Что делать когда ребенок начала слова заикается. Ребенок стал заикаться? Лечим заикание у детей в домашних условиях

1 . Если ребенок заикается, не следует винить себя или окружающих. Он ни в коем случае не является неудачником из-за этого.

2 . Многие люди могут периодически заикаться.

3 . Есть специальные техники, которые помогают контролировать свою речь, при желании им можно научиться.

4 . Отдельные люди могут заикаться больше других.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок разговаривал всегда ровно, правильно и не заикался. Достаточно тяжело видеть и слышать, как твой малыш изо всех сил старается что-то сказать, а у него ничего не выходит.

Что делать если ребенок заикается ?

Принять
Одним из наиболее важных шагов в лечении заикания является организация атмосферы, при которой принимаются любые речевые ошибки. Только при таком отношении к малышу придёт осознание того, что не следует стесняться своих речевых ошибок. Такого рода осознание даёт возможность для экспериментов с речью и нахождения путей, которые ему помогут. Понимание, что семья его любит и принимает таким, какой он есть, поможет снять с ребенка стресс и повысит самооценку. Не забывайте, что самое важное – это то, что кроха говорит, а не то, как он это делает.

Игнорировать заикание
Замечания по поводу неправильной речи со стороны родителей могут только усугубить проблему. Игнорировать заикание – это вовсе не означает, что вам ничего не следует делать, не обращаться к специалистам и пустить проблему на самотёк. В данном случае предлагается только не обращать излишнего внимания на трудности речи. Маленькому человеку такого комментария от родителей, как «тебе это было немного трудно сказать? Не переживай, у меня такое тоже бывает» вполне хватит, чтобы быть уверенным, что вы полностью на его стороне. С детьми постарше можно открыто (и как бы между делом) обсудить этот вопрос – это даст им необходимую поддержку.

Вмешательство других
Если ваш ребенок заикается, то (наверное) окружающие дают вам большое количество советов по поводу борьбы с этим. Малышу ежедневно приходится общаться с множеством людей: с друзьями, с учителями, с родственниками и так далее. В свою очередь вы, как ответственные за него люди, скорее всего стараетесь узнать как можно больше о его проблеме и понимаете, что ему помогает, а что нет. И только от вас будет зависеть, станете ли вы разъяснять окружающим, как нужно общаться с вашим ребенком, чтобы он смог справиться с ней.

Заикающийся малыш очень нуждается во внимании родителей, постарайтесь выделить как можно больше времени для общения с ним. У детей, которые страдают от заикания и относятся к группе риска, нервная система сильно ослаблена, поэтому они нуждаются в индивидуальном подходе, спокойной семейной обстановке, правильном общем и речевом режиме. Постарайтесь как можно меньше читать разных книг, которые не соответствуют их возрасту и могут вызывать чувство страха. Ведь оно может стать постоянным.

Ограничьте просмотр телевизора (особенно перед сном) и различных передач, которые не соответствуют его возрасту. Это перевозбуждает и утомляет кроху. Не следует его сильно баловать, исполняя все прихоти, потому как любой отказ или противоречие может стать для него психической травмой. Обязательно должны соответствовать его возрасту предъявляемые к нему требования. Также они должны быть постоянными и одинаковыми со стороны всех окружающих его людей.

Не перегружайте кроху впечатлениями. Если в это время не будет соблюдаться режим и правильность воспитания, это может стать причиной осложнений. Большое значение для малышей, которые заикаются, имеют занятия танцами или пением. Они помогают развить правильное речевое дыхание, чувство ритма и темпа.

Если вы вдруг заметили, что ваш ребенок начал заикаться, следует создать для него режим наибольшего эмоционального и речевого покоя. На время нужно уберечь его от посещения школы или детского сада, от общения с друзьями и от визитов гостей. В тоже время все члены семьи должны разговаривать в более медленном темпе. Поневоле такой темп речи перейдёт и к малышу, а запинки обязательно исчезнут.

Ещё имеет смысл смена обстановки для создания крохе курортных условий. Путешествие на дачу, на море или в санаторий, соблюдение режима, физические нагрузки на природе и правильное питание должны благотворно повлиять на его речь, и после возвращения можно будет забыть о проблеме. Не пожалейте усилий в течение первых двух месяцев и, скорее всего, вопрос разрешится.

Иначе крохе придётся с этим жить. Это значит, что его научат говорить правильно, но он от этого не перестанет быть заикающимся, и ему нужно будет постоянно контролировать свою речь. Существует ряд техник плавной речи, пользоваться которыми может научить логопед. Ещё есть портативные приборы – они позволяют корректировать речевой ритм и тембр.

Вашему вниманию представлены несколько упражнений, с помощью которых вы сможете самостоятельно помочь заикающемуся ребенку.

Расслабляющий массаж плечевого пояса, шеи и лица. Делайте лёгкие поглаживающие движения, сопровождая их ласковым общением. Выговаривайте слова тихо, нараспев. В конце массажа скажите: «напряжение улетело и расслабилось всё тело».

Игра в молчанку. Её основная цель – создать для ребенка режим молчания. Проявите фантазию, убеждая малыша в необходимости молчания. Например, вы можете придумать игру с подводным сюжетом, в которой нельзя открывать рот, иначе можно захлебнуться.

Логоритмические упражнения – это когда кроха одновременно двигается и говорит. Произносите такие строки: «Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп, и туда, и сюда повернёмся без труда». При этом слова сопровождайте движениями. Вы можете купить для этого специальный диск «Весёлая логоритмика».

Счёт до десяти с постепенным увеличением количества числительных, произносимых на одном выдохе:
a ) одиииин (при этом растягивается гласный),
b ) одиндвааааа,
c ) одиндватрииии,
d ) одиндватричетыыыыыре,
e ) одиндватричетырепяааааать (и таким образом продолжайте до десяти).

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой «Пожар» или «Собака». Для данного упражнения малышу нужно представить, что он собака, которая учуяла пожар носом. Один из родителей вслух повторяет слова: «Гарь! Горит! Огонь! Тревога!». При этих словах у ребенка становится прерывистое дыхание (вдохи должны быть короткие и резкие). Следует активно задействовать крылья носа, а голову поворачивать из стороны в сторону.

Дайте возможность крохе играть с песком, конструктором, мозаикой, водой, красками. При этом пусть он сопровождает игру речью.

Просматривайте с ним предметные картинки, используя сначала сопряжённую, а потом отражённую речь. Для этого выберите до двадцати картинок, на которых изображены предметы, имеющие несложные названия. Начинайте потихоньку проговаривать слова, растягивая гласные в середине слова (книииига, зеееееркало, машииина, паровооооз). Пусть малыш повторяет за вами слова, произнося их также как и вы. После того как он начнёт добиваться успеха, можете переходить к картинкам с сюжетом. Только теперь он должен повторять словосочетания (зеркало разбииииилось, машина ееееедет, паровоз пыхтиииит, книга упааааала).

Игра на пианино. Данное упражнение предназначено для синхронизации ведущей руки с речевым аппаратом. Ведущая рука (у правшей она всегда правая) лежит в расслабленном состоянии на произвольной поверхности. Начиная с большого пальца, по очереди, направляясь к мизинцу, подражаем игре на пианино. Замещаем звуки воображаемого пианино цепочкой слогов: ма-мо-му-мы-мэ, па-по-пу-пы-пэ. Обязательно следите, чтобы нажатия пальцев на доли секунды обгоняли произносимые слоги (только не наоборот). После того как все слоговые цепочки проработаны, можно приступать подобным образом проговаривать слова и короткие фразы.

Поможет избавить ребенка от заикания в домашних условиях методика, представленная в этом видео.

Чем раньше вы начнете принимать необходимые меры, тем больше вероятность победы над заиканием. Однако в любом случае желательно обратиться к хорошему специалисту, чтобы он помог вашему малышу если не излечиться полностью, то хотя бы научиться контролировать свою речь.

Заикание – это нарушение речи, которое проявляется расстройством ее ритма, невольными остановками во время высказывания, повторениями некоторых звуков и слогов, вследствие чего затрудняется устное общение. Для большинства речь – само собой разумеющееся. А вот заикающийся человек ежедневно сталкивается с определенными сложностями в общении, так как ему недоступно ритмичное, точное, ясное ведение разговора.

Заикание является результатом того, что мышцы речевого аппарата (губ, языка, нижней челюсти, голосовых связок, мягкого неба) периодически сокращаются. Если эти судороги кратковременны, ребенок непроизвольно повторяет отдельные звуки или слоги. Сильные и длительные спазмы мышц приводят к задержке речи. Бывают случаи, когда сочетаются оба вида расстройства.

У здорового человека прерывания (повторение отдельных слов либо фраз, использование звуков «эээ», «ммм») составляют от семи до десяти процентов речи. Если количество остановок превышает десять процентов – это считается заиканием.

Причины возникновения заикания

Обычно заикание появляется у детей от двух до пяти лет, ведь именно в этом возрасте происходит становление речи ребенка. В силу своей «молодости» речевая деятельность наиболее уязвимая и хрупкая среди других психических процессов. Поэтому любая нагрузка на нервную систему ребенка прямо или косвенно на нее влияет. Маленькие дети отличаются отсутствием устойчивых тормозных реакций, они легко возбуждаются, что может привести к спазмам, в том числе и к спазмам речевых органов, т.е. к заиканию.

Причины заикания делятся на:

  1. физиологические;
  2. психологические;
  3. социальные.

К причинам физиологического характера относят заболевания нервной системы, последствия тяжело протекающей беременности, родовые травмы, наследственную предрасположенность. В ряде случаев заикание возникает из-за органического нарушения подкорковых отделов головного мозга. Нередко проблемы с речью связаны с заболеваниями артикуляционных органов (носа, глотки, гортани) или появляются в результате истощения нервной системы после перенесенного рахита, тифа, коклюша, кори.

Внешне дети, причины заикания которых имеют физиологическую природу, очень часто выглядят здоровыми и умными. Однако в результате неврологического обследования у них обнаруживаются повышенное внутричерепное давление и судорожная готовность, изменение рефлексов. Заикание в этом случае называется неврозоподобным или органическим.

Кроме физиологических причин подоплекой появления заикания может стать психоэмоциональное потрясение. Своего рода пусковым механизмом служат внешние раздражители, такие как испуг, тяжелые эмоциональные переживания, конфликтные ситуации.

Очень часто заикание связывают с испугом.

Наезд автомашины, пожар, нападение животного, утопление, громкий окрик и даже сказка про страшную Бабу-Ягу могут спровоцировать появление сбоев в речи малыша. Быть или не быть заиканию в этом случае всецело зависит от состояния нервной системы и силы стрессогенного фактора.

Помимо физиологических и психологических причин существуют причины социальные, которые способны вызвать нарушение речи даже у детей со здоровой и крепкой нервной системой. Если родители слишком мало времени уделяли формированию речевой деятельности ребенка, он может начать заикаться.

Иногда причиной расстройств речи становится излишняя строгость родителей в отношении своего чада. А если среди окружения малыша есть заикающийся человек, кроха может начать подражать, копируя говор со всеми присутствующими в нем недостатками. Некоторые дети становятся заиками на всю жизнь в результате переучивания из левши в правшу. Заикание, вызванное психологическими или социальными причинами, называется невротическим заиканием или логоневрозом.

Преодоление заикания у ребенка

В борьбе с заиканием основным принципом является правило «чем раньше, тем лучше». Быть заикой – серьезное испытание для малыша, поскольку нарушения речевой деятельности не только препятствуют в выражении собственных мыслей и переживаний, но и мешают общаться с ровесниками. Коррекцию речи желательно начать с появлением первых признаков, делая все возможное, чтобы устранить заикание еще до школы.

В настоящее время наиболее эффективным является комплексный метод преодоления заикания, в структурном отношении состоящий из двух частей:

  1. лечебно-оздоровительные мероприятия способствуют нормализации нервно-психических процессов, оздоровлению нервной системы ребенка;
  2. коррекционно-воспитательные мероприятия включают в себя принципы поведения с заикающимся малышом, а также специальные упражнения для выработки и закрепления правильных речевых навыков.

Лечебно-оздоровительные мероприятия

При появлении заикания у ребенка следует обратиться к врачу. После всестороннего медицинского обследования специалисты выяснят причины и определят тип нарушения. От этого будут зависеть дальнейшие действия врачей и родителей.

Если выяснится, что малыш страдает логоневрозом, то главным специалистом для вашего ребенка станет детский психолог. Он ознакомит маленького пациента с упражнениями для снятия мышечного и психического напряжения, поможет повысить эмоциональную устойчивость крохи к стрессам. Кроме этого, детский психолог научит родителей эффективно взаимодействовать с их чадом, учитывая особенности его нервной системы, посодействует в выборе оптимальных воспитательных мер. Еще один врач, с которым придется контактировать родителям, это невролог. Этот специалист подберет лекарственные препараты, направленные на успокоение и снятие мышечных спазмов у ребенка.

Сотрудничество с логопедом-дефектологом предстоит в случае органического заикания, так как эта разновидность нарушения речи в большей степени нуждается в логопедической помощи. Занятия со специалистом должны быть регулярны и продолжаться не менее года. Основная цель логопеда-дефектолога – обучение ребенка правильной речи. Но и в этом случае понадобится динамическое наблюдение невролога и длительное медикаментозное лечение.

Независимо от типа заикания, родителям отводится немаловажная роль в оздоровлении нервной системы малыша. Задача – создать для ребенка спокойную благоприятную обстановку, не допускать огорчений, вселять в кроху жизнерадостность.

Соблюдение рационального режима, чередование активной деятельности и отдыха, регулирование сна – все это помогает наладить работу всего организма ребенка в целом и нервной системы в частности. Обязательно следует предусмотреть время для различных игр и прогулок на свежем воздухе.

Заикающийся ребенок нуждается в разнообразном, витаминизированном и достаточно калорийном питании. Кушать он должен четыре раза в день, в одно и то же время, согласно установленному режиму.

Закаливающие процедуры оказывают исключительно благоприятное влияние на здоровье малыша. Купание, обливание, обтирание, прогулки и катание на санках, физические упражнения – все это способствует оздоровлению и укреплению организма ребенка, шаг за шагом помогая в преодолении заикания.

Коррекционно-воспитательные мероприятия

Для начала родителям необходимо уяснить основные правила поведения и общения с заикающимся ребенком в повседневной жизни.

Итак, что делать, если ребенок заикается:

  1. всегда позволять малышу закончить высказываться;
  2. нельзя останавливать ребенка, просить начать говорить заново, сделать глубокий вдох, замедлить речь;
  3. необходимо оставаться спокойным, не выказывать раздражения или нетерпения;
  4. нельзя помогать подбирать слова, заканчивать за малыша фразу;
  5. не терять зрительный контакт с крохой во время разговора, не отворачиваться от него;
  6. нужно показывать, что вы умеете не только слышать, но и слушать, повторяя слова ребенка в процессе диалога.

Принимая во внимание эти правила, можно приступать непосредственно к коррекционно-воспитательным мероприятиям. Программа занятий должна максимально учитывать запросы, увлечения, интересы ребенка. Иначе говоря, коррекция речи должна проводиться в естественных для малыша условиях. Нельзя принуждать кроху выполнять какие-либо упражнения.

Заниматься с заикающимся ребенком следует регулярно. Выполняя с ним коррекционные упражнения, родителям нужно следить за речью и помогать правильно высказываться. При этом нельзя заострять внимание на речевом изъяне малыша.

Основной принцип занятий – от знакомого к незнакомому, от простого к сложному.

Начиная с простейших ситуативных упражнений необходимо прийти к развернутому высказыванию. Задача эта нелегка, и успех сопутствует родителям, которых не остановят первые неудачи их чада.

Вот несколько упражнений, используемые для преодоления заикания у детей.

  • Логоритмические занятия сочетают в себе движения и разговор. Например, кроха ходит по комнате и хлопает в ладошки, произнося веселые речевки вроде «Мы ножками топ-топ, мы ручками хлоп-хлоп».
  • Упражнения с предметными картинками. Выберите картинки с самыми простыми названиями предметов. Растягивая, проговаривайте названия: «машииина», «книиига», «собааака». Пусть малыш точно так же повторяет слова. Затем нужно усложнить задачу, используя сюжетные картинки («машина ееедет», «книга упааала», «собака лааает»).

Доброе время суток , Дорогой читатель ! Замечаете, что ребенок стал заикаться , не спешите наводить панику , так как с такой проблемой борются большинство родители , ведь заикание на ранней стадии вполне излечимо . Но придется приложить много сил и времени , так как это не тот случай где помогут пару пилюль .

Процедура лечения заикания у ребенка , в отличие от взрослых , проходит легче и поэтому больше положительных результатов . Но не стоит надеяться на «авось» , как только стали замечать первые признаки заикания малыша , срочно принимайте меры .

Максимальные положительные результаты лечения заикания у ребенка , достигаются до четырех летнего возраста.

Как заявляют российские врачи и психологи , критическим возрастом является от 2 -х до 5 -ти лет . Они выявили симптомы заикания , и на них следует обращать особое внимание.

Ваше чадо неожиданно начинает говорить реже или вообще не желает разговаривать . Если это продолжается на протяжении несколько дней , то не стоит тянуть и нужно в обязательном порядке обратиться к врачу . Проблема с речью взаимосвязана с нервной системой Вашего малыша . Следовательно , в этой проблеме обязаны участвовать не только Вы , но и невролог .

Проблемы с нарушением плавности речи , начинаются в детстве , когда Ваш ребенок произносит какие -либо слова с запинками , повторяет их , растягивает слоги и звуки . Достигнув двух летнего возраста , малыш уже начинает составлять из слов длинные предложения , чтобы выразить свои мысли . Но попытавшись несколько раз подряд повторить какую нибудь фразу и не может подобрать слова , то замолкает . И если такое случается постоянно , да еще к тому же сжимает не произвольно кулачки , взмахивает руками и топчется с ноги на ногу , то пора применять действия и помочь малышу .

Заикание — это известное речевое заболевание связанное с расстройством речи , которое случается и в зрелом возрасте человека , но значительнее встречается у детишек до семи лет , и выявляется у мальчиков чище потому как психоэмоциональная выносливость к внешним факторам очень низкая , нежели у девочек .

Виды и причины заикания :

  1. Физические . Причиной служит перенесенная болезнь ребенка , которая повлияла на развитие малыша . Послужить может и родовая травма , либо болезнь которую ребенок перенес еще в утробе матери .
  2. Психические . Причина из — за сильного испуга , стрессовое переживание , ребенок испытал страх и другие ситуации , которые могут оказать свое влияние на психическое состояние малыша .
  3. Социальные . Возникают из — за недостаточной развитой речи , или очень сильной умственной нагрузкой . Не исключено , что может повлиять и простое подражание к человеку , который заикается .

Так что , считать причиной только один испуг — ошибочно , потому как есть масса других причин способных вызвать заикание у ребенка .

Заикание , которое вызвано при испуге называется — логоневроз . С таким заиканием встречаются чаще и при лечении речевые функции целиком восстанавливаются .



Причин в появления заикания очень множество

  1. Одна скрывается в секрете кода генетики (наследственная предрасположенность ).
  2. Вторая причина связывается со слабой нервной системой (неудачная беременность , осложнения после инфекционного заболевания ). По статистике в 80 -ти процентах случае заикание связанно с психологическими травмами . Сильные переживания , скандалы родителей , крики на малыша , наказание .

Как побороть заикание :

  1. Обращения к детскому невропатологу
  2. После выявления причины , невропатолог назначит принимать успокоительные средства
  3. Еще не будет лишним обратиться к логопеду

Что нужно знать маме, если ребенок стал заикаться :

  1. Слежка за режимом малыша
  2. У заикающегося ребеночка

Заикание — относится к разряду заболеваний, называемых лого-неврозами. Лечение заикания у детей - это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода. Чаще всего они проявляются у детей, когда они начинают разговаривать, где-то в возрасте от 2 до 3 лет. Второй период может возникнуть у подростков от 12 до 15 лет. И вот в эти периоды нужно по-доброму относится к таким детям. Для начала я предлагаю пройти один небольшой тест: Громко и четко с ребенком проговорите слово: «Стрептококк». Ну как получилось? Ваш ребенок смог четко и внятно произнести это слово? Тогда у него с заиканием нет проблем! Но если не смог, обязательно прочитайте статью до самого конца!

Почему возникает заикание?

Сразу хочу сказать, что от испуга не будет заикания! Это все выдумки! А вот почему реально возникает заикание сейчас расскажу более подробно. Заикание может иметь органическую природу. Всем известно, что наш мозг отвечает за движения различных частей тела, а также и за их контроль. Так вот, огромная часть мозга отвечает за губы и язык (центры и зоны формирования речи). Первая проблема нарушение речи может быть связана с инсультом (это у взрослых). Основная причина заикания у детей - это задержка развития речевого центра! У детей может возникать первый период заикания из-за того, что эти центры и зоны формирования речи, которые отвечают за координацию этой речи еще не созрели (позднее созревание этих зон), поэтому нужно правильно подходить к пониманию и лечению ребенка, тогда вы быстрее компенсируете данную проблему. Все мы знаем, что в нашем мозгу два полушария левое и правое. Центр речи находится в левом полушарии (это у правшей) и в случае если центр речи не сформирован, то правое полушарие будет мешать левому, благодаря этому дети и заикаются. Задача учителей, родителей — если у ребенка заикание не мучать его заучиванием стихов и чтением книг, переведите все в письменный формат!

Типы заикания

Прежде всего, необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий.

  • Логоневроз, или невротическое заикание. Возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы («поломки» ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3,5-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.
  • Неврозоподобное заикание. В отличие от первого типа возникает и нарастает постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной

Виды заикания

Существует три вида заикания:

  1. Клонический вид заикания (повторяющий) - когда человек (ребенок) повторяет какую-то букву. Пример: «Ма-ма-мам-ма-мама». В этом случае идет повторение каких-то звуков.
  2. Конический вид заикания — человек не может начать говорить (стартовать со слова). Он может сказать: «Мммм» и после этого идет пауза в речи, а потом «Мама».
  3. Клонико-тонический (смешанная более сложная форма заикания) — когда вместе с повторением, есть паузы между произношением.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования. Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом. При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда - научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.

Помощь с заиканием в домашних условиях

Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами недостаточно, поможет лечение народными средствами. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку. При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.

  1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы типа: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно».
  2. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что Ваш ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.
  3. Используйте Вашу мимику и жесты, давая понять ребенку, что Вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращайте внимание на то, как он это сказал.
  4. Выделяйте каждый день в одно и то же время по несколько минут, чтобы уделить все свое внимание ребенку. В течение этого времени позвольте ребенку делать все, что ему хочется. Пусть он руководит Вами и сам решает хочет он говорить или нет. Если Вы разговариваете с ним в это время, то говорите очень медленно и очень спокойно, делая много пауз. Эти минуты тишины и спокойствия помогут создать особую доверительную атмосферу для маленького ребенка и дадут возможность ему почувствовать, что родителям приятно с ним общаться.
  5. Помогите всем членам семьи научиться говорить и выслушивать друг друга по очереди. Для детей, особенно для заикающихся, намного легче говорить, когда их не прерывают и слушатель уделяет им полное внимание.
  6. Понаблюдайте каким образом Вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать своего ребенка, чтобы у него была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Постарайтесь уменьшить число критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, а также замедлите свой темп речи.
  7. И самое главное покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Самая могучая сила - это Ваша поддержка его, независимо от того заикается он или нет.

Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

Первые признаки заикания

При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

  • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
  • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
  • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
  • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
  • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки «А», «О», «И»;
  • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
  • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.

Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Психологические особенности заикающихся

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Последствиями заикания

  • Нарушение социальной адаптации;
  • Снижение самооценки;
  • Логофобия – боязнь речи;
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
  • Усугубление речевого дефекта.

Причины появления заикания

Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

  • Испуг;
  • Перенесённый менингит или энцефалит;
  • Сахарный диабет;
  • Частая бессонница и энурез;
  • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
  • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
  • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
  • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы;
  • Наследственность;
  • Ушиб головы, сотрясение мозга;
  • Плохая приспособляемость к обществу;
  • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
  • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
  • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.

Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

  1. Невротический — возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
  2. Неврозоподобный — развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.

По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.

Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

Почему ребёнок заикается:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помощь ребенку

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога . Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

  • Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
  • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
  • Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
  • Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
  • Читайте ребенку побольше детских сказок (). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
  • Заведите в доме . Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
  • Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
  • Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
  • Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
  • Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

  1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
  2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
  3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
  5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
  6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

ШДК: Занятия с логопедом: заикание

Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!