Как развлечь ребенка в 4 месяца. Четвертый месяц — развивающие игры для малыша

Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?

Игрушки в 4 месяца

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).

Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.

По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).

Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.

Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

Развитие речи в 4 месяца

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

Подготовка к ползанию

В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом – на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.

Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.

Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

Знакомство с окружающим миром

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!

Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).

Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

Изучение своего тела в 4 месяца

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.

Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.

Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
– Чей нос?
– Мокеев.
– Куда едешь?
– В Киев.
– Что продашь?
– Рожь.
– Что возьмешь?
– Грош.
– Что купишь?
– Блин.
– С кем съешь?
– Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
– Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ – приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки – ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток – говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку – разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики – так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.

Те варианты игр, которые мы предлагаем, – пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому – кашки,
Этому – бражки,
Этому – пивца,
А этому – не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

Конечно же, предлагаемые нами варианты потешек и сопровождающих их движений не единственные. В том и прелесть народных песенок и игр, что вы можете сочинять и импровизировать сколько угодно – лишь бы игра оставляла удовольствие вам и вашему малышу. Может быть, вы знаете другие игры для самых маленьких или не всем известные «вариации на тему» «Сороки-вороны» или «Мальчика-пальчика»? Пришлите их нам. Самые интересные игры и потешки будут опубликованы в журнале «9 МЕСЯЦЕВ» (разумеется, с указанием фамилий тех читателей, которые их прислали).

Тело и мозг ребенка наиболее стремительно развивается первый год, когда начинают прививаться первые жизненно важные навыки, не появившиеся у него рефлекторно сразу после рождения Если дышать и сосать малыш может сразу после рождения, то сидеть, стоять, ползать и ходить ему только предстоит научиться на первом году жизни и немного позже. Для того чтобы помочь ему в развитии вы должны знать, как играть с ребенком 4 месяцев правильно.

4-ый месяц жизни малыша - это период, когда малыш начинает осознано проявлять эмоции - улыбаться родителям и тем, к кому уже успел привыкнуть, плакать не рефлекторно, а тогда, тогда хочет чего-либо, испытывает дискомфорт или просто скучает. Очень важно в это время стараться максимально развить в ребенке то, что он начинает стараться делать самостоятельно, поэтому родителям необходимо знать, во что поиграть с ребенком 4 месяцев с пользой для него.

Игры в 4 месяца должны развивать в малыше:

  • Хватательные движения - ребенок должен научиться брать то, что ему вкладывают в ручку. Важно, чтобы малыш не только брал, но и отпускал предмет;
  • Трогательные движения - в 4 месяца ребенок уже может различать типы поверхности (мягкая, мокрая, шероховатая и др). Осязание - одно из пяти самых важных чувств человека, оно стоит в ряду со слухом, зрением, обонянием и вкусом. Ученые доказали, что рецепторы, позволяющие человеку осязать, связаны напрямую с головным мозгом. Чем чаще ребенок трогает, тем чаще активируются рецепторы, и по нейронам передают сигналы в мозг. Таким образом мозговая деятельность ребенка активируются. От нейрона к нейрону с помощью синаптической передачи сигнал поступает к самому мозгу, и чем больше будет передано сигналов в возрасте от 4 месяцев, тем умнее, находчивее, активнее и сообразительнее станет ребенок в дальнейшем. Давайте ребенку трогать, щупать, грызть и он будет расти умным;
  • «Отжимания» - ребенок должен научиться держать головку самостоятельно, и лежа на животе подниматься. Такие детские «отжимания» позволят малышу укрепить грудные мышцы, его легкие полностью откроются, и будут развиваться правильно.


Развивающие игры для 4 месячного ребенка


Игра «Мама! Я все понимаю!»

Это игра, которая поможет вам научиться налаживать контакт с ребенком, формулировать ваше первое вербальное общение. Для этой игры очень важно выбрать время, когда ребенок здоров, спокоен, не голоден, не хочет спать, у него не наблюдаются колики. Положите ребенка в кроватку и встаньте у нее, возьмите интересную книжечку, где есть много диалогов и начинайте читать их. Проявите все актерское мастерство, на которое только способны. Читая по ролям, улыбайтесь тогда, когда это уместно, хмурьтесь, когда надо быть строгим, старайтесь передать ребенку голосом и лицом все описанные автором книги эмоции. Ваш ребенок наверняка начнет прислушиваться, всматриваться в ваше лицо, агукать в ответ, стараться тоже что-то изобразить. Проводить такие занятия необходимо 1 раз в день в одно и то же время.

Игра «Повторяшки»

Это игра научит вашего ребенка осознавать то, что он тоже, как и вы может говорить, а также он может слышать и разбирать, что именно он говорит. Начните игру с того, что скажите ему что-то с вопросительной интонацией и говорите так до тех пор, пока он не отреагирует каким-либо звуком. Как только он что-то произнесет в ответ, постарайтесь максимально точно повторить этот звук, смотря на малыша. Если малыш сказал «Бу», то и вы произнесите это и так далее.



Развивающие игры для 4 месячного ребенка, улучшающие физическое развитие.

Игра «Поворот-переворот»

В возрасте 4-ех месяцев ребенка можно начинать учить переворачиваться со спины на живот. Этот навык очень важен для нормально физического развития ребенка. Очень важно учитывать главное правило игры: Не переутомляйте ребенка, помните о том, что он еще очень мал.

  1. Положите ребенка в центр кроватки;
  2. Когда ребенок станет за вами наблюдать демонстративно возьмите игрушку и поставьте ее в угол кроватки, который для того чтобы увидеть ребенку придется перевернуться на бок;
  3. Как только малыш начинает тянуться, внимательно следите за ним, если вы заметили, что он начинает уставать, а дотянуться и перевернуться не может, то пододвиньте к ручке малыша желанную игрушку. Малыш должен понять, что его старания не прошли зря, и цель была достигнута.

Проводите такие занятия не более 2-ух раз в день с минимальным интервалом в 4 часа. Уже через несколько занятий одна игрушка может надоесть, постарайтесь выбрать другую интересную малышу, либо приобрести новую.



Игры для ребенка 4 месяцев, развивающие активную деятельность мозга.

Игра «Звонкие бубенчики»

Это очень простая игра, для которой вам понадобятся маленькие погремушки, которые будут играть роль бубенчиков. Повяжите на погремушки ленточки и с их помощью привяжите бубенчики к ручкам малыша. Как только малыш начнет двигать руками, появится звучный звон. Ребенок будет понимать, где находятся его ручки, и что это он является причиной красивых звуков. Такое занятие увлечет малыша, будет провоцировать мозговую и двигательную активность, в то время как родители смогу расслабиться и понаблюдать за действиями их малыша.

Игра «1 узелок, 2 узелка»

Эта интересная игра позволит вам наладить тактильное общение с малышом, при этом вы будете улучшать его осязание. Для игры понадобиться широкая гладка ленточка длиною 40 см. Повяжите на ленточке 4 узелка через каждые 8-10 см. Подайте малышу в ручку ленточку, пусть он ее хорошенько схватит, после чего потяните. Пусть малыш почувствует, как ленточка продвигается, и ручка ребенка начинает натыкаться на узелки. Очень важно чтобы ребенок понимал, что именно происходит. Делайте это занятие несколько раз в день, даже если вам кажется, что оно не приносит ощутимой пользы.



Игра «Зарядка для малыша»

Такая игра одновременно поможет снять повышенный тонус мышц, расслабит конечности малыша, ускорит физическое развитие ребенка. Делать зарядку лучше всего 2 раза в день: утром после того как малыш только проснулся и перед вечерним купанием.

  1. Положите малыша на спинку;
  2. Погладьте его ручки, потом ножки, потом грудь и животик. Движения должны быть успокаивающими и расслабляющими, чтобы ребенок смог полностью доверить вам свои ножки и ручки;
  3. Сделайте плавно 3 раза перекрестные движения ручками, затем ножками, затем все поочередно повторите 5-6 раз;
  4. Подожмите по очереди ножки 5-6 раз;
  5. Поднимите обе ручки вверх, затем обе вниз, затем одну вверх, вторую вниз и наоборот;
  6. Повторите все движение еще 1 раз.

Помните о том, что если ребенок не позволяет вам управлять своими ножками или ручками, то не делайте этого насильно, отложите упражнения на другое время.

во-вторых, носите его в кенгурушнице, только лицом вперед. И дома, и на улице, и в магазин! Они это обожают, это развивает отлично!

Никогда НЕ носите ребенка в "кенгурушнице!!!

У Вас есть выбор двух приспособлений по ношению ребенка рюкзачок-кенгуру и слинг (он же перевязь, лоскутный держатель). Внутри этих двух групп есть разные модели и конструкции, но это не мешает уверенно разделить их. И дело даже не в предпочтении вертикального или горизонтального положений – в принципе и большая часть «кенгурушек», и лоскутные держатели позволяют носить ребенка в обоих положениях.

Все модели кенгуру похожи на парашютные доспехи. А слинг – это улучшенный вариант платка, которым женщины тысячелетиями привязывали к себе своих детей. И уже на этом сравнении видно, что конструкция слинга испытана многими поколениями. От платка его отличают лишь незначительные детали, добавленные для удобства малыша и мамы: края подбиты синтепоном и для удобства регулировки – кольца.

Регулировка – еще один козырь слинга в противовес «кенгурушке» . У последней в наличии обычно большое количество пряжек и ремешков, которые маме не всегда удобно самостоятельно застегивать. Отрегулировать длину лямок, чтобы переодеть рюкзачок с домашней одежды на зимнюю куртку, бывает еще сложнее. Для слинга же этой проблемы не существует – все манипуляции с кольцами можно проделать одной рукой (хотя справедливости ради заметим, что не у всех это получается сразу, и поначалу бывают нужны обе руки – но не больше), и мама легко обходится без посторонней помощи. Так же легко можно передать заснувшего в слинге младенца другому «носильщику» или просто снять с себя, чтобы положить в кроватку – не нужно ничего развязывать-расстегивать, менять положение ребенка, - он ничего не почувствует!

Положение младенца в слинге физиологично, оно повторяет положение на маминых руках . Он плотно прижат к маме, его ножки и ручки не болтаются, и даже в вертикальном положении, предназначенном для самых маленьких, он не висит, а покоится на маминой груди словно в надежных объятиях. Всего этого нет даже в тех моделях кенгуру, которые предназначены детям с рождения. Ручки и ножки там в горизонтальном положении нужно придерживать, они раскинуты, а вертикальное положение обычно не рекомендуется, чтобы избежать нагрузки на позвоночник. «Позвоночник ребенка находится в опасной позиции во многих популярных на сегодняшний день держателях. Вертикальное положение ребенка с болтающимися ногами, где вес тела приходится только на самую нижнюю часть позвоночника (на промежность), создает чрезмерное напряжение, что может негативно повлиять на развитие позвоночника и вызвать, в частности, его искривление» *.

Свои особенности, оказывается, есть и в вертикальном положении для начинающего сидеть малыша: «Когда ребенок предпочтет вертикальное положение для лучшего обзора (обычно в возрасте 4-5 месяцев) держатель должен позволить ему сидеть, скрестив ноги по-турецки, что распределяет вес его тела также на ноги и бедра в отличие от положения, при котором ноги свисают вниз, и неокрепший позвоночник берет на себя всю нагрузку»*.

Для мамы, кормящей грудью, слинг имеет еще одно неоспоримое преимущество . Ребенка не надо вытаскивать, чтобы покормить; в людном месте кормление в слинге позволит избежать любопытных взглядов, так как сделает весь процесс совершенно незаметным для постороннего наблюдателя. Мама может кормить младенца на ходу, например, гуляя в парке со старшим ребенком, и не искать постоянно укромный уголок. Ведь так не хочется прерывать прогулку и в спешке бежать домой! Ту же добрую службу слинг сослужит в транспорте, в поликлинике – всюду, где нам бывает нужно незаметно покормить младенца.

А значит, маме совсем необязательно сидеть в четырех стенах или быть ограниченными рамками ближайшего сквера. Со слингом у мамы буквально развязаны руки, она может отправляться в гости или на отдых, не думая о том, как запихнуть в транспорт громоздкую коляску. А для малыша слинг – это его маленький дом , и даже в незнакомом месте это успокоит его и внушит чувство безопасности, позволит спрятаться в родном «гнездышке». Вы не представляете, до чего детишки любят, когда их сажают в слинг. Ведь он служит им с рождения до тех пор, пока у родителей хватает сил и желания их носить. Любой слинг рассчитан на использование с рождения и до 2,5 лет. Уже подросший, начавший ходить малыш тащит маме любимый слинг в трудную минуту – режутся зубы, меняется ли погода или просто «неможется», – забирается в него и, успокоенный, засыпает.

Заснуть малыш может и сидя, но в слинге положить его совсем не трудно. Собираем ножки, раз – и готово, он уже лежит. Менять все положения очень легко, ничего не надо снимать и расстегивать. Есть такие «шилопопики», которые отказываются хоть пять минут посидеть спокойно. Для них слинг – идеальный вариант, ведь положение можно менять непрерывно, это никому не доставляет хлопот, вертись на здоровье.

Про положение "лицом вперед" -Ррбенок не видит Вашего лица, не следит за Вашей мимикой, в то время как именно Ваша реакция на происходящее вокруг формирует представление ребенка о текущей ситуации, обеспечивая ему тем самым спокойствие и комфорт. Нервная система малыша нуждается в отдыхе от впечатлений, но в этой позиции, даже если ребенок утомлен, он не сможет спрятать лицо.

Плюсы и минусы этого способа ношения комментирует доктор Эвелин Киркилионис:

“Мне не очень нравятся способы ношения ребенка, предполагающие позиции "лицом вперед". Ножки ребенка находятся в далеко не идеальном положении, т. е. скорректировать дисплазию невозможно, скорее можно дать ей толчок к развитию и у здоровых детей. Положение туловища также не очень полезно для ребенка, т. к. совершенно недопустимая нагрузка приходится на плечи малыша. Это может спровоцировать различные проблемы с позвоночником.

Кроме того, точка опоры приходится не на попку, а на таз и верхнюю часть бедра, девочка сидит на промежности, а мальчик на яичках. Плюс к тому, ребенок непосредственно столкнется с огромной массой впечатлений. Нашим малышам еще предстоит научиться отличать важное от незначительных деталей, игнорировать ненужную информацию. Младенец, которого несут таким образом, не имеет возможности фильтровать впечатления, спрятаться от них; он обречен на перевозбуждение, что приведет к проблемам со сном. Это только кажется, что младенцу необходимо и приятно иметь такой обзор. Но поток информации не может иссякнуть именно в тот момент, когда малыш от него устанет, а сам ребенок в такой позиции не имеет возможности спрятаться, во-первых, потому что данный узел конструктивно не позволяет этого, а во-вторых, ребенка настолько захватывает обилие впечатлений, что он не сможет успокоиться вовремя”.

Необходимым требованием к комфортному способу ношения является возможность ребенка отворачиваться от возбудителей : если малыш утомлен, его головка клонится набок, тельце утрачивает тонус, а внешние раздражители более не находятся в поле зрения. Но все это невозможно при способе ношения "лицом вперед" (усталость малыша актуальна, прежде всего, в вечерние часы). Это чаще всего критическое время, так как отход ко сну – нелегкая задача для ребенка. Таким образом, если малыш очень любопытен и хочет видеть все вокруг, Вы можете носить его за спиной – такой способ очень удобен со слинuом.

Нашему малышу уже 4 месяца. Время летит быстро, а ребеночек все больше и больше приспосабливается к этому миру. Все вокруг для него очень интересное, но он еще слишком маленький для того, чтобы самостоятельно познавать окружающую среду. Родители могут ему в этом помочь. А как же замечательно учиться играя?! Давайте посмотрим, в какие развивающие занятия мы можем играть с малышом на этом этапе его развития.

Перечень этих игр, конечно же, не окончательный. Он поможет вам понять основные принципы развивающих занятий и направит вас в этом увлекательном процессе.

Не заставляйте малыша, если он не хочет играть или ему не нравится, может просто сейчас у него не то настроение. Попытайтесь поиграть с ним позже в эту игру. Помните, что вы делаете это не для того, чтобы просто сделать, а для того, чтобы провести хорошо и с пользой время с вашим ребенком! Важно также, не оставлять ребенка одного без присмотра!

Играем в прятки

Эту игра имеет множество вариантов и насколько у вас хватит фантазии, так разнообразно вы и будете в нее и играть. Ниже привожу несколько примеров.

  1. Сначала закройте свои глаза ладошками, а затем разведите ладошки со словами «ку-ку!». Повторите это несколько раз. Затем закройте глазки малыша своими ладошками, разведите их со словами «ку-ку!». Повторите это несколько раз.
  2. Можно поиграть в эту игру накрыв свою голову одеялом и выглядывать со словами «ку-ку!».
  3. Спрячьтесь с поля зрения малыша, затем выгляните и скажите «ку-ку!».
  4. Вы можете попробовать набрасывать полупрозрачный платок на малыша. Малыш будет скидывать его с себя, а если нет, то помогите ему и скажите «ку-ку!».
  5. Можно прятаться не только самому, но и прятать различные игрушки и предметы.

Играем с мыльными пузырями

Пускайте в присутствии ребенка мыльные пузыри. Ребенок с удовольствиями понаблюдает за парящими в воздухе прозрачными мячиками. А также поймайте мыльный пузырь шерстяной варежкой и пусть ребенок поближе его рассмотрит.

Игры с мячом

Поиграйте с ребенком с помощью надувного яркого пляжного мяча.

Положите ребеночка перед вами на спине. Держите мяч прямо над ним, вращая и раскачивая его. Малыш попытается его схватить. При необходимости, помогите малышу удержать мячик. Подбрасывайте мячик вверх и бросайте ребенку в ручки.

Малыш может помогать себе удерживать мячик ножками. Попытайтесь поднести мячик к ножкам ребенка, он попытается оттолкнуть мячик. Если нет, помогите ему ударить по мячику ножкой или двумя.

Упражнение способствует развитию тактильных ощущений ребенка, укрепляет мышцы ног и живота.

Слушаем музыку и поем песенки


Детям нравится музыка и ритм. Еще внутриутробный мир ребенка был наполнен разнообразными звуками: биение сердца матери, движение крови по ее телу, работа легких и т.д. Музыка и пение помогают соединять нервные связи в мозгу, развивает детский музыкальный слух и чувство ритма, и, при использовании музыкальных инструментов, учит устанавливать логические взаимосвязи между своими движениями и звуком.

Поэтому не забывайте петь малышу песенки и слушать музыкальные произведения. И поверьте, ему все равно, какой у вас голос и музыкальный слух. Для него главное слышать родной голосок, видеть родное лицо и ваше внимание!

Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте их ребенку перед сном или включайте на компьютере. Это станет для него своеобразным приятным ритуалом.

В этом возрасте к пению можно добавить такие инструменты, как деревянные ложки или игрушечные барабаны (это может быть и пластиковая, металлическая (только не очень тяжелая) миска или жестяная банка). Давайте малышу пробовать настукивать ритм. Покажите ребенку, как можно ударять по барабану ладошкой и кулачком, и кроха будет с удовольствием стучать по барабану, а также барабаном по полу и мебели. Вы можете соорудить целую барабанную установку из жестяных банок и позволить малышу барабанить по ним, поддерживая его под мышки в вертикальном положении.

«Носок с ярким рисунком»

В следующей игре из цикла мы будем изучать части нашего тела в увлекательной форме.

Оденьте ребеночку на ногу яркий носок, на ручки яркие перчатки или специальные игрушки, которые кроме ярких цветов издают различные звуки. Подскажите ребеночку, что это ручка, это вот пальчик такой-то, это ножка, вот это вот изображено на перчатке, на носочке и т.д. Понаблюдайте за реакцией малыша и, если ему понравилось, и он хватает свою ножку или ручку, то практикуйте эту игру, а если нет, то повторите ее позже.

«Две игрушки»

Положите в каждую ручку ребенка по игрушке, которая пищит, например, резиновая. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Старшие малыши могут сжимать обе игрушки одновременно. Помогите ребеночку, если ему тяжело.

В этот период ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Вложите ребенку в руку погремушку. Потрясите ручку с вложенной игрушкой. Покажите ему, как нужно перекладывать предмет в другую ручку. Для этого положите свободную ручку на погремушку, и ребенок автоматически ухватится за нее. Разожмите пальчики другой ручки. Похвалите ребеночка.

Эта игра развивает простые двигательные навыки и координацию движения.

«Забавы для ручек»

Важно также развитие мелкой моторики и обогащение сенсорных ощущений ребенка, в частности, тактильных.

Для этого давайте ребенку ощупывать предметы разной текстуры (мотки ниток, ткани, бумага, мешочки с разными наполнителями (крупы, бобовые и т.д.).

Используйте в игре погремушки. Погремушка-это, наверное, одна из первых игрушек вашего малыша. И, скорой всего, их в доме у вас есть несколько штук: различной формы и расцветки. Эта игра позволит задействовать ваши погремушки и разнообразить их повседневное использование. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка (поочередно правой и левой). Если он не пытается ее захватить, поднесите ее ближе к ручке и помогите ребенку захватить ее. Обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.

«Качаем малыша»

Последнюю из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» хочу предложить вам игру «Качаем малыша».

Качание очень нравится маленьким детям. Если вы во время раскачивания поете песни или читаете стихи, то у ребенка будут образовываться важные соединения в мозгу, а также вырабатывается чувство ритма, малыш учится удерживать равновесие и развивается вестибулярный аппарат.

Посадите малыша на колени и раскачивайтесь взад – вперед, в стороны. Для этого вы можете использовать кресло-качалку или фитбол. При этом читайте любимый стишок или пойте песенку.

«Зеркало»

Подносите ребенка к большому зеркалу. Показывайте и называйте ему разные предметы, части тела, совершайте ими движения (качайте головой, махайте руками, хлопайте в ладоши…), задавайте вопросы… Он с радостью будет вас слушать и вам улыбаться.

Ребенок с большим удовольствием будет играть с безопасным зеркальцем, подвешенным в его кроватке или коляске.

В ходе игры увеличивается словарный запас, малыш учится узнавать свое отражение в зеркале.

Рассматриваем картинки

Малышу будет интересно рассматривать черно-белые, яркие картинки контрастных цветов, на которых малыш узнает различные предметы, фотографии самого малыша и членов его семьи, тематические карточки с изображениями животных, растений, птиц, игрушек, мебели, фруктов и овощей и т.д.

Показывайте малышу картинки и обязательно объясняйте ему, что на них изображено.

За один раз не стоит рассматривать с малышом более 3-х картинок.

Также периодически заменяйте картинки на новые или хотя бы меняйте их местами.

«Занимательные беседы»

В следующей игре из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» мы будем разговаривать с нашим малышом.

В этом возрасте дети лепечут. Повторяйте за ребеночком его детские разговорчики, и это принесет ему массу удовольствия. Таким образом вы поощряете его речевую деятельность. Если вы будете обращать внимание на определенные звуки ребенка, типа «ма-ма» ли «па-па», то малыш станет произносить их чаще.

Разговаривайте с ребенком чаще, рассказывайте о том, что происходит рядом, смотрите ему в глаза, улыбайтесь и кивайте. Малыш так поймет, что его понимают, слушают.

«Потанцуем»

Крепко возьмите ребенка под мышками и сделайте несколько танцевальных движений. Или берите ребенка на ручки и танцуйте. Попробуйте потанцевать под любимую песенку или стишок.

«Физические упражнения»

Ребенку в этом возрасте уже не так интересно просто лежать в кроватке или коляске, поэтому ему становятся более интересными подвижные игры. Это может быть и массаж и динамическая гимнастика. Или разные подъёмы вверх/вниз, легкие покачивания на коленках и т.д. Это большая тема, которую сложно вместить в один пункт, рекомендую вам ознакомиться с ней поближе и в других источниках:).

«Туда-обратно»

Последнюю из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» хочу предложить вам игру «Туда-обратно».

Вам понадобится небольшая пластмассовая машинка на колесиках или другая игрушка, которая сможет перемещаться по полу. Можете насыпать в небольшую пластмассовую бутылку крупу или другой сыпучий материал.

Положите малыша на животик, можете подложить ему под грудь валик из полотенца, чтобы ему было легче находиться в таком положении, и он смог подольше поиграть.

Подтолкните машинку по направлению к малышу, потом - от него. Бутылка при перекатывании будет интересно шуршать.

Толкайте машинку туда и обратно сначала сами, а затем вместе с малышом. Расскажите ребенку, что это за игрушка, ее части, покрутите колесики.

Какие игры нравятся вашему ребенку, а какие нет? Какие трудности возникают у вас во время игры? Делитесь своим опытом в комментариях:)

Удачных игр с вашим малышом!

Статья подготовлена с использованием материалов интернета, книг и личного опыта.

Ребенок в течение первого года жизни развивается очень стремительно и познает окружающий мир параллельно с физическим ростом. Что можно предложить малышу в возрасте четырех месяцев? Конечно, обычное сюсюканье и умиление забавляют малыша, однако необходимо, чтобы игры с ребенком в 4 месяца были полезными и помогали ему в осваивании всех навыков, касающихся как физического, так и умственного развития.

Цели игр с ребенком в 4 месяца

Как верно сказал американский психолог Стенли Холл: «Игра есть, в сущности, рост организма».

Какие игры можно предложить вашему любимому крохе, чтобы общение с ним было максимально полезным?

Прежде всего, стоит определить, на какой сфере развития малыша вы хотите сделать акцент.

Цели, которые достигаются посредством игры с малышом в 4 месяца:

Развитие движений

Лежа на животике, ребенок делает движения, подобные отжиманиям взрослого человека, и подолгу удерживает голову, тем самым укрепляя мышцы груди и, помогая полноценному развитию легких.

Подтягивание на руках, когда ребенок пытается дотянуться до заинтересовавших его предметов полезно для укрепления пресса и подготовки к переворотам.

При помощи игр с предметами у ребенка формируется способность хватать, трогать и изучать. Ощупывая разные игрушки (мягкие, ворсистые, холодные и теплые и т. д.), младенец активизирует рецепторы, передающие сигналы в головной мозг. От частоты соприкосновения детских пальчиков с различными предметами зависит развитие сообразительности, активности и находчивости.

Тренировка зрения

Слежение за предметом, его зрительное и тактильное изучение, отыскивание глазами звучащего предмета.

Слуховое развитие

Игры на развитие слуха помогут малышу научиться узнавать голоса родных людей, понимать различную интонацию, слышать звуки и определять их источник, изучать звуки, извлекаемые из разных игрушек. Помните только что резкие, слишком громкие или грубые тона не понравятся младенцу.

Формирование речи

Звуковое сопровождение игр будет способствовать возникновению желания у малыша ответить подобным образом. У взрослого и младенца возникнет диалог, понятный только этим двоим людям. Ребенок учится понимать речь взрослого, сперва ориентируясь на интонацию, а по мере развития начинает улавливать смысл и разбирать слова.

Правила проведения игровых занятий

Игровые занятия не должны проводиться, когда ребенок капризничает или голоден, болен либо хочет спать. Бодрствование в активной фазе – самое подходящее время для того, чтобы начинать игровое общение.

Развивающие игры для детей 4 месяцев должны соответствовать возрасту и индивидуальному развитию малыша. Не стоит спешить и «грузить» младенца по полной программе. В природе все должно идти своим закономерным ходом. Заумности и несоответствие возрастным критериям – ошибки многих родителей, пытающихся вырастить вундеркиндов. В выборе подходящих игр помогут многочисленные методики педагогов и врачей-педиатров, а также советы родителей, дети которых давно переступили черту младенческого возраста.

Марина, мама 8-месячной Лизы: «С рождения заниматься с ребенком не имеет смысла – он просто не увидит, что ему показывают, т.к. зрение еще не развито. Мы с дочей начали заниматься в 4 месяца, рассматривали крупные картинки, читали книжки-малышки на 4-5 страниц с простым сюжетом. Лиза смотрела, слушала, но не долго по 3-5 минут 3 раза в день. В 6 мы принялись за карточки Домана. Сейчас на карточках она узнает знакомые предметы, показывает пальчиком. А 10-месячная дочка знакомых, с которой не занимались до этого, сейчас не сидит на месте и карточками Домана ее не заинтересовать».

Нельзя перегружать ребенка долгими занятиями . Время, выделяемое для игр в 4 месяца должно быть не дольше 10 минут. После отдыха можно продолжать упражнения. Продолжительные игры в этот возрастной период запрещены, малыш еще слишком мал, чтобы часами радовать вас своими достижениями, поэтому обязательно делайте поправку на возраст.

Важное правило в игре с младенцем – позитивный настрой взрослого . Если вы чем-то обеспокоены, раздражены, отложите общение-игру на более благоприятное время.

Регулярность проводимых занятий – важное условие успеха . Если вы занимаетесь с малышом 1 раз в неделю, то от таких занятий будет мало пользы.



Играем и физически развиваемся

Разминка

Пассивные упражнения, то есть те, которые выполняются руками взрослого, помогут крошке размяться перед физическими упражнениями. Поиграйте с малышом в «велосипед», поочередно сгибая и разгибая ножки ребенка. То же самое поделайте с ручками, сгибая и разгибая в локтях.

Покатайте ребенка на импровизированной качельке, положив его животиком на скрученное полотенце. Покачайте его вправо/влево. Пытаясь удержать равновесие, младенец будет стараться выставить то одну, то другую ручку в качестве опоры.

Держим голову

Для закрепления способности младенца держать голову положите его на живот и показывайте яркую игрушку, стимулируя кроху опираться на предплечья и смотреть вверх. Можно сопровождать эти манипуляции различными звуками – звоном погремушки, колокольчика, бубенчиков или вашего голоса.

Стимулируем перевороты

Используя эти же предметы, помогите малышу в начальных попытках ползания и переворотов со спинки на животик. Для этого можно положить кроху на серединку кроватки и показать яркий предмет, затем переместить игрушку в другое место. Младенец будет стараться перевернуться, чтобы снова увидеть то, что его порадовало и заинтересовало. Если у него не получается, то слегка потяните его за ручку, чтобы он повернулся на бочок. Затем положите его на животик и повторите сначала.

Не забывайте менять игрушки каждые 3-4 занятия, иначе получить желаемый результат будет труднее.

Мозговая и двигательная активность младенца усилится, если поиграть с ним в «звонкие игрушки». Небольшие погремушки можно при помощи ленточек привязать к ручке или ножке малыша, и любое его движение будет сопровождаться мелодией бубенцов. Это доставит крохе радость и послужит стимулом к новым движениям. Но не забывайте о мерах безопасности – не оставляйте малыша одного с такой игрушкой, постоянно держите его в поле зрения.



Играем с мячом

Хороший игровой тренажер для четырехмесячного малышалегкий пляжный мячик. Как играть с ним? Такой мяч можно показывать младенцу, лежащему на спинке. Вращайте, качайте, подбрасывайте мяч. Разрешите малышу прикасаться к этому интересному предмету и одновременно поэкспериментируйте с поверхностью – подуйте на нее, чтобы стала холодной, затем согрейте своей ладонью. Сопровождайте такие игры описанием: «Смотри, это мячик. Он холодный. А сейчас теплый!»

Поднося мячик к ножкам младенца, вы будете приятно удивлены: он будет стараться отпихнуть мяч ножками, выполняя толкательные движения, как настоящий футболист.

Занятия на фитболе

Если в вашем доме есть фитбол-мяч, то укладывая своего сыночка или дочку на этот современный фитнес-атрибут сначала на спинку, потом на животик, и тихонько покачивая, вы поможете формированию вестибулярного аппарата и ориентации в пространстве.



Упражнения на разные группы мышц

Укрепление мышц живота, спины, рук происходит в ходе очень простой игры-тренировки - захвата пальцев малышом. Выбрав любую твердую поверхность, положите младенца на спину и дайте ему возможность захватить ваши пальцы. Активный малышок обязательно будет делать попытки оторвать голову, плечи, а затем и спинку от опоры. Эти упражнения подготовят основу для формирования навыка сидения.

Не стоит забывать и про игры, при которых ребенок находится в вертикальном положении. Это подготовка мышц ног сначала к ползанию, а затем к хождению. Удерживая его подмышками, предложите крохе попрыгать на ваших коленях. Следите, чтобы на ноги не приходился весь вес младенца: едва малыш коснется опоры ножками, поднимайте его вверх и улыбайтесь.

Захват и удержание предмета – этап физического развития, характеризующий четырехмесячного младенца. Погремушки с удобной ручкой, колечки яркого цвета, разные безопасные предметы могут стать отличными развивающими игрушками для тренировки этого навыка. Просто показывайте ребенку предмет и говорите: «На, бери!», побуждая его крепко схватить игровой атрибут.

Слингобусы, гирлянды из шариков и кубиков без острых углов можно использовать в играх с детками, одновременно развивая их.

Любые потешки, прибаутки, небольшие песенки, стишки, которые будут сопровождать активные игры, - большой плюс, помогающий положительному настрою и младенца, и взрослого.

Пальчиковые игры для детей 4 месяцев

Тактильные ощущения напрямую влияют на мозговую деятельность ребенка.

Пальчиковая гимнастика должна стать основным игровым инструментом родителей четырехмесячного ребенка.

Что такое пальчиковые игры для детей 4 месяцев и как их проводить?

Очень просто. Сгибая и поглаживая каждый пальчик ребеночка, мама или папа говорят известную потешку о том, где был «мальчик-пальчик», с кем он ходил в лес, с кем варил кашку, с кем песенки пел и т. д.

Основная часть пальчиковых игр сопровождается стихотворным наполнением. Мелодика стиха, интонация, радостные эмоции и малыша, и родителя помогают закреплению пальчиковых упражнений.

Если малыш скован, плохо разжимает пальчики , перед началом игры сделайте расслабляющий массаж ручек, используя приемы ЛФК:

  • Обхватите ручки ребенка за запястье, слегка потрясите их. Затем разводите в стороны и обратно, как будто птичка машет крыльями – это упражнение расслабит мышцы плеч.
  • Захватив ручки крохи в локтевом суставе, потрясите их – расслабятся пальчики.




Сценарии пальчиковых игр

Во время чтения стишка меняйте тактику: сначала сжимайте пальчики малыша в кулачок, а потом наоборот разжимайте.

В нашем доме лесном пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором – семейство серых зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата -– втором,
На первом ежи,
Мы еще к ним придем.

Апельсин

Сжимаем пальцы малыша в кулачок и разжимаем по одному:

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра
А для волка - кожура. (гладим ладошку)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (трясем ручку)

Ладушки

- Ладушки, ладушки!
Где были?
-У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили.
Шу-у-у... Полетели!
Нa головку сели,
Петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!

Поднимают рук вверх и опускают на голову

Наталья, мама 6-месячного Толика: «Толик любит классические ладушки. В 4 месяца просто слушал и улыбался, а сейчас тоже стал поднимать ручки вверх и говорить «у-у-у-у».

Сенсорные игры

Сенсорные ощущения младенца можно тренировать, предлагая ему поиграть небольшими мешочками, подготовленными заранее. В плотную ткань зашивают различные наполнители (вату, крупу, песочек и т. п.) и дают ощупывать малышу. Тактильные новые ощущения приведут в восторг ребенка и помогут его развитию.

При изготовлении таких атрибутов не забывайте о безопасности малыша – не используйте в качестве наполнителя острые предметы, сшивайте все детали крепко и используйте прочный материал.

Если нет возможности сшить такие игровые дидактические материалы, то просто воспользуйтесь разнофактурными кусочками ткани – вельвет, плащевка, плюш, буклированная материя. Можно воспользоваться и другими предметами, изготовленными из разных материалов – пластмассы, дерева, синтепона и т. п.

Ольга, мама 4-месячной Веры: «Мы купили для Веруни несколько тканевых развивающих игрушек из разных материалов (гладких, шершавых, шуршащих), но они ей быстро надоели. Качественные игрушки дорогие, я не знала что делать. Тогда наша бабушка нашла выход их положения: сшила для ее гусенички одежки из разных материалов, одну даже связала из настоящей шерсти. Пришила к ним интересные пуговицы, бусины. Раз в 2 дня я меняла «одежду», а дочка каждый раз воспринимала игрушку как новую!»

Зрительные тренировки

Умение сосредоточивать взгляд на предмете, прослеживание его траектории при движении, желание отыскать понравившуюся игрушку – те параметры развития, по которым можно оценивать уровень зрительного развития малыша.

Игры в прятки

Показывайте игрушку младенцу, двигайте ее в разных направлениях, прячьте за небольшими и неяркими листами бумаги, давая возможность ребенку не только отыскивать предмет, но и мысленно проходить определенный путь игрушки и находить ее в непривычном месте.

Слежение за предметом

Простые траектории со временем можно заменять на более сложные. Поиграйте с малышом в круги большие и малые. Положите младенца на спину и привлеките его внимание яркой (можно со звуком) игрушкой, затем поводите ее по кругу, постепенно увеличивая диаметр. Не торопитесь, движения должны быть плавными и размеренными.

Занятия с малышом можно проводить не только с помощью игрушек. Склонившись над кроваткой, спойте крошке песенку или расскажите маленький стишок, потом переместитесь в другой угол кроватки и снова привлеките его внимание.

Одна мама играла с четырехмесячным малышом, используя большого плюшевого мишку, прячась за ним и перемещая «лесного жителя» в разные доступные для взгляда малыша места. Ребенок очень полюбил игрушку, а когда подрос, Мишутка оберегал его от ночных страхов. Мальчик не расставался с ним вплоть до школы.

Игры для развития речи

В 4 месяца малыш уже певуче гулит, пытаясь общаться. Задача взрослых поддерживать диалог, отвечая теми же звуками. В 4 месяца уже пора учить малыша слогам: «ма», «да», «на».

Читайте малышу стишки, четко проговаривая слоги:

Ма-ма-ма-ма, мамочка!
Ба-ба-ба-ба, бабушка!
Ду-ду-ду-ду, дудочка!
Па-па-па-па, папочка!
Ко-ко-ко-ко, кошечка!

Спойте песенку, каждый раз добавляя в конце новые слоги (да-да, на-на, ту-ту):

Утром я встаю,
Песенку пою,
Песенку простую,
Вот какую:
Ля-ля-ля-ля



Сосредоточение слуха

Цель игр со звуком в 4 месяца – развить способность крохи распознавать звук в пространстве, находить его источник, формировать способность узнавать голос мамы и реагировать на интонацию.

В качестве звукового источника можно использовать любые предметы, за исключением тех, которые издают неприятные и резкие звуки. Погремушки, детские музыкальные инструменты, шуршалки, колокольчики или бубенчики, небольшие молоточки, неваляшки используйте для игры с малышом, чтобы он прислушался и нашел предмет, который издает звук.

Меняйте местоположение источника звука и наблюдайте за реакцией ребенка. Если малыш нормально развивается, он обязательно будет поворачивать голову вслед за звуком.

Для слуховых тренировок можно использовать такой интересный атрибут, как носочки с бубенчиками. Надетые на ножки, они обязательно вызовут интерес у крохи, он будет дергать ножками, пытаясь отыскать источник звуков.

Звучащие заводные игрушки, поющие или «беседующие» с младенцем, станут любимцами вашего крохи.

Ребенок 4 месяцев может уже сам принять участие в «домашнем оркестре». Покажите ему, как можно извлечь звук из детского маракаса или погремушки, если их хорошенько потрясти.

Пойте малышу

На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают!

Под любую плясовую мелодию спойте:

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила.

Малыш придет в неописуемый восторг! Да и ваши эмоции будут зашкаливать, ведь это так здорово – совместные развивающие игры для детей 4 месяцев!