Планирование и учет воспитательно-образовательной работы в детском саду. Организация и результативность педагогического процесса в огуз "дом ребенка специализированный"

Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети" - особенности их развития и воспитания.

Работа педагога-психолога с «трудными» детьми в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.
Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок". Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»? В данном случае выделим следующие категории детей, относящихся к понятию «трудные дети». Это: - тревожные - гиперактивные – агрессивные – импульсивные – замкнутые - медлительные дети.
Далее рассмотрим характеристику наиболее часто некоторых категории детей.

«Тревожные дети»
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Портрет тревожного ребенка: .
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка? .
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Причины возникновения тревожности у детей:
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными)
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Используют в работе с детьми игры-драматизации (в "страшную школу", например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.
Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. "У меня это не получится", "Я этого не сумею", - говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.
Теперь попросите его сказать: "Я не могу..." - и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. "Я могу..." - отметить то, что уже сейчас ему по силам. "Я сумею..." - насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.
Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

«Агрессивные дети»
В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Как выявить агрессивного ребенка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и психологов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.

Причины детской агрессивности:
Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее распространенные причины.
- Неприятие детей родителями
Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей
- Повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями.
- Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями
- Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу.
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
- Запрет на физическую активность
- Повышенная раздражительность
- Подсознательное ожидание опасности
- Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка

Как помочь агрессивному ребенку?
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; для этого рекомендуется использовать следующие игры:
-«мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров».
- обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; для этого рекомендуется использовать следующие игры:
- «Посчитал до десяти я и решил», «"Гнев на сцене»."
- работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
- «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение(герои сказок)
- прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
- «создание проблемной ситуации и варианта выхода из нее», «слепой и поводырь»

«Гиперактивные дети»
Слово гиперактивность происходит от греческого hyper - много и латинского activus - деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома.

Портрет гиперактивного ребенка:
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы. Чтобы определить, есть ли у ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
Причины гиперактивности:
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Общие рекомендации по работе с ребенком с СДВГ
- Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.
- Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.
- Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
- Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
- Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером.
-Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.
Игры для гиперактивных детей
- игры на развитие внимания
"Корректор", "Учитель", "Лови - не лови", "Все наоборот"
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
"Солдат и тряпичная кукла", "Шалтай-Болтай",психогимнастические занятия
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"
- игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.
«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы», «испорченный телефон».

Данная статья предназначена для воспитателей вторых младших групп детских садов и для неравнодушных родителей.

Одна из основных задач воспитателя - обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие ребенка. Мы ставим эту задачу в центр вашего и своего внимания потому, что годы дошкольного детства - это годы интенсивного психического развития и появления совершенно новых, ранее отсутствовавших психических особенностей.

Каждый год в психике ребенка появляются новые черты, и мы стремимся создать наилучшие условия для их дальнейшего становления и раскрытия.

Каковы же условия психического развития дошкольника?

Первое состоит в том, что психическое развитие не происходит само по себе. Так же как для нормального роста нужно правильное питание, для психического развития необходима духовная пища - новый опыт, новые знания, новые отношения с другими людьми и т. п.

Все это ребенок заимствует из окружающей обстановки и от окружающих людей - начиная с умения чистить; зубы и кончая способностью сочувствовать другим людям. Кое-что ребенок приобретает сам, по ходу жизни, подражая другим, манипулируя с предметами, преодолевая препятствия на пути к своим целям. Но очень многое мы должны давать и даем ему, проводя для этого особую педагогическую работу. Однако эта работа принесет свои плоды, если будет соблюдено второе условие. А оно состоит в том, что все показанное и переданное вами ребенку повлияет на его развитие только в том случае, если не ляжет мертвым грузом, а будет охотно, активно и разнообразно использоваться им в свободной самостоятельной деятельности, по собственному желанию и усмотрению. Ведь если человек знает необходимые гимнастические упражнения и умеет выполнять их, его мускулы разовьются только тогда, когда он будет регулярно и добросовестно тренироваться. Такие самостоятельные «тренировки» с заимствованным от вас новым содержанием еще более нужны ребенку для его полноценного психического развития.

В данной статье мы хотели бы вкратце обрисовать те две основные группы методов педагогической работы, которые позволят вам способствовать психическому развитию детей трех-четырех лет, а также становлению мотивации ребенка.

Первая группа - это создание специальных условий, открывающих широкое поле для самостоятельных действий детей, наталкивающих ребенка на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути их решения.

Вторая группа - это методы прямого педагогического воздействия, направленного на освоение определенного, конкретного содержания.

Круг тех предметов и явлений, которые могут натолкнуть ребенка на собственные действия, чувства и размышления, очень широк и разнообразен и включает самые непохожие вещи. Это и природный материал, который можно использовать для поделок в качестве предметозаместителей в игре, и ваши непринужденные рассказы детям о случаях из вашей и их жизни, и настольно-печатные игры, и подъемный кран, увиденный во время экскурсии на стройку, и гимнастические снаряды, и репродукция картины Мадонны с младенцем. Словом, это все то, что расширяет поле самостоятельного приложения душевных и физических сил ребенка, с помощью чего он может действовать, что он может прочувствовать.

Важное место среди побудителей собственной активности занимают образцы, которые ребенок может воспроизводить, точно или творчески преобразуя их. Такими образцами для него становятся построенный вами двухэтажный гараж из кубиков с картонной крышкой, прочитанные вами стихи, которые побудят его рифмовать выдуманные слова, и многое другое.

Внося в жизнь детей все эти элементы, вы не должны требовать, чтобы все дети с равным интересом отнеслись ко всему и за определенный срок продвинулись в заданном направлении: запомнили песенки и потешки, научились собирать конструктор, проявили отзывчивость к произведениям искусства. Если все эти условия достаточно богаты и разнообразны, каждый ребенок в своем собственном темпе найдет то, что отвечает его чувствам, склонностям, интересам.

Вместе с тем, внося каждый такой новый элемент в жизнь группы, необходимо обращать на него внимание детей, показывать его привлекательность и возможности использования и уже после этого предоставлять детям полную свободу действий.

Внесение каждого нового элемента должно быть тщательно продумано, а иногда и специально подготовлено. Подробные рекомендации даются в соответствующих разделах. Здесь же мы хотим обратить ваше внимание на основные требования.

1. Не вносите сразу слишком много нового.

2. Внося элементы, которые предполагают развернутые действия с ними, покажите, что из них можно сделать, как с ними можно играть, и т. п.

3. В свободной общей беседе обсудите с детьми, предполагают ли они сами использовать эти предметы, какие намерения возникают у тех или иных детей на этот счет. Такая беседа поможет детям наметить собственные планы.

4. Внося элементы, которые должны вызвать у детей эмоциональный отклик (напевая песенку, обращая их внимание на картину или просто красивую вещь), выбирайте для этого спокойный момент и предоставляйте каждому возможность по-своему прочувствовать это (одним - молча, другим - с бурными проявлениями чувств).

Следующая группа методов, которые мы условно назвали специальными педагогическими воздействиями, направлена на то, чтобы добиться совершенно определенного конкретного результата у всех детей, которым эти воздействия адресованы. Эти методы предполагают также, что действия детей будут осуществляться при непосредственном участии и руководстве взрослого.

Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1

По разным оценкам, у нас в стране от двух до четырех миллионов беспризорников, 620 тысяч сирот (причем, 95 % из них – это так называемые “социальные сироты”), то есть сироты при живых родителях.

ОГУЗ “Дом ребенка специализированный – единственное в Амурской области лечебно-профилактическое учреждение, в котором находятся дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, от 0 до 4 лет.

Ранний возраст – это совершенно особый период становления всех органов и систем, и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - “ранний возраст сензитивен во всем”. И если не созданы необходимые условия для оптимального хода развития ребенка и не формируются необходимые функции сензитивного периода, это оказывает отрицательное влияние на дальнейшее развитие ребенка.

По результатам Всероссийской диспансеризации детей 100% воспитанников домов ребенка имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и нуждаются в комплексной реабилитации. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного развития и родов, заболевания периода новорожденности, неблагополучную наследственность. Детям домов ребенка свойственна неустойчивость эмоционального состояния, медленный темп обучения, сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений, задержка в развитии мелкой моторики. Учитывая, что ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” г. Благовещенска является специализированным для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики, необходимость организации комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации очевидна. По данным профилактического осмотра воспитанников ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” при поступлении детей в учреждение на первом месте – отставание в психическом и физическом развитии детей. За последние три года, 95-98% детей поступают в дом ребенка с V группой психофизического развития. Умственная отсталость среди всех воспитанников, в среднем, 14 детей в год (12 % от общего числа детей).

В ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” проводится комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация воспитанников дома ребенка, которая предполагает внедрение модели совместной работы всех специалистов учреждения.

Для осуществления реабилитационных мероприятий в учреждении имеется специальное оборудование и подготовлены специалисты (неврологи, врач ЛФК, физиотерапевт, ортопед-травматолог, массажисты, учителя-дефектологи) с акцентом на реабилитацию детей с поражением центральной нервной системы и сочетанной патологией опорно-двигательного аппарата.

<Рисунок 1>

В реабилитации детей в доме ребенка помимо медикаментозного лечения широко применяются методы физиотерапии (гальванизация и электрофорез лекарственных средств, амплипульс-терапия, ультразвук и фонофарез, магнитотерапия; электросон, дарсанвализация, ультратон-терапия, УВЧ-терапия; УФО, лазеротерапия, ДЭНС-терапия, парафинолечение, грязевые аппликации, водолечение, яэрозольтерапия, рефлексотерапия, “солевая дорожка”); лечебная гимнастика (индивидуальная и малогрупповая); лечение положением с использованием ортопедических укладок, отводящих шин, гипсовых лонгет, позиционного оборудования); массаж (в т.ч. вибромассаж; криомассаж); элементы иппотерапии. С учетом сложной сочетанной патологии (неврологической, ортопедической, соматической), диагностируемой у детей, эти методы лечения в ряде случаев являются основными, а порой и единственными.

Педагогический персонал дома ребенка, работающий в тесном сотрудничестве с медицинским персоналом, стремится добиться оптимального уровня физического, интеллектуального и личностного развития детей, ослабить влияние неблагоприятных факторов, обеспечить у детей чувство комфортности, защищенности, обогатить жизнь детей яркими, радостными впечатлениями, расширить их контакт с внешним миром и помочь воспитанникам обрести семью.

В Доме ребенка 65 педагогов, из них 8-учителей-дефектологов. Имеют высшее педагогическое образование – 23 педагога. Имеют категорию -38 педагогов. В 2009 г. 100% воспитателей обучились на курсах повышения квалификации в Амурском областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по теме: “Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях Дома ребенка”.

В доме ребенка создана комфортная предметно-развивающая среда и жизненное пространство для обеспечения разнообразной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и задач педагогического воздействия. Причем в групповой комнате нет обилия материалов. Специфика возраста диктуют эту аскетичность, оправданную тем, что у детей очень маленькая концентрация внимания, быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой; изобилие же спровоцирует рассеянность, хаотичность поведения. Материалы и некоторые элементы интерьера динамичны, при необходимости делается реорганизация пространства и замена или дополнение его другими играми, оборудованием. Пространственная организация среды одновременно обеспечивает безопасность и стимулирует двигательную активность детей. В центре групп достаточно свободного места для катания на машинах, каталках, качалках, скатывания с горок, сооружения модульных конструкций, сенсорных дорожек, ребристых ковриков, центров игр с водой и песком и т. п. Оборудование меняется один раз в неделю.

Педагоги помогают детям наладить положительные контакты со сверстниками, организуют продуктивные и творческие виды деятельности детей, проявляют уважение к личности каждого ребенка, доброжелательное отношение к нему, развивают у воспитанников зачатки любознательности, активности, инициативы.

<Рисунок 2>

В доме ребенка для воспитанников имеются различные развивающие зоны (в зависимости от возраста детей): центр для игр с песком и водой, центр развивающих игр (дидактический материал, дидактические игрушки, различные виды конструкторов и игрушек для обыгрывания), зона двигательной активности (мягкие модули, горки, сухой бассейн, тоннель-гусеница, качалки, сенсорные мячи и т.п.), уголок ряжения, уголок “Играем в театр”, уголок “Маленькие художники”, уголок “Маленькие музыканты”, уголок “Здравствуй, книжка”, уголок “Мы играем” (материал для отобразительных игр и игр с элементами сюжета).

В доме ребенка функционирует комната двигательной и психологической разгрузки. В игровой комнате созданы условия для свободной двигательной деятельности детей, что способствует правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, и, следовательно, психическому и моторному развитию детей. В комнате воспитанники могут лазить по лабиринтам, представленными мягкими модулями, покататься на качалках, скатиться с невысокой горки, поиграть с разноцветными шариками в сухом бассейне, а иногда просто полежать на релаксационных подушках под пение птиц, шум листвы, звуки моря, спокойную музыку, записанную на музыкальных дисках.

<Рисунок 3>

В доме ребенка детям ежемесячно проводятся праздники, развлечения, физкультурные досуги, которые заряжают малышей радостью, весельем. В течение последних лет для воспитанников дома ребенка ежегодно организуются концерты детских коллективов Амурской области: ансамбля “О, Кей”, хоровой студии “Юные звездочки эстрады”, эстрадной студии “Котовасия”, детского коллектива – Центра восстановительного лечения “Соната”.

<Рисунок 4>

В сценарии праздников для детей включаются театрализованные представления: кукольные театры, обыгрывание песен детьми, забавы. В празднично украшенном зале воспитанники с удовольствием поют, танцуют вместе с персонажами праздников: Петрушкой, зайцем, мишкой и другими героями. В доме ребенка даже создан ансамбль народных инструментов. Дети с большой радостью играют на ложках, маракасах, радуются звучанию колокольчиков.

<Рисунок 5>

Во всех группах разработано перспективное планирование по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, что позволяет методически верно определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность.

Ежегодно утверждается сетка занятий с воспитанниками дома ребенка во всех группах (в соответствии с государственными стандартами для домов ребенка), сетка музыкальных, физкультурных занятий. Утверждены рекомендации к проведению занятий, самостоятельной деятельности детей в условиях дома ребенка. Осуществляется систематический контроль за проведением занятий согласно сетке занятий. В каждой группе ежедневно проводится 4 занятия.

На 1 г. ж. педагоги пристальное внимание уделяют формированию зрительных и слуховых ориентировок, расширению и обогащению сенсорного опыта детей, развитию умения понимать речь взрослого и осуществлению подготовительных этапов к овладению активной речью, развитию движений. На 2, 3 г. ж. педагоги на занятиях расширяют опыт ориентировки в окружающем, обогащают детей разнообразными сенсорными эталонами, развивают речь детей, совершенствуют грамматическую структуру речи, развивают и совершенствуют двигательные умения детей.

<Рисунок 6, 7>

При организации воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками дома ребенка педагоги используют оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, планомерность, постепенное усложнение, многократное повторение, учет индивидуальных и психических особенностей детей.

В доме ребенка широко используются различные методы комплексной реабилитации воспитанников.

Музыкотерапия - как метод комплексной реабилитации воспитанников. Музыкотерапия с успехом используется в работе с маленькими детьми, начиная с 2 лет, когда другие формы психологического воздействия еще не доступны. Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание эмоционального положительного фона реабилитации, стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов. В доме ребенка имеются: технические средства для воспроизведения музыкальных произведений: аудио и видеотехника, синтезатор, музыкальный центр, цифровое пианино, детские инструменты: колокольчики, треугольники, бубны, дудочки, деревянные ложки, К.Орфа, костюмы для детей и соответствующие атрибуты для инсценирования песен.

Педагогами (музыкальным руководителем, учителями - дефектологами, воспитателями) в работе с воспитанниками дома ребенка используются разнообразные элементы данной методики: прослушивание классических произведений, ритмические движения под музыку, инсценирование песен, игры под музыку, сочетание музыки и изодеятельности.

Большое место в коррекционно-педагогической работе в течение года отводится игровой деятельности, так как игры доставляют детям много радости, сопровождаются положительными эмоциями. Игра – путь детей к познанию окружающего мира. Игротерапия – использование разного вида игр, способствует личностному росту воспитанников, утверждению собственного “Я”, развитию уверенности в себе, повышению самооценки. Педагогами в работе с воспитанниками дома ребенка используются: предметно-игровая деятельность; коррекционно-развивающие игры, отобразительная деятельность, элементы сюжетно-ролевой игры.

В коррекционно-педагогической работе с воспитанниками 3 г. ж. успешно применяется куклотерапия – использование кукольной драматизации. Взрослые разыгрывают кукольный спектакль, доступный по содержанию воспитанникам дома ребенка, в который вводят конфликтные и значимые для ребенка ситуации, предлагая ему как бы со стороны оценить их. Музыкальный руководитель, учителя-дефектологи, воспитатели используют в работе с воспитанниками театр картинок, кукольный театр, театр игрушек, ростовые куклы. В доме ребенка имеются: многофункциональная ширма, фанерный домик, ростовые куклы, театр игрушек, картинок, кукол би-ба-бо, костюмы для детей и взрослых для проведения данного вида коррекционно-педагогической работы.

<Рисунок 8>

Арттерапия – терапия средствами искусства. Педагоги дома ребенка вместе с воспитанниками выполняют задания на определенную тему при работе с заданным материалом: рисунки, лепка, элементы аппликации, не ограничивая творчество детей. В работе с детьми используются элементы данной методики, которые в большей степени являются нетрадиционными: рисование в воздухе, на поверхности, пальчиками, ладонями, кляксография, с помощью штампа, поролоновой губки и др.

Педагоги дома ребенка используют в практической деятельности сенсорные упражнения, рекомендуемые М. Монтессори и систему развивающих игр Джеки Кук. Основные направления коррекционно-педагогической работы по данной методике: развитие сенсорных функций, развитие речи, развитие мелкой моторики, развитие интереса к окружающему миру. Малыши учатся одеваться, переливать воду из одного сосуда в другой, пересыпают зерно из одного сосуда в другой с помощью ложки, пальцев. Работают с прищепками, скрепками, выбирают одинаковые по величине, по цвету. Сортируют природный материал – шишки, камушки, желуди, бобы, горох, фасоль. Вылавливают с помощью ситечка разные плавающие предметы, собирают губкой воду, взбивают пену венчиком и др.

Агротерапия – один из новых современных коррекционных методов комплексной реабилитации детей с отклонениями в нервно-психическом развитии. Педагоги в доступной форме показывают детям, что все в природе находится в определенной связи, зависимости, формируют первые представления о явлениях живой природы, о наиболее часто встречающихся ярких, цветущих растениях, обучают первым несложным трудовым умениям. Для этого используются различные методы, приемы, в т.ч. элементарная поисковая деятельность. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний, для развития наблюдательности проводятся занятия и целевые прогулки, экскурсии, “экологические тропинки”. На территории учреждения имеются: сад с плодово-ягодными деревьями и кустарниками, огород, на котором выращивают овощи, клумбы с цветущими растениями. В зимний период педагоги украшают елочки льдинками, фонариками из цветной воды, радуют воспитанников снежными постройками.

<Рисунок 9>

В доме ребенка в соответствии с приказом Минздрава России от 24.01.2003 г. создана медико-психолого-педагогическая комиссия, которая осуществляет комплексную диагностику детей, оценку динамики состояния здоровья воспитанников в соответствии с установленными сроками, разрабатывает индивидуальную комплексную программу реабилитации, лечения и социальной адаптации детей и контроль за эффективностью коррекционных мер воздействия.

На сегодняшний день имеется достаточное количество диагностического материала, разработанного как отечественными, так и зарубежными авторами. Учителя-дефектологи ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” осуществляют систему контроля за психофизическим развитием детей раннего возраста основываясь на диагностическом материале, разработанным: на кафедре поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО); на кафедре нейро- и патопсихологии МГУ им. Ломоносова; в институте коррекционной педагогики РАО.

Оценка уровня развития детей в доме ребенка имеет большое практическое значение, контроль за динамикой нервно-психического развития позволяет своевременно выявить детей с задержкой в развитии. Обнаруженное отставание в развитии является сигналом о необходимости принять срочные меры, разработать индивидуальную комплексную программу реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка. Ежеквартально во всех группах проводятся медико-психолого-педагогические совещания. Сведения о динамике психофизического развития детей ежеквартально озвучиваются и протоколируются.

Таким образом, комплексное своевременное диагностирование воспитанников, учет психолого-педагогических особенностей детей с отклонениями в развитии при составлении комплексной программы реабилитации, внедрение в коррекционно-педагогический процесс современных методов комплексной реабилитации воспитанников направлены на профилактику вторичных дефектов, развитию компенсаторных функций, реализацию резервных сил и возможностей воспитанников дома ребенка и позволяют обеспечить положительную динамику в психофизическом развитии детей.

Коррекционно-педагогическая работа, проводимая в сотрудничестве с персоналом педиатрической, неврологической, физиотерапевтической службы, службы ЛФК, ежегодно обеспечивает положительную динамику в развитии детей с глубокой задержкой психофизического развития. В результате проводимой работы удается в течение года улучшить психофизическое развитие воспитанников на 1-3 эпикризных срока. За последние три года, в среднем, 95% детей поступают с V группой психофизического развития. При выбытии из дома ребенка, в среднем, 30% детей имеют II группу развития, 30% - III группу развития, 20% - IV группу развития, 20% - остаются на V группе развития (это дети-инвалиды и дети со стойкими нарушениями здоровья.).

Результатом проведения комплексной реабилитации воспитанников дома ребенка является снижение процента детей с выходом в ДЦП (с 31 в 1991 году до 9 в 2010 году), снижение процента детей, переводимых в учреждения социальной защиты (с 35 в 1990 году до 6 в 2009 году), а также рост доли детей, переданных на воспитание в семьи (более 50%).

На базе дома ребенка ежегодно работает психолого-медико-педагогическая комиссия министерства образования и науки Амурской области, которая осуществляет комплексную диагностику воспитанников дома ребенка и выносит решение по определению вида учреждения и формы обучения воспитанников дома ребенка по достижению ими 3-летнего возраста. За последние три года обследованы 88 воспитанников дома ребенка. Специалисты ПМПК министерства образования и науки Амурской области отмечают устойчивые положительные результаты образовательного процесса в ОГУЗ “Дом ребенка специализированный”.

В учреждении проводится большая работа по организации преемственности в работе дома ребенка и другими государственными учреждениями, в которые выбывают воспитанники по достижению 3-летнего возраста. При выбытии на каждого ребёнка прилагается характеристика психофизического развития. Преемственность содействует более быстрой адаптации бывших воспитанников дома ребёнка в новом государственном учреждении, позволяет сотрудникам детских домов грамотно прогнозировать и проводить воспитательно-образовательный процесс, своевременно продолжить коррекционно-педагогическую работу, начатую в доме ребёнка.

В нашем учреждении у детей светлые, теплые комнаты, быт детей по возможности приближен к домашнему. Но ни одно учреждение не заменит детям семью. Как бы сильны и действенны не были усилия заменить ребенку родную семью, он все равно нуждается в ней. Своевременная реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет эффективнее реализовать право детей быть усыновленными – жить и воспитываться в семье. За последние три года усыновлены и переданы под опеку 119 воспитанников дома ребенка.

В учреждении имеют место свои традиции, которые направлены на стимулирование целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности работников, пропаганду и распространение передового опыта. Организована система педагогической работы с кадрами, включающая проведение медико-психолого-педагогических совещаний, обучающих семинаров, консультаций, открытых просмотров, творческих отчетов, представление и защиту опытно-экспериментальной работы.

Особый интерес за последние три года у педагогов вызвало представление материалов, связанных с познавательными интересами воспитателей, учителей – дефектологов и других специалистов, как-то: “Анализ образовательных программ для дошкольников”, “Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками”, “Организация предметно-развивающей среды в доме ребенка”, “Организация работы воспитателей по самообразованию в условиях дома ребенка”, “Организация опытно-экспериментальной работы в условиях дома ребенка”, “Представление и защита исследовательской деятельности”, “Порядок проведения аттестации. Вариативные формы аттестации”, “Современные научные данные о закономерностях и нормативах развития детей раннего возраста. Система контроля за психофизическим развитием детей”, “Организация, содержание деятельности педагогов ПМПК. Результативность работы ПМПК дома ребенка”

Методический кабинет дома ребенка оснащен комплектами для работы по современным технологиям. Имеется постоянная подборка публикаций в периодических изданиях, освещающих проблемы воспитания и обучения в раннем возрасте. Систематизированы материалы по диагностике психофизического развития, материалы по актуальным проблемам профилактики и коррекции отклонений в психофизическом развитии у воспитанников, рекомендации по организации предметно-развивающей среды в доме ребенка. В методическом кабинете оформлен лучший педагогический опыт учителей-дефектологов, воспитателей учреждения, портфолио - набор материалов, демонстрирующий умение педагогов решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

За период 2005-2009 г. создана видеотека с 70 открытыми просмотрами работы воспитателей и учителей-дефектологов дома ребенка: занятиями, праздниками, развлечениями. Видеозаписи открытых просмотров позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты.

Ежегодно администрацией, профсоюзной организацией ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” проводится конкурс на лучшую подготовку к новому учебному году, который включает анализ организации предметно-пространственной среды в группах, анализ документации в группах, представление материалов по самообразованию педагогов, результативность работы, итоги летнего оздоровительного периода.

Педагоги Дома ребенка систематически повышают профессиональную компетентность, обучаются на курсах повышения квалификации, являются активными слушателями методических объединений. На базе ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” на протяжении многих лет проводятся городские и областные методические объединения воспитателей, старших воспитателей, учителей-дефектологов. Педагоги представляют опыт работы на курсах повышения квалификации в Амурском областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, знакомят слушателей методических объединений с организацией и результативностью педагогического процесса в ОГУЗ “Дом ребенка специализированный”. Представляют систематизированные материалы по освещению методов психолого-педагогического исследования детей раннего и младшего дошкольного возраста, материалы по актуальным проблемам профилактики и коррекции отклонений в психофизическом развитии у воспитанников дома ребенка.

Таким образом, показателями успешности педагогического процесса в ОГУЗ “Дом ребенка специализированный” в содружестве с персоналом педиатрической, неврологической, физиотерапевтической службы, службы ЛФК, являются:

  • Реализация нормативно-правовых документов, регулирующих воспитательно-образовательную деятельность ОГУЗ “Дом ребенка специализированный”,
  • стабильность работы,
  • обеспечение охраны, восстановления и укрепления здоровья детей, создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию воспитанников,
  • создание благоприятных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка, успешные показатели психофизического развития воспитанников,
  • создание в коллективе атмосферы творчества, сотрудничества, повышение уровня профессиональной компетентности, участие педагогов в методических мероприятиях города, области.