Почему нельзя поднимать тяжести. Почему нельзя поднимать тяжелое беременным: какие последствия могут быть от поднятия тяжестей во время беременности

Найти такую девушку, которой бы мама (или другая родственница) не говорила «не поднимай тяжести, тебе еще рожать» или что-то в этом роде, крайне затруднительно. Некоторые даже знают, что запрещается поднимать больше 10 кг. А вот почему именно – знают очень немногие.

Причины запрета

Врачи (и многообразные источники в сети) многократно разъясняют и красочно описывают, к чему ведет поднятие тяжестей женщиной. Проблемы с суставами, смещение межпозвоночных дисков, гипертония и инсульт, опущение почек и матки – вот основные опасности, поджидающие женщин на пути бытового героизма. И уж конечно, ничего нельзя поднимать во время беременности. Ну максимум 3 кг. Ибо здесь еще страшнее – повышение тонуса матки, угроза прерывания беременности со всеми вытекающими.

Все ли так просто?

Ну а что – спросит кто-то: не так что ли? Все так, все совершенно верно. Только с одним нюансом. Все сказанное касается дам, не уделяющих много времени спорту и укреплению своего физического здоровья. Потому что есть ведь такая вещь как тяжелая атлетика, в которой женщины выступают дай Боже, и берут такие веса, от одной мысли о которых у иного мужика не только пупок развяжется, но и песок высыплется через уши.

Готовиться ко всему надо заблаговременно

И уж если на то пошло, то вышеописанные проблемы случаются даже без поднятия тяжестей. Просто потому, что организм ослаблен, мышцы неразвиты, связочный аппарат никакой. Если внезапно случится беременность – то носить придется, возможно, и более 10 кг, причем постоянно. И снять живот на время, чтобы отдохнуть, никак не получится. А значит, здесь обязательно вылезут все эти проблемы со связками и позвоночником. Так что готовить себя ко всякому «вдруг» лучше заблаговременно. То есть заниматься гимнастикой, развивать и укреплять мышцы и связки, в том числе тазового дна.

Если девушка занимается спортом, постепенно приучая себя к нагрузкам, то мышцы пресса и спины (а также и другие) понемногу окрепнут и превратятся в силовой каркас, помогающий выдержать любые нагрузки в случае необходимости.

Сущность проблемы

Важно хорошо понять и прочувствовать тот тезис о причине избегания тяжестей, который стал общим местом во всех публикациях на данную тему: организм женщины не предназначен для больших силовых нагрузок, кости тоньше и т.п. Отсюда не вытекает, что ничего нельзя поднимать и вообще лучше ничего не делать. Отсюда вытекает, что допустимые нагрузки (как бытовые, так и спортивные) для женщин должны быть меньше. Но они должны быть, чтобы в будущем меньше было проблем.

Есть ли страховка?

К силовым видам спорта (тяжелой атлетике, бодибилдингу и т.п.), которые отнюдь не запрещены для женщин, следует приступать уже тренированной, с крепкими мышцами и связками. Но некоторые девушки, которые и хотели бы взяться за штангу, но все равно по инерции побаиваются – кто его знает, а вдруг что? Те, кто сомневается, могут посоветоваться с тренером (только действительно профессиональным, хорошо и не понаслышке знакомым с женской тяжелой атлетикой). И очень вероятно, что тренер обратит внимание на такой аксессуар, как тяжелоатлетический пояс.

Зачем нужен атлетический пояс и от чего он не защитит?


Пояс помогает подстраховаться во время упражнений с отягощениями (становая тяга, приседания со штангой), он снижает вероятность травмы за счет создания внешнего опорного каркаса для мышц брюшной полости и спины. Только носить его нельзя постоянно, так как в этом случае он сыграет противоположную роль – мышцы корпуса не будут развиваться в должной мере и не смогут выдержать привычную нагрузку без пояса. Надевать атлетический пояс необходимо только во время самых тяжелых упражнений, исключительно для подстраховки.

А вот от опущения внутренних органов пояс не защитит, поскольку главный фактор опасности здесь – большое давление в брюшной полости и слабость мышц малого таза. Пояс на это не влияет. От этого могут защитить только систематические тренировки мышц живота и тазового дна. И то если нет предрасположенности. В любом случае, перед тем как начинать заниматься чем-то, связанным с тяжелыми нагрузками, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом, особенно, если ранее Вы ничем серьезно не занимались.

А мужчины как же?

Для мужчин, если кто не в курсе, угроза паховой грыжи, смещения межпозвоночных дисков, варикоза, гипертонии и опущения почек тоже существует. Только нагрузки мужчина может выдержать больше, чем женщина. Впрочем, и наваливают на него обычно сильно больше. Так что мужику тоже надо систематически заниматься, если он не хочет однажды повредить спину, передвигая банальный холодильник.

Резюмируем : девчонки! Берите своих мальчишек и бегом в зал – заниматься укреплением мышц и связок.

Бурдукина Софья.

Актуальность темы проекта связана с тем, что здоровье человека является той ценностью, которую необходимо сохранять и укреплять. Каждый человек в своей жизни поднимает и переносит тяжести, без этого обойтись никак нельзя. Однако не каждый знает, что поднятие и перемещение тяжестей может оказывать различное влияние на здоровье. Мне стала интересна эта проблема, поэтому для своего исследовательского проекта я выбрала тему «Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека».

Объект исследования : процесс сохранения здоровья человека при поднятии тяжестей.

Предмет исследования: изучение норм, правил и советов по поднятию тяжестей, способов предотвращения тяжёлых последствий при их перемещении.

Цель исследования : определение влияние поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Чтобы достичь цели, были определены задачи исследования :

1.Изучить строение скелета человека.

2. Ознакомиться с нормами и правилами подъёма и переноса тяжестей. Узнать о последствиях их несоблюдения.

3. Экспериментально определить степень информированности учащихся 7-го класса о влиянии поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека и соответствие веса портфелей школьников гигиеническим нормам.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов : теоретических (изучение научной и специальной литературы, сравнение, обобщение, анализ) и эмпирических – анкетирование учащихся, изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам, методы математической и графической обработки полученных результатов.

Проект направлен на практическое применение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы, наблюдения и выводы могут использоваться в работе учителей школы, медицинских работников, тренеров для проведения уроков, бесед с учащимися и их родителями, спортивных мероприятий. Эти материалы будут интересны и широкому кругу людей, которые интересуются проблемой влияния поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Структура и объем работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 7 наименований, 8 приложений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»

Открытая городская научно-исследовательская конференция

«Зажги свою звезду!»

Секция:

Психология и здоровье человека

Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека

Бурдукина Софья Андреевна,

МАОУ гимназия № 39 «Французская гимназия», 7 класс

Научный руководитель:

Мокина Ирина Владимировна

МАОУ гимназия № 39 «Французская гимназия», учитель биологии

г. Екатеринбург, 2015

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы исследуемой проблемы 5

1.1. Строение скелета человека 5

1.2.Нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и

подростков 7

1.3.Вредные последствия неправильного и чрезмерного поднятия

тяжестей и их причины 10

Глава 2.Практическая (экспериментальная) часть 12

2.1. Анкетирование учащихся 12

2.2. Изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса

гигиеническим нормам 18

Заключение 20

Список литературы 21

Приложение 22

Введение

Актуальность темы проекта связана с тем, что здоровье человека является той ценностью, которую необходимо сохранять и укреплять. Каждый человек в своей жизни поднимает и переносит тяжести, без этого обойтись никак нельзя. Однако не каждый знает, что поднятие и перемещение тяжестей может оказывать различное влияние на здоровье. Мне стала интересна эта проблема, поэтому для своего исследовательского проекта я выбрала тему «Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека».

Объект исследования : процесс сохранения здоровья человека при поднятии тяжестей.

Предмет исследования: изучение норм, правил и советов по поднятию тяжестей, способов предотвращения тяжёлых последствий при их перемещении.

Цель исследования : определение влияние поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Чтобы достичь цели, были определены задачи исследования :

1.Изучить строение скелета человека.

2. Ознакомиться с нормами и правилами подъёма и переноса тяжестей. Узнать о последствиях их несоблюдения.

3. Экспериментально определить степень информированности учащихся 7-го класса о влиянии поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека и соответствие веса портфелей школьников гигиеническим нормам.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов : теоретических (изучение научной и специальной литературы, сравнение, обобщение, анализ) и эмпирических – анкетирование учащихся, изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам, методы математической и графической обработки полученных результатов.

Проект направлен на практическое применение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы, наблюдения и выводы могут использоваться в работе учителей школы, медицинских работников, тренеров для проведения уроков, бесед с учащимися и их родителями, спортивных мероприятий. Эти материалы будут интересны и широкому кругу людей, которые интересуются проблемой влияния поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Структура и объем работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 7 наименований, 8 приложений.

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1. Строение скелета человека

Скелет человека – это несущий каркас, к которому прикрепляются мышцы и внутренние органы. Без скелета наше тело было бы бесформенной массой мышц, кровеносных сосудов и внутренних органов. Но упругие, твердые кости образуют прочный остов, поддерживающий все остальные части тела. Трудясь вместе с мышцами, скелет дает нам полную свободу бегать, прыгать и сгибаться в разные стороны.

Скелет состоит из соединённых между собой костей. Они обеспечивают телу опору и сохранение формы, а также защищают внутренние органы.

У взрослого человека скелет состоит примерно из 200 костей. Каждая кость имеет определённую форму, размер, и занимает определённое положение в скелете (Приложение 1 ). Часть костей соединена между собой подвижными суставами. Они приводятся в движение прикреплёнными к ним мышцами .

Внутренние органы человека «упакованы» в туловище. Сверху туловище ограничено грудной клеткой. Это подвижное костное образование, состоящее из ребер, соединенных хрящами и опутанных мышцами. Грудная клетка защищает сердце и легкие от повреждений (Приложение 2 ).

Снизу грудная клетка закрыта диафрагмой – мышечной мембраной, которая поддерживает органы, расположенные в грудной клетке от того, чтобы они не «упали» в живот (правильнее сказать в брюшную полость).

Снизу туловище ограничено тазом. Это костный каркас, расположенный на дне брюшной полости, на который натянуты мышцы, также не дающие внутренним органам выпасть из положенного им места.

Позвоночник – это уникальное устройство, которое сочетает в себе функции поддерживающего стержня и амортизатора, так как объединяет в одну структуру жесткие элементы (позвонки) и более мягкие элементы – межпозвоночные диски. Вся эта конструкция укреплена связками, которые удерживают диски между позвонками, и мышцами, которые делают ее более прочной и гибкой, а также позволяют настраивать положение позвоночника адекватно текущим нуждам.

Позвоночник состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5, сросшихся между собой крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков . Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный и крестцовый (Приложение 3 ), которые обеспечивают ему упругость при разных положениях и движениях тела.

Позвоночник человека образован 33-34 позвонками. Позвонки состоят из тела, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Располагаясь друг над другом, позвонки образуют позвоночный столб, а костные кольца – позвоночный канал – это своеобразный костный футляр для спинного мозга . Соседние позвонки отделены друг от друга эластичной хрящевой тканью (Приложение 4 ). Она придаёт позвоночнику гибкость.

При поднятии тяжестей основная нагрузка ложится на позвоночник. Если он расположен в пространстве правильно, и человек имеет опыт поднятия такого веса, то позвоночный столб такую нагрузку выдерживает: должным образом подпружинивает, а позвонки и диски находятся в таком положении, чтобы не пострадать.

Таким образом, скелет человека устроен таким образом, что он позволяет поднимать тяжести. Однако возможности скелета и особенно позвоночника при этом не беспредельны. Поднятие непомерных тяжестей может привести к нарушениям здоровья. Позвоночник, несмотря на свое сложное и продвинутое строение не может «выстоять» в борьбе с весом самостоятельно. Для того чтобы поднять тяжесть, нужна помощь и остальных отделов туловища. Для этого напрягаются все мышцы, окружающие туловище.

1.2.Нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и подростков

Нормы подъема и перемещения тяжестей вручную – законодательно закрепленные предельно допустимые физические нагрузки на одного человека, выраженные в массе перемещаемого груза вручную (в кг) или в единицах внешней механической работы за рабочую смену .

Эти нормы разработаны Министерством труда РФ в целях охраны здоровья трудящихся.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.93 г. № 105 установлены следующие нормы предельно допустимых нагрузок для женщин:

– подъем и перемещение тяжестей вручную при чередовании с другой работой (до двух раз в час) – 10 кг;

– подъем и перемещение тяжестей вручную постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 07.04.99 г. № 7 установлены следующие нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет:

– подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены:

а) юноши: 14 лет – 3 кг, 15 лет – 3 кг, 16 лет – 4 кг, 17 лет – 4 кг

б) девушки: 14 лет – 2 кг, 15 лет – 2 кг, 16 лет – 3 кг, 17 лет – 3 кг

–подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:

1) постоянно (более двух раз в час):

а) юноши: 14 лет – 6 кг, 15 лет – 7 кг, 16 лет – 11 кг, 17 лет – 13 кг

б) девушки: 14 лет – 3 кг, 15 лет – 4 кг, 16 лет – 5 кг, 17 лет – 6 кг

2) при чередовании с другой работой (до двух раз в час):

а) юноши: 14лет – 12кг, 15 лет –15 кг, 16лет – 20кг, 17лет – 24кг

б) девушки: 14 лет – 4 кг, 15 лет – 5 кг, 16 лет – 7 кг, 17 лет – 8 кг.

В соответствии с гигиеническими критериями допустимые физические нагрузки для мужчин и женщин следующие.

1. Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): для мужчин – до 30 кг, для женщин – до 10 кг.

2. Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: для мужчин – до 15 кг, для женщин – до 7 кг.

3. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены, кг: с рабочей поверхности для мужчин – до 870кг, с рабочей поверхности для женщин – до 350кг, с пола для мужчин – до 435 кг, с пола для женщин – до 175кг

В инструкциях по технике безопасности для грузчиков пишется, что при переноске тяжестей максимально допустимый груз: в подростковом возрасте для молодых людей от 16 до 18 лет – 16 кг; для мужчин – 50 кг, для женщин – 10 кг, два раза в течение часа, если чередовать с любой другой работой и 7 кг – если поднимать тяжести постоянно в течение всей рабочей смены.

Если показатели тяжести трудового процесса превышают приведенные величины, то такие условия труда классифицируются как вредные (тяжелый труд).

Учащиеся школы каждый день переносят тяжести – свои школьные принадлежности – в школу и из школы. В отдельные дни недели кроме толстенных учебников в ранцах оказываются еще и спортивная одежда и обувь, а также еда, которой заботливые родители снабжают ребенка. Специалисты утверждают, что носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку. Американские врачи и учителя считают, что необходимо ограничить вес школьных ранцев, которые часто являются непосильной ношей для неокрепших детских плеч. В некоторых школах даже решено закупить по два комплекта учебников, чтобы детям не пришлось таскать книги из дома. В других школах медики обучают учеников правильной осанке и способам предупреждения болей в спине.

Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют детям школьного возраста носить грузы, превышающие 10-20% от веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5 килограмма.

В нашей стране для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы (стандарты) веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями.

Вес ранца:

1-2 класс – 1,5 кг

3-4 класс – 2,5 кг

5-6 класс – 3 кг

7-8 класс – 3,5 кг

9-12 класс – до 4 кг.

Таким образом, на производстве обязательно соблюдаются нормы подъема и перемещения тяжестей вручную для мужчин и женщин и для подростков. У школьников пустой ранец должен весить 500-800 грамм, со школьными принадлежностями – в зависимости от установленных гигиенических стандартов. Хотя незначительные перегрузки сверх установленных стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине.

1.3. Вредные последствия неправильного и чрезмерного поднятия тяжестей и их причины

Поднятие тяжестей может иметь для человека как положительные, так и отрицательные последствия.

В спорте поднятие тяжестей используется для наращивания мышц, для развития силы. Спортсмены поднимают тяжести во время тренировок под контролем тренера. Для здоровья спортсменов поднятие тяжестей имеет положительное значение. Оно способствует достижению высоких спортивных результатов.

Для обычного человека неправильное или чрезмерное поднятие тяжестей может повлечь за собой многочисленные последствия, вредные для здоровья человека. При неправильном подъеме тяжестей межпозвоночные диски начинают получать нагрузку в неправильном направлении, и появляется риск их деформации. Если нагрузка чрезмерна, то диск повреждается, это называется позвоночной грыжей. При этом нарушении человек испытывает сильный болевой синдром в месте поражения, головокружения и головные боли.

Если мышцы пресса развиты хорошо, и в брюшной полости нет никаких отклонений, то поднятие тяжестей протекает относительно без рисково. Если этого нет, то нагрузка может приводить к смещению внутренних органов, связки которых могут оказаться слабее, чем прилагаемое усилие. Внутренние органы могут сместиться в пределах дозволенных им мест, а могут и начать путешествовать дальше – в таком случае может возникнуть грыжа мягких тканей (они находят выход наружу через слабые места в мышцах), или смещение внутренних органов.

При поднятии чрезмерных тяжестей опасным для здоровья может быть смещение почек, а также смещение матки у женщин, что может приводить к проблемам с оплодотворением и беременностью.

При поднятии чрезмерных тяжестей из-за большого мышечного напряжения, повышается артериальное давление, и если оно и без того повышенное, то в такой момент может случиться инсульт. Это опасное заболевание, которое проявляется кровоизлиянием в мозг. Виды и проявления его могут быть самыми разнообразными, от шаткости при ходьбе, головокружения, головных болей, до потери сознания, памяти, неполному параличу, нарушению речи, зрения и т.д.

Но это не единственная патология, способная развиться при поднятии тяжестей. Еще это могут быть варикозное расширение вен, тромбофлебит и другие заболевания.

Проблемы, возникающие при поднятии тяжестей, есть тогда, когда спина уже предрасположена к ним и ослаблена.

Причинами вредных последствий от поднятия тяжестей являются:

1.Неправильное или слишком резкое сгибание спины во время поднимания груза – даже в том случае, если происходит подъем совсем легкого предмета.

2. Резкий подъем тяжелого предмета.

3. Неправильный процесс поднимания.

4. Поднимание тяжести, находящейся не спереди, а сбоку.

5. Поднимание грузов, которые располагаются на расстоянии от тела (например, при разгрузке из салона автомобиля). Когда груз переносится далеко от себя, позвоночник несет нагрузку большую в 10 раз, чем когда человек несет тот же груз, прижав его к туловищу.

6. Перенос тяжестей с одной стороны (в одной руке).

Иллюстрация «Как правильно переносить тяжести» представлена в Приложении 5 .

Анализ научной литературы позволил нам сформулировать (Приложение 6 ).

Таким образом, неправильное поднятие и перемещение тяжестей может иметь вредные последствия для здоровья человека, поэтому необходимо знать и соблюдать определенные правила и советы. Выполнение Правил и советов по подъему и перемещению тяжестей поможет избежать вредных для организма последствий и сохранить здоровье.

Глава 2.Практическая (экспериментальная) часть

2.1. Анкетирование учащихся

Для проверки гипотез, выдвинутых в начале нашего исследования, был проведен эксперимент, в ходе которого были использованы два практических метода:

1) анкетирование учащихся 7-го класса;

2) изучение веса портфеля учащихся 7-го класса.

Цель анкетирования учащихся 7-го класса: установить степень информированности школьников о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека.

Нами была составлена анкета из 10 вопросов, с выбором ответов из предложенных (Приложение 7 ). На вопросы 1-4 и 8-10 нужно было выбрать один ответ, на вопросы 5-7 – 2-3 ответа. Каждый школьников отвечал на вопросы анкеты самостоятельно, а потом сдавал заполненные анкеты мне на обработку (анализ).

В анкетировании участвовали 20 учащихся 7-го класса.

Результаты анкетирования следующие.

На вопрос № 1 « Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов учащихся на вопрос «Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?», в %

По данным, полученным в ходе анкетирования, видим, что немногим больше половины учащихся – 55% (11 чел.) знают, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья. Остальные 45% (9 чел.) не знают об этом.

На вопрос № 2 « От кого ты узнал(а), что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья? » ответы 11 учащихся (которые ответили утвердительно на вопрос № 1) распределились так, как отражено на рис. 2.

Рис. 2. Распределение ответов учащихся на вопрос «От кого ты узнал(а), что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?», в %

По данным рис. 2 видим, что большинство учащихся 46% (5 чел.) получили информацию о том, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья, получили в школе на уроках. 18% (по 2 чел.) узнали об этом от родителей или прочитали в учебнике, интернете.

На вопрос № 3 « Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей? »ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов учащихся на вопрос «Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей?», в %

По данным рис. 2 видим, что только 30% (6 чел.) учащихся знают правила поднятия и перемещения тяжестей. Остальные 70% (14 чел.) не знают этих правил.

На вопрос № 4 « От кого и где ты узнал(а) об этих правилах? » ответы 6 учащихся (которые ответили утвердительно на вопрос № 3) распределились так, как отражено на рис. 4.

Рис. 4. Распределение ответов учащихся на вопрос «От кого и где ты узнал(а) об этих правилах?», в %

Данные рис. 4 показывают, что большинство учащихся 50% (3 чел.) узнали об этих правилах на уроках в школе. От родителей получили эту информацию 33% (2 чел.). Прочитал эти правила в интернете 17% – 1 ученик.

На вопрос № 5 « Какие портфели у тебя были?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 5).

Рис. 5. Распределение ответов учащихся на вопрос « Какие портфели у тебя были? », в %

Данные рис. 5 показывают, что у большинства учащихся – 60% (12 чел.) были ранцы, у 25% (5 чел.) – портфели с ручкой, у 15% (3 чел.) – сумка через плечо.

На вопрос № 6 « Кто выбирает для тебя портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 6).

Рис. 6. Распределение ответов учащихся на вопрос «Кто выбирает для тебя портфель?», в %

Данные рис. 6 показывают, что большинство учащихся – 65% (13 чел.) выбирают портфель самостоятельно, 20% (4 чел.) школьников портфель выбирает мама, 15% (3 чел.) ответили, что выбирают портфель вместе с родителями.

На вопрос № 7 « По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 7).

Рис. 7. Распределение ответов учащихся на вопрос «По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель?», в %

Данные рис. 7 показывают, что большинство учащихся – 35% (7 чел.) выбирают портфель по цвету. Для 35% (5 чел.) учащихся самым важным является форма портфеля. Обращают внимание на цену и удобство портфеля по 15% (3 чел.). Меньше всего учащихся – 10% (2 чел.) учитывают вес портфеля, а ведь это очень важный показатель.

На вопрос № 8 « Как долго пользуешься одним портфелем?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 8).

Рис. 8. Распределение ответов учащихся на вопрос «Как долго пользуешься одним портфелем?», в %

Данные рис. 8 показывают, что большинство учащихся – 80% (16 чел.) портфель меняют через год. Никто не пользуется одним портфелем 3 года. Меняют портфель через 2 года 20% (4 чел.) школьников.

На вопрос № 9 « По какой причине меняешь портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 9).

Рис. 9. Распределение ответов учащихся на вопрос «По какой причине меняешь портфель?», в %

Данные рис. 9 показывают, что для большинства учащихся – 35% (7 чел.) желание найти что-то более удобное является главной причиной для смены портфеля. 30% (6 чел.) учащихся меняют портфель, потому что им хочется чего-то нового, более модного. У 20% (4 чел.) портфель изнашивается, рвется и по этой причине они его меняют на новый. 15% (3 чел.) ответили, что за год портфель им надоедает и они меняют его на другой.

На вопрос № 10 « Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый? » ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 10).

Рис. 10. Распределение ответов учащихся на вопрос « Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый? », в %

По данным рис. 10 видим, что большинство учащихся – 60% (12 чел.) считают, что их портфель очень тяжелый. 40% (8 чел.) школьников так не считают.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что учащиеся 7-го класса недостаточно информированы о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека. Чуть больше половины (55%) знают, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья. Только 30% учащихся знают правила поднятия и перемещения тяжестей. Эти знания они получили в основном в школе на уроках, от родителей, из учебников или Интернета. Положительным является то, что большинство учащихся в качестве школьного портфеля используют ранцы, выбирают портфель самостоятельно, меняют его через год. Отрицательным является то, что только 10% учащихся при выборе портфеля учитывают его вес, больше половины школьников считают, что их портфель очень тяжелый.

2.2.Изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам

Второй эксперимент – изучение веса портфеля учащихся.

Цель : определить, насколько соответствует гигиеническим нормам вес портфелей учащихся 7-го класса.

Гигиенические критерии для оценки:

1) вес пустого портфеля не должен превышать 800 грамм;

2) средний вес полного портфеля не должен превышать 10% веса школьника .

Мы провели следующие измерения:

1) вес каждого школьника;

2) вес пустого портфеля;

3) вес портфеля каждого ученика в каждый из учебных дней (с понедельника по субботу).

Затем произвели следующие расчеты:

1)средний вес полного портфеля, кг по формуле: общая сумма веса портфеля за 6 учебных дней, деленная на 6 дней;

2) норма тяжести портфеля – 10% от веса ученика по формуле: вес ученика х 10: 100;

3)% от веса ученика по формуле: средний вес полного портфеля, кг: вес ученика, кг х 100.

Полученные данные занесены в Сводную таблицу результатов (Приложение 8 ).

Анализ данных, показал, что у 60% (12 чел.) учащихся вес пустого портфеля превышает норму в 800 г, он составляет от 900 до 1100 г. У 50% школьников вес полного портфеля превышает гигиеническую норму (10% веса школьника). Носят сумки (без лямок) 10% (2 чел.), сумку с одной лямкой через плечо 25% (5 чел.), сумку с двумя лямками (ранец) 65% (13 чел.), из них – только один (5%) ортопедический ранец.

Таким образом, у половины учащихся вес портфеля не соответствует гигиеническим нормам. Это может отрицательно повлиять на их здоровье. Им рекомендуется сменить портфель в пустом виде на более легкий или класть в портфель меньше тяжестей.

Заключение

Проведенное нами исследование и его результаты позволяют сделать следующие выводы.

Скелет человека, представляет собой своеобразный каркас, с прикрепленными к нему мышцами и внутренними органами, который позволяет человеку поднимать и перемещать посильные тяжести.

В целях охраны здоровья человека учеными разработаны нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и подростков. Их необходимо знать и выполнять, чтобы избежать вредных последствий поднятия тяжестей.

Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека может быть положительным (у спортсменов) и отрицательным (у подростков, людей, не занимающихся спортом или имеющих нарушения и заболевания костно-мышечной структуры организма). Чрезмерное поднятие тяжестей может привести к позвоночной грыже, смещению внутренних органов, варикозному расширению вен, повышению артериального давления, инсульту.

При поднятии и перемещении тяжестей необходимо следовать определенным правилам и советам. При поднятии тяжестей основная нагрузка ложится на позвоночник, поэтому необходимо держать спину прямой, когда поднимаешь или переносишь тяжести.

Результаты проведенных нами экспериментов показали, что:

Учащиеся 7-го класса недостаточно информированы о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека;

Больше чем у половины учащихся вес портфеля не соответствует гигиеническим нормам – превышает 10% от веса школьника.

Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.

Перспектива дальнейшей работы видится в разработке специальной программы по ознакомлению школьников и их родителей с изучаемой проблемой.

Список литературы

  1. Его Величество Портфель.URL: http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher10/bag/03/
  2. Как правильно переносить тяжести. URL:http://www.pozvonok.kiev.ua/4.html
  3. Осанка ребенка и портфель // Сайт Медицинский информационный ресурс. URL: http://www.medroad.ru/zdorovie-detei/osanka-rebenka-i-portfel.html
  4. Постановление Совета Министров Российской Федерации от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную». URL: http://docs.procspb.ru/content/base/1837
  5. Постановление Минтруда РФ от 07.04.99 г. № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную». URL: http://base.garant.ru/180624/
  6. Смирнов В.М. Физиология человека: учебник для вузов. – М.: Медицина, 2009. – 453 с.
  7. Солодков А.С. Сологут Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. – М.: Олимпия, 2001. – 380 с.

Приложение 1

Скелет человека

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Строение позвонка

Приложение 5

Как правильно переносить тяжести

Как правильно поднимать тяжести

Приложение 6

Правила и советы по подъему и перемещению тяжестей

Тяжелую ношу не носите в одной руке, особенно на большое расстояние, чтобы не перегружать позвоночник, разделите груз и несите его в обеих руках. Недопустимо держать тяжесть, резко сгибаться и разгибаться (наклоняться назад).

Для переноски тяжестей на значительные расстояния используйте рюкзак с широкими лямками. Вес полного рюкзака распределяется на весь позвоночник, да и руки остаются свободными.

Перемещайте тяжести, поместив их в сумки и чемоданы на колесиках.

Если приходится поднимать тяжелое, соблюдайте следующие правила:

– наденьте пояс штангиста или любой широкий пояс;

– присядьте на корточки, спина должна быть прямой, шея выпрямлена;

– берите груз двумя руками, поднимая груз, старайтесь разгибать ноги, не сгибая спину (обратите внимание, как это обычно делают штангисты).

При опускании тяжелого предмета, сначала присядьте на корточки, одновременно выставив одну ногу вперед, а спину держа распрямленной.

После опускания тяжести, нужно правильно вставать – медленно, держа спину прямой, потому что в этот момент риск повредить позвоночник любым рывком повышается.

Когда перемещаете груз держите его ближе к себе, исключайте наклоны и повороты тела (иначе будет – скручивание позвоночника).

После любого переноса веса, необходимо хорошенечко расслабить организм. Для этого поднимите руки над головой и, как можно выше, потянитесь, растягивая позвоночник. Можно, также, повисеть на турнике, если есть такая возможность, а если нет, достаточно будет лечь на горизонтальную поверхность, уложив ноги несколько выше головы. Это поможет разгрузить позвоночник и придаст хороший отток крови от уставших ног.

Приложение 7

Анкета для учащихся 7-го класса

Цель анкетирования : установить степень информированности школьников о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека.

ВОПРОСЫ

1. Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?

Да

Нет

2. От кого и где ты об этом узнал(а)? (Выбери один ответ из предложенных)

От родителей

От друзей и приятелей

От тренера

В школе на уроках

3. Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей? (Выбери один ответ из предложенных)

Да

Нет

4. От кого и где ты узнал(а) об этих правилах? (Выбери один ответ из предложенных)

От родителей

От друзей и приятелей

От тренера

В школе на уроках

Прочитал в учебнике, в Интернете

5. Какие портфели у тебя были?

Ранец

Портфель с ручкой

Сумка через плечо

6. Кто выбирает для тебя портфель?

Я сам (сама)

Мама

Папа

С родителями вместе

Родственники (кто?)

7. По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель? (Отметьте 2-3 признака)

Цвет

Форма

Цена

Удобство

Вес

8. Как долго пользуешься одним портфелем? (Выбери один ответ из предложенных)

1 год

2 года

3 года

9. По какой причине меняешь портфель? (Выбери один ответ из предложенных)

Изнашивается, рвется

Надоедает

Хочется нового и более модного

Хочется чего-то более удобного

10. Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый?

Да

Во время беременности женщине приходится менять свой образ жизни, лучше заботиться о собственном здоровье. Большое внимание будущие мамы уделяют правильному питанию, отказу от алкогольных напитков, курения и даже ношения каблуков. Но у многих остается привычка носить полные пакеты продуктов из супермаркета, двигать мебель во время уборки, подхватывать на руки первенца для более быстрого перемещения. Однако тяжести при беременности поднимать крайне не рекомендуется, это может привести к выкидышу и другим осложнениям.

Конечно, многое определяется состоянием здоровья женщины и особенностями процесса вынашивания ребенка. Но все же рисковать не стоит. В ситуациях, требующих поднятия тяжестей, нужно обращаться за помощью к окружающим.

Ответить на этот вопрос однозначно не получится. Есть женщины, которые всю беременность поднимают тяжести и в итоге рожают в срок здоровых и крепких малышей. Но, как правило, это происходит в тех случаях, когда организм привычен к подобным нагрузкам.

Если будущая мама несколько лет занимается тяжелой атлетикой (пауэрлифитингом, бодибилдингом и т. д.), регулярно выполняет упражнения на силовых тренажерах и со свободными весами, то с наступлением беременности риск навредить себе или ребенку будет не велик.

То же самое относится к женщинам, проживающим в сельской местности и привычным к определенным физическим нагрузкам: ношению полных ведер, охапок дров. Однако нельзя сказать, что этим категориям беременных поднятие тяжестей гарантированно не навредит.

Поднимать тяжелое при беременности не рекомендуется по двум причинам: это может спровоцировать и/или навредить здоровью будущей матери. Ее организм и без того испытывает сильные перегрузки, ведь растущий плод и набор веса сами по себе становятся «тяжестью».

Поэтому все дела подобного характера нужно отложить, перепоручить окружающим (мужу, родственникам) или вовсе отменить. Помните: нет ничего важнее, чем выносить малыша и сохранить свое здоровье.

Что происходит в организме во время подъема тяжестей

Поднятие тяжестей отражается на состоянии практически всего организма. Во время беременности оно опасно по трем причинам:

  1. Смещение позвоночных дисков . Кости у женщин более хрупкие и тонкие, чем у мужчин. Эта особенность становится более заметна при беременности, когда часть кальция поступает к растущему плоду. Позвоночник во время подъема тяжестей испытывает наибольшую нагрузку. Постепенно его диски начинают смещаться, возникает риск появления грыжи. При вынашивании ребенка он выше, так как нагрузка с каждым месяцем увеличивается и к родам достигает максимума. Состояние сопровождается сильной болью в спине, ограничением подвижности (повороты, наклоны).
  2. Варикоз и другие сосудистые нарушения . Изменения в организме беременной приводят к снижению тонуса вен. Отчасти это объясняется гормональной перестройкой, отчасти – растущим плодом. Больше всего нарушение кровообращения выражено в нижней части туловища – в ногах. Систематический подъем тяжестей приводит к нарушению оттока крови, в результате чего увеличивается риск развития , ухудшается поступление кислорода и питательных веществ к мозгу, сердцу, матке.
  3. Преждевременные роды или выкидыш . Поднятие тяжестей сопровождается напряжением мышц пресса, увеличением внутрибрюшного давления. Это приводит к сокращению матки и изгнанию плода. Особенно велик риск таких осложнений у женщин с гипертонусом.

Как правильно поднимать тяжести?

Если поднимать тяжести при беременности все же приходится, нужно делать это правильно:

  • наклоняясь, сгибать ноги в коленях, корпус держать прямо с небольшим прогибом в пояснице;
  • поднимать тяжелое за счет хорошего захвата рукой и выпрямления коленей, без рывков, корпус выравнивать медленно;
  • ступни должны быть расставлены на комфортную ширину, полностью упираться в пол, на ногах – удобная обувь;
  • если есть возможность, груз нужно равномерно распределить в обе руки, это сохранит позвоночник ровным;
  • при переносе тяжестей корпус держать максимально ровно, не скручиваться и не наклоняться;
  • носить бандаж, который позволяет распределить нагрузку правильно, на все тело;

Какой вес можно поднимать беременным?

Беременным можно поднимать предметы массой до 3 кг. Для спортсменок и женщин, привыкших к физическому труду, этот показатель может быть увеличен до 5-6 кг.

Из этого следует, что носить на руках даже годовалого ребенка в таком положении нельзя. Ведь, кроме того, что его вес в среднем составляет 8-10 кг, малыш еще и очень активный, может нечаянно пнуть маму в живот или надавить на него, спускаясь с рук.

Важно помнить, что собственный вес и растущий плод – это тоже тяжесть, которую женщина носит каждый день. Поэтому чем больше срок беременности, тем меньший вес можно поднимать.

Последствия

Самое серьезное последствие поднятия тяжестей при беременности – ее прерывание. Особенно опасными в этом отношении являются 1-й и 3-й триместры. На ранних сроках нередко развивается гипертонус матки и риск выкидыша присутствует даже в состоянии покоя, поднятие тяжестей его значительно увеличивает.

На поздних сроках организм постепенно начинает готовиться к предстоящим родам, матка опускается и физическая нагрузка может спровоцировать преждевременное появление ребенка на свет. Поэтому до 12-й и с 22-й недели нужно быть особенно осторожной.

Если поднимать тяжести при беременности, то увеличивается вероятность таких заболеваний как варикоз, сердечная недостаточность, смещение позвонков. Проблемы с кровоснабжением внутренних органов отражаются на состоянии плода: нехватка кислорода ведет к (кислородному голоданию) и .

Поднимать тяжелое при беременности крайне не рекомендуется. Разрешенный безопасный вес – 3 кг . Если его превышать, возникает риск выкидыша, преждевременных родов, развития варикоза и смещения позвоночных дисков. В группе риска находятся женщины с гипертонусом и опущением матки, а также слабо развитой мускулатурой.

Наиболее опасно поднимать тяжести в 1-м и 3-м триместрах беременности. Если после нагрузки появилась боль в нижней части живота или кровянистые выделения, необходимо срочно вызвать бригаду скорой помощи.

Полезное видео: как правильно поднимать тяжести?

Не все женщины осознают опасность поднятия тяжестей и вероятность последствий. Им кажется, что обыкновенный пакет с продуктами, который поднимался ими в «до беременной» жизни, никак не навредит здоровью и в период вынашивания. Но это ошибочное мнение, ведь исход может быть очень неприятным.

Можно ли поднимать тяжелое?

Интересное положение женщины само по себе подразумевает большое количество запретов. Нельзя сказать, что поднимать весомые предметы все 9 месяцев категорически запрещено. Скорее нежелательно, чем абсолютно противопоказано. Многие женщины весь срок, не жалея себя, делали ремонт, поднимали младшего ребенка на руки, приносили сумки из магазина и рожали без особых проблем. А некоторые от одного лишнего килограмма, взятого в руки, попадали на сохранение в больницу. Оказывается, что поднятие тяжестей во время беременности зависит от физического состояния здоровья женщины, которое обусловлено генетической предрасположенностью, спортивной подготовкой и т. п.

Не стоит испытывать судьбу и проверять свое здоровье на прочность. Подъем тяжестей лучше отложить или полностью переложить на плечи близких родственников. Если так сложились обстоятельства и поднятия тяжести было избежать, то необходимо быть готовой к возможным последствиям.

Вред здоровью

Существует три причины, по которым не стоит поднимать тяжести при беременности:

  1. Проблемы с позвоночником. Во время вынашивания ребенка нагрузка на позвоночник с каждой неделей растет. Кости становятся хрупкими и постепенно истончаются в результате того, что часть кальция матери поступает к растущему плоду. Подъем тяжестей дает дополнительную нагрузку на загруженный беременностью позвоночник. Диски постепенно начинают смещаться и возникает вероятность развития межпозвоночной грыжи.
  2. Сосудистые нарушения. Циркуляция крови в нижних конечностях беременной намного ниже, чем у женщины в обычном состоянии. Рост плода и увеличение матки влечет за собой повышение внутрибрюшного давления, которое вызывает недостаточность функций венозных клапанов, застой крови в венах нижних конечностей и растяжение их стенок. Начинает развиваться серьезное заболевание – варикозное расширение вен. Основным признаком его появления считаются отеки. Подъем увесистых предметов еще больше повышает внутрибрюшное давление и вероятность появления этого заболевания повышается в разы. Если варикоз у беременной уже имеется, то его течение ускоряется и усугубляется.
  3. Провокация выкидыша и преждевременных родов. Это последствие самое серьезное и опасное. Поднятие тяжестей усиливает напряжение мышц живота и увеличивает внутрибрюшное давление. Эти два фактора интенсифицируют сокращение мышц матки и приводят к изгнанию из нее плода. Крайне опасными считаются I и III триместры беременности.

На первых сроках вынашивания (до 12 недели) часто развивается гипертонус матки, при котором риск выкидыша значительно увеличивается. В этом состоянии крайне важно беречь себя, ведь при гипертонусе опасна даже ходьба, не говоря уже о тяжестях.

На позднем сроке беременности (с 22 недели) тело женщины постепенно подготавливается к предстоящему процессу родов. Живот опускается, и нагрузка увеличивается. Дополнительные тяжести в III триместре могут придвинуть ближе наступление родов и ребёнок появится на свет раньше времени.

Правила подъёма тяжестей

Самое действенное правило поднятия тяжестей при беременности – никаких тяжестей. Максимальный разрешенный вес – 3 кг. И это в обе руки, а не в каждую, как многие ошибочно считают. Но, если ситуация требует «многокилограммной» манипуляции, то нужно прислушаться к нескольким советам:

  1. Чтобы поднять предмет с большим весом, необходимо присесть так, чтобы расстояние между ногами составляло не менее 50 см, спина оставалась ровной, а корпус тела не был наклонен.
  2. По возможности необходимо распределить общий вес на две руки, чтобы нагрузка на каждую половину тела была равномерной.
  3. Важно контролировать свои движения. Резкие повороты, рывки и подъемы категорически противопоказаны будущей маме.
  4. С началом роста живота беременной необходимо носить поддерживающий бандаж. Он поддерживает опорно-двигательную систему в норме, предохраняет от перегрузок и служит защитой от выкидыша.

Тревожные симптомы

Несоблюдение правил поднятия тяжестей может привести к заметным переменам в самочувствии. Если женщина подняла тяжелое при беременности, и резкий рывок или слишком тяжелый груз вызвали боль внизу живота и даже кровотечение, то это должно привлечь особое внимание. Подобные признаки являются очень плохим знаком и требуют экстренного обращения к врачу. В большинстве случаев специалистам удается сохранить беременность и продлить ее до самих родов. Для лечения обычно применяется медикаментозная терапия: свечи с папаверином, Но-Шпа, препараты с магнием, прогестерон содержащие препараты (Дюфастон, Урожестан).

Беременность и тяжести не совместимы. Узнайте почему и какие могут быть последствия?

Можно ли беременной женщине поднимать тяжесть?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Одни будущие мамы носят тяжелые сумки до последнего и производят на свет нормальных доношенных деток, другие теряют ребенка уже после поднятия сумки с продуктами. Скорее всего, все зависит от физической подготовки будущей мамы и состояния ее здоровья до зачатия. Известны случаи, когда тяжелоатлетки не прерывали своих тренировок даже при беременности. В любом случае, период ожидания ребенка заставляет менять привычный образ жизни и более осторожно относится к своему здоровью. На это время откажитесь от экстремально тяжелых занятий и поднятия тяжестей.

Чем опасно поднятие тяжести во время беременности?

Чрезмерные нагрузки на организм и поднятие тяжестей могут иметь для будущей мамы плачевные последствия. Чаще всего возникают следующие осложнения:

Опущение матки

Под воздействием тяжести, мышечный тонус матки ослабевает, и она опускается к влагалищу. В дальнейшем, это может привести к выпадению матки и бесплодию. Кроме того, если опущение матки произойдет во время беременности, то роды будут сложными. Как только возникает подозрение на то, что матка опускается, беременную женщину госпитализируют и стараются помочь сохранить беременность. Однако положительный результат никто не может гарантировать.

Проблемы со спиной

Когда в утробе развивается будущий ребенок он тянет из организма матери все необходимые ему вещества, в том числе кальций. В результате чего, кости беременной женщины становятся уязвимы. Во время поднятия тяжестей на позвоночник происходит сильная нагрузка и его диски могут смещаться, что вызывает дикую боль и усложняет беременность. Ведь на третьем триместре и так тяжело передвигаться, сложно спать из-за болей в спине, а смещение дисков усугубляет ситуацию.

Проблемы с ногами

В период вынашивания плода, основная нагрузка осуществляется на ноги. Ко всему, под воздействием гормональных изменений, вены теряют свою эластичность. Поднятие тяжестей провоцирует развитие варикозного расширения вен. Кроме эстетического дискомфорта, варикоз может вызвать проблемы со здоровьем не только у будущей матери, но и ребеночка. При нарушении циркуляции, в некоторые органы беременной женщины, в том числе и плаценту попадает меньше питательных веществ и кислорода.

Выкидыш

При поднятии тяжестей, в животе возникает внутреннее давление и напряжение брюшных мышц. Из-за чего увеличивается тонус матки — это может привести к потере плода.

Тревожные симптомы, которые не нужно игнорировать

Если после поднятия тяжелого предмета, возникает тянущая боль внизу живота, кровяные выделения, немедленно обращайтесь за врачебной помощью. При оперативном реагировании, в большинстве случаев, удается благополучно сохранить плод, и продлить беременность до необходимого срока.

Как правильно поднять тяжелый предмет?

После зачатия жизнь продолжается и время от времени приходится поднимать различные тяжести. Чтобы избежать неприятных последствий, нужно знать как правильно это делать. Примите к сведению следующие рекомендации:

  • Чтобы поднять предмет с пола, не наклоняйтесь, а приседайте. Спину при этом держите прямо, в вертикальном положении, слегка прогибаясь в пояснице.
  • Тело должно опираться на всю поверхность ступни. Ноги расставляйте на комфортную ширину. Обувь носите устойчивую и удобную.
  • Хорошо захватывайте предмет одной, а лучше двумя руками. Так тяжесть будет равномерно распределяться и уменьшится нагрузка на спину.
  • Поднимайтесь медленно, распрямляя колени. Корпус выравнивайте постепенно, без резких движений.
  • Когда передвигаетесь с грузом, старайтесь держаться ровно, не наклоняться.
  • Надевайте бандаж. Так сможете больше обезопасить себя от воздействия тяжести.

В среднем, во время беременности, рекомендуется поднимать не больше 3 кг. Если женщина имеет хорошую физическую форму, то вес можно увеличить до 6 кг. Часто так бывает, что старший ребенок капризничает и просится на руки. Старайтесь отучать его от этого. Ведь не только вес может навредить беременности, но и чрезмерная активность старшего малыша.