Психологическая помощь детям с общим недоразвитием речи (ОНР) и их родителям. Ребенок с общим недоразвитие речи — проблема

Общее недоразвитие речи - собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является наруше­ние формирования всех компонентов речевой системы, относя­щихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста быва­ет разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Р.Е.Левиной); ее частичная сформи-рованность - незначительный словарный запас, аграмматич-ная фраза (2 уровень ОНР); развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языко­вой) системе, - словаре, грамматическом строе, связной речи и звукопроизношении (3 уровень ОНР). При нерезко выражен­ном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фо-нетико-фонематическая несформированность речи.

Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с 1 уровнем ОНР зачис­ляются в специальное дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со 2 уровнем ОНР - с 4 лет на 3 года обу-


чения. Дети с 3 уровнем недоразвития речи (с нерезко выра­женными нарушениями речи) зачисляются с 4-5 лет на 2 года коррекционного обучения. В настоящее время основной кон­тингент специальных групп составляют дети преимуществен­но с 3 уровнем общего недоразвития речи.

Характерным для таких детей является недифференциро­ванное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен (в разных сло­вах звук произносится по-разному), сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении.

В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреб­лении слов с переносным смыслом, не используют в речи си­нонимы, антонимы.

Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетиче­ский путь развития речи, свойственный нормально разви­вающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной систе­мы. Коррекция их речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для само­стоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора ра­циональных приемов и методов воздействия необходимо чет­ко определить характер имеющегося у ребенка речевого недо­развития, его глубину и степень, уметь правильно анализиро­вать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.


В сводной группе детей с общим недоразвитием речи по­давляющее большинство составляют дети с моторной и сен­сорной алалией, но могут оказаться и дети с ринолалией и дизартрией, если у них кроме нарушения звукопроизноси-тельной стороны выявляется и лексико-грамматическая не­полноценность. Таким образом, ринолалия и дизартрия могут проявляться двояко: в виде фонетико-фонематической непол­ноценности и в виде общего недоразвития речи.

Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР может быть осуществлена только при условии комплексного медико-


психолого-педагогического воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцирован­ном подходе к ее преодолению.

3. Группы для заикающихся детей

В группы для заикающихся поступают дети с тяжелым на­рушением речи, при котором наблюдаются расстройство рит­ма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повто­рения отдельных звуков или слогов в момент произношения.

Заикание определяют как судорожное нарушение темпо-ритмической организации речи органического (неврозоподобное заикание) или функционального характера (невротическое заи­кание, логоневроз). При любой форме заикания страдает цен­тральная нервная система. Как и другие дефекты речи, заика­ние преобладает у мальчиков, в среднем это соотношение составляет примерно 4:1.

Комплексное воздействие при заикании проводится в сле­дующих направлениях: лечебное укрепление центральной нервной системы (медикаментозное, физиотерапевтическое ле­чение, ЛФК); логопедические занятия по выработке самостоя­тельной, свободной от заикания речи (обычно работа в спе­циальных группах проводится в течение 10 мес-года), работа воспитателя тесно связана с работой логопеда, работа с роди­телями; логопедическая ритмика.

В процессе обучения и воспитания большое внимание уде­ляется развитию психических процессов и функций ребенка: внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней речи, участвующих в развитии интеллекта и личности ребенка в целом. Работа направляется на развитие всех видов деятель­ности ребенка, в том числе и речи как одного из видов дея­тельности. Воздействие способствует нормализации взаимоот­ношения ребенка с окружающими. Как и при других наруше­ниях, преобладает преимущественная игровая форма работы.

В ряде случаев особое внимание обращается на терапию семьи, под чем понимаются нормализация семейных взаимо­отношений, выработка правильного родительского подхода к ребенку с заиканием, определение согласованных требований к речи и поведению ребенка.

Система работы с заикающимися ныне проводится по про­грамме, предложенной С.А.Мироновой. В основе этой про­граммы одновременная работа над речью и изобразительная деятельность детей. Нормализация деятельности и ее речевое сопровождение (речь, сопровождающая действие, завершаю-


щая, планирующая) способствуют преодолению заикания. Работа ведется согласно годовой программе по изобразитель­ной деятельности, которая в свою очередь ориентирована на поквартальное планирование.

Режим работы дошкольного специального учреждения, в том числе воспитательские и логопедические занятия, заня­тия музыкой и физкультурой, подчинены одной цели - пре­одолению запинок, нормализации темпо-ритмической орга­низации речи.

Как правило, заикающиеся зачисляются в специализиро­ванные группы дошкольного учреждения с двух лет, срок пребывания в детском саду - один год, на это и ориентирует программа, составленная С.А.Мироновой. Заикающихся де­тей более старшего возраста (5 лет и старше) зачисляют в специальную группу со сроком занятий 2 года.

Логопедическое воздействие, направленное на преодоле­ние заикания и связанных с ним личностных и поведенческих особенностей детей, помогает им социально адаптироваться в среде правильно говорящих сверстников.

В зависимости от вида психического и речевого нарушения и возрастных особенностей детей определяются форма и ор­ганизация обучения и воспитания. Приемы работы и дидак­тический материал подбираются в зависимости от основных задач, характера каждого определенного занятия. Коррекци-онные задачи подчиняются общеобразовательной программе, гармонично с ней сочетаются.

По мере обучения и воспитания дети приобретают сенсор­ный и речевой опыт, который закрепляется и воспитателем, и логопедом, и дошкольным дефектологом, а также психоло­гом (если такой специалист в учреждении есть).

Программой специального детского сада предусмотрено ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, развитие эле­ментарных математических представлений и другие разделы. Проводятся занятия по изобразительной деятельности и кон­струированию, физкультурные и музыкальные занятия, кото­рые также дают большие возможности для коррекции имею­щихся у детей нарушений.

Зрительное восприятие детей развивается с помощью дейст­вий, направленных на обследование предмета, ознакомление с его строением и функциями, с его качественными характери­стиками. От зрительного восприятия переходят к аналитико-- синтетической работе: выделение составляющих предмет эле­ментов, их сравнение, установление сходства и различия и т.д.


Слуховое внимание и фонематическое восприятие разви­ваются системой специальных упражнений при их постепен­ном усложнении: привлекается внимание детей к неречевым, а затем речевым звукам, детей учат дифференцировать звуки, сначала далекие, а затем и близкие по звучанию (вначале формируются более грубые дифференцировки, а затем все более тонкие, применительно к анализаторной деятельности всех видов: слуховые, зрительные, тактильные ощущения).

Особое внимание обращается на формирование у ребенка деятельности. Развивается ориентировочная основа деятель­ности, на которую опираются в дальнейшей работе, выраба­тываются ориентировка в задании, умение планировать и контролировать выполняемые операции.

Характеристика детей с общим

Недоразвитием речи (ОНР).

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка и др.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения. Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним органическим поражением мозга.

Е. М. Мастюкова придает особое значение в этиологии ОНР перинатальной энцефалопатии, которая может быть гипоксической (вследствие внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах), травматической (вследствие механической родовой травмы), билирубиновой (вследствие несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности).

Р.Е. Левина выделила 3 уровня недоразвития речи:

1-й уровень : у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи.

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои "высказывания" ребенок подкрепляет мимикой и жестами.

2-й уровень : дети используют более развёрнутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено ещё очень резко.

Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных.

3-й уровень : характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

На данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Улучшаются произносительные возможности ребенка. Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Анализируя все три уровня общего недоразвития речи, можно говорить, что у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижения вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и в то же время для определения их компенсаторного фона.

Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния - временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичностъ к речевой недостаточности.

Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.

Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребенка.

В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой недостаточности.

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи (ОНР), обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи, в развитии мелкой моторики общей координации движений ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.


Статья. Специализированная логопедическая коррекционная группа для детей с общим недоразвитием речи.


учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание: Статья рассказывает о том, что такое, специализированная логопедическая коррекционная группа для детей с общим недоразвитием речи. Как в не попасть. Какие необходим предоставить документы. Будет интересна родителям, педагогам дошкольных учреждений, логопедам.

Что делать, если ребёнка направляют в логопедическую коррекционную группу детского сада?
В наше время во многих городах есть в детских садах специализированные коррекционные логопедические группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. К тяжёлым нарушениям речи относят общее недоразвитие речи заикание. Сегодня поговорим об общем недоразвитии речи (ОНР). Интеллект детей, имеющих это логопедическое заключение первично сохранен. Слух – не нарушен. Страдают все стороны речи: звуковая сторона, фонетика, лексика, грамматика, связная речь.
Родители к логопедической группе относятся по – разному. Если малыш очень плохо говорит (I, II уровень речевого развития), заметно отстаёт в речевом развитии от сверстников, и, если это благополучная семья, обычно родители рады, когда им предлагают место в коррекционной группе. Если же ребёнок говорит более – менее понятными фразами, пусть и аграмматичными, родители начинают сомневаться. Многим кажется, что ребёнок догонит сверстников в речевом развитии самостоятельно. А очень плохо говорящие дети в коррекционной группе, наоборот, спровоцируют торможение в речевом развитии. Кто же прав? Давайте разбираться вместе.

Логопедическая коррекционная группа. Что это такое?


Логопедическая коррекционная группа – это отдельная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. У меня группа с ОНР. Набираются в неё дети со всего города начиная с 4 лет на 3 года, с 5 лет – на 2 года. Количество детей – 15 человек. Речевое развитие – разное: от без речевых, до говорящих предложениями, но со стойкими аграмматизмами. Аграмматизм – это ошибки в грамматическом построении предложений, используемых ребёнком в активной речи, а также недопонимание грамматических конструкций при просьбе показать их на картинках. Так ребёнок затрудняется точно показать где стол, а где столы, чашка – чашки; где цветок, а где цветочек, стул – стульчик; где птичка летит под веткой, а где - над веткой; где собака бежит за мальчиком, а где мальчик бежит за собакой.
Направляет их в специализированную группу специальная психолого - медико - педагогическая комиссия (ПМПК). Мама приходит на обследование вместе с ребёнком и не покидает его в процессе общения его с членами комиссии. На ПМПК направляет детей логопед той организации, которую посещает ребёнок. Если малыш домашний, то он обследуется логопедом детской поликлиники, а затем направляется на ПМПК. В нашем городе комиссия ведёт набор в специализированные группы детей с общим недоразвитием речи обычно с марта по май. Дети начинают посещать её в зависимости от того, когда она откроется. Обычно с 1 сентября.
Бывает такое, что логопед не обследует детей 3 – 4 летнего возраста. В этом случае, Вам нужно побеспокоится самим, и, попросить логопеда обследовать Вашего малыша, чтобы не упустить возможность попасть в речевую группу на 3 года.

Какие документы нужно предоставить на ПМПК?
Паспорт родителя (опекуна)
Свидетельство о рождении ребёнка
Заключения от специалистов: педиатра, окулиста, оториноларинголога, невропатолога, психиатра (по показанием)

Кто и какие занятия проводят с детьми коррекционной группы?


С детьми проводят занятия все специалисты детского сада: логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по развитию физической культуры и воспитатели. Проходят усиленные, по сравнению с обычными группами детского сада занятия. Применяется комплексный подход в коррекции речи детей. Причём с логопедом дети занимаются как на индивидуальных (2 – 3 раза в неделю), так и на подгрупповых, фронтальных (4 раза в неделю). Воспитатель проводит свои занятия ежедневно, а вечером и в режимные моменты отрабатывает задания логопеда с детьми (общие и индивидуальные). Дети в коррекционной группе занимаются по специальной коррекционной программе. Мы занимаемся по коррекционной программе Нищевой Н. В. Программа значительно отличается от обычной программы детского сада, она направлена на всестороннее развитие детей с применением коррекционного обучения.
Благодаря специальной программе и усилию всех педагогов, наши дети уходят в школу подготовленными, с определённой базой знаний. Они умеют хорошо читать, писать, анализировать и синтезировать. Кроме того, много времени уделяется развитию связной, правильно оформленной в звуковом и грамматическом отношении речи.

Вывод.
И так, если у Вашего ребёнка логопедическое заключение: общее недоразвитие речи (I, II, III уровня речевого развития), и Вашего ребёнка направляют в специализированную логопедическую коррекционную группу для детей с общим недоразвитием речи, без сомнений соглашайтесь. Ребёнок от этого только выиграет. Без комплексного подхода (педагогических занятий, медикаментозного лечения, отработки домашних заданий с детьми родителями) невозможно преодолеть речевое нарушение, как общее недоразвитие речи. После проведённой коррекции дети уходят в общеобразовательные, а не специализированные школы.

Конспект НОД по устранению предпосылок к нарушению письменной речи у дошкольников c общим недоразвит

Причинами медленного темпа становления связной речи являются недостатки в сформированности всех главных компонентов системы языка. Помимо этого в качестве вторичных причин могут выступать многих психических процессов. Это особенно негативно влияет на формирование навыков монологической речи.

Становление связной речи

Несмотря на большую разницу между и , страдающих ОНР, сам процесс становления связной речи имеет общие черты.

Какой бы речевой патологией ребенок не обладал при сохранении здорового интеллекта формирование речи проходит по трем основным этапам, которые перечисляет в своих работах А.Н. Гвоздев.

В предыдущих статьях мы рассматривали три уровня развития речи (четвертый из рассмотренных уровень признается не всеми исследователями). Так вот эти три уровня можно сопоставить с этапами, предложенными Гвоздевым.

Уровни развития речи по Гвоздеву

Уровень один, который логопеды связывают с отсутствием у ребенка принятых у людей речевых средств, сопоставляется с первым этапом, который согласно Гвоздеву характеризуется обилием однословных предложений. Также в этот период присутствуют и предложения, имеющие два слова-корня.

Уровень два, который логопеды связывают с началом развития фразовой речи, сопоставляется со вторым этапом, который Гвоздев связывает с началом освоения грамматической структуры речи.

Уровень три, который логопеды связывают с развитой бытовой фразовой речью, имеющей проблемы лексического, грамматического и фонетического характера, сопоставляется с третьим этапом, который Гвоздев связывает с периодом, когда ребенок начинает усваивать морфологическую сущность языка.

Речь ребенка с ОНР — недостатки развития

Согласно работам С.Н. Шаховской с ОНР имеет значительные недостатки в своей структурной и семантической организации. Эти дети не способны абсолютно грамотно и связно выражать свои мысли.

У них есть понимание об определенном количестве слов. Также они владеют синтаксическими конструкциями. Однако все это усвоено в ограниченном количестве и применяется в очень упрощенной форме.

Значительно страдает способность продуцировать высказывания, объединять разрозненные элементы структуры в единое целое, выбирать подходящий материал для конкретной цели. Если ставится задача, требующая развернутых ответов, то ребенок начинает делать длинные паузы и часто пропускает нужные смысловые элементы.

Пересказ в развитии речи

В возрасте, когда наступает пора переходить в подготовительную группу, многие дети с ОНР хорошо справляются с упражнениями по пересказу небольших интересных отрывков, они легко придумывают свои рассказы на основании сюжетных картинок.

Это доказывает то, что они способны продуцировать связную речь. Однако стоит сравнить результаты их речевой деятельности с такими же результатами сверстников, как становится понятно, что степень развития речевых способностей у этих детей значительно ниже нормы.

Свойства развитой речи

Хорошо сформированная связная речь характеризуется следующими свойствами: она развернута, логична, ребенок продуцирует ее произвольно без длительных задержек на обдумывание.

И наоборот, проявляется в том, что ребенок не способен установить причинно-следственные связи между двумя и более событиями, он воспринимает реальность слишком узко, ему не хватает усвоенных речевых средств для того, чтобы выразить свою точку зрения, очень трудно дается усвоение монологической речи.

Согласно словам Р.Е. Левиной речь дошкольников с ОНР довольно развернута. Однако заметно то, что они не совсем точно употребляют некоторые лексические значения.

Речь ребенка с ОНР — словарный запас

Словарный запас детей по большей части наполнен глаголами и существительными.

При этом заметно скуден активный словарь, словами которого можно было бы охарактеризовать предметы или описать действия. Трудности в словообразовании мешают использовать в речи все возможные вариации слов, детям трудно подбирать однокоренные слова, использовать суффиксы для образования новых слов.

Часто отдельную часть предмета они называют словом, обозначающим сам предмет. Также они заменяют одни слова другими.

В бытовой речи чаще всего используют простые предложения, крайне редко пытаются простроить сложное предложение.

В результате мы получаем очень бедную связную с ОНР, свойственную дошкольникам с ОНР. Хотя дети понимают логическую структуру события, они способны лишь перечислить действия.

Речь ребенка с ОНР, довольно развернута. Однако заметно то, что они не совсем точно используют некоторые лексические значения. Словарный запас детей по большей части наполнен глаголами и существительными. При этом детям не хватает знания слов, которые можно использовать для обозначения свойств предметов и действий.

Трудности в словообразовании мешают использовать в речи все возможные вариации слов, детям трудно подбирать однокоренные слова, использовать суффиксы для образования новых слов. Часто отдельную часть предмета они называют словом, обозначающим сам предмет. Также они заменяют одни слова другими.

Бытовая речь ребенка

В бытовой речи чаще всего используют простые предложения, крайне редко пытаются построить сложное предложение.

При употреблении предлогов также заметно большое количество ошибок.

Обращенная речь ребенка с онр воспринимается во многом правильно и практически соответствует норме. Ребенок не очень хорошо понимает, как добавление приставки или суффикса влияет на изменение значения слова. Также непросто дается работа с морфологическими элементами, которые необходимы для передачи значения рода или числа.

Нет понимания того, как логическая и грамматическая структура позволяет передавать отношения типа «причина-следствие» между предметами и явлениями, их взаимодействия в пространстве и времени. Все это негативно влияет на развитие связной речи.

Пересказ эти дети выполняют. Но при этом теряется логическая цепочка событий, выпускаются важные части и даже теряются персонажи.

Описательные рассказы

А вот описательные рассказы этим детям даются этим детям очень непросто. Обычно вместо рассказа ребенок просто перечисляет предметы и все его части. Также трудно описать игрушку по плану. В описательном рассказе отсутствует даже и намек на связность. Начатое не завершается, уже сказанное ранее повторяется вновь.

Творческий рассказ

Творческий рассказ также практически недоступен детям с ОНР. Им очень сложно определить замысел рассказа, придумать последовательностью происходящих событий, составить связный сюжет. Так как ребенок не может составить творческий рассказ, он делает попытку подменить его обычным пересказом уже известного ему текста.

В качестве средства общения эти дети могут использовать экспрессивную речь, но только если взрослые поддерживают их в этому с помощью подсказок и вопросов.

Бытовые беседы

Согласно работам Т.Б. Филичевой во время бытовых бесед дети, страдающие ОНР, находят возможность обойти использование трудных для них слов или фраз. Поэтому для окружающих может быть и не заметно, что есть определенные трудности.

Однако если поставить детей в такие условия, при которых они будут вынуждены использовать эти слова или фразы, то тут же становится очевидным то, что в их речевом развитии есть пробелы. Очень редко они самостоятельно инициируют общение. Играя, они не сопровождают игру речевой активностью. И даже не задают взрослым вопросы.

Эти дети свободно используют развернутую речь, однако если есть потребность самостоятельно построить предложения во многих ситуациях им это сделать сложнее, чем обычным дошкольникам.

Если прислушаться к их речи более внимательно, то станет заметно, что среди множество верно построенных предложений часто встречаются и аграмматичные, ошибки которых проявляются в том, что они недостаточно согласованы. Эти недостатки не носят устойчивого характера. В разных ситуациях одна и та же форма грамматики может использоваться полностью верно или с недочетами.

Особенно заметны трудности, когда ребенок пытается построить сложноподчиненное предложение, в котором содержатся союзы. Если ему дают задание составить рассказ на основе картины, то предложение это чаще всего имеет следующую схему: сначала называется герой, далее обозначается его действие. Дополнения в виде вещей, по отношению к которым совершается действие, отсутствуют.

Развернутые речевые высказывания

В работах Т.А. Ткаченко утверждается, что дети с ОНР способны продуцировать развернутые речевые высказывания. Однако если к ним присмотреться повнимательней, то становится заметно, что речь ребенка с онр не четкая, непоследовательная, внимание ребенок акцентирует на внешние особенности, но не замечает отношений типа «причина-следствие».

Особенно трудно таким детям рассказывать что-либо по памяти. Также они не могут справиться даже с простейшими заданиями по творческому рассказыванию. Также при пересказе готовых текстов этим детям сложнее передать их смысл, чем здоровым ровесникам.

Связная речь у дошкольников с общим речевым недоразвитием значительно хуже сформирована, чем у других. Лексический запас крайне беден. Одно и то же слово ребенок может использовать в разных значениях. Он не может воспроизвести логическую цепочку событий и лишь перечисляет совершенные персонажами действия.

Пересказ содержит в себе множество ошибок, связанных с неправильной передачей последовательности действий. Важные смысловые элементы рассказа упускаются, даже теряются некоторые герои.

Описательный рассказ также недоступен их восприятию. Дети просто перечисляют предметы и их части. Им трудно даже просто описать игрушку, которую держат в своих руках.

Творческие рассказы дети выполняют с большим напрягом и часто допускают множество ошибок.

Детям трудно определить, каков заложен замысел в рассказ, они не могут последовательно проследить за развитием событий и описать это в речевых высказываниях. Так как ребенок не способен выполнить творческое задание, то он хотя бы пытается просто пересказать уже знакомый ему текст.

Составить рассказ по картинкам этим детям также дается нелегко. Им трудно выделить и определить для себя главную мысль сюжета, понять логику и запомнить последовательность описанных событий. Дети составляют рассказы так, что в них доминируют внешние впечатления, но не указываются причинно-следственные связи.

Если прослушать пересказ даже короткого рассказа, то заметно, что ребенок не до конца понял смысл сюжета. Это следует из того, что он забывает называть существенные детали, которые играют большую роль в развитии сюжета.

Последовательность произошедших событий нарушается. Ребенок часто повторяет что-то, придумывает несуществующие эпизоды, внедряет в рассказ собственные жизненные события. При этом ему трудно подобрать наиболее точные для описания слова.

Если дать ребенку задание составить описательный рассказ, то мы услышим бедный короткий рассказ, который наполнен повторами, не соответствует предложенному плану. Ребенок просто перечисляет некоторые свойства знакомой игрушки или вещи.

И хотя ребенок способен выстроить развернутое высказывание, он не может передать мысли четко. Изложение очень непоследовательно и отрывочно. В рассказе акцентируется внимание на внешнее впечатление, но не указываются причинно-следственные связи.

Рассказы — воспоминания

Особенно непросто ребятам с ОНР строить рассказы на основе собственных воспоминаний. Творческие рассказы также им недоступны.

Даже если сравнить пересказ этих детей готового образца с пересказом детей с хорошим речевым развитием, то заметно, что разница большая. Также эти дети не чувствуют ритм и рифмы в стихотворениях, поэтому они не могут заучивать их наизусть.

Недоразвитие речи также плохо влияет на некоторые психические процессы. В частности, страдает память. Смысловая память и логическая работают более-менее неплохо. А вот на вербально и продуктивной памяти речевое недоразвитие сказывается.

Этим ребятам непросто запомнить сложную инструкцию, они выпускают из вида некоторые ее составляющие элементы, а также путают последовательность шагов инструкции. Описывая картинки или предметы, они часто дублируют мысли.

Пересказывая готовый образец, дети не способны правильно раскрыть логическую цепочку происходящих событий, выпускают важные моменты, забывают о некоторых героях, показывают непонимание смысла сюжета, повторяют некоторые мысли, прибавляют к рассказу собственные жизненные события, испытывают трудность в том, чтобы выбрать правильное слово.

Описательные рассказы этим детям недоступны. Вместо описания ребенок просто перечисляет все предметы или части одного предмета. Если логопед выдает игрушку и предоставляет план ее описания, то ребенок не справляется и с этим заданием.

Некоторые дети могут только лишь отвечать на вопросы педагога. Экспрессивную речь ребенок может применять для общения только в том случае, если создать для него специальные условия, которые будут включать в себя поддержку и постоянные побуждения говорить в виде вопросов и подсказок.

Если не проявлять внимания к речи этих детей, то они самостоятельно не проявляют инициативы в речевых высказываниях. Очень редко они выступают в качестве инициатора разговора, нечасто вступают в контакт с ровесниками, редко задают вопросы педагогам и даже родителям, играют молча. Коммуникативные способности развиты крайне слабо.

Грамматический строй речи

Так как дети не имеют достаточно развитого запаса слов, плохо владеют грамматическим строем речи, то связная речь ребенка с онр развивается очень медленно.

Поэтому когда наступает время перехода преимущественно ситуативной речи к контекстной, этого перехода не происходит. Дети не могут полноценно участвовать в творческом рассказывании.

Им трудно определить даже главный замысел рассказа, создать последовательность событий в сюжетной линии и уж тем более составить речевую реализацию этого рассказа. Поэтому когда им дается задание составить творческий рассказ, ребята просто пересказывают знакомый им текст.

Согласно работам С.Н. Шаховской дети, страдающие патологиями речи, имеют более богатый пассивный словарь, чем активный. Слова из пассивного запаса очень медленно перетекают в активный.

Даже если имеются представления об определенных лингвистических единицах, дети не применяют это в своей речи, так как не умеют это делать. Языковые средства не сформированы либо сформированы крайне плохо.

Для того, чтобы полноценно общаться с людьми, нужно обладать навыками передачи своих мыслей словами. Для этого нужно уметь строить речевые фразы. Если процесс построения фраз затруднен в результате речевых нарушений, то появляются частые аграмматизмы, которые демонстрируют также и плохое развитие грамматических структур.

Особенности детей с ОНР

В работах Н.Н. Трауготта описываются следующие особенности детей с ОНР.

Большинство эти детей не страдают нарушениями слуха. Их интеллект достаточно хорошо развит. Однако словарный запас достаточно скуден, дети по-особому его употребляют. речь ребенка с онр носит чисто ситуативный характер.

Если какое-то слово усваивается ребенком на занятии, то оно не сразу внедряется в повседневную речь ребенка с онр. если ситуация меняется, то используемые ранее слова как бы «теряются», даже если они были хорошо знакомы и не вызывали проблем с употреблением.

Согласно О.Е. Грибовой, лексическая система дошкольников с ОНР особенна тем, что недостаточно хорошо сформированы звуко-буквенные обобщения.

ОНР – это процесс, который течет медленно и неравномерно, но средства русского языка все же усваиваются. Постепенно пока ребенок растет становится все более очевидным то, что он отстает в развитии самостоятельной речи по сравнению со сверстниками.

Интересно, что первые слова у этих детей появляются примерно в том же возрасте, что и у обычных детей. Однако разница становится заметна тогда, когда все остальные дети начинают объединять слова в сочетания слов, а другие нет.

Дизонтогенез речи

Дизонтонгенез речи проявляется в том, что ребенок долгое время не стремится подражать новым словам, воспроизводит в своей речи в основном только открытые слоги и укорачивает слова, пропуская их фрагменты.

Эти дети не способны выражать свои мысли в речи последовательно и связно. Словесный набор их крайне ограничен. Синтаксические конструкции усвоены также весьма скудно. Поэтому продуцировать собственные высказывания им достаточно сложно.

К трудностям в формировании собственных речевых высказываний относятся долгие паузы, частые пропуски необходимых по смыслу составляющих.

Таким образом, развитие речи у детей с ОНР имеет свои специфические особенности и течет очень медленно. Поэтому многие компоненты речевой структуры долго не формируются.

Так как развитие речи очень медленное, словарный запас содержит немного слов, грамматический строй речи усвоен плохо, чужая речь воспринимается с большим трудом, то все это вместе взятое является причиной, которая препятствует установлению полноценных коммуникативных контактов с ровесниками и взрослыми.

Полноценное общение, как явление, в жизни этих детей практически отсутствует.

Итак, выделим основные особенности, присущие детям, страдающим ОНР:

  • при разговоре с собеседником, при формировании рассказа на указанную тему по серии картинок или одной картине наблюдаются проблемы в логической цепочке повествования, ребенок слишком много внимания уделяет второстепенным вещам, забывая отметить при этом важные моменты, а также повторяет некоторые мысли по нескольку раз;
  • (No Ratings Yet)

Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка детей к успешному обучению в школе. В специализированных дошкольных учреждениях, комплектующих группы детей с ОНР, особенно важно своевременно использовать потенциальные возможности детей данной категории, максимально скоррегировать недостатки в их развитии, преодолеть возможные трудности в дальнейшем школьном обучении.

Дети с ОНР, при первично сохранном интеллекте, не могут самостоятельно овладевать учебными навыками. Более того, процесс обучения детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей, зависит от многих факторов, в частности, от тяжести и структуры речевого дефекта, от индивидуально-типологических особенностей.

Помимо недоразвития всех компонентов устной речи – фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи, для детей с ОНР характерно недоразвитие процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Коррекционно-образовательную деятельность в группах с ОНР ведут учитель-логопед и два воспитателя. Привлекаются наиболее опытные воспитатели. Характелогические особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Воспитатели групп для детей с ОНР сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям, обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых не возможна социализация и полноценное воспитание.

Ключевые позиции в организации коррекционно-образовательного воздействия в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР принадлежат учителям-логопедам, деятельности которых присущи достаточно широкие и разноплановые функции:

  • диагностическая,
  • профилактическая,
  • коррекционно-педагогическая,
  • организационно-методическая,
  • консультативная,
  • координирующая,
  • контрольно-оценочная.

Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом. Однако не следует забывать и достаточно сильном потенциале других участников коррекционно-образовательного процесса: педагогического коллектива, родителей, самого ребёнка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.

Воспитатель помогает логопеду в преодолении ОНР и процессов, тесно связанных с ним, осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных общеобразовательной программой воспитания и обучения дошкольников.

Однако, необходимо помнить, что наиболее значимым и ведущим является коррекционно-воспитательное направление.

Дети, поступающие в группы указанного профиля в пятилетнем возрасте, по запасу знаний, по своему речевому и психическому развитию, поведенческим навыкам отстают на год или на два года от сверстников с нормальным развитием. Их обучение приходится начинать по программе средней группы массового детского сада. В первую очередь это касается занятий по формированию элементарных математических представлений и изобразительной деятельности. Дети с ОНР ослаблены, расторможены, быстро утомляются. Увеличение допустимой по возрасту учебной нагрузки им противопоказано. Поэтому, количество занятий по нескольким дисциплинам должно быть значительно меньше, чем в массовых группах.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений.

В речевых группах воспитатель осуществляет коррекционные задачи:

  1. закрепляет речевые навыки по заданию логопеда;
  2. максимально пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов;
  3. осуществляет систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей на занятиях и в свободной деятельности;
  4. на своих занятиях включает задания на развитие внимания и памяти, стимуляцию словесно-логического мышления детей;
  5. развивают произвольную пальцевую моторику детей.

Индивидуальные занятия по заданию учителя-логопеда воспитатель проводит во второй половине дня. Воспитатель занимается с теми детьми (2-3 ребёнка), которых логопед ежедневно указывает в специальной тетради по взаимосвязи в работе. Важно, чтобы в это время все остальные ребята были заняты тихими играми, не отвлекали занимающихся детей. Для этой цели подходят настольные игры, учитывающие особенности детей, способствующие их развитию и обучению.

Для развития мелкой, произвольной моторики пальцев рук детям предлагаются различные шнуровки, мозаика, нанизывание бус, рисование по трафарету. При трудностях с конструктивной деятельностью детям можно предложить разрезные картинки, игры – пазлы, специальные кубики.

Занятия с детьми желательно проводить в специально обустроенном речевом уголке, который должен быть в каждой логопедической группе. Речевой уголок содержит материал для закрепления всех компонентов устной речи, который постоянно пополняется, обновляется. Ребёнок и воспитатель занимаются перед большим зеркалом, за столом. Воспитатель, повторяя и закрепляя индивидуальные задания с ребенком, способствует устранению грамматических и фонетических ошибок, допускаемых детьми-логопатами.

С чего начать планирование воспитательной работы в группах для детей с ОНР?

В первую очередь, следует адаптировать ребёнка с речевой патологией к новым, непривычным для него условиям пребывания, к новым помещениям групповых комнат, спален и так далее. Нужно выделить время, может быть, провести специальные занятия по знакомству детей с кабинетами, группами, музыкальным, физкультурным залом и другими помещениями детского сада. Первоначально, когда речь детей невнятна, неразборчива, искажена, не рекомендуется требовать от детей развёрнутых высказываний. На данном этапе целесообразно применять такие формы работы:

  • чтение художественной литературы;
  • разучивание стихотворений;
  • просмотр диафильмов, видеофильмов, использование по возможности компьютерных технологий;
  • проведение экскурсий;
  • проведение бесед по картине.

По мере исправления дефектов речи, появляется возможность требовать от детей более полных ответов, рассказов. Когда многие дети начинают овладевать навыками правильного звукопроизношения, тогда можно усложнять требования, разворачивать работу по развитию речи: развивать навыки диалогической речи, работать над развитием структуры фразы, формировать и активизировать навыки связной речи. Логопед и воспитатели учат детей рассказывать по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, по памяти, учат составлять описательные, сравнительные рассказы.

В соответствии с планом работы логопедической группы все, без исключения, занятия содержат и реализуют основные коррекционные задачи, все виды детской деятельности оречевлены. Активно применяется так называемый «речевой режим».

Например, утренняя гимнастика. При выполнении некоторых упражнений, дети чётко произносят слово: «Ух!», «Хлоп!», «Топ!», при приседании: «Тук-тук-тук!», или: «Кап, кап, кап!» Говорить слова дети должны на выдохе. Вначале года даётся 1-2 слова, затем, по методике детского сада, с учётом речевых возможностей детей.

Перед утренней гимнастикой, а так же перед каждым занятием ежедневно следует проводить артикуляционную гимнастику из 2-3 упражнений, хорошо усвоенных детьми и не требующих особого зрительного контроля. Например, такие общие артикуляционные упражнения как «Часики», «Качели», «Барабанщик».

Занятия – основной вид деятельности в обучении и развитии ребёнка. Воспитатели планируют занятия с учётом всех поставленных задач, совместно с учителем-логопедом обговаривают планирование занятий, объективно оценивая достигнутые результаты, намечают дальнейшую работу с детьми.

Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом ребёнка, произнесено и сохранено им в памяти. Для этого, ребёнок должен воспринимать его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен его часто повторять, закреплять не только автоматически, но овладевая при этом навыками самоконтроля.

Закрепляя знания детей об осени, воспитатель уточняет их представления об осенних явлениях вопросами, побуждающими мыслить и повторять про себя:

Как мы узнали, что это осень?

Дети поставлены перед необходимостью анализировать, выделять отдельные признаки осени: стало холоднее; листья желтеют, опадают; птицы улетают на юг и т.п. В разных играх у детей формируются и закрепляются понятия о птицах, овощах, фруктах и так далее по содержанию календарно-тематического планирования работы в группе. Воспитатель предлагает детям назвать овощи со звуком «С» (свёкла, редис, капуста), птиц со звуком «Р» (грач, ворона, сорока).

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструировании воспитатель учит детей не только техническим навыкам: владеть кистью, карандашом, уметь ровно закрашивать, лепить из одного куска, но и решает общеобразовательные задачи, расширяет и обогащает словарь, работает над грамматически правильной речью.

Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадывают загадки. При объяснении воспитатель точно употребляет нужные слова, чётко проговаривает их, задаёт конкретные вопросы. В итоге занятия, при анализе работ, обращается внимание на самостоятельные ответы детей, как они ориентируются на образцы речи воспитателя, как грамматически правильно оформляют свои высказывания.

При планировании занятий по математике в начале учебного года воспитатель может пользоваться учебным материалом предыдущей группы, осуществляя подход к детям, испытывающим затруднения.

Воспитатель должен стараться задействовать различные анализаторы, развивая зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения детей, чередовать различные виды деятельности, соблюдая «охранительный режим» на занятиях.

Музыкальные занятия, пение развивают дыхание, улучшают артикуляцию, подвижность речевых органов, закрепляют поставленные звуки. Пение способствует воспитанию выразительности речи, ладовая окраска помогает правильно интонировать. Музыка влияет на психику и эмоции ребёнка, устраняет стеснение и скованность.

Развитие речи должно рассматриваться в непрерывной связи с деятельностью детей. Слово должно закреплять каждый действенный навык, усвоенный ребёнком. Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру. Очень часто, как уже упоминалось, дети-логопаты не умеют играть. Игры детей 5-6 лет примитивны, соответствуют возрасту 3-4-летнего ребёнка. Не умея создавать сюжет, дети не вступают и в речевое общение.

Воспитатель учит детей играть самостоятельно, правильно планировать и проводить сюжетно-речевые игры. В литературе широко описаны разнообразные приёмы руководства игрой. Но текст подвижных игр лучше разучивать на физкультурном занятии, в утреннее или в вечернее время. Большое место надо отводить и хороводным играм.

При планировании прогулок, воспитатель пишет конкретные наблюдения, продумывает вопросы, которые заставляют ребёнка думать, использует художественное слово. Потом этот материал повторяется на занятиях по закреплению правильного звукопроизношения.

Большой интерес дети проявляют к «Уголку природы». Здесь широкое поле деятельности по развитию речи, активизации словаря, в правильном произношении слов сложного состава и по развитию фонематического слуха. (Определить позицию того или иного звука в составе слова). Работа с детьми в уголке природы развивает умственные способности ребёнка. Почему поблёк цветок, завяли его листочки? – Плохо поливали. Правильное ведение календаря природы развивает и обогащает речь ребёнка, даёт многообразный речевой материал: погода дождливая, небо пасмурное, серое; день солнечный, ясный и т.п.

В практике логопедической группы слабо используются режимные моменты: умывание, завтрак, одевание на прогулку, подготовка ко сну. Бывает так, что воспитатели дают детям однообразные стандартные указания: «Мойте руки!», «Сели!», «Встали!», «Тихо!». Такие отрывочные односложные фразы не способствуют развитию детской речи. Опытный воспитатель старается, разговаривая с детьми, активизировать их речь: «Какое у тебя красивое платье. Кто тебе его покупал?»

Во время еды воспитатель сообщает детям, что сегодня на завтрак, обед. Дети узнают названия блюд и приучаются пользоваться вежливыми словами.

Перед занятием дежурные сообщают день, месяц, число. С отдельными, особенно трудными в речевом общении детьми во время подготовки ко сну закрепить обобщающие понятия «одежда», « постель», загадать загадку, например, про подушку, уточнить названия предметов его личной одежды.

Индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по закреплению речевых заданий можно также проводить, используя утреннее время, когда ещё мало детей.

Таким образом, только комплексный подход в преодолении ОНР у детей, при активном включении всех педагогов и сотрудников ДОУ, является максимально эффективным, способствует оптимальной коррекции речи, повышению уровня речевого развития, формированию общепсихических навыков. Дети могут, в итоге, выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, воспитателя, контролировать себя и товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.