Ритмика для детей 4 5 лет упражнения. Что такое ритмика и в чем ее польза для развития детей

Каширская Наталья Алексеевна
Конспект занятия по ритмике для детей 4–5 лет «Книга сказок»

Дети входят в зал под фонограмму «В гостях у сказки».

В зале их встречает "Сказочница", дети занимают свои места.

Сказочница: Здравствуйте, мои друзья,

Всех вас рада видеть я!

Сегодня в гости к вам пришла

И «Книгу сказок» принесла.

Хореограф: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети здороваются с гостями.

Мы вас что-то не узнали,

Да и как вы к нам попали?

Сказочница: Я – Сказочница, знаю очень много сказок и всегда рассказываю их детям. Все сказки, которые я люблю, собраны в этой книге. (показывает «Книгу сказок» - папка с рисунками по мотивам русских народных сказок). И сегодня пришла к вам со своими сказками, чтобы…

Героев сказок показать

И с вами вместе поиграть.

«Книгу сказок» открывайте,

Скорее сказку угадайте!

Предлагает одному из детей открыть первую страницу и по рисунку определить сказку.

Ребенок: Это сказка «Теремок».

Сказочница: Вы правильно угадали сказку. Сейчас я превращу вас в героев сказки Теремок и в этом мне поможет моя волшебная книга.

Сказочница берет в руки «Книгу сказок» и говорит волшебные слова: «Книга, книга, помоги, в героев сказки деток преврати».

Дети выполняют разминку «Теремок» под фонограмму

Дети под музыку с речитативом выполняют движения персонажей сказки «Теремок»

Стоит в поле теремок,

Он не низок не высок.

Звери в том дому живут,

В гости всех к себе зовут.

Звучит проигрыш, дети встают врассыпную.

Мышка вышла на порог, пригласила всех в домок.

Подвела ребят к лягушке.

Лягушка поваром была,

Пирогов им напекла.

Дети выполняют движения под музыку.

Зайка следом прыг да скок,

Приглашает на чаек.

Дети выполняют движения под музыку.

Вышел зайка-попрыгайка, пригласил всех на чаек.

Дети выполняют движения под музыку

Выходила к ним лисица.

Приглашала во светлицу

Сказку рассказать и по вышивать.

Дети выполняют движения под музыку.

Под окном стоял там волк,

Он в работе знает толк.

Дети выполняют движения под музыку.

Вдруг стены задрожали.

Испугались звери.

К ним мишка-косолапый постучался в двери.

Развалился теремок.

Ну а мы все на утек.

Дети выполняют движения по музыку.

После танца детки занимают свои места и Сказочница предлагает второму ребенку

открыть следующую страницу «Книги сказок» и узнать ее.

Ребенок: это сказка «Колобок»

Сказочница: Вы правильно узнали сказку. Сейчас я вас превращу в героев этой сказки и поможет мне в этом моя волшебная книга.

Сказочница берет в руки «Книгу сказок» и говорит волшебные слова: «Книга, книга помоги, деток в Колобочков преврати», после этих слов дети выбегают в центр зала и встают в круг.

Игра «Колобок бежит по кругу»

Дети под музыку передают мяч по кругу, с окончанием музыки тот ребенок в руках которого остался мяч выходит в центр круга и исполняет танец под музыку. Остальные дети хлопают.

После игры Сказочница предлагает третьему ребенку открыть «Книгу сказок» и узнать ее.

Ребенок: Это сказка называется «Маша и медведь»

Сказочница: Правильно сказку назвали! (показывает рисунок) Давайте вспомним сюжет этой сказки! Кратко пересказывает сказку. А хотите поиграть в эту сказку?

Дети: Да!

Сказочница: Сейчас с помощью «Книги сказок» Я превращу …. (имя ребенка) в медведя, а все остальные детки пойдут в гости к медведю в лес.

Сказочница берет в руки «Книгу сказок» и говорит волшебные слова: «Книга, книга помоги, … в Медведя преврати.

Игра «У медведя во бору»

Мишка (ребенок в шапочке медведя) садится на пол в центре круга, вокруг него дети встают в хоровод. Рядом с Медведем лежат ягоды и грибы (бутафорские или мелкие мячи по количеству детей) В руках одного из детей корзинка. Под музыку с речитативом дети ведут хоровод, на проигрыш собирают грибы и ягоды и кладут их в корзинку. Далее опять встают в круг и с началом музыки и речитатива идут хороводным шагом. На слова «…а медведь как зарычит и за мною побежит» разбегаются в разные стороны. Мишка бежит за ребенком в руках у которого корзинка, пытается ее из рук забрать. А ребенок в руках у которого корзинка, убегает от медведя и передает корзинку другому. Если Медведь корзинку забрал у ребенка, ребенок становится Медведем, если нет, то Медведь садится обратно в центр круга и игра продолжается.

Хореограф: Сказочница, ребята хотят для тебя показать танец с платочками. Выходите ребята, давайте покажем Сказочнице, как мы умеем танцевать.

Сказочница: Молодцы ребята! Я вас всех благодарю и книгу сказок вам дарю! Стану к вам я приходить, новые сказки приносить. Будем мы читать, а еще играть!

Сказочница приглашает детей пройти в группу и еще раз рассмотреть рисунки из «Книги сказок».

Публикации по теме:

«Волшебная книга сказок» сотворчество детей и родителей. Добра всем, кто заглянул на страничку! В феврале в нашей группе был реализован.

Проект «Живая книга кубанских сказок и легенд»: сотворчество взрослых и детей Научный руководитель – Тупичкина Е. А., д. п. н., профессор Современная педагогика располагает разнообразными формами влияния на ребенка, среди.

АВТОРСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. «ВОЛШЕБНАЯ КНИГА"

Дополнительное образование по ритмике для детей 6 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность введения занятий ритмикой - систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритмики очень.

Конспект образовательной деятельности по интеллектуальному развитию детей «Большая книга сказок» (вторая младшая группа) Конспект образовательной деятельности по интеллектуальному развитию детей «Большая книга сказок» (вторая младшая группа) Задачи: 1. Учить.

Конспект ООС по коррекционной ритмике для детей 5–6 лет с ЗПР «Зимняя прогулка» Тема «Зимняя прогулка» Цель: преодоление недостатков психомоторного развития детей с ЗПР. Задачи: 1) Оздоровительные:- укреплять костно-мышечный.

Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?

Для чего нужна ритмика?

Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.

Какую же пользу несет ритмика детям?

  • Развивает музыкальные способности.
  • Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
  • Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
  • Способствует развитию творческого воображения.
  • Формирует навык самовыражения с помощью движений.
  • Развивает эстетические чувства, вкус.
  • Повышает познавательную активность ребенка.
  • Помогает дать выход отрицательной энергии.
  • Поднимает настроение.
  • Снимает излишнее нервное напряжение.
  • Повышает активность.
  • Способствует развитию инициативы.
  • Улучшает координацию движений.
  • Помогает дошкольнику развиваться физически.
  • Формирует уверенность в себе.

Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление.

Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.

При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.

С какого возраста можно заниматься с дошкольниками?

Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.

Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет. На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями). Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.

На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц. Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности. Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.

Особенности танца в ритмике

Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.

Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.

Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.

Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски. А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу. Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.

Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.

Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.

Программа по ритмике

Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.

Кроме того, такие программы решают и другие задачи:

  • прививают детям основы музыкальной культуры;
  • помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память;
  • учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы.

На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:

  • основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш);
  • основные виды ритмики (игра, упражнение, танец);
  • простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков).

Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.

Музыкально-ритмические движения

К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.

Игры

Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.

Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.

Танцы (пляски, хороводы)

Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:

  • с фиксированными движениями;
  • комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений;
  • свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску;
  • плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений;
  • характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы);
  • бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).

Ритмические упражнения

Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.

Ритмика дома

Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители. Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика. То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.

Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.

Комплекс для младших дошкольников

Вводная часть:

  1. ходьба солдатиков (бодрым шагом);
  2. катящийся мячик (легкий бег);
  3. прыгающий мячик (выполняются прыжки на обеих ногах);
  4. дуновение ветерка (ребенок плавно покачивается с ноги на ногу, держа руки над головой).

Основная часть:

  1. покачивание головой в такт мелодии (руки опущены, ноги на ширине плеч);
  2. в том же положении – приподнимание плеч при полуобороте в стороны поочередно;
  3. из того же исходного положения наклоны вперед, руки также вытягиваются вперед ладонями вверх;
  4. исходное положение не меняется, ребенок поворачивает туловище в стороны, руки при этом расслаблены, по инерции заводятся за спину;
  5. руки на поясе, пружинящие повороты в стороны с легким подпрыгиванием.

Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).

Комплекс для среднего дошкольного возраста

Вводная часть:

  1. ходьба бодрым шагом с пятки;
  2. топание;
  3. ходьба с высоким подниманием ног;
  4. ходьба на пятках;

Основная часть:

  1. Руки опущены, ладони вперед. Ребенок сгибает одну руку, смотрит на нее, повторяет с другой рукой.
  2. Исходное положение такое же, руки развернуты внутрь. Малыш поворачивается в одну сторону, вытягивая выпрямленные руки вперед, повторяет в другую сторону.
  3. Из того же положения малыш выполняет наклоны вперед, отводя руки назад, затем – в стороны (руки также отводятся назад).
  4. Исходное положение похоже, руки нужно согнуть и приподнять к предплечьям. Ребенок приседает, одновременно разгибая руки.
  5. Основная стойка та же, руки развернуты ладонями вперед. Ребенок должен под музыку кружиться в стороны поочередно, переступая с ножки на ножку.
  6. Из той же стойки, руки на поясе, малыш выставляет одну ногу вперед и ставит на пятку, затем повторяет в другую сторону. Можно повторить с легким полуприседанием.
  7. Ноги малыша немного расставлены, руки опущены ладонями вперед. Малыш выполняет 4 подпрыгивания на месте, затем 4 перешагивания с ноги на ногу – также на месте, на прямых ногах.

Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.

Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша.

Дополнительная образовательная программа

художественно - эстетической направленности

для детей среднего дошкольного возраста

«Веселя ритмика»

Срок освоения – 1 год

(4-5 лет)

г. Ноябрьск

Пояснительная записка

Это так естественно – двигаться. Для любого человека, а особенно для ребенка, который - только в самом начале своего пути движения по жизни.… Как именно идти по жизненному пути - каждый выбирает сам, но мы, взрослые, можем подсказать нашим детям, что им необязательно идти тяжелой поступью, низко опустив голову от страха, обид и огорчений, что что-то не получается.… Именно в наших силах рассказать нашим любимым малышам, что у них есть выбор – поднять гордо голову, выпрямить спину, включить музыку, улыбнуться и – вперед – «нас ждут великие дела!» Танец – пожалуй, одна из самых лучших практик самопознания, самосовершенствования. Танец дарит свободу и легкость, учит двигаться изящно…

Уверена, не бывает неталантливых детей, есть дети, которым уделяют мало внимания и времени, но в каждом есть то, что нужно раскрыть нам, взрослым, ну или, по крайней мере, дать шанс этому раскрыться …. Итак, вот такой, своеобразный шанс раскрыться, я даю детям-дошкольникам на своих занятиях ритмикой. Но, сначала немного о так называемой цели, к которой в конечном итоге ведут мои занятия.

Актуальность методической разработки связана с использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей, позволяющие насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Родители и педагоги, стремятся вырастить детей счастливыми, позитивно воспринимающими жизнь, способными к преодолению трудностей, к достижению наиболее полной творческой самореализации.

Именно здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей.

Занятие по ритмике с детьми 4–5 лет. Валерия Сергеевна Занятие по ритмике с детьми 4–5 лет. Занятие по ритмики с детьми 4-5 лет. — Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем делать увлекательные зарядки!

РИТМИКА ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

И начнем мы с вами с зарядки, которая называется «Самолётик». Вставайте на ножки и отойдите немного от своих стульчиков. Сейчас я включу музыку и буду показывать движения, а вы повторяйте за мной, договорились? Детская зарядка самолёт.

Смотрите в небе самолёт! (руки в стороны и качаться туловищем) А в самолёте том пилот, (пальцами делать «очки» и поднести к глазам) Штурвалом ловко управляет (руки вытянуты, как будто в руках руль) И между облаков летает. (руки в стороны и качаться туловищем) Под самолётом, то гора (руки _/\_ перед грудью) То лес дремучий, то нора. (руки скрестить у запястий у груди, руки над головой в форме круга) То в небо дивится народ, (рука у лба, повороты в разные стороны) То зайцы водят хоровод. (руки согнуты в локтях возле талии) Зарядка со зверятами. Зайцы встали по порядку, Зайцы делают зарядку. Саша тоже не ленись, На зарядку становись. Прыг- скок, руки вверх, Прыг- скок, руки вниз. А теперь давай дружок — потянись. Прыг- скок, руки вверх, Прыг- скок, руки вниз. А теперь давай дружок — потянись, тянись, тянись.

Рядом ёжик травку топчет. Заниматься с нами хочет. Будем с ёжиком шагать, Ножки выше поднимать. Топ- топ, шаг вперед, Топ- топ, шаг назад. А теперь в ладоши хлоп – ноги встали и стоят. Топ- топ, шаг вперед, Топ- топ, шаг назад. А теперь в ладоши хлоп – ноги встали и стоят.

А лягушки на кувшинке. Дружно выпрямили спинки. Ставят лапки на бока. И качаются слегка.

Кач — кач, вправо- влево, Кач – кач, влево — вправо. Вот такая лягушачья и зарядка и забава! Кач — кач, вправо- влево, Кач – кач, влево — вправо. Вот такая лягушачья и зарядка и забава! «На дне морском…» Занятие с детьми 5–6 лет Очень многое дети узнают на занятиях в нашей школе искусств им.

А. И. Плотнова. Все темы, которые дети проходят на занятиях довольно разносторонние. Дополнительное образование по ритмике для детей 6 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность введения занятий ритмикой — систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритмики очень. Интегрированное занятие с детьми 2–3 лет «23 февраля» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 27 «Семицветик» г. Юрги Подготовила Наталья Петровна Агафонова. Итоговое занятие по ритмике для среднего возраста Цель: всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных.

Конспект ООС по коррекционной ритмике для детей 5–6 лет с ЗПР «Зимняя прогулка» Тема «Зимняя прогулка» Цель: преодоление недостатков психомоторного развития детей с ЗПР. Задачи: 1) Оздоровительные:- укреплять костно-мышечный. Первый декоративный натюрморт.

Занятие с детьми 10–11 лет. Декоративный натюрморт В нашей жизни повсюду искусство! Иногда мы не замечаем этого, но дети по другому смотрят на мир. В их глазах жизнь. Сюжетно-игровое занятие в старшей разновозрастной группе по ритмике «В гостях у сказки» Сюжетно-игровое занятие в старшей разновозрастной группе по ритмике «В гостях у сказки» Выполнила: Михеева Татьяна Константиновна Цель. Тематическое занятие с детьми 2–4 лет «В лесу» Занятие 7. В лесу» Автор и ведущий занятия: Крюкова А. Д. Приветствие. — Здравствуй, (имя ребёнка, мой Дружок! Какой инструмент Тебе.

Занятие по ФЭМП с детьми 4–5 лет «Величина» Конспект занятия по математике в средней группе Тема: величина Возраст: 4-5 Задачи: Совершенствовать умение детей сравнивать 2 и больше. Занятие по рисованию с детьми 5–6 лет Наши любимые овощи! Осень — время сбора урожая.

Целое лето было положено на уход и выращивание овощей и фруктов — запасов на зиму. На этом.

    УРОКИ РИТМИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

    Занятие по ритмике с детьми 4–5 лет. Валерия Сергеевна Занятие по ритмике с детьми 4–5 лет. Занятие по ритмики с детьми 4-5 лет. — Здравствуйте, ребята….

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездный»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

Н.А. Попова

решением педагогического совета

от «___» __________________ 201__ г.

протокол № __

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло

приказ от «___» ____________ 201__г.

Рабочая программа

«Веселая ритмика»

в группе общеразвивающей направленности № 2 «Галактика», №6 «Андромеда»,№10 «Кассиопея» для детей 4-5 лет

Сведения о разработчиках:

ДякинаВ.С.педагог дополнительного образования

2017/2018 учебный год

Тамбов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования «Веселая ритмика», для детей 4-5 лет разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, основана на:

    Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100»;

    Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»;

    Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. «Раз - ступенька, два - ступенька»;

    Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Са-фи-дансе» танцевально игровая гимнастика для детей.

Эта программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста . Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяют использовать их в любых формах организации работы с детьми (от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников). Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и привлекательным.

При решении образовательных задач важно учитывать общедидактические и специфические принципы.

Общедидактические принципы :

1. Принцип систематичности обуславливает непрерывность, регулярности и планомерность образовательного процесса, определенного для развития двигательных навыков;

2. Принцип сознательности и активности реализуется в формировании мотивации к ритмическим занятиям, представлений о развитии какого-либо двигательного качества, интереса к предлагаемым видам деятельности;

3. Принцип наглядности обеспечивает тесную взаимосвязь всех систем организма;

4. Принцип доступности и индивидуальности предусматривает учет возрастных, физиологических особенностей, характера. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, музыкальных и речевых заданий;

5. Принцип постепенного повышения требований предполагает постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления навыков;

Специфические принципы:

1. Принцип единства развития и оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики;

2. Принцип полифункционального подхода предусматривает одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия по ритмике;

3. Личностно-деятельностный принцип лежит в основе разработки системы ритмических упражнений и заданий, обеспечивающий воспитание положительных личностных качеств детей;

4. Принцип реализации коммуникативного намерения предполагает активную деятельность детей, создание ситуации общения;

5. Принцип закономерности развития при формировании психофизического механизма воздействия занятий ритмикой на организм ребенка.

Основной целью программы «Веселая ритмика» является содействие всестороннему развитию ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.

Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач для детей дошкольного возраста.

    Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращении, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

    Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

развивать ручную умелость и мелкую моторику.

    Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощения творчества в движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

В программе «Веселая ритмика» основными разделами физического, музыкального и эстетического воспитания детей являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Объединяет их игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Игрогимнастика служит основой освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых в дальнейшей работе по программе «Веселая ритмика». В раздел входят строевые, общеразвивающие, упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входя: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы,как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

Танцевально ритмическая гимнастика включает в себя образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Игрогимнастика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы гимнастических движений и управления стретчинга, выполняемые в игровой и сюжетной форме.

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Пальчиковаягимнастика в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают

внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Музыкально-подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике.

Игры-путешествия (или сюжетные занятия) включают все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побыть где захочешь и увидеть, что пожелаешь.

Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основными формами проведения занятий по ритмике являются: индивидуальные, парные, групповые и подгрупповые чередования.

- Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);

- Групповая - предполагает наличие системы «педагог-группа воспитанник»;

- Парная - может быть представлена постоянными и сменными парами;

- Подгрупповая - концертная деятельность (выступление с танцевальными номерами).

При распределении разделов программы учитывались возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Целевые ориентиры:

    Проявляет инициативу, любознательность и самостоятельность в разных видах деятельности, склонен экспериментировать;

    Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

    Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, строить речевое высказывание в ситуации общения;

    Развита мелкая моторика;

    В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков му зыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Планируемые результаты освоения программы на первый год обучения (средняя группа 4-5 лет).

Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет, только на первый счет. Выполнение простейших движений руками в различном темпе.

Строевые упражнения.

Построение в шеренгу и колону. Повороты переступанием по команде. Перестроение в круг. Бег по кругу и по ориентирам («змейкой»). Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога. Передвижение в обход шагом и бегом.

Упражнения без предмета.

Ходьба на носках и с высоким подниманием бедра. Сочетание основных движений прямыми или согнутыми руками. Стойка на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями. Основные движения головой. Сочетание упоров с движениями ногами.

Упражнения с предметами.

Упражнения с платочками, шарфиками, косынками.

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Потряхивание кистями и предплечьями. Раскачивание руками из различных исходных положений. Контрастное движение руками на напряжении и расслаблении лежа на спине, потряхивание ногами из положения лежа на спине. Лежа на спине, при напряжении мышц – выдох; при расслаблении мышц – вдох. Упражнение на осанку в стойке: руки за спину с захватом локтей. Имитационные, образные упражнения.

Акробатические упражнения.

Группировка в положениях лежа и сидя, перекаты в ней вперед – назад. Из упора присев переход в положение лежа на спине. Сед ноги врозь широко. Равновесие на одной ноге с опорой и без нее. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.

Хореографические упражнения.

Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо/налево, переступая на носках, держась за опору. Полуприседы, стоя боком к опоре. Комбинации хореографических упражнений.

Танцевальные шаги.

Мягкий, высокий, высокий на носках, приставной, скрестный в сторону, переменный и русский хороводный шаги. Прыжки с ноги на ногу, другую ногу сгибая назад, тоже – с поворотом на 360 градусов. Поворот на 360 градусов в шагах. Комбинации из изученных танцевальных шагов.

Ритмические и бальные танцы.

«Автостоп», «Большая прогулка», «Вару-вару», полька «Старый жук», «Большая стирка», «Полька-хлопушка», «Матушка-Россия».

.

Специальные композиции и комплексы упражнений «Часики», «Карусельные лошадки», «Песня короля», «Воробьиная дискотека», «Ну погоди!», «Сосулька», «Упражнение с платочком».

Игропластика.

Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.

Пальчиковая гимнастика.

Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: поочередное сгибание и разгибание пальцев, круговые движения кистью и пальцами, выставление одного, двух и т. д. пальцев, сцепление, соединение большого пальца с другими, касание пальцев одной руки с другой рукой («здороваются»), движение пальцев по различным частям тела и поверхности стола. Упражнения пальчиков с речитативом.

Игровой самомассаж.

Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме.

Музыкально-подвижные игры

«Карлики и великаны», «Найди предмет», «Два мороза», «Птица без гнезда», «Атомобили», «Воробушек», «Космонавты», «Усни трава», «Поезд», «Музыкальные стулья»; музыкально-подвижные игры по ритмике и с использованием строевых упражнений.

Игры-путешествия

«Лесные приключения», «Времена года», «На выручку карусельных лошадок», «Путешествие в Кукляндию», «Космическое путешествие на Марс», «В мире музыки и танца».

Креативная гимнастика.

Музыкально-творческие игры «Ай да я!», «Творческая импровизация».Специальные задания «Художественная галерея», «Выставка картин».

Современность и актуальность программы «Веселая ритмика» в том, что музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и физические способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д.

Другими словами, программа «Веселая ритмика», нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания.

Режим реализации программы

подгрупповая

Тематический план

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Объем учебной нагрузки (часы)

Игроритмика

4

Игрогимнастика

3

Игротанцы

5

Танцевально-ритмическая гимнастика

3

Игропластика

3

Пальчиковая гимнастика

2

Игровой самомассаж

2

Музыкально-подвижные игры

3

Игры-путешествия

6

Креативная гимнастика

2

Диагностика

4

ИТОГО

37

Комплексно-тематическое планирование

п/п

Дата

Организованная образовательная деятельность

Методическое обеспечение

Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности

Гр.

2

Гр.

6

Гр.

10

Тема организованной образовательной деятельности

Программные задачи

1

2

3

4

5

6

1.09

1.09

7.09

Диагностика

8.09

8.09

14.09

Диагностика

Изучение индивидуального развития детей

15.09

15.09

21.09

Делимся летними впечатлениями.

Построение в шеренгу и колонну. Ходьба на носках («кошечка») и высоким подниманием бедра («цыплята»). Построение в круг. Хлопки на каждый счет и через счет. Сочетание основных движений пряыми («Буратино») и согнутыми руками (за голову, к плечам, на пояс). Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Танцевальные шаги: приставной и скрестный шаг в сторону. Потряхивание рук и предплечьями в положении сидя и стоя.

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №2 (с.89)

Ритмический т-ц «Полька-хлопушка», муз.-подв. игра «Музыкальное эхо»

22.09

22.09

28.09

Осенняя красота природы.

Передвижение в обход, шагом и бегом. Бег по кругу и по ориентирам («змейкой»).Удары ногой на каждый счет и через счет. Стойки на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями. Основные движения туловищем в сочетании с другими движениями. Основные движения головой. Раскачивание руками из различных исходных положений.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №4 (с.90)

Ритм. т-ц «Полька-Хлопушка», т-ц «Матушка-Россия»,муз.-подв. игра «Музыкальное эхо»

29.09

29.09

5.10

Путешествие по глобусу: страны, города. ПДД.

Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога с использованием речитатива. Шаги на каждый счет и через чет. Упражнение на осанку, в стойке руки за спину с захватом локтей. В этом исходном положении наклоны, повороты туловища в седе на стуле и в стойке ноги врозь.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №6 (с.92)

Т-ц «Матушка-Россия»,

муз.-подв. игра «Космонавты»

6.10

6.10

12.10

Наш детский сад. Приметы осени.

Повороты переступанием по распоряжению. Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №8 (с.94)

Т-ц «Матушка-Россия», танц.-ритм. гимнастика «Часики»

13.10

13.10

19.10

Осенние приметы. Братья наши меньшие.

Укреплять основные мышечные группы для формирования правильной осанки. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №9 (с.96)

Игра «Парашютисты»,

т-ц «Матушка-Россия».

20.10

20.10

26.10

Осень – запасиха (сад, огород, лес: урожай)

Построение в шеренгу. Повороты переступанием по распоряжению. Перестроение в круг. На первый счет – хлопок, второй и третий, четвертый – пауза. Поочередное сгибание и разгибание пальчиков рук.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №10 (с.99)

Ритмический т-ц «Старый жук»,

Танц.-ритм. ги-ка «Часики»,

Игра «Поед»

27.10

27.10

2.11

Моя страна, мой край, мой город.

Притоп на первый и второй счет, на третий и четвертый - пауза. Упражнения для развития гибкости. Самомассаж для пальцев.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №12 (с.101)

Ритмический т-ц «Старый жук», Игра «Поед»

3.11

3.11

9.11

Семь Я – это дом мой и семья. Мои друзья.

На первый счет хлопок, на второй, третий, четвертый счет – пауза. Упражнения для развития мышечной силы в заданиях «Игра по станциям». Выставление одного, двух и т.д. пальцев. Работа одним пальцем, другие в кулак. Круговые движения кистями и пальцами рук в одну и другую стороны («оса»).

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №14 (с.103)

Ритмический т-ц «Старый жук», танц.-ритм. ги-ка «Карусельные лошадки» , Игра «Поед»

10.11

10.11

16.11

Я желаю вам здоровья и добра!

Перестроение в шеренгу и колонну. Контрастные движения руками на напряжение и расслабление.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №16 (с.105)

17.11

17.11

23.11

Главный человек в жизни. Творчество Н.Носова.

Бег по кругу по ориентирам («змейкой»). Сочетание приставных и скрестных шагов в сторону.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №18 (с.106)

Муз.подв игра «Конники-спортсмены», ритмический т-ц «Автостоп»,танц-ритм ги-ка «Карусельные лошадки»

24.11

24.11

30.11

Зимние изменения в природе. Письмо Деду Мороза.

Равновесие на одной ноге с опорой и без нее. Упражнения для мышц брюшного пресса – лежа на спине, сгибание и разгибание ног – «велосипед»).

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №20 (с.107)

Муз.подв игра «Конники-спортсмены», Танц.-ритм. ги-ка «Часики», «Карусельные лошадки»

1.12

1.12

7.12

«На выручку карусельных лошадок»

Воссоздать в двигательной памяти знакомые танцевальные движения и закрепить их выполнение. Учить выразительно двигаться в соответствии с характером музыки. Содействовать развитию ловкости, ориентировки в пространстве, координации движений.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №21(с.108)

танц-ритм ги-ка «Карусельные лошадки», «На крутом бережку», «Песня Муренки», т-ц «Автостоп», игра «Конники-спортсмены»,

8.12

8.12

14.12

День спасателя России

Построение в круг. На каждый счет занимающиеся по очереди поднимают руки вперед, затем также опускают вниз. Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360 градусов на шагах. Полуприседы, стоя, боком, к опоре. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо (налево), переступая на носках, держась за опору.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №22(с.110)

15.12

15.12

21.12

Новогодняя пора развлечений

На каждый счет занимающиеся по очереди хлопают в ладоши. Упражнение «змея». Упор лежа на бедрах. Сгибать и разгибать руки в прогнутом состоянии.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №24(с.112)

танц-ритм ги-ка «Песня Короля»,

муз.подв. игра «Найди предмет»

22.12

22.12

28.12

Новогодние выходные

Передвижение шагом и бегом. Построение в круг. Игровой самомассаж для пальцев.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №26 (с.112)

Ритмический т-ц «Большая стирка»,

танц-ритм ги-ка «Песня Короля»,

29.12

29.12

11.01

В здоровом теле – здоровый дух.

Задание на воспроизведение динамики звука. Увеличение круга – усиление звука. Уменьшение круга – уменьшение звука. Имитационные, образные упражнения на дыхание в положении лежа. На четыре счета – вдох, на четыре – выдох.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №28 (с.115)

Ритмический т-ц «Большая стирка», танц.-ритм. ги-ка «Часики»,

муз.подв. игра «Музыкальные стулья»

12.01

12.01

18.01

Всемирный день спасибо.

Выполнение различных простых движений руками в различном темпе. На четыре счета – поднять руки вверх, на четыре счета – опустить руки вниз, построение в рассыпную. Позиции рук. Комбинация танцевальных шагов. Упражнения для развития гибкости.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №30 (с.116)

Танц.-ритм. ги-ка Воробьиная дискотека», муз.подв. игра «Музыкальные стулья»

19.01

19.01

25.01

Зимние забавы

Построение в шеренгу, сцепление за руки. Выполнение различных движений руками в различном темпе. Упражнения для развития мышечной силы – лежа на спине, сгибание и разгибание ног – «велосипед»).

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина№32(с.118)

Танц.-ритм. ги-ка Воробьиная дискотека», муз.подв. игра «Автомобили.

26.01

26.01

1.02

«Путешествие в Кукляндию»

Повторить разученные упражнения танцевально-ритмической гимнастики и танцев. Содействовать развитию культуры движений, ловкости и ориентировки в пространстве. Приучать сохранять правильное положение осанки при выполнении упражнений танцевально-ритмической гимнастики. Закрепить перестроение в круг и в колонну по три.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №34 (с.120)

муз.подв. игра «Автомобили», танц.-ритм. ги-ка «Часики», т-ц «Большая стирка», танц-ритм ги-ка «Песня Короля»,

игра «Музыкальные стулья»

2.02

2.02

8.02

Всемирный день кита. Безопасность.

Сочетание упоров с движениями ногами (упор присев, упор сидя, упор стоя на коленях, упор лежа). Группировка в положении сидя, лежа. Прыжки с ноги на ногу, другую – сгибая назад, тоже с поворотом на 360 градусов. Соединение большого пальца с другими, касание пальцев одной и другой рук. Сцепление пальцев («цепочка»). Упражнение на укрепление осанки в стойке руки за спину с захватом локтей.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №36 (с.121)

Ритмический т-ц «Большая прогулка», муз.-подв. игра «Воробышки».

23

9.02

9.02

15.02

Наши добрые дела

Выполнение простых движений в различном темпе. Группировка в положении сидя, лежа. Игровой самомассаж для ступни и пальцев.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №38 (с.123)

Ритмический т-ц «Большая прогулка», танц.-ритм. ги-ка «Воробьиная дискотека», муз.-подв. игра «Воробышки».

24

16.02

16.02

22.02

Наши папы сильные – наши папы смелые

Музыкально-подвижная игра на закрепление навыка построения в колонну, шеренгу и круг. Креативная игрогимнастика«Художественная галерея»

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №40 (с.124)

Ритмический т-ц «Большая прогулка», «Часики», «Карусельные лошадки», «Песня Короля», «Воробьиная дискотека».

25

2.03

2.03

1.03

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны

Построение в шеренгу, сцепление за руки. Выполнение простейших движений руками в различном темпе. Приставной и скрестный шаг в сторону. Имитационные, образные упражнения. Расслабление рук в положении лежа на спине. Потряхивание ног в положении лежа на спине.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №41(с.125)

Танц.-ритм. ги-ка «Ну погоди!», муз.-подв. игра «Усни-трава»

26

16.03

16.03

15.03

«Лесные приключения»

Добиться правильного выполнения группировки в приседе. Совершенствовать выполнение упражнений танцевально-ритмических гимнастик. Содействовать развитию выразительности в движениях, танцевальности.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №46 (с.130)

Игра «Найди свое место», Т-ц «Большая прогулка, игра «День-ночь», танц.-ритм. ги-ка «Воробьиная дискотека», игра «Усни-трава»

27

23.03

23.03

22.03

Наш дом - Земля

Построение в круг. Выполнение простейших движений руками в различном темпе. Комбинация из изученных танцевальных шагов. Хореографические упражнения из пройденных элементов.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №48 (с.132)

Танц.-ритм. ги-ка «Ну погоди!», «Часики», «Карусельные лошадки», «Песня Короля», «Воробьиная дискотека».

28

30.03

30.03

29.03

В мире прекрасного

Построение в круг. Выполнение простейших движений руками в различном темпе. Комбинация из изученных танцевальных шагов. Хореографические упражнения из пройденных элементов. Повторить акробатические упражнения - группировка в положении сидя, лежа.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №49 (с.133)

Танц.-ритм. ги-ка «Сосулька», муз.-подв. игра «Птица без гнезда».

28

6.04

6.04

5.04

Книжкина неделя

Выполнение простейших движений руками в различном темпе. Упражнения на развитие мышечной силы.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №51 (с.135)

Муз.-подв. игра «Два Мороза», танц.-ритм. ги-ка «Сосулька», «Ну погоди!», «Воробьиная дискотека».

30

13.04

13.04

12.04

Если хочешь быть здоров

Построение в две шеренги напротив друг друга. Взмахи платочком вверх правой и левой рукой; Передача платочка из рук в руку; наклоны вправо – влево платочек над головой; поворот переступанием – платочек впереди. Равновесие на одной ноге.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №55 (с.138)

Т-ц «Вару-вару»,

31

20.04

20.04

19.04

Тайны космоса

Музыкально-подвижная игра на закрепление навыка построения в колонну, шеренгу, круг. Посегментное свободное расслабление рук из стойки ноги врозь руки вверх. Лежа на спине, при напряжении мышц – выдох; при расслаблении – вдох.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №57 (с.139)

Танц.-ритм. ги-ка «Упражнение с платочком», т-ц «Вару-вару»,

32

27.04

27.04

26.04

Все работы хороши

Музыкально-подвижная игра на закрепление навыка построения в колонну, шеренгу, круг. Упражнения пальчиками с речитативом. На поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №59 (с.141)

Ритмический т-ц «Вару-вару», «Упражнение с платочком»,

33

4.05

4.05

3.05

«Путешествие во Времена года»

Ознакомить детей с временами года. Способствовать развитию выразительности и двигательной раскрепощенности в изученных танцевальных композициях. Содействовать развитию внимания, двигательной памяти и умению слушать музыку.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №61 (с.141)

Танц.-ритм. ги-ка «Ну погоди!», «Сосулька», т-ц «Автостоп», игра «Погода»

34

11.05

11.05

10.05

Праздник со слезами на глазах

Построение в круг. Упражнения для укрепления силы мышц. Имитационно-образные упражнения для расслабления рук и ног. Упражнения для пальчиков с речитативом.

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №62 (с.144)

Муз.-подв. игра «Карлики и великаны», т-ц «Вару-вару», «Часики», «Карусельные лошадки», «Воробьиная дискотека», «Ну погоди!», «Сосулька», «Упражнение с платочками»

35

18.05

18.05

17.05

«Путешествие в мир музыки и танца»

Способствовать развитию творческих способностей занимающихся при использовании знакомых движений в танцевальных композициях и импровизациях. Закрепить умение ритмично и выразительно двигаться в танце. Содействовать развитию музыкальности, танцевальности и координации движений

Танцевально-игровая гимнастика

«Са-фи-дансе» Ж.И.Фирилева,

Е.Г.Сайкина №60(с.81)

Т-ц «Вару-вару», «Полька», «Матушка-Россия», «Большая прогулка».

36

25.05

25.05

24.05

Диагностика

. Изучение индивидуального развития детей

37

31.05

Диагностика

Изучение индивидуального развития детей

Оценка планируемых результатов освоения программы

Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:

    выявление начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;

    проектирования индивидуальной работы;

    оценки эффекта педагогического воздействия.

В процессе наблюдения педагог оценивает проявление детей, сравнивая их между собой, и условно ориентироваться на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.

По прошествии второго года обучения занимающиеся знают о назначении отдельных упражнений танцевально ритмической гимнастики. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку. Умеют ритмично двигаться в различных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

Цель диагностики: оценка эффективности педагогических действий по музыкально-ритмическому развитию детей, выявление уровня физического, музыкального и психического развития ребенка.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

При определении оценки индивидуального развития ребенка, за основу взяты следующие критерии :

Достижения ребенком (что нас радует) – творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональная отзывчивость интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

Что вызывает озабоченность - ребенок мало эмоционален, ровно, спокойно относится к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

Планируемый уровень интегративных качеств детей.

Ребенок после реализации программы по ритмике будет: физически развитым, любознательным, активным, эмоционально отзывчивым, овладевшим средствами общения и способами общения со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения, овладевший необходимыми умениями и навыками.

Учебно-методическое обеспечения

1.Технические средства обучения:

- музыкальный центр;

- реквизит к танцевальным постановкам;

- набор СД – дисков, USB носитель с записями мелодий.

2.Учебно-наглядные пособия.

3.Музыкальные игры.

Развивающая предметно - пространственная среда

- Сектор активной деятельности.

Центры развития

-центр двигательной активности;

-центр музыкально театрализованной деятельности;

- игровые центры.

Список литературы

1. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе « Школа 2100», под научной редакцией Р.Н. Бунеева - М.: Баласс, 2016.

2. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» /Министерство образования и науки РФ.-М.:Просвещение,2015г.

3.Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»;

4. ПетерсонЛ.Г., ХолинаН.П.. «Раз - ступенька, два - ступенька».

5.БуренинаА.И. « Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей. -С.Петербург, 2000.

6. ФирилеваЖ.Е., СайкинаЕ.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс,2016. -352с.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Диагностика

Организация педагогической диагностики

Согласно пункту 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Главная цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучениедетей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной дошкольной организации.

Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.

Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач: во-первых, индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); во-вторых, оптимизации работы с группой детей.

В данных требованиях ФГОС ДО раскрываются функции педагогической диагностики, а именно:

- диагностико-аналитическая: выявление причинно-следственных связей в образовательной деятельности между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогических воздействий;

- экспертно-оценочная: изучение уровня профессиональной компетентности педагога;

- регулирующая: создание объективной основы для изменения условий образовтельной деятельности, поиска ресурсов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей;

- пропевдевтическая: исследование рисков, профилактика дидактогений.

Предмет педагогической диагностики составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношеничми; индивидуальным опытом деятельности и общения ребенка; условими его образования.

В качестве основного метода , наиболее органично вписывающегося в образовательную деятельность в условиях ДОО, является включенное наблюдение , которое может дополняться педагогом изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении особенностей их ребенка.

Наблюдение осуществляется педагогом ежедневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполением иных профессиональных функций. Подобное наблюдение за ребенком педагог осуществляет в естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является отсутствие противопоставления повседневного педагогического общения с ребенком и диагностического общения.

Для осуществления включенного педагогического наблюдения педагогу необходимо обладать педагогической зоркостью, то есть давать себе отчет в том, что он может и должен заметить в проявлениях развития детей. Прежде чем наблюдать, необходимо изучить те показатели, которые характеризуют разные уровни эффективности педагогических воздействий по каждой образовательной области и ее содержательным направлением.

Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с планируют индивидуальную работу с детьми каждой возрастной группе, а также планируют индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «группы риска». В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются, интерспретируются, выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути их минимизации. Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.

Процедура педагогической диагностики:

1-й шаг. Педагоги совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации. Данные показатели позволяют педагогу составить схему наблюдения за детьми.

2-й шаг. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, коллегиально под руководством старшего воспитателя соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокого (4 уровень), среднего (3 уровень), низкого (2 уровень) и низшего (1 уровень). Определяется средний уровень по каждому критерию. Каждый последующий уровень определяет для ребенка «зону ближайшего развития». Составляют индивидуальные профили эффективности педагогических воздействий для каждого ребенка. Данные по группе детей систематизируют и отражают в таблицах.

3-й шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с конкретными детьми, так и с группой детей.

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ХОРЕОГРАФИЯ»

Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, способен легко различать характер музыки и движений, понимает композицию танца, самостоятельно различает средства музыкальной выразительности и понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены. Самостоятельно передает композицию танца и качественно выполняет движения танца.

Средний уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, различает характер музыки и движений, понимает композицию танца, различает средства музыкальной выразительности и понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены при небольшой словесной помощи взрослого.

Низкий уровень. Затрудняется различать характер музыки и движений, при оказании любой помощи трудно осознает изменения движений в зависимости от изменения средств музыкальной выразительности, не достаточно качественно выполняет танцевальные движения.

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Возрастная группа _______________________________________________________________________________________

Воспитатели ____________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:

Начало учебного года ______________________________________________

Конец учебного года _______________________________________________

п/п

Ф.И. ребенка

Период

Направления реализации образовательной области «Хореография»

Итого-вый уровень ребенка

Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)

Эмоциональная сфера

Координация движений

Внимание

Память

Пластичность, гибкость

Творческие проявления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Начало уч. г.

Конец уч. г.

2

Начало уч. г.

Конец уч. г.

3

Начало уч. г.

Конец уч. г.

4

Начало уч. г.

Конец уч. г.

5

Начало уч. г.

Конец уч. г.

6

Начало уч. г.

Конец уч. г.

7

Начало уч. г.

Конец уч. г.

8

Начало уч. г.

Конец уч. г.

9

Начало уч. г.

Конец уч. г.

10

Начало уч. г.

Конец уч. г.

11

Начало уч. г.

Конец уч. г.

12

Начало уч. г.

Конец уч. г.

13

Начало уч. г.

Конец уч. г.

14

Начало уч. г.

Конец уч. г.

15

Начало уч. г.

Конец уч. г.

16

Начало уч. г.

Конец уч. г.

17

Начало уч. г.

Конец уч. г.

18

Начало уч. г.

Конец уч. г.

19

Начало уч. г.

Конец уч. г.

20

Начало уч. г.

Конец уч. г.

21

Начало уч. г.

Конец уч. г.

22

Начало уч. г.

Конец уч. г.

23

Начало уч. г.

Конец уч. г.

24

Начало уч. г.

Конец уч. г.

25

Начало уч. г.

Конец уч. г.

26

Начало уч. г.

Конец уч. г.

27

Начало уч. г.

Конец уч. г.

28

Начало уч. г.

Конец уч. г.

29

Начало уч. г.

Конец уч. г.

30

Начало уч. г.

Конец уч. г.

Итоговый уровень по группе

Начало уч. г.

Конец уч. г.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (в %)

Образовательная область «Хореография»

Возрастная группа ________________________________________________________________________________________________________

Воспитатели _____________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:

Начало учебного года ___________________________________________

Конец учебного года ____________________________________________

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Условные обозначения:

Оценочная шкала:

Высокий уровень: 2.5 - 3 балла.

Средний уровень: 2.1 – 2.4 балла.

Низкий уровень: ниже 2.1.