План-программа кружка по экспериментальной деятельности «любознайка» для детей старшего дошкольного возраста уч.г. Техническое оснащение занятий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Составила воспитатель первой квалификационной категории Свирида Е. В. Март 2017 года Щёлково-3

Рабочая программа кружка «Знайка» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» .

Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется

системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное речевое развитие детей.

Актуальность Программы.

Цель Программы:

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей:

Подготовки их к усвоению грамоты.

Задачи Программы.

Образовательные:

Формирование и развитие фонематического слуха.

Развитие произносительных умений.

Обучение детей владению звуковой стороной речи – темпом, интонацией.

Знакомство со слоговой структурой слова.

Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.

Расширение словарного запаса детей.

Формирование и развитие звуко - буквенного анализа.

Подготовка руки ребёнка к письму.

Развивающие:

Развитие слухового восприятия

Развитие графических навыков

Развитие мелкой моторики

Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

Воспитание умения работать

Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое) .

В п. 3.2. 6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Способы и формы работы с детьми.

Фонематические упражнения

Работа с текстами

Театрализация

Рисование

Дидактические игры

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

В работе использую много разных игр и игровых упражнений.

Сегодня хочу представить некоторые из них, которые нравятся моим ребятам и достигают наибольший успех.

Домики, Молчанка, Поезд, Угадай-ка, Стоп, мяч, Мяч- смягчитель, Внимательные руки, Кто в домике живёт, Одень слово.

«Кто в какой домик спрятался» (деление слов на слоги) .

«Молчанка»

У детей на столах по 3 карточки с цифрами 1,2 и 3. Воспитатель показывает карточки -дети поднимают карточки с цифрой (количество слогов в слове) .

«Поезд»

Воспитатель предлагает детям посадить пассажиров в вагоны (деление слов на слоги) .

«Угадай-ка»

Дети определяют какой звук в начале слова: гласный- красная, согласный- синяя прищепка.

: «Стоп, мячик остановись»

Дети по кругу передают мяч и называют слова на заданный звук. Если ребёнок затрудняется с ответом, воспитатель произносит: «Стоп, мячик остановись» и он садится на ковёр.

«Угадай слово»

У детей по одной предметной карточке (картинкой к себе) . Начинает игру воспитатель, не произнося первый звук слова:

Здесь. омашка. Дети угадывают слово и чётко проговаривают его.

«Мяч- смягчитель»

Воспитатель или ребёнок в центре круга. Бросок мяча ребёнку- он возвращает: угол- уголь, брат- брать, мел- мель и т. д.

«Внимательные руки»

Дети сидят на ковре. Воспитатель называет слова или показывает картинки, дети определяют первый звук и выполняют движения: гласный- поднимают руки вверх, согласный- руки в стороны.

«Кто в домике живёт»

Дети получают по 2-3 карточки, определяют первые звуки слова: глухой- звонкий и обозначают их символами.

«Одень слово»

Дети подбирают слова к схемам. Например: Кот, ком, лук, лак, сом, сок, сор, сук и т.д.

Игровые упражнения с использованием яркой крупной магнитной азбуки очень нравится детям. Например, ищут заданную букву, составляют слоги с договариванием слов, составляют односложные слова.

С огромным интересом и усердием конструируют буквы из счётных палочек, карандашей и вспомогательного материала.

Логоритмика на звук Ш.

Мы пошли, пошли, пошли. Шишку взяли малыши.

Ветер дует ш-ш-ш Зашумели камыши.

Ну а мы опять пошли и к игрушкам подошли: Ш-ш-ш- (Выполняют движения в соответствии со словами)

Поддерживаю связь с родителями посредством следующих мероприятий:

 Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.

 Консультации «Наши результаты» : сентябрь, май.

 Открытые занятия – ноябрь, март.

 Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Важно акцентировать внимание родителей: звук слышим и говорим,

букву видим и пишем.

А также необходимо обратить внимание родителей на две наиболее распространённые ошибки:

  • учим детей звукам, не буквам

Слоги читаем не по звукам, а слитно: ммма.

В заключении хочу сказать, что работа с детьми по данной программе принесла положительные результаты.

Дети освоили понятия «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» .

Умеют выделять слова в предложении, определять их место, составляют

предложение с заданным словом.

Делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах, составляют слова из готовых слогов, имеют представление о ударном слоге.

Понимают и различают понятия «звук» и «буква» .

Имеют представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой) , способны сделать звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.

Читают слоги и простые по звукобуквенному составу слова.

Наш Детский Центр создан в 2007 году в городе Щелково, благодаря высококвалифицированному творческому, сплочённому союзу педагогов дошкольных и подростковых групп.

За 12 лет работы наш Центр подготовил к школе более 200 детей. Наши выпускники показывают неизменно высокие результаты, являясь учениками одних из лучших школ и гимназий Щёлковского района.

Мы предлагаем широкий спектр детских развивающих программ. Каждое занятие основано на разработанных авторских методиках и программах, которые себя зарекомендовали в течение многих лет и являются уникальными.

На каждом занятии, помимо усвоения новых знаний, нашим маленьким ученикам и их родителям гарантировано хорошее настроение и море положительных эмоций. Наш Центр - это большая дружная семья для наших малышей, но при этом к каждому ребёнку мы находим индивидуальный подход.

Понимая и принимая все особенности дошкольного возраста, мы стремимся предложить вам лучшие условия: предварительное бронирование места, различные комплексные групповые и индивидуальные занятия.

Наш Центр оборудован новейшими и уникальными материалами для проведения занятий. Разнообразие такого количества материала накапливалось годами. Это позволяет проводить любое занятие более качественно и интересно. В стенах нашего Центра комфортно малышам и их родителям.


Безопасность ваших детей

Помимо видеонаблюдения в нашем Детском саду находится ТРЕВОЖНАЯ КНОПКА, позволяющая незамедлительно вызвать ГРУППУ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ в случае необходимости.

В своей работе мы используем программы:

  1. Воспитание и обучения в Детском саду» М.А. Васильевой
  2. Методика Б.П. Никитина
  3. Е. Железновой
  4. Зайцева
  5. М. Зарецкой
  6. М.Ю. Картушиной
  7. Н.Б. Буракова
  8. С.Д. Забрамной
  9. Л.Г. Петерсон
  10. Вахрушва
  11. Кочемасовой и другие

Структура

  • развивающие занятия - дети с 10 мес. до 3 лет
  • дошкольное образование - дети 3-5 лет
  • предшкольное образование - дети 5-7 лет
  • дополнительное образование - 7-17 лет

Социокультурная модель образования основана на:

  • передовых и авторских педагогических технологиях;
  • сбалансированности предметов образовательного и художественно-эстетического циклов;
  • едином здоровьесберегающем художественно-эстетическом пространстве

Мы решаем задачи:

  • обеспечения непрерывности и преемственности обучения и воспитания;
  • организация психолого-педагогической поддержки ребёнка на протяжении всего периода обучения;
  • раннего раскрытия творческих способностей детей средствами художественно-эстетического воспитания

Дошкольные группы работают в режиме кратковременного пребывания детей.

Наша цель:

1. Помочь развитию ребенка в соответствии с его природными задатками и возможностями в процессе усвоения общечеловеческих ценностей и культурного опыта;
2. Развить в детях умения мыслить творчески и критически принимать правильные решения в сложных ситуациях;
3. Добиться хорошего физического развития и сформировать привычку к здоровому образу жизни;
4. Воспитать в детях чувства собственного достоинства, независимости, уважения к другим, ответственности, трудолюбия и доброты.

Опираясь на традиционные ценности и современные педагогические методы, педагоги нашего Центра создают такую образовательную среду, которая способствует естественному развитию детей, стимулирует их, позволяет после адаптироваться к требованиям сегодняшнего сложного и быстроменяющегося мира.

Мы учим наших детей:

  • Проявлять любознательность, творчество, настойчивость, ответственность;
  • Отвечать за свое повеление и безопасность;
  • Умению слушать и слышать;
  • Умению общаться;
  • Получать удовольствие как от процесса деятельности, так и от ее результата;
  • Осваивать основные умения и идеи через собственный непосредственный опыт.

Мы хотим, чтобы уже в дошкольном возрасте дети полюбили чтение. Мы используем активные методы, так называемые методы междисциплинарных исследований и проектов, для развития у детей научных и математических представлений. Программа дошкольного отделения включает в себя также развитие речи, английский язык, музыку, ритмику, рисование, окружающий мир.

Игра - естественная часть детской жизни. Через игру дети познают окружающий мир, учатся коллективному решению проблем и овладевают учебными навыками.

Наши педагоги верят в большие возможности своих учеников. Они сотрудничают с родителями детей, создавая атмосферу взаимного доверия и уважения. Учителя постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство, используют на своих занятиях все то новое и интересное, что появляется в педагогической практике.

Логопед высшей категории поможет решить проблемы с речью и правописанием. У нас есть замечательный педагог английского языка, способный научить вашего ребёнка языку в ненавязчивой и игровой форме.

Главная задача дошкольного отделения - разностороннее развитие и обучение маленьких детей. Мы уверены, что при переходе в начальную школу они будут умственно, физически и социально готовы к освоению различных образовательных программ.

Всем родителям хочется, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и отзывчивыми, стараются дать им все только самое лучшее. В этом помогают педагоги, имеющие опыт работы, знания, и очень любящие детей. В Щелково такие педагоги работают в детских развлекательных центрах.

Детский центр «Знайка» приглашает всех детей. В заведении царствует домашняя атмосфера, проводятся «волшебные» праздники, интересные занятия и предлагается вкусная еда. Этот детский центр Щелково представляет как заведение, в котором детям уютно и весело. Ребята узнают много полезного и нового, развивают творческие и умственные способности, знакомятся со сверстниками, находят много друзей.

Работа профессионалов

Детские развлекательные центры в Щелково помогают обучиться основам математики, театральному искусству, а также развить речь и логическое мышление. Даются уроки вокального мастерства. Детей учат говорить на иностранных языках, а сам процесс познания интересный и захватывающий. Оттачивается музыкальный слух, ребята овладевают искусством передавать эмоции посредством движений на активных классах ритмики. Опытные, любящие детей педагоги работают в центре «Знайка». В доступной форме они помогают детям овладеть необходимыми знаниями и навыками.

Уникальные услуги

В центре «Знайка» предлагаются развивающие занятия для детей вместе с родителями. Общение с близкими взрослыми и сверстниками — эффективный инструмент воспитания. Совместное творчество и радость чудесных открытий дарят истинное наслаждение.

Для каждого малыша обязательно найдется занятие по вкусу, а время пролетит незаметно.

Если родители задумались о том, чтобы подготовить ребенка к школе, то опытные педагоги помогут преодолеть трудности.

Праздники и семейные торжества

Помимо творческих студий и общеобразовательных занятий, центр «Знайка» с радостью организует и проведет день Рождения и любой другой праздник. В процессе подготовки будут учтены все детали. Предлагается развлекательная программа с персонажами, фокусы, дискотека, шоу мыльных пузырей и многое другое. Доверив проведение праздника детскому центру, родителям остается побеспокоиться только о приглашении гостей. Мероприятие всегда получается ярким и запоминающимся, а гости остаются под впечатлением. Воспитатели центра всегда стремятся к сотрудничеству с родителями.

Людмила Слободяник

униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8 «Тополёк»

Города Клинцы Брянской области.

Утверждена :

Педсовет № 1 от 04.09. 2012г.

Председатель педсовета : Агеенко М. Н.

Возраст воспитанников : 4 - 5 лет.

Срок реализации программы : 1 год.

Воспитатель

1-й квалификациооной

Слободяник Л. Н.

Г. Клинцы 2012 год.

программы :

1. Пояснительная записка …. 1-9 стр.

2. Учебно-тематический план…10-14 стр.

4. Материальное обеспечение программы… . 21 стр.

5. Календарно-тематический план…. 22-39 стр.

6. Список литературы…. 40 стр.

Пояснительная записка.

Актуальность работы кружка :

В современных обучающих программах начальной школы большое значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм , цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст - начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. В средней группе активно используются знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно.

Основная цель программы :

Создание условий для формирования интеллектуальной активности.

Задачи программы :

способствовать расширению кругозора.

развивать мотивацию к познанию и творчеству.

формировать логическое и творческое мышление, речь дошкольников.

обучать младших школьников работе с различными источниками информации.

развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Разделы программы :

Языковые логические задачи с использованием иллюстративного материала.

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

Математические логические задачи загадки.

Геометрические задачи и головоломки.

Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги.

Логические задачи на применение общих знаний.

Отличительные особенности программы :

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так , что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение , речь, расширяется словарный запас.

Участники образовательной программы : 4-5 лет средней группы детского сада.

Сроки реализации образовательной программы : один учебный год.

Программа рассчитана на 36 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Этапы программы : ознакомительный – 1 год обучения для дошкольников(4-5лет) ;

Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, вначале дети выполняют простые логические задания с красочными иллюстрациями, затем дошкольникам предлагаются карточки-схемы, после чего ребята решают словесно - логические задачи, на более сложном уровне - воспитанники исправляют ошибки сверстников. Обучаясь по данной программе , дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по формированию элементарных логических представлений и понятий.

Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.

В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий : игротренинги, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка от имени приходящих героев дошкольникам имеют значимость для них самих и для общества.

Формы реализации программы :

Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы и приёмы реализации программы :

Для качественного развития логического мышления предусмотрено :

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве.

Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия.

К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока и в конце года.

В начале каждого занятия в кружке несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с обучающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании в формировании наглядно – образного логического мышления.

Применяются такие методы :

Фонетическая зарядка

Настольно – печатные

Чистоговорки, языколомки,

Словестные игры

Анализ и синтез предметов.

Чтение микрорассказов.

Психогимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Загадки – складки.

Словарные упражнения.

Работа с раздаточным материалом.

Работа с рабочими тетрадями.

В работе использовались следующие приемы :

В качестве исходных детям предлагались слова : хороший, плохой (общеоценочная лексика) ; приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный и т. п. (частнооценочная лексика, с которой они должны были составить словосочетания : хороший день, плохой человек, вкусный обед, скучный фильм, добрая фея и т . п.

Составление словосочетаний.

а) составление словосочетаний с синонимически близкими словами.

б) составление словосочетаний со словами противоположного значения игра “Скажи наоборот”.

в) составление словосочетаний (образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной степени): суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое – самое вкусное.

3. Составление предложений :

а) Составить предложение с заданным словом : (хороший) – За окном хороший денек.

б) распространить предложение с помощью синонимов.

Вчера по телевизору смотрели интересную (увлекательную, занимательную) передачу.

г) дополнить предложение словом с противоположным значением : Буратино веселый, а Пьеро…

Использование этих заданий обеспечивало детям максимальное поле доступной языковой деятельности.

Составление рассказов :

а) составление небольших рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы;

б) составление рассказов по серии сюжетных картин, предложенных из детских журналов периодической печати.

в) составление рассказов по картине и иллюстрации из журналов.

Реализация указанных упражнений происходит в игровой форме. Значительное место уделяется использованию внешних опор и наглядно-иллюстрированному материалу.

Выполнение описанных выше упражнений способствует :

уточнению семантического значения эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок;

правильному и точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях;

использованию лексики в самостоятельных связных высказываниях детей.

Это выражается в более точном определении ситуаций, происходящих событий и более полной оценке детьми характеров героев, их поступков. Игра и игровое общение в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.

Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.

игры-путешествия,

игры- читателей,

почемучкины игры

Выигрыш или проигрыш в игре - состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание к рассматриванию предлагаемой литературы и материала, узнавать новое, расширять свой кругозор.

Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.

Организация деятельности.

Кружок первого года обучения формируется из учащихся 4-5лет.

Это дети дошкольного возраста средней группе детского сада. Форма работы – групповая. Можно использовать групповые и звеньевые занятия, работа в парах, исходя из количества учащихся, поставленных задач, места проведения занятий и их продолжительности логического задания.

Ожидаемые результаты освоения программы :

Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся кружка . Создание собственной загадки или задачи каждым обучающимся своего оригинального логического мышления продукта будет являться его личным успехом. А главным критерием оценки ребёнка будет моральное удовлетворение от собственного достижения.

К концу года дети должны знать и уметь :

Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора.

Выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию.

Знать особенности логических и математических задач, решать их.

Уметь решать и составлять рисуночные ребусы; ребусы, содержащие предлоги и числа,

Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.

Уметь решать и составлять кроссворды.

Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления. (Словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные) .

Обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета.

Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.

Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению.

Учебно-тематический план первого года обучения.

п\п Тема Количество часов

теоретические практические всего

1. Вводное занятие 1 - 1

2. Обобщение. 1 - 1

3. Обобщение предметов по признаку формы. 1 1 1

4. Обобщение предметов по признаку назначения. 1 1 2

5. Обобщение предметов по признаку цвета. - 1 1

6. Сравнение (вводное) . 1 - 1

7. Сравнение предметов по форме и цвету. - 1 1

8. Сравнение предметов по размеру и массе. - 1 1

9. Сравнение предметов по скорости движения. - 1 1

10. Сравнение предметов по расположению. - 1 1

11. Сравнение предметов по назначению. - 1 1

12 Анализ и синтез. Решение и составление задач – шуток. - 1 1

13. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.

14. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.

15. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» .

16. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

17. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.

18. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.

19. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением. 1 1 2

21 Решение загадок и логических задач о сказочных героях. - 1 1

22. Обучение разгадыванию и составлению загадок. - 1 1

23. Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

24. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.

25. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.

26. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон с родителями.

Всего : 13 23 36

1. Вводное занятие.

Цели и задачи работы кружка . Рассказ о том, чем дети будут заниматься на занятиях в кружке , правилами поведения. Выставка детских журналов «Смекалочка» , «Игралочка» , «Учимся играя» за2012 год, детских книг по логике, рабочих тетрадей.

1. Обобщение.

1.1. Обобщение.

Логические упражнения «Назови одним словом» , «Что мы имеем только по два» , «У кого две ноги?» , «Что бывает только одно?» .

Материал : картинки с изображением (глаз, зуб, рука, нога, ухо, нос, язык, с изображением животных , насекомых, человека.

1.2. Обобщение предметов по признаку формы.

Логические упражнения «Какие из этих предметов имеют треугольную (круглую, прямоугольную, квадратную) форму?», И/у «Дорисуй круг.» , И/у «Дорисуй овал…» , И/у «Дорисуй прямоугольник…» , И/у «Дорисуй квадрат…» .

Материал : картинки с , изображением животных , насекомых, человека.

1.3. Обобщение предметов по признаку формы.

Логические упражнения «Чем похожи, чем отличаются предметы?» . И/у «Что похоже на данную фигуру?»

Материал : картинки с изображением геометрических форм , предметные карточки.

1.4. Обобщение предметов по признаку формы.

Логические упражнения «Какие геометрические фигуры использовал художник в этих рисунках?» . Моделирование предметов из геометрических фигур по замыслу детей.

Материал : картинки с изображением геометрических форм , предметные карточки, набор геометрических фигур.

1.5. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Чем отличаются отличаются предметы друг от друга? Для чего они предназначены?». И/у «Что лишнее?» .

Материал : картинки с изображением щёток , предметные карточки.

1.6. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Что общего между этими предметами?» . И/у «Что лишнее?» .

Материал : предметные картинки : лошадь, морской конь, детская лошадка - качалка, спортивный снаряд, предметные карточки.

1.7. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Чем похожи и чем отличаются предметы?» . И/у «Что лишнее?» .

Материал : картинки : часы и весы, свеча и лампочка, гитара и пианино; предметные карточки.

1.8. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Какая это посуда : чайная, кухонная или столовая? Почему?» . И/у «Что лишнее?» . Дидактическая игра «Собери разбившийся чайник» .

Материал : картинки с изображением различной посуды .

1.9. Обобщение предметов по признаку цвета.

Логические упражнения «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?», «Назови предметы зелёного цвета, изображённые на картинке ». И/у «Что лишнее?» , «Найди пару» .

Материал : Предметные картинки

1.10. Обобщение предметов по признаку цвета.

Логические упражнения , «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?». Логические упражнения «Подбери предметы схожие по цвету» . И/у «Что лишнее?» . Дидактическая игра «Соедини в комплекты» . И/у «Что лишнее?» . Дидактическая игра «Цветное лото» .

Материал : Предметные картинки, лото.

2. Сравнение

2 .1. Сравнение (вводное) .

Логические упражнения «Сравни предметы. Что в них общего?» - (Все предметы круглой формы, (Все предметы красного цвета) ; «Назови самый большой (маленький) предмет, самый солёный предмет, самый лёгкий предмет, самое медленное животное, самый быстрый транспорт, в какой книге больше всего страниц?»

Материал : предметные картинки из игры «Три предмета» .

2.2. Сравнение предметов по форме и цвету.

Логические упражнения «Чья тень?» , «Соедини каждый предмет с его тенью» , «На кого составлен фоторобат» , «Соедини каждого ребёнка с его отражением в кривом зеркале» , «Найди двух близнецов» . «Найди пять отличий» .

Материал

2.3. Сравнение предметов по форме и цвету.

Логические упражнения «Найди похожую вазу» , «Подбери нужное окошко» , «Соедини одинаковые фигуры» , «Найди одинаковые предметы» , «Найди одинаковые по форме флажки» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.4. Сравнение предметов по форме и цвету.

Логические упражнения «Подбери к варежкам их половинки» , «Какая ленточка не похожа на остальные» , «Помоги юному детективу определить кто оставил след» , «Какой оттиск оставит эта печать» , «Подбери правильный осколок к вазе» , «Помоги шофёру подобрать недостающее колесо к машине» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.5. Сравнение предметов по размеру и массе.

Логические упражнения «В каком аквариуме рыбке просторнее плавать?» , «Что тяжелее, что легче?» , «Какие из этих предметов мягкие (металлические, деревянные) », «Расставь полоски в убывающем порядке по длине» . Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.6. Сравнение предметов по размеру и массе.

Логические упражнения «Расставь полоски в возрастающем порядке по ширине» , «Кто толще : большая ветка или тонкое бревно?» , «Кто длиннее : короткая змея или длинный червяк?» , «Кто больше : маленький медведь или большой жук?» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.7. Сравнение предметов по скорости движения.

Логические упражнения «Кто быстрее движется?» , «Расставь картинки в порядке ускорения движения» , «Кто быстрее доберётся до лепестков цветка : бабочка или червяк?» , «Кто больше соберёт мёда : пчела или жук?» , «Кто лучше летает : курица или лебедь?» , «Кто быстрее двигается : ёжик или гусеница?» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.8. Сравнение предметов по расположению.

Логические упражнения «Подбери парные картинки» , «Подбери парные карточки» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.9. Сравнение предметов по назначению.

Логические упражнения «Найди предметы образующие пару » , «Подбери товарищей» , «Соедини головы зверей с их туловищами» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

3. Анализ и синтез.

3.1. Решение и составление задач – шуток.

Логические упражнения «Вставь пропущенное слово (числительное) », «Ответь на вопрос в конце стихотворения» , «Закончи стихотворение» , «Найди ошибку в стихах» .

Материал

3.2. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.

Логические упражнения «Какой предмет на рисунке встречается пять раз?» , «Преобразование фигур » , «Сколько геометрических фигур ты видишь на каждом рисунке?» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

3.3 Обучение решению и составлению «магических» квадратов.

Логические упражнения «Составление предметов по образцу » , «Составление предметов по контуру» , «Придумывание собственных образцов » .

Материал : Предметные картинки, образец , иллюстрации по теме, ребусы.

3.4. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» .

Логические упражнения «Перебежки» , «Разложи вещи по местам» , «Что сначала, что потом?» , «Превращение» , «Что кому подойдёт?» , «Кто спрятался?» , «Найди где спрятано» .

Материал

3.5. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

Логические упражнения «Закончи рассуждения» , «Задания – рассуждение» , «Части каких животных совместились на этих рисунках?» , «Что странного в этих людях?» , «Где кто отдыхал?» , «Когда это бывает?» , «Что напутал художник?»

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

3.6. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.

Логические упражнения «Как ты понимаешь эти высказывания?» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, иллюстрированные логические задачи.

3.7. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.

Логические упражнения «Объясни значение» , «Что это означает?» , «Как ты это понимаешь?» .

Материал : Иллюстрации по теме пословицы.

3.8. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.

Логические упражнения «Найди дорогу» . Показать различные лабиринты.

Материал : Иллюстрации по теме, лабиринты.

3.9. Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.

Логические упражнения «Решение кроссвордов» , «Составление кроссвордов» .

Материал : Предметные картинки, иллюстрации по теме, журнал с кроссвордами.

3.10. Решение загадок и логических задач о сказочных героях.

Логические упражнения «Узнай сказку » , «Что перепутал художник?» , «Что сначала, что потом?» ,

Материал : Предметные картинки, лото «Узнай сказку » , иллюстрации по теме, загадки о сказочных героях.

3.11. Обучение разгадыванию шарад.

Логические упражнения «Разгадывание шарад» , «Составление шарад» - работа в микрогруппах.

Материал : Предметные картинки, иллюстрации по теме.

3.12. Обучение разгадыванию и составлению загадок.

Логические упражнения «Разгадывание загадок» , «Составление загадок» - работа в парах.

Материал : Предметные картинки, иллюстрации по теме.

3.13. Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

Логические упражнения «Решение ребусов» , «Составление ребусов» - работа в микрогруппах.

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.

3.14. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.

Логические упражнения «Решение ребусов» , «Составление ребусов» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.

3.15. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.

Логические упражнения «Вставь пропущенное слово» ,

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.

3.16. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон с родителями.

Логические упражнения

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.

Материальное обеспечение программы .

1. Дидактические игры : «Неразлучные друзья» , «Что сначала, что потом?» , «Шиворот – навыворот» , «Логическое лото» , «Лото» , «Вспомним сказку» , «Логические игры дошкольникам» .

2. Дидактические игры, изготовленные своими руками : «Что лишнее?» , «Назови одним словом» , «Определение совокупности предметов по заданному числу» , «Магический квадрат» , «Логические игры и упражнения» , «Лабиринты по различным темам» , «Головоломки» , «Найди пару (с цифрами) », «Ребусы» , «Филфорды» , «Кроссворды» , «Тренинги» .

3. Демонстрационный материал : иллюстрации из книг Г. П. Шалаевой , ; «Учимся математике, играя» , «Занимательная логика» Е. И. Соколовой.

4. Подписные издания «Смешарики» , «Учимся, играя» , «Непоседа» , «Смекалочка» .

5. Рабочие тетради для дошкольников «Логика» - «Найди отличия» , «Противоположности» , «Найди, что не подходит» , «Развиваем связную речь» .

6. Цветные карандаши, фломастеры, простые графические карандаши, ножницы,

Календарно – тематическое планирование кружка

«Знайка » .

№ Месяц Неделя Тема Содержание

Ь 1 Книги – загадки. Вводное занятие

2 2 Мир вокруг нас. Обобщение.

3 3 На что похоже? Обобщение предметов по признаку формы.

4 4 Какой формы? Обобщение предметов по признаку формы.

1 Неразлучные друзья. Обобщение предметов по признаку назначения.

6 2 Кому что нужно? Обобщение предметов по признаку назначения.

7 3 Какого цвета лето? Обобщение предметов по признаку цвета.

8 4 Будь внимательным. Сравнение (вводное) .

1 Что общего? Сравнение предметов по форме и цвету.

10 2 Самый лёгкий. Сравнение предметов по размеру и массе.

11 3 Кто быстрее? Сравнение предметов по скорости движения.

12 4 Найди пару. Сравнение предметов по расположению.

1 Неразлучные друзья. Сравнение предметов по назначению.

14 2 Увлекательная математика. Анализ и синтез. Решение и составление задач – шуток.

15 3 Игры со счётными палочками. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.

16 4 Волшебный квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.

1 Магический квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.

18 2 Что лишнее и почему? Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» .

19 3 Умные цепочки. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

20 4 Шиворот – навыворот. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.

1 Противоположности. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.

22 2 Пословица недаром молвится. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.

23 3 Крылатые слова. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.

24 4 Путешествие на луну. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.

1 Поможем Знайке . Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.

26 2 Скатерть – самобранка . Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.

27 3 Прогулка в лесу . Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.

28 4 Путешествие в сказку. Решение загадок и логических задач о сказочных героях.

1 Карусель загадок. Обучение разгадыванию и составлению загадок.

30 2 Что бы это значило? Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

31 3 Что бы это значило? Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

32 4 Прятки с предлогами. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.

1 Загадки – шарады. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.

34 2 Что скрывает сорока? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.

35 3 Что увидел следопыт? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.

36 4 Турнир головоломок. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон.

Список литературы.

1. Г. П. Шалаева «Больщая книга логических игр» .Москва АСТ. 2011г

2. Свердлова Г. А. «Увлекательная математика» . Брянск 1998г.

3. Соколова Е. И. «Занимательная логика» . Москва. ОАО «Молодая гвардия» .2005г.

4. Виноградова Н. Ф. «Увлекательные картинки – загадки» . Москва «Вентана – Граф» . 2009г.

5. ГорячевА. В. ,Горина К. И. «Информатика в играх и картинках» . Москва «Балас» .2010г.

6. Периодические издания «Роспечать» за 2011-2012годы «Смешарики» , «Учимся, играя» , «Смекалочка» , «Непоседа» .



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 17 «Ладушки»

г. Вольска Саратовской области»

Принято на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ:

Протокол № 1 от 30. 08. 2012 г. Заведующая МДОУ « ЦРР – детский сад № 17

«Ладушки» г. Вольска Саратовской области.

Токарева О.И.

Приказ № 88 от 04. 09. 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей математического кружка «ЗНАЙКА»

АВДЕЕВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Образовательная область «Познание »

для детей подготовительной к школе группы

Вольск

2012 - 2013 учебный год

«Математика порядок, симметрию определенность.

А это важнейшие виды прекрасного».

Аристотель.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей математического кружка «ЗНАЙКА»

Возраст детей 5,5 – 6,5 лет.

Срок реализации 1 год.

Разработала: воспитатель АВДЕЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

1. Пояснительная записка

4. Список воспитанников

5. Расписание

6. Календарное планирование

Годовые задачи

на 2013 – 2014 учебный год

  1. Укреплять институт семьи, возрождая и сохраняя семейные традиции, через организацию нетрадиционных форм работы с родителями.
  2. Формировать основы культуры здоровья у дошкольников в непосредственной организованной деятельности, путем интеграции образовательных областей
  3. Воспитывать нравственно - патриотические понятия у дошкольников через проектную деятельность.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

Каждый понедельник в 16.00-16.30

Список воспитанников кружка

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений предстали:

  1. Устав МДОУ «ЦРР – детский сад № 17 «Ладушки» г. Вольска Саратовской области».
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009г. N 655. Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010г. Министерства юстиции Р.Ф.)
  3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства Р.Ф. от 12 сентября 2008 г. N 666)
  4. Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Сан ПиН 2.4.2.2821 -10).
  5. Концепцией о дошкольном образовании.
  6. Приказ № 536 по УО администрации Вольского муниципального района « Положение о рабочей программе» от 28.12.2011г.

Основные задачи программы

  1. Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
  2. Выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
  3. Привить любовь к конкретному предмету – математике.
  4. Формирование представлений о числе и количестве:
  5. Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  6. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
  7. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  8. Познакомить с цифрами от 0 до 9.
  9. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
  10. Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
  11. Развитие представлений о величине:
  12. Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  13. Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  14. Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр) .
  15. Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
  16. Развитие представлений о форме:
  17. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  18. упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  19. Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
  20. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
  21. Развитие пространственной ориентировки:
  22. Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  23. «Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
  24. Развитие ориентировки во времени:
  25. Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Ребенок, попав в стены нашего детского дома, обследуется многими специалистами, в том числе и воспитателями по многим параметрам, для меня важны:

  1. Уровень развития элементарных математических представлений у детей;
  2. Умение играть;
  3. Развитие речи;
  4. Уровень самообслуживания у ребенка.
  5. природосообразности: образовательный процесс в кружке строится согласно логике;

Основными принципами программы математического кружка являются:

  1. умственного развития дошкольника.
  2. индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  3. индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  4. гумманости: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД

В процессе нод используются различные формы:

  1. Традиционные
  2. Комбинированные
  3. Практические
  4. Игры, конкурсы

Методы:

  1. Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  3. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  4. Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
  5. Показ мультимедийных материалов

Тема

Количество часов

В год

Счет до 10

8 часов

Геометрические фигуры

8 часов

Цвет, форма, размер

8 часов

Сенсорное развитие

8 часов

32 часа

Итоговые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

  1. Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
  2. Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  3. Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  4. Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
  5. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
  6. Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
  7. Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  8. Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
  9. Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
  10. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
  11. Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  12. Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  13. Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  14. Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
  15. Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

  1. «Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры.
  2. «Безопасность» - содержание этой области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения.
  3. «Здоровье» - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
  4. «Социализация», где знания и умения полученные на НОД дети применяют в игровой деятельности.
  5. «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
  6. «Продуктивная (конструктивная) деятельность» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
  7. «Художественное творчество» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Контроль

  1. Итоговые нод
  2. мониторинг

Необходимое оборудование и материалы

  1. Цветные счетные палочки
  2. Мозайка
  3. Объемные геометрические фигуры
  4. Шаблоны из геометрических фигур
  5. Конструкторы
  6. Раздаточный материал (цифры и математические знаки)
  7. Цветная бумага
  8. Крупа (гречка, рис)
  9. Цветные веревочки
  10. Пуговицы
  11. Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)

Все нод проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность нод и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе нод используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Нод проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.

Минимальный состав группы -10 человек.

Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.

Программа рассчитана на 1 год на детей 5,5 – 6,5 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.

Календарное планирование кружка

Цель: Развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

  1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
  2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
  3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
  4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
  5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
  6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
  7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Сентябрь. «Цвет, форма»

Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор».

(Используя Цветные счетные палочки)

Размер.

Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: «Красивые флажки».

(Используя мозаику) .

Формирование представлений о символическом изображении предметов Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка».

Счёт, порядковые числительные.

Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Октябрь. Пространственные представления

Цель: развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.

Игра: «Весёлые человечки».

Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.

Счет до 10

Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру»

Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»

Цель: закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.

Ноябрь. Интеллектуальная игра «Близкие по значению»

Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи.

Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары».

(Использовать мозаику из пуговиц)

Круг, квадрат, прямоугольник.

Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) .

Сравнение.

Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.

Сенсорное развитие.

Дидактические игры»Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой»Разбери гречку и рис» Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.

Декабрь. Графические умения.

Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант) .

Счет.

Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

Задачи на смекалку.

Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 - 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

Январь. Задачи на смекалку.

Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.

Пирамида, цилиндр.

Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок».

Зрительно – мыслительный анализ

Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.

Сенсорное развитие.

Дидактические игры «Определи на глаз», »Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочами»Выложи предмет по образцу,

Цель: развитие умения анализировать форму предметов

развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции) ., закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику

Февраль. Работа с альбомами.

Способы измерения. Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

Игры – путешествие во времени. Цель: закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».

Предметы ближайшего окружения.ОИД по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д

Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревыа, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей

Март. Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10.

Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр

Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

Классификация.

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.

Игра: «Сколько всего».

Классификация.

Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения.

Апрель.

Формирование навыков сложения и вычитания. 1.

Цель: Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.

Цель: Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: «Бегущие цифры».

Формирование навыков сложения и вычитания. 3

Цель: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.

Символы.

Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) .

Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.

Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.

Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия;

Май «Закрепление математических знаний и умений»

Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур;

Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

Закрепить умения отгадывать математическую загадку;

Закреплять умения правильно пользоваться знаками, =

Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;

Список литературы

  1. Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г.
  2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
  3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  7. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008
  8. Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
  9. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
  10. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
  11. А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
  12. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька
  13. В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
  14. Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
  15. Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
  16. Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
  17. Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
  18. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
  19. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
  20. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников