Базовые потребности ребенка в семье. Мотивационные аспекты приемных родителей

Необходимо иметь представление о том, в какой мере дея­тельность родителей нацелена на удовлетворение потребно­стей ребенка - как материально-бытовых (в питании, одеж­де, предметах развлечения), так и духовных (прежде всего в общении с родителями, в их любви и протекции). Эта характеристика семейного воспитания отличается от уровня протекции, поскольку описывает не меру занятости родите­лей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Например, «спартанское воспитание» является примером высокого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

· потворствование (шкала У+). О потворствовании мы; говорим в тех случаях, когда родители стремятся к мак­симальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они балуют его,; любое его желание-для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: сла­бость ребенка; его исключительность; желание дать ему то, чего были лишены в свое время родители; то, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказыва­ния приведены в шкале У+. При потворствовании ро­дители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способа заме­стительного удовлетворения их за счет воспитательных действий;

· игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Дан­ный стиль воспитания противоположен потворствова­нию и характеризуется недостаточным стремлением ро­дителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно по­требность в эмоциональном контакте, в общении с ро­дителями.

Количество и качество требований к ребенку в семье

Требования к ребенку - неотъемлемая часть воспитатель­ного процесса. В него включены, во-первых, обязанности ребенка - учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи; во-вторых, запреты - то, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение ребен­ком требований может повлечь применение санкций - от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различ­ны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, пред­ставлены целым рядом, шкал: Т+, Т-, 3+, 3-, C-+, C-.

Чрезмерность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обя­занностей в семье, проявляется в высказывании родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты определяют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, наличие у него возможности са­мому выбирать способ поведения. И здесь возможны две сте­пени отклонения: чрезмерность и недостаточность требова­ний-запретов.


Чрезмерность требований-запретов к ребенку (шкала 3+) может лежать в основе типа негармоничного воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество тре­бований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тре­вожно-мнительной (психастенической) акцентуации. Типич­ные высказывания родителей отражают их страх перед любы­ми проявлениями самостоятельности ребенка, этот страх про­является в резком преувеличении негативных последствий даже незначительного нарушения запретов, а также в стрем­лении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шка­ла 3-). В этом случае ребенку «все ^южно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток лег­ко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он не отчитывается перед родителями, которые не хотят или не могут установить какие-либо границы его поведения. Данное воспитание сти­мулирует развитие гипертимного и неустойчивого типа лич­ности у подростка.

Чрезмерность санкций (тип воспитания «жесткое обраще­ние»). Для этих родителей характерна приверженность к при­менению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные выска­зывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (шкала С+).

Максимальность санкций (шкала С-), Эти родители пред­почитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо приме­няют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н) - резкая смена стиля, переход от очень строгого к либеральному и обратно, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость внимания, по мнению К. Леонгарда, содействует формирова­нию таких черт характера, как упрямство, склонность проти­востоять любому авторитету, и нередко встречается в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в вос­питании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетание различных отклонений в воспитании. Возмож­но, достаточно большое количество сочетаний перечислен­ных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонений харак­тера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состоя­ний имеют следующие устойчивые сочетания (см. табл. 13).

Устойчивые сочетания различных черт воспитания пред­ставляют собой тип негармоничного воспитания. Класси­фикация типов негармоничного воспитания также дана в таблице 13.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отражен­ных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, О). Ребенок находит­ся в центре внимания семьи, которая стремится к максималь­ному удовлетворению его потребностей? Этот тип воспита­ния содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, Ус, Зс, Сс). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его са­мостоятельности, ставя многочисленные ограничения и зап­реты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обуславливают острые аффективные реакции «экстрапунитивного» типа. При тревожно-мнитель­ном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция уси­ливает астенические черты.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких тре­бований к ребенку с пониженным вниманием к его потреб­ностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По предмету "Здоровый человек и его окружение"

По теме "Потребности ребенка и способы их удовлетворения в зависимости от возраста"

Содержание

  • Заключение

Потребности периода новорожденности и грудного возраста

Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Все жизненно важные потребности ребенка первых месяцев жизни можно разбить на четыре комплексные составляющие. Всё, что, по большому счету, младенцу нужно от мамы, это:

1. Часто прикладываться к материнской груди и проводить у груди столько времени, сколько требуется .

2. Своевременно получать от мамы помощь в отправлении естественных нужд и в сохранении чистоты тела .

3. Большую часть времени находиться у матери на руках либо в непосредственной близости от неё, приобретая гарантию безопасности, согреваясь, получая эмоциональное тепло и поддержку .

4. Получать гарантию надежности мамы .

Удовлетворяя эти потребности, мама будет растить во всех смыслах здорового, жизнерадостного ребенка.

Комплексная потребность в прикладывании к груди и в употреблении материнского молока

Речь идет именно о такой многосоставной потребности, а не о потребности в еде и питье, как у подросшего ребенка или взрослого.

Ребенок прикладывается к груди и для того чтобы поесть-попить, и для того, чтобы успокоиться, и для того, чтобы настроиться на сон, и для общения с мамой. Младенец сосет, когда ему хочется есть, когда ему страшно, одиноко, когда ему больно или холодно. Кроме того, маленький ребенок совсем не может ждать. Ему нужно, чтобы грудь появлялась сразу, как ему стало это необходимо.

Так как прикладывание к груди выполняет сразу несколько функций и происходит часто, физиология грудничка на это настроена . Его пищеварительная система работает и развивается нормально только в том случае, если он практически постоянно потребляет молоко мамы небольшими порциями.

Только прикладывание к материнской груди (а не сосание пустышки или даже молока из бутылочки) может полностью и без негативных побочных эффектов удовлетворить потребность младенца в успокоении. Молоко мамы - еще и хорошее снотворное.

Питательные вещества, витамины и минералы в полной мере и в нужных пропорциях ребенок может получить только из грудного молока. Да и само грудное молоко для ребенка первых лет жизни - это нечто большее, чем еда для взрослого человека.

У организма младенца существуют следующие потребности :

§ в иммунной защите из-за неразвитости собственной иммунной системы ;

§ в определенных ферментах из-за неразвитости пищеварительной системы ;

§ в определенных гормонах из-за неразвитости гормональной системы ;

§ в определенных компонентах, необходимых для дозревания всех функциональных систем (иммунной, дыхательной, пищеварительной, сердечнососудистой, эндокринной );

§ в определенных компонентах, необходимых для дозревания нервной системы и мозга ;

§ в определенных веществах, помогающих развиваться зрению, способствующих росту ворсинок кишечника и формированию крепких тканей и костей .

Эти потребности могут быть удовлетворены только благодаря уникальному составу материнского молока, искусственно воссоздать который невозможно хотя бы потому, что состав конкретного молока учитывает нужды конкретного ребенка. Отсутствие грудного вскармливания и употребление ребенком заменителей молока лишь позволит организму существовать, но не сможет полностью заменить то, что вложено природой в функции грудного молока.

Комплексная потребность получить помощь в отправлении естественных нужд и в сохранении чистоты тела

Ребенок с рождения способен контролировать отправление естественных надобностей, это не требует доказательств, так как является легко наблюдаемым фактом. Природа, создавая младенца, не рассчитывала на то, что он и его мама не смогут сохранять чистоту тела из-за неспособности ребенка сдерживать свои позывы.

Однако младенец не способен справиться с процессом отправления самостоятельно. Ребенок подает матери сигналы о том, что ему нужна в этом помощь, матери нужно лишь научиться эти сигналы распознавать. Подав сигнал, ребенок может какое-то время ждать, пока мама не поможет. Помощь ребенку в отправлении естественных надобностей получила наименование "высаживание".

Отсутствие отклика мамы на просьбу малыша зачастую приводит к его беспокойству, плачу и "проблемам с животиком". Для поддержания тела маленького ребенка в полной чистоте мама также проводит гигиенические процедуры, учитывая при этом психологическую потребность малыша в безопасности.

потребность грудной возраст психологический

Потребность большую часть времени находиться у матери на руках либо в непосредственной близости от неё

Находиться на руках у мамы или рядом с ней младенцу необходимо для того, чтобы:

§ чувствовать постоянную защиту, иметь гарантию безопасности в бодрствующем состоянии и во время сна ;

§ иметь возможность приложиться к груди в случае активизации сосательного рефлекса либо появления чувства голода, а также для снятия психического или физического напряжения ;

§ сообщить о потребности в отправлении естественных нужд и быстро получить помощь ;

§ поддерживать тепло своего тела ;

§ получать мамину ласку .

Для младенца первых месяцев нахождение в непосредственной близости от мамы - биологическая норма. Многочисленные научные исследования последних десятилетий приводят к следующим выводам. Практически постоянный телесный контакт ребенка с матерью до начала периода ползания - условие полноценного развития мозга, нервной системы, иммунитета, становления нормального гормонального фона и эмоционального здоровья в будущем.

Живой организм не сможет оставаться полностью здоровым (по крайней мере, психически), если потребность в ощущении безопасности будет систематически оставаться неудовлетворенной.

Если же живое существо постоянно в течение длительного времени лишать чувства безопасности (то есть создавать у него чувство нависшей угрозы), оно просто умрет, психически или даже физически.

Младенец рождается и долгое время остается абсолютно беспомощным. Природой в нем заложено ожидание, что его безопасность будет обеспечивать мать (или человек, заботящийся о нем). Соответственно, чувство безопасности в нем рождает непосредственная близость к матери, и никак иначе.

У маленького ребенка нет сознания в полном смысле этого слова, мозг его только развивается. Младенец не может осознать, что кроватка и коляска - места безопасные. Он не способен пока понять, что мама где-то рядом и защищает его от опасности издалека. Он не может усвоить, что лежа ночью в одиночестве, он находится в собственном доме, и поэтому ему бояться нечего.

Особенно это касается новорожденного, который видит только то, что находится от него не дальше 20 сантиметров.

Ожидания младенца жестко запрограммированы: нет телесного контакта с мамой - нет защиты. Младенцы, потребность которых в телесном контакте не удовлетворяется или удовлетворяется не полностью (например, младенцы, спящие отдельно от матери), могут по-разному реагировать на это.

Одни очень долго не могут смириться с отсутствием мамы, тревожатся, много плачут, с трудом отходят ко сну. Другие с первых дней жизни проявляют удивительное спокойствие, спокойно засыпают одни, спят глубоко и подолгу и, наоборот, не могут заснуть рядом с мамой.

Третьи беспокоятся лишь поначалу, а затем смиряются и спят, не просыпаясь, всю ночь.

И повышенная плаксивость, и удивительное спокойствие - это распространенные реакции на стресс . Плач малыша из-за неудовлетворенной потребности крайне вреден .

Улыбка младенца (в отличие от улыбки подросшего ребенка) также далеко не всегда является свидетельством душевного благополучия.

Зачастую эти дети имеют одну или несколько из перечисленных психосоматических проблем :

§ так называемые " колики " или " проблемы с животиком " ;

§ неврологические проблемы ;

§ плохой набор веса ;

§ частые простудные заболевания ;

§ повышенную тревожность ;

§ полный или частичный отказ от груди ;

§ нежелание находиться на руках у матери лицом к ней .

Обратим внимание, что пребывание в телесном контакте с мамой практически круглые сутки малышу важно лишь в первые полтора-два месяца. Позже, имея уже некоторый "кредит доверия" со стороны ребенка, мама начинает все чаще и на всё большие промежутки времени откладывать его в течение дня.

К полугоду малыш обычно большую часть времени бодрствования проводит отдельно от мамы, но, конечно, в поле её зрения.

Удовлетворение потребности грудничка находиться рядом с матерью предполагает совместный сон, использование эргономичной переноски или других приспособлений. Базовое доверие малыша к миру, которое затем становится почвой для формирования таких качеств личности, как уверенность в себе, самостоятельность, смелость, честность и ответственность, формируется именно в первый год жизни. А самый важный период на этом году - период до того времени, как ребенок начнет переворачиваться (4-5 месяцев) - недаром получил название "ручной период".

Потребность в постоянной поддержке и гарантии надежности мамы

Ребенок рождается полностью зависимым от мамы и ожидает от нее уверенного поведения и спокойствия в любой ситуации. Внутренние метания мамы, сомнения и тревожность плохо влияют на состояние малыша, провоцируя его беспокойство, сбои в процессах жизнедеятельности вплоть до физических заболеваний. Поддерживающее поведение проявляется в быстром удовлетворении потребности малыша, оперативной реакции на зов и плач ребенка.

Потребности ясельного возраста

Оптимальное развитие ребенка во многом зависит от того, насколько выполняются и удовлетворяются его потребности.

Они меняются по мере взросления, но некоторые из них постоянны, их неудовлетворение может неблагоприятно сказаться на общем состоянии и ходе развития ребенка. Эти потребности можно разделить на биологические (телесные), психологические (духовные) и социальные (общественные). Возможность нормально развиваться: интеллектуально и эмоционально, а также в плане поведения, взаимодействия с обществом, самоидентификации общественных ценностей - это и есть удовлетворение его психологических и социальных потребностей.

Одной из главных является потребность в стимулировании, регулярном и своевременном. Наличие стимулов ведет к активности. Природное любопытство ребенка нужно удовлетворять с первых дней жизни. Важно, чтобы вокруг ребенка было достаточно "человеческих" стимулов, возбуждающих его интерес к нашему миру.

На втором месте стоит потребность в наполненности окружающего мира смыслами. Различные стимулы во всем их многообразии должны служить получению знания и опыта. Поэтому они должны поступать организованно и упорядоченно, нести какой-то смысл. Если стимулы поступают к ребенку регулярно и последовательно, если его мир остается целостным и постоянным, не меняются люди, окружающие его, и их поведение, а поведение самого ребенка, которого требуют от него взрослые, получает одобрение, то обучение и развитие происходят легко и естественно. Поэтому нежелательно, чтобы за ребенком в раннем возрасте ухаживали разные люди в разной обстановке, даже если это близкие люди, которых мы хорошо знаем и которым доверяем. Поэтому и распорядок дня, включающий кормление, купание, пеленание и т.д., должен быть постоянным и размеренным.

Следующая потребность - это осознание собственного "я", своей общественной значимости, которое складывается на втором-третьем году жизни. Представление ребенка о собственной личности формируется на основе того, как к нему относятся самые близкие люди, насколько они его ценят, что в его поведении принимают, а что отвергают. Сформировавшееся таким образом самосознание влияет на его дальнейшую жизнь в обществе и на его отношения с людьми.

Из названных выше потребностей вытекает и потребность в открытом будущем. Она присуща только человеку и связана с пониманием прошлого, настоящего и будущего. Возможность открытого будущего поддерживает активность, а ее отсутствие ведет к апатии и чувству отчаяния. Для маленьких детей понятие будущего ограничивается короткой временной перспективой ("В выходные мы поедем за город!"), которая затем увеличивается ("Я стану летчиком!"), своего максимума она достигает в молодости, а к старости снова сокращается.

Самой важной социальной потребностью ребенка является потребность в любви и чувстве безопасности, обеспечиваемых ему его "собственным" человеком. С ней связана (в какой-то мере предшествует ей) потребность в безоговорочном принятии ребенка, то есть в том, чтобы его любили и ценили таким, какой он есть. Неудовлетворение этой потребности, вытекающее из неоправдавшихся ожиданий, разочарований, неудовлетворенности родителей или опекунов, не только приводит ко многим проблемам в воспитании ребенка, но прежде всего нарушает его развитие, главным образом психическое и социальное.

Говорить о способах удовлетворения потребностей ребенка можно только в соотношении с особенностями конкретного ребенка и общества, в котором он растет.

Потребности дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у ребенка появляются мотивы достижения успеха, мотивы соревнования, соперничества и мотив избегания неудач. Происходит подавление внутренних побуждений в связи с привлекательностью предмета, а не только выбор одного из многих. В этом возрасте выделяют потребность во впечатлениях, потребность в активности, потребность в поддержке и признании.

К шести годам у детей начинается усвоение этических норм, которые учитываются ребенком при планировании своих поступков. Старший дошкольник уже может во многих случаях побороть свои желания. Обогащение представлений о самом себе ведет к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими и в сопереживании. Сюда же добавляется потребность в познании объектов внешнего мира и стремление к овладению деятельностью. В области познавательного интереса исследователи делают акцент на наличие интереса к деятельности взрослых.

Анализируя вышеизложенное, можно говорить о том, что дети пяти и шестилетнего возраста одинаково акцентированы на получение впечатлений из окружающего мира, на активное его познание. И те, и другие испытывают потребность в участии в общественной жизни и признании своих достижений референтной (значимой) группой. Отличительной особенностью шестилетних детей от пятилетних является потребность быть не просто активным членом группы, но и соучастником её, т.е. иметь возможность чувствовать и переживать вместе с группой, быть не только понятым, но и понимать состояние других. У шестилеток развивается потребность занять определенную статусно-ролевую позицию в этой группе.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, можно сделать вывод о том, что применительно к психологическим классификациям потребностей актуальными потребностями детей пяти-шестилетнего возраста являются социальные потребности, характеризуемые стремлением к присоединению и идентификации с группой.

Потребности младшего школьного возраста

В младших классах у детей развивается абстрактное мышление, способность логически рассуждать и наблюдать, анализировать и делать выводы. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Ребенок вступает в самостоятельные отношения с детьми и взрослыми в процессе социально значимой и социально оцениваемой деятельности - учения. Раньше его любили просто за то, что он есть, теперь на отношение к нему влияют его достижения. Характерной особенностью детей в возрасте 7-10 лет является любознательность, живой интерес ко всему новому и яркому. Эта черта сочетается с выраженным стремлением многому подражать, а иногда что-то копировать, поэтому личный пример родителей, имеет исключительно важное воспитывающее значение. В младшем школьном возрасте формируется потребность в признании. У детей появляется стремление завоевать уважение родителей, авторитет среди сверстников и педагогов. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях.

Потребности старшего школьного возраста

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы "НЕ":

НЕ хотят учиться так, как могут;

В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки. Меняется общение со сверстниками. Общение выходит за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть собой. Появляется дифференцированное отношение к учителям, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. В 7-8 классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратиться зря, и не любят, когда отрицательно относятся к самостоятельным суждениям учащихся. Стремление "стать более волевым человеком" в этом возрасте не подкреплено подлинным желанием измениться. Для подростка характерна "не слабость воли, а слабость цели". Развивать волевое поведение следует, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникшие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важными, а не задавались бы искусственно. Очень важно обеспечить школьника средствами достижения желаемой цели. К таким средствам относятся: умение предвидеть последствия несовершенных и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность представлять себе такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально. Школьнику следует целенаправленно прививать умение представлять то, как он будет себя чувствовать в дальнейшем, через определенный временной промежуток. Это для них трудно, поскольку подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния.

Заключение

Взаимоотношения ребенка и взрослого, построенные на основе удовлетворения познавательной потребности, носят принципиально иной характер, чем отношения, возникающие при удовлетворении других его первичных потребностей. Если бы взаимоотношения младенца и взрослого основывались только на уровне удовлетворения потребности ребенка в пище, кислороде, движении и прочем, то эти взаимоотношения принципиально мало отличались бы от тех, какие имеют место в животном мире. Таким образом, сила потребности во внешних впечатлениях заключается в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности - общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т.д. А так как в предметах материальной и духовной культуры и в ее традициях находят свое воплощение исторически сложившиеся формы психической жизни людей, то ребенок, познавая культуру и овладевая ею, вместе с тем усваивает и эти формы; на этой основе у него развиваются специфически социальные формы психики.

Список используемой литературы

1. Статья А. Добровольской

2. Интернет-сайты: cosholaal.edusite.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение теоретических основ и представлений о зависимом поведении или группе расстройств, объединяемых по общему признаку наличия зависимости от чего-либо. Систематический характер зависимости и принципы ее замещения удовлетворения других потребностей.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2015

    Возрастная периодизация, характеристика периода новорожденности и грудного возраста. Психическое, физиологическое и личностное развитие ребенка в возрасте 1-3 года, 4-5 лет. Особенности развития детей 6-7 лет. Характеристики готовности ребенка к школе.

    презентация , добавлен 03.08.2016

    Краткая биография Абрахама Маслоу. Анализ иерархии потребностей А. Маслоу. Потребность в самоактуализации как вершина человеческих потребностей. Способы удовлетворения потребности. Пирамида Маслоу и выявление закономерности развития потребностей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2012

    Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Виды потребностей: потребности труда, познания, общения, отдыха. Характеристика мотивационной сферы. Значение потребности в достижении.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющее собой отражение нужды организма в чем – либо. Происхождение потребностей. Быстро и легко насыщаемые биологические потребности. Познавательные и социальные потребности.

    реферат , добавлен 20.12.2008

    Основные потребности ребенка. Критерии разумных потребностей. Сущность теории потребностей А. Маслоу. Потребности в пожилом возрасте. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. Потребности по возрастным группам.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Подходы к развитию психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества. Разработка программы психологических игр для улучшения нервно-психического развития ребенка до 1 года.

    дипломная работа , добавлен 21.04.2012

    Общая характеристика потребности детей в привязанности и описание психического развития ребенка раннего возраста. Формирование потребности предрасположенности у воспитанников ясельной группы к воспитателю как основная проблема детского возраста.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2011

    Определение потребности: роль в мире человека, способы и механизмы реализации. Понятие потребности с точки зрения разных наук. Классификация потребностей, уровни их удовлетворения. Мотивация труда и потребности человека в профессиональной деятельности.

У всех детей эти потребности одинаковы, хотя выражены в разной степени. Чем младше дети, тем больше они похожи друг на друга в плане потребностей, хотя в зависимости от темперамента проявляют их по-разному. Холерик, как правило, очень требовательный ребенок, и если его оставить одного, он скорее всего будет кричать, плакать и вообще громко возмущаться. Этот ребенок умеет за себя постоять и, так же, как и сангвиник, умеет привлечь к себе внимание активными действиями, а вот флегматик или меланхолик скорее всего будет спокойно лежать в одиночестве и страдать от фрустрации90 молча. Но потребность, в частности, потребность в присутствии мамы (другого близкого человека) рядом есть у всех детей.

К основным потребностям ребенка относятся потребности в еде, сне, отдыхе, движении, тепловом комфорте, безопасности существования, тактильном контакте, безусловной любви, ласке, общении. Невозможно достаточно хорошо ухаживать за ребенком и воспитывать его без понимания его потребностей и (или) без понимания способов их удовлетворения. Если мы не осознаем какую-то потребность, скорее всего она не будет удовлетворена вообще.

Способы удовлетворения врожденных потребностей, как бы странно на первый взгляд это ни звучало, зависят от конкретного общества, от конкретной культуры, семейных традиций и личного выбора родителей. То есть они вовсе не одинаковы - их существует очень много. Условно многочисленные современные способы ухода за младенцами можно разделить на две большие группы, отражающие два разных подхода: естественный и медико-технократический (который является общепринятым и считается традиционным в нашем обществе).

Естественный уход - это физиологически и психологически обоснованный уход. На первое место в нем ставятся врожденные потребности ребенка и их естественное полноценное удовлетворение. Этот подход ориентирован на мягкую адаптацию новорожденного к новым условиям жизни, постоянный контакт с мамой, естественное (грудное) вскармливание, и исключает (полностью или частично) использование таких искусственных приспособлений в уходе за ребенком, как коляски, манежи, ходунки и т.п., в отличие от традиционного, медико-технократического похода.

Конечно, подразумевается отказ не от любых искусственных приспособлений, а только от тех, которые не удовлетворяют врожденных потребностей ребенка. Те же, которые помогают маме и не вредят ребенку, его росту и развитию, только приветствуются. Например, у новорожденного ребенка есть потребность в постоянном контакте с мамой (или другим близким человеком). С этой целью человеком был изобретен способ привязывания ребенка к маме с помощью куска ткани - слинга, чтобы у нее была возможность одновременно заниматься другими делами. Да, слинг - это культурное изобретение, но благодаря ему полностью удовлетворяется естественная потребность ребенка в постоянном контакте с мамой, и при этом он не вредит развитию здорового малыша. Нет никаких причин его не использовать, кроме случаев, когда это не нравится конкретному ребенку или когда состояние мамы не позволяет. Насколько я знаю, не могут носить ребенка в слинге только те, кому по состоянию здоровья нельзя его носить и на руках. А иногда слинг рекомендуют вместо рук, потому что он, наоборот, снижает нагрузку. Хотя это все решается индивидуально, в таких случаях нужно советоваться только с врачом.

Человеческая культура развивается гораздо быстрее, чем человек успевает адаптироваться к ней, и вследствие этого появляются способы ухода за детьми, которые не удовлетворяют всех потребностей ребенка, не способствуют его полноценному развитию, а иногда и вредят ему или задерживают его. Хороший пример - одноразовые подгузники, которые были изобретены для того, чтобы облегчить уход за детьми современным занятым мамам и другим членам семьи. Их использование не физиологично, они задерживают развитие ребенка, доставляя ему при этом немало дискомфорта. Можно ли их считать полезным изобретением? Конечно, нет.

Ребенок нуждается не только в том, чтобы все его врожденные потребности удовлетворялись естественным образом, но и в том, чтобы в их удовлетворении ему помогал любящий человек. У млекопитающих, к которым принадлежит и человек, главная роль во взращивании ребенка принадлежит маме. Развитие мозга у всех детей происходит по одному и тому же «сценарию». Для меня было большим удивлением узнать, что когда исследователи вычисляют норму развития мозга, то из выборки исключаются дети-сироты, дети, которые с первых дней были отданы для ухода и воспитания бабушкам или няням, и дети эмоционально холодных матерей. Норму развития мозга вычисляют, беря во внимание показатели развития только тех детей, которых с рождения лично воспитывают любящие, заботливые и отзывчивые матери.

В раннем возрасте ребенок постоянно нуждается во внимании, любви и общении. Но нужно не просто любить ребенка - нужно ему показывать свою любовь. Лаской, похвалой, проявлением интереса и внимания, общаясь с ним с рождения. Любовь должна быть безусловной (без условий). Каждый человек, особенно маленький ребенок, нуждается в том, чтобы кто-то любил его просто так. Не за что-то (за то, что красивый, умный, послушный или еще какой-то), а просто так, за то, что он есть на свете, без обид на него, без ожиданий благодарности, без мыслей о том, что он должен всегда слушаться, и т.п.

Не стоит бояться того, что при безусловной любви, а не при «любви за достижения», у ребенка не будет стимула развиваться. Стремление к развитию и к обучению есть у каждого ребенка с рождения. Потребность в самовыражении, в личностном росте - это тоже естественная человеческая потребность. Чтобы ребенок смог реализовать себя в разных сферах, ему необходима поддержка и любовь самых близких людей - родителей. Поэтому безусловная любовь со стороны родителей не только не вредит развитию ребенка, а, наоборот, стимулирует его.

Избаловать ребенка любовью невозможно, поэтому не стоит ее «дозировать» даже исходя из благих намерений, иначе эмоциональных проблем, отклонения в поведении и нервно-психических заболеваний ребенка будет трудно избежать. Ну и, кроме того, безусловной любовью ребенка будут любить не все окружающие, а только самые близкие люди. Конечно, у него будет возможность усвоить нюансы разных человеческих отношений, общаясь с разными людьми. Но важнее всего то, что если близкие любят ребенка безусловной любовью, он имеет возможность быть самим собой. Эта возможность дорого стоит в жизни каждого человека.

Недостаток внимания и заботы, в частности, ведет к госпитализму. Ошибочно считать, что только в детдомах дети недополучают заботы и внимания. Это происходит и в обычных семьях, где родители, в первую очередь мама, эмоционально холодны. Такие родители осуществляют только минимум необходимых действий в уходе за ребенком (покормить, переодеть) и не проявляют никаких «лишних» нежностей и желания к общению.

Д-р Боулби также писал о негативных последствиях госпитализма: дети, которых в экспериментальных целях хорошо кормили, вовремя переодевали, держали в комфортных тепличных условиях, но мало обнимали, ласкали и носили на руках, полностью теряли интерес к жизни (не хотели ни есть, ни гулять, ни двигаться). О подобном эксперименте в 1945 году писал другой ученый, Рене Спитц: детей в трехмесячном возрасте отделили от матерей, и они около полугода провели в яслях, где за ними безупречно ухаживали (вовремя кормили и переодевали), но с ними вообще не общались. Результат: 70% из них умерли, у остальных обнаружили общее ухудшение развития, в том числе эмоциональный ступор, поведенческие аномалии, застой в наборе веса и роста. Иметь маму и потерять ее оказалось еще более сильным шоком для младенца, чем не иметь ее вообще.

Именно госпитализм - та главная причина, по которой дети из детских домов отстают в развитии. Наличие/отсутствие родителей - определяющий фактор в судьбе ребенка. Люди, которые считают что «лучше в детдоме, чем у плохих родителей», просто не понимают, насколько катастрофически сиротство отражается на судьбе. Это касается и социальных сирот, то есть детей, у которых родители есть, но мало уделяют им внимания, мало проводят с ними время, редко интересуются их успехами и проблемами (даже если причина уважительная - например, родители много работают).

Ребенку действительно нужно очень много внимания. То, что главное не количество, а качество проведенного родителями времени с ребенком, - миф. Важно и то, и другое. Но если приходится выбирать, то в раннем возрасте ребенку более важно количество времени, проведенное с мамой, чем его качество (хотя качество понятие оценочное, не так ли?). Это значит, что ребенку важнее то, что мама рядом, даже если она занимается весь день своими делами, а исключительно для ребенка времени ей не хватает, чем то, что мама только вечером придет домой и целый час будет играть исключительно с ребенком.

Самым тяжелым наказанием для ребенка и самым вредным для его общего развития является игнорирование его со стороны взрослых, в первую очередь родителей. Некоторые родители наказывают детей своим молчанием и не разговаривают с ними некоторое время. Многим такое игнорирование ребенка кажется очень безобидным, но это не так. Сразу поясню - мы говорим о маленьком ребенке, о ребенке раннего и дошкольного возраста, для которого весь мир - это родители. Для детей этого возраста важнее всего то, что происходит «здесь и сейчас», в настоящем моменте. Дети постарше уже по-разному могут воспринимать подобное родительское поведение, но для маленьких детей оно самое страшное и уничтожающее.

Общение любого качества предпочтительнее для человека, чем игнорирование. Если это ребенок, который еще растет и развивается, то тем более. Что это значит? Это значит, что даже сердитый и ругающий голос мамы на развитии ребенка сказывается лучше, чем ее молчание. Помните, я писала, что ребенок способен добиваться внимания родителей любыми способами, потому что его отсутствие для него невыносимая ситуация? Так вот - я снова о том же. Хотя это вовсе не значит, что ребенка лучше отругать, чем сдержать себя и промолчать. Это значит, что если родители не могут сдержаться, то лучше все же поговорить с ребенком, чтобы он понял, что не так. Но не игнорировать его, когда он прямо к ним обращается или любым другим способом требует их внимания.

Эксперты по детскому развитию утверждают, что способность родителей удовлетворить базовые детские потребности влияет на адекватность восприятия ребенком мира, который его окружает. Дети учатся чувствовать любовь, эмоциональную поддержку и безопасность от своих родителей. Кроме того, когда родители достаточно заботятся об удовлетворении базовых детских потребностей, их дети вырастают эмоционально стабильными, заботливыми, здоровыми и независимыми взрослыми. Существует достаточно большой список базовых детских потребностей, но самыми главными остаются: базовые физические потребности, чувство безопасности, доверительные отношения со взрослым, потребность в самооценке, потребность в самоактуализации и образовании.

Базовые физические потребности

Считается, что физиологические потребности организма в воде, еде, воздухе и сне должны удовлетворяться в первую очередь. Как родитель, вы можете удовлетворить эти потребности, следя за рационом вашего ребенка, который должен быть здоровым и сбалансированным, а также соблюдать режим питания и сна. Будет очень хорошо, если у вас будут утренние и вечерние ритуалы, когда ваш ребенок будет умываться, чистить зубы и принимать ванну или душ. Важно не забывать о регулярных медицинских осмотрах и физических упражнениях.

Чувство безопасности

Согласно пирамиде потребности Маслоу, дети очень трепетно относятся к вопросам безопасности, для них крайне важно, чтобы потребность в безопасности была полностью удовлетворена. Чтобы сделать это, вам, как родителям, нужно обеспечить вашему ребенку физическую безопасность и свободу от страхов. Безопасная и комфортная атмосфера дома может помочь в удовлетворении данной потребности. Дайте своему ребенку эмоциональную поддержку и утешение, когда он в этом нуждается. Если вы своим примером будете показывать ребенку, как можно владеть собой в независимости от того, на сколько вы разозлились, ему будет значительно проще овладеть этим навыком. Никогда не угрожайте вашему ребенку и не наносите ему физического вреда.

Доверительные отношения со взрослым

Важной потребностью вашего ребенка являются доверительные отношения со взрослым(и). Маслоу утверждал, что человек постоянно борется с чувством одиночества с помощью создания доверительных и близких отношений с другими людьми. Детям важно ощущение любви, привязанности и принадлежности близкому человеку. Дети учатся строить близкие отношения на примерах взрослых. Мы показываем им как строить отношения с другими людьми, как доверять и получать доверие в ответ. Чтобы удовлетворить потребность ребенка в близких и доверительных отношениях, вы должны постоянно показывать ему что ваша любовь безусловна. Не пренебрегайте физическим контактом: обнимайте, целуйте и ласкайте ваших детей как можно чаще. Не забывайте о том, что личный пример - это лучшее что вы можете дать вашим детям. Обсуждайте с детьми их потребности, мысли и чувства, и принимайте их такими, какие они есть.

Потребность в самооценке

Все человеческие существа имеют потребность в высокой самооценке и уважении. Когда эта потребность удовлетворена, ваш ребенок чувствует себя уверенным в себе и ощущает, что он является ценным членом общества. Когда данная потребность не удовлетворена, ребенок чувствует себя никчемным и неуверенным. Вы можете помочь вашему ребенку, давая ему безусловную любовь и поддержку. Кроме того, поощряйте ваших детей, если они проявляют честность, независимость или другие положительные качества. Искренняя похвала закладывает хороший фундамент для формирования правильной самооценки. Аккуратно направляйте ваших детей: давайте им возможность самостоятельно делать выбор, учите их гордиться своими достоинствами. Самостоятельные ошибки - это лучший опыт для вашего ребенка, не упускайте дать ему возможность учиться. Если ваш ребенок будет чувствовать поддержку с вашей стороны, то ему будет не страшно пробовать новое, экспериментировать, а в случае неудачи ваш ребенок не будет стыдиться или расстраиваться, он попытается исправить ошибку или сохранить опыт на будущее.

Потребность в самоактуализации и образовании

Чтобы ваш ребенок вырос независимым и успешным вы должны удовлетворить потребность ребенка в самоактуализации и образовании. Самоактуализация - это стремление человека к более полному выявлению и развитию своих способностей. Когда эта потребность не удовлетворена, ребенок может чувствовать себя очень неуверенно. Вы можете помочь вашему ребенку удовлетворить данную потребность, поощряя его интересы и стремление к новым знаниям. Помогите ребенку выполнить домашнее задание, играйте в обучающие игры и читайте. Кроме того, вы можете разделить ваши личные интересы с ребенком и увлечь его. Сводите его в театр, кино, музей или займитесь вместе спортом. Расскажите ему о ваших увлечениях и займитесь ими вместе.

Если вы сможете удовлетворить перечисленные выше базовые потребности, ваш ребенок станет независимым и способным добиваться поставленных целей. Главная задача родителей удовлетворить основные потребности детей и помочь им стать независимыми.

Ставьте лайк, если статья вам понравилась!

ПОТРЕБНОСТИ СПОСОБЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
ДЫХАНИЕ Организация гипоаллергенного быта, поддержание оптимальной температуры, влажности, концентрации кислорода в воздухе помещения, прогулки, дыхательные упражнения
ПИТАНИЕ И ПИТЬЕ Организация рационального вскармливания в зависимости от возраста и АФО ребенка, вида вскармливания
СОН Организация режима дня, создание оптимальных условий для засыпания и сна
ДВИЖЕНИЕ Проведение комплексов массажа и гимнастики, развивающих игр для формирования двигательных навыков
ОБЩЕНИЕ Рациональный выбор игрушек и развивающих занятий в зависимости от возраста и развития ребенка
БЕЗОПАСНОСТЬ Проведение закаливающих процедур, организация гипоаллергенной диеты и гипоаллергенного быта, рациональный выбор мебели, предметов ухода, игрушек в зависимости от возраста и АФО ребенка, профилактика травматизма
ГИГИЕНА И СМЕНА ОДЕЖДЫ Гигиенический уход за ребенком, воспитание гигиенических навыков, рациональный выбор одежды в зависимости от возраста, развития, времени года
ВЫДЕЛЕНИЕ Воспитание гигиенических навыков, обучение умению пользоваться горшком

Рассмотрим подробнее некоторые способы удовлетворения потребностей ребенка в грудном возрасте.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИПОАЛЛЕРГЕННОГО БЫТА

Комната ребенка грудного возраста должна быть просторной и светлой, следует убрать ковры и ковровые покрытии из ворсовых материалов (допускается использование ковровых покрытий из специальных гипоаллергенных материалов), тяжелые шторы, аквариумы, горшечные растения. На период раннего возраста ребенка необходимо воздержаться от содержания домашних животных и, особенно, птиц. Радиаторы отопления использовать из современных облегченных материалов, без горизонтальных поверхностей, чтобы на них не скапливалась пыль. Влажность воздуха должна быть не менее 70% , для контроля этого показателя следует использовать специальные приборы. При использовании отопления помещений влажность существенно снижается, повышается риск заболеваний органов дыхания и аллергических реакций, поэтому необходимо пользоваться увлажнителями воздуха промышленного производства. Влажную уборку следует проводить ежедневно, с использованием моющих пылесосов или пылесосов с водным фильтром, следить, чтобы были просушены щели у плинтусов и углы, так как там в условиях повышенной влажности может скапливаться большое количество аллергенов. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть 20 – 22 градуса, для контроля используется комнатный термометр. Поддерживать температуру можно, используя системы климат-контроля (не кондиционеры!). Проветривание комнаты проводить осторожно, лучше в утренние и вечерние часы, когда загрязнение воздуха минимально, хорошо использовать специальные воздушные фильтры на форточки. Для обогащения воздуха кислородом можно использовать ионизаторы воздуха, которые переводят двухвалентный кислород в трехвалентный, делая воздух комнаты похожим на воздух в сосновом лесу или воздух после грозы. Мебель, постельные принадлежности должны быть изготовлены из современных гипоаллергенных материалов. В настоящее время не используются матрасы и подушки с пухо-перьевыми наполнителями, одеяла из шерсти. Стирку постельных принадлежностей, одежды ребенка проводят специальными средствами, предназначенными для детей. Детские вещи хранят отдельно от взрослых вещей.

РЕЖИМ ДНЯ

Рациональное распределение элементов воспитания по времени направлено на предупреждение срывов нервной системы ребенка. Нужно стремиться строго соблюдать режим дня.

Режим - динамический стереотип, определяющий чередование основных физиологических процессов (сон, кормление, бодрствование и др.) в зависимости от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка, требующий минимальных затрат энергии.

Режим дня вводят в возрасте 1 месяца, так как обычно именно в этом возрасте ребенок начинает просыпаться утром в одно и то же время, которое при составлении режима считается временем начала дня.

Примерные режимы дня для детей в возрасте от 1 месяца до 1 года

Организация режима кормлений изложена в разделах пособия, посвященных вскармливанию детей. Остановимся на организации сна, бодрствования.



ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

Сон восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток; создает условия для дальнейшего роста и развития. Неадекватно организованное бодрствование может привести к нарушению полноценности сна, а нарушение сна становится причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно- психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной частью наблюдения медицинской сестры за ребенком.

Ребенок должен спать в хорошо проветренной комнате. Свежий, прохладный воздух является лучшим "снотворным" и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот должны быть краткими (не более 30 минут). Укачивать ребенка не следует. Если ребенок дома не засыпает без укачивания, следует обратиться к врачу для обследования. Если при этом не выявлено каких-либо заболеваний, то нужно обратить внимание на организацию бодрствования. Малая активность во время бодрствования, когда ребенок "не набрал суммы необходимых движений", может быть причиной долгого засыпания.

Сон должен быть достаточным по длительности, необходимой для того или иного возраста. Если ребенок не досыпает 1,5 ч. в сутки, то снижается выносливость нервных клеток, появляются неадекватные реакции (может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот), снижается работоспособность. Длительное недосыпание может привести к неврозу. Во время ночного сна дети раннего возраста могут просыпаться для кормления, почувствовав раздражение из-за мокрого белья и т. п. Однако, это не должно происходить более 3-х раз за ночь и после устранения причины ребенок должен быстро засыпать.

ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ

Место бодрствования должно быть безопасным для ребенка и соответствовать его возможностям, в то же время не ограничивать активность ребенка. Для детей от 10 дней до 6 месяцев - это кровать с твердой подстилкой; 6 - 8 месяцев - манеж; 9 - 11 месяцев - огороженное место на полу; с 12 месяцев - по всей комнате.

Игрушки должны соответствовать нервно - психическому развитию и не быть сложными для ребенка (в этом случае он не будет ими интересоваться).

Ребенку первого месяца жизни игрушки подвешивают на кронштейне на высоте 80 см от глаз; с 2-х месяцев игрушки подвешивают низко, удобно для захватывания, звучащие, с 4-х месяцев игрушки можно положить в кроватку.

Новые игрушки перед использованием следует вымыть с мылом и обдать кипятком. Игрушки должны быть из пластмассы, без мелких деталей, не заостренные, чтобы ребенок не поранился.

С 8-ми месяцев ребенку требуются игрушки: предметы для открывания и вынимания (кастрюли с крышкой, бидончики и т. п.), матрешки, мячи.

С 11-ти месяцев - пирамидки, кубики, куклы, машинки.

Во время бодрствования родители должны заниматься с ребенком, играть, разговаривать, способствовать овладению психомоторными навыками, то есть заниматься воспитанием.

ВЫБОР ИГРУШЕК И РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ

1 МЕСЯЦ – 6 МЕСЯЦЕВ

С ребенком необходимо разговаривать и уделять ему как можно больше внимания в таком «несмышленом» возрасте и даже гораздо раньше - когда он еще находится в материнской утробе. Но мы говорим о конкретном этапе жизни. В месячном возрасте самое время, чтобы обратить внимание на основные чувства малыша - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как приступать к занятиям и когда заниматься? Такой вопрос, конечно, неуместен применительно к месячному возрасту, потому что «обучение» и жизнь слиты пока в одно. Главное правило - дать возможность ребенку увидеть и услышать все множество интересных звуков, картинок, цветов, разнообразных предметов и т. д. Вам еще не нужно ничего объяснять ему, достаточно всего лишь щебетать малышу что-нибудь ласковое, - пусть он просто чувствует вашу любовь.

Изучаем мир.

Когда малыш не спит, он просто лежит в кроватке и изучает мир. Старайтесь, чтобы он не оставался в одном положении, поворачивайте его так, чтобы ему открывался разный вид на комнату. Берите его на руки и подносите к окну; пусть посмотрит, что за окном идет снег либо дождь или светит солнышко. Как только он научится держать головку, его можно сажать в специальное детское креслице и брать с собой на кухню. Хорошо, когда ребенок всюду с вами; сидит, например, в рюкзачке-кенгуру. Он с удовольствием будет вертеть головкой в разные стороны, рассматривая улицу, дома, деревья. Это интереснейшее занятие принесет огромную пользу для развития его воображения, зрения и слуха.

Подражание звукам

Возраст от месяца до полугода - очень насыщенное и важное время для развития слуха и собственной речи ребенка. Он уже начинает что-то лепетать, произносить. Попробуйте ответить ребенку на его языке. Прислушайтесь и скажите, подражая его звукам, что-нибудь ласковое. Он почувствует, что мама понимает его. Малыш услышит повторение того, что произнес сам; его слух будет развиваться, настраиваться на иные и похожие звуки, он научится воспринимать разные голоса и отличать их друг от друга.

Не только постоянное обращение к младенцу, но и пение очень полезны для него. Убаюкивая ребенка, каждая мама что-то напевает, хотя настоящие колыбельные песни знают далеко не все, а ведь в их старинных мотивах заключается огромный смысл. Они помогают успокоиться после дневных впечатлений, создают настроение умиротворения и блаженства. Поэтому не стоит утомлять ребенка современными эстрадными песнями, лучше вспомните те мелодичные, что напевала вам бабушка, или найдите их образцы в книгах.

Петь полезно не только перед тем, как вы убаюкиваете малыша, но и днем, когда его кормите, купаете и во время других занятий. Можно также произносить разные детские стихи.

Развиваем зрение

Все, что окружает вашего малыша, служит ему стимулом к развитию, поэтому сделайте его кроватку и одежду красивой и разноцветной. Красочные погремушки в виде рыбок, зверушек или куколок над кроватью, которые можно потрогать, - очень полезные вещи. Кроме того, можно надеть ребенку яркие цветные манжеты или носки, - он с удовольствием будет их рассматривать, ведь одни и те же погремушки надоедают. Рассмотреть красивую манжетку или яркий носочек не получится, если не поднести ручку или ножку поближе, - так ребенок учится управлять своим телом. А для того чтобы он привыкал чувствовать свои руки и владеть ими, положите ему на ладонь игрушку, издающую писк. Вот она пропищит в правой ладошке, и малыш потянется этой ручкой, переложите в левую - и он будет искать, где же теперь игрушка, которая так смешно звучит. Меняйте погремушки, показывайте что-то новое, а потом убирайте.

Ощущения

Чтобы ребенок узнал новые ощущения, научился отличать один предмет от другого, кладите в его ручку погремушки, тряпочки, куколки и другие вещицы разнообразной формы и сделанные из разного материала. Он постарается удержать предмет и, когда тот упадет, попытается найти. Можно положить эту вещицу сначала в одну ручку ребенка, потом в другую. Тогда он начнет ориентироваться, где находится игрушка, и будет искать понравившуюся вещь. Такое упражнение помогает развитию хватательных навыков.

А вот еще игры, способствующие развитию малыша в этом возрасте.

Найди сюрприз

Сделайте ребенку сюрприз. Заверните игрушку в несколько слоев бумаги и предложите ее найти, предварительно продемонстрировав, как это делается. Он с удовольствием примется искать спрятанное, развивая свое внимание и наблюдательность, учась управлять руками.

Учимся бросать

Подберите звучащие и пищащие игрушки и возьмите большую коробку, куда малыш будет их бросать. Передвигайте ее, пусть он найдет коробку и дотянется ручками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Агуканье и объятия

Уже с грудного возраста можно стимулировать развитие речи, если всячески поощрять агуканье малыша. Он будет с удовольствием ворковать на своем языке, когда услышит, как вам это нравится. Поэтому чаще говорите ему «агу» и приветливо улыбайтесь.

6 МЕСЯЦЕВ - 1 ГОД

«Дуем-дуем». Такое упражнение направлено на развитие у ребенка умения управлять собственным дыханием, что в дальнейшем потребуется при становлении речи. Для его проведения надуйте обе щеки и затем дуньте на малыша, после чего попросите его сделать то же. Если ребенок не умеет дуть, научите его этому. В этих целях можно воспользоваться перышком, пеной, использующейся при купании, и мукой, предварительно высыпанной в тарелку.

«Все схвачено». Возьмите в руку игрушку и, расположив вертикально, попросите малыша взять ее. При этом нужно следить за тем, чтобы положение игрушки не изменялось. Затем расположите игрушку горизонтально и вновь попросите ребенка взять ее. Такое упражнение направлено на развитие мышц кисти и умение захватывать предметы.

«Мешочек с сюрпризом». Положите игрушку в полиэтиленовый или бумажный пакет и сверните его, после чего предложите ребенку достать игрушку. Такое упражнение развивает моторику рук и дает малышу представление о постоянстве предметов.

«Брось сильней!». На некотором расстоянии от ребенка поставьте ведро или коробку и затем попросите его попытаться забросить туда какую-либо игрушку. Во время выполнения упражнения периодически меняйте местоположение импровизированной корзины.

«Волшебный лист». Возьмите чистый лист бумаги и попросите малыша смять его, затем расправить, разорвать на несколько частей и т. д. Такое упражнение развивает моторику рук. После этого разместите лист бумаги перед лицом ребенка - он закроет обзор комнаты, а затем отведите лист.

«А ну-ка, повернись!». Положите ребенка на бок и покажите ему яркую игрушку. Малыш пожелает достать ее. Он будет тянуться ручками к игрушке, а вы в это время медленно передвигайте ее дальше, побуждая ребенка перевернуться на живот. Только после того, как он перевернется, отдайте игрушку ребенку.

«Говорящие зверушки». Посадите малыша на кровать и разложите перед ним несколько мягких игрушек. Взяв в руки одну из них, поговорите с ребенком от ее имени. При этом лучше всего изменять голос, подражая интонации того или иного животного: если это медведь - говорите низким тоном, если лисичка - высоким и протяжным, и т.д. Во время проведения такой игры ничто постороннее не должно отвлекать внимание малыша. Упражнение направлено на развитие речевых навыков.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Среди средств физического воспитания большое место занимают массаж и гимнастика.

Массаж оказывает благоприятное действие на мышечный тонус: уравновешивает тонус сгибателей и разгибателей (это важно, так как у детей до 3-х месяцев отмечается флексорный гипертонус). Под влиянием массажа улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата; расширяются капилляры, улучшается питание тканей, перистальтика кишечника, аппетит, циркуляция крови. Массаж оказывает благоприятное действие на нервную систему: уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС (это особенно важно в раннем возрасте, когда отмечается незрелость нервной регуляции функций органов и систем). Первые речевые реакции (гуление) возникают в ответ на тактильные раздражители - поглаживания, в то время как словесные, обращения взрослых не вызывают такой реакции.

Основные приемы массажа.

Поглаживание - легкие скользящие движения ладонями или тыльной стороной кисти по поверхности кожи.

Детям первых 3-х месяцев жизни используют преимущественно прием "поглаживание". Более старшим детям можно использовать растирание, разминание, поколачивание.

Растирание - это более сильное давление рук, чем поглаживание, проводится в тех же направлениях.

Разминание - воздействие не только на кожу, но и на мышцы, сухожилия, суставы.

Поколачивание проводят тыльной стороной одного пальца, затем двумя и большим количеством пальцев Этот прием оказывает рефлекторное влияние на глубоко лежащие мышцы.

Требования к проведению массажа:

· руки массажиста должны быть теплые, без длинных ногтей, не шершавые;

· во время массажа ребенок должен быть спокойным, в хорошем настроении; при неприятных ощущениях массаж нужно прекратить;

· кожу ребенка смазывать кремом не нужно;

· продолжительность массажа одной области (руки, ноги, живота и т.п.) секунд - 2 минуты.

Начинать массаж можно в возрасте 1 месяца. Проведение массажа обычно сочетают с гимнастическими упражнениями.

Упражнения бывают 3-х видов:

¨ рефлекторные,

¨ пассивные,

¨ активные.

Рефлекторные упражнения - это вызывание безусловных рефлексов (Бабинского, Веркома и т.п).

Пассивные упражнения - это движения конечностями ребенка, которые выполняет взрослый (сгибание рук, ног и т.п). Эти упражнения можно проводить с 3-х месяцев, когда уравновешивается тонус сгибателей и разгибателей.

Активные упражнения - это упражнения которые выполняет сам ребенок (подползает к игрушке, приседает и т.п.). Эти упражнения используют в соответствии с уровнем НПР (линии До, Др, Рп).

В детских поликлиниках маму ребенка обучают проведению комплексов массажа и гимнастики в зависимости от возраста ребенка.