Сценарий «Праздник посвящения в юные натуралисты.

Ребёнок должен познавать природу, наблюдать за ней и учиться у неё - эта идея преследует педагогическую теорию и практику начиная с Руссо и заканчивая современными движениями в защиту окружающей среды. Меняются смыслы и методы воспитания, но ключевая мысль остается всё той же: полноценное обучение не сводится к книжной теории и регламентированным занятиям в четырёх стенах школьного класса.

Лес, поле, городской парк или водоём в некоторых случаях могут дать для обучения и познания больше, чем целая полка с учебниками. Как же сделать природу местом и контекстом обучения, и к какому опыту мы здесь можем обратиться?

Юный натуралист - исследователь природы

В России сейчас хотят возродить массовое движение юных натуралистов - правда, это пока всего лишь очередная государственная инициатива с неопределённой судьбой.

О возрождении юннатских организаций ещё в ноябре 2014 года объявил Сергей Шойгу на съезде Русского географического общества. Затем стало известно о запуске тематических программ для детских лагерей, где дети будут изучать экосистемы, наблюдать за животными и учиться ориентироваться на местности.

На самом деле, кружки юннатов и сейчас существуют во многих регионах страны, но в СССР это было действительно массовым и очень заметным движением. Через кружки и станции юных натуралистов прошли миллионы детей.

Это были внешкольные учреждения, попасть в которые можно было начиная с 6-го класса: ребята отправлялись в экскурсии и походы, выращивали растения в парниках и оранжереях, проводили собственные опыты и исследования. Императивом движения было изучение естественных наук через наблюдение и эксперимент.

В юннатских организациях работали настоящие учёные - биолог Борис Райков , зоолог Евгений Нирбург . Движение юннатов с самого начала сторонилось политики, что не всегда нравилось представителям советской власти и идеологии. В особенно «невегетарианские» периоды советской истории юннатов могли обвинять в безыдейности, реакционности и оторванности от реальной жизни, но в целом организацию не только терпели, но и всячески поддерживали.

Кружки юннатов помогали советским школьникам лучше понять природу, ощутить и увидеть собственными глазами то, как работают законы естественных наук. Этим оно интересно и полезно до сих пор.

Иностранный опыт: экология и командная работа

Примерно с конца 1970-х годов в школах Европы и Северной Америки защита окружающей среды постепенно становится одним из главных вопросов образовательной политики, что сильно влияет и на содержание внеклассной активности.

Школьники средних и старших классов разрабатывают самостоятельные проекты по изучению экосистем, участвуют в ролевых играх и полевых работах. Во многих странах школы тесно связаны с фермами и центрами экологического воспитания; ученики проходят курсы экологической теории в заповедниках и экоцентрах.

«Мы верим, что для каждого ребенка, в любом возрасте, с любыми способностями и жизненными обстоятельствами мир вне классной комнаты должен быть неотъемлемой частью обучения и личного развития».

Из Манифеста внеклассного обучения, выпущенного Министерством образования Великобритании в 2011 году

Впрочем, не всё обучение на природе как-то связано с экологией. В одних только США, судя по интернет-каталогу , есть более 550 открытых программ внеклассного обучения. На природе можно изучать всё что угодно: от истории искусства до компьютерных технологий.

А некоторые проекты - например, «Take me outside» в Канаде - делают своей главной задачей то, чтобы дети не проводили всё своё время перед экранами и чаще выбирались на природу.

Значительная часть проектов по внеклассному обучению направлена на развитие социальных навыков, умение работать в команде, преодолевать препятствия, действовать в условиях риска и неопределённости.

Такова, например, основная задача международной ассоциации летних лагерей «Outward bound» : подростки и юноши, объединенные в небольшие группы, вместе с инструктуром отправляются в экскурсию продолжительностью от 2 недель до 3 месяцев, во время которой они учатся справляться с трудностями жизни на природе, самостоятельно принимать решения и помогать друг другу в повседневных делах.

В нашей стране нет чёткого курса экологического воспитания и наработанного опыта внеклассной активности - но, как всегда, есть свои возможности.

Обучение на природе: 5 рецептов для родителей и преподавателей

1. Пойти с ребенком в кружок.
В России есть большое количество экологических центров и биостанций, где школьники могут посещать биологические и экологические кружки. В Москве, например, есть полевой экологический центр «Экосистема» или Школа полевой экологии при Звенигородской биостанции МГУ с собственными лабораториями и продуманными учебными программами. При многих школах всё ещё существуют объединения юных натуралистов, которые организуют загородные экскурсии и поездки в заповедники, устраивают живые уголки и помогают школьникам познавать природу через опыты и наблюдения. Поищите такие объединения в своём городе, и вы наверняка найдёте что-то подходящее.

2. Записаться в летнюю школу или научный лагерь.
Летние школы проводятся не только летом: есть также зимние и весенние проекты для школьников и студентов. Школы бывают как многопрофильными, так и тематическими. Знания о природе ребенок может получить, например, на Летней Экологической Школе , где есть отделение Лабораторно-полевой биологии, или научно-образовательной школе при МПГУ . Часть занятий составляют традиционные лекции и семинары, в остальное время школьники проводят лабораторные практикумы и полевые исследования.

3. Провести обычное занятие на природе.

Если вы преподаватель и можете договориться с администрацией - попробуйте перенести один из своих уроков в парк или за город. Это может быть занятие по биологии, а может быть - и по литературе. Зимой вместо планового занятия в спортзале можно устроить лыжную прогулку. Наблюдайте за природой, птицами и разными видами растений вместе с детьми, попросите их описать различные объекты, которые они видят вокруг. Запаситесь едой, играми и придумайте детям интересные занятия в зависимости от их возраста и увлечений. Такие уроки особенно полезно проводить в начальной школе.

4. Создать выделенную зону для обучения.
Загородные и сельские школы могут организовать отдельные учебные места на открытом воздухе. Так, например, поступили в одной из школ Белгородской области . Рядом с ней находится парк, разбитый ещё в 19 веке, в котором теперь есть спортплощадка и клумбы с растениями. В специальной зоне проводятся уроки и внеучебные занятия с экспериментальными классами.

5. Отправиться в поход.
Летом школьников часто водят в походы - но обычно это ограничивается пикником в ближайшем лесу, что оставляет у детей немного впечатлений и почти никак не способствует их обучению. Попробуйте объединить поход с тем, что дети изучают во время уроков: проводите наблюдения, собирайте образцы растений, учите детей ориентироваться на местности, лучше понимать климат вашей местности; организуйте совместные игры и соревнования.

Занятия на природе предоставляют больше возможностей для активного действия и переживания - но это не значит, что они должны превращаться во что-то неконтролируемое. Скорее наоборот - вылазку на природу необходимо тщательно планировать заранее, чтобы иметь в виду все возможные опасности и неудобства, а также внимательно следить за всей группой во время занятия.

Конечно, обучение на природе гораздо сложнее организовать, чем обычный школьный урок - но и результат может быть гораздо более впечатляющим. Занятия на природе могут не только дать какие-то знания об экологии и способствовать развитию социальных навыков, но и сделать само обучение более эффективным.

Закон Архимеда и уравнение плавучести проще понять, если ты не только посмотрел на формулу в учебнике, но и пару раз своими руками протащил лодку вдоль берега.

Здесь срабатывает естественная цепная реакция: наблюдение за природой пробуждает любопытство, которое ведет к самостоятельному исследованию и кончается новыми открытиями.

Маргарита Максимова

Мы с детьми решили ещё раз познакомиться с условиями, необходимыми для жизни растений (свет, тепло, почва, удобрения) . В этом году наши ребятки стали взрослыми – старшая группа, поэтому мы решили, что помимо наблюдений в этом году они будут принимать непосредственное участие в посадке семян, и уходе за ними. Для ребят завели индивидуальные дневники наблюдений, в которых они зарисовывали изменения и общее состояние рассады.

Под моим присмотром дети самостоятельно наполнили горшки почвой и произвели посадку томатов, капусты, бархатцев. Замочили семена огурцов. Так в результате тщательного наблюдения дети сделали вывод : выяснили что :

1. Ростки томатов появились через четыре дня. Цветов : бархатцев и матиоллы через три дня, как и единственный росточек капусты, через семь дней - уже хорошие росточки цветов. И уже через неделю у нас проросла вся посаженная рассада.

2. Если забыть подливать воду в замоченные семена огурцов они все высохнут и погибнут.

3. Рассада на солнце требует большего полива, и за два дня выходных они поникнут, поэтому следует их убрать в более темное место. И на солнце растут более дружно и быстрей. После добавления удобрения (воспитатель, наша рассада начала расти ещё лучше и быстрей и на внешний вид стала более крепкой. И сами не заметили, как подошло время рассадить наших питомцев в отдельные горшочки. Свои наблюдения фиксировали в индивидуальные дневники наблюдений.











Публикации по теме:

Целью развлечения было закрепление формирования у детей понятия “пожарная безопасность”; закрепление знания о причинах возникновения пожара;.

«Юные пожарные» Цель: 1. Закрепить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности. Место проведения: спортивный зал. Участники: Ведущий, 2 команды.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками.

С приходом осени ребята решили создать уголок лета в группе. Долго дискуссировали и решили создать огород на окне. Каждый приложил усилия.

Проект «Мы - юные строители» 1. Проект «Мы - юные строители» Данный проект направлен на обогащение конструктивного опыта детей среднего дошкольного возраста в процессе.

Наконец-то весна пришла. Только недавно начали разбухать почки, стало теплее после холодных зим и расцвели всеми любимые подснежники. У всех.

Добрый вечер,гости моей страницы! Хочу вас пригласить на просмотр работ моих юных иллюстраторов,которые нарисовали рисунки к детским стихам.

что пережило движение юных натуралистов за сто лет своего существования и что происходит с ним сейчас

Воспитание тысяч экологов, мировая война, рейдерский захват, угроза уничтожения и четверть века в ожидании возрождения. 15 июня юннатскому движению и месту, которое связано с историей его зарождения, исполняется ровно 100 лет. О непростой и малоизученной истории созидания и сохранения юнных натуралистов - в репортаже ТАСС

В северной части московского парка Сокольники, в 15 минутах неспешной ходьбы от ВДНХ, вот уже целое столетие действует учреждение, которое считается "колыбелью" юннатства в России. Занимает оно внушительную территорию лесного массива размером без малого 14 гектаров, однако остается почти неизвестным даже для коренных москвичей.

С распадом СССР юннатское движение хоть и оказалось в кризисе, но не ушло в прошлое вместе с пионерами, октябрятами, комсомольцами и другими порождениями советской эпохи.

Все потому, что юннатство не про политику, оно не связано со сменяющими друг друга вождями и политическими режимами. Идеи, которые закладывались в этот без преувеличения грандиозный педагогический эксперимент ХХ века, и сейчас, через столетие, звучат актуально.

Что же такое юннатство и может ли оно стать новым национальным брендом? О прошлом движения юных натуралистов и его перспективах на будущее - в нашем репортаже.

Юннат не енот

Родившиеся после 1990-х, услышав слово "юннат", скорей всего, с удивлением переспросят: "Енот?" (проверено на практике). Другие скажут, что слово им знакомо, но вот ассоциации не самые положительные. "В детстве я думал, что юннат - это ругательство", - признается фотограф Миша, пока мы шагаем по тропинке вокруг здания Федерального детского эколого-биологического центра (ФДЭБЦ). Неудивительно - у многих успела сложиться стойкая антипатия не только ко всему "советскому", но и к тому, что возникло в советское время - даже если это что-то никак не связано с политикой.

"Юные натуралисты - это был грандиозный, как сейчас бы сказали, образовательный проект, которым уже через 20 лет после 1918 года была охвачена вся страна, - говорит Клавдия Сенчилова. - Все дети еще со школы были причастны к идее юннатства. И сегодня этот проект востребован и для городских, и для сельских детей".

Клавдия Сенчилова - одна из немногих сотрудников, которая трудится на станции юннатов больше 30 лет. Сейчас она возглавляет отдел реализации проектов и программ.

Впрочем, "станция" и "станция юннатов" - неофициальные сокращенные названия этого учреждения. В разные годы оно называлось по-разному. В 1918 году здесь, на территории Сокольников, рядом с Лосиным островом, была создана Станция юных любителей природы, в ведение ее организаторов были переданы реквизированные дачи аристократии и буржуазии. Затем, к 1934 году, учреждение из общемосковского стало федеральным и получило название - Центральная станция юных натуралистов. Перед ней были поставлены особые задачи: координировать и оказывать организационно-методическую помощь станциям юннатов и другим внешкольным учреждениям, расположенным по всему Союзу, в проведении юннатской и исследовательской работы, разрабатывать программы и методические пособия.

А с 2004 года преемником станции является Федеральный детский эколого-биологический центр. Ежегодно ФДЭБЦ готовит всероссийские конкурсы и мероприятия, куда со всей страны съезжаются школьники, заинтересованные экологией и биологией. В своих регионах они проходят первые отборочные этапы, а лучшие из лучших приезжают в Москву - на финал соревнования.

Однако многие и сотрудники, и юннаты между собой называют центр "станцией юннатов".

Юннаты проводят наблюдения за рассадой

За столетие своего существования станция вырастила не одно поколение известных российских биологов, селекционеров, агрономов, экологов. Дети и подростки, которые только начинали интересоваться окружающим миром и природой, благодаря станции общались с вошедшими в историю учеными. Например, с естествоиспытателем Климентом Тимирязевым, с биологом Иваном Мичуриным, который создал ценные сорта яблок, в том числе антоновку.

В мемуарах юннатов описаны встречи с Владимиром Маяковским, который снимал дачу неподалеку, сохранились воспоминания о частых приездах в Сокольники Надежды Крупской, которая лично помогала и принимала участие в развитии юннатского движения.

Несмотря на тяжелые годы революции, гражданской, а затем мировой войны станция юннатов продолжала действовать.

"Когда я пришла сюда работать в 1982 году, я поняла, что попала в сказку, - вспоминает Клавдия Сенчилова. - Я росла в природной среде, это был райский угол, напоминающий о детстве".

В голодные годы Гражданской войны и разрухи огородный участок станции помогал не только приобщать подростков к агрономии, но и давал урожай

Здесь, на станции, находилось самое настоящее хозяйство с огородом, оранжереями, конюшней, за которым дети ухаживали и которое исследовали вместе со специалистами. "Поражало разнообразие кружков - юных натуралистов, овощеводов, цветоводов, кролиководов, звероводов, орнитологов", - продолжает Клавдия Васильевна.

Однако период 1990-х стал для станции настоящим испытанием.

Период заморозки и борьба против захвата

С началом перестройки финансирование Центральной станции юных натуралистов, как и многих других государственных учреждений, сократилось. Поставка угля, которым отапливалось здание, прекратилась. Погибли теплица, оранжерея, коллекция пальм, плодоносящие экзотические растения, - инжир, бананы, финики, апельсиновое дерево. На содержание уникальной зоофермы тоже не было средств. Сгорели два дореволюционных здания, где располагались юннатские лаборатории.

Клавдия Сенчилова и Дарья Бурлакова на территории ФДЭБЦ

Вместе с Клавдией Васильевной мы проходим по территории станции. "Здесь была Голубая дача, - показывает она на поросший кустарниками участок. - Вот эта яблонька была справа от порога. В здании размещалась лаборатория зоологии, а во время войны находился штаб. А рядом было здание - студия художника Касаткина, она сгорела в 1995 году, а позже сгорела и Голубая дача".

Однако более серьезным ударом для "колыбели" юннатства стала борьба за ее уникальную огромную территорию (река Яуза, близость Лосиного острова) в 2004 году. За год до этого Клавдия Сенчилова стала директором учреждения, именно ей и пришлось реагировать на события, которые сотрудники детского центра называют не иначе как рейдерский захват.

"На 2004 год приходился период реорганизации имущественных отношений в стране, - поясняет Клавдия Васильевна. - Имущество учреждения на короткий период оказалось ничейным. Те, кто хотел обогатиться, не дремал и воспользовался этим переходным периодом в стране для осуществления своих планов".

На территории станции находится река Яуза, которая активно использовалась для гидрологических исследований юннатов

"Мы пришли утром на работу, а здесь стоит ЧОП в черном, - продолжает заведующая лабораторией агроэкологии Елена Прошина. - Нам говорят, здание закрыто, вы здесь не работаете".

Началось долгое судебное разбирательство о том, кому принадлежит федеральная собственность государства. И неизвестно, что бы было сейчас на месте станции, если бы не стойкость и смелость директора и трех сотрудников станции.

Как рассказала Клавдия Васильевна, она обращалась в самые разные инстанции от прокуратуры до высших органов власти. "Захват покрывался людьми, близкими к власти. Учреждение просто "сдали" те, на чьей совести это останется навсегда", - отмечает Клавдия Сенчилова.

Прошло больше десяти лет, а сотрудники, пережившие этот захват, вспоминают о нем так, как будто он закончился только вчера.

"Были и честные люди. С огромной теплотой вспоминаю советника отдела федерального имущества и земельного кадастра в Федеральном агентстве по образованию Сергея Баранова, - говорит Клавдия Васильевна. - Ему удалось внести центр в перечень федеральных учреждений нового ведомства. Тогда принципиальность стоила ему должности. А недавно я с радостью узнала, что он назначен министром имущественных и земельных отношений Нижегородской области".

Станцию удалось отстоять, в результате суд принял решение в пользу федерального учреждения. Однако за год были вывезены ценные материалы, хранящиеся для музея: горн, который подарил юннатам Маяковский, шелковые полотнища флагов 15 союзных республик, вышитый шелком портрет Ленина в дорогом деревянном окладе, оборудование первых юннатских экспедиций - цейсовские бинокли, микроскопы, котелки, фляжки.

То, что сохранились сейчас, - здание, построенное по приказу Сталина в 1952 году, часть библиотеки, фотоархива и огромное желание сотрудников этого уникального учреждения продолжить дело изучения природы и окружающего мира.

Зараженные юннатским вирусом

Станции юннатов, которые развивались и распространялись по всей стране, считаются первыми образцами дополнительного образования.

"Здесь не было оценок, здесь у детей была свобода выбора, "мне интересно - я остаюсь, неинтересно - ухожу", - говорит Клавдия Сенчилова. - Ребенка мог интересовать сам предмет, а могла личность педагога и коллектив. Здесь дети могли реализоваться и получить признание в том, что у них хорошо получается".

С некоторыми юннатами сотрудники учреждения общаются до сих пор, а некоторых вспоминают с особой теплотой. "Это наши ребята, они заражены юннатским вирусом", - смеется Сенчилова.

К ним относится аграрий Николай Малахов. Школьником он изучал биологию и химию на станции в своем регионе. В 2006 году Николай впервые оказался в Федеральном детском эколого-биологическом центре в Москве. Здесь десятиклассник представил свое научное исследование.

"Декану приемной комиссии Тимирязевской академии понравилась моя работа, и он сообщил, что я могу приходить учиться в академию без вступительных экзаменов", - вспоминает Николай. Сейчас он заканчивает аспирантуру и одновременно работает менеджером по отслеживанию качества фруктов и овощей.

Среди юннатов, в жизни которых эколого-биологический центр занял особое место, - Александр Инин. О станции он узнал в 1997 году, увидев объявление о новом наборе детей и подростков в кружки. Придя на станцию, 14-летний подросток, который, несмотря на юный возраст, уже профессионально снимал гонки для телевидения, был приятно удивлен, узнав, что именно в этом году в центре начал действовать "Эковидеоклуб".

“Узнав, что я уже умею снимать на профессиональную технику, организаторы “Эковидеоклуба” доверили мне видеокамеру, которая использовалась в клубе. Постепенно эта практика, когда дети на станциях юннатов сами снимали видеосюжеты и фильмы, распространилась не только в ЦСЮНе, но и в других регионах", - рассказывает Александр.

"Клуб сколотила замечательная пара, режиссеры Мила Космочевская и Максим Астраханцев, - вспоминает Клавдия Сенчилова. - "Эковидеоклуб" - это была песня. Ребята снимали конкурсы, снимали жизнь центра и всю его деятельность".

Так на Центральной станции юных натуралистов (ЦСЮН) возник бум создания фильмов. Практика видеосъемок начала распространяться по региональным станциям, школьным лесничествам и эколого-биологическим центрам. Уже через год в рамках Всероссийского конкурса "Подрост" в ЦСЮНе состоялся первый федеральный фестиваль эковидеофильмов - участие в нем приняли 280 произведений, созданных с участием юных экологов и натуралистов.

По словам Александра, именно благодаря съемкам на станции в дальнейшем он начал снимать сюжеты для телеканала ОРТ, став одним из самых юных операторов на федеральном телевидении в те годы. "Придя на станцию, я понял, что экология будет занимать особое место в моей жизни, - говорит Александр. - Благодаря станции, я познакомился с выдающимся ученым-биологом Анатолием Никифоровичем Тюрюкановым и людьми, которые на меня повлияли".

Во время "Эковидеоклуба" Александр так заинтересовался историей станции и юннатского движения, что решил снимать документальный фильм к 80-летию станции. Начался сбор видеоматериалов, но через год "Эковидеоклуб" завершил на станции свою деятельность, и идея так и осталась не реализована. "Год назад я вернулся к идее создания фильма, - рассказывает Александр. - Мы встретились с Клавдией Васильевной. От нее я узнал, что юннатское движение находится в кризисе и необходимо что-то предпринять, чтобы привлечь внимание к теме экологического воспитания и юннатского движения". По задумке, фильм о Центральной станции юных натуралистов станет частью мультимедийного энциклопедического спецпроекта о станциях юннатов, эколого-биологических центрах и школьных лесничествах.

Воспитанники Центральной станции юных натуралистов со своими питомцами.
Москва, 1988 год

Время действительно заставляет ускориться. В 2016 году ушла из жизни Тамара Родькина - первый юннат и последний свидетель начала юннатского движения. Незадолго до этого с ней удалось записать видеоинтервью. В 1928 году за успехи в школьных исследованиях ее пригласили на станцию в Москву. Родькиной довелось учиться у основателей движения юных натуралистов - Бориса Всесвятского и Петра Смолина.

Однако будущее юннатства интересует не меньше, чем его богатое прошлое. В конце 2017 года в Федеральный детский эколого-биологический центр пришло новое руководство. У сотрудников станции и всех, радеющих за развитие юннатского движения, появились новые надежды на его возрождение.

Юннатство как национальный бренд

Мы сидим в кабинете Владимира Менникова, назначенного исполняющим обязанности директора Федерального детского эколого-биологического центра. На столе - план развития территории центра на 2018–2020 годы.

"Когда меня пригласили сюда руководителем, передо мной была поставлена задача заместителем министра - развивать этот центр, - рассказывает Менников. - Чтобы привести в соответствие современным требованиям к организации дополнительного образования, мы хотим сделать из станции современный инновационный центр. Интересный детям, полезный обществу и нужный государству".

До конца этого года планируется очистить запущенную территорию станции, привести в порядок сад и весь лесной массив и сделать проектирование объектов.

"Этот план развития был подготовлен еще к 90-летию станции в 2008 году, - рассказал автор плана Владимир Пирожков (с 2005 по 2008 год был директором ФДЭБЦ - прим. ТАСС). - Но команда, которая управляла центром под руководством Олега Рыбынка в 2008–2016 годах, имела свои интересы и не была заинтересована в его развитии".

В планах - организовать на территории оранжерею, сенсорный сад для детей с физическими заболеваниями, конюшню, юннатский сад. "Также хотим сделать территорию по образу и подобию территории парка "Зарядье", - говорит Менников. - Похожую на тайгу, чтобы проводить там мастер-классы и образовательные программы. Планируется создание веревочного городка, чтобы проводить там мероприятия для юных туристов".

Впрочем, при развитии территории предстоит подумать и о другом. 1990-е не только нанесли урон материальному состоянию станции, но и изменили отношение к юннатскому движению. "Юннатство перестало быть престижным. До 1991 года в Союзе насчитывалось больше 550 станций, сегодня - чуть больше 200", - отмечает Клавдия Сенчилова.

Новое развитие территории планируется под маркой юннатства.

Юннатскому движению 100 лет. Это вековой бренд, мы не собираемся от него отказываться. С этим словом выросли поколения, мы хотим продвигать эту марку, но хотим, чтобы были новые формы работы детей и педагогов. Сегодня многие проекты детей посвящены мониторингу окружающей среды. Это важная задача для государства - очистка территорий, все мы знаем о проблеме по всей стране со свалками. В решении этой проблемы мы можем быть полезными.

Для этого конкурса для детей на природе нужна картошка. Обыкновенная сырая картошка, которая есть, вообще-то, на природе практически всегда. Так вот, возьмите эту самую картошку, и пусть дети ею жонглируют! Да и взрослые могут присоединяться к такому конкурсу. Лучший жонглер получает приз – на три печеных картошки больше, чем остальные!

Конкурсы для детей на природе – натуралисты

Среди детей объявляется конкурс юного натуралиста. Каждый ребенок должен на природе поймать бабочку, найти жука и собрать букет цветов. Тот ребенок, который первым справится с заданием, признается Юным натуралистом. Можно ребенка наградить специальной грамотой. А при желании, можно разделить детей на две команды, чтобы не было так скучно каждому по отдельности искать и ходить. Тогда побеждает целая команда Юных натуралистов!

Конкурсы для детей на природе – искатели кладов

Конечно же, дети разбиваются на две команды. Родители делают для них два клада, и прячут где-то неподалеку от лагеря, а лучше – на самой поляне. Родители рисуют две карты для поиска кладов. Они должны быть составлены с умом, подсказками и полунамеками. Та команда, которая первой найдет клад – побеждает. Второй команде, чтобы не перебивать азарт поиска клада, полагается поощрительный приз. А впрочем, призами могут быть и сами клады!

Конкурсы для детей на природе – лучший шалаш

Здесь, как и в предыдущем конкурсе, дети разделяются на две команды. В зависимости от возраста детей, играть можно с родителями, или без них. Каждая команда строит свой шалаш – настоящий, крепкий, и такой, чтобы в него вместились все дети из этой команды. А при желании, вообще все дети. Побеждает та команда, чей шалаш окажется самым лучшим – победителей определяет незаинтересованная часть, лучше родители (если они не участвовали в конкурсе).

Конкурсы для детей на природе – лучший кулинар

Этот конкурс проводят, когда все готовятся садиться кушать. Детям выдают по одинаковому набору продуктов, например – хлеб, вареные яйца, майонез (хотя он вредный, можно заменить на масло, или какой-то натуральный соус), огурцы и помидоры. И, конечно же, по тарелочке. Каждый ребенок должен из составленных продуктов приготовить свое блюдо, без ножа (так как это опасно). Предположительно, все уже порезано. Так вот, оценивают блюда родители. Имена детей записываются на листик, тарелки с кушаньем нумеруются, а каждый номерок дает один родитель ребенку лично в руки. Этот родитель не принимает участия в голосовании. Потом каждый родитель пробует по очереди еду из тарелочек, и то, что понравилось, отмечает по номерку в списке плюсиком. Тот ребенок, чье блюдо наберет больше всего плюсиков – победитель!

Конкурсы для детей на природе – мяч

Конечно же, для этого конкурса понадобится мяч. Дети становятся в круг, и бросают этот мяч друг другу, при этом каждый поймавший называет цифру. Начинают цифрой один и заканчивают числом одиннадцать. После одиннадцати вновь начинается с одного, без остановки. Тот ребенок, который ошибается, выходит из игры. Оставшийся один – победитель! Маленькие дети могут просто кидать мяч друг другу, и тот, кто не поймает – выбывает из игры.

Конкурсы для детей на природе – чехарда

Очень веселый конкурс. Дети выстаиваются в линию, на расстоянии примерно пятидесяти сантиметров друг от друга, и садятся на корточки, поджимая головы. Тот, кто находится сзади, перескакивает через того, кто сидит впереди, и скачет дальше. Тот, кто сидит на корточках, как только, через него перепрыгнут, встает, и перепрыгивает того, кто перед ним сидит. Тот, кто не успел допрыгать до конца и свалился где-то по дороге – выбывает из игры.

Было время, когда дети приобретали знания об окружающем мире через ежедневное непосредственное общение с природой. А также с помощью взрослых, которые, посмотрев на вечернее небо, могли уверенно предсказать погоду на следующий день, аргументированно высказаться о видах на урожай, указать в лесу грибное место и выбраться из густой чащи, не прибегая к помощи средств спутниковой связи. Но и теперь, сделав некоторое усилие, мы вспомним про дружбу дождя с ветром, про то, как гусеница превращается в бабочку, и что лес – это не просто много деревьев. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, они считают себя центром Вселенной и уверены, что способны управлять окружающим их мирком с помощью... громкого плача. Такое отношение к себе и миру – нормальная стадия развития малыша. Опыт общения и взаимодействия с природой поможет ему осо-знать, что он не центр, а лишь малая частица Вселенной, с которой он неразрывно связан.

На прогулке в теплый, погожий денек обратите внимание малыша на то, как нагрелся на солнце асфальт, скамеечка. Затем укройтесь от солнца в тени какого-нибудь дерева, приложите ладони к земле – насколько она здесь прохладнее, да и освещение совсем другое. Покажите ребенку, что и вы, и он, и все предметы отбрасывают тень, что тени бывают длинными или почти невидимыми.

  • Предложите малышу поиграть с ветром в прятки. Спрячьтесь за дом и обратите его внимание на то, что ветер утих – вас заслонил от него дом. Расскажите юному исследователю о том, какой ветер силач: он может поднимать и кружить листву, разный сор, раскачивать деревья. Придя домой, скажите ему о том, что по вашему дому тоже может погулять ветер. Он умеет шуршать газетами, открывать двери и раскачивать абажур. Предложите малышу самому побыть ветром, положите перед ним перышко или бумажку и попросите сильно подуть.

Коробочка с диковинками. c 1,5 лет

Проделайте отверстие в крышке коробки или используйте пустую коробку от носовых платков. Наберите во время прогулки в 2 экземплярах предметы, отличающиеся по форме и фактуре: камни, шишки, ракушки. Начните с трех различных предметов. Выложите по одному экземпляру перед малышом, а дубли спрячьте у себя за спиной. Попросите ребенка внимательно посмотреть и потрогать предметы. Затем незаметно положите в коробку один из дублей. Пусть малыш запустит руку в отверстие коробки и обследует спрятанный предмет. Он должен узнать его на ощупь и показать вам такой же из тех, что разложены перед ним. Начиная с 2,5 лет можно проводить игру без дублей. Пока ребенок исследует предмет в первый раз, вы называете его и просите ребенка повторить. Затем он должен узнать каждый предмет на ощупь и назвать, прежде чем достанет его из коробки.

Из цветочных лепестков выложите на какой-нибудь ровной поверхности веселую рожицу, домик или бабочку. Комментируйте свои действия и называйте цвета, которые используете. Сделайте цветочную (ягодную, овощную) картину вместе. Во время этого увлекательного занятия малыш может запомнить названия некоторых растений.

Парные листочки. c 2 лет

Соберите листья деревьев четырех пород, цветы или огородные растения, заметно различающиеся по размеру, форме и цвету. Симметрично разрежьте их пополам по линиям лиственных прожилок, перемешайте половинки и разложите их перед ребенком. Предложите ему восстановить листья, собрав обе половинки.

Лесные тайны

Собираясь совершить лесную прогулку, расскажите малышу, что вы отправляетесь в настоящее царство-государство. Оно состоит из нескольких «этажей». В лесу есть и подземелье: там живут в норках маленькие мышки и большие барсуки. На первом этаже – в траве – живут разные насекомые и зверюшки. Второй и третий этажи – кусты и деревья – место, где обитают птицы: здесь они вьют свои гнезда. Соберите вместе с ребенком красивые листья, покажите ему, какие они разные. Вернувшись домой, рассмотрите свои трофеи: ветку папоротника, желудь или гриб. Для малыша такие «сувениры» очень важны: они помогут ему сохранить в памяти свои впечатления о прогулке.

Каскад звуков. c 2,5 лет

Незаметно наполните коробочки разными природными материалами, производящими различные звуки: песком, мелкой галькой, камушками, землей. Каждая коробочка должна быть приготовлена в двух экземплярах. Поставьте их перед вашим ребенком – сначала четыре, потом пять, шесть и так далее. Попросите потрясти их возле своего уха. Затем пусть он найдет среди коробочек-дублей коробочку с таким же звуком. Если он ошибается два раза подряд, он уступает свою очередь другому ребенку. Для детей старше 3 лет можно приготовить коробочку без дубля.

Песок, камни, ракушки, вода – материалы, дающие неограниченные возможности для знакомства с разными свойствами живой природы.

С песком дети могут играть бесконечно. Сухой можно пересыпать из одной емкости в другую, наблюдая, как он «течет», сгребать в кучи и зарываться в него. Если же смешать песок с водой, получится уникальный строительный материал, из которого можно делать все, что угодно, от куличиков до сложнейших архитектурных сооружений.

  • Из камешков и ракушек можно выкладывать на песке картины и узоры.
  • Найдите большие гладкие камни и разрисуйте их вместе с ребенком красками или маркерами
  • Расскажите малышу о подводном царстве и его обитателях: о разноцветных рыбах, о морской траве – водорослях, о том, что ракушки, найденные на берегу, раньше были домом какого-нибудь морского жителя. Хорошо, если то, о чем вы рассказываете, малыш сможет увидеть собственными глазами. Яркие образы надолго запечатлеются в памяти вашего ребенка.

Дорога лилипутов. c 3 лет

При помощи веревочки вы размечаете на земле короткий маршрут. Ваш ребенок ползет на четвереньках вдоль веревочки и сообщает вам обо всем интересном, что встречается ему на пути. Старших детей вы можете снабдить лупой, чтобы они смогли лучше сосредоточиться, рассматривая мелкие детали.

Знакомясь с природой, учась с ней взаимодействовать, ребенок обнаружит, что обладает определенной властью над другими существами. Не стоит ругать ребенка за то, что он рвет цветы или раздавил муравья, пытаясь поймать его. Но это ни в коем случае не означает, что надо поощрять или игнорировать разрушительное поведение и проявления враждебности к представителям флоры и фауны. Познавать окружающий мир и оценивать свои возможности в нем маленький ребенок может, лишь действуя тем или иным образом и получая определенный результат. Задача родителей – попытаться объяснить малышу, какие последствия для других живых существ несет его исследовательская деятельность. Ваш ребенок еще не умеет сопереживать и пока ориентирован только на собственные желания. Чтобы подготовить почву для восприятия чувств окружающих, попробуйте больше говорить с малышом о его собственных чувствах и переживаниях.

Что это такое? c 3 лет

Попросите вашего ребенка придумать качественные прилагательные для характеристики тактильных ощущений: твердый, мягкий, сухой, мокрый, гладкий, острый. Затем идите вместе на поиски предметов, соответствующих заданным свойствам. Для детей постарше начинайте с прилагательных, определяющих не осязательные, а обонятельные характеристики: резкий, приятный, сладкий, горький.

Загадки природы. c 3 лет

Попросите вашего ребенка выбрать какой-нибудь природный объект вблизи от места наблюдения и рассмотреть его как следует, не перемещая. А вы в это время закроете глаза и попробуете угадать, о чем речь, задавая ему простые вопросы: «Это растение? Большое или маленькое? У него много листьев?» Чтобы ответить, он будет полагаться только на свою память. Развитие игры: поменяйтесь с ним ролями: теперь вы загадываете, а ребенок пытается отгадать, какой природный объект вы выбрали на местности.