Ребенок в 6 7 лет психология. Право на собственные решения

Анатомо-физиологические особенности

Седьмой год жизни - продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113-122 см, средний вес - 21-25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий - способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии - способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста являет¬ся проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания - 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память . К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо¬мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти - наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление . Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8 последовательных картинок.

Воображение . Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения - вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период - сензитивный для развития фантазии.

Речь . Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Основные компоненты психологической готовности к школе

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).

Интеллектуальная готовность . Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

6 – 7 ЛЕТ

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.

Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию. В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет. Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.

Каковы же они – наши первоклассники?

Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.

Направления развития Умения и особенности развития

1 Социальное развитие

Умеют общаться со сверстниками и взрослыми;

Знают основные правила общения;

Хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

Способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы)

Стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;

Тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

2 Организациядеятельности

Способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;

Могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;

Способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;

Способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;

Способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Речевое развитие

Способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов

Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов)

Грамматически правильно строят предложения

Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать

Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль

Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно

Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Интеллектуальное развитие

Способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей

Проявляют самостоятельный интерес к животным, кприродным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов

С удовольствием воспринимают любую новую информацию

Имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни

Развитие внимания

Способны к произвольному вниманию, одна¬ко устойчивость его еще не велика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка

Развитие памяти и объема внимания

Количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2)

Преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии

Дети способны к произвольному запоминанию

Умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала

Значительно легче запоминают нагляд-ные образы, чем словесные рассуждения

Способны овладеть приемами логического запоминания

Не способны быстро и четко переключать внимание с од-ного объекта, вида деятельности и т. п. на другой

Развитие мышления

Наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление

Доступна логическая форма мышления.

Зрительно-пространственное восприятие

Способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - внизу, справа - слева и т. п)

Способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб ит. п.)

Способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом

Способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей

Зрительно-моторные координации

Способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального:то, что удается одному ребенку, мо¬жет вызвать трудности у другого

Слухо-моторная координация

Способны различать и воспроизводить несложный ритми¬ческий рисунок

Способны выполнять под музыку ритмичные(танцеваль¬ные) движения

Развитие движений

Дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений

Способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей

Способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.

Способны выполнять сложнокоординированные гимнас¬тические упражнения

способны к координированным движениям пальцев,кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.

Способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.)

Способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах

Личностное развитие, самосознание, самооценка

Способны осознавать свое положение в системе отноше¬ний со взрослыми и сверстниками

Стремятся соответствовать требованиям взрослых,стремятся к достижениям в тех видах деятельности,которые они выполняют

¬самооценка в разных видах деятельности можетсуще-ственно отличаться

Не способны к адекватной самооценке. Она в значитель¬ной степени зависит от оценки взрослых(педагога, воспитателей, родителей)

Мотивы поведения

Интерес к новым видам деятельности

Интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них

Проявляют познавательные интересы

Устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

Произвольность

Способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил)

Способны проявить настойчивость, преодолевать трудности

Из таблицы видно, что различные сферы шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный ин-дивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.

Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то несправляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа... Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть не совсем перестали, но, если раньше его любили, безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Отношение родителей ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или неудачами ребенка, более того, родители долж¬ны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым.

В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищем, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать. Почаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах.

В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед.

Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.

В возрасте от 6 до 9 лет мальчишки вступают в первый период этапа подросткового взросления. Именно сейчас родителям предстоит познакомиться с «прелестями» срывов и внезапной смены настроения. Именно сейчас у вашего ребенка начинается важный период : становления характера, формирования взглядов на жизнь, самоопределения границ понятий «что такое хорошо» и «что такое плохо». Раньше малыш многое делал потому, что «так мама сказала», иногда не задумываясь о том, чего же по-настоящему хочет он сам. Теперь все изменится, и это будет не просто для всех.

Главное для родителей в этот период - запастись терпением и выдержкой , научиться понимать своего маленького бунтаря, постараться дискутировать и находить общие точки соприкосновения. Конечно, взрослым будет сложно свыкнуться с мыслью, что теперь сыну необходимо предоставить больше свободы , возможности выбирать, решать какие-то вопросы, учитывать его мнение, спрашивать согласия, но этому стоит учиться, ведь вам предстоит , а это - достойная задача, ради которой стоит постараться.

Важные новшества

В возрасте от 6 до 9 лет мальчику важно чувствовать свою уникальность и значимость : он хочет (характерно для первоклассников), в спорте, силе, беге, лучше остальных ездить на велосипеде, круче одноклассников разбираться в технике. Это только кажется, чтобыть мальчишкой легко и весело. На самом деле конкуренция в мальчишеском обществе достаточно сильная. Хочет он того или нет, ребенку придется отвечать на вопросы "кто сильнее?" или "кто быстрее?", и быть в этом случае самым лучшим - важно, ведь коллективы безжалостны к слабым тихоням и неумехам.

Задача родителей : направить желание ребенка в положительное русло, занять, заинтересовать, обучить и обязательно помочь поверить, что все получится.

Именно в этом возрасте мальчик становится максимально ориентированным на мужскую линию поведения : начинает играть в шумные игры, интересоваться оружием, спортом, подражать шпионам, героям кино и TV.

Важно : обеспечить ребенку внимание и поддержку со стороны мужской половины своей семьи, сыну важно почувствовать, что его приняли на равных, что он такой же, как и все мужчины.

Однако интерес к отцу и желание проводить с ним больше времени не означает, что мама отходит в жизни ребенка на второй план. В этом возрасте, как и всегда, мальчикам просто необходимо знать и быть уверенным в том, что мама его любит, всегда готова прийти на помощь , и на нее можно положиться.

Принимаем индивидуальность

Психологи заметили, что родители больше оказывают воспитательное давление на мальчика, чем на девочку, зачастую стараясь насильно привить ребенку правильные, на их взгляд, нормы мужественности, заставляя сына бегать, плавать, заниматься борьбой, лазать по деревьям.

Мама-форум ч анка под ником Malenkaya рассказывает : «Очень сложно было доказать мужу, а особенно его папе, что наш сын не хочет заниматься хоккеем и карате, а больше любит ходить на танцы! Чего я только не наслушалась от них, и даже от окружающих коллег-мужчин, которым я вдруг рассказывала, что сын увлеченно танцует в паре с девочкой! Даже то, что ребенку это действительно удавалось, и он за два года занятий стал победителем нескольких танцевальных соревнований, не стало для родных важным аргументом. Муж упорно пытается заинтересовать Кирилла футболом, а сын, чтобы не расстраивать папу, вздыхая, отбывает повинность и ходит с ним летом играть в мяч во дворе».

Дорогие папы, пожалуйста, не забывайте о том, что вашему сыну очень важно чувствовать ваше признание и любовь . Причем эти чувства должны быть безусловными: любите сына таким, какой он есть , не требуйте от него стать таким, каким вы хотите его видеть.

Также папам действительно важно проводить с ребенком достаточное количество времени , приходить вовремя домой, чтобы успеть погулять с сыном, поиграть и подурачиться. Именно эти простые моменты счастья будут поддерживать и согревать его в трудные минуты, когда вас, возможно, не окажется рядом, но внутренняя сила и уверенность в себе, коей вы в избытке наградите ребенка, обязательно поможет маленькому человеку сделать правильный выбор и найти свой путь.

Игры для мальчиков

Конечно, никто не будет спорить, что игра - важный аспект развития ребенка . В какие же игры играют мальчишки 6-9 лет и как они это делают.

Игры мальчиков в этом возрасте:

  • активные и длительные : чтобы в этом убедиться, попробуйте зайти на переменке или после уроков в младшую школу и сами все увидите;
  • требующие от участников достаточного количества сил, умения и ловкости : чтобы бегать друг за другом в процессе поиска «суперсекретной» информации или с целью поймать Тараса, выступающего сегодня в роли страшного «автобота», необходим достаточный запас энергии;
  • редко прекращаются из-за ссор : в отличие от девочек, мальчики не тратят время отведенное на игру зря, выясняя отношения друг с другом. Конечно, они спорят друг с другом, более того, делают это с упоением и удовольствием, но быстро, рационально и по делу - они же будущие мужчины.

Интересный нюанс : мальчишки редко включаются в игру, если ее правила изначально им не интересны, они выстраивают их вместе до тех пор, пока с ними не будут согласны все участники.

А теперь подумайте, насколько увлекательным для семилетнего мальчишки является процесс мытья посуды? Абсолютная скука, правда. А разве захочется обговаривать что-то с папой, если сын постоянно слышит от него до боли знакомую фразу: «Делай, как я сказал, я лучше знаю!»

Давайте объявим домашние дела увлекательным квестом по поиску и уничтожению грязи, а в вопросе планирования первым делом выслушаем точку зрения ребенка и постараемся максимально учесть его предложения.

UAUA . info гарантирует - такое сотрудничество с ребенком научит взрослых и детей быть более гибкими и толерантными, а сын вырастет понимающим и коммуникабельным человеком.

Эмоции - в студию!

Многие родители, а особенно папы, в воспитании мальчиков придерживаются мнения, что с мальчишками надо поменьше «сюсюкаться», а не то ничего хорошего из него не вырастет.

Утверждение, с которым можно поспорить, но мы не будем пытаться переделывать взрослых людей, а предложим послушать мнение специалиста.

Мнение психолога Натальи Подоляк «Постарайтесь не забывать о том, что если взрослый человек, родитель, закрывает внутри себя свои эмоции, этому же он учит и своих детей. Ребенок в возрасте 6-9 лет пока не умеет полностью контролировать свои эмоции, его психологическое состояние еще не стойкое, и зависит от многих факторов, в том числе физиологических. Пытаясь сдерживать эмоции, быть серьезным и реагировать на происходящее «как папа», ребенок берет на себя непосильную задачу, с которой не в силах справиться. Право на эмоции и их выражение есть у каждого человека, вне зависимости от его половой принадлежности, поэтому не стоит лишать мальчика возможности поплакать, если он обижен или у него плохое настроение, не ограничивайте свое желание обнять и поцеловать ребенка, принимайте с пониманием его личность».

Чтобы не ограничивать ребенка в выражении собственных эмоций, предлагаем папам внести в общение с мальчиком эмоции в «мужском стиле» :

  • больше обнимать сына - по-мужски, но без ограничений;
  • ребенок сделал что-то хорошее, и вы горды им - горячо пожмите мальчишке руку (как делают все мужчины) и с улыбкой и от всей души скажите сыну приятные слова;
  • - обычное «ты молодец» или «красиво сделано» полученное от любимого папы и щедро сдобренное искренними эмоциями сделает его счастливым;
  • вместе с сыном пойте песни из любимых мультфильмов или энергично танцуйте под зажигательные мелодии - пусть это будет неуклюже и не в ноты, зато открыто и очень непосредственно (к тому же вас никто не увидит);
  • разговаривайте - в наше динамичное время «дефицит исповеди» одна из самых распространенных проблем, как у детей, так и у взрослых. Если у сына возникли проблемы, и он пришел с ними к взрослым - радуйтесь, пока именно вы являетесь авторитетом для своего ребенка. Важно внимательно выслушать, разобраться в ситуации и искренне попытаться помочь, дать понятный совет, и напомнить что вы - всегда рядом, а не отмахнуться от «смехотворных» детских проблем, как обычно сидя «в обнимку» с телевизором или компьютером;
  • читайте и мастерите - мужчина, который вместе с сыном читает журнал «Популярная механика» и тут же пытается смастерить с ним «летающую тарелку» из подручных средств - на правильном пути;
  • занимайтесь спортом совместно - замечательный выход, если выбранный вид спорта одинаково приемлем и интересен как для отца, как и сына. Осилить хоккей, чтобы составить сыну компанию, проблематично? Становитесь на ролики - в этом виде спорта нет возрастных ограничений! Для любителей более традиционных видов спорта предлагаем велосипедные прогулки;
  • привлекайте сына к мужским делам - если вы задумали сделать уборку на балконе, предложите сыну присоединиться. А там, перебирая с нетерпением ждущие тепла ролики, скейт и велосипеды, раскладывая по местам шурупы и болты, проверяя заряд аккумулятора на недавно приобретенном лобзике, вам обязательно найдется, о чем поговорить по душам, а также без нравоучений расскажите о том, как используется тот или иной инструмент. Попробуйте вместе смастерить элементарные полочки - переведите теорию в практику. А мама будет очень рада тому, что балкон перестанет напоминать городскую свалку и там наконец-то появится место для ее вазонов с цветами.

Дети 7 лет - это ребята, которые находятся в старшем дошкольном или в младшем школьном возрасте. Это значит, что в их психологии и физиологии обязательно в скором времени произойдут изменения. Многим родителям покажется удивительной, но это не значит, что это плохо. Просто будьте готовы к тому, что ребенок переходит на новый этап в своем развитии.

Этот возраст характеризуется тем, что малыш активен, открыт всему новому и оптимистично настроен к жизни в обществе. Он старается узнать все больше и больше информации, подружиться со всеми окружающими людьми. Параллельно с этим он овладевает навыками коммуникации, которые будут необходимы ему в школе.

Кроме того, возрастные особенности ребенка 6-7 лет бывают и физиологические. Они не менее важны, чем психологические.

Физиологические особенности дошкольников

Физиология - это изменение в строении организма во время взросления человека. У ребенка 6-7 лет можно выделить такие особенности:

  • Тело пропорционально увеличивается.
  • Рост колеблется в основном в пределах 113-122 см.
  • Вес составляет 21-25 кг.
  • Развиваются все нервные процессы в организме.
  • Подвижность нервных процессов слабая. Например, девочка 7 лет еще не может быстро ответить мальчику, который оскорбил ее в садике, она, как правило, обижается и уходит или начинает плакать.
  • Дыхательная система развита слабо, присутствует сильная нужда в кислороде.
  • Сердечная мышца становится значительно толще. Также учащается сердцебиение, но оно не совсем ритмичное.
  • Мышцы ребенка становятся больше и плотнее. Малыш становится сильнее. Однако мышечная система, как правило, развита неравномерно, поэтому в жизни ребенка должны присутствовать физические нагрузки.
  • Работа органов чувств развивается стремительно, этому способствует постоянное обучение.

Взрослые и дети должны все время взаимодействовать. Родители должны принимать активное участие в развитии ребенка. Следите за состоянием здоровья и поведением малыша, чтобы вовремя заметить возможные нарушения. Заботливые и внимательные родители обычно предотвращают всевозможные проблемы, а если этого сделать не удается, заболевания быстро вылечиваются.

Не пренебрегайте также и словами ребенка. Если он хочет вам что-то сказать, выслушайте его. Часто дети сами сообщают, что они чувствуют дискомфорт. Эта информация помогает быстро устранить проблему из жизни семьи. Своевременно водите ребенка к доктору на осмотр, это является хорошей профилактикой всевозможных болезней.

Что происходит с психическим состоянием дошкольника

Дети 7 лет активно познают окружающий мир. Обычно в поведении малыша такого возраста можно заметить некоторые особенности:

  • Он охотно воспринимает новые правила, о которых ему сообщили в школе. Ребенок открыт к общению со сверстниками и учителями.
  • Ребенок способен рассматривать любую проблему не только со своей стороны. Постепенно он привыкает учитывать точку зрения окружающих.
  • Ребенок понимает признаки многих предметов и может их анализировать. Например, мальчик 7 лет понимает, что перестанет работать, если погрузить ее в воду, а камень, который он бросит, может разбить стекло. В связи с этим дети становятся более осторожными.
  • Ребенок начинает понимать, что в жизни присутствуют не только игры. Активно развивается познавательный процесс. Но в то же время малышу трудно долго концентрироваться на одной задаче, особенно если он не считает ее интересной.
  • Малыш эмоционально и физически полностью готов к школе. Он способен на 30-45 минут сконцентрироваться на одной задаче. Кроме того, в стремлении узнать что-то новое дошкольник превосходит любого взрослого человека.
  • Будьте внимательны, поскольку ребенок очень чувствителен к мнению окружающих людей. Девочка 7 лет, например, будет считать себя некрасивой, если об этом ей сообщил одноклассник. Важно объяснить ребенку, что не всегда слова окружающих верны, чтобы он не сформировал для себя свой неправильный образ.

Также стоит обратить внимание, что возрастные психологические особенности детей 6-7 лет не заканчиваются на общих положениях. Существуют и другие факторы, указывающие на то, что ребенок развивается в соответствии со своим возрастом.

Математические особенности детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет предполагают, что малыш:

  • Способен складывать и вычитать числа.
  • Может решать простейшие задачки и разбирать несложные головоломки.
  • Способен правильно определять направление движения.
  • Умеет считать хотя бы до 10.
  • Правильно определяет, какое число больше, какое - меньше.
  • Правильно определяет форму предметов. Знает, как выглядят простые геометрические фигуры.
  • Знает простейшие математические знаки.
  • Решает задачи в одно действие, может составлять такие задачи самостоятельно.
  • Способен назвать в обратном порядке.

Наряду с такими математическими способностями у ребенка должно быть развито мышление.

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет: логическое мышление

Возрастные особенности старших дошкольников проявляются и в логическом мышлении:

  • Ребенок должен уметь выявлять закономерность и дополнять ряд предметов, следуя логике.
  • Малыш способен найти лишний предмет, признак или число из предложенного ряда.
  • Ребенок должен уметь составлять простые рассказы на основе предложенных картинок. Кроме того, он должен самостоятельно придумывать концовку различных историй.
  • Дошкольник должен уметь объединять предметы в группы на основе общих признаков.

Математические способности не всегда определяют уровень развития ребенка. Также важно учитывать и другие составляющие в его мышлении. В частности, обратите внимание на развитие речи.

Речь старшего дошкольника

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет проявляются и в его речи:

  • Малыш должен уметь называть свое имя, фамилию, город, в котором он живет. Также он должен знать те же сведения о своих родителях.
  • Ребенок должен знать наизусть свой домашний адрес и номер телефона.
  • Взрослые и дети должны общаться, не чувствуя дискомфорта. Речь ребенка должна быть связной и слаженной, чтобы родители могли беспрепятственно его понять.
  • Ребенок должен уметь интонационно окрашивать свои мысли.
  • Малыш должен знать, когда ему рассказывают что-то, когда задают вопрос, когда требуют выполнения какой-либо задачи.
  • Ребенок способен вести дискуссию и вступать в споры, задавать вопросы и формулировать собственные требования.
  • Кроме диалога, малыш должен владеть и монологом.
  • Ребенок должен знать большое количество стихотворений наизусть. Кроме того, желательно, чтобы он умел рассказывать их с выражением.

Полноценное развитие речи дошкольника невозможно без познания окружающего мира.

Познание окружающего мира

Возрастные особенности ребенка 6-7 лет обязательно должны сказываться на его стремлении познать окружающий мир. Он должен знать, как называются предметы, которые его окружают, кем ему приходятся люди, с которыми он живет и общается, как зовут домашних животных.

То есть малыш должен полностью ориентироваться в окружающей обстановке и адекватно оценивать ее. Дошкольник, который развивается гармонично, всегда осознает свое положение в обществе и ведет себя в соответствии с ним.

Поведение дошкольника в быту

Малыш, будучи частью общества, должен уметь:

  • Звонить по телефону.
  • Самостоятельно пришить пуговицу или зашить небольшую дыру.
  • Культурно вести себя за столом.
  • Соблюдать элементарные правила личной гигиены.
  • Самостоятельно надевать верхнюю одежду, застегивать молнию и пуговицы, завязывать шнурки.
  • Следить за чистотой своей одежды и обуви, за состоянием прически и ногтей.
  • Распознавать знаки, которые подает светофор. То есть он должен быть компетентным в элементарных правилах дорожного движения.
  • Понимать систему календаря. Он должен уметь определять месяц, день недели, число и время на часах.

Существенным фактором в развитии дошкольника является самооценка.

Самооценка ребенка

Самооценка - это важный показатель, говорящий о правильности развития дошкольника. Особенности этого критерия таковы:

  • Ребенок должен стремиться соответствовать ожиданиям взрослых.
  • Его самооценка в разных сферах жизни может значительно отличаться.
  • Адекватность самооценки отсутствует. Она в значительной мере зависит от мнения окружающих.

Однако ребенок не должен стремиться выполнять все требования взрослых людей.

Произвольные особенности

Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно принимать решения. Это значит, что его поведение не всегда будет предсказуемым.

Для ребенка важно, чтобы вы:

  • Подобрали для него школу, подходящую его типу личности.
  • Не отдавали его в школу, если он не готов к этому.
  • Оставляли ему время на игры и увлечения.
  • Адекватно оценивали его готовность к школе.
  • Не угнетали его самооценку гневными комментариями. Поймите, что малыш воспринимает все близко к сердцу.
  • Научили его самостоятельно оценивать себя и результаты своей деятельности.
  • Понимали, что успехи и неудачи малыша - это временные факторы. Не воспринимайте их на свой счет и не огорчайте ребенка критикой.

Таким образом, особенности ребенка старшего дошкольного возраста выражаются в его психологии и физиологии. Поэтому следите за изменениями в поведении малыша, чтобы предугадать возможные проблемы и вовремя справиться с ними.

В этой статье:

В шесть лет физиологическое развитие ребенка можно охарактеризовать следующими словами: улучшение координации, повышенная возбудимость нервной системы, несовершенная нервная регуляция сердца, мягкость и податливость костей, развитая речь (пока не без дефектов), творческо-образное мышление.

В среднем масса тела ребенка в этом возрасте увеличивается с каждым месяцем на 200 граммов. В 6 лет средняя девочка весит от 17,7 до 19,9 килограммов при росте от 106 до 112,5 см. Окружность груди в 6 лет у девочек составляет от 54,7 до 56,6 см.

Естественно, что психоэмоциональное развитие в 6 лет волнует родителей не меньше, чем физиологическое. О том, что происходит в головах маленьких принцесс и как им помочь пережить первый кризис шестилетнего возраста, мы расскажем ниже.

Линия поведения: правильный выбор

В 6 лет девочки, в отличие от мальчиков, уже имеют право свободного выбора поведения. Родители разрешают им на порядок больше, чем разрешали бы мальчику, полагаясь в первую очередь на адекватность и ответственность девочки, которая должна являть собой пример для подражания.

Пользуясь такой свободой, шестилетняя малышка пробует играть разные роли, выбирая подходящую для себя и наблюдая за реакцией родителей.

Учеба в школе

Девочкам в школе на порядок легче, чем мальчикам - это факт. В первом классе у них, как правило, присутствует огромное желание учиться, быть прилежными и старательными, чтобы их хвалили учителя и родители. Шестилетние девочки спокойно и внимательно слушают учителя на уроках, проявляют себя сосредоточенными и аккуратными ученицами.

В отличие от мальчиков, малышки в 6 лет славятся безупречной исполнительной деятельностью. Они с легкостью решают типовые школьные задания по образцу, за счет чего у них появляется возможность повысить собственную успеваемость и возвыситься в глазах учителей и одноклассников. При этом, когда дело касается решения задач на логику и поиска нетрадиционных решений, у ребенка могут возникнуть сложности.

Чтобы хорошо учиться, девочкам крайне важно поддерживать эмоциональную связь с учителем. Им действительно необходимы одобрительные взгляды и кивки учителя во время объяснения материала. Ориентируясь на его реакцию, девочки лучше усваивают материал.

Развитие девочек
в этом возрасте имеет свои особенности, в силу которых они демонстрируют повышенную прилежность и внушаемость. Шестилетние малышки отлично запоминают все, что услышали, могут воспроизвести информацию по требованию, но также быстро ее и забывают.

В школе девочки этого возраста ищут поддержки у взрослых в случаях, если считают себя уязвленными. Это означает, что для девочки крайне важно обратить внимание учителя на промахи одноклассников, чтобы все вокруг были такими же хорошими, как и она. Эмоциональное развитие ребенка в этом возрасте достигает своего апогея.

О дружественных связях

Шестилетние девочки в дружбе отдают предпочтение девочкам, а не мальчикам. Все дело в том, что развитие у мальчиков и девочек в этом возрасте имеет некоторые отличия, поэтому в компании таких же, как и они сами, малышки чувствуют себя комфортнее и безопаснее. Они с удовольствием обсуждают секреты друг друга, поддерживают и помогают подружкам и вообще очень ценят дружеские отношения.

Нередки ситуации,
когда одна из подруг находится в полной зависимости от другой, чутко воспринимая ее эмоции, желания. В этом случае шестилетка может пережить настоящий стресс, если подруга откажется от дружбы с ней в пользу другой девочки.

Родителям важно понимать, что психическое развитие малышки в 6 лет имеет свои нюансы, и укрепление дружественных связей на этом этапе играет не последнюю роль. В случае появления проблем, возникающих на почве дружбы, нужно постараться помочь девочке выйти из ситуации без стресса, уверенной в себе и готовой к налаживанию дружеских контактов в дальнейшем.

О любви

Может показаться, что говорить о любви в 6 лет неуместно. На самом деле развитие маленьких принцесс уже позволяет им говорить, думать и мечтать о мальчиках – пока в совершенно невинном смысле, но все же. Именно поэтому родителям так важно проявить деликатность и понимание в ответ на появление у малышки чувств к мальчику из класса или со двора. Отношения у детей в этом возрасте
если и возможны, то являются воплощением невинности и ограничиваются дружбой и периодическим обменом подарками.

Если у девочки появилось первое любовное увлечение, то родителям нужно быть готовыми к тому, что, возможно, за ним последует и первое разочарование, драма. В этом случае обязательно нужно будет поговорить с малышкой по душам, без насмешек и упреков, объяснить, что плохой опыт - это тоже опыт и что когда-нибудь она обязательно встретит своего принца.

О роли мамы в жизни ребенка

Если до сих пор функции мамы ограничивались лишь лаской и заботой, то к 6 годам маме нужно будет выбрать для себя роль, благодаря которой она сможет вырастить из нежного ребенка сильную и уверенную в себе женщину. Итак, самые подходящие роли для матери шестилетней девочки - это:

  • подруга;
  • советчица;
  • контролер;
  • хозяйка.

Подруга - это именно та роль, которая поможет наладить тесную эмоциональную связь с малышкой. Девочкам в этом возрасте действительно важно вместо упреков слышать слова поддержки, которые укрепят в них уверенность в том, что их любят, несмотря ни на что. Маме-подруге малышка будет доверять не только в нежном возрасте, но и когда станет подростком, а потом и взрослой девушкой.

Советчица - тоже достаточно интересная и перспективная роль. Такие мамы берут на себя ответственность за жизнь дочки и стараются вникнуть в ее переживания, чтобы дать полезный совет. Выбирая для себя роль советчицы, мама не должна злоупотреблять доверием ребенка, навязывая свое
мнение даже по мелочам.

Контролер - обычно эту роль на себя примеряют матери девочек со своевольным и упрямым характером. Задача мамы в этом случае - контролировать дочь, не давая ей допустить ошибки, причем как в учебе, так и в общении со сверстниками.

Хозяйка - в этой роли мамы будут особенно полезны девочкам, так как научат их быть опрятными, домовитыми и ответственными. С мамой-хозяйкой для малышки в 6 лет уже не будет проблемой почистить свою обувь, сделать бутерброды в школу или помыть посуду после обеда.

Папа и шестилетняя дочка: как складываются отношения

С рождения и до конца жизни папа в жизни ребенка играет особую роль - для малышки он является главным мужчиной. Именно в общении с папой дочка формирует осознает себя, как будущую женщину. Анализируя папины достоинства, малышка уже с 6 лет начинает рисовать себе образ идеального мужчины, которого бы хотела видеть рядом с собой.

Для девочек очень важно слышать от папы слова одобрения, комплименты, купаться в его восхищении. Таким образом они смогут осознать себя как гармоничных, целостных и успешных личностей. Получающая в достаточной мере папину ласку, любовь и заботу девочка обязательно вырастет открытой, доброй и заботливой женой и мамой.

Спорт в жизни шестилетней малышки

Физическое развитие должно занимать в жизни шестилетнего ребенка особое место. Не нужно думать, что спортивные секции - это удел мальчиков, а девочкам нужно сосредоточить внимание на развитии творческих способностей. Чтобы крошка росла здоровой, целеустремленной и активной, в 6 лет ей просто необходимо посещать кружки и секции, где она сможет укрепить не только тело, но и волю.

Правильным будет отдать ребенка в ту секцию, к которой у нее действительно есть интерес. Если малышка не определилась, можно, понаблюдав за ней некоторое время, выявить наличие склонностей к тому или иному виду спорта. Как вариант, можно оформить шестилетку в секцию, куда уже записались ее одноклассницы или подруги.

Традиционными в этом возрасте для девочек считаются занятия танцами, гимнастикой, теннисом, плаваньем. Если же малышка без ума от «мужских» видов спорта, то не нужно ее ограничивать. Пусть попробует себя в секциях баскетбола, футбола, гандбола или волейбола. Главное, чтобы тренировки были для ребенка в радость.

В заключение отметим, что развитие девочки в возрасте 6 лет действительно имеет свои особенности, тем более когда речь идет о психологии. Но для родителей не составит труда справиться со всеми подводными камнями в воспитании малышки, если они проявят такт, терпение и внимание. Отслеживая физическое и психоэмоциональное развитие, можно будет вносить коррективы в воспитание.

В 6 лет ребёнок приобретает статус дошкольника, и вы постепенно начинаете готовить его к школе. Если присутствуют проблемы в поведении, самое время уделить им чуть больше внимания. Скорректировав проблемные зоны, вы значительно облегчите адаптацию ребёнка в новом социуме.

Как воспитывать ребёнка в 6 лет

Вспомните себя, когда вам было 6 лет. Чем вы увлекались, что чувствовали, как реагировали на критику, наказания и поручения взрослых? Мы не зря начали с этого вопроса - зачастую родители шестилетних малышей совершенно позабыли, как себя воспринимает и чувствует ребёнок в этом возрасте. Ведь это замечательная, беззаботная пора, полная неизвестности и любопытных открытий! Не превращайте этот светлый и радужный период вашего чада в бесконечный поток «ты должен», «что ты как маленький», «ведь ты уже большой» и т.д. Конечно, это уже не годовалый малыш, но и не маленькая копия взрослого. И потому он имеет полное право на своё собственное мнение и личные ошибки.
Помня о том, что шестилетки очень внимательны и имеют склонность к подражанию, введите привычку следить за своей речью и поступками. Ребёнок неосознанно берёт пример с родителей и, впоследствии, будет транслировать полученный в детстве опыт во взрослой жизни. Ваша задача - дать малышу правильный ориентир. Как это сделать?

Перечислим важные нюансы в воспитании маленьких мужчин:

  • Быть на равных;
  • Давать свободу выбора, называя последствия каждого решения (учим ответственности);
  • Не ограничивать физическую активность;
  • Привлекать к делам отца, чаще проводить время в мужской компании папы, дедушки, дяди;
  • Прививать правильные нормы поведения в соответствии с половой принадлежностью: уступать место старшим и женщинам, предлагать помощь, защищать младших и слабых;
  • Избегать поучений и фраз типа «мужчины не плачут», «маменькин сынок», «тряпка», «нюни распустил» и тому подобных унизительных колкостей;
  • Родители сказали - родители сделали. Запомните эту формулу и никогда её не нарушайте. Тогда сын будет знать, что за вашими словами всегда стоят действия, и в будущем повторит эту цепочку;
  • Искренне хвалите и благодарите своего мальчика, иногда будет полезно даже делать это «в кредит»;
  • Выражайте своё понимание и сочувствие, когда это требуется;
  • Не стесняйтесь проявлять свои чувства по отношению к сыну и побуждайте его не замыкаться на своих отрицательных и положительных переживаниях.

Воспитание мальчика шести лет - не самая простая задача. В идеале, у вас уже должна быть прочная основа тёплых дружеских отношений. Если вы систематически будете следовать перечисленным выше рекомендациям, климат в семье гарантированно улучшится.

Как заставить ребёнка 6 лет слушаться

Первое, что приходит на ум, когда слышишь подобный вопрос, это применить физическую силу или угрозу. Но это в корне неправильная тактика. Залогом послушания является грамотно выстроенный родительский авторитет, который подтверждается постоянно, а не время от времени. Это значит, что ваши слова не должны расходиться с делом, вам можно доверить свои тайны, вы не предадите и поддержите в любой момент. Авторитет - это то, что ребёнок чувствует неосознанно, но что побуждает его прислушиваться к вашим словам и не сомневаться в них. Если в вашем доме регулярно слышны крики, угрозы и плачь, самое время работать над собой и своим положением в семье, а не над непослушным ребёнком (который, к слову, живёт по тем правилам, которые установили вы, взрослые).