«сюжетная лепка» из опыта работы. Шпаргалка: Обучение дошкольников декоративной лепке


Лепка в дошкольном возрасте является тем видом изобразительной деятельности, в котором ребенок с помощью мягких изобразительных материалов (глины, пластилина, пластика, легомассы, теста и др.) создает объемные образы полной или частичной трехмерности, которые имеют высоту, ширину, толщину.

О пользе изобразительной деятельности

Важными являются положения, обозначенные в исследовании А.Ю.Прищепка, который считает, что во время формирования графических навыков письма шестилетние первоклассники испытывают значительные трудности в плане анализа частей целого, сравнении их с подобными элементами, в определении пространственного расположения предмета относительно его основной части, в малой подвижности мелких мышц кисти руки.

Выводы исследования Н.Ф. Яришевой по развитию пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию показали, что рисование является деятельностью, во

время которой ребенок этого возраста учится ориентироваться не только в пространстве, а и на плоскости листа бумаги.

Во время обучения рисованию возникает сочетание образа, слова и действия, что формирует группы пространственного воображения на предметной плоскости, развитие которых не обеспечивается другими видами деятельности. Во время рисования дети дошкольного возраста накапливают чувственный опыт в сравнении формы, протяженности, направлений.

Накопление такого опыта необходимое для подготовки малышей к школьному обучению.

Итак, изобразительное искусство, и в частности лепка в дошкольном возрасте, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения.

Технология лепки

Под технологией лепки глиной мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу.

Технология формируется приемами обследования предметов (игрушек) и техническими навыками лепки.

Обследование образа дает возможность детям самостоятельно находить приемы лепки. Технология лепки, которой предшествует обследование и изучение конструктивного строения образов, что слепятся, формируется как система двигательных умений, построенных на усвоении ряда навыков обследования натуры.

Исследования многих ученых (Н.С.Ващуленко, Есть.В.Гурьянов, А.Ю.Прйщепа, Г.М.Еременко, Г.М.Рыженко и другие) подтверждают: у шестилетних детей в школе часто возникают трудности из-за несовершенства зрительного и двигательного анализаторов.

Главной причиной недостатков письма у них есть скованность руки, неумение согласовывать действия, приходящихся на разные ее части в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет исправить данные дефекты.

Точность движений рук, связана с деятельностью мелких мышц, еще не весьма совершенная, поэтому рука ребенка мало приспособлена к письму, рисованию.

Лепка в дошкольном возрасте — задачи и содержание

  1. Развитие эмоционального восприятия предметов
  2. Познания свойств и изобразительных возможностей материалов для лепки
  3. Стимулирования интереса
  4. Стимулирование проявлений игровой и моральной мотивации лепки
  5. Развитие перцептивных действий, тактильных ощущений, глазомера, мелкой мускулатуры пальцев рук, эстетических чувств, образной памяти, воображения для конкретного возраста
  6. Воспитание любознательности, сосредоточенности, самостоятельности, выдержки, аккуратности

Лепка в дошкольном возрасте — средняя группа

В средней группе малыши получают знания о форме, строении предметов с опорой на геометрическую основу, о некоторых пропорциях частей изображаемого и передаче их в лепке.

Особое внимание обращается на то, как дети определенного возраста пользуются приемами лепки: сплющиванием, вдавливаниям, загибанием краев, сглаживание, оттягивание небольших деталей, расплющиванием и тому подобное.

Малыши пользуются конструктивным способом лепки и изображают животных (рыбу, зайчика, ежика) из целого куска глины.

Вначале она имеет характер общей лепки педагога с детьми этого возраста, когда взрослый вылепливает самый большой и сложный предмет темы, а дети – меньшие и более простые («Курица с цыплятами»).

Далее дети могут объединять в общие тематические композиции индивидуально вылепленные предметы («Птичий двор»). В конце года детей индивидуально можно заинтересовать лепкой парных сюжетных композиций по сказкам «Колобок», «Заяц и Еж».

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте

Сюжетная лепка открывает для ребенка большие возможности действовать самостоятельно, реализовать личный зрительный и художественный опыт, принимать собственные решения, рассказывать о своих замыслах и художественном опыте, принимать собственные решения, рассказывать о замысле и их реализацию.

Вместе с тем сюжетная лепка способствует совершенствованию качества изображения отдельных предметов и овладению специфическими средствами художественной выразительности в передаче сюжета (взаимодействие персонажей композиции, их размещение на подставке)

Во время лепки передается форма в двух и трех измерениях.

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа начинается еще в предыдущих группах. Лепим те предметы, которые существуют в мире, а также отдельные определенные сюжеты.

Материалы для лепки

Основным материалом для изготовления игрушек являются глина и пластилин. Глиняные игрушки птиц и животных декоративно выразительны, в них четким пластичным силуэтом выделяются голова, туловище, шея. Дети лепят их с удовольствием.

Лепить игрушки можно и из пластилина. Как показывает практика, стоит учить детей работать и с глиной, и с пластилином, учитывая цель задачи и возрастные особенности малышей.

С чего начать обучение лепке

Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера.

Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа.

Использование технологии лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе.

Лепка в дошкольном возрасте через исследовательскую деятельность

Правильному воспроизведению изображаемого в глине должно предшествовать исследовательская деятельность ребенка. Она заключается в том, что воспитатель организует не простое созерцание, а систематическое тактильно-зрительное восприятие, наблюдение и познание основных особенностей изобразительной натуры.

Исследования О.В.Запорожца, Е.И.Игнатьева подтверждают, что любая деятельность имеет подготовительную и исполнительную части. К подготовительной части входит обучение детей тактильно-зрительному восприятию натуры во время ее обследования перед процессом лепки.

Малышей учат способам обследования натуры (игрушки, скульптуры и т. п), знакомят с простейшими геометрическими объемными фигурами (шар, цилиндр, конус, треугольник, круг, квадрат) во время дидактических игр и упражнений: «Найди предмет, похожий на эту фигуру», «Найди предмет, похожий на шар, куб, конус…», «Узнай на ощупь», «На что похож этот предмет?»

Что нужно для лепки

Чтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п).

И.М.Сеченов называл руку «щупальцем» и подчеркивал важность ощупывающих движений рук и глаз в чувственном познании.

Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее.

Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов).

Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия.

Что любят лепить дети

Кроме предметов окружающей среды, дети с удовольствием лепят фрукты, посуду, обобщенные народные игрушки, анималистическую скульптуру и прочее.

Натура, которая обследуется и используется на занятии по лепке, должно быть выразительной и отражать индивидуальные особенности внешнего вида животного (форму туловища, головы, лап, фактуру) с характерными чертами (хитрая, добродушная, зла). Игрушки должны иметь эстетичный вид и разное пространственное положение осанки (стоять, лежать, бежать, сидеть, подкрадываться, спать).

Знакомясь со скульптурой малых форм, дети узнают, какими средствами скульптор передал характерны индивидуальные внешние черты, повадки, позы животного.

Способы лепки

В детском саду для создания изделий из глины или пластилина используют три способа лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ

Конструктивный способ лепки - предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков глины, а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных - с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и тому подобное).

Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму.

Скульптурный способ

Скульптурный способ лепки заключается в том, что изделие изготавливают из одного целого комка глины, применяя такие приемы, как вытяжение с целью удлинения формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезания стекою, сглаживания пальцами.

Такой способ лепки наиболее сложный и требует от детей любого возраста четкого представления о форме, пропорции, конструктивное строение изображаемого.

Комбинированный способ

Комбинированный способ лепки (из целого куска и отдельных частей) сочетает в себе приемы скульптурного способа, которым выполняют основные части предмета, с присоединением отдельно вылепленных частей.

Например, туловище и лапы животного лепят из целого куска глины, а другие части - отдельно и затем присоединяют к основной.

Кроме того, применяют приемы прищипывания, оттягивания. Прием рельефной лепки используют для создания шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб, крыльев птиц. Например, накладывают небольшие кусочки глины на основную форму, а пальцами и стекою оказывают им нужной формы.

Технические приемы лепки

Основные технические приемы лепки связанные с работой руки, в частности пальцев и ладони. В зависимости от формы предмета, действия рук во время лепки бывают разными. Поэтому очень важно научить детей основных технических приемов работы с глиной, пластилином.

Во время лепки используются такие технические приемы, как:

  • раскатывание валикоподобной формы для изготовления удлиненных, круглых, цилиндрических предметов, скреплять валикоподобные формы в виде кольца;
  • скатывание шарообразной формы для изготовления шарообразных предметов;
  • расплющивание шарообразной формы;
  • слепливание расплющенной формы; загибки краев расплющенной формы;
  • вдавливания шарообразной формы;
  • вдавливания валикоподобной формы;
  • обострение и закругления валикоподобной формы;
  • оттягивания глины с основного куска; прилепливания одного куска к другому; оттягивание деталей;
  • примазывания частей друг к другу, защипывания краев формы или отделки ее защипыванием (батон, пирожок).

Раскатывание осуществляют продольными движениями рук в противоположном направлении: правая - вперед, левая - назад и наоборот.

Скатывание - это одновременные круговые движения рук: правая - вправо по часовой стрелке, левая - влево, против часовой стрелки.

Пальцы обеих рук полусогнуты в форме чашечки.

Во время сдавливания и расплющивания руки движутся навстречу друг другу с одновременным нажимом на материал.

Для сдавливания глины надо нажать на нее меньше, для расплющивание - сильнее.

Чтобы получить более точную форму, можно прибегнуть к сплющиванию или расплющиванию глины или пластилина о поверхность доски.

Прием прищипывания близок к оттягиванию.

Тремя пальцами правой руки сдавливают. Тремя пальцами правой руки сдавливают глину, чтобы получить клюв птички или мордочку лисички.

Во время оттягивания кусок глины держат в левой руке, а правой оттягивают частичку.

Вытяжение выполняется движениями обеих рук (одновременно) в противоположные стороны с целью получения удлиненной формы.

Чтобы примазать один кусок глины к другому, сначала надо прижать их и выровнять место соединения пальцем. Сглаживания всей поверхности изделия делают пальцами, ладонью, смачивая пальцы мокрой резинкой.

Соединяют части таким образом: на одном куске глины делают ямку, на втором - прищипывают,чтобы получился, например, клювик птички, который вставляют в ямку, затем куски глины соединяют и пальцем выравнивают место соединения.

Лепка посуды

Дети с удовольствием лепят посуду (миски, блюдца, тарелочки, горшки, чашки) и используют такие изделия в играх.

Можно изготовить некоторые лепные изделия следующими способами: ленточным, выбором основной массы стекою-лопаткой из куска глины; лепкой кольцами.

Например, чтобы слепить чашку ленточным способом, нужно предварительно выяснить с детьми форму, пропорции изделия, определив последовательность работы.

Дно лепят приемом сплющування. Правильность формы глиняного круга уточняют и выравнивают стекою и пальцами.

Затем изготавливают стенки чашки, которые лепят приемом разбрызгивания с валика, длина которого равна длине окружности дна.

Подготовленный валик кладут на доску и раскатывают рукой до нужной ширины, которая и составит высоту чашки.

Полученную форму присоединяют к краям дна, замазывают с внутренней и внешней сторон. Завершается лепка чашки изготовлением ручки и сглаживанием пальцем поверхности.

Лепят посуду и выбиранием глины стекою. Стекою-лопаткой делают в заготовке углубление и выбирают основную массу глины. Затем заглаживают внутреннюю сторону изделия стекою-петлей.

Завершают лепки прикреплением ручки, отделкой внешних стенок и отделке посуды. Выбирать глину следует осторожно, чтобы не поломать, тонкие стенки посуды.

Декоративная пластика

Вызывает живой интерес у детей и мелкая декоративная пластика народных умельцев. Ознакомление старших дошкольников с декоративной пластикой дает им возможность лепить декоративные сосуды (вазы, подставки, сувенирные тарелочки, декоративные кувшины, куманцы), настенные украшения в виде декоративных пластинок, кашпо для цветов.

Прежде чем предлагать детям для изготовления декоративные пластинки с рельефным изображением, надо организовать выставку настенных пластинок с различным содержанием изображения, провести с малышами беседу о рельефные узоры на глиняных пластинах как вид скульптуры.

Рельеф - один из неполных видов скульптуры, в котором все изображение приобретает объемной формы и частично выступает над предметной плоскостью (пластинкой).

Разновидности рельефа - барельеф и горельеф.

Технология лепки из глины

Для изготовления глиняной пластинки нужна дощечка, которую обтягивают бумагой, чтобы не пристала глина. Кусок глины кладут на доску и ладонью прижимают так, чтобы получился пласт толщиной 1-1,5 см, а затем один-два раза хлопают по нему ладонью. Приплюснуть глину нужно еще и для того, чтобы из нее вышел воздух.

После этого стекою ровняют края пластинки, сглаживают поверхность влажной тряпкой и наносят на глину изображения.

Согласно рисунка заготавливают кусочки глины, придают им нужную форму, а затем готовые формы накладывают на рисунок. Края рельефа примазывают к пластинке пальцами или стекою.

Если, например, на пластинке изображен цветок с четырьмя лепестками, то заготовкой серединки будут лепестки, которые прижимаем к рисунку и примазываются пальцами.

Когда декоративная пластинка высохнет, ее снимают с дощечки и в часы самостоятельной художественной деятельности раскрашивают.

Полезно дать детям возможность украшать узором объемные и плоскостные изделия, вылепленные собственными руками. Для этого воспитателю необходимо подобрать простые элементы узора, которые размещаются в композиции с многократным повторением.

Усвоив варианты элементов с величиной, цветом и композицией, дети легко ими пользуются и самостоятельно создают орнамент, чередуя элементы по форме, цвету и содержанию. Лепка в дошкольном возрасте с декорированием открывает безграничные возможности детского декоративного творчества.

Декоративная лепка в познавательном развитии

Декоративная лепка и отделка способствует эстетическому, познавательному развитию детей, привлекает их к активному восприятию произведений народных умельцев.

Декоративная лепка в дошкольном возрасте имеет выполняться из глины, потому что этот пластичный материал можно раскрашивать ангобом и выжигать в печи. Если ангоба нет, то после обжига изделие можно раскрашивать гуашью.

Ангоб - цветная глина, которая используется в технологии художественной керамики. Ангобы изготавливаются из глины и воды.

Глина ангобовых цветов может быть белой, красной, желтой, синей, зеленой, коричневой и черной.

Белый ангоб изготавливается из белой глины, доведенной до консистенции сметаны. Для получения более светлых тонов примешивается мел. Синий, зеленый, коричневый, черный цвета ангоба получают добавлением к белому специальных красителей.

Красный цвет изготавливают из природной глины - красной, а желтый - из природной желтой глины.

На подвяленное глиняную поверхность изделия ангоб наносят кистью путем примакивания. Делают это несколько раз до тех пор, пока ангоб покроет всю шершавую поверхность изделия.

Перед нанесением ангоба изделие нужно подвялить. Повышенная влажность приводит к раскисанию изделий.

Нанесение ангоба на сухие и полусухие поверхности стенок может повлечь за собой отскакивание его во время сушки и обжига.

Излишне разбавленный водой ангоб ложится слишком тонким слоем и не дает желаемого цвета, а очень густой неравномерно покрывает поверхность.

Гуашью раскрашивают высушенные изделия, ангобом - подвяленные. Сначала раскрашивают верхнюю часть изделия, а затем - нижнюю. Когда просохнет первый слой краски, наносят следующий.

Обучение лепке младших дошкольников

Малышей второй младшей группы знакомят со свойствами глины и закрепляют навыки, приобретенные в первой младшей группе.

Обучают таким приемам лепки, как скатывание комка глины прямыми движениями рук, раскатывание куска глины кругообразными движениями рук, деления комка глины на две части, отрывание от большого маленького куска, соединение частей изделия способом придавливания, уточняют понятие «круглый».

Лепка в дошкольном возрасте носит простой конструктивный характер - дети лепят предметы, образы из отдельных кусков глины, соединяя их между собой.

Игрушки животных и птиц подбираются по их характерными особенностями, их основные части (туловище, голова) имеют форму шара разного размера. Итак, дети «составляют» изделие из разных по величине шаров и овалов.



3 votes, average: 5,00 out of 5)

«СЮЖЕТНАЯ ЛЕПКА» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ПОНОМАРЁВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГБCУ СО МО Сергиево- Посадский детский дом - интернат для умственно - отсталых детей «Березка»
Одной из самых привлекательных, мотивированных потребностей ребенка, является элементарная трудовая деятельность. Труд раскрывает ребенку разнообразные стороны окружающего мира, позволяет овладевать различными формами познания, оказывая существенное влияние на развитие мышления ребенка (Я.З. Неверович, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин).

Возможности для интеллектуального развития ребенка, потенциально заложенные в данном виде детской деятельности, приобретают исключительное значение при его недостаточности.
Коррекционной педагогикой накоплен значительный опыт умственного развития проблемного ребенка средствами трудового воспитания, важность которого очерчивалась, прежде всего, необходимостью подготовки этих детей к посильному труду, возможно более успешной их адаптацией в самостоятельной жизни.
Опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, специалисты в области дефектологии создали и обосновали программы трудового обучения и воспитания, особое место в которых отводится формированию полноценной структуры трудовой деятельности, рассматриваемой в единстве реализации в ней двух основных «линий развития»: мышления и деятельности. (Л.С. Выготский) (А.П. Розова, Г М. Дульнев, Б.И. Пинский, С.Л. Мирский).
Вместе с тем решение проблемы умственного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием постоянно находится в центре внимания ученых. Благодаря специальным исследованиям в области мышления детей с умственной недостаточностью стало известно, что овладение первоначальными формами мышления происходит у этой категории детей весьма своеобразно и нуждается в систематическом коррекционно-развивающем воздействии (А.А. Катаева, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева, Г.В. Цикото).
Наиболее эффективными средствами коррекции интеллектуальной сферы признаны различные виды детской деятельности, позволяющие ребенку создавать модель окружающего мира, осваивать все более сложные познавательные задачи внутри них (О.П. Гаврилушкина, Л.П. Носков, Н.Д. Соколова, Н.В. Симонова).
Несмотря на значительные сдвиги в умственном развитии в процессе коррекционного обучения, как отмечают исследователи, весьма существенные недостатки мышления оказываются трудно преодолимыми, решение обозначенной проблемы остается весьма актуальным.
В настоящее время педагоги, специалисты настаивают на том, что развитие мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, а также выполнять разнообразные бытовые действия.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна.
Решением этих, и ряда многих других, проблем я занимаюсь на занятиях лепкой из пластилина.
Давайте вместе отправимся в

В МИР ОБЪЁМНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Лепка из пластилина - один из популярных видов детского творчества.

Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготовляется из очищенного и размельчённого порошка глины с добавлением воска, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Пластилин остаётся мягким и практически не твердеет и не сохнет, не прилипает к рукам.
Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поделки из этого материала в большой мере удовлетворяют любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок.

Пластилин имеет широкий спектр цветов.
Стандартный набор содержит от шести до двенадцати цветов.
При работе с пластилином не всегда подходят «чистые» цвета, иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Структура материала такова, что позволяет создавать дополнительные цвета путём смешивания базовых цветов. Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Помним об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаем новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получим зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получаем пластилин нового качества.

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочее место.
Дети лепят на партах с горизонтальными крышками. Поверхность рабочего места педагога должна быть видна каждому ребёнку.
Оборудование:

Доска - это не только подкладка, чтобы не пачкать парту, - это рабочий инструмент. На доске раскладывают исходные формы. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой;
- стеки (в лепке так называют нож) различной конфигурации - главный рабочий инструмент. Они должны быть небольшими и лёгкими, прямыми, но прежде всего - безопасными. Обычно прилагаются к набору пластилина.
- полоски картона, цветной картон;
- ручки с колпачками, фломастеры - для моделирования различных углублений;
- зубочистки или заострённые спички - для соединения деталей, моделирования углублений, нанесения рисунка.
Большое значение надо уделять уходу за принадлежностями. После работы очищать стекой пластилин с рабочей доски и, если нужно, с парты.

Работа с пластилином имеет ряд особенностей:
- пластилин имеет различную степень пластичности. Рабочее состояние пластилина - это когда кусок мягкий и податливый, легко гнётся и вытягивается, долго сохраняет приданную ему форму, не пачкает руки и от их тепла сильно не размягчается. Подготовленный пластилин не ломается и не трескается, его можно растянуть или сжать;
- при охлаждении пластилин затвердевает, что позволяет созданному изделию оставаться в заданной форме;
- работа идёт сразу в цвете;
- размеры и возможности материала позволяют осуществлять мелкую пластику;
- все перечисленные качества пластилина способствуют созданию из него объёмных изображений.

В процессе занятий дети обучаются разнообразным приёмам действий с пластилином:
- разминание;
- отщипывание;
- сплющивание;
- "шлёпанье".

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ
- Самое главное - вызвать у ребёнка интерес к лепке.
Для решения этой задачи в кабинете есть постоянно действующая выставка поделок. Вновь приходящие малыши видят к чему им стремиться на примере работ старших детей.
- Познакомить детей со свойствами пластилина (он может мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости). С пластилином работать тяжелее, чем с тестом.
- Научить лепить разные фигуры, соединять их в композиции.
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость, развивать художественный вкус и воображение.
- Формировать навыки ручного труда.

ПРИ ЭТОМ КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ ИМЕЕТ КОРРЕКЦИОННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Работа с пластилином способствует развитию координации пальцев, силы и подвижности.
Развивается мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Массаж зоны нервных окончаний ладоней и ногтевых фаланг пальцев способствует развитию внимания, зрительной и двигательной памяти, логического мышления.
Лепка способствует развитию сенсомоторики – согласованности работы глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности работы с инструментами (стека).

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МИР!
По содержанию лепка бывает:
- ПРЕДМЕТНАЯ – вылепливание отдельных предметов, фигурок.
- СЮЖЕТНАЯ – вылепливание целой композиции, предполагающее основу с расположенными на ней фигурками.
- ДЕКОРАТИВНАЯ – лепка на бутылках, компьютерных дисках, тарелках.

ПРЕДМЕТНАЯ лепка самая простая.
Дети осваивают навыки лепки шаров, кубиков, пирамид, и более сложных предметов – фигурки людей и животных.
Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребёнку приёмами, но при этом дополнено новыми, ещё не знакомыми ему элементами.
Предметная лепка базируется на простых геометрических формах – ШАР, ЦИЛИНДР, КОНУС.
И содержит три раздела:
1. Выполнение изделий самых простых объёмных форм: шара, конуса, цилиндра.
Основная задача здесь – научить ребёнка видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать её в изделии.
2. Выполнение более сложных изделий. Исходные формы дорабатываются, усложняются, закрепляются полученные навыки.
3. Выполнение сложных изделий. Изготовление нескольких новых предметов и охват всех полученных навыков: изготовление всех исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

СЮЖЕТНАЯ лепка является логическим продолжением предметной лепки.
Дети передают сюжетные композиции, в которых предметные образы связаны между собой:
- по смыслу;
- размещению в пространстве;
- по пропорциям;
- по динамике.
Сюжетная лепка включает в себя изображение предметов, людей в определённом взаимодействии.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
Занимаясь сюжетной лепкой, ребёнок учится:
- использовать базовые знания предметной лепки;
- изображать композиции из нескольких предметов;
- творчески подходить к решению сюжета;
- использовать свои наблюдения за действиями живых объектов;
- устанавливать предметы в нужном положении;
- дополнять сюжет деталями.

ЗАНЯТИЯ конечно же дают свои плоды.
Заметны улучшения в работе пальчиков у детей.
Улучшается глазомер.
Появились навыки ориентировки на плоскости.
Увеличивается пассивный и активный словарный запас.
Стало проявляться умение работать в коллективе.
Появляются положительные эмоции в процессе коллективной работы.

Таким образом, занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль не только в творческом развитии детей, но и дают хорошие результаты в коррекционной работе.

(Курсовая)

  • Руководство - Работа воспитателя с родителями по трудовой деятельности дошкольников (Стандарт)
  • Ответы по курсу теория и история искусства (Шпаргалка)
  • Шпаргалка (Шпаргалка)
  • Семинары по философии и методологии науки (Лабораторная работа)
  • Презентация - Компьютерные игры для дошкольников (Реферат)
  • Вопросы и ответы к зачету - Основы предпринимательской деятельности (Вопрос)
  • Лекции Курс физики МИСиС (НИТУ) (лекции, семинары, билеты) (Документ)
  • Презентация - Тренажеры для дошкольников (Реферат)
  • Экзамен ФСФР 1.0. Вопросы и ответы (Документ)
  • Шпаргалка - Ответы по социологии управления (Шпаргалка)
  • Ответы к экзамену по дисциплине ИЗО деятельность детей (Шпаргалка)
  • n1.doc

    Сюжетная лепка .

    Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.

    В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы.

    Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп.

    Дети старшей группы уже могут вылепить в течение одного занятия не один предмет, а несколько, т. е. они в состоянии работать над сюжетом. Правда, пятилетним ребятам воспитатель предлагает композицию из однородных предметов, где формы и приемы повторяются, например: «Кошка с котятами», «Собака со щенком». Лепка однородных предметов связана не только с тем, чтобы детям было посильно задание, закреплялся тот или иной прием путем неоднократных повторений,- важно, чтобы они научились передавать соотношение величин (большой - маленький), интересно располагали предметы на подставке.

    В качестве тем для занятий можно взять сюжеты, где один предмет состоит из. нескольких частей и является наиболее сложным для изображения, остальные предметы являются простыми по своему строению и форме и включают в себя не больше 1-2 частей, например: «Заяц встретился с колобком», «Мальчик лепит снеговика», «Девочка кормит птиц». Фигуры девочки, мальчика и зайца состоят из нескольких частей, причем с изображением их дети знакомы: лепка колобка, снеговика и птицы не должна вызывать затруднений.

    Наиболее сложной задачей в работе над данной темой является расположение предметов на подставке. При этом необходимо следить за соотношением величин, элементарно передавать динамику фигур.

    Дети должны уметь изображать фигуры людей и животных в движении, им предлагают темы, включающие в себя знакомые по форме и строению предметы («Мишки играют» и др.). Ребенок может вылепить две однородные фигурки, но придать им разное положение, расположить на подставке так, чтобы они были связаны одним сюжетом.

    Обычно дети 5-6 лет уже не ограничиваются лепкой лишь заданных предметов. Они дополняют сюжет второстепенными деталями: могут вылепить траву, дерево, пень, скамейку и т. д. Но при этом очень небрежно выполняют форму и плохо соединяют части. Ограничивать детей в их стремлении сделать лепку более выразительной за счет дополнительных предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и полного изображения формы основных предметов и плотного соединения частей. Если на данном этапе обучения на это не обращать внимания, то дети привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению предметов на подставке, а это будет большим тормозом в развитии дальнейших умений детей и их творчества.

    Изображение сюжета в подготовительной группе требует от детей активности и самостоятельности в подборе эпизода, в использовании изобразительных и технических приемов, в планировании всей работы.

    Дети этого возраста уже знакомы с приемами лепки разных форм, достаточно хорошо умеют видеть форму в предметах и передавать ее характер в лепке. Возрастные и изобразительные особенности детей 6-7 лет позволяют сформулировать следующие задачи:


    • научить детей самостоятельно подбирать сюжеты для лепки по мотивам знакомых сказок и рассказов, а также из окружающей жизни;

    • использовать знакомые приемы лепки, изображая сюжет, располагать предметы на подставке;

    • изображать изменение формы в зависимости от действия предмета.
    При умелом руководстве воспитателя дети 6-7 лет могут научиться предварительно выбирать и обдумывать тему, причем не только содержание, но и частично материалы к ней: объем глины, длину и количество палочек-каркасов.

    Программа по сюжетной лепке в этой группе связана не только с изображением формы - дошкольники учатся передавать динамику предметов. Ставится задача - достигнуть в изображении движения большей выразительности. Для этого детей учат изображать скульптурные композиции из 2-3 фигур, передавая их соотношения и действия. Исследования и практика показывают, что дети с интересом передают динамичность фигур, но, увлекаясь изображением движения, забывают о форме, на что должен обращать внимание воспитатель. Содержание для лепки можно брать из окружающей жизни: игры и забавы детей на прогулке, дома, по сюжетам любимых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «По щучьему веленью», «Лиса и гуси».

    В сюжетной лепке ребята должны понятно для окружающих изобразить содержание эпизода, т. е. дать 2-3 персонажа в определенной обстановке и взаимодействии. Основной материал для лепки в подготовительной группе - глина, но иногда, для того чтобы дети поупражнялись в лепке мелких деталей, можно им дать цветной пластилин. При использовании его нужно помнить, что появляется новое изобразительное средство - цвет, который делает работу более выразительной, но может и отвлечь от наиболее важного в лепке - формы.

    В подготовительной группе много места отводится коллективной лепке, которая имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Она учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей, радоваться общему успеху, помогать друг другу, сообща решать, какие дополнительные детали нужны для большей выразительности всей работы.

    Темами для коллективной лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, рассказов, сказок, дающие композиции из 3-4 и более фигур. Важно, чтобы работа получилась цельной и не была похожа на макет. Эпизоды для такой лепки нужно подбирать так, чтобы фигурки располагались на подставке недалеко друг от друга, а иногда касались одна другой. Например, из сказки «Репка» можно взять эпизод, когда все персонажи, взявшись друг за друга, тянут ее или все стоят около вытащенной репки, а из «Трех медведей» - момент, когда медведи подходят к своей избушке. Из сказки «Коза и семеро козлят» - берется эпизод, когда козлята стоят вокруг козы.

    Дети могут вылепить воспитателя и себя во время игр, на улице, в лесу или, например, группу первоклассников, идущих с портфелями, причем важно, чтобы фигурки детей были в осенних или зимних одеждах, а в движениях чувствовались энергия и бодрость. Во время коллективной лепки дети должны работать дружно, советоваться, обсуждать ход работы.

    Декоративная лепка .

    Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

    Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.

    Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей.

    Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом).

    Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

    Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно дать задание - изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.

    В подготовительной группе дошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налепа, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.

    Младшая группа (2 – 4 года)

    Двухлетние дети охотно лепят, вернее, манипулируют с глиной, разминая ее ладонями, расплющивая и даже пытаясь отщипнуть кусочек. С этими детьми занятия с глиной проводятся небольшими группами и, главным образом, в форме игры . Дети играют глиной, нагромождая комочки, прикладывая кусочки друг к другу, находя для этих нагромождений названия, хотя сходства с предметами в них еще не заметно. Воспитатель поощряет эти опыты, играет вместе с детьми. Занятия лепкой со всей группой одновременно начинаются только со второй младшей группы, с детьми 3-4-х лет .

    В число предметов, которые воспитатель предлагает изобразить детям, входят хорошо знакомые детям игрушки, предметы, связанные с игрой в куклы (угощение для кукол), простые по форме вещи - овощи, ягоды, фрукты.

    При обучении маленьких детей особенно необходимо, чтобы они хорошо видели руки воспитателя, показывающего приемы работы.

    Словесные пояснения воспитателя должны быть кратки, выразительны, содержать в себе только основное, необходимое.

    С первых же занятий воспитатель учит детей правильно сидеть, не прижимаясь грудью к столу, не сгибаясь над доской, учит правильному положению рук - обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы. Вначале дети лепят ладонями - раскатывают, сдавливают, затем лепят с участием одного пальца и затем с участием нескольких пальцев, отрывая кусочки глины, прикладывая, расплющивая, прищипывая.

    К концу года дети должны научиться аккуратно обращаться с глиной, элементарно передавать основную форму предмета.

    В первый раз, внося глину малышам, воспитатель показывает детям глину, называет ее, объясняет, что из глины можно лепить. Все это - новые, незнакомые для детей слова и объяснение, что из глины можно лепить, - воспитатель подкрепляет показом, что значит «лепить». Он говорит, что из глины можно вылепить интересные вещи, что он сам может вылепить все, что захочет. Тут же, на глазах у детей, воспитатель лепит 2-3 простых предмета - шарик, баранку, лепит и какой-нибудь более сложный предмет, могущий еще более заинтересовать детей - фигурку зайчика, игрушечного медведя.

    Такой прием вызывает у детей интерес к материалу, к действиям с ним, дети с нетерпением ждут, когда им самим дадут в руки этот занятный материал, когда они сами смогут что-нибудь слепить из глины. Иногда, видя большое желание детей попробовать поработать с новым материалом, воспитатель дает им по небольшому кусочку глины сейчас же после такого показа.

    В течение всего года воспитатель продолжает прививать детям навык аккуратного обращения с глиной. Наминая работу, ребенок должен обязательно засучить рукава. В процессе лепки нужно научить его работать над дощечкой, не сорить глиной на стол, на пол, не обтирать грязные руки об одежду, не стряхивать глину с рук.


    Куски глины для работы маленьких детой должны быть небольшими - шарик 3-4 см в диаметре. Если детям дается на данном занятии задание слепить именно шарик, мячик, яблоко, или исходная форма для работы должка быть шарообразной (например, при лепке лепешки, тарелки и пр.), не следует к занятию подготовлять глину в форме шариков. Нужно раскатать глину в цилиндрический кусок и нарезать его ножом на части для каждого ребенка.

    Двух-, трехлетние дети вносят в процесс лепки игру. Это закономерно, и воспитатель не должен отводить их от игры с глиной, со своими изделиями.

    Давать указания малышам нужно в замедленном темпе. Воспитатель должен так стоять перед детьми, чтобы всем детям хорошо были видны его руки, его действия с глиной, результат этих действий.

    Все дети в течение всего, занятия должны сидеть лицом к воспитателю. В младшей группе это особенно важно. Ребенок не может непрерывно повертывать голову, чтобы увидеть, что и как делает воспитатель.

    Воспитатель должен часто тренироваться в лепке, не только для того, чтобы показать детям приемы работы, он должен заранее постараться избежать серьезных затруднений в работе, предусмотреть, какая детям может понадобиться помощь, и быть в состоянии эту помощь оказать.

    Согласно требованиям программы дети в течение первого и второго годов пребывания в детском саду (от 2-х до 4-х лет) усваивают ряд навыков, помогающих им при изображения предметов. Для этого воспитатель показывает им простейшие приемы лепки. На рисунках даны эти приемы и примерные изображения, получающиеся в результате работы. Это кругообразные движения ладоней для получения округлых предметов (яблоки, мячи, шарики), сплющивание между ладонями (лепешки, котлеты, блины, оладьи), продольные движения ладоней для получения удлиненных форм (колбаска), отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шариков (вишни, сливы, яички, драже).

    Далее идет более сложная работа, пальцами - нажим пальцем на глину с оставлением следа (пряники, печенье, пирожные), сгибание столбиков с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сушки, сдобы, крендельки).

    Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомым предметом (фрукты, овощи, ягоды). В конце года дети могут лепить более сложные предметы из 2-3-х частей (грибы, башенки из шариков и колец, погремушки, матрешку, девочку в шубке).

    Малышам можно дать иногда покрасить некоторые изделия в один цвет, например, пряники или пирожки, отделку же производит сам воспитатель.

    Средняя группа .

    Если в группу четырёхлеток все или большинство детей перешли из младшей группы, то работа с ними будет естественным продолжением работы предыдущего года. В начале года воспитатель рассмотрит с детьми ряд хорошо знакомых им предметов, игрушек, напомнит, что они лепили вместе в прошлом году, повторит с ними некоторые приемы работы.

    Нужно, чтобы в первые работы входило кругообразное и продольное раскатывание глины, вытягивание, деление на кусочки, объединение частей прикладыванием.

    Если в группу четырехлеток все или большая часть детей переведена из яслей или пришли из семьи, нужно начать с ними работу по программе младшей группы (трехлеток), но вести ее более ускоренно, давать большее разнообразие в тематике, не останавливаясь долго на первых простых приемах.

    Необходимо достаточное количество упражнений, чтобы дети прочно усвоили приемы.

    Каждое последующее занятие должно нести в себе значительную часть предыдущего программного материала.

    Например, дети усвоили приемы лепки шарообразных и цилиндрических форм. При переходе к освоению нового программного материала - расплющиванию шара ладонями - дети снова упражняются в прокатывании шара.

    Дети, усвоившие уже в предыдущей группе основные технические приемы, могут больше внимания уделить изображению, передавать более сложные формы, лепить предметы из нескольких частей, находящихся в определенных пропорциональных соотношениях по величине.

    Здесь можно уже с середины года заменить членение указания по этапам полным указанием или указанием, разбитым на 2 части, например: при лепке птички воспитатель напоминает им о наблюдении за воробьями, показывает игрушечную птичку - токарную, глиняную, из папье-маше, дает возможность рассмотреть ее, рассказывает, в какой последовательности ее лучше вылепить, обращает внимание на форму головы, хвоста, туловища, на место клюва, ножек, предлагает раскатать глину столбиком, отделить два небольших кусочка - один для головки, другой для подставки (операции а, б, в - рис. 4).

    Воспитатель следит, как дети делят глину, советует одним увеличить, другим уменьшить кусочек, отделенный для головы или для подставки. Затем продолжает указание:

    Теперь сделайте подставочку, скатайте шарик для головы, а из большого кусочка слепите короткую морковку. Это будет туловище. Прилепите шарик к его круглому концу сбоку. Вот и получились туловище и головка. Хвостик вы расплющите пальцами, оттяните коротенький клюв и посадите птичку на подставку, вот так. А теперь попробуйте слепить птичку сами, у нас будет много красивых игрушечных птичек. Мы их раскрасим.

    Можно разбить указание и на три части, вторая часть его - лепка туловища и головы, соединение частей жесте. В третьей части дети производят отделку - расплющивают хвост, оттягивают клюв.

    Темп указания и в этой группе - замедленный, дети должны хорошо усвоить приемы, показываемые воспитателем.

    В средней группе воспитатель продолжает добиваться правильного положения ребенка за столом, аккуратности в работе. И здесь воспитатель ориентирует детей на изображение в лепке очень простых по форме предметов. В результате детской работы получаются игрушки, предметы для игры.

    Некоторые предметы могут быть и более сложными, состоящими из нескольких частей, имеющими много деталей. Дети значительно упростят их, так как воспитатель обратит внимание лишь на главное (туловище рыбки, хвост, плавники). Предмет можно оставить перед детьми в продолжение всего занятия.

    В течение года дети средней группы лепят разнообразные предметы, делая углубление в глине (стакан, горшочек для цветов), вылепливая пальцами мелкие детали для оформления или украшения предмета - округлые (рыбка, торт) или продолговатые (чашка, булка).

    Угощения для кукол становятся разнообразнее, приемы лепки посуды сложнее. Дети делают посуду, приподнимая и обравнивая края сплюснутой формы (миска, блюдце, корзинка); изменяют при прокатывании нажим ладони на одну из сторон (морковка); сжимают пальцами глину, детализируя предмет (печенье «звездочки»); прищипывают концы или края (пельмени, батоны). Прищипывание является переходным навыком, от него ребенку легко перейти к оттягиванию.

    К концу года дети уже способны на основе полученных навыков изобразить несложных по форме животных - мышку, кролика и других. Процесс лепки птички описан выше и показан на рис. 4. Как и в младшей группе, дети объединяют ряд деталей при создании целой фигуры, но детали мельче, их может быть больше по количеству.

    В средней группе» как и в младшей, дети окрашивают лишь некоторые игрушки одним основным цветом (рыбка, птичка, утенок). Те игрушки, которые можно употребить в игре, воспитатель окрашивает и расписывает сам. Иногда, если это нужно, покрывает их лаком.

    Осуществляя комплексный подход к проблеме развития творческих способностей посредством тестопластики, мною разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность дошкольников.

    При организации занятий по тестопластике учитываю уникальную черту детского мировоззрения - необычно, неординарно воспринимать и изображать всё, что не замечают взрослые, представлять несуществующее в действительности. Работу провожу в определённой системе. С этой целью разработала перспективный план, в котором определены время проведения занятий согласно учебному плану, задачи с акцентом на творческое развитие и тематика занятий в соответствие с возрастными особенностями.

    Какие же знания должны получить дети о скульптуре в условиях дошкольного учреждения?

    В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

    Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

    В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относиться к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

    В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

    В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).

    Таким образом, скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

    Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь соленым тестом или пластилином.

    Создание ребенком даже самых простых скульптур -- творческий процесс. Так, шарообразный комок тесты маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик -- кольцом, баранкой. Во время работы с тестой ребенок испытывает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

    Одновременно ребенок осознает различные свойства теста и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

    На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

    Лепка требует иногда особого подхода к организации занятия. Так, в зависимости от объема работы одну тему можно разделить на 2--3 занятия. Лепка предмета и роспись его ангобом требуют несколько удлиненного занятия --30--35 минут. Для демонстрации вылепленной фигурки нужна подставка с поворотным кругом, чтобы можно было рассмотреть предмет со всех сторон.

    Учитывая, что в лепке ребенку легче создать образ, чем в рисунке, изображение многих предметов лучше начинать с пластического решения, а уже потом переходить к условному его изображению на бумаге карандашом или краской.

    Современные исследования и практика работы детского сада говорят о том, что в результате обучения дети дошкольного возраста могут создать выразительный образ, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические приемы, которыми владеет скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей. Например, форма в их работах упрощена: голова человека изображается в виде шара, руки и ноги в виде цилиндров. Изображая дополнительные детали, ребенок почти не отбирает их по степени выразительности, иногда опускает основное и тщательно лепит второстепенные детали.

    Своеобразным является и содержание детской лепки. Если содержанием работы скульптора являются в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что дошкольникам часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они еще не чувствуют красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна цель -- создать предмет, с которым можно играть.

    При соответствующем обучении и руководстве воспитателя дошкольники пользуются стекой, сознательно подбирают каркасы -- палки и применяют их не только для скрепления частей, но и для передачи характерных особенностей формы.

    В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.

    В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом. В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

    Сюжетная лепка по сравнению с рисунком также имеет свою специфику. Если в рисовании сюжетная композиция часто бывает связана с использованием условных приемов изображения (например, изображение человека сбоку передается в рисовании с одной видимой стороны; предметы первого плана изображаются крупно по сравнению с фигурами второго плана и т.д.), то в лепке реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.

    Дети обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет -- это можно наблюдать и в младшей, и в средней, а иногда и в старшей группе. Ребенок может, например, ограничиться изображением девочки и цыпленка в статичном состоянии, но он тут же начинает с ними играть. Передвижение фигур по столу, сопровождение действий речью наполняет лепку ребенка реальной динамикой, делает вылепленные фигуры участниками воображаемого эпизода. Обычно с подобной игры и начинается сюжетная лепка. По мере развития интереса к данному виду лепки, овладения приемами изображения дети выполняют развернутые сюжеты.

    Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее, дополнить лепку деталями.

    Для составления сюжетной композиции прежде всего следует подумать о подставке, ее объеме и форме, а затем вылепить ее, распределить и укрепить на ней предметы. Вначале, как правило, дети не задумываются над объемом и формой подставки, не прикрепляют к ней предметы, часто делают ее тонкой. Форма и размеры подставки не подчиняются общему замыслу, форме и размеру фигур. Происходит это потому, что для детей данного возраста подставка -- это лишь поверхность (пол, земля), на которой располагаются предметы. Воспитатель должен подвести детей к умению делать плотную, достаточно объемную подставку и красиво, логично распределять на ней предметы. Это позволит успешно решать задачи композиционного характера. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

    Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, поворотным кругом и понимать необходимость его использования при обработке предмета со всех сторон.

    Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2--3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

    Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

    Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно, влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

    Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, выполняют декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

    Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются орнаментом, включающим различные декоративные элементы: геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.). Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.

    Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, а главное -- красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой -- печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

    Практическая часть. Конспекты по различным видам лепки:

    1. Конспект предметной лепки «Ежики»

    • ? развивать у детей интерес к лепке;
    • ? у детей 3 лет совершенствовать умение скатывать глину круговыми движениями, учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек;
    • ? детей 4 лет учить лепке ежа по представлению, добиваться выразительной передачи образа.

    Материал: еж -- скульптура малых форм или игрушка, тесто, доски.

    Ход занятия:

    Игровая мотивация

    Воспитатель рассказывает: 9

    «Однажды мама-зайчиха заказала ежику новое платье для Запа. Пришел срок, и они пошли на примерку. Стучали в дверь ежикова дома, стучали -- никто не открывает. Потом слышат, ежик слабым голосом говорит:

    Толкните дверь, она не заперта.

    Вошли в дом -- ежик лежит в постели, болеет. В комнате не прибрано. Еда не приготовлена. Даже воды больному подать некому -- нет у ежика ни жены, ни детей.

    • -- Ах ты, беда какая! -- говорит мама-зайчиха. -- Что же вы нас не позвали, мы бы давно пришли вам помочь -- и лекарство бы принесли, и еду приготовили.
    • -- А как я позову? -- отвечает ежик. -- Я же болею. Я даже дверь вам не смог открыть.
    • -- Приходите к нам жить, -- говорит мама-зайчиха. -- Одному нельзя -- скучно и помочь некому.
    • -- Спасибо вам большое за приглашение, -- сказал ежик. -- Плохо жить одному. Только у вас ведь своя семья, заячья. Вот если бы у меня дети были, я бы их научил шить платьица и шубки. А на ночь рассказывал бы сказки. Подарки бы им дарил -- на день рождения и просто так. Очень жалко стало зайцам ежика. У них-то самих семья большая и дружная».

    Постановка игровой и учебных задач.

    Воспитатель спрашивает, не хотят ли дети вылепить из глины много ежат, чтобы у лесного портного тоже была своя большая и дружная семья. Получив согласие, предлагает научить их лепить ежат.

    Руководство выполнением задания и последующей игрой.

    Показ способа лепки осуществляется после того, как дети вместе с воспитателем рассмотрят ежа-игрушку или ежа -- скульптуру малых форм. В процессе восприятия педагог обращает внимание детей на форму тела, маленькую мордочку, короткие лапки. Детям 4 лет показывает, как изменяется положение тела ежа и его колючек, когда он что-то ищет, рассматривает и т.п.

    Дети 4 лет (1-2 ребенка) могут напомнить младшим последовательность и приемы лепки, объяснить, как процарапать стекой колючки.

    Когда дети закончат лепку, воспитатель делает вид, что берет телефонную трубку и с кем-то разговаривает. Сообщает, что звонит еж, который очень волнуется и спрашивает, на самом ли деле у него теперь будет много умных, красивых и послушных детей. Узнав от детей (хоровой ответ), что это правда, он выражает желание немедленно приехать и забрать ежат в свой лесной домик.

    Воспитатель организует приезд ежа (игрушка) на большой грузовой автомашине. Еж благодарит детей и спрашивает совета, какие имена дать ежатам. Затем говорит, что, к сожалению, у него в домике нет ни кроваток, ни скамеек, ни тарелок, и просит детей сделать из строительного материала все необходимое для его семьи.

    Когда дети начинают терять интерес к игре, воспитатель берет ежа и начинает беседовать с ними. Еж здоровается с ребенком, спрашивает, как его зовут, сколько ему лет. Советуется, чем ему лучше всего кормить своих детей, где можно взять еду. Интересуется, во что можно поиграть с ежатами. Просит назвать самые интересные сказки и самые красивые стихи. В конце беседы еж спрашивает, что ребенок построил для его сына (дочки). Затем благодарит и приглашает прийти к нему в лес в гости.

    2. Конспект сюжетной лепки «Пограничник с собакой»

    Программное содержание. Учить детей в лепке создавать композицию из двух предметов, объединенных одним содержанием, изображать эти предметы в определенном состоянии; передавать характерные особенности формы; устанавливать фигуры на подставке.

    Оборудование. Тесто, поворотный круг, стеки.

    Методика проведения занятия. За день до занятия воспитатель предупреждает детей о том, что они будут лепить пограничника с собакой, и предлагает им подумать, в каком положении может быть пограничник и его собака, когда они находятся на посту. Во время занятия педагог спрашивает детей об этом и просит самостоятельно решить композицию и разместить фигурки на подставке. В ходе лепки воспитатель следит, как работают дети, и помогает им наводящими вопросами передать особенности в строении фигуры человека и животного.

    Примечание. За несколько дней до занятия прочитать детям рассказ о пограничниках, рассмотреть иллюстрации, скульптуру малой формы «Пограничник с собакой», уточнить, какими выразительными средствами пользовался скульптор.

    3. Конспект декоративной лепки по мотивам дымковских игрушек

    Программное содержание: Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек, подмечать и отражать в работе отличительные особенности петуха и курочки: у петуха - гребешок-корона и богатое оперение, у курочки - маленький хвост, небольшой гребешок. Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие.

    Материал: тесто, тряпочки, дымковские игрушки - образцы.

    Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.

    Ход занятия: Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.

    • - Дети, кто-то прискакал к нам на лошади! Давайте посмотрим! Да это птичница из села Дымково! Посмотрите, какая она красивая, нарядная, (Воспитатель вносит подставку с дымковскими игрушками: птичницей, петухом и курицей)
    • - Дети, с кем приехала птичница?
    • - С петухом и с курицей.
    • - Правильно, вот таких петухов и курочек мы сегодня с вами будем лепить, а птичница в конце занятия скажет нам, как удались наши игрушки. Дети, мы с вами уже лепили петуха и курочку, давайте вспомним, что интересного, особенного есть у дымковских игрушек?
    • - Они красивые, у них хвосты изогнутые, пышные, крылья волнистые.
    • - Верно. У дымковских птиц богатое оперение, волнообразное, как меха у гармошки. Но внешний вид курицы и петуха отличается. Какие отличия вы заметили?
    • - У петуха хвост большой, волнистый, а у курицы - маленький. У курицы еще гребешок вверх вытянут, а у петушка шапочкой.
    • - Да, хвост у петуха богаче, больше волнообразных крыльев, а гребешок, как корона. Сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусочек глины, раскатываю, а затем немного сплющиваю (сопровождает показом), пластину делю пополам, чтобы получились два боковых крыла. Затем прикрепляю крыло к туловищу птицы, тщательно примазываю и только потом прищипываю края так, чтобы получилось волнообразно. А кто расскажет, как лепить корону-гребешок?
    • - Сначала надо слепить пластину, затем прилепить к голове, соединить и прищипнуть края.
    • - Правильно, с чего начнете работу?
    • - С деления глины на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.
    • - Как будем лепить птицу?
    • - Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается голова с шеей и хвост, а затем прикрепляются гребешок и крылья.
    • - Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?
    • - Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой, ровной.
    • - Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских птиц. Приступайте к работе. (Воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приемами лепки, подсказывает, помогает советом, ведет индивидуальную работу).

    После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми и с птичницей рассматривают петушков и курочек, отмечают наиболее удачные

    • - У Сардааны петушок красивый, вытянул шею, раскрыл клюв, хочет запеть от радости. Крылья у него волнистые, хорошо прикреплены и отглажены, вид у петушка важный.
    • - Миша сделал курочку-хохлатку, он постарался аккуратно загладить тряпочкой поверхность, такой курочкой всем хочется поиграть.

    В конце занятия птичница благодарит детей за хорошие работы, прощается с ними.

    Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, я решаю ряд очень важных задач: стимулирую творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей; воспитываю интерес к изобразительной деятельности и эмоционально- положительное отношение к ней; развиваю изобразительные навыки и умения; развиваю мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), выделение характерных признаков; развиваю восприятие, воображение, память, внимание, мелкую моторику.

    Особое удовлетворение им доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей или небольшой группы. Такая форма работы дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, развивает привычку к взаимопомощи. Темы таких композиций могут быть различны: «На лугу», «Во дворе», «На дне морском» и т.д.

    Для поддержания интереса к деятельности так же провожу занятии: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-сюрпризы и др. Принципиально важным в организации занятий считаю единство познания и сопереживания, активизацию всех мыслительных процессов, мелкой моторики пальцев рук, обеспечивающих получение качественной продукции детской деятельности.

    Изготавливая поделки из солёного теста, дошкольники выражают впечатления от увиденного в собственном "творческом продукте", полноценно и содержательно общаются между собой и со взрослыми, постигают собственные возможности. Маленькие творцы способны самостоятельно замыслить сюжет, определить его композиционное решение, выбрать и согласовать наиболее выразительные для данного изображения цвет, форму, движения персонажа.

    В качестве фактора, снимающего напряжение, стимулирующего деятельность детей на занятиях широко использую музыкальное сопровождение, это создаёт особый эмоциональный фон, открывает возможности для развития художественной культуры воспитанников.

    Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда использую продукты детского творчества в качестве подарков для родителей и младших воспитанников, сувениров к праздникам, оборудования для театрализованной деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

    Проводимая мною работа раскрывает творческий потенциал, обогащает внутренний мир, развивает интересы и способности каждого ребёнка, учитывая мир чувств, потребностей и эмоций воспитанников.

    По циклограмме совместной с педагогом и самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников, я провожу мероприятия, которые стимулируют к проявлению творчества: игры - драматизации с использование фигурок-персонажей из солёного теста, организация выставок в утренниках, оформление "полочек Красоты" в группах, украшение холла детскими работами.

    Такой подход к организации работы является залогом активного и успешного умственного и художественного воспитания детей, развития их одаренности и таланта, перспектива будущего проявления личности как активной, деятельной, творческой.