполняющий свою роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов - перенимают походку, манеру разговаривать, жесты, такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу.

Многие мужчины уверены, что воспитание детей - не мужское дело. Это стереотипное представление неверно. Участие отца в развитии ребенка играет очень важную роль. Отцовская функция заключается в том, чтобы показать ребенку, как можно любить, не просто обеспечивая защиту, но и предоставляя свободу.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании его детей.

Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в возрасте 13–15 лет она должна получить от отца признание своей значимости как будущей женщины.

Наличие мужчины в семье влияет на характер умственного развития детей, на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях.

Отсутствие же отца, даже непродолжительное, часто ведет к тому, что у детей, особенно у мальчиков, начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность, что отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Зачастую именно отец в семье способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы ребенка. Как правило, отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

Отец должен взаимодействовать с ребенком, начиная с первых дней жизни, участвовать в уходе за малышом: помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки, сопровождая это ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком занимает игра. В отличие от матерей, отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые очень нравятся детям.

Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать.

Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение, что может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

Не обещайте детям то, чего не сможете дать! Трудно сказать об уроне, который терпит неокрепшая детская душа, наткнувшись на наши безответственные обещания, за которыми ничего нет!

Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

И помните, какими бы ни были функции матери и отца в отдельности, самое главное для ребенка - находиться в центре внимания и ощущать любовь двух любящих родителей!