Занятия по дислексии. Мнестическая дислексия

Приемы коррекции мнестической дислексии

(из опыта работы).

Хотя бы один раз в своей практике каждый учитель начальных классов сталкивается с тем, что у некоторых детей процесс овладения чтением связан с большими сложностями и вызывает негативные реакции . Не зная причин, лежащих в основе данной проблемы, и педагоги, и родители чаще всего интерпретируют ее как нежелание ребенка учиться или простое упрямство; обвиняют детей во вредности и обыкновенной лени. Они даже и не догадываются о том, что причиной всему дислексия – неврологически обусловленное, часто наследственное нарушение, препятствующее овладению языковыми процессами.

В зависимости от степени дислексия проявляется в трудностях рецептивной и экспрессивной речи (языка), включая фонологический процессинг; нарушениях письма, чтения, звукового анализа, почерка и иногда математики.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И.Лалаева выделяет фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестичекую, оптическую и тактильную дислексию.

Хочу остановиться более подробно на мнестической дислексии.

Данный вид дислексии обусловлен нарушениями слухоречевой речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв). Поэтому логопедические занятия по коррекции направлены на запоминание графического образа звуков, развитие графомоторных функций, изобразительной деятельности устранение нарушения всех этапов чтения. Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Занятия по коррекции данного вида дислексии направлены на развитие слухоречевой и речезрительной памяти и включает в себя упражнения на развитие слухоречевого и речезрительного запоминания, пространственных представлений, словесного мышления, обогащение словаря, Можно включать задания на дермалексию, на дифференциацию тактильно воспринимаемых букв, как и при тактильной дислексии, а также кинезиологические упражнения, которые направлены на развитие межполушарной симметрии.

Базовым методом коррекции является восстановление работы различных отделов мозга, отвечающих за тонус, за разные формы восприятия, за контроль. Иногда, для того чтобы в тупиковой ситуации появились сдвиги, достаточно десяти занятий общей «энергетической» направленности, тогда на фоне оптимального тонуса заметно улучшаются речевые процессы. А через один-два месяца (или сразу) начинают формироваться новые адекватные интеллектуальные навыки в счете, письме, чтении.

Для мнестической дислексии важно стимулировать работу правого пространственного полушария и связи между левой и правой половинками мозга. Поэтому полезно будет ползание разными способами на животе и четвереньках. Кроме того, на следующем этапе начинают работать с образом и пространственной организацией рисунка буквы: лепят ее из пластилина, вырезают из бумаги, угадывают на ощупь. Для автоматизации буквы подключают все формы восприятия: зрительное (цвет, форма, величина), кинестетическое (кожное и др.), слуховое.

Если есть устойчивый и крайне непродуктивный навык угадывающего чтения, то для его разрушения используют т.н. «рамку»: лист с прорезью размером в одну букву, слог, слово. Этим листом закрывают страницу и читают строго побуквенно сначала, а затем увеличивают размер окошка.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии. Данная методика представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме. Но чтобы овладеть этой методикой, необходимо пройти специальный курс обучения.

Хочу предложить некоторые приемы работы по коррекции мнестической дислексии из собственного опыта.

На своих занятиях с детьми, имеющими сложности в запоминании букв, я использую такие виды работы, в которых задействованы разные воспринимающие модальности. Задания предполагают развитие зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной памяти, что способствует лучшему усвоению предъявляемой информации. Например, при изучении гласных букв на первых порах я

обязательно (как и при традиционном подходе) использую красный цвет (впоследствии я ухожу от цвета, чтобы ребенок ориентировался не на цвет, а на графический образ). Чтобы дети лучше запомнили образ печатных букв я предлагаю каждую изучаемую букву обрисовывать по контуру. Буквы, которые являются для детей шаблоном, обязательно имеют трехмерное измерение, т.е. я беру не плоские буквы, а объемные. Затем мы сверяем обведенный контур с шаблоном. Контур гласных букв мы выделяем красным цветом с помощью ватных палочек и краски. Помимо этого мы обязательно используем пластилин, из которого создаем образ буквы как аналитическим, так и синтетическим способами (если это возможно). Также выкладываем изучаемые буквы из ниток и различных мелких предметов: пуговиц, бисера, наломанных спичек, скрепок и т.д. Работа по закреплению образа буквы продолжается до тех пор, пока ребенок четко не научится находить изучаемую букву на фоне других букв и символов. Для этого я использую таблицы по типу корректурных проб, печатные небольшие стихотворные тексты. Работа по усвоению графического образа занимает несколько этапов и подчиняется принципу: от простого к сложному. На начальном этапе дети находят только один вариант записи буквы (большая печатная, маленькая печатная, заглавная письменная, строчная письменная), а затем все варианты. Так с каждой буквой. А в последующем дети находят сразу несколько разных букв по инструкции логопеда. Обязательно провожу работу над пониманием того, что стоит за словосочетаниями: большая печатная, маленькая печатная, заглавная (письменная), строчная (письменная), потому что то, что нам кажется простым и понятным, у детей с мнестической дислексией (да и у обычных детей) на первых порах обучения еще не сформировалось на уровне понятия.

С печатными буквами проще – там идет ориентир на размер, т.к. большинство печатных букв действительно различаются только размером. С буквами на письме посложнее. Поэтому здесь надо четко сформировать знание о том, что «строчная» буква – это та, у которой главный элемент четко вмещается в строку (в комнатку), а «заглавная» «хочет быть главной, важной, потому и тянется выше потолка» (пол у нас – это нижняя граница строки, а потолок – верхняя). Я не боюсь уходить от научной терминологии даже в более старших классах, потому что термины – это определенная абстракция, а таким детям (да и детям вообще) легче мыслить знакомыми и понятными образами. У нас, вообще, не алфавит, а город фырчалок, хохотушек, хвастушек, певуний, иголочек, ежиков, бабушек, дедушек, лошадок, жуков, собачек, заборчиков, щук, цыплят, котов, тапочек. Некоторые буквы мы изображаем с помощью тела с произнесеним соответствующего звука. Гласные А,О,У,Ы,Э,И мы сопровождаем движением кисти и рук: А – кулачок широко раскрывается, как ротик, О – указательный и большой пальчики смыкаются в кружок, У – рука совершает поступательное движение вперед с вытягиванием кисти, Ы – руки в кулачках прижимаются в плечах, как будто держим гантелю, Э – рука вытягиватся в сторну вверх, как будто кричим другу, который сидит на дереве, И – движение от груди вверх с последующим вытягиванием руки в сторону (любой рукой). Гласные Я,Е,Ю,Е отрабатыватся так же, только перед гласными звуками идет удар кулачками друг от друга (звук и буква Й). Детям очень нравятся такие занятия. Даже «гиперактивникам» некогда заниматься посторонними делами.

Таким образом, при задействовании как можно большего количества воспринимающих модальностей и многократном повторении дети гораздо легче запоминают буквы.

Бывает, что образ какой-либо буквы ребенку абсолютно не дается для запоминания. Тогда я подключаю способ ассоциаций либо с какими-то животными, предметами, значимыми людьми, событиями, либо с помощью вкусовых или обонятельных ассоциаций.

Обязательным в работе я считаю исспользование апперцепции, которая является большим помощником. Например, для лучшего усвоения образа букв я использую игру «Чудесный мешок», где дети наощупь определяют, какую букву они нашли. Если задание выполняется правильно, ребенок объясняет, как он догадался. А если неверно, то ему это буква отдается, чтобы он обвел ее на бумаге, вырезал по контуру (причем, вся эта работа сопровождается обязательным называнием буквы вполголоса, пока другие продолжают доставать буквы из мешочка). Затем ребенку предлагается закрыть глаза, тщательно ощупать пластмассовую букву, произнести ее название и положить в мешочек. Перемешиваю буквы и предлагаю ребенку среди других букв найти именно эту. Такой вид работы способствует лучшему усвоению образа букв и, к тому же, очень нравится детям. А положительные эмоции всегда являются хорошим спутником в любой работе.

Очень люблю на занятиях использовать плакаты с «контаминированными» буквами. На них можно проводить сразу несколько видов работы, как и с корректурными пробами. Но здесь развивается еще и пространственное восприятие и представление, что немаловажно для детей, страдающих мнестической дислексией.

Для развития слухоречевой памяти и внимания использую игру «Путаница»: называю детям части тела, а показываю другие. Дети должны ориентироваться только на словесную инструкцию, а не на увиденное. Очень хороша для развития слухоречевой памяти игра «Ручеек-речка-море-океан». Суть этой игры заключается в следующем. Детям предъявляется предложение из 4-х слов. Затем логопед говорит, например, «ручеек – речка», а дети должны вспомнить первые два слова из предложения и назвать их. Если логопед говорит «океан – море», дети должны назвать последнее и предпоследнее слова соответственно. Комбинации заданий в игре могут быть разными на выбор логопеда.

Для развития межполушарной симметрии мы с детьми рисуем двумя руками (см. « Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов С. В.Коноваленко), пишем буквы поочередно и ведущей, и неведущей рукой, играем в игры – трехминутки «Сегодня главная – левая», «Руки – подружки» и т.д. Так же используем руки при ловле мяча и в других упражнениях.

Большим подспорьем в работе являются всевозможные обучающие диски от сайтов « Videourok » и «Мерсибо».

На наших занятиях, помимо коррекции дислексии, дети учатся работать на личный и общий результат, решать проблемные задачи, выстраивать коммуникации на уровне «ученик-ученик», «ученик-учитель», пополняют пассивный и активный словари, развивают лексически и грамматически правильную связную речь. Все занятия выстроены таким образом, что при выполнении задания, дети кому-то помогают: спасают кошечку от собачки, устраивают праздник для смешариков, наряжают новогоднюю елку и т.д. Для каждого ребенка на занятии создается ситуация успеха, а после каждого занятия заполняется экран «Цвет моего настроения». Занятия детям очень нравятся, а положительные эмоции - хороший стимул.

Хочу заметить: чтобы помочь ребенку справиться с проблемой дислексии, нужна специализированная помощь, но и педагоги, и родители тоже могут внести свой посильный вклад в коррекцию данного нарушения, тесно сотрудничая с логопедом.

Макарова Е.Р., учитель – логопед,

практический психолог, олигофренопедагог,

МБОУ ООШ№21,п.Чульман,

Республика Саха (Якутия).

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Мастер – класс на тему:

« Практическое использование эффективных методов при коррекции дислексии»

Учитель-логопед Морозова О.В.

Практическое использование эффективных методов обучения при коррекции дислексии

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость проведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма с дошкольниками очевидна сегодня для всех.

Система работы по предупреждению нарушений чтения: складывается из нескольких направлений:

– развитие глазодвигательного анализатора;
– совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
– развитие слухового восприятия;
– и работа над техникой чтения.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения должна проводиться с детьми 5-7-летнего возраста как с различной речевой патологией, так и без нее.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Итак, нами была поставлена проблемная задача: эффективное обучение чтению, повышение скорости чтения, эффективная коррекция нарушения процесса чтения.

Нами в план работы по профилактике дислексии с младшими школьниками и в план по обучению грамоте дошколят кроме традиционно используемых методик были включены новые методы эффективного обучения С.Г. Зотова . В процессе работы уже были видны реальные сдвиги в чтении у школьников и дошколят. Так как вновь применяемые средства оказывали влияние не только на скорость чтения, но и положительно повлияли на процессы, которые являются базисом: внимание, восприятие, зрительная память, скорость скольжения взгляда по строке, объем зрительной памяти, умение сосредоточиться на поставленной задаче. Процесс запоминания стал улучшаться, постепенно начал возрастать объем запоминаемого материала, уменьшилось время, за которое ребенок воспроизводит печатный материал. А так же постепенно нормализовывался вектор восприятия (в направлении слева направо). То есть стал осуществляться комплексный подход к проблеме, как и рекомендуется учеными-нейропсихологами .

Применив на практике вышеназванную методику, улучшились результаты:

1. По обучению чтению (у детей, не желающих заниматься чтением, появился интерес, стали более активны, у вялочитающих детей скорость чтения возросла с 12 до 23 слов в минуту).
2.По профилактике дислексии (у школьников, имеющих трудности с чтением, занятия приобрели соревновательный характер, легко справлялись с большими объемами, реально повысилась скорость чтения – с 23 до 64 слов в минуту).

Объединив накопленный опыт, нами выделены основные пути повышения эффективности при обучении чтению и преодолении дислексии:

1) Самое главное – замотивировать ребенка таким образом, чтобы ему самому захотелось улучшить свой результат. С этой целью используются контрольные замеры с указанием времени и построение графика после прохождения очередного этапа. Тогда становятся наглядно видными результаты на каждом этапе.
2) Развитие глазодвигательного анализатора (серия специальных упражнений на слежение, вычленение заданной формы, движение в заданном направлении (слева направо) через упражнения: «Ноты», «Кольца», таблицы Шультэ, лабиринты).
3) Развитие зрительного восприятия через упражнения, направленные на сокращение времени для запоминания образов: «Прятки», «Титры», «Лифт», «Окошечки».
4) Использование слоговых таблиц (слоги и набор букв в виде слов, чтобы избежать «угадывания» знакомых слов).
5) Использование специальных символов-помощников для слитного чтения и изолированного чтения букв (по Калининой ).
6) Постепенное нарастание объема для воспроизведения прочитанного по памяти.

Названные способы использовались в нашей профессиональной деятельности и имели ощутимый результат. В результате целенаправленных упражнений у детей:

– повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие – дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
– увеличивается объем оперативной памяти, а следовательно и запоминаемого материала, пробуждается интерес к процессу чтения, снимается эмоциональное напряжение и тревожность, формируется правильное, осмысленное чтение;
– развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Таким образом, применение на практике эффективных методик ведет к реальному результату: процессы обучения чтению и профилактике нарушений чтения становятся более эффективными и результативными. Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

    Тренировка моторики пальцев с помощью мячика с шипами (на каждый слог предлагайте малышу сжимать мяч пальцами, особенно большим и мизинцем);

    Чтение слов наоборот;

    Разучивание запоминалок («Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з»);

    Медленное произношение чистоговорок («ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару»);

    Заучивание скороговорок («Водовоз вёз воду из-под водопада». «Говори, говори, да не заговаривайся». «На горе гогочут гуси, под горой огонь горит». «Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит». «Наш дуда и туда и сюда»);

    Чтение 15 согласных на выдохе, постепенно добавление в ряд по одной гласной (КВМСПЛБШГРДБЛСТ, ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ);

    «Буксир». Взрослый читает «про себя»и водит пальцем по тексту, задача ребёнка – читать по этой указке, но вслух;

    «В унисон». Это вариант предыдущего упражнения, только взрослый и малыш должны оба читать вслух;

    «Повтор». Предложите ребёнку прочитать текст за 1 минуту и отметить, до какого слова он дочитал, а затем пусть малыш повторит этот же отрывок за такое же время – он наверняка прочтёт на пару слов больше! В этом упражнении главное не перестараться – более трёх раз читать не стоит, и не забудьте похвалить ребёнка даже за небольшой прогресс;

    «Засечка». По команде ребёнок начинает читать текст вслух, держа руки на коленях. По команде «засечка» маленький читатель закрывает глаза, поднимает голову, оставляя руки на коленях. Через минуту ему нужно глазками отыскать то место в книге, на котором он остановился.

    «Молния». Суть упражнения заключается в чередовании чтения вслух, про себя, в быстром и медленном темпе, с выражением и без за определённое время (начинаем с 20 секунд, заканчиваем 2 минутами);

    «Спринтеры». Эта игра отлично подходит для группы детишек. По команде ребята начинают читать одновременно вслух, а затем на слово «стоп» они пальчиками указывают то место, на котором остановились;

    «Исправь ошибки». Предложите в известных ребёнку крылатых выражениях исправить ошибки («На безрыбье и Бак – рыба». «Под лежачий камень Мода не течёт»);

    «Запиши слова». Напишите малышу 6 слогов и предложите записать 5 слов, которые спрятались в них (ла-па-ра-но-ша-лун);

    «Найди имя». В ряду букв ребёнку нужно отыскать имя (ОНМАКНГТАНЯ) или название животного (ЯЧСМЕДВЕДЬ).

    «Одинаковые слова». В ряду слов попросите ребёнка найти такие, которые слева направо и справа налево читаются одинаково.

    «Вычёркиваем повторы». Напишите буквы, предложите ребёнку вычеркнуть те, которые повторяются 2 раза

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторик у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Игры для профилактики дислексии

    Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.

    Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.

    Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать

Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

 Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки - это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.

 Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.

 Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.

 Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.

 Упражнение «Буксир». Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить, что родители должны подстраиваться под скорость чтения ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.

 Последнее упражнение - многократное чтение текста. Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

Приложение 1

    «Лабиринт» для упражнений на движение глазодвигательного анализатора без помощи рук.

    Таблицы Шультэ для увеличения скорости движения глазодвигательного анализатора и расширения поля зрения.

Упражнение «Кольца» для увеличения скорости скольжения по строке и внимания.

3.Упражнение «Слоговые таблицы» с символами, помогающими правильно сливать буквы в слово.

    Упражнение для чтения столбиком

А) «Прятки» - Читаемое слово показывается на несколько секунд, затем закрывается весь столбец, ребенок воспроизводит слово по памяти; и так далее с каждым словом в столбце;

Б) «Лифт» - Столбец постепенно сверху вниз закрываются слова, что стимулирует к быстрому прочтению слов до того, как они исчезнут.

А) Без бич баш бра

Вез вид виз вий

Все выю вяз год

Див дик для душ

Жен зги Зея зол

Йоа йог Йом Йорк

Лба лез лет лещ

Лют меж мер мея

НЭП оба ого ода

Пан пар пас пик

Пущ пэр пят рев

Тер ТЭЦ ужи уле

Б) Бокс борт борщ бюст

Гонг диск Ейск зубр

Лувр люфт лязг марш

Нерп порт пост пунш

Факт форт фунт цапф

Акт акр барс болт

Герб горд горн ГОСТ

Зонд зонт корт морж

Пуст путч ринг ромб

Фонд форт цинк шарф

Писк мест лист гимн

Недр Берг пинг понг

Рубль темп тесть Фонд

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ
И СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ И МОЛЧА

Особое внимание в обучении младших школьников чтению должно уделяться чтению молча, «про себя» - чтению глазами, без внешних речедвижений. Практика показывает, что педагоги предлагая такое чтение учащимся, не всегда учат детей правильно читать молча. Между тем, чтение вслух, которому долгое время уделялось в школе первостепенное значение, это значение постепенно утрачивает. И это не удивительно, ведь чтение вслух, как правило, обслуживает прежде всего слушающего, а не читающего. Оно способствует развитию у ребенка орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмо-мелодического строя речи, обогащению словарного запаса, а значит, совершенствованию устной и письменной речи ребенка.

Молчаливое чтение способствует усилению смысловой обработки прочитываемой информации, так как снимает необходимость устного воспроизведения читаемого и способствует ускорению темпа зрительного восприятия примерно в два раза. Чтобы школьник хорошо учился, быстро и сознательно усваивал текст математической задачи, художественного или научно-познавательного текста в учебнике, мог свободно читать книгу во внеурочное время, необходимо его научить читать молча.

На самом деле, учить младшего школьника правильно, сознательно и бегло читать молча можно начинать с первого года обучения (второго полугодия), используя для работы чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов, занимательного материала. Чтобы отучить ребенка шевелить губами во время такого чтения рекомендуется использовать упражнение «Губы». По указанию учителя читать беззвучно дети плотно сжимают губы и прикладывают к ним палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. Работа проводится на фронтально до тех пор, пока шевеление губами у большей части детей не прекратится. В будущем упражнение может проводиться индивидуально, с отдельными учащимися.

Если педагог сразу попробует добиться от детей быстрого чтения молча, это может вызвать ошибки в усвоении содержания прочитанного. Чтобы предупредить подобные ошибки, одновременно поработав над развитием у детей внимания во время чтения, предложите детям задания следующего типа:

1.Прочитайте молча. Подумайте, что из написанного можно назвать словами, а что – нет. Почему?

ЮТ, КОЛ, БОЖ, КОТ, КОК, БОК, КОЧ, БОБ, БОР, БОТ, РОЙ, РОГ, КОС, КОБ, POP.

    Прочитайте задание еще раз, вслух называя только слова. Задание выполняется учениками еще раз, а учитель указкой задает детям темп чтения (вслух и молча).

2. Прочитайте слова глазами, вслух называя только имена детей.

Роза, береза, Леля, сережка, василек, Поля, Толя, поле, елка, весна, Василек, наша, Наташа, Роза, Алена, яблоко, Яша, Сережка, юла, Юля.

3. Прочитайте слова молча.
Кит, тигр, гусь, сом, волк, конь, барсук, енот, лиса, рак, медведь, уж, ежик, ерш, лещ, синица, овца, окунь, петух, утка, корова, коза, тюлень, олень, щука, индюк, змея.

    Прочитайте задание еще раз молча, вслух произнося только названия домашних животных.

    Прочитайте слова молча, вслух назовите (посчитайте) только тех, кто живет в воде.


4. Прочитайте молча.

Кузов, кабина, листья, колеса, руль, сиденье, клюв, туловище, нога, крылья, фары, голова, шея, сучок, хвост, ствол, корни, мотор, плоды.

    На сколько групп можно разбить данные слова? Объясните.

    Найдите и прочитайте вслух только слова о машине (деревьях, птицах).

5. Прочитайте задание молча, подумайте, о ком вы прочитали.

Мурлыкает, лает, шипит, пищит, воет, фыркает, каркает, кудахчет, кукует, поет, квакает, рычит, крякает, воркует, щебечет, мычит.

    О ком вы прочитали?

    Прочитайте слова вслух еще раз и назовите каждого: мурлыкает (кот) и т. д.

На следующем уроке педагог может использовать в работе более сложное задание типа: прочитайте текст молча, найдите в нем ошибки и исправьте их.

«Запутался»

    Галя прочитала своему маленькому братику Ване рассказ о том, как поют птицы. Однако Ваня забыл, кто как поет и все перепутал. Вот что у него получилось.

Ворона гогочет, воробей поет, голубь кудахчет, жаворонок крякает, кукушка курлычет, журавль каркает, курица щебечет, гусь кукует, утка воркует.

Для развития у учащихся смысловой догадки во время чтения молча полезным может быть упражнение «Угадай» , которое возможно для использования в работе с учащимися первого и второго года обучения.

Упражнение может быть проведено в различных вариантах:

При выполнении упражнения следует учитывать, что учащиеся могут составить несколько слов, изменив только последнюю букву. Одновременно проводится работа по развитию у детей внимания во время чтения.

2.Помогите буквам встретиться (найти себе друзей).
Прочитайте их молча, чтобы получились слова.

3. Упражнение «Буквы потерялись» также можно предложить для чтения про себя:

¶алва, ¶рава, ¶олодец, уче¶ник, доро¶а, каранда¶, ступ嶶ка, мага綶, желт¶¶ лист, труслиⶶ зබ.

В дальнейшем детям могут предлагаться задания с использованием связных текстов, в которых затушевываются отдельные буквы, окончания, части слов или отдельные части текста. Например :


Сережа

Ах, как я л+блю прир+ду! –
Гов+рит Сер+жа. –
+чень я л+блю сирен+
И рябин+ тоже!
И хотело++ бы спросит+
Тихо + Сер+жи:
– Кто слом++ в сад+ сирен+
И ряб+у тоже?

Учитывая то, что дети первого – второго классов с интересом и удовольствием выполняют необычные, занимательные задания, это же упражнение для них может быть подготовлено и проведено в игровой форме.

«Помогите Чебурашке»

Как у старой баMки
Жили-быMи лаMки.
Встанет баMка утроM рано,
ЛаMки вслеM за неM идуM,
ВсюдM бабMM стерегуM.

Для развития у детей умения читать про себя уже во втором классе, ребятам можно предлагать связные прозаические и поэтические тексты, в которых для развития смысловой догадки затушевываются (закрываются) отдельные буквы, окончания, целые части слов.

Лада

Лада зGболелG. ЧGшка с молGкGм стоялG возGе ее нGGа, она отворачиGGлась. ПозGGли меня.
– Лада, – скGзал я, – наGо поестG.
Она подGяла головG и забиGа хвостоG.
Я погладиG ее. От ласGи жизнь заигралG в ее глазGG.
– Кушай, ЛGда, – повторил я и подвинGG блюдце поблGже.
Она потяGула нGс к молокG и заплакалG.
Значит, через мою лаGку ей силы прибавиGось. Может быть, именно эти несколGкG глоткоG молоGа спаслG ее жизнь?

М. Пришвин

Белка

У непосеGG белки подошGG к концG осеннGG припасG – ореGG, шиGGG, да желуGG. Сидит она на суGG, пушистGG хвостGGG укрылGGG, призадумалGGG...
Вдруг под деревGG что-то чмокнуло. ГлянуGG белGG вниз, а на поляGG, из-под палогG листGG сморчGG показалGG.
БелGG уши навостриGG и скореG к гриGG: как бы кто не опередGG. СхватиGG сморчок острыGG зубGGG и снова на сук забралGGG. Только ест грGG, не торопитGG, как будто хвастаетGG: «СмотрG-ка, дятGG, какой мне подарGG весGG приготовиGG!»

А. Барков

Лягушонок

(В данном тексте затушевывается или закрывается вся нижняя часть)

Вылезла из-под камня зеленая лягушка. Огляделась по сторонам и обрадовалась: комары-толкунцы в воздухе в воздухе пляшут. Будет чем поживиться!
Довольно квакнула и прыг-скок к озеру. Посидела на берегу, а потом бултых в воду. Нырнула под корягу - и снова наверх. Высунула из тины лупоглазую голову, солнышку улыбнулась и забормотала, запела от удовольствия: «Хороши по весне комарики!»

1.Помогите слову найти последнюю букву, читайте только глазами.

Сережа

Ах, как я л+блю прир+ду! –
Гов+рит Сер+жа. –
+чень я л+блю сирен+
И рябин+ тоже!
И хотело++ бы спросит+
Тихо + Сер+жи:
– Кто слом++ в сад+ сирен+
И ряб+у тоже?

«Помогите Чебурашке»

Как у старой баMки
Жили-быMи лаMки.
Встанет баMка утроM рано,
ВыйдMM в погреб за смMтаной -
ЛаMки вслеM за неM идуM,
ВсюдM бабMM стерегуM.

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

1. Работа с мячиком.

Купить резиновый мячик с шипами.

Чтение слов по слогам, при каждом слоге – сжимаем мяч всеми пальцами, следим за безымянным и мизинцем – это очень важно!!! Эти пальцы не развиты!!!

Усложнение – перекладываем с одной руки в другую.

3. Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

Вдох носом, выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

4. Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения.

Буксир-1”.

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Буксир-2”

заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение.

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки.

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Бросок – засечка”.

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”.

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение “Спринт”.

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Устройте «Радиоспектакль».

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

* Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

* Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

* Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

Губы”.

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Основная цель следующей группы упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:

1.Исправь ошибки.

Бьётся как рыба о мёд.

Лентяй да шалопай - два родных врата.

Рог до ушей - хоть завязки пришей.

На безрыбье и бак - рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

2. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

Ли-са-ды-ра-ки-ты

ла-па-ра-но-ша-лун.

3.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

ФЫВАИВАНГОР _________

САШАИТЮБЬЛТ _____________

ОНМАКНГТАНЯ _________________

Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.

ФЫВАПРЕНОТМ

ЯЧСМЕДВЕДЬ

ЭЖДВОРОНАПА

КЕНРОМЫШИ

3.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА, КАЗАК, СУМКА,

РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.

4. Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?

ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП

В широком понимании дислексия мнестическая – это неврологическое заболевание, в основе которого находятся трудности в овладении чтением и письмом. При этом у ребенка сохраняется способность к полноценному обучению. Термин «мнестическая» означает, что больной с трудом или вовсе не запоминает внешний вид символов («мнезис» переводится как память). В узком понимании, что сложилось преимущественно в медицине запада, дислексия – это совокупное понятие, обозначающее расстройство письменной речи.

Такой же термин существует в педагогической практике, где понятие дислексия означает нарушение чтения, вызванное незрелостью высших корковых функций головного мозга. Чтение при этом сопровождается множеством однотипных и повторяющихся ошибок.

Слогослияние – фундамент, на котором стоит дислексия. Это понятие характеризуется стойкой неспособностью читать и писать слова целиком. Так, уже взрослые дети читают и пишут по слогам. Кроме того, болезнь сопровождается не только нарушением собственно чтения, но и неполным понимаем сути прочитанного материала.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в который втягиваются многие зоны коры головного мозга. Это значит, что при повреждении этих отделов у ребенка возникает дислексия. Существует множество факторов, которые способны нарушить работоспособность высших корковых центров. В общем, все причины можно разделить на три группы: внутренние, или органические, социальные и психологические.

Механизмы дислексии

В основе нарушения чтения и письма лежат поврежденные механизмы слухо-речевой памяти. В основе запоминания как психической функции находятся процессы образования ассоциаций – нейронные сети, цепочки. При поступлении информации активизируется цепь, состоящая из отдельных звеньев. Каждое звено – это определенный участков в головном мозгу. Так, при повреждении одного или нескольких звеньев нарушается целостность сети, отчего возникает дислексия.

В широком понимании при нарушении чтения и письма можно выделить несколько общих механизмов:

Классификация

Дислексия мнестическая – это один из видов нарушения чтения и письма. Кроме мнестических дефектов существуют и прочие варианты дислексий:

  1. Фонематический вид: человек с трудом различает звуковую составляющую слога и слова. Так, пациент путает слова, которые по звуковой информации схожи между собой: холод-голод, дверь-зверь, платок-каток.
  2. Семантический вариант. Суть нарушения заключается в том, что ребенок не понимает смысла прочитанного материала. При этом у него сохраняется способность к правильному чтению и письму.
  3. Аграмматическая форма дислексии проявляется неправильной грамматической составляющей предложения. Также частично утрачивается семантическая и морфологическая составляющая речи. При этом варианте расстройства в речи ребенка наблюдаются измененные местоимения и падежи.
  4. Оптическая дислексия. У людей, страдающих этой формой, наблюдается проблемное усвоение похожих букв. Так, дети не различаются буквы по их внешним признакам: Л и М, Г и Т.

Существуют и другие классификации:

По уровню патологии:

  • литеральная: ребенок не усваивает буквы;
  • словесная: возникают трудности при чтении целых слов.

По сенсорным системам:

Диагностика дислексии

Заподозрить дислексию можно, если есть такие признаки:

Заподозрив такие симптомы у своего ребенка – в первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Специалист оценит уровень речевых способностей и определит уровень патологии (психогенный или органический). В случае, если расстройство чтения и письма имеет психологическую природу – логопед, вместе с психотерапевтом начнут коррекцию.

Когда недуг обусловлен органическими причинами – лечение проводится после консультации детского невролога и ряда обследований: объективный осмотр, электроэнцефалограмма, эхоЭГ. Также для установления причины задействуется офтальмолог. Консультация у психолога – еще один способ диагностики. Так, к причинам дислексий могут относиться эмоциональные расстройства. Психолог сможет выявить эти проблемы и дать соответствующую оценку.

Коррекция дислексии

Базис при лечении расстройства – активизация всех участков головного мозга. В процессе коррекции специалисты стараются стимулировать активность правого полушария. На первых этапах ребенок работает с образами и пространственным мышлением. Дети лепят буквы из пластилина, из бумаги вырезают цифры, на ощупь отгадывают символы. Для лучшего эффекта к фигуре подключают сенсорные раздражители: цвет, форма, температура, звуки.

Коррекционная работа мнестической дислексии состоит из набора упражнений и игр. Изучение печатных букв легче всего дается при обведении их контуров. Контура лучше всего обводить яркими красками. Также буквы можно выкладывать из бисера или бусин и спичек.

Игра «чудесный мешок» содержит в себе набор упражнений. Большие буквы находятся в мешке, а ребенку с завязанными глазами должны достать их. Ребенок, доставая буквы, называет их.

Упражнение на контаминированные буквы (две существующие буквы соединяются в одну несуществующую). Задача позволяет ребенку не только изучать буквы, но и развивать воображение.

Прогноз и профилактика

Как и всякая болезнь, чем раньше произведется диагностика, тем быстрее наступит эффект от лечения. Крайне важно на первых порах заметить у ребенка хоть несколько симптомов чтоб показать его специалисту. При своевременном изучении речевых и письменных навыков прогноз благоприятный. Однако запущенный вариант течения не имеет хорошего конца.

С возрастом мозг человека становится все менее обучаемый, психические процессы становятся ригидными. Профилактика заключается в постоянном и целенаправленном развитии психических функций ребенка с помощью обычного чтения и письма.

Психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия – один из способов излечить ребенка от дислексии. В ходе работы используются такие принципы:

  • объяснение ребенку его заболевания;
  • обеспечение внимания;
  • терпеливость и доброжелательность;
  • хвальба за выполненные действия;
  • стимуляция умственных способностей;
  • научить ребенка находить свои ошибки самостоятельно;
  • соблюдать гигиену труда: правильно распределять рабочее время и делать своевременные короткие перерывы на отдых.

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать :

  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость ().
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии: