Конспект занятия с детьми с рас. Занятия с аутичными детьми в ДОО

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

(дошкольное подразделение)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

С ЭЛЕМЕНТАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

для детей с РАС (6-7 лет)

ТЕМА: « Одежда»

Рассказова Наталия Владимировна

ТАМБОВ

Задачи:

Включение аутичных детей в групповую работу.

Создание спокойной, доверительной атмосферы.

Развитие у детей познавательного интереса и сенсорно-двигательной активности.

Продолжать знакомить детей с предметами и их назначением. Активизировать словарь детей названиями предметов одежды, обуви, головных уборов.

Учить детей последовательно соединять отдельные игровые действия в связанные эпизоды, отображающие реальные жизненные ситуации. Развивать понимание обращенной речи.

Формирование интереса к сверстникам и взаимодействию с ними.

Совершенствовать социальные способности взаимодействия и социального поведения детей. - Уметь выражать свое желание персонального обращения и контакта. Развивать навыки сотрудничества.

Оборудование: кукла; игрушка-паровозик; предметные картинки (велосипед, машина, автобус, рубашка, платье, куртка, трусики, майка, свитер, колготки, шорты, брюки)); кукольная одежда; игра «Сшей одежду»; детская одежда (куртка, брюки, свитер, шорты, колготки, рубашка, платье, трусики, майка); сундучок.

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть. Сегодня я пришла к вам с гостьей, куклой Катей. Поздоровайтесь с ней.

Дети: Здравствуй, Катя!

Кукла: Здравствуйте, мои друзья!

Этой встрече рада я.

До чего же, малыши,

Вы нарядны, хороши!

Педагог: Катя, почему ты грустная?

(Кукла рассказывает свою историю на ухо педагогу)

Педагог: Катя рассказала мне сейчас, что она была в магазине и видела там очень много красивой одежды. А её платье стало старое, а другая одежда уже мала, потому что Катя, как и вы, ребята, тоже выросла.

Но ты не грусти, Катя. Мы с ребятами поможем тебе. Я предлагаю всем вместе пойти в магазин и выбрать для Кати новую одежду.

Вы согласны?

Дети: Да!

Кукла: Что же нам делать, ведь магазин находится далеко, пешком туда не дойдем.

Педагог: Ребята, а на чем мы можем поехать в магазин? Давайте вспомним, на чем можно ездить? (на автобусе, на машине, на велосипеде…)

Раздается гудок паровоза. Появляется паровозик.

Педагог: Здравствуй, паровозик! Мы собрались ехать в магазин, за одеждой. Только мы не знаем, на чем нам поехать.

Паровозик: А вы возьмете меня с собой, а я вас отвезу.

Педагог: Конечно возьмем!

Паровозик: Тогда поехали!

Педагог одевает шапочку-паровозика. Дети строятся за ним, образуя вагончики.

(Звучит веселая музыка)

Педагог: Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чух-чух-чух – гудит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

Педагог: Остановка «Магазин». Вот и приехали.

Ребята со взрослым «заходят» в магазин и садятся на лавочку.

Педагог: Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

Педагог: Конечно, же, это – одежда. Мы в магазине «Одежда».

Здесь много одежды для вас. Выбирайте прямо сейчас.

Педагог: Но сначала вспомним, какие виды одежды вы знаете.

Детям предлагается вспомнить названия предметов одежды и найти их в магазине.

Игра «Найди пару»

Педагог : Я буду показывать картинку, а вы по очереди найдете в магазине такой же предмет одежды, как на картинке.

Педагог: Молодцы, ребята! Хорошо знаете предметы одежды. Посмотрите, а вот отдел, где продается одежда для нашей куклы Кати. Но есть одно условие, чтобы купить одежду, надо выполнить задание:

Вот сундучок. В нем лежат детали одежды. Надо на фланелеграфе собрать из частей один из предметов одежды.

Игра «Сшей одежду»

Педагог: Какие вы молодцы, ребята! А как вы думаете, к какому времени года относится одежда, которую вы сшили?

Педагог раздает карточки с изображением сезонных изменений: снежинка – зима, солнце – лето, желтый листик – осень, подснежник – весна.

Педагог: Найдите и покажите с помощью карточки соответствующий времени года предметы одежды.

Какую одежду мы носим зимой (весной, летом, осенью)?

Посмотрите на карточки. Все правильно показали:

Шубу носим зимой.

Платье – летом……

Педагог: Молодцы, ребята. С заданием справились!

Лера, помоги собрать одежду для Кати в сумочку.

Педагог: А теперь нам пора в обратный путь – домой. Магазин закрывается. Предлагаю занять свои места в вагончиках.

Дети «садятся» в поезд.

Педагог: Приготовились! Поехали! Ту-ту-ту!

Звучит музыка.

Педагог: Вот и приехали. Ребята, я думаю, вам понравилась наша поездка.

А тебе, Катя?

Кукла: Да, мне все очень понравилось. Спасибо вам ребята за то, что вы помогли мне выбрать в магазине красивую и удобную одежду. А теперь мне пора домой. Меня ждет мама. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Катя!

Педагог: Ребята, мы славно потрудились, куклу нарядили. Я думаю, что вашу работу надо оценить с помощью вот этой «веселой» карточки. А теперь посмотрите друг на друга, и улыбнитесь друг другу.

Теперь мы можем пойти гулять.

Программа коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков для детей с расстройствами аутистического спектра 1 класс

Пояснительная записка

Что такое аутизм, аутитичный ребенок? Комплексный организм со многими неизвестными факторами развития. Его отличительной особенностью является неравномерность развития различных психических функций. Критериями диагностики этой своеобразной аномалии развития являются: нарушение социального взаимодействия и контактов с окружающим миром (нередко нарушение общения даже с родными людьми, особенно со сверстниками); специфические эмоциональные, интеллектуальные и речевые расстройства в сочетании со своеобразным стереотипным поведением.

Наиболее существенные симптомы РАС:

    одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;

    отгороженность от внешнего мира;

    сопротивление любым переменам обстановки;

    склонность к стереотипиям;

    однообразие интересов и пристрастий;

    слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

    неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

    речевые нарушения;

    повышенная тревожность;

    недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

    наличие ритуалов;

    наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим.Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

Принципы коррекционной работы

1. Взаимодействие психолога и ребенка строится в соответствии с закономерностями процесса интериоризации:

    совместное → самостоятельное действие;

    опосредованное внешними опорами → интериоризованное действие;

    развернутое поэлементное действие → свернутое действие.

2. Выстраивание задания от простого к сложному.

3. Эмоциональная вовлеченность ребенка в совместную деятельность.

4) Компактность методик и чередование разнородных заданий.

5) Отсутствие посторонних зрительных и особенно слуховых раздражителей.

6) Максимальная «персонификация» задания .

7) Плавное градуирование сложности заданий.

8) Наличие системы поощрений.

9) Использование игровых методов.

10) Адекватное дозирование игровых и неигровых (формальных) методов.

    установление эмоционального контакта с ребенком, создание комфортной психологической среды;

    учет особенностей сенсорной сферы;

    заинтересованность ребенка в выполнении требуемого действия – осмысленность деятельности для ребенка;

Цели программы:

Установление контакта со взрослыми;
- смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
-стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
-формирование целенаправленного поведения;
-преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности ребенка с РАС;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Принципы в работе с детьми с РАС:
1. Отсутствие давления, нажима, на первых порах даже прямого обращения.
2. Первые контакты строятся при опоре на собственную активность ребенка.
3. Создание и поддержание собственной эмоциональной значимости в глазах ребенка путем включения элементов контакта в привычные для ребенка моменты аутостимуляции.
4. Нельзя форсировать (работа по установлению контакта может быть очень длительной).
5. Постепенность в развитии форм контакта с обязательной опорой на сложившиеся стереотипы взаимодействия.

6. Усложнение контакта идет по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых деталей в структуру имеющихся форм.
7. Строгая дозировка контактов. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения ребенка может разрушить уже достигнутое.
8. Оберегание от ситуации конфликта после достижения аффективной связи с ребенком.
9. Помнить, что контакт не самоцель, а лишь этап на пути к совместному изучению окружающего мира.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает предпосылки для эффективной адаптации ребенка к миру. Происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Используемое оборудование.

Интерактивный стол «Смарт». Набор психолога «Пертра». Песочница.

Развивающие тренажеры «Разноцветные окошки». Подборка музыкальных произведений из диагностического набора «Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства». Краски. Пластилин. «Живой песок». Магнитный набор «Полидрон». Д/карточки Эмоции. Разрезные карточки. Развивающий тренажер «Разноцветные окошки». Тактильное домино. Интерактивные игры «Тимокко», «Игры с Тимом», «Буквы, цифры, цвет», «Возьми и сделай». «Сказки».

Примерное планирование занятий по блокам

Тема

1 блок

1.Формированнннние эмоционального контакта психологом.

2.Развитие активности.

3.Развитие контактности.

2 блок

Диагностика.

3 блок

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация.

2.Развитие зрительного и осязательного восприятия.

4 блок

1.Развитие аналитико-синтетической сферы.

2.Развитие внимания.

3.Развитие памяти.

4.Развитие речевого общения.

5.Развитие личностно-мотивационной сферы.

5 блок

1.Развитие элементов сюжетной игры.

2.Развитие элементов подвижно-ролевой игры.

3.Развитие элементов подвижно-соревновательных игр.

6 блок

Итоговая диагностика.

Приложение

Установление контакта.

Игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Развитие активности.

Игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

Игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия .

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

Игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

Корректурные пробы. «Мишки».

Ход игры: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид мишек, а потом другой.

Таблица.

Ход игры: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход игры: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Игра «На уроке в лесной школе»

Ход игры: - Звенит звонок. (Что звенит?). В лесной школе начинается урок. (Что начинается в лесной школе?). Ученики садятся за парты. (Кто садится за парты?). Зайка открывает учебник. (Что открывает зайка?). Мишка открывает тетрадь. (Что открывает мишка?). Белка открывает дневник. (Что открывает белка?). Ёжик берёт ручку. (Что берёт ёжик?). Лисичка берёт карандаши и альбом. (Что берёт лисичка?). Учитель – ворон сказал: «Тихо, дети, начинаем урок!». (Что сказал ворон? Кем был ворон?). Как надо вести себя на уроке?

Развитие речевого общения .

Позови мячом.

Ход игры: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход игры: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Игра «Что Нина делать умела»

Ход игры: - Жила-была девочка Нина. (Как звали девочку?). Нина маленькая, но уже многое умеет делать. Есть у Нины глаза, уши, руки, пальцы, ноги. Глаза видят. (Что дают глаза?). Уши слышат. (Что делают уши?). Руки играют, несут. (Что делают уши?). Пальцы пишут, рисуют. (Что делают пальцы?). Ноги идут, бегут, стоят. (Что делают ноги?).

Развитие личностно – мотивационной сферы

Игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Игра «Как Ава с кисой играли в прятки»

Киса Муся и собака Ава любили играть в прятки. (Кто любил играть в прятки?). Муся спрячется и кричит Аве: ищи ! (Кто прячется? Что кричит киса?). Ава отвечает: я иду искать! я ищу! (Что отвечает Ава?). Ава увидит, где спряталась киса и кричит: я нашла! (Что кричит Ава?). Потом прячется Ава. (Кто прячется?). Так Ава и Муся играют. (Что делают Ава с Мусей?).

Развитие элементов подвижно – ролевой игры .

Игра «Считалочка»

Я, ты, мы, вы,

Он, она, оно, они

Мы смеёмся, мы считаем,

Мы играем, водишь ты!

Игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие элементов подвижно – соревновательных игр.

Игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
3. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981. 4. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989. 5. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991. 6. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.

Многие из родителей замечали такое состояние ребенка, когда любимый человечек один на один остается в своем мире, играет только с интересующими его игрушками. Играть в одиночестве – для некоторых детей это норма. Немного рассеяны, не сразу отвечают на вопросы взрослых, не останавливают взгляд на предмете, а как бы проскальзывают мимо, не смотрят в глаза.

Самой главной проблемой в воспитании детей нередко становятся родительские ожидания. Чтобы этого не случилось с Вами, с раннего возраста своего замкнутого ребенка признайте за ним его право быть другим. Не таким, как вы, как сын вашей подруги или даже как все дети в его детсадовской группе.

И большой ошибкой будет пытаться его изменить, переделать. И даже если вы не будете пытаться изменить свое чадо, но при этом по-прежнему будете ожидать от него другого поведения, ребенок это почувствует. Почувствует ваше разочарование, которое лишь разовьет в нем комплекс неполноценности.

Так что же делать? Оставить ребенка наедине с самим собой? Не тормошить и не веселить? Нет. Ребенка нужно продолжать развивать, учитывая его врожденные склонности и особенности характера. Без должного внимания он не станет гармонично развитой личностью, а вот при грамотном подходе вырастет счастливым и реализованным человеком. И самое главное для родителей!

На первое место - не смотрите на диагноз, не оправдывайте действия ребенка, а попробуйте увидеть такого, какой он есть! Всего на всего Вашему ребенку нужно время! Больше времени на раздумье, принятия решения, принятия игры. У него есть право выбора! Поставьте себя на место ребенка. Вы же хотите то, что интересно Вам. Нужную книгу, одежду по размеру, именно такой марки автомобиль и даже определенную еду. Так дайте же право выбора и своему малышу. Дети разные по восприятию, по принятию, по своему темпераменту.

Вот тут, я предлагаю метод - игры!!! Игра - поможет раскрыть способности и лучшие навыки играющего. Заинтересовать и вовлечь, а также в процессе активировать внимание на коммуникацию, привлечение взаимодействия обеих ручек, глаз и интерес должен появляться в процессе игры.

Ребенок должен почувствовать присутствие взрослого и доверить себя партнеру. Не всегда конечно все будет проходить идеально. Предлагать свои условия и следовать им, не всем удается с первого раза. Ведь что интересно одним, абсолютно не интересно другим. Здесь, мы учитываем индивидуальное развитие ребенка, его навыки, ресурсные возможности, умение пользоваться своим телом. На первом этапе, пока он не освоил игру, ему лучше играть со взрослыми, которые должны создавать у него ощущение успешности. На втором этапе в игру можно ввести мяч, разноцветные резинки, разноцветные крышки от пластиковых бутылок и много того, что можно реализовать и сфантазировать, быстро среагировать, увидев пробудившийся интерес у ребенка.

Побывав волонтером в ЦЛП, для себя сделала вывод, что в процессе принятия игры предлагать выбор игр. Во что бы хотел (а) сначала поиграть? Самый первый, немаловажный вопрос от партнера по игре. Спокойная обстановка, чутко предлагать последующие варианты упражнений и игр. Умение пользоваться карточками PECS необходимо для общения с невербальными детьми. Опора на карточки дает возможность получить информацию наперед, предупреждает о дальнейших событиях в течении времени. Таким способом, мы подготавливаем ребенка к следующему шагу, действию.

Добрый день или другое время суток, друзья! Татьяна Григорьевна Сухих – автор педагогического портала о детях, педагогике, дошкольном образовании и других вещах, которые могут быть интересны широкому кругу читателей, приветствует всех! Углубляя тему об аутятах, сегодняшнюю беседу посвящаю такому вопросу: занятия с детьми с РАС. Теория теорией, но пора определить конкретные направления работы с ребятами-аутистами.

Поскольку, единственно правильной и естественной для дошкольника формой обучения является игра, для маленьких аутят она также выступает приоритетной формой. Работает ли с ребенком междисциплинарная группа специалистов или один воспитатель в группе общего развития, цели занятий идентичны:

  • Научить принимать окружение и ориентироваться во внешнем мире;
  • Обучить навыкам общения с другими людьми;
  • Сформировать новые и более сложные социальные формы поведения, необходимые для гармоничного существования в обществе;
  • Помочь развить личность ребенка, сформировать его самосознание;
  • Развивать память, мышление, внимание.

Первоначальная задача – после налаживания контакта со специалистом, научить малыша играть. Детки, имеющие подобные расстройства, отличаются тем, что если и играют, то бессюжетно, часто с неигровыми предметами, повторяя бесконечно одно и то же действие. Поэтому важно расширять предметно-игровой опыт такого малыша.

Начиная заниматься игротерапией, предпочтительней планировать индивидуальное занятие с ребенком с РАС, и лишь преодолев барьер в общении один на один, можно подключать групповые занятия.

Цель занятий с малышами-аутятами – через игру обучить коммуникативным, познавательным навыкам, преодолеть существующие проблемы с коммуникацией, смягчить дискомфорт, который испытывают аутята в большей или меньшей степени в новой ситуации или обстановке.

Специалисты междисциплинарной группы проводят занятия каждый по своему направлению, но все они проходят через определенные стадии:

  • Налаживание контакта;
  • Развитие и усиление психологических процессов в разных направлениях;
  • Целенаправленная деятельность на достижение определенных целей;
  • Дальнейшее усложнение коррекционных, развивающих, обучающих задач.

Каждый отдельный аутенок имеет свои особенности, личностные качества, под которые подстраивается индивидуальная программа занятий. Если даже существует в садике междисциплинарная группа не только на бумаге, но и в реальности, то начинает работу с аутенком один специалист, обычно – психолог. Он проводит коррекционные занятия с детьми с РАС, конечно, в игровой форме.

Методическое подспорье для работы с детками-аутистами

Чтобы быть во всеоружии в борьбе с расстройством аутистического характера, советую такие образовательные материалы из «УчМага»:

  • «Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт» – пособие Голубевой Л.В.;
  • Спецпредложение на пополнение личного счета + участие в офлайн-вебинаре «Организация занятий по адаптивной физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра» (объем 2 ч.);
  • «Современная теория аутизма и практика образования и сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра» (72 часа);
  • Повышение квалификации по программе «Образование и сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» (72 часа);
  • Повышение квалификации по программе«Профессиональный стандарт соответствия квалификационным требованиям педагога» (72 часа).

Остановимся более подробно на тематике игровых занятий с аутятами

Выше я упомянула о развивающих занятиях с детьми с РАС, которые проводит преимущественно психолог. Но и хорошо подготовленный воспитатель также может и должен взять на себя это дело. Например, на этапе установления контакта целесообразно поиграть с аутятами в игру «Ладушки», «Хоровод».

Для развития психологических процессов играем с малышом в забаву «Поводырь» – ребенку завязывают глаза, и психолог его водит по комнате, комментируя, что стоит на их пути. Потом роли меняются.

Нравятся малышам догонялки, здесь важно, догнав ребенка, обязательно обнять его, чтобы налаживать тактильный контакт. Массаж рук, пальчиковые игры – отлично подходят, а про сенсорные забавы я и не говорю, они незаменимы для развития чувствительности разного уровня. О сенсорных играх я много писала, они применимы для всех деток, независимо от их особенностей.

Также на этом этапе нужно начинать вводить сюжетно-ролевые игры. Обучать аутят играм нужно постепенно:

  • Приобщаем к наблюдению за игрой с игрушками взрослого, подводим к желанию подражать действиям и воспроизводить их при поддержке взрослого, воспитываем интерес к играм;
  • Показываем разные варианты обыгрывания игрушек и предметов, мотивируя повторять действия, демонстрируем эмоциональное отношение к предмету (игрушке);
  • Приобщаем к подвижным играм, в том числе – сюжетно-ролевым;
  • Инсценируем любимую сказку, стихотворение, вовлекаем в инсценировку ребенка;
  • Учим играть самостоятельно, затем рядом с другими детьми, потом – вместе с детьми.

Для начала используем любимые игрушки или предметы ребенка, постепенно вводим новые атрибуты. Замечу, что параллельно во время игры проводится логопедическое занятие с детьми с РАС – мы разговариваем, стимулируем звукоподражание, речевой аппарат малыша. На первых порах не отводится специальное время для развития речи, все происходит одновременно в форме комплексных занятий.

Что еще добавить?

Далее, исходя из результатов мониторинга достижений малыша по прохождению первых этапов, работаем на более сложном уровне, подбирая дидактические игры на развитие внимания, мышления, речи. Существуют специальные методики, включающие психотехнические игры, корректурные упражнения, подвижно-ролевые забавы, подвижно-соревновательные и т.п. В одной статье я все не могу поместить, но постепенно буду добавлять информацию.

Наталья Кривенко
Конспект занятия с детьми с РАС

«В ГОСТЯХ У ЗАЙКИ»

Цель : Формировать эмоциональный контакт. Развивать коммуникативные

навыки. Побуждать к простым игровым действиям. Закреплять

геометрические фигуры, различать называть цвета.

Материал : Игрушка-зайчик, мешочек, геометрические фигуры, цветные

Ребята, мы отправляемся в путешествие на поезде.

Загудел паровоз.

И вагончики повез.

Чох-чох, чу-чу,

Далеко я укачу…

Воспитатель «превращается» в паровоз и едет по группе. Дети- «вагончики» .

А мы приехали с вами на полянку. Смотрите кто сидит на полянке. (ребенок в маске зайчика сидит на корточках)

Это зайка. У него есть маленький, пушистый хвостик. Зайка любит прыгать, бегать и грызть морковку.

Игра «Мы на луг ходили» .

Ребята, давайте возьмем зайчика и наш поезд отправится дальше.

Останавливаемся около «Волшебного мешочка» .

Что же в этом мешочке? Смотрите, здесь геометрические фигурки.

Что это? (произношу вместе с детьми ) .

Правильно, это-круг, а это- треугольник. А какого цвета круг?

А какого цвета треугольник?

Этот круг какой по размеру? (большой) .

А этот? (маленький) .

Большие фигурки будут домиками. А маленькие- ключики. Вот вы и попробуйте найти свой замочек.

Д/и «Найди свой домик» .

Молодцы, ребята, все нашли свой домик.

(Если кто-то не нашел, воспитатель помогает вместе с детьми найти свой домик ).

Инсценировка песни «Встаньте дети, встаньте в круг…»

Хоровод «По малину в сад пойдем»

Жук. Смотрите какая у меня «малинка» . А какого она цвета? Правильно красная. А какая она большая. Давайте с ней поиграем.

Игра «Догони малинку» .

Ребята, нам пора домой. Давайте попрощаемся с зайчиком и жуком. Все вместе скажем до свидания. И наш поезд поедет домой.

Публикации по теме:

Слово «аппликация» в переводе с латинского означает прикладывание, это очень древний вид искусства. Аппликации из пластилина на стекле –.

Цель: развивать умение вырезать, приклеивать космическую ракету, сложенную вдвое, космонавтов из бумаги. Определять, называть небесные объекты.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Конспект для детей РАС по песочной терапии «Следы» Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения Задачи: 1. Учить кулачками, ладонями надавливать на песок; 2. Развивать мелкую моторику.

Конспект занятия «Круг - Солнышко» для детей с РАС Цель: преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного.

Конспект занятия с элементами песочной игротерапии с детьми с РАС «Лошадки» Тема «Лошадки» Задачи: 1).формировать представление о геометрических фигурах «треугольник», «круг», «квадрат»; 2) учить сравнивать предметы.

Особенности игры детей с РАС Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации. Не только аутист страдает из-за этой особенности, но страдают.