Что делать если ребенок ничего. Дети, конечно, растут каждый в своей семье, но есть все-таки и некоторые характеристики поколения

В мире все чаще говорят о молодых людях, которые ничего не хотят. Дело даже не в том, что они отказываются ходить в школу, поступать в учебные заведения и постоянно зависают в интернете или в компании друзей. Проблема серьезнее: подростки просто лежат на диване и ничего не делают. Как-будто их резко отключили от питания.

Такое происходит чаще всего с детьми, у которых было очень насыщенное детство. С подачи родителей они ходили в секции, кружки, театры и на дополнительные занятия. А потом поняли, что единственный способ противостоять натиску взрослых - запереться в комнате и не выходить оттуда. Что делать? В этой ситуации не лишней будет помощь хорошего психолога. Если же вы наблюдаете первые признаки такого поведения, советы из книги «Эмоциональный интеллект ребенка» вам помогут понять и сблизиться с подростком. Ведь только будучи эмоционально близким можно корректировать поведение.

Поймите, что подростки нуждаются в личной жизни

Признайте, что подростковый возраст - это время, когда дети отдаляются от своих родителей. Подслушивание разговоров, чтение дневника или слишком большое количество наводящих вопросов служат для ребенка сообщением, что вы ему не доверяете, и создают барьер для общения. Ваш ребенок может начать видеть в вас своего врага, а не союзника в трудные моменты.

Разрешите ребенку делать то, что ему нравится

Разумеется, речь о вещах, которые не наносят вред здоровью. Когда человек занимается тем, что ему нравится, это наполняет его энергией, и тогда у него найдутся силы для всего остального, будь то школа или домашняя уборка.

Предоставьте пространство для переживания

Наряду с уважением к личной жизни ребенка вы должны уважать его право время от времени испытывать беспокойство и быть недовольным. Как написал о своей юности поэт и фотограф Гордон Паркс: «Я испытывал боль и был восторженно-несчастным». Предоставьте своему ребенку пространство для переживания глубоких чувств, позвольте ему испытывать печаль, гнев, тревогу или уныние и не задавайте таких вопросов, как: «Что с тобой?», потому что они подразумевают, что вы не одобряете его эмоции.

Примите его выбор

Подростковый возраст - это еще и время, когда развивается индивидуальность. может выбрать стиль одежды, прическу, музыку, искусство и язык общения, которые вам не по вкусу, поэтому всегда помните,что вам не нужно одобрять его выбор, нужно всего лишь его принять. И не пытайтесь подражать своему ребенку, позвольте его одежде, музыке, жестам и речи во всеуслышание заявлять: «Я отличаюсь от своих родителей, и я этим горжусь».

Регулярно общайтесь

Многие дети действительно перегружены. Из-за этого в них не остается способности серьезно слышать и понимать близких. Подросткам приходится много думать об учебе - после школы идут подготовительные курсы или секции, затем уроки… В это время они почти не в состоянии уделять внимание чему-то еще. Заведите традицию общаться по вечерам хотя бы по 10-15 минут. Теплое общение не только сблизит, но и даст покой и энергию.

Действуйте от ситуации

Не приклеивайте к нему ярлыки из-за его поведения (ленивый, эгоистичный). Говорите с точки зрения конкретных действий. Например, расскажите ему, как на вас повлияли его действия. («Ты меня очень обижаешь, когда уходишь, не помыв посуду, потому что мне приходится делать твою работу».)

Познакомьтесь с друзьями ребенка

Обеспечьте своему ребенку соответствующее окружение. Существует популярная поговорка: чтобы воспитать ребенка - нужна целая деревня. Она наиболее справедлива в подростковом возрасте. Поэтому я советую вам познакомиться с людьми, которые участвуют в повседневной жизни вашего подростка, в том числе с его друзьями и родителями друзей.

Прививайте любовь к спорту

Физические занятия способны сделать человека более энергичным и стойким. Если ваш ребенок не занимается в спортивной секции, самое время записать его туда или купить абонемент в фитнес-клуб.

Поощряйте самостоятельность

Выбрать правильную степень участия в жизни подростка - одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются родители. Если раньше поощрение самостоятельности состояло в том, чтобы разрешать детям сделать то, что они уже готовы выполнить, то теперь настало время, когда они должны принимать решения по поводу действительно важных вещей. Эмоциональное выгорание часто происходит из-за того, что ребенок долгое время исполняет чужие желания. Ходит в те кружки, которые хотят родители, дружит с «правильными» людьми. следует чаще говорить: «Выбор за тобой», выражать уверенность в правильности его суждений и стараться не оказывать скрытого сопротивления под видом предупреждения возможного неблагоприятного исхода дела.

Будьте в курсе того, что происходит в жизни вашего ребенка. Принимайте и подтверждайте эмоциональные переживания своего ребенка. Если у него возникают проблемы, сочувственно выслушивайте его, но не осуждайте. Будьте его союзником, когда он приходит к вам за помощью. Эти шаги предельно просты, и теперь мы знаем, что именно они являются основой для формирования глубокой эмоциональной связи между родителем и ребенком.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Ситуация когда ребенок просто отказывается учиться, не желает строить планы на будущее и целыми днями сидит в интернете - знакома, наверное, почти каждой семье. Как справиться с ней, на какие «рычаги» можно нажимать, а какие лучше обходить - советуют эксперты.

Нынешнее поколение старшеклассников практически поголовно отличается нежеланием планировать свою жизнь, хотя бы на ближайшие пару лет. Подростки предпочитают сидеть в своих комнатах, самозабвенно погрузившись в виртуальный мир. Насколько нормальна такая ситуация и когда она требует немедленного вмешательства?

Прежде всего, нужно всегда помнить о том, что наши дети - не мы. У них другой мир и иное мировоззрение. И это необходимо учитывать, прежде чем запихивать своего ребенка - подростка в прокрустово ложе своего опыта. Конечно, можно вспомнить свое взросление и укорять сына-дочь: «вот я в твои годы...». Конечно, у нашего в поколения в его годы все было просто, четко и ясно: государство направляло, вокруг нас было относительно небольшое количество моральных лидеров, таких как пионеры-герои, Юрий Гагарин, пожарные, «дяди-степы» из милиции и прочие положительные и немногочисленные (в сравнении с нынешними) авторитеты. Вспомните, разве кто-то, чье взросление пришлось на тот период, мечтали стать политиками, депутатами, не говоря уже о других влиятельных и, что важно, богатых людях? Да и такой специальности как «айтишник» тоже не было. Но они вытеснили подвиг Гагарина и его место в головах сегодняшних подростков занято программированием, бюджетными деньгами, открывающими пут к полной свободе и тем же Илоном Маском.

Поэтому, уважаемые родители, старайтесь никогда не сравнивать себя вчерашних и ваших детей - сегодняшних. Только запутаетесь сами и сделаете хуже.

В этом разделе:
Новости партнеров

Если говорить о менее глобальных вещах, то нежелание ребенка строить планы, его пассивность во многих сторонах жизни могут быть просто усталостью. Физической и моральной. Тем более, что современное образование довольно изматывающее. Добавьте сюда нагрузки в виде дополнительных занятий, секций, недосыпаний и физическое опустошение станет явной картиной. Но молодой организм, если подросток здоров, довольно быстро восстанавливается.

Если же такое его состояние длится долгий период, нужно разобраться в причинах. Чаще всего это могут быть депрессии, связанные с заниженной самооценкой и отсутствием мотивации. В этом случае налицо будут следующие симптомы: неряшливость; полное игнорирование собственного внешнего вида; длительное время «диванного периода», когда подросток лежит на кровати, но не спит, а проводит время с гаджетами при этом ни с кем не общаясь; не общается «в реале» с друзьями и одноклассниками; ему не интересны люди и события; злоупотребляет лекарствами и успокоительными; может рассуждать о самоубийстве, даже не применительно к собственной личности; считает, что он сам не может влиять на свою жизнь; маниакально одержим чем-то одним, начиная от подсчета калорий, внешним видом и т.д.

Другими словами, внимательный родитель может обрисовать поведение своего взрослого ребенка коротко «у него нет интереса к жизни».

Как преодолеть

Для начала родителям стоит немного успокоиться. Как заверяет психолог Делани Растон часть мозга, ответственная за планирование, принятие решений и управление импульсами (префронтальная кора), растет медленно и развивается только к 20 годам. Поэтому ответ на вопрос «кем ты хочешь быть, работать в будущем?» и ответ «не знаю» - не должен мгновенно ввергать в панику. Ребенок действительно не знает, а не «не хочет» знать. Сложнее, если он даже не перебирает варианты, не мечтает или фантазирует. Помогите ему в этом. Если у вас сложились доверительные отношения с подростком, вам будет проще - его можно просто «вытянуть» на разговор и тихонько «направлять» в нужное русло. Пусть он думает, что сам пришел к тем или иным выводам. Это очень важно для него.

Возможно, выяснится, что желанные изменения, которых жаждет ребенок, и которые могли бы, по его мнению, «наладить жизнь» вполне конкретны. Это может быть та же работа, свободные деньги, новые друзья. И вот «тогда-то уже точно все будет хорошо». Не нужно это опровергать. Наоборот. Согласитесь с подростком, но отмечайте, что для обладания всем вышеперечисленным нужны навыки, мотивация, желание. А они появятся лишь при условии если делать подготовительные шаги - то есть, учиться. Пусть академически, пусть практически, но учиться.

И от родителя потребуется терпение, понимание и очень важное умение «не сорваться», а промолчать, когда следует. И свой пример. Это работает даже с подростками, а не только с малышами. Хотите, чтобы ребенок больше читал? Тоже берите книгу и договаривайтесь, что сейчас, «минут 30-40» или столько-то страниц вы всей семьей посвятите чтению. Или читайте одну книгу вслух по очереди. Затем можно обсудить прочитанное. Хотите, чтобы ребенок похудел, если он набрал вес? Находите время на совместные пробежки или занятия спортом. Хотите, чтобы ребенок помогал по дому? Вместе с ним отправьтесь к пожилым родственникам и помогите им с уборкой в их доме.

Быть партнерами гораздо выгоднее, чем превращать совместную жизнь в бесконечные скандалы. Если же вы будете постоянно наставлять ребенка, учить его жизни, а сами тем временем жить совершенно иначе, маловероятно, что так удастся вдохновить сына или дочь на изменения. Даже если они и ищут помощи, то вряд ли станут обращаться со своими проблемами к взрослым, которые только и делают, что судят и критикуют.

Все блага мира родители готовы отдать за здоровье и благополучие своих детей. Неудивительно, что отказ малыша от еды может вызвать у мам и бабушек настоящую панику. А, после слов доброжелательной соседки: «Какой он у вас худенький!» — желание накормить ребенка, во что бы то ни стало, превращается в маниакальную идею. Ребенок не хочет есть — какой ужас! А может быть он просто не голоден? – подсказывает заботливым родителям разум. Но, увы, родители редко прислушиваются к голосу разума, когда дело касается их любимых чад. И начинается: «Ложечку за папу! Ложечку за маму!» — а ведь это самое настоящее «пищевое насилие». Безусловно, одна из основных функций родителей заключается в контроле над питанием, качеством и количеством, предлагаемой малышу пищи. Но не только в этом. В детстве формируются основные привычки пищевого поведения, и об этом не стоит забывать. И все же, что делать, если ребенок двух-трех лет очень плохо ест и у него практически отсутствует аппетит?

Почему ребенок 2-3 лет плохо ест: все возможные причины в нашей статье

Специалисты считают, что существует восемь причин отсутствия аппетита у детей. Рассмотрим подробно каждую из них.

  1. Нежелание есть новые блюда

У каждого малыша свой характер. Уже в этом возрасте некоторые дети отличаются консерватизмом. Введение новых продуктов питания в их рацион проблематично. Как правило, любое нововведение такими детьми воспринимается негативно – непривычный вид пищи, вкус, запах. Родители нервничают, ведь рацион малыша слишком однообразен. Очень часто дети наотрез отказываются от овощных блюд, зато прекрасно едят любые молочные. И это вполне объяснимо, ведь в возрасте двух-трех лет детский организм нуждается в кальции. Некоторые детишки наотрез отказываются от любых салатов, заправленных маслом или сметаной, зато с удовольствием едят сырые овощи без добавок.Очень часто малышей настораживает необычный внешний вид новых блюд.

Если по какой-то причине ваш ребенок отказывается от непривычных для него продуктов, не торопитесь. Ни в коем случае не заставляйте его есть насильно. Вводите новые продукты в его рацион постепенно. Малыш со временем привыкнет к этой пище, и будет «уплетать» ее с удовольствием. Как говорится – любому овощу свой срок. Детишки очень любознательны, увидев в вашей тарелке новое для себя блюдо, они обязательно захотят его попробовать. Позвольте им это сделать. Если, съев кусочек, кроха проявит признаки недовольства, не настаивайте. Через некоторое время повторите эксперимент. Малыш постепенно привыкнет к новому блюду и, не исключено, что вскоре оно станет его любимым.

  1. Отсутствие расписания приема пищи

Многие родители жалуются, что их ребенок совсем ничего не ест, однако не уточняют, что он постоянно перекусывает. Если ваш малыш до завтрака «перекусил» шоколадкой, яблоком и сухариками, то ждать, что он набросится на кашу – смешно. Детский организм уже получил необходимое количество калорий.

В этом случае единственный способ накормить малыша полезными продуктами – дать ему проголодаться. Не забывайте, про режим питания, отмените все перекусы и у вас не будет повода жаловаться на аппетит ребенка. Детский организм (впрочем, как и организм взрослого человека) быстро приспосабливается к приему пищи в определенное время. Режим питания способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи.

  1. Несбалансированное питание

Растущий организм испытывает чувство голода в том момент, когда он нуждается в определенных веществах – белках, жирах, микроэлементах, витаминах, углеводах и т.д. Все эти вещества необходимы ему для здорового функционирования. Чтобы малыш был здоровым ему необходимо получать с пищей нужное количество каждого компонента. Именно поэтому рацион питания ребенка должен быть строго сбалансированным.

Несбалансированное питание может привести не только к ожирению, падению иммунитета, диатезным проявлениям, но и к полной потере аппетита. Получить консультацию о правильном рационе питания детей двух-трех лет можно на приеме у участкового педиатра.

Специалист по перинатальной психологии Любовь Кузьмина :

У детей может наблюдаться избирательное снижение аппетита по отношению к определенным группам продуктов. Например, дети с заболеваниями желчевыводящей системы обычно интуитивно избегают пищи, стимулирующей секрецию желчи и усиливающую боль – жирную, тушеную и жареную пищу. При непереносимости белков коровьего молока ребенок отказывается от молока и продуктов на его основе. И так далее. Скорректировать ситуацию можно правильно подобранной диетой и лечением. Диагностика и лечение происходит под наблюдением врача.

  1. Физиологические причины

Ваш малыш с большим аппетитом приступает к еде, но через минуту перестает кушать и начинает капризничать. В этом случае, скорее всего, ему мешают физические помехи: молочница во рту, прорезывающийся зуб, воспаление десен и т.д. Возможно, у малыша возникли проблемы с кишечником, его беспокоят метеоризм, запоры. Очень часто малыши отказываются от еды, когда у них заложен нос и им трудно дышать. Как только физиологическая помеха будет устранена, аппетит восстановится.

  1. Отсутствие режима дня

Чуть выше мы уже писали о режиме питания, который очень важен для детей, но не менее важен и распорядок дня. Если ребенок практически не бывает на свежем воздухе, играет исключительно в малоподвижные игры, не спит днем, а ночью спит очень беспокойно – о хорошем аппетите и мечтать не стоит. Родители должны знать, что количество пищи, которую съедает ребенок прямо пропорционально уровню энергозатрат. Чем больше ваш малыш тратит энергии, тем лучше у него будет аппетит.

Педиатр Ю. Староверов:

Потребности детей в пище в значительной мере зависят от затрат на физические нагрузки, рост, теплопродукцию, борьбу с инфекциями. На улице похолодало - ребенок стал лучше есть; ускоряется рост в периоде полового созревания - улучшается аппетит; побегал на улице - «нагулял аппетит». Наряду с различиями в энергетических потребностях у каждого ребенка свои возможности пищеварения (расщепления и всасывания пищи), своя интенсивность обмена веществ. И в зависимости от этого потребность в пище у детей одного возраста также может существенно различаться. Мерилом адекватности питания ребенка является не количество поглощаемой им пищи, а уровень его развития: темпы роста, упитанность, своевременность появления у него новых навыков.

  1. Биоритмы

У любого ребенка есть индивидуальные биоритмы. Аппетит у детей может быть напрямую связан со временем года или с определенным временем суток. У одного ребенка может быть прекрасный аппетит утром и полное его отсутствие вечером. Внимательный родитель знает, что дети быстрее всего растут летом. В это время года у них и аппетит лучше. Дети-жаворонки отличаются отменным аппетитом по утрам, а дети-совы, наоборот, «просят добавки» ближе к вечеру. При составлении рациона питания необходимо учитывать эти особенности.

  1. Болезнь

А вот внезапное исчезновение аппетита должно насторожить родителей. Если ни одна из вышеперечисленных причин не объясняет отказ ребенка от пищи, скорее всего, ваш малыш заболел. Конечно, как правило, в этом случае отсутствие аппетита сопровождается повышением температуры, головной болью, расстройством желудка и другими ни менее неприятными симптомами.

Снижение или полное отсутствие аппетита у ребенка – один из симптомов большинства инфекционных заболеваний. Ослабленный детский организм начинает активно тратить энергию на борьбу с инфекцией. Во время болезни малыша нельзя кормить насильно! У организма нет сил на переваривание пищи.

Врачи рекомендуют во время болезни давать крохе легкую пищу и увеличить количество потребляемой жидкости. Как только болезнь отступит, малыш сам попросит есть. Аппетит пропадает у малышей при кишечных заболеваниях, таких как: энтеробиоз и . Плохой аппетит может свидетельствовать и о наличие . В любом случае, если отсутствие аппетита не единственный симптом, который настораживает родителей, ребенка срочно необходимо показать врачу.

В большинстве случаев, как вы уже поняли, плохой аппетит объясняется вполне определенными причинами, которые не приносят особого вреда ребенку. Конечно, постоянное его отсутствие может привести к анемии или гиповитаминозу. Но это случается довольно редко, хотя лишний раз проконсультироваться с врачом по поводу отсутствия у малыша аппетита — не помешает.

У ребенка 2-3 лет нет аппетита: нужно ли заставлять ребенка есть?

Кормить ребенка насильно – ни в коем случае нельзя! Как показывает практика, чем больше настойчивости проявляют родители в этом вопросе, тем более упрямо ребенок отказывается от пищи. Шантаж в этом случае также неуместен. Съешь кашку – дам игрушку, конфетку, включу мультики и т.д. Если малыш не хочет есть — настаивать не стоит. Пусть он выйдет из-за стола и займется другими делами. Через час или два малыш сам попросит его покормить. Возможно, раньше он просто не был голоден.

Мы уже говорили, что именно в детстве закладываются основные пищевые привычки. Поэтому не стоит твердить ребенку, что он должен съедать абсолютно все, что лежит на его тарелке. Пройдут годы, малыш вырастет, а привычка «доедать» останется. Лишний вес такому ребенку обеспечен. Конфетка взамен съеденной тарелки супа может привести к тому, что ваше «дитятко» всю жизнь будет любые проблемы и стрессы «заедать» сладеньким. Эта привычка может привести к диабету и ожирению. Родители должны найти причину плохого аппетита и постараться ее искоренить.

Из книги Ю. Староверова «Здоровье вашего ребенка. Книга для разумных родителей» :

Запихнуть в рот ребенка кашу или пюре можно, но будет ли при таком кормлении пища усвоена? Трудами академика И.П.Павлова было доказано и в последующем многократно подтверждено, что для нормального пищеварения недостаточно поместить пищу в желудок. Нужно, чтобы пища аппетитно выглядела, чтобы она вкусно пахла и вызывала выделение запального желудочного и кишечного соков. Пища, принятая обманным путем, плохо переваривается и не полностью усваивается, а также нарушает рефлекторную деятельность пищеварительного тракта и способствует развитию его заболеваний. Ну и совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания. Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается, возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная дефекация. Так формируется невроз - синдром привычных рвот.

Как улучшить аппетит ребенка 2-3 лет: мнения врачей

Аппетит в переводе с латыни означает «желание», «потребность». Поэтому отсутствие аппетита – это отсутствие потребности организма в еде. Педиатры единодушны во мнении, заставлять ребенка кушать, если он не хочет — не нужно. Но есть ли способы улучшить аппетит? Конечно, такие способы существуют. И лежат они, как говорится, на поверхности.

Педиатр Ю. Староверов:

Для начала всегда неплохо выяснить, в чем же проявляется отсутствие аппетита. Нередко выясняется, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие фрукты. Если ему идут навстречу, в следующий раз ситуация повторяется. Очевидно, что проблема избирательного аппетита прямого отношения к аппетиту как таковому не имеет. Проблема педагогическая: в семье растет узурпатор и эгоист.

А что же все-таки делать? Важно, чтобы ребенок в семье чувствовал себя равным среди равных, а не баловнем судьбы и центром цивилизации. Не хочет он есть кашу - завтрак окончен, обед через 4 часа. Не стал есть суп за обедом - жди до ужина. При этом очень важно, чтобы в перерывах между едой пища не попадалась на глаза ребенку, чтобы он не имел возможности самостоятельно перекусить и чтобы не было в его присутствии никаких разговоров о еде.

Доктор Комаровский считает, что желание накормить ребенка – это вполне понятный материнский инстинкт. Поэтому, если малыш отказывается от еды, то мать готова сделать все, чтобы он съел хотя бы ложечку. Комаровский отмечает, что малыш хочет есть лишь тогда, когда его организм готов принять пищу, усвоить ее и переработать. Конечно, любой организм можно обмануть, предложив ему что-то очень вкусное. Но это «вкусное» все равно полностью не переварится, у крохи начнет болеть живот, а маме придется бежать в аптеку. Она начнет усердно лечить ребенка, уверенная в том, что его болезнь напрямую связана с плохим аппетитом. Педагогическая ошибка влечет за собой медицинские проблемы. Комаровский уверен — соблюдая шесть вышеперечисленных правил, мамам не придется беспокоиться по поводу плохого аппетита у их детишек.

Заведующая педиатрическим отделением Куликова Мария Александровна советует мамочкам в борьбе за аппетит взять на вооружение следующие рецепты:

  • Готовить не только вкусные, но и красивые блюда. Даже самый упрямый «нехочушка» захочет съесть красивый грибочек или цветочек, изготовленный из овощей. Но слишком усердствовать в этом направлении не стоит, так как малыш может привыкнуть к ярким блюдам и будет отказываться от обычных
  • Малыша заинтересует картинка на дне тарелки, которую можно увидеть, только съев всю кашу.
  • Лучше всего детям приобретать оранжевую или красную посуду. Эти цвета активизируют аппетит.
  • Во время еды ребенка ничего не должно отвлекать, поэтому лучше всего убрать со стола все лишнее и выключить телевизор. Обеденный стол – это не игровая площадка.

Детский врач Михайлов В.В. рекомендует родителям обратить внимание на продукты и напитки, вызывающие аппетит. Например, за пол часа до еды малышу можно дать свежевыжатый яблочный сок , который стимулирует выделение желудочного сока. Хорошо стимулируют пищеварение ягоды черной смородины и черноплодной рябины . Можно приготовить м орс или отвар из шиповника и облепихи.

Народное средство для повышения аппетита у детей

Наши бабушки поднимали аппетит у детей народным способом. В свежий сок алое они добавляли мед. Принимать эту смесь нужно было по 1 ч.л. перед едой. Однако врач напоминает, что мед может вызывать аллергические реакции у детей.

Сегодня в продаже есть масса всевозможных витаминных комплексов, повышающих аппетит. Применять тот или иной комплекс витаминов можно только после консультации с врачом.

ФОТО Getty Images

«Моя дочь ничего не хочет, ничем не интересуется, - жалуется мать 14-летней Екатерины. - Не читает, не гуляет, иногда играет в компьютерные игры или слушает музыку в наушниках». Ей вторит мать 11-летнего Егора. «Едва вернувшись из школы, он садится за компьютер, играет до ночи и общается там с кем-то, даже гулять не выходит, - рассказывает она. - Если я его упрекаю, он возражает: «Я же уроки делаю». Я не знаю, как поступить, но меня это тревожит». Такая озабоченность и тревога знакома многим родителям. Их дети дети, особенно предподросткового и подросткового возраста, не хотят ничего делать. Сидят в своей комнате, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не хотят разговаривать, сведя все свое общение исключительно к сообщениям в соцсетях. Что тут можно сделать? Как убедить явно немотивированного ребенка сделать хоть что-нибудь? Как противостоять пассивности, которую поддерживают современные технологии?

Давить на ребенка, стыдить его и выговаривать, очевидно, бесполезно. Но это не значит, что родители совершенно беспомощны. Постараемся взглянуть на ситуацию не как воспитатели, а как исследователи. «Представьте, что мотивация - не внутреннее качество, не тот двигатель внутри ребенка, который формирует поведение, а, скорее, результат взаимодействия окружающей среды, темперамента ребенка (биологической характеристики, присущей ему с рождения) и его личности (например, кому-то постоянно нужна новизна, кому-то нет, кто-то гораздо более общительный, а кто-то замкнутый)», - предлагает Алан Каздин (Alan Kazdin), доктор психологических наук и директор Йельского Центра воспитания детей и клиники по работе с детьми. Он также указывает на два важных момента:

  1. Отсутствие активности и особенности отношения к жизни не являются неизменными и незыблемыми;
  2. Ситуация дома и действия других людей могут очень сильно влиять на мотивацию ребенка.

В чем именно проблема?

Нежелание что-либо делать, отсутствие мотивации может иметь под собой множество причин, среди которых могут оказаться и внешние, и внутренние. Так что прежде чем делать выводы, попробуем разобраться, что именно мы считаем отсутствием мотивации. Алан Каздин перечисляет несколько факторов, которые следует принять во внимание.

Свободное время

Иметь свободное время - это не просто нормально, это совершенно необходимо. У многих детей жизнь слишком расписана, чрезмерно занята разными делами, и часто они не могут позволить себе такую роскошь, как просто ничего не делать, помечтать хотя бы часок. Однако ребенку необходимо свободное время. Не поддавайтесь желанию распланировать каждую минуту его жизни, не бойтесь периодов того, что может вам показаться неконструктивным, непродуктивным времяпрепровождением. Позвольте это своему ребенку. А лучше специально выделите для этого время в его расписании. Прекрасно, если у вас обоих есть возможность какое-то время провести вместе без конкретных дел и сроков. Вы можете обсуждать что-то интересное, просто болтать о пустяках, играть в карты, любоваться облаками - делать все, чего хочется в этот момент.

Домашние дела

В предподростковом и подростковом возрасте дети часто теряют интерес к домашним делам. Ребенок в этот период сосредоточен на общении с ровесниками. Они слушают одну и ту же музыку, носят похожую одежду, даже шутят на одни и те же темы. Им свойственно презрение ко всем взрослым. В этом случае отсутствие мотивации к выполнению домашних дел абсолютно естественно. Если до этого времени вы успели выработать определенный порядок и традиции в доме, например, вместе обедать и ужинать, заниматься какими-то домашними делами, выбираться куда-то, то гораздо легче продолжать это делать и тогда, когда маленький ребенок превращается в подростка. Это помогает ребенку участвовать в семейной жизни.

Признаки депрессии

Одна из ситуаций, которая должна вызвать у вас беспокойство, это когда ребенок, который всегда был активным, общительным и заинтересованным, вдруг становится вялым, сидит дома, почти ничего не делает и не выражает интереса ни к какой деятельности. Такие изменения в поведении могут быть признаком депрессии. Это не единственная причина, но одна из возможных. Поэтому важно обратить внимание на то, что ребенок говорит о себе. Если его замечания выражают негативную оценку самого себя («я ничего не могу сделать как надо») или окружающего мира («вокруг нет больше ничего интересного») или безнадежность в отношении будущего («это все закончится так же плохо, как и всегда»), это серьезный повод для беспокойства.

Он может стать более раздражительным и чувствительным, чем обычно, у него могут измениться привычки в том, как он ест, как спит. Даже кажущиеся шутливыми комментарии между делом типа «лучше бы я умер» важно воспринимать серьезно, если они повторяются. Если у вас возникли сомнения, то обязательно проконсультируйтесь с профессиональным психологом.

Рассеянность

Также возможно, что ваш ребенок не может сконцентрироваться, и именно это вам кажется отсутствием мотивации. В этом случае не обязательно причиной является отсутствие интереса или депрессивное настроение. Вероятно, все дело в трудностях с произвольным вниманием: ребенок просто физически не в состоянии выполнять одну и ту же задачу дольше нескольких минут, он тут же переключается на другую, потом еще на одну. Это может случаться и дома, и в школе, или вообще везде. У всех время от времени возникают затруднения с фокусированием внимания, поэтому необходимо выяснить, как часто это повторяется. Очень часто таким детям спешат поставить диагноз - «синдром дефицита внимания», но это не единственная причина такого поведения. Если ребенок испытывает сложности такого рода, то лучше проконсультироваться с квалифицированным специалистом.

Стресс

Отсутствие мотивации может также являться реакцией на стресс. Взрослые часто даже не рассматривают такую вероятность. Почему-то им кажется, что у детей не может быть стресса. Но ведь у ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей их жизни они воспринимают гораздо серьезнее. Реакция ребенка на стресс может выглядеть как депрессия, и она часто появляется в ответ на определенные события. Например, если разрываются какие-то отношения с ровесниками, это может быть очень травматичным для ребенка, пусть даже это не подразумевает развод или судебные тяжбы. Сюда же можно отнести насмешки ровесников (за лишний вес, за отставание по какому-либо предмету). Кажущееся нам пустяковым событие может превратиться в серьезную проблему в жизни ребенка.

Отсутствие мотивации в общем или в определенной области?

Отсутствие мотивации и кажущаяся лень могут касаться какой-то определенной стороны жизни ребенка. Например, дети, которых дразнят или обижают в школе, могут очень долго собираться по утрам и демонстрировать отсутствие интереса к учебе. Они словно еле волочат ноги, никак не могут собраться. Часто это очень раздражает родителей, но тут необходимо задуматься, отсутствует ли у ребенка мотивация вообще, или это связано именно со школой, потому что там происходит что-то неприятное для него?

Или часто бывает, что дети, испытывающие трудности с учебой, ведут себя так, будто совсем не стараются. Они и на самом деле могут уже и не стараться, потому что это уже кажется им бесполезным. Если недостаток мотивации относится конкретно к школе, нужно выяснить, нет ли у ребенка проблем с учебой, понять, что именно с ним происходит.

Что можно сделать?

Даже если ваши бесконечные требования, чтобы ребенок перестал сидеть на месте и занялся чем-нибудь, не принесли никакого результата, это не значит, что вы ничего не можете изменить.

Для начала вы можете ограничить то время, которое ребенок проводит за компьютером или телефоном. Вы должны это сделать без агрессии, но очень твердо, потому что пассивность, активно поддерживаемая современной техникой, может свести на нет все ваши попытки разжечь интерес хоть к чему-то. Конечно, если ваш ребенок проводит большое количество времени со своими товарищами-гениями, собирая компьютеры из запасных частей и разговаривая на ими же придуманном языке, то это уже совсем другое дело. Это уже интерес, а не отвлечение от интересов.