Обоснование значимости проекта. Чтение художественной лит-ры

Короткова Светлана Леонидовна, заместитель директора по методической работе, Силантьева Ульяна Александровна, социальный педагог государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»;

Орлова Татьяна Степановна, воспитатель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»;

Евдокимова Людмила Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе, Пядышева Наталья Александровна, руководитель д/о «Надежда», Еремина Елена Александровна, педагог-психолог муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г. Вольска Саратовской области».

Номинация «Методика организации и проведения спартакиад, соревнований по военно-спортивным и техническим видам спорта, военно-тактических игр, военно-полевых сборов»

Рыбалкин Георгий Викторович, преподаватель-организатор ОБЖ государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Вольский строительный лицей»;

Яфаров Марат Масутович, учитель основ безопасности жизнедеятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Сафаровка» Дергачевского района Саратовской области;

Тарутина Ирина Леонидовна, заведующий, Гревцова Надежда Павловна, инструктор по физической культуре, Зверева Ольга Владимировна, педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 38 «Совенок» г. Балаково Саратовской области;

Лукашов Александр Николаевич, учитель физической культуры муниципального общеобразовательного учреждения «Александровская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Васильевича Васильева Ртищевского района Саратовской области».

Номинация «Методика организации и проведения уроков мужества, посвященных дням воинской славы России»

Бердник Галина Ивановна, учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области»;

Педагогический коллектив муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 19 «Светлячок» г. Балаково Саратовской области;

Овчинникова Александра Степановна, руководитель музея боевой славы, Рябкова Ольга Викторовна, учитель истории, руководитель краеведческого музея муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области»;

Русакова Лидия Николаевна, учитель физики филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» в с. Савельевка;

Педагогический коллектив муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57 «Радужный мир» г. Балаково Саратовской области;

Сударева Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 97» г. Саратова.

Номинация «Методика организации и проведения мероприятий, посвященных 80-летию образования Саратовской области»

Соломин Валерий Владимирович, Орлова Ирина Юрьевна, преподаватели государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Энгельсский механико-технологический техникум»;

Педагогический коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 р.п. Ровное Ровенского муниципального района Саратовской области».

Номинация «Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечению памяти погибших защитников Отечества»

Педагогический коллектив, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 22 «Ладушки» г. Балаково Саратовской области;

Хачпанова Марина Витальевна, заведующая школьной библиотекой муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Балаково Саратовской области;

Баракова Светлана Петровна, учитель, руководитель кружка «Юные исследователи» муниципального общеобразовательного учреждения-средняя общеобразовательная школа с. Лебедевка Краснокутского района Саратовской области.

К счастью, проходят времена, когда слово «патриотизм» было ругательным и не в чести. Другое дело, что демократический нигилизм не прошел бесследно. Любить свою страну сегодня не модно. Точнее, ее стали ассоциировать с государством, с бюрократическим и репрессивным аппаратом. В одной из молодежных песен даже декларируется: «Я так люблю свою страну и ненавижу государство». Как будто эти понятия возможно разделить…

Памятна полемика между философом и А.С.Пушкиным по поводу исторического прошлого России. Первый считал нашу историю ничтожной и не содержащей никаких поучительных примеров, другой горячо возражал против такого однобокого подхода. Именно через историю, через постоянное напоминание о подвигах предков и пролегает путь к воспитанию настоящего патриотизма. В противном случае возникает опасный перекос: генерала Карбышева, замученного в фашистском концлагере, знают хуже или не знают вообще, нежели генерала Власова, сдавшегося в плен и бросившего целую армию на верную гибель.

Вообще усилиями демократов конца 80-х – начала 90-х гг. прошлого века – Анатолия Собчака, Галины Старовойтовой и проч. история нашей страны нового и новейшего времени как-то незаметно оказалась «перепахана» и переписана. И уже в ближайшем окружении встречаешь людей, которые морщатся, услышав имена Зои Космодемьянской или Александра Матросова. Демократические и либеральные СМИ сделали свое «черное» дело – то, что считалось святым и неприкосновенным, втоптано в грязь и опорочено. И невдомек журналюгам и новоиспеченным историкам, что если уж судить деятелей прошлого – то только по законам их времени, в которое еще не было нас. Да, жгла Зоя Космодемьянская крестьянские избы, выдали ее гитлеровцам именно наши, советские крестьяне, но разве могла она поступить иначе, если в голове засел сталинский приказ – «Ни шагу назад!» и разнеслась директива придерживаться тактики «выжженной земли», чтобы земля горела под ногами у захватчиков. А зимой такая тактика приобретала особую актуальность. И если объяснить все это современным школьникам внятно и спокойно – может, поймут и не станут скоропалительно осуждать. Ведь во имя свободы Отечества все средства хороши. Смех и грех – жаловался когда-то Наполеон нашему императору Александру I: дескать, русские воюют не по правилам. А кто вас звал? А какие могут быть правила, если сражаешься за родную землю? Тем более партизанскую войну еще ни одно государство не выиграло…

Было время, когда существовала пионерская организация, и когда отряды боролись за почетное право носить имена пионеров-героев, павших в годы Великой Отечественной войны: Марата Казея, Вали Котика, Володи Дубинина и др.

А уж о молодогвардейцах и говорить нечего. Что привлекало и притягивало к этим ребятам по-настоящему? Конечно, в первую очередь, возраст. Жить бы еще да жить, а они смогли переступить через естественное чувство самосохранения и отдать свои, совсем еще юные жизни ради спасения Отчизны. Нет ли смысла реанимировать художественные произведения, написанные об этих героях? Если уж с Павликом Морозовым появилась ясность, то в их отношении никакой ревизии и переоценки ценностей не произошло.

Впрочем, давайте остановимся на судьбе молодогвардейцев подробно. В этом есть смысл – ведь роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» изъят из школьной программы по литературе. К тому же, и раньше он изучался во второй редакции. А к ней автора склонил не кто иной, как Сталин. «Переделываю молодую гвардию в старую», — невесело шутил писатель по этому поводу. А суть в том, что партии и правительству понадобилась руководящая роль старых большевиков в деле организации подполья в Краснодоне. На деле же большевики позорно струсили и первыми сбежали из Краснодона. Но такая правда не могла всплыть наружу и быть предана огласке. Пришлось лакировать и приглаживать действительность. Сегодня мы знаем, что парни и девушки, еще вчера закончившие школу, в едином патриотическом порыве, решили создать собственную организацию и не давать оккупантам чувствовать себя спокойно. Попались они на пустяке – кража сигарет, стали выдавать себя за партизан, и подверглись страшнейшим пыткам, объяснения которым нет и по сей день. Парадокс в том, что признаваться им было не в чем, и выдавать некого. Но разве по этой причине эти ребята не заслужили нашей благодарной памяти?

Где сегодня та амбразура, которую хотелось бы закрыть своим телом, как Александр Матросов? Риторический вопрос. Кстати, и Александр Матросов на самом деле был татарином по национальности, что от нас тоже долгое время скрывали. Непонятно только – почему? Мы уже тогда были многонациональным государством. В чем провинились татары? В том, что когда-то покорили Русь? Но существование монголо-татарского ига сегодня многими учеными ставится под сомнение. И вообще – пора смириться с фактом: победу ковали люди всех национальностей.

Особое внимание в свете нашего времени надлежит уделить ветеранам Великой Отечественной войны, которых остается все меньше с каждым годом. И дело уже не в том, чтобы в обязательном порядке приглашать их на встречи со школьниками или со студентами – это пройденный этап во всех отношениях: и слушать уже будут не так, как в прежние годы, да и самым «молодым» из ветеранов ныне далеко за 80, а то и за 90. Речь о другом – чтобы старики не чувствовали себя одинокими, брошенными и покинутыми. С этой целью организовать регулярные визиты к ним (по предварительному согласованию), помогать по хозяйству и уборке помещения, закупать продукты и др. Целесообразно вести запись воспоминаний ветеранов – ведь они немногословны, но они же – уходящие натуры. Если не сберечь хрупкую память – вновь поднимут головы любители переписывать историю страны и мира в новейшую эпоху. Причем делаться все это должно не для галочки – пожилые люди, как никто, чувствуют фальшь и наигранность. Любой официоз здесь в корне противопоказан.

Павел Николаевич Малофеев

МОБУ СОШ с.Новофёдоровское
МР Стерлитамакский район
Республика Башкортостан
Методика организации и проведения
«Уроков мужества, торжественных мероприятий,
посвящённых годовщинам Победы в Великой Отечественной войне».
Знаем! Помним! Гордимся!
Составили Алимбаева Фирузя Ринатовна
Артамонова Флюза Калимовна

Стерлитамакский район – 2015г.
Пояснительная записка
Методика организации и проведения Уроков Мужества,
торжественных мероприятий, посвященных годовщинам
Победы в Великой Отечественной войне.
Знаем! Помним! Гордимся!
Родина наша ­ колыбель героев,
огненный горн, где плавятся простые души,
становясь крепкими как алмаз и сталь.
(А.Н. Толстой)

Цель работы ­ оказание практической помощи педагогу, особенно
молодому, в поисках и выборе методических путей решения проблемы
патриотического воспитания школьников, организации Уроков Мужества,
торжественных мероприятий, посвященных годовщинам Победы в Великой
Отечественной войне.
Методическое пособие предназначено для учителей, классных руководителей,
воспитателей групп продленного дня, организаторов детского движения,
руководителей детского объединения и призвано для оказания им практической
помощи.
Пособие состоит из вводного раздела, содержательной части и приложения.
Предисловие раскрывает проблемы, актуальность, суть, цели и задачи
патриотического воспитания учащихся на современном этапе образовательного
процесса. В основной части изложены
методические рекомендации по
планированию и организации Уроков Мужества, отбору теоретического и
практического материала, подробное описание хода урока мужества, его цели,
темы, формы проведения. В приложении помещены разработки мероприятий,
фотографии, презентации, перечень используемой литературы. Пособие освещает
опыт работы учителей и рассчитано на творческое его использование.
2

Надеемся, что это пособие оправдает Ваши ожидания и действительно
поможет в Вашей педагогической деятельности и будет полезным для Вас.
3

Предисловие.
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и
эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и
могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями»
К.Д.Ушинский
В результате распада единого многонационального государства СССР,
когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда
насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над
духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной,
социально­активной личности с четко выраженной гражданской позицией.
Перестройка и годы, последовавшие за ней, к сожалению, нивелировали
такие понятия, как патриотизм, гражданственность, честь, чувство долга. На
наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр с
негативных позиций исторического прошлого нашей Родины.
У многих представителей молодого поколения, которое выросло в эти
годы, сформировалось не всегда объективное представление о событиях,
происходивших в нашей стране, и людях ­ участниках этих событий. В связи с
этим проблема
патриотического воспитания становится одной из
актуальнейших.
Пожалуй, только школа остается единственным местом, где воспитывают
подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом
преемственность традиционных форм и методов. Патриотическое воспитание
было и должно оставаться одним из основных направлений воспитательной
работы школы.
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и
целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно
выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Героическая
борьба,
подвиги лучших сынов Отечества становятся основой
патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях,
необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так
как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой
военно­патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к
военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению
Отечеству – одна из задач педагогического коллектива, военно­
патриотической работы в школе.
Патриотическое воспитание – это воспитание уважения к традициям
своего народа, страны, города, села и даже школы, в которой ребенок учится.
В каждой школе есть традиции, которые хранятся и передаются от одного
4

поколения учащихся к другому. Одной из них является проведение в школе
уроков мужества.
Методика подготовки и проведения уроков мужества.
Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых­ вот мудрость жизни…
Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом
всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к
свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!…(М.Горький)
Цель уроков мужества ­ воспитать у школьников гордость за свою
Родину, ведь нам есть, чем гордиться; сформировать представление о долге,
чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма
невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи уроков мужества: познакомить с героическими и трагическими
страницами истории Отечества; воспитывать уважение молодёжи к подвигам
военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости
увековечения памяти павших героев; способствовать формированию у
молодёжи готовности к защите Родины.
Растить патриотов в наше время непросто. Среди наиболее действенных
средств подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе
любви к Родине, российскому народу важное место занимают уроки
мужества.
Урок мужества – одна из форм патриотической работы со школьниками.
Он призван помочь учащимся глубже понять истоки мужества, боевые и
трудовые традиции народа, его беспримерный подвиг в грозные годы Великой
Отечественной войны, тесную связь героического прошлого нашей страны с
современностью. Урок мужества воскрешает славу, доблесть, высокий
патриотизм старших поколений, героический страницы Вооруженных Сил
страны. Ему должны быть свойственны пафос и романтика мужества,
переживание школьниками той критической ситуации, которая требует
смелости, стойкости и бесстрашия. Урок мужества формирует у школьников
характер, готовность к совершению подвига во имя Родины.
Урок мужества нельзя подменять встречами учащихся с ветеранами
войны и воинами Армии, на которых преимущественно выступают почетные
гости с рассказами о героизме и мужестве людей, а сами школьники являются
пассивными слушателями.
Для организации урока мужества классный руководитель создает
инициативные группы школьников, которые составляют план проведения
урока, продумывают задания и поручения, распределяют их между
5

учащимися класса и осуществляют подготовку заключительного
мероприятия.
Методика подготовки и проведения урока мужества предполагает три
этапа. Первый этап – это знакомство школьников с темой предстоящего
урока, планом его подготовки и проведения. На этом этапе классный
руководитель стремится заинтересовать ребят темой урока, создать
соответствующий нравственный и эмоциональный настрой, стимулировать их
поисковую деятельность, инициативу и самостоятельность. Второй этап
связан со сбором учащимися необходимого материала, его оформлением и
пропагандой среди сверстников и одноклассников. Школьники выявляют
среди учителей, родителей, жителей микрорайона школы ветеранов войны и
труда, Героев Советского Союза и России, офицеров запаса и в отставке, всех
тех, кто совершил подвиг, проявил мужество и отвагу, кто награжден
орденами и медалями за боевые заслуги. Учащиеся самостоятельно
подбирают и читают книги о мужестве людей. Проводят встречи и беседы с
интересными людьми, изучают биографии героев, оформляют альбомы и
стенды для школьного музея, выпускают специальные стенные газеты,
презентации, видеоролики, записывают воспоминания, выступают с
рассказами о подвигах и мужестве героев, организуют просмотры фильмов на
героико­патриотическую тему, совершают экскурсии в музеи. На этом этапе
школьники ведут специальный дневник, где отмечают всю проделанную
работу: сообщают о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах,
рассказывают об участии в поисках новых материалов, записывают
впечатления о встречах с интересными людьми, оформляют материалы о
героях войны и труда, помещают письма военных лет, фотографии, рисунки и
другие иллюстративные материалы.
На завершающем этапе в торжественной обстановке проводится итоговое
мероприятие – урок мужества, на который приглашаются почетные гости.
Место его проведения – школа, класс, музей, площадь у обелиска и др.
В итоговом мероприятии активное участие принимают сами школьники,
Их выступления – это размышления о собственном понимании мужества,
рассказы о том, как учащиеся класса принимают участие в развитии и
приумножении славных традиций старших поколений, как юноши
осуществляют практическую подготовку к службе в рядах ВС России, к
защите Родины.
Выступления гостей и школьников иллюстрируются
документами и фрагментами из различных художественных произведений,
презентациями, видеороликами. Здесь же активно используются результаты
поисковой деятельности учащихся, организуются конкурсные выставки работ
(рисунки, сочинения, поделки, фотографии, тематические альбомы,
дневники­ отчеты и т.п.). Составными частями итогового мероприятия
являются торжественные линейки, рапорты о проделанной работе, вручение
гостям цветов и подарков и др. Завершаются уроки мужества возложением
цветов и венков к подножиям памятников и обелисков.
6

Проводя с учащимися уроки мужества, следует обращать их внимание на
ситуации, в которых могут проявить это нравственное качество и школьники.
Готовность к мужественному поступку, поведению в целом формируется в
человеке с детства.
Использование новых информационных технологий в ходе проведения
мероприятий позволит вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах
учащихся.
Тематика уроков мужества.
Подвиг Ваш бессмертен.
Солдат войны не выбирает.
Ради жизни на земле.
Знаем! Помним! Гордимся!
О доблести, о подвигах, о славе.
Будем достойны славы отцов.
Мы славим мужество и подвиг ваш.
Верность мужеству, верность
традициям.
Возьми себе в пример героя.
На героев равняем шаг.
Герои есть у всех народов.
В жизни всегда есть место подвигу.
Солдатами не рождаются ­ ими
становятся.
Во имя жизни твоей и моей.
Наш край в годы войны.
Подвиги наших дней.
Равнение на победу.
Подвиги их бессмертны.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Лишь бы не было войны.
Память за собой позови.
Они защищали Родину.
Весна Победы.
Нужна ли память о войне.
Песни, опаленные войной.
Песни огненных лет.
Наша любовь – с вами ветераны.
Беспримерный подвиг защитников
Ленинграда.
Герои­пионеры.
Детям мира ­ планету без войны.
Когда гремят пушки ­ музы молчат.
Я прошел по той войне.
Дети войны.
Пером и штыком.
Была война.
Формы проведения уроков мужества.
Торжественная линейка.
Митинг памяти павших.
Литературно­ музыкальная
композиция.
Театрализованное представление.
Устный журнал.
Диспут.
Читательская конференция.
Малая научная конференция.
Тематический вечер.
Урок­экскурсия.
Классный час.
Праздник.
Вечер песен.
Сбор.
Чествование ветеранов.
7

Афоризмы о родине, патриотизме и интернационализме.
... для полного счастья человека необходимо иметь славное отечество...
Симонид Кеосский
Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники; но все
представления о любви к чему­либо соединены в одном слове "отчизна".
Какой честный человек станет колебаться умереть за нее, ­ если он может
принести этим ей пользу?
...и робкого делает храбрым слово "отчизна".
Лукиан
...лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том,
чтобы эта любовь была у отцов.
Ш. Монтескье
Цицерон
Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Ты должен посвятить отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.
М.В. Ломоносов
Д.И. Фонвизин
...истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Тот есть прямо
благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при
едином имени Отечества...
Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен.
А.Н. Радищев
Г. Лессинг
...любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ,
приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив,
чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей
и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума.
Да кто же будет
Один дремать в углу, когда
Великое свершается в отчизне?
Что же человечески прекрасней, чище
Святой борьбы за родину?
9
К. Гельвеций
Ф. Шиллер
Ф. Шиллер

Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего
сердца.
В. Гюго
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
В. А. Жуковский
А. С. Пушкин
В полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы родины...
всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои
кровные связи с отечеством.
В. Г. Белинский
Ш. Петефи
Н. А. Некрасов
Я твой и телом и душой,
Страна родная.
Кого любить, как не тебя!
Люблю тебя я!
Моя душа ­ высокий храм!
Но даже душу
Тебе, отчизна, я отдам
И храм разрушу.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой...
Святая родина! святая!
Иначе как ее назвать!
Ту землю милую, родную,
Где мы родилися, росли
И в колыбели полюбили
Родные песни старины.

Т. Г. Шевченко

Историческое значение каждого русского великого человека
измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство ­ силою
его патриотизма...
Н. Г. Чернышевский
10

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих
братьев и свое отечество, или даже просто отстаивая интересы своего
отечества.
Ф. М. Достоевский
...без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине...
А. Франс
Патриотизм ­ одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и
тысячелетиями обособленных отечеств.
В. И. Ленин

Я с теми,
кто вышел
строить
и месть
в сплошной
лихорадке
буден.
Отечество
славлю,
которое есть,
но трижды ­
которое будет...
............................................
...И я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!
В.В. Маяковский
Дал клятву я: жизнь посвятить народу,
Стране своей ­ отчизне всех отчизн.
Для этого, хотя бы жил столетья,
То разве бы свою не отдал жизнь?!
.................................................................
Мой друг, жизнь наша ­ лишь только искра
Всей жизни родины ­ страны побед.
Пусть мы погаснем ­ от бесстрашной смерти
В отчизне нашей ярче вспыхнет свет.
11

Муса Джалиль
Стихи о Великой Отечественной войне.
22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку
приник,
и пограничник протянул к ним
руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот
миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и
войной
всего каких­то пять минут
осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным
трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Жди меня, и я
вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят
грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега
метут,
Жди, когда жара,
Жди меня...
Жди, когда других не
ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из
дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж
надоест
Всем, кто вместе
12
1943
ждет.
Жди меня, и я
вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает
наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и

мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут
ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я
вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот
пусть
Скажет: ­ Повезло.
Не понять, не
ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем
знать
Только мы с тобой,­
Просто ты умела
ждать,
Как никто другой.

1941,Константин Симонов
МУЖЕСТВО.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1942,Анна Ахматова
КОМБАТ
Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули ­
Всегда стрелял без промаха комбат.
Упали парни, ткнувшись в землю
грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным
русским бабам,
Что... смертью храбрых пали их
сыны.
И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!
13

С Днём Победы, ветеран!
Юлия Друнина
Шла тяжёлая война,
И в огне была страна,
Трудный бой, ночной таран,
С Днём Победы, ветеран!
Ты в бою друзей терял,
Но победный день настал,
Ждали близкие и дом,
Долгожданный мир кругом!
Где­то отблески наград,
Юбилеи и парад,
Священная война
С чего начинается Родина
Синий платочек
Случайный вальс
Смуглянка
Соловьи
Прощание славянки
Первым делом – самолёты
Последний бой
Песенка фронтового шофёра
На безымянной высоте
Нам нужна одна победа
Моя Москва
Махнём неглядя
Журавли
Казаки в Берлине
Боль потерь и слёзы вдов,
Радость встреч фронтовиков.
Ты прожил немало лет,
Жаль, Союза больше нет,
Тот, который защищал,
От большой беды спасал.
Чашу горькую испил,
Но вернулся, победил,
Выжил ты от тяжких ран,
С Днём Победы, ветеран!
Марк Львовский
Военные песни.
Бери шинель, пошли домой
Баллада о красках
Три танкиста
Тёмная ночь
Катюша
Бухенвальдский набат
Хотят ли русские войны
На безымянной высоте
Эх, дороги
Любимый город
На солнечной поляночке
Нам нужна одна победа
Огонек
В лесу прифронтовом
В землянке
Москвичи
Воспоминания об эскадрильи Нормандия­Неман
Священная война.
Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой
Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная
звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева­Кумача, начинавшееся
словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве
14

смеют
черновики говорят о том, что Лебедев­Кумач не раз переписывал и
дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые
четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в
предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней
до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев­Кумач под
впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на
города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:
Не
черные
Над
летать...
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного
ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело
на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой
день,
объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная
война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала
музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду ­ на
переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для
победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
композитор
репетицию,
Родиной
крылья

Послевоенные песни о войне.
Одна победа.
Враги сожгли родную хату.
Хотят ли русские войны.
Белоруссия.
Весна 45 года.
Горячий снег.
Ты моя надежда.. .
Летят перелетные птицы.
Офицеры.
На безымянной высоте.
Мы за ценой не постоим.
Алеша.
Тишина.
Журавли.
Вальс в миноре.
Ах печаль, ты моя печаль.
Сидят в обнимку ветераны.
Поклонимся великим тем годам.
День Победы.
Музыка Д. Тухманова
Слова В. Харитонова
Песня написана к 30­летию победы. Репертуарные комиссии ее забраковали, и
несколько месяцев песня пролежала без дела. Впервые ее исполнил Лев
Лещенко на концерте в прямом эфире. Песня сразу стала популярной.
День Победы, как он был от нас
далек,
Как в костре потухшем таял
уголек…
Были версты, обожженные в пыли,
Этот день мы приближали, как
могли.
Припев:
Этот День Победы –
15

Порохом пропах.
Это праздник –
С сединою на висках.
Это радость –
Со слезами на глазах, ­
День Победы! День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша родина очей…
Дни и ночи битву трудную вели, ­

Этот день мы приближали, как
могли.
Здравствуй, мама, возвратились мы
не все…
Босиком бы пробежаться по росе…
Пол­Европы прошагали, полземли, ­
Этот день мы приближали, как
могли.
1971
Офицеры.
Музыка: Рафаил Хозак
Слова: Евгений Агранович
Исполнитель Владимир Златоустовский (второй режиссёр картины)

ученая степень, должность, организация, город:Заместитель заведующего по воспитательно

методической работе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Золушка» г. Охи Электронный адрес: [email protected]Название статьи:«Растим патриотов с детства»Аннотация:В статье прописан алгоритм организации работы дошкольного учреждения па нравственно патриотическому воспитанию дошкольников. Автор раскрывает задачи, формы и виды нравственно патриотического воспитания. Особое внимание обращается на нормативно правовую основу и материальную базу в сфере законодательства. Прописана система работы конкретного образовательного учреждения по нравственно патриотическому воспитанию. Особое место отводится организации работе с семьей, повышению квалификации педагогов. Ключевые слова:Патриотическое воспитание, социальногуманитарное образование, ценностные ориентиры, формы патриотического воспитания, основные идеи, Родина, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, педагогические принципы.Ссылки на источники –список цитируемой литературы:1.Алексеева И. Растить гражданина [Текст] / И. Алексеева // Библиополе. –2009. №6. –С. 5154.2.Библиотеки –детям и юношеству [Текст]: сборник сценариев / БУК «ОБДиЮК». –Вып. 7. Омск, 2009. –91с.3.Бородин О. Любовь к Отечеству –родом из детства [Текст] / О. Бородин //Библиополе. –2009. №7. –С. 620.4.Васильева Т. России верные сыны [Текст] / Т. Васильева // патриот Отечества.2007. №2. –С. 25.5.Военнопатриотическое воспитание детей и юношества [Текст]: материалы творческой лаборатории / Мин. культ. Омской области, БУК «ОБДиЮК». –Омск, 2009. –51с.6.Воротилова Е. Я гражданин, я –патриот [Текст] / Е. Воротилова //Патриот Отечества. –2007. №1. –С. 1920.7.Кваша Н. К России вечная любовь [Текст] / Н. Кваша // Патриот Отчества. –2003. №4. –С. 4041.8.Моя земля [Текст]: историкопатриотический альманах Омского муниципального образования / В.И. Непомнящих. –Омск, 2003. –28с.9.Мы любим страну, в которой живем [Текст]: метод. рекоменд. / МУК «ЦСМБ» г. Омска; О.В. Колесенкова. –Омск, 2004. –40с.10.Прудникова Е. Храним любовь к родной земле [Текст] / Е. Прудникова //Библиополе. –2009. №7. –С. 6265.11.Россия глазами и душой [Текст]: консультация по патриотическому воспитанию детей и молодежи / МУК «ЦСМБ» г. Омска; Л.В. Зайцева. Омск, 2002. –22с.12.Сахаров А. На поле ратной славы [Текст] / А. Сахаров //Патриот Отечества. –2008. №12. –С. 4344.13.Старинская О.Г. Откуда начинается Родина [Текст]: Сценарий праздника / О.Г. Старинская // Омская библиотечная панорама. –Омск, 2001. –С. 130 –135.14.Филиппов В. Высоко нести знамена доблести и славы [Текст] / В. Филиппов // Патриот Отечества. –2004. №2. –С.1.15.Ширко Т. Гражданские инициативы сибиряков [Текст] / Т. Ширко // Патриот Отечества. –2009 №12. –С. 313Surname, name, patronymic of the author: MargaritaGayasovnaFilippova degree, position, organization, city: Deputy head of the educational methodical work of the Municipal budget of preschool educational institutions the kindergarten № 10 «Cinderella» str. OohsEmail: [email protected] title of the article: «keeping patriots from childhood»Abstract: In the article the algorithm of organization of work of preschool institutions PA moral and Patriotic education of preschool children. The author reveals the tasks, forms and types of moraland Patriotic education. Special attention is drawn to the legal framework and material base in the sphere of legislation. Written system of a particular educational institution on moral and Patriotic upbringing. Special attention is paid to the organization of work with families, improvement of professional skill of teachers.Key words: Patriotic education, socio humanitarian education, values, forms of Patriotic education, the basic ideas, the Motherland, the national doctrine of education in the Russian Federation, the pedagogical principles.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –

любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.Д.С. Лихачев

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познаютих и сохраняют их в настоящем и в будущем.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.Идет обновление содержания общего социальногуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры.Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей,именно бездуховность, часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах: Целостности –в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой; Гуманизации –личностноориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания; Деятельного подхода –любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности; Интеграции –этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.; Культуросообразности –основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурносредового подхода к организации деятельности в детском объединении; Возрастного и индивидуального подхода –предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы: Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа; Историческое единстворусского народа; Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем: Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем; Достоинство, смысл и величие жизни человека; Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений; Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу; Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.Условия, которые необходимы для реализации этой работы: Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка; Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем; Обогащение содержательной деятельности путем включения культурноисторического, духовнонравственного, социальнопсихологического и других компонентов; Динамичность работы; Учет возрастных и психологофизиологических особенностей ребенка; Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры; Становление высоконравственных, этических норм поведения.

Истоки патриотических чувств –это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали классики педагогики: К. Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. В. А.Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина.

Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи:

систематизировать знания и умения педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;

создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников;

формировать социальную компетентность дошкольников;

тематические занятия;

создание развивающей среды по нравственнопатриотическому воспитанию;

экскурсии по городу, в музеи;

взаимодействие с родителями;

Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника –процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социальноэкономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.

Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи: 

систематизировать знания и умения педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;

создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников; 

формировать социальную компетентность дошкольников;

вовлечь родителей в воспитательный процесс; Коллектив детского сада начал свою работу с повышения эффективности и качества воспитательного процесса, подготовки педагогических кадров. Социальная компетентность педагога –один из существенных факторов влияния на детей, на становление и развитие у них патриотических и гражданских чувств. Только педагог, сам обладающий качествами патриота и гражданина, способен воспитать эти качества в детях. Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

тематические занятия;

создание развивающейсреды по нравственнопатриотическому воспитанию;

экскурсии по городу, в музеи;

взаимодействие с родителями;

взаимодействие с социумом. Вышеобозначеннаяпроблема особо актуальная для нашего дошкольного учреждения. На протяжении последних 6 лет деятельность методической службы и всего коллектива направлена на решение задач нравственного –патриотического, гражданского, толерантного и духовного воспитания.

Данную проблему мы стараемся решать, используя разнообразные формы и средства, с учетом национального –регионального компонента, и с целью обеспечения вариативности дошкольного образования, и соблюдения ФГТ к структуре ООПДО.

Ежегодно в план методической работы на учебный год включается задача, направленная на решение проблемы этого цикла. Решается она при комплексе специальных мер –методических мероприятий с педагогами, мероприятий с детьми и родителями.

На протяжении ряда лет педагоги детского сада в рамках реализации инновационной деятельности работают по парциальным программам экологического и патриотического воспитания.

На базе ДОУ в течение последних лет функционирует около 15 кружков и студий различных направлений деятельности, которые способствует более эффективному процессу нравственно –патриотического, экологического, гражданского и толерантного воспитания.

Методическая работа с педагогами выстраивается следующим образом:КонсультацияСеминарПрактикумТематическая проверкаПедсоветВходе тематических проверок проводятся различные смотры –конкурсы: «Лучший уголок геральдики», «Лучший патриотический уголок», «Самая лучшая группа», а также проводится анализ предметно –развивающей среды и работы с родителями.

В течение учебного годапроводится ряд конкурсов и смотров –конкурсов: конкурсы чтецов, конкурсы поделок, рисунков, акции милосердия. К каждому конкурсу разрабатываются положения, в которых прописываются основные требования и критерии оценки, состав жюри, сроки объявления победителей и лауретов. К каждому конкурсу чтецов разрабатывается сценарий с использованием ИКТ. По итогам каждого конкурса пишется справка и издается приказ. Все победители и лауреаты награждаются почетными грамотами и подарками в торжественной обстановке. Особенно радует нас тот факт, что родители с удовольствием не присутствуют на всех мероприятиях, проводимых в ДОУ, но и принимают самое активное участие. Нас не устает радовать и удивлять поток фантазии и креатива, творчества и вдохновения, которые с гордостью демонстрируют родители и дети в своих работах. Мы считаем, такую работу очень эффективной, так как она сближает, сплачивает, делает союзниками детский сад, детей и родителей. Очень отрадно было слышать от родителей в конце учебного года, а летом конкурсы будут? Это ли не победа и счастье для нас педагогов.

Особо полюбилась традиция проведение спортивных соревнований «Папа, мама, я – здоровая семья», где родители с удовольствием окунаются в атмосферу сотрудничества, взаимопомоши, дружеского тепла и общения. С удовольствием они присутствуют на малых олимпийских играх, которые также становятся доброй традицией нашего коллектива. Родители становятся активными участниками процесса воспитания и образования детей, присутствуя и поддерживая своих детей на различных мероприятиях района. Большую помощь они оказывают нам в оформлении уголков и выставок, проводимых в ДОУ к различным датам.

В преддверии празднования Дня Победы в детском саду проводится акция милосердия «От сердца к сердцу – «Подарок ветерану»,в ходе, которой все –дети, сотрудники, родители готовят подарки и памятные сувениры ветеранам, которые вручаются на празднике.

Тема нравственно –патриотического воспитания настолько актуальна и интересна, что подвигла коллектив на участие в областномконкурсе министерства спорта, туризма и делам молодежи программ патриотического воспитания и в 2010 проект «Маленький патриот России» стал победителем этого конкурса и получил финансовую поддержку. В 20102012 годах коллектив детского сада и отдельные педагоги принимали участие в областном конкурсе «Лучший инновационный проект» и имеют сертификаты участников. В 2012 году 3 педагога дошкольного учреждения приняли участие в областном конкурсе программ патриотического воспитания «Расти патриотов». В 2011 годуколлектив дважды становился лауретом всероссийского конкурса «Росточек». В этом же году детский сад получил благодарственное письмо за участие во всероссийском конкурсе «Семья –основа государства».

Тема для нас актуальна и востребована, и наш коллективбудет продолжать работу далее, вспоминая слова Байрона «Племя, не способное воспитать впотомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего» надеемся и верим, что нашу страну ждет Великое будущее.

Кто не принадлежит своему Отечеству,
тот не принадлежит и человечеству
В.Г. Белинский

Современное общество живет в сложных социоэкономических условиях, в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределенности условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В настоящее время остро стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, а поскольку часто в сознание детей вносятся стереотипы понимания взаимоотношений взрослых людей, их отношений друг к другу, формирования ценностей, которые не способствуют позитивному восприятию окружающего мира (если раньше идеалами были люди совершавшие героические поступки, трудовые подвиги, то при опросе молодых людей: Кто твой идеал? – были богатые люди, артисты, и даже просто человек, как говорит нынешняя молодежь “крутой”. А это идет из средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Ведь не зря сказано: “Воспитание у ребенка патриотических чувств неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности” (В.Н. Мясищев).

Мы живем в мирное время. Одно за другим вырастают, вступают в жизнь поколения, для которых грозные испытания народа – это история – живая, дышащая накалом героизма и самопожертвования. Все меньше и меньше остается свидетелей и участников тех страшных, героических лет. Поэтому в мирное время нам нужно утвердить в юной душе чувство гражданственности и патриотизма.

Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества. Вспомним былины о русских богатырях, их подвиги во славу Руси, а победы Александра Невского и его слова: “Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля”. А строки из стихотворения К.Рылеева “Иван Сусанин”

“В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит...
Кто русский народ по сердцу, тот бодро, и с мело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь.
Не дрогнув умру за родимую Русь!”...

Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства, и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к дому, к друзьям, родной улице, поселку; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне. Вспомним всем известную песню “С чего начинается Родина”. В.И. Даль в своем словаре дает следующее определение: “Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб”. С ним перекликается определение С.И. Ожегова “Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу”.

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями”. Раньше разные народы соблюдали все свои обычаи, обряды, традиции; молодежь свято чтила, хранила и передавала из поколения в поколение все лучшее предков. Вспомним пословицы “Родина мать – умей за нее постоять”, “Всякому мила своя сторона”, “Кто за Родину горой, тот истинный герой”, “Народная дружба и братство дороже всякого богатства”, “Глупа та птица, которой свое гнездо не мило”. И в настоящее время работа с пословицами одна из форм патриотического воспитания. Исходя из традиций русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способность встать на защиту государственных интересов.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • пробудить чувство гордости за родной край, любовь к природе;
  • уважение к трудолюбивому человеку;
  • приобщить к труду на пользу и радость окружающим людям;
  • помочь ребенку раскрыть творческие, индивидуальные способности, дать возможность реализовать их в практических делах, коллективной творческой деятельности;
  • познакомить с историческим прошлым родного края, сегодняшним днем, его культурой и искусством, природой, экономикой;
  • привитие детям чувства глубокого уважения и почтения к символам своего государства – и все эти задачи соединяются в одну –
  • развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в совместной работе учителя, родителя и ребенка. И только тогда, когда взрослые знают и любят свой край, свою страну, ее историю, восторгаются и гордятся ее прошлым и настоящим. Учитель должен научить детей замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.

“Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины” В.А. Сухомлинский.

Все это имеет огромное значение для воспитания у младших школьников патриотизма, чтобы каждый рождающийся ребенок вырастал человеком и становился самим собой. Только в этом случае он будет отдавать обществу все, чем одарен от природы, только в этом случае он будет радоваться жизни сам и радовать всех, кто его окружает, потому что в меру своих сил будет способствовать улучшению окружающей жизни, которую любит и хочет сделать лучше.

Проект “Растим патриотов” разработан для развития исследовательской деятельности, творческих поисков.

Цель проекта:

  • Воспитание у младших школьников патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Воспитательные цели:

  • воспитание духовно нравственных качеств у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны, поселка;
  • пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, родственникам и близким людям;
  • формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.
  • ознакомить учащихся с духовными традициями России, ее героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
  • формирование у детей ответственности, правосознания, любви к “малой родине”;
  • воспитание готовности к защите своей Родины;
  • создание условий для физического развития будущих защитников Отечества.

Ожидаемые результаты:

  • формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
  • уважительное и бережное отношение к памятникам истории;
  • любовь и бережное отношение к родной природе;
  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Основные направления проекта:

1. Историко-краеведческое;

2. Военно-патриотическое.

Сроки разработки и реализации проекта -

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап:

Написание проекта. Изучение имеющихся условий. Изучение методической литературы. Подборка материала, систематизация материала.

II. Основной этап:

Мероприятия Сроки Ответственный
1 Классные часы.

Цикл бесед “Никто не забыт, ничто не забыто”:

- “Наш поселок в Великой Отечественной войне”

- “Что я знаю о войне”

- “Роль нашей страны в Победе над фашистами”

02.02.15 г.- Кл. руководитель

Педагог-психолог

2 Чтение произведений о Великой Отечественной войне:

Пионеры-герои

С.Михалков “Быль”

С.Георгиевская “Галина мама”

А.Митяев “Почему Армия всем родная”

В.Субботин “И настал мир”

02.02.15 г.- Кл. руководитель

Педагог-психолог

3 Оформление выставки книг о Великой Отечественной войне “Их имена и подвиги не забыты” 27.03.15 г. Заведующий библиотекой
4 Выставка фотографий “Памятники Великой Отечественной войны” 30.03.15 г. Педагог-психолог
5 Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне 02.02.15 г.-08.05.15 г. Кл.руководитель

Педагог-психолог

6 Прослушивание музыкальных произведений времен Великой Отечественной войны Каждый вторник Учитель музыки
7 Проект “Защитники Отечества в моей семье” 06.03.15 г. Кл. руководитель
8 Спортивно-патриотический конкурс ко Дню защитника Отечества “Буду в армии служить” 13.02.15 г Учитель физкультуры
9 Библиотечный урок “Сроки опаленные войной” 10.04.15 г. Заведующий библиотекой
10 Акции:

- “Письмо солдату”,

- “Свеча памяти”

05.05.15г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

11 Выставки:

Фотографии военных лет “1418 дней войны”

Рисунков детей “Нам нужен мир”

Поделок “Макеты военной техники времен Великой Отечественной войны”

03.04.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

Родители

12. Экскурсия к участнику ВОВ, к прадеду учащегося 2-го класса 11.04.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

Родители

13 Оформление стенда “Их имена и подвиги не забыты” 08.04.15 г. Кл. руководитель
14 Сочинение “Что я думаю о войне?” 28.04.15 г. Кл. руководитель
15 Однодневные походы по историческим местам родного края, с посещением Памятников, погибшим в Великой Отечественной войне. 24.04.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

16 Участие в митинге, посвященном 70-летию Великой Победы 09.05.15 г. Кл. руководитель

Педагог-психолог

III. Заключительный этап:

  • Оформление стенда.
  • Выставки фотографий, поделок, рисунков, макетов, сочинений.

Прогнозируемые результаты проекта:

1. Устойчивый интерес к истории и духовным традициям Отечества.

2. Осознание бережного отношения к родной природе, к месту, где ты живешь.

3. Любовь и уважение к своим родителям и семье.

4. Осознанное уважение к школе и педагогам школы.

5. Осознание ответственности за свои поступки.

Список литературы.

1. Энциклопедия “Великая Отечественная война 1941-1945 г.”, М., 1985 г.

2. Г. Дроздов, Е. Рябко “Парад победителей”, М., 1985 г.

3. Ю. Жуков “Строки опаленные войной”, М., 1987 г.

4. О.С. Богданов “Их имена и подвиги не забыты”, М., 1979 г.

5. Н.А. Ивашкина “Патриотическое воспитание в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, №7, 2007 г.

6. С.А. Алиева “Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста”, журнал “Начальная школа”, №9, 2007 г.

7. Н.Г Капустина “Представления младших школьников об основных этических категориях”, журнал “Начальная школа”, №9, 2007 г.

8. О.Н. Лазарева “Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников”, журнал “Начальная школа”, №10, 2007 г.

9. Н.И. Ворожейкина “Рассказы по родной истории”, М., 1997 г.

10. И.А. Пашкович “Патриотическое воспитание”, М., 2006 г.

11. Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”, М., 2011 г.