Коллективная работа на тему Весна в детском саду. Подготовительная группа

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Поляна с цветами и бабочками» (коллективная работа в технике оригами)


Автор: Сафонова Ольга Владимировна
Место работы: воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида" г. Ковылкино, Республика Мордовия

Цель: совершенствовать творческие способности детей посредством оригами.

Задачи:
-познакомить детей с фазами развития бабочки, особенностями ее образа жизни.
- закреплять умение детей создавать поделку (бабочку) из базовой формы «двойной треугольник», дополняя образ необходимыми деталями;
-закреплять умение складывать цветок тюльпана в технике оригами, используя базовые формы «конверт» и «воздушный змей»;
- развивать мелкую моторику;
-развивать глазомер, умение соблюдать симметрию в создании узора на крыльях бабочки;
-развивать навыки коллективной творческой деятельности;
-развивать интерес к жизни насекомых;
- воспитывать умение замечать красоту природы, желание любоваться ею,
беречь её.

Материалы для занятия:
весенняя поляна нарисованная на ватмане;
колокольчик;
иллюстрации с фазами развития бабочки;
бабочка;
пооперационные карты;
музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского;
бумага разного цвета;
ножницы;
клей;
фото бабочек.

Предварительная работа:
беседа на тему: «На нашей улице весна»
рассматривание фотоиллюстраций весенней природы.
чтение рассказа Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна».
заучивание стихов о весне.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Обратите внимание на гостей. Поздоровайтесь с ними. Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие на лесную полянку.
Для того чтобы оказаться там, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.
Воспитатель:
Итак… реснички опускаются,
Глазки закрываются.
На весеннюю поляну мы с вами отправляемся…
(звучит спокойная музыка, выставляется весенняя поляна)
Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел,
Колокольчик зазвенел (звенит колокольчик)
Воспитатель:
Дети, вот мы с вами и оказались на весенней поляне.
Скажите, а какой сейчас месяц?
Что изменилось в природе в апреле? (Солнце светит ярче, греет землю, растаял снег, появилась зелёная травка, на деревьях набухли почки, выросли маленькие листики, распустились цветы, прилетели птицы из тёплых стран, проснулись насекомые)
Каких насекомых вы знаете?
Пригласила я вас на эту поляну, чтобы рассказать вам интересную историю. А про кого, вы узнаете отгадав загадку.
Послушайте загадку:
Волосата, зелена
В листьях прячется она
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может (Гусеница)
Воспитатель: С нашей гусеницей произошла такая история.
Жила-была гусеница. Она вылупилась из яичка, ползала по листьям и много ела. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Она устроилась поудобнее на ветке и опутала себя липкими нитями.


Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна.
Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало весело. Лёгкий зелёный туман окутал все берёзы, все осинки в лесу.
Как вы думаете, что это было?

Правильно. Это стали распускаться листья. Тут и начался лесной праздник.
Засвистел, защёлкал в кустах Соловей, звонко заквакали возле речки лягушки, майские жуки с гудением носились между ветвями.
Проснулась и гусеница, высунула наружу усики, и только хотела она вылезти целиком из своего кокона, как почувствовала, что на спинке ей что-то мешает…
Воспитатель: Дети, что же ей мешало гусенице на спинке?
Дети: Крылья!
Воспитатель: А теперь посмотрим так ли это?
Воспитатель: В кого превратилась наша гусеница?
Дети: В бабочку!
Вот в какую красивую бабочку превратилась наша гусеница


Послушайте сказку дальше… Она встряхнулась и вдруг … полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!» Бабочка почувствовала голод и решила отыскать луг полный ярких, душистых цветов. Прилетела бабочка на луг …, а там только зеленая травка.
(показываю луг-зеленый ватман)
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь бабочке?
Дети: Можно сделать цветы.
Воспитатель: А еще что можно сделать?
Дети: Сделать бабочек.
Какие весенние цветы вы знаете?
Я предлагаю вам изготовить для бабочки цветок тюльпана. Эти цветы вырастают весной не только на наших клумбах, но встречаются и в дикой природе на юге нашей страны.
Воспитатель: Дети, но сначало давайте отдохнем.

Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Садитесь на свои места.
Давайте сделаем для неё цветочную поляну.

Работать будем по подгруппам: «бабочки» и «тюльпаны».

Вспоминаем способы изготовления бабочки и тюльпана, рассматриваем пооперационные карты.



Напоминаю вам о симметричном расположении узора на крыльях бабочки.
Давайте подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, по внутренней стороне другой)
Бабочкина дочка,
(ладонь «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)
Кушает листочки:
Ам!
Ам!
Ам!
Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам
Поела, спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает)
Проснулась (расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)
Полетела, полетела, полетела!
(махать перекрещенными ладонями как крыльями)

Воспитатель: Приступаем к работе. Помните, что необходимо приглаживать пальцем каждую линию заготовки, чтобы все поделки получились аккуратными.

Творчество детей. (Звучит спокойная музыка. «Вальс цветов» П.И. Чайковский).

Воспитатель: Вот и расцвели красивые цветы на лугу. И теперь вместе с подругами бабочка целыми днями порхает с цветка на цветок. Иногда она, сидя на цветке, аккуратно расправляет бархатные яркие крылышки
осматривается по сторонам и говорит: «Как здесь хорошо! Какая я счастливая, что живу здесь!».
Воспитатель: Дети, вам понравилось заниматься? А что понравилось?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Вы рады, что помогли бабочке?
Молодцы! Берегите, жалейте всё живое, дети! Всматривайтесь. вслушивайтесь, вникайте в красоту природы, берегите и приумножайте её!
Анализ работ детей.
А в подарок вам на память о нашем занятии фотографии бабочек!




Способ изготовления бабочки




Раскрываем квадрат.


Переворачиваем квадрат.


Складываем квадрат пополам, совмещая верхнюю и нижнюю стороны, цветной стороной внутрь.


Раскрываем квадрат.


Надавим снизу на центр квадрата, вогнём боковые треугольники, складывая их пополам. Базовая форма двойной треугольник готова.


Складываем двойной треугольник пополам, определяя среднюю линию.


Боковые стороны верхнего треугольника загибаем к средней линии.


Отгибаем стороны, примыкающие к средней линии, к противоположным сторонам.


На большом треугольнике делаем выемку, урашаем бабочку симметричным узором, приклеиваем усики.
Способ изготовления тюльпана.


Нам понадобится квадратный лист бумаги яркого цвета.


Складываем квадрат по диагоналям (косыночкой) белой стороной внутрь.


Раскрываем квадрат.


Каждый угол листа загибаем к центру, получаем квадрат меньшего размера или базовую форму "Конверт".


Внутренние углы отгибаем к внешним сторонам квадрата. Заготовка теперь похожа на окно с открытыми ставенками.


Складываем заготовку пополам так, чтобы все уголки образовали ровный ряд зубчиков-лепестков.


Сворачиваем заготовку конусом. Цветок тюльпана готов.


Возьмём квадратный лист бумаги зелёного цвета.


Складываем квадрат по диагонали (косыночкой) белой стороной внутрь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.

В совместной и самостоятельной продуктивной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

· творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

· учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

· управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

· комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие детей, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворённости, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности. Но следует учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. В организации коллективной деятельности дошкольников особую роль играет воспитатель.

Коллективная деятельность на занятиях по рисованию перестала быть редкостью в практике детского сада, она пользуется популярностью среди воспитателей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих детей.

Коллективные композиции: рисунки, аппликация, лепка - радуют детей не случайно. Ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуальная выполненная работа. Однако в массовой практике такого рода занятия проводят эпизодически. И часто задаются вопросы: «Что же представляют собой коллективные занятия? В каких возрастных группах их можно проводить? Какие формы взаимодействия доступны детям дошкольного возраста?»

Проблема исследования: какова роль коллективных занятий в процессе организации изобразительной деятельности старших дошкольников, система методов ее организации.

Объект исследования: коллективные деятельность старших дошкольников.

Предмет исследования: вариативность форм организации коллективной деятельности старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Цель исследования: изучить разные формы организации коллективной деятельности на занятиях продуктивными видами с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научной и методической литературы по проблеме коллективного взаимодействия;

2. Адаптировать особенности организации коллективных занятий к возрастным особенностям детей 5 - 6 лет;

3. Выявить уровень изобразительных умений и навыков детей в рисовании,

4. Проанализировать взаимоотношений между детьми в коллективной деятельности.

Методы исследования:

Теоретические - анализ научно-методической литературы; изучение нормативных документов.

Эмпирические - анализ развивающей предметно-пространственной среды; педагогическое наблюдение, анализ детских рисунков, статистическая обработка результатов наблюдения.

База исследования: МДОУ «Детский сад № 40» города Воткинска, старшая возрастная группа «Цветик - Семицветик».

1. Теоретические основы организации коллективной изобразительной деятельности старших дошкольников

1.1 Формы организации коллективной деятельности на занятиях по изобразительной деятельности

изобразительный дошкольный творчество коллективный

В практике организации продуктивных видов деятельности существует несколько форм коллективного взаимодействия и большое число методик его организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельность популярна среди воспитателей и педагогов как наиболее эффективный метод приобщения детей к рисованию. Поэтому и теоретикам, и практикам нужна чёткая, выверенная классификация видов коллективной деятельности, система методов и приёмов её организации.

Формы коллективной изобразительной деятельности и их классификация.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.

Автор первой классификации - М.Н. Турро, исследовавший еще в 70 - е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ по изобразительному искусству. В основу его классификации коллективных работ были положены особенности организации совместной коллективной деятельности детей. Он выделил три формы коллективной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно - производственная.

1. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков детей, сделанных с учётом поставленной воспитателем задачи или со знанием смысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ребёнок делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.

Но на занятиях рисования в 70-80-х гг. популярна была лишь наиболее лёгкая форма совместной деятельности - фронтальная, которая получила позже название индивидуально - коллективная. Методика организации коллективной деятельности этой формы такова: разбить большое изображение на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить фрагменты в единое и доработать. Таким образом, лишь в заключение деятельность детей напоминала коллективную. Сложность организации коллективного результата заключалась в том, что умения детей, были разного уровня, и не было согласованности в эстетических представлениях детей.

Б.М. Неменский систематизировал коллективную деятельность по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу и классификации совместной деятельности все коллективные работы детей в процессе выполнения коллективной композиции.

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно - индивидуальная, совместно - последовательная и совместно - взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ребёнок индивидуально выполняет изображение, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале занятия, на последнем этапе и когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Несмотря на кажущуюся простоту организации совместно - индивидуальной деятельности, воспитателю на занятии по рисованию необходимо продумать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составление совместной композиции и её эстетическое качество.

Методы и приёмы организации совместно - индивидуальной деятельности детей разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы ряд общих положений:

· Продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости - фона;

· Выбрать единый изобразительный материал и технику изображения, как для фона, так и для деталей коллективной композиции;

· Определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах;

· Определить технику «сборки» коллективной композиции, т. е. продумать, чем и как будут между собой соединяться, или крепиться отдельные детали к общему фону;

· Продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для завершения работы

Роль организатора коллективной деятельности в детском саду выполняет воспитатель.

Во фронтальной работе с группой он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (тема, объём, размер и т. д.). Во время индивидуальной работы детей воспитатель корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, воспитателю помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих детей. В конце занятия все дети принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно - индивидуальной работы на занятии во многом зависит и от результата коллективной деятельности, т.е. коллективной композиции.

К достоинствам совместно - индивидуальной формы организации деятельности на занятии по рисованию относится и то, что она позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ребёнка.

Достоинством совместно - индивидуальной деятельности детей на занятиях по рисованию является не только простота её организации, но и возможность проследить вклад каждого ребёнка в коллективный результат.

Совместно - последовательная деятельность и формы ее организации на занятиях по рисованию.

Совместно - последовательная деятельность как форма коллективного творчества встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением, которое существует среди педагогов, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

Действительно, совместно - последовательная деятельность предлагает последовательное выполнение детьми определённой технологической операции, когда результат работы одного ребёнка становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на занятии не воссоздаётся промышленный конвейер, а предлагается игра, по условиям которой каждый ребёнок уподобляется мастеру, играет роль художника - мастера, работающего на линии конвейера художественного производства.

Совместно - последовательная деятельность на занятии представляет собой два основных этапа:

1. Индивидуальная работа ребёнка над элементом, частью общего изделия

2. Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определённой технологической последовательного монтажа коллективного изделия.

Как правило, конвейер «включается в том случае», если на занятиях перед детьми встаёт задача за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, ёлочные игрушки, декоративное убранство зала и т.д. Из тематики приведённых примеров видно, что совместная деятельность детей, организованная по принципу конвейера, всегда имеет практический, общественно значимый результат. К совместно - последовательной форме можно отнести изобразительную деятельность детей, организованную по принципу эстафеты. Во время «изобразительной эстафеты» дети поочерёдно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое уже сделано предыдущими детьми. В качестве эстафетной палочки на занятии по рисованию может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбик с клеем.

Организовывать совместную деятельность по принципу эстафеты легче, чем работу конвейера.

Организация коллективного творчества на основе совместно - взаимодействующей формы деятельности детей на занятиях по рисованию.

Совместно - взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности детей на занятии по рисованию. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на занятии требует от педагогов определённых организаторских способностей, а от детей - умения общаться в процессе восприятия и в практической деятельности. Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ребёнка определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции, объективно оценивать результаты совместного творчества.

Процесс широкого сотрудничества детей на занятии по рисованию организовывать очень сложно, поэтому данная форма наиболее приемлема на занятиях по рисованию, где возможна коллективная работа в небольших группах.

Сама методика организации процесса коллективной деятельности совместно - взаимодействующей формы отличается от совместно индивидуальной работы. Во - первых тем, что исходная композиция не задаётся воспитателем, а сочиняется коллективом детей, т. е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие детей, сотворчество. Во - вторых, выполняя фрагмент коллективной композиции, дети объединяются в малые группы, в которых происходит непосредственное взаимодействие в ходе работы.

На практике часто встречается сочетание различных форм и методов организации совместной работы детей в области изобразительного искусства, что говорит об относительной самостоятельности каждой из форм организации коллективного изобразительного творчества. На занятиях по рисованию воспитатель, при организации коллективной деятельности детей в больших и малых группах, допускает индивидуальную работу отдельных детей, результат их труда находит место в коллективной композиции.

1.2 Условия организации коллективной деятельности

Успех любой деятельности зависит от её организации, а коллективная работа вообще невозможна без тщательно продуманной методики введения, без чёткого представления о композиции будущего коллективного произведения.

Организация коллективной деятельности на занятиях по рисованию требует от воспитателя больших усилий, чем индивидуальная. Особенно сложно организовать коллективную работу совместно - взаимодействующей формы, в которой нужно учитывать взаимодействия как внутри групп, так и между группами. Но иногда труд воспитателя осложняет вовсе не форма коллективной деятельности, а другие причины. Чтобы уберечь молодого воспитателя от неоправданных затрат сил, а детей от разочарования в совместной деятельности и её результате, изложим основные условия, которым должен руководствоваться воспитатель при выборе формы, методов коллективной работы.

Воспитателю на занятиях по рисованию при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:

· Место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре занятия по рисованию;

· Возрастные особенности детей - участников коллективной изобразительной деятельности;

· Посильность задания и доступность изобразительной технологии её выполнения.

Рассмотрим подробнее эти основные условия, учёт которых необходим при организации процесса коллективной деятельности детей.

Место коллективной деятельности в образовательном процессе.

Коллективная изобразительная деятельность предполагает единый информационный уровень подготовленности её участников и относительно одинаковый уровень их изобразительных умений и навыков, так, как только это гарантирует равную ответственность детей за качество результата совместной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы каждая коллективная работа была по возможности более ограниченно связанна с системой выполняемых ранее детьми заданий, являясь как бы их итогом.

Коллективная деятельность определяется как приём обобщения знаний детей, полученных в течение цикла занятий, объединенных единой тематикой.

Коллективные композиции очень эффектно смотрятся на выставке изобразительного творчества детей, поэтому воспитатель заранее продумывает процесс работы детей над коллективной тематической или декоративной композицией. Подготовка и выполнение работы может занимать несколько занятий, объединённых в цикл единой темой и целью.

Совместная деятельность может быть использована на занятии по рисованию как игровой приём, направленный на активизацию процессов восприятия и изобразительного творчества детей. В этом случае тщательно продумывается:

· Место организационного момента в сценарии занятия - постановка цели, формирование групп, анализ этапов выполнения совместной работы, так, чтобы не разрушить эмоциональный фон игры;

· Взаимоотношение индивидуального и коллективного действия, творчества детей в процессе практической работы и в структуре занятия в целом.

На занятии по рисованию игровой момент может, с одной стороны, способствовать развитию у детей заинтересованности в совместном результате, активизируя организационный момент коллективной деятельности детей. С другой стороны, совместная изобразительная деятельность во многом схожа с ролевой игрой, когда дети или их группа, уподобляясь волшебниками, морозу, мастерам, художникам или бригадам, артелям, цехам, выполняя творческую работу, легко решая сложные учебные и технологические задачи.

Таким образом, выбор формы или методики организации совместной деятельности во многом зависит от типа занятия по рисованию, его основной цели: сообщить новый материал, закрепить пройденный или обобщить знания детей, полученных в течение нескольких занятий. Коллективная деятельность может быть использована в качестве средства активизации образовательного процесса, направленного на достижение поставленных задач на занятии.

Возрастные особенности детей и коллективная изобразительная деятельность.

При выборе формы и методики организации совместной работы детей не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем приобретённого опыта общения детей, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности к общению. Возрастные особенности дошкольников накладывают специфические черты на методику ведения совместной художественной деятельности на занятиях по рисованию. Рассмотрим, с одной стороны, какие возрастные особенности дошкольников следует учитывать при организации коллективной деятельности детей, а с другой - определим, какие качества личности развиваются в коллективной деятельности, способствуя её совершенствованию и активизации коллективного творчества детей.

Перечислим основные возрастные особенности дошкольника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности:

· Высокая эмоциональность;

· Целостность восприятия;

· Развитое воображение;

· Конкретно - образное мышление;

· Высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;

· Увлечённость процессом деятельности;

· Низкая направленность интереса на качество результата;

· Лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой;

· Быстрая утомляемость от однообразной работы.

В связи с рассматриванием проблемы можно все возрастные характеристики разделить на две основные группы. В первую группу входят параметры, затрудняющие совместные действия: высокий уровень самостоятельности, низкая направленность интереса на результат, быстрая утомляемость однообразной деятельностью. Во вторую - положительное влияние на коллективную деятельность: высокая эмоциональность, конкретно - образное мышление, лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой, увлечённость процессом работы.

Рассматривая возрастные особенности детей 5 - 6 лет и известные формы организации коллективной деятельности, можно сделать вывод, что совместно - индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми старшего возраста. Она наиболее проста в организации. В процессе совместно - индивидуальной деятельности через работу в паре, в малой группе и далее к совместно - взаимодействующей деятельности.

Таким образом, знания возрастных особенностей детей 5 - 6 лет дают воспитателю возможность подобрать такую форму и методику организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала проявлению индивидуальных способностей детей - как изобразительных, так и организаторских, и делала бы изобразительную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.

Посильность занятий и художественных техник для коллективного творчества детей на занятии по рисованию.

Доступность и посильность являются одним из основных дидактических принципов организации коллективного творчества на занятии по рисованию. Ранее рассматривались формы совместной деятельности, которые доступны детям разных возрастных групп. От возрастных особенностей зависит и методика организации занятий. Коллективная изобразительная деятельность для дошкольников должна иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой.

Посильность занятия совместного труда - еще одно требование к коллективной деятельности, которое должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Доступность и посильность, лёгкость в выполнении задания и получения качественного результата совместной работы на первых порах является хорошим стимулом развития творческой активности детей и их интереса к коллективной деятельности. Доступность занятия во многом зависит не только от уровня готовности детей к изобразительной деятельности, объёма умений и навыков, но и от возможности работать сообща в той или иной изобразительной технике. Если результат коллективного творчества по качеству будет ниже результата индивидуальной работы, и не будет соответствовать эстетическим требованиям, то он может вызвать у детей отрицательное отношение к совместной деятельности. Трудности в реализации задуманного, недооценка индивидуального вклада в результат совместного труда отрицательно влияют на интерес к совместной изобразительной деятельности.

Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата, могут быть:

· Трудоёмкость знания, для выполнения которого требуется более одного занятия;

· Сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;

· Отсутствие размерности и цветового единства в коллективной композиции;

· Эклектика изобразительных материалов и средств в исполнении деталей, часть общей композиции.

Таким образом, чтобы содержание и процесс коллективной деятельности был доступным каждому из её участников, необходимо знать уровень готовности каждого ребёнка к этой работе, его интересы.

Коллективное изобразительное творчество, как и индивидуальное, невозможно не только без определённого объёма знаний и умений, но и без подготовки детей к активно художественно - образному мышлению и творческому созиданию. Поэтому на занятиях по рисованию коллективное творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием действительности художественным восприятием произведений изобразительного и декоративно - прикладного искусства в сочетании с музыкой и художественным словом. Для активизации творческого потенциала детей рекомендуется использовать приёмы игры и педагогической драматизации. Не следует пренебрегать упражнениями, направленными на развитие изобразительных навыков, неумение рисовать может сковывать творческую деятельность ребёнка так же, как и недостаток в знании явления или предмета изображения.

· Вводная беседа или знакомство с новым материалом;

· Игровая мотивация;

· Анализ задания, через рассматривание предмета, обсуждение замысла;

· Организация совместной деятельности и руководство её процессом;

· Составление коллективной композиции и её анализ;

· Оценка результата совместного творчества.

Для организации коллективных занятий в старшей группе детского сада, как уже говорилось выше, больше подходит совместно - индивидуальная деятельность, так как она является более простой в организации, и с её помощью, возможно, проследить вклад каждого ребёнка в коллективный результат и достойно оценить его работу. С этим соглашаются многие авторы: Дронова Т.Я., Комарова Т.С., Казакова Т.Г. И др. Дети 5 - 6 лет начинают проявлять активный интерес к сверстникам и их изобразительному творчеству. У детей появляется активное желание общаться и взаимодействовать друг с другом. Важно, чтобы эти отношения носили доброжелательный характер, уважение друг к другу. Но такое взаимодействие не возникает само по себе и не формируется на традиционных занятиях рисованием и лепкой. Необходима специальная работа, которая сможет осуществляться одновременно с обучением детей рисованию, но включать кроме изобразительных задач, еще и задачи, направленные на обучение детей взаимодействию друг с другом. Эта работа начинается с формирования у детей заинтересованного отношения к общему продукту.

Для решения данной задачи важно показать детям, что все вместе они могут сделать то, что не под силу кому - либо одному из них. Поэтому на первых занятиях общий продукт должен создаваться всей группой. Чтобы дети чувствовали, что общий продукт - это качественно общее целое, именно как целое он кому - то нужен. Легче всего - это показать в какой - либо игровой или сказочной ситуации, тем более что такие ситуации всегда близки и понятны дошкольникам. Сама коллективная композиция может быть решена по - разному.

Существуют основные принципы организации совместно - индивидуальной деятельности.

Первый из принципов, самый простой - принцип свободного размещения, когда элементы будущей коллективной работы размещаются свободно на общем фоне. Например, при работе над коллективной композицией «Цветочная поляна» на лист цветной бумаги наклеиваются индивидуально нарисованные цветы, размеры и цвет изображения могут быть разными. Размещение их на общей плоскости ничем не обусловлено. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца занятия не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появившаяся в конце занятия, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит детям чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер группы.

Главным условием успеха совместно - индивидуальной деятельности над такими коллективными композициями являются представления детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображений, и их положения в пространстве индивидуального листа. Так же могут использоваться шаблоны для изображения формы изделия или заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно (бабочек, силуэты посуды, игрушек, варежек и т.д.).

Два последующих принципа организации коллективной композиции - принцип фриза и принцип мозаики - предполагают знакомства детей с будущей композицией до их практической деятельности, так как следует соблюдать ряд условий, которые бы способствовали получению композиционной целостности.

Основная проблема при организации декоративно - орнаментального фриза - соблюдение единого языка декоративной стилизации элементов - узоров в орнаментальной композиции фриза. Эта проблема отчасти решается тем, что воспитатель выдаёт детям определённого цвета бумагу и шаблоны узоров. Легче организовать работу детей над фризовой коллективной композицией, с реалистическим рисунком детей. Но, несмотря на кажущуюся лёгкость фризовой композиции, и здесь при выполнении индивидуального фрагмента коллективной работы необходимо соблюдать следующие условия:

· Единство изобразительного материала и техники;

· Определённую палитру цвета, если работа выполняется красками или цветными мелками;

· Определённый размер изображения;

· Точное место размещения элемента на листе.

С такими же проблемами сталкивается воспитатель при организации совместной работы детей над композицией, которая составлена по принципу мозаики. Условия совместно - индивидуальной работы над такими композициями могут быть различными.

Таким образом, условия индивидуальной работы, которая является составляющим элементом коллективной композиции, создаваемой по принципу мозаики, те же, что при выполнении фрагмента фризовой коллективной композиции:

· Единство материала и техники изображения;

· Единство языка и приёмов стилизации в декоративной композиции;

· Единство цветового решения;

· Соблюдение правил размещения изображения на листе индивидуальной работы.

Четвертый принцип организации совместного труда над коллективной композицией так же предполагает осведомлённость детей об участии в совместной деятельности, так как в начале занятия анализируется общая коллективная композиция.

Таким образом, коллективная изобразительная деятельность играет важную роль в развитии личности ребенка - дошкольника, его взаимодействия со сверстниками и педагогом, развитии его собственной изобразительной деятельности. Существуют разные формы организации коллективной деятельности, и выбор той или иной формы на занятии не случаен - всегда обусловлен целым рядом причин:

основными целями и задачами занятия;

сформированными изобразительными умениями и навыками детей;

возрастными особенностями;

интегративными процессами и взаимосвязями с другими видами деятельности;

художественными и организаторскими способностями самого педагога.

2. Экспериментальное изучение проблемы организации коллективных занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

2.1 Анализ состояния проблемы коллективного творчества по изобразительной деятельности в практике ДОО

Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №40 города Воткинска в старшей группе «Цветик - Семицветик», которая работает по программе «Детство». Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В.И. Логинова). Цель программы -- создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Воспитатель - Вдовина Ольга Вениаминовна.

В группе «Цветик - Семицветик» -19 человек. Большинство детей очень активны, подвижны, общительны, часто ведут себя шумно. Дети очень любят рисовать, заниматься изобразительной деятельностью и с удовольствием готовятся к данному виду занятий. Занятия по изобразительной деятельности проводятся согласно требованиям рабочей программы, перспективному и календарному планированию. Преимущественно используется индивидуальная форма организации занятий. Коллективное взаимодействие применяется редко, в основном это совместно-индивидуальная форма организации. Собирает работы детей в общую композицию воспитатель (руководитель изобразительной деятельности), дети в данном процессе не участвуют. Они могут наблюдать только конечный результат своей деятельности в общей композиции. Работы детей используются для украшения интерьера группы, изостудии, коридоров и лестничных маршей.

Развивающая предметно - пространственная среда в группе позволяет детям заниматься изобразительной деятельностью: выполнять различные аппликации, рисунки, композиции. Для детей специально оборудован уголок изобразительной деятельности в группе, чтобы они могли заниматься творчеством, им доступно множество материала: карандаши различного цвета, фломастеры, акварель, гуашь, картон, ватманы, цветная бумага, ножницы и очень много другого. На полочках художественно-развивающей зоны время от времени появляются эстетически-привлекательные предметы для детей: народные игрушки, репродукции картин, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура малых форм, иллюстрации, детские работы или образцы совместного творчества родителей с детьми. Уголок изобразительной деятельности соответствует возрасту детей, эстетичен. Дети часто обращаются к изобразительным материалам в свободное время.

Таким образом, согласно требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), пространственная предметно -развивающая среда по художественно-эстетическому направлению в детском саду №40 в группе «Цветик - Семицветик»: содержательно - насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная; здоровьесберегающая и эстетически - привлекательная.

Анализ планов образовательной деятельности.

Был проведён анализ планов воспитателя. Вследствие чего было выяснено, что воспитатель имеет перспективное и календарное планирование работы по организации изобразительной деятельности детей.

Воспитатель использует различные нетрадиционные формы работы в продуктивных видах деятельности, организует выставки предметов искусства (минивернисажи), приобщает детей к культуре родного края, организует игры, знакомит с цветом, оттенками цвета.

У педагога спланирована и проводится индивидуальная работа с детьми, учитываются полоролевые отличия, индивидуальные склонности и интересы.

Работы детей в группе хранятся долго, их убирают в нижнюю тумбу. Иногда дети забирают с собой домой «свое произведение искусства».

Индивидуальные занятия проводятся часто. По планированию воспитателя коллективные занятия детей проводятся один раз в полгода. Работы выполняются на хорошем эмоциональном фоне, со слов воспитателя доставляют детям удовольствие, радость. Детям нравится работать совместно. Тематика коллективных работ разнообразна - времена года, традиционные праздники, народные промыслы, сказки и другие.

2.2 Сравнительный анализ коллективного и изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Педагогический эксперимент проводился во время производственной практики.

Цель эксперимента:

· выявить уровень изобразительных умений и навыков детей в рисовании;

· отношение детей к индивидуальной и коллективной форме организации занятия,

· отношение к работам товарищей, умения включаться в совместную деятельность.

Педагогический эксперимент проводился с подгруппой детей - 10 человек:

Полина - рассудительная, доброжелательная девочка, эмоциональная, любит рисовать людей.

Настя - девочка с характером, развита в интеллектуальной деятельности, любит рисовать сказочных персонажей.

Василиса - общительная, активная девочка, легко находит общий язык со сверстниками и взрослыми, любит рисовать.

Софья - активная девочка, самостоятельная, любит рисовать.

Даша - позитивная девочка, активная, любит рисовать деревья.

Маша - пассивная девочка, любую работу выполняет медленно, любит рисовать.

Данил - доброжелательный мальчик, находит со всеми общий язык, увлекается чтением литературы, любит рисовать.

Денис - весёлый мальчик, общительный, активный, любит рисовать.

Алёша - пассивный мальчик, добрый, любит рисовать растения.

Ксюша - активная девочка, общительная, нравится вместе со сверстниками работать, любит рисовать дома.

Диагностика проводилась в два этапа.

На начальном этапе было проведено занятие по рисованию на тему «Фигурное катание».

Форма организации - индивидуальная.

Цель: выявить уровень изобразительных умений и навыков в рисовании, отношение детей к процессу изображения и к конечному результату.

На этом занятии детям было предложено нарисовать фигуристку на льду.

В начале занятия детям рассказали о зимних видах спорта, затем подробно обсудили сюжет рисунка.

Задавали детям вопросы:

Ребята, что вы знаете о фигурном катании? Что это за вид спорта?

Как выглядят фигуристы?

Во что одеты фигуристки (девушки)?

Как выглядят коньки и лёд, по которому фигуристки катаются?

Затем для детей была поставлена задача - нарисовать фигуристку на льду в прыжке.

Перед рисованием опросили детей о содержании замысла (в какой одежде, позе нарисуют фигуристку), уточнили изобразительные действия и последовательность выполнения работы.

В процессе рисования дети практически не взаимодействовали друг с другом, каждый был занят своим делом. Маша и Алёша часто просили помощи воспитателя, так как не могли изобразить человека в определённой позе. Полина, Настя, Василиса, Ксюша, Даша, Данил, Денис и Софья с предложенным заданием справились. Своим рисунком остались довольны, объективно определить свои недостатки или незавершенность рисунка не могли. К работам сверстников интереса не проявили. Каждый констатировал только свой результат.

В качестве критериев оценивали: изобразительные умения и навыки, отношение к процессу рисования, отношение к готовому рисунку.

У Полины, Насти, Василисы, Софьи, Даши, Ксюши, Дениса и Данила - средний уровень изобразительных умений. В целом по результатам таблицы выяснили, что у Маши и Алёши уровень отношения к процессу - низкий, а у остальных детей экспериментальной группы (Полины, Насти, Василисы, Софьи, Даши, Ксюши, Дениса, Данила) - средний.

Таким образом, несмотря на то, что в начале занятия был использован наглядный материал, в беседе обращались к личному опыту детей, отношение к конечному результату у детей экспериментальной группы оказался не достаточно высоким. В диаграмме 1 высокого уровня нет, средний уровень составил 75% и низкий уровень - 25%.

На следующем этапе провели занятие по рисованию «У лукоморья дуб зелёный…»

Форма работы - совместно-взаимодействующая

В начале занятия привлекли внимание детей к стихотворению А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный».

В качестве предварительной работы детям были показаны картинки на тему этого стихотворения: дуб большой, окутанный цепью; кот учёный; русалка на ветвях сидит; ступа с бабою Ягой; тридцать витязей; Кощей, Колдун и много других персонажей.

Детям была дана задача - нарисовать нескольких героев стихотворения и дуб, окутанный цепью на листе ватмана разными изобразительными материалами.

Во время занятия дети активно общались друг с другом. Обсуждали композицию рисунка. Совместно с воспитателем составили эскиз будущего рисунка, что должно быть изображено в общей работе детей; обговорили последовательность выполнения работы.

Полина и Настя рисовали дуб, один раз попросили помощь воспитателя; Софья, Данил, Денис, Даша и Василиса нарисовали цепь на дубе и сказочных героев; Ксюша нарисовала избушку; Маша и Алёша нарисовали природу, раскрашивал, дорисовывал фон. Практически все дети просили помощь воспитателя, затруднялись в некоторых ситуациях, потому что опыт совместной работы недостаточен.

В данном занятии использовали форму совместно - взаимодействующую. Работа велась на общем формате листа. Дети работали совместно. Дети увидели результат всех детей по окончанию этой работы, прочувствовали значение своего вклада в общую работу.

У всех детей возрос интерес к занятию, увлеченность работой, появилось общение между детьми по поводу замысла работы.

Оценивая отношение к процессу рисования и к конечному результату у детей (Маши и Алёши) остался низкий уровень, что составляет 20%, у детей (Софьи, Дениса, Даши и Василисы, Данила и Ксюши) - средний уровень 60%, у остальных детей (Полины и Насти) - высокий уровень 20%.

Таким образом, констатирующий эксперимент подтвердил теоретические выводы о том, что коллективная деятельность является важным средством в формировании у детей устойчивого интереса к самой изобразительной деятельности и к конечному результату, дети испытывают более яркие и глубокие эмоции, начинают взаимодействовать друг с другом, складывается дружественный тип общения.

Заключение

Изучение научно-методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что коллективная изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста может быть организованна в разных формах: совместно - индивидуальной, совместно - последовательной и совместно - взаимодействующей.

Коллективные виды работ помогают формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Дети с удовольствием участвуют в выполнении коллективных работ, так как они знают - в результате получиться необыкновенная картина, великолепное панно или удивительный макет, и каждый сможет найти в общей работе частицу своего труда. Несмотря на кажущуюся сложность работ, ребята отлично справляются со своими заданиями, потому что им объясняется выполнение всех элементов по этапам.

Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога: воспитатель, как режиссер, распределяет обязанности среди всех участников проекта. Со временем дошкольники набирают опыт совместных действий, среди них выявляются «главные художники»: дети, которые способны распределить между исполнителями роли. Здесь следует помнить, что роли «ведущего» и «ведомого» по - своему интересны и важны, каждая роль предполагает выполнение определённых обязанностей и согласованность действий

Коллективные работы, созданные всей группой, как правило, больших размеров, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активно выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.

Апробация формы коллективного взаимодействия в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения показала эффективное влияние коллективных работ на формирование интереса к изобразительной деятельности, качественному конечному результату, на развитие творческой деятельности, формировании дружеских взаимоотношений в группе детей. Благодаря коллективной форме организации занятия изобразительные задачи успешно решались детьми.

Таким образом, цель исследования была достигнута. В теоретической части работы изучены разные формы организации коллективной деятельности детей в процессе продуктивных видов деятельности. В практическом эксперименте проанализированы условия организации коллективной деятельности на базе практики. Апробирована совместно-взаимодействующая форма организации рисования.

Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающие потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой приём способствует активному вовлечению детей в образовательный процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально - активной позиции дошкольников.

Список используемой литературы

1. Бабушкин М.А., Беляев В.В., Поздеев Г.А.: Научно - методический журнал «Вестник педагогического опыта» - выпуск 12, 2000. - 44 с.

2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991. - 93 с.: ил.

3. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников»: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений: - 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 272 с.

4. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.

5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред., З.А. Михайловой, Гурович: Изд. 3 - переработанное. 244 с. - Спб.: Детство - пресс, 2008.

6. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности»: Ж. для воспитателей дошкольных учреждений. - Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2"2005. - 96 с.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

8. Комарова Т.С., Зырьянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. - М.: Педагогическое общество России, 2006-160 с.

9. Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. -- М., 1974.

10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2006. - 208 с., 8 вкл.

11. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с., 16 л. ил.

12. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Педагогика» 1972 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основы комплексного подхода к организации работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. Определение понятий "комплексные" и "интегрированные" занятия. Методика обучения изобразительной деятельности по Т.С. Комаровой.

    аттестационная работа , добавлен 18.05.2008

    Особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста. Определение особенностей декоративно-прикладной деятельности и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Разработка системы занятий.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2012

    Значение физических упражнений для организма дошкольника. Организация физкультурных занятий в детском саду. Основная гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка. Исследование методики занятий гимнастикой у старших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Понятие декоративного образа. Специфика лепки детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональное восприятие народной изобразительной деятельности. Выявление исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа.

    дипломная работа , добавлен 17.10.2012

    Педагогические условия развития художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой. Особенности проявления художественного творчества у детей. Составление методики развития художественного творчества дошкольников.

    презентация , добавлен 23.03.2010

    Сенсомоторное и общее умственное развитие старшего дошкольника. Аппликация из соломки как техника художественного выполнения. Анализ изучения методики работы с детьми в детском саду. Обучение детей старшего дошкольного возраста аппликации из соломки.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2013

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами скульптуры. Сущность понятия художественного творчества. Психолого-педагогические особенности творческих способностей детей. Изучение народной пластики и декоративной лепки в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2015

    Организация и проведение опытно-экспериментальной работы воспитателя по развитию творчества старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности, оценка ее эффективности. Практические рекомендации для воспитателя по развитию творчества детей.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2013

    Аппликация как вид продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Коллективные виды деятельности на занятиях аппликацией с детьми. Анализ специфики организации коллективных видов деятельности на занятиях по аппликации с дошкольниками.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2017

    Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества. Изобразительные способности и творческие замыслы детей в процессе изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей путем сюжетного рисования на занятиях.

Обычно на занятиях в детском саду каждый ребёнок индивидуально выполняет свой рисунок, лепку, аппликацию . Но особое удовольствие детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие работы называются коллективными.

В коллективном изобразительном творчестве могут создаваться не только панно, но и плакаты, стенгазеты, оформление для спектаклей, праздников, досуга. Вместе дети могут подготовить декорации и маски к играм-драматизациям, а затем все вместе разыграть сюжет сказки, рассказа.

Обычно такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в лёгких формах, когда каждый ребёнок выполняет отдельно свою часть изображения, которая затем станет фрагментом общей работы. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если её результат имеет общественную ценность.

В основе каждой коллективной работы - специально разработанный игровой сюжет. Ребёнок выполняет свою часть работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Планирование здесь весьма простое: задание каждому выдаётся в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии это происходит в ходе коллективного обсуждения всеми участниками, когда нужно суммировать результаты.

Занятия, построенные на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности, позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении этих работ единство группы имеет формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапах планирования и оценки, что осложняет формирование умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования.

Совместно-последовательная работа

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности предполагает постепенное выполнение действий участниками, когда результат действия одного участника становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. В художественной деятельности взрослых эта форма также находит применение, например, в художественной промышленности: один разрабатывает форму керамических чашек, другой их формует, третий делает роспись и т.д. Такая форма находит применение в трудовом обучении, так как позволяет в игровой форме воспроизвести конвейерную линию.

В качестве примера рассмотрим выполнение объёмной работы на тему «Зимняя сказка» (фабрика снеговиков) в старшей группе. Занятие представляет собой игру, синтезирует коллективное литературное и конструктивное творчество. Дети распределяются по четыре человека на линии. Задачи, стоящие перед каждым, просты: скатать три комочка разного размера из салфеток; склеить детали между собой в соответствии с полом снежного человечка, завершить образ снеговика из предложенных деталей. С конвейерной линии попадают в «Зимнюю сказку» по три снежных человечка.

Совместная деятельность способствует формированию умений координировать совместные действия. В этих условиях неудача одного ребёнка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы, к общей неудаче.

При такой организации деятельности дети от первого и до последнего этапа работают совместно, постоянно что-то добавляя к общей композиции, совершенствуя её выразительные, содержательные характеристики. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределённых заранее и выполненных индивидуально деталей работы, это в полном смысле слова плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. От каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами
общей работы.

Эта работа предполагает наличие у детей способностей работать в коллективе и выступает средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать результаты коллективного творчества.

Мы разработали задания, когда группой создавалась одна, общая композиция, но игровые сюжеты позволяли придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. На первом этапе дети работали в парах или небольших группах, на последующих взаимодействие осуществлялось между этими парами и группами.

Если первая проблема успешно решена и между участниками работы не возникло непреодолимых разногласий на этапе планирования, то следующий этап согласования совместных действий проходит относительно безболезненно. Не без споров, но без ссор и обид. Необходимо корректировать отношения детей. Обычно одна-две пары не справляются с заданиями. Более сложного подхода к распределению обязанностей требует взаимодействие в крупных объединениях. Особенно это важно при выполнении первых композиций. Внимание следует уделять комплектованию групп: на основе наблюдения, личных симпатий, желания работать вместе. Это упрощает процесс приобретения детьми первых умений и навыков работы в небольших группах. Более сложный вариант - взаимодействие между группами. Правильно построенное обсуждение завершенных композиций способствует развитию творческого воображения детей. Это поможет формированию оригинальности и гибкости мышления детей.

Никто из детей в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет детям ощутить преимущества совместной работы. Создаст хороший эмоциональный фон для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Лидия Пашинцева, воспитатель детского
сада компенсирующего вида № 94

Самостоятельная творческая деятельность, ее характеристика

Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.
Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя. В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала - казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Способы организации коллективной деятельности на занятиях.

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.

Конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Классификация форм организации коллективных работ детей. А.И.Савенков, проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и, наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам , которые можно определить по тематическому критерию:

· Изготовление художественных панно и макетов;

· Выполнение подарочных плакатов;

· Изготовление атрибутов к совместным играм;

· Иллюстрирование сказок и рассказов;

· Художественное оформление выставок;

· Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

· Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.

· Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

· Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по изобразительной деятельности.

Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.

В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция.

Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы по мотивам народного искусства.