Уголок психолога в подготовительной группе детского сада. Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя

Уголок психологической разгрузки в детском саду

В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения и различными неврологическими отклонениями. Все мы знаем, что исправлять проблемы сложно, поэтому лучше больше уделить внимание профилактике нарушений и психологической грамотности педагогов и родителей (слайд №1). Цель уголков: сохранение психологического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ; создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ (слайд №2). При подборе материала для уголка нужно учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психологической разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии и эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед нами стоит задача – обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Как же создать уголок психологической разгрузки? Это может быть небольшой уголок в группе или спальне, отгороженный стеллажом или ширмой (слайд №3). Его оформление – творческая работа педагога, основная задача оформления – создание доверительной атмосферы, комфортной, безопасной, гармоничной среды, такой, чтобы каждый ребенок мог прийти сюда со своими проблемами знать, что ему здесь помогут.

В световом оформлении чередуются естественное и искусственное освещение (настольная лампа или бра). Если позволяет место – можно поставить кресло или маленький диванчик, маленький столик; мягкий зеленый ковер на полу – все это создает ощущение уюта и спокойствия.

Уголок можно разделить на несколько зон.

Голубая зона – стимулирует психическую активность малышей, она оборудована шкафом с дидактическими материалами и игрушками, развивающими играми. Здесь хранятся акварельные краски, цветные карандаши, бумага для рисования и разрывания, фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями. Телефон «Позвони маме» - ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней. Карточки с изображением эмоций – пиктограммы, зеркало. Цветик - семицветик поможет воспитателю определить настроение ребенка (слайд №4). Можно использовать «Мешочки настроений» (или коробочки). Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой, поэтому хорошо завести «коробочку добрых дел», куда дети складывают «зерна добра». Воспитатель вместе с ребятами в конце недели подводят итоги и фотографии детей, у которых больше всего «зерен добра», попадают на «Дерево добра» – своеобразную доску почета.

Оранжевая игровая зона расположена на стеллажах, удобна для доступа детям и разделена на две части: для мальчиков и для девочек. На яркой декоративной стене – коллекция кукол для куклотерапии (слайд №5). Куклы позволяют детям проигрывать от имени какого-либо героя различные роли и эмоциональные этюды, что способствует снятию мышечных зажимов, располагает к двигательному и эмоциональному раскрепощению, служит действенным средством высвобождения от страхов, тревожности, агрессии. Куклы или пальчиковый театр могут быть сшиты родителями или сотрудниками.

Хорошо, если есть песочница (слайд №6). Это небольшой квадратный ящик с просеянным песком. Разыгрывая на песке сказочные сюжеты, дети приобретают опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Песок поглощает отрицательную психическую энергию, снижает уровень нервно – психического напряжения, стабилизирует эмоциональное состояние. Эта методика особенно эффективна при коррекции тревожности, страхов, агрессивного поведения.

(слайд №7) Под песочницей может устроится паук Шнюк, страшный с виду, но очень мягкий и дружелюбный. Познакомившись и подружившись с ним, дети делают его участником своих игр, постепенно они учатся самостоятельно справляться со своими эмоциональным состоянием, побеждать свой страх.

Негативные эмоции – серьезная проблема для современных детей, поэтому если не помочь ребенку с ними справиться, негативные эмоции не исчезнут с его взрослением, а будут накапливаться. В уголке психологической разгрузки ребенок может прорисовать свой страх или обиду, а затем по желанию изменяют рисунок так, что он становится нестрашным, смешным или разрывают его. Работа с пластическими материалами (пластилин, соленое тесто) помогают освободиться от агрессии, гнева, замкнутости, тревожности. Очень хорошо работать с глиной она впитывает отрицательные эмоции, это природный материал. Но глину сложно хранить и нужно поддерживать, чтобы она всегда была мягкая.

Рядом расположен уголок для снятия негативных эмоций и нервного напряжениясиний уголок. Он оснащен подушками для битья, мешочками для метания, мягким мячом, грушей, набором воздушных шаров, мешочками или стаканчиками «для крика». Если отведено много места для уголка – можно разместить дартс с магнитными дротиками. «Коврик злости» нужен для того, чтобы потопать по нему и злость пройдет. «Стул для размышлений» помогает ребенку вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет. Самое главное – стул не должен быть местом наказания для детей.

А на зеленом мягком ковре – «ковер мира», ребята усаживаются для примирения.

В психологическом уголке помогает снять усталость, располагает к отдыху и расслаблению аквариум с золотыми рыбками, фотообои, журчащий фонтанчик. Эта зона может быть оформлена в бежево-коричневых тонах .

На окне можно расположить уголок зимнего сада. Красивые развесистые цветы приносят успокоение (слайд №8). Здесь живет игрушка – пес Дружок, ему можно рассказать о своих горестях, обидах, страхах; крепко прижаться, обняв за шею (слайд №9). А на окне – шторы нежно-зеленого цвета с ламбрекеном. Все это создает ощущение комфорта и безопасности, покоя и умиротворенности.

Снятию напряжения способствуют фонограммы со звуками живой природы. Хорошо использовать емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками. Очень хорошо успокаивает шнуровка, ленточки, плетение кос (слайд №10). Дидактическая игра «Собери бусы» поможет ребенку расслабиться, как и цветные клубочки пряжи.

Хорошо снимает напряжение сухой бассейн. Это излюбленное место получения положительных эмоций. Но он занимает очень много места.

(слайд №11) Так, психологический уголок может быть разделен на несколько зон (в зависимости от располагаемой площади). Где и как его расположить – нужно решать индивидуально в каждой группе. Если совсем мало места – можно сделать складной уголок или зоны разнести в разные места. Чтобы заинтересовать воспитателей детского сада, можно провести смотр-конкурс психологических уголков. Многие пособия могут сделать родители своими руками (слайд №12).

Оформив такой уголок, у воспитателей появится возможность вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению».

Литература:

1.Безденежных Л.И. Арт - терапевтическая мастерская в детском саду. Воспитатель. 2012 – 8.

2.Портяная Н.М. Организация работы комнаты психологической разгрузки в ДОУ как условие сохранения психологического здоровья детей. Дошкольная педагогика 2010 -2

3.Смолякова Е.Н. организация психологических уголков в группе детского сада. Воспитатель. 2013 - 4. Педагог-психолог: Ершова Е.С .

  1. Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования «муниципального автономного дошкольного учреждения детского сада №12 «семицветик»

    Образовательная программа

    Руководителем). Желательно создать кабинет психологической разгрузки со светильниками-аквариумами, цветомузыкальной... благоприятный психологический климат в группе; - для формирования адаптации и мотивации к обучению в детском саду , обеспечивать...

  2. Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения города москвы детского сада №2153

    Образовательная программа

    ... детских поделок для экспозиции музея детского сада и т.п.). В отдельных детских садах ... среды - создание уголков психологической разгрузки -оформление зон экспериментальной... выставка работ воспитателей. Уголок декоративно-прикладного искусства...

  3. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания

    Документ

    И задачи психологического сопровождения и своевременно оказать психологическую помощь родителям, ... развивающие занятия " Уроки разгрузка " по методике Т.А. ... + - отказ + - отказ 1 Детский сад (6 лет) 1-й класс (6 лет) ... , шкаф, полка, уголок ), за порядок в...

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.

Исходя из вышесказанного, особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью вноябре в нашем детском саду проходил конкурс "Уголков психологической разгрузки".

Цели и задачи конкурса:

  • создание условий в группах дошкольного учреждения для сохранения психологического здоровья каждого ребенка;
  • активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголка психологической разгрузки для полноценного психофизического развития дошкольников;
  • привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении конкурса.

Уголок психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться - важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

  • для психологической разгрузки воспитанников;
  • обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
  • обучение детей бесконфликтному общению;
  • повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
  • обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным

Так, например, педагоги 2 младшей группы № 7 Стяжкина Л.В., Шашова Т.В. и старшей группы № 9 Цыганова Н.В. и Дмитриенко С.Е. в первую очередь организовали для детей "Полянку настроения”, которая каждое утро встречает их в приёмной. У каждого ребенка фото на петельке, приходя в группу, дети вешают свою фотографию к соответствующему их настроению. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. “Полянка настроения” привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности .

Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций, маски эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры “Азбука настроений”, “Что такое хорошо, и что такое плохо” и др.

Наличие в группах мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассмотреть фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями, что способствует снятию напряжения, поднятию настроения .

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме, используются мягкие подушки, куклы Би-ба-бо.

В уголке размещены корзинка с клубочками разноцветных ниток (подготовительная группа № 5, воспитатели Наймушина Н.В., Коростелева И.В.). Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков - воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку (например, “Колобок”, “Теремок”). Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры - кубик "Мирилка”.Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки, произнося разные стихи - мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. (подготовительная группа № 6, воспитатели Шавочкина В.А., Фархуллина И.В. 2 младшая группа № 7, воспитатели Стяжкина Л.В., Шашова Т.В.)

В дополнение в группах имеются спортивные уголоки, где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия .

Широко применяются упражнения на дыхание. Ровное, спокойное дыхание - ум находится в покое, частое - ум встревожен. Упражнения на дыхание направлены на успокоение ума, развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса развивает способность к концентрации.

Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.

Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и “Шкатулка добрых посланий”, в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Таким образом, созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

Итак, администрация ДОУ поздравляет победителей конкурса.

Грамотой за 1 место награждены воспитатели 2 младшей группы № 7, воспитатели Стяжкина Л.В., Шашова Т.В.

Благодарность за подготовку разнообразных психологических игр, пособий объявлена

старшая группа № 9 - воспитатели Цыганова Н.В., Дмитриенко С.Е.

группа р\в № 2 - воспитатели Молчанова В.В., Талипова Е.А.

подготовительная группа № 5 - воспитатели Наймушина Н.В., Коростелева И.В.

подготовительная группеа№ 6 - воспитатели Шавочкина В.А., Фархуллина И.В.

группа раннего возраста № 3 - воспитатели Береснева Н.П., Власова Н.А.

группа раннего возраста № 4 - воспитатели Осколкова Т.С., Конева Т.Н.

За эстетичность оформления психологического уголка

Средней группе № 10 - воспитатели Хабриева Г.А., Реутова М.Н.

За творческий подход и своевременность подготовки материала

старшей группе № 12, воспитатели Молчанова Е.М., Чернецова Н.В.

Объявлена благодарность педагогу - психологу Мужиковой С.А., старшему воспитателю Новоселовой И.В., Черепановой И.В., Солохиной Л.В. за организацию и жюри конкурса.

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей, к сожалению, не достигают положительного результата. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Оснащение психологического уголка в детском саду

Зона для психологической разгрузки

Уголок для уединения

Стул размышлений «Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем,а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей. «Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

«Воспоминание о лете» « Воспоминание о лете» помогают обрести покой, расслабиться, снять мышечное напряжение.

«Водяные часы» Дети наблюдают за медленно падающими цветными каплями. В пластиковые бутылочки наливается гель для душа, добавляется бисер. Дети любят наблюдать, как при переворачивании по гелю медленно бежит вверх пузырь воздуха, а вниз медленно-медленно падают бисеринки.

«Мамины ладошки» Тепло и заботу маминых рук ощущают малыши, надев свою варежку «Мамины ладошки».

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксёрская груша- снятие агрессии Снятие агрессии

Стаканчики для крика, стаканчики настроения "Стаканчик настроения" - когда сердишься, в него можно сказать сердитые слова и закрыть крышкой, чтобы не улетели. «Стаканчики для крика» Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.

Мишени Мишени являются одним из приемов выражения агрессии

« Подушка злости»

Агрессивный колючий коврик «Агрессивный коврик » даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся. Н ужно потопать по коврику и злость пройдет.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

Цветные клубочки Цель корзинки с клубочками разноцветных ниток - успокоить расшалившихся детей, так же, разматывая клубочки, дети овладевают приемам саморегуляции, развивается мелкая моторика.

«Коробочки добрых дел» «Коробочки добрых дел» - у каждого ребёнка своя коробочка, в которую он «складывает» добрые дела и поступки. Каждый поступок воспитатель отмечает фишкой. В конце недели фишки подсчитываются и тому, в чьей коробочке больше фишек, вручается флажок, который принадлежит ему до следующего подсчёта результатов.

Волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д.)

«Мешочки настроений»- хорошее и плохое настроение « М ешочки настроений» Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

« Азбука настроений» И гра «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку. На стене 2 кота - "индикаторы настроения". Ребенок может подойти и "угостить рыбкой" грустного или веселого кота - в соответствии со своим настроением. Рыбки с закрепленными плоскими магнитиками крепятся на магнитные "мисочки"

« Подушка примирения»

« Коробочка примирения»

« Остров примирения»

« Доска настроений»

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей

Стенд «Герой дня»

« Сонные игрушки»

«Подушка сплюшка » снятие тревожности

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

« Твистер »

«Гусеница»

Предварительный просмотр:

В наше время дети в недостаточной степени обладают оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Большой процент воспитанников детского сада - это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие другого человека, его чувств, настроения и эмоций. Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать его у детей.

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей, к сожалению, не достигают положительного результата. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. Благодаря психологическому уголку у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. При подборе материала для психологических уголков нужно учесть потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Поэтому перед нами возникает задача - обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия.

Предварительный просмотр:

Положение о смотре- конкурсе « Лучший психологический уголок»

  1. Цели и задачи смотра-конкурса
  • Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребёнка;
  • Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников
  • Привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи группам в проведении смотра-конкурса
  1. Участники смотра-конкурса
  1. В смотре-конкурсе могут принять участие воспитатели всех возрастных групп.
  2. Обязательным условием смотра0конкурса является участие воспитанников ДОУ
  1. Мероприятия по подготовке смотра-конкурса
  1. Старшему воспитателю подготовить рекомендации и образцы для создания психологических уголков.
  2. Провести индивидуальные консультации с педагогами.
  3. Проработать основные вопросы к подготовке семинара-практикума « Сохранение психологического здоровья воспитанников»
  1. Критерии и порядок работы жюри конкурса
  1. Работу участников конкурса оценивает жюри, в состав которого входят:

председатель- заведующий детского сада

старший воспитатель

педагог-психолог

председатель профсоюзного комитета детского сада

  1. Каждый член жюри просматривает психологический уголок в каждой группе и проводит беседу с детьми.
  2. Оценка психологических уголков осуществляется по следующим критериям:
  • Наличие в группе зоны для психологической разгрузки
  • Материала для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
  • Эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей бесконфликтному общению
  • Материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей
  • Материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям
  • Эстетичность оформления психологического уголка
  • Презентация психологического уголка воспитателем группы
  • Рассказ детей о психологическом уголке
  • Работа с родителями.
  1. Порядок проведения смотра- конкурса
  1. Смотр-конкурс проводится в период с ____по____
  2. Организаторы смотра-конкурса имеют право при необходимости вносить изменения и корректировки в порядок его проведения
  1. Награждение и поощрение победителей смотра-конкурса

6. 1 Победители смотра-конкурса отмечаются грамотами и благодарственными письмами от администрации детского сада.

Оснащение психологического уголка

Назначение

Материалы

Зона для психологической разгрузки

Уголок для уединения (шатёр, палатка и т.д.), мягкая мебель,»Стул размышлений», «Воспоминание о лете»- ракушки, цветочки и т. д., фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, « Мамины ладошки»- - варежки сшитые мамиными руками, мягкие игрушки

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксёрская груша, поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, «Подушка злости», «Копилка плохого настроения», « Агрессивный коврик»- колючий., ракушки.

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции

Аудио-видео записи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т.д.) , игры с песком, водой, крупами, пуговицами, «Мешочки настроений»- мешочек хорошего настроения, мешочек плохого настроения , «Коробочки добрых дел».

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

« Азбука настроений», « Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: « Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т.д., шкатулка с маленькими человечками, « Подушка примирения», «Коробочка примирения», « Остров примирения», «Коврик примирения», « Доска настроений».

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей

Подиум, стенд-«Герой дня», медали, « Сонные игрушки», « Подушка- сплюшка», «Почётный стул»,

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

« Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».


Организация психологических уголков в группе детского сада

В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.

Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы, а то и вся жизнь. Поэтому в своей работе большое внимание мы уделяем именно профилактике психологических нарушений.

На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей и в первую очередь родителей, к сожалению, не достигают положительного результата. Поэтому мы уделяем большое внимание повышению психологической грамотности родителей и воспитателей.

Для родителей помимо традиционной наглядной информации, различных выступлений на родительских собраниях, многочисленных индивидуальных консультаций, мы проводим совместные детско-родительские тренинги, на которых родители учатся общаться со своими детьми и не просто общаться, а лучше понимать и любить их и себя.

Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, мы решили организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

При подборе материала для психологических уголков мы учитывали потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива , подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед нами стояла задача - обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголке получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:

Уголок для уединения

Кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

Груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;

Мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

Набор бумаги для разрывания;

Коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;

Стаканчики для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;

Стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т. д. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей;

Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;

Шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

Дидактическая игра «Собери бусы»;

Цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;

Массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;

Мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» - своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

Игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;

- «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

Стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;

Парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.

Так, в психологическом уголке получились три зоны:

Саморегуляции и релаксации;

Для повышения самооценки;

Развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

А чтобы заинтересовать воспитателей, мы с администрацией решили провести смотр-конкурс психологических уголков и простимулировать его не только благодарностями, но и материально.

Было разработано положение смотра-конкурса с прописанными в нем условиями его проведения, указаны члены жюри и критерии, по которым будут оцениваться уголки. Среди критериев выделены следующие:

Наличие материала по зонам;

Эстетичность и оригинальность оформления;

Целесообразность использования;

Хочется отметить, что эта идея привлекла внимание воспитателей и все приняли самое активное участие.

В жюри вошли: заведующий, педагог-психолог, старший воспитатель и два воспитателя.

Во время организации конкурса мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, где взять место для этого уголка. Как его расположить. Решали индивидуально по каждой группе.

Воспитатели проявили свое творчество, отнеслись с пониманием. В некоторых группах уголки расположили в спальне, в одной группе сделали складной уголок, где-то зоны разнесли в разные места.

Во-вторых, где взять средства? Воспитатели многое делали сами. Большую помощь оказали родители. Что-то делали своими руками, что-то приносили из дома.

Во время конкурса самой трудной задачей для жюри стало определение победителей. В каждой группе имелась какая-то своя изюминка. Поэтому первое место было одно, а вторых и третьих по два.

Победители награждались денежной премией и грамотами. Всех остальных участников конкурса поименно мы отметили благодарственными листами, подчеркнув индивидуальность каждого уголка.

Прошло только несколько месяцев с тех пор, как заработали наши психологические уголки, но положительный результат налицо. Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.

У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность , раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу.

А у воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению

https://pandia.ru/text/79/219/images/image002_20.jpg" width="229" height="304 src="> https://pandia.ru/text/79/219/images/image004_7.jpg" width="236" height="292">

Уголки психологической разгрузки.

Современные дошкольники загружены сейчас не меньше взрослых. В процессе роста и развития детям приходится получать и перерабатывать огромное количество информации. Неокрепшая детская психика может не выдержать такой нагрузки - ребенок капризничает. Вот почему важно, что бы у детей в детском саду была возможность уединиться, восстановиться и прийти в себя.

Поэтому в каждой группе просто необходима специально организованная среда, оснащенная предметами, способствующими снятию напряжения, расширению возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Уголок психологической разгрузки это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Пребывание в таком уголке улучшает психофизическое состояние. В таких уголках используются сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда. Ориентирован психологический уголок на зону ближайшего развития каждого ребёнка, направленность его интересов, обеспечение свободы выбора и волеизъявления. Полезен он и для создания благоприятного психолого-социального микроклимата в группе, комфортной организации режимных моментов.

Благодаря уголкам психологической разгрузки появилась возможность контролировать и регулировать психологические, интеллектуальные и физические нагрузки, самочувствие и настроение детей, своевременно корректировать их.

Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться, снизить уровень переживаний.

Цель корзинки с клубочками разноцветных ниток - успокоить расшалившихся детей, так же, разматывая клубочки, дети овладевают приемам саморегуляции, развивается мелкая моторика.

Немаловажные атрибуты психологического уголка, целью которых является научить дошкольников разнообразным способам примирения после ссоры - «коробочка мирилка», «подушка примирения»


«коврик примирения» «остров примирения»


Помогают снять психофизическое напряжение, агрессию «стаканчики для крика», «подушка злости», «копилка плохого настроения», «агрессивный коврик» даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся.

«Уголок уединения» , призван решать благородную задачу создания ниши покоя.

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей. «Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

«Воспоминание о лете» помогают обрести покой, расслабиться, снять мышечное напряжение.

Тепло и заботу маминых рук ощущают малыши, надев свою варежку «Мамины ладошки».

Альбом с семейными фотографиями позволяет детям вновь пережить положительные эмоции, стабилизировать свое внутреннее состояние.

В уголке психологической разгрузки находятся материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр , направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности.

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с использованием материалов уголков психологической разгрузки приводит к положительным результатам: дети меньше ссорятся, материалы психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым детям; они все с большим удовольствием сотрудничают друг с другом, со взрослым, с желанием играют в команде.