Реджио-подход: уважение к детям и эстетика пространства. Условия пребывания детей

  • Первый в Москве Реджио-сад. Мы воспитываем наших детей по получившей широкое распространение на Западе итальянской методике Реджио – это, на наш взгляд, лучший подход к детству и воспитанию детей.
  • Мы растим творческих разносторонних личностей, интересующихся устройством окружающего мира, разбирающихся в сути вещей, думающих и свободных в своем выборе.
  • В 2017-2018 учебном году идет прием в классы: Infant Class (9 мес - 1,5 года), Toddler Class (1,5-3 года), Class I (3-4,5 года), Class II (4,5-6 лет) полного и неполного дня. По договоренности возможны экстра-часы (After Care).
Занятия и услуги:
  • Реджио-сад | 1-6 лет Пн-Пт | с 9-00 до 13-00 | с 9-00 до 18-00 ​Ежедневные программы комплексного развития по известной итальянской методике Реджио направлены на всестороннее развитие навыков ребенка на русском и английском языках. Огромное внимание уделяется сенсорному развитию, современным методам познания мира, искусству и дизайну. Дети изучают живопись и скульптуру, музыку и драму, работают с природными и художественными материалами, знакомятся с алфавитом, письмом и счетом. Мы учим детей задавать вопросы и генерировать собственные оригинальные идеи, прививаем умение работать сообща в небольших проектных группах. ​
  • Toddler & Parent Toddler Class | 1-2 года Вт и Чт | 10-00, 11-00, 12-00 ​ В этом возрасте воспитание ребенка – это формирование его базового доверия к миру. Основные акценты в группе Parent Toddler I делаются на эмоциональное, сенсорное и моторное развитие. Ко второй ступени (Parent Toddler II) добавляются формирование гармоничного соединения с мамой и чувства собственного "Я". На занятиях без мамы основным акцентом выступает обучающая игра - развивается мышление, восприятие, память, внимание, усидчивость, эмоциональный интеллект. ​ 10-00 - Parent Toddler I - занятие для малышей с 9 мес до 1,5 года вместе с родителями. 11-00 - Parent Toddler II (1,5 - 2 года) - подвижное занятие в игровой форме вместе с мамой. 12-00 - Toddler Class (2 - 2,5 года) - занятие в классе без мамы.
  • English World | 3-5 лет | 5-7 лет С 1 сентября В формат часового занятия укладывается целый английский мир: буквы, цифры, формы, песни, книги... Идет развитие коммуникативных навыков ребенка, умения выражать свои мысли, расширение словарного запаса на английском языке. Занятия ведут native speakers (носители из UK и USA) - занятие построено в формате игры, дети учатся понимать английскую речь через жесты и движения, произносить первые слова. Каждый урок - новая интересная тема.
  • Живопись в Atelier | 3-5 лет | 7-9 лет С 1 сентября В Ателье, она же Арт-мастерская, дети изучают фундаментальные основы рисования, узнают о различных техниках воплощения их творческих замыслов, раскрывают художественное зрение и чутье. Материалы - от гуаши и пастели к маслу и акрилу. Занятия проводит Маслова Наталья Николаевна, преподаватель с двадцатилетним опытом работы, выпускник художественно-графического факультета МГОПУ им. М.А. Шолохова, член МХФ и постоянный участник московских художественных выставок.
  • Китайский язык | 3-5 лет | 6-8 лет Ср и Птц 12-00 Китайский для детей – это не просто новомодный тренд. Это прозорливость родителей, умение видеть перспективу и желание обеспечить будущее своим детям уже сегодня. При обучении детей китайскому с нуля фокус делается на раннее развитие ребенка. Преподаватель с ребенком играют, поют песни, танцуют, мастерят, рисуют. В этом возрасте обучение сводится к разучиванию навыков и получению основных знаний. Естественно, все обучение - только на китайском языке. В группе постарше мы вводим специальную часть обучения, непосредственно связанную с письмом и чтением на китайском языке. В классе дети начинают изучать пиньинь, простые иероглифы, учатся их писать. ​
  • School skills | Адаптация к школе 5-6 лет С 1 сентября Целью занятий в подготовительных группах является не столько формирование конкретных навыков, сколько рост личности, развитие восприятия, воображения, символического замещения, умения представлять в уме. Пристальное внимание уделяется развитию учебной мотивации и формированию желания учиться, умению произвольно удерживать свое внимание не менее получаса. Благодаря особой организации занятий у детей развиваются первоначальные навыки совместной деятельности, дети учатся выслушивать других людей, формулировать свои мысли и чувства так, чтобы быть понятыми.
  • Weekend Program | Группы выходного дня 2-4 года | 4-6 лет С 1 сентября ​ Выходной день можно посвятить любимому делу или любимой теме. Наши темы выходного дня обширны - Путешествия, Профессии, Кухни мира, Зоомир, Космос... Занятия проходят на английском языке с носителем. Вторая часть посвящена работе в Ателье, Реджио-зонах, в старших группах идет развитие школьных навыков. ​ Каждую субботу с 10-00 до 14-00.
  • Музыка: блокфлейта и фортепиано 3-4 года | 5-6 лет С 1 сентября ​ Музыка – один из величайших и прекраснейших человеческих языков, она проникает через время и границы и понятна каждому. Даже ребенку. Особенно ребенку! Мы хотим заронить в детях к ней любовь, научить их слушать, понимать и любить различные виды классической и современной музыки. Занятия по блокфлейте и фортепиано проходят под руководством профессионального музыканта Новой Оперы Ю.Ю. Прялкина. Две группы - старшая и младшая.
Условия пребывания детей:
  • Отдельный класс для каждой группы (до 10 человек), оборудованный современными пособиями, канцелярией, игрушками.
  • Имеется зона для сна, зона приема пищи.
  • Видеонаблюдение.
  • Стеклянные перегородки, позволяющие видеть всё происходящее в классе.

Помимо вальдорфской школы и Монтессори, существуют и другие альтернативные методики образования. Например, итальянская реджио-педагогика, которая недавно появилась и у нас. Какие у неё особенности, Елене Шмараевой рассказала глава департамента детских программ Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая.

Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Реджио Эмилия - город на севере Италии, где после Второй мировой войны открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили, руководствуясь совершенно новыми принципами. Теоретиком нового подхода стал педагог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других. Малагуцци придерживался мнения, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого - помочь детям использовать свои познавательные возможности. Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.

Основатель реджио-педагогики Лорис Малагуцци (справа)

1. Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза

Самое главное в реджио-педагогике: ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как другой - неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог. Мы говорим: надо не опуститься до ребёнка, а подняться до него. И это в прямом и в переносном смысле.

Как часто мы смотрим детям в глаза, разговаривая с ними? Мы всё время смотрим на ребёнка сверху, а он на нас смотрит снизу. Что он видит? Уж точно не наши глаза. Мы должны быть с ребёнком на одном уровне. Сидеть с ним на детском стуле или на полу, разговаривать, глядя ему в глаза, есть с ним - и когда мы едим, мы должны тоже находиться на одном уровне. А когда мы смотрим какое-то произведение искусства, мы, наоборот, поднимаем ребёнка на уровень картины.

2. Объяснить правила и задать вопрос

Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача - объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, - даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.

Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты - как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.

Но прежде чем объяснять и транслировать правила, да и просто о чём-то рассказывать, мы должны задать открытый вопрос. Что дети уже знают об этом?

Реджио-педагогика взяла очень много у Льва Выготского. Он говорил: мы должны понять, где, в какой точке по тому или иному вопросу ребёнок находится сейчас - и мы узнаем зону его ближайшего развития.

Поэтому наша задача, и педагогов и родителей, как можно больше задавать открытых вопросов и почти не задавать закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет». Всё-таки мы должны побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Не быть говорящей головой, а спросить. Интерес ребёнка теряется, если мы начинаем говорить то, что он уже знает.

Ирина Дворецкая в детском центре при Еврейском музее

3. Не «неправильно», а «по-другому»

«Небо красное!» - говорит ребёнок. Не спешите поправлять, ведь это даёт мотивацию подумать: а может ли быть небо красным вообще? Это может стать толчком к какому-то исследованию, к расширению знаний. Мы не должны останавливать и говорить: «Нет, так не бывает!» Надо попытаться вместе со своим ребёнком понять, когда это может быть? Возможно ли это увидеть? На самом деле я не знаю цвета, каким не может быть небо.

Однажды в детском саду ребёнок нарисовал оранжевого ежа. И реакция педагога была: «Ёжик не может быть оранжевым. Он серый, коричневатый, ещё какой-то. Но только не оранжевый». Придя на занятие в другой группе, с детьми четырёх и пяти лет, я решила задать вопрос: «Могут ли ёжики быть оранжевыми?» Такая тишина наступила сначала… И началось! Я получила больше десяти версий. Один сказал, что ёжик вымазался в глине. Другие говорили, что ёжик может быть оранжевым осенью, потому что на него упали листья. Третьи сказали: он, может быть, в подосиновиках весь. Кто-то ещё сказал, что это сказочный ёжик, «и художник нарисовал оранжевого ёжика, потому что это сказка про оранжевого ёжика». Феноменальный ответ! И был очень интересный ответ в конце: «А может быть, у ёжика была аллергия на апельсины?»

Это такая радость для детей! Понимать, что нет одного правильного ответа. Что тебе не говорят: это правильно, а это неправильно. Поэтому вводите другие термины в общении с детьми: «Это так, а это - по-другому». Это не хорошо, не плохо - это просто по-другому. Вы думаете так - ваш ребёнок думает по-другому. Это даёт почву, чтобы разговаривать: почему он так думает? Почему вы так думаете?

4. Предлагать выбор и не торопить

Целый блок в реджио-педагогике посвящён теме выбора, это очень важная вещь. Но я опять возвращаюсь к тому, что прежде чем учить детей выбору, мы должны быть готовы к этому. Мы не должны спешить - это одно из главных правил.

Потому что утром мы спешим, мы делаем бутерброд - не спрашивая, мы наливаем чай - не спрашивая. Когда мы задаём вопрос, выбор обязательно должен быть: «Ты хочешь чай с лимоном или без? Сладкий или нет?». Вы скажете: сложно, мы опоздаем в сад, мы опоздаем ещё куда-то. Но поэтому и здесь существуют некоторые правила: чем меньше ребёнок, тем меньше опций у него для выбора. Но в любом случае даже трёхлетний ребёнок может выбрать - белый или чёрный хлеб он будет есть. И сам положить на него кусочек сыра. У него выбор сегодня только в хлебе, но он у него есть.

Или выбор одежды. Родители часто утром говорят: «Мы опоздали, потому что выбирали». Но можно ввести правило и выбирать одежду для утренней прогулки или детского сада с вечера. Ребёнок может её долго выбирать или недолго - если он её выбрал с вечера. А если утром поменялась погода, а ребёнок выбрал фланелевое платье? Значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть, но тебе будет жарко. Задайте вопрос: что нужно сделать, чтобы тебе в этом не было жарко? Может быть, сменное платье положить?

Ребёнок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса

Он решил идти в этом, но у него в рюкзаке есть другая одежда. Ваши аргументы ребёнок не принял, но он понял, что есть какой-то другой путь. Это платье или рубашка может там пролежать, он ими не воспользуется, но он знает, что есть решение. И абсолютно никаких негативных эмоций.

Если придерживаться идеи о том, что выбор есть всегда, то лучше не делать порционную еду. Ребёнок с трёх лет запросто с вашей помощью может себе налить суп из ёмкости, которую вы поставите на стол. Он решит сколько и сам выберет - бульон налить или густой суп. Это для него целое приключение: не ему налили суп, сколько мама посчитала нужным, а он сам! И сразу возникает интерес к еде. Чем ребёнок старше, тем больше ситуаций, когда он делает выбор. Постепенно мы будем требовать аргументации: «Почему ты это выбрал, расскажи?»

Родители всё время путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Это не будет легко, но ребёнку потом в жизни будет легче. Он будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.

5. Учиться в любой ситуации

В реджио-педагогике есть такой принцип: нет определённого времени для получения знаний. Вот вы сидите за обеденным столом. Можно задать вопрос: как ты думаешь, из чего этот суп? У ребёнка есть опыт, и он может предполагать. Так, это оранжевый суп. Что может быть оранжевым? «А, я знаю, тыква оранжевая!» Но нет кусочков - что же сделали с этой тыквой? «А, её смололи!» Чем смололи? Комбайном или миксером - и покажите в следующий раз, как это делается.

Это даёт нам некую мотивацию делать с ребёнком проекты: ответы на вопросы, которые мы находим с помощью исследования. Например, вы читаете книгу «Где обедал воробей?». Где ещё можно понаблюдать за воробьём, где он ест на самом деле? На детской площадке не увидели - пошли в лес, в парк. Пока воробья не видно, но прилетела ворона! И мы попутно узнали, что ворона ест. Может ли воробей есть то же, что и ворона? Появляются вопросы, на которые ребёнок отвечает с помощью наблюдения. Можно расширить знания с помощью книги, фильм показать, сходить в музей.

Я ещё люблю такой термин - свидание с творчеством. Это не обязательно свидание с каким-то высоким искусством. Можно и в булочную сходить! Посмотреть, какие там булки, и подумать: а как же их пекут? Может быть, на хлебозавод съездить на экскурсию, а может, устроить дома булочную вместе с ребёнком.

Часто ребёнок получает знания, которые разложены по полочкам. Здесь - математика, здесь - рисование, здесь - язык. На самом деле это деление должно быть условным

Например, начиная учиться играть в шахматы, мы можем начать изучать клетку, горизонталь, вертикаль, ориентирование в пространстве: вправо, влево. Если мы говорим о развитии речи, то мы можем изучать согласование текста с движением, включить сюда творческую деятельность, описательную, признаки предмета.

Когда мы обсуждаем что-то, мы не говорим, хорошо это или плохо, - мы говорим о своём личном отношении. «Мне не нравится осень». Почему? А за что можно это холодное и дождливое время любить? И кто-то из детей говорит: «На самом деле так классно, что можно бегать по лужам!». А другой спорит: «Но ведь ты будешь мокрым и заболеешь!». Тогда оппонент продолжает: «Но ведь можно правильно одеться, надеть дождевик и сапоги!»

И ещё один важный момент, на который мы обращаем внимание в реджио-педагогике: информацию о чём-то ребёнок может получить не только от взрослого. Когда взрослый задаёт вопрос: «Что вы знаете об этом предмете?» - опыт кого-то из детей уже позволяет ему ответить, а другие получают знания от него, от своего сверстника. Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.

6. Фантазировать важнее, чем читать

У многих родителей главная задача - скорее научить читать и считать. На самом деле ни я, ни вы не знаем ни одного человека в своём окружении, который не мог бы этого делать. Но мы найдём очень много людей вокруг себя, которые не обладают способностью аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты, я уж не говорю о том, чтобы планировать их, создавать новые концепции. Поэтому, мне кажется, главная задача - это развитие творческого мышления. Мы пропагандируем развитие проектного мышления, потому что в проекте, не важно, какой тематики, можно и посчитать, и рассказать о признаках предмета, и зарисовать его, и сравнить.

Фантазирование, образное мышление у нас развито тем лучше, чем мы младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, если ему такое развитие не дать, то логика задавит и вряд ли мы что-то приобретём в этом смысле дальнейшем.

Не важно, кем мы будем, - логика придавила нас и мы живём. Да, логически выстроен у нас день от и до. Но где тут вкус к жизни? Где тут идеи, которые будоражат? Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

Фото: детский центр при Еврейском музее

Класс Реджио-сада в Италии

Наверняка многих интересует, как же организована жизнь и деятельность в «настоящем» Реджио-саду в городе Реджио-Эмилия. Я постоянно собираю информацию о и о садах в разных странах, в том числе и в Италии. И на основе ее подготовила небольшой обзор о ключевых особенностях Реджио-садов и яслей. В Италии существуют сады для детей 3-5 лет и ясли для деток 1-3 лет, в некоторых заведениях они объединены под одной крышей, в некоторых существуют отдельно друг от друга.

Пространство и среда

Прежде всего, стоит отметить, что сады и ясли значительно больше по площади, чем мы привыкли. Пространство детского сада насыщено полезной для ребенка тактильной, зрительной и даже обонятельной информацией. Тут находятся предметы, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки, цветы, плоды и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины, пуговицы и краски, бросовые материалы. В мебели предпочтение отдается старинной и уникальной (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно уединиться в домике с книжкой, уютно расположиться на подушках, залезть на чердак или галерею. Для ролевой игры отведено специальное место, где можно переодеться: тут собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь и аксессуары. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду.

Планировка дошкольного учреждения устроена так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого сада, по итальянской традиции, находится «пьяцца» - место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Чтобы все видели, что и где происходит - много прозрачных стен и стекол. С непривычки это мешает ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит, но со временем это становится удобным инструментов развития и взаимодействия детей. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Во всех помещения, в том числе и на полу, зеркала. Принципиально важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия. В зале - большие игровые элементы вроде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклянной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для детского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шершавые, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для детей ясельного возраста.

Кухня находится рядом со входом, общая столовая - это часть холла. Повар - активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в приготовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на стол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блюда по ним сами. Меню на каждый день написано большими буквами, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С поваром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к новому.

В каждой возрастной группе есть одна большая классная комната, библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки, а также мини-мастерская, туалет, где есть умывальники. В душевой оборудовано зона для игр с водой. Кроме того, есть одна общая мастерская, которая называется «ателье». В нем постоянно работает художник-ательерист. Сначала Лорис Малагуццы, основатель Реджио-подхода, приглашал узких специалистов (гончаров, скульпторов, художников и т.д.) на частичную занятость. Со временем, ему стало понятно, что творчество - важная и неотъемлемая часть ежедневного процесса детского развития и выражения, поэтому ательерист стал работать постоянно. Более того, постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.

В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями, матрасы, двух-этажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет - спит.

Внутреннее пространство Реджио-сада, Diana school, Реджио-Эмилия, Италия

Документирование

Особое внимание и значение в Реджио садах и яслях уделяют документированию процесса, как отдельному инструменту развития и планирования детской деятельности. Все разговоры и действия детей, по возможности, фотографируются, записываются на диктофон или протоколируются, снимаются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей с подробным описанием процесса и достижений вывешиваются на стендах и просто в помещении. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, чтобы родители и ребенок продолжали ее заполнять.

Режим дня

Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. В каждом детском саду 3-4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возраста до 15 человек в группе, более старшего - по 20. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела распределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспомогательного персонала входят уборка, помощь при одевании детей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощники участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персонала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.

Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специальные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети собираются вместе один раз на утреннем кругу на «пьяцце» в 9.00. Здесь дети и взрослые обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас интересуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты продолжаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Этот ритуал очень важен, он задает тон и план на весь день, позволяет обмениваться идеями и находками, учат вниманию и уважению друг к другу. Чтобы воспитатели всегда знали, кто находится у них в саду, ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит. В Реджио-саду организована внутренняя детская почта в виде ящичков с именами для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.

Дети, родители и воспитатели

Важная составная часть Реджио педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартия прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашенных специалистов, проходят раз в 1 -2 месяца. Воспитатели ежедневно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важно, чтобы последние разделяли идеологию детского сада и не противопоставляли свои требования требованиям персонала.

Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учебного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим событием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок.

Много творчества

Мировую известность Реджио подход получил, после того, как была организована международная выставка детских работ воспитанников садов Реджио Эмилия. Неординарность, продуманность и художественность поделок, выполненных в самых различных техниках, вызывает восхищение практически всех посетителей Реджио Эмилия. Символом педагогики стала огромная зебра, нарисованная детьми. Стоит сказать, что искусство, которому уделяется много времени и внимания, не является целью работы, и художниками становится не больше выпускников, чем в обычном детском саду. Оно рассматривается как один из ста языков, на которых ребенок рассказывает об окружающем мире. Кроме искусства предлагаются и разнообразные другие виды деятельности - занятия компьютером, игры, конструирование, чтение и т. п.

Ателье, Реджио-Эмилия, Италия

Проектная деятельность

Педагогика Реджио Эмилия основана на проектной деятельности. Детский интерес, поощряемый взрослыми и развиваемый совместно, перерастает в настоящие проекты, которые могут длиться от одного дня до целого года. Один из таких проектов, родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети не только знакомились с жизнью животного, но изучали каменную статую льва на площади, делали его из разных материалов. Окончательный рисунок - лев - огромен и поражает своей красотой, но за этим стоит длительный путь понимания.

Другой проект, родился из рассказа ребенка о том, что осенью он видит всегда у бабушки в деревне желтые ромашки, оказался посвященным изучению жизни этих цветов. Не всем это показалось вначале интересным: так, один мальчик захотел рисовать грузовики, а другой - астронавтов. Сначала дети (те, кто хотел) рисовали цветы по своему внутреннему представлению, так что получался известный символ цветка с расправленными лепестками, хотя настоящие цветы стояли перед ними на столе. Когда выяснилось, что изображение не совпадает с оригиналом, педагог решил, что этому простому явлению, мимо которого так легко пройти, следует уделить больше времени. Подумав, о чем можно узнать и что можно делать, когда придешь к ромашкам в гости на луг, шестеро детей и двое взрослых (остальные знали, что настанет и их очередь, и принимали участие в обсуждении) пошли к ромашкам, стали изучать их жизнь, здороваться и разговаривать с ними (головки цветов находились на уровне детских голов). Заметили, что в них обитают разные живые существа (насекомые, жизнь которых подчиняется своим законам): значит, они относятся к ромашкам не так, как мы, а как к своему дому. Выяснилось, что ромашки разного возраста, разных оттенков желтого цвета (их дети попытались сформулировать вербально: желтый-желтый, гладкий желтый, ярко-желтый и т. д.). Цвет меняется и от освещения. Форма меняется от точки, с которой смотришь На цветок. Может быть, среди цветов есть мальчики и девочки? Задумались, какова связь цветов и бабочек, цветов и паутины.

Вернувшись в детский сад, дети рассказали остальным о том, что видели, о чем думали. Теперь, когда они рисовали, то создавали уже индивидуальные портреты цветов. Став более внимательными, пофантазировав на тему, как устроено внутреннее пространство цветов, дети изображали их по-разному, стараясь не упустить ни одной мелочи. Например, среди них есть и бутоны, и некрасивые, и увядшие. Умершие ромашки - они умерли сами или умерли только их волосы? Насколько внимательно можно вглядеться в цветок? Взрослый только создает условия для разглядывания, старается растянуть этот процесс во времени, но он не должен давать свою готовую схему. Дети должны пройти путь сами, и неизвестно, к чему они придут. Иногда нужно сделать паузу, чтобы накопленная информация приняла новое качество.

Иногда дети исследуют, как идти по высокой траве; устроить концерт в парке; обливаться водой; сделать радугу; какие бывают тени; через что протекает вода; как растет лист; как измерить время. Дети часто наблюдают за трудом взрослых и помогают им, например, в уходе за лошадьми, в сборе винограда.

Это не метод воспитания, а способ размышления о жизни, о ребенке, о знании и о способах его усвоения, нечто такое, что можно вместе создавать, но нельзя в готовом виде передать. Приводят вполне итальянскую притчу для сравнения: когда несколько художников пишут фреску, то нужно иметь терпение дождаться, когда из фрагментов сложится целое, чтобы понять, о чем оно и что это такое вообще.

Вот в общих чертах, как проходит жизнь в итальянском Реджио саду. Какие особенности вам понравились больше всего, пожалуйста, делитесь в комментариях.

" data-provider-name="YouTube">

По материалам статей и учебника «Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность».