Во сколько приучать малыша к горшку. Когда не время «тренироваться» с горшком! Этап закрепления навыков

Маленький ребенок постепенно познает что-то новое в своей жизни, учится чему-то. И развитие навыков отправления естественных нужд в горшок, а не в памперс или колготки, — это один из важнейших этапов в жизни малыша и его родителей.

В данной статье мы подробно рассмотрим, когда следует знакомить его с горшком, а также способы приучения ребенка к горшку. Их на сегодняшний день представлено достаточно много, но ознакомимся мы лишь с наиболее эффективными и популярными.

Важно понять, что эффективность приучения к горшку во многом зависит от психологического состояния ребенка. Малыш должен понять, почему его пытаются посадить на незнакомый для него предмет. Поэтому каждый метод предваряет оценка подготовки «ученика».

В некоторых случаях процесс приучения к горшку может занимать достаточно много времени, вплоть до нескольких месяцев. Поэтому следует запастись терпением.

Общие положения

Горшок – это новый для ребенка предмет, а в некоторых случаях даже пугающий, ведь малыш не понимает, почему его пытаются усадить. Именно поэтому иногда ребенок плачет на горшке и не хочет сидеть на нем. И вот на этом этапе многие родители совершают крупную ошибку, начиная ругать малыша и повышать голос. Естественно, эффект достигается противоположный.

А вот при достижении результата (если ребенок смог сходить в горшок), обязательно должна последовать похвала. Но не следует поощрять кроху различными вкусностями. Достаточно ласковых слов!

Какой оптимальный возраст приучения ребенка к горшку

Практически всех родителей интересует, когда сажать ребенка на горшок. Наиболее оптимальным возрастом для этого является период 18-24 месяца. Часто мамы беспокоятся по поводу того, что ребенку уже год, а он не хочет садиться на горшок. Особенно это ярко наблюдается, если кто-то из родителей хвастается, что их сын или дочка уже справляют свою нужду в горшок.

На самом деле малыш в возрасте до 18 месяцев просто не в состоянии контролировать наполнение своего кишечника и мочевого пузыря. Поэтому он просто не может попросить, чтобы его посадили на горшок. Тут больше работают рефлексы. Т.е. ребенок делает все свои дела, потому что его посадили. Если же родители упустили момент, то мокрые штанишки обеспечены.

1) : рассматриваем основные советы и рекомендации.
2) Как подойти к воспитанию ребенка-меланхолика, .

А вот в возрасте двух лет ситуация совсем другая. Если ребенок в 2 года не ходит на горшок, то тут появляется возможность речевого воздействия, т.е. с ним можно поговорить. Кроме того, в этом возрасте малыш и сам в состоянии связно сказать, чего он хочет.

Возраст 18-24 месяца условный. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Но все же имеются определенные приметы, которые ясно дадут вам понять, что малыш готов к процессу обучения:

  • Если заметно увеличился интервал между мочеиспусканиями. Если он достиг двух часов, то можно смело приступать;
  • Если у ребенка выработался примерный режим опорожнения кишечника;
  • Ребенок уже понимает смысл слов «писать» и «какать». Это может быть еще возраст, когда эти процессы не контролируются ребенком;
  • У ребенка начинает проявляться тяга к самостоятельности. Это нужно всячески поощрять;
  • Ребенок уже обращает внимание на мокрые штаны. Если вы поставили перед собой цель приучить малыша к горшку, то ни в коем случае не ругайте его. Тут делайте больше акцент на том, что ему неудобно и неприятно;
  • Ребенок понимает, для чего предназначен горшок. Ни в коем случае малыш не должен к нему относиться, как к игрушке.

Если же обозначенные признаки отсутствуют, то важно проводить с малышом разъяснительную работу, чтобы развивать определенные навыки. Тут следует быть готовым к тому, что процесс приучения к горшку затянется.

Как приучить ребенка ходить на горшок: основные способы

Сегодня на тему приучения к горшку написано много трудов и даже книг. Детскими психологами разработаны определенные методики, наиболее популярными из которых являются «Методика приучения к горшку за 7 дней» Джины Форд и «Методика приучения к горшку за 3 дня». Но все они сводятся к пяти основным правилам, которые можно даже назвать способами. Ознакомимся с ними более подробно.

Личный пример

В каждом из нас уже на генетическом уровне заложено то, что мы копируем поведение тех людей, которые для нас являются авторитетом. В природной среде такое поведение спасает жизнь детенышам. Поэтому не стоит стесняться. Ребенок должен видеть, что от него требуют и как это делается.

И основным советом по поводу того, как приучить ребенка к горшку, является полное исключение таких слов, как «надо», «должен» и им подобным. Детское любопытство после многократного повторения возымеет свое действие.

Развивайте навык в игре

У ребенка горшок должен быть связан с яркими позитивными впечатлениями. Например, можно сделать импровизированную мишень и положить ее на дно горшка, чтобы ребенок струей попадал в ее центр. Можно поиграть в «морской бой», потопив вражеские корабли. Все тут зависит от фантазии родителей.

Тут важно не переборщить. Откажитесь от использования горшков, оснащенных различными «наворотами», например, рулем. Они будут только отвлекать малыша от основной цели того, почему он сел на горшок.

Поможет смена места

Если у ребенка закрепилось негативное отношение к горшку, то после некоторой паузы предложите ему альтернативу. Попробуйте приобрести детский стульчик с горшком или поменяйте место. Вполне возможно, что он более благосклонно отнесется к таким изменениям.

1) Как сделать физраствор для промывания носа ребенку самостоятельно.
2) В этой статье , мы рассказывали про основные причины появления гайморита у детей.

Создайте ритуал

Этот способ эффективен, так как дети очень любят привычные действия. Наверное, каждые родители сталкивались с ситуацией, когда их ребенок просил много раз подряд посмотреть определенный мультик или почитать книжку.

Попробуйте сделать процесс сидения на горшке с утра определенным ритуалом, чтобы привлечь внимание малыша.

Покажите преимущества взрослого поведения

Если вы не знаете, как ребенка 3 лет приучить к горшку, то этот способ будет наиболее оптимальным. Очертите для него круг привилегий, которые его ожидают, если он сходит по своим «делам» в горшок.

Ни в коем случае не следует использовать принуждение, но последствия должны быть ему известны. Это может быть испачканное сиденье любимого велосипеда или лучшие трусики и т.д.

Процедура повторного приучения к горшку

Иногда возникают ситуации, что ребенок перестал ходить на горшок. Причем это может быть даже в возрасте 3-4 лет. Причины для этого могут быть разные:

  • Смена обстановки. Это может быть переезд, поступление в детский садик и т.д. Такие изменения могут вызвать у малыша протест даже в тех вещах, которые раньше он делал с удовольствием;
  • В возрасте трех лет у малыша начинается переломный период становления его характера. В этот период он стремится сделать все наоборот. В этом случае родителям нужно просто потерпеть;
  • Могут повлиять и семейные проблемы. Если родители ругаются при ребенке, он может замкнуться в себе, что однозначно скажется на его поведении;
  • При прорезывании зубов или болезненном состоянии у малыша мысли направлены в другое русло. Поэтому ребенок может перестать проситься на горшок.

Поэтому при повторном приучении к горшку важно определить причину отказа и направить все силы на ее устранение. И опять же не следует оказывать давления, и будьте терпеливы.

Как видите, приучение ребенка к горшку – сложный и системный процесс. Но при правильном подходе никаких проблем не возникнет. Время при этом может быть затрачено разное, ведь каждый ребенок индивидуален. Поэтому сроки, указанные в различных методиках очень условны. Придерживайтесь указанных пяти способов, и процесс приучения к горшку значительно упростится.

Ребенок растет, и перед каждым родителем встает вопрос о его приучении к хождению на горшок. Споры о том, с какого возраста необходимо знакомить малыша с этим предметом не утихают. Некоторые родители начинают чуть ли не с рождения, другие ждут, когда ребенок научится сидеть, третьи – когда попросится сам.

Поэтому вопрос, когда нужно приучать ребенка к горшку, придется решать каждому родителю.

Тема приучения ребенка к горшку довольно актуальна среди родителей. Со сколько месяцев ребенок может освоить этот навык? Многие стараются начать приучение малыша к походу на горшок как можно раньше, чуть ли не с рождения. При этом ребенка держат над горшком или ванной в течении некоторого времени, повторяя звуки «пись-пись» или «пи-пи» и тому подобное. Со временем у ребенка вырабатывается инстинкт к мочеиспусканию по этому звуку. Однако это всего лишь выработанный рефлекс, и он не имеет никакого отношения к осознанному действию. То есть ребенок выполняет мочеиспускание неосознанно.

По мнению специалистов, физиология ребенка такова, что до 1 года он не ощущает наполненности мочевого пузыря и позывов к мочеиспусканию. Та же ситуация и дефекацией. Только после 12 месяцев, а то и после 1, 5 лет по мере развития коры головного мозга и центральной нервной системы в целом у малыша формируется способность контролировать выделения. И только к трем годам у ребенка формируются стойкие осознанные желания к мочеиспусканию и испражнению.

Поэтому начинать приучать ребенка к горшку раньше года не целесообразно. От физиологической зрелости ребенка зависит, как быстро произойдет освоение «туалетной науки».

Подходящий возраст. Признаки готовности ребенка

С какого возраста начать знакомство малыша с горшком каждый родитель выбирает самостоятельно. Если основываться на физиологии ребенка, то лучше начинать не раньше, чем в 1 год. Вероятно, что 1,5 годовалого малыша научить пользоваться горшком будет еще проще. Однако сильно затягивать со знакомством с горшком тоже не стоит. Чтобы определить, готов ли ребенок к этой науке, стоит обратить внимание на такие моменты в его развитии:

  • Малыш может самостоятельно приседать и вставать;
  • Способен выдерживать перерыв между мочеиспусканием около 2-х часов;
  • Выработался определенный ритм опорожнения кишечника;
  • Ребенок понимает значение слов «пописать», «покакать», может выразить эти желания жестами или звуками;
  • Знает необходимые части тела и предметы одежды;
  • Испытывает неудобство в мокрой одежде, когда описался

Если у малыша есть хотя бы несколько из этих умений, то пришло время для его знакомства с горшком.

Какой горшок лучше выбрать

Определившись с возрастом, во сколько нужно начинать приучение к горшку, родители задумываются о покупке самого этого предмета. Как правильно выбрать горшок для малыша, какой лучше взять? Этими вопросами озадачиваются многие, ведь ассортимент, представленный в магазинах, довольно широкий: горшки-кресла, музыкальные, в виде разных зверей, всевозможных форм и расцветок.

Прежде всего, горшок должен быть удобным и функциональным. Обычный пластиковый горшок вполне подойдет. Ребенок должен комфортно чувствовать себя при пользовании этим предметом. Лучше, если это будет не очередная игрушка, а именно предмет, в который ходят в туалет.

Не стоит давать ребенку просто играться с горшком. Он должен осознать его назначение.

Важно подобрать горшок удобной формы и нужного размера, чтобы не возникало трудностей при его эксплуатации. Для мальчиков удобно использовать модель с выступом спереди, который поможет избежать неприятных луж, когда малыш сидит на горшке. Если у горшка присутствует спинка, то это придаст дополнительный комфорт ребенку.

Этот предмет должен располагаться в досягаемости малыша, чтобы при необходимости он мог самостоятельно воспользоваться горшком.

Процесс приучения должен быть комфортным для всех

Подробно о приучении – этапы

Освоение ребенком горшка требует немало времени и сил со стороны родителей. В приобретении этого навыка можно выделить такие этапы:

  1. Знакомство с горшком. Родители приобретают этот предмет и объясняют ребенку как им пользоваться;
  2. Привыкание к горшку. Малыш постепенно под руководством взрослого учится пользоваться горшком;
  3. Закрепление полученных навыков.

Знакомимся с горшком

Для успешного освоения этого навыка нужно, чтобы был готов не только ребенок, но и родители. Необходимо, чтобы приучение проходило не от случая к случаю, а постоянно. Для этого понадобится время. Нужно подобрать подходящее время, чтобы у ребенка было хорошее настроение. Хорошо начинать летом, когда одежды на ребенке минимум. Наиболее удачно высадить ребенка на горшок после сна, особенно если подгузник сухой. Если у малыша выработался режим опорожнения кишечника, например, утром после завтрака, то можно посадить ребенка на горшок в это время.

На начальном этапе необходимо показать малышу всю последовательность действий: снять трусики, сесть на горшок, пописать или покакать, куда потом вылить, помыть, поставить. Конечно, пока ребенок не сможет выполнять эти действия самостоятельно, но они его заинтересуют.

Обязательно следует похвалить малыша, если он справился как надо. А вот ругать за то, что не сходил куда нужно не стоит. Горшок не должен быть связан с отрицательными эмоциями.

Привыкаем к горшку

Итак, знакомство ребенка с горшком состоялось. Сколько времени займет привыкание ребенка к этому предмету, зависит от его физиологической готовности и от терпения и способа обучения родителей. Кто-то осваивает горшок за 7 дней (Джина Форд «Как приучить ребенка к горшку за 7 дней»), а кто-то месяцами не может добиться нужного результата. Однозначно, что чем в более раннем возрасте ребенка приучают к горшку, тем больше времени и сил потребуется от родителей.

Постепенно вводим горшок не только после сна или после еды, а и тогда, когда нужно по распорядку дня.
В 1,5 — 2 года дети могут подолгу задерживать мочеиспускание. Если последний раз ребенок пописал 2 часа назад, то уже можно посадить его на горшок.

Продолжаем всячески хвалить ребенка за то, что сходил на горшок, и не показываем раздражение, если у него не получилось. Процесс должны сопровождать только положительные эмоции.

Закрепляем навыки

В 2 года ребенок хорошо чувствует наполнение кишечника и мочевого пузыря и потребность похода в туалет. Он понимает, что в мокрых трусах неудобно и неприятно. Ребенок осознанно начинает проситься в туалет. В это время можно приучить ребенка снимать и одевать штанишки, закрывать горшок, а в 3 года – вытирать самостоятельно попу, выливать горшок в унитаз, мыть. Ребенок уже запомнил, в какой последовательности действовать и способен выполнять эти действия.

Поощряйте самостоятельность ребенка, помогайте закреплять полученные навыки и получать новые.

Причины неудач и ошибки в обучении

Не все дети одинаково успешно осваивают горшок. Часто в неудачах виноваты родители. Чтобы приобретение навыка «похода в туалет» стало успешным, следует избегать таких ошибок:

  • Не стоит ругать малыша, если он не хочет пользоваться горшком. Возможно, что он пока не готов, лучше отложить это на пару месяцев.
  • Если малыш сходил мимо горшка или забыл попроситься, не нужно его ругать или выражать недовольство;
  • Горшок должен быть сухим и теплым, чтобы не вызвать у ребенка чувство дискомфорта;
  • Не удерживайте ребенка на горшке длительно;
  • Не усаживайте насильно;
  • Когда ребенок болен или просто капризничает не стоит начинать обучение;
  • Не делайте из горшка игрушку.

Если не все получается так, как вы планировали, посмотрите видео психолога и мамы четверых детей — Марины Романенко:

Когда стоит обратиться к врачу

Бывает, что и после 3-х лет ребенок мочится не на горшок. Не всегда это связано с болезнями, но и пропустить возможное заболевание нельзя. Поэтому если у малыша после 3 лет частые непроизвольные мочеиспускания днем, он постоянно мочится ночью в кровать, то это может быть патологией.

Энурез может быть вызван врожденными отклонениями развития мочеполовой системы, воспалительными заболеваниями и прочими факторами. Часто такое положение может быть вызвано неврологическими проблемами.

Поэтому ребенка необходимо показать врачу.

Почему ребенок не хочет ходить на горшок

Бывают ситуации, когда ребенок категорически не воспринимает горшок и не хочет им пользоваться. Чаще всего такое положение связано с ошибками, которые допустили взрослые при приучении крохи к горшку.

    1. Часто родители стыдят ребенка за его «промахи», смеются или наказывают, унижая малыша и травмируя нежную детскую психику;
    2. Иногда, если ребенка сразу приучают к унитазу, то малыш может его испугаться. Необходимо использовать специальное детское сидение или все-таки приобрести горшок;
    3. Некоторые стрессы или проблемы у ребенка могут привести к его нежеланию садиться на горшок. Не нужно настаивать. Дайте ему время.

В любом случае рано или поздно кроха освоит умение ходить в туалет. Не нужно заставлять его силой.

Мешают ли процессу памперсы

Многие считают, что нахождение ребенка в одноразовых подгузниках мешает освоению им горшка. Однако многие педиатры не согласны с таким мнением. Исследования показали, что малыши в памперсах и без них учатся осознанно ходить на горшок приблизительно в одно время. Это умение связано только с развитием нервной системы ребенка и умением контролировать позывы к мочеиспусканию, которое развивается у ребенка ближе к 2 годам и позже.

Вопреки распространенному мнению, памперсы не мешают процессу

Когда ребенок уже готов к освоению горшка, то помочь ему может соблюдение таких несложных рекомендаций:

    • Дома малыша можно оставлять без штаников и даже без трусов, чтобы легче было воспользоваться горшком;
    • Хвалите ребенка за удачные «походы в туалет»;
    • Если кроха не сходил на горшок, не отчитывайте его за лужу. Напомните лишний раз, что у него для этого есть горшок;
    • Позаботьтесь, чтобы горшок был сухим и теплым, ребенок мог быстро его достать;
    • При высаживании крохи на горшок. Обеспечьте ему тихую спокойную обстановку. Хорошо, чтобы его ничто не отвлекало

Немного усилий и внимания со стороны родителей и малыш обязательно освоит эту «науку».

Мнение доктора Комаровского

Детский врач Комаровский Е.О. советует не спешить с приучением ребенка к горшку. По его мнению, чем раньше родители пытаются привить ребенку это умение, тем больше понадобится усилий с их стороны.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, которые уже умеют делать что-то лучше его. Помните, что каждый ребенок индивидуален.

Процесс обучения ребенка начинается с самых первых дней жизни малыша. И состоит он не только из различных педагогических методик, но в большей части из обычного жизненного опыта - познания мира методом проб и ошибок. То есть ребенок учится всему тому, что видит вокруг себя. Однако наступает время, когда малыша приходится приучать к особой деятельности, которая касается исключительно его. Именно на такой теме хочется сейчас и остановиться. Как (Комаровский и его методика), что нужно делать, а от каких действий лучше всего отказаться, дабы не травмировать психику своей крохи - об этом далее и пойдет речь.

О готовности малыша к горшку

Пока малыш еще очень маленький, он воспринимает горшок как игрушку. Это для него всего лишь предмет интерьера. Кроха еще не понимает всей его значимости и необходимости. Поэтому не стоит ругать своего ребенка, если он начинает с горшком играть. К слову, очень важно не пропустить этот момент, ведь это отличный повод начать приучать малыша к этому неведомому ему доселе предмету. Можно пробовать высаживать на него игрушки, стараться присаживать самого малыша. Но вот если кроха упирается и сильно плачет, пока нужно на время оставить эту затею. Скорее всего, ребеночек еще просто не готов.

Тут стоит сказать о том, что если мамы начинают высаживать своего малыша на горшок в возрасте 8-9 месяцев, и кроха делает все, что полагается, можно говорить только лишь о грамотно выработанном рефлексе. Малыш будет писать в горшок совершенно неосознанно. Этого можно достичь в основном методом тренировок (чаще всего, если используется наказание). О контролируемом мочеиспускании в таком юном возрасте речи быть не может. А все потому, что нервная система ребенка еще совершенно к этому не готова.

Конкретнее о цифрах

В возрасте до одного года горшок для ребенка еще не является осознанным предметом туалета. Как это уже было сказано выше, он воспринимается малышом, скорее, как игрушка или предмет интерьера. До первого года жизни кроху можно, конечно же, с ним знакомить, но это практически ни на что не повлияет и лишь удлинит время обучения. Сознательность, понятие и, главное, первые признаки самоконтроля к малышу приходят примерно в возрасте 18 месяцев. У кого-то это может случиться на несколько месяцев раньше, но в основном - позже. Нужно понимать, что все цифры условны. И надо просто знать своего кроху, чтобы понимать, готов ли ребенок к высаживанию на горшок.

О дневных и ночных высаживаниях

Разбираясь, как приучать ребенка к горшку, Комаровский говорит еще и о том, что нужно учитывать время суток. Если в полтора года малыш может начинать контролировать позывы своего тела в дневное время, то с ночным периодом дела обстоят не так и просто. Ночью детки могут писаться даже до 4-летнего возраста. И в этом нет ничего страшного. Ведь ночного контроля у детей - примерно 3-3,5 года. Родители об этом не должны забывать.

О показателях готовности ребенка

Часто мамы и папы задаются вопросом о том, как приучить ребенка к горшку в год? Можно ли обучить кроху таким навыкам? Педиатры утверждают, что есть определенные показатели, которые расскажут о том, что малыш полностью готов к высаживанию:

  • Горшок для ребенка не страшен, малыш его не боится и иногда даже пытается сам присесть на него, пусть даже и не спуская штанишки.
  • Один из признаков готовности малыша - его умение самостоятельно ходить и садиться.
  • Следующий показатель - ребенок может рассказать родителям о своих желаниях, потребностях организма.
  • Кроха понимает, когда взрослые к нему обращаются с различными просьбами.
  • Один из признаков - ребенок понимает команды родителей.
  • Если ребенок понимает похвалу и поощрения со стороны взрослых, он также частично готов к высаживанию на горшок.
  • Комаровский утверждает, что если малыш показывает свое недовольство полным подгузником или мокрыми штанишками, он также готов к приучению.

Если же все эти показатели или хотя бы большая часть из них присутствуют, специалисты уверены, что можно начинать процесс приучения крохи к своему горшочку.

Время, когда начинать приучение не стоит

Бывает иногда так, что ребенок боится горшка, ему на нем некомфортно находиться. Это свидетельствует о том, что пока еще не пришло время для первых приучений к данному предмету туалета. Однако тут нужно строго разграничивать манипулятивное поведение ребенка и действительно страх или дискомфорт. Иные показатели, которые свидетельствуют о том, что с первыми высаживаниями нужно повременить:

  1. Во время нервного напряжения малыша или его болезни не стоит начинать процессы приучения.
  2. Время перемен - не лучший час для приучения к горшку. Если семья переезжает, вот-вот ждет пополнения и т. д., это и так стресс для крохи. А обучение в этот период и вовсе окажется неэффективным.
  3. И последний пункт - отсутствие вышеперечисленных навыков, которые свидетельствуют о готовности малыша к высаживанию на горшок.

О выборе горшка

С чего должен начинаться процесс приучения? Конечно же, с правильного выбора самого горшка! Каким он должен быть? Производители сегодня предлагают огромнейший выбор. Это может быть музыкальный горшок для детей, в виде лошадки или машинки, со спинкой и без. Доктор Комаровский же советует выбирать самый простой. В таком случае кроха не будет воспринимать горшок как игрушку. А музыкальный горшок и вовсе рискует выработать рефлекс испражняться под музыку, что в результате окажется большой проблемой. Правила выбора этого предмета туалета:

  1. Как уже было выше сказано, горшок должен быть самым простым. Единственное - можно выбрать тот цвет, который наиболее нравится ребенку.
  2. Наличие спинки не помешает. Малышу должно быть удобно сидеть на своем «троне».
  3. Нужно помнить о том, что ножки крохи должны находиться под прямым углом (или же коленки могут быть немного приподняты). Это очень важно, ведь в противном случае кроха рискует заработать геморрой или же трещины прямой кишки, постоянно давя ножками на диафрагму.
  4. Горшок также должен быть максимально устойчивым. Малыш может вертеться, сидя на нем, и если он несколько раз упадет, то может и вовсе отказаться на него садиться.

Этапы приучения к горшку: ознакомление

Итак, как Комаровский советует не спешить, а сам процесс обучения разделить на несколько важных этапов. Первый из них - ознакомление. Так, хорошо, если за покупкой горшка мама отправится вместе со своим ребенком. Кроха сможет выбрать именно то, что ему по душе. Нужно только помнить, что не стоит сомневаться в выборе малыша. Итак, горшок куплен. Теперь его нужно поместить в комнате ребенка на видном месте. Надо постараться объяснить ребенку, что это такое и для чего данный предмет предназначен. Лучше всего свои рассказы проиллюстрировать картинками из книг или же примером высаживания на горшок любимой мягкой игрушки. Не стоит сразу же пытаться посадить туда ребенка. Пусть он свыкнется с новым жителем своей комнаты.

Первые высаживания

Стоит помнить о том, что если ребенок не садится на горшок, не стоит на этом настаивать. Нужно просто на несколько дней забыть об этой науке и отвлечься. А через некоторое время опять попробовать. Так, первые высаживания нужно проводить в самые удобные для испражнения часы: после сна или через полчасика после принятия пищи. В таком случае результат ребенку будет виден. И, конечно же, не стоит забывать, что кроху нужно похвалить после сделанного. Поощрение детьми воспринимается очень позитивно.

Если в первые разы ребенок не желает снимать штанишки и садиться на горшок, можно пока этого не требовать. Хорошо, если малыш хотя бы усядется на этот предмет. Данный период в основном занимает от одной недели до 10 дней.

Сознательные походы

Разбираемся далее, как приучать ребенка к горшку. Комаровский говорит о том, что если кроха уже не боится этого предмета интерьера и спокойно к нему относится, можно высаживать его чаще. Примерно каждые 2-3 часа. Частенько мамы этот период называют «словить попис». То есть родители просто пытаются поймать тот момент, когда ребенок может хотеть испражниться. Это обязательно должно сопровождаться вопросами о том, хочет ли ребенок писать. Формулировать их нужно в удобной для своей крохи форме. Данный этап также длится примерно десять дней.

Однако не стоит полностью привязываться к цифрам. Ведь все дети развиваются по-разному, каждый малыш требует определенного времени для обучения. У кого-то весь процесс обучения может занять срок в полтора месяца, а у кого-то - целых полгода.

О дрессуре и быстрому обучению

Некоторые родители искренне уверены в том, что приучить кроху к горшку можно весьма быстро. Особенно начитавшись статей «приучаем ребенка к горшку за 7 дней» или тому подобных. Сделать это, конечно же, можно. Однако только лишь запугав своего малыша. Да, многие родители хвалятся тем, что их детки в год уже просятся на горшок. Однако они никогда и никому не расскажут, какой ценой они этого достигают. Если бить и ругать ребенка после каждого мочеиспускания в штаны, держать кроху по полчаса на горшке, пока не будет виден результат, добиться быстрого обучения, конечно же, можно. Но стоит ли так издеваться над своим ребенком, коверкая ему психику с самых ранних лет? Как в таком случае поступить - решают только лишь родители крохи.

Как не отбить у малыша желание ходить на горшок

Есть три главных табу, о которых должны помнить все родители:

  1. Нельзя настаивать и заставлять ребенка сесть на горшок, если он этого не хочет делать.
  2. Категорически запрещается удерживать малыша на горшке насильно.
  3. Нельзя ругать кроху за то, что он пописал в штаны. В первое время контролировать позывы своего тела ребенку будет еще весьма сложно.

Если же родители сделали хотя бы одну из вышеперечисленных ошибок, они рискуют отбить у малыша желание высаживаться на горшок. Также нужно помнить, что такое поведение ребенка может быть самым обычным протестом против насильственных действий взрослых. Толку от этого точно не будет.

О подгузниках и горшке

Сколько стоит горшок для детей? Цена его зависит от многих факторов. Самый дешевый из них стоит около 100 рублей, а верхних границ стоимости не уществует. Но, купив этот предмет туалета, нужно помнить о том, что резко отказываться от подгузников не стоит. Тем более что педиатры утверждают, что ношение их никак не влияет на процесс приучения к горшку. На первое время подгузники понадобятся для ночного и дневного сна. Также трудно без них будет обойтись на прогулке. Но постепенно все же придется от подгузников отказываться, но только лишь не в ущерб ребенку.

В качестве небольшого вывода хочется сказать о том, что будет ли у ребенка горшок со спинкой, в виде лошадки или музыкальный, весь процесс обучения зависит только лишь от родителей. Нужно помнить, что важно запастись терпением и спокойствием. Также надо быть последовательным в своих решениях. То есть, решив научить своего малыша, нужно делать это регулярно, не устраивая себе или крохе каникулы на день или даже неделю. И самое главное, весь процесс у ребенка должен быть сопряжен с хорошим настроением. Только в таком случае результат не заставит себя ждать, а сам процесс обучения пройдет без слез ребенка.

Тема «туалетных дел» детишек является одной из самых обсуждаемых на любом «мамском» форуме. Факт того, что малыш рано освоил горшок, является своеобразным показателем эффективности маминых воспитательных навыков. В то же время, все большее количество родителей предпочитают не усложнять жизнь себе и чаду, и продолжают спокойно пользоваться подгузниками до двух-трех лет. В этой статье мы расскажем, как приучить ребенка к горшку независимо от того, в каком возрасте произошло знакомство с данным предметом. Формирование навыка осознанно ходить в туалет может занять от нескольких дней до года, поэтому взрослым изначально стоит сместить акцент с быстроты достижения результата на естественность, мягкость самого процесса приучения.

На первом году жизни ребенок не умеет контролировать мочеиспускание и дефекацию – это обусловлено особенностями развития нервной системы. Всё происходит спонтанно, кроха не умеет терпеть, писает и какает до 2-3 раз в час. Тем не менее, новорожденный способен ощущать дискомфорт при наполнении мочевого пузыря и кишечника, даже не понимая, где ему дискомфортно и почему. Именно на этой особенности основана методика естественной гигиены – высаживание с рождения.

Малыш начинает беспокоиться на груди, сучит ножками, или наоборот замирает. Мать, вовремя улавливая такие сигналы, помогает ребеночку, придав его телу наиболее физиологичную позу – держит его под коленки над ванной. Наблюдения показывают, что постепенно такие детки научаются терпеть, в возрасте 6-8 месяцев они остаются сухими всю ночь и во время прогулок.

Возраст, когда карапуз начинает осознанно контролировать туалетные дела, варьируется от полутора до двух лет. Этот промежуток и считается идеальным для приучения к осмысленному пользованию горшком.

Признаки, свидетельствующие о физиологической и психологической готовности детей осваивать новый способ справлять нужду:

  • Способность понимать речь взрослых, откликаться на просьбы, объяснения;
  • Физическая развитость (уверенно садится, ходит, присаживается на корточки и встает);

Двух-трех часовые перерывы между пописами,

  • Наметившийся ритм туалетных процессов;
  • Умение вербально или невербально обозначить свое желание пописать или покакать;
  • Выражение недовольства, вызванное мокрыми, грязными трусиками;
  • Уход от пописов во время дневного и ночного снов.

Учтите, что успешное приучение к горшку возможно лишь тогда, когда чадо находится в расслабленном, спокойном состоянии, поэтому начинать лучше в периоды отсутствия стрессовых ситуаций. Не столь значимо, во сколько приучать ребенка к горшку, гораздо важнее получить устойчивый положительный результат, поэтому не стоит затевать деликатное обучение в моменты семейных конфликтов, во время переезда или начала посещения детского садика.

Как выбрать горшок

Сегодняшний выбор ночных ваз поражает разнообразием форм, функций, размеров и материалов. Большая часть «тюнинга» не имеет практической ценности, являясь всего лишь средством увеличения цены, а в некоторых случаях – пугающим фактором, например музыка или подсветка. При покупке горшка обратите внимание на следующие моменты:

  • Устойчивость;
  • Наличие съемной крышки;
  • Высокая спинка;
  • Размер – ребенок должен удобно располагаться на горшке;
  • Отсутствие отвлекающих спецэффектов (музыкального, светового сопровождения, прикрепленных игрушек);
  • Выбирайте пластиковые модели – они наиболее теплые;
  • Анатомичность: мальчишкам подойдут овальные ночные вазы с выступом впереди, девчушкам – круглые;
  • Если вы много путешествуете, приобретите разбирающийся дорожный горшок.

Удачным ходом может стать предложение малышу поучаствовать в выборе своего нового предмета гигиены. Покажите маленькому непоседе картинки наиболее понравившихся вам моделей и позвольте ему выбрать окончательный вариант.

Уход от памперсов – создание благоприятных условий

Правильное приучение к горшку основано на соблюдении простых рекомендаций, позволяющих сделать процесс легким, мягким, естественным, а иногда более быстрым. Что делать, чтобы снизить частоту «аварий» и настроить детей на нужный лад?

  • Пожалуй, самое сложное для родителей – снять памперсы. Сразу или постепенно, но от них придется отказаться, смирившись с тем, что придется регулярно вытирать лужи. Чтобы минимизировать разрушительные последствия на напольные покрытия и мебель, можно: сделать непромокаемые чехлы на диваны, временно убрать ковры, следить, чтобы голопопый ребёнок не находился на постели.

Решить проблему луж помогут многоразовые тканевые подгузники на кнопках. Внутренний флисовый слой пропускает влагу, однако остается влажным и грязным, сигналя карапузу о дискомфорте, следующем после испражнения в штанишки. Наружный плотный влагостойкий материал препятствует образованию луж на полу.


Логичнее всего начать приучение ребенка к горшку весной или летом. Минимальное количество одежды значительно облегчает процесс как для родителей, так и для ребенка, которому придется предварительно снимать все вещи.

Не оставляйте кроху сидеть на горшке дольше 3-4 минут, старайтесь не совмещать туалет с играми или чтением книг. Подобная тактика чревата тем, что маленький человечек будет подолгу засиживаться на своем «троне», а дела так и не будут сделаны.

Пять этапов приучения к горшку

Чтобы научить отпрыска осознанно ходить на горшочек, взрослым нужно последовательно пройти пять основных стадий знакомства с этим нужным предметом гигиенического обихода:

  1. Для начала малышу показывают горшок, объясняют, что с ним нужно делать. Для демонстрации процесса можно использовать специальную резиновую игрушку с отверстием, которая умеет «писать». Уделите внимание сопутствующим действиям – пусть ребенок сразу учится снимать штанишки, вытирать попу, опустошать, мыть новый «туалет», относить его на место.
  2. Следующий этап – ненавязчивое высаживание в определенное время: «вокруг» снов и прогулок, через 10-15 минут после еды. Делать это нужно максимально дружелюбно, без настаиваний, уговоров, важно не вызвать активное сопротивление крохи.
  3. Убедившись, что малышок согласен пробовать новый способ справлять нужду, начните оставлять его без памперса – сначала в дневное время, а когда карапуз будет оставаться сухим до утра, то и на ночь.
  4. Следующий шаг – поощрение ребеночка, если у него получилось пописать или покакать в горшок. Не нужно слишком бурной восторженной реакции, но стоит отметить, что дитя растет, взрослеет, учится, успешно справляется с новыми задачами.
  5. Закрепление результата происходит тогда, когда родители замечают желание малыша сходить в туалет и своевременно предлагают ему это сделать. Постепенно отпрыск научится самостоятельно справляться со своими гигиеническими нуждами.

Семидневная и трехдневная методики

Известная британская няня, создательница книг по взаимодействию с детьми Джина Форд разработала систему воспитания «Довольный малыш», которая включает в числе прочих отвечает на вопрос «Как быстро приучить ребенка к горшку?» — авторка утверждает, что результата можно достичь за неделю.

Семь дней

Данную схему можно применять, если малышок умеет снимать, надевать трусики, выполнять просьбы взрослых. Методика пошагово описывает, как приучить ребенка к горшку — в год и 6 месяцев с помощью мамы и ее пристального внимания карапуз способен освоить новый способ гигиены в течение недели.

В эти дни лучше находиться дома, совершая недлинные прогулки, не принимать гостей и не отвлекаться на серьезные дела – понадобится постоянно следить за ребятенком, тесно с ним взаимодействовать.

День 1. Утром снимите с чада подгузник, объяснив свои действия: взрослые детки пользуются специально отведенным для испражнений местом, как мама с папой, таким образом соблюдается чистота и аккуратность. Посетите туалет вместе, покажите, как все происходит, посадите детку на ночную вазу на 7-10 минут. Если желаемого не произошло, надевайте трусики и попробуйте снова через 15 минут. Так проведите весь день.

День 2. Продолжайте действия первого дня. Попытайтесь отследить по поведению крохи, когда он готовится совершить «туалетные дела».

День 3. Выходите на прогулку, не надевая памперс. Подождите, пока отпрыск пописает, потом собирайтесь на улицу. Расскажите, что во время гулянки можно будет сбегать в кустики или (если прогулка во дворе) дойти до дома. На улице интересуйтесь каждые 15-20 минут, не хочет ли малыш в туалет, следите за сигналами.

Дни 4-7. Тактика остается той же, мама и ребятенок уже находятся на одной волне и понимают друг друга. «Осечки» все еще случаются, это нормально, однако если ваше взаимодействие взаимодействие в предыдущие дни было достаточно тесным, вы очень быстро научитесь угадывать, когда нужно предложить присесть на горшок.

Магические три дня

Еще одна экспресс-методика, набирающая популярность последнее время, — техника трех дней. Попробуйте этот способ, если:

  • Малышу от полутора до двух лет;
  • Он остается сухим два часа подряд;
  • Не хочет надевать памперс;
  • У него устоялся определенный ритм дефекации.

Примерно за неделю до трехдневного цикла сделайте следующее:

  • Принесите и покажите крохе горшок;
  • Купите удобные трусики, пусть детеныш сам выберет модель, цвет, картинки;
  • Напоминайте о том, что скоро произойдет важное событие, новый этап, малышу предстоит ответственное дело, и вы очень рады за него (только не переусердствуйте, придавая слишком большое значение «горшочному» навыку);
  • Продумайте, чем вы будете заниматься дома, отмените все дела, встречи, гостей.

Теперь можно начинать:

День 1. Постоянно наблюдайте за ребеночком, стараясь уловить каждое побуждение к туалетным делам. Если видите, что чадо куксится, беспокоится, напрягается, замирает – сажайте его на горшок, объясняя, для чего. Если процесс мочеиспускания или дефекации уже начался, аккуратно подставляйте горшочек, чтобы в итоге кроха уловил взаимосвязь. За успех – хвалите (смотри, ты пописал в горшок, это очень по-взрослому), промахи игнорируйте. Каждые 15-20 минут предлагайте пописать. На сон наденьте памперс.

День 2. Организуйте прогулку, захватив с собой смену белья. Выходите только после того, как кроха пописал и покакал. Гуляйте рядом с домом, так вы будете чувствовать себя уверенней.

День 3. Добавьте еще один выход на улицу. Дома продолжайте делать все то же, что и предыдущие два дня. Усаживать на новый «туалет» при каждом позыве помочиться или опорожнить кишечник, радоваться попаданиям. Предлагать сходить в туалет после и перед прогулкой, отдыхом, приемом пищи.

Положительный результат достигается только в тех случаях, когда кроха справляет нужду в горшок каждый раз, без промахов, поэтому самое важное – обеспечить ежеминутный контакт со взрослыми, которые будут пристально следить за своим отпрыском. Обычно приучение проходит легче, если эти три дня с малышом заняты мама и папа, вместе.

Отказ садиться на горшок

Успешно приучить ребенка ходить на горшок возможно при условии, что дитя не оказывает сопротивления, не боится, понимает предназначение этого предмета, согласен пробовать взаимодействовать с ним. Даже если процесс обучения организован максимально мягко, в какой-то момент может произойти так называемый «откат», вызванный рядом причин:

  • Резкая негативная реакция родителей на «аварию»;
  • Падение с туалета или громкий внезапный звук, напугавший малыша однажды во время дефекации или мочеиспускания;
  • Кризис развития, болезнь, запор;
  • Стресс, вызванный переездом, скандалом в семье, началом посещения детского дошкольного учреждения.

Подбор статей на тему «Когда стоит начинать приучать ребенка к горшку »

Доктор Комаровский.

Статья «Дорога к горшку»

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.

Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.

Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.

Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!

Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...

И это предмет отдельного разговора.

Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

* * *

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.

Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!

С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?

Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

И, прежде всего, вот о чем.

Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?

Ответ однозначен - немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.

Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.

Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?

Рано, это когда - в полгода или в год? Поздно, это когда - в три года или в четыре?

И ответа однозначного здесь нет и быть не может.

Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими!

Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;

Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;

Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.

Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.

Итак, вы решили, что действительно пора.

Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.

Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.

Этим мы и займемся, пожалуй.

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.


Успешность переучивания определяется тремя факторами:


- Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).

- Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.

- Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.


Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание . Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»...

Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек -частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.


Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается - подождите . Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

- Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

- Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.

- Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.


Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1 года до 3 лет.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.


К таким признакам относятся:

- установление более или менее стабильного режима дефекации;

- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

- знание частей тела и названий предметов одежды;

- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

- демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».


* * *

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.


5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - «Это горшок, на нем писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается...

Итоговое наблюдение из практики.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.


***

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, т.к. нет строго определенных правил и возраста, у всех детей это происходит по-разному. Мальчики отстают от девочек, потому что им труднее управлять мышцами, задействованными в этом процессе.

Чтобы малыш научился пользоваться горшком, необходимо, чтобы он достиг определенного уровня развития. Это происходит между 12 и 18 месяцами его жизни, когда стенки мочевого пузыря становятся достаточно сильными. Необходимо также научить ребенка просидеть, не уставая, на горшке примерно 10 минут, что не удается раньше годовалого возраста.

В течение первого года большинство детей почти не чувствует деятельности своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается наполненной, содержимое выталкивается. Наблюдательная и внимательная мама легко «поймает» этот момент и посадит на горшок. Однако это не означает, что она приучила ребенка к горшку.

В начале второго года жизни ребенок начинает ощущать наполненность прямой кишки. Он уже может контролировать себя в этом процессе. Контроля за мочеиспусканием добиться гораздо труднее. В возрасте 16-18 месяцев мочевой пузырь способен удерживать большое количество мочи, и штанишки остаются сухими в течение двух, а то и более часов - значит, настало время ПРИУЧАТЬ ребенка к ГОРШКУ. С этого момента необходимо держать горшок под руками и высаживать ребенка каждые 2 часа. НО НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ. Если делать это чаще, проявляя нетерпение, это занятие малышу очень скоро надоест.


***

Единого правила тут нет. Все зависит от скорости развития малыша. Как правило, сдерживать позывы к дефекации и мочеиспусканию ребенок умеет уже к полутора годам, а к двум начинает контролировать процесс освобождения организма от отходов жизнедеятельности. Вот тогда-то и имеет смысл приучать его к горшку. Купите пластиковую яркую модель, можно в виде животного, растения, и поставьте ее в комнате на видном месте. Пусть ребенок привыкнет к новому объекту реальности.

Через неделю раз в день высаживайте ребенка на горшок в одежде. Если он ведет себя спокойно, явно не испытывает неудобств, сажайте его на горшок сразу после того, как он сходит в подгузник. Подгузник же кладите в горшок. Тем самым вы наглядно продемонстрируете его предназначение.

Осознанная потребность использования горшка сформируется у ребенка только к трем годам. До этого времени запаситесь терпением и ни в коем случае не ругайте малыша за то, что он намочил штаны.