Арт терапия для пожилых людей занятия. Арт-терапия в работе с пожилыми людьми

В конце прошлого века в психологии появился такой термин, как арт-терапия. Ее главной задачей является развитие творческого потенциала и самопознания пациентов. После выхода на пенсию у пожилого человека образуется масса свободного времени. Он не знает чем себя занять и большое внимание начинает уделять мелким деталям, а также бесконечному самокопанию. После субъективного анализа своей жизни человек начинает себя накручивать. Ему кажется, будто он стал бесполезен и это непременно приведет к обесцениваю его, как личности. Опираясь на эти суждения человек впадает в состояние отчаяния и депрессии. Если такой ситуации помощь и поддержка членов семьи не помогает, родственники вынуждены обратиться к психотерапевту. После детального обследования специалист предлагает план эффективного лечения, нередко в него входит такое направление, как арт-терапия.

На этой странице:

Причины депрессивного состояния у пожилых

Для любого человека крайне важно заниматься каким-либо видом деятельности. Особую актуальность данный вопрос имеет в отношении новоявленных пенсионеров. Из-за тотального безделья, которое свалилось им на голову, пожилые люди совершают
странные попытки стать нужными. Они пытаются активно участвовать в жизни каждого члена семьи, что может серьезно раздражать и вызывать негативную реакцию домочадцев.

Здоровая психика человека имеет определенную потребность в самозанятости. Когда человек долгое время ничего не делает, он теряет смысл жизни. Ясное дело, появляются негативные состояния психики. Подобные ситуации хорошо отражают каждодневные реалии пожилых людей. Без привычной трудовой деятельности происходит затухание интересов старика. Его перестают радовать даже те увлечения, которые когда-то приносили большую радость.

Особенности арт-терапии психология

Поскольку арт-терапия тесно связана с искусством — сеансы направлены на развитие творческих способностей. Что касается методов арт-терапии их великое множество. Пожилые люди с разными потребностями и наклонностями могут подобрать для себя что-то близкое по духу. На данный момент известны следующие методы арт-терапии:

  • танцевальные группы
  • занятия по вокалу
  • литературные кружки
  • декоративно-прикладное творчество
  • живопись
  • фотография
  • театральное искусство и тд

Нет никаких ограничений для самовыражения. Зачастую пенсионер открывает в себе способности, которые были скрыты от посторонних глаз и даже от него самого на протяжении многих лет. Иногда происходят невероятные инсайты и человек раскрывается в полной красе, достигая внутренней гармонии за счет создания предметов искусства.

Существует 2 вида работы в данном направлении:

Индивидуальные занятия. На них психолог работает один на один с пациентом. В разговоре специалист выясняет наличие существующих проблем фобий и тревог.

Групповые занятия. Когда пожилой человек работает в группе акцент делается на восстановление коммуникативных навыков которые были утеряны

Польза от арт — терапии

Любая разновидность арт-терапии имеет свое уникальное действие. Например рисование снимает нервное напряжение и развивает мелкую моторику рук, также как, лепка, бисероплетение и вышивание. Кроме того, создание картин способствует самовыражению пожилого человека. Глядя на образы, которые пишет пациент, психолог в силах определить его душевное состояние. Уроки пения положительно влияют на речевой аппарат. Особую ценность такие занятия имеют при нарушениях речи. А танцы наполняют человека хорошим настроением и улучшают координацию движений.

В чём заключается преимущество арт-терапии для пожилых
Для каждого индивидуального случая, который связан с психическим нарушением пожилого человека, специалисты могут использовать различные методы лечения. Арт-терапия, в этом, плане имеет ряд преимуществ:

  • занятия искусством не имеют возрастного ценза
  • во время творческого процесса наступает полный релакс
  • нередко в группах арт-терапии старики заводят добрую дружбу
  • развитие внутреннего потенциала
  • эффект отвлечения
  • эстетическое наслаждение
  • развитие личности

В повседневной жизни человек задействует лишь малую долю своих интеллектуальных способностей. Арт-терапия способна развить области мозга, которые человек не использует. Когда в жизнь пожилого человека входит искусство, многие проблемы отступают. Он перестает донимать свое окружение, занимаясь вместо этого своим развитием. Вместо постоянных претензий и упреков, пенсионер начинает радовать домашних хорошим настроением и результатами своего творчества. Постепенно, в доме налаживается благоприятная обстановка.

Арт-терапия не способна вылечить серьезные психические патологии. Но если дело касается психически здорового пожилого человека, который попал в тяжелую ситуацию и не может разрешить лично. Этот вид лечения станет отличным способом борьбы с внутренними конфликтами. Положительные эмоции, которые дарит пожилому человеку арт-терапия, приводят человека в жизненный тонус. Она открывает для пенсионера новые возможности, хотя совсем недавно, казалось что жизнь потеряла всякий смысл и больше нет ничего интересного. Благодаря такому психологическому лечению жизнь старика приобретает яркий оттенок.

Арт-терапия для пожилых - способ поддержания интереса к жизни, вовлеченности и положительного настроя посредством творчества. Он особенно востребован среди пожилых людей, поскольку после увольнения с работы и выхода на пенсию у человека появляется много свободного времени. Если он находится в растерянности и не знает, чем себя занять, это может привести к депрессивному состоянию: человек начнет испытывать отрицательные эмоции, думать о болезнях, остерегаться неприятностей.

Арт-терапия помогает удержать пожилых людей от депрессии

Недавно в медицине появился новый термин - «пенсионная болезнь». Она развивается у человека, который привык к регулярной трудовой деятельности, а после выхода на пенсию стал испытывать утомление, обострение хронических заболеваний, раздражительность, бессонницу. Отсутствие интересов и увлечений оказывает негативное влияние на психику и здоровье, поэтому пожилым необходимо постоянно выполнять какие-либо творческие задачи.

Разновидности арт-терапии

Арт-терапия делится на два направления:

  • Индивидуальная. В этом случае психолог общается с человеком один на один, после чего определяет проблему и подбирает способы ее преодоления.
  • Групповая. Представляет собой командную работу, что улучшает коммуникативные навыки. В таком возрасте нехватка общения ощущается острее всего. Во время разговоров с единомышленниками пожилые люди испытывают душевный подъем, радость и воодушевление.

Методы арт-терапии

  • Танцы. Повышают настроение, оказывает благоприятное воздействие на физическое состояние пожилого человека: скорость ходьбы увеличивается, улучшается равновесие, тело поддерживается в тонусе, снижается риск падения и получения травм.
  • Фотографирование. Оно позволяет сконцентрировать внимание на прекрасных моментах жизни, что помогает отвлечься от плохих мыслей.
  • Рисование. Отличный способ борьбы со стрессом и нервным напряжением. Происходит тренировка памяти, мелкой моторики. Желательно проводить рисование в лесу, на берегу реки, в парке или любом другом живописном месте в теплую погоду.
  • Пение. Деятельность развивает память, помогает выйти из депрессивного состояния, повышает настроение. Выполняя вокальные упражнения, человек тренирует свой дыхательный аппарат. При регулярных занятиях в хоре степень кортизола и иммуноглобулина-А увеличивается, что положительно сказывается на иммунитете.
  • Музыкотерапия. Она делится на два вида - активная и пассивная. При активной форме терапии пожилые участвуют в музицировании - играют на музыкальных инструментах. При пассивной форме люди прослушивают специальные музыкальные произведения, которые были предварительно отобраны специалистом-музыкотерапевтом.
  • Писательство. Позволяет раскрыть креативные способности, решить проблемы, найти выход из сложной ситуации. Проводится полезная работа с воспоминаниями, поэтическими текстами, сказками. Помимо этого, осуществляется гимнастика для мышц рук, улучшается мозговая деятельность.
  • Резьба по дереву, лепка из пластилина и глины, вязание, вышивка, плетение из бисера и другие виды рукоделия. Упражнения приводят к тому, что интеллектуальные способности сохраняются на высоком уровне, а гибкость и послушность пальцев рук увеличиваются.
  • Посещение спектаклей, выставок, музеев, походы с группой на культурные мероприятия - в театр, после чего группа начинает делиться своими впечатлениями и обсуждать увиденное.
  • Участие в любительских спектаклях.

Танцы улучшают не только психическое, но и физическое состояние

Преимущества арт-терапии

  • раскрытие и развитие творческих способностей, внутреннего потенциала;
  • решение проблемы через творчество (например, рассказы или рисунки) без ее проговаривания и обсуждения;
  • избавление от нервного напряжения;
  • повышение настроения;
  • поддержание мышц в тонусе, развитие дыхательного аппарата;
  • развитие кругозора;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • избавление от депрессивного состояния;
  • возможности для саморазвития - особенно когда человек занимается тем, что он раньше никогда не делал.

К плюсам арт-терапии относится отсутствие возрастных ограничений. Она основывается на невербальном общении, поэтому доступна для людей, имеющих ограниченные возможности.

Почему творчество является решением многих проблем со здоровьем: в процессе своей жизнедеятельности человек использует малую часть своего мозга, но творческие задания вовлекают в процесс другие области, происходит мобилизация мозга, а это напрямую влияет на состояние центральной нервной системы и работу сердца.

Ученые доказали, что люди, занимающиеся творчеством, живут гораздо дольше и чувствуют себя счастливее тех, кто посвящает свое внимание только привычным, рутинным обязанностям или безделью.

У творческого человека есть ряд особенностей:

  • он отличается любознательностью, повышенным интересом к тому, что происходит в мире, желанием постоянно развиваться, узнавать что-то новое;
  • когда в его жизни возникают проблемы и затруднения, он начинает прикидывать различные выходы и способы решения с разных ракурсов, а не пытается избегать стрессового состояния;
  • такой человек занимается постоянным саморазвитием, самопознанием;
  • он никогда не останавливается на полпути, а всегда доводит начатое до конца.

Сегодня пансионаты и дома престарелых регулярно проводят занятия арт-терапией, поскольку она каждый раз доказывает свою эффективность. В некоторых случаях у пожилых людей открывается второе дыхание: появляется интерес к жизни, пропадает апатия, и изменения затрагивают их даже на физиологическом и физическом уровне.

Арт-терапия против деменции

Деменция - снижение познавательной деятельности, в процессе которого усвоенные ранее навыки и знания начинают утрачиваться, а приобрести новые не представляется возможным. Чаще всего такое состояние наблюдается в старческом возрасте и носит название сенильной деменции (или старческого маразма). Ее причинами могут стать болезнь Альцгеймера, Паркинсона, инсульт, инфаркт, опухоли, черепно-мозговые травмы и др.

Деменция в старческом возрасте начинается медленно и незаметно, но неизбежно прогрессирует, приводя к полному слабоумию. По этой причине необходимо внимательно следить за состоянием больного человека и оказывать посильную помощь при малейших подозрительных признаках (неспособность запомнить информацию, постоянное плохое настроение, сужение круга интересов, апатия, придирчивость, безынициативность).

Рисование помогает правильно оценивать окружающий мир

Арт-терапия является хорошим методом психотерапии для психической коррекции состояния пожилого человека. Творческие задания позволяют выявить проблемы, которые мучают уже долгое время, избавиться от внутренних противоречий, проявить самовыражение.

Во время лепки, рисования, составления рассказов защита, которая наблюдается при привычном вербальном контакте, снижается или исчезает, поэтому человек получает возможность правильно оценить то, как он чувствует и ощущает окружающий его мир.

Если человеку сложно дается выполнение каких-либо заданий, то можно предложить ему раскрашивание. Оно позволяет улучшить концентрацию внимания, справиться со стрессом и тревогой. Раскрашивание позволяет добиться спокойного, расслабленного состояния, которое характерно при занятиях медитацией, когда посторонние мысли и тревожное состояние уходит, и человек полностью сосредотачивается на настоящем.

Таким образом, арт-терапия позволяет пожилым начать вести спокойный, радостный и полноценный образ жизни. Люди начинают чувствовать себя комфортно, справляются со многими внутренними переживаниями, чувствуют удовлетворение.

Многие будут удивлены, но арт терапия для пожилых людей – выполнение упражнений ритмопластики, танцы, пение, игра в настольные игры и/или занятие художественным творчеством (рисование, роспись, лепка, резьба по дереву, вязание, макраме, игра на музыкальных инструментах, решение кроссвордов, написание рассказов и стихов), являются официальной формой лечебной физкультуры и психотерапии.

Данное утверждение не голословно, а доказано многочисленными медицинскими исследованиями. Выход на пенсию, естественное старение организма и затухание всех физиологических процессов отрицательно сказывается на состоянии психики и общем самочувствии.

Появившееся свободное время зачастую нечем занять, поэтому пожилой человек начинает зацикливаться на негативных мыслях, испытывать постоянные негативные эмоции, у него развивается состояние, которое получило термин «пенсионная болезнь». Информация и видео в этой статье расскажут почему пожилому человеку важно подобрать себе занятие по душе и физическим возможностям.

Польза арт терапии в пожилом возрасте

Заниматься арт терапией можно:

  • индивидуально;
  • индивидуально с психологом или педагогом;
  • в паре с партнёром;
  • в группе.

Общение с психологом помогает определить причины депрессивного или негативного состояния, найти способы изменения и пути выхода из сложившейся ситуации. Работа в паре или группе позволяет людям преклонного возраста восстановить и поддерживать коммуникативные навыки на должном уровне.

Внимание! Общение в виртуальных социальных сетях не является полной и адекватной заменой реального общения. Тем не менее отказываться от таких суррогатных контактов не стоит. Если у пожилого человека нет иного пути поддерживать социальную активность, то пусть это будет так, чем вообще никак.


Главное условие, чтобы арт терапия, принесла значимый результат – это подбор такого комплекса методик для самовыражения, который будет не только приносить удовлетворение или удовольствие, но и потребует постоянно расширять кругозор, вспомнить забытые и обучаться новым навыкам, заставляя держать в тонусе мозг и физическое тело.

Понятно, что регулярное выполнение разнообразных физических упражнений в пожилом возрасте полезно, но что можно ожидать от творческих, казалось бы, малоподвижных занятий?

Никакого подвоха нет, абсолютно всё доказано медиками:

  1. Активная работа головного мозга благотворно влияет не только на функционирование центральной нервной системы, но и на сердце.
  2. Поддержание в тонусе мелкой моторики рук положительно воздействует на внутренние органы, оказывает иммуностимулирующий эффект, влияет на чёткое произношение звуков, активизируют работу головного мозга, гармонизируют тело и разум.
  3. Вынужденное общение с людьми в группе по интересам заставляет следить за своим внешним видом, а положительные эмоции от общения в кругу единомышленников реально могут продлить жизнь на несколько лет.
  4. Занятие пением или игра на духовом инструменте – это великолепная альтернатива дыхательной гимнастики для пожилых, которое вдобавок обладает ярко выраженным антидепрессивным воздействием, поможет избавиться от раздражительности и тревоги, а также нормализует работу блуждающего нерва и щитовидной железы.
  5. Эффект от обучения игре на струнном или клавишном музыкальном инструменте в пожилом возрасте сродни лечебной акупунктуре пальцев рук.
  6. Активизация творческих зон коры головного мозга заставляют вырабатывать надпочечники так называемый гормон творчества или дегидроэпиандростерон (ДГЭА), предполагается, что именно он тормозит процессы старения, увеличивая продолжительность жизни.
  7. Когнитивная мозговая нагрузка и поиск решения творческих задач, у 30% стариков, у которых головной мозг поражён болезнью Альцгеймера, полностью блокирует физические и психические проявления этой патологии.

Согласитесь, что последний довод – это один из лучших и мощнейших мотиваторов для пожилых людей, чтобы заставить забыть себя о старческих недугах и начать заниматься арт терапией. Цена занятий несоизмерима с ожидаемым результатом.

Поверьте, а лучше проверьте на практике. Самочувствие станет гораздо лучше, нормализуется сон, гнетущие мысли уйдут сами собой, уступив место спокойным философским размышлениям.


Совет. Пожилым людям не следует стесняться играть в компьютерные игры, особенно в стратегии. Такое времяпровождение, даже ежедневное, исключительно полезно для пенсионеров и стариков. Компьютерные игры улучшают память, тормозят развитие старческой деменции, помогают сохранить способность структурирования времени, повышают социализацию.

Регулярные занятия ритмопластикой – залог качественного долголетия


Что такое ритмопластика?

Ритмопластическая гимнастика для пожилых – это разные виды ходьбы, многозадачные танцевальные и гимнастические движения, в том числе и с предметами, выполняемые под музыку, темпо-ритм и тональность которой подбирается в зависимости от функционального состояния пожилого человека, а также учитывая его тип высшей нервной деятельности, настроение и музыкальные предпочтения. Для групповых занятий ритмопластическими упражнениями с людьми преклонного возраста подбирается музыкальное сопровождение нейтрального характера и в спокойном темпе.

  • для восстановления функций на послебольничном этапе при болезнях суставах или после травм и переломов;
  • для лечения неврозов;
  • для снятия утомления;
  • как одну из форм оздоровительно-поддерживающей физкультуры.

На заметку. Одно из исследований показало, что в контрольной группе из 66 пожилых людей, практикующих ритмическую гимнастику 2 раза в неделю, с 3 по 9 месяц занятий, было зафиксировано 24 случайных падения, а в такой же по количеству группе пенсионеров, которые не тренировались – 54.

Она даёт не только умеренную физическую нагрузку. Многозадачность упражнений, требование выполнять их под музыку, попадая в темп, стимулируют когнитивную мозговую деятельность.

Виды физических занятий, альтернативных ритмической арт терапии


Если пожилому человеку не по душе ритмическая гимнастика, специалисты советуют обратить внимание на такие виды физических тренировок:

  1. Оздоровительные китайские гимнастики для пожилых . Это могут быть комплексы цигун или тай чи. Они идеально подходят для пенсионеров. Во-первых, упражнения выполняются в плавном темпе, требуют ритмичности, согласования с дыханием и подключения воображения. Во-вторых, для обучения, запоминания и собственно выполнения комплекса, требуется постоянная активность высшей нервной деятельности. В-третьих, количество таких комплексов достаточно большое. Закончив с одним, найти следующий, подходящий для пожилого возраста, не составит особого труда.
  2. Динамическая йога для пожилых под музыку . Безусловно лучше заниматься в группе, а для самостоятельных занятий выбрать другой вид физкультуры, например, комплекс гимнастики Бубновского для пенсионеров и скандинавскую ходьбу с палками.
  3. Бальные танцы . Сочетание сложно координированных движений, музыки и общения делают этот вид времяпровождения бесценным дополнением к другим видам арт терапии для пожилых людей.

Советуем обратить внимание на такую, набирающую популярность в нашей стране, подвижную уличную игру для пенсионеров как петанк. Это французское традиционное времяпровождение пожилых уже покорило пенсионеров на всех континентах, и не только пенсионеров. Складывается такое впечатление, что пройдёт совсем немного времени и петанк, как и кёрлинг, станет олимпийским видом спорта.

Нет с кем и чем играть? Это легко поправимо. Сегодня, с помощью интернета можно легко найти себе партнёров, живущих неподалёку, а также купить игровой инвентарь – набор из 6-ти металлических шаров. Кстати, их цена невысока, особенно если покупать в складчину. Правила игры легки, нагрузка при бросании шаров не высока, техника движений поддерживает координацию и глазомер. Играть можно где угодно.

И в заключение хотим отметить, для того, чтобы преодолеть состояние из известной поговорки «Старость – не радость» нужно воспользоваться первой частью другого высказывания – «Старый – что малый». Выйдя на пенсию смело впадайте в детство.

Начинайте заниматься теми видами творчества и физическими упражнениями, которыми занимаются малыши и подростки. Именно такая деятельность поможет продлить жизнь, телу быть бодрым, памяти – крепкой, а мыслям – светлыми.

Вконтакте

Достигнув пенсионного периода, женщины наконец-то получают свободное время! Чем раскрасить скучные будни, чтобы наполнить жизнь не только домашними делами, но и интересными увлечениями?

Когда-то пенсионеры ассоциировались со старенькими бабушками в платочках, которым было положено по статусу вязать носки, печь пироги и варить варенье. Сегодня женщины пенсионного возраста наводят красоту в салонах, посещают спортзалы, путешествуют и общаются с подругами в социальных сетях. Какие хобби для пенсионеров популярны в 21 веке? Чем заняться свободной от производственных обязанностей женщине, желающей скрасить свой досуг?

Омолаживающие хобби

Избежать старости можно только ранней смертью, поэтому не вздумайте злиться на судьбу и огорчаться, заметив на лице новую морщинку, – это дано не всем!

Чтобы радоваться каждому дню рождения и поражать окружающих своей неувядающей внешностью и остротой мышления, пополните свой список полезными омолаживающими хобби.

Прежде всего, станьте поклонницей здорового образа жизни. Не думайте, что , бегом и плаванием могут заниматься только юные девушки. Специально для пожилых специалисты разрабатывают особые комплексы упражнений, позволяющие начать тренировки с нуля и постепенно добиться успеха.

Не забывайте о том, что коже нужен антивозрастной уход. Необязательно покупать для этого дорогостоящие кремы от известных производителей, попробуйте модное занятие – е и научитесь самостоятельно создавать эффективные формулы красоты.

Пешие прогулки – весьма полезное омолаживающее хобби для пожилых женщин, если заниматься им регулярно и придерживаться определенного ритма. Гуляйте в удобной обуви и одежде, чтобы возвращаться в приподнятом настроении, а не болезненно уставшей. Дамам в спортивной форме можно рассмотреть на недалекие расстояния, а начинающим — скандинавскую ходьбу с палками.

Хорошая память и быстрая сообразительность – характерные признаки юности, но их вполне можно сохранить и приумножить в пожилом возрасте. Увлекайтесь и загадок, логическими играми, заучиванием стихов и монологов. Необязательно выступать на сцене – учите роли для себя!

Компьютер — окно в мир новых хобби

Изучение компьютера сделает вас моложе в глазах собственных внуков, поверьте, они будут гордиться бабушкой и хвастаться вашими достижениями в кругу своих друзей. Не ограничивайтесь социальными сетями и кулинарными сайтами.

Изучайте полезные программы, например, софт для редактирования фотографий и создания фотоальбомов, домашнюю бухгалтерию и ведение блогов. На компьютере можно читать и писать книги, разгадывать кроссворды, слушать музыку, смотреть телепрограммы, печатать мемуары. Освойте виртуальный шопинг – покупать через интернет удобнее и выгоднее, к тому же за покупки можно .

Увлечения для любительниц домашнего очага

У женщин, вышедших на пенсию, наконец-то появляется долгожданная возможность заняться домом! Найдите для себя увлечение, помогающее сделать квартиру уютной и комфортной.

Традиционные и новые виды рукоделия

Найдите пять минут и пройдите , чтобы понять какое рукоделие для хобби вам подходит. Пошаговые уроки по рукоделию в разных техниках ищите в .

Самые экономичные увлечения

Если вы не имеете возможности вкладывать в новое хобби много денежных средств, посвятите себя одному из .

  1. Во-первых, никто не помешает вам продавать свои изделия или вязать, шить и вышивать на заказ. Необязательно арендовать место на рынке – все это сейчас можно делать через интернет, не выходя из дома.
  2. Во-вторых, научившись красиво , или взяв в помощники детей и внуков, можно продавать мастер-классы по изготовлению поделок или приготовлению кулинарных шедевров. Мастер-классы хорошо покупают специализированные сайты, в том числе и наш сайт «Женские увлечения». Новичкам лучше начинать с бирж типа «Адвего» , так получится избежать обмана со стороны покупателя.

Также можно при помощи родственников или подруг, находящихся в поисках нового хобби, снимать видео и выкладывать уроки в сеть, зарабатывая на просмотрах. Более подробно о том, мы уже писали поэтому повторяться не будем.

Дорогие читательницы, на нашем сайте «Женские увлечения» вы найдете с описаниями и советами! Мы будем очень рады, если наши труды не пройдут даром и помогут вам определиться в бездонном мире увлечений и наполнить свою жизнь новыми эмоциями. Добавьте наш сайт в закладки и заходите к нам чаще. Если у вас уже есть любимое занятие, поделитесь своими радостями в комментариях. А если вам есть чем похвастаться, нашим читателям свои шедевры.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

Комплексная программа социально-психологической реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов с использованием технологии арт – терапии «Золотой луч» для Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Каменска-Уральского»

г. Каменск-Уральский

2015

Комплексная программа социально-психологической реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов с использованием технологии арт – терапии «Золотой луч» разработана Колмогорцевой В.Д .,

на основе:

1) Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

2) Коррекционно – развивающей программы по арт- терапии «Цветной мир», разработчик Ганюшкина Ольга Анатольевна , МОУ «СОШ № 11» г. Саратова

Рецензент – Барышева Галина Николаевна , психолог Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Каменска-Уральского»

Пояснительная записка

Пожилые люди и инвалиды – категория граждан, особо нуждающихся в психологической реабилитации и социальной адаптации к изменившимся условиям жизни. Пожилому человеку и лица с ограниченными возможностями важно ощущать свою полезность для семьи и общества, значимость себя как личности. Это помогает сохранять высокую самооценку, формировать новую активную жизненную позицию, адекватно относиться к собственному старению.

Актуальность

Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается, так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт - терапии .

Поздний возраст обладает психологической уникальностью из-за разнообразия индивидуальных форм старения. Это обуславливает проблематичность использования известных средств психорегуляции эмоциональных состояний, разработанных для зрелого возраста в работе с людьми поздних возрастов. Необходима разработка специфических методов, отражающих характерную для пожилого возраста структуру эмоциональных переживаний. Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к данной теме. Дефицит практических методик реабилитации для данной возрастной категории и людей с ограниченными возможностями свидетельствует о необходимости подготовки и внедрения комплексной программы в работу психологов центров социального обслуживания.

Цель программы: повышение уровня адаптации пожилого человека и инвалидов в социуме, реабилитация пожилых людей и инвалидов в меняющихся условиях современной жизни и поддержание интереса к ней, а также помощь в преодолении ощущения ненужности и одиночества и раскрытие потенциальных ресурсов личности.

Задачи:

    Сохранение внутренней гармонии, которая теперь в основном опирается на прошлое;

    Преодоление коммуникативных барьеров;

    Содействие в поиске альтернативных психологических ролей;

    Активизация психических функций (память, внимание, мышление).

Аудитория, на которую рассчитан проект: лица пожилого возраста и инвалиды, проходящие курс реабилитации в центрах социального обслуживания.

Социальная значимость: Изобразительное творчество – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

Практическая значимость заключается в сохранении достоинства и реабилитации пожилых людей в меняющихся условиях современной жизни. Программа может быть использована в работе психологов центров социального обслуживания на базе стационарных и полустационарных отделений.

Занятия Арт-терапией способствуют:

    Развитию креативности личности

    Формированием образного мышления

    Развитие мелкой моторики

    Стимулирует творчество и осознание чувств

    Помогает членам группы лучше взаимодействовать друг с другом

    Формирование представлений о себе;

    Осознание и выражение своих чувств

Примерное количество часов:

Всего – 30

2.Структура и содержание

Занятие 1.

1

1

Основной

Блок 1. Изотерапия

Занятие 2.

    Упражнение «Мое настроение»

1,5

Специалист по социальной работе, психолог

1,2

Занятие 3.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Слайд-презентация на тему «Пейзажи осени»

    Упражнение «Брызги осени»

2

Специалист по социальной работе, психолог

2,4

Занятие 4.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,3,4

Занятие 5. Тренинг командообразования

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Упражнение «Ассоциации»

    Упражнение «Жизненный путь»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

2,4

Блок 2.Музыкотерапия

Занятие 6. Знакомство с музыкотерапией

    Ритуал начала занятия «Клубок настроения»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

1

Специалист по социальной работе, психолог, музыкальный руководитель

1,4

Занятие 7. Взаимодействие с бумагой

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

1

2,3

Занятие 8. «Я и Мои эмоции» Часть 1

    Беседа на тему: «Эмоции. Какие бывают эмоции. Кто может вызвать эмоции?»

    Упражнение «Угадай-ка»

1,5

Специалист по социальной работе, психолог,музыкальный руководитель

1,3

Занятие 9. «Я и Мои эмоции: обида, злость» Часть 2

    Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»

    Беседа на тему: «Положительные и отрицательные эмоции»

    Упражнение «Обида. Злость»

    Упражнение «Прощание с обидой и злостью»

    Ритуал окончания занятия «Ладошки»

1,5

Специалист по социальной работе, психолог,музыкальный руководитель

1,3

Блок 3. Игровая терапия

Занятие 10.

    Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»

    Упражнение «Проблема в фигуре»

    Ритуал окончания занятия «Ладошки»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,2

Занятие 11. Изотерапийная игра

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Упражнение «Я и моя семья»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

1,5

Специалист по социальной работе, психолог

1,4

Занятие 12.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Упражнение «Обида человека»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

1

Специалист по социальной работе, психолог

1,3

Занятие 13.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

    Упражнение «Рисуем человека»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

Блок 4. Сказкотерапия

Занятие 14.

    Ритуал начала занятия «Клубок сказок»

    Слайд-презентация на тему «Известные сказки»

    Упражнение «Любимый сказочный герой»

    Упражнение «Сочинение сказок»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,3,4

Занятие 15.

    Ритуал начала занятия «Клубок ниток»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,2

Занятие 16. Образ Сказочного Героя

    Ритуал начала занятия «Клубок сказочных героев»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,2

Занятие 17.

    Упражнение «Каракули»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Упражнение «Кляксы»

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

2

Специалист по социальной работе, психолог

1,2,3

Заключительный

Заключительное занятие 18. Работа с разными техниками.«Дарим радость». Подведение итогов

    Ритуал начала занятия «Комплименты»

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

    Упражнение «Коллаж. Мой мир»

    Упражнение «Подарок»

    Слайд-презентация на тему «Наш путь. Итоги»

    Ритуал окончания занятия «Ладошки»

2

Специалист по социальной работе, психолог

2,3,4

ИТОГО

30

Занятие 1. Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе.

Цель: Знакомство участников группы между собой и со специалистом, создание благоприятной атмосферы в группе.

Материалы: бумага разного формата; краски, кисточки.

Упражнение для первичного знакомства «Имя +»

Все участники сидят в кругу. Передают игрушку. Тот, у кого она в руках, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало.

Существует множество вариантов того, что можно называть вместо прилагательного, например, любимый цветок, блюдо, урок, фильм и т. д. это упражнение позволяет познакомиться и представить первичную информацию о себе.

Правила группы:

    Конфиденциальность всего происходящего в группе.

    Общение по принципу «здесь и сейчас».

    Во время занятий необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе.

    Доверительный стиль общения и искренность в общении.

    Правило ушей - вы говорите, я слушаю, я говорю - вы слушаете.

    Недопустимость оценочных суждений членов группы.

    При обсуждении происходящего, важно оценивать не участника, а только его действия и поведение.

    Уважение говорящего и правило «Стоп». Когда высказывается кто-то из членов группы, остальные его внимательно слушают (не перебивая и не комментируя) давая возможность сказать то, что он хочет.

    Активное участие в межличностном взаимодействии между членами группы. Только участник, активно работающий в группе, может почерпнуть из нее что-то для себя.

    Правило участия – клиент принимает участие в занятиях, обсуждениях.

    Правило спасательного круга - если становится трудно говорить во время занятия, то клиент может попросить помощи, специалиста или группы, либо взять 5- минутную паузу.

    Правило прихода вовремя.

Блок 1. Изотерапия

Занятие 2. Знакомство с изобразительной техникой марания.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Специалист передает клубок ниток одному из клиентов. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику.

    Упражнение «Мое настроение». Техника марания.

Цель: Знакомство участников группы с техникой марания.

Материалы: бумага разного формата; краски, гуашь, кисточки, карандаши, фломастеры.

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках участников, выполненных в абстрактной манере.

Определение «марание» выбрано в связи с не структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.

Беседа на тему «Какое мое настроение сегодня?». От чего может, меняется настроение?

Затем участники на листах бумаги с помощью кисточек, губок, пальцев изображают свое настроение. Затем идет обсуждение. Какие эмоции и чувства вызывает рисунок?

    Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»

Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.

Занятие 3. Работа с сухими листьями и с сыпучими материалами

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций.

Материалы: клубок, сухие листья, клей, ножницы, бумага, карандаши, фломастеры, краски, гуашь, тарелочки, сухие листья, сыпучие материалы.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из участников, называя какое-либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Слайд – презентация на тему «Пейзажи осени»

    Беседа на тему: «Осенняя фантазия»

    Что такое осень?

    Какая она осень?

    Что происходит осенью?

    Какие чувства вы испытываете, когда наступает осень?

    Какие листья вы знаете?

    Упражнение «Брызги осени»

Каждый участник придумывает то, что хотел бы изобразить на листе бумаги. Затем, на лист бумаги простым карандашом наносится рисунок. Клеем, который выдавливается из тюбика, обводится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Клею дают высохнуть. Работы обсуждаются.

    Ритуал прощания «Круг друзей»

Занятие 4. Групповое рисование ватными палочками, дисками

Цель: благодаря «раскачивания» двигательных и функциональных стереотипов создать почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшение зависимости от стереотипов, повышение настроения, развитие воображения, налаживание коммуникации, объединение.

Материалы: клубок, альбом, краски, ватные палочки, диски.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Свободный рисунок в круге»

Участники удобно рассаживаются за столами, делая круг, перед каждым альбом, краски и ватные палочки. Каждый начинает рисовать на свободную тему. Через определенное количество времени рисунок передается по кругу, каждый следующий привносит что-то свое в рисунок. После того как рисунки возвращаются к хозяевам происходит обсуждение:

    Что получилось?

    Нравится ли это обладателю?

    Хотелось бы что-нибудь дорисовать?

    Какое впечатление на вас произвел рисунок?

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Чувствую, что круглый он.

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 5 . Тренинг командообразования

Цель: налаживание межличностного взаимодействия, развитие умения высказываться и слушать своего собеседника.

Материалы: фломастеры, альбомы, мозаика из цветной бумаги, заготовка «рукавички из бумаги».

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из участников, называя какое-либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику.

Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Интервью в парах»

Группа делится по парам. В течение нескольких минут один человек рассказывает другому о себе, о своих увлечениях (дает интервью). Затем после команды стоп второй человек из пары рассказывает, что запомнил из интервью о своем собеседнике. После участники меняются ролями.

    Упражнение «Ассоциации»

Участникам выдается бумага и все необходимые принадлежности. Задача участников услышать вопрос специалиста и нарисовать первые же образы, которые пришли им в голову. Обсуждение

Ассоциации:

    если команда – постройка, то она

    если команда – цвет, то она

    если команда – музыка, то она

    если команда – геометрическая фигура, то она

    если команда – настроение, то она

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц «Лимон»

Выполнить это же упражнение левой рукой.

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Блок 2. Музыкотерапия

Занятие 6. Знакомство с музыкотерапией

Цель: способствовать умению передавать настроение музыки, снятие эмоционального напряжения, восстановить гармонию звуковой палитры организма, развитие творческого самовыражения.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из участников, называя какое-либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику.

Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Музыка настроение»

Упражнение с использованием музыкальных композиций. Участники прослушивают 4 музыкальных композиции совершенно разных по направлению и стилю. После каждой композиции участники пытаются передать на бумагу то впечатление, эмоции от прослушанной музыки.

Так 4 раза. После чего идет обсуждение всех работ:

    Какие эмоции вызвала музыка?

    Какая композиция больше подходит вам?

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 7. Взаимодействие с бумагой

Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения.

Материалы: пакеты, коробки, обёртки от конфет, скотч, цветная бумага, фольга, бусины, ножницы, клей, фломастеры.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из участников, называя какое-либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику.

Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Несуществующий зверек»

Используя бумагу, создайте объёмную композицию. Тема композиции: «Не существующий зверек». Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр.

Сначала участники передают по кругу лист бумаги, фольгу, участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать.); затем из получившегося материала нужно создать композицию. Можно вырезать фигурки из бумаги (гофрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет, использовать клей, скотч.

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц «Лимон»

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 8 . «Я и Мои эмоции» Часть 1

Цель: обучение участника выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции.

    Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»

Клиенты сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет любую эмоцию. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Беседа на тему: «Эмоции. Какие бывают эмоции? Кто может вызвать эмоции?»

    Упражнение «Рисование собственной эмоции»

Участникам на листах бумаги предлагается изобразить собственную эмоцию. После окончания работы каждый участник рассказывает про свои эмоции, называя их.

    Упражнение «Угадай - ка»

Участникам готовятся карточки с названиями эмоций. Выбирается желающий. С помощью мимики и жестов участник должен изобразить эту эмоцию. Остальные участники отгадывают. После проходит обсуждение, что было тяжело, что легко.

    Ритуал окончания занятия «Ладошки»

Занятие 9. «Я и Мои эмоции: обида, злость»

Цель: обучение клиента выражать собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, выплеск негативных эмоций.

Материалы: клубок, карточки с названиями эмоций, альбомы, краски, карандаши, фломастеры.

Клиенты сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет любую эмоцию. Участник при этом называет любую эмоцию, ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

2. Беседа на тему «Положительные и отрицательные эмоции»

3. Упражнение «Обида. Злость»

С помощью кисточек, губок, красок, карандашей, мелков клиенты на своих листах изображают обиду и злость. Затем рисунки демонстрируются окружающим. После чего участник должен порвать, помять свою злость и обиду и выбросить в мусор.

    Упражнение «Прощание с обидой и злостью.

Все клиенты сидят в круге, за столом. Мысленно берут в ладони свою злость и обиду, и начинают хлопать, стучать по полу ладонями, тем самым избавляясь от негативных эмоций.

5. Ритуал окончания занятия «Ладошки»

Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе, о других членах группы, на другую ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.

Блок 3. Игровая терапия

Занятие 10. Работа с глиной, пластилином, тестом или воском

Цель: развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции, снятие напряжения.

Материалы: пластилин, воск, тесто, глина, музыка

    Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»

    Упражнение «Тренируем эмоции»

Попросите участника нахмуриться как:

    осенняя тучка;

    рассерженный человек;

    злой человек.

Попросите участника улыбнуться, как:

    кот на солнце;

    само солнце;

    как Буратино;

    как хитрая лиса;

    как довольный ребенок.

Попросите участника показать, как злится:

    ребенок, у которого отняли конфету;

    два барана на мосту;

    человек, которого ударили.

Попросите участника показать, как испугался:

    ребенок, потерявшийся в лесу;

    заяц, увидевший волка;

    котенок, на которого лает собака.

Попросите участника показать, как устал:

    папа после работы;

    человек, поднявший тяжелый груз;

    муравей, притащивший большую муху.

Попросите участника показать, как выглядит:

    турист, снявший тяжелый рюкзак;

    ребенок, который много потрудился, но помог маме;

    уставший воин после победы.

3.Упражнение «Проблема в фигуре»

Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело.

Трансформируем ее в то, во что захотим:

    Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.

    Создаем и разрисовываем фигуры из глины.

    Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.

    Создаем глиняные амулеты и обереги.

За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.

4.Ритуал окончания занятия «Ладошки»

Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе, о других членах группы, на другую ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.

Занятие 11. Изотерапийная игра

Цель: выявить своеобразие эмоционального благополучия клиента в семье, в группе зафиксировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности.

Материалы: фломастеры, карандаши, мелки, альбомы, клей, цветная бумага, ножницы.

1. Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет любую эмоцию. Участник при этом называет любую эмоцию, ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Я и моя семья»

Участнику предлагается нарисовать себя посередине листа, а вокруг изобразить тех, кого участник хотел бы видеть рядом с собой всегда (родителей, родных, друзей, домашних животных, игрушки и т. д.). Дать клиенту синий маркер (волшебную палочку) и попросить соединить себя с окружающими персонажами линиями – это волшебные нити.

По ним, как по проводам, от любимых людей к участнику теперь поступает добрая сила: забота, тепло, помощь. Но и от клиента должна идти такая, же сила. Нити навсегда соединили клиента с теми, кто ему дорог. Теперь, если кто-то из окружения ушел или куда-либо уехали, беспокоиться не стоит. Волшебные нити обязательно притянут их снова к участнику.

    Упражнение «Цветок добрых слов»

Каждый из участников предлагается нарисовать цветные лепестки (получает заранее подготовленные, вырезанные из цветной бумаги цветные лепестки). «Это лепестки цветка добрых слов.

Попробуйте сказать хорошие, теплые слова своим родителям, близким родственникам, и напишите на этих листках. Затем мы соединим лепестки, и получится цветок, который мы приклеим на цветочную поляну (ватман).

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 12. Социально – психологический тренинг «Всегда ли мы поступаем правильно?»

Цель: формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу.

Материалы: краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, альбомы, музыка.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Клиенты сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет какое – либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Обида человека»

С помощью красок, карандашей, мелков участникам предлагается изобразить состояние человека, незаслуженно обидевшего кого-либо. По окончании рисования клиенты обсуждают цветовую гамму, которую они использовали в своих рисунках.

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 13. Эмоционально личностное развитие: «Исследуем себя»

Цель: развивать самоощущение, принятие себя таким, какой ты есть, развивать ощущение внутренней сосредоточенности.

Материалы: фломастеры, карандаши, краски, альбомы, музыка.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет какое – либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

    Упражнение «Слушаем окружающий мир»

Участникам предлагается послушать окружающий мир. Для этого все удобно садятся на стуле, закрывают глаза: «дышим медленно и спокойно, вдох и длинный выдох. Слушайте, что происходит вокруг вас, прислушайтесь к звукам, запомните их, откройте глаза и расскажите кто, что слышал. А теперь еще раз закройте глаза и послушайте, что происходит у вас внутри: что вы слышите, что ощущаете?»

Идет обсуждение ощущений и звуков.

    Упражнение «Рисуем человека»

Участников просят в центре листа нарисовать человека. Ведущий рисует на доске образец. Будем исследовать себя, сядьте на стул, закройте глаза, почувствуйте, где у вас самое горячее место. Определили? Тогда возьмите красный карандаш и отметьте на рисунке красной точкой это место. Теперь снова закройте глаза и почувствуйте, где у вас самое холодное место.

Отметьте, синим карандашом на рисунке это место. Затем ищем самое приятное место (желтый цвет), самое неприятное (черный цвет). Находим самые легкие места (обводят голубым цветом) и самые тяжелые места (штриховка, закрашивание)

У людей разные части тела чувствуют себя неодинаково. У некоторых теплые руки и холодные ноги.

Обсуждение:

    трудно ли было выполнять задание?

    что было трудно, что легко?

    мешало ли что-то?

    понравилось ли исследовать себя?

    было ли приятно или нет?

    Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Блок 4. Сказкотерапия

Занятие 14. Погружение в сказку. Знакомство со сказкой

Материалы: иллюстрации сказок, краски, фломастеры, карандаши кисти, альбомы, спокойная музыка.

1. Ритуал начала занятия «Клубок сказок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов и называет свою любимую сказку. Участник при этом называет свою любимую сказку, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.

2.Слайд – презентация на тему «Известные сказки»

3.Упражнение «Любимый сказочный герой»

Звучит тихая, спокойная музыка. Специалист: «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок.

А теперь, каждый должен нарисовать любимого персонажа из известной нам всем сказки. Участники поочередно рассказывают про своего любимого героя.

4.Упражнение «Сочинение сказок»

Участники делятся на команды из 3-х, 2-х, человек. Каждая команда придумывает сказку с участием своих персонажей (или создает сказку из своих персонажей, которые рисовали в предыдущем упражнении) и зарисовывает сюжет сказки.

На сочинение сказок в командах надо выделить не менее 15 минут. По окончании отведенного времени каждая команда представляет свою сказку и иллюстрацию другим.

    Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры?

    Что далось легко?

    Какие чувства вы испытывали по отношению к герою, появившемуся вначале?

    Что значит для вас этот герой?

    Удовлетворены ли вы сказкой, которую создали в своей команде?

5. Ритуал окончания занятий «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 15. Знакомство с техникой монотипии с использованием ниток

Цель: развитие творческого мышления, терпения, аккуратности.

Материалы: бумага, нитки, краски, кисти.

    Ритуал начала занятия «Клубок»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов называя какое – либо приятное слово. Участник при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников

    Упражнение «Ниточная фантазия»

Специалист: «Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (длиной сантиметров 30–40) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки!

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю – сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 16. Образ Сказочного Героя

Цель: развитие самопознания через психологическую сказку, развитие творческого восприятия.

Материалы: иллюстрации сказок, краски, фломастеры, карандаши кисти, альбомы.

1. Ритуал начала занятия «Клубок сказочных героев»

Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий передает клубок ниток одному из клиентов, называя любого сказочного героя. Участник при этом называет своего сказочного героя, передавая клубок следующему участнику.

Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников

    Упражнение «Образ сказочного героя»

«Сядьте поудобней. Займите такую позу, в которой вам будет комфортно и не потребуется ее менять в течение нескольких минут. Глаза можно закрыть, но это не обязательно. Образы, которые будут появляться перед вами, можно увидеть и с открытыми глазами. Итак, приготовились. Сейчас вы окажетесь в волшебной Сказочной Стране. Эта страна населена самыми разнообразными жителями. Герои всех сказок, какие только есть на свете, живут в этой волшебной Стране.

Здесь вы можете встретиться с любым из сказочных персонажей. Сейчас перед вашим мысленным взором появится какой-то сказочный персонаж. Не пытайтесь вызвать его сознательно. Пусть придет тот, кто нужен именно в данный момент. Может быть, перед вами промелькнет череда сказочных героев. Но тот, кто будет нужен, наверняка окажется самым настырным и останется с вами даже тогда, когда остальные персонажи исчезнут. (Пауза.)

Теперь повнимательней рассмотрите того героя, который оказался перед вами. Обратите внимание на все детали его внешнего облика:

    Он движется или неподвижен?

    Что он делает?

    Какие чувства отражены в его облике?

    На каком фоне вы его видите?

    В какой обстановке?

    Есть ли кто-то еще рядом с ним?

    Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка?

А теперь мысленно прощайтесь с этим героем.

Давайте вернемся сюда, в нашу комнату. Тот, кто закрывал глаза, откройте их. Не торопитесь, не делайте лишних движений. Поворачивайте головой.

3. Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю – сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

4. Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Занятие 17. Занятие с использованием техник изотерапии и игротерапии

Цель: Формированием образного мышления, осознание и выражение своих чувств, развитие воображения.

Материалы: карандаши, фломастеры, мелки, бумага

    Ритуал начала занятия «Комплименты»

    Упражнение «Каракули»

Участники делятся на пары. Один участник из пары должен нарисовать любые линии, какие только захочет, а второй участник должен будет их продолжить. Вместе они должны подумать, на что похожи их каракули? Нужно ли дорисовывать что-либо.

Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор, пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю – сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

    Упражнение «Кляксы»

Клиенту дают лист бумаги, краски, кисточку и предлагают «покляксить» любимыми цветами. При этом поощряется «свобода творчества». После того, как лист будет изрисован, предлагается сложить его пополам. Затем лист с обеих сторон поочередно разглаживают.

    Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.

Заключительное занятие 18. Работа с разными техниками. Дарим радость

Цель: подведение итогов выполненной работы, формирование у участников умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими, раскрытие потенциальных возможностей участников, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.

Материалы: цветное тесто, пластилин, бусины, крупа, спички, семечки, ленты, краски, карандаши, ватманы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, краски, мелки, гуашь, журналы, фото.

    Ритуал начала занятия «Комплименты»

Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

    Упражнение «Создание радости»

Беседа на тему, какие эмоции вы испытывали на занятиях?

Затем участникам предлагается слепить эмоцию «Радость». Работы выполняются в произвольном стиле с использованием различных материалов: крупа, бусины, семечки и т.д.

После выполнения клиенты демонстрируют свои работы и рассказывают о своей «Радости».

    Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

    Упражнение «Коллаж. Наш мир»

Участники делятся на группы. В группах обсуждаются «свои миры». Каждая группа создает свой идеальный мир. Каким бы его хотели видеть. В процессе можно использовать фото, вырезки из газет и журналов, рисунки. Затем каждая команда придумывает название своего мира. Затем идет обсуждение работ каждой команды. Участники все участвуют в обсуждении своего мира.

    Упражнение «Подарок»

Описание упражнения: Специалист: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными?

Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие».

    Слайд – презентация на тему «Наш путь. Итоги»

    Ритуал прощания «Ладошки»

Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе, о других членах группы, на другую ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.

3.Условия реализации

Материально-техническое обеспечение:

    Печатные пособия

    Таблицы по цветоведению

    Аудио- и видеомагнитофон

    CD/DVD проигрыватель

    Компьютер (ноутбук)

    Проектор для демонстрации слайдов

    Мультимедийный проектор

    Магнитная доска

    Фотокамера цифровая

    Оборудование кабинета:

    Столы 1 – 2 местные с комплектом стульев

    Шкафы для хранения материалов, пособий, и др.

    Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

    Информационное обеспечение:

    Аудиозаписи с музыкальными композициями

    Слайды (диапозитивы): иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах и т.д.

    Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

    Материалы для художественной деятельности:

    Краски акварельные

    Гуашь, тушь

    Фломастеры, цветные карандаши

    Восковые мелки

    Пастель, уголь

    Кисти разных размеров

    Посуда для воды

    Пластилин, глина

    Солёное тесто

    Ватные диски, ватные палочки

    Клей

    Ножницы

    Сухие листья, сыпучие материалы

    Бумага белая, цветная, ватман, газеты

    Рамы для оформления работ

4.Критерии эффективности

Нами были разработаны критерии оценки эффективности арт – терапевтического воздействия на психическое состояние и познавательную деятельность клиентов. Оценка проводится с помощью вышеуказанных методик, а также по продуктам изобразительной деятельности в начале курса занятий, в процессе работы и после проведения курса. Положительные характеристики клиента обозначаются знаком «+», а отрицательные «-».

Занятия считаются эффективными если по мере проведения курса количество плюсов возрастает, а количество минусов уменьшается.

Критерии оценки эффективности арт – терапевтических занятий.

Дата

Начало курса

«+», «-»

Конец курса

«+», «-»

Контактность.

В контакт не вступает.

Проявляется речевой негативизм.

Контакт формальный.

В контакт вступает не сразу.

Не проявляет заинтересованности в контакте.

Контакт избирательный.

Легко и быстро устанавливает контакт.

Характер деятельности.

Отсутствие мотивации к деятельности.

Работает формально.

Деятельность неустойчивая.

Деятельность устойчивая, работает с интересом.

Работоспособность.

Крайне низкая.

Снижена.

Достаточная.

Познавательная деятельность.

Задаёт вопросы об арт-терапии

Проявляется постоянно.

Проявляется часто.

Проявляется редко.

Проявляется никогда.

Эмоционально – волевая сфера.

Активный.

Пассивный.

Деятельный.

Инертный.

Вялый.

Работает с удовольствием.

Из подчинения.

Неадекватное поведение.

Двигательная расторможенность.

Агрессивность.

Колебания настроения.

Конфликтность.

Страхи.

Реакция на одобрение.

Адекватная.

Неадекватная.

Реакция на замечание.

Исправляет поведение.

Обижается.

Нет реакции на замечание.

Отношение к неудаче.

Неудачу оценивает.

Отсутствует оценка неудачи.

Негативная эмоциональная реакция на неудачу.

Самооценка.

Заниженная.

Нормальная.

Завышенная.

Уровень притязаний.

Заниженный.

Нормальный.

Завышенный.

Самостоятельность.

Почти не требуется помощь специалиста.

1 – 3 раза в течение занятия.

3 -5 раз в течение занятия.

Более 5 раз.

Занятия в количестве 30 часов включают в себя:

    Изотерапия - воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

    Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

    Игровая терапия - воздействие с использованием игры;

    Сказкотерапия - воздействие с помощью сказок, выдуманных историй.

Список литературы к программе

Вступительное занятие.

Занятие 1.

    Бакли, Р. Теория и практика тренинга [Текст] / Р. Бакли, Дж. Кэйпл. – СПб.: Питер, 2002.

    Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [Текст] / М.В. Киселёва. -СПб.: Речь, 2007.

    Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения [Текст]: учеб. пособие / автор сост. : Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

    Упражнения на знакомство и сплочение коллектива [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (2 файла). – Режим доступа: . – (7.12.2014).

Блок 1. Изотерапия.

Занятие 2.

    Копытин, А.И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг [Текст] / А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2008.

    . – (17.12.2014)

Занятие 3.

    Королева, З. Говорящий рисунок [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: . – (13.01.2015).

    Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] /Л.Д. Мардер. - ,2007.

    Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения [Текст]: учеб.пособие / автор сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] /И.В.Свистунова. – М.: Форум, 2012.

Занятие 5.

    Богданович, В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (10файлов). – Режим доступа: http://kinmoabooks.ru. – (25.01.2015).

Занятие 7.

    Кисилева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В.Киселёва. - СПб.: Речь, 2007.

    Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Т лов). –Режим доступа: http://art-psychology.ru. – (17.12.2014).

    Киселеваекст] /Л.Д.Мардер. - ,2007.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В.Свистунова. – М.: Форум, 2012.

    Этот удивительный материал – бумага [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (4 файла). – Режим доступа: Занятие 9.

Блок 3. Игровая терапия

Занятие 10.

    Лэндрент,Г.Л Игровая терапия: искусство [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. (7 файлов). - Режим доступа: http://www.koob.ru . - (10.11.2014).

    2007.

Занятие 11.

    Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - М.; СПб., 2002.

    Лэндрент,Г.Л Игровая терапия: искусство [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. (7 файлов). - Режим доступа: http://www.koob.ru. - (10.11.2014).

    Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] / Л.Д.Мардер. - ,2007.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

Занятие 12.

    Коррекционно – развивающая программа по арт- терапии «Цветной мир», разработчик Ганюшкина Ольга Анатольевна, МОУ «СОШ № 11» г. Саратова [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. (7 файлов). - Режим доступа: http://prezentacya.ru Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - М.; СПб., 2002.

    Техники снятия гнева, агрессии, обиды и злости [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: http://www.psynavigator.ru. – (17.12.2014).

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

Блок 4. Сказкотерапия

Занятие 14.

    Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д Игры в сказкотерапии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: http://www.koob.ru. – (17.12.2014).

    Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] /Л.Д.Мардер. - М.: Генезис,2007.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

    Лукошко сказок [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: . – (17.12.2014).

Занятие 15.

    Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] /Л.Д.Мардер. - М.: Генезис,2007.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

    Семёнова, З.Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом – Дерево - Человек» [Текст] / З.Ф. Семёнова, С.В. Семёнова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

    Учимся создавать монотопии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: . – (17.12.2014).

Занятие 16.

    Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: . – (17.12.2014).

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

    Сколов, Д. Сказки и сказкотерапия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: . – (17.12.2014)

Занятие 17.

    Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В.Киселёва. - СПб.: Речь, 2007.

    Кокоренко, В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий[Текст] / В.Л. Кокоренко. - СПб.: Речь, 2005.

    Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] /Л.Д.Мардер. - М.: Генезис,2007.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.

Заключительное занятие.

Занятие 18.

    Арттерапевтическая техника «Коллаж» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (2 файла). – Режим доступа: http://3ladies.ru. – (11.11.2014).

    Богданович, В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (10 файлов). – Режим доступа: http://kinmoabooks.ru. – (25.01.2015).

    Королева, З. Говорящий рисунок [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (5 файлов). – Режим доступа: http://rusata.ru. – (17.12.2014).

    Короп, И. Законы Радости. Исцеление словом и музыкой [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (4 файла). – Режим доступа: http://art-psychology.ru. – (17.11.2014).

    Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт - терапевтическая работа [Текст] /Л.Д. Мардер. - М.: Генезис,2007.

    Семёнова, З.Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом – Дерево - Человек» [Текст] / З.Ф. Семёнова, С.В. Семёнова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

    Свистунова, И.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / И.В. Свистунова. – М.: Форум, 2012.