Как оградить подростка от дурного влияния. Проблемы современных родителей

Большинство родителей делают все возможное, чтобы их дети были здоровыми и счастливыми. Но даже такие люди могут делать ошибки в воспитании, которые в будущем могут привести к значительным проблемам.

К сожалению, некоторые родители выходят за рамки случайных ошибок и тем самым «отравляют» жизнь своим детям. Независимо от того, целенаправленно они это делают или же просто верят в свою безупречность, есть несколько стратегий их поведения, которые могут нанести эмоциональный и психический вред ребенку. Более того, такое влияние продолжается, даже когда дети становятся взрослыми.

1. Они не смогли обеспечить вам ощущение безопасности

Некоторые люди считают, что если показывать «жесткую» любовь, то это будет гарантией, что дети смогут позаботиться о себе в будущем. Если вас держали в жестких рамках на протяжении длительного времени, вы даже будете считать, что это оказало положительное влияние на вашу жизнь. Тем не менее, если вы практически разваливаетесь сейчас из-за какой-либо неудачи или отказа, это, скорее всего, связано с влиянием ваших родителей. Они не дали вам чувства безопасности и уверенности в своих силах, пока вы были ребенком. «Жесткая» любовь иногда действительно работает, но это не может быть единственным подходом, который должны применять родители, если они хотят, чтобы их ребенок вписался во взрослую жизнь.

2. Они были чрезмерно критичны

Все родители прибегают к критике время от времени. Без этого мы никогда не смогли бы узнать, как правильно делать многочисленные вещи, с которыми сталкиваемся каждый день. Но некоторые родители впадают в крайности и критикуют своего ребенка за каждую ошибку, которую он делает. Возможно, родители предполагают, что таким своим поведением уберегут детей от более серьезных ошибок. К сожалению, такое поведение развивает в ребенке внутреннего жесткого критика, и ему будет очень трудно приспособиться к реалиям взрослой жизни.

3. Они требовали вашего внимания

4. Они были склонны к язвительным шуткам

Все родители иногда подшучивают над своим детьми, но когда это становится постоянным явлением, то может стать действительно серьезной проблемой. Вы не должны принимать такой тип поведения только потому, что ваши родители всегда подшучивали над такими вещами, как ваш рост или вес. В конечном счете это приведет к тому, что вы будете чувствовать себя неуверенно. Если родитель имеет какое-то замечание к своему ребенку, оно должно быть высказано спокойно и не критично, а не в форме шутки.

5. Они вынуждали вас оправдывать их плохое отношение

Вы росли, полагая, что ваши родители физически и эмоционально оскорбляют вас, потому что вы это заслужили? Если это так, то вы до сих пор будете оправдывать ужасное поведение других тем, что сами что-то сделали не так. Некоторые родители критикуют любую ситуацию, чтобы удовлетворить свои потребности, и это оставляет детям только два варианта: признать, что взрослые неправы, или же переложить на себя всю вину. В большинстве случаев дети, даже уже взрослые, выбирают второй вариант.

6. Они не позволяли вам выражать негативные эмоции

Родители, которые отказываются развивать эмоциональные потребности своего ребенка и подавляют его отрицательное отношение к чему-либо, тем самым создают для него будущее, в котором он будет не в состоянии выразить то, что ему нужно. Нет ничего плохого в том, чтобы помочь детям увидеть положительные моменты в любой ситуации. Но если полностью оградить его от негативных чувств, это может привести к депрессии, а также к тому, что, став взрослым, он не сможет правильно реагировать на отрицательные стороны жизни.

7. Они пугают даже уже взрослых детей

Уважение и страх не должны идти рука об руку. На самом деле дети, которые чувствуют себя любимыми, имеют гораздо больше шансов стать счастливыми. Хотя ребенка любом случае нужно дисциплинировать, но для этого можно использовать действия и слова, которые не станут причиной разрушения человеческой психики. Дети не должны бояться своих родителей, чтобы уважать их, и, став взрослыми, не должны испытывать тревогу или страх каждый раз, когда получают сообщение от родных.

8. Они всегда ставили свои чувства на первое место

Родители могут верить, что их мысли и чувства должны стоять на первом месте, но такое отношение устаревшее, и оно не может сформировать положительные отношения между поколениями. Даже если родители принимают окончательное решение во всем, от вашего обеда до места, где вы проведете каникулы, им необходимо учитывать чувства каждого члена семьи, в том числе и детей. Они не должны заставлять детей подавлять свои чувства, чтобы успокоить себя.

9. Они копируют ваши цели

Возможно, ваши родители настолько заинтересованы в том, что вы делаете, что начинают копировать и дублировать ваше поведение. С одной стороны, они проявляют искренний интерес к вашей жизни, но с другой - намного усложняют вам достижение поставленных целей. Такое поведение может вредить вам на протяжении всей жизни.

10. Они используют чувство вины и деньги, чтобы управлять вами

Каждый ребенок время от времени испытывает чувство вины по отношению к своим родителям, но некоторые взрослые прибегают к такой тактике на постоянной основе. Даже если вы взрослый, ваши родители могут контролировать вас, делая дорогие подарки и ожидая чего-либо взамен. Если вы не в состоянии сделать то, что они хотят, то родители будут стараться заставить вас чувствовать себя виноватым «за все, что они для вас сделали». Хорошие родители знают, что дети ничего им не должны в обмен на деньги или подарки, особенно если они сами об этом не просили.

11. Они часто с вами не разговаривали

Очень трудно поговорить с кем-то, если вы сердитесь, однако закрываться от ребенка и молчать может быть очень вредно. К тому же это указывает на родительскую незрелость. В таком случае ребенок будет чувствовать давление, даже если он не сделал ничего плохого. Если один из родителей слишком сердит, чтобы спокойно поговорить, он должен прийти в себя в течение нескольких минут, а не грубо игнорировать своего ребенка.

12. Они игнорировали границы допустимого

Родители могут оправдывать то, что они следят за своими детьми, и в некоторых случаях это даже необходимо, чтобы обеспечить их безопасность. Тем не менее каждый должен иметь собственное пространство, особенно подростки. Некоторые родители игнорируют эти границы на каждом шагу, и это вызывает многочисленные проблемы. В более позднем возрасте их дети сами не смогут правильно понимать и устанавливать личное пространство в отношениях с другими людьми.

13. Они заставляют вас чувствовать себя ответственным за их счастье

Если ваши родители потратили много времени на то, чтобы рассказать, как много они для вас сделали и какие им это принесло неудобства, значит, у них есть нереалистичные ожидания. Ни один ребенок не должен нести ответственность за счастье своих родителей. Кроме того, родители никогда не должны требовать, чтобы дети отказались от того, что делает их счастливыми, чтобы выровнять счет. Выросшим в такой ситуации взрослым детям будет трудно понять, что они сами ответственны за свою жизнь.

Проблемы современных родителей и детей , всегда были, есть и будут, но как с ними бороться и решать знают немногие. Для этого есть достаточно много источников информации, но проблема в том что, рекомендации данных источников либо неэффективны, либо родители не проявляют желания применять их на практике.

Психологи потратили достаточно времени для изучения семейных проблем, и предоставят в данной статье все самые эффективные рекомендации для того что бы вы смогли избавиться от своих проблем. Ваша задача только в том, чтобы применять полученные знания на практике уже сегодня, тогда вы быстрее сможете начать нормально жить.

Признайте проблемы

Ошибка в том, что проблемы современных родителей и детей всегда есть, но родители не хотят это признавать, пологая, что у них нет никаких проблем вообще. Это значительно хуже того, что если бы у вас было много проблем. Человек никогда не решит свои проблемы, если не признает, что они у него действительно есть. Для этого достаточно просто выписать и продолжать выписывать на листок бумаги все возникшие проблемы. Но главное их нужно не просто выписывать и любоваться, но как можно скорее решать, лучше всего тогда, когда они только появились. Знайте что, решив одну или несколько проблем, они появятся снова, через некоторое время, будьте готовы к этому.

Неправильное воспитание ребенка

Проблемы современных родителей, заключаются именно в неправильном воспитании ребенка. Данная проблема есть у каждого, но ее можно исправить, соблюдая некоторые рекомендации. Для начала поймите, что ребенок развивается значительно быстрее, когда совершает ошибки, и самостоятельно их решает. Но, увы, родители вмешиваются в данный процесс, ссорятся, оскорбляют и унижают ребенка. Но имеет ли это смысл, ведь как можно чему-то научиться, если не сделать ошибки и не исправить их. Так же чрезмерная забота и внимание к ребенку приведет к плачевному результату. Такие родители всегда стараются сделать все за ребенка, решая его проблемы. Таким образом, вы лишаете ребенка опыта, знаний и развития. Ребенок в таком случае не осознает, что он вообще сделал ошибку, так как ее за него уже решили.

Так же родители часто беспокоятся о первых . Они переживают и мучают ребенка разнообразными упражнениями, даже ругают его за то, что он так долго не начал ходить самостоятельно. Перестаньте заниматься этим ужасным делом, так как вы ничего не добьетесь, а лишь замедлите развитие ребенка и уничтожите желание ходить. Лучше разработайте план, который сможет помочь ребенку двигаться по жизни и развиваться самостоятельно, делая постоянно ошибки и решая их. Ни в коем случае не навязывайте то, что нравиться вам, лучше поддерживайте ребенка во всем, чем бы он не занимался.

Вредные привычки

Психологи выяснили, что проблемы современных родителей и детей основываются чаще всего именно на вредных привычках. Алкоголь, отключает в человеке все мысленные процессы, он неосознанно может ругать ребенка, даже побить его. Алкоголь, разрушает семьи, делая из успешных и счастливых людей, несчастливых и бедных. Вся любовь, которая была в семье, исчезает.

Избавьте свой дом от всех алкогольных напитков, и займитесь здоровым образом жизни. Так как все мы пришли в этот мир не ради того что бы быть несчастными. Конечно, алкоголь в большинстве случаев сам по себе в семье не появляется. В основном это зависит от слабого характера человека, который при любой проблеме начинает беспокоиться и переживать, не зная как ее решить. Соберите в себе силы и решите появившуюся проблему, это вас обезопасит от всех неприятностей, особенно если у вас слабый характер. Так же в семью приходит алкоголь, из-за неуважения, ссор и обид, а так же из-за неправильных друзей и знакомых, которым вы не можете отказать, ибо не хотите их обидеть. Ваша жизнь, в ваших руках, и вам решать самим быть счастливым или несчастным всю жизнь.

Пример детям

Осознайте прямо сейчас или даже выпишите на листок бумаги, какой пример детям вы подаете. Пишите только правду, не придумывая ничего лишнего. Даже из данного списка, если он написан осознанно, можно понять что вы подаете в основном очень плохой пример детям. Но при желании можно и реально все исправить. Если вы, к примеру, курите, то немедленно бросьте, так как дети обязательно начнут курить, так как видят, что вы счастливы и радуетесь от этого. Тоже и с алкоголем и другими вещами.

Все дети хотят быть взрослыми и похожими на своих родителей. Они пока маленькие и не могут сами различать, что родители делают хорошо, а что плохо, какой опыт и знания воспринимать от родителей, а какой нет. Вы и только вы создаете будущее ребенка, так как именно в детстве появляются страхи, комплексы и другие неправильные вещи которые внушили родители своим детям в основном неосознанно. Осознайте это прямо сейчас и решите данную проблему. Подайте пример детям, заниматься спортом, читать книги, общаться с правильными людьми, достигать успеха и душевного счастья. Советуйте детям то, в чем вы сами отлично разбираетесь.

Развитие ребенка

В большинстве случаев основная проблема современного родителя в том, что он не имеет достаточных знаний и опыта в том, как правильно помочь ребенку в развитии. В идеале, конечно же, лучше вообще не вмешиваться в саморазвитие ребенка. Так как ошибки и их исправление ребенком, самый важный процесс. Но по желанию вы можете почитать, какие есть . Конечно, лучше всего это помогать ребенку только тогда, когда он действительно не понимает, как решить проблему, или не осознал, что она у него появилась. Также стоит всегда поддерживать ребенка, чем бы он ни занимался. Так как от этого зависит его взрослая жизнь, и то, кем он в этой жизни станет. Не навязывайте свое мнение, всегда восхищайтесь ребенком за его новые увлечения и успехи. Это взбодрит ребенка делать, что-то лучше быстрее и тем самым развиваться. Если есть вопросы, пишите их в комментариях.

psyh - olog . ru

Любой ребенок, а особенно подросток, как губка впитывает все, что его окружает. До младшего школьного возраста ребенку в основном хватает семейного общения. В подростковом возрасте границы общения расширяются – подрастающему человеку уже мало семьи, его интересуют сверстники и сферы жизни, которые раньше ему не были доступны.

Подросток будет стремиться узнать новое любыми путями – посредством общения со странными приятелями («чем человек необычней, тем интереснее»), с помощью общения в виртуальных сетях, где можно познакомиться с большим количеством людей, не выходя из дома, посредством просмотра стрессовых телепередач, роликов и сайтов в Интернете. Все это меняет личность подростка.

В лучшем случае он обретает уверенность в межличностном общении, учится отстаивать свое мнение, развивать лидерские качества , решать конфликты , не обращать внимания на провокации, различать черное и белое. А в худшем случае он впитает в себя все зло, которое примет как норму общества.

сайт разбирался в том, стоит ли ограждать подростка от дурного влияния общества, и если да, то как.

Нужно ли ограждать ребенка от подобного дурного влияния?

Говорят, шила в мешке не утаишь, а потому, чтобы оно не укололо, нужно учить ребенка правильно общаться. Психологи считают, что дурному влиянию подвержены дети, чьи родители:

  • постоянно руководили ребенком, не давали решать вопросы самостоятельно;
  • не учитывали мнение ребенка;
  • увлекались гиперопекой, в связи с чем добились полной изоляции ребенка от общества;
  • не проводили с детьми бесед «по душам»;
  • фактически не обращали внимания на ребенка.

Когда пора спасать подростка, и как лучше это сделать?

Рассмотрим влияние реального общения (влияние улицы, школы, сомнительных «друзей») и виртуального (Интернет, ТВ) отдельно.

Реальное общение

  • он стал скрытным, не хочет рассказывать вам о том, чем он сегодня занимался,
  • при звонке друзей выходит в другую комнату или просит выйти вас,
  • вы нашли у него чужие вещи,
  • подросток стал просить у вас большие суммы на карманные расходы. Куда уходят деньги, он не может объяснить,
  • подросток стал очень нервным , часто плачет (характерно для девочек),
  • подросток пришел домой пьяным, избитым, у него появились проблемы со здоровьем,
  • подросток перестал ночевать дома.

Три ошибочных варианта поведения родителей

Полная изоляция
Многие родители, желая уберечь ребенка от дурного влияния и душевных травм, решают поступить кардинально – просто закрывают его дома, разрешая посещать только школу и выходить на улицу по делам. Полная изоляция наносит ребенку непоправимый вред: подросток замыкается, уходит в виртуальный мир или свои фантазии. В результате он становится отчужденным, не умеющим общаться и решать вопросы . Окружающим такой человек кажется странным и непонятным, его поведение отпугивает.

Как оградить подростка от дурного влияния

Физическое наказание
Вроде бы и помогает справиться с шалостями и непослушаниями, но становится причиной того, что подросток вырастает озлобленным и хитрым. Трудно воспитать целостную личность, если в семье царит насилие и нежелание объяснять все мирным путем.

Игнорирование
Многие родители ошибочно считают, что уже воспитали ребенка и больше с ним ничего делать не надо. А потому в подростковом возрасте они дают ему полную свободу: «Делай, что хочешь». Выброшенный в большой мир ребенок разочаровывается в любви и становится добычей социально опасных людей.

Как оградить подростка от дурного влияния общества?

  1. Не запрещайте подростку общаться со сверстниками, и сами больше общайтесь с ним. Относитесь к нему как к взрослому, спрашивайте его мнение по различным вопросам. Чтобы подросток не шел на поводу у других, личным примером показывайте, как вы решаете спорные вопросы.

Например, разговаривайте при ребенке по телефону, разговаривайте с супругом, соседями, продавцами, партнерами по бизнесу. В конфликтах никогда не кричите, будьте вежливы, обходительны и терпеливы, сотрудничайте, спокойно отстаивайте свою точку зрения. Этот опыт будет для него бесценным.

  1. Обеспечьте занятость подростка дома. Давайте ему такие задания, с которыми он точно справится. Не заставляйте выполнять обязанности насильно, применяйте технологию «Без тебя никак»:

Как оградить подростка от дурного влияния

  • «Проверь уроки у младшей сестры. Ты из всех нас лучше знаешь математику»
  • «Сходи к бабушке, она очень скучает по тебе»
  • «Найди в Интернете новое блюдо к празднику. На твой вкус»
  • «Найди, пожалуйста, папе фильм, у него никак не получается»
  1. Интересуйтесь, с кем общается ваш подросток: с кем больше, с кем меньше, и почему. Приглашайте к себе его друзей. Оценивайте, как они общаются, на какие темы разговаривают, как относятся друг к другу. Если все же ваш сын/дочь попали под влияние плохой компании, объясните, что друзья помогают друг другу, а не используют в корыстных целях. Если вы заметили у него чужие вещи, деньги, алкоголь, наркотики, спросите обо всем прямо. Поясните, что сподвигло вас так думать. Обязательно отметьте, что если что-то случилось, вы никогда не осудите, поймете и постараетесь помочь. Может быть, он расскажет вам то, что боялся рассказать.

Виртуальное общение

Психологи проводили опрос подростков и выяснили, что Интернет для них – это, прежде всего, источник общения, а уж потом – помощник в учебе. А телевизор нужен, чтобы убить время и чем-то заняться.

Как оградить подростка от дурного влияния

Подростка нужно спасать, когда:

  1. время, проводимое за компьютером и перед телевизором, увеличивается с каждым днем;
  2. подростка нельзя оторвать от монитора/экрана. А если вы это сделали, он психует, ведет себя агрессивно;
  3. подросток испытывает эйфорию, сидя за компьютером;
  4. забывает о семье и друзьях, предпочитает реальному общению виртуальное;
  5. без компьютера и Интернета испытывает раздражение, чувствует себя «не в своей тарелке», пребывает в подавленном настроении, не знает, чем заняться дома;
  6. обманывает родителей («Я сегодня не включал ничего, а уроки не выучил, потому что голова болела»);
  7. постоянно проверяет электронную почту;
  8. постоянно меняет статусы в соцсетях : «Поел», «Помыл голову», «Пошел на учебу», «Сижу на уроке, скучно»;
  9. стал плохо учиться.

Как оградить подростка от влияния Интернет и ТВ?

    В Интернете и на телевидении встречается много жестокости, которая дезориентирует подростка, навязывая определенные вкусы и интересы. С самого детства приучайте ребенка к самостоятельности и ответственности, формируйте способность к сочувствию и эмпатии. Личным примером прививайте ребенку моральные ценности.

    Ограничьте подростку время просмотра ТВ и его пребывания в Интернете. Важно воздействовать не приказами и криками, а привлечением к делам (технологию «Без тебя никак» см. выше). Чтобы подросток поменьше сидел в четырех стенах, давайте ему задания на свежем воздухе – помочь папе установить теплицу, сходить в магазин и т.д. Помимо заданий найдите подростку любимое занятие. Он сможет реализоваться и достичь определенных результатов.

    Договоритесь с подростком, что будете включать компьютер или телевизор, чтобы сделать/посмотреть что-то конкретное – сделать домашнее задание , отправить файл по почте, посмотреть определенный фильм.

    Чаще беседуйте с подростком. Спрашивайте его мнение о различных жизненных ситуациях; о поведении людей; поинтересуйтесь, какие у него ценности, чего хочет достичь, что, по его мнению, означает слово «друг», есть ли у него реальный друг, если есть, то какой и т.д. Обсуждайте с ним кино, поэзию, прозу, дарите книги, приглашайте в театр. Заполните его культурный вакуум.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

Таланты вашего ребенка

Родители и дети

Чего боятся наши дети? - об угрозах, страшилках и наказаниях

Мы хотим, чтобы наши дети были мужественны и смелы, не боялись мнимых опасностей и, в то же время, соблюдали бы осторожность там, где она необходима. Мы порицаем в них трусость и посмеиваемся над нерешительностью.

Одновременно, повинуясь родительскому инстинкту, каждый из нас тщится уберечь своего ребенка от падений и травм, встреч с опасными людьми и животными, угроз автотранспорта, от болезней и разочарований, и еще от проявлений изнаночной стороны жизни, самые «невинные» из которых — это алкоголь и наркотики.

Мы стремимся предупредить об опасности, вовремя «подстелив соломку». Поэтому не щадим красок, живописуя вредоносность микробов на не вымытых вовремя руках; увлекаемся подробностями истории о покусанном собакой знакомом. С удовольствием вспоминаем случай, как воришка вытащил у нас кошелек в темном переходе, или был ограблен незадачливый хозяин, открывший дверь незнакомым людям.

Чем тревожнее чувствует себя взрослый в окружающем его мире, чем безграничней его страх за своих детей, тем драматичней будут его рассказы-страшилки, призванные научить ребенка избегать опасностей.

Для некоторых родителей в деле обучения ребенка навыкам безопасной жизнедеятельности актуален такой принцип: лучше перегнуть палку, чем ее не досогнуть. «Не гладь кошку — она заразная», «Не выходи за дверь один — украдут» — такие и подобные им приказные угрозы укладываются в простейшую схему: «не делай этого, а то случится то-то».

Часто за устрашающими предостережениями взрослых стоит потребность не выпускать ребенка из-под своего контроля, пресечь возможные попытки опасной детской самостоятельности.

Но порой бывает, что тот же механизм устрашения используется уставшим, раздраженным родителем, когда у него нет сил и времени отвлекаться на ребенка. Тогда звучат в сердцах оброненные фразы, типа: «Не спускай санки в овраг! Сейчас их дядя отберет, будешь знать!» Подобная схема устрашения пагубна, во-первых, потому что, будучи часто используемой, подрывает веру ребенка в доброжелательность мира вокруг по отношению к нему; а во-вторых, оттого, что в ней используется мотив «когда будет плохо, вот тогда узнаешь!», внутренняя сущность которого выявляет скрытую агрессию взрослого против ребенка.

Для совсем маленьких детей подчас взрослые населяют дом опасными чужаками: в розетке живет кусачий ток, в плите — страшные огонь и газ. Из холодильника, того гляди, выпрыгнет на малыша мороз, а из-за батареи будет шпариться жар. В младенчестве ребенок, в самом деле, лучше постигает реалии жизни с помощью приема персонификации, только очень важно чувствовать грань, где кончается действительно грозящая ребенку опасность и начинается наше чувство тревоги за него.

Иными словами, пошли нам Бог мудрости, чтобы мы не запугали своих детей, вместо того, чтобы привить им привычку к самосохранению.

А как решали эту проблему наши предки? В традиционной культуре Руси жизненное пространство человека было буквально наводнено персонажами нечеловеческой природы, представителями другого мира. Кроме хорошо известных чертей, леших, водяных и домовых, в которых всерьез верили взрослые, был целый класс существ, которыми «полыхали», тот есть пугали детей, главным образом для того, чтобы оградить их от опасных действий.

Это и дед Бабай из колыбельных песен, забирающий детей, которые отказываются спать; и Бука, живущий в сарае; и сердитая Полуденница, из-за которой лишний раз боязно отправляться в огород одному, без взрослых.

Что ни говори, а фольклорные образы поэтичней тех, что заняли их место сегодня. Прислушайтесь, что срывается с уст современных родителей, отчаявшихся призвать ребенка к порядку иным способом: «Будешь так себя вести, приедет милиция», «Смотри, в больницу попадешь!» или «Ну все, сейчас тебя в садик отведу!» Все эти фразы-страшилки выдают не только бессилие взрослого перед детским капризом, но ограниченную рационалистичность средств воздействия на ребенка.

В своих угрозах родитель продолжает оставаться в рамках, очерченных прагматикой бытового содержания. Отсюда не бог весть какие по остроумию и наполненности образы персонажей-вредителей: стража порядка, врача, воспитателя, — а то и целого лечебного или образовательного учреждения. Наши «наивные» предки учили детей бояться всякой нечисти, а мы с вами, сами того не понимая, прививаем им страх перед общественными институтами, органами власти и самой государственностью.

Так кто же из нас мудрее и глубже? При всем кажущемся невежестве народная традиция «пужания» была намного гуманистичней и сочувственней по отношению к ребенку, ведь любого «страшного» персонажа при желании можно представить себе как угодно; сила воображения всегда побережет хрупкую психику и не станет настаивать на очень уж страшном образе.

Поэтому злой и вероломный Бабай, живущий лишь в воображении, подчас лучше облеченного в плоть и кровь реального дядьки-контролера или дворника, который «сейчас тебя в мешок положит». (Список уважаемых профессий можно продолжить, ведь кого только не привлекут горе-родители к роли устрашителей детей!)

То же касается и литературных персонажей: Бабы Яги, Кощея, Бармалея, — еще бытующих в «устрашительном арсенале» современных бабушек.

В наше время, когда сказки детям чаще читаются, а не рассказываются вживую, многие страшные образы (ведьмы, колдуна, дракона) получают слишком уж конкретную визуализацию, благодаря книжным иллюстрациям. Если картинка в книжке выполнена чересчур реалистично, например, колдунья у художника вышла действительно очень страшной, злой и коварной, — то детскому воображению уже некуда деться от такого навязанного образа. Тогда единственное, что, действительно, остается, это — страшиться. И еще неизвестно, хорошо ли, когда наши дети бесстрашно заявляют нам, что они нисколечко не бояться этого звериного оскала и развевающихся рыжих косм: ведь мы не знаем, какую панцирную броню пришлось им нарастить в своей душе для этого?

Нельзя оберегать ребенка от знакомства со страшными персонажами наших сказок, как и вообще с образами сил тьмы, потому что ждущей детской душе очень важно прочувствовать идею борьбы добра со злом. Но будет лучше, если образ того или иного героя будет не «проштампован» книжной картинкой, а соткан собственным воображением ребенка. Поэтому многие педагоги советуют чаще не читать, а рассказывать детям сказки, ведь темп, эмоциональность и стилистика речи при чтении и при рассказывании значительно отличаются друг от друга, и по-разному воспринимаются слушателем. Это, разумеется, не отменяет традиционного чтения книг, только очень важно, какими — не только по качеству, но и по содержательной идее — они сопровождены иллюстрациями.

Ребенок трех-пяти лет переживает так называемый возраст сказок, когда бурно развивается воображение, и маленький человек уже научается различать и переживать оттенки различных чувств. В это время именно сказки должны занять главенствующую позицию во всем объеме читаемого и рассказываемого ребенку. Им стоит отдать предпочтение перед, скажем, познавательными статьями детской технической энциклопедии или сугубо литературными сюжетами современных авторов.

Кроме пищи для души и воображения, сказочные образы могут сослужить хорошую службу и в охранительных целях. Скажем, объясняя ребенку, почему нельзя открывать дверь посторонним, глупо было бы запугивать его бандитами или грабителями. Разумнее поступила бы мать, вспомнив сказку «Три поросенка» или про волка и семерых козлят.

Возраст сказок совпадает у детей и с периодом страхов. Чем старше ребенок, тем палитра его страхов разнообразнее: трех-пятилетние дети боятся темноты, замкнутого пространства (например, лифта или туалета, особенно дачного, с «очком»); они могут бояться пожаров, войны, всяких правонарушителей (воров, преступников).

Известно, что дети времен холодной войны боялись президента Соединенных Штатов Рональда Рейгана — как персонификацию сил зла, совсем не видя в нем реального политического деятеля. Нашим детям свойствен страх одиночества, им знакомо чувство боязни потери или смерти родственников, развода родителей. Дети могут бояться заразиться какой-нибудь болезнью или куда-то опоздать. Все эти страхи, не будучи чрезмерными, совершенно закономерны и нормальны для созревания детской психики. Большинство страхов этого возраста, по мнению психологов, сводится к базисному и фундаментальному страху смерти. Страху, естественному для человека, который необходимо прочувствовать и пережить.

Как можно убедиться, взрослеющему ребенку и так находится, чего побояться в современном ему мире и без наших подсказок. Так что пугать, даже в целях его собственной безопасности, ребенка-дошкольника совсем не так рационально и оправданно, как, допустим, годовалого.

Вообще говоря, хорошо бы никому и в голову не приходило запугивать детей, чем бы и кем бы то ни было ни в охранительных, ни в назидательных целях. Но в арсенале родителей существует еще один жанр угроз — это предупреждение о грядущем наказанием за провинность, когда мы собираемся лишить ребенка какого-нибудь удовольствия. И тут следует разобраться в том, как мы чаще всего формулируем наши угрозы, коль скоро мы к ним все-таки прибегаем.

Отказывая ребенку в чем-нибудь приятном для него, мы остаемся в рамках повседневного быта, когда родитель говорит: тогда не куплю мороженое, не пойдем на аттракцион, не стану читать тебе книжку. А ведь неблаговидное поведение ребенка может огорчить не только маму с папой, но и какое-нибудь симпатичное существо, например, феечку, домового или гномика. Этот гость обычно приходит к малышу, но, скорей всего, в этот раз не явится. Тогда родитель может снять с себя функцию вечно карающего органа власти и объяснить, что чудесный помощник и друг ребенка точно так же рассержен и недоволен: «Когда дети так скверно поступают, то Чудесный Друг не приходит. И уж, конечно, нечего ждать от него подарков».

Сделав своими активными помощниками различных персонажей из мира фантазии и выдумки, современная родительская культура может значительно обогатиться.

А еще маме всегда стоит посвящать ребенка в те эмоции, которые она испытывает в ответ на его неблаговидные поступки. Она может сказать: я огорчена, или я обижена, я просто вне себя! Это сообщение о состоянии взрослого должно стать для ребенка первым предупреждающим сигналом, после которого, родителю, возможно, и не придется прибегать к более «крутым» методам воздействия: угрозам, наказанию и устрашению.

Дети - наше все. Нет ничего странного и удивительного в том, что родители стараются дать своему крохе все самое лучшее, пытаются оградить их от малейшей опасности. Ни для кого не секрет, что неокрепший детский организм является магнитом для притяжения инфекции, вирусов и болезней. Существуют особо опасные заболевания, протекающие в острой форме. А опасны они прежде всего теми осложнениями, которые могут повлечь. Именно поэтому важно знать, как защищают детей от самых опасных болезней, какой методики придерживаться.

Наиболее опасные заболевания

Среди заболеваний, которым подвержены наши дети, есть действительно особо опасные, способные привести к развитию осложнений. К ним относятся:

  • коклюш - заболевание, передаваемое воздушно-капельным путем, грозит развитием пневмонии;
  • стафилококк - результат пренебрежения элементарными правилами гигиены, может стать причиной развития ангины и даже менингита;
  • свинка - инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем, особо опасно для мальчиков, так как грозит нарушением репродуктивной функции;
  • гепатит А - передается через предметы бытового использования, воду, дает серьезные осложнения на печень.

Укрепляем иммунную систему

Взрослые болеют гораздо реже детей, а все потому, что их иммунитет, то есть защитные свойства организма, намного крепче, чем у малыша. Именно поэтому, если вы не знаете, как защитить детей от самых опасных болезней, начините с укрепления иммунной системы. Лучше заняться этим еще во время беременности - будущая мамочка ни в коем случае не должна подвергать даже малейшему риску свой организм, допускать переохлаждение, инфицирование вирусными заболеваниями. Напротив, необходимо обогащать свой рацион продуктами с высоким содержанием полезных веществ и витаминов.

После появления ребенка на свет с первых дней жизни займитесь закаливанием его организма. Вот вам и ответ на вопрос, как защищают детей от самых опасных болезней. Способы закаливания могут быть различными: регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание помещения, где находится ребенок, контроль уровня влажности. Многие специалисты даже рекомендует на время дневного сна выставлять коляску на балкон. Ну и конечно, не пренебрегайте воздушными ваннами: после купания обязательно выкладывайте голенького малыша на животик.

Основы питания

Самая большая угроза детских болезней приходится на период межсезонья, когда начинает активно распространяться вирусная инфекция. Питание - вот еще одна реальная возможность защитить кроху от болезней. В первые полгода жизни ребенка идеальным вариантом питания является грудное молоко: оно обогащено содержанием необходимых витаминов, минералов и микроэлементов, способствующих правильному росту и развитию крохи. Но далеко не всегда оно возможно. На этот случай лучше проконсультироваться с педиатром и определиться с подходящей смесью.

Как уберечь малыша от инфицирования в детском саду

Все родители, которые водят малышей в детский сад, обязательно должны, знать, как защищают детей от самых опасных болезней. По статистике, большинство болезней и инфекций ребенок подхватывает именно в образовательном учреждении. Но это вовсе не значит, что необходимо отказаться от детского сада и запереть ребенка дома. Организм крохи должен уметь противостоять инфекции, а иммунитет его - окрепнуть. Министерством здравоохранения утвержден список обязательных вакцинаций, которые станут еще одним средством защиты от болезней: туберкулез, корь, коклюш, столбняк, дифтерия и ряд других.

Желательно, чтобы в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду мама не работала. Это самый сложный перерод привыкания, когда ребенок довольно часто болеет.

Профилактика

Безусловно, ответственность за здоровье ребенка, его воспитание и развитие в первую очередь лежит на родителях. Именно они должны знать, как защищают детей от самых опасных болезней, прислушиваться к педиатру.

С детства необходимо приучать ребенка к соблюдению элементарных требований гигиены: мыть руки после улицы и туалета, перед едой. У ребенка должно быть свое полотенце, своя зубная щетка, расческа, посуда, в том числе и в детском саду. Возьмите за правило не водить ребенка в детский сад или школу во время болезни - дождитесь полного выздоровления.

Еще один важный момент для родителей - заниматься профилактикой простуды. Станьте для своего ребенка примером. Если избежать заражения вам не удалось, следует минимизировать контакты с ребенком, использовать специальные защитные повязки.

Помните о том, что здоровье вашего ребенка находится в ваших руках - не стоит жалеть времени и сил на это. Укрепляйте иммунитет, прививайте основы гигиены, и тогда вы убережете своего малыша от серьезных и опасных болезней. Наши советы и рекомендации только помогут в этом.