Нам 10 месяцев развитие и питание. Десятый месяц жизни ребенка: речь

Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Физическое развитие

За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста.

Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений.

Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Показатели ребенка от 10 до 11 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

72.11-73.91 см

9.525-10.355 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Большинство малышей - неутомимые исследователи

Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными.

Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами - первые шаги.


В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно - хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.

Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений - он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.

Двигательная активность может иметь индивидуальные отличия

Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой.

Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.

Психическое развитие

Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания - поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.

Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных — он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу.


Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней

Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель.

Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули» , «Сорока-сорока» , «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, - он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

Малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы

Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом.

Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя.

Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 10 до 11 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Родителям следует знать, что ребенок должен уметь делать в 10 месяцев. К этому периоду происходит много изменений. Темп развития умственных и физических способностей у каждого малыша разный. Но существуют общепринятые нормы умений и навыков, которыми должен овладеть к определенному возрасту грудничок. Это необходимо для того, чтобы вовремя заметить нарушения и приступить к их устранению.

В 10 месяцев рост ребенка увеличивается на 1,5 см. Рост большинства детей к этому возрасту составляет 72 см. Так как активность повышается, то в весе прибавка небольшая - 350-400 г. В среднем вес находится в пределах 9 кг.

Мальчика

Мальчики немного опережают в весе и росте. Средний вес мальчиков в 10 месяцев находится в пределах 9,5-11 кг. Рост составляет 72-76 см.

Девочки

Рост девочек чуть ниже и находится в промежутке от 69-74 см. Средний вес большинства девочек составляет 8,7-10,2 кг.

Что умеет малыш к концу 10-го месяца

Что должен уметь малыш к началу 11-го месяца своей жизни? Десятимесячный ребенок свободно и легко должен выполнять ряд действий:

  • садиться самостоятельно;
  • стоять несколько минут без опоры;
  • захватывать и удерживать любимую игрушку;
  • легко переворачиваться со спинки на животик и обратно;
  • самостоятельно вставать, ходить, держась за руку родителя, стену или другую опору.

Так как в этом возрасте ваш малыш начинает делать свои первые шаги, следует задуматься о покупке обуви. Она обязательно должны быть качественной и подходить по размеру.

Физические навыки

На 10-м месяце жизни ребенок закрепляет все то, чем овладел ранее. Новых навыков приобретает меньше. Он хорошо ползает, самостоятельно садится и встает, свободно передвигается по опоре, а некоторые дети даже делают в этом возрасте первые шаги.

Социальное развитие

Социальные навыки, которыми владеет десятимесячный ребенок:

  • повторяет звуки и отдельные слова за взрослыми, а также жесты и мимику;
  • выполняет несложные инструкции;
  • знает свое имя;
  • дети стремятся получить похвалу и расстраиваются, если их ругают;
  • нуждается в игре, с желанием идет на контакт с ровесниками и детьми постарше.

Социальным навыкам ребенок учится от взрослых, поэтому как можно чаще нужно разговаривать и играть с ним.

Эмоциональное развитие

В этом возрасте ребенок проявляет эмоциональную реакцию на любые события: он с радостью воспринимает весть о прогулке или купании, обижается и злится, если что-то не получается, пугается при незнакомом звуке.

Речь

В 10 месяцев словарный запас расширяется. Совершенствуются речевые навыки. Малыш произносит осмысленные слова и слоги, соотносит слово с действием или предметом, узнает на картинках предметы.

Нейро-психомоторное развитие

Познавательные процессы к концу 10-го месяца получают свое стремительное развитие:

  • в речи появляется больше слов и слогов;
  • малыш распознает звуки и мелодии, узнает близких родственников по голосу;
  • наблюдает за действием взрослых, улыбается в ответ на улыбку;
  • понимает несложные инструкции;
  • стоит без опоры и делает первые шаги без опоры;
  • захватывает предметы двумя или тремя пальчиками.

В 10 месяцев ребенок способен играть на протяжении 20-30 минут один.

Двигательные навыки

Дети в этот период хорошо ползают и передвигаются на четвереньках, уверенно стоят, передвигаются и встают, держась за опору, могут слезть и залезть на возвышенность. Некоторые малыши начинают делать первые шаги.

Начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные привычки

К вредным привычкам этого возраста относят сосание пальца или воротничка одежды, кручение волос. В этих случаях родителям следует быть внимательным и ласковым к своему малышу. Чаще нужно брать его на руки, играть, не оставлять подолгу одного в кроватке.

Нельзя при ребенке ссориться, кричать. Негативные эмоции плохо влияют на психическое и двигательное развитие.

Тест на развитие малыша в десятимесячном возрасте

О том, что развитие ребенка соответствует нормам, свидетельствуют следующие приобретенные навыки:

  • сам садится, встает и уверенно стоит без поддержки;
  • захватывает предметы двумя пальчиками;
  • осознано повторяет слоги и короткие слова;
  • речь сопровождается яркими эмоциями;
  • выполняет простые инструкции.

Темп развития у всех малышей разный, поэтому отсутствие хотя бы одного из перечисленных навыков не говорит о проблеме.

Что делать, если грудничок развивается в замедленном темпе

Каждый ребенок развивается в своем ритме. Раньше или позже других начинает говорить, ползать, сидеть, ходить. Социальное и эмоциональное развитие зависит от темперамента малыша. Чтобы ускорить развитие, требуется больше времени проводить с ребенком. Играть в подвижные игры, читать книжки, общаться, изучать предметы, делать гимнастику.

Когда стоит посетить педиатра

Ничего страшного нет, если ребенок немного отстает в определенных навыках и умениях. Но есть моменты в поведении 10-месячного малыша, которые должны насторожить родителей:

  • плохо стоит на ножках без поддержки взрослого;
  • нет навыков ползания;
  • слабо держит в руках даже легкие предметы;
  • не отзывается на имя;
  • не повторяет действия взрослых.

Во всех этих случаях следует обратиться к педиатру. Потребуется помощь и узких специалистов: невролога, логопеда, ортопеда.

Как помочь ребенку

Больше времени следует уделять движению и речи ребенка. Все действия нужно проговаривать. Занятия следует проводить в игровой форме, чтобы заинтересовать малыша.

Занятия и обучающие игрушки

Интересными и полезными в десять месяцев будут занятия с мячом, пальчиковые игры, простейшие ролевые игры, догонялки. Подходят музыкальные игрушки, пирамидка, юла, матрешка, кубики, карточки с изображением животных, овощей.

Интересные игры на развитие координации, движений и ритма

Как играть с грудничками? Интересным занятием является складывание башни из кубиков, прятки, марафон с препятствиями, складывание мелких деталей в ведерко, рыболов. Для развития чувства ритма можно попросить грудничка повторить такт, отбитый ложкой, или мелодию музыкального инструмента.

Уход за младенцем

Уход за ребенком 10 месяцев предполагает следующие действия:

  • массаж;
  • гимнастика;
  • ежедневное купание;
  • приучение к горшку;
  • гигиенические процедуры.

Важно установить режим дня, который во многом влияет на здоровье малыша.

Что можно включить в рацион

В рацион питания к началу 11-го месяца введены многие продукты. Грудное молоко или детскую смесь давать рекомендовано только перед сном или после пробуждения. Питание должно быть правильным и сбалансированным. Нельзя давать жареные и копченые продукты. Не обязательно доводить пищу до пюреобразного состояния. Если уже есть зубки, можно предлагать продукты небольшими кусочками.

В меню должны присутствовать рыба и мясо нежирных сортов, фруктовые и овощные блюда, молочные продукты. Разрешено давать печенье, хлеб, желток, соки, компоты.

Режим - сон и бодрствование

Спит малыш в сутки 12-14 часов. Днем он нуждается в двухразовом сне по 90 минут. Важно приучить ребенка укладываться спать в одно и то же время ежедневно.

Купание и гигиена малыша

Купать малыша следует каждый день. Желательно за час до отхода ко сну. В воде он может находиться до 25 минут. В воду можно добавлять отвары трав. Пользоваться мылом и шампунем разрешено не больше двух раз в неделю. Желательно приобрести резиновые и заводные игрушки, водные пистолеты, лейку и другие предметы, которые заинтересуют малыша.

Гимнастика с ребенком

Физические упражнения необходимы для развития опорно-двигательного аппарата и укрепления иммунитета. Рекомендовано включать следующие упражнения:

  • приседания и вставания с поддержкой;
  • ползание на четвереньках;
  • ходьба около опоры;
  • упражнения на сгибание и разгибание конечностей.

Каждое занятие следует повторять на протяжении 15 минут, обязательно уделяя время отдыху.

Десятимесячные детки продолжают расти и вытягиваться, они жадно впитывают информацию о каждом незнакомом для себя предмете, быстро учатся и поражают родителей всё новыми навыками. В их поведении и отдельных поступках всё сильнее проступает осмысленность и самостоятельность, а характер начинает приобретать индивидуальные личностные черты. Чтобы поддерживать здоровье малыша и его стремление к познавательной деятельности, родителям не помешает иметь представление, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев.

В 10 месяцев малыш прибавляет около 450 г в весе, подрастая от 1 до 1,5 сантиметра. На половину сантиметра увеличивается его головка и грудная клетка. Небольшой набор веса при общем стремительном развитии – это результат увеличения двигательной функции ребёнка.

Для данного возраста также характерно появления боковых резцов, и у карапуза уже может быть от 4 до 6 молочных зубов.

Некоторые проблемы могут возникать у крохи из-за несформированного иммунитета. Мамино молоко, которое до этого момента поддерживало его организм, уже не обладает такими ценными свойствами, поэтому родителям следует беречь детей от внешних неблагоприятных факторов и поражения инфекциями.

В целом, у детей значительно улучшается моторика ручек, координация, они становятся сильнее и выносливее, дольше могут оставаться в бодром состоянии.

Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев

Успехи ребёнка в этом возрасте весьма значительны, ведь его навыки разительно отличаются от тех умений, которыми он обладал в полгода. Прежде всего, всем своим поведением он показывает, насколько самостоятелен, и может демонстрировать свою ловкость, поднимая игрушки не только ручками, но и пальцами.

Основные достижения малыша, которыми так гордятся его родители:

  • умение уверенно стоять и делать первые шаги;
  • подпрыгивание на месте с «приземлением» на обе ножки;
  • использование одного предмета, чтобы с помощью него достать игрушку;
  • ребёнок может долго сидеть с прямой спинкой во время игры, держа в обеих руках по игрушке;
  • малыш одной рукой способен удерживать сразу два небольших предмета;
  • может самостоятельно залезть на возвышение и слезть с него;
  • ползание кроха освоил идеально, и может передвигаться таким способом настолько быстро, что его трудно догнать;
  • повторяет за взрослыми слова, подражает их поведению;
  • бурно реагирует на встречу и расставание с близкими людьми.

По причине того, младенцы 10 месяцев более уверенно управляют своими пальчиками, они уже могут держать карандаш и фломастер и пытаются рисовать и писать, повторяя за действиями отца и матери. Малыши становятся более общительными, они проявляют интерес к своим сверстникам, с радостью общаются со старшими членами семьи – дедушкой и бабушкой.

Десятилетние дети очень хорошо понимают, что от них требуют взрослые, и хотя они прекрасно знают значение слова «нельзя», находят другие способы манипуляции взрослыми, используя немой протест или истерику.

Развитие девочек и мальчиков в этом возрасте несколько отличается. Отвечая на вопрос, что надо уметь в 10 месяцев девочке, можно подчеркнуть особую эмоциональность малышек, которые, проявляя свою нежную привязанность, гораздо чаще, чем мальчики, просятся на руки к матери, любят обниматься и ласкаться. К навыкам, которые они осваивают раньше, относится использование ложки, устная речь, освоение опорожнения в горшок. Они больше любят игры, которые требуют усидчивости – сборку элементов конструктора, пазлы и мозаики, неравнодушны к игрушкам со звуковыми эффектами и к музыке, в целом.

Свои особенности развития имеет и мальчик, уметь в 10 месяцев он может то же, что и девочка, но ходить он начинает первым и нередко отказывается от помощи взрослых, доказывая, что может всё делать сам. В результате такого упрямства некоторые навыки осваиваются мальчишками позднее.

Развивающие игры и занятия для детей в 10 месяцев

Развитие ребёнка в 10 месяцев предусматривает самые разные направления. Для укрепления мышц и связок, более скоординированных движений в первой половине дня необходимо несколько часов посвящать активным играм – пусть малыш катает мяч, машинку или коляску, если ему нравится танцевать, делать это лучше под весёлую и ритмичную музыку. Во время прогулок карапуз уже может играть в песочнице с совочком и формочками.

Неплохо потренировать малыша подниматься на ступеньки, сделав ему небольшое возвышение или научить его безопасно спускаться с дивана или кресла.

Специальная зарядка должна проводиться ежедневно, в комплекс упражнений входят:

  • приседания;
  • прыжки;
  • повороты тела в стороны;
  • вращательные движения руками;
  • висы на домашнем турнике с помощью папы или мамы.

По прежнему ребёнку необходим массаж, который осуществляется после физических упражнений. Делают его очень осторожно, стараясь не оказывать сильного давления на нежную детскую кожу. Основные движения – это мягкое поглаживание, разминание и растирание. При этом следует избегать области пупка и сердца. Спинку массируют, не затрагивая позвоночник, круговыми приёмами.

Если родители знают, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, они поймут, почему так важно заниматься с ним разными видами творчества. Мелкую моторику нужно продолжать развивать, ведь она связана с речевой функцией маленького человека. Для дальнейшего совершенствования можно порекомендовать научить ребёнка пользованию красками и пластилином, но лучше начинать с обычного подсоленного теста. Неважно, что первое время на бумаге можно будет увидеть лишь абстрактные мазки и хаотично расположенные линии, а из теста получится лишь небольшая лепёшка – главное, чтобы желание творить у ребёнка не пропадало, и, кто знает, возможно в скором времени он будет изумлять родителей своими талантами в изобразительном искусстве.

Любые игры с кубиками, пирамидками, деталями конструктора, помимо того, что развивают ручки детей и их координацию, способствуют совершенствованию логического мышления, тренируют внимание и память крохи. Такие игры и игрушки обязательно должны быть в арсенале ребёнка.

Так же важно обучение с помощью книг, которые развивают интеллект и кругозор малыша. Речь идёт о самых разных изданиях – это обычные детские книги, которые будет читать малышу мама, интерактивные, поющие и разговаривающие книжки-игрушки, детские энциклопедии с реалистичными иллюстрациями.

Ориентируясь на то, что должен уметь 10 месячный малыш, можно заниматься с ним чем угодно, лишь бы такая деятельность представляла для него живой интерес. Скорее всего, родители уже знают увлечения своего маленького непоседы, и, наверняка, найдут для него подходящие занятия.

Сколько спит малыш в 10 месяцев

Важным показателем здоровья ребёнка является его сон. В 10 месяцев малыши спят меньше, чем в предшествующий период – на ночной отдых у них уходит 9-10 часов, а днём деток кладут отдыхать дважды на полтора или два часа. Некоторым карапузам хватает одного тихого часа в день и часто они противятся вечернему укладыванию. Если при этом кроха прекрасно себя чувствует, он бодр и ест с аппетитом, возможно, не стоит его заставлять – можно сделать более ранним ночной отход ко сну.

Если малыш привык поздно ложиться, это может негативно отразиться на его нервной системе – врачи советуют постепенно отучивать детей от этой плохой привычки и ежедневно сдвигать время сна на 10 минут раньше.

Полноценный сон нужен ребёнку для восстановления организма после активных часов бодрствования, таким образом, отдыхают и расслабляются его мышцы, нормализуется работа мозга и нервной системы. Поэтому родителям для качественного сна ребёнка необходимо создавать оптимальные условия, включающие обязательное проветривание детской, контроль нормальной влажности (около 60%) и температурного режима (20-22 градуса). Большое значение имеет комфорт, создаваемый детским матрасом, который должен быть в меру твёрдым и упругим. Чистое бельё, вечернее купание, массаж будут способствовать быстрому засыпанию и крепкому сну. Ужинать карапуз должен не позднее, чем за 40-50 минут до сна.

Особенности питания в 10 месяцев

Рацион десятимесячных детей близок к обычной, взрослой еде, так как прикорм составляет около 800 г дневного количества пищи. В среднем, ребёнок потребляет около одного килограмма двести грамм еды в день, не считая воды и соков (200 мл). Детки, продолжающие питаться маминой грудью, получают молоко в утреннее время и перед сном.

Малышам уже необходимо включать в меню более твёрдые кусочки фруктов, мяса и рыбы, чтобы они научились пережёвывать пищу, да и пюре уже не измельчается столь тщательно, как раньше. Обычно после того, как ребёнок поест, ему дают немного свежевыжатого сока, разбавленного водой, чтобы предупредить появление запора.

Блюда, которые составляют основное питание:

  1. Овсяные и рисовая каши – они имеют в составе много клетчатки и белка, и, в то же время, выводят из организма вредные вещества, улучшая пищеварение.
  2. Гречневые и кукурузные каши, являющие источниками множества полезных витаминов и минералов. Крупы уже варят на молоке и кладут в кашу немного растительного или сливочного масла.
  3. В рационе у детей присутствует мясо, но пока это диетические сорта – индейка, курица, кролик и телятина. Разрешается использовать и некоторые субпродукты – сердце и печень. Мясные изделия используют для супов, в качестве привычного пюре, небольших кусочков, из них готовят фрикадельки, паштеты, паровые котлеты.
  4. В меню детей в обязательном порядке должны присутствовать овощи и фрукты – в виде салатов с маслом, в отварном и пареном виде. Перечень их увеличился, теперь это не только картофель и морковь – детям можно давать тыкву и свеклу, а также, разные виды капусты – цветную и брюссельскую.

Для родителей в этот период важно следить, чтобы малыш не передал, но, при этом, ежемесячная прибавка в весе должна оставаться в пределах 500 граммов. Если ребёнок явно не добирает в массе тела, ему следует предлагать более калорийные продукты.

Остаётся добавить для пап и мам, интересующимся тем, что должен уметь делать малыш в возрасте 10 месяцев – он уже вполне может самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой.

Уход и прогулки

Личная гигиена становится особо важным аспектом в возрасте десяти месяцев. Наряду с тем, что малыш активно играет на полу и пачкается, у него совершенствуется работа половых желез, из-за чего карапуз начинает потеть. Если до 10 месяцев детей купают через день, то теперь водные процедуры рекомендуется осуществлять регулярно. После купания обязательно проводят воздушные ванны в течение 5-10 минут и делают ребёнку лёгкий массаж.

Личико и ручки дети уже умывают сами, но подмывания всё ещё требуются, так как малыши иногда забывают проситься на горшок, хотя уже знакомы с этим предметом обихода. Педиатры советуют сажать кроху на горшок по утрам – таким образом, он будет приучаться к этому времени из-за естественных позывов, и очень скоро станет проситься сам, кроме того, стул его будет регулярным, так как к такому режиму привыкнет детский организм.

Что касается прогулок, им отводится по 4-6 часов в день. В летние дни это время может быть увеличено, ведь чем больше малыш пребывает на свежем воздухе, тем лучше он кушает и спит. Времена, когда кроха при выходе на улицу мирно засыпал в своей коляске, постепенно отходят в прошлое – теперь ребёнок с радостью бодрствует и изучает окружающие его явления, живые и неживые объекты. Кстати, после такого активного досуга, малыш уже вряд ли откажется от тихого часа по возвращению домой.

Развитие ребенка в 10 месяцев: видео

Понимая, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, родители должны чутко прислушиваться к потребностям и желаниям своего сына или дочери. Ведь только постоянное общение и доверительные отношения помогут им правильно направлять малыша в его целях и действиях, а отталкиваясь от усреднённых показателей, можно успешно контролировать развитие маленького человека и точно знать, когда ему нужна помощь.

В десять месяцев ваш ребенок уже интересный собеседник и достойный партнер по играм. С ним есть о чем поговорить, что обсудить. Мимика десятимесячного ребенка почти сформирована, взгляд стал осмысленным, появились желания и капризы. Малыш готовится стать как минимум скалолазом, он штурмует даже непреодолимые а первый взгляд преграды - спинка дивана, стенка, полки. А некоторые дети уже сделали первые шаги.

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Стоять, ходить, держась за что-либо;

Пытаться встать из сидячего положения;

Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;

Неотчетливо произносить "мама" или "папа";

Играть в "ку-ку";

Понимать слова «нет», «нельзя», но не всегда слушаться запретов;

Подбирать предмет большим и указательным пальцами.

Ребенок в 10 месяцев все больше двигается. Следите, чтобы нагрузка на его организм не была слишком большой. Не давайте малышу подолгу стоять. Придерживайте его сначала под мышки, а через 2-3 недели - за руки. Если к десяти месяцам у ребенка все еще нет зубов, проконсультируйтесь с врачом: возможно, у малыша дефицит кальция.

Развитие ребенка 10 месяцев

В десять месяцев ребенок осознает, что он меньшего роста, чем многие предметы вокруг, и что эти предметы загораживают ему обзор. Поэтому ребенок старается забраться повыше! Ваши руки немеют от тяжести, когда вы в 25-ый раз подносите ребенка к выключателю и включаете-выключаете свет. Да, и это будет продолжаться еще несколько недель.

Десятимесячный ребенок уже может уметь забираться в кресло или к вам в кровать, но вы должны внимательно за ним следить! Умение слезать с высоты ребенок освоит попозже, а пока помогайте ему, подсказывайте, куда ему надо поставить ножку, чтобы спуститься.

Если у вас есть старший ребенок, то в 10 месяцев младшего дети особенно сблизятся. У них уже появляются схожие интересы. И хотя младший ребенок еще не может быть равным партнером по играм, дети находят общие занятия.

У десятимесячного ребенка появляется желание строить из кубиков. Научите его строить башенку из трех-четырех кубиков и потом покажите, как интересно сбивать ее мячом.

К 10-ти месяцам движения ребенка стали более осознанными. Он умеет брать игрушку сверху, сбоку или снизу. Он может аккуратно опускать руку под углом. Главное, малыш оценивает, как лучше поступить в данной ситуации. Сейчас ребенок уделяет одной игрушке больше времени (до 10 минут). Он постоянно учится. Например, освоив строительство домика из кубиков, ребенок пытается так же использовать и колечки, и коробочки.

В этом месяце, возможно, ваш ребенок проявит интерес к чтению. В 10 месяцев детям нравится рассматривать картинки с изображением таких же малышей, как и они.

Игры для развития речи детей 10 месяцев

1. Сядьте напротив ребенка и положите перед ним несколько знакомых игрушек. Потом попросите его дать вам, например, машинку. Несколько раз повторите слово «дай». Затем спрячьте ее за спину и скажите малышу: «Попроси у меня машинку, скажи «дай».

2. Рассматривайте с ребенком семейный фотоальбом. Ребенок будет пытаться повторить имена близких родственников.

3. Постоянно разговаривайте с ребенком, и очень скоро он научится понимать все, что вы ему говорите. Показывая ребенку 10 месяцев новый предмет, давайте четкие и понятные объяснения. Избегайте многословия.

Упражнения для детей 10 месяцев

1. Шагом марш!

Поставьте ребенка на ровную поверхность, например, на стол. Стоя лицом к нему, поддерживайте его под локти. Побуждайте маленького спортсмена сделать несколько шагов.

Это упражнение поможет укрепить мышцы спины и ног. Совсем скоро ребенок научится ходить самостоятельно. Поэтому такие тренировки с мамой для него очень важны.

2. Веселые колечки

Уложите ребенка на кровать и вложите в его ручки большие кольца. Вы тоже держитесь за них и водите руками в разные стороны, а также вверх и вниз.

Это хорошая разминка для мышц спины и рук. Большой плюс еще и в том, что такое упражнение наверняка развеселит ребенка.

Что делать, если ребенок 10 месяцев скрипит зубами?

Дети часто скрипят зубами. Примета о том, что зубной скрежет как-то связан с глистами, не соответствует действительности.

На самом деле бруксизм (скрипение зубами) связан с напряжением ребенка. Маленькие дети постоянно стремятся к деятельности. И если ограничивать их свободу, то малыши становятся нервными, напряженными. Сосание соски, пальца, оттягивание ушей, выщипывание бровей пальцами и скрежет зубами у ребенка 10 месяцев - все это способы унять внутреннюю энергию. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок без ограничений мог играть в активные игры, бегать, прыгать, петь. Бейтесь подушками, мягкими безопасными мечами, стучите молотком по игрушечной готовальне, втыкайте карандаши в пластилин.

Как приучить ребенка к горшку?

Взрослому трудно поверить в то, что маленький ребенок не только не чувствует, что хочет в туалет, но даже и не осознает происходящего. Лишь когда штанишки намокают, он понимает: что-то произошло, и это вызывает дискомфорт.

Прежде всего, ребенок научится ощущать давление на мочевой пузырь, а это будет возможно лишь тогда, когда возникнут и дифференцируются нервные связи между мозгом и мочевым пузырем. По мнению психологов, ребенок может переодически писать в штаны до 3,5 лет, а ночью - до 4,5 лет.

После года ребенку можно объяснять назначение горшка, рассказывать, зачем в доме есть туалет и почему взрослые туда время от времени отлучаются. Если не стесняетесь, возьмите ребенка с собой в туалет. В год ребенку самое время перейти на трусики.

Не сажайте ребенка на горшок насильно. Иначе у него появится стойкая неприязнь к этому полезному предмету. Наоборот, горшок должен ему нравиться и ассоциироваться только с положительными эмоциями.

Не стыдите ребенка за лужи и испачканные штанишки, не показывайте своего отвращения, когда моете ему попку… Наберитесь терпения! В год ребенок только начинает осваивать навыки личной гигиены.

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Самое главное для 10 месячного ребенка – делать все, «как большой». Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Будьте внимательны – ваш случайный жест может настолько понравиться вашему чаду, что потом вы будите отучать его месяцами. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой…

Однако, хоть это может показаться вам странным, кроха еще не способен к переносу этих действий на другие предметы. Т.е. качая мишку, он не будет качать собачку до тех пор, пока вы не покажите, что это можно делать. Следовательно, «репертуар» малышовых игр напрямую зависит от вашего воображения, желания научить и показать. Нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите зверят, имеющихся в вашем доме, укладывайте их спать, водите на прогулку…

Малыша начинают занимать связи между предметами. Если вы дадите ему поговорить по телефону с бабушкой, он потом будет внимательно рассматривать трубку, словно пытаясь заглянуть внутрь и обнаружить, где же там бабушка спряталась.

Аналогичный интерес провоцирует ребенка «ломать» игрушки. На самом деле малыш не ломает их специально, ему интересно узнать, как они действуют и из чего состоят. К тому же частенько он просто не может рассчитать силу, прикладываемую к хрупкой вещице.

Появляется новое умение – с помощью одного предмета ребенок может достать другой: лопаткой подвинуть к себе кубик, ложкой приблизить сухарик. Конечно, с такой возможностью карапуза сначала надо познакомить, хотя некоторые дети «доходят» до этого сами, путем неожиданного и удачного эксперимента.

Малыш с восторгом хватает мельчайшие крошки, найденные на полу или где-нибудь еще. На самом деле будет гораздо лучше, если свой интерес к мелочам кроха удовлетворит, играя с безобидной крупой под вашим надзором.

Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками, а при работе с тестом учится отрывать от большого куска маленькие и может прилеплять их на дощечку, придавливая пальчиком.

Спуски и подъемы

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать . Теперь он передвигается по квартире как маленький метеор. Многие дети отрывают коленки от пола и бегают на четырех лапках, как обезьянки. Ребенок 10 месяцев уже может подолгу сидеть прямо, не наклоняясь в стороны, уверенно стоит, переступает вдоль опоры.

Пришло время осваивать подъем и спуск. Очень удобно делать это на не высоком диване или, если у вас свой дом, небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А спускаться надо попкой вперед – так малыш никогда не разобьет носик!

К 10 месяцам у малышей обычно формируется и выделяется «любимы» вид деятельности. Одни с наслаждением рисуют, другие переступают и ритмично приседают под музыку, третьи могут целый час ставить кубик на кубик, четвертых не оторвешь от наблюдения в окно за машинами, пятые замирают с книжкой в руках, шестым не надо ничего, кроме пары стаканчиков и тазика с водой, седьмым требуется постоянное общество других детей… Обратите пристальное внимание на постоянные интересы вашего ребенка и постарайтесь удовлетворять их ежедневно.

На 10 месяце жизни, после постоянного цепляния за маму, наконец, наступает время, когда малыш обращает свое внимание на других людей. Именно поэтому данный возраст хорош как для отлучения от груди (если вы не намерены кормить до двух лет), так и для начала посещения развивающих групп или клубов «мама+малыш».

С того момента, как ребенок встал, ходите гулять – хотя бы минут на 15-20 в день на детскую площадку, где ваше чадо сможет бродить вокруг песочницы, качаться на качелях, а главное, видеть, как играют другие дети и принимать в этом посильное участие.

Играют маленькие ручки

Игры на мелкую моторику , которые может освоить малыш в 10-12 месяцев:

  • перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
  • выкладывание спичек, зубочисток, фасоли, орехов, ватных палочек, фигурных макаронных изделий, камешков;
  • откручивание крышек – больших (от пластиковых бутылок) и маленьких (от тюбиков из-под крема);
  • рисование пальцами по муке, песку, мелкой крупе;
  • пальчиковые игры со стишками (типа «Сороки-воровки»);
  • игры со шнурками, узелками, ленточками;
  • использование ложек разного размера для еды;
  • копание или пересыпание песка или снега совком, грабельками, лопаткой, палочкой. формочками.

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками. а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно, когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.

Играем с друзьями!

Играть в хоровод очень просто. Сначала мама поет песенку и исполняет танец сама или вместе с куклой, а малыш сидит и смотрит. Если крохе понравилось, предложите ему поменяться с куклой местами: «Давай мы потанцуем, а Ляля посмотрит». Возьмите малыша за руку или на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой.

Хорошо, если все это будет происходить перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть ваше и свое отражение – так он быстрее поймет, что от него требуется. Разумеется, на первых порах малыш сможет выполнять лишь самые простые движения: похлопать в ладоши, быть может, топнуть ножкой. Освоив движения вместе с мамой, ваш ребенок будет прекрасно танцевать и с другими детьми.

Пошел король
  • Пошел король по лесу,
  • По лесу, по лесу
  • Искать себе принцессу,
  • Принцессу, принцессу (ходим мо кругу друг за другом).
  • Давай с тобой попрыгаем,
  • И ножками подрыгаем,
  • И ручками похлопаем,
  • И ножками потопаем,
  • Головкой покиваем -
  • И снова начинаем (И больше не играем – для окончания игры).

Хоровод-зарядка поможет малышу научиться выполнять простейшие движения, разовьет координацию всего тела и крохотных пальчиков. Для совершенствования моторики рук не нужно большого количества народа – достаточно вас и крохи.

Мельница
  • Мельница, мельница мелет муку (выполняем круговые движения руками).
  • Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у (дуем, как ветер).
  • Еще быстрее мельница мелет муку (ускоряем движения).
  • Намололи мы муки
  • Вот таку-у-ущие мешки – (показываем объем, подняв руки над головой).
  • Будем делать пироги.
  • Из муки, из муки напечем мы пироги, (ладошками делаем пирожки).
  • Тушки-тушки, сделаем ватрушки, (пальчиком рисуем круг по другой ладошке).
  • Ладушки, ладушки, испечем оладушки (производим хлопки).