Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей. Как оттащить ребенка от компьютера

Повальное увлечение детей компьютерными играми тревожит и родителей, и врачей, и педагогов. Ребенок перестает есть, пить и говорить - ему не до этого, у него еще не все монстры убиты. Почему так происходит и как "оттащить" подростка от экрана монитора?

Чтобы понять, чем компьютер так привлекает детей, стоит начать с себя. Измученные постоянным добыванием хлеба насущного, мы просто не в состоянии уделять сыну или дочери внимание, а оно бывает нужнее этого самого хлеба. Не дождавшись общения с живыми людьми, ребенок обращается к относительно живому организму, который выгодно отличается от родителей тем, что всегда готов "составить компанию".

Скорость, с которой происходит это знакомство, сильно превышает скорость усвоения, скажем, правил русского языка, и компьютерные игры с вроде бы безобидными названиями "Герои" и "Завоевание Америки" триумфально входят в жизнь вашего чада. Если вдруг вы обнаружите на письменном столе еще и "Школьный курс информатики", не спешите радоваться: потрепанный вид учебника говорит о том, что он, скорее всего, используется как подставка под горячий чай.

Возможно, кто-то из родителей тешит себя надеждой, что, подружившись с компьютером, в будущем ребенок станет гениальным программистом. Напрасно: далеко не. все юные дарования способны добровольно отказаться от развлечений в пользу занятий, пусть даже за компьютером.

Повелитель мира

Компьютерные игры предоставляют ребенку возможность быть тем, кем он пока еще не может быть в жизни: руководящей и направляющей силой какого-либо события. Он значительно вырастает в собственных глазах, ведь речь идет не просто об участии в игровом действии, а о полном контроле.

То, как процесс будет происходить дальше, зависит исключительно от желания нажимающего кнопки. Игра становится противовесом реальной жизни, в которой от ребенка мало что зависит. В качестве психологической разгрузки подобная смена ролей необходима любому человеку независимо от его возраста.

Кроме того, качественная графика дает ребенку стопроцентное ощущение реальности. Но некоторые правила компьютерной игры, например моментальное разрешение любых вопросов путем автоматной очереди, могут породить у ребенка мысль о том, что подобная модель поведения применима в жизни.

Конечно, степень восприимчивости и психологической устойчивости у всех детей разная, но родителям все же имеет смысл хотя бы изредка интересоваться содержанием игр. Самое трудное при этом - самоотверженно выслушать рассказ до конца. Зато потом вы по праву будете гордиться удивительным взаимопониманием с подростками, элегантно вставляя в беседу с ними слова типа warcraft и counter-strike.

Бороться бесполезно


На самом деле от этого увлечения наших детей нам никуда не деться. Компьютер пришел в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Плохая погода, дождь и слякоть тоже не доставляют нам особой радости, однако мы берем с собой зонтик и шагаем на улицу. Отсюда вывод: бороться бесполезно, но нужно контролировать.

Одна моя приятельница, исчерпав запасы аргументов, стала забирать мышь с собой на работу. Это не самый лучший выход из положения, ведь ребенок всегда может пойти к приятелю, родители которого не способны на столь радикальные меры. Другая моя знакомая, журналист, просто не оставляет ребенку возможности долго находиться за компьютером - она постоянно сидит за ним сама.

Попробуйте дать сыну или дочери какой-то набор посильных для него поручений, например по дому, выполнив которые он со спокойной совестью (если вы уверены в ее наличии) может садиться за игру. Если у вас живет бабушка, она проконтролирует процесс в будни.

Но не очень надейтесь на сознательность и изначально, приобретая компьютер, не скупитесь на хороший монитор: проблемы со зрением обойдутся дороже. Научите ребенка зарядке для глаз, например зажмуриться и повращать зрачками сначала в разные стороны, а потом вверх-вниз. И зарядке для спины - ведь сидячая поза, в которой часами пребывает ребенок, является "отягчающим обстоятельством".

Освойте, например, упражнение "кошка сердится": стоя на четвереньках, опускайте голову, одновременно округляя спину, оставайтесь так в течение 5-10 секунд, затем медленно поднимайте голову и осторожно прогибайте спину. Повторяйте, пока не надоест, но не менее 5-6 раз.

Подзатыльник или хороший друг

Теперь представим, что самую сложную задачу мы выполнили - на некоторое время оторвали ребенка от экрана. Остается продумать, что мы можем предложить ребенку взамен. Посмотрим правде в глаза: хороших бесплатных спортивных секций почти не осталось.

Может, улица? Но той улицы, на которую нас со спокойной душой отпускали родители, больше нет. Она и в "старые добрые времена" мало походила на Институт Благородных Девиц, сегодня же стала еще более жестокой и даже смертельно опасной - не в переносном, а в прямом значении этого слова.

Неудивительно, что многие из нас предпочитают, чтобы дети больше времени проводили дома: пусть лучше ребенок сидит за компьютером, чем шляется по подворотням. Круг замкнулся?

Перед тем как начать работу над этой статьей, я решила получить информацию из первых уст: поинтересовалась у своего пятнадцатилетнего сына, что кроме конца света способно оторвать его от общения с монстрами. Вопрос застал ребенка врасплох, и он заявил, что ему надо подумать. Зато муж, сторонник патриархальных методов воспитания, сразу же ответил: "Подзатыльник".

Мысль о возможности применения грубой физической силы возмутила сына, но ускорила мыслительный процесс. "Учеба и более важные дела ", - промямлил он, потупившись. Оставалось только прослезиться от умиления! Но, судя по устрашающим оценкам в дневнике, учеба уже давно не являлась первоочередной задачей.

Я потребовала правды, какой бы горькой она ни была. Лучше бы я этого не делала - альтернативой компьютеру оказался мотоцикл! Тем же вечером сын подошел ко мне со словами: "Мама, я знаю, что может заменить компьютер - хорошие друзья!" Наверное, этой в самом деле лучший вариант...

Кусочек пряника не помешает

Вызовите ребенка на доверительный разговор. Не давите на него - он будет действовать назло. Лучше помогите ему осознать, что все имеет разумные границы, что вы не запрещаете ему заниматься тем, что ему нравится, а просто хотите, чтобы он занимался не только этим. Скажите ему, что вы рады, что у него есть увлечение (даже если это на самом деле не совсем так), но ведь на свете существует еще множество увлекательных вещей.

Может, вы вместе нащупаете интересы и поймете, что же нравится вашем ребенку. Например, в разговоре с 14-летним Никитой выяснилось, что мальчик мечтает разбираться в автомобилях, что очень удивило его отца - опытного автолюбителя: он вроде бы не замечал за сыном большой любви к технике.

Но родители прислушались, и с тех пор в отцовском гараже Никита проводит времени не меньше, чем за монитором. А другого компьютерного фаната отправили летом в компьютерный же лагерь. Мама мальчика решила, что там его хотя бы научат воспринимать сложную машину не как игрушку. Но подросток "перевыполнил задачу" и не только научился программировать, но и нашел там настоящего, живого друга.

Намекните ребенку, что принятие окончательного решения, конечно же, останется за ним и вы ничуть не сомневаетесь в правильности его выбора. Кусочек пряника еще никому не повредил, а кнута в его жизни и так более чем достаточно.

"Спасите наши души!"

Однако не так страшен черт, как его малюют. Компьютерный бум в чем-то схож с ветрянкой, которой почти все мы переболели в детстве. Приятного в этом, конечно, было мало, но никому еще не удавалось изменить естественный ход событий. Впрочем, в наших силах сделать так, чтобы болезнь прошла без осложнений. И, как ни крути, на это понадобятся время и терпение, которых нам постоянно не хватает.

Пусть каждый из родителей сделает свой выбор. Мы так часто хотим, чтобы менялись окружающие (а как легко ставить ультиматумы детям!), и гораздо реже готовы измениться сами. Мы замкнулись в себе и можем найти этому тысячу оправданий. Но никакие тяготы жизни не являются оправданием нашему превращению в машины по добыванию денег. И в том, что лучшим собеседником многих детей тоже стала машина, есть наша вина. Потому что компьютерная проблема является частью проблемы "отцов и детей".

Всем нам стоит задуматься над тем, почему все больше детей предпочитают виртуальную реальность действительности и заменяют живое общение бесконтактным. Может быть, потому, что ребенок испытывает страх быть отвергнутым и не понятым и виртуальный контакт становится для него единственной возможностью не быть одиноким? Способны ли мы создать реальную альтернативу такой "безнапряговой" и безэмоциональной коммуникации?

Вполне, если только будем относиться к недостаткам ребенка так же снисходительно, как к своим собственным, и воспринимать его таким, какой он есть. Мы, родители, забыли, что и сами вполне можем быть и партнерами по играм, и наглядными учебными пособиями. Точнее, практическим руководством по предмету под названием "Жизнь".

И ЧТО С НИМ ПОТОМ ДЕЛАТЬ

Шел седьмой день каникул и нашего отпуска.
И седьмое утро я заставала одну и ту же картину: сын, пульт и кошка лежали в кровати, а телевизор орал.

На экране целовались и говорили слегка цензурными словами. Правда, в этот раз обходилось без мордобоя. Сын снова вяло попробовал убедить меня, что и эта передача крайне интересная, даже познавательная, только вот вхожу я в комнату в исключительно неудачные моменты.

Если учесть, что за стенкой присутствовала та же картина, только место кошки и ребенка занимали муж и собака, вы понимаете, почему мой голос приобрел твердость стали.

Так, - сказала я, - хватит. Телевизор переезжает в гостиную.
Сын отреагировал абсолютно спокойно, то есть никак. И тут-то до меня дошло, какую грандиозную ошибку совершила. Я начисто забыла о компьютере!

Личный компьютер мы подарили мальчику ровно два месяца тому назад, тем более, что учителя в один голос называли сына гордостью класса. И вот уже два месяца, как эта «гордость» мчится из школы только затем, чтоб кинуться в объятья виртуального мира. Тем из любящий мам и пап, кто успел сотворить ту же глупость, дальнейшее пояснять не требуется.

Итак, случилось нечто невероятное: в самый воспитательный момент я начисто забыла о компьютере. Но менять что-либо было поздно. Абсолютно ясно, что отобрать у младенца две игрушки одновременно у меня просто не хватит сил.

Компьютер. Гроза всех сознательных мам начала двадцать первого века.

Может быть, последующее поколение и привыкнет, что новорожденные прямо из кроватки потянутся за "мышью" вместо погремушки, но пока большинству из нас компьютер представляется такой штуковиной, которая появляется в доме исключительно для того, чтобы прилепить ребенка к стулу, затуманить его взгляд и заставить отвечать на все ваши монологи длинным: "Да-я-только-что-начал-играть!"

Допускаю, что бывают и другие дети, но лично я таких не встречала.

После бурных сражений мне все-таки удалось урегулировать вопрос "Интернета". Произошло это только благодаря внушительной сумме счета, который я пару раз «забывала» у мужа на столе.

Но в борьбе за здоровый образ жизни я оказалась в полном одиночестве.
Иногда муж, правда, соглашался с моими: "Это вредно! Это уже не ребенок, это уже зомби какой-то!" - и решительным шагом направлялся в детскую.

Честно прождав десять, пятнадцать, а то и все двадцать минут, я шла туда же. И заставала любимых мужчин за... сами понимаете чем.

И тогда я поняла: выход один. Диверсия.
Надо что-то сделать с диском, чтоб он не «пахал», то есть «не шел».

Идею поцарапать с одной и с другой стороны отмела сразу как несерьёзную. Во-первых, царапины, даже тонюсенькие, можно заметить, а во-вторых, не будешь же драть все двадцать шесть дисков, которыми ребенок успел запастись за эти два месяца. Да и какие из них – его, какие – одноклассников и приятелей – с ходу не разобраться. Значит, возьмемся за дисковод.

Быстренько набрала номер. Проконсультироваться с опытной подругой никогда не помешает.
- Гиблое дело, - сказала та. – Я убирала программу запуска, я залезала в папку, я удаляла «иконку»,- голос ее становился все драматичней. - И даже докатилась до того, что срубила у Ленки половину видеофайлов. А потом, представляешь, выскакивает надпись: "Мамочка, ты не тренируешься на хакера?"

Нет. Эти советы лично мне не подходили. Как-то не очень хотелось прочесть адресованное в свой адрес нечто вроде: "Чайники атакуют!"

В результате (явно с отчаяния) я сняла крышку с системного блока и выдернула провод, ведущий к этому самому дисководу.

Сын абсолютно самостоятельно и очень быстро нашел неувязку, пардон, проблему. По дому разнесся привычный грохот боя и завывания атакующих монстров.
И знаете, мне даже как-то приятно стало. Какой же способный у нас ребенок!

Тогда к вопросу виртуальных игр я подошла научно, то есть принялась читать всю подвернувшуюся по этой теме литературу, в результате чего приобрела немного знаний и много головной боли, а намечающиеся тенденции в деле детской компьютеризации просто подкосили меня.

Советов специалистов оказалось такое количество и были они иногда столь противоречивы, что пришлось приступить к систематизации.

Правда, один совет, о цветах, я реализовала сразу же.

У компьютера, за которым засел ребенок, надо поставить кактус, так как он забирает жесткую отрицательную энергию. Или посадить на компьютер кошку, так как она тоже это умеет делать и даже с пользой для себя.
Для надежности я сделала и то и другое.

Но ни о какой пользе кошка и слышать не хотела, совсем наоборот; она тут же предпочла жить на кухне поближе к миске с едой. А кактус (самый большой из тех, что нашелся в цветочном магазине) сын немедленно потребовал заменить, потому что из-за него не стало видно монитора.

Я протестовала! А этот мелкий вундеркинд отрезал и притащил мне всю колючую верхушку бедного растения. И сказал: "Не переживай, ма, подсуши его и сажай, кактусы легко приживаются". Надо думать, намекал, что эта половинка должна уравновешивать и перерабатывать отрицательную энергию. Мою.

Телефонный звонок прервал мои воспоминания. Звонил лучший друг моего сына, и это значило, что в ближайшие пол, а то и полтора часа славное изобретение Эдисона будет принадлежать только молодому поколению. Впрочем, сегодня меня это даже не возмутило.

Понимая, что впереди нелегкая борьба и потому обрадовавшись внезапно подвернувшемуся тайм–ауту, я принялась собирать мысли в кучку. Собрала.
Но разложить их по полочкам не успела.

Сын интенсивно общался по телефону:
- Борян! Я придумал, как пройти в балдурине, - вопил он из соседней комнаты.
Боже мой, ну где он берет этих "балдуринов". И...

На фига мне твоя адвенчура?- вдруг заорал он уже совершенно диким голосом.
- Ты на каком языке разговариваешь? - взвилась я, все-таки педагог и даже литератор.
Сын не удостоил меня ответом, только сочувственно вздохнул.

Не знаю, как кому, а мне помогает холодная вода – побрызгать в лицо и подождать, пока высохнет. Или дыхание под открытой форточкой. Или щекотка – надо пощекотать собственное нёбо. Делается это так: медленно считаешь до десяти и медленно, очень мед-лен-но, едва касаясь, проводишь кончиком языка по нёбу. Раз десять туда и обратно. В этот раз пришлось прибегнуть ко всем трём, поочерёдно.

Но зато я ус-по-ко-и-лась и пошла в комнату к сыну. И немедленно взялась за углубленное изучение компьютерных игр по принципу: много вреда – очень много вреда. С помощью собственного ребёнка, конечно.

Самые первые компьютерные игры – "Аркада". Они еще совершенно детские. Чудики бегают, прыгают и никого почти не убивают.
(Судя по голосу сына, это явный недостаток таких игр.)

Игры серии 3Д экшн или шутер. Это бродилки и все подряд мочилки. Иногда бывают более мирные, тогда скисаешь. А воаще - просто трехмерное убийство.
Цель: просто порубиться. Играешь – и расслабляешься.
(Я расстроилась).

Симулятор. Всяческие гонки, полеты, катания, баскетбол-футбол и все в этом роде. Они интересны тем, что есть стремление к победе.
(Заочное приобщение к спорту, стало быть, и воспитание целеустремлённости?)

RPG – сложнее предыдущих. Управление производится путем подзыва героя.
- Что-что?
- Ну, ты кликаешь на ту точку, куда надо прийти, кого ударить, куда залезть.
Я заинтересовалась, а куда это можно залазить, но сын игнорировал мое любопытство и увлеченно продолжал:
- Есть набор характеристик, которые надо развивать в герое. Больше дерешься – станешь сильнее...
- Больше двигаешься – станешь ловчее, - подхватила я.
- При условии, что зарабатываешь, - повысил он голос, - поднимаешь уровень чего угодно.
(Господи, не на меня ли он намекает?).

Экшн – RPG – это смесь жанров. Управляешь героем, не используя стрелку мыши. Но есть характеристики, которые надо развивать
(Кошку бы напустить, для развития, - подумала я мечтательно.)

Ролевая игра или ролевуха
(кажется, я слегка покраснела)
- Она похожа на RPG, но отличие в том, что управляешь не одним героем, а несколькими. Они бывают и боевые, и мирные.
(Слава Богу, можно не прибить, а просто помахать кулаками)

Походовая ролевая игра. Она подобна настольным играм, только управляется виртуально. Тебе - ход, врагу – ход.
(На вопрос, кто может быть врагом, сын достойно ответил, что это может быть другой человек, или компьютер, или...

А я вспомнила, как в его глубоком детстве мы играли, сидя за уютным кругленьким столиком, а когда он проигрывал, заливался слезами протеста и обиды, и поэтому я поддавалась, а муж восклицал патетически: "Мужчина должен уметь проигрывать с достоинством!" Но так как поиграть с ребенком ему было вечно некогда, я преспокойно игнорировала подобные реплики.

Стратегия, - донесся до меня из настоящего голос сына. Глобальная игра! Имеется три основных типа стратегий. 1 тип: RTS – стратегия в реальном времени; управляешь солдатами, танками, машинами. Строишь здания. Главное здесь – заработать деньги, чтобы накупить юнитов и победить врага. 2 тип: Экономическая стратегия - строишь город, страну, парк развлечений...

А галактику можно? - заинтересовалась я.
- Угу, потом управляешь всем этим, следишь за порядком. Третий тип - Походовая стратегия, она похожа на походовую ролевуху, только тут более глобально.
- Помесь РТС и походовой игры? - робко вставила я.
- Ага, - кивок головой, и лекция продолжилась.

Адвенчура - приключенческая игра. Она то более медленная, то динамичная, только мучишь не других, а самого героя.
- Себя, что ли?
- Это как хочешь, отождествляешь ты себя с героем или нет.
- Ты отождествляешь? – излишне торопливо спросила я.
- Ну, - сын пристально посмотрел в мое лицо и что-то там увидел особенное, - Не всегда.

Квест – игры, где надо прежде всего думать. Есть определенное место действия, определенный герой, который подбирает предметы, использует их, разговаривает с кем-либо…
- И еще мыслит при этом? – съехидничала я.
- Мыслить еще никому не помешало, - парировал продвинутый ребенок, - Есть еще масса типов игр, которые можно назвать скрещенными жанрами. Рассказывать?
Нет, этой информации мне уже было вполне достаточно.

Освобожденный сын умчался гонять своих монстров, а я уставилась в сводку игр.
В сущности, легкость выданной классификации и четкость формулировок говорит о том, что мозги у него работают. А это значит, значит...

Дальше мой мыслительный процесс забуксовал, видимо, не хотелось признаваться самой себе, что мне вдруг захотелось поиграть... в стратегию, например, и как следует последить за порядком в мире, который выстрою к тому же абсолютно самостоятельно.

И тогда, напрочь сражённая этой непедагогической мыслью, я... села сама поиграть.

Пользователь я никакой, в то время, помнится, до уровня "чайника" едва ль дотянула, и в компьютере меня интересовала лишь функция печатной машинки, да завораживали появляющиеся из неоткуда картинки. Но тут... тут... Словно меня саму подключили к розетке и во мне замкнулась какая-то цепь. И я отключилась от реального мира.

Там, на периферии сознания туманной тенью слонялся мой сын, то заходил в комнату, то исчезал куда-то, появлялся муж и, кажется, даже что-то говорил при этом. Я замечала их и не замечала, и видимо, было во мне что-то какое-разэтакое, что ни один не рискнул отвлекать

И только когда в комнате стало совсем темно, а в глаза застлала туманная дымка, я отодрала себя от компьютера.
Рябило в глазах, гудела спина, хотелось с кем-то слегка поругаться. Но - удивительно - в этот мир я вернулась, сердитая и очень довольная – одновременно.
"Кошка объелась сметаны" - "Мам, ну ты и даёшь", - сказали мужчины хором.

Я долго приводила в систему свои разбросанные мысли.
Потом, когда все, даже собаки, уснули, проскользнула в гостиную, достала тетрадь и написала: "Почему я считаю, что компьютерные игры вредны, и как это устранить".

Потом подумала и зачеркнула вторую часть фразы как нереальную. Вместо этого подписала: "Как уменьшить их вредность". При этом слово «вредность» трактовалось мною в самом что ни на есть широком смысле.

Итак, вот плод паники, мучительных раздумий и здравых размышлений. Может, он кому-то ещё пригодится.
Список фактов и Что с ними делать

* * *
КАК УМЕНЬШИТЬ ВРЕДНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ РАЗВЛЕКАЛОЧЕК

Факт. Виртуальный мир затягивает. Очень трудно оторваться самому
Что делать? Придумать эффективное средство, как из него помочь выбираться

Факт. Играю-играю-играю… и не могу остановиться
Что делать? Предупреждать: «осталось 10 минут…7 минут… и т.д.

Факт. Устают глаза
Что делать? Давать им отдых, в идеале – избегать перегрузок. Делать "Зарядку для глаз"

Факт. Трещит голова
Что делать? Звук - уменьшать (и постараться обойтись без наушников). Создавать перерывы в игре, отдых/прогулка на свежем воздухе.

Факт. Позвоночник связался в узел
Что делать? Подвигаться. И - ура физзарядке!

Факт. Не замечаю, сколько играю
Что делать? Придумать эффективную "напоминалку" (например, завести и поставить будильник – и что как-ак зазвонил)

Факт. Слегка онемела рука
Что делать? Во время игры держать мышку то левой, то правой рукой

Факт. Напрягаешься!!! то обидно, то злишься, когда мешают и отрывают по пустякам
Что делать? Не вмешиваться в игру. Не отвлекать, ни о чём не спрашивать, в общем – не дёргать ребёнка.

Факт. Закончил играть, оторвал себя от ноубука/компьютера, а мыслями ещё там…
Что делать? Дать время прийти в себя, не приставая с вопросами и делами.

Факт. Игра закончена, а взвинченность остаётся; настроение меняется словно само собой.
Что делать? Переждать (и при этом - не обижаться, не приставать и т.д.)
Сделай паузу!

Факт. Аргументы и доводы не воспринимаются
Что делать? Найти другие, более веские. Объяснять надо так, чтоб захотелось услышать: доходчиво, кратко, с примерами и по-доброму
* * *

Утром за завтраком, сдвинув в сторону пустые чашечки и блюдца, я выложила на стол свою "Таблицу".
Мои мужчины вздохнули, переглянулись и принялись изучать новорожденный текст. Обсудили, постановили и тихо посовещавшись, приняли как руководство к действию. (Можно подумать у них был выбор).
Отныне сын, перед тем, как нырнуть в свой виртуальный мир, выполняет такие правила:
* предупреди о "погружении" кого-нибудь из членов своей семьи,
* учти и выполни рекомендацию из правой стороны таблицы,
* поиграл – уступи следующему

И всё то лето, и несколько других лет подряд, когда сын спрашивал меня:
- Мам, можно я поиграю?
- Да, конечно, - отвечала я,- только сначала…
Мальчик не обижался. Потому что через часок-другой я его спрашивала тоже:
- Лёнь, а можно мне...
На что он имел полное право сказать:
- Да, конечно, только сначала...

За череду прошедших лет нам так и не удалось напрочь оторвать ребёнка от компьютера. И по сей день по выходным (и не только) из его уже не детской комнаты раздаются и грохот, и вопли, и странные музыкальные дивертисменты.

И я, бывает, распахнув дверь, грозно вопрошаю с порога:
- Да сколько можно, в конце концов! – а он поднимает на меня затуманенный взгляд и сердито сдвигает наушники.

Но нам удалось договориться. И, кажется, тот компромисс, который мы сумели когда-то найти, помогает мне – успокоиться, ему – не напрягаться сверх меры, нам - с уважением и любовью относиться друг к другу.

Несмотря на мелкие разногласия и недоразумения, которые, в сущности, вполне приемлемы там, где под одной крышей живут взрослые и дети – люди из двух разных миров.

Рассказ из книги
Заряны и Нины Некрасовых
"Как оттащить ребёнка от компьютера и что с ним потом делать"

Леонид Некрасов, иллюстрации цикла "Виртуальность и реальность"

Чтобы понять, чем компьютер так привлекает детей, стоит начать с себя. Измученные постоянным добыванием хлеба насущного, мы просто не в состоянии уделять сыну или дочери внимание, а оно бывает нужнее этого самого хлеба. Не дождавшись общения с живыми людьми, ребенок обращается к относительно живому организму, который выгодно отличается от родителей тем, что всегда готов "составить компанию".

Скорость, с которой происходит это знакомство, сильно превышает скорость усвоения, скажем, правил русского языка, и компьютерные игры с вроде бы безобидными названиями "Герои" и "Завоевание Америки" триумфально входят в жизнь вашего чада. Если вдруг вы обнаружите на письменном столе еще и "Школьный курс информатики", не спешите радоваться: потрепанный вид учебника говорит о том, что он, скорее всего, используется как подставка под горячий чай. Возможно, кто-то из родителей тешит себя надеждой, что, подружившись с компьютером, в будущем ребенок станет гениальным программистом. Напрасно: далеко не. все юные дарования способны добровольно отказаться от развлечений в пользу занятий, пусть даже за компьютером.

Повелитель мира

Компьютерные игры предоставляют ребенку возможность быть тем, кем он пока еще не может быть в жизни: руководящей и направляющей силой какого-либо события. Он значительно вырастает в собственных глазах, ведь речь идет не просто об участии в игровом действии, а о полном контроле.

То, как процесс будет происходить дальше, зависит исключительно от желания нажимающего кнопки. Игра становится противовесом реальной жизни, в которой от ребенка мало что зависит. В качестве психологической разгрузки подобная смена ролей необходима любому человеку независимо от его возраста.

Кроме того, качественная графика дает ребенку стопроцентное ощущение реальности. Но некоторые правила компьютерной игры, например моментальное разрешение любых вопросов путем автоматной очереди, могут породить у ребенка мысль о том, что подобная модель поведения применима в жизни.

Конечно, степень восприимчивости и психологической устойчивости у всех детей разная, но родителям все же имеет смысл хотя бы изредка интересоваться содержанием игр. Самое трудное при этом - самоотверженно выслушать рассказ до конца. Зато потом вы по праву будете гордиться удивительным взаимопониманием с подростками, элегантно вставляя в беседу с ними слова типа warcraft и counter-strike.

Бороться бесполезно

На самом деле от этого увлечения наших детей нам никуда не деться. Компьютер пришел в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Плохая погода, дождь и слякоть тоже не доставляют нам особой радости, однако мы берем с собой зонтик и шагаем на улицу. Отсюда вывод: бороться бесполезно, но нужно контролировать.

Одна моя приятельница, исчерпав запасы аргументов, стала забирать мышь с собой на работу. Это не самый лучший выход из положения, ведь ребенок всегда может пойти к приятелю, родители которого не способны на столь радикальные меры. Другая моя знакомая, журналист, просто не оставляет ребенку возможности долго находиться за компьютером - она постоянно сидит за ним сама.

Попробуйте дать сыну или дочери какой-то набор посильных для него поручений, например по дому, выполнив которые он со спокойной совестью (если вы уверены в ее наличии) может садиться за игру. Если у вас живет бабушка, она проконтролирует процесс в будни.

Но не очень надейтесь на сознательность и изначально, приобретая компьютер, не скупитесь на хороший монитор: проблемы со зрением обойдутся дороже. Научите ребенка зарядке для глаз, например зажмуриться и повращать зрачками сначала в разные стороны, а потом вверх-вниз. И зарядке для спины - ведь сидячая поза, в которой часами пребывает ребенок, является "отягчающим обстоятельством".

Освойте, например, упражнение "кошка сердится": стоя на четвереньках, опускайте голову, одновременно округляя спину, оставайтесь так в течение 5-10 секунд, затем медленно поднимайте голову и осторожно прогибайте спину. Повторяйте, пока не надоест, но не менее 5-6 раз.

Подзатыльник или хороший друг

Теперь представим, что самую сложную задачу мы выполнили - на некоторое время оторвали ребенка от экрана. Остается продумать, что мы можем предложить ребенку взамен. Посмотрим правде в глаза: хороших бесплатных спортивных секций почти не осталось.

Может, улица? Но той улицы, на которую нас со спокойной душой отпускали родители, больше нет. Она и в "старые добрые времена" мало походила на Институт Благородных Девиц, сегодня же стала еще более жестокой и даже смертельно опасной - не в переносном, а в прямом значении этого слова.

Неудивительно, что многие из нас предпочитают, чтобы дети больше времени проводили дома: пусть лучше ребенок сидит за компьютером, чем шляется по подворотням. Круг замкнулся?

Перед тем как начать работу над этой статьей, я решила получить информацию из первых уст: поинтересовалась у своего пятнадцатилетнего сына, что кроме конца света способно оторвать его от общения с монстрами. Вопрос застал ребенка врасплох, и он заявил, что ему надо подумать. Зато муж, сторонник патриархальных методов воспитания, сразу же ответил: "Подзатыльник". Мысль о возможности применения грубой физической силы возмутила сына, но ускорила мыслительный процесс. "Учеба и более важные дела ", - промямлил он, потупившись. Оставалось только прослезиться от умиления! Но, судя по устрашающим оценкам в дневнике, учеба уже давно не являлась первоочередной задачей.

Я потребовала правды, какой бы горькой она ни была. Лучше бы я этого не делала - альтернативой компьютеру оказался мотоцикл! Тем же вечером сын подошел ко мне со словами: "Мама, я знаю, что может заменить компьютер - хорошие друзья!" Наверное, это в самом деле лучший вариант...

Кусочек пряника не помешает

Вызовите ребенка на доверительный разговор. Не давите на него - он будет действовать назло. Лучше помогите ему осознать, что все имеет разумные границы, что вы не запрещаете ему заниматься тем, что ему нравится, а просто хотите, чтобы он занимался не только этим. Скажите ему, что вы рады, что у него есть увлечение (даже если это на самом деле не совсем так), но ведь на свете существует еще множество увлекательных вещей.

Может, вы вместе нащупаете интересы и поймете, что же нравится вашем ребенку. Например, в разговоре с 14-летним Никитой выяснилось, что мальчик мечтает разбираться в автомобилях, что очень удивило его отца - опытного автолюбителя: он вроде бы не замечал за сыном большой любви к технике.

Но родители прислушались, и с тех пор в отцовском гараже Никита проводит времени не меньше, чем за монитором. А другого компьютерного фаната отправили летом... в компьютерный же лагерь. Мама мальчика решила, что там его хотя бы научат воспринимать сложную машину не как игрушку. Но подросток "перевыполнил задачу" и не только научился программировать, но и нашел там настоящего, живого друга.

Намекните ребенку, что принятие окончательного решения, конечно же, останется за ним и вы ничуть не сомневаетесь в правильности его выбора. Кусочек пряника еще никому не повредил, а кнута в его жизни и так более чем достаточно.

"Спасите наши души!"

Однако не так страшен черт, как его малюют. Компьютерный бум в чем-то схож с ветрянкой, которой почти все мы переболели в детстве. Приятного в этом, конечно, было мало, но никому еще не удавалось изменить естественный ход событий. Впрочем, в наших силах сделать так, чтобы болезнь прошла без осложнений. И, как ни крути, на это понадобятся время и терпение, которых нам постоянно не хватает.

Пусть каждый из родителей сделает свой выбор. Мы так часто хотим, чтобы менялись окружающие (а как легко ставить ультиматумы детям!), и гораздо реже готовы измениться сами. Мы замкнулись в себе и можем найти этому тысячу оправданий. Но никакие тяготы жизни не являются оправданием нашему превращению в машины по добыванию денег. И в том, что лучшим собеседником многих детей тоже стала машина, есть наша вина. Потому что компьютерная проблема является частью проблемы "отцов и детей".

Всем нам стоит задуматься над тем, почему все больше детей предпочитают виртуальную реальность действительности и заменяют живое общение бесконтактным. Может быть, потому, что ребенок испытывает страх быть отвергнутым и не понятым и виртуальный контакт становится для него единственной возможностью не быть одиноким? Способны ли мы создать реальную альтернативу такой "безнапряговой" и безэмоциональной коммуникации?

Вполне, если только будем относиться к недостаткам ребенка так же снисходительно, как к своим собственным, и воспринимать его таким, какой он есть. Мы, родители, забыли, что и сами вполне можем быть и партнерами по играм, и наглядными учебными пособиями. Точнее, практическим руководством по предмету под названием "Жизнь".

Верьте - не верьте, но компьютерной проблемы в детском возрасте не существует. Дети и подростки "прирастают" к розетке тогда, когда реальный мир не может (или не хочет) предложить им других полноценных занятий.

Мы берёмся это вам доказать. И показать - что стоит делать, чтобы ребёнок не зависал в виртуальном мире.

Отрывок из главы "То ли друг, то ли враг телевизор"

- Сейчас кино будет, «Марья – искусница»

- Какое?

- «Марья – искусница»

- А что, она много кусала?

Посмотрите на полках книжных магазинов, сколько книг написано о том, как уложить ребёнка спать. Полно. Никогда, ни в какие времена ещё не вставала так остро «сонная проблема». Не было ещё у нас ни одной встречи с родителями, где бы они не поднимали этот вопрос. А в чём дело? В нагрузках, которые выпадают на долю ребёнка. В тех стрессах и эмоциональных перегрузках, которые сваливаются и на малышей, и на подростков. И думается, большая часть проблем ползёт из телевизора, особенно если ребёнок имеет «счастье» лицезреть его бесконтрольно, бессистемно, и на сон грядущий в том числе. Не верится? Попробуйте пару недель исключить телевизор из вечернего обихода – и вы убедитесь, что ваш ребёнок и засыпать станет лучше, и спать спокойнее.

Возьмите краски, возьмите книжки…

Кстати сказать, книги, даже сказки с плохим концом, воздействуют на детей не так фатально. Потому что там работает воображение: ребёнок слушает то, что ему рассказывают, и его воображение само рисует картинки.

Оно как бы корректирует услышанное – и создаст «облагороженный», смягченный, не ранящий вариант. Совсем другое дело – картинки из телевизора. Тут - никакой коррекции не происходит: Увидел – щёлк! – «сфотографировал». Но это ещё полбеды. Беда, что такое «фото» как бы проваливается в подсознание и прописывается там. И время от времени снова всплывает в памяти и снова пугает малыша.

Поэтому тщательно контролируйте передачи и компьютерные игры, просматривайте книги для маленьких детей – что там нарисовал художник, не слишком ли картинка (иллюстрация) реалистична. На малышей страшная картинка из книжки (а сейчас их стали порой выпускать без учета особенностей детского восприятия) тоже может произвести неизгладимое впечатление и напрочь перепугать, иногда - ничуть не меньше, чем жутковатый видеоряд на экране.

Телепрофилактика

Дети смотрят телевизор вместе со взрослыми, но видят они не совсем то, на что мы рассчитываем. Они могут акцентироваться на тех деталях, на которые мы и совсем внимания не обратим, могут сделать выводы, на которые мы вовсе не рассчитываем.

«Ну зачем же такую красивую лошадь превратили в какого-то человека!» - в слезах воскликнула дочка, посмотрев старый фильм «Как Иванушка – дурачок за чудом ходил».

Лет до двух с половиной – трёх малыши вообще не способны адекватно воспринимать / переосмысливать полученную информацию. Даже мультики им гораздо полезнее смотреть в видеозаписи, чтобы в любой момент можно было бы остановить картинку, вернуться назад и объяснить то, что малыш не понял.

Детей нельзя оставлять с экраном один на один. Это не значит, что вы обязаны постоянно сидеть рядом и смотреть вместе (хотя такой вариант сам по себе не плох). Это значит, что надо помочь ребёнку разобраться в том, что они увидят.

Беседуйте с ребёнком о том, что он увидел и понял, когда смотрел ту или иную передачу. тем более, что лишнего времени это у вас не отнимет. Разговаривать можно и на ходу, по дороге в детсад/в магазин/на прогулку, и между делом, поливая цветы/оттирая следы на обоях и даже пылесося палас.

Лишь лет после трёх дети начинают выстраивать связи между тем, что происходит «в телевизоре» и реальной жизнью, могут индентифицировать себя с какими-то героями и с особым удовольствием подражать им.

Но давайте не будем винить телевидение, давайте поделим обязанности. Оставим каждому свое: теледеятелям – зарабатывание денег, а родителем – воспитание своих детей (увы, тут интересы данных групп расходятся). Есть очень простое понятие, которое почему-то редко упоминают, когда говорят о вреде и пользе информационных технологий. Вкус и культура. Это, может быть, единственное средство, способное по-настоящему помочь нашим детям в наше время (и их родителям – тоже).

А вот прививаются они с раннего детства

Двухлетний карапуз вдруг накинулся на четвероного друга, любимца семьи, добродушного старого боксёра. Лупцевал всем, чем под руку попадётся. Мяч в руках – бьёт мячиком, барабан – бьёт барабаном, всё отобрали – пинает ногой. Сначала мама была в шоке: что с малышом случилось? а потом догадалась, отчего такая метаморфоза. Никита посмотрел новые мультики – подарок от дедушки. «Виновным» дурного поведения оказался один мелкий ушастый зверёнок, на протяжении нескольких серий изводящих всех, кто ему под руку (то есть под лапку) попадётся. Особенно в том мультике доставалось коту и собаке. Кошки в доме не было, зато собака была. И, как нарочно, та экранная псинка и эта, живая, домашняя чем-то были действительно внешне похожи. Неизвестно, вообразил себя Никитка супергероем – мышом или просто весело было здоровую псину гонять, но что домашний пёс забился под кровать и весь вечер носа оттуда не показывал – это точно.

Дети учатся, развиваются, подражая взрослым, обычно – своим родителям. Но гость, прописавшийся в экране, становится для ребёнка тоже членом семьи, и образцом для подражания становится тоже!

Вывод? Не все забавные с вашей точки зрения мультики подходят для наших малышей.

Пока дети не разобрались, что такое хорошо и что такое плохо, очень вредно смотреть им на агрессию, издевательство, вредность. Мы-то мы понимаем, что когда несчастный кот размазан по забору – это шутку такая, а малыш всё воспринимает буквально. Пропахал Тигра носом – ой, смешно! рухнул с небоскреба – ой, забавно! Все веселятся, и малыш делает закономерный вывод: хочешь, чтоб тебе радовались – делай так же. И де-ла-ет.

Откуда берутся геймеры? Мы подозреваем, привычка жить за экраном начинается в раннем детстве. Просто к привычному экрану, телевизионному, добавляется ещё один – мониторный. Просто от одного экрана, телевизионного, он пересаживается за другой – компьютерный.

Из дневника завзятого геймера

Понедельник

Десять шагов, девять, восемь, семь, шесть…

Дом, милый дом. Да, мам, в школе все нормуль. Дом. Комната. Компью… Поесть? Да-да, иду, мам. Блин!.. Так, ладно. На чем мы там остановились? А, точно, французы у меня Бесарабию отвоевать пытались. Щас я им отвоюю… А? Ну, дык, щас три… Ну, часик посижу, ага? Да, да, не больше! Оп! Обломчик вышел… Напали, понимаешь! А мы их конницей, конницей…

Скока, десять минут пятого? А, ну, все, заканчиваю…

Ну, щас-щас, битва важная!

Пять? Каким это чудом? Вижу… Ух, лягушатники чертовы! Я вам еще покажу, где раки… Да, все-все, выключаю!

Все! Историю выучили, можно перекраивать! Что? Германия? Объявила войну?! Мне?!!! Предатели! Я вам попомню, арийцы, несчастные!..

Да, я в курсе, завтра в школу. А скока щас? Умпх… Все, стелю.

Вторник

Десять, девять, восемь…

Да нормально. Нет, не спрашивала. Завтра? А, ну, информатика, физика, физ-ра, английский и э-э-э… русский. Да, кстати, и тебе привет тоже. Ну, потом выучу. Ну че щас? Вон, калькулятор беленький видишь?

Так, ладно, чем бы сегодня заняться? О! Точно, давненько мы не квакали! Где тут ярлычок наш? Вот, Quake 4, замечательно! Тыш-тыш-тыш! Во! Получайте, пиу…

Уроки. Снова они… Математический маятник совершает колебания… а тут на него зерг как сиганет! Хе-хе…

Все, айм бэк, вредители! Что значит «не смей»? Да я ж тока часок посидел! А че вчера? То вчера… Нет, голова не болит, а что, должна? Ну, я не долго… Мам, ма-а-ам, мамуль. Ну, пли-и-из… Йес-йес-йес! Спасибо, я правда недолго!

Хррр… А, че? Уже ночь? Как ночь? Да ладно, мам, не злись ты так! Уроки-то я сделал.

Среда

Десять, девять, восемь, семь…

Привет, мам. Нормально. Я пойду… Что?! Как электричества нет? Нет, не может быть… Как они могли? Средь бела дня? Все, ухожу в монастырь! Или нет, сначала в Горгаз! Опять Гесер шалит!

Четверг

Десять, девять, уй, чертовы кочки!

Здрасьте.

А вот и я, железюшка ты моя ненаглядная! Ну что, погоняем?

Ась? Да ладно тебе, вчера ж электричества не было! Должен же я пробел восполнить! В школе? А какие там пробелы? No probel! Да не хочу я есть! Ну, чаю можно? Принесешь сюда, ладно? Спаси-и-ибо!

Да вечером сделаю!

Что? Не, убивать не надо. Уже выключаю…

Пятница

Слушай, мам, чего-то мне сегодгня пло-о-хо… голова болит. Нет, причем здесь компьютер? Ладно сегодня сидеть не буду.

Уф! Опять Вторая Мировая приснилась… Надо бы завязывать…

Я? Обещал? Чего? А, не играть? Ну, ладно, ладно, только не кричи, ага?

Ну, скока можно медитировать? Нет, в школу ходить нужно хотя бы ради компьютера.

Что-то правда голова болит…

Суббота

Наконец-то!

Оуо, теперь ты в Матрице, парень!

А?.. Да-а-а… щас. Поем… Не, я с полчасика назад передышку делал. А че глаза? Нормальные.

Ну, кто там на меня сзади нападает? Неужто, опять черти эти? Тьфу! Кот!

Спать? Можно… Да ну, че ты, какой весь день? Я же гулять ходил… или вчера?

Воскресенье

Спина болит. Голова болит. Все болит. Но воевать надо!

А-а-а? В шко-о-олу… да-а-а, в школу. Учил. Когда? Днем. Этим. Стелю…

Чтобы понять, чем компьютер так привлекает детей, стоит начать с себя. Измученные постоянным добыванием хлеба насущного, мы просто не в состоянии уделять сыну или дочери внимание, а оно бывает нужнее этого самого хлеба. Не дождавшись общения с живыми людьми, ребенок обращается к относительно живому организму, который выгодно отличается от родителей тем, что всегда готов "составить компанию".

Скорость, с которой происходит это знакомство, сильно превышает скорость усвоения, скажем, правил русского языка, и компьютерные игры с вроде бы безобидными названиями "Герои" и "Завоевание Америки" триумфально входят в жизнь вашего чада. Если вдруг вы обнаружите на письменном столе еще и "Школьный курс информатики", не спешите радоваться: потрепанный вид учебника говорит о том, что он, скорее всего, используется как подставка под горячий чай.

Возможно, кто-то из родителей тешит себя надеждой, что, подружившись с компьютером, в будущем ребенок станет гениальным программистом. Напрасно: далеко не. все юные дарования способны добровольно отказаться от развлечений в пользу занятий, пусть даже за компьютером.

Повелитель мира

Компьютерные игры предоставляют ребенку возможность быть тем, кем он пока еще не может быть в жизни: руководящей и направляющей силой какого-либо события. Он значительно вырастает в собственных глазах, ведь речь идет не просто об участии в игровом действии, а о полном контроле.

То, как процесс будет происходить дальше, зависит исключительно от желания нажимающего кнопки. Игра становится противовесом реальной жизни, в которой от ребенка мало что зависит. В качестве психологической разгрузки подобная смена ролей необходима любому человеку независимо от его возраста.

Кроме того, качественная графика дает ребенку стопроцентное ощущение реальности. Но некоторые правила компьютерной игры, например моментальное разрешение любых вопросов путем автоматной очереди, могут породить у ребенка мысль о том, что подобная модель поведения применима в жизни.

Конечно, степень восприимчивости и психологической устойчивости у всех детей разная, но родителям все же имеет смысл хотя бы изредка интересоваться содержанием игр. Самое трудное при этом - самоотверженно выслушать рассказ до конца. Зато потом вы по праву будете гордиться удивительным взаимопониманием с подростками, элегантно вставляя в беседу с ними слова типа warcraft и counter-strike.

Бороться бесполезно

На самом деле от этого увлечения наших детей нам никуда не деться. Компьютер пришел в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Плохая погода, дождь и слякоть тоже не доставляют нам особой радости, однако мы берем с собой зонтик и шагаем на улицу. Отсюда вывод: бороться бесполезно, но нужно контролировать.

Одна моя приятельница, исчерпав запасы аргументов, стала забирать мышь с собой на работу. Это не самый лучший выход из положения, ведь ребенок всегда может пойти к приятелю, родители которого не способны на столь радикальные меры. Другая моя знакомая, журналист, просто не оставляет ребенку возможности долго находиться за компьютером - она постоянно сидит за ним сама.

Попробуйте дать сыну или дочери какой-то набор посильных для него поручений, например по дому, выполнив которые он со спокойной совестью (если вы уверены в ее наличии) может садиться за игру. Если у вас живет бабушка, она проконтролирует процесс в будни.

Но не очень надейтесь на сознательность и изначально, приобретая компьютер, не скупитесь на хороший монитор: проблемы со зрением обойдутся дороже. Научите ребенка зарядке для глаз, например зажмуриться и повращать зрачками сначала в разные стороны,

а потом вверх-вниз. И зарядке для спины - ведь сидячая поза, в которой часами пребывает ребенок, является "отягчающим обстоятельством".

Освойте, например, упражнение "кошка сердится": стоя на четвереньках, опускайте голову, одновременно округляя спину, оставайтесь так в течение 5-10 секунд, затем медленно поднимайте голову и осторожно прогибайте спину. Повторяйте, пока не надоест, но не менее 5-6 раз.

Подзатыльник или хороший друг

Теперь представим, что самую сложную задачу мы выполнили - на некоторое время оторвали ребенка от экрана. Остается продумать, что мы можем предложить ребенку взамен. Посмотрим правде в глаза: хороших бесплатных спортивных секций почти не осталось.

Может, улица? Но той улицы, на которую нас со спокойной душой отпускали родители, больше нет. Она и в "старые добрые времена" мало походила на Институт Благородных Девиц, сегодня же стала еще более жестокой и даже смертельно опасной - не в переносном, а в прямом значении этого слова.

Неудивительно, что многие из нас предпочитают, чтобы дети больше времени проводили дома: пусть лучше ребенок сидит за компьютером, чем шляется по подворотням. Круг замкнулся?

Перед тем как начать работу над этой статьей, я решила получить информацию из первых уст: поинтересовалась у своего пятнадцатилетнего сына, что кроме конца света способно оторвать его от общения с монстрами. Вопрос застал ребенка врасплох, и он заявил, что ему надо подумать. Зато муж, сторонник патриархальных методов воспитания, сразу же ответил: "Подзатыльник".

Мысль о возможности применения грубой физической силы возмутила сына, но ускорила мыслительный процесс. "Учеба и более важные дела ", - промямлил он,

потупившись. Оставалось только прослезиться от умиления! Но, судя по устрашающим оценкам в дневнике, учеба уже давно не являлась первоочередной задачей.

Я потребовала правды, какой бы горькой она ни была. Лучше бы я этого не делала - альтернативой компьютеру оказался мотоцикл! Тем же вечером сын подошел ко мне со словами: "Мама, я знаю, что может заменить компьютер - хорошие друзья!" Наверное, этой в самом деле лучший вариант...

Кусочек пряника не помешает

Вызовите ребенка на доверительный разговор. Не давите на него - он будет действовать назло. Лучше помогите ему осознать, что все имеет разумные границы, что вы не запрещаете ему заниматься тем, что ему нравится, а просто хотите, чтобы он занимался не только этим. Скажите ему, что вы рады, что у него есть увлечение (даже если это на самом деле не совсем так), но ведь на свете существует еще множество увлекательных вещей.

Может, вы вместе нащупаете интересы и поймете, что же нравится вашем ребенку. Например, в разговоре с 14-летним Никитой выяснилось, что мальчик мечтает разбираться в автомобилях, что очень удивило его отца - опытного автолюбителя: он вроде бы не замечал за сыном большой любви к технике.

Но родители прислушались, и с тех пор в отцовском гараже Никита проводит времени не меньше, чем за монитором. А другого компьютерного фаната отправили летом... в компьютерный же лагерь. Мама мальчика решила, что там его хотя бы научат воспринимать сложную машину не как игрушку. Но подросток "перевыполнил задачу" и не только научился программировать, но и нашел там настоящего, живого друга.

Намекните ребенку, что принятие окончательного решения, конечно же, останется за ним и вы ничуть не сомневаетесь в правильности его выбора.

Кусочек пряника еще никому не повредил, а кнута в его жизни и так более чем достаточно.

"Спасите наши души!"

Однако не так страшен черт, как его малюют. Компьютерный бум в чем-то схож с ветрянкой, которой почти все мы переболели в детстве. Приятного в этом, конечно, было мало, но никому еще не удавалось изменить естественный ход событий. Впрочем, в наших силах сделать так, чтобы болезнь прошла без осложнений. И, как ни крути, на это понадобятся время и терпение, которых нам постоянно не хватает.

Пусть каждый из родителей сделает свой выбор. Мы так часто хотим, чтобы менялись окружающие (а как легко ставить ультиматумы детям!), и гораздо реже готовы измениться сами. Мы замкнулись в себе и можем найти этому тысячу оправданий. Но никакие тяготы жизни не являются оправданием нашему превращению в машины по добыванию денег. И в том, что лучшим собеседником многих детей тоже стала машина, есть наша вина. Потому что компьютерная проблема является частью проблемы "отцов и детей".

Всем нам стоит задуматься над тем, почему все больше детей предпочитают виртуальную реальность действительности и заменяют живое общение бесконтактным. Может быть, потому, что ребенок испытывает страх быть отвергнутым и не понятым и виртуальный контакт становится для него единственной возможностью не быть одиноким? Способны ли мы создать реальную альтернативу такой "безнапряговой" и безэмоциональной коммуникации?

Вполне, если только будем относиться к недостаткам ребенка так же снисходительно, как к своим собственным, и воспринимать его таким, какой он есть. Мы, родители, забыли, что и сами вполне можем быть и партнерами по играм, и наглядными учебными пособиями. Точнее, практическим руководством по предмету под названием "Жизнь".