Дипломная работа: Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

Наташа Рыбалко

1. Актуальность.

Сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка , интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх , дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру . Огромно и воспитательное значение театрализованных игр . У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой , их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

2. Цель : развитие речи детей посредством театрализованной деятельности .

3. Задачи :

Создание предметно – развивающей среды , способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности .

Подбор литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.

- развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

Воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях .

4. Тип проекта :

- по количеству участников : целевая группа;

- по направленности : познавательно-творческий; творческо-речевой;

- по продолжительности : краткосрочный 01.02. 2018- 30.04. 2018 года.

5. Этапы реализации проекта :

1 этап – Подготовительный - Подбор материала, литературы по теме проекта.

2 этап – Основной - Работа по реализации проекта.

3 Этап - Заключительный - Выступление на пед. часе с презентацией о проделанной работе по данному проекту.

6. Перспективный план работы над проектом.

22.02.18г. Изготовление атрибутов к сказке «Три медведя»

Цель : Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста .

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста совместно с родителями. Ответственные : Воспитатели, дети, родители.

1.03.18г. Показ настольного театра детям младшей группы по сказке «Три медведя» Цель : Учить детей принимать на себя определенную роль, имитировать действия и интонацию голоса героев сказки.

Форма и место проведения

Ответственные : Воспитатели, дети.

07.03.18г. Показ сценки «Две бабушки»

Цель : Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность .

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

14.03.18г. Поход в Гремячевскую школу на сказку «Муха – цокотуха»

Цель : Привлекать детей к

Форма и место проведения : Гремячевская школа.

Ответственные : Воспитатели, работники Гремячевской школы.

20.03.18г. - Чтение сказки «Лиса и заяц»

Показ сказки детьми «Лиса и заяц»

Рисование «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (по

сказке «Лиса и заяц» )

Цель : - Познакомить с персонажами сказки, вызвать интерес и желание запомнить сюжет сказки и отдельные строки героев.

Учить детей принимать на себя определенную роль, имитировать действия и интонацию голоса героев сказки.

Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения.

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

29.0318г. Поход в Гремячевский ДК на сказку «Колобок»

Цель : Формировать у детей интерес к играм – драматизациям; развивать память , зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение; воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные

4.04.18г. Показ сказки «Царевна лягушка» Игра – викторина «Персонажи любимых книг» Цель : Познакомить детей с русской народной сказкой; учить слушать сказку в инсценированном варианте; развивать способность следить за действиями; желание отвечать на простые вопросы.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные : Воспитатели, дети, работники ДК.

11.04.18г. Мероприятие посвященное Пасхи Показ сказки «Пасхальный колобок»

Цель : Привлекать детей к театрально-игровой деятельности ; вызывать интерес к устному народному творчеству.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные : Воспитатели, дети, работники ДК.

19.04.18г. Создание альбома «Виды театра »

Цель : Дать необходимые знания о том, что такое театр , какие бывают виды театра . Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

27.04.18г. Мероприятие посвященное 9 Мая Цель : Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию. Познакомить с событиями праздника.

Форма и место проведения : Подгруппа детей старшего возраста МБДОУ д/с №33 «Дельфин» .

Ответственные : Воспитатели, дети.

7. Взаимодействия : С детьми и воспитателями разновозрастной группы с 1 до 3 лет «Колобок» , с Гремячевским ДК, с Гремячквской школой, с родителями.

8. Оборудование : атрибуты кукольного театра , детская литература, магнитофон, книги, изобразительные материалы.

9. Ожидаемые результаты :

Умение владеть навыками выразительной речи ;

Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

Проявлять интерес, желание к театральному искусству ;

Передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

Умение последовательно высказывать свои мысли;

Умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;

Умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

Умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

10. Результат :

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как : находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках , кукольных спектаклях, играх - драматизациях

Выводы. Особых трудностей и проблем в ходе реализации проекта не было. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей огромно . С помощью театрализованных деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи , с помощью чего проявляются их творческие способности. Отношение к проекту положительное, такая форма работы с детьми является наиболее действенной. Ребенок, увлеченный театральной постановкой учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида 49»

муниципального образования города Братска.

Из опыта работы

«Исправляем речевые нарушения

посредством

театрализованной деятельности»

Подготовила воспитатель

Борейко Людмила Владимировна

2018год

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Любую выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любимые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность способствует развитию у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Мы знаем о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, объединив усилия с педагогом – психологом – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. В этом нам помогают средства театрализованной деятельности. Театрализованные игры пользуются у детей нашей группы огромной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Весело смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно.

Таким образом, возникла идея - создания системы мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Я поставила перед собой следующие задачи

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты);

Поддерживать интерес детей театрализованной игре путем приобретения игровых умений и навыков, способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей;

Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;

Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театрализованную игру;

Обогатить уголок театрализованной деятельности;

Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома детьми.

В своей работе я уделяю большое внимание использованию театральных игр в режимных моментах. Это может быть сказочный герой или персонаж, которые помогают детям освоить те или иные навыки, использование народного фольклора, потешек, прибауток, стихотворений. Также используем голос персонажа, озвученный в мультимедийном пособии. Использование театрализованной деятельности в режимных моментах позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся всех областей. Участвуя в таких играх , дети становятся участниками разных событий из жизни, что дает им возможность глубже познать окружающий мир

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У некоторых детей отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.

Развитие речи средствами театрализованной деятельности в нашей группе значительно повышает эффективность развития познавательных, двигательных и эмоциональных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому совместно с педагогом- психологом мы включаем в свою работу здоровьесберегающие технологии;

Артикуляционные, дыхательные гимнастики, динамические паузы;

Ритмопластику, логоритмику, пальчиковые игры,

Релаксацию, арттерапию – музыкотерапия, звукотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия;

Мимическую гимнастику;

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей,

Дифференциацию и индивидуализацию-создание условий для детей, имеющих различные способности, основанные на индивидуальных возможностях;

Игровые технологии;

Интегрированное обучение;

Взаимодействие с семьёй;

Использование ИКТ;

В своей работе я стремлюсь использовать любые способности и возможности детей. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными. Каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках. У большинства детей, под влиянием специально организованной совместной театральной деятельности наблюдается развитие лучших речевых возможностей, формируются произвольное восприятие, знания об окружающем мире, погружение в смысл сказки, произвольность памяти, развиваются элементы воображения.

Сочетание различных видов деятельности в процессе театрализованной игры способствует развитию эмоциональной, речевой, двигательной, познавательной сфер. Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

В своей работе по развитию речи посредством театрализованной деятельности я использую следующие виды театра:

-Театральные сценки с масками.

-Театр теней.

- Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга, стимулирует кончики пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

-Театр картинок, фланелеграф и магнитная доска развивают творческие способности, содействуют эстетическому воспитанию, развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Конусный, настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр на перчатке оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами, помогает справиться с переживаниями, страхами, перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Посредством кукол Би-ба-бо , одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя с куклой. При игре в в Би-ба-бо невозможно играть молча, поэтому именно эти куклы мы чаще всего используем в своей работе.

Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. В этой игре идёт целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Благодаря проделанной работе мы видим результат.

1.Повышается эмоциональная выразительность.

2. Расширяется словарный запас.

3. Улучшается уровень речевого развития.

4. Формируется монологическая и диалогическая речь.

5. Дети усваивают элементы речевого общения.

6. Совершенствуется координация речи и движения.

Вывод.

Благодаря нашей совместной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Перспектива . Планирую продолжать работу по данному направлению совместно с педагогами нашего детского учреждения..

Список литературы :

1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» : для детей 5-7 лет .

Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «Сфера» , 2012.

2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

3. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера» , 2001.

5. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи : Учеб. -метод. пособие. - М.: Соц. - полит. журн., 1994.

Уразова О.В. – старший воспитатель

СП – «Детский сад «Одуванчик»

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица.

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

« Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»

В.Сухомлинский

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Цель:

Создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Актуальность:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе театрализованной деятельности я решаю следующие задачи:

Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Социально – эмоциональное и нравственное развитие детей.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей .

Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

картотека мнемотаблиц

игровые упражнения; («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос») физкультминутки; игры упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу») упражнения у зеркала. И результат этой работы мы видим в театрализованных постановках, которые наши юные артисты показывают своим сверстникам и малышам.

Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Результатом проекта стало инсценирование детьми сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Проигрывания отрывка из сказок

Прослушивания сказок, потешек, стихотворений.

Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами

Разучивание чистоговорок.

В своей работе я используем все вышеперечисленные формы организации театрализованной деятельности.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

Дети приобретают уверенность в себе.

Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

Дети умеют строить диалог.

Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

Дети умеют распределять между собой обязанности.

Дети могут запомнить и описать любимого героя.

Дети сочиняют этюды по сказкам.

Результатом работы стали постановки спектаклей:

«Заюшкина избушка», «Муха –Цокотуха на новый лад», «Теремок», «Колобок на новый лад», а я предлагаю вашему вниманию видео ролик инсценированной сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Итак . Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады


Елена Ястребова
Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

Театрализованная игра - вид деятельности детей дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи , воображения, фантазии, инициативности

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо . С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа, такие как сказки, потешки, заклички.

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи , звукопроизношения, навыков связной речи , темпа, выразительности речи .

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи , ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Заучивая с детьми тексты для постановок, я всегда обращала внимание на тональность, выполняя с детьми распевки, проговаривая чистоговорки и скороговорки с разной высотой голоса, что потом благоприятно сказывалось на более качественном исполнении своих ролей и артистизме участников.

Желая донести до слушателей текст произведений ребёнок невольно работает над монологической речью, что приводит в конечном результате к улучшению связной речи в каждом конкретном случае. Так же я предлагала сделать моноспектакль по потешке, пословице или поговорке в группе детям, которые стеснялись выступать на публике в зале. Например, потешка «Заяц белый, куда бегал…» , разыгранная с помощью театра из коробок помогла ребёнку преодолеть стеснительность и в следующий раз он уже исполнял более серьёзные роли в группе, а затем в зале, при большом количестве народа. И таких примеров много, когда начиная выступления в группе дети преодолевали барьер стеснения и становились более артистичными.

В нашей группе собрано много видов театров : настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра , маски) . Есть уголок ряжения, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм. Кроме запланированных театральных постановок дети пользуются всеми атрибутами и по своему усмотрению.

Я считаю, что работа по театрализованной деятельности приносит огромную пользу, развивает речь и раскрепощает детей , что несомненно пригодится им в жизни.

Публикации по теме:

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности» Дошкольный возраст – важнейший период развития личности каждого ребенка. Именно он обеспечивает общее развитие ребенка, формирует его отношение.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм,.

Развитие речи у детей 4–5 лет посредством театрализованной деятельности. Планирование работы по самообразованию на год 1. Тема "Развитие речи у детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности" Форма отчета Составление перспективного планирования.

Проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» МАДОУ «Детский сад №175» Г. Пермь Краткосрочный проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством.

Проект «Эмоциональное развитие детей посредством театрализованной деятельности» Театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников.

Развитие речевого общения у старших дошкольников с нарушением речи посредством театрализованной деятельности Роль театрализованной игры в развитии речевого общения детей. Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Савельева Н. А. Воспитатель Город Челябинск МБДОУ ЦРР Д/С №366 Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Наталья Куценко
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме.

(Слайд ФГОС) Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей .

Художественно -эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности , приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Одной из наглядных форм художественного отражения жизни , основанной на восприятии окружающего мира через образы, является .

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (добро, смелость, дружба и т. д.) . Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру.

Театр уже в дошкольном возрасте учит видеть прекрасное в жизни и в людях.

Цель

(Слайд) Формирование художественно - эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, а также создание условий для воспитания у дошкольников коммуникативных способностей средствами театральной деятельности .

(Слайд) Основные задачи организации театрализованной деятельности в детском саду :

Формировать устойчивый интерес к ;

Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности ;

Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре ;

Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;

Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;

Воспитывать инициативу и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

Театральная деятельность развивает личность ребенка , прививает устойчивый интерес к литературе, театру , совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

(Слайд зона) В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений , спектаклей. Уголок театрализованной находится рядом с читательским и музыкальным уголками. В театрализованном уголке , размещены различные переносные ширмы, пуфики, модули, вешалки, которые ребенок может расположить по своему усмотрению в пространстве группы. И, конечно, материалы не должны залеживаться на полках, а меняться с течением времени, расти с малышом.

В театральном уголке группы представлены – национальные народные костюмы, народная игрушка России -неваляшка, образцы театрального мастерства (книги о выдающихся театрах России , иллюстрации к сказкам знаменитых художников , рисунки (эскизы) костюмов.

Музыкальный уголок мы наполнили разнообразными музыкальными инструментами, шумовыми игрушками. В речевом зоне имеются литература соответствующая нашему возрасту, настольные, развивающие игры .

Виды театра и атрибуты для театрализованных игр дошкольников .

Самым доступным видом является настольный театр . У детей в младшем дошкольном возрасте отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек . Для изготовления персонажей нужны бумага, цветной картон, ножницы, фломастеры и клей. Куклы для такого театра должны хорошо стоять на столе, легко перемещаться по нему. Туловище кукол делают в виде конуса, к которому прикрепляется голова и руки. Такая кукла может быть 10-30 см в высоту. Дети легко управляют куклами. Ребенок берет куклу со стороны спины так, чтобы его пальцы скрывались под ее руками, и ведет "актрису" по столу согласно сюжету. Важно обращать внимание ребенка на то, чтобы его речь совпадала с движениями куклы.

К настольному театру относятся :

Театр на кеглях - с помощью этого театра дети инсценируют сказку «Колобок» (слайд)

Прищепковый театр - представлена Сказка «Теремок» (Слайд)

Театр камней- персонажи сказки «Жихарка» (слайд)

Театр «топотушки» - Сказка «Репка» , «Курочка Ряба» , «Колобок» (Слайд)

Конусный театр - Конусный театр можно изготовить из картона самим, или купить шаблоны. Сказка «Три поросёнка» (слайд)

Театр игрушки - Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) сказки : «Красная шапочка» . (слайд)

Театр из помпонов - изготавливается из вязальных нитках, приклеиваются глазки и носик, ручки или лапки, ножки и т. д. (слайд)

Театр матрёшки - сказка «Гуси - лебеди» (показ)

Театр на цилиндрах , стаканчиках. Используем при обыгрывании потешек. (показ)

Театр попрыгунчиков - герои мультфильма «Смешарики» .(показ)

Плоскостной - настольно плоскостной театр представляет собой картонные фигурки на устойчивых подставках. В нашей группе есть как и картонные персонажи, так и сделанные из фанеры. На слайде вы видите театр из фанеры сказка «Волк и семеро козлят» , а Светлана Владимировна представит театр из картона (показ) .

Театр на руке . Пальчиковый театр - это театр актеров , которые всегда при нас. В нашей группе мы используем бумажный, деревянный и вязанный пальчиковый театр , который мы связали сами, также мы связали атрибуты в виде домиков, и обыграли сказку «Заюшкина избушка» . Вязанный театр можно использовать как пальчиковый, так и как настольный. (слайд)

Деревянный и бумажный показ.

Варежковый театр - к детской варежке мы пришили также связанные мордочки животных, и обыграли сказку «Теремок» (слайд)

Носочный театр - к ярким носочкам мы приклеили глазки, носик. Из вязальных ниток сделали шёрстку. (слайд)

Стендовый : Театр на фланелеграфе предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев - сказка «Колобок» (слайд)

Теневой театр . Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран (Фото-слайд)

Магнитный театр - используется магнитная доска и магнитные фигурки - героев сказок. Магнитные доски могут быть как напольны, так и настольные. Мы оформили свою магнитную доску в виде сказочного леса и обыграли сказку «Маша и медведь» . (слайд)

Верховой театр - Ложковой театр - обыгрывание сказки «Маша и медведь» (сдайд)

Театр на дисках - на диск приклеивается изображение животного, к диску прикрепляется палочка. (показ)

Театр би-ба-бо . Способ действия заключается в том, что персонажи надеваются на руку. Для детей нашей группы мы показали сказку - «Три поросенка» .(слайд)

Тростевые куклы. (показ)

Напольный театр : Марионетка «Петрушка» (показ)

Театр живой куклы : Театр масок - Изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали. Также маски могут быть из картона и бумаги. Обыгрывание сказки «Три медведя» (слайд)

Большая кукла. (показ)

Платочный театр . Наши малыши показывали сказку : «Три поросёнка»

Театр нагрудный с персонажами сказки «Красная шапочка» (слайд)

Театрализованную игру можно разделить на две группы : драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре- драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация . Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры : настольный театр игрушек , настольный театр картинок , теневой театр , театр на фланелеграфе .

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

(слайд) Формы взаимодействия с детьми при подготовке к драматизации.

Работая над литературным произведением или отрывком, мы используем следующую схему :

1. Чтение произведения, или отрывка; (при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности, чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное . Причем чем меньше ребёнок, тем определеннее, акцентированное должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется - дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному). Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

2. Беседа по этому произведению, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности (мимики, жестов, Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» . Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает : «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят» ? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся.» ) Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает : «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух» ? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

3. Проговаривание отдельных фрагментов с детьми. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Педагог должен строго следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя.

4. Непосредственно театрализованное действие . При распределении ролей обязателен индивидуальный подход. Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей» , т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере театрализованного действия страха перед ошибкой, боязни у детей выхода «на сцену» . Мы всем детям предлагаем попробовать себя в разных ролях, чтобы каждый ребенок смог попробовать себя и в роли зайчика, и в роли волка.

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению» , т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей .

От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры , формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в инсценировку, расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями «оформителя» .

Музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Наш опыт показал, что совместная работа с музыкальным руководителем приводит к желаемым результатам в решении задач общего творческого воспитания дошкольников . С музыкальным руководителем мы обсуждаем план работы, обращаем внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок. Способствуем развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов с помощью музыкального сопровождения.

Нами было проведено открытое интегрированное занятие : «В гостях у мудрого кота» .

Показ видео занятие «В гостях у мудрого кота»

А также немаловажную роль играет взаимодействие старших и младших групп, где старшие демонстрируют свои театральные способности , а младшие выступают зрителями.

В этом году мы были зрителями постановок старшей группы по сказке «Муха Цокотуха» . Большое впечатление на детей оказало это представление, яркие эмоции, бурные чувства и переживания получили дети от увиденного.

(Слайд фото) («Муха Цокотуха» )

Дети подготовительной группы компенсирующей направленности показали спектакль «Мы друзья природы» . Данный спектакль не только показал умение актеров держаться на сцене, но и помог младшим дошкольникам понять как можно помогать природе на примере сказочных героев. (слайд спектакль)

Нами было разработано перспективное планирование, которое включает знакомство с различными театрами , разучивание стихов, работу над этюдами, игры – драматизации, инсценировки, изготовление кукол. В своей работе по театральной деятельности мы используем картотеки – это картотека по выразительным движениям, сопровождающаяся потешкой; картотека по выражению эмоций и мимики. Перед каждой репетицией и тем более драматизацией необходима разминка. Дети не должны напрягаться. Для расслабления мышц речевого аппарата, формирования правильного дыхания, начните разминку с дыхательных упражнений. Используется и пантомима - не говоря ни одного слова, с помощью языка выразительных движений, можно показать свое настроение. Эмоции, характер, занятия, для этого можно использовать специальное упражнение : когда он играет роль, общаясь со сверстниками, или сидит в зрительном зале. Каждый раз, уходя из театра , любой ребенок уносит с собой небольшое, но открытие.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками, авторами текста, изготовителями декораций, костюмов и т. д. Так семья Несмелой Мирославы изготовила варежковый театр , семья Белик Кати изготовила театр нагрудный . (слайд) А Семьи Солнцева Антона и Хрульковой Амины изготовили теневой театр и напольную ширму . (Слайд)

Присутствие родителей на всех мероприятиях, связанных с художественно -эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они учатся общаться с детьми, играя, что обогатит их семейный досуг.

Для самых занятых и самых стеснительных родителей можно использовать «Веселый сундучок» - набор предметов, помогающих родителям поддерживать своих детей во время праздников, развлечений , не вставая со зрительского места : «улыбка» на палочке, надувные язычки, разнообразные маски, парички и т. п. В соответствии с темой праздника и по мере необходимости родители могут использовать нужные предметы, создавая тем самым соответствующую атмосферу. Кроме того, им можно поручить создавать звуковые эффекты : имитировать стук дождя, грома, сигналить маленькими зеркальцами, имитируя «блеск сокровищ» , создавая атмосферу таинственности, подыгрывать на ударных музыкальных инструментах и др. Такой игровой прием позволяет активизировать родителей, создает атмосферу свободы, раскованности. (показ «Веселого сундучка» )

Участие родителей в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках . Но большинство родителей без предварительной работы воспитателя имеют весьма приблизительные представления о том, как можно изготовить театр в домашних условия , а потом как его обыграть совместно с ребенком. Для того, чтобы помочь родителям мы подготовили консультации для них : «» ; «Играем вместе – создаём театр » ; «Играем в сказку» ; «Развитие детей в театрализованной деятельности » . Рекомендации на тему «Кукольный театр дома » .

Сделали папку-передвижку «Театр-это здорово . Провели мастер – классы «Наши руки не знают скуки» (изготовление масок сказкам) и «Театр на ладошке » .

Итогом этой работы стал показ сказки «Пузырь, соломинка и лапать» мамами наших воспитанников Оли Субочевой и Серёжи Пономарёва на магнитной доске с использованием театра картинок . (слайд) . А семья Егора Мальцева изготовила театр топотушек , и обыграла сказки «Репка» (показ видео) .

В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей и это мы сейчас вам продемонстрируем. (видео «Теремок» )

Заключение.

Итак, внедряя в образовательный процесс в ДОУ занятия театром , мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. А самое главное - дети получают в процессе театрализованной деятельности навыки , которые им необходимы в повседневной жизни. В результате работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Развивается связная речь , происходит обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Театр , сказка, положительные эмоции, ощущение праздника в душе – вот что делает наших детей добрыми и творческими людьми, будит фантазию и помогает реализовать свои способности.

Литература :

1. О. Л Гнедова, Л. Е. Майданюк «Театрализация сказок в коррекционном детском саду» .

2. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников »

3. М. Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду ».

4. Г. П. Иванова «Театр настроений »

5. А. В. Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду »

6. Журналы «Дошкольное воспитание » №6.-2010г. ,№5 -2001г. ,№5- 2009г. ,№2-2010г., №7- 2010г. ,№5 -2012г. ,№6- 2010г. ,№5- 2010г.

7. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду .

8. А. Е. Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду .

9. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам .