Перспективный план по этикету в подготовительной группе. Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников

Елизавета Александровна Катясь
Комплексно-тематическое планирование «Неделя этикета и вежливости» в средне-старшей группе

Дата: с 29. 10. по 02. 11.

Тема: Неделя этикета и вежливости.

Задачи: расширять представления детей о правилах речевого этикета, стимулировать желание самостоятельно выполнять их; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; познакомить детей с основными правилами этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, культуры общения в общественных местах (в те-атре, музее, кафе).

Итоговое мероприятие: Сюжетно-ролевая игра: «Кукла Маша ждет гостей» - пятница 02. 11.

Ответственные: воспитатели.

Понедельник 29. 10.

Утро.

Утро радостных встреч.

Беседа по вопросам: «Что такое этикет? Что значит быть вежливым? Что означает: вежливость на каждый день?» - познакомить детей с понятием этикета; побуждать к пониманию важности вежливого обращения с просьбой к окружающим; учить не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать.

Дидактическая игра «Верно - неверно» - развивать умение поступать в соответствии с правилами этикета.

Рассматривание иллюстраций с изображением столовых приборов.

Дыхательное упражнение «Суп кипит».

Пальчиковая гимнастика «На блины» - развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Познавательное развитие.

Тема: Этикет».

Задачи: дать детям представление о хороших и плохих поступках. Воспитывать умение правильно оценивать себя и других. Закреплять правила поведения в общественных местах. Воспитывать культуру общения и культуру поведения, вспомнить правила поведения в детском саду, способствовать развитию речи детей. Развивать у детей эмпатию: сочувствие, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Материал: плакат «Правила этикета и культуры общения», детская электронная презентация «Правила этикета», красные и зелёные сигнальчики, фонограмма танца «Барбарики».

Ход НОД: 1. Чтение стихотворений. 2. Пальчиковая игра «Здравствуй!». 3. Дидактическая игра: «Я и моё поведение». 4. Дидактическая игра «Красный, зеленый». 5. Музыкальная пауза: танец «Барбарики». 6. Игра «Доскажи словечко». 7. Итог.

Прогулка.

Наблюдение за листопадом – упражнять в определении названий деревьев и кустарников в осеннем уборе по листьям, плодам и семенам; воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.

П/и Лисичка и курочки» - развитие ловкости и быстроты – повторить 5 раз.

Д/и «Где что растет?» - учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

П/и «Зайцы и медведи» развивать ловкость, умение перевоплощаться – повторить 5 раз.

Вторая половина дня.

Чтение стихотворения А. Барто «Шла вчера я по Садовой»

Рассматривание иллюстраций на тему: «Накрываем на стол».

Развивающая ситуация «Письмо доброго сказочника: урок вежливости» - раскрыть значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе, сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов, создавать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине, использовать мазки, точки, дуги.

Рисование на тему «Укрась блюдечко».

Хороводная игра «Ровным кругом» - повторить 3 раза.

Прогулка.

Наблюдение за опавшими ветками и листьями после ветра – уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются; развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления детей с явлениями природы.

П/и «Самолеты» - повторить 5 раз.

Д/и «Когда ты это делаешь?» - закрепить культурно – гигиенические навыки и части суток.

П/и «Найди листок, какой покажу» - повторить 5 раз.

Д/и У кого какой цвет?» - научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Вторник 30. 10.

Утро.

Беседа по вопросам: «Какие волшебные слова вы знаете? Почему мы называем такие слова волшебными?».

Чтение отрывков из книги стихотворений М. Дружининой «Кто знает волшебное слово?»

Дидактическое упражнение «Доскажи последнее слово» - учить употреблять в речи вежливые слова, договаривая последнее слово.

Д/и «Вежливый ручеек».

Пальчиковая гимнастика «Сорока – Белобока» - развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Речевое развитие.

Тема: «Что такое этикет».

Задачи: расширить знания детей об этикете; закрепить знания о назначении и названии различной посуды; закрепить умение правильно сервировать стол; вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета; развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Материал: различная посуда (кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола).

Ход НОД: 1. Приветствие. 2. Сценка - ребёнок не хочет идти в детский сад. 3. Сценка - ребёнок не слушает воспитателя. 4. Пословицы и поговорки. 5. Беседа о столовом этикете. 6. Сервировка стола. 7. Итог.

2. Физическое развитие.

Тема:

Задачи: учить подлезанию под дугу, прогибая спину и не задевая за верхний край; упражнять в равновесии, прыжках, ползании; расширять знания детей о животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: гимнастическая скамейка (высота – 35 см, 3 дуги (высота – 50 см, мат.

Ход НОД: 1. Вводная часть – ходьба друг за другом, на наружной стороне стопы, обычная, в приседе, в быстром темпе, легкий бег, ходьба приставным шагом боком, бег врассыпную, ходьба обычная, змейкой, обычная построение в звенья. 2. Основная часть – общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба по гимнастической скамье; подлезание под дугу в прямом направлении, не задевая верхний обод; прыжки на двух ногах, руки к плечам, в прямом направлении, продвигаясь вперед; ползание с опорой на кисти и носки в прямом направлении; п/и «Найди себе пару», п/и «Угадай по описанию и изобрази обитателя живого уголка». 3. Заключительная часть – ходьба в среднем темпе.

Прогулка.

Наблюдение за красотой природы – вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.

П/и «Бездомный заяц» - повторить 5 раз.

Д/и Кто кем (был) будет?» - развитие речевой активности.

П/и «Охотник и зайцы» - повторить 5 раз.

Д/и На кого я похож?»

Вторая половина дня.

Комплекс бодрящей гимнастики.

Беседа по вопросам «Что такое тихий час? Как надо вести себя во время тихого часа?»

Чтение стихотворения Н. Лоткина «Тихий час».

Дидактическое упражнение «Как бы ты поступил?»

Развивающая образовательная ситуация «Уроки этикета» - обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях; познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщить детей к русской национальной культуре.

Хороводная игра «По ровненькой дорожке» - повторить 3 раза.

Прогулка.

Наблюдение за дождем – воспитывать интерес к неживой природе; учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный мир.

П/и «Лиса в курятнике» - повторить 5 раз.

Д/и «Игра в загадки».

П/и «Зайцы и волк» - повторить 5 раз.

Д/и Лето или осень» - закрепить знания признаков осени; дифференцирования их от признаков лета; воспитание ловкости.

Среда 31. 10.

Утро.

Комплекс утренней гимнастики.

Беседа с детьми «Будь всегда вежлив» - учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; формировать у детей навыки вежливости.

Знакомство с пословицами о вежливости: «Доброе слово согревает, дурное-огорчает», «Где слова привета, там улыбка для ответа», «Доброе слово - слаще меда».

Дидактические игры и упражнения: «Кто знает больше вежливых слов». «Лото вежливости» - закрепить существующие правила и представления об этикете; воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность.

Дыхательное упражнение «Гусь шипит».

Пальчиковая гимнастика «Цветок» - развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Познавательное развитие (ФЭМП).

Тема: Число и цифра 4.

Задачи: познакомить с числом и цифрой 4, с образованием числа 4; учить считать до 4; упражнять в порядковом счете до 3; в нахождении и назывании геометрических фигур.

Материал: цифры 1, 2, 3; картинки с изображением одного, двух, трех предметов, предметов разной формы, чайной, кухонной, столовой посуды; кухонная посуда; три обруча.

Ход НОД: 1. Организационный момент. Повторение названий геометрических фигур. 2. Счет до 3. Порядковый счет до 3. 3. Цифра и число 4. 4. Задание «Дорисуй». 5. п/и.

2. Физическое развитие.

Тема: В живом уголке. Подольская, стр. 29.

Смотреть планирование за 23. 10.

Прогулка.

Наблюдение за небом – формировать умение видеть красоту неба; показать детям, что неживая природа – среда, в которой существует растения и животные.

П/и «замри» - учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга, уточнить знания цвета – повторить 5 раз.

Д/и Подскажи словечко».

П/и «Найди себе пару» - повторить 5 раз.

Д/и «Продолжи предложение».

Вторая половина дня.

Комплекс бодрящей гимнастики.

Беседа «Как необходимо вести себя в гостях, на дне рождения?»

Рассказ воспитателя о том, что означает слово «здравствуйте».

Словесные упражнения «Назови, какие слова приветствия ты знаешь?», «Напомни важные правила приветствия?»

Игра – ситуация «Будь опрятным» - продолжать воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, ногтей, прически.

Хороводная игра «Вежливый ручеек» - повторить 3 раза.

Прогулка.

Наблюдение за приметами осени – уточнить представление об осени по существенным признакам; продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.

П/и «Лягушки» - повторить 5 раз.

Д/и «Бывает или нет?».

П/и «Жуки» - повторить 5 раз.

Д/и «Лето или осень».

Четверг 01. 11.

Утро.

Комплекс утренней гимнастики.

Беседа с детьми на тему «Какого человека ты назовешь культурным? Почему?».

Пальчиковая гимнастика «Двое разговаривают» - развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дидактические игры и упражнения. «Лото пешехода», «Сборы за покупками» - научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения; воспитывать умение быть вежливым, внимательным.

Дыхательное упражнение «Часики».

Релаксация «Аромат цветов».

1. Художественно – эстетическое развитие.

Тема: «Посуда для Федоры» (лепка).

Цель: формирование и закрепление представлений у детей о разных видах посуды.

Задачи: закрепить приемы лепки посуды; передавать движение пальцев при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина; активизировать в речи детей слова по теме «посуда» (один – много; из чего сделано) чашка – чашки – чашек; вилка – вилки- вилок; деревянная, стеклянная, пластмассовая, глиняная; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе

Материал: костюм Федоры, картинки с изображением посуды, корзина, пластмассовая чайная посуда, пластилин, доски для лепки, стеки, влажные губки, салфетки.

Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорено горе», беседа о посуде, рассматривание иллюстраций разных видов посуды, игры с кукольной посудой, лепка из пластилина по теме «Посуда», рисование трафаретами посуды.

Ход НОД: 1. Д/и «Один – много». 2. Д/и «Из чего сделано?». 3. Физкультминутка «Чайная посуда». 4. Рассматривание блюдца с чашкой. 5. Лепка «Посуда для Федоры». 6. Итог.

2. Художественно – эстетическое развитие (музыка по плану музыкального руководителя).

Прогулка.

Наблюдение за наличием почек у деревьев и кустарников – совершенствовать навыки обследовательских действий; расширять, углублять и закреплять знания о природе, о частях растения и их назначении; прививать любовь к растительному миру.

П/и «Кот на крыше» - развитие ритмичной, выразительной речи; автоматизация звука (ш) в связном тексте; развитие координации движений – повторить 5 раз.

Д/и «Брать – не брать!» - увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

П/и «Что мы видели не скажем, а что делали – покажем» - развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности – повторить 5 раз.

Д/и «Дерево, кустарник, цветок».

Вторая половина дня.

Комплекс бодрящей гимнастики.

Беседа «Как нужно вести себя в общественном транспорте

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ежили вы вежливы».

Игра – ситуация «Приготовь угощение».

Разучивание новой физкультминутки «Уборка квартиры».

Хороводная игра «Ручеек» - повторить 3 раза.

Прогулка.

Наблюдение за растениями – уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются.

Д/и «Что сажают в огороде?» - учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

П/и «Повар» - развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Д/и «Кто скорее соберет?» - учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя; выдержку и дисциплинированность.

Пятница 02. 11.

Утро.

Комплекс утренней гимнастики.

Беседа по вопросам: «Какие общественные места ты знаешь? Какие общественные места вы посещаете с родителями? Как надо вести себя в музее, театре, кафе, зоопарке?» - закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах.

Дидактическая игра «Как поступить?»

Рассматривание тематического альбома «Плохие и хорошие поступки».

Дыхательное упражнение «Шар лопнул».

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» - развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Социально – коммуникативное развитие.

Тема: «Путешествие по острову Вежливости».

Цель: систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Задачи: дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой; формировать навыки культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях; совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами; упражнять в использовании вежливых слов; развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми; развивать мыслительную деятельность у детей; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо общаться.

Материал: сюжетные картинки, атрибуты для сценки, раздаточный материал и т. д.

Ход НОД: 1. Создание игровой мотивации. 2. Остановка «Добрые слова». 3. Чтение стихотворения про вежливые слова. 4. Игра «Вежливая просьба». 5. Отгадывание загадок. 6. Игра «Антонимы» (игра с мячом). 7. 2 остановка «Верные друзья». 8. Сценки: «Мальчик оказывает любезные знаки внимания девочке». 9. Игра: «Веселые детки». 10. Физкультминутка «Быстро встаньте». 11. 3 остановка «Хорошие поступки». 12. «Оцени поступок». 13. Игра «Угадай по голосу». 14. Игра «Комплименты». 15. Итог.

Прогулка.

Наблюдение за насекомыми – закрепить представление о многообразии насекомых; формировать знания о том, что как насекомые приспосабливаются к зимним условиям.

П/и «Пчелки и ласточки» - повторить 5 раз.

Д/и «Что это за насекомое?»

П/и «Песенка стрекозы» - повторить 5 раз.

Д/и «Да – нет».

2. Физическое развитие.

Тема: Мы построим новый дом. Подольская, стр. 154.

Задачи: упражнять детей в ходьбе по уменьшенной опоре, удерживая мешочек с песком на голове; совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке, используя одновременное движение рук и ног; тренировать детей в прыжках на двух ногах из обруча в обруч; закреплять знания названий строительных специальностей и строительных машин; развивать творческое воображение, воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

Материал: гимнастические палки по количеству детей, мешочки с песком, гимнастическая скамья, обручи, гимнастическая стенка.

Ход НОД: 1. Вводная часть – обычная ходьба, ходьба полувыпадами, движения руками вперед – назад от груди, ладони вперед, ходьба на носках руки вперед, бег на носках, руками показать движения руля, прыжки вверх из глубокого приседа с продвижением вперед, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, перестроение в звенья. 2. Основная часть – общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба на носках по гимнастической скамье, руки в стороны, мешочек с песком на голове; лазанье по гимнастической стенке с использованием одновременных движений рук и ног; прыжки на двух ногах из обруча в обруч; п/и «Угадай, чей голос». 3. Заключительная часть.

Вторая половина дня.

Комплекс бодрящей гимнастики.

Итоговое мероприятие: сюжетно - ролевая игра "Кукла Маша ждет гостей".

Беседа на тему «Если позвонил по телефону незнакомый человек, друг, бабушка».

Чтение стихотворения А. Кондратьева «Добрый день (Вежливые слова) – беседа по содержанию.

Дидактические упражнения: «Позвони маме», «У меня зазвонил телефон» - закреплять правила общения по телефону.

Игра – драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливое слово».

Хороводная игра «Где был Иванушка?» - повторить 3 раза.

Прогулка.

Наблюдение за одеждой людей – расширять представление о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность; установить связь между зимними условиями и приспособлением животных к ним.

П/и «Большой мяч» - развитие ловкости движений – повторить 5 раз.

Д/и Будь внимательным» - развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

П/и Мячик кверху» - развитие быстроты движения, ловкости – повторить 5 раз.

Д/и «Кому что нужно?» - упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.

Автор: Гатиятова Лилия Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16» «Виктория» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Старшая группа

Культурно-гигиенические

Сентябрь 1 Беседа «Кушать подано» (Потапова с. 15 8)
2. Игра-ситуация «Накрываем на стол» 1 Беседа «Вежливость, ещё раз вежливость» (Потапов, с. 197)
2. Игра «Кто больше знает вежливых слов» 1 .Ситуация «Я хороший»
2. Беседа «Кто я?» (Игровые технологии с. 17)
3. Рисование «Автопортрет» 1. Беседа «Осторожно, двери закрываются» (Потапов с.231)
2. Сюжетно - ролевая игра «Автобус»
Октябрь 1 .Беседа «Мои волшебные руки» (Игровые технологии с. 19)
2. Рисование по силуэту ладони. 1 .Беседа «Позвони мне, позвони» (Потапова с.204)

2.Чтение сказки Чуковского «Телефон» 1 .Беседа «Я и мои родители» (Игровые технологии с. 17)
2. Рисование «Моя семья» 1 .Беседа «Разрешите к вам обратиться»(Потапов с.212)
2.Ситуация «Давайте познакомимся»
Ноябрь 1 .Беседа «Где моя большая ложка» (Потапов с. 164)
2.Игра «Что к чему» 1 .Беседа «Ты мой друг и я твой друг»(Игровые технологии, с.20)
2. Пение песен о дружбе
3. Рисование «Нарисуй своего друга» 1 .Беседа «Что я сделал хорошо, а что плохо» (Игровые технологии с. 19)
2.Чтение Маяковского «Что такое хорошо» 1 Беседа «Правила поведения в общественных местах» (Курочкина с. 110)
2.Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Декабрь 1 .Беседа «Сервируем стол» (в гостях у маркиза Этикета с.4)
2.Игра «Кто быстрее накроет на стол» 1 .Беседа «Давайте поиграем» (Игровые технологии с.20)
2. Ситуация «Оцени свой поступок»
3. Игра «Хорошо-плохо» (Игровые технологии с.21) 1 .Беседа «Рыцарский этикет» (Николаева с.26)
2.Игры на преодоление препятствий (взаимовыручка) 1.Ситуация «Я-пассажир» (Курочкина с. 115)
2.беседа «Цени труд взрослых»

Январь 1 .Беседа «Питьевая вода» (Лазарев с.212)
2.Водные процедуры 1 .Беседа «Шлю тебе за пакетом пакет» (Потапов с.214)
2.Сюжетн-ролевая игра «Почта» "[.Беседа «Драка» (Потапов с.255)
2.Чтение Борисова «Не обижай Жаконю» 1 .Беседа «Мы по улице пройдем» (Курочкина с.112)
2.Работа с родителями «Ребенок и улица» (консультация)
Февраль 1 .Беседа «Волшебство личных вещей» (Лазарев с.207)
2.Разучивание песни «Щетка и расческа» (Лазарев с.204) 1 .Беседа «Солнце в ладошке» (Игровые технологии с.59)
2.Игра «Клеевой дождик» 1 .Беседа «Можно ли хрустеть печеньем в театре» (Потапова с.267)
2.Театрально- игровая деятельность 1 .Беседа «Мальчики выполняют мужскую работу»
2.Ситуация «Помоги слабому»
Март 1 .Беседа «Вместо витаминов- микробы» (Потапов с.312)
2.Организация дидактических игр 1 .Ситуация: «Встреча с другом» (Игровые технологии с.60
2.Чтение «Приятная встреча» Б.Заходер.
3.Рисование «Мои друзья» 1 .Беседа «какой бывает красота» (Николаева с. 27)
2.Заучивание «Мама спит» Благинина
3.Рисование «Портрет мамы» 1 .Беседа «Вежливый покупатель» (Курочкина с.118)
2.Сюжено-ролевая игра «Магазин»
Апрель 1 .Беседа «Застольное поведение» (Курочкина с. 186)
2.Сюжетно-ролевая игра «В кафе» 1 .Ситуация «Помирились» (Игровые технологии с.60)
2.Разучивание «мирилок» и считалок 1 .Бесета «Доброта» (Игровые технологии с.56)
2.Чтение «Злодей» Ерёмина (с.56) 1 .Беседа «В кинотеатре» (Курочкина с. 127)
2.Просмотр диафильмов
Май 1. Ситуация «Я пришел с прогулки»
2.3анятие «Не хочу быть неряхой» (Николаева с.20) 1 .Беседа «Правила дружбы» (Игровые технологии с.61-62)
2.Рисование «Новоселье» 1 .Беседа «Волшебники» (Игровые технологии с. 58)
2.Занятие «Прогулки в лес»
(Николаева с.62) 1 .Беседа «В музее и на выставке» (Курочкина с. 129)
2.Поход в мини - музей детского сада.

Подготовительная группа

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Культурно-гигиенические
навыки Культура общения культура поведения Культура деятельности, этикет
Сентябрь 1. Беседа с Неболейкой
2. Игра «Что мы видим, мы не скажем...»
(В.А.Зебзеева с. 63) 1. Чтение В.Осеевой « Волшебное слово» (Зебзеева с.76)
2. Игра «Кто больше знает вежливых слов» (Алябьева с. 117) 1. Беседа « Культурная среда» (Николаева С.О с.36)
2. Игра «Кто такой культурный человек» (Николаева с.65)
3. Занятие « Культурный человек» (Николаева с.9) 1. Заняте « Что такое этикет» (И.Н.Курочкина с. 103)
2. 0бсуждениеи рус. нар. сказки «Колобок» (как себя вести)
3. «Этикетная сказка» придумывание и рассказывание родителям (Курочкина с.34)
Октябрь 1. Письмо - сюрприз от Мойдодыра (беседа).
2. Чтение «Мойдодыр» (Зебзеева с.64)
3. Вопросы к Незнайке (беседа) (Зебзеева с.71) 1. Занятие «Что мы знаем о вежливости» (обсуждение конкретных ситуаций)
2. Игра-задание « Как можно» (Алябьева с. 117)
3. Наблюдение за поведением прохожих (обсуждение их действий). 1. Чтение сказки «Привычки» (Николаева с. 15)
2. 3анятие «Каким я хочу быть» (Николаева с. 13)
3. Ситуация « хорошие и плохие привычки» 1. Дид. игра «Похвальное слово хорошим манерам» (В.М)
2. Чтение Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»
Ноябрь 1. Ситуация «Научу одеваться» (Зебзеева С. 66)
2. Прогулка по Волшебной дорожке (с.66) 1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Мы идем в гости»
2. Рассматривание картинок « Хорошо-плохо». 1. Импровизация стихотворения «Игра в гостей» (Николаева с.46)
2. 3анятие «Мы приглашаем гостей» (Николаева с 48). 1. Занятие «Мой дом, наведу порядок в нем» (Курочкина с.60)
2. Работа с родителями - консультация «Ребенок отвечает за порядок в своей комнате»
Декабрь 1. Игры - соревнования «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» (Зебзеева с 67).
2. Игра «Приятного аппетита» 1 Беседа «Мои хорошие поступки».
2. Ситуация «Старость надо уважать»
3. Поделки для бабушек и дедушек (изготовление к празднику) 1. «Если с другом вышел в путь...» - занятие - соревнование в клубе «Знатаков» (Николаева с.43)
2. Беседа « Умеешь ли ты дружить» (Николаева с.41) 1. Игра «Добрые приветствия»
2. Чтение М.Дружининой «Кто знает волшебное слово»
Январь 1. Беседа «Как беречь уши» (Зебзеева с.67)
2. Игра «Что за чем» (последовательность умывания) (Зебзеева с.68)
3. Игра - ситуация «Исправь ошибку» (наблюдение за дежурными) (Зебзеева с. 68) 1. Дид. ира «Что радует и что огорчает пожилых людей».
2. Любимые игры бабушек и дедушек в молодости.(). 1. Занятие «Береги честь с молоду» (Николаева С.29)
2. Чтение сказки «Лиса и кувшин». 1.Занятие 2Волшебные слова» (Курочкина с. 85).
2.Чтение сказки о добрых словах (Курочкина с.86).
Февраль 1. Ситуация «Незнайка и закаливающие процедуры» (Зебзеева с. 69).
2. Игра «Покачай малышку» Незнайка и к-г. навыки (во 2 половина дня).(3ебзеева с.70). 1. 1. Ситуация «Незнайка правила общения» (Зебзеева с.71).
2. Ситуация-беседа «Мы самые старшие в детском саду».
3. Подарки ля малышей своими руками (изготовление).
(Д/в №6,2006. с. 17) 1. Чтение «Девочка чумазая» (с последующей беседой).
2. 3аняие - беседа «Не хочу быть неряхой» (Николаева с.20). 1. Беседа «Поговорим по телефону» (Курочкина с.92)
2. Консультация для родителей «Телефон и дети» (Курочкина с.93).
3. Инсценировка сказки Чуковского «Телефон».
Март 1. Вопросы к Незнайке: как себя вести?
2. Ситуация: что делать, чтобы быть здоровым? 1. Занятие «Моя мама самая любимая и красивая» (рисование портрета).
2. Чтение стихов о маме. 1. Беседа «Самая хорошая» (Николаева с. 16).
2. Чтение сказки «Лиса и журавль» 1. Игра «Мы по улице пройдем» (Уличный этикет).
2. Работа с родителями: консультация «Дети - зеркало взрослых» (поведение старших в семье).

Апрель 1. Конкурс: «Самый аккуратный за столом». (Зебзеева с.73).
2. Игра «Вопрос- ответ»
(Зебзеева с.74) 1. Ситуация: мы выращиваем лук и салат
2. Занятие «Наша забота нужна всем» (Д/ в № 6, 2006,с.16) 1. Беседа «Умеешь ли ты дружить»
2. чтение сказок и рассказов о дружбе «Бременские музыканты» и другие. 1. Беседа «Друзья у меня в гостях»
2. Игра «Снова гости к нам пришли»
3. Работа с родителями: консультация «Поведение в гостях»
Май 1. Ситуация «Научим Незнайку мыть руки» (Зебзеева с.75)
2. Работа с родителями «Чистота- залог здоровья» 1. Ситуация «Мы ждем гостей, школьников учителей»
2. У нас спортивный праздник (Д/в № 6,2006,с. 17) 1. Занятие «Скоро в школу» (правила поведения), (Николаева с.54) 1. Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе» (беседа)
2. Занятие «Посуда и столовые приборы»
З. Игра «Какая посуда для чего нужна» (виды и назначение)
Используемая Литература:
- Курочкина «Этикет для детей и взрослых»
- М.Л. Лазарев Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений
- В.А. Зебзеева Организация режимных процессов в ДОУ
- К.А. Алябьева Тематические дни и недели в детском саду.
- С.О Николаева Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками
- В. Г. Алямовская Ребенок за столом
- Игровые технологии как условие формировании личности
- С.Потапов Этикет для подростков - практическое пособие

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование совместной деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами этикета старшая группа»

Перспективное планирование совместной деятельности

по ознакомлению дошкольников с правилами этикета старшая группа

Т.А. Шорыгина «Вежливые сказки»

Москва. Прометей. Книголюб. 2001.

Тема

задачи

Формы работы

сентябрь

Что такое этикет?

Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы.

Беседа «Что такое этикет?»

Чтение рассказа С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

Сочинение сказки об этикете.

Проигрывание проблемных ситуаций: «Как принимать подарки»;

«Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе»

Зачем быть вежливым?

Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней.

Беседа «Зачем быть вежливым»

Д/игра «Пожалуйста»

Д/игра «Вежливый ручеек»

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Кто придумал этикет»)

Волшебные слова.

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Учить решать некоторые этические задачи. Объяснить, что такое интересный разговор. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. Учить видеть хорошие качества своих близких.

Чтение рассказа В. Осеевой “Волшебное слово”.

Нарисовать портрет “доброго, вежливого человека”.

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Добрые слова”.

Давайте познакомимся.

Учить детей правилам знакомства. Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.

Беседа «Для чего человеку имя»

Д/и «Назови ласково»

Чтение сказки Г. Остера

«Будем знакомы»

Беседа «Может ли знакомый стать другом»

Урок вежливости в школе игрушек

Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Беседа “Как понравиться людям”.

Д/и «Как поступить, если…»

Заучивание пословиц и поговорок о вежливости.

В гости на день рождения

Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.

Закрепить знания о сервировке стола, умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами

Беседа «Гости в дом – радость в нем»

Д/и “Накрой стол для угощения”

Чтение и рассматривание книги

С/р игра «В гости на день рождения»

С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Ура! Гости!”

Телефон и мы

Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

Объяснить значение звуковых сигналов.

Игра “Глухой телефон”

Игра “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон”

Ситуация «У меня зазвонил телефон…»

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Что такое “телефонный разговор”

Путешествие в кинотеатр.

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета, внешнем виде и поведении в коллективе, транспорте, театральном этикете.

Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией. Формировать навыки культурного поведения, этически грамотного поведения

Сюжетно-ролевая игра

“Театр”

Развлечение «Путешествие в кинотеатр»

Вежливая улица.

Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице.

Экскурсия «Дорожные знаки наши друзья»

Беседа “Знай и выполняй правила дорожного движения”

Развлечение “Путешествие в страну дорожных знаков”

Кукольный театр “Уважайте светофор”

Коллективный труд: изготовление макета “Улица города”

План мероприятий на месяц по культуре общения в старшей логопедической группе

Матвеева Алла Валериевна
Должность, место работы: воспитатель, МБДОУ " Детский сад №18 "Кораблик", п.Развилка Ленинский район Московская область
Актуальность: "Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В.В. Давыдов.
Общение – всегда актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов. Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Цель: Формирование у детей знаний норм и правил общения.
Задачи: Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Продолжать учить детей общаться с окружающими, использовать в речи слова вежливости. Развивать речь детей, обогащать их словарный запас. Воспитывать культуру общения.
Ответственные: воспитатели и логопед.
I. Мероприятия с родителями
1. Оформление информационного стенда для родителей: «Учимся вежливости», «Дошкольникам об этикете», «Воспитание основ культуры общения».
2. Консультации для родителей: «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Формирование норм и правил этикета у детей», «Культура общения в семье – основа формирования авторитета родителей».
3. Беседы с родителями: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Откуда берутся «нехорошие» слова», «Роль этикета в воспитании детей», «Здравствуйте и другие «Добрые» слова».
4. Анкетирование «Воспитание навыков и привычек культурного поведения дошкольников».
II. Мероприятия с детьми
1. Тематические беседы по формированию правил поведения и культуры взаимоотношений: «Будь всегда вежлив», «Что такое доброта», «Ласковое слово и кошке приятно», «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе», «Что значит быть отзывчивым», «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было приятно и хорошо», «Как и за что мы благодарим окружающих», «Как разговаривать по телефону», «Послушаем, что скажут о тебе другие».
2. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «У нас сегодня чаепитие», «В гостях», «Поликлиника», «Аптека».
3. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Назови ласково», «Как правильно себя вести», «Кто знает больше вежливых слов», «Правильно или нет», «Чтобы гости не скучали».
4. Чтение художественной литературы: В. Осеева «Вежливое слово», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Т. А. Шорыгина «Уроки вежливости», С. Михалков «Ежели вы вежливы…», р.н.с. «Заяц - хваста», В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», К. И. Чуковский «Телефон», р.н.с. «Хаврошечка».
5. Просмотр мультфильмов: «Какой чудесный день», «Двенадцать месяцев» и т.д.
6. Проведение досугов: «В гостях у феи Вежливости», «Вечер добрых слов».
7. Продуктивная деятельность: рисование по прочитанным произведениям, изготовление книжек-малышек.
8. Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Ты пришел утром в детский сад», «С кем вы прощаетесь, уходя домой», «Разные формы приветствия и прощания», «Тебе поручили узнать о музыкальном занятии», «Мы пришли в аптеку (поликлинику, магазин», «Ты вошел в автобус», «Как позвонить другу».
9. Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.
10. Игровые упражнения для воспитания выразительности речи (приветствие, прощание), произнесенные с разной интонацией.
11. Проект «Вежливое слово».
12. ООД «Учимся общаться», «Азбука общения».
13. Театрализованная деятельность. Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей 5 -7 лет с

В современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию, которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а одной из задач на который направлен стандарт – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Не последнее место среди них занимает этикет. Разработанное мною комплексно-тематическое планирование по обучению дошкольников правилам этикета содержит в себе беседы, игровые ситуации, практические упражнения, праздничные досуги, игры и т.д. Перспективный план составлен на год для старшей и подготовительной к школе группы и включает в себя основные ориентиры в обучении дошкольников правилам этикета: культура внешнего вида, правила речевого этикета, правила этикета телефонного разговора, правила поведения в общественных местах, правила подарочного и столового этикета, правила семейного этикета, этикет дружбы и товарищества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка : в современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию, которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а одной из задач на который направлен стандарт – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Не последнее место среди них занимает этикет.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом.

Этикет, являясь компонентом поведенческой культуры, вобрал в себя все предыдущие поведенческие явления, созданные человечеством, и добавил к ним стремление нравиться окружающим, быть приятным людям, как в общении, так и любом совместном действии.

Перед обществом всегда стоит задача дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума. Сегодня существует конфликт между этикетом как высшим компонентом поведенческой культуры и реальным поведением людей. Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: из-за незнания этикета; из-за нежелания соблюдать, поскольку человек не осознает его целесообразности для себя и окружающих; из-за сознательного противопоставления себя общественным поведенческим установкам. Решить эту задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов сообщества. Именно эта задача стоит перед воспитателем, формирующим у дошкольников культуру поведения.

Разработанное мною комплексно-тематическое планирование по обучению дошкольников правилам этикета содержит в себе беседы, игровые ситуации, практические упражнения, праздничные досуги, игры и т.д. Перспективный план составлен на год для старшей и подготовительной к школе группы и включает в себя основные ориентиры в обучении дошкольников правилам этикета: культура внешнего вида, правила речевого этикета, правила этикета телефонного разговора, правила поведения в общественных местах, правила подарочного и столового этикета, правила семейного этикета, этикет дружбы и товарищества.

Цель : воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.

Задачи : учить детей устанавливать доброжелательные отношения с людьми – сверстниками и взрослыми, с незнакомыми и знакомыми людьми, проявлять любовь и уважение к близким людям и друзьям. Дать понятие этикета, научить правилам: речевого этикета, этикета телефонного разговора, поведения в общественных местах, подарочного этикета, столового этикета, семейного этикета, этикета межличностных отношений.

С правилами этикета

старшая группа

Тема

задачи

Формы работы

сентябрь

Что такое этикет?

Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы.

Беседа «Что такое этикет?»

Чтение рассказа С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

Сочинение сказки об этикете.

Проигрывание проблемных ситуаций: «Как принимать подарки»;

«Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе»

октябрь

Зачем быть вежливым?

Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней.

Беседа «Зачем быть вежливым»

Д/игра «Пожалуйста»

Д/игра «Вежливый ручеек»

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Кто придумал этикет»)

ноябрь

Волшебные слова.

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Учить решать некоторые этические задачи. Объяснить, что такое интересный разговор. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. Учить видеть хорошие качества своих близких.

Чтение рассказа В. Осеевой “Волшебное слово”.

Нарисовать портрет “доброго, вежливого человека”.

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Добрые слова”.

декабрь

Давайте познакомимся.

Учить детей правилам знакомства. Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.

Беседа «Для чего человеку имя»

Д/и «Назови ласково»

Чтение сказки Г. Остера

«Будем знакомы»

Беседа «Может ли знакомый стать другом»

январь

Урок вежливости в школе игрушек

Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Беседа “Как понравиться людям”.

Д/и «Как поступить, если…»

Заучивание пословиц и поговорок о вежливости.

февраль

В гости на день рождения

Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.

Закрепить знания о сервировке стола, умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами

Беседа «Гости в дом – радость в нем»

Д/и “Накрой стол для угощения”

Чтение и рассматривание книги

С/р игра «В гости на день рождения »

С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Ура! Гости!”

март

Телефон и мы

Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

Объяснить значение звуковых сигналов.

Игра “Глухой телефон”

Игра “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон”

Ситуация «У меня зазвонил телефон…»

Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Что такое “телефонный разговор”

апрель

Путешествие в кинотеатр.

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета, внешнем виде и поведении в коллективе, транспорте, театральном этикете.

Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией. Формировать навыки культурного поведения, этически грамотного поведения

Сюжетно-ролевая игра

“Театр”

Развлечение «Путешествие в кинотеатр»

май

Вежливая улица.

Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице.

Экскурсия «Дорожные знаки наши друзья»

Беседа “Знай и выполняй правила дорожного движения”

Развлечение “Путешествие в страну дорожных знаков”

Кукольный театр “Уважайте светофор”

Коллективный труд: изготовление макета “Улица города”

Комплексно-тематическое планирование

по ознакомлению старших дошкольников

с правилами этикета

подготовительная к школе группа

Тема

задачи

Формы работы

сентябрь

Этикет – порядок поведения людей.

Дать представление об этикете как порядке поведения, который помогает поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Расширить представления детей о правилах этикета.

Речевой этикет.

Познакомить детей с правилами речевого этикета: обращение по имени, к взрослым по имени-отчеству, употребление слов приветствия и расставания, правила знакомства и умения вести беседу.

Беседы «Что такое этикет?»,

«Для чего человеку имя»

«Все начинается со слова «здравствуй».

Дидактические игры:

«Назови ласково»

«Волшебное слово»

«Давай знакомиться»

«Улыбнись другу»

«Наши имена»

Р.н.и. «Бояре»

«Вежливый ручеек»

А. Барто. «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…»; С.Маршак. «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости», В.Осеева «Волшебное слово», С.Погореловский. «Что значит быть вежливым».

октябрь

Этикет телефонного разговора.

Закрепить знания детей о правилах телефонного разговора. Закреплять у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

Этикет и мой дом.

Развивать стремление к соблюдению порядка в собственном доме, детской комнате, в уголке игрушек и на книжной полке. Подводить к пониманию того, что игрушки, книги, предметы и вещи делают дом уютным.

Дидактические игры:

«Вежливый ребенок»

«Цветок любви»

«Испорченный телефон»

«Разные ситуации»

Проблемная ситуация:

«Я набираю номер ваш…»

«У меня зазвонил телефон»

Чтение художественной литературы

А. Барто. «Имя и фамилия»

А.Кондратьев. «Добрый день»

М.Дружинина. «Кто знает волшебное слово»

К.Чуковский. «Телефон»

Дидактические игры:

«Уберем наш дом»

«Угощение для любителей чистоты»

«Моя игрушка расскажет обо мне»

К.Чуковский. «Федорино горе»

ноябрь

Искусство нравиться людям. Культура внешнего вида.

Научить детей правилам, способствующим созданию приятного внешнего вида. Закрепить знания о правилах гигиены. Познакомить детей с правилами составления костюма.

Воспитывать у детей вкус к красивой и опрятной одежде, бережное отношение к своим вещам, самостоятельность в создании своего имиджа.

Беседы: «Как понравиться людям»,

«Мой друг Мойдодыр: личная гигиена»

«По одежке встречают: как составить свой костюм»

Дидактические игры:

«Поменяйтесь местами»

«Солнышко в доме»

«Веселые переглядки»

«Комплемент Фее счастья»

«Выбери костюм»

«Оцени костюм друга»

Чтение художественной литературы

А.Барто. «Девочка чумазая», «Модница», «Любочка», «Сто одежек»,

В.Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Ю.Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

Е.Благинина. «Приходите, поглядите…»

Э.Машковская. «Я был таким хорошим»

Рассматривание альбомов по истории костюма.

Рисование одежды для бумажной куклы.

Декабрь - январь

Соблюдение этикета в общественных местах

Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, в магазине, в кафе, в театре и кинотеатре, музее и на выставке.

Игра-ситуация

«Как поступить если…»

«На лестнице»

«Мы в кафе»

Дидактические игры:

«Мой друг светофор»

« В магазине»

«Мы в театре на спектакле»

«Что можно и что нельзя делать в музее и на выставке»

Экскурсии: в кинотеатр, в музей.

Чтение художественной литературы

С.Маршак.«Урок вежливости»

С.Михалков. «Бараны»

«Одна рифма»

«Песенка друзей»

А.Барто. «В театре»

февраль

Гостевой и подарочный этикет

Продолжить знакомство с правилами гостевого и подарочного этикета. Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения и приема подарка.

Беседы: «Гости в дом – радость в нем»

«Как приятно дарить подарки!»

Ситуации: «Я иду в гости к другу»

«Мой день рождения»

Дидактические игры:

«Приглашение в гости»

«Встреча гостей»

«Угощение гостей»

«Прощание с гостями»

«Цветы для мамы»

«Слова благодарности»

«Мой подарок тебе»

«Двойной подарок»

Чтение художественной литературы:

А.Барто. «Подари, подари…»

С.Маршак. «Кошкин дом»

Г.Остер. «Как хорошо дарить подарки…»

Р.н.с. «Лиса и журавль»

Д.Хармс. «Очень – очень вкусный пирог»

К.Чуковский. «Муха – Цокотуха»

А.Милн. «Винни Пух и все-все-все»

Продуктивная деятельность: «Открытка для друга», «Подарок»

март

Столовый этикет.

Закрепить знания о сервировке стола (обеденного, чайного, ежедневного, праздничного), умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, соблюдать правила культуры еды.

Ситуации:

«Накроем стол: сервировка праздничного и ежедневного стола»

«Фруктовое застолье»

«Мы пьем чай с тортом и конфетами»

Дидактические игры: «Сервировка стола»

«Моя помощница - салфетка»

«Благодарность за угощение»

«Как что едят»

«Веселое чаепитие»

«Как есть сладости»

Чтение художественной литературы

М.Потоцкая. «Острое поросячье заболевание»

Ю.Тувим. «Овощи»

А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

апрель

Семейный этикет

Раскрыть значение семьи в жизни человека. Подвести к пониманию того, что счастливая семья, та в которой всем хорошо. Познакомить с секретами счастливой семьи: проявление доброты и нежности по отношению друг к другу, забота друг о друге, приятные сюрпризы и семейные праздники; стремление к миру и взаимопониманию.

Беседы: «Секреты семейного счастья»

«Мама, папа и я – дружная семья»

«Мои любимые бабушка и дедушка»

«У меня братишка есть, у меня сестренка есть…»

Дидактические игры: «Добрые слова самым любимым»

«Что мы делаем когда»

«День рождения»

«Расскажи о своей семье»

Чтение художественной литературы

Е.Благинина. «Посидим в тишине»

С.Михалков. «А что у вас»

Г.Андерсен. «Дикие лебеди»

В.Осеева. «Волшебное слово»

А.Костецкий. «Все начинается с мамы»

С.Капутикян. «Спросим папу»

май

Этикет межличностных отношений.

Беседы: «Без друзей меня чуть – чуть, а с друзьями – много!»

«Мальчики и девочки»

«Скоро в школу!»

Дидактические игры:

«Мне нравиться с тобой дружить»

«Закончи высказывание»

«Танцуем вдвоем»

Ситуации:

«Рисуем вместе»

«Построим вдвоем»

«В школе»

Чтение художественной литературы :

А.Барто. «Я с ней дружу»,

«Подружки»,

«Сонечка».

С.Михалков. «Мы с приятелем»

Н.Носов. «Приключение Незнайки и его друзей»

Р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть»