Почему ребенок плюется в 2 года. Что делать, если ребенок плюется едой с трех до семи лет? Александра ВасильеваКак отучить ребенка плеваться едой

Многие родители просто игнорируют эту негативную привычку ребенка, думая, что когда он подрастет, то все пройдет само собой. Но такой подход к проблеме неправильный. Ведь со временем любой негатив, в том числе и привычка плеваться, лишь укореняется. Итак, почему дети это делают и как с этим правильно бороться?

С любой воспитательной проблемой можно справиться, иногда и методом игнорирования. Но это не тот случай. Родители должны понять, что именно таким действием хочет сказать их ребенок, почему он это делает.

Детские психологи утверждают, что все негативные привычки - это своеобразный язык ребенка. Дитя, таким образом, демонстрирует: что-то не так. В два-три года, когда у малышей еще не совсем развита речь и умение выражать свои чувства вербально, плевками они проявляют недовольство. Возможно, кто-то их обидел, забрав игрушку или назвав нехорошим словом, толкнув или просто проигнорировав просьбу. И тогда плевок для ребенка становится своеобразной защитой, оружием в борьбе за себя.

По наблюдениям психологов дети себя начинают так вести, когда поступают в дошкольное учреждение. Так они себя защищают от сверстников или плюются, когда сильно перевозбуждены. Ведь адаптация к детскому саду является стрессовым периодом. Он требует эмоциональных затрат. Дитя пока не умеет договариваться, мирным путем разрешать конфликты. Вот и идут в ход слюни, а иногда и укусы. А в саду маленьким обезьянкам этому научиться у других детей ох, как легко!

Некоторые папы и мамы очень болезненно реагируют на такое поведение своего сына или дочери, наказывая их и стыдясь того, что страдает репутация семьи. Это взгляд с взрослой колокольни, а для ребенка плевок - только защитная реакция.

Читайте также

А чтобы дитя не испытывало надобности выражать чувства подобными методами, обеспечьте ему понимание и поддержку. Речь идет, прежде всего, о контакте с мамой. Если самый близкий человек не чувствует свое дитя, не понимает его, то какими могут быть чувства малыша? Матери должны и признавать негативные эмоции своих чад, и учить справляться с ними. Поэтому наберитесь терпения и говорите, что плевки - это стыдно и некрасиво.

Если ваш малыш плюется дома, то попробуйте такие его выходки игнорировать. Возможно, если зрителей на его ”концерте” не окажется, то он быстро прекратится.

Иногда привычка плеваться - способ обращения внимания на себя. Может, вы действительно слишком мало времени посвящаете общению с ребенком?

Если он не посещает детский садик и плюется, то, возможно, корень зла опять же нужно искать в семье. Плевки - это и демонстрация агрессии, превосходства, утверждение негативом собственной значимости. Может дитя берет пример с взрослых членов семьи?

В более старшем возрасте такое поведение является способом манипулирования родителями. Такое случается, когда дитя не хочет есть. Оно плюется, отец выгоняет за это из-за стола, что и требуется манипулятору.

Если вы стали свидетелем того, что ваше чадо плюет на другого ребенка, проявите внимание к жертве, а вот на агрессора внимания не обращайте. Пожалейте чужого ребенка, приласкайте его. Если в такой способ ваше чадо хотело продемонстрировать свое превосходство, то поймет, что ему это не удалось.

Детские психологи советуют использовать еще один действенный прием, отучивая ребенка от негативной привычки. Это переключение внимания. Как только видите, что дитя вошло в азарт, сразу же попробуйте отвлечь его на любимое занятие. Это должно быть что-то приятное малышу. Возможно, кормление кошки или любимая игра. А немножко позже спокойно и убедительным тоном объясните малышу , что он уже взрослый, а взрослые так себя не ведут. Возьмите его за руки, посмотрите в глаза и попросите, чтобы больше он так не делал. Обычно это срабатывает при произношении из уст того члена семьи, с которым у малыша самая тесная связь.

У ребёнка дошкольного возраста ещё не настолько развита связанная речь и логическое мышление, чтобы он понятно мог высказать свои обиды или недовольство чем-то. В таких случаях он использует язык жестов и плохих привычек. К последним относится такое явление, как плевки. Практически у всех детей наступает период, когда они плюются - так дети сигнализируют о том, что им что-то не нравится, что-то идёт не так, как они того хотят. Такое поведение, естественно, очень волнует родителей. Почему любимое чадо, в воспитание которого вкладываешь все силы и душу, так себя ведёт? В чем причины? А они могут быть самыми разными.

Почему ребенок плюется?

Как отучить ребёнка плеваться?

Процесс отучения малыша от этой плохой привычки - дело не быстрое. Родители должны проявлять терпение и мудрость. Постоянно рассказывайте ребёнку, что так делать не красиво, что во время плевка он выглядит совсем не симпатично. Физически наказывать (бить по губам) нельзя, иначе может последовать обратная реакция, кроха начнёт плеваться в отместку на вас. Если плевки - способ развлечения и привлечение внимания взрослых, то в этом случае просто игнорируйте такое поведение ребенка, ему станет скучно, и он перестанет это делать.

Мотивируйте ребёнка к тому, чтобы он перестал плеваться. Например, расскажите ему, что скоро праздник Новый год и Дед Мороз принесёт всем воспитанным деткам подарки, а те кто плюются - не получат ничего. Можно даже написать вместе с малышом письмо Деду Морозу, где кроха пообещает не плеваться и попросит в ответ на это новогодний подарок.

Ещё одним хорошим методом в борьбе с привычкой плеваться у ребёнка могут быть разыгрывание ситуаций. Когда малыш будет отвлечен, тихонько откройте входную дверь и позвоните в звонок, а затем быстро зайдите в квартиру и закройтесь. С расстроенным видом скажите ребёнку, что приходил какой-нибудь сказочный герой (пусть это будет любимый герой малыша) и приносил подарки для воспитанных детей, но так как в вашем доме есть ребёнок, который любит плеваться, то подарочка ему не оставили. Малыш расстроиться, возможно, даже будет плакать. Поговорите с ребёнком, убедите его, что плеваться - это плохо. Скажите, что сказочный герой еще зайдет к ним через несколько дней и посмотрит, исправилось ли поведение мальчика (девочки). Малыш проанализирует эту ситуацию, и в следующий раз, как только захочет плюнуть, обязательно её вспомнит. А кому же не хочется получить сюрприз? Таким образом, кроха сам себя будет удерживать от проявления плохих привычек.

Наталья Лукаш специально для сайта 3-years.ru

возмутила общественность. Обидчицы пострадавшей действовали группой и напали на нее в туалете. Все происходящее было заснято на видео, благодаря чему в конечном итоге и получило огласку. Сейчас в ситуации разбирается полиция. Подобные случаи то и дело всплывают в прессе, и, наверное, каждый родитель думает, что это может случиться с кем угодно, только не с его собственным чадом. Психолог Светлана Меркулова рассказала АиФ.ru об истоках детской жестокости, которая часто является результатом воспитания.

1. Попустительство

Слепая родительская любовь — до добра не доводит, поскольку она не дает ребенку понять грани дозволенного — что можно, а что нет. У такого человека возникает ощущение, что он совершенен, а значит, ему можно абсолютно все. Например, мама игнорирует попытки своего чада укусить ее: она не говорит, что ей больно. Ребенок плюет — она опять молчит.

Взрослые выдают неадекватную реакцию: смеются, делают вид, что ничего не произошло, и у малыша возникает ощущение, что все в порядке. Захотелось ему плюнуть в маму — плюнул, захотелось стукнуть — стукнул. Вокруг такого дитя появляются «люди для битья».

В данном случае речь идет об отсутствии адекватной реакции и взрослого руководства.

Задача родителей — объяснить своему чаду правила, ведь когда он живет без них, то не понимает, что хорошо, а что плохо, поскольку исходит только из своих потребностей.

Мама с папой живут идеей, что ребенок ничего плохого не может сделать, он практически святой. Даже если взрослые видят, что их «солнышко» и «кровиночка» придушил котенка, они объясняют это тем, что он просто не понимает, но ничего плохого не хотел сделать животному.

При этом с ребенком данная ситуация не обсуждается. Это чистой воды попустительство и слепое оправдание жестокости. На самом деле, надо обсуждать случившиеся события, нельзя их отрицать. Спросите сына или дочь: что тот чувствовал, когда так поступал. А что мог чувствовать котенок? Задача взрослого — прояснить ситуацию, понять ее истинные мотивы.

2. Гиперопека и жестокое обращение

Еще одна причина — жестокое отношение с ребенком. Это могут быть физические наказания, психологическое давление, унижение, всякого рода издевательства. Кроме того, аналогичные проблемы может вызвать и гиперопека, когда маленькому человеку не дают возможности проявить себя. Он должен соблюдать навязанные взрослыми правила. В итоге накапливающуюся агрессию ребенок направляет не на родителей (ведь это невозможно), а на тех, кто слабее его.

3. Безразличие

Если ребенка в семье не рассматривают как ценного и важного человека, он существует сам по себе. В результате для того, чтобы доказать маме с папой, что он чего-то стоит, ребенок может проявлять жестокость, ведь как только что-то подобное происходит, все тут же начинают на него реагировать. Человек получает массу откликов по поводу своего поведения, а дальше идет закрепление этой модели, и он уже не отдает себе отчет, каким именно образом добился всеобщего внимания. Главное — добился и он велик и признан.

4. Идея избранности

Как правило, подобные настроения царят в семьях, где часто говорят об идее превосходства: мы избранные, а значит, имеем право, в отличие от других. Получается, что в мире есть я — совершенный, прекрасный, и есть остальные люди, которых можно презирать, и ничего страшного, если я захочу избавиться от несовершенных людей, которые только и делают, что гадят. Замечу, что при такой модели воспитания те, кто попадает в категорию презренных, не рассматриваются как люди, которые что-либо чувствуют или хотят, они всего лишь объекты, портящие картину мира — их надо уничтожать. И это все ради некой идеи.

5. Жестокость извне

Очень важно, что смотрят, читают, обсуждают родители, ведь таким образом ребенок понимает, что в его семье нормально, а что нет. Да, с собственным чадом нужно разговаривать про агрессию и жестокость, но при этом нужно отдавать себе отчет, как он понимает подобные серьезные разговоры. Понаблюдайте за тем, во что играет ваш ребенок, прислушайтесь, что он говорит при этом. Дело в том, что в игре дети проговаривают свои фантазии. Если дочь или сын вешает своих кукол, наказывает их — это первый « звоночек» и симптом того, что вы идете не в том направлении.

6. Отвержение социума

Когда ребенок по каким-то причинам (полные, слабые дети) не вписывается в коллектив, его часто начинают дразнить и унижать. Подобные вещи порождают злость, человеку хочется уничтожить своего обидчика. Ситуация может закончиться очень печально, когда у ребенка нет поддержки взрослых. Любой любящий родитель всегда увидит, что с его чадом что-то происходит и ему нужна помощь. Прислушивайтесь к тому, что рассказывает ваш ребенок, не обесценивайте и не отрицайте его проблемы.

7. Атмосфера в семье

Важно, как родители общаются между собой и с другими людьми, ведь своим поведением они учат ребенка реагировать на события. Если папа или мама по любому поводу орет и ничего плохого в рукоприкладстве не видит, то ребенок будет реагировать на сложности аналогично. Возникло что-то неприятное — значит, надо найти виновного, дать ему в лоб, и вопрос решится. В таких семьях взрослые своим поведением не предлагают искать варианты, они предлагают действовать, не задумываясь.

8. Агрессивная среда.

В любом социуме есть некий диктат, установка, что ты должен быть успешным. Иногда жестокое обращение с кем-то дает человеку возможность почувствовать себя самым крутым, и, естественно, для «битья» используется тот, кто слабее. Часто в школе один ребенок обижает другого, а все остальные просто смотрят на это и ничего не делают. К чему подобное наблюдение может привести? Сегодня ваш сын или дочь рассказывают, как некий Петя дал в глаз Васе, а завтра вполне может возникнуть ситуация, при которой ваше собственное чадо поступит таким же образом. Поэтому очень важно обращать внимание на то, что происходит с ребенком вне дома. Если он рассказывает вам о том, что одноклассники обижают кого-то, внимательно слушайте, поговорите с ним о ситуации, узнайте его отношение к ней и объясните, что подобные вещи неприемлемы.

Светлана Легина
Консультация «Почему ребенок плюется»

Если ребенок плюется У ребёнка дошкольного возраста ещё не настолько развита связанная речь и логическое мышление, чтобы он понятно мог высказать свои обиды или недовольство чем-то. В таких случаях он использует язык жестов и плохих привычек. К последним относится такое явление, как плевки. Практически у всех детей наступает период, когда они плюются - так дети сигнализируют о том, что им что-то не нравится, что-то идёт не так, как они того хотят. Такое поведение, естественно, очень волнует родителей. Почему любимое чадо , в воспитание которого вкладываешь все силы и душу, так себя ведёт? В чем причины? А они могут быть самыми разными. Почему ребенок плюется ? Реакция на обиду. Плевок в сторону своего обидчика - это естественное поведение дошкольника. Он уже понимает, что физическая расправа с обидчиком - дело не всегда лёгкое, да и наказуемое. А вот быстро оплевать - этого может никто, кроме самого оппонента спора, и не заметит. К тому же горечь обиды иногда вызывает плевок автоматически, как защитную реакцию. Перевозбуждение. Часто плеваться ребёнок начинает в период адаптации в детском саду. Малыш попадает в новый коллектив и испытывает стресс. Перевозбуждение нервной системы приводит к таким реакциям, как плевки, укусы, удары. Особенно, если сверстники не сразу принимают ребёнка в коллектив, не берут новенького в свои игры, не делятся с ним игрушками. Самоутверждение. В данном случае плевки для ребёнка - способ показать, что он лидер. Здесь, наоборот, он плевками показывает свое превосходство над другими детьми, тем самым, давая понять, что он ничего не боится. Манипуляция родителями. Иногда плевки - это способ привлечь внимание родителей к себе. И малышу всё равно, что его могут за это ругать или наказать, главное, что мама и папа обратят на него внимание. Как отучить ребёнка плеваться? Процесс отучения малыша от этой плохой привычки - дело не быстрое. Родители должны проявлять терпение и мудрость. Постоянно рассказывайте ребёнку, что так делать не красиво, что во время плевка он выглядит совсем не симпатично. Физически наказывать (бить по губам) нельзя, иначе может последовать обратная реакция, кроха начнёт плеваться в отместку на вас. Если плевки - способ развлечения и привлечение внимания взрослых, то в этом случае просто игнорируйте такое поведение ребенка , ему станет скучно, и он перестанет это делать. Мотивируйте ребёнка к тому, чтобы он перестал плеваться. Например, расскажите ему, что скоро праздник Новый год и Дед Мороз принесёт всем воспитанным деткам подарки, а те кто плюются - не получат ничего. Можно даже написать вместе с малышом письмо Деду Морозу, где кроха пообещает не плеваться и попросит в ответ на это новогодний подарок. Ещё одним хорошим методом в борьбе с привычкой плеваться у ребёнка могут быть разыгрывание ситуаций. Когда малыш будет отвлечен, тихонько откройте входную дверь и позвоните в звонок, а затем быстро зайдите в квартиру и закройтесь. С расстроенным видом скажите ребёнку, что приходил какой-нибудь сказочный герой (пусть это будет любимый герой малыша) и приносил подарки для воспитанных детей, но так как в вашем доме есть ребёнок, который любит плеваться, то подарочка ему не оставили. Малыш расстроиться, возможно, даже будет плакать. Поговорите с ребёнком, убедите его, что плеваться - это плохо. Скажите, что сказочный герой еще зайдет к ним через несколько дней и посмотрит, исправилось ли поведение мальчика (девочки) . Малыш проанализирует эту ситуацию, и в следующий раз, как только захочет плюнуть, обязательно её вспомнит. А кому же не хочется получить сюрприз? Таким образом, кроха сам себя будет удерживать от проявления плохих привычек.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Почему дети разные?» Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему.

Консультация для родителей «Бруксизм, или Почему ребенок скрипит зубами?» Многие дети скрипят во сне зубами, это пугает родителей и порой они не знают,что делать и куда обращаться. Не переживайте, ваш малыш далеко.

Что такое познавательная деятельность, или Почему ребенок медленно думает Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо.

Консультация для родителей «Почему болеют дошколята?» Статистика говорит, что с поступлением в детские сады, заболеваемость детей резко возрастает. Уже стало правилом, что каждый детсадовский.

Консультация для родителей «Почему дети не читают?»

Консультация «Почему дети не читают?» Как заинтересовать ребенка чтением -Мы, родители, считаемся образцом поведения для детей, поэтому очень важен для них наш личный пример.

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Александра Васильева
Как отучить ребенка плеваться едой

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© А. Васильева, 2015

© ООО «Издательство „Вектор“», 2015

Введение

Сотни книг и тысячи статей посвящены проблеме, как кормить детей правильно, с пользой для здоровья. А в некоторых семьях вопрос стоит гораздо острее: как сделать, чтобы ребенок вообще ел?! Это одна из самых популярных тем для обсуждения среди родителей – ей посвящены беседы мам, выгуливающих детей на детской площадке, ожидающих очереди на прием к врачу в поликлинике, обсуждающих методы воспитания на интернет-форумах. Как сделать, чтобы ребенок прекратил ковыряться в тарелке и ел нормально, как ухитриться приготовить овощи так, чтобы он наконец их не выплевывал, чем заинтересовать, чтобы он сел за стол, как отвлечь от шоколада и т. д., и т. п.

Почему же взрослые так сокрушаются по поводу детской еды? Казалось бы, не ест ребенок – ничего страшного, проголодается, сам попросит. Однако ответственные родители не могут пустить столь важную область жизни на самотек. Каждый родитель хочет для ребенка самого лучшего: здоровья, образования, условий жизни, полноценного питания, необходимого для физического и интеллектуального развития. Родитель хочет и… детство многих детей проходит в застольных «битвах».


Откуда ребенок получает энергию для игр и роста? Понятное дело, из еды. Потребность в еде – базовая, жизненно важная. Если при недостатке заботы и общения человек хоть и плохо, но все же выживет, то без еды это никак не возможно. Поэтому любая мать, ведомая одним из основных инстинктов, стремится как можно лучше кормить свое дитя. А что зачастую делает ребенок? Отказывается от еды, не доедает свою порцию, ковыряется в еде, балуется с ней. Материнскому сердцу это зрелище выдержать нелегко.

Так что некоторая озабоченность матерей и отцов качеством, количеством и регулярностью питания вполне объяснима. Однако зачастую эта озабоченность становится одержимостью и превращает жизнь ребенка и всей семьи в ад. Почти у каждого взрослого сохранились детские воспоминания о скормленных собаке котлетах, забившем канализацию плове, вылитом в горшок с цветком компоте или поедаемых под одеялом втайне от родителей шоколадках!

Мой собственный ребенок не раз ставил меня в тупик своими вкусовыми предпочтениями: от каши он отказался в два года, затем не ел мясо, пытаясь стать вегетарианцем. Позже у него пошли «полосы» любимых продуктов: то одни макароны с сыром, то творог и йогурт, то исключительно грибной суп или соленая рыба. И весь мой психологический опыт порой оказывался бесполезен. Но есть же другие дети! Они едят то, что предлагают родители, не клянчат сладости до, во время и после основного приема пищи, не накидываются на еду, как будто их кормили в последний раз несколько дней назад. Как их родители добились подобных результатов? Или это чудо было таким с самого рождения и никаких усилий прилагать не пришлось?

Так как в компании друзей я родила первой, у меня не было возможности посоветоваться с кем-то более опытным и сведущим в выращивании детей. Я опиралась на теоретические и практические психологические знания и на собственную интуицию. И… совершила почти все возможные ошибки и подвиги, обогатив тем самым и материнский, и профессиональный опыт.

Почему мы хотим накормить детей

Что же такое еда и почему она стала средством контроля над ребенком? Почему наши дети привередливы в еде? Есть ли способы прекратить «пищевую войну» и научить детей есть все, что дают?

Отношение к питанию передается из поколения в поколение. В нашей стране оно особенно трепетное по многим причинам – историческим, климатическим, общественным. Еда – важнейшее средство поддержания жизненных сил и одно из средств эффективного человеческого общения. И со своими детьми мы общаемся, в том числе, через еду, передавая им свои взгляды на мир посредством питания. Мы перенимаем привычки наших родителей и потом нам очень трудно от них отказаться. Передающиеся по наследству заболевания, связанные с пищеварением, – явное тому доказательство.

В советское время отношение к еде закладывалось на идеологическом уровне: все, кто в детстве читал и слышал рассказ Бонч-Бруевича «Общество чистых тарелок», в подсознании сохранили беспокойство по поводу оставшейся на тарелке еды. Иногда идеологические послания оказывались не совсем четкими: был еще рассказ о том, как Ленин в тюрьме слепил из мякиша чернильницу и налитым в нее молоком писал на полях книг послания своим соратникам, оставшимся на воле. Эта история производила на детей чрезвычайное впечатление. Как-то раз я лежала в больнице, и в столовой за обедом один мальчик слепил из собранного у соседей по столу мякиша (мы все любили корочки) чернильницу – как Ленин, хотел за полдником налить в нее молока и начать писать записки невидимыми чернилами. Однако «конспиратор» был застигнут медсестрой при совершении преступления против еды. Мякиш был конфискован, а мальчик с позором выгнан из столовой. Получалось, что вождю мирового пролетариата «играть с едой» было можно, а детям – нет.

Были еще голодающие дети Африки, которыми нас попрекали, когда в пионерском лагере оставались недоеденными склизкие макароны и жиденький гороховый супчик. Дети Африки голодают до сих пор, и уже мы уговариваем детей поесть и за них тоже. У жителей Санкт-Петербурга есть еще и блокадный комплекс – особое отношение к хлебу и наличию в доме еды вообще. А фраза «хлеб за обедом в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори» имеет немалый вес уже для четвертого поколения. И не дай бог было начать катать хлебные шарики из мякиша или перекладывать соседу по столу в тарелку нелюбимый вареный лук!

В начале девяностых с продуктами было туго, но постепенно ассортимент в магазинах все расширялся, уровень достатка повышался. Вопрос «как хоть чем-то накормить?» утратил свою актуальность и сменился заботой: как накормить вкусно, разнообразно и полезно. Но несмотря на царящее ныне продуктовое изобилие, дети все равно отказывались и отказываются есть.

Мы сами прошли через руки наших бабушек, для которых внуки всегда были ненакормленными и худенькими. Недоеденная котлета воспринималась ими как личное оскорбление. И теперь наши дети зачастую проходят тот же путь, уже с нашими родителями. Возможно, когда бабушками станем мы, все повторится.

Еда у нас всегда была показателем благополучия, «хорошего дома». Во времена дефицита особым шиком было достать что-нибудь деликатесное, например, красную и черную икру, крабов, красную рыбу. Многие взрослые рассказывают о том, как они сражались с родителями, отказываясь есть черную икру, и посыпают голову пеплом: знали бы, что потом она будет стоить бешеных денег, наедались бы впрок!

В каждой семье создаются свои традиции питания, бережно хранятся «фамильные» рецепты. Под давлением семейных стереотипов вырастают все новые поколения детей, ведущих битву за еду, за свободу – есть или не есть. Родители каждого из нас, а потом и мы сами сражались за то, чтобы ребенок ел, причем ел то, что нужно, когда нужно и как нужно. Фразу «сиди и ешь, пока не съешь, никуда не пойдешь» произносила, наверное, каждая мать. Часто «коса находила на камень» и родители то отступали вместе с котлетами, то одерживали победу, под видом мороженого скармливая ребенку творог со сметаной. Истории о многочасовых кормлениях со сказками, песнями и плясками в исполнении всех взрослых членов семьи тоже есть практически у всех. Создавались и особые ритуалы: например, мой двухлетний ребенок, еще питавшийся протертыми фруктами и кашами за детским столиком, придумал после каждой проглоченной ложки вставать и делать круг по кухне – так же веселее. Наблюдавшая эту ритуальную пробежку бабушка была в шоке – что за несерьезный настрой за едой? Одна пара рассказывала, что приучила свою внучку есть под мультфильмы – только так в зазевавшегося ребенка можно было впихнуть кашу или суп. Присказки «ложечку за папу, ложечку за маму» превращались в длинные цепочки из людей, домашних зверей и сказочных персонажей, включавшие Леонида Ильича Брежнева и Хрюшу со Степашкой.

Почему же ребенок не ест?

Девочка, 9 лет, с раннего детства очень плохой аппетит. Мама, твердо решившая вырастить гения, показывала и читала дочке за едой книжки, надеясь тем самым убить двух зайцев: развить ребенка и накормить его – в надежде, что занятая книгой малышка слопает все, что перед ней лежит, не задумываясь. Но книжка привлекала девочку сильнее. В итоге мама, измучившись, брала ложку и запихивала еду в дочку. Потом мама вышла на работу и стала запихивать еду в девочку на бегу. Девочка пошла в школу, но способ питания не изменился: мама пальцами или ложкой брала еду и пихала девочке в рот. Все знали, что девочка плохо ест, что накормить ее – проблема, что мама устала и т. д. И вот однажды маме понадобилось поехать в важную командировку, от которой она ну никак не могла отказаться, аж на целую неделю. Мама поплакала и отвела дочку к своей старинной подруге. Вернувшись, она стала благодарить подругу, предполагая, что та совершенно измучилась в попытках накормить девочку. Но оказалось, что проблемы никакой не было. В первые два дня ребенка усаживали за общий стол, где он привычно воротил нос от еды. Но хозяев это нисколько не беспокоило: они весело болтали друг с другом за столом и лишь однажды поинтересовались у гостьи, почему она не ест. Та ответила, что не голодна, и больше никто ее не принуждал. Разумеется, к ночи девочка проголодалась и попросила есть, но хозяйка дома сказала, что все устали и ложатся спать, поэтому девочка может получить только стакан молока, как и ее собственные дети. На следующий день повторилась та же история, а вот на третий день девочка уже с удовольствием завтракала, обедала и ужинала, и даже положенные в школьный портфель бутерброды вполне самостоятельно умяла. Казалось бы, проблема решена? Да ничего подобного! Когда наша героиня вернулась домой, при первом же ее отказе от еды мама снова начала переживать, что дочь пострадает от недоедания. Вот уже 10 лет ребенка продолжают кормить с ложки.

Возможно, основная причина отказа детей от еды в том, что родители чрезмерно напрягаются по этому поводу. Мы боимся, что малыш недополучит витаминов, минералов и прочих полезных веществ, что он будет плохо развиваться, станет худым и немощным и все будут его обижать. Мы опасаемся, что наши родители, друзья и соседи, воспитатели, учителя упрекнут нас в неспособности накормить ребенка. Но прежде чем мы начнем обо всем этом переживать и напрягаться, давайте подумаем: а нужно ли такое усердие в вопросах кормления самому маленькому человеку?

Если поразмыслить, то становится очевидно, что менять надо не отношение ребенка к еде, а отношение взрослых, то есть наше, к тому, как и сколько едят дети. И тогда, возможно, перекосы в питании, которые влекут за собой переедание и излишний вес у детей, тоже исчезнут. Вряд ли вам известны случаи, когда здоровый ребенок при свободном доступе к еде уморил себя голодом. Однако с настойчивостью, достойной лучшего применения, в него стараются впихнуть «хотя бы еще ложечку». А ведь каждый организм способен к саморегуляции, и в отношении еды она тоже работает. Если ребенок не испытывает желания есть, тот самый «аппетит, который приходит во время еды», будет лишь еще одним шагом к раннему ожирению.


Всеядных детей, как и всеядных взрослых, не бывает. Бывают люди, привыкшие есть определенные продукты, определенным образом приготовленные. Именно в том возрасте, когда ребенок входит в мир взрослых и знакомится со всем разнообразием доступных ему видов продуктов, начинаются капризы, отказы и негодования по поводу еды.

Психолог Элизабет Филипс, которая занимается изучением психологии вкуса и еды, считает, что с рождения мы запрограммированы только на любовь к сладкому (материнское молоко) и на отвержение всего кислого и горького. Вкусовые предпочтения имеют эволюционные корни. Сладкая еда, такая, как, к примеру, фрукты, является хорошим источником питательных веществ и энергии, поэтому мы предрасположены к любви ко всему сладкому. Зрелые фрукты чаще всего безопасны и богаты витаминами. И чаще всего они имеют сладкий вкус. А вот ядовитые растения практически всегда горькие, поэтому в нас на генетическом уровне заложено распознавание ядовитых плодов и растений и их отвержение. Отвращение к горечи отчасти объясняет нелюбовь некоторых людей к овощам.

У новорожденных есть немедленная реакция на сладкое и горькое, тогда как реакция на соленое развивается у них немного позже. Филипс считает, что пристрастие к соленому также имеет адаптивные корни, поскольку в воде соленых озер содержится большое количество необходимых человеку микроэлементов.

Мы любим жирную пищу, потому что она дает нам необходимое количество калорий. Именно по этой причине люди так часто любят сочетание жирного и сладкого (мороженое) или жирного и соленого (жареная картошка).

Также некоторые исследования показали, что вкусовые предпочтения разделяются и по гендерному признаку. Мужчины предпочитают мясо, женщины любят сладкое. Возможно, эти предпочтения имеют историческую основу: пока мужчины охотились, женщины занимались собирательством или сельским хозяйством.

Врожденные качества, несомненно, влияют на наши вкусовые пристрастия, но основную роль играет все же воспитание, причем начинается все даже до появления человека на свет.

Еще в утробе матери, через пуповину и околоплодные воды ребенок получает свои первые вкусовые уроки. Ученые доказали, что дети, матери которых во время беременности (особенно в последние месяцы) активно употребляли в пищу чеснок и анис, демонстрируют менее негативную реакцию на эти запахи, чем те, чьи матери не ели данных продуктов. То же касается и грудного молока. Детям, матери которых любили пить морковный сок в последние месяцы беременности и во время кормления грудью, потом нравился вкус моркови.

После рождения наши вкусовые предпочтения формируются примерно в течение двух лет. До двух лет дети обычно едят все, что им дают взрослые. Но потом новая пища, которой их стараются накормить, встречает отказ. Так что если ваша мама не очень-то любила чеснок, лук или, к примеру, печень, и вы не впитали пристрастие к ним с околоплодными водами или молоком матери, шансы на то, что вы будете любить эти «странные» для ребенка продукты, стремятся практически к нулю. Что делать в подобной ситуации?

Вот тут многие родители совершают ошибку! Они полагают, что их ребенку просто не нравится предложенный вкус и оставляют попытки накормить его этими продуктами. На самом деле детям вообще не нравится новая еда и, если оставить попытки и больше не предлагать, некоторые будут избегать «ненавистной икры» и во взрослом возрасте. А вот если не опускать руки и дальше продолжать кормить ребенка этими продуктами (вареным овощами, к примеру), то со временем они начнут ему нравиться. Только делать эту нужно не в лоб, а «дипломатично».


Решение проблемы заключается в том, чтоб сделать новую еду «не новой»! В принципе, мы в состоянии полюбить, что угодно, если будем есть это снова и снова. Не полными тарелками, не только это, но постоянно и в разных сочетаниях с уже знакомыми вкусами. Исследования показывают, что это может занять время и потребовать от 10 до 15 попыток. Так что если вашему малышу что-то не понравилось с первого раза, не оставляйте попыток, проявите фантазию. Мы едим продукты не потому, что изначально любим их, а потому, что к ним привыкаем.

Когда и сколько раз?

Мы начинаем совершать ошибки в отношении детского питания уже в самом начале пути. И это касается не только продуктов, но и времени и частоты кормлений. Грудничок питается материнским молоком или питательной смесью. Казалось бы, особых проблем здесь быть не должно. Но на практике бывает по-разному.

Случай из практики

Первый раз после родов я выспалась, лишь когда сыну исполнилось шесть месяцев. До этого жизнь моя была похожа на не скажу кошмарный, но весьма затянувшийся сон наяву, где я лишь кормила и меняла подгузники, кормила и готовила, кормила и мыла, кормила и укачивала. Следуя модной методике кормления по требованию, я кормила ребенка каждый раз, когда он просыпался и начинал орать. А просыпался он часто. В результате ел он по 12 раз в сутки, «вися на сисе» в среднем по полчаса. А я была похожа на зомби с большими полными молока грудями. Лишь введение прикормов помогло сократить количество кормлений. Позже я поняла, что сама научила ребенка требовать еды – не каждый раз он хотел есть, но я каждый раз расценивала его кряхтение как признак голода. Дров в огонь подкидывала моя мама, говорившая, что молоко мое как вода, вот ребенок и не наедается. «Вот у меня было молоко – желтое, густое, а твой бедный ребенок постоянно голодный». Материнское (мое) сердце такого обвинения выдержать не могло, и ребенок был вынужден есть практически постоянно.

Конечно, поначалу, когда ребенок еще только начинает приспосабливаться к жизни, кормления должны быть довольно частыми. Но постепенно следует переходить на кормление через приблзительно равные промежутки. Это подготовит малыша к последующему переходу на регулярное питание в начинающейся «взрослой» жизни. Существуют ведь детские дошкольные и школьные учреждения, где ребенку придется провести немало времени. Для человеческого организма крайне важна ритмичность, и ежедневный прием пищи в одни и те же (плюс-минус) часы благотворно сказывается на здоровье и формировании аппетита. Если ребенок ежедневно обедает в 13 часов, то он привыкает к такому режиму, и к 13 часам начинает испытывать легкое чувство голода. В идеале режим питания к году надо привести к классическому завтрак-обед-полдник-ужин, ведь по этому расписанию ребенок будет жить ближайшие лет 15–18.

Однако все правила, а особенно те, что связаны с нашей психикой и нашим организмом, парадоксальным образом требуют исключений. Они нужны как для физического, так и для психологического и интеллектуального здоровья маленького человека, потому что он такой единственный на всем белом свете и его запросы и отказы тоже в чем-то единственные. Из них точно так же формируются его личность, его характер, его отношение к жизни и к окружающим людям. Помнить об этом вполне достаточно, чтобы толерантность в сфере еды не превращалась в «пищевой терроризм». Следует всегда прислушиваться к собственному ребенку, а не слепо следовать расписанию. Иначе возникают непростые ситуации.

Случай из практики

Дело было в советские времена, когда идея кормления грудничка по требованию еще не стала популярной. Молодая мать, которой было сказано: кормить через четыре часа и ни минутой раньше, – сидела над орущим от голода младенцем с будильником в руке, сама заливалась слезами и умоляла: «Ну потерпи еще, ну маленький, ну чуть-чуть всего! Еще пятнадцать минут, и будем кушать!».

Некоторые дети совершенно спокойно садятся за стол, когда их позовут, и охотно едят. Другие же практически не чувствуют голода и не испытывают природного позыва утолить его. Как объяснил мне один врач, это происходит зачастую из-за того, что кислотность желудочного сока у детей может быть нейтральной или пониженной. Ее уровень и определяет наличие или отсутствия чувства голода. Если кислотность пониженная, то малыш не чувствует, что хочет есть. Соответственно, повода садиться за стол у него вроде как и нет. Что делать в таком случае? Многие советуют ничего не делать – ждать, когда ребенок проголодается и сам попросит. Но, во-первых, это уничтожает очень нужную и полезную идею распорядка дня на корню, а во-вторых, чревато проблемами с пищеварением. Ведь ребенка за столом можно и не дождаться. Вот что пишет одна из моих клиенток, прошедшая этот этап со своим сыном:

Одно время мой ребенок был настоящим «нехочухой», особенно в том, что касалось еды. Каждый прием пищи превращался в «праздник души»: я уговаривала, развлекала, пела и чуть ли не плясала, но после пары ложек сын наотрез отказывался есть дальше. Как-то по совету, прочитанному на интернет-форуме молодых родителей, я решила попробовать целый день не заставлять ребенка есть. После завтрака он преспокойно рисовал, гулял, бегал и играл весь день. В семь часов вечера у меня сдали нервы и я решила, что пора его накормить. Сам ребенок о еде так и не попросил.

Из-за пониженной кислотности желудочного сока он может не есть очень долго, по двенадцать и более часов, и не чувствовать голода. Но я уже достаточно давно рассказала сыну о его особенности, и мы пришли к решению есть в определенные часы. Однако до того момента, как он все это осознал, усадить ребенка за стол было довольно проблематично.

Итак, как же сделать выбор между удобным, желанным и полезным режимом и неудобным, непонятным и тоже полезным учетом особенностей данного конкретного существа – вашего ребенка? Как психолог могу посоветовать немного изменить отношение к самому процессу кормления. Когда вы садитесь ужинать с мужем или с другими взрослыми членами семьи, то не просто едите. Вы общаетесь. Так почему бы не воспринять время кормления малыша, как час общения в ним? С самого рождения. Еда – не только насыщение, но и ритуал, и обучение, и проявление чувств и передача традиций.

Прекрасно, если ваш ребенок на грудном вскармливании – еда всегда с собой и это удобно, но и кормление из бутылочки тоже имеет свои преимущества. Главное – сделать прием пищи временем общения с ребенком. Не включайте телевизор, не берите телефон, чтобы поболтать с подружкой, и общение с родственниками лучше отложить – все это можно сделать позже, когда малыш уснет. А сейчас – время еды и время общения. Положите начало совместным семейным трапезам, когда внимание членов семьи принадлежит еде и друг другу. Это будет очень важно и в дальнейшем.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".