Частный или государственный детский сад: за и против, критерии выбора. Против: «Боюсь, что сыну будет одиноко»

У каждого родителя наступает такой момент в жизни, когда ему приходится решать, сдавать ли своего ребенка в детский сад.

Сколько людей, столько и мнений , поэтому очень сложно найти правильный ответ на вопрос касательно нужности детского садика ребенку.

Нужно взвесить все «за» и «против» перед тем, как принимать решения и прийти к решению. Давайте вместе узнаем, нужен ли детский сад ребенку.

Этот вопрос - примета новейшего времени, родители начали его задавать по историческим меркам совсем недавно. В советское время практически все дети отправлялись в детский сад (с 3 лет), а некоторые - и в ясли (с 2 месяцев). Дискуссий на эту тему даже не предполагалось: общество тех времен было нацелено на реализацию коллективного сознательного созидательного, мать и отец обязательно должны были работать. Кто не трудился, считался тунеядцем и мог получить наказание исправительными работами сроком до 4 лет. Так что единственной альтернативой детскому саду были разве что бабушки-дедушки пенсионного возраста.

Незыблемая, казалось бы, система дала сбой в конце XX века. Переменился социальный строй, система ценностей, взгляды на жизнь, в том числе на частную и семейную. На поколении 1990-х проверялась эффективность педагогики Монтессори, которую в порядке эксперимента ввели в некоторых государственных детсадах. Тогда же открылись частные сады с индивидуальным подходом к каждому ребенку, наконец, у некоторых матерей появилась возможность не работать, заниматься домом и детьми.

Родители, носившие в недавнем прошлом пионерские галстуки и комсомольские значки, на глазах превращались в новый средний класс и решали вопрос о том, куда идти или не идти ребенку, быстро и под свою полную ответственность. Мнение общества не учитывалось, да и не было уже единого для всех мнения.

На решение родителей часто влияет их собственный опыт пребывания в детском саду

Свободный выбор, в том числе насчет того, где и с кем находится ребенок, пустил мощные корни. И принес неоднозначные плоды. Потому что дети выросли, и у тех, кто воспитывался дома, и у тех, кто ходил в детский сад - обычный или экспериментальный, - оказались разные представления о том, как общаться, как относиться к себе и другим. И договариваться друг с другом им иногда трудно.

Несмотря на эти трудности, эпоха единственного пути окончилась навсегда. И сегодня, на исходе второго десятилетия XXI века, у родителей широкий выбор: по-прежнему работают государственные детские сады, в которые по-прежнему стоит очередь, правда, теперь электронная. Открылись частные сады, в том числе такие, где родители сами определяют, сколько в группе детей, чем они будут заниматься в течение дня и какое у них будет меню. Появились детские клубы с программой раннего развития ребенка, а также сады, устроенные на основе различных педагогических направлений, получивших широкое признание за рубежом.

На решение, какую из этих возможностей предпочесть, влияют и финансовая ситуация в семье, и расположение дошкольного учреждения (хотя некоторые готовы возить детей и на другой конец города), и советы друзей. Но часто на решение влияют не рациональные, а эмоциональные факторы: собственный детский опыт родителей. Своими историями с нами поделились две матери, которые сейчас решают, отдавать ли ребенка в сад. А мы попросили психологов прокомментировать их рассказы.

За: «Хочу, чтобы дочь научилась справляться с трудностями»

Дарья, 23 года, дочке Анне 2 года

«Муж считает, что отдавать ребенка в сад не надо. Бабушки и дедушки готовы сидеть с малышкой, говорят, нет нужды «мучить» внучку. Но я сама пошла в сад с 3,5 лет, и это был опыт выживания. Меня отдали в группу Монтессори-класса, в ней находились дети разных возрастов. Два пятилетних мальчика стали пугать меня рассказами о том, что моя мама умерла, а дом сгорел. Я боялась, плакала, но маме не говорила. С обидчиками разобралась через год.

Однажды в сон-час их кровати оказались рядом с моей, и я все два часа толкала в бок одного и дергала за волосы другого. Как только они пытались ответить, на шум поворачивался воспитатель. После они пожаловались на меня, и на другой день на время сон-часа в наказание мою кровать выдвинули на середину спальни. Я не сомкнула глаз, думала, что это позор, и готовилась к тому, что все отвернутся от меня. Но чувствовала, что отомстила обидчикам, пусть даже такой ценой. А то, что случилось потом, поразило меня. Почти все подходили и с уважением спрашивали, каково было выдержать наказание.

С той минуты я ощутила в себе силу, стала лидером. Дети хотели дружить, искали моего внимания. Думаю, что отдам дочку в детсад. Хочу, чтобы она научилась справляться с трудностями».

Детский психолог Татьяна Бедник: «В этой истории - насилие не только со стороны детей (запугивание), но и со стороны воспитателя (публичное наказание). И это просто счастливое стечение обстоятельств, что девочка не только выдерживает издевательства, но становится лидером в группе. А могло быть иначе: случаи такого рода нередко приводят к психическому срыву.

Сложность системы Монтессори в том, что там не принято помогать детям, которые сами не просят. При этом предполагается, что старшие ребята заботятся о младших. Будет ли это происходить в реальности, зависит от воспитателя. Хорошо, когда родители, выбирая, куда отдать ребенка, обращают внимание не только на педагогическую систему, но и на отзывы других мам и пап. Полезно не только прочесть их на сайте, где их модерируют, но и поговорить с родителями, посмотреть, как выглядят дети и воспитатели.

После того как ребенок пойдет в сад, важно обращать внимание на его настроение. Говорите с ним: весело ли ему, интересно ли, как он общается с другими детьми, с воспитателями, что ему нравится. И конечно, очень важно, какие отношения у ребенка с родителями: если он доверяет им, то с большей вероятностью расскажет об обидах и найдет поддержку».

Клинический психолог Диана Пшибиева: «История Дарьи - ресурсная. Это значит, что у нее в детстве были силы и внутренние возможности для преодоления ситуации. Издевательства не так уж редки в детских садах. И реагируют на них дети по-разному, в том числе они могут привести к психологической травме, что опасно для формирования личности.

В рассказе Дарьи удивительно то, что девочка сочла, что справится с проблемой. Объяснить это можно совокупностью факторов: генетических (устойчивый тип нервной системы) и семейных (мы можем предположить, что обстановка в семье не давала дополнительных стрессов). У девочки также был личный ресурс - подспудное желание стать лидером.

Обратите внимание на важный момент. Девочка ничего не говорит матери. Мы, родители, конечно, хотим знать, что происходит с ребенком. Но, возможно, он не все рассказывает. Как быть? В случаях, когда ребенок переживает стресс, он проецирует это состояние на игру - в ней дети проживают настоящие эмоции. И если вы замечаете, что в играх присутствуют тревожащие факторы, например агрессия, то это сигнал: надо больше узнать о том, что беспокоит ребенка».

Против: «Боюсь, что сыну будет одиноко»

Ксения, 29 лет, сыну Денису 4 года

«Я категорически против детского сада. Нигде и никогда я не чувствовала такого одиночества, как в садике. Меня мама отдала очень рано, с 2,5 лет, и начиная с этого возраста я ни разу не ощутила, что ее интересует моя жизнь не только в саду, но и вообще. Я была полностью предоставлена самой себе. Меня, в принципе, никто не обижал, но я не чувствовала комфорта. Мама не разговаривала со мной, не играла. Теперь у меня самой есть ребенок, и мы с ним всегда вместе, с рождения. И гуляем, и лепим, и рисуем, ездили недавно на море на два месяца. Сыну со мной хорошо. А мама по-прежнему не разговаривает со мной, хотя я отдаю ей Дениса на выходные и приходится идти на контакт».

Татьяна Бедник: «Любые крайности - это плохо, это уже перекос. Ребенку нужна социализация, к школе ему необходимо выработать общие правила поведения, приобрести опыт жизни в обществе. Человек, не умеющий существовать в коллективе, который не общается или совсем мало контактирует со сверстниками в возрасте трех и более лет, в дальнейшем сталкивается с трудностями. Со временем его личностная оценка может быть или слишком завышена, или, наоборот, занижена».

Диана Пшибиева: «Вопрос, отдавать или не отдавать сына в сад, связан у Ксении с психической травмой детства, где сад - место изгнания, отречения от материнской любви. Поэтому она ограждает сына от этого места и пытается изо всех сил заполнить пространство ребенка собою. Проблема здесь заключается в том, что мы не можем дать другому то, чего не имеем сами.

Сад для ребенка - это возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс

Если Ксения не знала и не знает любви матери, есть риск не знать, что такое любовь к ребенку на самом деле. Она пытается предложить ему то, чего не хватало ей, - постоянное, плотное общение, но, возможно, мальчик нуждается в чем-то другом. Кроме того, ребенок, который живет постоянно дома, не имея конкуренции, общения с ровесниками, находится под восхищенными взглядами любящих родственников, впоследствии сталкивается в школе с тем, что никто не считает его ни особенным, ни гениальным. А это уже довольно серьезный удар по самооценке».

Какое решение оптимально?

Оба психолога склоняются к тому, что детский сад дает полезные социальные навыки и первоначальные знания. С этим согласна педагог-логопед Маргарита Хватаева: «Многие дети в коллективе лучше едят, самостоятельно одеваются. С ними занимаются логопеды, дефектологи, психологи. Они предлагают системную программу образования, а многим родителям трудно самим заниматься с ребенком, особенно если он отвлекается и просит включить мультфильм или дать гаджет. Сад для ребенка - это также возможность найти друзей, научиться реагировать на конфликты и искать компромисс».

При этом важнейшим остается вопрос - какой именно сад выбирать, с какой системой воспитания. Вероятно, всем родителям хотелось бы, чтобы обстановка там была доброжелательной и открытой. Ведь конфликты возникают в любом коллективе, поскольку в нем неизбежно встречаются интересы различных личностей, а ребенок - это самостоятельная личность, утверждает детский психоаналитик Франсуаза Дольто. И опыт разрешения конфликтов без насилия, запугивания и унижения может оказаться столь же важным для взросления ребенка, как и знания, которые он получит.

Если родители планируют отдать ребенка в детский сад, то вполне логично приложить все усилия, чтобы выбрать для малыша оптимальный вариант. Главное – выбирать объективно, ведь самое дорогое – не всегда значит самое лучшее, тем более что выбор дошкольных учреждений довольно значительный. Придя в дошкольную комиссию или в выбранный садик, вы уже должны знать критерии, которыми нужно руководствоваться при выборе ДУ. Итак, давайте остановимся на этом вопросе подробнее.

Критерии выбора детского сада

Удаленность от дома . Даже если в вашем городе есть отличный по всем статьям садик, но находится он в отдаленном районе, до которого добираться более 20 минут, придется тяжело вздохнуть и смело вычеркнуть его из списка. Вряд ли поход в такой садик доставит радость чаду, в особенности, если добираться придется общественным транспортом. Даже если у вас есть собственный автомобиль, дорога должна занимать до 20 минут, иначе она будет выматывать ребенка, да и вставать в 6 утра, чтобы к 8 «сдать» ребенка на поруки воспитателю, да еще и на работу не опоздать вряд ли кому-то понравится.

График работы . Режим работы дошкольного учреждения не менее важен, большинство садиков работает с 7 утра до 7 вечера, но некоторые закрываются и раньше – к примеру, в 17:00. Очень редкие заведения работают круглосуточно, так что тут уже все зависит от вашего графика работы: сможете ли вы забирать чадо вовремя, чтобы не выслушивать каждый вечер нотации воспитательницы? Будете ли успевать вовремя приводить кроху? – в большинстве групп вечно опаздывающих родителей не жалуют.

Территория детского сада .

Осмотрите территорию, насколько она безопасна: нет ли дыр в заборе, закрывается ли калитка, нет ли непосредственной близости крупных автомагистралей. Есть ли песочницы, качели, лесенки, клумбы с цветами, на территории детского садика не должно быть ям, мусора. Понаблюдайте за детьми, которые гуляют на улице: как они себя ведут, как занимаются с ними воспитатели. Будет здорово, если вы приедете сюда с ребенком: детский сад должен нравиться не только вам, но и вашему чаду.

Группы и внутреннее убранство . Уточните, с какого возраста можно отдать своего ребенка в садик, насколько хорошо оборудовано учреждение. Должен быть зал для занятий музыкой и физкультурой, медицинский кабинет, кабинет логопеда. В группах должно быть просторно, чисто, комнаты для занятий и сна должны быть раздельными. Достаточно ли игрушек? Удобная и безопасна ли мебель в комнате? Есть ли душевая, оборудованы ли туалетные комнаты? Обратите внимание на тот факт, если ли в садике уголок с информацией для родителей, подобраны ли игрушки согласно возрасту, есть ли места для рисования, конструирования, есть ли книжная выставка?

Персонал . Не спешите сразу бежать к заведующей, редко какой руководитель расскажет правду о сотрудниках, лучше почитайте отзывы на форумах, пообщайтесь с родителями, чьи дети уже ходят в этот садик, понаблюдайте за тем, как обращаются воспитатели на игровой площадке со своими воспитанниками. Если в одной группе 20-30 человек, а воспитатель один, лучше откажитесь, одному человеку попросту не под силу уследить за такой оравой. На 20 человек должно быть как минимум 2 воспитателя или воспитатель и няня.

Питание . Этот вопрос особенно важен для родителей, чей ребенок страдает аллергией. Расспросите, есть ли возможность для малыша питаться отдельно, понаблюдайте, как кушают другие дети, посмотрите на меню (оно должно меняться каждый день и быть разнообразным). Если есть возможность, посмотрите кухню: придерживаются ли санитарных норм? Соблюдают ли условия хранения продуктов питания? Готовят ли там вкусную и полезную пищу?

Детский сад, государственный или частный, должен иметь лицензию, разрешение от санитарно-эпидемиологической станции, педагоги должны иметь аккредитацию министерства образования, весь персонал должен иметь санитарные книжки.

Какой детский сад выбрать? Частный или государственный?

В последнее время система образования претерпела большие изменения, на смену государственным учреждениям приходят сады разной направленности.

Классификация детских садов:

  • Государственный общеразвивающий;
  • Центры развития ребенка;
  • Комбинированный детский сад (оздоровительный и развивающий одновременно);
  • Компенсирующий детский сад (для детей с различными отклонениями);
  • Муниципальный детский сад (принадлежащий определенному ведомству);
  • Домашний детский сад (небольшие групповые занятия в квартирах, но стоит такое удовольствие недешево);
  • Частный детский сад.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся разновидности.

Государственный детский сад: преимущества и недостатки

  • Доступная стоимость оплаты, но если ваш ребенок будет посещать индивидуальные занятия или кружки, придется платить больше;
  • Государственные сады, как правило, расположены недалеко от дома, поэтому не приходится долго туда добираться;
  • В садах четко разграничены обязанности всех сотрудников, зачастую такие учреждения полностью укомплектованы;
  • Развивающие программы довольно стандартны, зато методической обеспечение проверяется государством, есть программа;
  • Теперь о недостаток: первый – огромные очереди, зачастую приходится занимать себе место под солнцем сразу после рождения малыша;
  • Большие группы (до 40 человек), уследить за таким количеством непосед одному-двум воспитателям ой как непросто;
  • Питание: оно уже стало притчей во языцех, детсадовские кашки и супчики кому-то нравятся, а кто-то считает их сущим наказанием – единодушного мнения у родителей нет;
  • Откровенно устаревшая обстановка, игрушки, пособия, это опять же зависит от финансирования и наличия у детских учреждений спонсоров, во многих садах приходится покупать книги и игрушки за свои деньги.

Частный детский сад: плюсы и минусы

  • Прежде всего, хочется отметить высокую стоимость, так что позволить себе такое удовольствие может не каждая семья;
  • Во многих учреждениях лучше организована программа, хорошая материальная база (новые игрушки, инвентарь, организовываются экскурсии и так далее);
  • Найти частный сад в своем районе бывает затруднительно, приходится тащить ребенка на другой конец города;
  • Зато отсутствуют очереди, здесь во главу угла поставлена платежеспособность родителей;
  • Малокомплектные группы, поэтому и образование здесь получше, и за детьми воспитатель успевает присмотреть (при условии, что персонал действительно хороший);
  • В частных детских садах есть развивающее обучение, различные кружки, дополнительное изучение иностранного языка, занятия хореографией, рисованием и так далее;
  • Во многих садах практикуется индивидуальное меню, которое предварительно обговаривается с родителями каждого ребенка;
  • Режим работы, частные сады, как правило, работают допоздна, а то и круглосуточно, поэтому это вполне достойный вариант для родителей, которые имеют серьезную загрузку по работе;
  • Приходится проверять лицензию учреждения более тщательно, также как и квалификацию преподавателей, есть риск обучения по не до конца исследованным методикам.

Собственно, выбор исключительно за вами, у каждого заведения есть свои плюсы и минусы. Если вы отдали чадо в садик, наблюдайте за его состоянием: малыш должен с удовольствием ходить в дошкольное учреждение, свободнее общаться с детьми, получать новые знания – только тогда детский сад принесет пользу!

«Зачем ребенку детский сад?» – часто спрашиваете меня вы. Начнем с того, что я – в нейтралитете. Как? Да просто. ВОДИТЬ ИЛИ НЕТ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ ЗАВИСИТ ОТ РЕБЕНКА! Я часто говорю и не устану повторять: ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ! То, что хорошо одному, категорически противопоказанно другому. Кроме того, из этой модели нельзя выкинуть маму. Ей, возможно, надо выходить на работу, и это тоже важный фактор.

Итак, для чего ребенку детский сад? Разберем самые частые ответы на этот вопрос и их достоверность с точки зрения психологии.

Детский сад – это социализация. Сложно спорить, особенно учитывая, что социализация – это этап формирования личности при столкновении с социумом. Ребенок учится там взаимодействовать. Вы можете возразить: можно ходить на кружки, группы развивающие, в гости. Да, это тоже социализация, но она под присмотром. Все же в этих ситуациях мама (или кто-то из близких) рядом либо дети под жестким контролем тренера. Садик – это возможность выстраивать самостоятельные отношения, например, в конфликте с детьми, и когда воспитатель рядом. То есть речь идет не столько о социализации как таковой, сколько о навыках самостоятельности в принятии решений. Можно ли этого добиться вне сада? Можно. Для этого изначально должна быть выработана демократическая система воспитания. В которой за ребенком не бегают, не решают все за него, а дают ему право выбора в принятии элементарных решений. И, конечно, кружки, площадки – это тоже чудесно. Важна социализации после 3 лет.

Детский сад – это закалка иммунитета. Сложно спорить. Первый год (точнее полгода) дети интенсивно болеют. Но некоторые болеют и год, и два. И уже не ясно, ходит он в сад или нет. Педиатры называют это «часто болеющие дети». Психологи предлагают подумать о психосоматике. Если ребенок, заболевая, остается дома – получает в полном объеме маму, развлечения, вкусняшки. То его мозг (не глупая в общем-то вещь) откладывает в подсознание информацию: «нам так комфортно». И ребенок начинает болеть все чаще и чаще, легче схватывая вирусы. Не однозначная закалка иммунитета получается… В этом случае надо искать причину. Может ревность к младшему, тоска по маме, не комфортно в детском саду, конфликт с детьми или воспитателем?

Противники часто говорят: детский сад превращает детей в стадо, лишает их возможности мыслить. Есть такая опасность, но многое идет из семьи. Если ребенок ощущает себя личностью внутри семьи, «сломать» детскому саду вряд ли удастся. Если для вас этот аргумент важен, то имеет смысл думать о домашнем обучении до школьной поры.

В детском саду ребенка готовят к школе. В плане обучения чтению и т.д. Вот тут я против – как мама и как психолог. Особенно, когда вдобавок к саду отдают на два года на подготовку к школе. Зачем?? Скажите мне? В школу не возьмут? Возьмут. Хотите в супер-гимназию? ДА, довод, но вопрос «зачем?» не снимается. Для ребенка до 6 лет игровая деятельность – ведущая, тяжело им сидеть на этих занятиях, и даже если внешне сидят хорошо, то ритм, цикл нормальной жизни и развития это сбивает. Если этот параметр для вас важен – сделайте или сад, или курсы подготовки к школе. Поверьте, время пройдет, и вы поймете, что это было ни к чему; учитесь на чужих ошибках. Мои никто не ходил на курсы – поверьте, нигде не отстают, даже наоборот. Учитель все равно будет начинать все с начала. Да и мало кто из детей сейчас не умеет читать к школе. Это можно отлично освоить в интересной игре.

Ребенку надо в ДС, потому что маме нужно на работу или получить личное время. Имеет право? Конечно! Идеально – группы кратковременного пребывания, но для работающей мамы – это невозможно. Значит надо четко соблюдать правила и нормы безболезненной адаптации.

Лично я убеждена: ребенок будет гармоничной личностью независимо от того, ходит он в сад или нет. Его психологическое здоровье закладывается в семье. От того как с ним общаются, уважают, принимают его желания и потребности, будет зависеть его развитие. А все остальное – выбор каждой семьи по потребностям и обстоятельствам.

Поколение современных мам и пап в основной своей массе – это бывшие детсадовцы. Действительно, в былые времена вопрос о том, пойдет ли чадо в садик, в большинстве семей даже не поднимался. Родители работали, отпуск по уходу за малышом был коротким, государство предоставляло места в детских яслях и садах всем детям. Сейчас ситуация изменилась. Женщины-матери не всегда стремятся «активно участвовать в производительном труде и общественной жизни», как это было в СССР. К тому же, благодаря развитию психологии в массовом сознании укрепляется убежденность в важности сохранения привязанности малыша к маме. Конечно, во многих семьях выход женщины на работу, когда ребенку исполняется 3 года, продиктован суровыми жизненными реалиями, а нынешние бабушки совершенно не стремятся проводить всё свое время с внуками, тем более что они не «сидели» и с собственными детьми – работали. Тем не менее, некоторые родители задумываются, стоит ли отдавать своего ребенка в садик, ведь всем известно, что дети там плачут по утрам, особенно поначалу, начинают болеть, да и вообще – противников детсадов вокруг всё больше, и наверняка неспроста.

Споры о том, нужен ли ребенку детский сад, уступают в своей ожесточенности разве что баталиям на тему вакцинации. Аргументы приводятся нешуточные… Сторонники детского сада, коих пока большинство, уверяют – без детсада в современных реалиях ребенок вырастет социофобом, абсолютно неадаптированным к обществу, ему будет сложно в школе, он навсегда упустит период, когда мог научиться нормально контактировать с людьми. Противники же садиков сравнивают их с детдомами – мол, зачем рожали, если избавляетесь от ребенка, которому нужна семья, а не «инкубатор» с чужими людьми? Не будем ударяться в крайности и попробуем разобраться, почему детсады вызывают столько споров.

«ЗА» садик: польза детского сада – развитие, социализация, первая школа жизни

Доводы «за» детский сад звучат достаточно весомо. Вот основные из них:

1) Детский сад учит ребенка общаться , налаживать первые контакты со сверстниками. Человек, безусловно, существо социальное. Малыши с 2-3 лет начинают проявлять активный интерес к другим детям – сначала присматриваются, а затем и пытаются взаимодействовать. С помощью садика организовать ребенку общение со сверстниками проще всего. У малыша появляются первые друзья, он учится реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.

2) Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка . О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьезные требования, и родителям спокойнее доверить ребенка профессионалу, нежели полагаться на собственные силы. К тому же, в домашних условиях порой сложно предоставить малышу достаточное пространство для игр, спортивных и творческих занятий.

3) Находясь в садике, ребенок учится дисциплине, порядку, послушанию . «Садиковым» детям больше свойственно соблюдение режима, чем «домашним». Если дома время приема пищи или прогулки может меняться день ото дня, то в детсаду правила жестко регламентированы, без этого невозможна качественная организация детской группы. Многие дети в коллективе лучше едят, а днем спят, в то время как дома их приходится уговаривать или смиряться с невыполнением требований взрослых.

4) Детский сад развивает самостоятельность . Если дома малыш во многом полагается на маму (папу, бабушку), то в садике он лишен возможности попросить родных сделать что-то за него. Волей-неволей ребенок учится действовать самостоятельно. Многие мамы утверждают, что именно садик помог их детям освоить горшок или начать лучше разговаривать.

5) Некоторые болезни легче переносятся в детском возрасте . Домашнему ребенку зачастую негде ими заразиться, чтобы получить иммунитет на всю жизнь.

6) Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов . В детсаду с детьми занимаются, гуляют, предоставляют возможности свободной игры, в то время как дома многие дети проводят большую часть дня за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Детский сад зачастую становится единственным местом, где ребенок отвлекается от экрана.

7) Отдавая ребенка в детский сад, мама имеет возможность выйти на работу или заняться своими делами. Эта причина не относится к «плюсам» садика для ребенка, но косвенно влияет и на него. Если мама в душе досадует на малыша за то, что он «мешается под ногами», «не дает зарабатывать», «связывает руки», кроха это, несомненно, чувствует. В таком случае поступление ребенка в детский сад успокаивает женщину и делает ее более уравновешенной и доброжелательной по отношению к ребенку. Конечно, отдельно следует сказать о мамах, не имеющих возможности сидеть дома с ребенком – матери-одиночки, вдовы, а также женщины, находящиеся в стесненных финансовых обстоятельствах по тем или иным причинам. В таком случае садик становится единственным выходом, даже если мама сама стремится быть с малышом всей душой.

«ПРОТИВ» садика: вред детского сада – отрыв от семьи, психологическая травма, воспитание «винтика Системы»

Несмотря на кажущуюся однозначность пользы садика, доводов «против» также немало:

1) Необходимость в детской «социализации» непомерно преувеличена . Потребность ребенка в общении сверстниками, безусловно, существует. Но является ли замкнутая группа одновозрастных детей идеальной моделью общества для маленького ребенка? Сомнительно. Первый социум для ребенка – это его семья, затем друзья семьи и лишь потом, с приобретением опыта и уверенности, «чужаки». Садик же, по сути, не дает малышу отдалиться от близких естественным, ненасильственным способом. Ребенка, обычно совсем маленького, 2-3 лет, резко погружают в незнакомую среду, оставляют в зависимости от чужого взрослого человека, в окружении толпы детей. Никто не будет отрицать, что поступление в детский сад – это большой стресс для малыша. К тому же, если говорить о социализации, садик частично отнимает возможность общения с людьми разных возрастов, участия в жизни взрослых – в реальных делах, а не искусственно созданных развивающих занятиях.

2) Детский сад негативно сказывается на привязанности между матерью и ребенком . Мам, которые не знают, чем можно заниматься дома с ребенком целыми днями, убежденных, что он нуждается в постоянных развлечениях («А я не педагог и не аниматор!») и стремящихся загрузить любимое чадо по максимуму различными кружками и секциями – сейчас очень много. Женщинам тяжело быть рядом со своими детьми, поэтому их и пытаются куда-то «пристроить». А дети быстро привыкают к изолированности от семьи – не только от мамы, но и, например, от младших братьев и сестер. Если ребенок большую часть дня проводит вдали от родного дома, он, несомненно, учится быть частью коллектива. Но… жизнь семьи остается для него чем-то размытым и неопределенным, что вполне может «аукнуться» в далеком будущем.

3) Необходимость детсада как ступени подготовки к школе вызывает сомнения . Организовать развивающие занятия соответственно возрасту, в общем-то, под силу любой маме.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский писал о детских садах: «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее. <…> Даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно. Для ребенка необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым ».

4) Домашнее воспитание позволяет развить в ребенке истинную самостоятельность , поскольку дома ему не приходится подчиняться навязанным правилам. Мама помогает малышу постепенно расширять зону своей ответственности, решая, какую одежду он хочет надеть, с чем поиграть, когда пойти гулять, что есть (или отказаться от еды). В садике же кроха лишь подчиняется – все решения принимают за него. Он быстро привыкает к такой модели отношений, не предполагающей равенства, умения договариваться и искать компромиссы. Став старше, ребенок, запомнивший фразу «старших надо слушаться», либо будет считать себя заведомо бесправным рядом со взрослыми, либо начнет протестовать против такой несправедливости.

5) Частые болезни являются неотъемлемой частью адаптации к садику у большинства малышей. Иммунитет ослабевает не только из-за нахождения в условиях скученности, но и из-за психосоматических причин. Ребенок хочет быть дома с мамой вместо того, чтобы идти в садик… и заболевает. «Неделя в саду, месяц на больничном» – типичная история, которую часто можно услышать в кругу мам. Является ли это необходимой «закалкой» для иммунитета? Вопрос спорный.

6) Детский сад не учитывает потребности отдельно взятого ребенка . Режим садика не предполагает вариативности, это попросту невозможно организовать. Биоритмы малыша меняются день ото дня, так как зависят от множества факторов: здоровье, погода, настроение и др. А в детсаду режим всегда одинаков, и никакие правки к нему не предполагаются. Принуждение «вовремя» есть и спать может даже приводить к проблемам с нервной системой и работой ЖКТ.

Кроме того, даже у самых маленьких уже проявляется определенный темперамент. Например, быстрые и импульсивные холерики радикально отличаются своим поведением от спокойных и неторопливых флегматиков – а требования к тем и другим одинаковы. Если ребенка постоянно подгоняют или осаживают, это выливается впоследствии в серьезные комплексы, ощущение «я не такой, как должен быть», неумение планировать время и т.п.

7) Ребенок перенимает модели поведения, не принятые в семье . Раннее детство – тот возраст, когда малыш впитывает всё, что его окружает, и принимает это в качестве нормы. Если в семье не приняты рукоприкладство, проявления агрессии, употребление грубых слов, но ребенок слышит и видит такое поведение ежедневно в саду, оно становится для него нормой. Нельзя ожидать от 2-3-4-летнего крохи осознанности в принятии решений: он либо сдастся сильному, либо последует его примеру.

8) Детский сад губит индивидуальность . Воспитателю детсада удобнее, если дети ведут себя примерно одинаково, выполняют необходимые требования, слушаются. В садике «выгодно» быть как все, а индивидуальность не приветствуется. Бывает, что ребенка поправляют, если он хочет наклеить деталь аппликации иначе, чем это предписывает инструкция. Кроме того, в детском саду малыши начинают подражать друг другу, вместо того, чтобы свободно развиваться, ориентируясь, прежде всего, на близких людей.

9) Далеко не все воспитатели любят детей . Ни для кого не секрет, что в детском саду работают очень разные люди, и искренних фанатов своей профессии среди них – единицы. Работать с группой одновозрастных детей очень тяжело, а человеческая психика адаптивна, поэтому с годами воспитатели обычно становятся всё более равнодушными и даже черствыми по отношению к своим подопечным. Нет, они не обязательно могут быть грубы или безответственны, но ожидать от них теплого отношения к конкретно вашему ребенку не стоит. Хотя бы потому, что дать необходимые внимание, ласку и заботу каждому из 20-30 детей практически нереально.

Нужен ли ребенку детский сад: мнения психологов

Гордон Ньюфельд , доктор наук, основатель собственного института в Канаде, автор книги «Не упускайте своих детей», переведенной на 10 языков, утверждает:

«Преждевременная социализация всегда считалась самым большим злом в воспитании детей… Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же, как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее».

По мнению доктора Ньюфельда, способность к здоровым отношениям с людьми закладывается у ребенка в первые шесть лет жизни.

«Это – основа всего, – говорит он. – К пятому году жизни, если все протекает непрерывно и безопасно, начинается эмоциональная близость. Ребенок отдает свое сердце тому, к кому он привязан, и это – невероятно важно… Самое главное – это установить сильные и глубокие эмоциональные связи с теми, кто воспитывает ребенка. И на этом должен делаться акцент в нашем обществе. Если бы мы это делали, мы бы посылали наших детей в школу позже, а не раньше».

Людмила Петрановская , семейный психолог, писатель, лауреат Премии Президента РФ в области образования, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», в своей книге «Привязанность – тайная опора» пишет:

«Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось – он ничего важного для развития не потеряет.

Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше».

Ирина Млодик , известный психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук, председатель Ассоциации психологов-практиков «Просто Вместе», в своей книге под названием «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» пишет:

«Детский сад. Как много в этом звуке... для каждого чего-то своего. Много чудесных воспоминаний, удивительных открытий, негативных чувств, психологических травм и много всего прочего связано с каждой услышанной детской историей. Для кого-то детский сад был раем, где было увлекательно, интересно, много друзей, игрушек и приключений. Для кого-то - череда унижений, почти концлагерных приемов воспитателей, болезней, стыда и тоски по маме. Для большинства детский сад - место, куда не очень хотелось идти, было непросто, случались как разные инциденты и трудности, так и радостные открытия и вполне веселые мероприятия. У меня нет ни резко отрицательного отношения к детскому саду, ни радужно-положительного. Я знаю одно: по достижении трех лет (плюс-минус полгода) детский сад ребенку нужен. Но вы правы: хороший детский сад.

<…> Когда родители задают мне вопрос «Отдавать ребенка в садик или не отдавать?», я отвечаю: «Решать вам. К тому же все в большой мере зависит от садика. От того, как там все устроено и каково отношение к детям». И это, конечно, не про серебряные игрушки, собственный бассейн и икру на обед, это об уважительном отношении к ребенку».

Владимир Леви , кандидат медицинских наук, советский и российский писатель, врач-психотерапевт и психолог, автор книг по различным аспектам популярной психологии, посвятил детскому саду целую главу своей книги «Новый нестандартный ребенок»:

«...Но страшнее всех картинка самая первая: меня оставляют. Удаляются уводимые в неизвестность брат и сестра... Спина и вполоборота лицо уходящей мамы...

Чужое вокруг все, незнакомое, все сереет, чернеет, ужас беспомощного одиночества, предательство бытия...

Знаю теперь - это переживание не сверхобычно, не уникально нисколько. Травму такую получает каждый малыш, впервые на неопределенное для него время (для маленького и полчаса – почти вечность) внезапно оставляемый в резко чужой обстановке – да, каждый, даже предупреждаемый заранее...

Удар, сравнимый с ядерной бомбежкой, наносится по древнейшей психогенетической программе ребенка, почти со стопроцентной вероятностью предусматривающей возможность его выживания в первые годы жизни только в среде СВОИХ – в родительской семье или в разновозрастной стае родственников, достаточно малочисленных и постоянных, чтобы всех их, еще не отрываясь от матери, запомнить в лицо.

Так многие тысячи и миллионы лет было в Природе, такими нас сделала история нашего вида.

У очень многих детей – у меня тоже – безумный ужас первооставленности становится главной закладкой, основой всех последующих невротических страхов, зависимостей и депрессий, всего недоверия к жизни и самому себе. Бездна, однажды разверзшаяся, не сомкнется – только прикроется придорожными кустиками... <…>

Это нам, взрослым, кажется, что походить в садик годика три, ну год – не долго и не страшно. Все обеспечено, контроль полный... Это нам даже не кажется - знаем: не так. Вранье это, самообман наш, которым прикрываем свою вину перед ребенком...

Трехлетняя (возьмем в среднем) детсадовская пора жизни ребенка по истинной, внутренней продолжительности – ничуть не меньше, чем десяти-одиннадцатилетняя школьная. И гораздо значимее, чем, скажем, время пребывания в армии или в институте. В первые годы жизни каждый кусочек времени вмещает в себя столько переживаний, столько развития и препятствий ему, столько памяти и душевных ран, столько беззащитности, столько жестокой тупости взрослых!..»

Нужно ли ребенку ходить в детский сад?

Искать истину в вопросе о важности и необходимости детского сада, наверно, бессмысленно. Хотя бы потому, что все мамы, папы, бабушки, рассуждающие на эту тему – люди заинтересованные. Мало кто может абстрагироваться от своих детских воспоминаний и от собственного выбора уже в качестве родителей. Реальность такова: детский сад – это простая и удобная возможность предоставить ребенку полный комплекс «услуг», соответствующих его возрасту. Здесь и общение с детьми, и развивающие занятия, и прогулки под присмотром, и детские праздники. Да и маме разгрузка (или возможность работать). К сожалению, условия современного большого города таковы, что садик представляется родителям единственно возможным выбором. Хотя при желании, если оно действительно есть, организовать домашнее воспитание – вполне реально. И ребенок при этом ничего сверхценного не потеряет.

Дорогие родители! Желаем вам сделать правильный для вашей семьи выбор в отношении детского сада. Вам, и только вам отвечать на вопрос: «А нужен ли детский сад моему ребенку?». А аргументы в пользу той или иной позиции вы, разумеется, найдете. Главное - не забывать о балансе между своими желаниями и желаниями малыша...