«Нынче много знания, но мало воспитания». Митрополит Макарий (Невский).
Основная образовательная программа групп дошкольного образования НОЧУ «Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского» (далее – ООП) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями и дополнениями от 27.08.2015) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р) Подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 г. Москва «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
- Комментариями к ФГОС дошкольного образования Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249
- Нормативно-правовыми актами Правительства Москвы, Департамента Образования.
- Уставом НОЧУ «Православный Центр».
- Локальными актами НОЧУ «Православный Центр»
- Охрана жизни и укрепление духовного, душевного и физического здоровья ребенка.
- Создание условий для эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребёнка в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Становление позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребёнка к социальному миру взрослых и сверстников, к природе, опосредованных отношением к Творцу.
- Формирование личности ребёнка, устремлённой к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Иисусе Христе, путём приобщения к традиционным духовным ценностям Православия.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в результате использования разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация воспитательно-образовательного процесса в группах дошкольного образования. Создание церковной среды как фактора, преобразующего группу детей в «детскую семью», на основе единства подходов к воспитанию детей в условиях образовательной организации, семьи и церкви.
- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа разработана и реализуется на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В Центре функционирует 3 группы дошкольного образования общеразвивающей направленности для детей от 3 до семи лет с возможностью пребывания ребёнка в группе в режиме полного дня, неполного дня, в режиме кратковременного пребывания в зависимости от потребностей и возможностей семьи.
Цель Программы: создание одухотворённого игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребёнка для полноценного проживания им дошкольного детства, всестороннего гармоничного развития психических процессов и физических качеств воспитанника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, духовно-нравственного развития личности, формирования основ базовой культуры дошкольника.
Задачи:
В основе Программы лежат следующие
Частное дошкольное образовательное учреждение «Православный детский сад в честь чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Кисловодск Пятигорской и Черкесской Епархии"
История: В 2002 году в городе Кисловодске по воле Божией, настоятелем храма Воздвижения Креста Господня, протоиереем Гермогеном Лимановым был заложен первый камень в фундамент будущего православного детского сада. 27 сентября 2010г. в престольный праздник храма, был торжественно открыт и освящен детский сад в честь чудотворной иконы именуемой "Скоропослушница". 60 воспитанников посещают православный детский сад.
Жизнь этих малышей, а также их родителей во многом изменилась. В детском саду духовный отец и педагоги вводят детей в мир православных традиций. Детский сад является начальной ступенью православного воспитания детей.
Концепция детского сада : приумножение любви, приближение к Богу, восстановление образа Божия в ребенке.
Отличительной особенностью его от других детских садов является то, что все аспекты воспитания питаются от православного и служат ему.
За время работы сформирован прекрасный коллектив высокопрофессиональных и талантливых педагогов, преданных своему делу, а также работников, чей труд хотя и не заметен, но очень важен в нашей работе. Педагоги и работники детского сада стараются сделать интересной и насыщенной жизнь детей и их родителей. Мы каждый день с любовью и радостью встречаем наших воспитанников, говоря детям и их родителям: "здравствуйте!" Каждый из дней, проведенных в стенах детского сада как шаг к новому миру- миру любви, радости, где все сердца пронизаны невидимыми и неразрывными нитями-нитями любви и добра. Мы, взрослые, мечтаем о таком мире, быть может, нашим детям удастся построить такой мир?!
Цель детского сада: создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка.
Воспитывая детей мы стремимся:
Любить ребенка таким, каков он есть,
Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум,
Уважать в каждом ребенке личность,
Одобрять и поощрять ребенка,
Верить в возможности каждого ребенка,
Развивать нравственные качества,
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития,
Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле православного воспитания
Традиции детского сада:
Участие в таинствах: ознакомление детей в доступной форме с христианским вероучением, библейской историей и богослужением, через участие в таинствах (еженедельное причащение по пятницам всей группой в храме; крещение вновь поступивших детей (если требуется); утренняя и вечерняя молитва, перед трапезой и занятиями (молитвенное правило выбрано с учетом возраста и возможностей понимания детей);
Православная пятница (причащение в храме, занятия с батюшкой "основы православной культуры";
Празднование православных праздников в соответствии с церковным и светским календарем - "Рождество и Новый год", "Весна. Великая Пасха", "Лето. День Святой Троицы", "Осень. Воздвижение Креста Господня" (именины детского сада и престольный праздник храма), празднование Дня Ангела детей;
Совместная проектная деятельность в детском саду (педагоги, дети), конкурсы детско-родительских творческих проектов;
Участие в городской выставке "Готовимся к Пасхе" (сотворчество родителей и детей);
Паломнические поездки педагогов с детьми и родителями
Презентация "Мир мира и добра"
Учредитель
(собственник): Местная религиозная организация православного Прихода храма Воздвижения Креста Господня г. Кисловодска Ставропольского края Пятигорской и Черкесской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Духовник и учредитель: настоятель храма Воздвижения Креста Господня митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов
Заведующая детским садом: Людмила Павловна Паленина, образование высшее, почетный работник образования
Святыни храма:
Чудотворная икона Божией Матери именуемая «Скоропослушница», чудотворная икона Николая Чудотворца-архиепископа Мир Ликийских, чудотворная икона св.вмч. Пантелеимона с вмонтированной капсулой со святыми мощами
Иконы: Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) архиепископа Крымского, Святой Матроны Московской с вмонтированной капсулой со святыми мощами, Преподобного Феодосия Кавказского с вмонтированной капсулой со святыми мощами
Лицензии на право осуществления образовательной деятельности : 26 № 000116, регистрационный №1208 от 10.12.2010г.; РО № 026441, регистрационный №1793 от 22.07.2011г. (бессрочная); Серия 26 Л 01 № 0001647, регистрационный № 5394 от 12.12.2016г. (бессрочная), приложение к лицензии Серия 26 II 02 № 0001248.
Конфессиональная аттестация о внесении в Реестр образовательных организаций РПЦ под номером 186 от 05.02.2015г. и имеет право осуществления образовательной деятельности по программам религиозного (православного) компонента дошкольного образования
Приоритетное направление: духовно-нравственное воспитание
Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица: 1102600001778
ЕГРЮЛ: Свидетельство от 20.08.2010г. выдано Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, серия 26 № 003661374
Свидетельство о гос.регистрации права на земельный участок: 26-АИ 506769, дата выдачи 04.12.2013г. (бессрочное пользование)
Свидетельство о гос.регистрации права на нежилое здание: 26-АИ 506709, дата выдачи 26.11.2013г. (собственность)
Устав: зарегистрирован 20.08.2010г., новая редакция 24.10.2013г., новая редация 07.11.2016г.
Образовательные программы: инвариативная -"От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.,Мозаика-Синтез, 2015г.); вариативные - "Мир-прекрасное творенье", Л.П.Гладких, Архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М.Меньшиков; Программа "Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье", Н.М.Алексеева; методическое пособие "Подарок к празднику" , О.П.Потаповская; Программа "Добрый мир", православная культура для малышей, автор Л.Л.Шевченко; региональный компонент - Приобщение детей к культурно-историческим ценностям региона (примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста, авторы Р.М.Литвинова, Т.В.Чусовитина, Т.А.Ильина, Л.А.Попова, О.Н.Корнюш
Награды и другие достижения:
Участники всероссийского научно-практического семинара "Пути реализации духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования" (г. Белгород);
2011 год:
Участники Первых Епархиальных чтений пятигорской и Черкесской епархии (презентация опыта работы "Организация процесса и основные направления гармоничного духовно-нравственного развития кажого ребенка в условиях православного детского сада");
Участники городских выставок "Готовимся в Пасхе";
2012 год:
Победители конкурса "Православная инициатива" (благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского) - комплексный творческий проект "Православные святыни";
Призеры краевой интеллектуальной олимпиады дошкольников "По дороге знаний";
2013 год:
Победители конкурса Благотворительного Фонда Василия Великого - проект "Лекотека" для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ);
Победители конкурса Общероссийского общественного фонда "Национальный благотворительный фонд" - проект "Здоровый малыш-счастливая семья-крепкое будущее";
Участники выставки "Мама и ребенок" (г.Пятигорск);
Участники краевой интеллектуальной олимпиады дошкольников "По дороге знаний";
2014 год:
Участники городской выставки "Святое воскресение";
Участники краевой интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний";
Участники городского методического объединения дошкольных работников - Мастер-класс "Использование современного физкультурного оборудования и детских тренажеров в работе с дошкольниками";
2015 год:
Грамоты Архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта;
Дипломы об участии педагогического коллектива в конкурсе "Лучший учитель Основ православной культуры";
Премия Архиепископа Пятигорского и Черкесского "Лучший учитель Основ православной культуры в номинации "Программа факультативного курса по Основам православной культуры"(годовое тематическое планирование занятий с дошкольниками) - Диплом 1 место заведующая Л.П.Паленина;
Лауреат краевого конкурса "Детский сад - 2015", диплом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края в номинации "Лучшая частная организация"
Мы говорили о потребности детей в постоянном эмоциональном контакте с родителем. Отсюда первый важный практический шаг - переосмысление действий в начальный, наиболее ответственный период жизни ребенка. Присмотр и уход за малышом «от нуля до пяти» хлопотен, но в целом, как полагают, это не тот возраст, в котором возможны проблемы. «Он такой несмысленыш!» - говорит взрослый. Для полноценного обучения детский интеллект еще не созрел, желания и поступки наивны. Доброта и невинность ребенка, кажется, не иссякнут никогда. Они возникают естественным образом и не нуждаются в специальной поддержке. В это сладостное время трудно принять мысль о возможных серьезных нарушениях, подтачивающих здоровье юной души.
По достижению возраста 5 лет общаться с детьми становится проще. Можно обсудить что-нибудь, сделать дела сообща, да хоть бы и за компанию сходить в магазин. Можно почитать ребенку интересную книжку, рассказать историю из своего детства. А в годы младенчества родитель с усилием настраивается на «детскую волну». Редко кто из нас не скучал на детской площадке и при однообразном выкладывании с ребенком пирамидок и башенок. Досуг в виде поездки в кукольный театр или на городской праздник если и оставляет воспоминания, то о давке в общественном транспорте, преодолении пешеходных переходов, трудностях одеваний-раздеваний и отправления физиологических нужд. А уж «Муха-Цокотуха», прочитанная подряд тысячу раз, не вызывает у мамы и папы иных чувств, кроме тихого отчаяния.
Возникает некий педагогический вакуум. День за днем проходят в обыкновенном, будничном ритме. Семейное измерение взросления кажется не таким уж существенным. Отвлечь ребенка на что-нибудь, а пока успеть самой переделать дела - вот краткая формула жизни матерей «от нуля до пяти». Ради этого в ход пускаются разнообразные ухищрения: мультфильмы, телевизор, планшет, громкая музыка. А уж если кто-нибудь готов временно присмотреть за ребенком вместо матери, такая подмена выглядит просто спасением!
Для нормального развития малышу очень важно оставаться с матерью, даже если та занята
Тем не менее семейно-ориентированная психология скажет, что для его будущего ребенку важней оставаться с матерью, даже если та занята. Лучше чертить каляки-маляки и грохотать кастрюлями подле нее, чем уноситься душой в самые красочные мультяшные и игровые миры.
Второй практический вывод, истекающий из концепций привязанности и импринтинга, тесно связан с первым и состоит в том, что домашнее воспитание следует предпочесть отдаче ребенка в детский сад. Едва ли для матери и отца утешением станет, если ребенок привяжется к чужим людям, подобно птенцу будет льнуть к посторонним и копировать их поведение.
Дети, случается, остаются без родителей по разным причинам. Специалисты в сфере сиротской опеки знают, как трудно бывает таким малышам войти в замещающую семью, принять в свою жизнь нового значимого взрослого и восстановить естественные доброжелательство и спокойствие, характерные для их сверстников, наделенных полнотой материнского участия. То, что первоначально достается родителю и ребенку само по себе и является естественным даром периода, в который мать вынашивает и кормит дитя, является чрезвычайно чувствительной, хрупкой тканью, «стартовым капиталом» доверия, который, к сожалению, легко растерять.
«Джон»
Насколько драматичной оказалась разлука, показала первая реакция на приход мамы: мальчик отворачивается от нее
Документальный фильм «Джон» был снят в Великобритании в 1969 году. Его авторы Джеймс и Джойс Робертсоны. Фильм основан на реальных событиях, и в нем показано, как разлука с матерью влияет на маленького ребенка. В свое время фильм получил феноменальную известность и был показан во многих странах. Он вызвал широкую общественную дискуссию о том, как сделать, чтобы уменьшить страдания ребенка в детских учреждениях и не допустить нежелательных последствий для его будущей жизни.
На экране мальчик по имени Джон, ему 17 месяцев. Необходимость заставила мать, находящуюся на последнем сроке беременности, организовать краткое пребывание Джона в Доме ребенка. Там он пробудет 9 дней - до тех пор, пока мать не выпишется из родильного отделения и не сможет забрать его. Прежде Джон никогда не расставался с мамой. Авторы фильма демонстрируют кадры трогательной заботы и близкого общения. Мальчик ведет себя подвижно, весело и производит впечатление на редкость довольного, уравновешенного ребенка. Внезапно Джон попадает в другой мир. Любимое одеяльце - единственное, что будет связывать его в эти тяжелые дни с безмятежным временем дома.
День за днем создатели фильма отслеживают перемены в ребенке и его реакциях на происходящее. Поначалу Джон спокоен и только оглядывается, постоянно ожидая, что мама вот-вот придет. Воспитательницы сменяют одна другую, и ко всем Джон относится с одинаково слабым интересом. Он послушен, кушает с ложки, но очевидно, что эти чужие тети его мало интересуют в сравнении с вопросом: «Где мама?».
Остальные пятеро детей группы провели в Доме ребенка большую часть своей жизни. Они вполне адаптировались к данным условиям, не дают себя в обиду и умеют добиться, чего захотят. Но у них нет опыта надежных, основанных на положительной любовной привязанности отношений.
Все дети примерно одинакового возраста. Они представляют собой беспокойную, шумную компанию, общение в которой сильно отличается от того, к чему привык Джон. Постепенно ему начинает хотеться быть ближе к воспитательнице, но другие оттесняют его. Взрослые привыкли обращать внимание на более требовательных детей, а тихие остаются в тени. Возня вокруг вызывает в ребенке напряжение: он жмурит глазки и закрывает уши руками.
В первые три дня воспитательницы, занятые множеством дел, воспринимают Джона как покладистого, редко плачущего ребенка. Но на самом деле картина сложнее: Джон испытывает тревогу, растерянность. Отвернувшись от группы, мальчик молча играет с игрушками. Он часто подходит к большим плюшевым мишкам и прижимается к ним. К исходу третьего дня Джон начинает проявлять недовольство. Он чаще сосет палец. Ночью у Джона начнется рвота без всяких видимых признаков заболевания.
На четвертый день он плачет навзрыд и отказывается от еды. Попытки привлечь внимание воспитательницы становятся истерическими, Джон с силой расталкивает других детей. Вечером перед сном он горько плачет. Переживание разлуки становится трагическим.
Весь пятый день Джон равнодушен к играм и ищет только утешения. Его тихое горе проходит почти незамеченным в толчее Дома ребенка. В конце концов он решает привлечь внимание воспитательницы через плач.
На шестой день Джон рыдает, не умолкая. Жизнь Дома ребенка течет своим чередом. Мальчик по-прежнему отказывается от еды, и это беспокоит сотрудников. Папа навещает его, и Джон приносит ему свои уличные ботинки, желая покинуть учреждение и оказаться дома как можно скорее. Отец уходит, и с этого времени Джон становится ко всему безразличным. Громкий плач его сменяется слабым скулением, мальчик не выпускает любимое одеяльце из рук.
В седьмой день на лице Джона гримаса постоянных страданий. На восьмой он становится апатичен и ходит по комнате, плохо понимая, где и с кем находится. Он не обращает внимания на входящих в комнату людей; проголодался и при этом слишком дезориентирован, чтобы нормально поесть. Сосание пальца - ненадежный способ вернуть себя в равновесие. Воспитательницы замечают, что с Джоном творится неладное, и, как могут, занимаются им. Но двух воспитательниц на шестерых малышей не хватает, и волей-неволей им приходится покидать Джона.
Насколько драматичны для мальчика эти дни, покажет его первая реакция на приход мамы. В девятый день, когда Джон видит маму, он громко плачет и мечется. Он отворачивается, а затем вырывается из ее объятий. Воспитательнице приходится вступить в общение и заговорить с Джоном, чтобы сгладить возникшее неудобство и облегчить контакт. Мать хочет утешить сына, как она делала это раньше, но он не позволяет ей приблизиться к себе. Очевидно, он опасается, что она снова уйдет, и старается не поддаваться на уговоры. Таким способом ребенок надеется избежать нового стресса.
Наконец после нескольких неудачных попыток сближения Джон прижимается к матери. Но когда в комнату входит отец, проведывавший сына в предыдущие дни, Джон предпочитает отцовские ласки и с недоверием косится в ее сторону. Этот взгляд молодой женщине никогда раньше не доводилось видеть у сына. Раньше Джон безоговорочно доверял маме, теперь потребуется время и особые старания, чтобы туман недоверия рассеялся. «Что будет означать этот опыт для Джона и его семьи?» - этим вопросом авторы оканчивают свой фильм.
Потеряшки
Ситуация, которую мы наблюдаем через объектив кинокамеры Робертсонов, - модельная для поведения детей в чужой обстановке в состоянии разлуки.
Во время просмотра мне вспомнилась картина из детства: вечерние часы в детсадовской группе. Моя мама здесь, неподалеку, она работает воспитателем, и я чувствую себя уверенно и спокойно. Иногда в продолжение дня меня отпускают из моей группы, и по длинному затемненному коридору я иду в другое крыло здания, чтобы увидеться с ней. Вечером, после того как мама освободится, мы вдвоем направимся домой.
Моим однокашникам сложнее, у многих в душе сомнение: «Заберут или не заберут?» Заберут, а всё одно беспокойно. Оставлены игры, дети приникли к окнам. Хлопок входной двери - гурьба ребятишек спешит узнать, чей родитель пришел. Негласное соревнование: отправился домой первым, вторым, пятым… Со входа кричат: «Федоров», и сосед уходит с видом счастливчика, победно оглядывая остальных. У кого-то родитель задерживается, и ребенок едва способен сдержать слезы. Последние неудачники мысленно примеряют на себя роль потеряшек. Тревоги добавляет воспитательница: «Я, что, с тобой до ночи сидеть должна? Где твоя мама? Не будет приходить вовремя, в милицию сдам!»
Малыши психологически не готовы к разлуке с мамой. Они думают, что мама их бросила, и с трудом восстанавливаются после пережитого стресса. Это может изменить личность ребенка навсегда, сделав его тревожным, подавленным, истеричным. Признаки разрыва привязанности можно не заметить тотчас, но таковые с большой вероятностью проявятся в будущем.
Эмоциональные связи ребенка с определенным взрослым требуют подкрепления. Как мы это видели в примере мальчика Джона, ребенок, не привыкший к разлуке, в новой обстановке надеется обрести как бы новое подобие семьи. Но его вытесняют другие, более напористые сверстники, уже свыкшиеся с ролью детей без постоянной глубокой привязанности.
Детки с грядки
Отдельная тема - в какой мере детсады у нас отвечают потребностям детской психологии. Карл Бриш, немецкий профессор, заведующий клиникой детской психосоматики и психотерапии Мюнхенского университета, говорит: «При уходе за ребенком до 3 лет соотношение должно быть, по возможности, 1:2 или 1:3, то есть когда одна воспитательница ухаживает не более чем за двумя-тремя младенцами, а оптимально даже за одним. Во время привыкания должна быть постоянная воспитательница, этот период нужно долго планировать, и он не должен быть коротким. У воспитательниц не должно быть собственных психологических проблем, и они должны получить возможность самопознания в индивидуальных и групповых занятиях; кроме того, должна быть организована регулярная внешняя оценка их работы».
Рекомендации Карла Бриша в наших условиях кажутся фантастичными. Они нисколько не похожи на реально существующую обстановку детских садов. Одна воспитательница на двух-трех детей, а лучше на одного - это не детсад, каким мы его привыкли представлять, а почти персональное гувернерство! Впору недоумевать, какой смысл может быть в существовании учреждения, где на одну мать, освобожденную от повседневных хлопот с ребенком, приходится по одному человеку, занятому тем же самым в порядке исполнения «служебного функционала». При этом факт остается фактом: семья при большом количестве детей сохраняет потенциал органических связей и обеспечивает каждого ребенка чувством необходимых поддержки и безопасности; но формальная общность детсада не дает возможности взрослому одновременно «обогреть» больше одного-двух малышей.
По достижении трехлетнего возраста ребенок уже более зрел, но не настолько, чтобы распространенный у нас тип детских учреждений с группами по 20-25 и больше детей, с постоянной текучестью кадров смог отвечать критериям «экзистенциальной дозарядки» ребенка от значимого взрослого.
Послушаем, что говорит дальше профессор Бриш, автор книги «Теория привязанности и воспитание счастливых людей»: «На данном этапе (с 3 до 6 лет) также требуется соответствующая длительная стадия привыкания в присутствии основного лица, с которым у ребенка установились отношения. Высокое качество ухода за ребенком должно, в зависимости от возрастной группы, характеризоваться максимальным соотношением 1:6-1:8, то есть 6-8 детей на одну воспитательницу. Воспитательницам в детском саду также нужна высокая степень внутреннего эмоционального присутствия, участия и чуткости к сигналам их воспитанников. По возможности следует обеспечить, чтобы у детей были постоянные воспитательницы. Следует избегать неожиданных расставаний и прощаний».
Автор сетует на переполненность немецких детских садов, в которых, по его словам, «случается даже, что одна группа состоит из 16 детей». Но что скажем тогда о российских детских учреждениях?! Они похожи на заводские цеха или аграрные фермы, где индустриализованным методом налажено выращивание «растительной продукции» или изготовление «промышленных изделий». Это нисколько не напоминает среду, приближенную к домашней!
Ребенок живет как бы «на два дома», причем время основной активности приходится на детсад
«Воспитательницы из последних сил стараются как-то удовлетворить хотя бы физические потребности детей, для реагирования на эмоциональные сигналы младенцев и детей младшего возраста у них остается слишком мало времени; как правило, его нет вообще», - констатирует автор. Им подвергается критике концепция пребывания ребенка вне семьи в больших группах в течение целого дня. Будучи детским врачом, руководителем клиники, Карл Бриш настаивает на ограничении в 20 часов в неделю времени, проводимого ребенком без матери. За этим порогом отношениям наносится непоправимый ущерб. Ребенок не успевает перестроиться и живет как бы «на два дома». Причем время основной активности приходится на детсад. Дома дети пробуждаются, завтракают, собираются в группу, ужинают, проводят краткий вечерний досуг и спят.
Отметим еще раз: максимальный показатель для малыша - это 4 часа в сутки, тогда как большинство детей находятся в группе по 9 и больше часов, с 8 утра до 17-18 часов вечера - в продолжение всего трудового дня мамы и папы.
Отдавать или не отдавать?
Домашние занятия с мамой, пускай даже нерегулярные, могут дать лучшие результаты в сравнении с детсадовскими
Пребывание ребенка в детском саду затрагивает ряд других непростых тем. Какими будут результаты обучения, подготовки к школе в ситуации нарушенной привязанности? Психологическое правило гласит: «отношения привязанности предшествуют обучению». Ребенку трудно воспринимать информацию от лица взрослого, в отношении которого он испытывает недостаток эмоционального контакта. Только в спокойном, уравновешенном состоянии, как мы помним, дети проявляют настоящий интерес к внешнему миру. Как только возникает ситуация отсутствия опоры во взрослом, познавательная активность резко снижается. Дитя неспособно отвлечься от своих тревожных мыслей. А это значит, что домашние занятия с мамой, пускай даже нерегулярные и не самым умелым образом устроенные, могут дать лучшие результаты в сравнении с детсадовскими.
Атмосфера детского коллектива специфична. Это толчея, шум и ссоры. Невозможно побыть в тишине и уединиться. Помните, как в документальной ленте маленький Джон первое время пытался зажмуриться и заткнуть уши? У сотрудников, много лет проработавших в детском саду, нередко развивается профессиональное заболевание, связанное с частичной потерей слуха. Хорошо ли будет для последующей судьбы ребенка получить привычку постоянно находиться на людях, в условиях сильного звукового и зрительного перевозбуждения?
Дальше. Как быть с отсутствием отбора детей в группу? Врачи и детские психологи категорически настаивают на том, чтобы ребенку с факторами риска в семейной ситуации предлагались особые условия. Уровень педагогического сопровождения нужен тем выше, чем сложнее случай и чем более запущен конкретный воспитанник. В наших садах подбор совоспитанников чисто случаен. Вместе соединены дети из разных семей, с самыми разнообразными нарушениями, находящиеся на различном уровне развития. Один настроен слушаться взрослого, другой малоуправляем; один начинает читать по слогам, другой еще не вполне овладел речью. Подобное смешение делает невозможной целенаправленную и подробную педагогическую работу.
Трудности возникают с качеством подбора сотрудников детского сада. К числу профессиональных навыков у нас относят обычно овладение методиками и способность поддержать дисциплину. Но если смотреть на личность воспитателя с точки зрения теории привязанности, для ухода за детьми потребуются некие другие люди. Далеко не каждый соответствует критериям эмоциональной доступности, чуткости, отсутствия нарушений привязанности и травматического опыта в собственной жизни.
Условия жизни дома и в детском саду слишком различны для того, чтобы не привносить противоречий во внутренний душевный мир ребенка. Малыш рано или поздно, разумеется, «привыкнет» к чужой обстановке, к отсутствию мамы и появлению чужой тети вместо нее. Но нужно ли и полезно ли подобное привыкание? Результатом его станут тяжело преодолимые проблемы в общении с окружениями, с любимыми и в конечном итоге со своими собственными детьми.
Очевидно, что родители в современных условиях будут прибегать к услугам детсада. Матери вынуждены выходить на работу, и это приводит семьи к подобному решению. Но мамочка, остающаяся дома, должна знать, что ее выбор важен и ее готовность заниматься ребенком будет вознаграждена. Хорошо, когда мать может зарабатывать и преуспевает на общественном поприще. Однако не всё определяется этим. Душевное здоровье детей и близость отношений в семейном кругу имеют свою высокую цену. Как сказала одна из родительниц: «Ребенок вам потом спасибо скажет. Да-да, именно спасибо. Среди моих знакомых, которые не ходили в садик, все благодарны. А вот за сад, да еще с продленкой, во взрослом возрасте не благодарит никто».
Для семей, где взаимоотношения и воспитание детей пущены на самотек, пребывание в детском саду, возможно, смотрится не так плохо. Легче всего в этих условиях адаптируются те из детей, кому не слишком хорошо живется дома. Игры со сверстниками и четкий распорядок дня лучше, чем лень и сидение перед телевизором. Но семьям, где родители проявляют ответственность и участие, имеет смысл однозначно сосредоточиться на целях семейного воспитания малышей.